Перспективы развития косвенного налогообложения в российской федерации

Опубликовано: 18.05.2024


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 27.11.2016 2016-11-27

Статья просмотрена: 2745 раз

Библиографическое описание:

Волохатая, И. В. Перспективы развития косвенного налогообложения в РФ / И. В. Волохатая, А. В. Плахов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 25 (129). — С. 260-262. — URL: https://moluch.ru/archive/129/35822/ (дата обращения: 20.05.2021).

В формировании бюджета страны большую роль играет косвенное налогообложение. Современная налоговая система в России начала существовать в январе 1992 года. Тогда вступили в действие законы: «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах». Именно эти налоги играют основную роль в РФ, и относятся они к косвенным налогам.

Косвенные налоги — это источник бюджета, наиболее независимый от колебаний и спада экономики. Высокая доходность — главное преимущество данного налогообложения.

Косвенное налогообложение Российской Федерации представлено акцизами, (до 2005 г. — таможенными пошлинами, которые были выведены из состава налоговых доходов) и налогом на добавленную стоимость, о необходимости которого не утихают споры. [2]

Проанализируем поступление НДС в бюджетную систему РФ на 1 января 2014–2016 гг.

Поступление НДС вбюджетную систему РФ на 01 января 2014–2016гг. [1]

Наименование

01.01.2014

01.01.15

01.01.16

млр.руб

млр.руб

млр.руб

НДС всего, в т. ч.:

-НДС на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ

-НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

Так, на 1 января 2016 г. зафиксировано повышение поступлений от НДС на 679,84 млн руб. по сравнению с показателями 2014 г. На объемы поступлений большое влияние оказал переход к обязательному определению даты возникновения обязанности по уплате налога на добавленную стоимость всеми налогоплательщиками по методу начисления. Уплате налога по методу начисления может увеличить доходы федерального бюджета.

В 2015 г. доходы федерального бюджета от НДС, администрируемого ФНС России, составили 2821,5 млрд. руб. против 2438,13 млрд. руб. в 2014 г., т. е. увеличение поступлений по сравнению с предыдущим годом на 383,37 тыс. руб.

Много раз выдвигались предложения о замене НДС налогом с продаж или налогом с оборота. Важным аргументами в пользу отмены НДС являются: 1) нагрузка на высокоэффективный бизнес, который имеет высокую долю добавленной стоимости, (почти 1/5 от оборота); 2) предприятия являются заложниками своих поставщиков; 3) налог изымает оборотные средства предприятия независимо от доходности предприятия; 4) значительные издержки по учету и исчислению; 5) сравнительная легкость искажения деклараций; 6) реимпорт товаров. [2]

Так же у НДС имеются недостатки, связанные с администрированием, которые делают его неэффективным в Росси и в других странах. Для стимулирования производства продукции целесообразно было бы: снизить ставку налога на 1 %, т. е. взимать его по ставке 12 %, но сохранить его льготную ставку в 10 %, чтобы избежать рост цен на потребительские товары, и упростить механизм расчета.

В рамках антикризисных мер и мер по поддержке экспорта необходимо установить порядок вычета сумм налога на добавленную стоимость по товарам, используемым для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 %, в порядке, аналогичном порядку, применяемому по товарам (работам, услугам, имущественным правам), используемым для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставкам в размере 10 и 18 процентов.

Акцизы так же относятся к косвенным налогам. Акцизом облагается вся стоимость товаров, включая материальные затраты.

В 2015 году ставки акцизов на большинство видов подакцизных товаров увеличились в среднем на 20 %, на спиртосодержащую продукцию и этиловый спирт на 25 %, по сравнению с предыдущими годами.

Динамика поступления акцизов в федеральный бюджет РФ представлена в таблице 2.

Поступление акцизов вфедеральный бюджет РФ на 1 января 2014–2016гг. [1]

Наименование налога

01.01.14

01.01.15

01.01.16

Руб.

Руб.

Руб.

Акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья

Акцизы на спиртосодержащую продукцию

Акцизы на табачную продукцию

Акцизы на автомобильный бензин,

Акцизы на автомобили легковые и мотоциклы,

Акцизы на дизельное топливо

Акцизы на моторное масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей,

Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 %

На 01.01.16 год поступление акцизов на табачные изделия составили 379,1 млн руб., что на 11,53 % больше чем 01.01.15 года.

За 2015 год поступления акцизов на автомобильный бензин отсутствуют, а в 2014 году составили 66 млн руб. и по сравнению с 2013 годом увеличились на 62 млн.руб, что обусловлено ростом поступления акцизов на автомобильное топливо в сопоставимых ценах в 2,3 раза. Также очень существенно растут акцизы на автомобили на 01.01.15 по сравнению с 01.01.14 годом, причем на 01.01.16 сумма акцизов заметно уменьшилась, на 5 млн руб.

Еще одним весомым источником, формирующим налог, являются акцизы по алкогольной продукции. Поступление акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья производимый на территории РФ в бюджетную систему РФ 01.01.16 года составили 528 тыс. руб. и по сравнению с 01.01.15 уменьшились на 4 тыс. руб.

Рост объемов продаж ликероводочной продукции обусловлен реализацией проводимой государством политики по уменьшению потребления низкокачественных алкогольных напитков. На 01.01.16 года сумма акцизов составила 51 тыс. руб, что на 41 тыс. руб больше, чем на 01.01.15 года.

На 2017 год предусматривается сохранение размеров ставок акцизов, установленных действующим законодательством о налогах и сборах. На 2018 год предполагается индексация ставок акцизов с учетом индекса потребительских цен, заложенного в основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на плановый период 2017–2018 годов. То есть, предполагается индексация ставки в среднем на 8 % по всем видам подакцизных товаров, кроме сигарет (по этому виду индексация — 17 % на сигареты с фильтром и 30 % — на сигареты без фильтра). [3]

В отношении вин и игристых вин (шампанских) с защищенным географическим указанием, а также с защищенным наименованием места происхождения установить в два раза более низкие ставки акцизов по сравнению с аналогичными винами без этих характеристик.

Таким образом, перспективы развития акцизов в РФ связаны с уточнением перечня подакцизной продукции, дифференциацией ставок и исчислением и уплатой акцизов на спиртосодержащую продукцию и нефтепродукты.

Косвенные налоги часто критикуют, говорят, что они регрессивны и недемократичны, но в тоже время, они являются оптимальными для нестабильной экономики. Косвенные налоги еще не одно столетие будут использоваться государствами, совершенствоваться и приносить значительные поступления в бюджет.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение действующей практики исчисления и уплаты косвенных налогов и определение дальнейшего пути их развития.
Исходя из цели исследования, основными задачами настоящей работы являются:
- изучит теоретические аспекты косвенного налогообложения;
- проанализировать действующую систему косвенного налогообложения в РФ;
- определить пути развития косвенного налогообложения.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты косвенного налогообложения 7
История возникновения и развития косвенного налогообложения в России и за рубежом 7
Место и роль косвенного налогообложения в налоговой системе 10
Исследование проблем косвенного налогообложения в РФ 15
2. Анализ действующей системы косвенного налогообложения на материалах УФНС по Республике Мордовия 24
2.1 Анализ динамики показателей поступления налога на добавленную стоимость в бюджет 24
2.2 Исследование действующего механизма акцизного налогообложения 29
2.3 Оценка организации и проведения налогового контроля в области косвенного налогообложения 44
3 Перспективы развития косвенного налогообложения в РФ 49
3.1 Совершенствование механизма взимания налога на добавленную
стоимость в Российской Федерации 50
3.2 Совершенствование системы акцизного налогообложения 50
3.3 Использование зарубежного опыта косвенного налогообложения в российской практике 55
Заключение 60
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Косвенное налогообложение в РФ.docx

Курсовая работа содержит 70 страниц печатного текста, 4 таблицы, 4 рисунка, 63 использованных источников, 1 приложение.

КОСВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, АКЦИЗ, НАЛОГ НА ДОБЬАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ, НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА, ВЫЕЗДНАЯ ПРОВЕРКА, КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ.

Объектом исследования выступало Управление ФНС России по РМ.

Целью курсовой работы является изучение действующей практики исчисления и уплаты косвенных налогов и определение дальнейшего пути их развития.

Методы исследования: абстрактно-логический, экономико-статистический, системный анализ

Полученные результаты: В результате исследования проведен анализ косвенного налогообложения.

Степень внедрения – частичная.

Область применения - практике работы налоговых органов

1 Теоретические аспекты косвенного налогообложения 7

  1. История возникновения и развития косвенного налогообложения в России и за рубежом 7
  2. Место и роль косвенного налогообложения в налоговой системе 10
  3. Исследование проблем косвенного налогообложения в РФ 15

2. Анализ действующей системы косвенного налогообложения на материалах УФНС по Республике Мордовия 24

2.1 Анализ динамики показателей поступления налога на добавленную стоимость в бюджет 24

2.2 Исследование действующего механизма акцизного налогообложения 29

2.3 Оценка организации и проведения налогового контроля в области косвенного налогообложения 44

3 Перспективы развития косвенного налогообложения в РФ 49

3.1 Совершенствование механизма взимания налога на добавленную

стоимость в Российской Федерации 50

3.2 Совершенствование системы акцизного налогообложения 50

3.3 Использование зарубежного опыта косвенного налогообложения в российской практике 55

Список использованных источников 63

Приложение А 69

Налоги возникли с появлением государства как один из методов мобилизации денежных средств. На ранних этапах исторического развития они взимались с населения и имели либо натуральную форму, либо форму трудовых повинностей. Вместе с доходами в виде дани, контрибуции (т.е. неналоговыми доходами) государство покрывало налогами свои расходы. Но с увеличением территорий, ростом экономической и политической мощи государство начинает взимать налоги со своих подданных. С развитием товарно-денежных отношений налоги приобретают преимущественно денежную форму.

Таким образом, налоги как экономическая категория имеют историче-ский характер. Они менялись вместе с развитием государства. Современное государство, экономика которого основана прежде всего на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, решение которых слабо регулируется рынком или находится за пределами рыночных отношений.

В состав таких интересов включаются:

• необходимость удовлетворения общественных потребностей управление, оборона, обеспечение правопорядка, безопасность, социальные расходы и т.п.);

• необходимость регулирования экономической деятельности (управление, оборона, обеспечение правопорядка, безопасность, социальные расходы и т.п.);

• необходимость регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования, наносящих вред окружающей среде, и т.д.;

• долгосрочные капиталовложения и переложение повышенных рисков с экономических субъектов на государство (например, освоение космоса).
Решение этих задач и обеспечивается через налогообложение.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налог на добавленную стоимость играет ведущую роль в косвенном налогообложении. Поступление от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает.

Во-первых, от него трудно уклониться. Во-вторых, с ним связано меньше экономических нарушений. В-третьих, он в большей степени повышает заинтересованность в росте доходов. К тому же для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения расходов, чем доходов.

Однано, несмотря на столь успешное применение налога в мировой практике, зарубежный опыт использования НДС также содержит ряд не решенных вопросов, связанных с негативными особенностями широкого ис-пользования НДС. Поэтому слепое копирование положений зарубежного законодательства об НДС в отечественную теорию и практику применения этого налога крайне нежелательно.

Таким образом, основой для выбора данной тематики курсовой работы послужила все возрастающая актуальность проблем, связанных с косвенным налогообложением в РФ.

Целью курсовой работы является изучение действующей практики исчисления и уплаты косвенных налогов и определение дальнейшего пути их развития.

Исходя из цели исследования, основными задачами настоящей работы являются:

- изучит теоретические аспекты косвенного налогообложения;

- проанализировать действующую систему косвенного налогообложения в РФ;

- определить пути развития косвенного налогообложения.


1 Теоретические аспекты косвенного налогообложения

1.1 История возникновения и развития косвенного налогообложения в России и за рубежом

Множественность налогов, их различное назначение и построение дела-ют необходимой классификацию налогов. По степени компетенции органов законодательной или представительной власти различных уровней в отношении решения вопросов установления и введения в действие налогов, установления конкретных налоговых ставок, сроков уплаты, налоги делятся на [40, c. 85]:

Федеральные налоги устанавливаются и вводятся высшим органом государственной (законодательной) власти Российской Федерации. Они взимаются на территории страны. К федеральным налогам относятся, например, налог на добавленную стоимость, налог на доходы с физических лиц, акцизы.

Исходя из объектов обложения различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги - это налоги взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика, например, налог на доходы с физических лиц, налог на прибыль с организаций, налог на имущество.

Исторически прямое налогообложение возникло как наиболее ранняя форма изъятия в доход государства части доходов налогоплательщиков. Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. Реальные налоги уплачиваются с отдельных видов имущества, товаров или деятельности независимо от финансового положения налогоплательщика. Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и взимаются у источника дохода или по декларации.

Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене товара, с оборота реализации товаров, работ и услуг. К ним относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, фискальные монополии, таможенные пошлины, налог с продаж.

На протяжении всей истории человечества происходило развитие и совершенствование системы налогообложения с последующим разделением на подсистемы прямого и косвенного налогообложения. При этом, как правило, в ретроспективе происходила постоянная смена прямого и косвенного налогообложения с постепенным усилением роли косвенных налогов.

Система косвенного налогообложения развивалась на протяжении всего исторического периода. Проведенные исследования позволили автору выявить некоторые закономерности в эволюции налоговой системы, основные характеристики которой представлены в таблице 1.1 [61, c. 58].

Таблица 1.1 - Основные этапы становления и развития мировой системы косвенного налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 05:56, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является теоретическое обоснование косвенного налогообложения товаров, работ, услуг как государственного финансово-экономического механизма, а также анализ аналитики поступлений доходов от косвенных налогов в бюджет, проблемы и пути решения совершенствования налогообложения по данным налогам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ. ………………………………………………………………………. 6
1.1. Развитие косвенного налогообложения в России……………………….….6
1.2. Сущность и функции косвенного налогообложения…………………..…19
1.3. Значение налога на добавленную стоимость в современных условиях..24
1.4.Акцизы как второй вид косвенных налогов………………………..……. 37
ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ..……………………………………………….45
2.1. Налог на добавленную стоимость как источник доходов бюджетной системы ………………………………………………………………..……..…..45
2.2. Оценка состояния доходов бюджета за счет акцизов, их динамика и структура…………………………………………………………………………60
2.2. Оценка состояния доходов бюджета ХМАО за счет косвенных налогов, их динамика, и структура ….………………………………………………..….76
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ………………………………………………………. 87
3.1.Выявление недостатков системы косвенного налогообложения и пути их преодоления……………………………………………………………………. 87
3.2.Совершенствование системы косвенного налогообложения в Российской Федерации………………………………………………………………………..96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….105
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….115
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….121

Работа состоит из 1 файл

Отдан 2 Диплом Косвенные налоги в РФ и перспективы их развити 20102345.doc

Глава I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ. ……………………………………………………… ………………. 6

1.1. Развитие косвенного налогообложения в России……………………….….6

1.2. Сущность и функции косвенного налогообложения…………………..…19

1.3. Значение налога на добавленную стоимость в современных условиях..24

1.4.Акцизы как второй вид косвенных налогов………………………..……. 37

Глава II. состояниЕ косвенного налогообложения в Современных условиях..………………………………………………. 45

2.1. Налог на добавленную стоимость как источник доходов бюджетной системы ………………………………………………………………..…….. …..45

2.2. Оценка состояния доходов бюджета за счет акцизов, их динамика и структура……………………………………………………… …………………60

2.2. Оценка состояния доходов бюджета ХМАО за счет косвенных налогов, их динамика, и структура ….………………………………………………..….76

Глава III. Проблемы и перспективы развития косвенного налогообложения……………………………………… ………………. 87

3.1.Выявление недостатков системы косвенного налогообложения и пути их преодоления………………………………………………… …………………. 87

3.2.Совершенствование системы косвенного налогообложения в Российской Федерации…………………… …………………………………………………..96

В российской налоговой реформе приоритет отдается косвенным налогам, по сути, налогам на потребителя, что в определенной мере противоречит не только экономическим основам рыночной системы, но и принципам налогообложения. Современная практика реализации проводимой реформы генерирует развитие экономических противоречий между налогоплательщиком и налогополучателем в процессе получения и распределения налоговых доходов между федеральным, региональным и местным уровнем.

Актуальность темы дипломной работы «Косвенные налоги в Российской Федерации и перспективы их развития» на современном этапе развития косвенного налогообложения состоит в том, что косвенные налоги выражают фискальные интересы государства. Разумное их применение может позитивно воздействовать на процесс ценообразования и влиять на структуру потребления. Кроме того, для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения и расходов, чем рост прямого налогообложения доходов. Использование налогов на потребление, каковым являются акцизы, налог на добавленную стоимость, более предпочтительно, так как: от них труднее уклонится; с ними связано меньше экономических нарушений; они меньше сокращают стимулы к труду; в условиях отсутствия дефицита, включая и на товары - заменители, они оставляют за потребителем право выбора; для них характерна анонимность.

Градация налогов на прямые и косвенные напрямую зависит от порядка и исчисления и определения объекта налогообложения, именно косвенные налоги формируют большую часть российского налогового бюджета, что само по себе предопределяет пристальное внимание к проблемам механизма их функционирования и направлениям его совершенствования.

Финансовый кризис продиктовал необходимость изменения налогообложения, невозможность существования и нормального функционирования государства и субъектов экономических отношений без системы налогообложения и законодательной базы, без которой эта система не действенна вовсе. На первый план по значимости выходят платежи по прямому и косвенному налогообложению,

Целью дипломной работы является теоретическое обоснование косвенного налогообложения товаров, работ, услуг как государственного финансово-экономического механизма, а также анализ аналитики поступлений доходов от косвенных налогов в бюджет, проблемы и пути решения совершенствования налогообложения по данным налогам.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить развитие косвенного налогообложения в России;
  2. рассмотреть сущность и функции косвенного налогообложения;
  3. выяснить значение налога на добавленную стоимость в современных условиях;
  4. раскрыть сущность акцизов как второго вида косвенных налогов;
  5. проанализировать налог на добавленную стоимость как источник доходов бюджетной системы в современных условиях;
  6. оценить состояние доходов бюджета за счет акцизов, их динамику и структуру;
  7. охарактеризовать состояние поступлений косвенных налогов ХМАО, их динамика, и структура
  8. выявить недостатки системы косвенного налогообложения и пути их преодоления;
  9. установить совершенствование системы косвенного налогообложения в Российской Федерации.

Данная дипломная работа содержит введение, три главы, разбитые на несколько подпунктов, список использованной литературы, приложения.

В главе I «Методологические основы косвенных налогов в условиях рыночной трансформации экономики России» рассмотрена история косвенного налогообложения в России и раскрыты основы косвенного налогообложения.

В главе II «Состояние косвенного налогообложения в современных условиях» проведена попытка проанализировать динамику объемов начисленных косвенных налогов в современных условиях России и отдельно региона ХМАО.

Глава III «Проблемы и перспективы развития косвенного налогообложения» посвящена проблемам администрирования косвенного налогообложения в современных условиях и совершенствованию косвенных налогов на краткосрочную перспективу.

Предметом исследования является совокупность налоговых отношений, финансово-экономических взаимосвязей и взаимозависимостей, возникающих в процессе косвенного налогообложения товаров, работ, услуг.

Объектом исследования являются косвенное налогообложение товаров, работ, услуг как один из главных источников налоговых доходов бюджета в Российской Федерации.

Природа косвенного налогообложения, в том числе, товаров, работ, услуг вызывает в настоящее время активный творческий интерес со стороны отечественных и западных ученых. Особенно дискуссионный характер имеет теория переложения налогов.

Одним из первых ученых, разработавших классификацию налогов на прямые и косвенные, является Д. Локк. Среди зарубежных представителей теории переложения косвенного налогообложения можно выделить ряд исследователей, в их числе: У. Пети, А. Смит, Д. Рикардо, Ж. - Б. Сэй, Н. Канар, П. Прудон, Ф. Лассаль, К. Рау, А. Шеффле, А. Вагнер, А. Курно, Р. Майер, К. Виксель, М. Панталеоне, Ф. Контильяни, Э. Селигман, А. Маршалл, П. Самуэльсон, Р. Масгрейв, К. Макконнелл, С. Брю и другие.

Изучению косвенного налогообложения посвящали свои работы и отечественные экономисты, в частности, И.Е. Горлов, Н.И. Тургенев. Огромный вклад в развитие теоретических основ нашего финансового и налогового права внесли также В.А. Гольцев, И.Х. Озеров, А.А. Соколов, Л.В. Ходский, В.Г. Яроцкий, И.И. Янжул. Одним из фундаментальных трудов по переложению налогов в России является монография Б. Дитмана «Переложение налогов», вышедшая в 1930 г.

Вопросы переложения налогов, а также классификации налогов на прямые и косвенные разрабатываются современными российскими учеными, в этом ряду авторы: В.В. Коровкин, Е.В. Кудряшова, Л.П. Павлова, А.Г. Рашин, А.А. Соколов, Г.П. Толстопятенко, А.В. Трошин. Исследованию теоретических аспектов косвенного налогообложения посвятили свои труды С.В. Барулин, В.Г. Пансков, Д.Г. Черник и другие.

Информационной базой исследования послужили данные Федеральной налоговой службы РФ, Федеральной службы государственной статистики, материалы Министерства финансов РФ, Палаты налоговых консультантов РФ, данные ряда других российских ведомств, сведения из экономических научных изданий, материалы научных конференций по налогам и налогообложению, сведения, опубликованные в периодической печати, Интернет-ресурсы, а также авторские расчёты.

Глава I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОСВЕННЫХ

НАЛОГОВ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

1.1. Развитие косвенного налогообложения в России

Российская система налогообложения на протяжении времени практически всегда складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения, вместе с изменениями в её политическом устройстве и вместе с историческими вехами.

Финансовая система Древней Руси стала складываться только с конца IX в. в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались «дань». Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Так, в русской летописи «Повести временных лет» перечисляются народы «иже дань дают Руси». Со временем, дань выступила систематическим прямым налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания и изделиями ремесла. Дань взималась повозом, когда она привозилась в Киев, а также полюдьем, когда князья или его дружины сами ездили за нею. Единицей обложения данью в Киевском государстве служил «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом хозяйстве. 1

Косвенные налоги взимались в форме торговых и судебных пошлин. Особое распространение получил так называемый «мыт» — пошлина, взимаемая при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений.

Князь Олег Вещий (умер в 912 году), объединивший в результате походов вокруг Киева земли кривичей, северян, вятичей, тиверцев и др. кроме дани, обязал покоренные племена поставлять ему воинов. Размер дани выступал постоянным источником внутригосударственных конфликтов. Так, великий киевский князь Игорь по свидетельству историков был убит в 945 году древлянами при попытке вторично собрать с них дань.

В период феодальной раздробленности Руси большое значение приобретают пошлины за провоз товаров по территории владельца земли, причем пошлины взимались за каждую повозку. Именно с этого момента зафиксированы первые попытки налоговой оптимизации купцы максимально нагружали товарами свои повозки, причем так, что иногда товары выпадывали. В качестве контрмеры местные князья ввели правило, согласно которому товар, выпавший из повозок переходил в их собственность. Так и родилась русская поговорка: «Что с воза упало, то пропало».

В XIII в. после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань выступила формой регулярной эксплуатации русских земель. Взимание дани началось после переписи населения, проведенной в 1257–59 г.г. монгольскими «численниками» под руководством Китата, родственника великого хана. Единицами обложения были: в городах — двор, в сельской местности — хозяйство. Известно 14 видов «ордынских тягостей», из которых главными были: «выход» («царева дань»), налог непосредственно на монгольского хана; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); взносы на содержание монгольских послов («корм») и др. Ежегодно из русских земель в виде дани уходило огромное количество серебра. «Московский выход» составлял 5–7 тыс. руб. серебром, «новгородский выход» — 1,5 тыс. руб. Данные поборы истощали экономику Руси, мешали развитию товарно-денежных отношений. 2

Уплата сборов первоначально контролировалась чиновниками хана на местах — баскаками, в конце 50 — начале 60-х г.г. XIII в. дань собирали уполномоченные ханом купцы — «бесермены», откупавшие у него это право. Однако из-за народных восстаний «бесермены» были изгнаны из всех русских городов и функции по сбору дани перешли русским князьям.

Непомерные поборы выступали постоянной причиной вооруженной борьбы русского народа. Так, в конце первой четверти XIV в. неоднократные выступления русских городов привели к ликвидации системы баскачества, а политическое объединение Руси вокруг Москвы создало условия для ликвидации иноземной зависимости. Великий Московский князь Иван III Васильевич (1462—1505 гг.) в 1476 году полностью отказался от уплаты дани.

3.3 Перспективы развития косвенного налогообложения в Российской Федерации

Одной из главнейших проблем в кризисный период в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости налогов. Налоги являются основным инструментом, с помощью которого образуются государственные и муниципальные денежные фонды. Для любого государства, на какой бы ступени своего социально-экономического развития оно ни находилось, необходимость увеличения доходов бюджетов является одной из актуальнейших задач. Нахождение правильного решения этой задачи чрезвычайно важно и для России.

25 мая 2009 г. Правительством Российской Федерации были одобрены Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 - 2012 годы. И как следует из рассматриваемого документа, дальнейшего снижения налогового бремени не планируется [14]. Основной «антикризисный налоговый пакет» был принят в конце 2008 г. В ближайшие годы антикризисные меры будут реализовываться в рамках бюджетной политики.

Так что же нас ожидает в сфере косвенного налогообложения? В поисках ответа обратимся к последним публикациям в данной области.

Например, кандидат экономических наук, руководитель отдела методологии бухгалтерского учета и аудита ООО «РосКо» А. А. Талаш в своей статье пишет, что значительных изменений в порядке обложения НДС не предвидится. Планируется внести некоторые уточнения в порядок подтверждения нулевой ставки. Предполагается продолжить работу, направленную на оптимизацию перечня документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки, а также на сокращение сроков возмещения НДС.

По мнению А. А. Талаша уточнения затронут и порядок оформления счетов-фактур. Планируется решить вопрос о возможности оформления счетов-фактур с отрицательными показателями (кредит счетов). Ранее Минфин России высказывался против выставления отрицательных счетов-фактур (письма Минфина России от 29.05.07 г. № 03-07-09/09, от 10.04.07 г. № 03-07-08/70 от 21.03.06 г. № 03-04-09/05 и др.). Также ставится задача внести изменения в законодательство в отношении незначительных нарушений правил заполнения счета-фактуры. Указанные изменения должны определить, при незаполнении (или неверном заполнении) каких реквизитов счет-фактура может быть признан несоответствующим установленным требованиям. Это должно способствовать снижению издержек налогоплательщиков по исполнению налогового законодательства.

Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пп. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Именно в пп. 5 и 5.1 указанной статьи приведен перечень обязательных реквизитов счетов-фактур, выставляемых при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Пунктом 6 ст. 169 НК РФ установлено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается этим предпринимателем с указанием реквизитов его свидетельства о государственной регистрации.

Будет продолжена работа по созданию системы составления счетов-фактур в электронном виде [15].

В свою очередь, ассистент кафедры финансового права Харисов И. Ф. подчеркивает, что в соответствии с концепцией развития России до 2020 г., представленной Министерством экономического развития и торговли, рассматриваются два варианта реформы налога на добавленную стоимость: во-первых, введение единой ставки НДС в размере 12 %; во-вторых, снижение ставки налога до 14 % с сохранением льготной ставки 10 % по отдельным группам товаров (продовольственные и детские товары, лекарственные средства, полиграфическая продукция). Как отмечается в документе, оба варианта приведут к выпадению доходов федерального бюджета. При унификации ставки НДС на уровне 12 % в первый год налоговой реформы прямые выпадающие доходы оцениваются в 2 % ВВП. При сокращении ставки до 14 % с сохранением льготной ставки выпадающие доходы будут ниже и составят около 1,3 % ВВП.

Министр финансов А. Кудрин отметил, что в условиях, когда спрос превышает темпы производства, в России снижение налога на потребление приведет к еще большему темпу роста спроса и, соответственно, к дальнейшему перегреву экономики. В то же время, снизив ставку НДС, придется думать о сокращении расходов на основные сферы, которые требуют увеличения расходов, - это здравоохранение, пенсионная системам дорожное строительство [16].

Подводя итог выше сказанному, следует отметить, что к обсуждению вопроса о снижении ставки НДС, можно будет вернуться после преодоления мирового финансового кризиса.

Совершенствование акцизного налогообложения в перспективе, по мнению профессора, зав. кафедрой «Государственные доходы» Академии бюджета и казначейства Минфина России Н. И. Малиса, связывается, прежде всего, с механизмом предотвращения ухода от их уплаты. Надо отметить, что у предпринимателей в наличии в настоящее время достаточное количество соответствующих легальных схем. В частности, зачастую используется так называемая спиртосодержащая схема, по которой налогоплательщики с целью получения налоговых вычетов в большем объеме в качестве сырья для производства алкогольной продукции используют не этиловый спирт, а спиртосодержащую продукцию. Эту проблему предполагается устранить следующим образом: в действующий порядок будут внесены изменения, которые продекларируют возможность получения налоговых вычетов только в том случае, если использованное для производства алкогольной продукции исходное сырье будет соответствовать ГОСТу и другой нормативной документации, регулирующей процесс производства конкретной алкогольной продукции. Кроме того, чтобы предотвратить существующие злоупотребления, связанные с возвратом алкогольной продукции производителю, предполагается предусмотреть восстановление полученных налоговых вычетов и уплату соответствующих сумм в бюджет в этом случае, а также и в случае утраты (недостачи) алкогольной продукции и в случае уничтожения налогоплательщиком произведенной им алкогольной продукции.

В настоящее время гарантом правомерности применения нулевой ставки акциза являются банки, однако налоговое законодательство не дает однозначного ответа на вопрос о регламенте предоставления данной гарантии, поэтому в случае нарушения налогового законодательства, выявленного в процессе налоговой проверки, банки ответственности не несут. Предполагается, что в ближайшей перспективе будут четко установлены границы ответственности банков за неправомерное применение налогоплательщиками освобождения от уплаты акцизов, что, несомненно, должно привести к более взвешенному подходу банков к предоставлению данной гарантии.

Что касается ставок акцизов, то за последние годы налогоплательщики привыкли к механизму их индексации, - он отменен не будет. В то же время сложная ситуация с ценообразованием в сфере реализации нефтепродуктов вынуждает внести существенные коррективы. Предполагается, что ставки акцизов на нефтепродукты на 2009-2010 гг. индексироваться не будут, а в дальнейшей перспективе они будут снижаться, но только для тех производителей, которые реализуют бензин и дизельное топливо более высокого класса, нежели остальные. Прогноз для остальных ставок подакцизных товаров сделать пока невозможно, поскольку все будет зависеть от прогнозируемого индекса потребительских цен.

Таким образом, перспективы развития акцизов в РФ связаны с уточнением перечня подакцизной продукции, дифференциацией ставок и исчислением и уплатой акцизов на спиртосодержащую продукцию и нефтепродукты.

Косвенные налоги часто критикуют, ссылаясь на то, что они регрессивны и недемократичны, но в тоже время, по мнению многих исследователей, косвенные налоги являются оптимальными для нестабильной экономики. Косвенные налоги еще не одно столетие будут использоваться государствами, совершенствоваться и приносить значительные поступления в бюджет.

Отход от принципов административного управления экономикой и вступление на рыночный путь развития выдвигают на первый план проблему налогового регулирования экономических процессов. В этих условиях законодательным органам необходимо проводить гибкую налоговую политику, позволяющую оптимально сочетать интересы государственной казны с интересами отдельных предприятий, а также с интересами граждан-налогоплательщиков.

Налоговая система России, в том числе и система косвенных налогов, далеко не совершенна. Необходимо ее изменение, качественное реформирование. Однако это необходимо производить крайне осторожно и взвешенно. Логически вполне понятно желание в условиях острой нехватки бюджетных средств усилить фискальную направленность налогов, однако, недооценка социального аспекта проблемы чревата худшими последствиями, чем дефицит бюджета. Устранение дефицитности бюджета за счет изъятия налогов у предприятий является основным недостатком налоговой системы в России. Нет достаточной увязки налоговой системы с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов - предприятий. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения.

Система косвенных налогов должна базироваться на оптимальном сочетании интересов всех социальных слоев общества - предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в количестве получаемых доходов. Такая социальная функция косвенных налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе.

Налоговая система России не учитывает то, что она функционирует в условиях монопольного ценообразования. Это обусловливает ее инфляционный характер, так как она стимулирует “вздувание” цен. И такое явление вполне закономерно - ведь производители товаров стремятся переложить все бремя налогового давления на непосредственных и конечных

Список использованных источников

1 Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть первая и вторая – М.: Проспект, КноРус, 2010. - 704 с.;

2 Закон Курской областной Думы «Об исполнении областного бюджета за 2008 год» от 25 июня 2009 года;

3 Закон Курской областной Думы «Об исполнении областного бюджета за 2009 год» от 15 августа 2010 года;

4 Александров, И.М. Налоги и налогообложение: учебник / И.М. Александров. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и Ко». 2007. – 296с.;

5 Басов С.В. Налоговый контроль за поступлением в бюджет налога на добавленную стоимость. М. «Маркет ДС Корпорейшн.», 2006.;

6 Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право: Учебник для вузов - М.: ИНФРА-М, 2008. – 232 с.;

7 Захарькин, В.Р. Налог на добавленную стоимость: новое в законодательстве / В.Р. Захарькин. – М.: Омега – Л. 2009. – 123с.;

8 Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник для вузов - М.: Издательство БЕК, 2007. – 504 с.;

9 Малис Н.И. Кризис: налоги реформируются / Н. И. Малис /Налоговый вестник. - 2009. - № 5

10 Мамрукова, О.И. Налоги и налогообложение: Курс лекций / О.И. Мамрукова. – 5-е изд., доп. и испр. – М.: Омега – Л. 2006. – 330с;

11 Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: (одобрено Правительством Российской Федерации 25 мая 2009 г.) // Налоги и налогообложение. - 2009. - N 6. - С. 8-34.;

12 Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник / В.Г. Пансков. – 7-е изд. – М.: МЦФЭР. 2006. – 592с.;

13 Перов, А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / А.В. Перов, А.В. Толкушкин. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт.2009. – 718с.;

14 Яковлева Н.В. Акциз и фискальная монополия: история возникновения и перспективы развития. М.Компания Спутник+. 2008.;

15 Талаш А.А. Налоговая политика: ближайшие перспективы / А. А. Талаш // Аудиторские ведомости. - 2009. - № 10. - С. 57-64.

16 Харисов И.Ф. Налоговая политика России в кризисный период / И. Ф. Харисов //Финансовое право. - 2009. - № 9. - С. 26-29.

17 htpp://nds-ks.ru. Ивлиева М.Ф. Правовые проблемы косвенного налогообложения в Российской Федерации;

1)на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров;

2)(продажа) лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность

1)на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья либо другим лицам;

2) в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина и денатурированного этилового спирта организациями, имеющими соответствующие свидетельства;

3) на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) для собственных нужд; в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);

4) на территории РФ организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;

5) произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе (за исключением нефтепродуктов)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 08:01, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение особенностей косвенных налогов в РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и значение косвенного налогообложения;
- изучить значение НДС в современных условиях;
- исследовать акцизы как второй вид косвенного налога;
- раскрыть перспективы развития косвенного налогообложения в РФ.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность и значение косвенного налогообложения 5
2. Значение налога на добавленную стоимость в современных условиях 7
3. Акцизы как второй вид косвенного налога 13
4. Перспективы развития косвенного налогообложения в Российской Федерации 17
Заключение 20
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Косвенные налоги-кн.doc

Введение

Актуальность темы работы. Косвенные налоги издавна были органичной частью финансового хозяйства государства. За время своего существования косвенное налогообложение переживало расцветы и кризисы, взлеты и падения. В XX веке государства перешли от обложения отдельных товаров к универсальным объектам косвенных налогов. Косвенное налогообложение распространилось практически на все обменные операции, включая торговлю услугами. После периода упадка косвенного налогообложения в связи с введением подоходного налога, который продлился с конца XIX века до середины XX века, косвенные налоги вновь стали играть значительную роль в налоговых системах государств и в международной торговле. Стремительное распространение налога на добавленную стоимость в странах Европы, а затем по всему миру можно назвать одним из крупнейших событий в международной экономике и в современной науке финансового права.

Актуальность темы данной работы на современном этапе развития косвенного налогообложения состоит в том, что косвенные налоги выражают фискальные интересы государства. Разумное их применение может позитивно воздействовать на процесс ценообразования и влиять на структуру потребления. Кроме того, для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения и расходов, чем рост прямого налогообложения доходов. Использование налогов на потребление, каковым являются акцизы, налог на добавленную стоимость, более предпочтительно, так как: от них труднее уклонится; с ними связано меньше экономических нарушений; они меньше сокращают стимулы к труду; в условиях отсутствия дефицита, включая и на товары - заменители, они оставляют за потребителем право выбора; для них характерна анонимность.

Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая, меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложения находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской деятельности.

В условиях становления и реформирования налоговой системы России закономерно возрастает роль косвенных налогов как действенного инструмента бюджетно-регулирующего воздействия государства на развитие экономики.

Значимость косвенного налогообложения предопределили цель и задачи данного исследования.

Целью контрольной работы является изучение особенностей косвенных налогов в РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть сущность и значение косвенного налогообложения;

- изучить значение НДС в современных условиях;

- исследовать акцизы как второй вид косвенного налога;

- раскрыть перспективы развития косвенного налогообложения в РФ.

Объектом исследования являются косвенное налогообложение товаров, работ, услуг как один из главных источников налоговых доходов бюджета в Российской Федерации.

Предметом исследования является особенность налоговых отношений, финансово-экономических взаимосвязей и взаимозависимостей, возникающих в процессе косвенного налогообложения товаров, работ, услуг.

1. Сущность и значение косвенного налогообложения

Следует отметить, что в налоговом законодательстве РФ отсутствует деление налогов на виды и, соответственно, не закреплены понятия прямых и косвенных налогов. Конструкции прямых и косвенных налогов, взимаемых на территории России, усматриваются лишь исходя из системного толкования положений НК РФ, а также при использовании правовых позиций высших судебных инстанций.

Косвенными налогами являются налоги, экономическое бремя которых возлагается на покупателя при приобретении им продукции (товаров, работ, услуг), так как они устанавливаются в виде надбавки к цене товара.

Косвенные налоги - это налоги на расходы, то есть на предметы потребления. Из федеральных налогов к ним можно отнести акцизы на отдельные виды товаров, НДС. Косвенные налоги - налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги1.

Применение косвенных налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью косвенных налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи косвенных налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

С помощью косвенных налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет них финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

В настоящее время наиболее существенные налоговые доходы закрепляются за бюджетом РФ. Наиболее весомыми являются налоговые суммы, взимаемые на таможне в виде акцизов, пошлин, налога на добавленную стоимость (НДС). Данное соотношение прямых и косвенных налогов объясняется тем, что при сохранении государственной монополии на природное богатство страны все суммы НДС, акцизов по нефтепродуктам, нефти, углю являются собственными доходами федерального бюджета.

С помощью косвенных налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет них финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

2. Значение налога на добавленную стоимость в современных условиях

НДС является одним из основных федеральных налогов России. НДС представляет собой разновидность налога с оборота.

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Значительное распространение НДС обусловлено многочисленными преимуществами данного налога по сравнению с другими. Эти преимущества сводятся к трем основным.

Во-первых, от НДС значительно труднее уклониться благодаря системе зачета налога по всей цепи производства и обращения товара.

Во-вторых, при НДС существенно упрощается вопрос об освобождении от налога производительного потребления.

В-третьих, с помощью НДС легче осуществляется обложение услуг, что не только ведет к увеличению доходов, но и выравнивает условия производства товаров и услуг.

Налог на добавленную стоимость взимается на каждой стадии от производства до реализации, но он остается «нейтральным», так как каждый налогоплательщик уменьшает сумму налога, удержанного им при продаже, на величину налога, удержанного с него при закупках. Таким образом, каждый из налогоплательщиков вносит в бюджет лишь часть налога, хотя в конце экономического цикла величина налога, перечисленного в казну, равна величине налога разового удержания на стадии розничной торговли.

Положительные качества налога проистекают из двойственности его природы: с одной стороны, он удерживается при совершении каждой сделке, что позволяет делать большие сборы, с другой - в виду частичного удержания, он не накапливается в цене товара.

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:2

Лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через границу РФ.3

В отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи не признаются налогоплательщиками (пункт действует до 1 января 2017г.)4:

- организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр или

- иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета а также

- филиалы, представительства в Российской Федерации иностранных организаций, являющихся иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета

- организации, являющиеся официальными вещательными компаниями (в отношении операций по производству и распространению продукции средств массовой информации, совершаемых в течение периода проведения игр).

Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если в течение предшествующих последовательных налоговых периодов (календарных месяцев) их налоговая база не превысила в совокупности 2 млн. рублей без учета НДС. При этом учитывается только выручка от продаж5. Освобождение от уплаты НДС не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары.

Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, должны представить соответствующее письменное заявление и сведения, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета. Указанные заявление и сведения представляются не позднее 20-го числа того налогового периода, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно- монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

К объектам налогообложения по НДС не относятся следующие операции:

1) связанные с обращение российской или иностранной валюты;

2 передача имущества правопреемнику при реорганизации предприятия;

3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления6;

5) передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям7;

6) операции по реализации земельных участков (долей в них)8;

7) передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам)9;

8) передача денежных средств или недвижимого имущества на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации10;

9) операции по реализации налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, осуществляемые по согласованию с лицами, являющимися иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр, в рамках исполнения обязательств по соглашению, заключенному Международным олимпийским комитетом с Олимпийским комитетом России и городом Сочи на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи11;

10) оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования;

11) выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ, реализуемых в соответствии с решениями Правительства РФ;

Читайте также: