Налоги крестьянского хозяйства в казахстане 2020

Опубликовано: 27.04.2024

Спецрежимы для сельхозпроизводителей и крестьянских хозяйств.

Дата публикации 11.03.2021

С целью поддержки и развития аграрного сектора в НК РК предусмотрены специальные налоговые режимы для предпринимателей и организаций, чья деятельность связана с производством, переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции. Льготные условия налогообложения и упрощенная отчетность в рамках данных спецрежимов облегчает ведение деятельности сельхозпроизводителей. Подробнее об особенностях применения спецрежимов для сельхозпроизводителей и крестьянских хозяйств узнайте далее…

Какие спецрежимы предусмотрены для занятых в аграрном секторе?

Ст.698 и ст.702 НК РК предусмотрены спецрежимы специально для:

  • производителей сельхозпродукции, занятых ее производством, переработкой и реализацией и сельхозкооперативов, занятых производством, заготовкой, хранением, переработкой и реализацией продукции;
  • крестьянских и фермерских хозяйств.

При этом, согласно ст.697 НК РК, производителями сельхозпродукции являются:

  • юридические лица;
  • крестьянские хозяйства;
  • фермерские хозяйства.

Деятельность, в отношении которой допустимо применение спецрежима для сельхохпроизводителей, включает производство и реализацию продукции:

  • растениеводства;
  • животноводства;
  • пчеловодства;
  • птицеводства;
  • рыбоводства.

Под сельхозкооперативом, согласно ст.5 закона №372-V от 29.10.2015 г., понимается юрлицо в форме производственного кооператива, объединяющее физлиц или юридических лиц в области производства, переработки, сбыта, хранения сельхозпродукции, рыбоводства, или сервисном обслуживании членов кооператива.

Крестьянским или фермерским хозяйством, согласно ст.41 Предпринимательского Кодекса РК, является трудовое объединение лиц, с целью использования земель сельхозназначения для производства, переработки и сбыта сельхозпродукции. Формы хозяйства могут быть следующими:

  • крестьянское (подразумевается ведение семейного бизнеса);
  • фермерское (ведется личное предпринимательство);
  • фермерское хозяйство в форме простого товарищества.

Можно выбрать только один из двух спецрежимов или разрешено совмещение?

Несмотря на специально предусмотренные ст.698 и ст.702 НК РК спецрежимы, налогоплательщики, занятые в сфере сельского хозяйства, не ограничены выбором только их.

Так, производители сельхозпродукции и сельхозкооперативы могут выбрать для себя один из трех вариантов:

  • спецрежим для производителей и сельхозкооперативов (ст.698-700 НК РК);
  • спецрежим для субъектов малого бизнеса : упрощенка или фиксированный вычет (ст.683 НК РК);
  • общеустановленный режим.

Крестьянские и фермерские хозяйства могут выбрать для себя:

  • спецрежим для производителей и сельхозкооперативов (п.4 ст.697 НК РК);
  • спецрежим для субъектов малого бизнеса : упрощенка или фиксированный вычет (ст.683 НК РК);
  • общеустановленный режим;
  • спецрежим для крестьянских или фермерских хозяйств (ст.702 НК РК).

Также для сельхозпроизводителей и сельхозкооперативов возможно совмещение спецрежимов с ОУР, если налогоплательщики обеспечат раздельный налоговый учет по доходам от разных видов деятельности (п.6 ст.697 НК РК).

Крестьянские или фермерские хозяйства могут совмещать два налоговых режима одновременно в случае, установленном в п.4 ст.703 НК РК, а именно, если часть доходов попадает под действие СНР для крестьянских (фермерских) хозяйств, а часть – под «упрощенку» или ОУР.

Какие требования и ограничения накладываются на применяющих спецрежимы?

Поскольку спецрежимы для сельхозпроизводителей и крестьянских хозяйств предполагают более низкую налоговую нагрузку и другие льготы, существует ряд условий, ограничивающих их применение.

Так, спецрежим для сельхозпроизводителей и сельхозкооперативов не вправе применять (п.7 ст.697 НК РК):

  • иностранные юрлица;
  • иностранцы;
  • лица без гражданства.

Кроме того, обязательным условием является наличие земельного участка на праве частной собственности или землепользования (п.3 ст.698 НК РК). Это требование не распространяется только на пчеловодов –им землю иметь не обязательно.

Применение данного спецрежима позволяет на 70% уменьшить сумму к уплате следующих налогов (п.1 ст.700 НК РК):

  • КПН (ИПН);
  • соцналог;
  • налог на имущество и транспорт.

Расчет налогов при этом производится в общеустановленном порядке.

Налоговым периодом для данного спецрежима является календарный год (ст.699 НК РК).

Спецрежим для крестьянских и фермерских хозяйств допустимо применять налогоплательщикам (п.1 ст.702 НК РК):

  • не являющимся плательщиками НДС;
  • имеющим на территории РК земельный участок на праве собственности или землепользования.

При этом, в зависимости от территориальной зоны установлена максимальная площадь участка, который налогоплательщик должен иметь на праве собственности (землепользования). Ограничения указаны в п.2 ст.702 НК РК: от 500 до 5 000 га.

Расчеты с бюджетом в рамках данного спецрежима производятся на основе уплаты единого земельного налога. Налоговым периодом является календарный год (п.4 ст.702 НК РК).

Могут ли спецрежимы для сельхозпроизводителей применять ТОО, перерабатывающие чужую продукцию?

Поскольку применение данных спецрежимов является выгодным для предпринимателей, претендовать на его применение могут многие субъекты. Однако, следует иметь ввиду, что применение спецрежима возможно только в том случае, если продукция – собственного производства.

Если юрлицо занимается, к примеру, переработкой сельхозпродукции, импортированной из стран СНГ или закупленной у других казахстанских производителей, то применять режим для сельхозпроизводителей оно не вправе.

Аналогичный запрет на применение спецрежима накладывается и в том случае, если юрлицо-производитель сельхозпродукции планирует передавать продукцию своего производства на переработку другим лицам, к качестве давальческого сырья, а затем реализовывать готовую продукцию своими силами. В этом случае, на деятельность по реализации переработанного сырья данный спецрежим распространяться не будет, поскольку переработка произведена силами других лиц. Юрлицу придется обеспечить раздельный учет доходов от разных видов деятельности и выбрать для деятельности, связанной с передачей давальческого сырья другой налоговый режим.

Как отчитываться перед бюджетом, если применяются два налоговых режима?

Если сельхозпроизводитель или крестьянское хозяйство решило применять одновременно два налоговых режима для разных направлений своей деятельности, то необходимо:

  • обеспечить раздельный учет доходов от деятельности, попадающей под действие спецрежима, и от прочей деятельности;
  • сдавать отчетность по каждому налоговому режиму в установленные для этого сроки.

Например, если фермерское хозяйство для прочих видов деятельности решило применять упрощенку, то необходимо будет сдавать формы 910 и 920 в разные сроки, установленные НК РК. При этом, в одной декларации указать доходы, расчеты и ставки, установленные для упрощенки, а во второй –обороты и налоги, относящиеся к другому налоговому режиму.

Социальные платежи за главу хозяйства и его членов также вносятся в сроки, установленные для каждой формы налоговой отчетности.

  • Сколько составит МРП в 2021 г. подробнее

ЧАСТЬ 2. ОСОБЕННАЯ

Раздел 20. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

Глава 78. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ ДЛЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

Статья 697. Особенности налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции

1. Для целей настоящей главы производителями сельскохозяйственной продукции признаются юридические лица, крестьянские или фермерские хозяйства, осуществляющие деятельность по производству и реализации следующей сельскохозяйственной продукции (далее для целей настоящей главы - сельскохозяйственная продукция):

1) продукции растениеводства;

2) продукции животноводства;

3) продукции птицеводства;

4) продукции пчеловодства.

Для целей настоящей главы к сельскохозяйственной продукции также относится продукция аквакультуры (рыбоводства).

2. Настоящим Кодексом предусмотрены следующие специальные налоговые режимы для производителей сельскохозяйственной продукции:

1) для производителей сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных кооперативов;

2) для крестьянских или фермерских хозяйств.

3. Производители сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственные кооперативы по деятельности, на которую распространяется действие таких налоговых режимов, и при соответствии условиям их применения, установленным настоящим Кодексом, вправе самостоятельно выбрать один из следующих режимов налогообложения:

1) специальный налоговый режим для производителей сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных кооперативов (далее в целях настоящей статьи и статей 698, 699 и 700 настоящего Кодекса - специальный налоговый режим);

2) специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации или с использованием фиксированного вычета;

3) общеустановленный порядок.

4. Крестьянские или фермерские хозяйства при осуществлении видов деятельности, указанных в пункте 3 статьи 702 настоящего Кодекса, вправе выбрать один из налоговых режимов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, или специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств - при соответствии другим условиям его применения, установленным статьей 702 настоящего Кодекса.

5. При выборе специального налогового режима, указанного в подпункте 1) или 2) пункта 3 настоящей статьи, такой налоговый режим применяется налогоплательщиками при соответствии условиям его применения, сроком не менее одного календарного года, за исключением случаев, установленных пунктами 5 и 7 статьи 679 настоящего Кодекса.

Действие пункта 6 было приостановлено до 1 января 2020 года, в период приостановления данный пункт действовал в редакции статьи 49 Закона РК от 25.12.17 г. № 121-VI

6. Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы для производителей сельскохозяйственной продукции, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, имущества в случае осуществления ими видов деятельности, на которые не распространяется действие таких налоговых режимов, а также производить исчисление и уплату соответствующих налогов и платежей в бюджет по указанным видам деятельности в общеустановленном порядке, если иное не установлено пунктом 4 статьи 703 настоящего Кодекса.

При этом раздельный учет, предусмотренный настоящим пунктом, налогоплательщики должны осуществлять в соответствии с положениями утвержденной ими налоговой учетной политики.

7. Не вправе применять специальные налоговые режимы для производителей сельскохозяйственной продукции иностранные юридические лица, иностранцы и лица без гражданства.

Параграф 1. Специальный налоговый режим для производителей
сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных кооперативов

Статья 698. Общие положения

1. Специальный налоговый режим предусматривает особый порядок исчисления корпоративного подоходного налога или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты, социального налога, налога на имущество, налога на транспортные средства.

2. Специальный налоговый режим распространяется на:

1) деятельность производителей сельскохозяйственной продукции по производству сельскохозяйственной продукции (за исключением подакцизной), переработке и реализации указанной продукции собственного производства;

2) деятельность сельскохозяйственных кооперативов по:

производству сельскохозяйственной продукции, за исключением подакцизной продукции, и ее реализации;

заготовке, хранению и реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной членами такого кооператива;

переработке сельскохозяйственной продукции (за исключением подакцизной) собственного производства и (или) произведенной членами такого кооператива, а также реализации продукции, полученной в результате такой переработки;

выполнению (оказанию) для членов такого кооператива (в целях осуществления ими видов деятельности, указанных в подпункте 1) настоящего пункта) работ (услуг), включая вспомогательные, по перечню, определенному уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному и бюджетному планированию;

реализации членам такого кооператива (в целях осуществления ими видов деятельности, указанных в подпункте 1) настоящего пункта) товаров по перечню, определенному уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному и бюджетному планированию.

Сельскохозяйственные кооперативы обязаны отражать реализацию товаров, предусмотренных настоящим подпунктом, а также предоставление таких товаров в пользование, доверительное управление, аренду в налоговом регистре, форма которого устанавливается уполномоченным органом.

3. Право применения специального налогового режима предоставляется налогоплательщикам при наличии земельных участков на правах частной собственности и (или) землепользования (включая право вторичного землепользования).

Требование части первой настоящего пункта не распространяется на сельскохозяйственные кооперативы и налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по производству продукции пчеловодства, а также переработке и реализации указанной продукции собственного производства.

Статья 699. Налоговый период

Налоговым периодом для применения специального налогового режима является календарный год.

Налоговые новшества для аграриев Казахстана в 2020 году

Для аграриев Казахстана год начался с новостей: с приятных и не очень. Теперь крестьяне обязаны вести учет доходов и расходов, установить кассовый аппарат с передачей данных. Изменилась и система исчисления единого земельного налога (ЕЗН). Насколько это выгодно и удобно для фермеров?

Онлайн-передача и приложения

Если раньше крестьянские и фермерские хозяйства, которые работали по специальному налоговому режиму (СНР) на основе уплаты единого земельного налога производили расчеты без использования контрольно-кассовых машин (ККМ), то с января этого года использование ККМ для них стало обязательным. Согласно статье 166 Налогового кодекса они обязаны установить ККМ, причем с фиксацией и передачей данных.

— Все КХ, применяющие СПР, должны были войти в 2020 год уже с подключенными ККМ, — пояснил специалист управления разъяснительной работы департамента государственных доходов по Костанайской области Бауржан Ерменов. – Кто этого не сделал, нужно поторопиться. Есть два варианта. Можно установить ККМ с онлайн-передачей данных. Утверждено 75 моделей либо использовать мобильные приложения ККМ. Их можно установить на ноутбук, смартфон или планшет. Главное, чтобы устройство было подключено к принтеру для распечатки чеков.

На сайте департаментов государственных доходов можно найти перечень приложений, включенных в государственный реестр. Всего их четыре. Можно установить любое. Предусмотрен вариант и для предприятий, деятельность которых находится вне сетей телекоммуникаций общего пользования, они обязаны приобрести ККМ без передачи данных. Какую именно модель купить подскажет госреестр, в который внесены разрешенные модели.

По словам Бауржана Ерменова, налоговым кодексом предусмотрена льгота для бизнесменов, установивших ККМ с передачей данных. Так ИП, применяющих СНР на основе патента или упрощенной декларации, могут одномоментно уменьшить на 60 тыс. тенге исчисленный подоходный налог за первое полугодие 2019 год и за второе полугодие 2019 года, но не более 50% от суммы, налога за оба полугодия.

Два режима вместе

Хорошей новостью для сельхозформирований, применявших специальный налоговый режим для КФК, которые кроме сельхозпроизводства, имеют магазин, СТО или другой несельскохозяйственный бизнес, стала возможность использования двух специальных налоговых режимов. Если раньше прочую деятельность они декларировали в общеустановленном порядке. С этого года они могут применять специальный налоговый режим для малого бизнеса. Теперь КФХ, уплачивающие единый земельный налог, могут перевести любой вид своей прочей деятельности на специальный налоговый режим на основе патента или упрощенной декларации или оставить ее на общеустановленном режиме налогообложения.

— После выбора второго налогового режима, фермеры должны вести раздельный учет своих доходов и расходов, — уточнил специалист департамента. – К примеру, если избран режим упрощенной декларации, то в разные сроки сдавать две декларации ФНО 910 и ФНО 920.

ЕЗН по-новому

Еще одним новшеством стала модификация единого земельного налога. Раньше ЕЗН рассчитывался от оценочной стоимости земельных участков, находящихся в аренде или в собственности у крестьянского хозяйства и не привязывался к обороту от реализации сельхозпродукции. Согласно изменениям, внесенным в Налоговый кодекс, ЕЗНом будет облагаться оборот от реализации.

— Согласно изменениям весь доход, который получило хозяйство от продажи произведенного или переработанного сырья, будет облагаться единым земельным налогом по ставке 0,5% за календарный год, — пояснил Бауржан Ерменов. – Например, если за весь налоговый период КХ реализовало молоко, зерно или мясо на 10 млн тенге, то оно должно оплатить в бюджет 50 тыс. тенге ЕЗН. При исчислении ЕЗН расходы сельхозпроизводства учитываться не будут. Здесь стоит особо отметить, что по указу президента КХ, относящиеся к малому бизнесу, с этого года и до 2023 освобождены от уплаты ЕЗН. Хозяйствам нужно будет показать доходы, так как они обязаны применять кассовые аппараты. А в 2021 году им нужно будет сдавать декларацию о доходах №920. В ней они должны будут указать доход за 2020 год. Таким образом, в этом году КХ не нужно исчислять и уплачивать ЕЗН, необходимо оплачивать ОПВ, ОСМС и удерживать налоги с заработной платы своих работников.

В том случае, если у КХ, применяющего специальный налоговый режим, размер оборота по продаже собственной сельхозпродукции, превысит минимум оборота согласно ст. 82 Налогового кодекса, то такое хозяйство все равно не будет подлежать постановке на учет по налогу на добавленную стоимость.

КПН отменили, но не всем

Еще одной хорошей новостью для аграриев стала отмена уплаты корпоративного подоходного налога сроком на три года. Но это изменение коснулось субъектов микро- и малого предпринимательства. В их число входят сельхозформирования, работающие как юридические лица и применяющие налоговый режим на основе 70% льготы. Здесь стоит учесть один момент, что субъектами малого бизнеса по закону считаются предприятия, где среднегодовая численность работающих составляет не более 100 человек, а среднегодовой доход не выше 300 тыс. МРП (795 млн 300 тыс. тенге на 2020 год). К микробизнесу относятся фирмы с не более 15 работающими и доходом не выше 30 тыс. МРП (79 млн 530 тыс. тенге).
Так согласно изменениям, внесенным в закон, уменьшают на 100% сумму корпоративного подоходного налога, подлежащую уплате, (кроме удерживаемого у источника выплаты) исчисленного в соответствии со статьей 700 Налогового кодекса, сельхозпроизводители, применяющие специальный налоговый режим для производителей сельхозпродукции и сельхозкооперативов.

Также налогоплательщики, работающие по специальному налоговому режиму для крестьянских и фермерских хозяйств, уменьшают на 100% сумму единого земельного налога, исчисленного в соответствии со статьей 704 НК. Но есть один минус – налоговой льготой не смогут воспользоваться сельхозформирования, которые экспортируют произведенную продукцию. А также осуществляющие деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах.

Норма по налоговым каникулам коснется интересов 1,2 млн предпринимателей в Казахстане, в числе которых и аграрии, и позволит им ежегодно экономить 180 млрд тенге. По оценке экспертов, результатами должны стать укрепление бизнеса и улучшение делового климата в стране.

Две стороны одной медали

О новшествах в налогообложении у аграриев Костанайской области сложилось не однозначное мнение. Конечно, их радует, что на три года объявлены налоговые каникулы по КПН. Но в тоже время не все хозяйства попадают под льготы. Больше всего вопросов у фермеров к введению ККМ с онлайн-передачей данных. Одни работают по безналичному расчету, у других отсутствует стабильное интернет-соединение. А нормы закона едины для всех.

— Требование об установке кассового аппарата с передачей данных вызывает массу вопросов, — рассказал директор ТОО «Зуевка» Александр Бородин. – Во многих селах интернет плохо функционирует. А если хозяйство работает по методу перечисления, зачем ему тогда кассовый аппарат. Введение ККМ и новый метод исчисления единого земельного налога направлены на то, чтобы все крестьяне показывали реальный доход. И с одной стороны это правильно. Конечно, больше всего фермеров порадовала новость о налоговых каникулах: суммы, которые планировались на уплату налогов, могут быть вложены в развитие производства.

Татьяна Деревянко, Костанайская область
фото: pixabay.com

кредитование апк

">

Крестьянские и фермерские хозяйства, статус в РК.

Крестьянские и фермерские хозяйства, понятие, виды.

Члены Крестинского или фермерского хозяйства.

Налоговые ставки, специальный налоговый режим для КХ.

Прекращение деятельности КХ и выход из состава членов КХ.

Законодательство о крестьянских и фермерских хозяйствах претерпевало довольно многие изменения, поэтому поступают систематически вопросы о тех или иных аспектах работы крестьянских и фермерских хозяйств.

Ранее статус и работа КХ была определена в Законе РК от 31 марта 1998года, который утратил силу 1 января 2016года в связи с вступлением в силу Предпринимательского Кодекса РК. Также большие пласты регулирования деятельности закреплены в разных нормативно-правовых актах, как Налоговый и Земельный Кодексы и другие подведомственные акты, поэтому возникает множество вопросов и разных суждений среди многих субъектов агропромышленного комплекса Казахстана.

Статья 41. Предпринимательского Кодекса РК дает четкое Понятие и формы крестьянского или фермерского хозяйства на данный момент 2018год и на отношения возникшие с января 2016года.

«1. Крестьянским или фермерским хозяйством признается трудовое объединение лиц, в котором осуществление индивидуального предпринимательства неразрывно связано с использованием земель сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции, а также переработкой и сбытом этой продукции.»

На вопрос может ли не родственник быть членом КХ, есть ответ в статье 42, где говорится не только о родственниках но и о других лицах совместно ведущих общее хозяйство: «Членами крестьянского или фермерского хозяйства являются супруги, близкие родственники (родители (родитель), дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки) и другие лица, совместно ведущие общее хозяйство.». Пунктом 2 статьи 42, закреплено членами крестьянского или фермерского хозяйства, как и главой может быть любое другое лицо совместно ведущее общее хозяйство.

Пункт 2, ст. 41, прописывает формы такого общего хозяйства, Крестьянское или фермерское хозяйство может выступать в формах:

1) крестьянского хозяйства, в котором предпринимательская деятельность осуществляется в форме семейного предпринимательства, основанного на базе общей совместной собственности;

2) фермерского хозяйства, основанного на осуществлении личного предпринимательства;

3) фермерского хозяйства, организованного в форме простого товарищества на базе общей долевой собственности на основе договора о совместной деятельности

Таким образом КХ могут быть где участниками выступают члены семьи, также где есть только один участник (личное предпринимательство) и КХ где участниками могут быть любые не родственные лица. В последнем случае отношения должны быть оформлены Договором о совместной деятельности (оно же Простое товарищество без образования юридического лица). Природу таких договоров мы рассматривали в других статьях, в договоре о совместной деятельности КХ оговариваются все условия, условия входа в состав, стоимость такого входа или доли, распределение прибыли, обязанностей и так далее регуляция и запись всех договоренностей.

КХ также как и обычные юридические лица, могут открывать счета в банках, получать кредиты под залог КХ, входить в составы юридических лиц для расширения деятельности , объединяться в кооперативы, общества и другие объединения, участвовать в деятельности кооперативных, хозяйственных товариществ и других организаций, а также по своему усмотрению выйти из любой организации. Здесь, не следует путать деятельность крестьянских и фермерских хозяйств с деятельностью кооперативов и ТОО осуществляющих заготовку сельзох продукции. Правовой статус и налоговый режим для КХ, ТОО и кооперативов существенно разный.

Крестьянские и фермерские хозяйства обязаны зарегистрировать свою предпринимательскую деятельность и как правило в качестве индивидуального предпринимательства. При этом для развития агропромышленного комплекса Казахстана, Налоговым кодексом предусмотрен существенный льготный режим для КХ, как уплата единого земельного налога на основании акта определения оценочной стоимости земельных участков, выданного уполномоченным государственным органом по управлению земельными ресурсами. При отсутствии такого акта определения оценочной стоимости земельных участков оценочная стоимость земельного участка определяется исходя из оценочной стоимости 1 гектара земли в среднем по району, городу по данным, представленным уполномоченным государственным органом по управлению земельными ресурсами, и площади земельного участка.

Специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств предусматривает особый порядок расчетов с бюджетом на основе уплаты единого земельного налога и распространяется на деятельность крестьянских или фермерских хозяйств по производству сельскохозяйственной продукции (за исключением подакцизной) и ее реализации, переработке сельскохозяйственной продукции (за исключением подакцизной) собственного производства, реализации продуктов такой переработки.

Плательщики единого земельного налога не являются плательщиками следующих видов налогов и платежей в бюджет:

1) индивидуального подоходного налога с доходов от деятельности крестьянского или фермерского хозяйства, в том числе доходов в виде сумм, полученных из средств государственного бюджета на покрытие затрат (расходов), связанных с деятельностью, на которую распространяется данный специальный налоговый режим;

2) земельного налога и (или) платы за пользование земельными участками - по земельным участкам, используемым в деятельности, на которую распространяется данный специальный налоговый режим, за исключением земельных участков, используемых с нарушением законодательства Республики Казахстан;

3) налога на транспортные средства - по объектам налогообложения;

4) налога на имущество - по объектам налогообложения;

5) социального налога - по деятельности крестьянского или фермерского хозяйства, на которую распространяется данный специальный налоговый режим;

6) платы за эмиссии в окружающую среду - по деятельности крестьянского или фермерского хозяйства, на которую распространяется данный специальный налоговый режим. (Статья 705 НК РК)

Таким образом видно, что льгота данного режима для КХ существенна.

Однако, есть ограничения по размерам земельных наделов для КХ при пользовании таким режимом, при превышении размеров земель на одно КХ, данное Крестьянское хозяйство не будет иметь право пользоваться таким специальным налоговым режимом. Пределы размеров земельных наделов по величине зависят также от расположения земли в Казахстане. Территория РК для такого налогового расчета поделена на 4 территориальные зоны по областям, при этом допускается наличие земель одним КХ в разных территориальных зонах.

В целях применения специального налогового режима для крестьянских или фермерских хозяйств совокупная площадь земельных участков сельскохозяйственного назначения на правах частной собственности и (или) землепользования (включая право вторичного землепользования) не должна превышать размер предельной площади земельного участка, установленный для:

1 территориальной зоны - 5 000 га;

2 территориальной зоны - 3 500 га;

3 территориальной зоны - 1 500 га;

4 территориальной зоны - 500 га.

Для целей настоящего пункта применяется следующее зонирование земельных участков:

1 территориальная зона: пастбища, расположенные на землях пустынных, полупустынных и предгорно-пустынно-степных почвенно-климатических зон Алматинской, Актюбинской, Атырауской, Жамбылской, Кызылординской, Мангистауской и Южно-Казахстанской областей, города Алматы;

2 территориальная зона: земли Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской областей, города Астаны, а также Актюбинской области, за исключением земель 1 территориальной зоны;

3 территориальная зона: земли, включая орошаемые, Атырауской, Мангистауской областей, за исключением земель 1 территориальной зоны;

4 территориальная зона: земли, включая орошаемые, Алматинской, Жамбылской, Кызылординской, Южно-Казахстанской областей, города Алматы, за исключением земель 1 территориальной зоны.

Прекращение деятельности КХ схоже с процедурой прекращения деятельности любого другого юридического лица. Однако, выход из состава участников в КХ, может быть оформлен разными формами. Деятельность крестьянского или фермерского хозяйства прекращается, если не остается ни одного члена хозяйства, наследника или другого лица, желающего продолжить деятельность хозяйства, а также в случаях банкротства и прекращения права частной собственности на земельный участок или права землепользования.

При прекращении деятельности крестьянского или фермерского хозяйства раздел общего имущества между участниками совместной собственности, а также выдел доли одного из них могут быть осуществлены при условии предварительного определения доли каждого из участников в праве на общее имущество.

Имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между его участниками по соглашению между ними.

При выходе из состава членов КХ условия и порядок раздела имущества, земельного участка и права землепользования при прекращении деятельности крестьянского или фермерского хозяйства регулируются гражданским законодательством Республики Казахстан. Таким образом выход может быть оформлен договором, заявлением и протоколом общего собрания членов КХ, с соблюдением преимущественного права покупки остальными членами КХ.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 9 февраля 2021 г. № СД-4-3/1527@ “О налогообложении глав КФХ”

Федеральная налоговая служба в связи с обращением по вопросу применения крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (далее - КФХ) специальных налоговых режимов и льгот, предусмотренных действующим законодательством, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН) признаются организации и индивидуальные предприниматели (далее - ИП), перешедшие на уплату ЕСХН в порядке, предусмотренном главой 26.1 Кодекса.

Согласно пункту 5 статьи 346.1 Кодекса, правила, предусмотренные данной главой, распространяются на КФХ.

Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение, согласно которому один из членов этого хозяйства признается главой фермерского хозяйства (пункт 3 статьи 1, пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").

На основании пункта 5 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании КФХ, заключенного в соответствии с законом о КФХ. Главой КФХ может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно пункта 1 статьи 346.2 Кодекса налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с пунктами 2, 2.1 указанной статьи Кодекса, и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога. Наличие статуса главы КФХ не является обязательным условием для применения единого сельскохозяйственного налога.

При этом, положениями главы 26.1 Кодекса специальных налоговых преференций, равно как и дополнительных требований для КФХ не предусмотрено.

В этой связи плательщиками ЕСХН признаются любые организации и ИП, соответствующие условиям, установленным главой 26.1 Кодекса, вне зависимости от наличия записи в ЕГРИП о наличии у них статуса КФХ.

По вопросу налогообложения глав КФХ налогом на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).

При осуществлении предпринимательской деятельности без образования юридического лица глава КФХ должен будет самостоятельно исчислять и уплачивать НДФЛ, а также представлять налоговую декларацию по НДФЛ по форме 3-НДФЛ (статья 227 Кодекса).

При исчислении налоговой базы в части расходов глава КФХ вправе получить профессиональные вычеты (пункт 1 статьи 221 Кодекса). Расходы в таком случае будут определены в порядке главы 25 Кодекса либо может быть предоставлен фиксированный вычет в размере 20% общей суммы доходов, полученной от предпринимательской деятельности.

Не подлежат обложению НДФЛ доходы членов КФХ, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, в течение пяти лет считая с года регистрации указанного хозяйства (пункт 14 статьи 217 Кодекса, письма Минфина России от 18.03.2020 N 03-04-05/20872, от 06.11.2019 N 03-04-05/85225). Указанная норма применяется и к доходам иных членов КФХ.

Норма пункта 14 статьи 217 Кодекса применяется к доходам тех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, в отношении которых такая норма ранее не применялась.

Также освобождаются от обложения НДФЛ суммы, полученные главой КФХ за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде: грантов на создание и развитие КФХ; единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера; грантов на развитие семейной животноводческой фермы; субсидий (пункты 14.1 и 14.2 статьи 217 Кодекса).

Если в КФХ принимаются работники, то глава КФХ или юридическое лицо будут выступать в качестве налоговых агентов, удерживая НДФЛ с выплат по ставкам, установленным статьей 226 Кодекса.

По вопросу налогообложения глав КФХ страховыми взносами.

Главы КФХ вне зависимости от организационно-правовой формы крестьянского (фермерского) хозяйства:

- представляют в налоговый орган по месту учета расчет по страховым взносам до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом (подпункт 3 статьи 432 Кодекса). В составе расчета по страховым взносам главы КФХ представляют раздел 2 и приложение 1 к разделу 2 (с идентификацией физических лиц) - на членов КФХ, включая главу.

- уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за себя и за каждого члена КФХ независимо от суммы полученного дохода по сроку 31 декабря (статья 430 Кодекса).

Преференций и льгот по страховым взносам для КФХ не предусмотрено.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
Д.С. Сатин

Обзор документа

ФНС разъяснила особенности обложения НДФЛ доходов глав КФХ и уплаты ими страховых взносов.

Читайте также: