Налоговая потеряла платеж что делать

Опубликовано: 24.04.2024

rozysk_platezha.jpg


Похожие публикации

Каждый налогоплательщик может попасть в следующую ситуацию: он перечислил сумму налога в бюджет, но до налоговой инспекции деньги так и не дошли, и образовалась задолженность. Как следствие этого, сотрудники ИФНС обвинили налогоплательщика в несвоевременной уплате суммы налога, начислив пени и выставив требование. Можно ли в таком случае доказать свою правоту? Как разыскать платеж и погасить задолженность? Как написать письмо в налоговую о розыске платежа? Об этом далее.

Почему платеж потерялся?

Основные причины «потери» перечисленных в бюджет денег:

Налогоплательщик неверно указал один из реквизитов в платежном поручении.

Сотрудник банка допустил ошибку при обработке платежного поручения.

Далее приведем реквизиты платежного поручения, ошибки в которых приведут к тому, что перечисленные деньги «зависнут» в казначействе как невыясненные поступления:

ИНН и КПП инспекции;

счет УФК, наименование банка;

Когда можно уточнить ошибочно указанные реквизиты, а когда – нет?

При некоторых ошибках в платежном поручении перечисленные деньги дойдут до ИФНС и внебюджетных фондов, но они не смогут разнести их в карточку расчетов организации с бюджетом. Потребуется уточнение реквизитов. Уточнить можно следующие данные:

ИНН и КПП получателя или отправителя;

номер или дата документа-основания.

Совсем по-другому обстоят дела, если налогоплательщик неверно указал номер счета Федерального казначейства или название банка получателя. Ошибки в этих реквизитах ведут к непризнанию обязанности по уплате налога исполненной, поскольку деньги не попадают на необходимый счет (п. 4 ст. 45 НК РФ). Алгоритм действий налогоплательщика в таком случае будет следующим:

вновь перечислить платеж, но уже с правильными реквизитами;

уплатить начисленные пени;

подать в налоговую службу заявление о возврате (или зачете) денежных средств, уплаченных по неверным реквизитам.

Что следует предпринять налогоплательщику, если платеж потерялся?

Прежде всего нужно запросить сверку расчетов с бюджетом, например, в виде Справки о состоянии расчетов. Результаты сверки могут быть оформлены и актом, подписанным налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налоговой службы. Получение акта сверки расчетов позволит налогоплательщику оперативно реагировать на возникновение разногласий с ИФНС.

платежное поручение на уплату налога,

выписка из банка.

Если платежка была оформлена в бумажном виде – следует приложить экземпляр, имеющий отметку банка (штамп учреждения и подпись оператора, проводившего операцию). Если же платежное поручение оформлялось в электронной форме – к письму в ИФНС надо приложить его распечатку и уведомление банка о приеме платежки к исполнению (обязательно должна быть указана дата приема).

Как составить письмо в ИФНС

Письмо в налоговую о розыске платежа не имеет установленной законодательством формы. Чаще всего его составляют в произвольной форме на фирменном бланке или на обычном листе формата А4. Письмо должно содержать стандартные реквизиты деловой документации.

Структура документа следующая:

«Шапка». Здесь указывают название налоговой инспекции, ее адрес, также в «шапке» документа следует прописать наименование организации, отправившей письмо, ее юридический адрес, ИНН, КПП, ОГРН.

Основная часть. Здесь надо подробно изложить суть проблемы: когда именно платежное поручение было передано на исполнение и в какой форме. Также надо указать сумму платежа и реквизиты платежного поручения, которым перечислялся налог. После этого надо в вежливой форме обратиться с просьбой разыскать пропавший платеж.

В заключительной части указывают, какие документы приложены к письму в качестве подтверждения.

Документ должен подписать руководитель организации-отправителя. Также можно поставить печать юридического лица.

Особенности предоставления письма

Законодательство официально не регламентирует, каким именно способом письмо должно быть передано в ИФНС. Налогоплательщики имеют право предоставить документ следующими способами:

лично принести в налоговую инспекцию;

передать через представителя, предварительно оформив доверенность;

Лучше всего предоставить письмо с прилагающимися документами непосредственно в налоговый орган, тогда на нем сразу будет поставлена отметка о принятии инспекцией.

Сотрудники налоговой инспекции в 30-дневный срок должны рассмотреть письмо и разыскать платеж. При необходимости будет проведена сверка расчетов с налогоплательщиком. Если налоговая служба примет положительное решение – платеж уточнят на дату фактической уплаты налога, а начисленные пени аннулируют.

Если ИФНС после получения всех необходимых документов признает обязанность по уплате налога неисполненной – налогоплательщик может попытаться обжаловать это решение сначала в вышестоящей налоговой инспекции, а затем в арбитражном суде.

Каждый налогоплательщик может попасть в следующую ситуацию: он перечислил сумму налога в бюджет, но до налоговой инспекции деньги так и не дошли, и образовалась задолженность. Как следствие этого, сотрудники ИФНС обвинили налогоплательщика в несвоевременной уплате суммы налога, начислив пени и выставив требование. Можно ли в таком случае доказать свою правоту? Как разыскать платеж и погасить задолженность? Как написать письмо в налоговую о розыске платежа? Об этом далее.

Почему платеж потерялся?

Основные причины «потери» перечисленных в бюджет денег:

- Налогоплательщик неверно указал один из реквизитов в платежном поручении.

- Сотрудник банка допустил ошибку при обработке платежного поручения.

Далее приведем реквизиты платежного поручения, ошибки в которых приведут к тому, что перечисленные деньги «зависнут» в казначействе как невыясненные поступления:

  • наименование получателя;
  • ИНН и КПП инспекции;
  • счет УФК, наименование банка;
  • КБК;
  • код ОКТМО.

Когда можно уточнить ошибочно указанные реквизиты, а когда – нет?

При некоторых ошибках в платежном поручении перечисленные деньги дойдут до ИФНС и внебюджетных фондов, но они не смогут разнести их в карточку расчетов организации с бюджетом. Потребуется уточнение реквизитов. Уточнить можно следующие данные:

  • КБК;
  • ИНН и КПП получателя или отправителя;
  • ОКТМО;
  • назначение платежа;
  • статус налогоплательщика;
  • основание платежа;
  • налоговый период;
  • номер или дата документа-основания.

Совсем по-другому обстоят дела, если налогоплательщик неверно указал номер счета Федерального казначейства или название банка получателя. Ошибки в этих реквизитах ведут к непризнанию обязанности по уплате налога исполненной, поскольку деньги не попадают на необходимый счет (п. 4 ст. 45 НК РФ). Алгоритм действий налогоплательщика в таком случае будет следующим:

  • вновь перечислить платеж, но уже с правильными реквизитами;
  • уплатить начисленные пени;
  • подать в налоговую службу заявление о возврате (или зачете) денежных средств, уплаченных по неверным реквизитам.

Что следует предпринять налогоплательщику, если платеж потерялся?

Прежде всего нужно запросить сверку расчетов с бюджетом, например, в виде Справки о состоянии расчетов. Результаты сверки могут быть оформлены и актом, подписанным налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налоговой службы. Получение акта сверки расчетов позволит налогоплательщику оперативно реагировать на возникновение разногласий с ИФНС.

  • платежное поручение на уплату налога,
  • выписка из банка.

Если платежка была оформлена в бумажном виде – следует приложить экземпляр, имеющий отметку банка (штамп учреждения и подпись оператора, проводившего операцию). Если же платежное поручение оформлялось в электронной форме – к письму в ИФНС надо приложить его распечатку и уведомление банка о приеме платежки к исполнению (обязательно должна быть указана дата приема).

Как составить письмо в ИФНС

Письмо в налоговую о розыске платежа не имеет установленной законодательством формы. Чаще всего его составляют в произвольной форме на фирменном бланке или на обычном листе формата А4. Письмо должно содержать стандартные реквизиты деловой документации.

Структура документа следующая:

  • «Шапка». Здесь указывают название налоговой инспекции, ее адрес, также в «шапке» документа следует прописать наименование организации, отправившей письмо, ее юридический адрес, ИНН, КПП, ОГРН.
  • Основная часть. Здесь надо подробно изложить суть проблемы: когда именно платежное поручение было передано на исполнение и в какой форме. Также надо указать сумму платежа и реквизиты платежного поручения, которым перечислялся налог. После этого надо в вежливой форме обратиться с просьбой разыскать пропавший платеж.
  • В заключительной части указывают, какие документы приложены к письму в качестве подтверждения.

Документ должен подписать руководитель организации-отправителя. Также можно поставить печать юридического лица.

Особенности предоставления письма

Законодательство официально не регламентирует, каким именно способом письмо должно быть передано в ИФНС. Налогоплательщики имеют право предоставить документ следующими способами:

Лучше всего предоставить письмо с прилагающимися документами непосредственно в налоговый орган, тогда на нем сразу будет поставлена отметка о принятии инспекцией.

Сотрудники налоговой инспекции в 30-дневный срок должны рассмотреть письмо и разыскать платеж. При необходимости будет проведена сверка расчетов с налогоплательщиком. Если налоговая служба примет положительное решение – платеж уточнят на дату фактической уплаты налога, а начисленные пени аннулируют.

Если ИФНС после получения всех необходимых документов признает обязанность по уплате налога неисполненной – налогоплательщик может попытаться обжаловать это решение сначала в вышестоящей налоговой инспекции, а затем в арбитражном суде.

От ситуации, когда добросовестный налогоплательщик представил платежное поручение, а банк не смог или не захотел его исполнить, застрахованными могут считать себя лишь клиенты нескольких банков, которых, несмотря на акционирование, по привычке называют государственными. К тому же существенно ужесточилась политика Банка России по отзыву лицензий на осуществление банковских операций. Только с начала 2016 года лицензии были отозваны у 36 банков. Такие решения ЦБ РФ выносит почти каждую неделю.

Как заявление в налоговую инспекцию позволит сэкономить

Банк обязан исполнить поручение налогоплательщика на уплату налога в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения (п. 1, 2 ст. 60 НК РФ). Поэтому и возможна ситуация, что в день передачи платежного поручения лицензия еще есть, а на следующее утро банк со своего корсчета уже ничего перечислить не может. А при угрозе банкротства возможны злоупотребления, когда со счета клиентов суммы списываются, но при этом платежи контрагентам и в бюджет не поступают вследствие отсутствия денег на корсчете банка — собственники их попросту выводят.

Возможны и злоупотребления со стороны налогоплательщиков. Сейчас возрождается довольно популярная в конце 90-х годов схема «уплаты» налогов через проблемный дружественный банк. Компании передавали платежные поручения на уплату налогов, заранее зная, что платежей не будет. А часть денежных средств окольными путями возвращалась к налогоплательщикам на другие счета. Налоговым органам об этой схеме хорошо известно, поэтому в каждом случае «зависания» налогового платежа они склонны видеть уклонение от уплаты налогов.

Задача добросовестного налогоплательщика в этих условиях — уменьшить свои потери, не допустить повторного взимания налога, добиться от налогового органа, чтобы этот платеж был принят как уплаченный налог. В этом поможет заявление в налоговую инспекцию о признании исполненной обязанности по уплате обязательных платежей в бюджетную систему РФ.

Как только стало известно о том, что у банка отозвана лицензия или же он не производит платежи, налогоплательщику следует проинформировать свою налоговую инспекцию о том, что обязанность по уплате налогов им была исполнена. Причем сделать это нужно, не дожидаясь получения требования об уплате налога. Если, несмотря на предпринятые шаги, инспекция все же не признает этот факт и выставит требование об уплате налога и пеней, то такое требование нужно обжаловать в вышестоящий налоговый орган в административном порядке, а в случае получения отказа — в суде.

В каком виде составляется заявление в налоговую инспекцию о том, что деньги зависли в проблемном банке

Унифицированной формы заявления в налоговую инспекцию о том, что деньги зависли в проблемном банке, нет. Но, безусловно, это должно быть письменное уведомление за подписью уполномоченных лиц (руководителя и главного бухгалтера при его наличии). Данное заявление целесообразно распечатать в двух экземплярах или же сделать копию. Оригинал и прилагаемые к нему документы лучше передать непосредственно в канцелярию налогового органа. При этом на втором экземпляре (копии) должны проставить отметку о принятии.

Такое заявление в налоговую инспекцию должно состоять из подробного описания события: когда было передано поручение на исполнение, форма его передачи (через электронную систему «клиент-банк» или непосредственно в банк), сведения о банке, в котором открыт счет налогоплательщика, сумма платежа и сведения о платежном документе. К уведомлению прилагаются подтверждающие данный факт документы. Это может быть копия платежного поручения, заверенная налогоплательщиком. Если использовалась электронная система «клиент-банк», можно представить платежное поручение на бумажном носителе с уведомлением банка о приеме поручения к исполнению (должна быть указана дата поступления в банк поручения).

Существенно облегчит диалог с налоговыми органами подтверждение того, что на расчетном счете у компании на дату платежа было достаточно денежных средств. Это можно сделать с помощью копии выписки банковского счета на дату передачи платежного поручения в банк, также заверенной налогоплательщиком.

Как уже отмечено, налоговые органы склонны в любом проблемном платеже видеть недобросовестность налогоплательщика. А значит, нужно быть готовыми разубедить инспекторов в этом. В первую очередь налоговики обращают внимание на формальные признаки исполнения обязанности по уплате налога (п. 3 ст. 45 НК РФ). В частности, проверяется достаточность средств на счете на момент предъявления в банк поручения на перечисление налога (с учетом требования ст. 855 ГК РФ об очередности списания средств со счета).

Недостаточность средств на расчетном счете, в том числе по причине первоочередного исполнения банком других поручений о перечислении средств, является основанием для непризнания исполненной обязанности по уплате налога (п. 4 ст. 45 НК РФ , постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 03.10.12 № Ф09-8858/12). Кроме того, такими основаниями является отзыв налогоплательщиком поручения или его возврат банку и ошибки в сумме налога или номере счета Федерального казначейства и наименования банка получателя.

Стоит обратить внимание не только на указанные выше формальные признаки уплаты или неуплаты налогов. Иные критерии, по которым суды признают обязанность перед бюджетом неисполненной, сформировались во время кризиса 1998–1999 годов. На основании этой практики КС РФ ввел понятие добросовестности и недобросовестности налогоплательщика (постановление от 12.10.98 № 24-П, определение от 25.07.01 № 138-О). По смыслу пункта 7 статьи 3 НК РФ в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков. Повторное взыскание с добросовестного налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов нарушает конституционные гарантии частной собственности. Для признания налога не перечисленным налоговый орган обязан доказать недобросовестность налогоплательщика.

Недобросовестными признаются налогоплательщики, уклоняющиеся от уплаты налогов путем перечисления их через неплатежеспособные банки. Для этого налоговому органу нужно доказать, что компания знала о неблагонадежности банка. КС РФ уточнил, что во избежание злоупотреблений налоговые органы вправе систематически информировать налогоплательщиков о банках, через которые не следует перечислять налоговые платежи. Если компании вследствие такого информирования или иным способом станет известно о том, что банк не производит платежи, суд встанет на сторону инспекции (постановления федеральных арбитражных судов Московского от 29.02.12 № А40-53497/11-140-239, от 25.11.13 № Ф05-13923/2013, Северо-Западного от 28.07.11 № А13-8602/2010 , Северо-Кавказского от 05.11.09 № А53-8226/2009, Западно-Сибирского от 10.02.10 № А75-3067/2009 округов). Отметим, что только наличие счетов в других банках не может являться доказательством недобросовестности (постановления федеральных арбитражных судов Уральского от 13.12.10 № Ф09-10212/10-С, Московского от 20.03.13 № А40-76467/12-116-163 округов).

Опасными являются и «досрочные» платежи, произведенные через проблемные банки до окончания соответствующего налогового (отчетного) периода, поскольку обязанность по уплате налога еще не определена (постановление Президиума ВАС РФ от 27.07.11 № 2105/11). Как правило, в этом случае суды соглашаются с налоговиками, что действия налогоплательщика направлены на уклонение от уплаты налога в бюджет. А если платеж превышает сумму исчисленного впоследствии обязательства, такие действия могут быть восприняты как намерение неправомерно возместить денежные средства из бюджета (постановления федеральных арбитражных судов Северо-Западного от 21.05.13 № А56-46140/2012, Московского от 20.12.12 № А41-17872/11, Западно-Сибирского от 10.02.10 № А75-3067/2009 округов).

Частнопрактикующий эксперт в области права и управления

специально для ГАРАНТ.РУ

В административных правоотношениях (контрольно-надзорная функция государства) именно предприниматели заинтересованы в наиболее полной правовой определенности.

Искаженная – вопреки основным положениям и смыслу законодательства о налогах и сборах, трактовка налоговиками термина "переплата" является базовой причиной серийного нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков, например, при реализации таких налоговых процедур "зачет излишне уплаченной суммы налога" и "взаимная сверка расчетов".

В Налоговом кодексе термин "переплата" не используется. В то же время налоговые органы (а также суды и Минфин России) широко применяют термин "переплата" в качестве синонима содержащейся в НК РФ идиомы "сумма излишне уплаченного налога" (кроме ст. 78 НК РФ, непосредственно регулирующей налоговый зачет, словосочетание упоминается в ст. 21, ст. 32, ст. 45, ст. 49, ст. 54 НК РФ) (рис. 1).

В действительности суммы, формирующие вкладку "Переплата" в личном кабинете налогоплательщика – это, как правило, числящееся во "внутреннем" учете налоговиков "положительное" (в пользу налогоплательщика) сальдо расчетов (для справки: налоговые органы ведут "внутренний" учет налоговых обязательств налогоплательщиков в интерактивном информационном ресурсе "Карточка Расчеты с Бюджетом", далее – КРСБ, карточка РСБ).

Дело в том, что платежи налогоплательщиков во исполнение своих налоговых обязанностей отражаются в информационных ресурсах налоговых органов (КРСБ) в автоматизированном режиме. По времени это буквально на второй – третий день после банковской операции налогоплательщика. А вот сама налоговая обязанность (начисленный налог) появится в карточке РСБ (и соответственно "обнулит" сальдо) только по окончании "декларационной кампании" – то есть примерно через полгода после окончания налогового периода. Поэтому весьма продолжительное время в КРСБ числится "положительное" сальдо расчетов, квалифицируемое налоговиками как "переплата". Это подтверждает и Минфин России в письме от 2 августа 2019 г. № 03-02-08/58397 (извлечение): "Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата".

Таким образом, чисто по технологическим причинам во внутреннем учете налоговых органов в течение продолжительного времени числится положительное сальдо в расчетах с налогоплательщиками. Квалифицировать эти суммы как "переплата" – значит не только грубо искажать действительность (чего не должен допускать никакой учет в принципе), но и элементарно незаконно.

Правовое и функциональное содержание термина "переплата" в налоговом праве

Общеизвестно, что "переплата" – это разговорный аналог словосочетаний типа "переплаченная сумма", "заплатить больше, чем нужно", "сумма платежей, подлежащая возврату плательщику".

Таким образом, в нашем случае "переплата" – это сумма излишне уплаченного налога или излишне взысканной суммы налога. Следовательно, – это налоговое обязательство, в котором налогоплательщик выступает КРЕДИТОРОМ, а бюджет (в лице налогового органа) – ДОЛЖНИКОМ. Строго под таким ракурсом должны оцениваться и исследоваться данные правоотношения. Кроме этого необходимо учитывать методы регулирования налогового права. В частности, юридически значимые факты могут подтверждаться исключительно документально при строгом соблюдении процедур, установленных НК РФ.

Рассмотрим исчерпывающий перечень вариантов возникновения переплаты, а затем способы ее надлежащего документального оформления.

Как возникает переплата?

Очевидно, что переплата может возникнуть только по двум причинам: из-за ошибки налогоплательщика либо налогового органа. При этом для налоговых правоотношений это "нештатная" ситуация, так как надлежащее выполнение предписаний законодательства о налогах и сборах исключает какую-либо вероятность ее появления.

Начнем со случая "квази-переплаты" (будем исходить из доминирования интересов "кредитора", коим является налогоплательщик).

"Квази-переплата" – это когда "переплата" как бы и есть (в карточке РСБ). А для налогоплательщика, по сути – ее нет.

В соответствие с п. 1, п. 7 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При чем поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, утвержденными приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.

Каждое конкретное налоговое обязательство (и начисленный налог, и платеж в его погашение) идентифицируется с использованием единой системы кодирования (по налогоплательщику, виду налога, налоговому/отчетному периоду и т. п.). При этом поступившие в бюджетную систему платежи отражаются в карточке РСБ в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов самого налогоплательщика. Ошибка в любом реквизите приводит к тому, что поступившая в бюджет сумма будет учтена неправильно: зачислена в счет уплаты другого налога, по другому налоговому периоду и т.п. Соответственно в учете налогового органа (в КРСБ) данная сумма будет отражена по иному налоговому обязательству. И появится мнимая "переплата". Но одновременно не будет исполнена текущая налоговая обязанность, что чревато появлением недоимки, причем уже реальной.

Порядок исправления подобных ошибок урегулирован в п. 7 ст. 45 НК РФ.

В соответствие с положениями п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение реквизитов в платежном документе производится на основании заявления налогоплательщика. Также следует учитывать, что в соответствие с изменениями, вступившими в силу с 1 января, налоговые органы получили право самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принимать решение об уточнении вида и принадлежности платежа, при условии, что это не повлечет за собой возникновение недоимки (целесообразно убрать ссылку на приказ, которым утверждена форма Решения об уточнении платежа).

Вина налогоплательщика: расчетные (в том числе арифметические) ошибки налогоплательщика, приведшие к завышению суммы уплаченного в бюджет налога.

Налогоплательщики нередко ошибаются при расчете даже самых-самых простых налогов (а также при заполнении декларации). Например, завышают налоговую базу; или не учитывают при исчислении налога установленные законодательством вычеты и т. п. А в результате уплачивают в бюджет излишнюю сумму налога. То есть, возникает переплата (справка: после введения в эксплуатацию информационного ресурса "Камеральные налоговые проверки" (подсистема АИС "Налог-3") такие ошибки выявляются в автоматизированном режиме с формированием протокола ошибок; порядок исправления таких "проколов" регламентирован в п. 3 ст. 88 НК РФ).

Вина налогового органа: в результате контрольных и проверочных мероприятий вышестоящий налоговый орган или суд восстановили права налогоплательщика, нарушенные территориальным налоговым органом, необоснованно взыскавшего сумму налога (а равно при добровольном исполнении налогоплательщиком незаконного требования об уплате налога – перед его обжалованием).

После вступления в законную силу решения вышестоящего налогового органа или судебного акта территориальный налоговый орган исправляет данные в КРСБ. В результате чего появляется переплата.

Как фиксируется факт "переплаты"?

Императивно установленная обязанность налогового органа.

В соответствие с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта". Аналогичная обязанность налогового органа в отношении излишне взысканной суммы налога установлена в п. 4 ст. 79 НК РФ.

Данная обязанность сформулирована безапелляционно, то есть ее исполнение не ставится в зависимость от степени осведомленности налогоплательщика о факте своей переплаты (также, впрочем, как и о его "согласии" с фактом переплаты). Если же налоговый орган "сомневается" (в том числе при отсутствии информации о позиции налогоплательщика по поводу его переплаты), то налоговому инспектору необходимо руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ: "В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам".

Установление факта переплаты в акте сверки расчетов

Согласно подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов "осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта".

Следует иметь в виду, что до настоящего времени ФНС России не выполнила поручение (абз. 2 подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) о разработке и утверждении Порядка проведения совместной сверки расчетов. Также не введен в эксплуатацию информационный ресурс, который должен управлять в интерактивном режиме данной процедурой. Соответственно пока неизвестен регламент отражения в карточке РСБ итогов сверки расчетов. Однако, оформляемые в настоящее время акты совместной сверки расчетов, при условии их подписания уполномоченными представителями сторон, безусловно, являются юридически значимыми документами, подтверждающими факт переплаты.

Установление факта переплаты по итогам "декларационной кампании"

В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной).

Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем.

1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий.

Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9 ст. 88 НК РФ). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. "Прекращенная" камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.

2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки.

Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ. При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки – при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено).

Так как переплата не может быть квалифицирована как "нарушение законодательства о налогах и сборах" (хотя и является "нештатной" ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки.

Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило – уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 "Сумма налога к уменьшению за налоговый период".

Рис. 2. Фрагмент страницы в личном кабинете налогоплательщика ИП на официальном сайте ФНС России nalog.ru

Нельзя не упомянуть и о таком нюансе. Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки. Это может быть даже отражено в акте проверки. Однако эта информация – только причина оформить акт взаимной сверки расчетов; или налогоплательщику подать уточняющую налоговую декларацию.

***

Теперь настало время подвести итог изложенному.

Первое и главное: факт переплаты (в части "излишне уплаченной суммы налога") может быть установлен и документально подтвержден только по итогам или взаимной сверки расчетов, или камеральной налоговой проверки. Юридически значимыми документами, подтверждающими факт (и сумму) переплаты, являются – в первом случае акт сверки расчетов; во втором – налоговая декларация, прошедшая без замечаний камеральную налоговую проверку. А вот факт "излишне взысканной суммы налога" подтверждается вступившим в законную силу решением вышестоящего налогового органа или судебным актом.

Второе: если налоговый орган обнаружит факты, свидетельствующие о возможной переплате, в том числе в ходе каких-либо иных мероприятий налогового контроля (помимо налоговой проверки), должностные лица налогового органа обязаны руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ и организовать проведение совместной сверки расчетов с налогоплательщиком. По итогам которой и фиксируется факт переплаты.

Никакие иные документы не могут являться достаточным основанием для установления факта переплаты, так как будут нарушены права и законные интересы налогоплательщика – "кредитора" в данном правоотношении.

Я заплатил налог, а в личном кабинете налоговой не отображается

Не первый раз сталкиваюсь с вопросом: что делать, если я заплатил налог, а в личном кабинете налоговой это не отображается и «висит» задолженность? Учтется ли в этом случае уплата налога, будет ли начисляться пеня, когда платеж появится и отобразится в лк — обо всем этом поговорим в данной статье. Буду рассматривать разные ситуации, которые могут произойти. Итак, обо всем по порядку.

  1. Заплатил налог, но платеж не отображается
  2. Что делать, если платеж не отображается в ЛК налоговой?

Если зайти в личный кабинет налогоплательщика на сайте nalog.ru, сразу же вы увидите уведомление о том, что у вас есть задолженность в определенной сумме, или же о том, что задолженности по уплате налогов у вас нет. Это будет выглядеть примерно вот так:

Заплатил налог

При наличии задолженности будет отображаться красная надпись «Задолженность:» и сумма долга в рублях. Не заметить уведомление просто невозможно.

Заплатить начисленные налоги, штрафы и другие платежи можно разными способами. Например:

  • Прямо из личного кабинета, доступными там способами;
  • Распечатав квитанцию и сделав платеж в отделении банка;
  • Сделав платеж по указанным реквизитам через интернет-банкинг.

Заплатил налог, но платеж не отображается

Однако, часто бывает, что заплатил налоги или что-то еще, платежи прошли, но в личном кабинете это не отображается, и все равно «висит» задолженность. Что делать в таких случаях? Здесь может быть несколько ситуаций, рассмотрим каждую их них.

Ситуация №1 . Платеж еще не обработан. Когда платеж поступает на бюджетный счет, он не сразу отображается в личном кабинете налоговой, но при этом сразу зачисляется в счет уплаты конкретного налога, штрафа и т.д., согласно его разметке (заполнению специальных полей в платежном поручении). В разделе помощи ЛК сказано, что поступивший платеж отобразится в личном кабинете в течение 10 дней с момента поступления. Это связано с тем, что передача данных от банка в казначейство, где открыты бюджетные счета, и из казначейства в налоговый орган происходит в течение нескольких дней. Обычно — это от 2 до 5 дней, но для верности они обозначили срок в 10 дней.

Даже если проведенный платеж не отображается в личном кабинете, он все равно в итоге зачислится в счет уплаты в день отправки платежа. Таким образом, если платеж был отправлен вовремя, никакая пеня начисляться не будет, даже если срок платежа прошел, а в личном кабинете в налоговой он пока не отражается.

Ситуация №2 . Платеж обработан, но информация на сайте не актуализирована.

На сайте nalog.ru сказано, что актуализация данных осуществляется ежедневно. Но если вы будете внимательны, то заметите, что в правом верхнем углу периодически появляется надпись «данные актуальны на… и дата». Эта дата не всегда является сегодняшним или вчерашним числом, бывает, что она указывает на несколько дней назад.

Наблюдения показывают, что судя по указываемой дате, актуализация данных на сайте осуществляется не ежедневно, а примерно раз в неделю (в выходные дни).

Таким образом, если вы заплатили налог, а данные в кабинете налоговой не отображаются, возможно, стоит подождать, пока они будут актуализированы (до начала следующей недели).

Ситуация №3 . Ошибка в платеже. И, наконец, самая неприятная ситуация, которая может произойти — это когда платеж был отправлен, но по каким-то причинам не поступил или не был зачислен. Что это могут быть за причины? Например, ошибка в заполнении полей платежного поручения, человеческая ошибка или программный сбой. В этом случае платеж действительно не отобразится в личном кабинете даже со временем, не будет зачислен в счет уплаты, и по нему начнет начисляться пеня.

Что делать, если платеж не отображается в ЛК налоговой?

Теперь немного о том, что делать, если вы заплатили налог или штраф, а в ЛК налоговой это не отображается.

Прежде всего, настоятельно рекомендую сохранять документы об оплате. Если вы платили картой или другими способами через интернет — обязательно делать и сохранять скрин экрана с заполненными реквизитами и с сообщением о том, что платеж отправлен. Это будет необходимо, если платеж не будет зачислен, и нужно будет его искать.

Далее, после того, как вы заплатили налог, но он не отобразился в ЛК налоговой, нужно некоторое время подождать (до 10 рабочих дней, но чаще всего отображение происходит на 2-5 день, в зависимости от того, в какой день недели был произведен платеж).

Если и после этого срока платеж не отобразился — стоит «бить тревогу» и искать его. Для этого сначала нужно удостовериться, что платеж был отправлен из вашего банка и не вернулся (увидеть это вы сможете, заказав выписку по счету).

Если платеж не вернулся, но не был зачислен — необходимо обращаться в свое отделение налоговой, лично или через сайт, приложив копии документов о проведении оплаты. В этом случае, вероятно, что какой-то сбой произошел на их стороне, тогда платеж найдут по номеру платежного документа и сумме, и зачислят.

Повышайте свою финансовую грамотность вместе с сайтом Финансовый гений. Учитесь грамотно управлять личными финансами и семейным бюджетом. До новых встреч на страницах сайта!

Читайте также: