Патентные пошлины рб это

Опубликовано: 25.03.2024

Законом от 30.12.2018 N 159-З НК был изложен в новой редакции. Изменения, внесенные в указанный НПА, затронули в том числе вопросы патентных пошлин:

— перечень действий, за которые они взимаются, и ставки патентных пошлин;

— льготы по уплате патентных пошлин.

За что взимаются патентные пошлины и как изменились их ставки

В новой редакции НК нормы, посвященные патентным пошлинам, помещены в гл. 27 НК.

Определение плательщиков патентных пошлин осталось неизменным — это организации и физические лица, которые в установленном порядке обращаются в Национальный центр интеллектуальной собственности (НЦИС) за совершением юридически значимых действий .

Юридически значимые действия, совершаемые НЦИС в интересах плательщиков, являются объектом обложения патентными пошлинами. При этом в перечне таких действий, приведенном в ст. 295 НК, произошли некоторые изменения. Во-первых, перечень дополнен таким юридически значимым действием, как проведение проверки полезной модели на соответствие условиям патентоспособности. Это связано с тем, что норма ч. 1 п. 4 ст. 33 Закона о патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы предусматривает новый механизм проверки патентоспособности полезной модели в случае оспаривания заинтересованным лицом выданного патента на полезную модель. Такая проверка должна предшествовать рассмотрению Апелляционным советом при патентном органе возражения против выдачи патента.

Во-вторых, приведенный в положении ст. 295 НК перечень дополнен таким юридически значимым действием, как подача заявления о прекращении правовой охраны общеизвестного в Республике Беларусь товарного знака .

Кроме того, такое юридически значимое действие, как подача заявки на регистрацию товарного знака и проведение экспертизы заявленного обозначения, разделено, в свою очередь, на два действия:

1) проведение предварительной экспертизы заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания;

2) проведение экспертизы заявленного обозначения.

Порядок исчисления патентных пошлин не изменился. Они уплачиваются:

— резидентами Республики Беларусь в белорусских рублях по ставкам, установленным в базовых величинах на дату осуществления платежа;

— лицами, которые не являются налоговыми резидентами Республики Беларусь и находятся за пределами республики, — в иностранной валюте (доллары США, евро, швейцарские франки, российские рубли), если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь, в сумме, определенной по ставкам, установленным в базовых величинах на дату осуществления платежа, с использованием официального курса соответствующей валюты к белорусскому рублю, установленного Нацбанком на день уплаты.

Одним из наиболее существенных изменений следует назвать снижение ставок патентных пошлин (в среднем на 30%). Данное решение было ожидаемым и крайне необходимым. После имевшего место в 2014 г. существенного увеличения размеров патентных пошлин произошло резкое сокращение числа подаваемых патентных заявок, в первую очередь среди отечественных заявителей. По сравнению с 2013 г. число заявок на получение патентов, поданных в 2017 г., сократилось: на изобретения — более чем в 3 раза, полезные модели — в 2,5 раза, промышленные образы — в 1,8 раза, сорта растений — в 1,9 раза.

В новой редакции ставки патентных пошлин определены в приложении 23 к НК.

Следует сделать оговорку, что снижение ставок патентных пошлин коснулось не всех объектов права промышленной собственности. Уменьшены пошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с получением и поддержанием правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов. Без изменений остались ставки патентных пошлин за совершение юридически значимых действий, связанных с правовой охраной сортов растений, топологий интегральных микросхем, товарных знаков и наименований мест происхождения товаров. Не изменились ставки пошлин за регистрацию договоров в патентном органе, а также за обращения в Апелляционный совет при патентном органе.

Льготы по уплате патентных пошлин

Установлены льготы по уплате патентных пошлин для организаций, аккредитованных в качестве научных.

Справочно
В соответствии с определением, данным в Законе о научной деятельности научной организацией признается юридическое лицо, осуществляющее выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, одним из органов управления которого в соответствии с учредительными документами является ученый (научно-технический) совет и которое прошло в установленном порядке аккредитацию научной организации *(абз. 8 ст. 1 Закона о научной деятельности). Аккредитация научных организаций проводится один раз в пять лет. Аккредитацию научных организаций на основе оценки результатов их научной, научно-технической и инновационной деятельности осуществляют совместно Национальная академия наук Беларуси (НАН) и Государственный комитет по науке и технологиям (ГКНТ) . Порядок проведения аккредитации определен Инструкцией о порядке аккредитации научных организаций. Прохождение аккредитации подтверждается выдаваемым свидетельством.

Аккредитованные научные организации уплачивают патентные пошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с предоставлением правовой охраны изобретениям, в размере 25% от установленного
размера . Действие льготы распространяется на пошлины, установленные за юридически значимые действия, связанные с правовой охраной изобретений, в том числе поддержание в силе патента в период его действия (льгота не применяется в отношении пошлин за действия, связанные с получением евразийского патента, а также получением патентов в соответствии с Договором о патентной кооперации).

В новой редакции НК сохранена норма, предусматривающая освобождение от патентных пошлин плательщиков за поддержание в силе в течение первых пяти лет действия патента на изобретение, являющееся результатом научной и научно-технической деятельности и созданное полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, за исключением плательщиков, исключительное право на изобретение которым перешло по договору . При этом новая редакция дополнена разъяснением порядка получения указанной льготы: в НЦИС должно быть предоставлено письмо за подписью руководителя организации, являющейся государственным заказчиком или исполнителем научно-исследовательской работы, содержащее информацию, подтверждающую, что изобретение является результатом научной и научно-технической деятельности и создано полностью или частично за счет указанных выше государственных средств.

Новая редакция НК вступила в силу 01.01.2019 Соответственно, новые ставки патентных пошлин должны применяться за осуществление юридически значимых действий после этой даты.

При подаче заявки на регистрацию товарного знака заявитель должен уплатить патентные пошлины. Ставки таких пошлин в зависимости от особенностей регистрационных действий установлены в п. 43, 55, 56 приложения 23 к Налоговому Кодексу Республики Беларусь. Однако для того, чтобы рассчитать размер уплачиваемых пошлин, заявителю необходимо определить следующее.

обозначение.jpg

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные обозначения, включая имена собственные, сочетания цветов, буквенные, цифровые, изобразительные, объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку, а также комбинации таких обозначений (п. 2 ст. 1 Закона о товарных знаках).

В соответствии с п. 4 - 11 главы 2 Положения о порядке регистрации товарного знака и знака обслуживания

- к словесным обозначениям, включая имена собственные, относятся обозначения в виде слов, словосочетаний, сочетаний букв, имеющих словесный характер, предложений.

- к буквенным обозначениям относятся обозначения, состоящие из букв и не имеющие словесного характера.

- к цифровым обозначениям относятся обозначения, состоящие из цифр.

Словесные, буквенные и цифровые обозначения выполняются кириллицей, латиницей либо арабскими цифрами без какого-либо особого шрифтового или специального графического исполнения.

- к сочетаниям цветов относятся обозначения, представленные в виде сочетания двух и более цветов.

- к изобразительным обозначениям относятся обозначения в виде изображений живых существ, предметов, природных и иных объектов, фигур любых форм, в том числе на плоскости, композиций линий, пятен.

- к объемным обозначениям, включая форму товара или его упаковку, относятся обозначения в виде объектов или фигур в трех измерениях.

- к комбинированным обозначениям относятся обозначения, представляющие собой комбинацию элементов разного характера: словесных, цифровых, буквенных, изобразительных, объемных и других.

К комбинированным обозначениям также относятся обозначения, представляющие собой слова, буквы и (или) цифры в особом графическом или шрифтовом исполнении.

Исходя из практики патентных поверенных подавать заявку на регистрацию обозначения рекомендуется именно в том виде, в котором планируется его дальнейшее использование в качестве товарного знака (на упаковке, на вывесках, на сувенирной продукции и т.п.).

Выбор обозначения влияет на размер уплачиваемой пошлины только в случае ускоренной экспертизы, а также информационного поиска, который проводит патентный орган. Ставки пошлин и стоимость услуги поиска выше на комбинированное обозначение. Однако необходимо понимать, что комбинированный товарный знак имеет большую различительную способность перед словесным. Например, Velcom – определенное цветовое сочетание, шрифт и изображение.

Если регистрация товарного знака испрашивается для одного класса, то размер пошлины будет стандартным. Однако за каждый добавленный класс свыше одного при проведении экспертизы (в т.ч. и ускоренной), а также информационного поиска взимается дополнительная пошлина.

Исходя из практики патентных поверенных не рекомендуется сокращать количество классов с целью удешевления. Необходимо найти некую золотую середину. Следует понимать, что в случае расширения производства товаров/услуг либо расширения линейки товаров заявителю придется подавать новую заявку на уже зарегистрированный товарный знак, только в другом классе, а это повлечет за собой дополнительные затраты.

Международный классификатор товаров и услуг для регистрации знаков см. на сайте Федерального института промышленной собственности

поиск.jpg

Если обозначение не является результатом творческой деятельности заявителя, а, например, разработано для него дизайнерским бюро, то рекомендуется провести поиск на тождество и сходство обозначения (информационный поиск). Заявитель получает от патентного органа отчет с наиболее полным анализом подаваемого изображения.

В то же время если заявитель сам придумал товарный знак, то может оказаться, что кто-то уже зарегистрировал нечто подобное и есть вероятность получить отказ в регистрации. В этом случае время и стоимость услуги патентного органа, которая не возвращается в случае отказа, будут потеряны.

Заявитель может самостоятельно провести поиск в открытых базах данных зарегистрированных товарных знаков, но для этого необходимы определенные навыки и умения, а также знание критериев определения знака схожего до степени смешения (фонетически, внешне и т.п.).

В целом процесс регистрации товарного знака и получения свидетельства занимает около 15 месяцев. Однако у заявителя есть возможность сократить это время до 8-9 месяцев, уплатив дополнительные средства согласно тарифам Национального Центра Интеллектуальной Собственности Республики Беларусь (НЦИС).

Ходатайство на проведение ускоренной экспертизы можно подать в НЦИС не ранее, чем через 6 месяцев с даты подачи заявки на регистрацию.

Пошлина уплачивается в белорусских рублях по ставкам, установленным в базовых величинах на дату осуществления платежа.

При этом заявители, имеющие постоянное место нахождения или постоянное место жительства в иностранных государствах, ведут дела, связанные с заявкой и регистрацией товарных знаков в Республике Беларусь, через патентных поверенных (ч. 2 п. 2 ст. 6 Закона о товарных знаках), если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.

Заявитель может отказаться от регистрации товарного знака. Однако существует риск возникновения различных правовых последствий. Например, данное изображение может быть зарегистрировано другим лицом в качестве товарного знака с целью получения выгоды. Также конкуренты могут имитировать продукцию, товарный знак на которую не зарегистрирован, (производить аналог, схожий до степени смешения), а без регистрации невозможно будет доказать факт нарушения. Поэтому главный критерий экономии при регистрации товарного знака – это экономия на будущих судебных издержках.

Содержание

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности
(Минск, 20 июля 1994 г.)

Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Беларусь, именуемые в дальнейшем Сторонами,

принимая во внимание исторически сложившиеся добрососедские отношения между двумя государствами,

желая развивать торгово-экономическое, промышленное и научно-техническое сотрудничество,

признавая, что необходимым условием развития такого сотрудничества является эффективная и адекватная охрана промышленной собственности,

сознавая необходимость создания взаимных благоприятных условий для охраны прав авторов и владельцев промышленной собственности,

признавая выгоды патентной кооперации и проведения согласованной политики в области охраны и использования промышленной собственности,

согласились о нижеследующем:

Статья 1.

Стороны осуществляют и развивают сотрудничество в области охраны и использования объектов промышленной собственности на основе взаимной выгоды и равенства в соответствии с международными договорами, участниками которых они являются или будут являться.

Сотрудничество между Сторонами будет включать в себя:

решение вопросов, связанных с охраной и использованием прав на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки и другие объекты промышленной собственности;

упрощение процедуры подачи и рассмотрения заявок на выдачу охранных документов заявителей Российской Федерации в Республике Беларусь и заявителей Республики Беларусь в Российской Федерации;

обмен информацией, нормативными и иными документами, а также опытом в области охраны промышленной собственности.

Статья 2.

В области охраны промышленной собственности физические и юридические лица одного государства будут пользоваться на территории другого государства теми же правами, преимуществами и средствами правовой защиты, которые предоставлены в настоящее время или будут предоставлены правовыми актами этого другого государства собственным физическим и юридическим лицам.

По вопросам, не урегулированным настоящим Соглашением, Стороны будут применять положения Парижской конвенции по охране промышленной собственности, пересмотренной в Стокгольме 14 июля 1967 г.

Статья 3.

Стороны признают действие на территориях своих государств ранее выданных охранных документов СССР на объекты промышленной собственности на условиях, установленных правовыми актами каждого из государств.

Стороны примут меры, чтобы в соответствующие правовые акты каждого из государств было включено положение, согласно которому действие ранее выданных охранных документов СССР на объекты промышленной собственности может быть прекращено на территории каждого государства в случае несоответствия охраняемого объекта условиям охраноспособности, предусмотренным законодательством, действовавшим на дату подачи заявки на этот объект.

Статья 4.

Стороны обеспечат в соответствии со своими правовыми актами выплату вознаграждений авторам за использование на территориях своих государств изобретений и промышленных образцов, защищенных соответственно авторскими свидетельствами и свидетельствами СССР.

Статья 5.

По ходатайству Государственного патентного ведомства Республики Беларусь при Совете Министров Республики Беларусь (Белгоспатент) Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (Роспатент) проводит информационный поиск и подготавливает заключения экспертизы по заявкам на выдачу патентов Республики Беларусь на изобретения и промышленные образцы, исходя из условий патентоспособности, установленных правовыми актами Российской Федерации.

Роспатент оказывает содействие Белгоспатенту в организации работы по комплектованию национального патентного фонда, разработке автоматизированных патентно-информационных систем, подготовке и стажировке специалистов в организациях Роспатента, а также в публикации сведений об объектах промышленной собственности, заявляемых или охраняемых правовыми актами Республики Беларусь, с использованием полиграфической базы и информационных изданий Роспатента.

Финансирование расходов на проведение указанных работ осуществляется Белгоспатентом на договорной основе.

Статья 6.

При подаче заявок на выдачу охранных документов, получении охранных документов и поддержании их в силе патентным поверенным одного государства предоставляется право вести дела непосредственно с патентным ведомством другого государства, представляя при этом интересы только национальных заявителей. Национальным заявителям одного государства также предоставляется право вести дела по получению охранных документов и поддержанию их в силе непосредственно с патентным ведомством другого государства.

Статья 7.

Уплата пошлин за подачу заявок, выдачу охранных документов, поддержание их в силе и совершение других юридически значимых действий, связанных с охраной промышленной собственности, а также внесение платежей за проведение поиска и оказание иных услуг производятся в валюте, предусмотренной правовыми актами Российской Федерации и Республики Беларусь для уплаты пошлин и внесения платежей национальными заявителями по курсу, согласованному соответствующими органами обоих государств.

Статья 8.

Физическим и юридическим лицам одного государства предоставляется право пользоваться на территории другого государства патентными фондами, библиотеками, банками данных, относящимися к промышленной собственности, на тех же условиях, что и собственным физическим и юридическим лицам.

Статья 9.

Стороны обязуются включать в двусторонние соглашения о торгово-экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве положения об обеспечении охраны объектов промышленной собственности.

Статья 10.

Российская Сторона будет содействовать Белорусской Стороне в присоединении ее к тем многосторонним международным договорам в области охраны промышленной собственности, участником которых является Российская Федерация.

Настоящее Соглашение не затрагивает обязательств Сторон по другим международным договорам в области охраны промышленной собственности, участниками которых они являются.

Статья 11.

Все документы, направляемые Сторонами друг другу в ходе реализации настоящего Соглашения, будут представляться на русском языке.

Статья 12.

Ответственными за реализацию настоящего Соглашения являются патентные ведомства:

в Российской Федерации - Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам;

в Республике Беларусь - Государственное патентное ведомство Республики Беларусь при Совете Министров Республики Беларусь.

Порядок и условия сотрудничества между патентными ведомствами обоих государств будут определяться соответствующей программой и специальными соглашениями между ними.

Статья 13.

В случае возникновения разногласий по вопросам, вытекающим из настоящего Соглашения или связанным с его выполнением, представители Сторон проведут соответствующие консультации и примут необходимые меры по урегулированию этих разногласий.

Статья 14.

Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания Сторонами, будет действовать в течение пяти лет и автоматически продлеваться на последующие пятилетние периоды, если одна из Сторон не позднее шести месяцев до истечения очередного периода его действия не уведомит в письменной форме другую Сторону о своем намерении прекратить действие настоящего Соглашения.

Прекращение действия настоящего Соглашения не затронет действия охранных документов, которые выданы или могут быть выданы физическим и юридическим лицам обоих государств.

Совершено в Минске 20 июля 1994 г. в двух экземплярах, каждый на русском и белорусском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Изменения и поправки

Комментарии Российской Газеты

В соответствии со статьей 1249 Гражданского кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами.

2. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В. Путин

Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. N 941

Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами

1. Настоящее Положение устанавливает перечень юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами, за совершение которых взимаются патентные и иные пошлины согласно приложению (далее - пошлины), их размеры, порядок и сроки уплаты, а также основания для освобождения от уплаты пошлин и уменьшения их размеров.

2. Уплата пошлин осуществляется:

резидентами, под которыми в настоящем Положении понимаются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства), иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании предусмотренного законодательством Российской Федерации вида на жительство, а также российские юридические лица, - в размерах, предусмотренных в графе 3 приложения к настоящему Положению;

нерезидентами, под которыми в настоящем Положении понимаются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, и иностранные юридические лица, - в размерах, предусмотренных в графе 4 приложения к настоящему Положению.

3. Пошлины вносятся на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, и подлежат зачислению в доход федерального бюджета.

За поддержание в силе на территории Российской Федерации евразийского патента, выданного в соответствии с Евразийской патентной конвенцией, пошлины уплачиваются Евразийскому патентному ведомству в размерах, превышающих на 25 процентов размеры, предусмотренные подпунктом 1.15.1 приложения к настоящему Положению для соответствующих годовых пошлин за поддержание в силе патента Российской Федерации на изобретение.

4. Уплату пошлин осуществляют юридические и физические лица, в установленном порядке обратившиеся за совершением юридически значимых действий, либо лица, действующие по их поручению.

5. Документ, подтверждающий уплату или доплату пошлины, прилагается соответственно к документам или материалам заявки, ходатайству, заявлению, возражению или сообщению об уплате.

Документом, подтверждающим уплату пошлины, является копия платежного поручения, имеющего штамп банка об оплате, или квитанция банка об уплате пошлины наличными средствами либо путем перечисления средств с лицевого счета.

Документ, подтверждающий уплату пошлины, должен относиться к одной заявке, патенту, свидетельству.

В документе, подтверждающем уплату пошлины, представляемом после поступления заявки, указывается регистрационный номер заявки, патента, свидетельства, наименование действия, за которое уплачена пошлина, и (или) номер соответствующей позиции приложения к настоящему Положению. В случае если регистрационный номер заявке еще не присвоен, в указанном документе помимо перечисленных сведений также указываются название изобретения, промышленного образца, полезной модели, наименование места происхождения товара или краткое описание товарного знака, знака обслуживания, а также имя или наименование заявителя.

6. Уплаченная пошлина возврату не подлежит, за исключением случаев, когда ее уплата была произведена в размере, превышающем установленный настоящим Положением, или когда действие, за которое была уплачена пошлина, не совершалось.

В этих случаях по ходатайству лица, уплатившего пошлину, средства, поступившие в уплату пошлины, или излишне уплаченная сумма пошлины возвращаются либо засчитываются в счет других предусмотренных настоящим Положением пошлин, уплата которых допустима на дату подачи ходатайства.

Возврат осуществляется в течение месяца с даты получения ходатайства.

Ходатайство о возврате или зачете средств, поступивших в уплату пошлины (излишне уплаченной суммы пошлины), может быть подано в течение 3 лет со дня уплаты соответствующей пошлины.

7. Пошлины, предусмотренные подпунктами 1.3 и 1.9 приложения к настоящему Положению, уплачиваются одновременно.

8. Уплата пошлины, предусмотренной подпунктом 1.14 приложения к настоящему Положению, и представление документа, подтверждающего уплату, осуществляются в течение 2 месяцев с даты получения заявителем решения о выдаче патента (но не позднее 4 месяцев с даты принятия решения).

Уплата пошлины и представление соответствующего документа могут быть осуществлены по истечении указанного срока, но не позднее 6 месяцев со дня его истечения. В этом случае размер пошлины увеличивается на 50 процентов.

9. Уплата пошлин, предусмотренных подпунктами 1.15.1 и 1.15.2 приложения к настоящему Положению, за каждый год действия патента (свидетельства) и представление документа, подтверждающего уплату соответствующей пошлины, осуществляются в течение предыдущего года или в срок, указанный в абзаце первом пункта 8 настоящего Положения, если этот срок наступает позднее.

Для уплаты указанных пошлин предоставляется дополнительный срок, составляющий 6 месяцев со дня истечения срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, при условии уплаты пошлины в размере, увеличенном на 50 процентов.

Документ, подтверждающий уплату соответствующей пошлины, представляется одновременно с сообщением лица, указанного в пункте 4 настоящего Положения, об уплате пошлины, но не позднее месяца по истечении дополнительного срока.

Если документ, подтверждающий уплату соответствующей пошлины, и сообщение о ее уплате не представлены в указанный срок, пошлина считается не уплаченной в установленный срок.

Пошлина за поддержание в силе патента за год, следующий за годом, в котором подано ходатайство о восстановлении действия патента, уплачивается в те же сроки, что и пошлина за восстановление действия патента. Документ, подтверждающий уплату этой пошлины, представляется одновременно с ходатайством.

10. Уплата пошлин, предусмотренных подпунктами 2.7, 2.8 и 2.9 приложения к настоящему Положению, и представление документа, подтверждающего уплату соответствующей пошлины, осуществляются в течение 2 месяцев с даты получения заявителем соответствующего решения (но не позднее 4 месяцев с даты принятия решения).

Уплата пошлин и предоставление соответствующего документа могут быть осуществлены по истечении указанного срока, но не позднее 6 месяцев со дня его истечения. В этом случае размер пошлины увеличивается на 50 процентов.

11. Соответствие размера уплаченной пошлины установленному размеру определяется на дату поступления документов или материалов заявки, ходатайства, заявления, возражения. Соответствие размера уплаченной пошлины размеру, установленному для пошлин, предусмотренных подпунктами 1.14, 1.15, 2.7, 2.8 и 2.9 приложения к настоящему Положению, определяется на дату ее уплаты или поступления ходатайства о ее зачете, если пошлина уплачена или ходатайство поступило в сроки, предусмотренные пунктами 8, 9 и 10 настоящего Положения.

12. Физическое лицо, являющееся единственным автором изобретения, полезной модели, промышленного образца и испрашивающее патент на свое имя либо являющееся единственным автором изобретения, полезной модели, промышленного образца и обладателем соответствующего патента, уплачивает 50 процентов пошлин, предусмотренных подпунктами 1.1, 1.3, 1.5, 1.7, 1.8, 1.9, 1.14 и 1.15.1.1 -1.15.1.3 приложения к настоящему Положению.

13. От уплаты пошлин, указанных в пункте 12 настоящего Положения, освобождается:

физическое лицо, указанное в пункте 12 настоящего Положения, являющееся ветераном Великой Отечественной войны, ветераном боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и на территориях других государств (далее - ветераны боевых действий);

коллектив авторов, испрашивающих патент на свое имя, или патентообладателей, каждый из которых является ветераном Великой Отечественной войны, ветераном боевых действий.

14. Уплата пошлин, указанных в пункте 12 настоящего Положения, в размере 20 процентов установленного размера осуществляется:

физическим лицом, указанным в пункте 12 настоящего Положения, являющимся инвалидом или учащимся (воспитанником) государственного, муниципального или иного образовательного учреждения, реализующего образовательную или профессиональную программу обучения (за исключением послевузовской);

коллективом авторов, испрашивающих патент на свое имя, или патентообладателей, каждый из которых является инвалидом или учащимся.

15. Заявитель-нерезидент, имеющий постоянное местожительство или постоянное местонахождение на территории какого-либо государства -участника Парижской конвенции по охране промышленной собственности, в котором уровень валового национального дохода, приходящегося на душу населения этого государства, составляет 3000 долларов США и ниже и которое включено в перечень, официально публикуемый Всемирной организацией интеллектуальной собственности, или представитель заявителя-нерезидента уплачивает 25 процентов пошлин, предусмотренных подпунктами 1.1 - 1.11 и 1.14 приложения к настоящему Положению.

Если в качестве заявителя выступает несколько лиц, то данное правило применяется только тогда, когда все эти лица имеют постоянное местожительство или местонахождение на территориях государств, соответствующих характеристикам, указанным в абзаце первом настоящего пункта.

Данное правило не применяется к юридическим лицам, в составе уставного капитала которых на дату подачи заявки имеются инвестиции физических или юридических лиц тех государств, которые не соответствуют характеристикам, указанным в абзаце первом настоящего пункта.

Для уплаты пошлин в уменьшенном размере юридические лица представляют при подаче заявки документы, подтверждающие право на это.

16. Предоставление права на освобождение от уплаты пошлин или на уплату пошлин в уменьшенном размере в соответствии с пунктами 12-15 настоящего Положения осуществляется по ходатайству заявителя (патентообладателя).

Указанное ходатайство подается взамен документа или вместе с документом, подтверждающим уплату соответствующей пошлины.

17. Предоставление права на освобождение от уплаты пошлин или на уплату пошлин в уменьшенном размере в соответствии с пунктами 13 и 14 настоящего Положения осуществляется при предъявлении заверенной копии документа установленного образца, подтверждающего статус заявителя (патентообладателя).

18. При наличии нескольких оснований, предусмотренных пунктами 12 - 15 настоящего Положения для освобождения от уплаты пошлины или уплаты пошлины в уменьшенном размере, заявитель (патентообладатель) вправе использовать только одно из них.

19. При наличии в заявке на выдачу патента Российской Федерации на изобретение отчета о патентном поиске или заключения экспертизы, подготовленного одним из международных органов в соответствии с международными договорами Российской Федерации, размер пошлины, предусмотренной подпунктом 1.8 приложения к настоящему Положению, уменьшается на 20 процентов в отношении тех изобретений, по которым был выполнен патентный поиск.

При наличии в указанной заявке отчета об информационном поиске, проведенном федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, размер пошлины, предусмотренной подпунктом 1.8 приложения к настоящему Положению, уменьшается на 50 процентов в отношении тех изобретений, по которым был выполнен информационный поиск.

Указанный порядок взимания пошлины применяется и в отношении выделенных заявок.

20. В случае если патентообладатель подал заявление о возможности предоставления любому лицу права использования изобретения, полезной модели, промышленного образца (открытой лицензии), размер пошлин, предусмотренных подпунктами 1.15.1 и 1.15.2 приложения к настоящему Положению, уменьшается на 50 процентов начиная с года, следующего за годом публикации федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности сведений об открытой лицензии. Если по истечении 2 лет с даты публикации патентообладатель подал ходатайство об отзыве своего заявления, пошлина за поддержание в силе патента подлежит доплате за период, прошедший с даты публикации сведений об открытой лицензии, и в дальнейшем уплачивается в полном размере.

21. При заключении лицензионного договора право патентообладателя на освобождение от уплаты пошлин или на уплату пошлин в уменьшенном размере в соответствии с пунктами 12 - 14 настоящего Положения в отношении пошлин, предусмотренных подпунктами 1.15.1.1 - 1.15.1.3 приложения к настоящему Положению, прекращается.

22. Размер пошлин, предусмотренных подпунктами 4.3 и 4.4 приложения к настоящему Положению, уменьшается, если федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности использует результаты предшествующего международного поиска, поиска международного типа или иного проведенного им поиска, в отношении которого содержится ссылка в заявлении. Возврат части уплаченной суммы осуществляется в порядке, установленном абзацем третьим пункта 6 настоящего Положения, в следующих размерах:

в размере 75 процентов - если не требуется проводить дополнительный поиск;

в размере 50 процентов - если дополнительный поиск подтвержден документами, относящимися к одной или двум дополнительным подгруппам Международной патентной классификации;

в размере 25 процентов - если дополнительный поиск подтвержден документами, относящимися к новым аспектам заявленного изобретения (например, международная заявка основывается на нескольких более ранних заявках, а используется отчет о поиске по одной из них).

Перечень утративших силу актов Правительства Российской Федерации

1. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12 августа 1993 г. N793 "Об утверждении Положения о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров и Положения о регистрационных сборах за официальную регистрацию программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 34, ст. 3182).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1996 г. N947 "О внесении изменений и дополнений в Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4123).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 1997 г. N423 "О внесении изменений в Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 16, ст. 1902).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 1997 г. N 1058 "О внесении дополнения в пункт 7 Положения о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 34, ст. 3993).

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 1998 г.

N 372 "О внесении изменений и дополнений в Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 14, ст. 1601).

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 г.

N 8 "О внесении изменений и дополнений в Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 3, ст. 219).

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 г.

N 403 "О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12 августа 1993 г. N793" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2928).

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2004 г.

N 688 "О внесении изменений в Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 48, ст. 4807).

9. Пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. N 50 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 6, ст. 760).

Екатерина Бусыгина

Партнер практики капитализации ИС

Любая интеллектуальная собственность нуждается в защите. Во-первых, от незаконного распространения подделок и исков со стороны конкурентов, которые запатентовали аналог. Во-вторых, для получения прибыли от разработки. Однако правовая охрана возможна только после регистрации в Роспатенте. Не важно, намерены ли вы получить патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец или свидетельство о регистрации товарного знака, программы ЭВМ, за процедуру нужно заплатить.

Уплата патентной пошлины — это обязанность заявителя согласно статье 1249 Гражданского кодекса РФ. Роспатент взимает пошлины за совершение юридически значимых действий, которые четко прописаны в Положении о патентных и иных пошлинах. Также в нем установлены правила уплаты и размеры пошлин.

Пошлины, связанные с товарными знаками

ФИПС взимает пошлины не за товарный знак, а только за действия, связанные с его регистрацией. Поскольку регистрация товарного знака проходит пошагово, оплачивается каждый этап:

  • регистрация заявки, проведение формальной экспертизы и принятие решения по заявке на товарный знак;
  • проведение экспертизы заявленного обозначения;
  • регистрация товарного знака (внесение в госреестр);
  • выдача свидетельства.

Если в представленных документах обнаружат ошибку, то за внесение изменений также придется доплатить пошлину. Взимается плата и за выдачу дубликата свидетельства, и за продление срока действия прав. Если вы не согласны с решением ФИПС или предоставлением правовой охраны товарному знаку, за рассмотрение возражений также придется уплатить пошлину.

Рассмотрим размер госпошлин ФИПС за товарный знак:

Пошлина за регистрацию патента на изобретение

В отличие от товарного знака, на изобретение, промышленный образец или полезную модель нужно получать патент. Патентование — дорогостоящий процесс, который также разбит на отдельный этапы. И за каждый из них взимается патентная пошлина.

Всего придется уплатить четыре пошлины за патент на изобретение:

  • пошлина ФИПС за подачу заявки на изобретение;
  • проведение экспертизы по существу;
  • регистрацию изобретения и внесение сведений в реестр;
  • выдачу патента.

Пошлины лучше уплачивать в два приема, а не в четыре: первые две — сразу после подачи заявки на изобретение, остальные — после успешного прохождения экспертизы по существу. Это поможет сократить время на стадии регистрации заявки и прохождения формальной экспертизы документов, поскольку регистратору не придется направлять вам запрос на оплату и ждать ответа.

Помните, что патент на изобретение действует 20 лет. Ежегодно необходимо уплачивать пошлины за поддержание патента в силе, иначе вы потеряете монополию на использование изобретения. Чем дольше вы владеете патентом, тем дороже будет обходится вам его ежегодное поддержание. Исключение — продление срока действия исключительного права на изобретение, относящееся к такому продукту, как лекарственное средство, пестицид, агрохимикат. Оно обойдется в 3000 руб. ежегодно.

Рассмотрим тарифы Роспатента за поддержание патента:

Год, считая с даты подачи заявки Размер пошлины, руб.
за третий 1700
за четвертый
за пятый 2500
за шестой
за седьмой 3300
за восьмой
за девятый 4900
за десятый
за одиннадцатый 7300
за двенадцатый
за тринадцатый 9800
за четырнадцатый
за пятнадцатый 12200
за шестнадцатый
за семнадцатый
за восемнадцатый
за девятнадцатый 16200
за двадцатый

Также взимается пошлина за восстановление действия патента, если был пропущен срок оплаты пошлины за поддержание в силе патента, и его действие было приостановлено. Размер пошлины — годовая пошлина, увеличенная в 2,5 раза.

Пошлина за регистрацию патента на полезную модель

Основные юридически значимые действия, связанные с патентами на изобретение, полезную модель или промышленный образец, ничем не отличаются. Разница состоит только в размере пошлин.

Рассмотрим размер пошлин на полезную модель :

Патент на полезную модель действует 10 лет без права продления. Каждый год за его поддержание необходимо вносить плату. Размеры пошлин за поддержание патента на полезную модель:

Год, считая с даты подачи заявки Размер пошлины, руб.
за первый 800
за второй
за третий 1700
за четвертый
за пятый 2500
за шестой
за седьмой 3300
за восьмой
за девятый 4900
за десятый

Пошлина за регистрацию патента на промышленный образец

Промышленный образец — это новый дизайн изделия. Чтобы его запатентовать, он должен отвечать всего двум критериям, в отличие от изобретения: новизна и оригинальность. Поэтому и размер пошлин за регистрацию патента на промышленный образец меньше:

Срок действия патента на промышленный образец — 5 лет, но его можно продлевать еще 4 раза каждые 5 лет (в сумме 20 лет). Размер пошлины за ежегодное поддержание патента в силе такой же, как и для изобретения.

Читайте также: