Налога на имущество организаций иностранных организаций

Опубликовано: 01.05.2024

Налогообложение имущества иностранных организаций, имеющих постоянное представительство в РФ

Плательщиками налога на имущество являются как российские юридические лица, так и иностранные организации. Причем для иностранных организаций установлены особенности в определении элементов налогообложения, зависящие от наличия постоянного представительства иностранной организации в России. Деятельность иностранной организации признается приводящей к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии со ст. 306 НК РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ (п. 2 ст. 373 НК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации в РФ понимаются филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную, в частности, с осуществлением работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной п. 4 ст. 306 НК РФ. Постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение (п. 3 ст. 306 НК РФ).

Деятельностью иностранной организации на территории РФ в целях НК РФ также признается деятельность, осуществляемая иностранной организацией - оператором нового морского месторождения углеводородного сырья и связанная с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья.

Согласно п. 6 ст. 306 НК РФ факт заключения иностранной организацией договора простого товарищества или иного договора, предполагающего совместную деятельность его сторон (участников), осуществляемую полностью или частично на территории РФ, не рассматривается для иностранной организации как приводящий к образованию ее постоянного представительства в РФ. При этом в силу норм ст. 306 НК РФ постоянное представительство не образуется, если иностранная организация в рамках договора о совместной деятельности (простого товарищества) не занимается осуществлением самостоятельной предпринимательской деятельности либо деятельности через зависимого агента в РФ, приводящей к образованию постоянного представительства. Поэтому, если иностранная организация в рамках договора о совместной деятельности не осуществляет деятельность, приводящую к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии с признаками, содержащимися в ст. 306 НК РФ (международном договоре), то она не признается налогоплательщиком по налогу на имущество организаций (см. также письмо Минфина России от 18.12.2012 N 03-05-05-01/76).

Минфин России и налоговые органы в своих разъяснениях (см., например, письма Минфина России от 23.03.2010 N 03-08-05, от 01.10.2008 N 03-08-05 и от 19.08.2005 N 03-08-05, УФНС России по г. Москве от 02.05.2006 N 20-12/36659) отмечают, что критериями для квалификации деятельности иностранной организации в РФ, как приводящей к образованию постоянного представительства, являются:

- наличие обособленного подразделения или любого иного места деятельности иностранной организации в РФ;

- ведение иностранной организацией в этом месте предпринимательской деятельности;

- регулярность осуществления предпринимательской деятельности.

Согласно п. 2 ст. 374 НК РФ для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, объектом обложения налогом на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению. В целях исчисления налога на имущество иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в РФ для ведения бухгалтерского учета. Порядок определения налоговой базы, расчета и уплаты налога и авансовых платежей, а также представления отчетности по налогу на имущество аналогичен порядку, установленному для российских организаций.

Это означает, в частности, что для иностранных организаций, действующих через постоянное представительство в РФ, движимое имущество (машины и оборудование, наземные транспортные средства и т.д.), принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, не признается объектом обложения налогом на имущество до 1 января 2015 года. Вместо этого с 1 января 2015 года не признаются объектом налогообложения ОС, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств. Вместе с тем, с 1 января 2015 года на основании п. 25 ст. 381 НК РФ освобождены от налога на имущество организации в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве ОС, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

- реорганизации или ликвидации юридических лиц;

- передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми.

Внимание

Согласно ст. 381.1 НК РФ с 1 января 2018 года налоговые льготы, указанные в п. 24 (в части имущества, расположенного в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря) и п. 25 ст. 381 НК РФ, применяются на территории субъекта России в случае принятия соответствующего закона субъекта.

Так или иначе, вещи, не относящиеся к недвижимости (машины и оборудование, наземные транспортные средства и т. д.), принятые к учету в составе основных средств организации после 1 января 2013 года, не облагаются налогом на имущество организаций. Исключение - движимые объекты, принятые к учету в результате реорганизации (ликвидации) или от взаимозависимых лиц. Минфин России в письмах от 16.01.2015 N 03-05-05-01/676, от 16.01.2015 N 03-05-05-01/503 распространил это исключение на движимое имущество, полученное при реорганизации (ликвидации) или от взаимозависимых лиц в 2013-2014 годах. С 1 января 2015 года такое имущество облагается налогом (налог за 2013-2014 годы по нему начислять не нужно). См. также письмо ФНС России от 20.01.2015 N БС-4-11/503.

Если иностранная организация, осуществляющая деятельность в РФ через постоянное представительство и имеет в собственности объекты недвижимости, расположенные не по месту деятельности своего постоянного представительства, то по этим объектам налог уплачивается в порядке, установленном для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства (см. письмо Минфина России от 30.01.2013 N 03-05-05-01/4733).

У бухгалтеров иностранных компаний нередко возникают сложности при расчете налога на недвижимое имущество. При этом расчет налоговой базы по налогу зависит от того, имеет ли иностранная организация свое представительство на территории России или нет. Рассмотрим обе ситуации.

Деятельность иностранной организации может привести к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, если иное не предусматривается международными договорами Российской Федерации (ст. 306 НК РФ). Под постоянным представительством иностранной организации в России для целей Налогового кодекса понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или место деятельности этой организации, через которое она регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность.

Налог на имущество: платить или не платить?

Для начала рассмотрим ситуацию, когда имущество принадлежит постоянному представительству иностранной организации.

Иностранная организация имеет постоянное представительство в РФ. Если иностранная компания имеет постоянное представительство в РФ, то она является плательщиком налога на имущество (п. 1 ст. 373 НК РФ). В этом случае налог на имущество рассчитывается так же, как и для российских предприятий.

Объектом налога на имущество является движимое и недвижимое имущество, которое относится к объектам основных средств (п. 2 ст. 374 НК РФ).

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, и определяется по формуле:

Нб=(Осн + Оск),
13

где
Нб — среднегодовая стоимость имущества;
Осн — остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого месяца года;
Оск — остаточная стоимость имущества на 31 декабря.

При определении налоговой базы имущество учитывается по его остаточной стоимости (п. 1 ст. 375 НК РФ).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.

Сумма налога по итогам налогового периода исчисляется по формуле:

Н = Нб × t,

где
Н — сумма налога на имущество организации;
t — налоговая ставка.

Налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по формуле:

Ав = 1/4 × t × Ср,

где
Ав — сумма авансового платежа по налогу;
Ср — средняя стоимость имущества за отчетный период.

При этом средняя стоимость имущества определяется по формуле:

Ср=(Ос1 + Ос2),
Н

где
Ос1 — остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода;
Ос2 — остаточная стоимость имущества на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом;
Н — количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Пример 1

Остаточная стоимость основных средств по данным бухгалтерского учета составляет:

  • на 1 января 2008 года — 140 000 руб.;
  • на 1 февраля 2008 года — 138 200 руб.;
  • на 1 марта 2008 года — 135 900 руб.;
  • на 1 апреля 2008 года — 133 600 руб.

Налоговая ставка — 2,2%.

Рассчитаем среднюю стоимость основных средств за I квартал 2008 года.

Ср = (140 000 + 138 200 + 135 900 + 133 600) : (3 + 1) = 136 925 руб.

Определим сумму авансового платежа за I квартал 2008 года.

Ав = (136 925 руб. × 2,2%) : 4 = 753,09 руб.

Если собственник недвижимости сменился в течение года, сумма налога (авансового платежа по налогу) определяется с учетом специального коэффициента. Он рассчитывается как отношение числа полных месяцев, в течение которых имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Иностранная организация не имеет постоянного представительства в РФ. В этом случае иностранная организация будет также являться плательщиком налога на имущество, но объектом налогообложения признается только находящееся на территории России недвижимое имущество, принадлежащее ей на праве собственности (п. 3 ст. 374 НК РФ).

Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества, не относящихся к деятельности данных организаций в России через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

Налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 5 ст. 376 НК РФ).

Пример 2

Инвентаризационная стоимость объекта на 1 января 2008 года составляет 1 000 000 руб.

Налоговая ставка по налогу на имущество — 1%.

Сумма налога за год составит:
1 000 000 руб. × 1% = 10 000 руб.

Сумма авансового платежа за I квартал 2008 года составит:
1 000 000 руб. × 1/4 × 1% = 2500 руб.

Таким образом, если иностранная организация имеет свое представительство на территории России, она рассчитывает и платит налог на недвижимое имущество в таком же порядке, как и российская организация. А если не имеет, то объектом налогообложения является только недвижимое имущество. В этом случае налоговой базой будет являться инвентаризационная стоимость этого имущества.

С. Карелин, аудитор аудиторской фирмы ООО «С.А. Партнерство»

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Выбор читателей

Responsive image

Бесплатная КЭП с 1 июля 2021 года: кому и как ее получить

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Responsive image

ФНС о преимуществах получения вычетов по НДФЛ в упрощенном порядке

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на имущество

Вопрос налогообложения имущества организаций урегулирован главой 30 НК РФ. Согласно ст. 373 НК РФ налогоплательщиками, помимо российских организаций, также являются:

  • Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или)
  • Иностранные организации, имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.
  • Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Применяя нормы Налогового права РФ по отношению к иностранным организациям, необходимо также учитывать и нормы международного права. Так в соответствии со ст. 7 НК РФ: «Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотрены настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации».

Итак, рассмотрим два основных варианта, когда иностранная компания будет налогоплательщиком налога на имущество на территории РФ: 1) иностранная организация, осуществляющая деятельность через постоянное представительство и имеющая в собственности недвижимое имущество 2) иностранная организация, не осуществляющая деятельность через постоянное представительство, но имеющая в собственности недвижимое имущество. Следует обратить внимание на то, что исходя из содержания ст.374 НК РФ, если иностранная организация не осуществляет свою деятельность в РФ через постоянное представительство, не имеет в собственности недвижимое имущество, но при этом является собственником движимого имущества на территории РФ, то такая иностранная компания не будет признаваться налогоплательщиком налога на имущество организаций.

1. Иностранная компания имеет постоянное представительство на территории РФ.

Условия, когда деятельность иностранной компании может привести к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, указаны в ст. 306 НК РФ.

Объект налогообложения

Согласно п.2 ст.374 НК РФ объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению (п. 2 ст. 374 в ред. Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ).
Иностранные организации (как осуществляющие, так и не осуществляющие деятельность на территории РФ через постоянные представительства) обязаны уплачивать налог с имущества, которое получено ими по концессионному соглашению (п. п. 2 и 3 ст. 374 НК РФ).
Налог на имущество согласно новой ст. 378.1 НК РФ уплачивает концессионер, причем объектом обложения признается имущество как переданное ему, так и созданное им в соответствии с концессионным соглашением.

Абзацем вторым п.2 ст.374 НК РФ также устанавливается, что иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета. Следует отметить, что учет основных средств регламентирован Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (в ред. Приказов Минфина РФ от 18.05.2002 N 45н, от 12.12.2005 N 147н, от 18.09.2006 N 116н, от 27.11.2006 N 156н).

Налоговая база

В отношении движимого и недвижимого имущества иностранных организаций, используемого в деятельности данных организаций через постоянные представительства, налоговая база (база по авансовому платежу) исчисляется аналогично порядку, установленному для российских организаций, т.е. как среднегодовая (средняя) стоимость имущества (ст. 375 НК РФ). Согласно абзацу 2 ч.1 ст. 375 в случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода. Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ).

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с гл. 30 НК РФ.
Налоговая база определяется отдельно в отношении:
- имущества, подлежащего налогообложению по месту постановки на учет в налоговых органах каждого постоянного представительства иностранной организации;
- каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения постоянного представительства;
- имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Налоговая ставка и уплата налога

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2% (ст. 380 НК РФ). В Налоговом кодексе РФ порядок исчисления и уплаты налога установлен лишь в общих чертах (ст. ст. 382 - 385.1). Многие же ключевые вопросы исчисления и уплаты налога на имущество вправе решать только законодательные органы субъектов Российской Федерации. Это непосредственно следует из п. 2 ст. 372 НК РФ.

В частности, законом субъекта РФ устанавливаются:
- ставка (либо шкала ставок) налога в размере не более 2,2% (ст. 380 НК РФ);
- разные виды льгот по налогу;
- порядок уплаты налога и его особенности (к примеру, введена обязанность перечислять налог и авансовые платежи (их части) в местные бюджеты или отменены авансовые платежи для отдельных категорий налогоплательщиков и др.);
- сроки уплаты авансовых платежей и налога.

Таким образом, определить, когда и как нужно платить налог (авансовые платежи), можно только с учетом норм о налоге на имущество, которые установлены законами региона, где будет уплачиваться налог (например, Закон Санкт-Петербурга «О налоге на имущество организаций»).

Уплату налога иностранные организации, имеющие постоянные представительства в Российской Федерации, производят по месту постановки на учет в налоговых органах своих постоянных представительств (п. 5 ст. 383 НК РФ) в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Согласно ст. 379 налоговым периодом признается календарный год, а отчётными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Постоянные представительства иностранных организаций обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговый орган, по месту постановки на учет, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.
Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

2. Иностранная компания не имеет постоянное представительство на территории РФ

Что касается иностранных организаций, не осуществляющих в Российской Федерации деятельности, приводящей к образованию постоянного представительства, то такие организации будут признаваться плательщиками налога на имущество только в отношении объектов недвижимости (которыми они владеют на праве собственности) на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Объект налогообложения

Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество (п. 3 ст. 374 НК РФ). Для иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства в России, объект налогообложения возникает, только если они имеют имущество, которое отвечает определенным условиям (п. 3 ст. 374 НК РФ), а именно:

1) имущество является недвижимым. К недвижимости относятся объекты, которые прочно связаны с землей и не могут быть перемещены без нанесения им ущерба. Например, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и т.д. (п. 1 ст. 130 ГК РФ);

2) имущество находится на территории РФ. При этом территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ).

3) имущество принадлежит иностранной организации на праве собственности.

Если хотя бы одно из указанных условий не выполняется, объектом налогообложения имущество не признается. С 1 января 2009г. к объекту налогообложения отнесено также недвижимое имущество, которое получено иностранными организациями по концессионному соглашению и находится в России. Такие изменения внесены в п. 2 ст. 374 НК РФ (п. 6 ст. 5, п. 2 ст. 7 Закона N 108-ФЗ).

Налоговая база

Для объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, налоговой базой согласно п. 2 ст. 375 НК РФ признается инвентаризационная стоимость объектов на основании данных органов технической инвентаризации. В обязанность органов технической инвентаризации входит своевременная подача сведений, а именно в течение 10 дней со дня оценки или переоценки, в налоговые органы по месту нахождения вышеуказанных объектов недвижимого имущества. Однако предоставлять необходимую информацию налогоплательщику они не обязаны. То есть иностранной организации придется самостоятельно обращаться к ним за сведениями, необходимыми для расчета налоговой базы.

Налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества иностранной организации, указанного в п. 2 ст.375 НК РФ, принимается равной инвентаризационной стоимости недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налог и авансовые платежи по налогу на имущество согласно п.6 ст. 383 НК РФ, иностранная организация уплачивает по местонахождению недвижимости.

В ситуации, когда недвижимость расположена одновременно на территориях нескольких субъектов РФ или в субъекте и в территориальном море РФ, (на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ), налог рассчитывается исходя из той части среднегодовой стоимости объекта недвижимости, которая соответствует доле его балансовой стоимости на территории соответствующего субъекта РФ (п. 2 ст. 376 НК РФ).

Налоговая ставка и уплата налога

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2% (ст. 380 НК РФ). При приобретении недвижимости иностранной компанией, такая компания должна встать на налоговый учет в Российской Федерации. Данное требование установлено Приказом МНС России от 7 апреля 2000г. N АП-3-06/124 "Об утверждении Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций" (далее - Положение). Постановка на налоговый учет осуществляется в порядке, предусмотренном п. 2.4 указанного Положения.

Исходя из содержания п. 2.4.3 указанного Положения следует, что заявление иностранной организации о постановке на учет подается в налоговый орган в течение 30 дней с даты регистрации в РФ права собственности, прав владения, пользования и (или) распоряжения недвижимым имуществом или транспортными средствами либо ввоза указанного имущества на территорию РФ.

При отсутствии установленного законодательством требования о такой регистрации - в течение 30 дней с даты приобретения указанных прав. Уплату налога иностранные организации, не имеющие постоянные представительства в Российской Федерации, производят по местонахождению объекта недвижимого имущества (п. 6 ст. 383 НК РФ) в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Международной практикой выработаны определенные принципы налогообложения имущества, принадлежащего иностранному резиденту одного государства и находящемуся на территории другого государства.

В частности, не подлежит налогообложению в Российской Федерации имущество иностранного резидента, находящееся в Российской Федерации, кроме случаев, когда это:

· движимое имущество в виде активов постоянного представительства иностранного резидента в России.

Указанный подход закреплен в главе 30 НК РФ «Налог на имущество организаций». В связи с этим, рассмотрим отдельно порядок налогообложения имущества, относящегося к постоянному представительству иностранной организации, и имущества иностранной организации, не имеющего отношения к постоянному представительству.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации признаются плательщиками налога на имущество в соответствии с пунктом 1 статьи 373 НК РФ.

Деятельность иностранной организации признается приводящей к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 НК РФ, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Объект налогообложения

Объектом обложения для иностранных организаций, имеющих постоянные представительства в Российской Федерации, так же как и для российских организаций, является движимое и недвижимое имущество, относящееся к основным средствам.

В связи с этим, некоторые иностранные организации, которые не являются собственниками недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, но осуществляющие в Российской Федерации деятельность, не приводящую к образованию постоянного представительства, не признаются плательщиками налога на имущество, в частности:

· иностранные организации, деятельность которых в Российской Федерации образует строительную площадку, но согласно положениям международных соглашений в течение определенного периода времени не признается постоянным представительством;

· иностранные организации, деятельность которых в Российской Федерации носит подготовительный и вспомогательный характер.

Другими словами, движимое имущество указанных иностранных организаций, не осуществляющей деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, не подлежит обложению налогом на имущество организаций.

Пунктом 2 статьи 374 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков – иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, вести учет объектов обложения налогом на имущество в порядке, определенном нормативными актами по бухгалтерскому учету Российской Федерации.

Отметим, что учет основных средств регламентирован ПБУ «Учет основных средств» (Приказ Минфина Российской Федерации от 30 марта 2001 года №26н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01», а также Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (Приказ Минфина Российской Федерации от 13 октября 2003 года №91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств»).

Иностранные организации, деятельность которых приводит к образованию постоянного представительства, налоговую базу, а также суммы авансовых платежей и суммы налога они исчисляют в таком же порядке, как и российские организации.

Определение налоговой базы.

Статьей 375 НК РФ определено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу (пункт 4 статьи 376 НК РФ).

Налоговая база определяется отдельно в отношении:

· имущества, подлежащего налогообложению по месту постановки на учет в налоговых органах каждого постоянного представительства иностранной организации;

· в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения постоянного представительства;

· а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с главой 30 НК РФ.

Налоговый и отчетный периоды по налогу на имущество.

Налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год, по итогам которого окончательно определяется сумма налога.

Отчетными периодами признаются первый квартал, первое полугодие и девять месяцев календарного года, по итогам которых определяется сумма авансовых платежей.

Налоговая ставка.

Статьей 380 НК РФ установлена налоговая ставка в размере, не превышающем 2,2 процента.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.

Расчет суммы авансового платежа.

Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества.

Пример.

По состоянию на 01.01.2004 года в представительстве иностранной организации в составе основных средств организации числится ксерокс.

Первоначальная стоимость ксерокса составляет – 22 500 рублей, срок полезного использования – 3 года, амортизация начисляется линейным методом и составляет ежемесячно 625 рублей. Остаточная стоимость ксерокса по состоянию на 01.01.2004 составила - 20 000 рублей.

Определим чему равна сумма авансового платежа, по налогу на имущество за I квартал 2004 года, законом субъекта Российской Федерации установлена ставка 2,2%.

Произведем расчет остаточной стоимости ксерокса на 1-е число каждого месяца I квартала 2004 года:

- на 01.01.2004 – 22 500 рублей;

- на 01.02.2004 – 21 875 рублей (22 500 рублей – 625 рублей);

- на 01.03.2004 – 21 250 рублей (21 875 рублей – 625 рублей).

Среднегодовая стоимость ксерокса на I квартал 2004 года составила:

- 21 562 рубля 50 копеек (22 500 рублей + 21 875 рублей + 21 250 рублей + 20 625 рублей) / (3 + 1).

Ставка по налогу на имущество составляет 2,2%.

Сумма авансового платежа исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за соответствующий отчетный период.

Следовательно, сумма авансового платежа по налогу на имущество за I квартал 2004 года будет равна 118 рублей 59 копеек (21 562 рублей 50 копеек х 2,2% / 4).

Порядок уплаты налога.

Уплату налога иностранные организации, имеющие постоянные представительства в Российской Федерации, производят по месту постановки на учет в налоговых органах своих постоянных представительств (пункт 5 статьи 383 НК РФ) в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога.

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.

Представление налоговой декларации.

Постоянные представительства иностранных организаций обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если иностранная организация не осуществляет деятельность в Российской Федерации, которая приводит к образованию постоянного представительства для целей налогообложения, то данная организация признается плательщиком налога на имущество только в отношении объектов недвижимости, находящихся в Российской Федерации и принадлежащих этой иностранной организации на праве собственности (пункт 1 статьи 373 НК РФ).

Объект налогообложения.

В этом случае объектом налогообложения является только недвижимое имущество на территории России, которое ей принадлежит на праве собственности (пункт 3 статьи 374 НК РФ).

Определение налоговой базы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговой базой для таких организаций признается инвентаризационная стоимость объектов недвижимого имущества по данным органов технической инвентаризации.

Уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению указанных объектов сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) указанных объектов.

Налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества иностранных организаций, указанного в пункте 2 статьи 375 НК РФ, принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно (пункт 3 статьи 376 НК РФ). В связи с тем, что инвентаризационная стоимость имущества по решению местных органов власти время от времени индексируется, иностранной организации следует периодически уточнять его инвентаризационную стоимость в Бюро Технической Инвентаризации или отслеживать соответствующие нормативные акты об индексации.

Порядок расчета суммы авансового платежа.

Сумму авансовых платежей по истечении отчетного периода иностранная организация рассчитывает следующим образом. Берется одна четвертая инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и умножается на налоговую ставку (пункт 5 статьи 382 НК РФ).

Уплата налога и авансовых платежей.

Налог и авансовые платежи по налогу иностранная организация уплачивает по местонахождению недвижимости (пункт 6 статьи 383 НК РФ).

Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского и налогового учета в иностранных организациях на территории Российской Федерации, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Иностранные организации и их представительства».

Вопрос налогообложения имущества организаций урегулирован главой 30 НК РФ. Согласно ст. 373 НК налогоплательщиками, помимо российских организаций, также являются:

  • Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или)
  • Иностранные организации, имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.
  • Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Применяя нормы Налогового права РФ по отношению к иностранным организациям, необходимо также учитывать и нормы международного права. Так в соответствии со ст. 7 НК РФ: «Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотрены настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации».
Таким образом, чтобы сделать окончательный вывод о признании иностранных организаций налогоплательщиком налога на имущество необходимо учитывать положения Международных Соглашений. Так, в ст.2 Соглашения от 5 декабря 1998 года между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" (далее - Соглашение) указывается, что налоги на имущество предприятий и физических лиц относятся к налогам, на которые распространяется действие данного Соглашения. В отношении налога на недвижимое имущество - следует руководствоваться ст. 21 Соглашения, в которой рассматривается налогообложение капитала в форме недвижимого имущества. Ст.21 данного Соглашения устанавливает, что «Капитал, представленный недвижимым имуществом, принадлежащий резиденту одного Договаривающегося Государства и находящийся в другом Договаривающемся Государстве, может облагаться налогом в этом другом Государстве. Что касается движимого имущества, то п. 2 ст. 21 Соглашения устанавливает, что «Капитал, представленный движимым имуществом, составляющим часть активов постоянного представительства, которое резидент одного Договаривающегося Государства имеет в другом Договаривающемся Государстве, или движимым имуществом, относящимся к постоянной базе, находящейся в распоряжении резидента одного Договаривающегося Государства в другом Договаривающемся Государстве для цели оказания независимых личных услуг, может облагаться налогом в этом другом Государстве».
Таким образом, Соглашение устанавливает возможность взимания налога в государстве, в котором находиться имущество организации. Аналогичная норма содержится и в других Соглашениях (см. например, Соглашение межу правительством Российской Федерации и правительством Королевства Нидерландов, и Соглашение между Российской Федерации и Федеративной Республикой Германия).

Итак, рассмотрим два основных варианта, когда иностранная компания будет налогоплательщиком налога на имущество на территории РФ: 1) иностранная организация, осуществляющая деятельность через постоянное представительство и имеющая в собственности недвижимое имущество 2) иностранная организация, не осуществляющая деятельность через постоянное представительство, но имеющая в собственности недвижимое имущество. Следует обратить внимание на то, что исходя из содержания ст.374 НК РФ, если иностранная организация не осуществляет свою деятельность в РФ через постоянное представительство, не имеет в собственности недвижимое имущество, но при этом является собственником движимого имущества на территории РФ, то такая иностранная компания не будет признаваться налогоплательщиком налога на имущество организаций.

1. Иностранная компания имеет постоянное представительство на территории РФ.

Как уже отмечалось выше, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, согласно п.1 ст. 373 НК РФ признаются плательщиками налога на имущество организаций.
Согласно ст. 306 НК РФ деятельность иностранной организации может привести к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, если иное не предусматривается международными договорами Российской Федерации.

Согласно п.2 ст.374 НК РФ объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению (п. 2 ст. 374 в ред. Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ).

В соответствии с поправками, внесенными в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", с 1 января 2009г. имущество, которое получено по концессионному соглашению и учитывается на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для бухучета, облагается налогом на имущество. Таким образом, имущество, полученное по концессионному соглашению, включено в состав налогооблагаемых объектов (п. 1 ст. 374 НК РФ).
Иностранные организации (как осуществляющие, так и не осуществляющие деятельность на территории РФ через постоянные представительства) обязаны уплачивать налог с имущества, которое получено ими по концессионному соглашению (п. п. 2 и 3 ст. 374 НК РФ).
Налог на имущество согласно новой ст. 378.1 НК РФ уплачивает концессионер, причем объектом обложения признается имущество как переданное ему, так и созданное им в соответствии с концессионным соглашением.

Абзацем вторым п.2 ст.374 НК РФ также устанавливается, что иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета. Следует отметить, что учет основных средств регламентирован Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (в ред. Приказов Минфина РФ от 18.05.2002 N 45н, от 12.12.2005 N 147н, от 18.09.2006 N 116н, от 27.11.2006 N 156н).

Иностранные организации, деятельность которых приводит к образованию постоянного представительства, налоговую базу, суммы авансовых платежей и суммы налога исчисляют в таком же порядке, как и российские организации. Для иностранных организаций гл. 30 НК РФ установлен неодинаковый порядок исчисления налоговой базы по различным объектам.
В отношении движимого и недвижимого имущества иностранных организаций, используемого в деятельности данных организаций через постоянные представительства, налоговая база (база по авансовому платежу) исчисляется аналогично порядку, установленному для российских организаций, т.е. как среднегодовая (средняя) стоимость имущества (ст. 375 НК РФ). Согласно абзацу 2 ч.1 ст. 375 в случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода. Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ).
Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с гл. 30 НК РФ.
Налоговая база определяется отдельно в отношении:
- имущества, подлежащего налогообложению по месту постановки на учет в налоговых органах каждого постоянного представительства иностранной организации;
- каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения постоянного представительства;
- имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Налоговая ставка. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2% (ст. 380 НК РФ).

Касательно порядка и сроков уплаты налога, то налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Итак, налог на имущество организаций - это региональный налог (п. 3 ст. 12, п. 1 ст. 14 НК РФ). С этим связаны некоторые особенности его исчисления и уплаты.
В Налоговом кодексе РФ порядок исчисления и уплаты налога установлен лишь в общих чертах (ст. ст. 382 - 385.1). Многие же ключевые вопросы исчисления и уплаты налога на имущество вправе решать только законодательные органы субъектов Российской Федерации. Это непосредственно следует из п. 2 ст. 372 НК РФ.
В частности, законом субъекта РФ устанавливаются:
- ставка (либо шкала ставок) налога в размере не более 2,2% (ст. 380 НК РФ);
- разные виды льгот по налогу;
- порядок уплаты налога и его особенности (к примеру, введена обязанность перечислять налог и авансовые платежи (их части) в местные бюджеты или отменены авансовые платежи для отдельных категорий налогоплательщиков и др.);
- сроки уплаты авансовых платежей и налога.
Таким образом, определить, когда и как нужно платить налог (авансовые платежи), можно только с учетом норм о налоге на имущество, которые установлены законами региона, где будет уплачиваться налог (например, Закон Санкт-Петербурга «О налоге на имущество организаций»).

Уплату налога иностранные организации, имеющие постоянные представительства в Российской Федерации, производят по месту постановки на учет в налоговых органах своих постоянных представительств (п. 5 ст. 383 НК РФ) в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Согласно ст. 379 налоговым периодом признается календарный год, а отчётными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Постоянные представительства иностранных организаций обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговый орган, по месту постановки на учет, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.
Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.
Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Также следует отметить, что если у иностранной организации, признаваемой плательщиком налога на имущество, нет объектов налогообложения, то это не освобождает её от обязанности представлять отчётность по налогу. То есть, если постоянное представительство иностранной организации только арендует на территории РФ имущество (не имеет имущества на праве собственности), то она обязана предоставлять «нулевую отчётность».

1. Иностранная компания не имеет постоянное представительство на территории РФ.

Что касается иностранных организаций, не осуществляющих в Российской Федерации деятельности, приводящей к образованию постоянного представительства, то такие организации будут признаваться плательщиками налога на имущество только в отношении объектов недвижимости (которыми они владеют на праве собственности) на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество (п. 3 ст. 374 НК РФ). Для иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства в России, объект налогообложения возникает, только если они имеют имущество, которое отвечает определенным условиям (п. 3 ст. 374 НК РФ), а именно:
1) имущество является недвижимым. К недвижимости относятся объекты, которые прочно связаны с землей и не могут быть перемещены без нанесения им ущерба. Например, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и т.д. (п. 1 ст. 130 ГК РФ);
2) имущество находится на территории РФ. При этом территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ).

3) имущество принадлежит иностранной организации на праве собственности.
Если хотя бы одно из указанных условий не выполняется, объектом налогообложения имущество не признается.
С 1 января 2009г. к объекту налогообложения отнесено также недвижимое имущество, которое получено иностранными организациями по концессионному соглашению и находится в России. Такие изменения внесены в п. 2 ст. 374 НК РФ (п. 6 ст. 5, п. 2 ст. 7 Закона N 108-ФЗ).
Однако, как справедливо отмечают специалисты, при внесении этих поправок законодатель не урегулировал следующий момент. Имущество по концессионному соглашению передается концессионеру (принимающей стороне) только на правах пользования и владения. Право собственности к нему не переходит (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях"). А в п. 1 ст. 373 НК РФ осталась норма, согласно которой иностранные организации (не имеющие постоянного представительства в РФ) являются плательщиками налога, если недвижимость принадлежит им на праве собственности. Таким образом, получается, что объектом налогообложения это имущество является, но налогоплательщиком в отношении него иностранная организация не признается.
Тем не менее, полагаем, что целью изменений все же являлось обложение указанного имущества налогом. Поэтому в дальнейшем контролирующие органы, скорее всего, будут придерживаться именно такого подхода. 1

Для объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, налоговой базой согласно п. 2 ст. 375 НК РФ признается инвентаризационная стоимость объектов на основании данных органов технической инвентаризации. В обязанность органов технической инвентаризации входит своевременная подача сведений, а именно в течение 10 дней со дня оценки или переоценки, в налоговые органы по месту нахождения вышеуказанных объектов недвижимого имущества. Однако предоставлять необходимую информацию налогоплательщику они не обязаны. То есть иностранной организации придется самостоятельно обращаться к ним за сведениями, необходимыми для расчета налоговой базы.
Налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества иностранной организации, указанного в п. 2 ст.375 НК РФ, принимается равной инвентаризационной стоимости недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налог и авансовые платежи по налогу на имущество согласно п.6 ст. 383 НК РФ, иностранная организация уплачивает по местонахождению недвижимости. В ситуации, когда недвижимость расположена одновременно на территориях нескольких субъектов РФ или в субъекте и в территориальном море РФ, (на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ), налог рассчитывается исходя из той части среднегодовой стоимости объекта недвижимости, которая соответствует доле его балансовой стоимости на территории соответствующего субъекта РФ (п. 2 ст. 376 НК РФ).

Налоговая ставка. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2% (ст. 380 НК РФ).

В заключении, хотелось бы обратить внимание на то, что, при приобретении недвижимости на иностранную организацию, прежде всего, следует такую недвижимость поставить на налоговый учет в Российской Федерации. Данное требование установлено Приказом МНС России от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124 "Об утверждении Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций" (далее - Положение). Постановка на налоговый учет иностранных организаций, имеющих недвижимое имущество, осуществляется в порядке, предусмотренном п. 2.4 указанного Положения.
При этом иностранная организация подает следующие документы:
- заявление о постановке на учет по форме N 2004ИМ;
- заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих регистрацию (внесение в реестр) имущества, а также право собственности на имущество или права владения, пользования и (или) распоряжения;
- легализованные выписки из торгового реестра или сертификат об инкорпорации или другой аналогичный документ, содержащий информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационный номер, дату и место регистрации. Можно представить копии указанных документов, заверенные в установленном порядке. Для организаций, создание которых не требует специальной регистрации (внесение в торговый реестр и т.п.), - легализованные копии учредительных документов или других документов, содержащих информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности.
Заявление иностранной (международной) организации о постановке на учет подается в налоговый орган в течение 30 дней с даты регистрации в РФ права собственности, прав владения, пользования и (или) распоряжения недвижимым имуществом или транспортными средствами либо ввоза указанного имущества на территорию РФ, а при отсутствии установленного законодательством требования о такой регистрации - в течение 30 дней с даты приобретения указанных прав (п. 2.4.3 Положения). 2

Юрист ООО « Мегаполис-Консалтинг»
Тропникова Екатерина

1 Консультант Плюс. «Практическое пособие по налогу на имущество организаций». 15.01.2009

2 Д.А. Шевчук «Офшоры: инструменты налогового планирования». ГроссМедиа, 2008

Читайте также: