Можно ли учесть затраты на проведение аудита аудиторской организацией при исчислении налога на прибыль

Опубликовано: 24.04.2024

В дочерней организации был проведен обязательный аудит, однако организация-учредитель заключила договор с аудиторской фирмой о проведении аудита по международным стандартам. В соответствии с этим договором был проведен аудит у организации-учредителя и у ее дочерних организаций. После окончания аудита дочерней организации было выдано аудиторское заключение. Между дочерней организацией и учредителем заключено соглашение о проведении аудита с привлечением аудиторской компании и возмещении понесенных затрат в части, относящейся к аудиту данной дочерней организации. Предъявлен счет на оплату (без НДС) с подтверждающими документами. Дочерняя организация применяет общую систему налогообложения.

Можно ли учесть в бухгалтерском и налоговом учете расходы на проведение аудита по международным стандартам?

Налоговый учет

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе расходы налогоплательщика на аудиторские услуги (пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Нормы НК РФ не раскрываю понятия "аудиторских услуг", в связи с чем для раскрытия указанного понятия следует обратиться к нормам специальных отраслей законодательства (п. 1 ст. 11 НК РФ).

Так, аудиторская деятельность (аудиторские услуги) представляет собой деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемую аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ).

Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности (ч. 4 ст. 1 Закона N 307-ФЗ).
К сопутствующим аудиту услугам относятся обзорные проверки, согласованные процедуры, компиляция финансовой информации (п. 4 Правила (стандарта) N 24, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696).

Наряду с аудитом и сопутствующими ему услугами аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе также оказывать прочие услуги, указанные в ч. 7 ст. 1 Закона N 307-ФЗ.

Аудит в организациях может проводиться как на добровольной, так и на обязательной основе. В случаях, указанных в ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ, проводится обязательный аудит, в остальных случаях - добровольный, на усмотрение организаций.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при исчислении налогооблагаемой прибыли на основании пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ учитываются расходы на добровольный, обязательный аудит и на сопутствующие аудиту услуги. Аналогичного мнения придерживается Минфин России (смотрите, например, письмо Минфина России от 06.06.2006 N 03-11-04/3/282).

Многие организации в последнее время проводят аудит в соответствии с международными стандартами. На наш взгляд, расходы по такому аудиту также можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией на основании пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ, поскольку нормы указанного подпункта, равно как и другие нормы главы 25 НК РФ, не содержат запрета на учет подобных расходов.

В постановлении ФАС Поволжского округа от 18.01.2008 N А55-5316/07 отмечено, что из содержания НК РФ не следует, что условием включения в налоговую базу расходов на оплату аудиторских услуг, связанных с проверкой достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, является их обязательность для организации, а глава 25 НК РФ не содержит ограничений в отношении учета в качестве расходов затрат на приобретение только услуг по аудиту финансовой отчетности по российским стандартам бухгалтерского учета (смотрите также постановления ФАС Поволжского округа от 07.09.2007 N А55-16781/06, от 29.11.2007 N А55-3597/07).

Однако специалисты Минфина России (смотрите, например, письма Минфина России от 20.11.2009 N 03-03-06/2/227, от 13.03.2009 N 03-03-06/1/137) считают, что в соответствии с пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ в расходы включаются только затраты по аудиту отчетности, предусмотренной Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также аналогичной по составу отчетности, предусмотренной иными федеральными законами. Следовательно, положение пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ не распространяется на расходы по оказанию аудиторских услуг при проведении аудита по международным стандартам финансовой отчетности. В то же время специалисты финансового ведомства не исключают возможности учета таких расходов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, если они удовлетворяют требованиям ст. 252 НК РФ в части их экономической обоснованности.

Вместе с тем из более позднего письма Минфина России от 18.11.2011 N 03-03-06/2/178, в котором рассматривался вопрос об учете услуг повторного аудита международной консалтинговой компании в составе расходов при исчислении налога на прибыль, следует, что расходы по повторному аудиту по международным стандартам учитываются на основании пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 252 НК РФ, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.

Кроме того, при признании затрат, связанных с оплатой аудита отчетности, составленной в соответствии с МСФО, следует учитывать их соответствие критериям признания расходов, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.

Так, расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

При этом бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы (определения Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П, от 04.06.2007 N 366-О-П).

Нормы главы 25 НК РФ не предусматривают перечня документов, необходимых для подтверждения расходов налогоплательщиков на проведение аудита, в том числе отчетности, составленной по МСФО.

По нашему мнению, для документального подтверждения расходов в рассматриваемой ситуации организации целесообразно иметь: договор с аудиторской компанией или индивидуальным аудитором, соглашение между Вашей организацией и организацией-учредителем о заключении последним договора на проведение аудита, предусматривающего, в том числе аудит Вашей организации и возмещение расходов, акт выполненных работ (оказанных услуг), аудиторский отчет и аудиторское заключение.

Бухгалтерский учет

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, установлены ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99).

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) (п. 2 ПБУ 10/99).

Расходы организации, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы (п. 4 ПБУ 10/99).

Согласно п. 16 ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий: расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота; сумма расхода может быть определена; имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив, либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

При этом расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной) (п. 17 ПБУ 10/99).

На основании п.п. 5, 7 ПБУ 10/99 расходы на проведение аудита отчетности, составленной в соответствии с МСФО, можно отнести к расходам по обычным видам деятельности.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

На наш взгляд, для документального подтверждения расходов в рассматриваемой ситуации организации целесообразно иметь: договор с аудиторской компанией или индивидуальным аудитором, соглашение между Вашей организацией и организацией-учредителем о заключении последним договора на проведение аудита, предусматривающего, в том числе, аудит Вашей организации и возмещение расходов, акт выполненных работ (оказанных услуг), аудиторский отчет и аудиторское заключение.

Полагаем, что при наличии указанных документов затраты организации на проведение аудита отчетности, составленной по МСФО, могут быть учтены в составе расходов по обычным видам деятельности. При этом расходы на проведение аудита следует признавать в бухгалтерском учете на дату подписания соответствующего акта оказанных услуг (выполненных работ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Журавлев Вячеслав

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Игнатьев Дмитрий

31 августа 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Многие организации привлекают аудиторов для подтверждения достоверности своей отчетности, консультирования по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения и т. д. Стоимость качественных аудиторских услуг достаточно высока, поэтому важно правильно учитывать такие расходы. Отметим, что с 1 января 2002 года изменился порядок учета расходов на оплату услуг аудиторов в целях налогообложения прибыли. В статье мы расскажем об этих изменениях.

Общие положения

Изменения в порядке учета аудиторских услуг при налогообложении прибыли связаны со вступлением в силу главы 25 НК РФ. Отметим, что в подпункте 17 пункта 1 статьи 264 НК РФ приведена достаточно противоречивая формулировка этих затрат. Так, в целях налогообложения могут быть учтены расходы на оплату аудиторских услуг, связанных с проверкой достоверности бухгалтерской отчетности, осуществленные в соответствии с законодательством РФ.
С одной стороны, можно сделать вывод, что в расходы включаются только затраты на аудиторскую проверку, которая является обязательной. Напомним, что критерии, при которых организация подлежит обязательному аудиту, определены Законом РФ от 07.08.2001 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в редакции от 14.12.2001, далее — Закон об аудите). В этом случае расходы на проведение инициативного аудита не могут учитываться при налогообложении прибыли.
Однако иная трактовка: аудиторские услуги должны быть оказаны в соответствии с действующими законами. При этом подходе в расходы могут включаться затраты на аудит, проводимый по инициативе организации. Отметим, что в НК РФ не содержится прямого указания на то, что при налогообложении учитываются затраты только на обязательный аудит.
Обратим внимание, что все противоречия и неясности НК РФ будут толковаться в пользу организации. Поэтому, по нашему мнению, в расходы для целей налогообложения можно включать затраты на проверки, которые проводятся аудиторами, имеющими на это право.
Напомним, что до 1 января 2002 года налоговые органы зачастую требовали не учитывать при налогообложении затраты на проведение инициативного аудита. Однако это требование не следовало из подпункта "и" пункта 2 Положения о составе затрат, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (далее — Положение о составе затрат). При этом налоговые органы ссылались на письмо Минфина России от 17.08.2000 № 04-02-05/1. В нем указано, что в целях налогообложения могут учитываться только затраты на обязательный аудит. Отметим, что в этом письме не приводится обоснование такой позиции. Однако суды признавали, что неправомерно исключать затраты на инициативный аудит из себестоимости. Это отражено, например, в постановлении ФАС Поволжского округа от 04.01.2001 № А72-30082000-Л200.
Обратим также внимание, что по нашему мнению, расходы на проведение налогового аудита не могут быть учтены при налогообложении прибыли в соответствии с подпунктом 17 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Это связано с тем, что такие услуги относятся к проверке достоверности налоговой, а не бухгалтерской отчетности. Кроме того, отметим, что в статье 1 Закона об аудите приведен перечень услуг, сопутствующих аудиту. К ним, например, относятся постановка бухгалтерского учета, бухгалтерское и налоговое консультирование, анализ финансово-хозяйственной деятельности и т. д. Эти услуги не являются аудиторскими в трактовке статьи 264 НК РФ. Поэтому их можно включать в расходы и учитывать в целях налогообложения в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 264 НК РФ как консультационные услуги.

Требования к аудиторам

Деятельность по проведению аудиторских проверок отчетности может вестись только при наличии лицензии. Поэтому для отнесения затрат на аудит к расходам организация должна получить заверенную копию действующей лицензии аудиторской фирмы или индивидуального аудитора.
Отметим, что новые лицензии, выданные Минфином России в соответствии с Положением о лицензировании, действуют в течение пяти лет. В лицензии теперь не будет указываться вид аудита (общий, инвестиционный и т. д.). Вместе с тем, если лицензия на аудит старого образца была выдана до 9 сентября 2001 года, то есть до даты вступления Закона об аудите в силу, то она сохраняет свое действие до окончания срока, предусмотренного в ней.
Для правомерного проведения аудиторских проверок фирма или частный аудитор должны соответствовать отдельным требованиям, которые определены Законом об аудите и Положением о лицензировании. В частности, фирма должна иметь в штате аудитора с аттестатом, соответствующим профилю аудиторской проверки.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона об аудите, в штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты. Однако это требование начинает применяться только с 9 сентября 2003 года. Поэтому до этого срока организации могут пользоваться услугами аудиторских фирм, не имеющих в штате такого числа аудиторов.
Кроме этого, аудиторская фирма или частный аудитор должны предоставлять организациям информацию об обстоятельствах, исключающих возможность проведения их проверки. В частности, нельзя проверять организацию, если:
— руководители аудиторской фирмы являются собственниками, руководителями и главными бухгалтерами или состоят в близком родстве с этими лицами;
— аудиторская фирма владеет долей в капитале организации;
— организация является собственником аудиторской фирмы;
— организация является дочерней по отношению к предприятию, в котором собственником является аудиторская фирма;
— у организации и аудиторской фирмы есть общий собственник и т. д.
Следует учитывать, что в Законе об аудите не говорится о величине доли участия в капитале, при которой нельзя проводить аудит. Поэтому аудиторская проверка не может происходить при любой, даже символической доле участия.
Кроме того, в проверке не могут участвовать аудиторы, которые являются собственниками, руководителями и главными бухгалтерами проверяемой организации или состоят в близком родстве с этими лицами.

Пример 1
ООО "Клен" обратилось в аудиторскую фирму "Аудит и К." по вопросу проведения аудиторской проверки. В результате анализа ситуации фирма "Аудит и К." выявила, что участником ООО "Клен" является Сергеев И.Н., владеющий также 5 процентами акций фирмы "Аудит и К.".
В связи с этим аудиторская фирма направила письмо в адрес ООО "Клен", в котором указало, что имеются обстоятельства, препятствующие проведению аудита.

Обратим внимание, что при оказании аудиторскими фирмами консультационных услуг по бухгалтерскому учету и налогообложению вышеуказанных ограничений не существует.
Также отметим, что нельзя проводить аудит, если аудиторская фирма или индивидуальный аудитор* в последние три года оказывали услуги организации по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению бухгалтерской отчетности.
____
* Если к аудиторской фирме и индивидуальному аудитору применяются одинаковые требования, то в статье далее они именуются — аудитор.
____

Отметим, что если аудитор нарушит требования законодательства, то это не может иметь налоговых последствий для организации, поскольку она не несет ответственности за нарушения, допущенные ее контрагентом, которые она не может предусмотреть.
Обратим внимание, что, согласно статье 7 Закона об аудите, индивидуальные аудиторы не могут проводить проверки организаций, подлежащих обязательному аудиту. Следовательно, если аудитор проведет проверку такой организации, то она не сможет учесть стоимость аудиторских услуг при налогообложении прибыли. Обязательную ежегодную аудиторскую проверку должны проводить, в частности:
— открытые акционерные общества;
— организации и индивидуальные предприниматели, у которых выручка от реализации продукции (работ, услуг), по данным отчетности за год, превысила 500 тысяч МРОТ (за 2001 год — более 50 млн рублей) или сумма активов по балансу на конец отчетного года более 200 тысяч МРОТ (на конец 2001 года — более 20 млн рублей).
Следует также учитывать, что для муниципальных унитарных предприятий показатели выручки и стоимости активов, при которых аудит обязателен, могут быть снижены законом субъекта РФ.

Требования к проверяемой организации

Для того чтобы иметь право на осуществление проверки аудитор должен быть утвержден решением общего собрания акционеров или участников организации. Это требование содержится в статье 86 Закона РФ от 26.12.95 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в редакции от 07.08.2001, далее — Закон об АО) и статье 48 Закона РФ от 08.02.98 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в редакции от 31.12.98, далее — Закон об ООО).
Согласно статье 86 Закона об АО, размер оплаты аудиторам определяется советом директоров проверяемой организации. Если в акционерном обществе нет такого органа управления, то стоимость услуг по аудиту устанавливается общим собранием акционеров в соответствии с уставом организации.
В соответствии со статьей 33 Закона об ООО в таких организациях решение о проведении аудиторской проверки, утверждении аудитора и определении размера оплаты его услуг принимается общим собранием участников.
Обратим внимание, что для включения в расходы затрат на аудит организации следует иметь протоколы общего собрания акционеров или участников, в которых утвержден аудитор организации и определен размер оплаты его услуг. Если проводится инициативный аудит, то также должно быть решение собственников о его проведении. При этом ходатайство о целесообразности проведения аудита может быть представлено руководителем организации.

Пример 2
Общее собрание акционеров ЗАО "Корвет" (протокол № 7 от 01.03.2001) приняло решение провести аудиторскую проверку за 2001 год. Оно было принято на основании ходатайства директора. Аудитором организации утверждена фирма "Аудит и К.". Сумма оплаты услуг аудитора установлена в размере 90 000 рублей, в том числе НДС — 15 000 рублей.
ЗАО "Корвет" заключило 5 марта 2002 года договор с фирмой "Аудит и К." на проведение аудита за 2001 год. В апреле 2002 года аудиторская фирма выдала аудиторское заключение, и был подписан акт приемки-передачи услуг.
По условиям договора ЗАО "Корвет" перечисляет аванс в размере 30 000 рублей, остальная сумма оплачивается после приемки услуг.
В момент перечисления аванса ОАО "Корвет" будет сделана проводка:
ДЕБЕТ 60 субсчет "Расчеты по авансам выданным" КРЕДИТ 51
— 30 000 рублей — перечислены денежные средства аудиторской фирме.

После подписания акта выполнения услуг, в бухгалтерском учете ОАО "Корвет" операции отражены следующим образом:
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 60 субсчет "Расчеты по авансам выданным"
— 30 000 рублей — зачтена сумма выданного аванса;
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 60
— 75 000 рублей (90 000 — 15 000) — включены в себестоимость расходы на аудит;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— 15 000 рублей — выделен НДС со стоимости услуг;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
— 60 000 рублей (90 000 — 30 000) — оплачены услуги аудиторов;
ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по НДС" КРЕДИТ 19
— 15 000 рублей — предъявлен к вычету НДС.
В целях налогообложении прибыли ЗАО "Корвет" включает в расходы стоимость аудиторских услуг в сумме 75 000 рублей (90 000 — 15 000).

Проверка по инициативе одного собственника

В деятельности организации может возникать ситуация, когда один из акционеров (участников) сомневается в финансовом положении организации, показанном в отчетности. При этом он вправе требовать проведения проверки независимой аудиторской фирмой, даже если собственниками уже был утвержден аудитор.
Такая проверка в акционерном обществе может быть проведена в соответствии со статьей 103 ГК РФ в любое время по требованию акционеров, которые имеют долю в капитале 10 и более процентов. В отношении обществ с ограниченной ответственностью, статьей 91 ГК РФ установлено, что аудиторская проверка может быть проведена по требованию любого из участников, но только по итогам года.
Напомним, что в соответствии с подпунктом "и" пункта 2 Положения о составе затрат затраты на аудит, проведенный по инициативе одного из собственников организации, не учитывались при налогообложении прибыли.
С 1 января 2002 года прямого запрета для включения затрат на проверку по инициативе собственников не существует. Однако, согласно статье 48 Закона об ООО, при такой проверке услуги аудитора оплачивает участник общества, по требованию которого она проводится. Эти расходы затем могут быть ему возмещены по решению общего собрания участников общества за счет средств общества. То есть эти расходы несет собственник, а организация не обязана их возмещать. В связи с этим, по нашему мнению, расходы на возмещение стоимости аудиторской проверки, которая проводилась по требованию собственника нельзя учитывать при налогообложении прибыли.

Пример 3
ЗАО "Бриз", являющееся участником ООО "Сатурн", направило требование о проведении проверки отчетности этой организации за 2001 год. Для этого была привлечена аудиторская фирма "СН-Аудит". Ранее решением общего собрания участников ООО "Сатурн" аудитором на 2001 год была утверждена фирма "Аудит-Прогресс".
В результате аудита, проведенного фирмой "СН-Аудит", были выявлены существенные искажения отчетности за 2001 год. В связи с этим общее собрание учредителей ООО "Сатурн" приняло решение о возмещении ЗАО "Бриз" затрат на проведение аудита в сумме 60 000 рублей, в том числе НДС — 10 000 рублей за счет нераспределенной прибыли 2001 года. Эта сумма была перечислена ЗАО "Бриз".
В бухгалтерском учете ООО "Сатурн" были сделаны следующие записи:
ДЕБЕТ 84 КРЕДИТ 75
— 60 000 рублей — начислена задолженность перед ЗАО "Бриз" по возмещению расходов на проведение аудита;
ДЕБЕТ 75 КРЕДИТ 51
— 60 000 рублей — перечислены денежные средства ЗАО "Бриз".
При налогообложении прибыли ООО "Сатурн" не включает в расходы стоимость аудиторских услуг в сумме 50 000 рублей (60 000 — 10 000).

Поэтапная ежеквартальная проверка

На практике возникают ситуации, что в договоре организации с аудитором предусмотрено подтверждение годовой отчетности с проведением проверок по итогам отчетных периодов. Как правило, при этом аудиторы проверяют отчетность за 6 месяцев, 9 месяцев и за год.
В такой ситуации возникает вопрос, вправе ли организации поквартально включить в расходы, учитываемые при налогообложении, затраты по оплате услуг аудиторов. В зависимости от этого, в разные сроки можно поставить к вычету НДС, уплаченный аудитору.
Напомним, что в расходы включаются затраты на аудиторские услуги по проверке достоверности бухгалтерской отчетности. В соответствии со статьей 10 Закона об аудите официальным документом, содержащим мнение аудитора о достоверности отчетности, является аудиторское заключение. Поскольку при проведении проверки по отчетным периодам цель аудита не изменяется, то акт приемки-передачи услуг может быть подписан после представления фирмой аудиторского заключения.
Отметим, что, по нашему мнению, организация может учесть в целях налогообложения затраты по проверке отчетных периодов. Для этого за каждый период должно быть выдано аудиторское заключение, а также подписан акт об оказании услуг. Организация должна также включить условие о выдаче заключений по итогам отчетных периодов в договор оказания аудиторских услуг.

А.С. Богословский, эксперт АГ "РАДА"
Материал предоставлен Аналитической группой "РАДА"

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Аудит

Нередко фирмы пользуются услугами аудиторов. Их цена довольно высока. Поэтому важно правильно учесть такие услуги.

Бухгалтерская отчетность позволяет ее пользователям (например, собственникам) делать выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении фирмы и принимать решения.

Аудит могут проводить как аудиторские фирмы, так и индивидуальные аудиторы. Он бывает обязательный и инициативный.

Обязательный аудит проходят фирмы, указанные в пункте 1 статьи 7 Закона об аудите. Например, его не избежать:

– фирмам и частным предпринимателям, объем выручки которых за 2003 год превысил 50 миллионов рублей или сумма активов баланса на 1 января 2004 года больше 20 миллионов рублей;

– открытым акционерным обществам и т. д.

Инициативный аудит проводится по решению собственников фирмы.

Обязательный аудит могут проводить только аудиторские фирмы (п. 2 ст. 7 Закона об аудите).

Более того, если у вашей фирмы доля государственной собственности в уставном (складочном) капитале составляет не менее 25 процентов, аудит может проводить только аудиторская фирма, прошедшая открытый конкурс. Порядок его проведения установлен постановлением от 12 июня 2002 г. № 409 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита».

Отметим, что аудиторское заключение входит в состав годовой отчетности фирм, которые должны его проходить в обязательном порядке. Об этом говорится в пункте 2 статьи 13 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129–ФЗ «О бухгалтерском учете». Штраф за его непредставление установлен в статье 126 Налогового кодекса. Для фирмы он составляет 50 рублей. Помимо этого наказание за отсутствие аудиторского заключения может понести руководитель или главный бухгалтер. Согласно пункту 1 статьи 15.6 Кодекса об административных правонарушениях, штраф составляет от 300 до 500 рублей.

Также помимо аудита аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие ему услуги. Об этом говорится в пункте 5 статьи 1 Закона об аудите. Так, к ним относятся:

– постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;

– составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

– бухгалтерское, налоговое, правовое консультирование;

– анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей;

– представление фирмы или частного предпринимателя в суде по налоговым и другим спорам и т.д.

Во-первых, аудиторская фирма может проводить проверки только при наличии лицензии. На это указано в пункте 2 статьи 4 Закона об аудите. Поэтому при выборе ревизора вы можете потребовать копию этого документа. Она также пригодится при налоговой проверке. Этот документ понадобится для подтверждения включения расходов на аудиторские услуги в состав затраты и возмещения НДС по ним.

Правила лицензирования указаны в постановлении от 29 марта 2002 г. № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности». Согласно пункту 3 этого документа, лицензия выдается сроком на пять лет. Поэтому при выборе ревизоров нужно обратить на это внимание. По истечении этого срока лицензия может продлеваться на тот же период неограниченное число раз.

Однако получить лицензию могут не все аудиторские фирмы. Так, одним из условий является наличие в штате не менее пяти аудиторов, которые имеют квалификационный аттестат. Это положение стало действовать с 9 сентября 2003 года.

Во-вторых, следует проверить информацию об обстоятельствах, которые исключают возможность проведения проверки. Они указаны в статье 12 Закона об аудите. Нельзя проводить аудит, если:

– руководители и другие должностные лица аудиторской фирмы являются собственниками, руководителями или главным бухгалтером вашей фирмы;

– аудиторы состоят в родстве с должностными лицами вашей фирмы;

– аудиторская фирма или индивидуальный аудитор оказывали услуги вашей фирме по восстановлению и ведению бухгалтерского учета в течение трех лет до проведения проверки;

– аудиторская фирма владеет долей в вашем капитале;

– ваша фирма является дочерней по отношению к организации, в которой собственником является аудиторская фирма;

– у вашей фирмы и аудиторской есть общий собственник и т. д.

Следует учитывать, что в Законе об аудите не говорится о величине доли участия в капитале, при которой нельзя проводить аудит. Поэтому аудит проводить нельзя при любой, даже символической доле участия.

Скупой платит дважды. Не забывайте об этом. Гнаться за дешевизной аудиторских услуг не стоит, потому что вы можете наткнуться на аудиторскую фирму-однодневку.

Согласно статье 86 Закона об акционерных обществах, размер оплаты аудиторам определяется советом директоров проверяемой организации. Если его нет, то стоимость услуг по аудиту устанавливается общим собранием акционеров в соответствии с уставом организации.

В обществах с ограниченной ответственностью решение о размере оплаты услуг аудиторов принимается общим собранием участников. Об этом говорится в подпункте 10 пункта 2 статьи 33 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.

Обратим внимание, что для включения в расходы затрат на аудит организации следует иметь протоколы общего собрания акционеров или участников, в которых утвержден аудитор организации и определен размер оплаты его услуг.

Если проводится инициативный аудит, то также должно быть решение собственников о его проведении. При этом ходатайство о целесообразности проведения аудита может поступить от руководителя фирмы.

Все операции, которые проводит фирма, должны оформляться оправдательными документами. Требования к их реквизитам установлены в пункте 13 Положения по ведению бухгалтерского учета. Оно утверждено приказом Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н.

Следовательно, чтобы включить в затраты расходы на аудит в бухгалтерском учете фирме нужно иметь:

– протокол собрания участников, в котором зафиксировано решение о проведении аудиторской проверки, утверждена аудиторская фирма и размер оплаты услуг;

– договор с аудиторской фирмой;

– копия ее лицензии;

– акт выполненных услуг;

– документы, подтверждающие факт оплаты.

Такие затраты отражают в составе расходов по обычным видам деятельности.

Расходы на аудиторские услуги учитываются на затратных счетах 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и т. д.

В налоговом учете аудиторские услуги относятся к прочим расходам. Это указано в подпункте 17 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.

Отметим, что эта формулировка несколько расплывчата. Некоторые налоговые инспекторы не принимают расходы по инициативному аудиту. Они считают, что уменьшить облагаемую налогом прибыль могут только расходы на обязательный аудит.

Однако в Налоговом кодексе нет прямого указания на то, что при обложении прибыли учитываются только затраты на обязательный аудит. Кроме того, согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса, все неустранимые сомнения, неясности законодательства о налогах и сборах будут толковаться в пользу фирмы.

Пример

Общее собрание акционеров ОАО «Спорт» (протокол № 2 от 12 января 2004 г.) приняло решение провести аудиторскую проверку за 2003 год. Основание – пункт 1 статьи 7 Закона об аудите. Аудитором организации утверждена фирма «Аудит». Сумма оплаты услуг аудитора установлена в размере 118 000 руб., в том числе НДС – 18 000 руб.

ОАО «Спорт» заключило 14 января 2004 года договор с фирмой «Аудит» на проведение проверки за 2003 год. В марте 2004 года аудиторская фирма выдала аудиторское заключение и организации подписали акт приемки-передачи услуг.

По условиям договора ОАО «Спорт» перечисляет аванс в размере 50 000 руб., остальная сумма оплачивается после приемки услуг.

В момент перечисления аванса в бухгалтерском учете ОАО «Спорт» будет сделана проводка:

Дебет 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» Кредит 51

– 50 000 руб. – перечислены денежные средства аудиторской фирме.

После подписания акта выполнения услуг, бухгалтер «Спорта» отразит операции следующим образом:

Дебет 60 Кредит 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным»

– 50 000 руб. – зачтена сумма выданного аванса;

Дебет 26 Кредит 60

– 100 000 руб. (118 000 – 18 000) – включены в себестоимость расходы на аудит;

Дебет 19 Кредит 60

– 18 000 руб. – выделен НДС со стоимости услуг;

Дебет 60 Кредит 51

– 68 000 руб. (118 000 – 50 000) – оплачены услуги аудиторов;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 18 000 руб. – предъявлен к вычету НДС.

В целях налогообложения прибыли ОАО «Спорт» включает в расходы стоимость аудиторских услуг в сумме 100 000 руб. (118 000 – 18 000).

–конец примера–

Процесс обязательного аудита отчетности и направления в ИФНС его итога — аудиторского заключения — остается прежним. Однако с 2021 года стали действовать поправки, касающиеся критериев обязательной аудиторской проверки (Федеральный закон от 29.12.2020 № 476-ФЗ (далее — Закон № 476-ФЗ)). Поговорим об изменениях подробнее и разберемся, как аудироваться не для отчета, а для выгоды.

Критерии обязательного аудита в 2021 году

Обязательный аудит — это независимая проверка финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которую нельзя избегать. Т.е. в нормативных правовых актах есть правило проводить аудиторский контроль в обязательном порядке. Но распространяется оно не на все организации, а только на те, которые соответствуют заданным критериям. Цель такого аудита — подтвердить корректность учета и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» с последующими изменениями (далее — Закон № 307-ФЗ) приводятся критерии обязательного аудита. Каждый год подтверждать бухгалтерскую отчетность должны:

  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг; бюро кредитных историй;
  • фонды (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда), если к ним за предшествующий отчетному период, пришло имущества больше, чем на 3 млн руб.
  • юридические лица с доходом более 800 млн руб. за год, который был перед отчетным, или если в указанном году балансовые активы на 31 декабря составляли более 400 млн руб. (кроме органов власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, ГУПов и МУПов, с/х кооперативов, организаций потребкооперации).

­Однако Закон № 307-ФЗ не дает закрытого списка компаний, которые обязаны проводить аудит. Ситуации, когда аудит является обязательным, также предусматриваются и в других законах федерального уровня. На это прямо указано в ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Подробнее поясним указанное нововведение ниже.

­Посмотрим, что в 2021 году поменялось в критериях обязательного аудита — характеристиках, которые должны быть у организации, чтобы аудит стал для нее неизбежным.

Повышены «стоимостные» критерии обязательного аудита отчетности

­2021-ый год — революционный в аспекте аудита для субъектов малого предпринимательства. С 2021 года поменялись предполагающие обязательный аудит пороги дохода компании и активов в году, который был перед отчетным (статья 5 Закона № 307-ФЗ (ст. 1 Закона № 476-ФЗ)). Критерии доходов для проведения обязательного аудита увеличили до показателя максимального дохода субъектов малого предпринимательства — до 800 млн. руб.

­Иными словами подавляющая часть (НЕ все!) субъектов малого предпринимательства (доходы не более 800 млн. рублей в год, а средняя численность работников 100 и менее человек) не попадают под обязательный аудит.

­Однако с учетом текущей ситуации в налоговом контроле ценность аудита для СМП не снижается, т.к. он входит в комплекс эффективного и осмотрительного сопровождения бизнеса.

­Без аудита невозможно быть уверенным в корректности отчетности и оптимальном налогообложении. Потому что даже супер опытные и добросовестные бухгалтеры могут упустить какой-то момент, который будет иметь значение для важных финансовых показателей фирмы. В процессе аудита можно выявить не только опасности, но и резервы проверяемого субъекта.

­Пример 1. Учредитель кондитерской компании выбрал обязательный аудит с дополнительной задачей — выявить основание нехватки денежных средств в фирме при наличии прибыли. В результате компании удалось получить свободную денежную массу в размере не менее 100 млн руб. и предупредить бессмысленное утекание денег в будущем, оптимизировав бизнес-процессы.

­При расчете измененных критериев аудита важно увидеть нюансы. Следует обратить внимание, что раньше по ст. 5 Закона № 307-ФЗ учитывался размер выручки, а теперь речь идет о доходе, который фиксируется в налоговом учете.

­В «налоговые» доходы включаются не только доходы от реализации, но и внереализационные доходы. При этом учитываются доходы по всем налоговым режимам. Таким образом, не стоит сразу забывать об аудите, если выручка «не достает» до обозначенного в изменениях уровня. Особенно когда внереализационные доходы значительны.

­У компаний без спецрежимов налогообложения для обязательного аудита за 2020 год «доход» рассчитывается по итогам 2019 года так: строка 010 + строка 020 Листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль за 2019 год.

Перечень обязанных организаций больше не ограничен одним Законом

Ранее достаточно было заглянуть в ст. 5 Закона № 307-ФЗ и узнать, нужен ли аудит? Теперь ничего не упустить сложнее. С 2021 года помимо корректировок в условиях по доходам и активам баланса, скорректирован сам состав ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Прежде она содержала закрытый список случаев, когда будет обязательный аудит. Сегодня в статье нет условий, которые присутствуют в иных нормативных правовых актах + в наличии прямая отсылка, что применяются правила об обязательном аудите, прописанные в законах федерального уровня.

акционерных обществ регламентируется п. 3 ст. 88 Федерального закона «Об акционерных обществах»;

банков, их групп и холдингов регламентируется ст. 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;

страховщиков регламентируется ст. 29 Закона об организации страхового дела в РФ и др.

­Пример 2: Акционерное общество подходит под СМП (доход за прошлый период — 60 млн руб., а средняя численность персонала — 92 человека), но ему все равно придется заказывать обязательный аудит, т.к проведение аудита АО предусмотрено федеральным законом (Информационное сообщение Минфина РФ от 11 января 2021 г. № ИС-аудит-37).

­Для удобства получения ответа на вопрос: есть ли у вашей организации обязанность организовывать аудит в непреложном порядке, рекомендуем обратиться к списку случаев, в которых он требуется. Этот список публикует Минфин РФ ежегодно.

­Перечень по обязательному аудиту отчетности за 2020 год включает 75 позиций; в предыдущем было 73 позиции (Информационное сообщение Минфина 20.01.2021 № ИС-аудит-39).

­"Новички" обязательного аудита:

  • организации по управлению правами на коллективной основе, получившие государственную аккредитацию (пункт 60);
  • специальные фонды, созданные в качестве юридических лиц организацией по управлению правами на коллективной основе, получившие государственную аккредитацию (пункт 61).

Если сомневаетесь, правильно ли решили, что аудит для вас обязателен/не обязателен, волнуетесь не закреплен ли в каком-то законодательном акте новый критерий как раз «под вашу компанию» — обратитесь к аудиторам. Они помогут сориентироваться.

Сужен перечень НКО, подлежащих обязательному аудиту

Ранее любым фондам (за исключением международных) законодательство не оставляло другого пути, как заказывать аудит годовой отчетности. В соответствии с последними изменениями с 2021 года проведение аудита необязательно также для (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ в новой редакции):

  • государственных внебюджетные фонды, специализированных организаций управления целевым капиталом;
  • иных фондов, у которых в году перед отчетным поступило имущества (включая деньги) 3 млн руб. и менее.

Остальным НКО необходимо заказывать и проводить аудит.

Кто продолжит проходить обязательную аудиторскую проверку, несмотря на изменения

Вышеописанные поправки (Закон № 476-ФЗ) стали действовать с начала 2021 года, они касаются, в т.ч. отчетности за 2020 год. Но закон обозначает и переходные моменты: случаи, в которых компания, вроде как, и не обязана аудироваться с учетом последних поправок, но аудиторское заключение от нее все-таки потребуется. Эти положения ответят на распространенный вопрос: «А как быть, если аудит уже идет?».

Если до 1 января 2021 года аудит фактически начался (аудиторы вышли на проверку за 2020 год и т.д.), то бухгалтерская отчетность этих компаний за 2020 год требует обязательного аудита. Для них будет действовать прежняя редакция Закона об аудиторской деятельности. Следовательно, им придется закончить проверку и получить аудиторское заключение (п. 2 ст. 2 Закона от 29.12.2020 № 476-ФЗ).

Пример 3: ООО «Успешная фирма» получила от реализации за 2019 год доход в размере 490 млн руб. Директор подписал договор на обязательный аудит отчетности за 2020 год в мае 2020 года. До конца ноября 2020 года закончился первый этап аудиторской проверки. «Налоговые» доходы ООО «Успешная фирма» за 2019 год составили 530 млн руб., т.е. ниже вновь принятого «доходного» условия (800 млн руб.). Но несмотря на это ООО «Успешная фирма» должно пройти до конца аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год. Для этой компании применительно к отчетности за 2020 год будут применяться прежние критерии (400 млн руб. по выручке и 60 млн руб. по активам баланса).

Аналогично с условиями для НКО. На них тоже распространяется принцип «не бросать начатое на полдороги».

Пример 4: Фонд «Дружба» (не являющийся международным) согласно прежней редакции Закона об аудиторской деятельности должен был проводить аудит за 2020 год. Руководитель подписал соответствующий контракт с аудиторской фирмой, которая завершила первый этап аудиторской проверки до конца 2020 года. Размер целевых поступлений от учредителей, добровольных имущественных взносов и пожертвований фонда «Дружба» за 2019 год был 2,5 млн руб. Но несмотря на то, что это менее «свежего» условия проведения обязательного аудита для НКО в форме фондов (3 млн руб.), фонд «Дружба» должен закончить начатый аудит. Применительно к отчетности фонда «Дружба» за 2020 год должны применяться прежние условия (организация не является международным фондом, размер целевых поступлений значения не имеет).

Если ваша фирма попала под «переходные положения», не спешите расстраиваться и думать о несправедливости: вроде как освободили от аудита, а все равно проводить придется. Вы, наоборот, приобретете дополнительные преимущества от работы с аудиторами, по сравнению с компаниями, которые остались без аудита. В частности, для главных бухгалтеров положительное аудиторское заключение подтверждает их правомерные действия по ведению учета и составлению отчетности, т.е. позволяет им «спать спокойно». Для руководителей и собственников аудит — это возможность убедится в компетенции бухгалтерии и отсутствии рисков для них и компании, а также в сохранности активов компании.

Компаниям, чьи показатели критериев обязательного аудита позволяют им отказаться от его проведения, также стоит задаться вопросом, целесообразно ли поддаваться соблазну отсутствия «обязаловки» и отказываться от аудита?

Обязательность и целесообразность — разные вещи. И то, что обязательный аудит для малого бизнеса больше не требуется по законодательству, не означает его бесполезность с точки зрения безопасности и выгоды. Мы уже останавливались на этом подробно в статье.

Сегодня многие наши клиенты, для которых аудит перестал быть обязательным, не спешат от него отказываться. Ведь для дальновидного предпринимателя аудит — это не траты, а инвестиции.

«Бумажка для проверяющих» — это далеко не единственное предназначение аудита. Основная польза аудита — убедиться, что:

  • существенные ошибки в вашем учете отсутствуют;
  • новости о поправках в нормативные правовые акты учтены, важные документы и имущество в наличии, по проведению инвентаризации и ее результатам нет вопросов;
  • размер чистой прибыли рассчитан верно, дивиденды начислены и выплачены в полном объеме;
  • принимаются правильные решения, которые идут на пользу компании и учредителям, ведь всегда можно оперативно посоветоваться с аудиторами, налоговыми консультантами и юристами, сопровождающими проверку. Они всегда помогут сориентироваться в применении новых ФСБУ, изменениях в НК РФ, вопросах валюты и др.

Разве после отмены обязательного аудита все это потеряет актуальность?

Кроме того, наличие аудиторского заключения дает дополнительные конкурентные и инвестиционные преимущества:

как и ранее, отчетность, по которой есть аудиторское заключение (АЗ) имеет совершенно другой статус для внешних пользователей — вызывает больше доверия к показателям отчетности, деятельности компании в целом (многие крупные партнеры требуют от более мелких АЗ по бухгалтерской отчетности в качестве подтверждения их благонадежности);

в тяжелой ситуации, связанной с пандемией, многие компании обращаются в кредитные организации, там всегда требуется АЗ к отчетности;

не останавливается работа по заключению договоров в рамках проведения тендеров — как правило при участии в тендерах требуется АЗ.

­Таким образом, даже если законодательство больше не требует от вашей компании проведение аудита, имеет смысл заказать инициативный аудит по индивидуальному техническому заданию. Кстати, не обязательно ограничиваться только проверкой бухгалтерского учета и отчетности. Чтобы получить больше пользы, можно поставить и иные задачи: проверка налогов и многое другое.

­Кейсы покажут на конкретных примерах реальную выгоду расширенного аудита для бизнеса.

Проведение аудита и представление аудиторского заключения

Обязательный аудит включает: подготовку к аудиту, его непосредственное проведение, оформление и передачу заключения заказчику. Подробно о нюансах проведения обязательного аудита АО мы писали в отдельной статье.

­Аудиторское заключение может дать только аудиторская организация — член СРО (член Ассоциации «Содружество» (СРО ААС)), которая работает по Международным стандартам аудита. В ходе обязательного аудита используется 48 международных стандартов (Приказ Минфина от 9 января 2019 года № 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»).

Аудиторское заключение, полученное в результате обязательного аудита, необходимо предоставить в ФНС вместе с отчетностью или в срок: не позднее 10 рабочих дней с даты, следующей за датой аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, который идет за годом, по которому составляется отчетность (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ). Форма предоставления: электронная. Таким образом, аудиторское заключение за 2020 год может быть отправлено до 31 декабря 2021 года включительно, но затягивать с аудитом нецелесообразно.

Для организаций, подлежащих обязательному аудиту, будет полезно не просто «проаудироваться» и получить аудиторское заключение до конца календарного года. Гораздо лучше заказать аудит отчетности таким образом, чтобы можно было успеть скорректировать отчетность по результатам аудита (по нашему опыту это требуется достаточно часто) и подать в налоговый орган «уточненку». После утверждения отчетности собственниками исправлять ее нельзя. Исходя из этого, обязательный аудит нужен до того, как состоится годовое собрание собственников (акционеров). Напомним, для ООО срок проведения общего собрания до 30 апреля, а для АО — до 30 июня.

Условия, порядок и сроки представления финансовой отчетности и аудиторского заключения см. в приказах ФНС от 13.11.2019 №ММВ-7-1/569@ и от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@.

Ответственность за неисполнение обязанностей, вытекающих из аудита

Если обязанность предоставить аудиторское заключение есть, а само аудиторское заключение не было предоставлено или было предоставлено позже нормативных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности. Штрафы:

  • для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
  • для должностных лиц — от 300 до 500 руб.

­Если проверка контролирующих органов выявит, что аудит не был проведен (хотя для соответствующего юридического лица он был обязательным), то составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:

  • если в первый раз обнаружили, что аудита не было — от 5000 до 10 000 руб.;
  • если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.

Если заключение не будет представлено во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), то ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:

  • от 2000 до 4000 руб. для граждан;
  • от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
  • от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.

Подробно на эту тему с реальными кейсами мы писали ранее в статье.

Аудит в 2021 году: для отчета или для выгоды?

Многие компании используют аудит для отчета, в то время как другие — уже давно осознали, что аудит — это не бестолковая формальность, а новые возможности. Как одна и та же услуга может быть такой разной? Ответ в подходе заказчиков к аудиторским услугам.

Ряд компаний, заказывая аудит, ожидают всего лишь получить аудиторское заключение, которое требует закон. И, соответственно, его получают. Только его. В то время как другие ставят задачу глубокой и качественной проверки с выявлением рисков и резервов, чтобы потом можно было не бояться прихода контролирующих органов и извлечь дополнительную выгоду. Последняя позиция, как никогда, соответствует сегодняшним реалиям: «растущим аппетитам» налоговиков и непростой экономической обстановке в стране, вызванной пандемией.

«Стандартный» аудит бухучета и отчетности в 2021 году в плане пользы для бизнеса существенно уступает системному комплексному аудиту. Последний предполагает:

  • выполнение расширенного техзадания: скрупулезная проверка не только бухучета, но и налогов;
  • широкую выборку документов для проверки: 85% (при «стандартном» аудите, как правило, менее 50%);
  • поэтапное проведение проверки в течение года — позволяет устранить ошибки «в моменте», не дожидаясь претензий контролирующих органов;
  • защиту от претензий налоговых органов — налоговые юристы в течение 3-х лет с момента окончания проверяемого периода будут представлять интересы по вопросам, возникающим у ИФНС по этому периоду, в т.ч. в суде;
  • страховку от налоговых рисков (рекомендации экспертов и риски невыявления налоговых ошибок застрахованы Ингосстрах) — мало кто из аудиторских компаний готов предложить страховку от налоговых претензий. Это могут сделать только те, кто уверен в качестве проверки и профессионализме своих сотрудников. Более того, в этом должна быть уверена и страховая компания, предоставляющая страховку.

Да, системный комплексный аудит несколько дороже «стандартного». Но он обеспечивает порядок в финансово-хозяйственной деятельности компании, оптимальную работу бухгалтерии с выявленными резервами и защитой от финансовых потерь. При проведении аудита и устранении налоговых рисков его стоимость окупится в разы. Компания не будет привлекать внимание налоговых органов наличием ошибок в отчетности, а собственники и руководители будут уверены, что им не грозит субсидиарная и уголовная ответственность за налоговые долги юридического лица.

Любовь Печерская

Понятие аудиторской деятельности дано в п. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в ред. от 21.11.2011 г.) (далее - Закон N 307-ФЗ). Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) представляет собой деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемую аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

В соответствии с п. 4. ст. 1 Закона N 307-ФЗ перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности. Согласно п. 4 Правила (стандарта) N 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами», утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. N 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (в ред. от 22.12.2011 г.) к сопутствующим аудиту услугам относятся обзорные проверки, согласованные процедуры и компиляция финансовой информации.

Аудит в организациях может проводиться как на добровольной, так и на обязательной основе. Обязательный аудит проводится ежегодно в следующих случаях:

  • если организация имеет организационно-правовую форму ОАО;
  • если ценные бумаги организации допущены к обращению на организованных торгах;
  • если организация является кредитной организацией; бюро кредитных историй; организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг; страховой организацией; клиринговой организацией; обществом взаимного страхования; организатором торговли; негосударственным пенсионным или иным фондом; акционерным инвестиционным фондом; управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • если объем выручки от продажи товаров (работ, услуг) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб.;
  • если организация представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • в иных случаях, установленных федеральными законами.

В остальных случаях по решению собственников организации может проводиться инициативный (добровольный) аудит.

Аудиторская организация в обязательном порядке должна являться членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (СРО) (в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона N 307-ФЗ аудиторская организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность только с даты внесения сведений об этой организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций СРО, членом которой такая организация является).

Первичным документом, подтверждающим оказание аудиторских услуг является акт об оказании услуг.

В соответствии с заключенным договором, аудиторская проверка может проводится за отчетный год, как после окончания соответствующего отчетного года, так и поэтапно, например за 1 (2, 3, 4) квартал, или за 1 полугодие (9 месяцев) и соответственно 2 полугодие (4 квартал). В последних случаях по завершении каждого этапа проверки аудиторская организация выдает организации - клиенту акт оказанных услуг по соответствующему этапу.

Налоговый учет

Согласно пп. 17 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ расходы организации на аудиторские услуги относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией. Каких - либо ограничений и исключений указанная норма не содержит. Таким образом, расходы организаций на проведение обязательного и инициативного (добровольного) аудита учитываются при налогообложении прибыли.

Следует отметить, что спорным является вопрос учета расходов на подготовку и аудит отчетности по международным стандартам у организаций, которые не обязаны вести такую отчетность. НК РФ не содержит разъяснений по данному вопросу. Официальная позиция заключается в том, что налогоплательщики могут учитывать расходы на ведение отчетности по МСФО, а также на аудит такой отчетности, если это является необходимым условием для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (Письмо Минфина России от 04.09.2012 г. N 03-03-06/1/462).

В соответствии с пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления прочих расходов (в виде расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги)) признается одна из следующих дат:

  • дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
  • дата предъявления документов, служащих основанием для произведения расчетов (например, акта об оказании услуг);
  • последнее число отчетного (налогового) периода, к которому относятся расходы.

В соответствии со ст. 313 НК РФ конкретную дату признания расходов организация вправе установить в своей учетной политике для целей налогообложения.

Как правило, в соответствии со своей учетной политикой, расходы на проведение аудиторской проверки большинство организаций отражают в налоговом учете на дату акта.

Бухгалтерский учет и НДС

В соответствии с п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 г. N 33н (в ред. от 27.04.2012 г.) в бухгалтерском учете затраты организации на проведение аудита отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности.

По общему правилу расходы на проведение аудита признаются в том отчетном периоде, в котором были произведены (т. е. на дату подписания акта об оказании услуг), независимо от факта оплаты (п. 18 ПБУ 10/99).

Сумму НДС по аудиторским услугам организация имеет право принять к налоговому вычету в общеустановленном порядке на основании пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ при выполнении условий, указанных в п. 1 ст. 172 НК РФ.

НАПРИМЕР

В сентябре 2012 г. ООО «Лето» заключило с аудиторской организацией договор на проведение инициативной аудиторской проверки бухгалтерской отчетности за 2012 г. Общая стоимость аудиторских услуг - 708 000 руб. (в том числе НДС - 108 000 руб.). По условиям договора аудит проводится в 2 этапа.

  • 1 этап – проверка 9 месяцев 2012 г. - была проведена с 5 по 16 ноября 2012 г., стоимость услуг по 1 этапу – 531 000 руб. (в т.ч. НДС – 81 000 руб.), по окончании проверки выдан акт оказанных услуг по 1 этапу от 16.11.2012 г. и счет – фактура от 16.11.2012 г.
  • 2 этап – проверка 4 квартала 2012 г. - была проведена с 11 по 15 марта 2013 г., стоимость услуг по 2 этапу – 177 000 руб. (в т.ч. НДС – 27 000 руб.), по окончании проверки выдан акт оказанных услуг по 2 этапу от 15.03.2013 г., счет – фактура от 15.03.2013 г. и аудиторское заключение за 2012 г.

По условиям договора в сентябре 2012 г. заказчик перечислил исполнителю аванс в размере 60 % от общей стоимости услуг в сумме 424 800 руб. (в т.ч. НДС - 64 800 руб.). На сумму аванса аудиторской организацией был выдан счет-фактура от 30.09.2012 г.

Окончательный расчет произведен после представления аудиторского заключения и подписания акта об оказании аудиторских услуг по 2 этапу. Сумму 283 200 руб. (в т.ч. НДС – 43 200 руб.) заказчик перечислил 18 марта 2013 г.

В соответствии с учетной политикой организации для целей налогообложения датой осуществления прочих расходов признается дата акта об оказании услуг.

!Аудит
!Аудит

Сентябрь 2012 г.

Дт.76 (субсчет «Расчеты с контрагентами») Кт.51 – 424 800 руб. - перечислен аванс аудиторской организации;

Дт. 68 Кт.76 (субсчет «Расчеты по НДС») - 64 800 руб. - принят к вычету НДС с суммы уплаченного аванса (п. 9 ст. 172 НК РФ).

Дт. 20 (44) Кт. 76 (субсчет «Расчеты с контрагентами») - 450 000 руб. - учтены затраты на аудиторские услуги. В ноябре 2012 г. в налоговом учете ООО «Лето» отражены 450 000 руб. в составе прочих расходов;

Дт. 19 Кт. 76 (субсчет «Расчеты с контрагентами») - 81 000 руб. - отражена сумма НДС, предъявленная аудиторской организацией;

Дт. 68 Кт. 19 - 81 000 руб. - принят к вычету НДС;

Дт. 76 (субсчет «Расчеты по НДС») Кт. 68 - 64 800 руб. - восстановлена к уплате в бюджет сумма НДС, ранее принятая к вычету с аванса.

Дт. 20 (44) Кт. 76 (субсчет «Расчеты с контрагентами») - 150 000 руб. - учтены затраты на аудиторские услуги; В марте 2013 г. в налоговом учете ООО «Лето» отражены 150 000 руб. в составе прочих расходов;

Дт. 19 Кт. 76 (субсчет «Расчеты с контрагентами») – 27 000 руб. - отражена сумма НДС, предъявленная аудиторской организацией;

Дт. 68 Кт. 19 - 27 000 руб. - принят к вычету НДС;

Дт.76 (субсчет «Расчеты с контрагентами») Кт.51 – 283 200 руб. - перечислена аудиторской организации задолженность за оказанные услуги.

Читайте также: