Перечислено в счет погашения задолженности перед бюджетом по налогам и сборам

Опубликовано: 07.05.2024

Справочная / Всё про налоги

Как расшифровать выписку по расчётам с налоговой

Для сверки с налоговой понадобятся два документа:

  • Справка о состоянии расчётов показывает только долг или переплату по налогам и взносам на конкретную дату. Но чтобы разобраться, откуда они появились, понадобится другой документ — выписка операций по расчётам с бюджетом.
  • Выписка операций по расчётам с бюджетом показывает историю платежей и начисленные налоги и взносы за выбранный период. По выписке вы поймёте, когда возникли долг или переплата, и выясните причину расхождений.

Вы можете заказать их через Эльбу — ходить в налоговую не нужно.

Сдавайте отчётность в три клика

Эльба рассчитает налог и подготовит отчётность для бизнеса на УСН и патенте. А ещё поможет cформировать счета, акты и накладные.

Справка о состоянии расчётов

По справке о состоянии расчётов вы проверите, есть ли вообще долг или переплата.


В первом столбце указано название налога, по которому вы сверяетесь. Информация о долгах и переплатах содержится в столбцах 4 — по налогу, 6 —по пеням, 8 — по штрафам:

  • 0 — никто никому не должен, можно вздохнуть спокойно.
  • Положительная сумма — у вас переплата.
  • Сумма с минусом — вы должны налоговой.

Почему в справке возникает переплата?

  1. Вы действительно переплатили и теперь можете вернуть эти деньги из налоговой или зачесть как будущие платежи.
  2. Вы заказали справку до подачи годового отчёта по УСН. В этот момент налоговая ещё не знает, сколько вы должны заплатить. Она поймёт это из декларации за год. До сдачи декларации ежеквартальные авансы по УСН числятся как переплата, а потом налоговая начисляет налог и переплата пропадает. Поэтому переплата в размере авансов по УСН в течение года — ещё не повод бежать в налоговую за возвратом денег.

Если вы увидели в справке непонятные долги или переплаты, понадобится выписка операций по расчётам с бюджетом, чтобы выяснить причину их возникновения.

Выписка операций по расчётам с бюджетом

В отличие от справки выписка показывает не ситуацию на конкретную дату, а историю ваших отношений с налоговой за период. Например, с начала года до сегодняшнего дня.


Как увеличивались или уменьшались долги/переплаты видно в 13 столбце. Положительное число — это переплата, отрицательное — задолженность.

В 13 столбце вы видите долг или переплату по конкретному платежу — только налогу, пене или штрафу. В 14 — общий итог по всем платежам. Ориентироваться лучше именно на 13.

Теперь разберёмся, как эти переплаты и долги формируются.


Данные в 10 столбце идут вам «в минус» — это начисления налоговой. А в 11 наоборот «в плюс» — это ваши оплаты. Строчка за строчкой они формируют итоговую сумму в 13 столбце.

! Если у вас есть долг, первым делом, проверьте, все ли ваши платежи содержатся в выписке. Обнаружили, что платежей не хватает, хотя всё платили вовремя, — берите платёжки об уплате налога и несите в налоговую, чтобы разобраться.

Пример выписки по налогу УСН


Это выписка по налогу УСН. На начало года у предпринимателя была переплата, потом:

  • В апреле он платит 6 996₽, итого переплата — 71 805₽.
  • 3 мая подаёт декларацию и в выписке появляются начисления, которые уменьшают переплату: 71 805 – 4 017 – 28 062 – 8 190 = 31 536₽.
  • Появляется операция с описанием «уменьшено по декларации». Это значит, что основные расходы предприниматель понёс в конце года, поэтому в течение года ему начислили слишком много налога. Теперь его нужно уменьшить, поэтому в выписке появляется «обратное» начисление на 10 995₽. Тот нечастый случай, когда декларация не добавляет обязательств, а наоборот.
  • В июле он платит авансовый платёж за полугодие 2018 года и переплата на момент запроса выписки у него — 52 603₽.

Пример выписки по страховым взносам за сотрудников


Это выписка по страховым взносам за сотрудников на обязательное пенсионное страхование. На начало года у предпринимателя переплата на 3 497,14 ₽. Это взносы, которые он заплатил в 2017 году с зарплаты октября и ноября. Сумма стоит и в 11, и в 13 колонках. Потом:

  • 9 января он платит 1 697,15 ₽ с декабрьской зарплаты, переплата увеличивается до 5 194,29 ₽ (3 497,14 + 1 697,15). Эту цифру мы видим в 13 столбце.
  • 10 января он подаёт расчёт по страховым взносам (РСВ) и в выписке появляются начисления, которые уменьшают переплату до нуля: 5 194, 29 — 1 800 — 1 697,14 — 1 697,15 = 0. В 13 столбце вы тоже увидите ноль.
  • Предприниматель заплатил за 4 квартал 2017 года ровно столько, сколько отразил в декларации. На 15 января у него нет ни долгов, ни переплат. В идеале так и должно быть.

Михаил Кобрин

60 счет бухгалтерского учета

Зачем нужен 60 счет

Счет используют для учета расчетов с контрагентами. Долг компании за приобретенные товары или услуги фиксируют по кредиту. Например, компания получила от поставщика сырье, значит бухгалтер сделает проводку:

Дт 10 Кт 60 — получены товары от контрагента

Таким образом, у компании увеличился запас сырья, и вырос долг перед поставщиком, так как сырье еще не оплачено. По дебету задолженность снижается, например из-за оплаты счета за сырье. Тогда бухгалтер делает проводку:

Дт 60 Кт 51 — оплачен счет поставщика

Счет 60 — активно-пассивный. На конец периода может быть остаток по дебету или кредиту. Сумма по дебету означает, что ТМЦ были оплачены авансом, и поставщик еще их не передал. По кредиту — это долг компании перед контрагентом.

Какие субсчета открывают к 60 счету

В рамках 60 счета выделяют несколько субсчетов. Основные из них это 60.01 и 60.02.

Субсчет 60.01 нужен для учета взаиморасчетов с поставщиками. На нем формируется кредиторская задолженность компании, то есть суммы, которые организация должна оплатить своему контрагенту.

Субсчет 60.02 используют для учета авансовых платежей поставщикам. Это дебиторская задолженность. То есть компания заплатила контрагенту, но ТМЦ еще не получила. Разберем на примере проводок.

Дебет Кредит Сумма Суть операции
60.02 51 10 000 Поставщику перечислили аванс за поставку сырья
10 60.01 10 000 Поставщик отгрузил сырье
60.01 60.02 10 000 Внесенный ранее аванс учтен в качестве оплаты произведенной поставки

Кроме того, к 60 счету открывают и такие субсчета:

  • 60.03 — для учета векселей;
  • 60.21 — задолженность перед поставщиками в валюте (аналог 60.01);
  • 60.22 — авансы поставщикам в валюте (аналог 60.02).

Как ведут аналитический учет по счету 60

Аналитику строят по каждому предъявленному счету от каждого поставщика. Учет по счету должен давать информацию по каждому контрагенту в разрезе:

  • счетов, срок оплаты которых еще не наступил;
  • просроченных сумм;
  • неотфактурованных поставок;
  • выданных авансов;
  • выданных векселей;
  • полученных коммерческих кредитов и так далее.

С какими счетами корреспондирует счет 60

Счет корреспондирует со многими бухсчетами, ознакомьтесь с ними в таблице.

Счет 60 корреспондирует по дебету с Счет 60 корреспондирует по кредиту с
50, 51, 52, 55, 60, 62, 66, 67, 76, 79, 91, 99 07, 08, 10, 11, 15, 19, 20, 23, 25, 26, 28, 29, 41, 44, 50, 51, 52, 55, 60, 76, 79, 91, 94, 97

Основные проводки с 60 счетом

Бухгалтерия должна четко следить за всеми расчетами и выданными авансами. Поэтому важно знать основные проводки, связанные со счетом 60.

Оплатили долг поставщику из кассы / расчетного счета / валютного счета / спецсчета
Внесли аванс поставщику из кассы / расчетного счета / валютного счета / спецсчета

Произвели оплату за счет подотчетных средств

Провели взаимозачет однородных требований

Переоформили долг перед поставщиком в краткосрочный или долгосрочный займ

Удержали сумму по признанной претензии из средств, подлежащих уплате поставщику

Рекомендуем вам облачный сервис Контур.Бухгалтерия. В программе можно вести учет расчетов с поставщиками в разрезе счетов, договоров, контрагентов и так далее. С нами вы никогда не забудете о взыскании дебиторской задолженности и своевременном погашении кредиторской. Всем новичкам мы дарим бесплатный пробный период на 14 дней.

Контур.Бухгалтерия

  • Легко ведите учёт и заводите первичку
  • Отправляйте отчётность через интернет
  • Сервис расчитает налоги и напомнит о платеже
  • Начисляйте зарплату, больничные, отпускные
Попробовать бесплатно

Расчеты с наемными сотрудниками — это не только заработная плата и выданные в подотчет средства, есть и другие категории расчетов. Например, материальная помощь, займы, возмещение ущерба и так далее. Для их учета использую счет 73.

Переводы в пути — это деньги, еще не зачисленные на счет компании, но которых в наличном или безналичном виде уже нет. Например, наличность сдали в кассу банка, но на расчетный счет деньги еще не зачислили. По сути, деньги у компании есть, но числятся они не в кассе и не на банковском счете, они учитываются как «переводы в пути». Для их учета используют счет 57.

Испорченные товары на складе, украденные материалы, потерянные при перевозке полуфабрикаты — все это попадает на счет 94. Его добавили в план счетов специально для отражения сумм потерь и недостач материалов, товаров, денег и других ценностей.

Галина Кардашян

Автор: Галина Кардашян Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice

Галина Кардашян

Автор: Галина Кардашян
Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice

Любой переплаченный налог – это, по сути, «скрытый» финансовый резерв организации. Нет смысла бесплатно кредитовать государство, если переплату можно вернуть и использовать для пополнения собственных средств компании. Главное при этом – грамотно соблюсти процедуру, прописанную в Налоговом кодексе РФ.

Налог на прибыль в этом смысле – не исключение. Вместе с тем, причины возникновения переплаты по этому налогу, а также порядок его зачета имеют свои особенности. Об этом – в нашей статье.

В каких случаях может возникнуть переплата

Переплата по налогу на прибыль может образоваться, например, в следующих случаях.

Ситуация № 1

Организация завысила налоговую базу по налогу на прибыль. Например, завысила доходы или занизила расходы. Ошибка была обнаружена в следующем налоговом (отчетном) периоде. После того, как налог уже перечислен в бюджет. В этом случае у бухгалтера есть такие варианты действий:

Уточненную декларацию можно не подавать, если после корректировки налог к перечислению не занижен, и наоборот, когда занижен – от «уточненки» не уйти.

В случае, если бухгалтер выберет первый вариант, налог на прибыль за предыдущие налоговые (отчетные) периоды окажется переплачен. Ведь к моменту обнаружения ошибки организация уже заплатила налог по «старым» расчетам.

При втором варианте на сумму завышения налоговой базы прошлого периода будет просто скорректирована (уменьшена) налоговая база текущего периода.

Ситуация № 2

Организация платит авансовые платежи по налогу на прибыль ежемесячно, исходя из прибыли, полученной в предыдущем квартале (п. 2 ст. 286 НК РФ).

Она перечисляла эти платежи в течение отчетного периода (первого квартала, полугодия, девяти месяцев). Но фактическая сумма налога, рассчитанная по итогам этого периода, оказалась меньше суммы ранее перечисленных платежей. Или организация получила не прибыль, а убыток.

Ситуация № 3

Перечисляя налог в бюджет, бухгалтер ошибся при заполнении платежного поручения. И уплатил в бюджет сумму большую, нежели положена по декларации.

Что можно сделать с переплатой

Переплату по налогу на прибыль можно:

  • зачесть в счет погашения недоимки (а также задолженности по пеням и штрафам) по другим налогам;
  • зачесть в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль или другим налогам;
  • вернуть из бюджета.

Это установлено статьей 78 Налогового кодекса РФ.

Процедура зачета (возврата) переплаты строго регламентирована. То есть, независимо от того, что делают с переплатой (зачитывают или возвращают), необходимо взаимодействие с налоговой инспекцией. По правилам, предусмотренным статьей 78 Налогового кодекса РФ.

Общие правила для зачета и возврата налога

  • Зачет возможен только между налогами одного вида. К примеру, федеральные налоги можно зачесть только в счет других федеральных налогов (п. 1 ст. 78 НК РФ). Налог на прибыль – это федеральный налог (ст. 13 НК РФ). Значит, переплату по нему можно зачесть только в счет других федеральных налогов (например, НДС).

При этом возможность зачета не зависит от того, как распределяются налоги между бюджетами различных уровней. Так, налог на прибыль направляется и в федеральный, и в региональный бюджеты. Но, несмотря на это, его можно зачесть в счет уплаты НДС – федерального налога. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина от 18.08.2009 № 03-02-07/1-401, от 04.09.2008 № 03-02-07/1-363.

  • Обнаружить переплату по налогу на прибыль может как сам налогоплательщик, так и налоговая инспекция. В последнем случае ИФНС обязана письменно сообщить организации (Приложение № 2 к приказу ФНС от 14 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/182@) о выявленной переплате в течение 10 дней со дня обнаружения (п. 3 ст. 78 НК РФ).
  • Независимо от того, кто выявил переплату, компания и ИФНС могут провести совместную сверку расчетов. Такая сверка может быть проведена как по предложению организации, так и по инициативе ИФНС (п. 3 ст. 78 НК РФ).
  • Зачет или возврат можно произвести в срок не более 3 лет со дня образования переплаты (п. 5 и п. 7 ст. 78 НК РФ).
  • Далее остановимся на каждой из процедур более подробно.

    Зачет переплаты в счет погашения задолженности по налогам

    Итак, если у организации есть недоимка по другим федеральным налогам (пеням, штрафам), то в первую очередь сумму переплаты по налогу на прибыль инспекторы направят на ее погашение (п. 5, абз. 2 п. 6 ст. 78 НК РФ).

    Инспекция может самостоятельно решить, в счет какой именно недоимки (задолженности) зачесть переплату.

    Также и сама компания вправе сообщить в ИФНС, в счет какой именно задолженности она хочет зачесть переплату по налогу на прибыль. Для этого нужно подать в инспекцию заявление о зачете (см. Приложение № 9 к приказу ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@).

    В любом случае инспекция примет решение о зачете излишне уплаченных сумм в счет недоимки (задолженности) в течение 10 рабочих дней:

    • с момента обнаружения переплаты налоговой инспекцией (если организация не обращалась в ИФНС с заявлением о зачете в счет конкретного платежа и стороны не проводили сверку расчетов);
    • со дня получения заявления организации о зачете в счет конкретного платежа (если организация подала такое заявление);
    • со дня подписания акта о сверке расчетов с бюджетом (если инспекция и организация провели сверку).

    Такой порядок предусмотрен пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

    Еще пять рабочих дней дается инспекции на то, чтобы сообщить компании о принятом решении о зачете. Форма сообщения – в Приложении № 4 к приказу ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. Документ передают руководителю (либо уполномоченному представителю организации) лично под расписку. Либо направляют по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

    Основание – пункт 9 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

    После получения такого документа можно считать переплату зачтенной.

    Зачет переплаты в счет предстоящих платежей

    Если недоимки по другим налогам, сборам, пеням и штрафам у организации нет, переплату по налогу на прибыль можно зачесть в счет предстоящих платежей в бюджет.

    Для того, чтобы произвести такой зачет, организация должна подать в инспекцию заявление по форме (см. Приложение № 9 к приказу ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@).

    Решение о зачете (либо отказе в этом) инспекция должна принять в течение 10 рабочих дней:

    • либо со дня получения заявления налогоплательщика;
    • либо со дня подписания акта о сверке расчетов с бюджетом (если такая сверка проводилась).

    Основание – пункт 4 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

    В течение еще пяти рабочих дней с момента принятия решения о зачете (либо отказе в нем) ИФНС обязана письменно сообщить об этом налогоплательщику. Форма сообщения – в Приложении № 4 к приказу ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. Документ передают руководителю (либо уполномоченному представителю) организации лично под расписку. Либо направляют по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

    Такой порядок предусмотрен пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

    После получения сообщения о положительном решении о зачете переплаты в счет будущих платежей можно считать переплату зачтенной.

    Возврат переплаты

    При отсутствии задолженности перед бюджетом можно не засчитывать сумму переплаты по налогу на прибыль, а вернуть ее из бюджета на расчетный счет компании.

    В этом случае порядок действий такой.

    Нужно подать в инспекцию письменное заявление о возврате (Приложение № 8 к приказу ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@).

    Решение о возврате (либо отказе в этом) инспекция должна принять в течение 10 рабочих дней:

    • либо со дня получения заявления от организации;
    • либо со дня подписания акта о сверке расчетов с бюджетом (если такая сверка проводилась).

    Такие правила установлены пунктами 6 и 8 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

    В течение еще пяти рабочих дней с момента принятия решения о возврате (либо отказе в этом) ИФНС обязана письменно известить об этом налогоплательщика. Форма сообщения – в Приложении № 4 к приказу ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. Так же, как и в случае с зачетом налога, документ передают руководителю (либо уполномоченному представителю) организации лично под расписку. Либо направляют по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

    Основание – пункт 9 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

    После этого, в случае положительного решения, нужно ждать, когда деньги поступят на расчетный счет организации. По общему правилу, срок такого возврата составляет один месяц со дня получения инспекцией заявления от налогоплательщика (п. 6 ст. 78 НК РФ).

    Если инспекция нарушит этот срок, компании положены проценты за несвоевременный возврат – за каждый календарный день просрочки (п. 10 ст. 78 НК РФ). Их рассчитывают, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.

    Чтобы получить проценты, компании нет необходимости дополнительно обращаться в инспекцию, и рассчитывать эти проценты бухгалтер не должен. На основании заявления о возврате налога инспекция обязана самостоятельно рассчитать сумму процентов за задержку и перечислить их налогоплательщику.

    Если налоговики вернули переплату позже срока, но не перечислили проценты, организация вправе подать жалобу на бездействие в региональное УФНС. Если обжалование в налоговом управлении не поможет, придется обратиться в суд (п. 2 ст. 138, п. 1 ст. 139 НК).

    Подведем итог. Чтобы своевременно выявлять переплату по налогу на прибыль, целесообразно регулярно проводить сверки с налоговой инспекцией. Например, не реже, чем раз в год. Это позволит вовремя обнаружить переплату и заявить о зачете (возврате) излишне перечисленных сумм.

    Если переплата выявлена, вариант ее зачета более предпочтителен. Причем, как для налогоплательщика, так и для ИФНС. Для организации – потому, что срок зачета короче срока возврата налога. Инспекции охотнее идут на зачет, поскольку этот вариант для них менее хлопотный, да и деньги остаются в казне – просто перераспределяются на другой КБК.

    Однако переплаты по налогу на прибыль можно и вовсе избежать – ведь нередко она вызвана ошибками бухгалтерии. Это могут быть погрешности как при исчислении налоговой базы, так и на этапе заполнения платежных поручений. Подобных ошибок можно избежать, если передать бухгалтерию на аутсорсинг в 1C-WiseAdvice.

    Расчетом и перечислением налогов у нас занимаются лучшие профессионалы своего дела, каждый из которых ведет то направление, которое знает и любит больше всего.

    Все они при приеме на работу проходят многоступенчатое тестирование, включая специальный тест на внимательность, поэтому досадные ошибки при расчете налога и заполнении платежных поручений попросту исключены. А от непредвиденных случайностей убережет постоянный внутренний аудит.

    Кроме того, для своевременного выявления переплат (в том числе, возникших по вине наших предшественников – штатного бухгалтера или бухгалтерской компании, которые до нас вели учет у клиента) мы регулярно проводим сверку расчетов с ИФНС.

    Также вы можете заказать наши услуги по возврату переплаты по налогам либо взысканию процентов с ИФНС на любом этапе. Мы установим, когда и как образовалась переплата, проведем аудит документации, подготовим и подадим заявления на возврат, проведем сверку расчетов с ИФНС и проконтролируем соблюдения сроков возврата или зачета. При необходимости обжалуем бездействие налоговых органов или оспорим незаконный отказ в возврате.

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


    С 2017 года перечислить налоги и сборы может не только сам налогоплательщик лично, но и кто-то другой за него (п. 1 ст. 45 НК РФ).

    В письме ФНС России от 25.01.2018 № ЗН-3-22/478@ отмечено, в частности, что ст. 45 НК РФ не предусматривает ограничений в части перечисления платежей в бюджетную систему Российской Федерации.

    Таким образом, юридические лица могут перечислять налоги со своего счета за другие организации, а руководители (собственники) вправе погашать налоговые обязательства компании за счет своих средств.

    И данная норма применяется не только в отношении налогов, но и сборов, пеней, штрафов, страховых взносов. И распространяется она также на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

    При этом для целей учета налоговыми органами поступлений платежей, уплаченных иными лицами, не имеет значения, по каким гражданско-правовым основаниям произведено перечисление за налогоплательщика соответствующего платежа.

    Вполне достаточно, чтобы платежные документы на перечисление налога позволяли идентифицировать, что соответствующая сумма уплачена за определенного налогоплательщика.

    В силу Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (утверждены приказом Минфина России от 12.11.13 № 107н) при уплате налогов иным лицом в полях 60 «ИНН», 102 «КПП» необходимо указать значение ИНН и КПП плательщика, за которого уплачивается налог (если налог уплачивается за физическое лицо, то в поле «КПП налогоплательщика» указывается «0»).

    При заполнении поля 24 «Назначение платежа» необходимо указать ИНН и КПП организации, перечислившей налог (сбор), и через двойную дробь («//»), реквизиты организации, за которую он уплачен.

    При заполнении поля «Плательщик» необходимо указать информацию о лице, оформившем платежное поручение.

    Но Минфин России обратил внимание, что отношения, возникающие между налогоплательщиком и иным лицом, которое заплатило за него налоги, регулируются гражданским законодательством (письмо от 28.06.17 № 03-03-06/1/40668). К третьему лицу, исполнившему обязательство должника, переходят права кредитора по обязательству (ст. 313 ГК РФ).

    Другими словами, между ними в этом случае могут возникать долговые обязательства. У иного лица, осуществившего платеж за налогоплательщика-организацию, расход, таким образом, не возникает. Возникает долговое обязательство. У заплатившей организации — дебиторская задолженность, у той, за которую заплатили — кредиторская. Также следует принять во внимание, что может возникнуть не только новая задолженность, но и погаситься старая, возникшая ранее.

    Рассмотрим реальную ситуацию, буквально на днях, обсуждаемую на форуме сайта.

    Получили товар на условиях последующей оплаты. Где-то через несколько дней от продавца поступило письмо с просьбой часть задолженности погасить не перечислением на расчетный счет, указанный в договоре, а погашением задолженности по, например, транспортному налогу (или, допустим, НДФЛ). И указаны конкретные суммы и реквизиты налоговой инспекции.

    Это может быть связано с тем, например, что у продавца возникли какие-то проблемы с банком, где у него этот счет открыт, а несвоевременная оплата задолженности грозит начислением штрафных санкций.

    Принятие к учету товара было отражено у покупателя записью:

    То, что частичное погашение кредиторской задолженности будет произведено перечислением денег в бюджет, не возлагает на покупателя каких-либо дополнительных обязанностей.

    Он отразит у себя погашение задолженности поставщику, и ничего более:

    Продавец, отгрузив товар, сделал у себя проводку:

    Когда он получит от покупателя информацию, что задолженность в бюджет погашена, то записи будут:

    Дебет счета 76 Кредит счета 62;

    Дебет счета 68 Кредит счета 76.

    То есть деньги в бюджет поступили, но не своего расчетного счета, а от должника. И теперь никто никому ничего не должен. Ну, или остался должен, но уже меньше.

    Тут мы рассмотрели довольно простую ситуацию, в которой нет никаких подводных камешков.

    Креативный директор (если к тому же он еще и собственник) может попытаться замутить какую-нибудь хитрую схему: — а пусть покупатель заплатит налог за мою супругу-ИП, у которой как раз финансовые проблемы, а подошел срок уплаты налога за полугодие (или там за 9 месяцев).

    Но вот этот вариант, вероятнее всего, не пройдет. Деньги ООО — еще не собственные деньги учредителя. Жёнины долги в бюджет он может погасить, но только за счет своих личных средств (со своего текущего счета). А поскольку она с должником фирмы никакими обязательствами не связана, то и рассчитаться по её платежам тот никоим образом не сможет.

    Хотя, при очень большом желании, тут тоже можно что-нибудь придумать. Но это уже будет другая сказка.


    В административных правоотношениях (контрольно-надзорная функция государства) именно частные субъекты, являющиеся "слабой" стороной, заинтересованы в наиболее полной правовой определенности.

    Искаженная – вопреки основным положениям и смыслу законодательства о налогах и сборах, трактовка налоговиками термина "переплата" является базовой причиной серийного нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков, например, при реализации налоговых процедур "зачет излишне уплаченной суммы налога" и "взаимная сверка расчетов".

    В Налоговом кодексе РФ термин "переплата" не используется. В тоже время налоговые органы (а также суды и Минфин России) широко применяют термин "переплата" в качестве синонима содержащейся в НК РФ идиомы "сумма излишне уплаченного налога" (кроме ст. 78 НК РФ, непосредственно регулирующей налоговый зачет, словосочетание упоминается в ст. 21, ст. 32, ст. 45, ст. 49, ст. 54 НК РФ).

    Для примера скан странички «Личный Кабинет налогоплательщика» (ЛК ИП) на сайте ФНС России:


    В действительности суммы, формирующие вкладку "Переплата" в личном кабинете налогоплательщика – это, как правило, числящееся во "внутреннем" учете налоговиков "положительное" (в пользу налогоплательщика) сальдо расчетов.

    Налоговые органы ведут «внутренний» учет налоговых обязательств в интерактивном информационном ресурсе «карточка РСБ» (КРСБ).
    В следующих статьях будет представлена более развёрнутая информация об Автоматизированной Информационной Системе ФНС России (АИС «Налог-3»), ключевой подсистемой которой является информационный ресурс Карточка «Расчеты с бюджетом местного уровня» (карточка РСБ, КРСБ). Именно в карточках РСБ агрегируется юридически значимая информация по налоговым обязательствам в разрезе каждого налога.

    Дело в том, что платежи налогоплательщиков во исполнение своих налоговых обязанностей отражаются в информационных ресурсах налоговых органов в автоматизированном режиме. По времени это буквально на 2-й, 3-й день после банковской операции налогоплательщика. А вот сама налоговая обязанность (начисленный налог) появится в карточке РСБ (и соответственно «обнулит» сальдо) только по окончании «декларационной кампании» — то есть примерно через три-пять месяцев после получения налоговым органом декларации налогоплательщика. Поэтому весьма продолжительное время в КРСБ числится «положительное» сальдо расчетов, квалифицируемое налоговиками как «переплата». Данное положение нисколько не смущает Министерство Финансов России (МФ РФ), которое "ничтоже сумняшеся" сообщает об этом налогоплательщикам в письме от 02.08.2019 № 03-02-08/58397 (извлечение):

    Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата.
    В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога
    .

    Таким образом, чисто по технологическим причинам во внутреннем учете налоговых органов в течение продолжительного времени числится положительное сальдо в расчетах с налогоплательщиками.

    Вот как это выглядит в информационном ресурсе «Личный кабинет налогоплательщика — ИП»:


    Квалифицировать эти суммы как "переплата" – значит не только грубо искажать действительность (чего не должен допускать никакой учет в принципе), но и элементарно незаконно.

    Правовое и функциональное содержание термина «переплата» в налоговом праве.

    Общеизвестно, что "переплата" – это разговорный аналог словосочетаний типа "переплаченная сумма", "заплатить больше, чем нужно", "сумма платежей, подлежащая возврату плательщику".

    Таким образом, в нашем случае "переплата" – это сумма излишне уплаченного налога или излишне взысканной суммы налога. Следовательно – это налоговое обязательство, в котором налогоплательщик выступает КРЕДИТОРОМ, а бюджет (в лице налогового органа) – ДОЛЖНИКОМ. Строго под таким ракурсом должны оцениваться и исследоваться данные правоотношения. Кроме этого необходимо учитывать методы регулирования налогового права. В частности, юридически значимые факты могут подтверждаться исключительно документально при строгом соблюдении процедур, установленных НК РФ.

    Рассмотрим исчерпывающий перечень вариантов возникновения переплаты, а затем способы ее надлежащего документального оформления.

    Как возникает переплата ?

    Очевидно, что переплата может возникнуть только по двум причинам: из-за ошибки налогоплательщика либо налогового органа. При этом для налоговых правоотношений это "нештатная" ситуация, так как надлежащее выполнение предписаний законодательства о налогах и сборах исключает какую-либо вероятность ее появления.

    Начнем со случая "квази-переплаты" (будем исходить из доминирования интересов "кредитора", коим является налогоплательщик).

    "Квази-переплата" – это когда "переплата" как бы и есть (в карточке РСБ). А для налогоплательщика, по сути – ее нет.

    В соответствие с п. 1, п. 7 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При чем поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н

    Каждое конкретное налоговое обязательство (и начисленный налог, и платеж в его погашение) идентифицируется с использованием единой системы кодирования (по налогоплательщику, виду налога, налоговому/отчетному периоду и т.п.). При этом поступившие в бюджетную систему платежи отражаются в карточке РСБ в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов самого налогоплательщика. Ошибка в любом реквизите приводит к тому, что поступившая в бюджет сумма будет учтена неправильно: зачислена в счет уплаты другого налога, по другому налоговому периоду и т.п. Соответственно в учете налогового органа (в КРСБ) данная сумма будет отражена по иному налоговому обязательству. И появится мнимая "переплата". Но одновременно не будет исполнена текущая налоговая обязанность, что чревато появлением недоимки, причем уже реальной.

    Порядок исправления подобных ошибок урегулирован в п. 7 ст. 45 НК РФ.

    В соответствие с положениями п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение реквизитов в платежном документе производится на основании заявления налогоплательщика. Также следует учитывать, что в соответствие с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2019, налоговые органы получили право самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принимать решение об уточнении вида и принадлежности платежа, при условии, что это не повлечет за собой возникновение недоимки.

    Вина налогоплательщика: расчетные (в том числе арифметические) ошибки налогоплательщика, приведшие к завышению суммы уплаченного в бюджет налога.

    Налогоплательщики нередко ошибаются при расчете даже самых-самых простых налогов (а также при заполнении декларации). Например, завышают налоговую базу; или не учитывают при исчислении налога установленные законодательством вычеты и т.п. А в результате уплачивают в бюджет излишнюю сумму налога. То есть, возникает переплата.

    В настоящее время АИС «Налог-3» (подсистема «информационный ресурс «Камеральные налоговые проверки») такие ошибки выявляет в автоматизированном режиме. Программа самостоятельно формирует протокол ошибок, на основании которого налоговый инспектор в соответствие с п. 3 ст. 88 НК РФ обязан предложить налогоплательщику уточнить данные налоговой декларации.

    Вина налогового органа : в результате контрольных и проверочных мероприятий вышестоящий налоговый орган или суд восстановили права налогоплательщика, нарушенные территориальным налоговым органом, необоснованно взыскавшего сумму налога (а равно при добровольном исполнении налогоплательщиком незаконного требования об уплате налога – перед его обжалованием).

    После вступления в законную силу решения вышестоящего налогового органа или судебного акта территориальный налоговый орган исправляет данные в КРСБ. В результате чего появляется переплата.

    Как фиксируется факт "переплаты"?

    Императивно установленная обязанность налогового органа.

    В соответствие с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта". Аналогичная обязанность налогового органа в отношении излишне взысканной суммы налога установлена в п. 4 ст. 79 НК РФ.

    Данная обязанность сформулирована безапелляционно, то есть ее исполнение не ставится в зависимость от степени осведомленности налогоплательщика о факте своей переплаты (также, впрочем, как и о его "согласии" с фактом переплаты). Если же налоговый орган "сомневается" (в том числе при отсутствии информации о позиции налогоплательщика по поводу его переплаты), то налоговому инспектору необходимо руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ: "В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам".

    Установление факта переплаты в акте сверки расчетов.

    Согласно подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов "осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта".

    Следует иметь ввиду, что до настоящего времени ФНС России не выполнила поручение (абз. 2 подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) о разработке и утверждении Порядка проведения совместной сверки расчетов. Также не введен в эксплуатацию информационный ресурс, который должен управлять в интерактивном режиме данной процедурой. Соответственно пока неизвестен регламент отражения в карточке РСБ итогов сверки расчетов.

    Смею предполагать, что методисты ФНС России столкнулись с проблемой адаптации программного обеспечения (управляющего Информационным ресурсом «КРСБ») к нормам Налогового Кодекса России. Этой «системной» проблеме посвящена отдельная статья: Сверка с налоговой: "подводные камни" и "засады".

    Однако, оформляемые в настоящее время акты совместной сверки расчетов, при условии их подписания уполномоченными представителями сторон, безусловно, являются юридически значимыми документами, подтверждающими факт переплаты.

    Установление факта переплаты по итогам "декларационной кампании".

    В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной).

    Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем.

    1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий.

    Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9 ст. 88 НК РФ). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. "Прекращенная" камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.

    2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки.

    Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 Кодекса. При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки — при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено).

    Так как переплата не может быть квалифицирована как "нарушение законодательства о налогах и сборах" (хотя и является "нештатной" ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки.

    Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило — уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 " Сумма налога к уменьшению за налоговый период ".

    К слову, месяца два назад в личном кабинете налогоплательщика появилась новая опция "Информирование о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа)".


    Нельзя не упомянуть и о таком нюансе. Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки. Это может быть даже отражено в акте проверки. Однако эта информация – только причина оформить акт взаимной сверки расчетов; или налогоплательщику подать уточняющую налоговую декларацию.

    Теперь настало время обобщить изложенное.

    Первое и главное: факт переплаты (в части "излишне уплаченной суммы налога") может быть установлен и документально подтвержден только по итогам или взаимной сверки расчетов, или камеральной налоговой проверки. Юридически значимыми документами, подтверждающими факт (и сумму) переплаты, являются – в первом случае акт сверки расчетов; во втором – налоговая декларация, прошедшая без замечаний камеральную налоговую проверку. А вот факт «излишне взысканной суммы налога» подтверждается вступившим в законную силу решением вышестоящего налогового органа или судебным актом.

    Второе: если налоговый орган обнаружит факты, свидетельствующие о возможной переплате, в том числе в ходе каких-либо иных мероприятий налогового контроля (помимо налоговой проверки), должностные лица налогового органа обязаны руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ и организовать проведение совместной сверки расчетов с налогоплательщиком. По итогам которой и фиксируется факт переплаты.

    Никакие иные документы не могут являться достаточным основанием для установления факта переплаты, так как будут нарушены права и законные интересы налогоплательщика – "кредитора" в данном правоотношении.

    Как итог: нарушение прав и законных интересов налогоплательщиков.

    Следует иметь ввиду, что установленные ФНС России правила формирования информационных ресурсов (эти вопросы будут более подробно освещены в следующих статьях) полностью соответствуют положениям Налогового Кодекса России. При их соблюдении по результату декларационной кампании в КРСБ может появиться только недоимка, подтверждённое вступившим в законную силу решением по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. Соответственно наличие в КРСБ некоторое время (межпроверочный период) «переплаты» не имеет никакого значения.
    Вот только повальное игнорирование территориальными налоговыми органами этих обязательных для применения правил стало "типовой" причиной нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков. Описанное выше нарушение (неправильное истолкование термина «переплата») является одним из элементов в «схемах», используемых налоговиками в ущерб законным интересам налогоплательщиков.

    Например, вот такой.
    Сначала формируется «недоимка» — отрицательное сальдо во внутреннем учете налогового органа без надлежащего оформления процессуальных документов (один «выдающийся» правоприменитель даже придумал новый термин — «текущая недоимка»). Соответственно Требование об уплате налога в адрес налогоплательщика не направляется.
    А после того, как налогоплательщик во исполнение текущей налоговой обязанности перечислил авансовый платеж (сумма которого в КРСБ до получения налоговой декларации отражается как «переплата»), налоговики её «списывают» в счёт погашения «отрицательного» сальдо прошедшего налогового периода. Естественно, налогоплательщику об этой операции «автоматического» зачета «переплаты в счет недоимки» не сообщается. Но уже в новом налоговом периоде возникает задолженность перед бюджетом. Которую уже можно оформить более-менее «правильно».

    Данный способ активно использовался для лишения налогоплательщиков права на признание «безнадёжными к взысканию и подлежащих списанию» налоговых задолженностей, образовавшихся до 01.01.2015, в соответствие с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ.

    Читайте также: