Налоговой инспекцией проверено 70 коммерческих киосков и в 28 обнаружены

Опубликовано: 18.09.2024

Марина Крицкая

Подход к сбору налогов усовершенствовался, а программные комплексы ФНС стали мощнее. Иногда вопросы возникают даже к «белым» компаниям с «идеальным» досье на своих контрагентов. Почему так происходит и как бизнесу действовать в таких случаях?

Налоговые органы доработали регламент по проверке деклараций по НДС. Программный комплекс АСК НДС-2 заменен на «Контроль НДС». Это мера связана с желанием пресечь лазейки недобросовестных оптимизаторов, которые до сих пор ищут способы, как обойти систему.

Оптимизаторы привлекают красноречивыми лозунгами, предлагая якобы «самые надежные цепочки», «самых проверенных ”белых“ контрагентов» и др. Кто-то до сих пор продолжает пользоваться подобными незаконными предложениями. В ответ налоговые органы предпринимают контрмеры и пытаются прикрыть эту деятельность.

Но есть и такие налогоплательщики, которые никогда не использовали «серые» схемы и тоже получают требования от налоговиков. Почему к ним возникает подозрение?

Чтобы это понять, нужно для начала разобраться, как осуществляется налоговый контроль с помощью программного комплекса, как нужно действовать и формировать правовую позицию, отвечая на требования налоговиков.

На этот и другие вопросы на конференции «Снижение налоговых рисков: тренды 2020» ответила Кира Гин, управляющий партнер «Гин и партнеры».

Что изменилось в автоматизированной системе налогового контроля

Программные комплексы, которыми пользуются налоговые органы, были доработаны и усовершенствованы.

Так, например, появился отдельный модуль «Операции особого контроля». Конечно, в первую очередь он рассчитан на выявление тех, кто напрямую использует схемы по оптимизации, хотя может коснуться и бизнеса, не прибегающего к ухищрениям, но так или иначе работающего с контрагентами, которые используют эти схемы. Причем они могут использоваться контрагентами второго и даже третьего звена.

Налоговые органы ищут выгодоприобретателя, чтобы предъявить ему претензии в получении необоснованной налоговой выгоды. Поэтому в процессе анализа подозрение в выгодоприобретательстве может возникнуть и к «белой» компании, которая в принципе не использует никакие схемы.

Ранее в системе были возможны какие-то претензии только по разрывам (данные, отраженные в декларации по НДС у контрагента, не отражены в вашей декларации) и проверкам НДС (данные, отраженные в декларации у контрагента, не совпадают с вашими данными). Если налоговая выявляет разрыв или несоответствие, вы получаете требование о предоставлении документов. Налоговая начинает выяснять, кто является выгодоприобретателем в этой цепочке.

Сейчас под особый контроль налоговых органов попадают несколько операций:

  • расхождения по журналам;
  • нарушение контрольных соотношений;
  • сомнительные начисления;
  • несопоставляемые операции (дробления счетов-фактур на разные периоды, использование счетов-фактур до 2015 года и т.д.).

Сейчас, благодаря внедрению модуля «Операции особого контроля», те, кто еще три года назад воспользовался супернадежной оптимизацией, будут отмониторены. У налоговых органов появится повод разобраться в схемах и попытаться определить выгодоприобретателя, чтобы предъявить ему претензии.

Налоговый контроль стал многоступенчатым процессом. В нем задействованы все налоговые органы, начиная с МИФНС по камеральному контролю и заканчивая самой ФНС. В контроле участвуют и федеральные налоговые органы, и управления субъектов.

Как выявляются «технические» компании

Сейчас компании могут получать требования с приложением поручения из дальней региональной инспекции в связи с проверкой юрлица, о сотрудничестве с которым они плохо помнят.

Это значит, что налоговая инспекция, где стоит на учете такой контрагент, выяснила, что на самом деле это «техническая» организация. Налоговики выявили разрыв, и им нужно отработать всю цепочку деловых контактов. Именно поэтому они отсылают поручения об истребовании документов по всем организациям, которые находятся в «дереве связей» с «технической» компанией. Такой подход позволяет выйти на выгодоприобретателя.

Вся работа по новому регламенту направлена на сбор информации и формирование доказательной базы. Это помогает прояснить факты и обстоятельства, на основании которых впоследствии предъявляются претензии по ст. 54.1 НК РФ (получение необоснованной налоговой выгоды).

Какая информация собирается по «техническим» компаниям

В системе отражаются результаты и протоколы допросов директоров, передача информации в правоохранительные органы, аннулирование электронной подписи, внесение в ЕГРЮЛ записей о недостоверности и пр. Цель заключается в том, чтобы предъявить налогоплательщику собранную информацию.

Бремя доказывания невиновности лежит на налогоплательщиках, поэтому им нужно позаботиться о том, чтобы включиться в работу с налоговыми органами как можно раньше, чтобы купировать претензии в самом начале.

«Сущностные» компании: кто к ним относится

В новом регламенте проверок появилось понятие «сущностных» компаний.

Еще недавно компании условно делились на «зеленые», «желтые» и «красные», и все стремились быть «зелеными». Именно эти «зеленые» компании будут считаться сущностными, и они будут первыми подозреваемыми в получении необоснованной выгоды.

В автоматизированную систему теперь попадет любая информация, которая помогает установить связи между контрагентами и их роли в цепочке.

Система баллов: как собирается информация по выгодоприобретателю

В системе есть огромный раздел для заполнения информации. Введена система баллов, которые присваиваются компании на основе анализа около 30 показателей. Эти показатели включают в себя информацию об имуществе, штате и др.

За каждый сущностный критерий присваиваются баллы. Чем больше баллов, тем «сущностнее» компания и тем больше рисков, что она является выгодоприобретателем.

Снижение рисков на каждом этапе работы с НДС: правильная подготовка декларации, исключение ошибок и расхождений в счетах-фактурах, быстрый ответ на требования ФНС.

Есть в регламенте такой критерий, как платежеспособность выгодоприобретателя. Платежеспособность выявляется через анализ соотношения суммы уплаченных налогов с суммой «схемных» вычетов, которые обнаружил налоговый орган. Когда возникает большой разрыв, но при этом выставлена мизерная сумма уплаченных налогов, появляются подозрения.

Быстрая смена контрагента становится невозможной

Некоторые оптимизаторы обещают быстро менять контрагентов в случае возникновения каких-либо разрывов в цепочках. Этот ход учтен в новом регламенте — появилось такое понятие, как условно устраненные расхождения.

Устранение возникших разрывов путем замены контрагента или счетов-фактур становится дополнительным триггером, который привлечет внимание налоговых органов и подтвердит наличие схемы.

Ликвидация как повод для проверки

Совершенствование контроля нацелено на то, чтобы отмечать потенциальных выгодоприобретателей, которые замечены в применении налоговых схем.

И если выгодоприобретатель уже определен и в отношении него вдруг инициирована процедура добровольной ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ, то это становится поводом для принятия решения о проведении выездной налоговой проверки.

Если контрагент ликвидирован либо исключен из ЕГРЮЛ, то в ходе проверок вопросы могут возникнуть и к абсолютно «белым» компаниям, которые с ним сотрудничали.

Экономьте время на оценке надежности компании и снижайте коммерческие и налоговые риски по сделке.

Представьте ситуацию: три года назад ваш контрагент вел бизнес по букве закона, но сейчас он ликвидирован, и вы неожиданно получаете требования по этой компании — налоговые органы подозревают, что имели место какие-то схемы и путем ликвидации ваш контрагент замел следы.

Направление требований

На начальном этапе проверок налоговые органы направляют требования. Это первый шаг, который позволяет прощупать цепочку и «дерево связей». Налоговики пока только собирают информацию.

Игнорировать требования крайне нежелательно. Но при этом важно их анализировать, не забывая о своих интересах как налогоплательщика.

Вызов на комиссию

Эта мера необходима для того, чтобы лично убедиться, насколько верны подозрения, что вы являетесь выгодоприобретателем. В то же время Налоговый кодекс не предусматривает каких-либо комиссий. Но есть допросы, которые могут проводиться в рамках выездных или камеральных проверок.

Сейчас зачастую налогоплательщиков вызывают даже не в те отделения инспекций, где они стоят на учете. И связано это с тем, что отработкой разрывов могут заниматься любые инспекции, в том числе те, на учете в которых стоит «разрывник».

С одной стороны, такой подход выглядит странно, есть соблазн игнорировать такие требования налоговых органов. С другой стороны, чем раньше вы включитесь в процесс взаимодействия с налоговыми органами, предоставляя доказательства и защищая себя на стадии подозрений, тем меньше шансов, что к вам будут предъявлены претензии в рамках выездных проверок.

Направление информационных сообщений

Сообщения ставят в известность о выявлении схем, в них налогоплательщику предлагается подать уточненную декларацию и доплатить в бюджет.

В отдельных случаях налогоплательщику лучше письменно обозначить свою позицию и предоставить налоговой имеющиеся доказательства.

Как избежать проблем при налоговых проверках

Для начала нужно забыть об услугах оптимизаторов. Все обещания, которые они дают, не имеют никаких оснований и не работают в современных условиях. Скорее оптимизаторы становятся серьезным источником проблем.

Не игнорируйте требования налоговых органов. На них нужно отвечать в любом случае. Если вы считаете, что оно незаконны, то предоставьте мотивированный отказ или документы, обеспечивающие вам защиту.

Проявляйте проактивность. Получение требования — это сигнал о том, что вами уже заинтересовались как участником какой-то цепочки, поэтому у вас пытаются раздобыть информацию и доказательства для предъявления претензии по ст. 54.1 НК РФ. Поэтому не ждите выездных проверок, а начинайте действовать уже в момент получения требований.

Какие ошибки совершают налогоплательщики

1. Считают, что отвечать на требования — это забота главного бухгалтера.

Это не так. Главный бухгалтер не следит за налоговой практикой так тщательно, как налоговые юристы. Они не занимаются оценкой законности или незаконности требований и формированием доказательств, так как это не входит в их компетенции. Поэтому они не смогут понять, что может играть в вашу пользу, а что сыграет против вас.

2. Чтобы не ссориться с налоговой, вы готовы предоставить все документы по максимуму.

Сейчас всё предоставляется по электронным каналам связи и хранится в налоговых органах. Срок привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям — 10 лет. Вы должны понимать, что те документы, которые получит налоговая, получат и правоохранительные органы.

3. Идете на допрос или комиссию без юриста.

4. Надеетесь, что вас спасет «идеальный» пакет документов по контрагенту.

Все знают, что проверка контрагента начинается со сбора ключевой информации о нем. Это действительно важный этап, который нельзя игнорировать. Но в целом нужно понимать, что волшебного списка документов, которых будет достаточно налоговой, нет и не будет.

Но чем «сущностнее» выглядит контрагент, тем меньше риск возникновения претензий к вам.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.


Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

1. Коэффициент осцилляции (VR):

2. Линейный коэффициент вариации (Vd):

3. Коэффициент вариации (Vs):

Показатели определяют не только сравнительную оценку вариации, но и дают характеристику однородности совокупности. Наиболее часто в практических расчетах применяется показатель относительной вариации – коэффициент вариации. Совокупность считается однородной, если коэффициент вариации не превышает 33 % (для распределений, близких к нормальному).

В нашем примере: Vs= 2,9/6 = 48 %

Рассматриваемые предприятия являются неоднородными, а средняя стоимость ОФ (6тыс. у.е.) не типична для заданных предприятий.

Вариация альтернативного признака

Среди множества варьирующих признаков, изучаемых статис­тикой, существуют признаки, которыми обладают одни единицы со­вокупности и не обладают другие. Эти признаки называются аль­тернативными. Примером таких признаков являются: наличие бракованной продукции, ученая степень у преподавателя вуза, ра­бота по полученной специальности и т. д. Вариация альтернатив­ного признака количественно проявляется в значении нуля у еди­ниц, которые этим признаком не обладают, или единицы у тех, которые данный признак имеют.

Пусть р – доля единиц в совокупности, обладающих данным признаком ( ); q – доля единиц, не обладающих данным признаком, причем . Альтернативный признак принимает всего два значения: 0 и 1 с весами соответственно q и p. Определим среднее значение альтернативного признака по формуле средней арифметической:

Дисперсия альтернативного признака определяется по формуле:

Таким образом, дисперсия альтернативного признака равна произведению доли на дополняющее эту долю до единицы число. Корень квадратный из этого показателя, т. е. , соответствует среднему квадратическому отклонению альтернативного признака.

Определим дисперсию альтернативного признака по следующим данным: налоговой инспекцией одного из районов города проверено 86 коммерческих киосков, и в 37 обнаружены финансовые нарушения. Тогда

Следовательно, дисперсия и среднее квадратическое отклоне­ние доли коммерческих киосков, имеющих финансовые наруше­ния, во всей совокупности обследованных киосков равны:

В рассматриваемых вариационных рядах распределения можно заметить определенную зависимость между изменением значений варьирующего признака и частот. Частоты в этих рядах с увеличением значения варьирующего признака первоначально увеличиваются, а затем после достижения какой-то максимальной величины в середине ряда уменьшаются. Это свидетельствует о том, что частоты в вариационных рядах изменяются закономерно в связи с изменением варьирующего признака. Такие закономерности изменения частот в вариационных рядах называются закономерностями распределения.

Одна из важных целей статистического изучения вариационных рядов состоит в том, чтобы выявить закономерность распределения и определить ее характер. Как и статистические закономер­ности вообще, закономерности распределения наиболее отчетливо проявляются только при массовом наблюдении. Поэтому выявление закономерностей распределения состоит в по­строении вариационных рядов для достаточно больших по числен­ности статистических совокупностей. Кроме того, большое значе­ние для нахождения закономерностей распределения имеет пра­вильное построение самого вариационного ряда. Речь идет, преж­де всего, о таком определении оптимального числа групп и размера интервала, при котором закономерность распределения видна более отчетливо. Если сразу трудно определить оптимальное число групп, то пер­воначально разбивают совокупность на максимальное их число, а затем, укрупняя интервал и сокращая, таким образом, число групп, стремятся получить такое их число, при котором достаточно явно проявляется характер распределения.

Закономерности распределения выражают свойства явлений, об­щие условия, влияющие на формирование вариации признака.

Характер, тип закономерностей распре­деления означают отражение в них общих условий, определяющих распределение. При этом следует учитывать, что речь идет о распределениях, отражающих однородные явления.

Под кривой распределения понимается гра­фическое изображение в виде непрерывной линии изменения ча­стот в вариационном ряду, функционально связанного с измене­нием вариант.

В статистической практике встречаются разнообразные распре­деления. Различают следующие разновидности кривых распре­деления:

- одновершинные кривые: симметричные, умеренно асиммет­ричные и крайне асимметричные;

Для однородных совокупностей, как правило, характерны одно­вершинные распределения. Многовершинность свидетельствует о неоднородности изучаемой совокупности. Появление двух и более вершин делает необходимой перегруппировку данных с целью выделения более однородных групп.

Выяснение общего характера распределения предполагает оценку его однородности, а также вычисление показателей асим­метрии и эксцесса.

Для симметричных распределений частоты любых двух вариант, равноотстоящих в обе стороны от центра рас­пределения, равны между собой. Рассчитанные для таких распре­делений средняя, мода и медиана также равны.


Вспомним, для тех кто забыл, кого касается применение кассовой техники в 2021 году. Что ждать от налоговой проверки и как к ней подготовиться.

Почему должна быть касса на рынке

При торговле на рынке даже в палатку необходимо поставить онлайн-кассу. Этот вид деятельности не относится к разносной (нестационарной) торговле, при которой можно не применять ККТ. Под исключение попали предприниматели-одиночки, реализующие товары собственного производства. Данное освобождение применяется до 1 июля 2021 года и действует в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 июня 2019 г. № 129-ФЗ.

Садоводы-дачники, продающие по выходным плоды своих трудов, могут оформить самозанятость, чтобы избежать претензий от налоговых инспекторов.

В каких случаях может появится проверка на пороге

Уже в некоторых областях стартовали отраслевые проверки с целью выявления хозяйствующих субъектов без онлайн-кассы. На языке налоговых инспекторов это звучит так:

«Проверки проводятся с учетом риск-ориентированного подхода и только в отношении « недобросовестных » налогоплательщиков. Для составления планов проверок проводится постоянный мониторинг расчетов, при осуществлении которых необходимо обязательное применение контрольно-кассовой техники».

То есть пойдут по отраслям: общественное питание, розничная торговля. Зайдут в торговые точки тех, кто, исходя из своего ОКВЭД и отчетности, обязан пробивать и выдавать онлайн-чеки. Информацию о не применении ККТ налоговики могут получить от обиженных клиентов и покупателей. Для подачи жалобы нужно мобильное приложение ФНС России «Проверка чека».

Суммируем причины для организации проверки:

  1. В регионе проводится сплошная проверка представителей определенной отрасли.
  2. По жалобе.
  3. Для знакомства с новой организацией.
  4. Когда не ждешь, обязательно придет.

Особенности удаленной проверки

Работу по соблюдению кассовых требований ведет отдел оперативного контроля, функционирующий в каждой районной налоговой. Раньше сотрудники на местах не только выходили «в поля», но и занимались регистрационными действиями с ККМ.

Сейчас эту процедуру выполняет налогоплательщик самостоятельно в личном кабинете. Инспекторам остается следить за работой онлайн-сервиса и анализировать данные, приходящие от ОФД, сопоставлять их с информацией из ЕГРЮЛ. Если в голове проверяющего что-то не складывается, он приглашает на свидание в свой кабинет для дачи показаний.

Что проверяют на выезде

Налоговая в рамках проверки онлайн-кассы не обязана оповещать вас о рейде. Состав мероприятий будет зависеть от решения проверяющего (п. 2 ст. 7 Закона о применении ККТ, п. 7 Административного регламента, утв. Приказом Минфина России от 17.10.2011 № 132н). Вот основные моменты , на что обращают внимание:

Отдельно стоит рассказать о существовании перекрестных проверок. Это явление встречается в небольших городах, где районных инспекторов продавцы видят издалека. По этой причине контрольную покупку имеет право совершить оперативник из другого района, и результат будет засчитан.

  • Если Вы продаёте маркированный товар, то Вы должны быть зарегистрированы в ЧЗ (в чеке прописывается тег или буква «М»). Если алкоголь, то реализация через ЕГАИС. Если товары продовольственные животного происхождения, то Меркурий.
  • На каждый проведённый чек возврата/коррекции на точке должна присутствовать служебная записка с номером и причиной от кассира, когда и что по каждому такому фискальному документу.

Оформление результатов контроля

После выполнения всех тайных закупок проверяющие должны представиться, предъявить удостоверение и показать решение руководителя на проведение проверки.

Любой положительный или отрицательный результат они фиксируют в протоколе с указанием уполномоченного лица, даты места и времени проведения проверочных мероприятий.

На каждое замечание или нарушение продавец и владелец ККТ имеют право давать объяснения.

О размерах штрафных санкций мы уже писали в мануальчике .

Что ждет нас в скором будущем

Процесс выбора жертвы налогового инспектора до конца ещё не изучен. Но судя по объявленным стратегическим планам господина Егорова, в ближайшие три года нас ждет апгрейд проверяющих и модернизация НК :

Помимо этого уже сейчас независимую антикоррупционную экспертизу проходит проект поправок в КоАП и в закон о розничных рынках 271-ФЗ . Мы будем жить теперь по-новому:

  1. Администрацию рынка ждет наказание до 800 тыс. рублей, должностное лицо до 50 тыс. рублей из-за «недобросовестных» продавцов. Потому что при заключении договора аренды торгового места потребуется проверить у торговца наличие зарегистрированной кассы.
  2. Планируют изменить ст 28.6. При выявлении рыночного продавца без онлайн-ккт налоговой не придется тратить время на оформление протокола. Постановление о нарушениях администратор рынка получит сразу на месте преступления.
  3. Требовать документы на кассу разрешается у всех, кроме льготных видов деятельности и самозанятых.

Как подготовиться

  • ещё раз прочитайте законодательство, удостоверьтесь, что ваш вид деятельности позволяет до июля работать без кассы;
  • проверьте корректность выбранных ОКВЭД, действительно ли большую часть дохода приносит основной код;
  • оформить на руководителя квалифицированную ЭЦП;
  • просмотрите договор аренды торговой точки, есть ли требования от администрации применять ККТ и какая установлена ответственность;
  • выбрать кассовое оборудование и оператора фискальных данных.

За помощью и консультацией обращайтесь к специалистам МОБИКА . Они помогут найти удобный и бюджетный вариант для конкретного случая.

Главная > Учебно-методический комплекс

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Налоговой инспекцией одного из районов города проверено 200 коммерческих киосков и в 150 обнаружены финансовые нарушения. Определить дисперсию альтернативного признака.

На основе исходных данных о производительности труда рабочих трёх бригад, состоящих из 5 рабочих определить абсолютные и относительные показатели вариации. Указать, какая бригада рабочих является более однородной.

Стаж работы, годы

Известны данные о размерах кредита по группам заемщиков банка:

Размер кредита, млн. руб.

60, 80, 100, 70, 90, 120, 150

Определите дисперсии размера кредита:

б) среднюю из групповых;

Проверьте правильность расчета дисперсий, используя правило сложения дисперсий.

Известны данные о балансовой прибыли предприятий за два полугодия:

Балансовая прибыль, млн. руб.

14,1; 16,3; 48,8; 27,9

а) среднюю из внутригрупповых дисперсий; межгрупповую и общую дисперсию балансовой прибыли предприятия;

б) коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение.

Известны данные о распределении рабочих по размеру заработной платы:

Заработная плата рабочих, руб./ч

Число рабочих, чел.

а) все показатели вариации по общей численности рабочих;

б) влияет ли пол рабочего на размер заработной платы?

Тестовые задания

1. Вариация  это:

изменение массовых явлений во времени;

изменение структуры статистической совокупности в пространстве;

изменение значений признака во времени и в пространстве;

изменение структуры товарооборота.

2. К абсолютным показателям вариации отдельных единиц совокупности относится:

среднее квадратическое отклонение;

среднее линейное отклонение.

3. Для измерения вариации значений признака внутри выделенных групп вычисляют:

среднюю из групповых дисперсий;

дисперсию групповых средних;

эмпирическое корреляционное отношение.

4. Абсолютный размер колеблемости признака около средней величины характеризуется:

средним квадратическим отклонением.

5. Формулы для расчета дисперсии признака:

6. Правило сложения дисперсий выражено формулой:

7. Дисперсия альтернативного признака … .

8. Дисперсия = . (с точностью до 0,0001), если при осмотре 200 деталей среди них оказалось 10 бракованных изделий.

9. Дисперсия признака = . при условии, что средняя величина признака = 20, а коэффициент вариации = 25%.

10. Средняя величина признака = . при условии, что средний квадрат индивидуальных значений признака = 625, дисперсия = 400.

Глава 4. Выборочное наблюдение

Цель: усвоить и закрепить материал по теме, научиться, на основе выборочных данных, определять показатели, характеризующие генеральную совокупность.

Статистическое наблюдение может быть сплошным и несплошным.

Сплошное наблюдение предусматривает обследование всех единиц изучаемой совокупности. Изучение не всех единиц совокупности, а лишь некоторой части, осуществляется с помощью несплошного наблюдения . Самым распространенным видом несплошного статистического наблюдения является выборочное наблюдение.

Выборочное наблюдение – это такое несплошное наблюдение, при котором признаки регистрируются у отдельных единиц изучаемой статистической совокупности, отобранных случайным образом, а полученные в процессе обследования результаты с определенным уровнем вероятности распространяются на всю исходную совокупность.

Совокупность, из которой производится отбор, называется генеральной , а совокупность отобранных единиц – выборочной совокупностью или выборкой .

В статистике по способу отбора различают следующие виды выборок :

1. Собственно-случайная выборка – предполагает отбор единиц из генеральной совокупности посредством жеребьевки или другого подобного способа (например, тиражи выигрышей лотерейных билетов).

2. Механическая выборка – состоит в том, что отбор единиц в выборочную совокупность осуществляется из генеральной совокупности, разбитой на равные группы по нейтральному признаку, так, что из каждой группы в выборку попадает только одна единица.

3. Типическая выборка – используется, когда генеральная совокупность разбита на несколько однотипных групп по признакам, влияющим на изучаемые показатели, и из каждой типической группы производится индивидуальный отбор единиц в выборочную совокупность.

4. Серийная выборка – предполагает случайный отбор из генеральной совокупности не отдельных единиц, а их равновеликих групп (серий).

5. Комбинированная выборка .

При этом отбор единиц в выборочную совокупность может осуществляться двумя методами: повторным и бесповторным.

Любое выборочное наблюдение, как бы грамотно оно ни было организовано, всегда связано с определенными ошибками, которые делятся на два класса:

а) ошибки регистрации являются следствием неправильного установления значения наблюдаемого признака или неправильной записи, они характерны для всех видов наблюдения;

б) ошибки репрезентативности обусловлены тем, что выборочная совокупность не может в точности воспроизвести генеральную совокупность. При этом следует различать:

систематические ошибки репрезентативности – преднамеренные, связанные с нарушением принципов формирования выборочной совокупности. Например, в выборку попали единицы, характеризующиеся большими (меньшими) по сравнению с другими единицами значениями наблюдаемых признаков. В этом случае и рассчитанные выборочные характеристики будут завышенными (заниженными).

случайные – обусловлены действием случайных факторов.

Статистически можно оценить только случайные ошибки репрезентативности. Для этого с определенной степенью вероятности определяют величину предельной ошибки, с которой результаты выборочного обследования могут быть распространены на всю генеральную совокупность.

В зависимости от исходных данных и способа отбора единиц в выборку, величина предельной ошибки определяется по формулам, приведенным в таблице 4.1.

Фото: АГН «Москва»

Федеральная налоговая служба (ФНС) выпустила письмо об уточнении подходов к применению ст. 54.1 Налогового кодекса в части необоснованной налоговой выгоды. Разъясняющий документ по этому вопросу бизнес ждал с прошлого года. Он определяет условия, при которых компания-налогоплательщик, уличенная в схеме незаконной налоговой оптимизации, может рассчитывать на так называемую налоговую реконструкцию — расчет действительного размера налоговых обязательств без дополнительных санкций со стороны налоговиков.

О подписании письма сообщил глава ФНС Даниил Егоров 11 марта на конференции Исследовательского центра частного права при президенте при поддержке Верховного суда. Как уточнил замглавы ФНС Виктор Бациев, «вчера разъяснения были выпущены; наверное, сегодня-завтра будут опубликованы на сайте ФНС» (по состоянию на 17:00 мск 11 марта документа на сайте ФНС еще не было).

Суть нового подхода

ФНС дала право бизнесу на реконструкцию в том случае, если сам налогоплательщик докажет реальность операции (что поставки имели место в действительности, даже несмотря на наличие «технических» компаний в цепочке), раскроет действительных поставщиков и исполнителей и представит подтверждающие документы (договоры, первичные документы, счета-фактуры, платежные поручения и т.п.), следует из письма «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса», копию которого РБК предоставили независимо друг от друга несколько налоговых консультантов.

После вступления в силу ст. 54.1 в 2017 году применение налоговиками механизма реконструкции налоговых обязательств стало невозможным. Бизнес жаловался, что налоговые органы стали отказывать в реконструкции на том основании, что в схеме присутствовали фирмы-однодневки с целью экономии на налогах, даже если поставки товара были реальными. В результате, например, налогоплательщик мог потерять право на вычет реально понесенных расходов при расчете налога на прибыль, говорили налоговые консультанты и бизнес-организации, а доначисления и штрафы могли значительно превышать суммы, которые бизнес заплатил бы в бюджет, если бы не применял схемы налоговой экономии.

Реконструкция подразумевает доначисление ровно тех сумм налога, подлежащих уплате в бюджет, как если бы налогоплательщик не допускал злоупотреблений (например, как если бы договоры были заключены напрямую с производителем, без фирм-посредников).

Если налогоплательщик проявил «коммерческую осмотрительность» и «не знал и не должен был знать», что его контрагентом выступает «техническая» компания в интересах другого лица, то состав правонарушения отсутствует, указывается в разъясняющем письме ФНС. В этом случае налогоплательщик «имеет право на учет расходов и применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, исходя из сведений, отраженных в спорном договоре и документах о его исполнении».

В декабре 2020 года Бациев анонсировал будущее изменение подхода ФНС: письмо разграничит случаи с фиктивными операциями и с реальными, но искаженными при учете. Бизнес будет вправе рассчитывать на реконструкцию, если не причастен к схемам и фирмам-однодневкам или не знал о таком характере деятельности контрагентов, говорил он. Если же будет установлено, что компания так или иначе ответственна за действия фирм-однодневок, то расходы по налогу на прибыль учтут в том случае, если она раскроет истинного исполнителя спорной операции и ее деловую цель, указывал замглавы ФНС.

В письме указана позиция, что если компания организовала схему ухода от налогов с использованием «технических» компаний, но при этом доказала, что обязательства по сделке исполнило другое лицо, то она может учесть расходы и получить вычеты в части реального исполнения, подтвердила РБК пресс-служба ФНС. «Главное условие — компания должна раскрыть информацию по сделке, а также принимать активное участие в доказывании параметров операции с реальным исполнителем», — указали в налоговой службе.

Письмо ФНС предлагает новый взгляд на вопрос неумышленного уклонения от уплаты налогов, утверждает адвокат, партнер консалтинговой компании «Номен» Иван Яголович: согласно документу, налоги можно доначислять за «случайную связь» с фирмой-однодневкой. Основанием для такого начисления послужит факт недостаточной осмотрительности при выборе контрагента, говорит Яголович. «Неосторожная форма вины» может послужить смягчающим обстоятельством для применения налоговых санкций, отмечается в письме.

Бремя доказывания

«Как и ожидалось, ключевым критерием для учета результатов сделки в налоговых целях стала реальность операций», — прокомментировал РБК старший юрист Deloitte Legal в СНГ Павел Баранов. При наличии реальности совершения сделки ФНС предлагает нижестоящим налоговым инспекциям в том числе применять налоговую реконструкцию. «Крайне важно, что бремя доказывания в данном случае переносится на налогоплательщиков», — добавил Баранов. В письме указано, что налогоплательщик, чтобы претендовать на реконструкцию, должен представить сведения и документы, позволяющие установить лицо, совершившее фактическое исполнение по сделке, и параметры спорной операции.

Под давлением общественного мнения налоговики пошли на уступки, признали реконструкцию возможной, но подошли к ее расчету очень консервативно, сказал РБК адвокат, старший юрист BGP Litigation Денис Савин. «Можно учесть только вычеты на основании документации реального исполнителя. То есть если между реальным поставщиком и покупателем стоит номинальная структура, тогда покупатель сможет принять к вычету только тот НДС и затраты, которые будут биться с документами реального поставщика», — указывает Савин.

Если компания не предоставит налоговикам сведения и подтверждающие документы о лице, осуществившем фактическое исполнение, и о действительных параметрах спорной операции, то налогоплательщик не вправе применять налоговые вычеты и учитывать расходы, понесенные по спорным операциям, указано в письме ФНС.

«Для нас важна правовая определенность. Мы хотим взвешенных решений, которые бы в меньшей степени основывались на субъективной оценке. Мы хотим четкого выделения незаконных практик, которые требуют пресечения правовыми методами», — объяснил Бациев 11 марта необходимость разъясняющего письма ФНС.

Налоговики выиграли в судах 78% дел с применением ст. 54.1 Налогового кодекса, привел он статистику по данным на 5 марта. По его словам, лишь в 22% дел требования налогоплательщиков были удовлетворены полностью или частично. «Это соответствует общим показателям по другим категориям споров, но тем не менее эти показатели не могут не настораживать. За каждым неверным применением [ст. 54.1] стоят компании, организации, которые претерпевали, мягко говоря, не лучшие времена», — отметил замглавы ФНС.

В феврале РБК писал, что ФНС готовится пересмотреть применение ст. 54.1 и в связи с этим ожидает роста жалоб от бизнеса по пересмотру ранее принятых решений о доначислениях налогов. Признание права бизнеса на налоговую реконструкцию в оговоренных случаях приведет к тому, что бизнес станет оспаривать уже принятые решения о доначислениях в досудебном порядке, говорили налоговые консультанты. Поскольку нормы законодательства не поменялись, оснований для пересмотра уже принятых решений о доначислениях компаниям, уличенным в получении необоснованной налоговой выгоды, не имеется, сказали РБК в ФНС.

Если с даты решения налоговой инспекции о привлечении к ответственности не истек один год, можно обратиться в вышестоящий налоговый орган с жалобой, в которой нужно отразить новые обстоятельства, введенные письмом ФНС (например, сведения о лице, осуществившем фактическое исполнение по сделке, параметры спорной операции), уверен Яголович. Если годичный срок истек, можно будет заявлять требования о налоговой реконструкции в суде, считает он.

Читайте также: