Перечень лиц нуждающихся в поддержке в связи с covid 19 налоговая

Опубликовано: 18.05.2024


Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о принятых или ожидаемых к принятию мерах, направленных на поддержку отдельных отраслей экономики и изменение порядка налогового администрирования в период эпидемии коронавируса

В соответствии с поручениями Председателя Правительства РФ М.В. Мишустина от 18.03.2020 и 20.03.2020 ФНС России и иные федеральные органы исполнительной власти должны обеспечить:

1) предоставление отсрочки (налоговых каникул) по уплате налогов, страховых взносов, срок уплаты которых приходится на период до 1 мая 2020 г., в отношении налогоплательщиков, относящихся к отраслям туризма, авиаперевозок, а также налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, искусства, культуры и кинематографии.

Указанная отсрочка предоставляется за счет введения до 1 мая 2020 года моратория на направление требований об уплате налога в отношении имеющейся недоимки[1] и принятие решений о взыскании налогов, страховых взносов[2].

Предоставление такой отсрочки влечет лишь перенос срока уплаты налогов и страховых взносов, но не освобождает налогоплательщика от исполнения обязанности по их исчислению и уплате, а также от начисления пени на имеющуюся сумму недоимки. Возможность признания эпидемии коронавируса обстоятельством непреодолимой силы, причинившим ущерб налогоплательщикам и дающим право на получение отсрочки (рассрочки) по уплате налога в соответствии с текущей редакцией ст. 64 НК РФ, требует оценки применительно к каждому конкретному налогоплательщику и налогу (страховым взносам, сборам)[3].

Вместе с тем, Минфину России поручено подготовить законопроект, обеспечивающий отказ от начисления пени по налоговой задолженности, на взыскание которой до 1 мая 2020 г. введен мораторий, а также введение дополнительного основания для получения отсрочки по уплате налогов, сборов, страховых взносов для указанных категорий налогоплательщиков без начисления процентов, включая упрощение процедур предоставления такой отсрочки.

2) отложение до 1 мая 2020 г. сроков подачи заявлений о банкротстве в отношении лиц, имеющих задолженность перед бюджетами бюджетной системы РФ, государственными корпорациями, федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им организациями, кредитными организациями в случаях, если по ним ранее не возбуждено дело о банкротстве.

comment.jpg
По нашему мнению, указанный срок до 1 мая 2020 г. должен быть использован хозяйствующими субъектами для реструктурирования существующей налоговой и иной задолженности с целью избежать начала процесса банкротства после окончания моратория, в том числе за счет получения отсрочки (рассрочки) по налоговым платежам на основании подп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ[4].

3) приостановление до 1 мая 2020 г. назначения новых и приостановление проведения уже назначенных проверок хозяйствующих субъектов, в т.ч. в отношении выездных налоговых и плановых выездных таможенных проверок, а также проверок, регулируемых Федеральным законом № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», за исключением проведения внеплановых проверок, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

comment.jpg
Указанные меры на текущей стадии направлены не столько на поддержку субъектов хозяйственной деятельности, сколько на исключение непосредственного взаимодействия сотрудников государственных органов с неопределенным кругом лиц в ходе проведения проверок с целью минимизировать распространение коронавирусной инфекции.

Во исполнение поручения премьер-министра руководитель ФНС России издал приказ от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@, согласно которому:

Как можно видеть, обозначенные ФНС России меры направлены исключительно на предотвращение непосредственного контакта сотрудников ФНС с налогоплательщиками и иными лицами.

Инициирование и проведение камеральных налоговых проверок, контрольно-аналитической работы (предпроверочных мероприятий) не приостанавливается. Установленные НК РФ сроки предоставления налоговой отчетности, исполнения требований налогового органа о предоставлении документов (информации) и пояснения от налогоплательщиков остаются неизменными.

Нарушение таких сроков, как и обязанностей по приему документов от налогового органа (передаче квитанций о приеме) по ТКС не освобождает от установленных НК РФ мер ответственности.

В отдельных случаях, например, при приостановлении работы организации в связи с карантинными мерами на основании распоряжения уполномоченного государственного органа или же при нахождении должностных лиц организации, ответственных за исполнение соответствующих обязательств налогоплательщика на карантине / в режиме самоизоляции, избежать ответственности можно будет на основании подп. 1 п. 1 ст. 111 НК РФ. Однако оценивать применимость данной нормы к конкретной ситуации необходимо в каждом отдельном случае.

Нарушение срока представления отчетности, как и неисполнение налогоплательщиком обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган может повлечь приостановление операций по счетам налогоплательщиков в банке. В случае такой просрочки необходимо рассмотреть вопрос о коммуникации с налоговым органом по этому поводу.

Обращаем внимание: в период приостановления выездных проверок инспекции не вправе выставлять новые требования о представлении документов и информации (п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Более того, если в отношении налогоплательщика проводится выездная проверка, требование не может быть направлено как «уточнение» требований, которые ранее выставлялись в рамках предпроверочного анализа. Мы столкнулись с тем, что некоторые инспекции игнорируют эти запреты, в связи с чем полагаем необходимым письменно реагировать на выставление инспекцией таких требований, указывая на их незаконность.


О чем подумать, что сделать

В сложившихся условиях налоговым подразделениям необходимо наряду с выполнением действующего законодательства, избежанием штрафных санкций и других негативных последствий необходимо максимально использовать возникающие послабления и преференции в интересах компаний, принять превентивные меры.

С учетом перевода основной части сотрудников компаний на удаленную работу необходимо предпринять меры, направленные на обеспечение бесперебойного получения от налогового органа документов в электронной форме по ТКС и своевременное реагирование компании на указанные документы.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» оперативно отслеживают происходящие в связи с текущей ситуацией изменения в налоговом законодательстве и налоговом администрировании и готовы оказать любую поддержку с целью превентивного выявления возможных рисков и потребностей, правильной оценки конкретной ситуации, поиска путей решения возникающих задач и их реализации.

[1] Если это не влечёт нарушения предельных сроков для направления требований, установленных ст. 70 НК РФ

[2] Если это не влечёт нарушения предельных сроков для принятия таких решений, установленных п. 3 ст. 46 НК РФ

[4] Если в ближайшее время в ст. 64 НК РФ не будет внесено обусловленное сложившейся ситуацией дополнительное основание для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов.

[5] За исключением случаев, когда по уже начатым проверкам соблюдения валютного законодательства выявлены нарушения, срок давности привлечения к административной ответственности за которые истекает до 01.06.2020

В свете происходящих прямо сейчас событий важно успевать следить за налоговыми изменениями и мерами поддержки бизнеса, предпринимаемыми со стороны государства. Мы постарались собрать в нашем алерте ключевые предложения и новости по данной теме.

В тексте вы найдете ссылки на важнейшие на сегодня официальные документы (включая принятый сегодня законопроект о поправках в налоговый кодекс), а также их краткий анализ.

Надеемся, что наш алерт будет полезен в вашей работе! Желаем вам здоровья, спокойствия и экономической устойчивости!


СУТЬ СОБЫТИЯ

В свете складывающейся прямо сейчас сложной экономической ситуации государством предпринимаются беспрецедентные оперативные меры реагирования, прежде всего, в налоговой сфере.

Ряд принципиальных налоговых предложений был озвучен Президентом Российской Федерации 25 марта 2020 года в обращении к гражданам России; во исполнение этих предложений уже предпринят ряд мер. В том числе 31 марта в третьем чтении приняты экстренные поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации (законопроект № 862653-7);

Правительством Российской Федерации разработан проект Постановления с основными антикризисными мерами, принятие которого ожидается сразу после предоставления Правительству соответствующих полномочий законодателем. ФНС и Минфином России также предложен ряд разъяснений, касающихся налогового администрирования.

Обзор наиболее важных предложений и поправок предлагаем вашему вниманию далее.

МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Ключевым предложением в данной сфере, прозвучавшим в речи Президента Российской Федерации, стала идея изменить международные налоговые соглашения России таким образом, чтобы перечисление дивидендов за рубеж облагалось в России по общеустановленной ставке 15% несмотря на льготные положения таких соглашений. В выступлении Президента было обозначено, что отказ договаривающихся государств от внесения таких изменений может повлечь за собой денонсацию Россией этих соглашений.

Минфину России на следующий день было поручено в месячный срок разработать предложения по указанному вопросу. Достоверно известно, что изменения не вступят в силу немедленно и точно не будут применяться к доходам, выплачиваемым в 2020 году.

В то же время, по сообщению Минфина России, изменения коснутся не только дивидендных выплат, но и процентов по долговым обязательствам. Кроме того, налогоплательщикам не стоит забывать об усилившемся в последние годы тренде на переквалификацию многих внутрихолдинговых трансграничных выплат в дивиденды, что не может не оказать влияние на уровень рисков в связи с подобными платежами (см., например, TaxAlert № 110).

Дополнительно следует отметить, что, по заверениям Минфина России, указанные изменения коснутся не всех соглашений об избежании двойного налогообложения, а «только так называемых транзитных юрисдикций», «в первую очередь, к Кипру и ряду других аналогичных юрисдикций».

По информации Минфина России, «указанные изменения не затронут процентных доходов, выплачиваемых по еврооблигационным займам, облигационным займам российских компаний, займам, предоставляемым иностранными банками».

На сегодня неизвестно точно, каким образом будут осуществлены такие изменения – путем ли непосредственных изменений к действующим соглашениям через подписание дополнительных протоколов, либо через использование жесткого варианта ограничения льгот (LOB) в Многосторонней конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (MLI), которая была ранее ратифицирована и предполагается к вступлению в силу для России с 2021 года.

ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО

Упомянутым законопроектом № 862653-7 Правительство Российской Федерации наделяется специальными полномочиями по принятию налоговых нормативных актов на период с 01 января по 31 декабря 2020 года (включительно) в области:

  • сроков проведения мероприятий налогового контроля;
  • сроков уплаты налогов, сборов, взносов, направления требований об уплате;
  • сроков предоставления налоговой, бухгалтерской отчетности и иных документов, ответственности за их непредоставление;
  • сроков, порядка, условий предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов
  • особенностей применения способов обеспечения исполнения налоговых обязательств.

Схожие полномочия в отношении сроков уплаты местных и региональных налогов даны главам субъектов Российской Федерации. При этом если такие сроки меняются не для всех налогоплательщиков, то при выделении «льготных» категорий должны учитываться основные виды экономической деятельности по состоянию на 01.01.2020, а также некие неконкретизированные в законе данные из реестров ФНС России, налоговой и бухгалтерской отчетности.

Законопроектом прямо предусмотрено правило разрешения возможных коллизий в связи с указанными полномочиями: акты Правительства в соответствующих вопросах будут иметь приоритет перед нормами Кодекса. Поэтому до конца текущего года при применении перечисленных налоговых правил следует сверяться с актами Правительства России и субъектов федерации. Соответствующими оговорками дополнены и статьи НК РФ о сроках исполнения налоговых обязанностей (57, 61, 62, 64, 70).

Перечисленные выше полномочия Правительства Российской Федерации внесены и в Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

НЕРАБОЧИЕ ДНИ И НАЛОГОВЫЕ СРОКИ

С учетом того, что Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020 с 30 марта по 03 апреля 2020 года были установлены «нерабочие дни», не являющиеся «нерабочими праздничными» или «выходными» днями, о которых идет речь в статье 6.1 НК РФ, возник вопрос о том, признаются ли эти дни рабочими по смыслу НК РФ.

К сожалению с некоторым запозданием, но указанная проблема получила решение в налоговых целях – пункты 6 и 7 статьи 6.1 НК РФ дополнены ссылкой на то, что введенные Указом Президента «нерабочие» дни не признаются рабочими, как и обычные выходные. Следовательно, сроки, истекающие в указанные дни, должны быть перенесены на первый следующий рабочий день – на дату настоящего алерта таковым должно признаваться 06 апреля. Исполнение налоговых обязанностей до этой даты возможно, но не является обязательным. Следует отметить, что ранее Минфин России официальным толкованием позволил перенести и сроки сдачи годовой бухгалтерской отчетности на 06 апреля 2020 года.

Президентом в числе налоговых мер было предложено ввести налогообложение по ставке 13% процентных доходов по банковским вкладам или инвестициям в долговые ценные бумаги, если сума вклада составляет свыше 1 миллиона рублей. В тексте законопроекта реализация этой идеи и не только выглядит несколько иначе, представляя собой фактическое введение прогрессивного налогообложения для физических лиц.

Применительно к банковским вкладам новой редакцией статьи 214.2 НК РФ с 2021 года предложено учитывать в составе доходов сумму процентов по всем вкладам в российских банках, превышающую расчетную величину «вычета». Последняя определяется как 1 млн.руб., умноженный на ключевую ставку ЦБ РФ, установленную на первое число налогового периода. При этом правило о налоговой ставке 35% по вкладам с высокой процентной ставкой отменяется.

Таким образом, ограничение суммы вклада 1 млн. руб. фактически не применяется – если ставка по вкладу окажется выше ключевой ставки, под налогообложение будут попадать и вклады менее 1 млн. руб. Кроме того, предлагается учитывать не каждый вклад в отдельности, а все вклады физического лица в сумме.

Под это правило не будут подпадать процентные доходы по счетам эскроу, а также по счетам, процентная ставка по которым не превышает 1 процента годовых.

По вкладам в иностранной валюте будут действовать те же правила исходя из валютного курса ЦБ РФ на дату получения процентного дохода.

Информация о вкладах будет направляться банками в налоговый орган не позднее 01 февраля года, следующего за налоговым периодом. Исчисление и уплата налога налоговым агентом в данном случае производиться не будет. Напротив, налогоплательщики будут уплачивать НДФЛ самостоятельно на основании налогового уведомления от инспекции до 01 декабря года, следующего за окончанием налогового периода.

Важным нововведением для физических лиц представляется отмена освобождения от налогообложения процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств - участников Союзного государства и субъектов Российской Федерации, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления. Кроме того, отменено освобождение от налогообложения доходов в виде процента (купона, дисконта), полученных по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года.

Точно так же отменено освобождение от обложения НДФЛ дохода в виде дисконта, получаемого при погашении обращающихся облигаций российских организаций, номинированных в рублях и эмитированных после 1 января 2017 года.

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ

Значимые послабления тем же законопроектом вводятся применительно к страховым взносам для субъектов малого или среднего предпринимательства (МСП). Критерии отнесения бизнеса к таковым установлены статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Среди прочих требований (к составу участников хозяйственных обществ и видам их деятельности) ключевыми являются критерии по среднесписочной численности (как правило, не выше 250 человек) и по годовому доходу (для средних предприятий – до 2 млрд. руб.). При этом закон требует внесения субъектов МСП в соответствующий реестр на начало года, ведение которого осуществляет налоговый орган в автоматическом режиме.

Применительно к субъектам МСП для ежемесячных выплат в пользу сотрудников свыше установленного на начало года размера МРОТ установлены специальные ставки страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 10% (в пределах МРОТ указанная ставка составляет 22%).

Тем самым ставки взносов для субъектов МСП при выплатах выше МРОТ, но в до достижения предельной величины базы для исчисления взносов будут аналогичны тем, что применяются сегодня к базе свыше этой предельной величины: 10% на пенсионное обеспечение, 5% - на обязательное медицинское страхование, 0% на обязательное социальной страхование на случай временной нетрудоспособности. Социальное страхование от несчастных случаев изменениями не охватывается.

Новые ставки взносов применяются с 01.04.2020 до конца расчетного периода 2020 года. Однако эти же правила будут действовать и с 2021 года.

ПРЕФЕРЕНЦИИ СУБЪЕКТАМ МСП В ЧАСТИ СРОКОВ ИСПОЛНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Указанным выше проектом Постановления Правительства Российской Федерации, которое ожидается к принятию в ближайшие дни, предложен ряд мер и послаблений для субъектов МСП применительно к срокам исполнения ими налоговых обязанностей. Важно, что указанные меры распространяются не на всех, а только на субъектов МСП, включенных в реестр по состоянию на 01.03.2020 и «ведущих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавшим, в том числе в результате распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации».

На сегодня определен перечень из 22 наиболее пострадавших отраслей, на которые будут распространены указанные меры поддержки. Среди них: перевозки, деятельность в сфере культуры и организации мероприятий, туризм, гостиничный бизнес, общественное питание, бытовые услуги населению, дополнительное образование. Впрочем, указанный перечень наверняка будет еще корректироваться и расширяться.

Среди мер поддержки для попавших в перечень субъектов МСП (организаций и ИП):

  • отсрочка на шесть месяцев по уплате налога на прибыль, единого налога при ЕСХН и УСН;
  • отсрочка на шесть месяцев по уплате авансовых платежей по всем налогам (кроме НДС) за 1 квартал, на 4 месяца – для авансовых платежей за 2 квартал 2020 года;
  • для субъектов МСП, признаваемых микропредприятиями (численность до 15 человек и выручка до 120 млн. руб. в год), отсрочка на полгода по уплате страховых взносов (4 месяца – по взносам, начисленным на вознаграждения физическим лицам за июнь и июль 2020 года).

Примечательно, что одновременно ФНС России соответствующим Письмом приостановила мероприятия, направленные на принудительное взыскание задолженности с субъектов МСП, а также организаций, попавших в перечень наиболее пострадавших отраслей. Первоначально указанный срок действия данных мер (01.05.2020) в настоящее время отсутствует.

ИНЫЕ МЕРЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

В числе прочего названным проектом Постановления Правительства Российской Федерации предусмотрены следующие важные для налогообложения меры:

  • приостановление до 01.06.2020 вынесения решений о назначении выездных налоговых проверок и проверок в области контроля за ТЦО, а также приостановление до указанной даты проведение начатых проверок;
  • приостановление до 01.06.2020 течения сроков, предусмотренных НК РФ, в отношении указанных проверок, а также процедур, предусмотренных статьями 100, 101, 101.4 НК РФ (иными словами, на период «моратория» будут продлены все процедурные сроки проведения проверок и рассмотрения их материалов с вынесением решений по их итогам);
  • приостановление до 01.06.2020 проверок в области валютного контроля, если до указанной даты не истекают сроки давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения;
  • продление на три месяца срока предоставления налоговой отчетности (кроме деклараций по НДС), срок предоставления которой приходится на март-май 2020 года, а также приостановление до 01.06.2020 вынесения решений о приостановлении операций по счетам в связи с непредоставлением деклараций или ненаправлением квитанций о приеме документов по ТКС;
  • продление на 20 рабочих дней сроков предоставления информации (документов) по требованиям налоговых органов, если срок их предоставления приходится на март-май 2020 года; освобождение от ответственности по статье 126 НК РФ за непредоставление документов в этот период;
  • продление на три месяца срока подачи заявлений о переходе на налоговый мониторинг с 2021 года;
  • увеличение на 6 месяцев предельных сроков направления требования об уплате и принятия решения о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов

Следует отметить, что часть этих мер в части приостановления проверок (в области законодательства о налогообложении, о ККТ и о валютном регулировании) до 01.05.2020 и обеспечения именно дистанционного взаимодействия с налогоплательщиками была уже реализована Приказом ФНС России от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@. В числе прочего Приказом предложено обеспечить проведение процедур рассмотрения материалов налоговых проверок с использованием систем ТКС. Однако, если будут реализованы предложенные Правительством меры, вероятно, потребность в таких действиях отпадет ввиду продления всех процедурных сроков.

Кроме того, Правительством предлагаются к утверждению новые правила предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, при которых предлагается не начислять пени за период с марта по май 2020 года по налогам, сроки уплаты которых наступили в 2020 году.

Указанные правила будут действовать для налогоплательщиков («заинтересованных лиц»), ведущих деятельность в наиболее пострадавших отраслях российской экономики по упомянутому выше перечню, который, однако, здесь уже охватывает не только субъектов МСП. Отдельно Правительством для применения этих правил определен перечень стратегических, системообразующих либо градообразующих организаций, ведущих деятельность в отраслях российской экономики по соответствующим распоряжениям (Правилами предусмотрены особенности рассрочки и отсрочки для этих компаний).

Ключевые условия для предоставления отсрочки или рассрочки (достаточно одного):

  • снижение доходов более чем на 10% (год к году);
  • снижение более чем на 10% доходов от реализации по операциям, облагаемым по ставке НДС 0%;
  • получение убытка в отчетных периодах 2020 года при условии, что в 2019 году убыток отсутствовал;

Для субъектов МСП, применяющих налоговые спецрежимы, отсрочка может быть предоставлена автоматически, без заявления и вынесения специального решения, по налогам, срок уплаты которых наступит после вступления правил в силу.

При обращении за рассрочкой (отсрочкой) сокращен перечень прилагаемых к заявлению документов, а предоставление банковской гарантии требуется при предоставлении отсрочки или рассрочки на срок свыше 6 месяцев (альтернатива в виде залога недвижимости или поручительства сохраняется). За нарушение условий отсрочки предусмотрены пени в размере 1/100 ставки рефинансирования.

Отсрочка по уплате составляет от 3 до 12 месяцев в зависимости от показателей компании. Например, для организаций, не относящихся к стратегическим, системообразующим, градообразующим, отсрочка на 6 месяцев может быть предоставлена при условии снижения выручки более чем на 20%.

Максимальный период рассрочки составляет от 3 до 5 лет в зависимости от снижения показателей организации и ее статуса. В частности, для крупнейших налогоплательщиков при снижении выручки свыше 50% рассрочка в виде ежемесячных платежей предоставляется по графику на срок до 5 лет.

Специалисты Taxology готовы оказать юридическую поддержку при оценке рисков и возможностей, связанных с изменениями налогового законодательства и его разъяснений/ Оставьте свою заявку:

Распространение коронавирусной инфекции COVID-19 внесло изменения практически во все сферы жизнедеятельности нашей страны, что в свою очередь не могло не сказаться и на вопросах налогообложения. За последние дни государственными органами подготовлены значительные поправки в налоговое законодательство Российской Федерации, на основных из которых мы остановимся ниже.

Меры поддержки налогоплательщиков

Ряд предлагаемых мер призван помочь преодолеть неблагоприятные последствия эпидемии. В фокусе субъекты, которые, по мнению государства, больше всего нуждаются в защите: малый и средний бизнес, микропредприятия, индивидуальные предприниматели и организации пострадавших отраслей (туризм, культура, общественное питание и т. п.).

Среди предлагаемых мер поддержки можно назвать следующие.

1. Продление сроков уплаты налогов для малого и среднего бизнеса пострадавших отраслей

Предусматривается, что для организаций и ИП, включенных по состоянию на 01.03.2020 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП)и ведущих деятельность в пострадавших отраслях, будет введено:

продление на 6 месяцев сроков уплаты налога на прибыль организаций, налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, ЕСХН, за 2019 год;

продление на 6 месяцев сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогу), за исключением НДС, за отчетные периоды, приходящиеся на I квартал 2020 года (на четыре месяца - за отчетные периоды, приходящиеся на полугодие (II квартал) 2020 года);

будут установлены сроки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу за первый квартал 2020 года - не позднее 30 октября 2020 года, за второй квартал 2020 года - не позднее 30 декабря 2020 года.

Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержден Правительством РФ (далее – Перечень) и по информации на 30 марта 2020 года включает следующие сферы деятельности:

авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки;

культура, организация досуга и развлечений;

физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт;

деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма;

деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений;

деятельность по организации конференций и выставок;

деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты)

2. Перенос сроков, приходящихся на нерабочие дни

В статью 6 НК РФ внесены поправки, согласно которым к рабочим дням не относятся нерабочие дни, признаваемые таковыми актом Президента Российской Федерации. Соответственно, для налогоплательщиков это означает, что все сроки, в том числе относящиеся к сдаче отчетности, исчисляемые в рабочих днях и приходящиеся на период с 30 марта по 3 апреля 2020 года, переносятся на ближайший рабочий день после этих дат. По состоянию на сегодняшний день – на 6 апреля 2020 года.

Минфин и ФНС России уже разъяснили вопрос о сроках представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год: днем окончания срока представления обязательного экземпляра отчетности в 2020 году является первый рабочий день, следующий за 31 марта 2020 года, то есть 6 апреля 2020 года.

Кроме того, нужно учитывать, что таким образом продлевается время не только на сдачу отчетности, но и на перечисление налогов в бюджет. В частности, уплата налога на прибыль «привязана» к дате сдачи декларации за год (п. 1 ст. 287 НК РФ), что в случае принятия в ближайшие дни данного законопроекта и вступления его в силу позволит на неделю перенести срок уплаты налога.

3. Перенос сроков уплаты страховых взносов микропредприятиями и ИП

Следующая предлагаемая мера — продление сроков уплаты страховых взносов, исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, для плательщиков страховых взносов, ведущих деятельность в отраслях российской экономики согласно Перечню, включенных по состоянию на 01.03.2020 в реестр МСП и признаваемых микропредприятиями:

на 6 месяцев за период март — май 2020 года;

на 4 месяца за период июнь — июль 2020 года.

Для индивидуальных предпринимателей продлеваются сроки уплаты страховых взносов, подлежащих уплате не позднее 1 июля 2020 года, исчисленных с суммы дохода ИП, превышающей 300 000 рублей.

4. Приостановление проверок

Проектом Постановления Правительства РФ планируется, что до 1 июня 2020 года должны быть приостановлены:

вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;

проведение назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, а также течение сроков, предусмотренных НК РФ, в отношении этих проверок;

течение сроков, предусмотренных статьями 100 НК РФ (оформление результатов проверок), 101 НК РФ (вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверок), 101.4 НК РФ (производство по делу о предусмотренных НК РФ нарушениях);

вынесение налоговыми органами в соответствии с пунктом 3 статьи 76 НК РФ решений о приостановлении операций налогоплательщиков-организаций по их счетам в банках и переводов их электронных денежных средств.

ФНС России приказом от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@ установила, что:

приостановлено до 1 мая 2020 года вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, а также их проведение;

исключено проведение мероприятий налогового контроля, связанных с непосредственным контактом с налогоплательщиками (их сотрудниками, представителями), свидетелями, иными лицами (нахождение проверяющих должностных лиц налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, осуществление допросов, осмотров, вызовов в налоговый орган, выемок, проведение инвентаризаций и т. п.);

процедуры, связанные с вынесением решений по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (ст. 101 НК РФ), а также производство по делу о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (ст. 101.4 НК РФ) проводить по телекоммуникационным каналам связи, а также с использованием каналов видеоконференцсвязи.

5. Продление сроков

Правительством РФ предполагается продлить, в частности:

на 3 месяца срок представления налогоплательщиками, налоговыми агентами налоговых деклараций (за исключением деклараций по НДС), расчетов по авансовым платежам, бухгалтерской (финансовой) отчетности, срок представления которых приходится на период март — май 2020 года;

на 20 рабочих дней срок представления налогоплательщиками документов, пояснений и иных сведений по требованию о представлении документов (информации, пояснений), обязанность по представлению которых предусмотрена законодательством о налогах и сборах, при получении таких требований в срок с 1 марта до 1 июня 2020 года;

на 3 месяца срок представления организациями, в отношении которых не проводится налоговый мониторинг, заявлений о проведении налогового мониторинга за 2021 год.

В результате переноса сроков подачи налоговых деклараций должна также появиться возможность переноса уплаты на три месяца авансовых платежей по налогу на прибыль, поскольку они уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период (п. 1 ст. 287 НК РФ).

6. Налоговые санкции и направление требований

Кроме того, налоговые санкции за совершение налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 126 НК РФ (непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, совершенных в период с 1 марта 2020 года по 1 июня 2020 года), не применяются, производство по таким нарушениям не осуществляется. Это несомненный плюс для налогоплательщиков, которые в связи с переводом работников на удаленную работу и закрытием офисов физически не смогут вовремя предоставить документы по запросу налогового органа.

Предельные сроки направления требования об уплате и принятия решения о взыскании увеличиваются на 6 месяцев, что даст налоговым органам дополнительный временной отрезок для направления требований об уплате и принятия решения о взыскании налогов, страховых взносов штрафов, пени и процентов.

7. Приостановление взысканий

Уже на сегодняшний день, согласно информации, размещенной на сайте ФНС России, применение мер взыскания приостанавливается до 1 мая 2020 года:

для налогоплательщиков, сведения о которых внесены в Единый реестр МСП;

для налогоплательщиков, относящихся к отраслям туризма и авиаперевозок;

для субъектов предпринимательства, работающих в сферах физической культуры, спорта, искусства, культуры и кинематографии;

для иных отраслей, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, для оказания первоочередной адресной поддержки (перечень таких отраслей утвержден Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики);

для субъектов МСП также откладывается принятие решений о приостановлении операций по их счетам для обеспечения взыскания задолженности.

На этом же сайте можно найти перечни налогоплательщиков (гостиницы, санатории, туроператоры, турагенты, авиаперевозки, аэропорты, сфера искусства, культуры, кинематографии и др.), по которым приостанавливается взыскание.

8. Пониженные ставки страховых взносов

Для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами МСП в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ, на начало расчетного периода законопроектом предлагается снизить страховые взносы до 15% со следующей разбивкой:

на обязательное пенсионное страхование — 10%;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 0 процентов;

на обязательное медицинское страхование — 5 процентов.

Меры, направленные на пополнение бюджета

Помимо мер поддержки предусматриваются шаги, повышающие налоговую нагрузку в следующих случаях.

1. Отмена пониженной ставки по дивидендам и процентам согласно международным соглашениям

Правительству РФ до 25 декабря 2020 года поручено определить перечень международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и обеспечить внесение в них изменений, предусматривающих налогообложение по ставке 15 процентов доходов в виде дивидендов и процентов, выплачиваемых лицам, не являющимся налоговыми резидентами Российской Федерации, а в случае недостижения договоренностей о внесении соответствующих изменений прекратить действие таких договоров.

По информации Минфина России, указанные изменения будут применяться к транзитным юрисдикциям (Кипр и аналогичные) и не затронут процентных доходов, выплачиваемых по еврооблигационным займам, облигационным займам российских компаний, займам, предоставляемым иностранными банками.

2. НДФЛ по вкладам

1 апреля 2020 года Президент РФ подписал закон, вносящий изменения в НК РФ, предусматривающий, что доходы в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, подлежат налогообложению. Налоговую базу в этом случае налоговый орган посчитает как превышение суммы доходов в виде процентов, полученных налогоплательщиком в течение налогового периода по всем вкладам (остаткам на счетах) в указанных банках, над суммой процентов, рассчитанной как произведение одного миллиона рублей и ключевой ставки Банка России, действующей на первое число налогового периода. При определении налоговой базы в соответствии с настоящим пунктом не учитываются доходы в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в рублях в банках, находящихся на территории РФ, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1 процента годовых, а также по счетам эскроу.

Кроме того, придется заплатить НДФЛ по ставке 13% доходов в виде процента (купона, дисконта), полученных по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года, а также по государственным (муниципальным) ценным бумагам.

Данные изменения вступают в силу 1 января 2021 года. По итогам налогового периода информация о вкладах будет направляться банками в налоговый орган, и налог будет уплачиваться физическими лицами самостоятельно на основании полученного от налогового органа уведомления до 1 декабря года, следующего за окончанием налогового периода.

adventure-1807524_1920.jpg

Оговоренные меры поддержки бизнеса постепенно облачаются в нормы закона. К сожалению, не обходится без коллизий, как по вопросам компетенции органов, принимающих соответствующие акты, так и по их частичному внутреннему противоречию. Вместе с тем, полагаю, что эти вопросы будет окончательно решены при принятии указанных ниже законопроектов.

В настоящее время очерчен круг субъектов, имеющих первостепенное право претендовать на государственные меры поддержки. Так, по состоянию на 05.04.2020 г. согласно данным Минэкономразвития РФ, к сферам деятельности, наиболее пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, для оказания первоочередной адресной поддержки, относятся:

  • авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки (коды ОКВЭД 2: 49.3, 49.4, 51.1, 51.21, 52.23.1, 52.23.11, 52.23.12, 52.23.13, 52.23.19);
  • культура, организация досуга и развлечений (Код ОКВЭД 2 90);
  • физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт (коды ОКВЭД 2: 93, 96.04, 86.90.4);
  • деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма (код ОКВЭД 2: 79);
  • гостиничный бизнес (код ОКВЭД 2: 55);
  • общественное питание (код ОКВЭД 2: 56);
  • организация дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений (коды ОКВЭД 2: 85.41, 88.91);
  • организация конференций и выставок (код ОКВЭД 2: 82.3);
  • бытовые услуги населению (коды ОКВЭД 2: 95, 96.01, 96.02).

Все известные на сегодняшний момент (на 05.04.2020 г.) меры поддержки бизнеса от последствий эпидемии коронавируса изложены в таблице. Для удобства ориентации каждый блок мер начинается с уже принятых льгот, отсрочек и компенсаций, а заканчивается положениями норм законопроектов.

Срок представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год перенесен на 06.04.2020 г.**

* по мнению Минфин РФ данное правило распространяется только на те компании, которые не попали в список организаций, для которых нерабочая неделя осталась рабочей согласно Указу Президента РФ от 25 марта 2020 г. № 206

** согласно Указа Президента РФ от 2 апреля 2020 года № 239 срок сдачи отчетности должен быть автоматически перенесен на 06.05.2020 (с учетом выходных и нерабочих праздничных дней). Однако таких разъяснений от фискального органа пока не было.

Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ (в части внесения изменений в п.7 ст.6.1 РФ)

Письмо ФНС РФ от 27.03.2020 №07-04-07/24096/ВД-4-1/5303*

Письмо Минфина от 31.03.2020 № 03-02-07/2/25589

На 3 месяца продлен установленный НК РФ срок представления налогоплательщиком налоговых деклараций (за исключением деклараций по НДС), расчетов по авансовым платежам, бухгалтерской (финансовой) отчетности, срок представления которых приходится на период март-май 2020 года.

Проект Постановления Правительства РФ «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»

2. Сроки ответа на требования

На 20 рабочих дней продлен установленный НК РФ срок представления налогоплательщиками документов, пояснений и иных сведений по требованию о представлении документов (информации, пояснений), при получении таких требований в срок с 1 марта до 1 июня 2020 года.

Проект Постановления Правительства РФ «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»

3. Налоговые проверки

До 01.05.2020 г. приостановлено вынесение решений о проведении выездных налоговых проверок, а также их фактическое проведение.

До 01.05.2020 г. приостановлено инициирование и проведение проверок по соблюдение требований валютного законодательства, законодательства о применении ККТ.

Проводимые мероприятия налогового контроля должны исключать непосредственный контакт с налогоплательщиком и иными лицами. Вынесение решений по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, а также производства по делам об административных и налоговых правонарушениях будет осуществляться по телекоммуникационным каналам связи, а также видеоконференц-связи.

Приказ ФНС России от 20.03.2020 №ЕД-7-2/181@

До 01.06.2020 г. в отношении налогоплательщиков приостановлено вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, а также проведение назначенных налоговых проверок.

До 01.06.2020 г. приостановлено течение сроков в отношении проверок, а также сроков, предусмотренных ст. 100, 101, 101.4 НК РФ.

До 01.06.2020 г. приостановлено инициирование и проведение налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства.

Проект Постановления Правительства РФ «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»

4. Взыскание налоговой задолженности

До 01.05.2020 г. приостанавливается применение мер взыскания:

Информация с сайта ФНС России (со ссылкой на поручение Президента и Правительства РФ)
Такой список опубликован на сайте Минэкономразвития РФ

До 1 июня 2020 г приостановлено вынесение налоговыми органами в соответствии с п. 3 ст. 76 НК РФ решений о приостановлении операций налогоплательщиков-организаций по их счетам в банках и переводов их электронных денежных средств.

Налоговые санкции за совершение налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 126 НК РФ, совершенных в период с 01.03.2020 по 01.06.2020, не применяются, производство по таким нарушениям не осуществляется.

Утверждены правила, устанавливающие дополнительные основании, порядок и условия предоставления налогоплательщику отсрочки или рассрочки по уплате налогов.

Проект Постановления Правительства РФ «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»

5. Перенос сроков уплаты налогов

Для организаций, наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекции, занятых в указанных сферах по основному виду деятельности переносятся сроки уплаты всех налогов, кроме НДС и НДФЛ:

  • на шесть месяцев для компаний и ИП, включенных в реестр МСП
  • на три месяца для остальных представителей бизнеса, не включенных в Реестр МСП

уплаты страховых взносов для организаций по перечню основных видов экономической деятельности:

  • на шесть месяцев для микропредприятий*

* по состоянию на 05.04.2020 г. информация о переносе сроков уплаты страховых взносов на сайте ФНС РФ удалена

Информация с сайта ФНС России (со ссылкой на поручение Президента и Правительства РФ)

Перечень сфер деятельности размещен на сайте Минэкономразвития РФ

На 6 мес. продлен срок уплаты налога на прибыль, налога уплачиваемого при применении УСН, ЕСХН за 2019 г. для:

  • организаций, включенных по состоянию на 01.03.2020 в реестр МСП и ведущих деятельность в отраслях экономики в наибольшей степени пострадавших от COVID-19

На 6 мес. продлен срок уплаты всех налогов (за исключением НДС), за отчетные периоды, приходящиеся на 1 квартал 2020 (на четыре месяца – за отчетные периоды, приходящиеся на полугодие (2 квартал) 2020 года) для:

  • организаций, включенных по состоянию на 01.03.2020 в реестр МСП и ведущих деятельность в отраслях экономики в наибольшей степени пострадавших от COVID-19

Для организаций включенных по состоянию на 01.03.2020 в реестр МСП и ведущих деятельность в отраслях экономики в наибольшей степени пострадавших от COVID-19, сроки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу переносятся:

  • за первый квартал 2020 года – не позднее 30 октября 2020 года;
  • за второй квартал 2020 года – не позднее 30 декабря 2020 года.

На 6 мес. продлены сроки уплаты страховых взносов для организаций, ведущих деятельность в отраслях экономики в наибольшей степени пострадавших от COVID-19, и признаваемых микропредприятиями, исчисленных с выплат в пользу физических лиц за период март - май 2020 года.

И на 4 месяца, на этих же условиях, исчисленных с выплат в пользу физических лиц за период июнь и июль 2020 года, и страховых взносов, подлежащих уплате не позднее 1 июля 2020 года, исчисленных с суммы дохода плательщика, являющегося индивидуальным предпринимателем, превышающей 300 000 рублей.

Проект Постановления Правительства РФ «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»

6. Новые ставки по страховым взносам

Для малых и средних предприятий начиная с 01.04.2020 г. вводится новая ставка 15%. Она будет взиматься с части зарплаты превышающую МРОТ. С зарплаты в приделах МРОТ будет взиматься, как и раньше, взносы по ставке 30%.

Структура новой ставки: ПФР – 10%, ФСС – 0%, ФОМС -5%

Законопроект «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» №862653-7 ФЗ

ЮК «Центральный округ»оказывает всю необходимую юридическую помощь бизнесу по вопросам, возникающим из-за эпидемии COVID-19. В частности, мы готовы:

  • представить ваши интересы перед налоговой и прочими надзорными органами;
  • сопроводить переговоры с контрагентом (банком, арендодателем, прочим кредитором и т.п.);
  • оказать содействие в получении сертификата ТПП РФ об обстоятельствах форс-мажора.


Федеральный закон № 102-ФЗ от 1 апреля 2020 года (далее – «Закон») вводит ряд дополнительных мер налоговой поддержки для налогоплательщиков, действующих в наиболее пострадавших секторах экономики. Закон также делегирует российскому правительству определенные законодательные полномочия в сфере налогообложения.

В соответствии с Законом, 2 апреля 2020 года российское правительство приняло план устойчивого экономического развития, уточняя и расширяя меры налоговой поддержки, объявленные ранее президентом России.

Также Закон вводит новый режим налогообложения доходов физических лиц в виде процентов по банковским депозитам. Эта налоговая мера была объявлена президентом России в целях пополнения российского бюджета для финансирования иных мер налоговой и социальной поддержки.

Налоговые меры, направленные на поддержку бизнеса

Налоговые меры, установленные Законом

Расширение полномочий государственных исполнительных органов

До конца 2020 года российское правительство уполномочено издавать правовые акты в области налогового законодательства, в частности по следующим вопросам:

  • приостановление, отмена или отсрочка мер налогового контроля (включая меры в области трансфертного ценообразования);
  • продление сроков предоставления налоговой отчетности и уплаты налогов; и
  • введение оснований и процедур получения дополнительных мер налоговой поддержки.

Эти поправки позволяют российскому правительству оперативно реагировать на быстро меняющуюся налоговую конъюнктуру и незамедлительно вводить временные налоговые меры.

Согласно Закону, если положения Налогового кодекса и правительственных актов, принятых в соответствии с Законом, противоречат друг другу, до конца 2020 года положения правительственных актов будут превалировать.

Аналогичные полномочия предоставляются региональным государственным органам в отношении вопросов налогообложения, регулируемых региональным законодательством.

Введение пониженных социальных взносов для малого и среднего бизнеса

Уже с 1 апреля 2020 года МСП могут применять пониженные ставки социальных взносов. Совокупная ставка социальных взносов для МСП составит 15 % (вместо обычных 30 %) и должна применяться ко всем зарплатным выплатам, превышающим минимальный размер оплаты труда.

Нерабочие дни приравнены к выходным и праздничным дням в налоговых целях

Закон уточняет, что введенные в России нерабочие дни приравниваются к официальным выходным и праздничным дням, что приводит к переносу сроков предоставления отчетности и уплаты налогов, как указано в нашем предыдущем информационном обзоре.

В свою очередь, на основании вновь полученных полномочий российское правительство дополнительно продлило сроки предоставления налоговой отчетности и уплаты налогов, как более подробно указано далее.

Налоговые меры, принятые Правительством РФ для обеспечения устойчивого экономического развития

2 апреля 2020 года российское правительство приняло Постановление № 409* (далее – «Постановление»), которым вводится пакет дополнительных налоговых мер для обеспечения устойчивого экономического развития в России.

Меры, предусмотренные Постановлением, в основном направлены на поддержку МСП и компаний, действующих в наиболее пострадавших отраслях экономики. Однако отдельные меры относятся ко всем налогоплательщикам.

Продление сроков предоставления отчетности

Все российские налогоплательщики смогут воспользоваться следующими отсрочками по предоставлению налоговой отчетности в России:

  • Сроки предоставления налоговой отчетности по большинству налогов, приходящиеся на второй квартал 2020 года, продлены на три месяца (за исключением отчетности по НДС и социальным взносам).
  • Это будет означать, например, что срок предоставления годовой декларации по налогу на прибыль организаций переносится с конца марта на конец июня 2020 года.
  • Крайний срок предоставления налоговых деклараций по НДС за первый квартал 2020 года истекает 15 мая 2020 года, а не 27 апреля 2020 года (аналогично для расчетов по социальным взносам, которые обычно представляются к концу апреля).

В то же время перенос сроков налоговой отчетности не влечет автоматически переноса сроков налоговых платежей (кроме особых случаев, перечисленных ниже). То есть в некоторых случаях, согласно новым правилам, крайний срок уплаты налогов может наступить раньше срока предоставления отчетности по тому же налогу.

Приостановка налоговых проверок

Согласно Постановлению вынесение решений о назначении новых выездных налоговых проверок и проведение текущих выездных налоговых проверок приостанавливается до 1 июня 2020 года. Аналогичные меры применяются к проверкам в областях трансфертного ценообразования и валютного контроля.

Налогоплательщики также смогут воспользоваться продлением сроков представления документов и информации по запросам налоговых органов. Штрафы за несвоевременное предоставление налоговой отчетности или другой информации и документов в налоговые органы за этот период не начисляются.

Отсрочка по уплате налоговых платежей для МСП

МСП, действующие в наиболее пострадавших сферах экономики, воспользуются отсрочками по уплате налогов и социальных взносов в 2020 году (за исключением НДС и налогов, удерживаемых в качестве налогового агента) на срок от трех до шести месяцев, в зависимости от вида налога.

Возможность запросить дополнительные меры налоговой поддержки

Постановление позволяет налогоплательщикам (в том числе, не признаваемым МСП), действующим в наиболее пострадавших секторах российской экономики, а также стратегическим, системообразующим и градообразующим предприятиям, запрашивать дополнительные отсрочки по уплате налогов и устанавливает правила предоставления таких отсрочек.

Основания для обращения за налоговой отсрочкой связаны прежде всего с уменьшением доходов налогоплательщика в России.

Налогоплательщики должны подать заявление об отсрочке по уплате налогов в региональные налоговые органы вместе с графиком погашения задолженности до 1 декабря 2020 года.

Период предоставления налоговых отсрочек (начиная от трех месяцев) и дополнительные требования, применимые в каждом конкретном случае, будут согласовываться налогоплательщиком и компетентными региональными властями.

Разъяснения налоговых органов

Кроме того, Федеральная налоговая служба запустила специальный онлайн сервис, позволяющий налогоплательщикам проверить, какие меры налоговой поддержки к ним применимы на основании их индивидуального номера налогоплательщика (ИНН).

Комментарии

Описанные меры налоговой поддержки в первую очередь применяются к МСП и иным компаниям, действующим в наиболее пострадавших отраслях российской экономики. Эти компании столкнулись с резким сокращением доходов из-за приостановки или существенного сокращения объема деятельности, в том числе ввиду действия различных ограничений, введенных для борьбы с распространением COVID-19 в России.

При этом государственные органы учитывают, что и иные компании могут испытывать затруднения со своевременным исполнением обязательств по сдаче налоговой отчетности, в частности из-за продления нерабочих дней в России и технических особенностей режима удаленной работы. Соответственно, сроки налоговой отчетности были продлены, чтобы налогоплательщикам не пришлось возвращать сотрудников бухгалтерских служб на свои рабочие места.

В то же время, учитывая, что сроки уплаты налогов сдвигаются не для всех налогоплательщиков, на практике российские компании могут по-прежнему столкнуться с необходимостью рассчитать свои налоговые обязательства и уплатить налог до крайнего срока сдачи налоговой отчетности.

Кроме того, введенные меры не в полной мере могут нейтрализовать расходы, понесенные на уплату налогов, не связанных напрямую с доходами компании (например, социальные взносы и налог на имущество) или рассчитываемых на основе финансовых результатов за предыдущий год.

Как уже сообщалось ранее, отечественный бизнес обратился к российским властям с призывом расширить меры налоговой поддержки, дальнейшие переговоры в данной сфере продолжаются.

Налогообложение доходов в виде процентов по банковским вкладам физических лиц

Новые правила

Закон вводит налогообложение доходов физических лиц в виде процентов по банковским вкладам в российских банках, номинированным в рублях или в иностранной валюте.

Этот же Закон отменяет ранее применявшееся освобождение от уплаты налогов для процентных доходов, полученных физическими лицами от определенных видов долговых ценных бумаг.

Расчет налога

Налоговая база, в соответствии с новыми правилами, будет определяться как положительная разница между процентным доходом, фактически полученным налогоплательщиком, и произведением одного миллиона рублей (необлагаемого минимума, объявленного президентом России) и действующей ключевой ставки, определяемой Банком России (на данный момент действующая ключевая ставка составляет 6 %).

Доход в виде процентов в иностранной валюте конвертируется в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату фактического получения доходов в виде процентов.

Сумма налога к уплате определяется с применением налоговой ставки 13 %, независимо от налогового резидентства получателя дохода. По общим правилам доход, полученный нерезидентами в России, облагается по повышенной ставке 30 % с учетом определенных исключений.

Министерство финансов России уже выпустило дополнительные разъяснения по применению новых правил налогообложения, включая арифметический пример расчета налоговой базы, доступные на официальном сайте.

Администрирование и уплата налога

Банки, выплачивающие проценты физическим лицам, не будут действовать в качестве налоговых агентов. Таким образом, обязательства по уплате налогов напрямую возлагаются на налогоплательщиков – физических лиц.

Уплата налога будет производиться на основании уведомления, направляемого налоговыми органами, не позднее 1 декабря года, следующего за годом, когда доход был получен налогоплательщиком. То есть уплата налога за 2021 год должна быть произведена не позднее 1 декабря 2022 года.

Освобождения

В соответствии с новыми правилами, доходы, получаемые со счетов эскроу, а также с банковских депозитов в рублях с годовой ставкой менее 1 %, освобождаются от налогообложения.

Обмен информацией и дополнительные обязательства российских банков

Российские банки будут обязаны предоставлять российским налоговым органам информацию о доходах в виде процентов, выплачиваемых каждому физическому лицу в соответствующем календарном году. Такая информация должна быть предоставлена до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по установленной форме, которая будет дополнительно утверждена российскими налоговыми органами.

Если у вас возникли вопросы в связи с настоящим информационным бюллетенем, просим вас связаться с экспертами CMS Russia Домиником Тиссо, Марией Кабановой или с вашим постоянным контактным лицом в CMS Russia.

Авторы


Доминик Тиссо
Партнер
Глава практики налогообложения
E dominique.tissot@cmslegal.ru

Мария Кабанова
Старший юрист
Практика налогообложения
E maria.kabanova@cmslegal.ru

Международная команда CMS создала специальный портал для отслеживания изменений, связанных с COVID-19. На этом портале вы найдете актуальные материалы по теме, подготовленные юристами CMS Russia и экспертами из других офисов CMS. Информация на портале регулярно обновляется.

Читайте также: