Памятка по уплате налогов

Опубликовано: 28.04.2024

Обязанность по ежегодному исчислению для налогоплательщиков-физических лиц транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц и НДФЛ (в отношении ряда доходов, по которым налоговый агент не удержал сумму НДФЛ) возложена на налоговые органы (ст. 52 Налогового кодекса РФ).

В связи с этим налоговые органы не позднее 30 дней до наступления срока платежа по вышеперечисленным налогам направляют налогоплательщикам-физическим лицам налоговые уведомление для уплаты налогов.


Налоги, подлежащие уплате физическими лицами в отношении принадлежащих им объектов недвижимого имущества и транспортных средств, исчисляются не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления.

Image 1

Пример налогового уведомления

Налоговое уведомление может быть передано / направлено физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю):

Изменения в налогообложении имущества физических лиц с 2020 года

Налоговые уведомления, направленные в 2020 году, содержат расчет имущественных налогов за налоговый период 2019 года. При этом по сравнению с предыдущим налоговым периодом произошли следующие основные изменения:

  • отменен вычет по налогу в размере платы за вред, который дорогам федерального значения причиняют большегрузы – автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 12 т (ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 249-ФЗ);
  • введен беззаявительный порядок предоставления льгот: если физическое лицо, имеющее право на налоговую льготу, не представило заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщило об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральными законами. Такой порядок применяется для предоставления налоговых льгот, в частности, пенсионерам, инвалидам, лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей (п. 66 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ);
  • при расчете налога будет применен новый Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. за 2019 год, размещенный на сайте Минпромторга России (в новый Перечень включено более 1 100 марок и моделей автомобилей, например, в обновленный Перечень вошли Audi Q8, Cadillac CT6 и XT5, Chevrolet Traverse, Volvo XC40);
  • применяются изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортных средств. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».
  • вводится налоговый вычет, уменьшающий налог на кадастровую стоимость 600 кв. м по одному земельному участку для предпенсионеров – лица, отвечающие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством РФ, действовавшим на 31.12.2018 (ст. 1 Федерального закона от 30.10.2018 № 378-ФЗ);
  • применяются изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований по месту нахождения земельных участков. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»;
  • применяются новые результаты государственной кадастровой оценки земель, вступившие в силу 2019 года. с этими результатами можно ознакомиться, получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости;
  • вводится льгота, освобождающая предпенсионеров от уплаты налога в отношении одного объекта определенного вида (жилого дома, квартиры, комнаты, гаража и т.п.), который не используется в предпринимательской деятельности (ст. 1 Федерального закона от 30.10.2018 № 378-ФЗ);
  • при расчете налога за налоговый период 2019 года применяются следующие коэффициенты:
    • 0.2 – для 4 регионов (Республики Дагестан и Северная Осетия - Алания, Красноярский край, Смоленская область), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы первый год;
    • 0.4 (в 2019 году был 0.2) – для 7 регионов (Калужская, Липецкая, Ростовская, Саратовская, Тюменская, Ульяновская области, Пермский край), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
    • 0.6 (в 2019 году был 0.4) – для 14 регионов (включая Республику Саха, Краснодарский, Хабаровский края, Оренбургскую область), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
    • 10-ти процентного ограничения роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом – для 63 регионов (включая Москву, Санкт-Петербург, Московскую область, Республики Башкортостан, Татарстан), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
    • коэффициент-дефлятор 1.518 (был в 2019 г. – 1.481) к инвентаризационной стоимости объекта – в 9 регионах, которые с 2019 года не перешли на расчет налога исходя из кадастровой стоимости;
  • применяются изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований по месту нахождения объектов налогообложения. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»;
  • применяются новые результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, вступившие в силу 2019 года. с этими результатами можно ознакомиться, получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости;

Поскольку расчет налогов на имущество проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемой на региональном и муниципальном уровне, причины изменения величины налогов в конкретной ситуации можно уточнить в налоговой инспекции или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 222-22-22).

Почему в 2020 году изменились налоги на имущество

Поскольку расчет налогов проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемой на региональном и муниципальном уровне, причины изменения величины налогов в конкретной ситуации можно уточнить в налоговой инспекции или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 222-22-22). Существуют и общие основания для изменения налоговой нагрузки.


Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

  1. изменение налоговых ставок и (или) отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции субъектов РФ. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»;
  2. применение повышающих коэффициентов при расчете налога за легковые автомашины средней стоимостью от 3 млн. руб. согласно размещённому на сайте Минпромторга России Перечню легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для налогового периода 2019 года;
  3. наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и т.п.).

Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

  1. изменение налоговых ставок и (или) отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»;
  2. изменение кадастровой стоимости земельного участка, например, в связи со вступлением в силу новых результатов кадастровой оценки, или переводом земельного участка из одной категории земель в другую, изменением вида разрешенного использования, уточнения площади. Информацию о кадастровой стоимости можно получить на сайте Росреестра;
  3. наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и т.п.).

Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

  1. рост коэффициента к налоговому периоду. в частности, в качестве налоговой базы впервые будет применена кадастровая стоимость на территории 4 регионов (Республик Дагестан и Северная Осетия - Алания, Красноярского края, Смоленской области). в 7 регионах, где кадастровая стоимость используется второй год, при расчете налога будет применен коэффициент 0,4 (был в 2019 г. – 0,2). в 14 регионах третьего года применения кадастровой стоимости коэффициент достигнет значения 0,6 (был в 2019 г. – 0,4). Исключения составят объекты, относящиеся к торгово-офисной недвижимости. в 63 регионах, где кадастровая стоимость применяется третий и последующие налоговые периоды, при расчете налога будет использован коэффициент десятипроцентного ограничения роста налога. в 9 регионах, которые не приняли решение об использовании с 2019 года кадастровой стоимости в качестве налоговой базы, налог будет рассчитан по инвентаризационной стоимости, индексированной на установленный Минэкономразвития России коэффициент-дефлятор 1,518 (был в 2019 г. – 1,481);
  2. изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости, например, в связи со вступлением в силу новых результатов кадастровой оценки, или изменением вида разрешенного использования, назначения объекта. Информацию о кадастровой стоимости можно получить на сайте Росреестра;
  3. изменение налоговых ставок или отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

Как проверить налоговые ставки и льготы, указанные в налоговом уведомлении

Налоговые ставки и льготы (включая налоговые вычеты из налоговой базы) устанавливаются нормативными правовыми актами различного уровня:

по транспортному налогу: главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортного средства;

по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц: главами 31, 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) по месту нахождения объектов недвижимости.

С информацией о налоговых ставках, налоговых льготах и налоговых вычетах (по всем видам налогов во всех муниципальных образованиях) можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам», либо обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 222-22-22).


Как воспользоваться налоговой льготой, неучтенной в налоговом уведомлении

Что делать, если в налоговом уведомлении некорректная информация

Если, по мнению налогоплательщика, в налоговом уведомлении имеется неактуальная (некорректная) информация об объекте имущества или его владельце (в т.ч. о периоде владения объектом, налоговой базе, адресе), то для её проверки и актуализации необходимо обратиться в налоговые органы любым удобным способом:

Сведения о налогооблагаемом имуществе и его владельце (включая характеристики имущества, налоговую базу, правообладателя, период владения) в налоговые органы представляют органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, органы опеки и попечительства, органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Ответственность за достоверность, полноту и актуальность указанных сведений, используемых в целях налогообложения имущества, несут вышеперечисленные регистрирующие органы. Указанные органы представляют информацию в налоговую службу на основании имеющихся в их информационных ресурсах (реестрах, кадастрах, регистрах и т.п.) сведений.

Если, по мнению налогоплательщика, в налоговом уведомлении имеется неактуальная (некорректная) информация об объекте имущества или его владельце (в т.ч. о периоде владения объектом, налоговой базе, адресе), то для её проверки и актуализации необходимо обратиться в налоговые органы любым удобным способом:

для пользователей «Личного кабинета налогоплательщика» - через личный кабинет налогоплательщика;

для иных лиц: посредством личного обращения в любую налоговую инспекцию либо путём направления почтового сообщения, или с использованием интернет-сервиса ФНС России «Обратиться в ФНС России».

По общему правилу, налоговому органу требуется проведение проверки на предмет подтверждения наличия/отсутствия установленных законодательством оснований для перерасчета налогов и изменения налогового уведомления (направление запроса в регистрирующие органы, проверка информации о наличии налоговой льготы, определение даты начала применения актуальной налоговой базы и т.п.), обработка полученных сведений и внесение необходимых изменений в информационные ресурсы (базы данных, карточки расчетов с бюджетом и т.п.).

При наличии оснований для перерасчета налога (налогов) и формирования нового налогового уведомления налоговая инспекция не позднее 30 дней (в исключительных случаях указанный срок может быть продлен не более чем на 30 дней): обнулит ранее начисленную сумму налога и пеней; сформирует новое налоговое уведомление с указанием нового срока уплаты налога и направит Вам ответ на обращение (разместит его в Личном кабинете налогоплательщика).

Дополнительную информацию можно получить по телефону налоговой инспекции или контакт-центра ФНС России: 8 800 222-22-22.

Уплата налогов и сборов - это порядок внесения или перечисления налоговых платежей в бюджет.

Правовые аспекты определения порядка уплаты налогов и сборов

Своевременная оплата налогов и сборов – одна из основных обязанностей плательщика налога, неисполнение которой влечет за собой привлечение нарушителя к юридической ответственности, поэтому вопросы порядка и условий произведения соответствующих платежей, исчисления их размеров и сроков выполнения данной операции довольно актуальны.

Порядок уплаты налогов и сборов, наряду с субъектом и объектом обложения, налоговой базой и налоговой ставкой, - один из основополагающих элементов системы налогообложения, на основании которого осуществляется реализация налоговой политики РФ.

Основополагающие принципы, используемые при уплате налогов и сборов

Порядок и форма уплаты налогов и сборов, обязательства и права плательщиков регламентированы ст. 58 НК РФ.

Согласно с предписаниями данной нормы права:

  • оплата налога, произведенная в надлежащей форме, осуществляется разово и в полном объеме. Законом допускается перечисление предварительных платежей, однако они не обладают основными свойствами налога, поэтому нарушение сроков их проведения и порядка исчисления не является достаточным основанием для привлечения нарушителя к юридической ответственности, в частности к административной;
  • плательщик налога (налоговый агент) или его уполномоченный представитель должен перечислять всю сумму налога или сбора в срок, установленный соответствующими нормами права;
  • соблюдение порядка исчисления и уплаты предварительных платежей, установленных НК РФ, является обязательным для плательщиков налогов;
  • допускается проведение платежа наличными и в безналичной форме;
  • порядок исчисления и уплаты каждого конкретного налога устанавливается НК РФ, а также налоговыми законами отдельных субъектов РФ и подзаконными актами муниципальных органов.

Правоотношения, возникающие после корректного исчисления и уплаты налогоплательщиком обязательных налогов и сборов, что предусматривает надлежащее исполнение ним налоговой обязанности, регулируются бюджетными актами правотворчества.

Способы уплаты налогов и сборов и особенности их реализации

НК РФ установлено несколько способов взимания налога, к числу которых относят:

  • уплата налога на основании декларации;
  • взимание налогового платежа с источника дохода;
  • кадастровый способ взимания налогового платежа;
  • взимание налога во время реализации дохода;
  • исполнение обязанности по уплате налога в процессе использования имущества: как движимого, так и недвижимого.

Рассмотрим некоторые способы более детально.

1. Уплата налогового сбора по декларации.

Взимание налогового платежа производится на основании декларации.

Использование данного метода предполагает обязанность налогоплательщика предоставить в соответствующий налоговый орган информацию о полученных за определенный период доходах.

Сведения, на основании которых производится исчисление налога, необходимо подать в надлежащем виде и в установленный срок. После исполнения налогоплательщиком своего обязательства по уплате налогов, орган, принявший платеж, должен вручить плательщику уведомление об оплате.

Следует отметить, что способ исполнения обязанности по уплате налогов и сборов через декларацию является недостаточно эффективным, в силу безответственности некоторых граждан и стремления неблагонадежных налогоплательщиков уклониться от выполнения обязанности. К тому же, анализ и обработка данных, представленных в декларации, требует немалых усилий и времени.

2. Уплата налога с источника дохода.

Для данного способа характерен следующий порядок взимания налога: налоговый платеж удерживается с дохода лиц до того момента, как он переходит в их собственность.

То есть уплата налогового сбора производится автоматически, что делает его более эффективным, в отличие от предыдущего способа.

3. Кадастровый способ.

Кадастровый способ взимания налога реализуется с помощью использования кадастровых реестров (домового, земельного, имущественного, промыслового и прочих), содержащих перечни типичных объектов налогообложения, которые классифицируются по внешним признакам. Кадастровый способ позволяет определить среднюю доходность конкретного объекта налогообложения.

Для данного способа характерно установление фиксированных сроков, до истечения которых налогоплательщик обязан произвести оплату. Скажем, налог на имущество физических лиц требуется уплачивать равными частями в сентябре и октябре, до 15 числа каждого месяца.

Обязанность налогоплательщиков по уплате авансовых платежей

В некоторых случаях нормами налогового права устанавливается обязанность налогоплательщика произвести оплату предварительного платежа по налогу, так называемого авансового платежа.

Необходимость внесения авансового платежа обоснована необходимостью обеспечить равномерное наполнение бюджета, что требуется во избежание кассового разрыва.

Особенности, связанные с уплатой авансовых платежей:

  • порядок уплаты авансового платежа аналогичен тому, который предусмотрен для уплаты самого налога;
  • обязанность по уплате предварительного платежа считается выполненной надлежащим образом в случае исполнения ее в порядке, предусмотренном законодательством;
  • некорректное исчисление размера авансового платежа и нарушение порядка его уплаты не является основанием для привлечения плательщика к юридической ответственности по причине ненадлежащего исполнения налогового законодательства.

Обязанности представителей местной администрации и организаций почтовой связи РФ

В соответствии с 4 пунктом 58 статьи НК РФ организации почтовой связи и органы местной администрации должны:

1. Принимать и своевременно производить перечисление денежных сумм, основным предназначением которых является уплата налогов и сборов, в бюджет РФ. Следует отметить, что взимание вышеперечисленными органами платы за прием денежных средств на оплату налога законодательством не предусмотрено;

2. Вести учет денежных средств, перечисленных в бюджет РФ в счет уплаты налога;

3. Обеспечивать выдачу налогоплательщику (налоговому агенту), оплатившему налог, документа, подтверждающего исполнение обязательства надлежащим образом. Как правило, после оплаты налога плательщик получает соответствующую квитанцию;

4. По требованию должностных лиц налоговых органов предоставлять информацию, имеющую отношение к перечислению (исчислению) налогоплательщиком или налоговым агентом средств в счет оплаты налога в бюджет государства.

Юридическая ответственность местной администрации и почтовых организаций РФ за невыполнение обязанности и нарушение порядка уплаты налогов и сборов

На перечисление наличных средств, принятых органами местной администрации от плательщиков налогов, в банк либо организацию почтовой связи РФ отводится пять дней. В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, данный срок может быть продлен до момента их устранения.

Неисполнение органами местной администрации или организациями почтовой связи возложенных на них обязательств является основанием для их привлечения к юридической ответственности, предусмотренной законодательными актами РФ. При этом от надлежащего исполнения обязательства по перечислению средств, принятых от налогоплательщика (налогового агента), нарушитель не освобождается.

Ответственность за ненадлежащее исполнение обязательства по перечислению средств банком или другим финансовым учреждением предусмотрена КоАП РФ. Согласно данному нормативно-правовому акту по отношению к нарушителям применяются такие штрафные санкции:

  • от 10 до 30 тысяч рублей для должностных лиц;
  • в процентном соотношении к сумме перечисления (от 1 до 5%) для юридических лиц.

Определение порядка и сроков уплаты разных видов налогов и сборов

Исчисление и уплата конкретных налогов осуществляются в порядке, предусмотренном такими нормативно-правовыми актами:

  • в отношении региональных налогов применяются предписания актов правотворчества, принятых уполномоченными органами субъектов федерации;
  • исчисление и оплата местных налоговых сборов осуществляются на основании правовых актов муниципальных органов;
  • федеральные налоговые сборы – в соответствии с нормами Налогового кодекса.

На выполнение налогового обязательства законом отводится срок в один месяц, истечение которого начинается с момента получения налогоплательщиком соответствующего извещения из органа налоговой службы.

Исключение составляют случаи, когда в извещении установлен более длительный период для проведения платежа.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на имущество физических лиц
Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру

Новшеством этого года является отсутствие отдельных квитанций на уплату налогов. Реквизиты для перечисления будут указаны в тексте уведомления. Письмо от налоговиков должно прийти за 30 рабочих дней до даты наступления платежа.

Что делать, если в собственности есть автомобиль или квартира, а письмо из инспекции не пришло или пришло с некорректными данными? Можно ли заплатить за родственника? Как заявить имущественную льготу? Какие новшества по уплате имущественных налогов приготовил Минфин?

С ответами можно ознакомиться в актуальной теме.

Как проверить правильность расчета кадастрового налога

Рассчитаем на примере: общая площадь квартиры 58 кв. метров, она находится в собственности одного гражданина с 11.05.2014 и расположена в Москве.

С 2015 года налог на имущество в столице определяется исходя из кадастровой стоимости имущества (Закон г. Москвы от 19.11.2014 № 51).

Кадастровая стоимость квартиры на 01.01.2018 — 11 200 000 рублей (эту информацию можно найти на сайте Росреестра по кадастровому номеру объекта).

Налоговая ставка в данном случае равна 0,15 процента (п. 1 ст. 1 Закона г. Москвы от 19.11.2014 № 51).

Поскольку квартира находится в собственности физлица более года, при расчете суммы налога коэффициент, установленный п. 5 ст. 408 НК РФ (когда право собственности возникает или прекращается в течение года), не применяется.

На квартиры и части жилого дома распространяется вычет в размере кадастровой стоимости 20 кв. метров (п. 3 ст. 403 НК РФ).

Рассчитаем размер вычета по налогу: 11 200 000 рублей / 58 кв. м х 20 кв. метров = 3 862 069 рублей (п. 3 ст. 403 НК РФ).

Определим сумму налога исходя из кадастровой стоимости квартиры (11 200 000 рублей — 3 862 069 рублей) x 0,15 процента = 11 007 рублей.

Федеральный закон от 03.08.2018 N 334-ФЗ, начиная с четвертого года применения кадастровой стоимости при расчете налога, отменил рост понижающего коэффициента при достижении значения 0.6. При этом с учетом положений п. 8.1 ст. 408 НК РФ, начиная с 01.01.2017 и с третьего налогового периода, в котором налог на имущество, рассчитывается по кадастру, сумма к уплате не может быть выше уплаченного за предыдущий год больше, чем на 10 процентов.

Этот механизм дополнительно сдерживает увеличение налогообложения в связи с отказом от порядка его расчета по инвентаризационной стоимости имущества.

Если нагрузка выросла более, чем на 10 процентов, в качестве налога к уплате берется прошлогодняя сумма, умноженная на коэффициент 1,1.

В нашем случае налог за квартиру в прошлом году составлял 8 935 рублей.

Значит, максимум за 2018 год : 8 935 рублей x 1,1 = 9 989 рубля

Эту сумму и надлежит перечислить в казну.

Примечание редакции:

Узнать о региональных налоговых ставках можно с помощью сервиса ФНС РФ «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

Данные об имуществе, находящиеся в личном кабинете физлиц на сайте ФНС РФ, могут оказаться ошибочными. Если такое случилось, необходимо уточнить сведения об объекте.

Как поступить, если налоговое уведомление не пришло

Если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется, если только по этой недоимке не истекает срок направления уведомления.

Предположим: наступает ноябрь, а письма из инспекции все нет.

Владельцам личного кабинета для физлица (ЛК) не следует ожидать почтовой бумажной корреспонденции от инспекторов. Таким лицам все документы отправляются исключительно в электронном формате.

В ЛК могут зайти и граждане, зарегистрированные на портале госуслуг. Для этого потребуются логин и пароль портала. В этом случае не придется наносить визит в ИФНС для получения доступа на сервис.

Что касается остальных, то тем, кому уведомление по всем налогооблагаемым объектам уже приходило (или не поступало в связи с применением по нему налоговой льготы), сообщать об имуществе в ИФНС не нужно.

Таким гражданам для выяснения причин отсутствия уведомления можно обратиться в ИФНС, так как согласно п. 2.1 ст. 23 НК РФ до 31 декабря года, следующего за истекшим, в налоговый орган надо сообщить о каждом объекте, по которому не было получено уведомление.

Например, гражданин, купивший в 2018 году квартиру, в 2019 году не получил по ней рассчитанный налог.

В этом случае сообщить о появившейся собственности надо один раз до 31.12.2019.

К сообщению надо приложить копии: правоустанавливающих документов на недвижимость и (или) документов, подтверждающих госрегистрацию транспортных средств.

Сообщения представляются по выбору: лично или через представителя, по почте заказным письмом, передаются в электронной форме по ТКС или через личный кабинет.

Очень удобен последний вариант. В личном кабинете есть возможность прикрепить к сообщению для отправки в инспекцию отсканированные документы.

Инспекцию можно выбрать либо по месту жительства, либо по месту регистрации объекта.

Существует специальный штраф для тех, кто не представили такое сообщение, — 20 процентов от неуплаченной суммы налога (п. 3 ст. 129.1 НК РФ).

Как заплатить чужие налоги

Минфин РФ своим Приказом от 05.04.2017 № 58н внес изменения в правила заполнения налоговых платежек. Так, при уплате налогов иным лицом:

  • в поле «ИНН» плательщика проставляется ИНН гражданина, за которого уплачивается налог. Если у физлица ИНН нет, то в этом поле указывается «0» (он же проставляется в поле «КПП»), а в поле «Код» — «Уникальный идентификатор начисления (индекс документа);
  • в поле «Плательщик» надо указать информацию о лице, оформившем платежное поручение.
  • в поле «Назначение платежа» первой указывается информация об ИНН и КПП лица, осуществляющего платеж. Для разделения информации об ИНН и КПП, а также для выделения информации о плательщике от иных данных используется знак «//». Далее проставляется наименование физлица, чья обязанность исполняется — фамилия, имя, отчество (при его наличии) и адрес регистрации по месту жительства или адрес регистрации по месту пребывания (при отсутствии места жительства);
  • в поле «101» («Статус плательщика») указывается статус физлица, чья налоговая обязанность исполняется — «13».

Примечание редакции:

Что делать, если другим лицом были ошибочно перечислены средства или произошла переплата налогов? Ведь вернуть деньги другому лицу будет невозможно. Возврат в этом случае можно осуществить только самому налогоплательщику, указанному в уведомлении об уплате имущественных налогов.

Налоговый кодекс РФ в урегулировании возможных разногласий между участниками расчетов не поможет. ФНС РФ в этом случае рекомендует обращаться к Гражданскому кодексу РФ. Оформлять взаимоотношения между налогоплательщиком и иным лицом следует путем заключения договоров, например, договора поручительства.

Если одно физлицо заплатит налоги (пени, штрафы) за другое физлицо, то у последнего не возникнет НДФЛ-дохода (п. 5 ст. 208 НК РФ).

Чем грозит неуплата налога

Сумму пеней определят так: налог к уплате умножат на количество дней опоздания и на 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ (7 процентов).

За неуплату налога в соответствии со ст. 122 НК РФ могут назначить штраф — 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

Однако налоговики должны иметь доказательства, подтверждающие совершение правонарушения, то есть документы о том, что налоговое уведомление направлялось (дата получения уведомления физлицом должна быть подтверждена).

Как получить рассрочку по имущественным налогам

Поэтому физлица, признаваемые налогоплательщиками, обязаны платить законно установленные налоги в отношении имущества (недвижимости, земли, транспорта).

Если материальное положение гражданина не позволяет ему уплатить налог единовременно, ему может быть предоставлена отсрочка (не более чем на один год) с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности. Решение о ее предоставлении принимает инспекция по месту его жительства физлица в порядке, установленном гл. 9 НК РФ.

Какие льготы и преференции применяются к налогам

Так, пенсионер не платит налог в отношении одной квартиры, одного жилого дома, одного гаража, а также одного хозяйственного строения (сооружения) площадью до 50 кв. метров, расположенного на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства (дачного хозяйства и пр.).

Статья 391 НК РФ предусматривает также льготу в налогообложении земельных участков пенсионеров (а равно инвалидов I и II групп и еще ряда льготников) в размере кадастровой стоимости 6 соток.

Для лиц предпенсионного возраста, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии на 31 декабря 2018 года, также сохранено право на налоговый вычет, уменьшающий налоговую базу на величину кадастровой стоимости 6 соток в отношении одного земельного участка (пп. 9 п. 5 ст. 391 НК РФ).

С налогового периода 2018 года лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, предоставлены дополнительные налоговые вычеты:

  • уменьшающий размер налога на имущество на кадастровую стоимость 5 кв. метров общей площади квартиры, части квартиры, комнаты и 7 кв. метров общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка (п. 6.1 ст. 403 НК РФ);
  • уменьшающий величину земельного налога на кадастровую стоимость 600 кв. метров площади одного земельного участка (пп. 10 п. 5 ст. 391 НК РФ).
С налогового периода 2018 года для относящихся ко льготным категориям налогоплательщиков (пенсионеры, инвалиды, многодетные, владельцы хозпостроек площадью не более 50 кв. м, указанных в пп. 15 п. 1 ст. 407 НК РФ) установлен беззаявительный порядок предоставления льгот по налогу на имущество и земельному налогу, в том числе налоговых вычетов. Инспекторы сделают скидку на основании имеющихся у них данных, полученных как от самого налогоплательщика, так и от регистрирующих органов (п. 6 ст. 407, п. 10 ст. 396 НК РФ). Для транспортного налога аналогичный порядок будут введен с 01.01.2020 года.

Если во владении находится несколько объектов налогообложения, целесообразно до конца года соответствующего налогового периода (п. 7 ст. 407 НК РФ) уведомить налоговиков о выбранном объекте, по которому будет предоставляться освобождение или скидка. По налогу на имущество форма документа утверждена приказом ФНС РФ от 13.07.2015 № ММВ-7-11/280@, его электронный формат — приказом ФНС РФ от 15.11.2017 № ММВ-7-21/930@. В отношении земельных участков бланк установлен приказом ФНС России от 26.03.2018 № ММВ-7-21/167@.

Если документ не предоставить, то льготу применят только в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

Помимо льгот в НК РФ предусмотрен еще один вид преференций — налоговые вычеты.

Например, в отношении квартиры налоговый вычет установлен в размере кадастровой стоимости 20 кв. метров общей площади этой квартиры, а в отношении жилого дома — 50 кв. метров общей площади этого дома. В отношении комнат или частей квартир — в размере кадастровой стоимости 10 кв. метров (п. 4 ст. 403 НК РФ).

Представительные органы муниципальных образований вправе увеличивать размеры указанных вычетов, устанавливать дополнительные налоговые льготы и основания для их использования.

Получается, что льготники, владеющие несколькими объектами недвижимости, полностью освобождаются от уплаты налога только по одному из объектов каждого вида недвижимости (например, одной квартиры), в отношении иных объектов (других квартир) станут предоставляться вычеты. Их заявлять не надо, ИФНС учтет вычеты при подсчете налога, выставленном гражданину в уведомлении.

С перечнем дополнительных налоговых льгот, действующих в муниципальных образованиях, можно ознакомиться с помощью сервиса «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

В Москве льготы предоставляются в виде дополнительного уменьшения (помимо федеральных льгот) налоговой базы на одного налогоплательщика на 1 млн рублей в отношении отдельных категорий лиц (ч. 2 ст. 3.1 Закона г. Москвы от 24.11.2004 № 74), например:

  • инвалидов I, II групп, инвалидов детства;
  • одного из родителей (усыновителей) в многодетной семье.
Дополнительные льготы по транспортному налогу (помимо федеральных преференций) также предоставляются на региональном уровне.

Для жителей г. Москвы они установлены ст. 4 Закона г. Москвы от 09.07.2008 № 33. От налога освобождаются, например, лица, имеющие легковые автомобили с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил (до 51,49 кВт) включительно.

Как подтвердить налоговую льготу

Инспекторы при необходимости получат их в рамках информационного обмена от других чиновников.

Как уточнить налоговые обязательства

Адрес ИФНС РФ для направления заявления налогоплательщик может узнать по телефону контактного центра в налоговом уведомлении. Инспекция, осуществляющая конкретный расчет налога, указана в соответствующих строчках налогового уведомления.

Если форма заявления не приложена к налоговому уведомлению, заявление можно составить в произвольной форме, указав в нем обнаруженные ошибки.

Налоговые органы рассмотрят заявление, в случае необходимости сделают запросы в регистрирующие органы и по итогам рассмотрения направят ответ заявителю.

В случае если ошибка в налоговом уведомлении повлияла на расчет налога, то будет произведен перерасчет налога и в адрес заявителя направлено новое налоговое уведомление с учетом перерасчета.

Если регистрирующий орган не подтвердит сведения, представленные гражданином, налоговый орган направляет в его адрес информационное письмо, в котором сообщает о результатах рассмотрения обращения.
В налоговый орган можно также обратиться через официальный сайт ФНС РФ www.nalog.ru с помощью сервисов «Личный кабинет физического лица», «Обращение в УФНС (ИФНС) России».

Что делать, если гражданин не согласен с кадастровой оценкой

Такие постоянно действующие комиссии работают во всех территориальных управлениях Росреестра (п. 1 порядка, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04.05.2012 № 263).

Основанием для подачи заявления могут быть:

  • недостоверность исходных сведений об объекте недвижимости, использованных оценщиком при определении его кадастровой стоимости;
  • установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Если комиссия отказала в пересмотре кадастровой стоимости (или заявление в комиссию не подавалось), надо обращаться в суд.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд в течение 5 лет с даты внесения в Государственный кадастр недвижимости (п. 3 ст. 245 КАС РФ).

Однако следует учитывать, что в соответствии с ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ, старую кадастровую стоимость оспорить нельзя. Таким образом, если за 5 лет оценка производилась дважды пересматривать будут только результаты последней.

Единый налоговый платеж и другие новшества

Перечисленные деньги будут оставаться имуществом налогоплательщика, но при этом инспекторы смогут самостоятельно списывать суммы рассчитанных налогов при наступлении срока их уплаты. По запросу физлиц налоговики направят сведения о расходовании средств, перечисленных в качестве авансов, а также об остатке неиспользованных денег. Оставшиеся после зачета средства налоговики вернут гражданам по их заявлению. Об этом гласит ст. 45.1 НК РФ «Единый налоговый платеж физического лица».

Также хотим обратить внимание, что с налогового периода 2018 года скорректирован расчет транспортного налога. Авто, находящиеся в розыске в связи с их угоном или кражей, не облагаются налогом до месяца их возврата законному владельцу, а не до даты прекращения розыска (пп. 7 п. 1 ст. 358 НК РФ).

В отношении земельных участков с периода 2018 года изменение их кадастровой стоимости вследствие изменения вида разрешенного использования (категории земель, площади) в течение года учитывается со дня внесения в ЕГРН соответствующих сведений (п. 7.1 ст. 396 НК РФ, Информация ФНС РФ «О порядке налогообложения земельных участков»).

Добавим несколько слов о том, что повлияет на налогообложение физлиц, начиная с налогового периода 2019 года.

С этого года фискалы смогут пересчитывать налоги не более чем за 3 предыдущих года. Если физлицо вовремя заплатило налог, то пересчет налога в большую сторону ему грозить не будет. К примеру, за 2018 год гражданин заплатил в бюджет всю сумму земельного налога, которая была прописана в уведомлении. Однако в 2019 году была обнаружена ошибка, которая занизила кадастровую стоимость его участка. Благодаря изменениям налог ему пересчитывать не будут. Ибо это приведет к ухудшению положения налогоплательщика (п. 2.1 ст. 52 НК РФ).

С 2019 года заработали изменения о прекращении налогообложения в случае гибели или уничтожения объекта по налогу на имущество. Налог не начисляется с 1-го числа месяца гибели или уничтожения здания, строения, сооружения, помещения на основании соответствующего заявления, который можно представить в любой налоговый орган. Форма заявления утверждена приказом ФНС РФ от 24.05.2019 № ММВ-7-21/263@.

С 2019 года меняется и порядок применения измененной кадастровой стоимости для налогообложения недвижимости. Оспоренные результаты оценки кадастровой цены имущества и участков будут применимы для корректировки расчета налога за прошлые налоговые периоды, то есть с момента использования ошибочной стоимости по кадастру, а не с подачи заявления о ее оспаривании (п. 2 ст. 403, п. 1.1 ст. 391 НК РФ).

Елизавета Кобрина

Если заполнить платёжку с ошибками, деньги не дойдут до получателя. С 1 мая 2021 года закончился переходный период и все перешли на новые реквизиты, будьте внимательны. Ещё больше новых правил начнёт действовать с июля 2021 года. Мы подготовили подробный разбор всех нововведений.

Новые реквизиты платёжных поручений

С начала 2021 года ФНС перешла на систему казначейского обслуживания поступлений в бюджеты. Поэтому в платёжках мы теперь указываем два счёта, а также новые БИК (приказ Казначейства от 01.04.2020 № 15н).

Изменения коснулись четырёх полей платёжного поручения:

  • поле 13 — уточнено название банка получателя;
  • поле 14 — изменился БИК банка получателя;
  • поле 15 — теперь указывается номер счёта банка получателя, входящий в состав единого казначейского счёта (ЕКС), раньше это поле заполнялось нулями;
  • поле 17 — добавлен номер казначейского счёта (ЕКС).

В Экстерне платёжки по налогам формируются автоматически.

ФНС говорила о переходном периоде с 1 января по 30 апреля 2021 года. На практике же он все равно почти ни у кого не работал. С 1 мая платёжки со старыми реквизитами принимать окончательно перестанут, они будут попадать в невыясненные.

Для каждого региона будут свои реквизиты — всего их 85. ФНС представила информацию о реквизитах в таблице, которая дана в письме от 08.10.2020 № КЧ-4-8/16504@. Вот часть из них:

Субъект РФ Наименование банка получателя БИК банка получателя Номер счёта банка получателя Номер казначейского счёта
поле 13 поле 14 поле 15 поле 17
Москва ГУ БАНКА РОССИИ ПО ЦФО//УФК ПО Г. МОСКВЕ г. Москва 004525988 40102810545370000003 03100643000000017300
Московская область ГУ БАНКА РОССИИ ПО ЦФО//УФК ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ г. Москва 004525987 40102810845370000004 03100643000000014800
Санкт-Петербург СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по г. Санкт-Петербургу г. Санкт-Петербург 014030106 40102810945370000005 03100643000000017200
Ленинградская область ОТДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЕ БАНКА РОССИИ//УФК по Ленинградской области г. Санкт-Петербург 014106101 40102810745370000006 03100643000000014500
Свердловская область УРАЛЬСКОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по Свердловской области г. Екатеринбург 016577551 40102810645370000054 03100643000000016200
Краснодарский край ЮЖНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по Краснодарскому краю г. Краснодар 010349101 40102810945370000010 03100643000000011800
Новосибирская область СИБИРСКОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по Новосибирской области г. Новосибирск 015004950 40102810445370000043 03100643000000015100
Ростовская область ОТДЕЛЕНИЕ РОСТОВ-НА-ДОНУ БАНКА РОССИИ//УФК по Ростовской области г. Ростов-на-Дону 016015102 40102810845370000050 03100643000000015800
Челябинская область ОТДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСК БАНКА РОССИИ//УФК по Челябинской области г. Челябинск 017501500 40102810645370000062 03100643000000016900

Образец платёжного поручения с новыми реквизитами с 1 мая 2021 года


Новые правила заполнения полей платёжного поручения

Поправки к правилам оформления платёжек о переводах в бюджет утверждены Приказом Минфина РФ от 14.09.2020 № 199Н. Изменения вступают в силу с 1 января, но часть из них начнёт действовать позже.

Поле 60 «ИНН»

Иностранные организации и физлица смогут указывать «0» в поле «ИНН плательщика», если они не состоят на учёте в налоговой. Исключение — платежи, администрируемые налоговыми органами. Поправка вступает в силу с 1 января 2021 года.

При удержании из дохода физлица-должника денег на погашение задолженности, указывайте его ИНН в поле «ИНН плательщика». Вписывать ИНН организации нельзя с 17 июля 2021 года.

Если платёжное поручение составило физическое лицо без счёта и собирается перечислить по нему деньги в бюджет, в реквизитах нужно указывать именно ИНН физлица или «0», если номер не присвоен. Указывать ИНН кредитной организации запрещено. Это правило действует с 1 октября 2021 года.

Поле 101 «Статус налогоплательщика»

Главное изменение касается индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов и глав КФХ. С 1 октября 2021 года коды статуса плательщика «09», «10», «11» и «12» утратят силу. Вместо них перечисленные выше налогоплательщики будут указывать код «13», которые соответствует налогоплательщикам-физлицам.

Также часть кодов будет удалена или отредактирована. Добавятся и новые коды:

  • «29» — для политиков, которые перечисляют в бюджет деньги со специальных избирательных счетов и специальных счетов фондов референдума (кроме платежей, администрируемых налоговой);
  • «30» — для иностранных лиц, не состоящих на учёте в российской налоговой, при уплате платежей, администрируемых таможенными органами.

Поле 106 «Основание платежа»

С 1 октября перечень кодов основания платежа уменьшится. Исчезнут коды:

  • «ТР» — погашение задолженности по требованию налоговой;
  • «АП» — погашение задолженности по акту проверки;
  • «ПР» — погашение задолженности по решению о приостановлении взыскания;
  • «АР» — погашение задолженности по исполнительному документу.

Вместо них нужно будет указывать код «ЗД» — погашение задолженности по истекшим периодам, в том числе добровольное. Раньше этот код применялся исключительно для добровольного закрытия долгов.

Также с 1 октября удалят код «БФ» — текущий платеж физлица, уплачиваемый со своего счёта.

Поле 108 «Номер документа — основания платежа»

В этом поле указывается номер документа, который является основанием платежа. Его заполнение зависит от того, как заполнено поле 106.

Новый код для основания платежа в четырёх утративших силу случаях — «ЗД». Но несмотря на это, удалённые коды будут фигурировать в составной части номера документа — первые два знака. Заполняйте поле в следующем порядке:

  • «ТР0000000000000» — номер требования налоговой об уплате налогов, сборов, взносов;
  • «АП0000000000000» — номер решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности;
  • «ПР0000000000000» — номер решения о приостановлении взыскания;
  • «АР0000000000000» — номер исполнительного документа.

Например, «ТР0000000000237» — требование об уплате налога № 237.

Поле 109 «Дата документа — основания платежа»

Порядок заполнения поля 109 меняется для погашения задолженности по истекшим периодам. При указании кода «ЗД» нужно вписать в поле дату одного из документов, который является основанием платежа:

  • требования налоговой;
  • решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности;
  • решения о приостановлении взыскания;
  • исполнительного документа и возбуждённого исполнительного производства.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

О том, каким образом можно заплатить налоги, либо сборы доходчиво разъяснено в определенной статье Налогового Кодекса Российской Федерации. Местные власти, отталкиваясь от общего законодательства, могут менять периодичность внесения платежей или их сроки на свое усмотрение.

Если физические лица могут оплачивать налоговые сборы в отделениях банковских организаций или почты, то для юридических лиц существует свои отличительные особенности.

Основные моменты уплаты налогов

В 58-й статье Налогового Кодекса достаточно подробно указаны способы, которыми уплачивать налоги могут организации физические лица и индивидуальные предприниматели.

  • Оплата налога производится любым способом;
  • Перечисление осуществляется либо самим плательщиком, либо его представителем. Для работающих лиц это работодатель, перечисляющий налоговые сборы непосредственно с заработной платы сотрудника;
  • Уплата налога производится при получении разовой прибыли, либо продажи собственного имущества и тому подобного. Осуществляется физическими лицами, индивидуальными предпринимателями или организациями (юридическими лицами);
  • Федеральные налоговые сборы регламентируются по Налоговому Кодексу РФ, тогда как местные попадают под юрисдикцию нормативно-правовых актов, принятых непосредственно в регионе;
  • Штраф, требование, арест имущества задолжавшего или его счетов – те меры, которые контролирующие органы могут применить к плательщикам;
  • При поступлении уведомления из Федеральной Налоговой Службы на уплату налогового сбора (автомобильного, земельного и прочих), необходимо осуществить эту самую оплату в срок не более месяца со дня получения уведомления. В некоторых случаях сроки платежа указываются отдельно и могут составлять большие промежутки.

Существует ряд обстоятельств, при которых плательщик прекращает обязательные платежи в бюджет в виде налоговых сборов:

  • для физического лица таким обстоятельством служит смерть;
  • для юридического лица – ликвидация предприятия/организации;
  • основанием прекращения уплаты служит полный расчет по налоговым выплатам;
  • различные отдельные обстоятельства.

Авансовые налоговые платежи

Для налоговых сборов существует отдельное понятие авансового платежа. Это частичная оплата, которая осуществляется в конце расчетного месяца (квартала), засчитываемая в общую сумму. Предусматривается два способа выплаты аванса. Один из них – оплата ежемесячно, другой – поквартально.

Компании, которые могут перечислять авансы ежемесячно, не упоминаются в статье Налогового Кодекса РФ под номером 286. Также помесячно оплачивают те юридические лица, которые за квартал зарабатывают более десяти миллионов рублей. Платеж осуществляется не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным.

Ежеквартально обязаны оплачивать сбор юридические лица:

  • бюджетного, либо автономного характера;
  • некоммерческие организации, деятельность которых не приносит дохода;
  • юридические лица, доход которых в предыдущем квартале составил цифру, превышающую десять миллионов рублей;
  • имеющие на территории Российской Федерации отделения, иностранные организации;
  • товарищества простого или инвестиционного характера;
  • имеющие доход выгодоприобретатели, у которых заключен договор доверительного управления;
  • ряд инвесторов.

От обязательного внесения авансовых платежей освобождены организации музейного и библиотечного типа, а также концертные организации.


Сроки внесения авансовых платежей определяются следующим образом:

  • не позднее 28 апреля осуществляется внесение за первый квартал;
  • не позднее 28 июля – за первых два квартала (или полугодие);
  • не позднее 28 октября – за девять месяцев, соответственно.

Способы, которыми можно осуществить оплату налогов

К основным способам оплаты относится три: оплата после получения уведомления, оплата при подаче налоговой декларации, что называется «непосредственно от источника».

Налоги подразделяются по варианту оплаты в бюджет. Это может быть городской, а также региональный и, наконец, федеральный бюджеты. На местные и федеральные «составляющие» могут делиться даже одни виды сбора.

Юридические лица осуществляют внесение налоговых сборов следующим образом:

  • Предприятие регистрируется и заводит специализированный счет, который будет использоваться для осуществления расчета по налоговым сборам;
  • Ответственными лицами оформляются соответствующие платежные документы, с нужными реквизитами, после чего производится непосредственная оплата посредством банковских организаций;
  • При задержке в оплате обязательных налоговых сборов начисляется пеня, и оплата производится лишь при участии судебных приставов.

Для физических лиц порядок несколько иной:

  • Уведомление об уплате со всеми реквизитами приходит по месту регистрации физического лица. В случае отсутствия уведомления, гражданин может самостоятельно обратиться в налоговую службу для получения соответствующей документации по оплате, либо обратиться на сайт структуры;
  • Оплата уведомления может быть осуществлена посредством любого банка, либо в почтовом отделении связи, либо иными способами (интернет-банкинг, терминалы самообслуживания и прочее);
  • Федеральной налоговой службе не требуется распечатанного подтверждения об оплате.


Чтобы обеспечить своевременную оплату налоговых сборов, государственные органы могут применить следующие меры:

  • В адрес плательщика пересылается уведомление по срочной уплате полной суммы налогового сбора;
  • За просрочку выплаты осуществляется начисление санкций;
  • Собственность плательщика подвергается аресту;
  • Временно приостанавливаются все процедуры по банковским счетам плательщика.

Все эти способы применяются довольно редко, лишь после окончания крайнего срока по уплате налогового сбора. Плательщику будут высланы соответствующие уведомления с требованиями погасить задолженность. При отсутствии поступления средств начисляется пеня. Потом налоговые органы инициируют судебный процесс, после чего начисляется штраф. В ряде случаев на собственность неплательщика оформляется договор залога.

Понятно, что существует ряд способов уклонения от уплаты налогов, но все эти способы являются незаконными и могут привести к нежелательным последствиям как для физических лиц, так и для организаций.

Читайте также: