Пенсионный налог на украине

Опубликовано: 14.05.2024

По официальным данным, Кабинет министров предложил весной этого года отменить налог с пенсий на Украине. В ходе одного из заседаний правительства Владимир Гройсман, занимающий на сегодняшний день должность премьер-министра, сообщил, что законопроект принят к рассмотрению в 2020 году.

Отмена налога на пенсию для работающих пенсионеров

Решение Кабинета министров

По словам премьер-министра, его инициатива, которая была поддержана народом, полностью согласована с депутатским корпусом. Была назначена дата рассмотрения законопроекта об отмене налогообложения пенсий — начало мая этого года. Многие считают это полноценным шагом для полной реабилитации социальной справедливости в обеспечении пенсиями.

Активно поддерживает введение законопроекта и вице-премьер-министр, одновременно выступая за увеличение прожиточного минимума с зимы текущего года. Павел Розенко считает, что значительно должна увеличиться и заработная плата: не на 5 %, как предлагалось раньше, а на 10 %, а также размер минимальной пенсии. В этом случае при положительном решении пенсия у украинцев может уже зимой быть 1250 гривен (минимальный размер), а плата рабочим гражданам — около 1600.

Кабинет министров Украины

На этом же заседании было отмечено, что Кабинет министров не вправе самостоятельно принять решение об отмене налогообложения на пенсии гражданам Украины. Обязательно должны быть внесены соответствующие изменения Верховной Радой в Закон О государственном бюджете Украины этого года.

Процентная ставка налога

В бюджете на текущий год ограничение на пенсионные выплаты для работающих пенсионеров было сохранено, что касается их размеров, то они были снижены от имеющейся пенсии вплоть до 80 %. При поддержке депутатами страны решения Кабинета министров все пенсии перестанут облагаться налогом еще до лета. На рассмотрение в Верховную Раду премьер-министр отправляет два важных документа, один из которых затрагивает вопрос отмены налогов на пенсии с мая текущего года.

Этих пенсионеров в стране примерно 3 %, так как их пособие равняется трем минимальным заработным платам, что на сегодняшний день составляет больше 4000 гривен. Премьер-министр практически уверен, что решения об усилении социальной защиты граждан страны будет одобрено и внедрено в жизнь.

Стоит напомнить, что пенсии в стране облагаются налогом, равным 15 %, с учетом превышения установленной суммы в 4000 гривен.

Налог выплачивается от разницы между существующим пенсионным размером и тремя минимальными заработными платами. Второй предложенный Раде законопроект касается увеличения социальных стандартов на величину в 10 %, в то время как ранее планировалось повышение всего на 6 %.

Принятие закона

Рассматриваемый законопроект о внесении изменений, касающихся учреждения налогообложения пенсий работающих граждан страны, широко поддерживается депутатами.

Верховная Рада Украины

При требуемом минимальном количестве сторонников, равном 226 голосам, положительно проголосовало больше 300 человек. Высказываются по этому поводу многие представители правительства.

Один из заместителей министра финансов указывает на факт того, что утверждение соответствующего законопроекта способно обеспечить выплаты пенсий, причем в полном объеме. Это же касается и всевозможных доплат к ним. Отмена налогов на пенсии может снять возросшее за последнее время социальное напряжение.

Пояснительная записка к документу указывает на факт того, что внедрение рассматриваемого закона снизит финансовые поступления в государственный бюджет в текущем году приблизительно на 800 000 000 гривен. Авторы же законопроекта одновременно отмечают, что все поступления от налогов на доходы граждан страны увеличились из-за того, что был снижен единый соц.взнос в прошлые годы, в 2021 году он остался прежним.

деньги Украины

Это может полностью компенсировать то, что от налогообложения пенсий не будет больше поступлений в бюджет. Все налоги на доходы физ. лиц в Украине за первый квартал текущего года значительно возросли по сравнению с результатами за прошлый год. Увеличение почти на 46 % превысило стандартную отметку темпов роста бюджета Украины. В пояснительной записке указывается факт того, что благодаря этому был получен дополнительный ресурс, равный полутора миллиардам гривен.

Налоги в цифрах для пенсионеров

Облагается налогом в 2021 году пенсия, которая превышает зарплатный порог в 4130 гривен, с начала весны текущего года — больше 4300 гривен. При превышении этой цифры гражданину страны необходимо выплачивать государству 15 %, которые получаются от вычитания суммы получаемой пенсионной выплаты из суммы трех заработных плат.

пенсионеры

По данным прошлого года, больше 400 000 пенсий страны каждый месяц облагались налогом, что пополнило общий государственный бюджет за один календарный год больше, чем на 1 000 000 000 гривен.

Разногласия по вопросу отмены

В одном известном печатном издании, выпускаемом на Украине, появилась информация о несогласии с отменой налога на пенсии работающего населения бывшего премьер-министра страны. Абсолютно противоположное мнение выражает большинство ведущих фракций в парламенте. Несмотря на это, с Яценюком связано множество конфликтов, направленных на рассматриваемый законопроект.

Партия Порошенко хочет отменить пенсию работающим пенсионерам

Из 10 000 000 000 гривен, которые получают за счет аренды земли, предлагается исключить 2 000 000 000 гривен, составляющих сумму налогообложения пенсии, с чем бывший премьер-министр категорически не согласен. Это мнение расходится с инициативой об учреждении налога на пенсионные выплаты большей части правительства, считающей, что сумма в 10 миллиардов гривен покроет отсутствие поступлений в госбюджет от пенсий работающих граждан.

С 1 января в Украине выросли минимальная заработная плата и прожиточный минимум. Это непременно скажется на налоговых отчислениях как самостоятельных ФОПов, так и предпринимателей с наемными работниками. Каким образом — разбирался «Минфин».

С Нового года украинцев ожидает увеличение главных финансовых показателей — минимальной заработной платы и прожиточного минимума.

Государственный бюджет предусмотрел рост основных социальных стандартов в 2020 году. С 1 января минимальная зарплата увеличилась на 550 грн — до 4723 грн в месяц. Изменился и прожиточный минимум: с 1 января он вырос на 75 грн и составляет 2102 грн. В этом году его будут увеличивать еще дважды: с 1 июля — до 2197 грн, с 1 декабря — до 2270 грн.

Что нужно знать о ЕСВ

От зарплаты зависит размер единого социального взноса (ЕСВ). Его начисляют ежемесячно по ставке 22% от минимальной заработной платы и платят поквартально.

То есть минимальный страховой взнос с 01 января 2020 г. составил 1039,06 грн в месяц (4723 грн * 22%), или 3117,18 грн за квартал. Это на 121 грн и 423 грн соответственно больше, чем в 2019 году.

Максимальная база начисления ЕСВ равна 15 размерам «минималки». Таким образом, с 2020 года она вырастет на 8250 грн — до 70 845 грн (4723 грн * 15). Соответственно, сумма максимального страхового взноса в 2020 г. достигнет 15 585,90 грн (1039,06 грн * 15).

​Размер минимальной зарплаты в течение 2020 года не изменится. Это значит, что и минимальная, и максимальная суммы ЕСВ будут оставаться стабильными.

Итак, в новом году будут больше платить:

  • единщики-работодатели. За основных работников они должны уплачивать ЕСВ в размере не ниже минимального страхового взноса, то есть не менее 1039,06 грн.

Исключения касаются работников с инвалидностью. В случае начисления ЕСВ на их зарплату, физическим лицам-предпринимателям следует применять ставку 8,41% к фактической сумме начисленной зарплаты;

  • самозанятые предприниматели. Они платят ЕСВ «за себя» самостоятельно, но не ниже минимального страхового взноса — 1039,06 грн. В годовом измерении их затраты на уплату ЕСВ составят 12468,72 (1039,06 * 12 месяцев), то есть, по сравнению с предыдущим годом, сумма увеличится на 1452 грн.

Ставки единого налога

  • для І группы ФОП он составляет до 10% от размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января отчетного года;
  • для II группы – до 20% от размера «минималки», установленной законом на 1 января отчетного года;
  • для III группы — в процентах к доходу: 3% (с НДС) и 5% (без НДС).
  • ФОПам І группы — 210,20 грн (2102 грн * 10%),
  • ФОПам II группы — 944,60 грн (4723 грн * 20%).

Сколько будут платить ФОПы

І группа:

  • ЕСВ — не меньше 12468, 72 грн (1039,06 грн * 12 мес.);
  • единый налог — максимум 2522,40 грн (210,2 грн * 12 мес.)

Следовательно, налоговая нагрузка в 2020 году на ФОПов І группы составит 14991,12 грн.

II группа:

  • ЕСВ — не меньше 12468, 72 грн (1039,06 грн * 12 мес.);
  • единый налог — максимум 11335,20 грн (944,60 грн * 12 мес.)

Наемные работники «подорожали»

  • ЕСВ платит работодатель;
  • НДФЛ и ВС вычитаются непосредственно из зарплаты работника.

Комментарии - 23

Если магазин на периферии, км так от 10 от облцентра, то там может быть и не будут компостировать мозги с П-РРО. Наценка там не плохая. По идее должны и дальше себя не плохо чувствовать. А те кто в крупных городах, что розница малая, что сервис, те все обречены. То есть нужна нормальная модель бизнеса. И на налоги тогда можно плевать.

Чтобы не подумали, что я теоретик, я сам практик, добавлю. Не стоит бояться налогов. Или считать, что налоги это как бы пенсии, стипендии, детские. Налог это взятка для местных властей. Ибо местная власть не может печатать деньги. А вот центральная власть их печатает. И она же и платит ими пенсии и т.д.

В сухом остатке. На налоги плевать. То ест на проблемы центральной власти. Кроме НДС и акциза. Здесь всё уже жёстко сконструировано. Взятки, да платим , а то местные бандиты башку отобьют.

«Минималка» (4723 грн) + с нее: ЕСВ 22% (1039,06 грн) + НДФЛ 18% (850,14 грн) + военный сбор 1,5% (70,85 грн) = 5762,06 грн.

3 группа это 5% от выручки, то есть от продажных цен, 5% считается от суммы денег поступивших за квартал, нал и/или безнал.

Но поскольку до 31 декабря 2020 единщики физлица освобождены от РРО, то вроде как у вас будет в отчете за квартал 0, и налог 5% от 0. Ну или вы покажете в отчете что продали мыса на 100 000 грн., и платите 5 000 налога за квартал. Я бы не платил. У вас будет ежемесячно отток денег 1 000 грн. единсоцвзнос за каждого работника оформленного, их у вас 2.

Но это все не важно. Через 11 месяцев, РРО иммунитет заканчивается и вам придется ставить П-РРО на планшет, а лучше купить обычный РРО. Все это регистрируется в налоговой. И тогда вся ваша выручка будет видна в налоговой. И тогда 5% от общего вала это наверно банкротство.

Вам надо в тень уходить. Брать оптом мясо, делать обрезь фасовку в подпольном цехе и её отгружать на розничные сети у которых есть НДС и РРО.

То что вы загорелись это от того что все осознали, что грядет полная веселуха и все сматываются, рынок освобождается, но туда никто не придет, только крупные сети.

Грустно когда люди торопятся.

5 % это ставка единого налога для группы 3, она взимается от общего объема продаж, точнее от поступления денег от продажи товаров и услуг. Если в рознице торговая наценка 15 , то за вычетом налога остается валовой прибыли уже 10 %. И из этой валовой прибыли надо профинансировать аренду торгового зала, зарплату продавцов, электроэнергию для холодильников, ЕСВ с минималки продацов, техобслуживание РРО и т.д. и т.п.

Практически это нереально. Ещё надо понимать, что есть сезонность, амортизация, какие-то внезапные перебои, иногда приходится менять место. В реальности, жизненный цикл продукта суживает время для бизнеса до 3 лет. А потом всё сначала.

Поднять наценку, это отток покупателей. А если даже покупатели останутся, то конкуренты рядом появятся.

Сейчас чтобы выйти на новый рынок надо иметь 3 размера капитала, необходимого для старта в данном месте и в данной отрасли. Потому что один размер просто уйдет на отработку опыта новой отрасли, второй размер уйдет для отбивания места, чтобы покупатели привыкли, или чтобы уйти на уже новое место с гарантией успеха места как такового. А 3 размер это просто на обычный старт. И потом ещё 2-3 года будет точка безубыточности. И вот уже потом за 1-2 года надо накопить прибыль для организации своей сетки. Надо иметь от 3-5 торговых точек. Это минимум для выживаемости. И кстати это подстраховка для плавного выхода из темы, если рынок или отрасль внезапно закрывается.

Украинцам разрешили платить один социальный взнос вместо четырех с 1 января 2011 года, когда вступил в силу закон №2464-VI. С января 2020 года изменился размер минимальной зарплаты, а с ним и размер минимального и максимального ЕСВ.

  1. Единый социальный взнос: основные сведения
  2. ЕСВ: кто должен платить?
    1. Размеры минимального единого взноса для частных предпринимателей, грн.
    2. ЕСВ: от чего зависит размер единого социального взноса
    3. В какие сроки происходит уплата ЕСВ в 2020 году?
  3. Начисление единого социального взноса: что является расчетной базой
  4. ЕСВ: особенности для пенсионеров и инвалидов
  5. Онлайн оплата и калькулятор ЕСВ

Несмотря на то, что с момента введения в действие закона об ЕСВ прошло несколько лет, у плательщиков остаются вопросы касательно процедуры расчета, оплаты, администрирования ЕСВ.

В статье приводятся основные сведения о законодательной базе для ЕСВ, о формировании реестра плательщиков, об особенностях начисления взноса для пенсионеров и предпринимателей, указан порядок уплаты и начисления взноса, а также другая важная и полезная информация.

Единый социальный взнос: основные сведения

Понятие единого социального взноса появилось после того, как 8 июля 2010 года парламент принял закон 2464, чтобы оптимизировать систему социального страхования. Закон объединил все функции начисления, оплаты и распределения средств, поступающих на счета действующих в то время четырех фондов. В процессе разработки законопроекта правительство учитывало опыт европейских стран.

Это должно было облегчить работу бухгалтеров и консолидировать деятельность фондов при распределении взносов на социальное и пенсионное страхование. Ожидалось, что единый социальный взнос наполнит бюджет Пенсионного фонда и решить (частично или полностью) проблему пенсионного обеспечения украинских граждан.

Тем не менее, с момента принятия закона пришлось внести множество поправок, и документ до сих пор не идеален. К тому же, размер ставок для ЕСВ оказался довольно высоким и привел к избыточной нагрузке на фонд оплаты труда большинства предприятий.

С полным текстом закона можно ознакомиться, пройдя по ссылке http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2464-17

ЕСВ: кто должен платить?

Оплату ЕСВ осуществляют предприятия или организации, которые выступают в роли работодателей и являются участниками системы социального страхования.При этом работодателем считается не только предприятие, использующее труд наемных работников, но и предприниматель, который обеспечивает себя работой самостоятельно.

Детальный перечень плательщиков ЕСВ указан в 2 разделе 4 статьи закона 2464.

Не являются плательщиками ЕСВ пенсионеры или люди, которые получают пенсию по инвалидности, поскольку их доход состоит из пенсионных выплат, которые сформированы из средств социального/пенсионного страхования.

Впрочем, пенсионер становится плательщиком ЕСВ, если кроме пенсии он получает еще какие-либо доходы - работает, занимается предпринимательством или другой деятельностью, с которой взимается ЕСВ.

Сведения о плательщиках единого взноса заносят в реестр застрахованных лиц и\или в реестр страхователей. Снятие с учета и исключение из реестра может состояться только после того, как проверяющие подтвердят, что человек выплатил всю сумму, которую должен был.

Плательщики ЕСВ обязаны:

  • Производить расчет и оплату ЕСВ, своевременно и в полном объеме
  • Вести учет ЕСВ в определенном формате
  • Допускать представителей контролирующих органов для осуществления проверки правильности расчета и полноты уплаты ЕСВ
  • В определенные сроки подавать отчетность по ЕСВ
  • Предоставлять застрахованному информативные сведения об уплаченных взносах (по требованию и без дополнительной оплаты)
  • Подавать в составе отчета по ЕСВ сведения о принятых на работу лицах, у которых отсутствует свидетельство застрахованного лица

Закон 2464 содержит информацию о правах плательщиков ЕСВ, и гласит, что плательщики могут

  • Получать в налоговом органе и пенсионном фонде информацию относительно расчета и/или оплаты единого взноса
  • Обращаться в ПФ и орган доходов и сборов с заявлением о смене условий расчета взноса, если статус плательщика был изменен
  • Защищать свои интересы в установленной законодательством форме

Стоит отметить, что с тех пор, как Верховная Рада приняла закон, его неоднократно изменяли и дополняли. По этой причине бухгалтерам и руководителям предприятий следует сверяться с актуальным оригиналом документа, чтобы исключить в своей работе ошибки. Особенно это касается перечня видов доходов, которые не включены в базу единого соцвзноса.

Правительство также работает над тем, чтобы привести базу для расчета НДФЛ и ЕСВ к «общему знаменателю». Несомненно, это стало бы важным этапом оптимизации администрирования налогов и сборов.

Размеры минимального единого взноса для частных предпринимателей, грн.

В таблице представлена динамика изменения ЕСВ с 2011 года по настоящее время. Для наглядности приведены показатели минимальной заработной платы.

Важно! С 1 января 2018 года ФЛП 1 группы должны платить взнос на тех же основаниях, что и прочие группы, скидку до 50% отменили.

С 2017 года платить минимальный страховой платеж должны "спящие" предприниматели, которые не имеют доходов. Минимальный ЕСВ в 2020 году составляет 1039,06 грн, или 22% от минимальной зарплаты.

Период Ставка ЕСВ Минимальный ЕСВ Минимальная зарплата Максимальный ЕСВ
с 01.01.2011 по 31.03.2011 34,7% 326,53 941,00 4897,91
с 01.04.2011 по 30.09.2011 34,7% 333,12 960,00 4996,80
с 01.10.2011 по 30.11.2011 34,7% 341,80 985,00 5810,52
с 01.12.2011 по 31.12.2011 34,7% 348,39 1004,00 5922,60
с 01.01.2012 по 31.03.2012 34,7% 372,33 1073,00 6329,63
с 01.04.2012 по 30.06.2012 34,7% 379,62 1094,00 6453,51
с 01.07.2012 по 30.09.2012 34,7% 382,39 1102,00 6500,70
с 01.10.2012 по 30.11.2012 34,7% 387,95 1118,00 6595,08
с 01.12.2012 по 31.12.2012 34,7% 393,50 1134,00 6689,47
с 01.01.2013 по 30.11.2013 34,7% 398,01 1147,00 6766,15
с 01.12.2013 по 31.12.2013 34,7% 422,65 1218,00 7184,98
с 01.01.2014 по 31.12.2014 34,7% 422,65 1218,00 7184,98
с 01.01.2015 по 31.08.2015 34,7% 422,65 1218,00 7184,98
с 01.09.2015 по 31.12.2015 34,7% 478,17 1378,00 8128,82
с 01.01.2016 по 30.04.2016 22,0% 303,16 1378,00 7579,00
с 01.05.2016 по 30.11.2016 22,0% 319,00 1450,00 7975,00
с 01.12.2016 по 31.12.2016 22,0% 352,00 1600,00 8800,00
с 01.01.2017 по 30.04.2017 22,0% 704,00 (352 для ФЛП 1 гр.) 3200,00 8800,00
с 01.05.2017 по 30.11.2017 22,0% 704,00 (352 для ФЛП 1 гр.) 3200,00 9262,00
с 01.12.2017 по 31.12.2017 22,0% 704,00 (352 для ФЛП 1 гр.) 3200,00 9691,00
с 01.01.2018 по 31.12.2018 22,0% 819,06 3723,00 12285,90
с 01.01.2019 22,0% 918,06 4173,00 13770,90
с 01.01.2020 22,0% 1039,06 4723,00 15 585,90

ЕСВ: от чего зависит размер единого социального взноса

Ранее размер ЕСВ зависел от определенного класса профессионального риска в соответствии с отраслевой классификацией. Размер отчислений находился в границах от 36,3% до 49,7%. К примеру, предприятия бюджетной сферы должны были платить ЕСВ в размере 36,3%, что являлось на тот момент наиболее низким тарифом.

Сейчас действует ставка в 22% от зарплаты. Работодатели вычитают ЕСВ при каждой выплате заработной платы наемным работникам. Перечисляется взнос на специальный банковский счет в налоговой, а позже ГНС распределяет эти средства по отдельным фондам.

В январе 2020 года минимальный размер ЕСВ: 4723 грн х 22% = 1039,06 на каждого работника в месяц. Если по каким-либо причинам результат ЕСВ получается ниже этой суммы, работодателю придется доначислить до указанного минимума.

В какие сроки происходит уплата ЕСВ в 2020 году?

Правила начисления и уплаты единого взноса привязаны к дате, когда происходит начисление заработной платы: зарплата и ЕСВ начисляются в один день. Например, если работник увольняется или уходит в отпуск, то расчет единого взноса бухгалтер делает накануне выплаты отпускных или расчетных.

Оплата единого взноса должна пройти не позднее 20-го числа месяца, следующего за периодом начисления (если зарплата все еще не выплачена).

Таким образом, даже при невыплаченной заработной плате уплата ЕСВ должна быть произведена в срок. Если срок выплаты заработной платы приходится на выходной день, то следует побеспокоиться о том, чтобы сделать выплату днем ранее. Такое же правило действует и для ЕСВ: если срок выплаты взноса попадает на выходной, то перечисление всей суммы взноса можно сделать на следующий рабочий день.

Для всех ФЛП, независимо от системы налогообложения (упрощенная или общая) предельными сроками уплаты ЕСВ за 2020 год являются:

  • 1-й квартал – 19 апреля;
  • 2-й квартал – 19 июля
  • 3-й квартал – 21 октября
  • 4-й квартал – 20 января 2021 года

Уплата ЕСВ производится в национальной валюте путем перечисления денежных средств на расчетный счет органа социального страхования. Днем оплаты считается дата списания средств со счета плательщика ЕСВ. При несвоевременной оплате единого взноса плательщик будет оштрафован, а на сумму задолженности будут начислены проценты.

ЕСВ можно оплачивать как помесячно, что и делает основная масса ФЛП, так и авансово, т.е. сразу всю сумму за год.

единый социальный взнос украина

Начисление единого социального взноса: что является расчетной базой

При расчете единого соцвзноса рассматривается в качестве расчетной базы вся начисленная зарплата, включая какие-либо компенсации, оплату за работу в выходные или в ночные часы, другое. Следует также принимать во внимание и выплаты в натуральной форме.

Перечень начислений, которые входят в расчетную базу ЕСВ:

  • Основная зарплата
  • Дополнительная зарплата (работа в праздничные. сверхурочные, надбавки и т.п.)
  • Начисления по листу нетрудоспособности
  • Пособия по беременности и родам
  • Другие виды помощи, надбавок и компенсация
  • Начисления по договорам гражданско-правового характера

Документами, регулирующими порядок начисления ЕСВ, являются

  1. Закон Украины «Об оплате труда»
  2. Инструкция 35
  3. Перечень №1170

В этих документах подробно описываются виды начислений при расчете ЕСВ.

Данные о составе начислений застрахованного лица содержатся в ежемесячном отчете, который подается работодателем до 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Если последний день сдачи отчета приходится на выходной, то отчет можно предоставить на следующий день.

ЕСВ: особенности для пенсионеров и инвалидов

Поскольку пенсионные выплаты являются частью пенсионного социального страхования, они не включаются в базу единого социального взноса.

Исключение составляют доходы, которые пенсионер получил от другой деятельности. Например, он устроился на работу, выполнил заказ по гражданско-правовому договору ГПД, другое. В этом случае ЕСВ применяется к части дохода, кроме пенсии, по действующему на момент начисления проценту.

Иной подход в расчете ЕСВ, если пенсионер одновременно является еще и предпринимателем. В этом случае пенсионеры, находящиеся на заслуженном отдыхе по достижению определенного возраста, и инвалиды, получающие пенсию, освобождаются от уплаты взноса.

А вот пенсионеры, которые воспользовались льготой и вышли на пенсию по выслуге лет, не могут рассчитывать на такое преимущество. Эти пенсионеры не освобождаются от уплаты единого взноса. Впрочем, по достижении ими пенсионного возраста и после отказа от получения пенсии по выслуге лет, такие пенсионеры освобождаются от уплаты ЕСВ при осуществлении предпринимательской деятельности.

Такое же правило действует и для предпринимателей, которые оформили пенсию по возрасту: с первого же дня они имеют право не платить ЕСВ. Если возникла переплата по каким-либо причинам, то после написания заявления и обращения с ним в орган Пенсионного фонда пенсионеру-предпринимателю будет возвращена сумма переплаты.

Онлайн оплата и калькулятор ЕСВ

Чаще всего, предприятия производят расчет суммы единого социального взноса с помощью бухгалтерских программ. Их обновления соответствуют изменениям в законодательстве и существенно облегчают работу бухгалтера. Если такая программа не установлена, но существует необходимость произвести расчет ЕСВ, предприниматель может воспользоваться онлайн калькулятором. Это довольно простой и доступный способ узнать сумму своих предстоящих платежей и запланировать бюджет.

В сети Интернет существуют инструменты онлайн расчетов налогов, в том числе и ЕСВ. Чтобы воспользоваться услугой, достаточно внести информацию о сумме начислений, которые включены в базу ЕСВ. Кроме расчета суммы налога предприниматель может произвести оплату в режиме онлайн, сдать отчетность в электронном виде. И все это без затрат на приобретение и установку программного обеспечения и компьютерной техники.

Зарегистрировавшись на сайте, предприниматель может в режиме онлайн произвести оплату ЕСВ и ЕН, получить консультационную поддержку, ознакомиться со сроками платежей, сформировать первичные документы.

Единый социальный взнос в Украине: ставки и расчет суммы, реквизиты, счета и сроки оплаты ЕСВ для предпринимателей на общей системе, советы по заполнению отчета ЕСВ. Узнайте, какой штраф за неуплату или несвоевременную уплату ЕСВ.

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Что такое ЕСВ
  2. Плательщики ЕСВ
  3. База начисления ЕСВ
  4. Ставки ЕСВ
  5. Сроки уплаты ЕСВ
  6. Ответственность и штраф за неуплату
  7. Отчет по ЕСВ, бланк отчета
  8. Реквизиты для уплаты ЕСВ
  9. Изменения в порядке уплаты ЕСВ с 1 января 2021 года

Что такое ЕСВ

Единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕСВ) - консолидированный страховой взнос, сбор которого осуществляется в систему общеобязательного государственного социального страхования в обязательном порядке и на регулярной основе с целью обеспечения защиты в случаях, предусмотренных законодательством, прав застрахованных лиц на получение страховых выплат по действующим видам общеобязательного государственного социального страхования.

Плательщики ЕСВ

Платить ЕСВ обязаны работодатели:

  • юридические лица независимо от формы собственности, вида деятельности и т.д., которые используют наемный труд или услуги физических лиц на основании гражданско-правового договора;
  • физические лица-предприниматели, которые используют наемный труд (независимо от выбранной формы налогообложения);
  • физические лица, которые обеспечивают себя работой самостоятельно и используют труд других лиц на условиях трудового контракта
  • дипломатические представительства и консульские учреждения;
  • инвесторы по соглашению о распределении продукции ( в том числе иностранные представительства нерезидентов), которые используют наемный труд физических лиц.

Ко второй категории плательщиков относятся работники, которые работают у юридических лиц, физических лиц-предпринимателей, физических лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно. Причем как те, кто работает на основании трудового договора, так и те, кто оказывает услуги или выполняет работы на основании гражданско-правового договора.

Платить ЕСВ обязаны также физические лица-предприниматели и те, кто осуществляет независимую профессиональную деятельность (научную, литературную, художественную, медицинскую, адвокатскую, нотариальную и т.п.)

К плательщикам ЕСВ относятся также лица, которые получают государственную социальную помощь (по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за инвалидом и т.д), но за них страховые взносы перечисляет государство.

Освобождаются от обязательной уплаты ЕСВ физические лица-предприниматели, избравшие упрощенную систему налогообложения, которые являются пенсионерами по возрасту или инвалидами и получают пенсию или социальную помощь.

Включены в перечень плательщиков ЕСВ лица, которые принимают участие в системе государственного социального страхования на добровольных началах.

База начисления ЕСВ

Работодатели начисляют ЕСВ на сумму начисленной каждому работнику заработной платы (включая основную, дополнительную, компенсационные, поощрительные и другие виды выплат) или вознаграждения по гражданско-правовому договору.

Физические лица-предприниматели на общей системе налогообложения начисляют ЕСВ на сумму своего дохода (прибыли), который облагается подоходным налогом физических лиц. Но размер определенного таким образом страхового взноса не может быть ниже минимального.

Минимальный страховой взнос равен размеру минимальной заработной платы, умноженной на ставку единого страхового взноса.

Плательщики единого налога - физические лица определяют базу начисления ЕСВ самостоятельно, но с тем, чтобы размер взноса был не ниже минимального и не выше максимального.

База начисления максимального страхового взноса – 15 минимальных заработных плат.

При этом ЕСВ начисляется на суммы, не уменьшенные на суммы отчислений налогов, других обязательных платежей и суммы удержаний.

Ставки ЕСВ

ЕСВ устанавливается в размере 22 процентов к базе начисления единого взноса.

В случае если база начисления единого взноса не превышает размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который получен доход, сумма единого взноса рассчитывается как произведение размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который получен доход (прибыль), и ставки единого взноса.

При начислении заработной платы (доходов) физическим лицам из источников не по основному месту работы ставка единого взноса применяется к определенной базе начисления независимо от ее размера.

Единый взнос для предприятий, учреждений и организаций, физических лиц - предпринимателей, в том числе избравших упрощенную систему налогообложения, в которых работают лица с инвалидностью, устанавливается в размере 8,41 процента базы начисления единого взноса для работающих лиц с инвалидностью.

Единый взнос для предприятий и организаций всеукраинских общественных организаций людей с инвалидностью, в частности обществ УТОГ и УТОС, в которых количество лиц с инвалидностью составляет не менее 50 процентов общей численности работающих и при условии, что фонд оплаты труда таких лиц с инвалидностью составляет не менее 25 процентов суммы расходов на оплату труда, устанавливается в размере 5,3 процента базы начисления единого взноса.

Единый взнос для предприятий и организаций общественных организаций людей с инвалидностью, в которых количество лиц с инвалидностью составляет не менее 50 процентов общей численности работающих и при условии, что фонд оплаты труда таких лиц с инвалидностью составляет не менее 25 процентов суммы расходов на оплату труда, устанавливается в размере 5,5 процента базы начисления единого взноса для работающих лиц с инвалидностью.

Сроки уплаты ЕСВ

До какого числа платить ЕСВ? Плательщики единого взноса, кроме физических лиц-предпринимателей, лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность и членов фермерского хозяйства, обязаны уплачивать единый взнос, начисленный за календарный месяц, не позднее 20 числа следующего месяца. Горные предприятия обязаны уплачивать единый взнос, начисленный за календарный месяц, не позднее 28 числа следующего месяца.

При каждой выплате заработной платы (дохода, денежного обеспечения), на суммы которой начисляется единый взнос, одновременно с выдачей указанных сумм плательщик обязан уплатить начисленный на эти выплаты единый взнос (авансовые платежи).

Физические лица-предприниматели, лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность и члены фермерского хозяйства обязаны уплачивать единый взнос, начисленный за календарный квартал, до 20 числа месяца, следующего за кварталом, за который уплачивается единый взнос.

ЕСВ подлежит уплате независимо от финансового состояния плательщика.

Ответственность и штраф за неуплату

В случае выявления своевременно не уплаченных сумм страховых взносов плательщики единого взноса обязаны самостоятельно исчислить эти взносы и уплатить их с начислением пени. Размер пени составляет 0,1 суммы недоплаты за каждый день просрочки платежа.

Начисление пени начинается с первого календарного дня, следующего за днем окончания срока внесения соответствующего платежа, до дня его фактической уплаты (перечисления) включительно.

Если недоимку обнаружит орган доходов и сборов, он направляет плательщику требование об ее уплате.

Плательщик единого взноса обязан в течение десяти календарных дней со дня поступления требования об уплате недоимки уплатить суммы недоимки и штрафов вместе с начисленной пеней. В случае несогласия с расчетом суммы недоимки плательщик единого взноса согласовывает ее с органом доходов и сборов путем обжалования требования в административном или судебном порядке.

В случае обжалования плательщиком единого взноса требования об уплате недоимки начисление пени приостанавливается со дня подачи жалобы в орган доходов и сборов или иска в суд.

Жалоба в административном порядке подается в орган доходов и сборов высшего уровня в письменной форме в течение десяти календарных дней, следующих за днем ​​получения налогоплательщиком единого взноса требования об уплате, с уведомлением об этом органа доходов и сборов, который это требование вынес.

В случае если плательщик единого взноса в течение десяти календарных дней со дня поступления требования не уплатил указанные в требовании суммы недоимки и штрафов вместе с начисленной пеней, не согласовал требование с органом доходов и собраний не обжаловал требование в судебном порядке или не уплатил согласованную сумму недоимки в течение десяти рабочих дней со дня поступления согласованного требования, орган доходов и сборов направляет требование об уплате недоимки в исполнительную службу.

Кроме пени, начисленной на сумму недоплаты, к плательщику могут быть применены такие штрафные санкции:

  • за неуплату (неперечисление) или несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) единого взноса налагается штраф в размере 20 процентов своевременно не уплаченных сумм;
  • за доначисление территориальным органом доходов и сборов или плательщиком своевременно не начисленного единого взноса налагается штраф в размере 10 процентов указанной суммы за каждый полный или неполный отчетный период, за который доначислены такие ​​суммы, но не более 50 процентов суммы доначисленного единого взноса;
  • за ненадлежащее ведение бухгалтерской документации, на основании которой начисляется единый взнос, налагается штраф в размере от восьми до пятнадцати необлагаемых минимумов доходов граждан;
  • за неуплату, неполную уплату или несвоевременную уплату суммы единого взноса одновременно с выдачей сумм выплат, на которые начисляется единый взнос (авансовых платежей), налагается штраф в размере 10 процентов таких неуплаченных или несвоевременно уплаченных сумм.
  • за непредставление, несвоевременное представление, представление не по установленной форме отчетности органом доходов и сборов осуществляется наложение штрафа в размере 10 необлагаемых минимумов доходов граждан за каждое такое непредставление, несвоевременное представление или представление не по установленной форме. Те же действия, совершенные плательщиком единого взноса, к которому в течение года был применен штраф за такое нарушение, - влекут наложение штрафа в размере 60 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Срок давности относительно начисления, применения и взыскания сумм недоимки, штрафов и начисленной пени не применяется.

Отчет по ЕСВ, бланк отчета

  • средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации ЭЦП ответственных лиц в порядке, определенном законодательством;
  • на бумажных носителях, заверенный подписью руководителя страхователя и скрепленный печатью (при наличии), вместе с электронной формой на электронных носителях информации;
  • на бумажных носителях, если у страхователя количество застрахованных лиц не превышает пяти;
  • отправки по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения при условии, что у страхователя количество застрахованных лиц не превышает пяти.

Реквизиты для уплаты ЕСВ

Изменения в порядке уплаты ЕСВ с 1 января 2021 года

Лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность (научную, литературную, артистическую, образовательную или преподавательскую, а также медицинскую, юридическую практику), так же, как и физические лица-предприниматели и члены фермерских хозяйств, не обязаны будут платить единый социальный взнос за себя, если они получают пенсию по возрасту, пенсию за выслугу лет, являются лицами с инвалидностью или достигли пенсионного возраста и получают социальную помощь. Такие лица могут быть плательщиками единого взноса исключительно при условии их добровольного участия в системе общеобязательного государственного социального страхования. Такие изменения устраняют дискриминацию в отношении самозанятых лиц, которые ранее, в отличие от физических лиц-предпринимателей, были вынуждены платить ЕСВ в обязательном порядке даже при условии получения пенсии.

Кроме того, лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, освобождаются от уплаты за себя единого взноса, при условии постановки их на учет в качестве физических лиц - предпринимателей и осуществления ими одного вида деятельности одновременно в качестве ФЛП и самозанятых лиц.

Также лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность и физические лица-предприниматели, которые имеют основное место работы, освобождаются от уплаты за себя единого взноса за месяцы отчетного периода, за которые работодателем был уплачен страховой взнос в размере не менее минимального страхового взноса.

Предприниматели освобождаются от уплаты ЕСВ в месяце неполучения ими дохода. Освобождение распространяется на ФЛП на общей системе налогообложения, лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность и членов фермерских хозяйств. В случае если такими лицами не получен доход (прибыль) в отчетном периоде или отдельном месяце отчетного периода, такой плательщик имеет право самостоятельно определить базу начисления, но не более максимальной величины (15 размеров минимальной заработной платы, на которую начисляется единый взнос) и не менее минимального размера.

В Украине отменили налоги с пенсий: как пересчитают выплаты старикам

Рассмотрев представление 48 народных депутатов Конституционный Суд признал вчера неконституционным обложение налогами украинских пенсий. Соответственно, с даты принятия этого решения — 27 февраля 2018 года — соответствующие нормы Налогового кодекса утрачивают свою силу.

Напомним, налогом с доходов физлиц ( НДФЛ ) и военным сбором по ставке 18% и 1,5%, соответственно, облагаются пенсии свыше 10 размеров прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц на начало отчетного года. Сейчас эта цифра составляет 13 730 грн, а в прошлом году — 12 470 грн.

Разумеется, процент таких лиц в общей массе пенсионеров невелик, но суммы налогов, которые с них удерживались, по некоторым оценкам, составляли минимум 1-1,2 млрд грн. И теперь их придется чем-то компенсировать.

Эти суммы могут быть значительно больше, если украинские пенсионеры захотят вернуть себе удержанные, как теперь выясняется — незаконно — налоги.

Что произошло

КС признал несоответствующими Конституции положения НK, которыми предусмотрено, что в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход граждан включаются суммы пенсий или ежемесячного пожизненного денежного содержания, если их размер превышает 10 размеров прожиточного минимума.

Также признано неконституционным налогообложение пенсий, полученных из иностранных источников, если согласно международным договорам, такие пенсии подлежат налогообложению или облагаются в стране их выплаты.

Судьи посчитали, что налогообложение нарушает справедливый подход к установлению пенсии, так как приводит к уменьшению ее фактического размера, который устанавливается с учетом соотношения между длительностью страхового стажа и размером заработной платы (дохода) застрахованного лица.

По словам эксперта Центра политико-правовых реформ Юлии Кириченко, с момента признания норм НК неконституционными они прекращают свое действие и пенсии не должны больше облагаться налогом.

«Здесь не нужно предпринимать каких-либо действий, налоговая сама должна прекратить взимание платежей», — объяснил он.

Впрочем, если пенсионер захочет вернуть ранее уплаченные в бюджет средства, он должен будет заняться этим в индивидуальном порядке.

Как вернуть деньги из бюджета

Как известно, закон обратной силы не имеет. И формально налоги с пенсий взимались, когда действовали отмененные ныне нормы.

Однако, как отмечает управляющий партнер адвокатского объединения Suprema Lex Виктор Мороз, статья 58 Конституции Украины позволяет распространять действие новых норм на прежние периоды, если эти новые нормы смягчают или вовсе отменяют ответственность граждан. То есть, идут им во благо.

«Поэтому пенсионеры, которые хотят вернуть свои налоги из бюджета, могут обратиться в налоговую с соответствующим заявлением. Правда, в 99,9% случаев они получат отказ», — говорит Виктор Мороз.

Поэтому почти наверняка придется обращаться в суд для отстаивания своих финансовых интересов. «Здесь очень многое будет зависеть от решения судов. Ведь они могут занять «государственную» позицию и под любым предлогом отказывать в удовлетворении подобных исков», — говорит Виктор Мороз.

Например, на том основании, что шестимесячный срок для обращения в административный суд уже давно прошел. Впрочем, Юлия Кириченко считает, что этот срок может отсчитываться только с момента вступления в силу решения КСУ .
«Нужно обращаться к суду именно на том основании, что решение КСУ стало нововыявленными обстоятельствами в нарушении прав гражданина, о котором ему ранее не было известно», — уверена Кириченко.

Однако, окончательные выводы можно будет сделать только после анализа полного текста решения КСУ . «Именно текст решения даст ответ на вопрос, с какого момента признано неконституционным норму абзаца 1 подпункта 164.2.19 пункта 164.2 статьи 164 Налогового кодекса Украины», — пояснил UBR .ua советник главы Высшего административного суда Украины Антон Поляничко.

Дело в том, что по общему правилу признанный неконституционным закон теряет силу со дня принятия решения КСУ . Но КСУ может выбрать более позднюю (не ранее даты принятия решения КСУ ) дату прекращения действия неконституционным закона.

Впрочем, в любом случае юрист не видит оснований для возврата налога с ранее выплаченных пенсий. Поскольку Решение КСУ не может предусматривать потерю силы закона до момента принятия такого решения.

«Таковы изменения, внесенные в статью 152 Конституции Украины, принятые в 2016 году в связи с судебной реформой», — отметил Поляничко.

Какой стаж теперь нужен для начисления пенсии

Если налог продолжат удерживать после принятия решения КСУ , пенсионеры имеют право требовать возврата сумм налога как излишне уплаченных в порядке статьи 43 НК. Подобная ситуация на практике уже возникала в связи с признанием неконституционными норм о налогообложении пожизненного содержания судей. Однако наиболее интересной является собственно мотивация, на основании которой КСУ пришел к выводу о не конституционности налогообложения больших по размеру пенсий.

Читайте также: