П 1 ст 373 нк рф налог на имущество

Опубликовано: 15.05.2024

1. Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.

1.1. Не применяется с 1 января 2017 г.

1.2. Не признаются налогоплательщиками UEFA (Union of European Football Associations) и дочерние организации UEFA в период по 31 декабря 2020 года включительно, FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Не признаются налогоплательщиками конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет «Россия-2018», дочерние организации Организационного комитета «Россия-2018», производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, определенные Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении имущества, используемого ими только в целях осуществления мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также в период по 31 декабря 2020 года включительно Российский футбольный союз, локальная организационная структура, коммерческие партнеры UEFA, поставщики товаров (работ, услуг) UEFA и вещатели UEFA, определенные указанным Федеральным законом, в отношении имущества, используемого ими только в целях осуществления мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, предусмотренных указанным Федеральным законом.

2. Деятельность иностранной организации признается приводящей к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 373 НК РФ

Комментируемая ст. 373 НК РФ определяет, что плательщиками налога на имущество являются организации. Понятие организации дано в п. 2 ст. 11 НК РФ, согласно которому организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (т.е. российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (т.е. иностранные организации).

При этом п. 1 ст. 373 НК РФ определяет еще одно условие для того, чтобы организация признавалась плательщиком налога на имущество, — она должна иметь имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.

В соответствии со ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 Кодекса.

При этом на основании пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г. в качестве основных средств.

Таким образом, по общему правилу налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации — балансодержатели движимого и недвижимого имущества (основных средств), если иное не установлено Налоговым кодексом РФ.

Налог на имущество должны уплачивать все российские организации независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, в том числе органы государственной власти (исполнительной и законодательной), включая все министерства и ведомства, некоммерческие организации, бюджетные организации, государственные унитарные предприятия, Банк России и его территориальные учреждения, финансово-кредитные организации, а также внебюджетные государственные фонды.

В законах субъектов РФ о налоге на имущество организаций могут быть установлены льготы по этому налогу для отдельных категорий налогоплательщиков.

Кроме того, налог на имущество не платят организации, работающие по упрощенной системе налогообложения, плательщики единого налога на вмененный доход (с имущества, которое используется в деятельности, облагаемой ЕНВД) и те организации, которые уплачивают единый сельскохозяйственный налог. Также данный налог не нужно платить и со стоимости имущества, используемого исключительно в деятельности, предусмотренной соглашениями о разделе продукции. В гл. 30 НК РФ эти нормы не прописаны, но о них сказано в гл. 26.1, 26.2, 26.3 и 26.4 НК РФ.

Следовательно, если российская организация не переведена на спецрежим, то она признается плательщиком налога на имущество согласно гл. 30 НК РФ.

При этом плательщиком она становится после ее государственной регистрации в качестве юридического лица, которая производится в соответствии со ст. 51 ГК РФ. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц. Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в Единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр (п. 8 ст. 51 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, российская организация признается плательщиком налога на имущество со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Иностранная организация признается плательщиком налога на имущество с учетом положений международных договоров Российской Федерации в следующих случаях:

— она осуществляет деятельность в Российской Федерации, приводящую к образованию постоянного представительства в соответствии со ст. 306 НК РФ;

— она имеет в Российской Федерации на праве собственности объект недвижимого имущества, при этом она не осуществляет деятельности в Российской Федерации, или объект недвижимого имущества, которым она владеет, не относится к деятельности, осуществляемой через постоянное представительство иностранной организации в Российской Федерации;

— она осуществляет деятельность в Российской Федерации, приводящую к образованию постоянного представительства в соответствии со ст. 306 НК РФ, и имеет в Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации объект недвижимого имущества, принадлежащий ей на праве собственности.

Согласно п. 2 ст. 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными соглашениями об избежании двойного налогообложения, для целей гл. 30 НК РФ понимаются филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее — отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации.

Иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она поставляет с территории Российской Федерации принадлежащие ей товары, полученные в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем, а также если она осуществляет деятельность, отвечающую признакам, предусмотренным п. 2 ст. 306 НК РФ, через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации, действует на территории Российской Федерации от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимого агента).

Иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через брокера, комиссионера, профессионального участника российского рынка ценных бумаг или через любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности.

Тот факт, что лицо, осуществляющее деятельность на территории Российской Федерации, является взаимозависимым с иностранной организацией при отсутствии признаков зависимого агента, предусмотренных п. 9 ст. 306 НК РФ, не рассматривается как фактор, приводящий к образованию постоянного представительства этой иностранной организации в Российской Федерации.

В отношении понятий территории Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации необходимо отметить следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Частью 2 этой же статьи установлено, что Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации установлены Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

В соответствии с п. 1 ст. 1 названного Закона внутренние морские воды Российской Федерации — это воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации.

Согласно п. 2 этой же статьи к внутренним морским водам относятся воды:

портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в

сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в «Извещениях мореплавателям».

В соответствии с п. 1 ст. 2 названного Закона территориальное море Российской Федерации — это примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в ст. 4 этого же Закона. Иная ширина территориального моря может быть установлена в соответствии с положениями ст. 3 Закона о делимитации территориального моря.

Определение территориального моря согласно п. 2 ст. 2 применяется также ко всем островам Российской Федерации.

Согласно п. 3 этой же статьи внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации. Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Статьей 3 названного Закона установлено, что делимитация территориального моря между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статус континентального шельфа Российской Федерации определен Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», ст. 1 которого содержит следующее:

континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка; подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской

Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема; определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации; внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря; с учетом положений ст. 2 названного Закона о делимитации континентального шельфа внешняя

граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль; если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» делимитация континентального шельфа между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации или норм международного права.

Статус исключительной экономической зоны Российской Федерации определен Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», ст. 1 которого содержит следующие положения об определении и границах исключительной экономической зоны Российской Федерации:

исключительная экономическая зона Российской Федерации — морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным названным Законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права. Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые непригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности (п. 1); внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница

территориального моря (п. 2); внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации (п. 3).

Согласно ст. 2 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» делимитация исключительной экономической зоны между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации или общепризнанными принципами и нормами международного права.

Комментируемый п. 1.1 ст. 373 НК РФ устанавливает, что не признаются налогоплательщиками организации (до 1 января 2017 г.), являющиеся организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также лица, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в соответствии со ст. 3.1 указанного Федерального закона, в отношении имущества, используемого ими исключительно в связи с организацией и (или) проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи и развитием г. Сочи как горноклиматического курорта.

Дата публикации 29.12.2020

Документ:

Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Комментарий

Напомним, с 01.01.2021 отменяется обязанность организаций по представлению налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам (начиная с отчетности за 2020 г.). Кроме того, изменены сроки уплаты этих налогов организациями (начиная с уплаты налога за 2020 г.). Мы писали об этом здесь и здесь.

Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ (далее – Закон) внес дополнительные изменения по этим налогам, а также по налогу на имущество, вступающие в силу 1 января 2021 г. Рассмотрим подробнее некоторые нововведения.

Установлен случай, когда деловая и торговая недвижимость облагаются по среднегодовой стоимости

Как известно, орган исполнительной власти субъекта РФ до 1 января должен сформировать перечень объектов административно-делового и торгового назначения (пп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ), облагаемых налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости (далее – Перечень) (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Однако бывают ситуации, когда объект недвижимости назван в Перечне, но при этом его кадастровая стоимость так и не была определена в течение текущего налогового периода. По мнению контролирующих органов, по такой недвижимости налог на имущество вообще не платится, поскольку в НК РФ отсутствует порядок определения налоговой базы в этом случае (п. 12 ст. 378.2 НК РФ, письма Минфина России от 28.12.2018 № 03-05-05-01/95999, от 27.09.2017 № 03-05-04-01/62799, доведено до налоговых инспекций письмом ФНС России от 29.09.2017 № БС-4-21/19633@).

Законодатель исправил этот пробел. С 2021 г. такая недвижимость должна облагаться по среднегодовой стоимости. Это следует из новой редакции пп. 2.2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ (пп. "б" п. 45 ст. 2 Закона).

Информация о движимом имуществе в налоговой декларации

Напомним, до 2019 г. объектом обложения по налогу на имущество организаций было как движимое, так и недвижимое имущество. Однако с 2019 г. облагается только недвижимое имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Несмотря на это, в налоговую декларацию по итогам 2020 г. и в дальнейшем необходимо включать сведения о среднегодовой стоимости движимого имущества, которое учтено в бухучете организации в составе основных средств. Соответствующее изменение внесено в п. 1 ст. 386 НК РФ (пп. "а" п. 48 ст. 2, п. 13 ст. 9 Закона).

Это связано с тем, что Минфин России прорабатывает возможность возвращения к обложению движимого имущества организаций при одновременном снижении предельной ставки налога. В результате ожидается упрощение администрирования налога, снижение количества налоговых споров по отнесению имущества к движимым и недвижимым вещам. (См. Приложение 3 к Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, которые приведены на сайте финансового ведомства).

Как действовать, если кадастровая стоимость недвижимости изменилась в течение года?

Сегодня для недвижимости (в т. ч. земельных участков) действует общее правило, согласно которому изменение кадастровой стоимости этой недвижимости в течение налогового периода (года) не учитывается при определении базы по налогу на имущество и земельному налогу (как в этом, так и в предыдущих налоговых периодах). Но из этого правила есть исключения. Эти исключения и порядок их влияния на величину налоговой базы неоднократно корректировались (см. п. 15 ст. 378.2, п. 1.1 ст. 391, п. 2 ст. 403 НК РФ).

В 2021 г. изменение кадастровой стоимости имущества в течение года по-прежнему не будет учитываться при определении налоговой базы (пп. "в" п. 45, пп. "а" п. 49, пп. "б" п. 52 ст. 2 Закона).

При этом в качестве исключения из этого правила в НК РФ оставили только изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости вследствие установления его рыночной стоимости. Как и раньше, в этой ситуации налог пересчитывается исходя из новой кадастровой стоимости (внесенной в ЕГРН) с начала года, в котором была впервые применена ранее установленная кадастровая стоимость. Определяться новая кадастровая стоимость (в размере рыночной) будет в соответствии со ст. 22 или 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (см. п. 2 ст. 6 Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ).

В отношении иных исключений из общего правила теперь нужно руководствоваться Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". Так, 11.08.2020 вступила в силу новая редакция ст. 18 этого Федерального закона, в которой подробно прописали, с какой даты начинает применяться измененная по тем или иным основаниям кадастровая стоимость земельных участков и иной недвижимости. При этом действующие с 2019 г. правила учета для целей налогообложения изменения кадастровой стоимости из-за изменения характеристик объекта недвижимости (в т. ч. качественных и количественных), а также исправления технических и иных ошибок, перечисленные в п. 15 ст. 378.2, п. 1.1 ст. 391, п. 2 ст. 403 НК РФ, в 2021 г. не изменятся.

Отметим, что такое основание для исправления кадастровой стоимости, как ее пересмотр по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда из-за недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, с 2021 г. не применяется.

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Как рассчитать и заплатить

Этот материал обновлен 15.03.2021.

Налог на имущество организаций — один из трех региональных налогов. С 2019 года он фактически стал налогом на недвижимость: движимое имущество этим налогом больше не облагается.

Однако с 2021 года сведения о движимом имуществе включают в налоговую декларацию. Речь идет о том имуществе, которое учтено на балансе организации как основное средство. С этой целью приняли новую форму декларации.

Плательщики налога на имущество организаций

Основная категория плательщиков налога на имущество — российские организации, коммерческие и некоммерческие, у которых есть недвижимость, учтенная на балансе в качестве основных средств. Обычно это недвижимость, которая принадлежит организации на праве собственности и изначально приобреталась не для перепродажи.

Также платить налог на имущество должны иностранные организации — как имеющие постоянное представительство в РФ, так и не имеющие, — у которых есть в собственности недвижимость на территории России.

Кто не платит налог на имущество организаций. Не платят этот налог компании, у которых на балансе учтено только движимое имущество: транспорт, оборудование и т. д.

Также налог на имущество не платят организации, применяющие спецрежимы.

УСН — по недвижимости, которая облагается налогом исходя из среднегодовой стоимости, а не кадастровой. Каждый регион сам определяет, какая недвижимость на его территории будет облагаться по кадастровой стоимости. Вся остальная недвижимость облагается налогом по среднегодовой стоимости.

К примеру, в Москве фирма на УСН не должна платить налог на имущество за нежилое помещение в многоквартирном доме при условии, что площадь всех нежилых помещений в доме не превышает 3000 м 2 . Если превышает, то, возможно, налог придется платить.

ЕСХН — по недвижимости, которая используется для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и для оказания услуг.

Например, здание птицефабрики, которым владеет компания — плательщик ЕСХН, не облагается налогом на имущество. А административное здание и здание столовой, в которой обедает персонал фабрики, облагаются. Потому что эти два здания не участвуют непосредственно в производстве, переработке и реализации сельхозпродукции.

Объекты налогообложения

Недвижимое имущество. В настоящее время в числе объектов только недвижимость, которая отражена в бухучете:

  1. На счете 01 «Основные средства» — если она находится в распоряжении компании. Не важно, использует организация эту недвижимость или нет.
  2. На счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» — если компания передала недвижимость в аренду или в лизинг.

Также объектом налогообложения признается недвижимость, которую организация:

  1. Передала в доверительное управление.
  2. Внесла в совместную деятельность в рамках договора простого или инвестиционного товарищества. Например, три компании решили совместными усилиями построить большой комплекс по производству мебели. В качестве вклада в комплекс одна из компаний решила внести собственное сооружение, чтобы разместить в нем лесопилку.
  3. Получила по концессионному соглашению. То есть организация в этом соглашении является концессионером — стороной, которая обязуется за свой счет создать или реконструировать недвижимое имущество, например здание аэропорта. При этом другая сторона — концедент — предоставляет ей на оговоренный срок права владения и пользования аэропортом.

Кроме того, налогом на имущество облагаются жилые помещения, которые не учитываются на балансе в качестве основных средств, но по региональному закону облагаются налогом по кадастровой стоимости. Например, квартиры, которые компания приобрела для перепродажи и в бухучете учла их как товары. Нежилая недвижимость для перепродажи налогом на имущество не облагается.

Движимое имущество организаций. С 2019 года любое движимое имущество — будь то транспорт, производственное оборудование, какая-либо аппаратура — не облагается налогом на имущество организаций.

Минфин прорабатывает возможность вернуть движимые основные средства в состав налогооблагаемых объектов. Вместе с этим Министерство хочет снизить предельную ставку налога так, чтобы не пострадали бюджет и бизнес. Предполагается, что это упростит работу налоговикам и сократит количество споров о том, движимое это имущество или недвижимое.

Что еще не признается объектом налогообложения:

  1. Земельные участки, водоемы и другие природные ресурсы.
  2. Памятники истории и культуры федерального значения.
  3. Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Также не облагается налогом на имущество:

  1. Недвижимость, которую компания арендует и которая в бухучете учтена на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».
  2. Недвижимость, не готовая к эксплуатации, например недострой, который отражен на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Налоговая база

По общему правилу налоговая база по налогу на имущество — это среднегодовая стоимость недвижимости. Организации должны сами рассчитывать ее по итогам года и по окончании каждого отчетного периода, если в регионе такие периоды не отменены.

Для некоторых объектов недвижимости налоговой базой является их кадастровая стоимость. Считать налог по среднегодовой стоимости таких объектов уже нельзя. «Кадастровый» перечень ежегодно утверждается в регионе. В него могут попасть, к примеру, помещения в административно-деловых и торговых центрах, нежилые помещения для офисов, магазинов, объектов общепита или бытового обслуживания.

Посмотреть перечень можно на официальном сайте субъекта РФ либо на сайте регионального правительства. Так, московский «кадастровый» перечень размещен на сайте мэра Москвы.

Платить налог по кадастровой стоимости должны все организации — собственники недвижимости, даже те, кто применяет специальные налоговые режимы: упрощенную систему налогообложения или единый сельскохозяйственный налог.

Порядок определения налоговой базы. Среднегодовая стоимость недвижимости считается так: складывается остаточная стоимость недвижимости на первое число каждого месяца года и на 31 декабря, и полученный результат делится на 13.

Остаточная стоимость считается по формуле:

Остаточная стоимость = Первоначальная стоимость − Начисленная амортизация

Бухгалтерские программы автоматически формируют остаточную стоимость.

При расчете среднегодовой стоимости недвижимости не учитываются объекты, облагаемые налогом по кадастровой стоимости. Налог на имущество по каждому «кадастровому» объекту считается отдельно. Кадастровая стоимость берется на 1 января года, за который считается налог.

Если организация владеет помещением в здании и кадастровая стоимость определена только для здания в целом, стоимость помещения считается пропорционально доле его площади.

Например, если площадь здания 2000 м 2 , а помещения — 40 м 2 , доля помещения — 40/2000. При стоимости здания 100 млн рублей стоимость помещения составит 2 млн рублей.

Бывает, что для недвижимости из регионального перечня кадастровая стоимость отсутствует весь год. Раньше Минфин разъяснял, что в этом случае такая недвижимость налогом на имущество вовсе не облагается.

С 2021 года, если кадастровая стоимость объекта не определена до конца года, то налог за него придется платить по среднегодовой стоимости. Это относится только к той недвижимости из регионального перечня, которая учтена в качестве основных средств — ОС. Если недвижимость не ОС, то налога не будет.

Налоговый и отчетные периоды

Налоговым периодом по налогу на имущество организаций является календарный год. То есть только после того, как год истек, окончательно определяется сумма налога к уплате. А в течение года по отчетным периодам вносят авансовые платежи.

Отчетными периодами признаются:

  • I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года — если недвижимость облагается по среднегодовой стоимости;
  • I, II и III кварталы календарного года — если облагается по кадастровой стоимости.

Региональные власти вправе не устанавливать у себя отчетные периоды. В настоящий момент во всех субъектах РФ такие периоды есть.

Налоговая ставка

Налог на имущество организаций — региональный налог, поэтому конкретные ставки по нему устанавливаются законами субъектов РФ.

Региональные ставки не должны превышать 2,2%. А для недвижимости, которая облагается налогом по кадастровой стоимости, ставка не может быть больше 2%.

Регионы могут устанавливать различные ставки налога на имущество в зависимости от деятельности, которую ведет организация, и вида имущества, которое используется в этой деятельности.

Например, в Красноярском крае действует пониженная ставка для производителей нефтепродуктов — 1,1%, для имущества аптечных организаций — 0,5%.

Ставка налога 0% на федеральном уровне действует для очень узкого круга налогоплательщиков. Например, для тех, кому принадлежат объекты магистральных газопроводов, газодобычи, производства и хранения гелия. Причем эти объекты должны находиться в пределах Якутии, Иркутской либо Амурской области.

Какие ставки налога на имущество организаций установлены именно в вашем регионе, можно узнать с помощью сервиса «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС.

Настоящая работа представляет собой комментарий к главе 30 НК РФ "Налог на имущество организаций".

Рассматриваемая глава введена в НК РФ Федеральным законом от 11.11.2003 N 139-ФЗ. Она определяет круг налогоплательщиков, все элементы налогообложения, особенности налогообложения отдельных видов имущества.

В данном комментарии рассмотрены вопросы, актуальные для налогоплательщиков налога на имущество организаций.

Читатели смогут узнать все самые важные разъяснения Минфина России и налоговых органов, касающиеся конкретных положений главы 30 НК РФ.

Автор будет благодарен за любые предложения и замечания о высказанной им в комментарии точке зрения (y_lermontov@mail.ru).

Комментарий к статье 372 НК РФ. Общие положения

Статья 372 НК РФ определяет общие положения, касающиеся установления налога на имущество организаций.

При этом пунктом 1 статьи 14 НК РФ определено, что налог на имущество организаций является региональным налогом. Для того, чтобы ввести налог на имущество на соответствующей территории, законодательные органы субъектов Российской Федерации должны принять закон о налоге на имущество организаций, который будет обязателен на соответствующей территории. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ при установлении налога на имущество определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также устанавливают налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

"Новая редакция".

С 1 января 2014 года законами субъектов Российской Федерации могут определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ.

В Письме от 30.04.2014 N 03-05-04-04/20583 Минфин России рассмотрел вопрос правомерности установления налога на имущество организаций в 2014 году на территории Республики Крым.

Как указало финансовое ведомство, в силу статьи 12 НК РФ налог на имущество организаций отнесен к региональным налогам и вводится в действие на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 356 и 372 НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налогах, которые на основании статьи 5 НК РФ вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

В силу вышеназванных норм транспортный налог и налог на имущество организаций, предусмотренные главами 28 "Транспортный налог" и 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса РФ, налоговым периодом по которым признается календарный год, не могут быть установлены на территории Республики Крым применительно к налоговому периоду 2014 года.

Аналогичный вывод касается также города федерального значения Севастополя. Так в Письмах Минфина России от 13.11.2014 N 03-05-05-01/57528, от 16.09.2014 N 03-01-РЗ/46240, от 30.04.2014 N 03-05-04-04/20583, разъяснено, что налог на имущество организаций, установленный главой 30 НК РФ, налоговым периодом по которому признается календарный год, могут быть установлены на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя только с 2015 года.

Комментарий к статье 373 НК РФ. Налогоплательщики

Не являются плательщиками налога на имущество организаций:

- организаторы XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, лица, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в отношении имущества, используемого ими исключительно в связи с организацией и (или) проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта;

- Международная федерация футбольных ассоциаций FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, конфедерации, национальные футбольные ассоциации в отношении имущества, используемого ими только в целях осуществления мероприятий, предусмотренных Федеральным законом "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Организации, состоящие на специальных налоговых режимах (системе налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенной системе налогообложения, системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, системе налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции), освобождаются от обложения налогом на имущество организаций.

"Актуальная проблема"

НК РФ не устанавливает перечни документов, подтверждающих правомерность применения льготного порядка налогообложения предусмотренного пунктом 1.2 комментируемой статьи.

Финансовое ведомство рассмотрело данный вопрос и пришло к выводу, что основанием для применения льготного порядка налогообложения могут являться документы, подтверждающие статус указанных организаций, соглашения и договоры, заключенные с FIFA или уполномоченными ею лицами, на осуществление мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", документы, подтверждающие факт оплаты FIFA или иными уполномоченными ею лицами приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), и т.п. (Письмо Минфина России от 22.01.2015 N 03-07-07/1643).

"Судебная практика"

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 17.10.2013 по делу N А05-1328/2013 рассматривал требование общества о признании решения налогового органа незаконным. Общество ссылалось на пункт 3 статьи 55 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и указывало, что с момента составления разделительного баланса в ходе реорганизации в форме выделения заявитель как реорганизуемое юридическое лицо утрачивает права на имущество, передаваемое вновь создаваемому юридическому лицу, а поэтому не является в отношении данного имущества плательщиком налога, взимаемого на основании главы 30 НК РФ.

При этом суд встал на сторону налогового органа, указав, что поскольку он до момента завершения реорганизации являлся собственником спорного недвижимого имущества, он обязан был до внесения в ЕГРЮЛ записи о создании выделенного лица учитывать указанное имущество в составе основных средств, а остаточная стоимость такого имущества подлежала включению в расчет среднегодовой стоимости имущества. В противном случае до момента государственной регистрации вновь созданного юридического лица названное имущество выводилось бы из-под налогообложения. Разделительный баланс является основанием для снятия реорганизованной компанией переданного имущества с баланса на дату государственной регистрации вновь возникшей организации.

Комментарий к статье 374 НК РФ. Объект налогообложения

Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

По общему правилу налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации - балансодержатели движимого и недвижимого имущества (основных средств), если иное не установлено Налоговым кодексом РФ.

С 1 января 2015 года действуют изменения, внесенные Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в подпункт 8 пункта 4 комментируемой статьи. Был дополнен перечень имущества, который не признается объектом налогообложения. К данным изменениям относятся объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1.

"Судебная практика".

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 14.12.2004 N 451-О указал, что по смыслу пункта 1 статьи 38 и статьи 374 НК РФ объектом налогообложения налогом на имущество организаций являются элементы обособленного имущества юридического лица, учитываемые на его балансе в качестве основных средств, то есть таких активов организации, которые составляют экономическую базу ее предпринимательской деятельности.

"Судебная практика".

Первый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 14.02.2012 по делу N А11-3011/2011 отметил, что по смыслу статьи 374 НК РФ критерием для отнесения имущества к объектам налогообложения является их учет на балансе в качестве основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Кроме того в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 09.01.2013 по делу N А32-22661/2011, рассматривалось дело о признании начисления налога на имущество налоговым органом незаконным в части объектов незавершенного строительства, которые использовались обществом по прямому назначению и приносили экономическую выгоду.

Общество обосновывало свое требование тем, что поскольку первоначальная стоимость объекта незавершенного строительства окончательно не сформирована, он не подлежал учету в качестве основного средства. Следовательно, основания для начисления ему налога на имущество, начисления соответствующих пеней и взыскания штрафа у ИФНС отсутствовали.

Суд, признавая позицию общества правомерной, пришел к выводу, что основанием для начисления налога стал вывод о том, что у общества данные объекты находятся на праве собственности. Между тем ни НК РФ, ни законодательство о бухгалтерском учете не содержат такого условия для налогообложения имущества организации и его постановки на учет в качестве основного средства, как наличие у организации права собственности на объекты недвижимости, зарегистрированного в установленном порядке. Вопрос о включении имущества в объект обложения налогом на имущество не может зависеть от волеизъявления налогоплательщика, а должен определяться экономической сущностью этого имущества. Соответственно, обязанность по уплате налога на имущество возникает у налогоплательщика с момента начала использования этого имущества в деятельности предприятия.

Необходимо также отметить, что облагаемым является имущество, которое получено российской организацией по концессионному соглашению. Такое имущество облагается налогом независимо от того, числится оно у концессионера на балансе или на его забалансовых счетах (Письмо Минфина России от 11.09.2013 N 03-05-05-01/37353).

Как разъяснено в Письме Минфина России от 08.12.2014 N 03-05-06-02/62855, учитывая, что земельные участки исключены из объекта налогообложения по налогу на имущество организаций, поскольку они подлежат налогообложению самостоятельным налогом - земельным налогом, положения статьи 374 Налогового кодекса не противоречат статье 389 Налогового кодекса.

ФАС Московского округа в Постановлении от 03.07.2014 N Ф05-6464/2014 по делу N А40-71679/2013 удовлетворил требование налогоплательщика о признании частично недействительным решения налогового органа. Суд указал, что берегоукрепление не может быть признано основным средством общества, поскольку изначально подлежало передаче в собственность третьему лицу и было фактически передано муниципальному образованию. Кроме того, суд указал, что берегоукрепление является природно-антропогенным объектом, поскольку обладает свойствами природного объекта, отсыпано из природного материала, имеет рекреационное и защитное значение, относится к природным ресурсам и в силу прямого указания подпункта 1 пункта 4 статьи 374 НК РФ не признается объектом налогообложения налогом на имущество.

ФНС России в Письме от 26.02.2013 N БС-4-11/3130@ обратила внимание на то, что организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилищ радиоактивных отходов.

Одновременно п.3 ст.1 Федерального закона N 202-ФЗ внесено изменение в пункт 4 статьи 374 Кодекса в части дополнения перечня объектов, не признаваемых объектами налогообложения по налогу на имущество организаций, подпунктом 4 "ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов".

Учитывая изложенное, до 1 января 2013 года в соответствии с пунктом 9 статьи 381 НК РФ организации освобождались от налогообложения налогом на имущество организаций в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилищ радиоактивных отходов.

С 1 января 2013 года ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов не относятся к объектам налогообложения по налогу на имущество организаций и, следовательно, не подлежат налогообложению налогом на имущество организаций.

В отношении состава не облагаемого налогом имущества пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов сообщаем следующее.

Статьей 3 Федерального закона от 21.11.95 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (далее - Закон N 170-ФЗ) пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения, хранилища радиоактивных отходов (далее - пункты хранения) определены как стационарные объекты и сооружения, не относящиеся к ядерным установкам, радиационным источникам, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов.

Согласно статье 48 Закона N 170-ФЗ хранение или захоронение радиоактивных отходов допускаются только в специально предназначенных для этого пунктах хранения. Хранение и захоронение радиоактивных отходов осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2011 N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 190-ФЗ), другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, организаций, осуществляющих нормативно-правовое регулирование в области использования атомной энергии.

В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона N 190-ФЗ в состав имущества пункта хранения как имущественного комплекса входит имущество, необходимое для обеспечения его безопасного функционирования, в том числе земельные участки, здания, сооружения, оборудование, права пользования участками недр, водными объектами и иными природными объектами.

Учитывая изложенное, к не облагаемому налогом на имущество организаций имуществу пункта хранения следует относить все необходимое для обеспечения его безопасного функционирования имущество, входящее в состав имущественного комплекса пункта хранения и признаваемое объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Согласно статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) налог на имущество организаций устанавливается и вводится в действие с момента введения в действие и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Особенности определения налоговой базы для исчисления налога на имущество организаций

Согласно статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) налог на имущество организаций устанавливается и вводится в действие с момента введения в действие и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Согласно статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

Исходя из положений пункта 1 и пункта 2 статьи 375, пункта 3 статьи 376 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за исключением случаев, когда в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ. Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно в соответствии с главой 30 НК РФ.

Следовательно, предусмотрено два способа определения налоговой базы, при этом выбор того или иного способа зависит от объектов налогообложения.

На основании пункта 2 статьи 375 НК РФ и статьи 378.2 НК РФ Законом Республики Башкортостан от 28.11.2003 № 43-з в статье 2.1 установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, а также виды недвижимого имущества.

В абзаце 3 пункта 2 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 18.04.2014 № 180 «О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» установлено, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является органом исполнительной власти Республики Башкортостан, уполномоченным на определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 и 2017 год определены Приказом Минземимущества Республики Башкортостан от 11.09.2015 № 1433 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2016 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» и соответственно Приказом Минземимущества Республики Башкортостан от 29.12.2016 № 2007 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Если при этом собственниками здания являются несколько лиц, то каждый собственник уплачивает налог исходя из кадастровой стоимости помещения, собственником которого он является. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость такого здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания (пункт 6 статьи 378.2 НК РФ).

Межрайонной ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан проведена выездная налоговая проверка юридического лица. В ходе проверки установлено, что налогоплательщиком не исчислен и не уплачен в бюджет налог на имущество организаций с объекта недвижимости входящего в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. В результате проверки начислен налог в сумме 6 млн. 300 тыс. рублей.

Налоговая служба рекомендует при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций убедиться, не входит ли объект налогообложения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Читайте также: