Передача государством частным лицам за определенную плату права сбора налогов или продажи как

Опубликовано: 21.09.2024

Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.

В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.

Регламентирующие правовые акты

Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

  • федеральный налог или сбор;
  • региональный;
  • местный.

ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.

Внесем ясность в определения

Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

  • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
  • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
  • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
  • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
  • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.

Элементами налога являются:

  • законодательно определенная основа – база;
  • процентная ставка;
  • объект налогообложения;
  • период;
  • порядок и сроки взимания.

Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

  • определенное право;
  • лицензию на ту или иную деятельность;
  • действие в правовом поле (например, регистрацию).

Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

Виды и примеры налогов и сборов

  1. Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
    • федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
      региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
    • местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
  2. Беря во внимание способ взимания, разделяют:
    • прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
    • косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
  3. По принципу пополнения того или иного бюджета:
    • закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
    • регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
  4. По субъекту платы:
    • запланирован для оплаты только физическими лицами;
    • платят исключительно организации (юридические лица);
    • предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.

Налог и сбор: между ними много общего

  1. И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
  2. Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
  3. Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.

10 главных отличий налогов и сборов

Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины
Иллюстрация: Борис Мальцев / Клерк

Действительно, получается, что российское государство как-то обходится без населения в деле формирования своих доходов. А значит, нам, наверное, не стоит так выпендриваться – раз не на наши налоги, то какое право мы имеем высказываться?

Государство и его бенефициар

«Государственное» – это прилагательное, отвечающее на вопрос «какое? чье?». В толковых словарях (Ожегова, Шведовой и прочих) слово «государственный» определяется достаточно полно. Вот определение из словаря Ефремовой: «(1) Соотносящийся по значению с существительным государство, связанный с ним; (2) а) осуществляемый государством, находящийся в его ведении, б) устанавливаемый государством; (3) а) связанный с деятельностью государства, его функционированием, б) принимающий непосредственное участие в управлении государством, в) способный действовать и принимать решения, руководствуясь интересами государства; (4) имеющий значение для всего государства, учитывающий его интересы».

Обратите внимание – в списке значений нет «принадлежащий государству». И это неспроста.

Ведь государство – это (тот же словарь): «(1) Политическая форма организации общества, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры; (2) а) страна с определенной политической системой, б) система органов управления; (3) а) перен. Что-либо крупное, значительное, занимающее большую территорию и отличающееся определенной обособленностью, самостоятельностью, б) место обитания, распространения, преобладания кого-либо, чего-либо».

То есть государство – это «система органов», «форма». Ментальная конструкция, договорной миф, а не реальный субъект. Поэтому логично, что словарь не наделяет государство функцией «владения».

Логично, но не совсем точно. Развитие цивилизации пошло по пути создания договорных конструкций и наделения их ограниченной субъектностью. Подобные конструкции (самые известные среди них даже не государства, а юридические лица – компании) могут владеть имуществом, распоряжаться им, использовать его и еще много чего другого.

Конечно, делают они это не сами. За них это делают специальные люди, тем или иным образом уполномоченные на такие действия и статусы. Так что сказать «государственное имущество» можно.

Другое дело, что факт такого владения не дает нам возможности видеть в «государстве» полноценного владельца. Согласно современному пониманию права, владение бывает двух видов – номинальное и бенефициарное. Бенефициарное владение – это владение, осуществляемое реальным лицом, которое от этого владения может извлекать выгоду или терпеть убытки (отсюда само название; benefits), нетранслируемые далее на третьих лиц. Номинальное владение – это «промежуточное» владение в пользу кого-то, в результате которого бенефициируют (получают конечную прибыль и убытки) другие лица.

Так вот, никакое юридическое лицо, никакой договорной конструкт не могут быть бенефициарными владельцами – они всегда номиналы, работают в пользу реальных живых лиц – бенефициаров.

Кто в это не верит, попробуйте убедить западный банк открыть счет компании, не сделав комплаенс на ее владельцев: вам быстро объяснят, что номиналы никого не волнуют – всех волнует бенефициар. У номиналов есть управляющие, но управляющие, естественно, тоже не бенефициары – они наняты на работу, они не владеют ни активами, ни результатами деятельности такого конструкта.

Теперь можно вернуться к государству. «Государственная собственность» как собственность конструкта, конечно, номинальна по природе. У государства есть бенефициары – в разных моделях государств разные.

В государстве средневековой модели это чаще всего суверен государства, король или царь. Он единственный, кто в конечном счете имеет право на бенефиты, формируемые активами государства.

Подданные такого короля – это клиенты, которые получают от короля права на долю государственных бенефитов в обмен на обязательства по отношению к королю, в основном сводящиеся к лояльности, производству продукта, часть которого идет королю, и обеспечению безопасности государства. У этих подданных есть свои подданные, отношения с которыми строятся аналогичным образом.

В стороне от этой пирамиды находятся свободные от вассальных отношений немногочисленные ремесленники/горожане/наемники/специалисты. Их экономика строится на границе государственной системы – они продают свой труд и платят налоги. Налоги являются их платой за право продажи своего труда.

Более современная модель государства – это государство, в котором бенефициаром является большая группа людей или все за редким исключением население. Западные государства устроены именно так – уже давно там законодательно закреплено, что бенефициаром государства являются граждане страны.

Таким образом, сувереном государства России является ее народ. Народ (граждане) России выступает коллективным бенефициарным собственником всего, что принадлежит государству как номинальному держателю. Граждане России должны государству много различных вещей (это записано в той же Конституции) – платить налоги, соблюдать закон, проходить срочную службу и прочее. Только не надо забывать, что должны они это государству лишь как номиналу, а бенефициарно они должны это самим себе и другим гражданам России – государство только регулирует и аккумулирует эти долги.

А вот государство должно гражданам России все, что имеет, что получает и что может получить. Оно же номинал, а народ – суверен, бенефициар. Так что разговор дамы из регионального правительства на тему «государство вам ничего не должно» смешон – оно должно, причем не «что-то», а ровно все, что имеет. Как именно и кому это «все» оно должно отдавать, решают органы государственного управления, избранные народом – смотри Конституцию.

Нефть или граждане

Сюда не включаются только сборы в Пенсионный фонд, которые идут целевым образом на пенсии, и иногда сборы в социальные фонды, также имеющие целевое назначение. Но и те и другие сборы уплачиваются населением, и вместе с подоходным налогом это 40% бюджета.

Ашманов утверждает, что граждане вносят только подоходный налог (13% от дохода), которого не хватает ни на что, а остальное – это «государственные деньги». В реальности граждане платят не только подоходный налог (примерно 10% совокупных доходов бюджета), но еще и НДС (20%), налоги на совокупный доход и имущество (5%), часть акцизов и таможенных пошлин (всего их 20–22%, около 10% – платежи граждан), соцвзносы (20%) – вместе это уже 60% бюджета. Далее, граждане являются бенефициарами частных компаний, которые платят налог на прибыль – еще примерно 5% бюджета.

Итак, 65% доходов бюджета – это напрямую «наши налоги», без каких бы то ни было оговорок. Так что даже если бы у нашего государства сувереном был не народ, а некий царь (а так, похоже, многие сегодня думают), то и здесь получалось бы, что более половины налогов в бюджете «наши».

Можно спорить, кто платит больше налогов, кто – меньше, но олигарх-нефтяник, чья компания уплачивает НДПИ, не может похвастаться тем, что платит огромный налог в отличие от нас. Государство передало ему в эксплуатацию недра, которые по закону находятся в федеральной собственности, то есть это наши недра он эксплуатирует, и его налог – это всего лишь плата нам за наши недра.

По сути источником почти всех налогов является народ России (малое исключение – налоги иностранцев, зарабатывающих в России, их совсем немного). И именно он является бенефициаром всех источников этих налогов. Государство – посредник в процессах платежа, и ничего более.

Но как же тогда быть с высказываниями о том, что российское государство практически не зависит от налогов, собираемых с частных лиц? И это тоже правда. Одно дело, кому принадлежит собственность по праву, а другое – кто ею распоряжается и как распоряжается.

Российская власть (не государство, заметьте; государство – это договорной фантом, а власть – это группа реальных людей) сконцентрировала в своих руках и централизовала на федеральном уровне беспрецедентные возможности контроля над государственной собственностью, налоговыми потоками и управлением бюджетом.

Сделать это ей было достаточно просто, благодаря тому что основная масса доходов бюджета действительно порождается выручкой от продажи полезных ископаемых. 25% консолидированного бюджета (за вычетом социальных сборов) составляют нефтегазовые доходы, которые собираются помимо населения.

Доходы от продажи полезных ископаемых идут в основном на закупку импорта, обеспечивающего более половины потребления в России (а если исключить из потребления те самые полезные ископаемые и энергию в широком смысле, которую контролирует та же власть, то и все 70%). Таможенные пошлины и НДС мы как потребители вынуждены платить, а власть их собирает: больше нефти – больше пошлин и НДС; меньше нефти – меньше налогов.

Очень упрощая, можно сказать, что если бы в России волшебным образом исчезла половина населения (даже не «более бедная» или «менее занятая», а просто ровно половина от каждой группы и страты), то власть от этого только выиграла бы. Почти 35% консолидированного бюджета никак не изменились бы, то есть доходы бюджета ориентировочно упали бы на 32,5%, а подушевой уровень доходов бюджета вырос бы где-то на 35% (это случайное совпадение цифр, а не математическая закономерность). При этом расходы бюджета (за вычетом некоторой доли военных и инфраструктурных расходов) сократились бы примерно в два раза – то есть бюджетная ситуация в стране стала бы существенно лучше.

Говорит ли это о том, что граждане России имеют меньше прав требовать от власти отчета об использовании всех налоговых поступлений? Разумеется, нет. Если в большом доме на первом этаже построен магазин, председатель ТСЖ не может заявить, что поскольку плата за аренду магазина составляет большую часть от поступлений ТСЖ, ему плевать на мнение жильцов и он сам себе хозяин (хотя, конечно, если бы дом был поменьше и жильцов было меньше, а магазин был бы таким же, то финансы ТСЖ были бы только лучше).

Председатель ТСЖ всего лишь приказчик, поставленный жильцами, а плата за аренду магазина принадлежит жильцам так же, как и любые другие их доходы – только коллективно. Чиновников ТСЖ, считающих, что деньги за аренду – их, а не жильцов, надо последовательно выгонять; жильцов, считающих так же, – переубеждать; подрядчиков ТСЖ, которые хотят на такой вседозволенности заработать (даже если они великие патриоты дома и защитники его интернета от «Гугла» и прочих врагов), – отстранять от кормушки.

И если мы хотим однажды оказаться жителями страны, которая развивается хотя бы так же быстро, как мир в среднем, мы должны научиться и научить всех ее жителей, что в реальном мире существуют только люди – граждане страны, ее население, народ, общество.

«Страна» и «государство» – это придуманные нами понятия; они придуманы для нашего удобства и должны нам служить – других задач у них нет и быть не может. Те, кто полагает, что ментальные конструкты могут жить сами по себе и еще требовать чего-то от реальных людей, серьезно задержались в социальном развитии – где-то на уровне примитивных родоплеменных религий с их антропоморфическими анимизмами.

Глава 2.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ.

§ 6. Налоги – главный источник государственного бюджета. Историческая эволюция налогообложения.

Налоги – один из наиболее давних финансовых инструментов государства. Известно, что в Древней Греции и Риме существовало около 200 видов налогов, в том числе налог на рабов, а также арендные платежи за использование рабов (в Древней Греции, в частности в Спарте, рабы не находились в частной собственности, а являлись собственностью государства и сдавались в аренду гражданам). В Древнем Риме по́дать (пошлину) собирали с каждой провинции, а также с некоторых городов. Сборщики подати назывались мытарями и считались обманщиками и ворами.

Одним из первых ввёл систему государственных податей царь Дарий – правитель Древней Персии. Все сатрапии должны были платить строго фиксированные денежные пошлины серебром с учётом площади обрабатываемой земли и степени её плодородности. В труде Геродота сохранился подробный перечень этих податей. Согласно этому свидетельству нам известно, что подвластные персидским царям народы платили в общей сложности около 2322 кг серебра, не считая сатрапии, которая вносила пошлину золотым песком. Кроме денежных налогов необходимо было платить подать натурой: зерном, фруктами, вином, скотом, коврами, одеждой, золотыми или серебряными сосудами.

В Месопотамии податями облагалось использование оросительных сооружений, а с купцов брали налог за торговлю товарами. Граждане Рима в мирное время налоги не платили, а в военное платили с учётом их достатка. Сумму налога (ценза) каждые пять лет определяли чиновники-цензоры согласно заявлениям граждан о своём имущественном состоянии и семейном положении. Это заявление – прообраз современной декларации о доходах. По мере превращения в метрополию Рим вводил в колониях коммунальные (местные) налоги, также зависящие от размеров состояния жителей. Римские граждане, проживающие вне Рима, облагались государственными и местными налогами. В случае победных войн налоги уменьшались, а иногда государственный налог полностью отменялся. Необходимые расходы компенсировались взиманием контрибуций с завоёванных земель. Местные налоги всегда взимались регулярно. Во время правления Августа Октавиана (63 до н. э. – 14 н. э.) во всех провинциях огромной Римской империи была проведена реформа налогообложения.

В Византии (Восточная Римская империя) в ранний период (до VIII в.) существовал 21 вид налогов. Основные налоги: подушная подать; поземельный налог; сборы на оснащение армии и рекрутов (для освобождения от воинской службы), покупку лошадей; пошлины на продажу товаров (10–12,5%), выдачу государственных актов; налог «на воздух» (штраф, взимаемый, если размеры построенного здания превышали установленные); сбор за повышение в должности (для сенаторов, чиновников, военных); чрезвычайные налоги (на строительство флота, содержание воинских частей) и др. Налоги разделялись на прямые и косвенные. В Риме к прямым относили поземельный налог (десятина), налог на число фруктовых деревьев, включая виноградные лозы, налоги на недвижимость, «живой инвентарь» (рабы, крупный рогатый скот), ценности. Помимо этого, жителям провинций нужно было платить подушную подать. К косвенным налогам относились налог с оборота (10%), особый налог с оборота при торговле рабами (4%), налог на освобождение рабов (5% рыночной стоимости), налог с наследства (5%) – только для граждан Рима (полученные от него средства направлялись на выплату пенсий профессиональным солдатам).

Во Франции в период правления Филиппа IV (1268–1314) были заложены основы государственной налоговой системы. Филипп обложил налогами всех подданных. Бароны платили налоги в размере1/50 доли своего имущества; мирская знать (включая членов Ордена тамплиеров) – 1/100 доли, а также десятичную пошлину; города – налог с торгового оборота (в виде пошлины «с очага» – 0,33 ливра); итальянские купцы – ломбардийскии налог. Введённый королём косвенный налог с продававшихся в стране товаров назывался в народе «дурным». Непомерно высокие налоги привели к народным волнениям в стране и в подвластной Фландрии.

Когда появились первые налоги на Руси, точно неизвестно. В первом дошедшем до нас литературном памятнике «Повести временных лет» о дани говорится как о чём-то традиционном. Историки считают, что пополнение княжеской казны за счёт сбора налога (дани) с членов племенных союзов (общин) стало систематическим начиная с VIII в.

Князь Олег дань с подвластных племён «мира для» стал собирать после своего утверждения в Киеве. Новгородцы должны были платить Олегу 300 слитков серебра массой по 200 г каждый. Затем Олег обложил данью древлян, которые ранее платили подати хазарам.

Экономическая сущность налогов. Налоги – обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с физических лиц и организаций в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, а также экономические отношения между государством и налогоплательщиком в виде отчуждения налогоплательщиком части получаемого дохода в пользу государства. Налог выражает экономические отношения между государством и налогоплательщиком (физическим или юридическим лицом) по поводу отчуждения части полученного налогоплательщиком дохода в пользу государства. Целью изъятия является формирование государственного бюджета для обеспечения государственных расходов. Уплата налога всегда рассматривалась как проявление добродетели граждан. Так, во времена Великой французской революции люди, уплатившие налог в размере трёхдневного заработка, приобретали политические права и обеспечивали себе гарантии от гильотины.

Налоги выполняют важную социально-экономическую роль. Во-первых, они являются главным источником формирования доходов государственного бюджета, во-вторых, влияют на развитие производства, способствуя его росту или, наоборот, сокращению, и, в-третьих, могут влиять на уровень цен и рост инфляции. Кроме того, налоги выполняют активные социальные функции – определяют степень социальной справедливости, влияя на доходы различных слоёв населения. Таким образом, налоги выполняют фискальную, экономическую и социальную функции. Фискальная функция налогов предполагает образование государственных денежных доходов для функционирования государства; экономическая – их использование для воздействия на экономику; перераспределительная позволяет в определённой степени выравнять условия жизни населения – богатые платят больше, бедные – меньше.

Социальные налоги – это отчисления в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости, фонд медицинского страхования (табл. 2). Величина социальных налогов жёстко увязана с расходами на заработную плату физическим лицам предприятия, поддаётся количественному измерению и включается в себестоимость продукции в качестве самостоятельной статьи затрат – отчисления на социальные нужды. Необходимость социальных налогов в настоящее время никем не оспаривается, а перспектива их применения зависит от политики государства в области социального страхования и пенсионного обеспечения. Спорной является величина ставки налога (процент от дохода).

Таблица 2

Фонд Какие выплаты осуществляет фонд
Пенсионный Пенсия по старости, по инвалидности, по потере кормильца и др.
Социального страхования Оплата «больничного листа» (пособия по временной нетрудоспособности)
Занятости Пособие по безработице, оплата обучения новой профессии
Обязательного страхования (ОМС) Медицинские услуги, прописанные в особом перечне, например, обслуживание детей в поликлиниках, прививки, профилактические осмотры и др.

Налоговая система объединяет две органично связанные составляющие: систему налоговых платежей и налоговый механизм.

Система налоговых платежей – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых на всей территории государства либо на её отдельных территориальных образованиях (субъектах федерации, муниципалитетах) в порядке, утверждённом налоговым законодательством.

Налоговый механизм объединяет совокупность всех средств и методов начисления, взимания и распределения налоговых доходов по бюджетным уровням в соответствии с действующим налоговым законодательством.

С позиции экономической теории налоговая система представляет собой систему экономических отношений между государством, с одной стороны, и его гражданами и хозяйствующими субъектами, с другой стороны, по поводу перераспределения части ВВП в пользу государства.

Использование государством налоговой системы с целью изменения или стабилизации экономической, социальной, политической, экологической, демографической или какой-либо иной ситуации в стране или её внешнеэкономических отношений называется налоговой политикой государства. Посредством изменения системы налоговых платежей и налогового механизма государство формирует новые направления налоговой политики. Благодаря введению новых налогов или отмены действующих, изменению величины налоговых ставок, снятию или расширению налоговых льгот, отсрочке налоговых платежей государство может влиять на развитие процесса инвестиционной предпринимательской активности, стимулировать или ослаблять покупательную способность населения, ограничивать или поощрять ввоз в страну зарубежных товаров. Всё это будет проявлением определённых направлений государственной налоговой политики.

Изменения в государственной налоговой политике реализуются посредством осуществления налоговых реформ – изменения налогового законодательства. В современной мировой практике изменения налоговых ставок и налоговых льгот являются наиболее распространёнными направлениями налоговых реформ.

В основе налоговой политики лежат три главных принципа. Она должна быть нейтральной, справедливой и эффективной. Однако трудно назвать хотя бы одну систему, которая соответствовала бы этим критериям. Нейтральность системы налогообложения проявляется в том, что теоретически налоги носят разумный, логически обоснованный и соразмерный характер.

• фискальная, экономическая, социальная и распределительная функции налогов

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чём состояла историческая необходимость налогов?

2. Приведите примеры налогов в разных странах в различные исторические эпохи.

3. Какие функции выполняют налоги?

4. Какие принципы лежат в основе налоговой политики государства?

Какие они бывают и чем отличаются от косвенных

Прямые налоги физические и юридические лица платят с дохода и принадлежащего им имущества. Кроме того, такие налоги платят те, кто занимаются определенным видом деятельности — так устроен, например, налог на игорный бизнес или добычу полезных ископаемых.

Владелец имущества или получатель дохода обычно должен сам платить такие налоги. И чем больше доход или стоимость имущества в собственности, тем выше налоги.

Какую функцию выполняют прямые налоги

Прямые налоги не только позволяют государству собирать деньги с тех, у кого они есть. Они выполняют и другие функции:

    Пополнять федеральный бюджет. Например, доходы российского бюджета на 2019 год — около 20 трлн рублей, из них 6 трлн — это налог на добычу полезных ископаемых, а 1 трлн — налог на прибыль.

Отличие прямых налогов от косвенных

Главное отличие косвенных налогов от прямых в том, что прямые налоги компания или гражданин платят из своих денег. Например, человек, который сдает квартиру, сам заплатит 13% НДФЛ; автовладелец — транспортный налог; предприятие — налог на прибыль.

Косвенный налог, например НДС или акциз, перечисляет государству продавец товара или услуги, но, так как налог включен в конечную цену продукта, фактически эти деньги платит покупатель.

Соотношение прямых и косвенных налогов. В разных государствах количество прямых и косвенных налогов соотносится между собой по-разному. Например, в США или Великобритании, где частный бизнес играет заметную роль в экономике, большая часть доходов бюджета приходится на прямые налоги. В странах Латинской Америки и Африки — на косвенные, так как здесь часто происходят финансовые кризисы, и надо синхронизировать сбор налогов с ростом цен.

Российская экономика ближе к латиноамериканской модели: косвенные налоги составляют чуть меньше половины доходов госбюджета, на прямые приходится около трети, остальное — доходы от экспорта энергоносителей.

Виды прямых налогов

Все косвенные налоги зачисляются напрямую в федеральный бюджет. Прямые налоги поступают и в федеральный, и в региональный, и в местные муниципальные бюджеты.

Например, весь собранный налог на добычу полезных ископаемых станет доходом федерального бюджета, транспортный налог — регионального, а земельный — муниципального. А налог на доходы физических лиц разделят между собой регион и муниципалитет, причем большая часть денег попадет на региональный уровень.

В налоговом кодексе налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Но эта классификация не привязана к тому, в какой именно бюджет попадают деньги.

Федеральные налоги обязательны на всей территории страны, а их размер и порядок сбора везде одинаковый: например, основная ставка налога на доходы физлиц равна 13%. К федеральным прямым налогам помимо НДФЛ относятся налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, а также сборы от предпринимателей, которые работают по упрощенной системе налогообложения.

Региональные налоги — ставки, сроки уплаты, льготы для налогоплательщиков — могут отличаться в разных субъектах. Например, ставка транспортного налога на легковой автомобиль мощностью до 100 л.с. в Москве — 12 Р за одну л.с., а в Башкортостане — 25 Р . Какими будут налоги, решают власти на местах. К региональным налогам относятся транспортный налог, налог на игорный бизнес и налог на имущество организаций, а еще сборы от предпринимателей, работающих по патентной системе и налоги на профессиональный доход.

Местные налоги — налоги, которые обязательны к уплате на территории отдельных муниципальных образований. Так же, как и в случае с региональными налогами, величина и сроки уплаты местных налогов могут отличаться в разных муниципалитетах. К местным налогам относятся земельный налог, налог на имущество физлиц и единый налог на вмененный доход.

Налог на доходы физических лиц, еще его называют подоходным налогом, рассчитывается как процент, полученный от дохода:

  1. 13% — основная ставка, которую применяют в том числе для доходов, полученных от репетиторства, продажи или сдачи в аренду недвижимости, дивидендов и выигрышей в лотерею больше 4000 Р .
  2. 35% — для выигрышей в рекламные лотереи более 4000 Р , а также от экономии на беспроцентных займах или займах со ставкой меньше ⅔ от ключевой ставки. Такие выгодные ссуды часто выдают работодатели. Получается, что тот, кто берет заем — экономит за счет низких процентов. С этой экономии надо заплатить НДФЛ. Выгоду считают как разницу между ключевой ставкой Центробанка и процентом, под который дали ссуду.
  3. 15% — для нерезидентов по дивидендам российских компаний.
  4. 30% — для нерезидентов.

Часть доходов не облагается НДФЛ. Например, этот налог не платят с пенсий, социальных пособий и компенсаций, алиментов, грантов, с дохода от продажи продукции с личных подсобных хозяйств.

НДФЛ можно вернуть, если деньги пошли на покупку или строительство жилья, лечение, образование или хранились три года на индивидуальном инвестиционном счете. Это называется налоговым вычетом.

Налог на прибыль — аналог подоходного налога, но платят его организации. Прибыль, которую облагают налогом, рассчитывают как доходы минус расходы предприятия. Все расходы надо обосновать документами. Затраты, которые государство не признает расходами, перечислены в статье 270 налогового кодекса.

Базовая ставка налога на прибыль в России составляет 20%. Из них 3% уходит в федеральный бюджет, а 17% — в региональный. Раньше налоговый кодекс разрешал снижать региональную ставку налога на прибыль для отдельных категорий организаций до 12,5%, но теперь этого делать нельзя — правда, ставки, которые снизили до 1 января 2018 года, продолжают действовать.

Налог на имущество организаций — региональный налог, ставку которого устанавливает каждый субъект федерации. При этом в налоговом кодексе установлена верхняя граница — 2,2%. Организации платят налог на имущество только с недвижимости. Для этого учитывают кадастровую или балансовую стоимость — в зависимости от региона и вида объекта. Земельные участки таким налогом не облагаются, движимое имущество с 2019 года — тоже.

Налог на имущество физических лиц — местный налог. Ставки на него устанавливают муниципалитеты. Но налоговый кодекс устанавливает пределы ставок, которые зависят от инвентаризационной стоимости имущества.

Налог на имущество платят владельцы недвижимости — жилых домов, квартир, комнат, дач, гаражей и т.п.

Государство освобождает от уплаты налога на имущество льготные категории граждан — инвалидов 1 и 2 групп, героев России, чернобыльцев, военных пенсионеров и т.д. Обо всех льготниках можно прочитать в статье 407 налогового кодекса. Кроме того, муниципалитеты могут устанавливать свои льготы по этому налогу.

Земельный налог — местный налог, который платят собственники земельных участков — и юридические, и физические лица. Участки, которые входят в состав общего имущества в многоквартирном доме, земельным налогом не облагают.

Ставки по этому налогу устанавливают муниципалитеты. При этом ставка не может превышать 1,5% от кадастровой стоимости земли, а для земель сельхозназначения, занятых жилыми домами или коммунальной инфраструктурой, а также дачными и садовыми участками — 0,3%.

Транспортный налог относится к региональным. Ставки по нему, срок уплаты и льготы устанавливают законодательные собрания регионов. Налогом облагаются автомобили, мотоциклы, а также воздушные и водные транспортные средства — например, моторные лодки и гидроциклы. Налоговые ставки на автомобили зависят от мощности двигателя.

Водный налог платят и физические и юридические лица за пользование водными объектами. Налог рассчитывается по-разному, в зависимости от того, с какой целью используется водоем:

  1. Если предприятие берет воду для своих нужд, налог будет зависеть от выкачанного объема воды за определенный период времени.
  2. При использовании акватории, например для организации пляжа — от площади используемого водного пространства.
  3. Для получения электроэнергии на гидроэлектростанциях налог рассчитают в зависимости от количества произведенной энергии.
  4. При сплаве леса налог зависит от объема древесины и расстояния, на которое ее транспортировали.

Ставки налога устанавливают отдельно для разных морей, рек, озер и других водоемов в зависимости от экономического района страны.

Налог на игорный бизнес — региональный налог. Его платят не только казино и залы с игровыми автоматами, но и букмекерские конторы. Ставки определяют сами регионы, но налоговый кодекс устанавливает ограничения. Например, за один пункт приема ставок букмекерской конторы — от 10 до 14 тысяч рублей.

Букмекеры имеют право работать во всех регионах России, а казино и игровые залы — только в шести специальных зонах, которые расположены в Приморском, Алтайском и Краснодарском крае, Калининградской области, Ростовской области и Крыму.

Налог на добычу полезных ископаемых относится к федеральным налогам, которые платят организации, занимающиеся разработкой недр. При этом налогом не облагается добыча подземных вод и метана из угольных пластов. Виды полезных ископаемых, добыча которых облагается налогом, есть в статье 337 налогового кодекса.

Ставки этого налога бывают двух видов: твердые — конкретная сумма на определенный объем добытых полезных ископаемых, и адвалорные — процент от стоимости добытого.

Твердые ставки применяются для нефти, газа, газового конденсата и угля. Например, при добыче нефти налог составляет 919 Р за тонну, газа — 35 Р за 1 тысячу кубометров.

Для всех остальных ископаемых применяются адвалорные ставки, которые зависят от вида полезных ископаемых. Например, добыча калийных солей облагается по ставке 3,8%, торфа — 4%, 4,8% — железной руды.

ОТКУПА - передача государством частным лицам на срок за определённую плату права сборов налогов и других государственных доходов, а также права продажи или производства определённых видов товаров, на которые распространялась казённая монополия.

Впервые Откупа получили распространение в Древней Персии (VI век до н. э.), в Древней Греции и Древнем Риме (IV век до н. э.). Существовали генеральные Откупа (охватывающие всю территорию государства или целый комплекс налогов), при которых генеральный откупщик имел сеть подоткупщиков; областные Откупа (в рамках города, провинции); специальные Откупа (например, доходы от табачной государственной монополии и тому подобное). Откупщики давали гарантию внесения в казну определённой суммы, а собранные сверх неё средства составляли их прибыль. Поскольку Откупа требовали больших капиталов, откупщики иногда объединялись в компании (в Древнем Риме известны с 217 года до н. э.), для сбора доходов создавался специальный аппарат. В средние века и Новое время Откупа существовали во многих странах, особенно были развиты во Франции, где в 1726 году создана специальная компания откупщиков.

В России Откупа появились в конце XV - начале XVI веков, наибольшее распространение получили в XVIII - 1-й половине XIX веков. Регулярно отдавались на Откупа разного рода небольшие сборы: лавочные, конские, извозные, мостовые пошлины, сборы с торговых бань, мельниц, рыбных ловель и прочих. Откупа использовались для взимания основных видов косвенных налогов - питейных сборов (до 1863 года), таможенных сборов с внутренней (до таможенной реформы 1753-1754 годов) и внешней (до 1762 года) торговли (таможенные Откупа отменялись в 1681-1705 годах). На Откупа часто передавалась принадлежавшая государству монополия на продажу табака, льняного семени, ворвани и некоторых других товаров. До 1873 года действовала откупная система добычи нефти.

Откупа периодически сменялись «верной» системой сборов (повинностью выборных посадских людей), которая прекратила существование в конце XVIII века. Чаще всего применялись обе эти системы одновременно (например, в 1730-1740-е годы). Все сборы отдавались на Откупа в 1-й половине 1720-х годов, с середины XVIII века Откупа стали основной системой сборов. С точки зрения властей Откупа имели преимущества перед «верной» системой: договор с откупщиком заключался, как правило, на несколько лет, при определении размера Откупов к той сумме, которая собиралась в прошлые годы (окладу), по соглашению с откупщиками прибавлялась надбавка («наддача»), что обеспечивало неуклонное возрастание государственных доходов. При «верной» системе постоянно возникали недоимки. Однако откупщики брали на Откупа тот или иной сбор только в условиях благоприятной экономической конъюнктуры. Если после экономического подъёма происходил спад (например, по причине неурожая или другого бедствия), откупщик сам оказывался должен казне или отказывался от продолжения контракта, после чего сборы перекладывались «на веру».

Наибольший доход государственной казне приносили винные откупа (одна из форм реализации винной монополии). С конца XVI века откупщикам периодически передавалось (с XVIII века на публичных торгах) право розничной продажи спиртных напитков в кабаках в определённой местности по установленной государством цене (винные Откупа отменялись в 1652-1663, 1681-1705 годах, во 2-й половине 1720-х годов). Водка откупщикам продавалась централизованно под контролем казны (в 1799 году они получили право заготовлять её самостоятельно). Устав о винокурении 1765 года наделил откупщиков статусом «коронных поверенных служителей» и предоставил им ряд привилегий (освобождение от службы по выборам, от постойной повинности и другого). С 1767 года винные Откупа вводились повсеместно, в конце XVIII века стали единственной формой реализации винной монополии. В 1819 года Откупа заменены казённой продажей вина в качестве подготовки к введению акциза, но вследствие злоупотреблений чиновников и снижения питейных доходов в 1827 году откупная система восстановлена, в 1847 году в неё введены элементы акцизного обложения («акцизно-откупное комиссионерство»). Злоупотребления откупщиков вызвали в 1858-1859 годах массовый протест крестьян и городских низов («трезвенное движение»). «Положением о питейном сборе» от 4(16).7.1861 года винные Откупа заменены с 1(13).1.1863 года акцизной системой (в Царстве Польском введена в 1866 году, в Туркестанском крае - в 1869 году, в Закавказье - в 1873 году).

Откупа являлись одним из важнейших источников первоначального накопления капитала. В Откупах особенно активно участвовало купечество (в XVII веке Откупа занимали существенное место в деятельности членов купеческих корпораций гостей, гостиной сотни и суконной сотни), с XVIII века также дворяне. На основе Откупов сложились состояния многих крупнейших представителей купечества (Яковлевых, Злобиных, Кокоревых, Мамонтовых, Гинцбургов и других) и дворянства (Долгоруковых, Куракиных, Шуваловых, Рюминых, Бенардаки и других). Накопленные на Откупах капиталы инвестировались в горнозаводскую промышленность, золотодобычу, железнодорожное строительство, банковское дело, в учреждение крупных компаний в нефтяной, угольной, машиностроительной и других отраслях промышленности.

Читайте также: