Где лучше работать в таможне или налоговой

Опубликовано: 28.04.2024


О работе в госорганах, и особенно в таможне, ходит множество мифов: без блата не устроишься и не продвинешься, без профильного образования не возьмут, карьерного роста никакого, а работа скучная и монотонная. Руководитель департамента таможенного оформления компании V.I.G.Trans Джамал Давиташвили успешно проработал 15 лет в таможенных органах, и уже 8 лет – в бизнесе, и поделился с Rjob секретами профессионального развития в таможне.

Где учиться на таможенника?
Большинство сотрудников таможенных органов – бывшие студенты Российской таможенной академии. Это основная кузница кадров, но её выпускники скорее теоретики. Лучшим из них предлагают место в таможне, но не обязательно именно на таможенных постах. Вчерашние студенты занимают вакантные должности в функциональных отделах, пассажирских департаментах в аэропортах и других местах. Приветствуются в таможне и выпускники военных училищ. Высшее образование – это тот минимум, который должен быть у всех, кто претендует на работу в структуре.

Как попасть на службу в таможню?
Желающий трудоустроиться специалист приходит в отдел кадров и подаёт заявку на участие в конкурсном отборе на свободные должности. Требования зависят от конкретной вакансии. Никакого общего усреднённого параметра оценки нет, но на таможенные посты стараются брать людей с опытом. Из всех претендентов выбирают того, кто лучше всех прошёл отбор. Исключение составляют лишь сотрудники постов, которые ликвидируют, или на которых произошли сокращения. Их переводят на другие позиции без участия в отборе.
До конкурса абитуриенты проходят собеседование – это первый отборочный тур трудоустройства в таможню. Но конкуренция среди специалистов высока: на данный момент на одно вакантное место приходится пять кандидатов.

Куда попадают выпускники после вуза?
Открытых вакансий в таможенных органах очень мало. Чаще всего это места в отделе тылового обеспечения и в функциональных отделах на постах. Работа, связанная с таможенным оформлением - более интересная и востребованная, поэтому, как правило, здесь свободных вакансий почти не бывает. Строить карьеру в любом случае придётся с начальных позиций.

К чему нужно быть готовым начинающему таможенному специалисту?
Таможенная служба – полувоенная структура, в которой принято чётко выдерживать субординацию и выполнять приказы. Человеку со свободолюбивым, вспыльчивым характером придётся нелегко. С другой стороны, в таможенных органах очень ценится исполнительность, ответственность, умение принимать решения и отвечать за них.
В законодательстве постоянно происходят изменения, и нужно быть готовым к тому, что придётся всё время учиться чему-то новому, заниматься самообразованием, самостоятельно отслеживать новшества в работе структуры. Сотрудникам таможенных постов необходимо хорошо знать таможенное законодательство, постоянно читать приказы и следить за изменениями в постановлениях федеральной службы.

Есть ли риски в профессии?
В работе таможенника любая ошибка или нарушение могут причинить ущерб государству. А за это в Уголовном кодексе Российской Федерации прописаны различные меры наказания. Чтобы избежать проблем, стоит сделать грамотность и исполнительность своими главными навыками.

Как перейти на следующую ступеньку в карьере и не застрять на одной должности?
Как и в любой другой компании: быть грамотным, инициативным, целеустремлённым, стараться оптимизировать работу и предлагать новые решения.

Какие специализации есть в таможне?
Условно можно разделить таможенное образование на три направления.
Первое – профессиональное. Это таможенная академия, где есть факультеты таможенного оформления, выпуска груза или контроля после выпуска. К этому направлению относятся специалисты, которые знают таможенное законодательство с точки зрения взимания платежей, определения кодов товаров, исполнения валютного регулирования и так далее.
Может пригодиться в таможне и правоохранительный блок. К этому направлению относят специалистов с юридическим образованием: следователей, дознавателей. Они расследуют административные дела о нарушении таможенных правил. В основном это сотрудники правоохранительных органов: полиции, прокуратуры, ОБЭП и налоговой инспекции.
Третье направление развития – это экономическая подготовка. Сотрудники таких отделов занимаются торговыми ограничениями, валютным и экспортным контролем, обеспечением защиты прав на объекты интеллектуальной собственности и другими аналогичными задачами.

Можно ли построить карьеру в таможне без связей?
Если при самом трудоустройстве и конкурсном отборе личные связи практически не играют роли, то карьерный рост во многом зависит от них. В процессе работы появляются контакты, знакомства. Опять же, ты работаешь на свою репутацию. А грамотные и компетентные люди ценятся всегда! Периодически какие-то должности освобождаются, так как в таможенных органах достаточно часто проводятся реорганизации. Таможни объединяют, реформируют раз в несколько лет, что даёт возможность устроиться или перевестись на вышестоящую должность. Структура таможни большая: есть Федеральная таможенная служба, региональное таможенное управление, таможня и посты, отделы таможенного оформления. И вся эта вертикаль доступна для развития.

Есть ли «горизонтальное» развитие в таможне?
Да. Мнение о том, что таможенники из года в год, практически до пенсии занимаются одним и тем же на одной и той же должности, ошибочно. Любой из действующих сотрудников может записаться на конкурс и попробовать свои силы на любую другую должность. Действующие сотрудники таможенных органов порой переводятся в новые регионы, развиваются на других должностях. Поэтому, однажды устроившись в систему пусть даже на очень скромную вакансию, можно смело развиваться и строить успешную карьеру.

В чём профессиональный секрет успешной карьеры в таможне?
Главный секрет – изучать приказы и хорошо знать таможенное законодательство. Но мало просто применять эти знания на практике – по-настоящему быстро и легко построят карьеру те, кто на их основе сумеет находить нестандартные решения каких-то вопросов. Это очень ценится, потому что в таможенном деле бывают тупиковые на первый взгляд ситуации.

Из таможни – в бизнес?
При всех плюсах государственной службы у неё есть один главный недостаток: консервативность и нехватка мобильности. Бизнес куда динамичнее и нацелен на развитие новых направлений. При этом всегда есть люди, буквально созданные для работы в госструктурах, а есть те, кому в них тесно. Кто-то легко перестраивается, кому-то приходится делать над собой усилие, а другие возвращаются в таможню. Основное правило здесь – быть честным. Тот, кто отвечает за свои слова и никого не подводит, обязательно наработает хорошие знакомства и связи, которые в дальнейшем помогут в жизни.

Этим вопросом нужно задаваться заранее, прежде чем начинать путь к этой цели. В сознании обывателей до сих пор бытует мнение о больших заработках в таможенных органах и высоком престиже. Но это, к сожалению, миф.

Сложно ли попасть на работу в таможню? Нет ничего невозможного, попасть не так тяжело, как это кажется. Текучка кадров не самая низкая. Многие идут за большими погонами и возможностью "мутить". Чаще всего они не получают ни того, ни другого.

Помню одного чела, который отвалил около 400 тысяч за трудоустройство в отдел досмотра на таможенный пост одного из морских портов. Вакантных мест на тот момент не было и ему пообещали взять его в другой отдел, связанный с обеспечением работоспособности компьютеров и программных средств. Разумеется "временно". При освобождении вакансии ему гарантировали трудоустройство в желаемое место. Проработал парень "временно" около двух лет и уволился с чувством того, что его обманули. Там даже годовая зарплата не составила размер вложенного.

Зарплата инспекторского состава составляет порядка 20-25 тысяч рублей в месяц. Раз в квартал приходят премиальные в размере 7-15 тысяч рублей на должностное лицо в зависимости от того, как распределит руководитель отдела.

Не советую идти в таможню за "левым" баблом. Я видел картину, когда в одно мгновение ломались судьбы из-за 3 тысяч рублей. Удручающее зрелище.

Рассчитывать на успешный карьерный рост особо не стоит. Он обеспечен, как правило, "своим" людям.

В таможне существует две основные категории должностных лиц: федеральные государственные гражданские служащие (ФГГСники) и "сотрудники" (обладатели полноценных погон). Инспекторский состав и начальники отделов на постах являются ФГГСниками. Званий не имеют, присваиваются им классные чины (референт, советник). Чистая зарплата примерно до 30 тысяч.

Сотрудники - категория должностных лиц, которым присваивают специальные звания (капитан, майор и т.д.). Сотрудниками является руководство таможни, начальники постов (заместители), начальники отделов в управлении таможни, охрана и львиная доля правоохранительного блока. Если и пытаться устроиться в таможню, то в правоохранительный блок. Гемора не больше, чем у инспекторского состава, но зато с достойной зарплатой. Зарплата сотрудников начинается примерно от 40 тысяч рублей в месяц, у руководства может быть в полтора-два раза больше (в южных и северных регионах могут быть свои коэффициенты).

Сосуществование в одной государственной системе двух категорий должностных лиц является серьёзной проблемой в самой системе. Начальники отделов на постах (ФГГСники) могут иметь в подчинении огромное количество людей (40 - 90 зелёных душ), в то время как начальники отделов в управлении таможни имеют 5-12 человек в подчинении. Одно дело отвечать за горстку дегенератов и совсем другое за пол сотни подчинённых. Инспекторы со временем начинают постепенно плеваться от зарплаты, огромного количества обязанностей и возрастающей ответственности. Плюс куча всевозможных инстанций, которые ищут пропущенные запятые в оформленных таможенных документах и непременно желают за них наказать. Разочарование от работы в таможне приходит достаточно быстро, поскольку ожидания были совершенно другими.

Качество работы падает, также как и желание вообще работать и выполнять свои функции. Постепенно все приходят к выводу о том, что чем меньше делаешь, тем меньше отгребаешь. Поэтому личные печати старожилы стараются не ставить, пихают под танки молодых (у которых ещё есть "стартапное" желание работать и проявить себя).

Лавры в виде медалей за спасение архангельских пингвинов всё равно достаются, как правило, руководителям.

В итоге получается занимательная картина. Одни перестали работать как нужно, другие массово уходят из таможенных органов, третьи и не умели никогда работать (чаще не хотели), но просто сидят в таможне ввиду того, что в других сферах они тоже себя вряд ли проявят (ну или нужны кому-то). А тут какая никакая, но стабильная зарплата. Главное голову не высовывать из под сугроба.

Система регулярно перемалывает свои лучшие кадры и чаще всего выплёвывает.

В маленьких удалённых городах, где более высокооплачиваемую работу найти невозможно, таможня идеальное место. Идеальное место работы для девушек, вышедших замуж финансово успешно. Стаж идёт, а эти крохи можно тратить на посиделки в караоке с подружками.

Я не пытаюсь как-то очернить работу в таможенных органах, нет. Она даёт неплохой жизненный и профессиональный опыт.

Стоит ли идти работать в таможню? Каждый выбирает свою дорогу сам.

Я очень трепетно отношусь к теме студенчества и молодым людям, которые только-только вступают на скользкую дорожку взрослой жизни. Особенно, если эта коварная наледь — таможенный орган =) Да что уж там, в России — любая работа — это не в розовом шарфике под ручку прогулка.

Вчерашним студентам и выпускникам не позавидуешь. У них голова кругом идёт и ноги подкашиваются, а их мир ждёт. Мало того, что у них, как правило, отсутствуют представления об истинных правилах взрослой жизни, ибо ВУЗы это не про жизнь, так ещё и окружающие на рабочих местах люди, будучи несчастными и озлобленными временем, поступают с ними весьма жестоко. И я не неуважительное отношение или горделиво поднятые головы имею ввиду.

На работе их кормят той же ложью, которую ели когда-то сами. Подловато как-то, да?

Но так устроены люди.

Человек всегда настроен на перспективу, он живёт будущим, «питается» им. И хотя будущее постоянно разочаровывает нас, обманывает, дурачит, мы все равно, ослеплённые его воображаемым великолепием, стремимся к нему, презрев настоящее и рассказывая об этом другим.

Итак, в связи с высоким уровнем интереса молодых людей к этой теме и участившимися вопросами, разберём некоторые распространенные ложные утверждения о службе в таможенных органах.

Работать в таможне очень сложно

Все люди, в независимости от отдела, с пеной у рта, будут рассказывают о том как сложно и очень тяжело работать в таможенных органах.

Одни будут утверждать, что сложность заключается в работе с людьми, ведь все люди разные и к каждому нужно найти подход. Другие говорить, что тяжело работать с технологиями, необходимо постоянно развиваться, и быть в курсе последних новейших разработок. Третьи без устали будут перечислять все свои должностные обязанности и рассказывать о немыслимых, гигантских объёмах работы, преувеличивая, словно заядлые рыбаки, описывающие свою самую большую пойманную рыбу. Четвертые даже вспомнят якобы невероятно сложные задачи, вызывающие головную боль.

На деле же, 95 % работы — это работа по скрипту. Кто знаком с программированием, тот знает о чем речь. Это просто последовательное выполнение определённых действий. Основанная конструкция принятия любых решений в таможенных органах «если — то». На каждую ситуацию, уже есть ответ. Действия однотипны и однообразны годами. Не можешь запомнить — запиши, их даже понимать не нужно, простого механического действия достаточно.

Если вдруг ситуация новая, опять же, напрягать не требуется, необходимо просто по иерархии донести информацию до соответствующего лица, принимающего решения .

С точки зрения мозговой длительность задача не сложная. В школе проходя десятичные логарифмы мозг напрягается в разы сильнее.

Поэтому сказать, что в таможне работать очень сложно и требуется определенного уровня интеллект, нельзя. Справится абсолютно любой. А при должной усидчивости и стимуле справится очень хорошо.

Да, порой это утомительно и скучно, не спорю. Но это ведь не Парк развлечений.

Скоро, роботы, и это отберут)


Устроиться в таможню тяжело

Наверное, ещё долго в массовом сознании людей будет жить этот стереотип, привитый началом нулевых.

На сегодняшний день, современная таможенная служба уже ничего не имеет общего с нравами и устоями тех лет.

Если Вы обычный, нормальный, адекватный человек, то в таможенные органы устроиться не сложно.

Это вполне выполнимая задача.

Как это сделать, что для этого требуется, и нужно ли за это кому-то платить?
Обо всём этом, я уже писал в двух статьях. Читайте:
Психологические аспекты — Как устроиться в таможню. Часть 1. Философская.
Технические особенности — Как устроиться в таможню. Часть 2. Техническая.

В таможне можно заработать много денег

Забудьте про лопаты, пакеты и коробки из под обуви. Забудьте про слитки драг. металлов и погреба для хранения денег. Выкиньте из головы яхты и супер-кары. Такой участии здесь удостаиваются лишь избранные. Выборы проходят на небесах, и способствуют этому, отнюдь, не усердный труд, красивые глаза или красный диплом.
Поймите, таможенников нет в списках Forbes.
Они не устраивают благотворительные вечера и не основывают именные фонды.
Фамилиями таможенников не называют парки или улицы.
Таможенники даже не продают курсы по успешному успеху =) А это о чем то, да говорит.

В лучшем случае, что вас ожидает — это хороший, твердый середнячок.

Ну а что вы хотели за работу, с которой справится даже подросток?

В таможне мало зарабатывают

Может показаться что, этот пункт противоречит предыдущему. Отнюдь, нет.

Если не быть упертым и консервативным, сидя в одном и том же неудачном отделе, можно как рыба, которая стремится туда где глубже, найти место где лучше.
И тогда, и на iPhone хватит, и на путешествия.
Полностью скопировать «Орёл & решка», конечно, не получится, но всё же, в общей массе должностные лица таможенных органов не стоят с протянутой рукой, и являются далеко не самой бедной кастой в любом городе.

Как уже говорилось — хороший середнячок.
Только синяки под глазами чуть выше среднего)

Но, в целом таможенная служба — это стабильные лёгкие деньги, отличные социальные гарантии и отсутствие дум о том, что же одеть утром на работу.

Таможня — это кайф\отстой

Сама по себе таможенная служба не сделает вас счастливыми. Равно, как и не сделает вас несчастными.

«Чем выше Человек по умственному и нравственному развитию, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь. » А.П. Чехов

Трудовая деятельность — это огромная часть нашей жизни.

Поэтому, устраивайтесь если есть желание. При этом не останавливайтесь на достигнутом, смотрите, вглядывайтесь, наблюдайте и не тратьте попусту время, живите, как всё живое под этим солнцем, – рационально, естественно и целесообразно.

One Reply to “ Мифы о работе в таможенных органах ”

Бред. Только не работавший в этой структуре, а слышавший от знакомых мог такой пасквиль накатать.

Добавить комментарий Отменить ответ

Свежие записи

  • Мифы о работе в таможенных органах
  • Таможенный осмотр с использованием инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК). Что не так?
  • Страх и ненависть в ЦЭД-Вегасе
  • Про нытьё в таможенных органах
  • Скалы иррациональности таможенных органов

Свежие комментарии

  • redirekt.info к записи Как устроиться в таможню. Часть 1. Философская.
  • myacad.blogspot.com к записи Про нытьё в таможенных органах
  • Alex к записи Мифы о работе в таможенных органах
  • Досмотровик к записи Таможенный осмотр с использованием инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК). Что не так?
  • Игорь к записи Таможенный осмотр с использованием инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК). Что не так?

Рубрики

Профессии, которые будут приносить доход в любых ситуациях

Если тебя не тянет ни в одну из профессий, и ты совершенно не представляешь себе, по каким критериям выбирать образование, «КПУ» предлагает беспроигрышный вариант: иди учиться на специальности, которые будут приносить доход в любых ситуациях, независимо от кризисов и твоих способностей.

Налоги и налогообложение

Комментирует Светлана Круглова, старший менеджер отдела управления персоналом, PricewaterhouseCoopers в России

Круг вопросов, по которому необходимо налоговое консультирование, необычайно широк: от налоговой оптимизации текущей деятельности компаний до международного налогового планирования, разрешения споров с налоговыми органами по вопросам применения налогового законодательства, структурирования сделок и содействия в проведении переговоров.



Развитие карьеры
Те люди, для кого консалтинг — это призвание, остаются в консалтинге и становятся директорами и партнерами PricewaterhouseCoopers — как в России, так и зарубежом. Абсолютное большинство наших партнеров и директоров пришли к нам на начальные позиции и построили свою карьеру с «нуля». Также нередко случается, что талантливые консультанты уходят в банки, инвестиционные фонды и крупнейшие российские или международные компании и становятся in house финансовыми или налоговыми менеджерами, директорами и аналитиками. Некоторые занимают теперь позиции CFO, COO или входят в совет директоров. А некоторые возвращаются назад. Зарплата стажера в PricewaterhouseCoopers вполне конкурентоспособна. Однако существуют более важные критерии для выбора карьерного старта — такие как возможности профессионального роста и обучения, желательно в компании, которая является лидером на рынке.

Куда поступать
К нам приходят очень сильные студенты финансово-экономических специальностей из ведущих московских вузов, таких как МГУ, Высшая школа экономики, Финансовая академия, ГУУ, РЭА и так далее. Но не менее успешными кандидатами являются и ребята из непрофильных вузов, например, технических или гуманитарных. Наверное, самое важное — это интерес к теме налогообложения, практический опыт и личный потенциал.

Финансы и кредит

Комментируют: Татьяна Рягина, HR-директор инвестиционного холдинга «Финам»; Алексей Смывин, портфельный менеджер «Финама»

Со специальностью «Финансы и кредит», несмотря на крах финансового рынка, все еще можно зарабатывать, став финансовым аналитиком (прогнозы по курсу акций той или иной компании, исходя из макроэкономических, политических и других факторов), трейдером (игра на фондовом рынке), консультантом по инвестициям и ценным бумагам.

Развитие карьеры
Татьяна Рягина: В компании «Финам» есть примеры успешных карьерных взлетов выпускников МГТУ или МАТИ, работавших до прихода к нам инженерами. Есть примеры успешной переквалификации педагогов, математиков. Но все же доминирующее большинство успешных и высокопрофессиональных людей на рынке ценных бумаг — это экономисты и финансисты.

Куда поступать
Татьяна Рягина: В этой сфере предпочитают выпускников передовых экономических и технических вузов, среди которых ГУ-ВШЭ, Финансовая академия, РЭА им. Плеханова, Бауманка и другие. Мы понимаем, что вузы стали готовить специалистов по данному направлению совсем недавно и дают в большинстве своем базовые знания, которых недостаточно для реалий сегодняшнего дня. Преподаватели в этих вузах зачастую не являются практикующими специалистами на фондовом рынке. Поэтому работодатель ориентируется на уровень подготовки выпускника в целом.

Алексей Смывин: В этой работе нужно просчитывать риски, знать теорию управления капиталом. Если хочешь управлять фондом, нести ответственность за чужие деньги — обязательно надо знать VaR (value at risk) — она строится на теории вероятности и матстатистике. Чтобы войти в инвесткомпанию, надо иметь красный диплом и математическое, физическое либо экономическое образование.

Экспертиза и управление недвижимостью

Комментируют: Наталья Кондратьева, менеджер по персоналу агентства недвижимости «Новое качество»; Александр Семаков, выпускник Московской государственной академии коммунального хозяйства и строительства (МГАКХиС), специальность «Экспертиза и управление недвижимостью»

Развитие карьеры
Наталья Кондратьева: В сфере недвижимости всегда будет востребована профессия консультанта по оценке недвижимости — такие специалисты появились у нас в 1998 г. Их количество невелико, а заработки неплохие. До кризиса зарплата консультанта по оценке бизнеса (наиболее прибыльном сегменте рынка), варьировалась в пределах $ 3—4 тыс., сейчас — порядка 30—40 тысяч рублей. Начинать можно не сразу с позиции оценщика: в недвижимости всегда востребованы риелторы, сюда берут людей без опыта и обучают на местах. Можно сразу устроиться на низовую должность в отдел экспертизы и оценки. Некоторые рискуют открывать собственные агентства и предлагать на рынок свои услуги по демпинговым ценам. С одной стороны, это большой риск, с другой — возможность составить конкуренцию крупным агентствам.



Что нужно знать
Наталья Кондратьева: Чтобы стать оценщиком, нужно, во-первых, хорошо знать высшую математику, статистику. Человек не должен быть склонен к риску. В профессии оценщика на первом месте — специальное образование, математический склад ума, способность к структурированию и анализу информации. Оценщик, имея четкое представление о стоимости квадратного метра в разных сегментах недвижимости, о динамике цен должен уметь провести анализ рынка.

Учеба и работа
Александр Семаков: Со сферой недвижимости столкнулся на практике только на 4-м курсе — устроился на работу в компанию, продающую участки под строительство и строящиеся объекты. Вот тогда я впервые понял, что изучаю в институте. Мои однокурсники работали не по специальности, так что на некоторых занятиях я один вообще понимал, о чем рассказывает профессор. Мое последнее место работы — строительный департамент в правительстве Москвы, там я прочувствовал кухню строительного рынка. Я сразу пошел на заочное, потому что надо было работать. На дневном я бы не вытянул.

Куда поступать
Специальность предлагают Московский государственный строительный университет (МГСУ), Московский государственный университет природообустройства (МГУП), Московская Государственная академия коммунального хозяйства и строительства (МГАКХиС) и др. В МГСУ есть специальный факультет — Высшая школа организации строительства, экспертизы и управления недвижимостью. В МГАКХиС хорошо отработана система заочного образования, есть опция «виртуальный преподаватель», позволяющая оптимизировать время изучения теоретических дисциплин.

Логистика и управление цепями поставок

Комментирует Алексей Слабиков, менеджер по развитию продуктов DHL Express в России

Развитие карьеры
Если человек начинал на фронт-лайне, то дальше карьера может идти в этих же департаментах, но вверх — он становится team-лидером, затем супервайзером, затем менеджером. Продвигаются люди, у которых развиты управленческие навыки. Можно дорасти до начальника функциональных департаментов (отделы клиентского сервиса, таможенного оформления и т. п.). Либо есть вариант перейти на более высокие менеджерские позиции, которые в меньшей степени подразумевают управление людьми, и в большей — стратпланирование, бизнес-аналитик. Надо сказать, что сама логистика не очень высоко марджинальная сфера, по сравнению с популярными профессиями юристов и экономистов потолок здесь не очень высокий, но западные компании предлагают конкурентоспособные условия работы.

Что нужно знать
Пока у выпускников нет опыта работы, мы смотрим на их способности. Например, если у человека развита логика — он здесь не пропадет. Нужен аналитический склад ума, навыки переговоров — придется общаться и договариваться с разными отделами внутри компании, всевозможными службами, партнерами, подрядчиками и так далее. Знание иностранного языка даже не обсуждается, если вы им не обладаете, значит ваша сфера деятельности резко сужается, поэтому в иностранной или крупной компании вами не заинтересуются.

Куда поступать
Ведущим вузом считается Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ). Именно здесь в начале 2000-х разрабатывались стандарты образования по специальности «Логистика». Конечно, выпускники традиционно сильных вузов тоже всегда в приоритете — РЭА им. Г.В. Плеханова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, ГУУ, МАДИ.

Таможенное дело

Комментирует Анатолий П. (имя изменено по просьбе героя), бывший сотрудник Регионального таможенного управления организации силового обеспечения ФТС

Кто нужен
Для работы в таможенной службе требуются специалисты разных направлений: контроль за соблюдением законодательства в области таможенного дела, внешнеэкономической деятельности, налогообложения, валютного регулирования, таможенное оформление и таможенный контроль, таможенная статистика; разработка и принятие мер по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере таможенного дела.

Развитие карьеры
Людей, которые приходят на работу в таможню, условно можно разделить на две категории. Первая — это идеалисты, которые мечтают изменить гнилую систему. Ломаются примерно через год: 80% уходит в транспортно-экспедиционные компании, а оставшиеся превращаются в циников и пофигистов. Вторая группа — это циники от природы, ищут местечко потеплее. Вчерашние студенты приходят на низкие должности, но быстро обрастают связями, и через два—три года оказываются где-нибудь в портовой таможне на досмотрах или в отделах, которые занимаются непосредственно декларированием. Если не конфликтовать с начальством и особо не наглеть с ВЭДами, их, возможно, даже не посадят. Если человек амбициозен, но психологически неустойчив, карьера в таможне не светит. Наиболее привлекателен с точки зрения денежных перспектив правоохранительный блок. Помимо интересной работы, частых премий, относительно свободного графика ответственным сотрудникам, которые непосредственно работают с ВЭДами, придется постоянно бороться с искушением получения взяток. Специалисты по таможенному делу могут работать как в торговых фирмах (преимущественно с региональным охватом и закупками из-за рубежа), так и в транспортно-экспедиционных компаниях.

Куда поступать
Будущих таможенников готовят в Российской таможенной академии (РТА), Академии ФСБ, Юридической академии, МИИТ, Российском государственном торгово-экономическом университете (РГТЭУ). РТА — головной вуз по специальности «Таможенное дело» в России, он же является региональным учебным центром Всемирной таможенной организации (World Customs Organization). Здесь создано около десяти специализированных кафедр по таможенным вопросам: кафедра организации таможенного контроля, таможенных платежей и валютного контроля, технических средств таможенного контроля и криминалистики и др. Специализация МИИТ — железнодорожный транспорт, поэтому студенты изучают в том числе транспортное право и право международных перевозок.

Авторы: Алла Докучаева, Катерина Смирнова, Полина Юдина
Источник: журнал "Куда пойти учиться" №46

Таможня и ВЭД: эффективность перехода в цифровой и автоматизированный формат таможенного администрирования

Стенограмма выступления Первого заместителя Руководителя ФТС России Р. В. Давыдова на второй ежегодной встрече ВЭД-клуба «Ведомостей».

Тема нашего разговора – «Эффективность перехода в цифровой и автоматизированный формат таможенного администрирования». Я бы хотел напомнить, что Федеральная таможенная служба с 2008 года очень активно работает в области цифровизации. Причем 2008 год для нас ключевой, показательный. В сентябре 2008 года была выпущена первая декларация, поданная по сети Интернет. Другая дата – это 2014 год. Мы тогда за пять с половиной лет прошли путь к полному электронному декларированию, когда в силу закона таможенные документы стали подаваться и приниматься в электронном виде. С 2018 года Таможенный кодекс Евразийского экономического союза утвердил это уже на все страны. Сегодня все таможни ЕАЭС работают в электронном виде. Это, конечно, большое достижение.


На слайде представлены этапы внедрения предварительного информирования на различных видах транспорта – обязательное предварительное информирование на автомобильном транспорте в ЕАЭС было введено в 2012 году. Электронный формат для нас не новость, цифровизация – это часть нашей жизни сегодня.

Главный результат, который, как и планировалось, был достигнут в 2020 году – это завершение нашей крупномасштабной реформы, которая, может быть, за всю историю существования российской таможни имеет наибольшее значение. Реформа определила облик современной таможни на годы вперед. Это – Комплексная программа, которая связана, в первую очередь с реструктуризацией системы таможенных органов.


1. В рамках реформы произошло создание к концу 2020 года шестнадцати Центров электронного декларирования – шестнадцати мест для декларирования товаров: восемь региональных таможен, три морских, авиационная, Калининград, Московская область, региональные и две специализированные таможни по видам товаров (энергетическая и акцизная). В 2018 году было более шестисот мест, куда можно было подавать декларации, сегодня – шестнадцать. У нас был небольшой всплеск недопонимания со стороны бизнеса с 1 февраля этого года, когда мы внедрили еще и автоматическую диспетчеризацию между этими ЦЭДами. Я думаю, что недопонимание исчерпано, и сегодня все это работает достаточно стабильно.


2. Вторая составляющая нашей реформы – это автоматизация. Автоматизация всех процедур на базе цифровых форматов, цифровых взаимоотношений с бизнесом. Уже сегодня у нас выпускается в автоматическом режиме 86% импортных деклараций и 93,7% экспортных (от товарных партий, декларируемых участниками ВЭД низкого уровня риска). В этом году более 40% всех деклараций при экспорте выпускается полностью автоматически, без участия нашего инспектора. Это очень серьезное достижение. Эту цифру будем поднимать, надеемся, мы приложим к этому все силы, чтобы по итогам 2021 года у нас 50% всего экспорта выпускалось полностью автоматически.

Что такое автоматизация для бизнеса? С 2012 года мы говорим о скорости совершения таможенных операций. От заключения внешнеторгового контракта до доставки и получения товара проходит от нескольких дней до нескольких недель. Средние сроки таможенного оформления, которые сегодня выглядят даже с учетом рисков поставок: для импорта – это порядка 6 – 7 часов, для экспорта – порядка 2 часов. Это время с учетом всех экспертиз, которые действительно могут занимать довольно длительное время. И уже сейчас к нам приходят запросы от бизнеса, что если утром декларация подана, то после обеда она должна быть выпущена, чтобы товар к концу дня прибыл бы в магазин. Такие обращения мы получаем, и мы готовы с ними работать. Автоматически выпущенная декларация – 5 минут, здесь таможенник становится не видим, не слышен и не заметен участникам ВЭД.

Центры электронного декларирования – это, конечно, громадный скачок от тех, извините, ободранных стульев, на которых инспекторы сидели на частных складах временного хранения. Тогда владельцы складов не сильно торопились потратить деньги, чтобы хотя бы купить нормальные кресла инспекторам. Теперь все это очень пристойно выглядит.

Если говорить о нагрузке на наши системы (информационную, информационно-коммуникационную), то она возросла не в разы, а на порядки, растет и ответственность. Я помню, 5 лет назад у нас был сбой в системе контроля вывоза товаров, о котором я узнал по звонку нашего белорусского коллеги, который сообщил, что на пункте пропуска стоят машины, потому что у нас «легла» система контроля вывоза, и машины начинают скапливаться. Любой сбой у нас сразу заметен. Особенно, когда это касается пунктов пропуска. Мы понимаем всю меру ответственности, и у нас уже начато строительство Центра обработки данных, главного ЦОДа в Твери. Уже идут строительные работы. В планах ввести его в эксплуатацию в 2023 году.

Мы ставим задачу, чтобы у нас, что называется, было три девятки после запятой, то есть, чтобы доступность системы в режиме реального времени была обеспечена на уровне 99,999%.

3. Межведомственное взаимодействие – один из ключевых моментов нашей работоспособности. Миллионы запросов проходят по нашим системам. Это и Роспотребнадзор, и Россельхознадзор. Те, кто связан с оформлением ветеринарных, санитарных и других контрольных грузов, понимают, о чем идет речь. Наши партнеры из других ведомств стали довольно активно продвигаться вперед, и более того, мы уже сейчас ставим вопрос об интеграции систем в рамках Евразийского союза, для того, чтобы у нас многие моменты не тормозились, т.к. на текущий момент у нас нет данных с границы. Кстати говоря, все больше и больше таких ситуаций, когда груз заходит через другие границы, поэтому очень много идет к нам из Белоруссии, Казахстана, Киргизии, и здесь очень важно иметь всю информацию по всей цепочке движения товаров для того.

Я на этом закончу. Если есть вопросы, я готов на них ответить, но хочу сказать, что на самом деле, наверное, все согласятся с тем, что развитие электронного взаимодействия – это уже не просто «запрос – ответ» участниками ВЭД, а более глубокая интеграция в систему. Интеграция в систему участников ВЭД таможенной и налоговой служб, а также других ведомств. И тогда, наверное, можно перейти к тому, о чем сейчас многие говорят – это работа на базе цифровой платформы, когда в зависимости от потребностей участники ВЭД смогут с помощью цифровой платформы взаимодействовать с различными государственными структурами и ведомствами.

На этот год мы ставим себе задачи отладить, ускорить, оптимизировать процессы взаимодействия Центров электронного декларирования с постами и таможнями фактического контроля. По этой теме у нас есть определенные нарекания со стороны бизнеса. Мы сами к себе очень строго относимся, критически, поэтому этот (2021) год мы должны посвятить отладке всех процессов взаимодействия с ЦЭДами, электронной таможней, постами фактического контроля и ведомствами, чтобы эта среда была действительно комфортной для добросовестного бизнеса. С нарушителями же, как говорил Папанов, «мы будем нещадно бороться».

Ответы на вопросы

- Ю. М. Ковалев, таможенный представитель: Я хотел задать вопрос Руслану Валентиновичу про опыт немецкой таможни. У них есть возможность у декларанта подать признак приоритетности, важности декларации. Объясню, почему это важно. Потому что, Вы правильно отметили, что разные виды транспорта определяют разную скорость. То есть, если груз плывет полтора месяца из Китая, 5 дней он хранится в порту, в принципе, не проблема, если он выпустится на следующий день и т.д. Если это авиационный груз или пароход стоит под разгрузкой, безусловно, для декларанта это приоритетный груз. Поясню мысль. Что Вы думаете, если один декларант из 10 – 20 своих деклараций, поданных единовременно, расставляет некие признаки приоритетности. То есть он имеет право 10 процентов – одну, две, три декларации пометить как срочное, важное, чтобы они в вашей информационной системе виделись. И наоборот, если нет никакой срочности, то ДТ остается в обычном режиме, и ею можно заниматься во вторую очередь. Повторюсь, это подсмотрено в Гамбурге. Там это работает, там вот как на электронных сообщениях – письмах можно ставить восклицательный знак, также декларанты там ставят на декларации.

Р.В. Давыдов: Я Вам скажу, что лично я на это смотрю положительно. Но, естественно, это надо нормативно как-то прописать. Готовы рассмотреть, мне кажется, логичная идея. А у меня к Вам встречный вопрос – в Узбекистане сейчас подсмотрел – до сих (мне жаль), что мы не сделали систему идентификации участников ВЭД. А в Европе, например, есть Е-уровень. Допустим, у узбеков есть идентификация участников ВЭД и у них при декларировании (кроме номера декларации) выпускающий инспектор видит еще и некий идентификатор для декларанта. И из идентификатора видно, какая по счету декларация у участника ВЭД (таможенного представителя) в этом году, то есть видно, какой у него объем. Мне кажется, это связанные между собой вещи – Ваше предложение и то, о чем я говорю. Потому что, действительно, приоритезировать конкретный запрос декларанта (таможенного представителя), который подает в год до тысячи деклараций – это вопрос законный и разумный, но для этого нужно, чтобы мы тоже видели полную картину. Я думаю, в нашей системе технически это не сложно сделать, но юридические основания для этих действий, мне кажется, пока отсутствуют.

Игорь, таможенный представитель: Меня вот какой вопрос волнует. В сферу наших интересов входит активное содействие таможенной службе в автоматизации процессов, в частности, мы оформляем достаточно крупные потоки одежды, мы, возможно, самый большой из брокеров в стране. Нас очень сильно волнует ситуация, когда система управления рисками сделана закрытой и одинаковой для всех. В итоге за одни и те же правонарушения крупный бизнес и мелкий бизнес может свою категорийность понизить. А что такое понизить из-за небольшой доплаты и или из-за доплаты уровня Спортмастера. Из-за этого значительно увеличиваются непродуктивные досмотры, и тем самым замедляется грузооборот товаров в портах. Если маленькая компания не доплатила требование в 200 рублей, и большой Спортмастер не доплатил миллиарды, в принципе санкции одни и те же. Очень хотелось бы, чтобы какой-то был системный прием предложений от бизнеса, в том числе, с учетом и целесообразности контроля, с учетом его себестоимости для того же государственного бюджета, с учетом, наверное, национальных интересов.

Р. В. Давыдов: Сегодня система категорирования действительно построена таким образом, что компании, которые получают категорию низкого уровня риска, находятся в комфортной зоне, и как только они покидают территорию низкого уровня риска, выходят из зоны комфорта, начинаются проблемы. Первое. Я надеюсь, что у нас по чисто техническим причинам затягивается вопрос перехода, как мы говорим, к категорированию или к оценке риска отдельно каждой партии, а не в целом участника ВЭД, с тем, чтобы все-таки система была более динамичная, более адаптивная. Например, вот ты попал в низкий уровень риска и какое-то время наслаждаешься этой ситуацией, но у тебя могут происходить какие-то отклонения как в одну, так и в другую сторону. Чтобы по каждой партии оценивался уровень риска и то, какой участник перемещает эту партию, конечно, обязательно должно учитываться. Но при этом, данный учет должен иметь не «да/нет» значение, а какой-то весовой коэффициент и придавало этой конкретной партии, оценке этой партии, чтобы не менялось так кардинально оценка этой компании.

По поводу разного подхода в зависимости от объемов. Здесь есть свои «за» и «против». Мы будем дорабатывать систему категорирования, систему управления рисками, но вопрос, считаю, законный. По крупным компаниям я согласен с Вами; с автопроизводителем на днях был тоже аналогичный разговор. Мы много раз призывали вступать в ряды уполномоченных экономических операторов. Я понимаю, мы сами создали эту систему, когда при низком уровне риска меньше желания получать статус уполномоченного экономического оператора. Но, тем не менее, надо все равно стремиться к тому, чтобы становиться уполномоченными операторами. Пользуясь случаем, еще раз всех призываю: вступайте в ряды уполномоченных экономических операторов. Будучи УЭО, вы по определению являетесь компанией низкого уровня риска.

Читайте также: