Отмена пошлин на вывоз

Опубликовано: 03.05.2024

Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Среди адресатов письма — 21 крупнейшее отраслевое объединение, в том числе Ассоциация предприятий кондитерской промышленности (АСКОНД), Национальная мясная ассоциация, Национальный союз производителей молока (Союзмолоко), Национальный союз свиноводов, Национальный союз производителей плодов и овощей, Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), Российский союз мукомольных и крупяных предприятий, Союз сахаропроизводителей России, Союз участников рынка картофеля и овощей.

Михаил Мишустин

Рассмотреть возможность обнуления пошлин Минсельхоз предлагает в рамках утвержденного премьер-министром Михаилом Мишустиным плана мероприятий по поддержанию экономики в условиях распространения коронавируса. По мнению министерства, этот шаг поможет обеспечить стабильность функционирования продовольственного рынка и предотвратит рост цен на товары. Свои предложения объединения должны были предоставить до 24 марта.

В пресс-службе Минсельхоза РБК подтвердили, что министерство для сдерживания цен на социально значимые продукты «рассматривает возможность инициирования вопроса об обнулении импортных пошлин на отдельные группы товаров и сырья для производства продукции АПК». Однако в министерстве подчеркнули, что окончательные решения по предложениям об актуализации тарифной и нетарифной политики в области внешнеторгового оборота сельскохозяйственной продукции принимаются на площадке соответствующей подкомиссии Евразийской экономической комиссии.

Что думают производители

Обнуление ставок ввозных таможенных пошлин целесообразно по тем позициям, где у России сохраняется зависимость от импорта, считает гендиректор Союзмолока Артем Белов. Например, это детское питание, ветеринарные препараты, племенной материал, оборудование, упаковка, запчасти для импортной техники. Он напоминает, что в молочном производстве есть валютная составляющая (10–20%, если речь идет об операционном производстве), и девальвация рубля ведет к росту себестоимости производства, что сказывается на ценах и потребительском спросе — сейчас ситуация в этом смысле не очень благоприятная. «По этим позициям, которые чувствительны к курсу валют и не производятся в России, было бы правильно обнулить таможенные пошлины для того, чтобы сдержать рост цен», — считает Белов. Список таких позиций Союзмолоко формирует и в ближайшее время направит в Минсельхоз. Белов подчеркивает, что при обнулении ставок ввозных пошлин нужно учитывать прежде всего интересы отечественных производителей, чтобы они не пострадали.

Производители мяса, рыбы и овощей в целесообразности предложенной Минсельхозом меры сомневаются. Ее применение лишь поддержит иностранных рыбодобытчиков и приведет к негативным финансовым последствиям для рыбодобывающих предприятий России, считает президент ВАРПЭ Герман Зверев. По его словам, 80% рыбы и рыбной продукции на российском рынке — отечественного производства. Во время кризиса, вызванного пандемией коронавируса, российские производители смогут обеспечить и внутренний спрос, и сектор переработки, и ретейлеров. Введение временной нулевой ставки ввозной таможенной пошлины не поддержит потребительский спрос и не приведет к снижению потребительских цен на рыбу и рыбную продукцию, но создаст преференции для импортеров, у которых они и так уже есть, отмечает Зверев. Например, есть преференции на ввоз на территорию ЕАЭС тунца, живой рыбы и некоторых видов моллюсков, которых не добывают российские рыбаки. По мнению ВАРПЭ, снижение импортных поставок, наоборот, может дать положительный импульс российским рыбодобывающим предприятиям. Например, за счет снижения поставок атлантической сельди и лосося с Фарерских островов могут вырасти поставки тихоокеанской сельди и лосося, добытых российскими рыбаками.

Россия полностью обеспечивает себя мясом птицы и свинины. Более того, экспортирует его за рубеж, напоминает руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Речи о резком росте цен нет. По прогнозам Юшина, в этом году цены на самые потребляемые в России виды мяса — птицу и свинину — не вырастут и останутся на уровне прошлого года. Доля импортного мяса на российском рынке крайне маленькая, и значительная его часть и так поступает практически без пошлин либо по сниженным ставкам пошлин, отмечает Юшин. Например, в 2019 году Россия ввезла 227,3 тыс. т мяса птицы, из них 140 тыс. т — из Белоруссии и Казахстана без пошлин. Значительный объем мяса птицы ввозила Калининградская область в режиме особой экономической зоны, также без пошлин.

По полной ставке ввозной таможенной пошлины (25% от стоимости 1 кг товара) Россия импортировала только около 1% от всего потребления — 40 тыс. т мяса птицы в год при общем потреблении мяса птицы около 5 млн т, отмечает Юшин. «Обнуление ставки на небольшой объем не повлияет на рынок. Более того, это будет крайне негативный сигнал для тех немногих фермеров, которые хотят заниматься мясным скотоводством, где сроки окупаемости проектов в среднем 10–12 лет», — уверяет он. Национальная мясная ассоциация выступает за отмену тарифных преференций при ввозе мяса в Россию, например говядины, которую страны Латинской Америки импортируют по сниженным пошлинам.

Директор Национального союза производителей плодов и овощей Михаил Глушков считает целесообразным обнулить пошлины на «импортные материально-технические ресурсы, которые производители используют для выращивания продукции», но необходимости обнулять их на овощи и фрукты не видит, потому что «никакого дефицита по данной продукции не наблюдается». Таможенные ставки на ввоз в Россию большей части овощей невелики, и их обнуление ничего не даст рынку. Напротив, обнуление пошлин создаст неблагоприятные условия для отечественных производителей, которые вложили средства в строительство собственных хранилищ для овощей. Они уже понесли затраты на хранение и только сейчас начинают реализацию продукции, отмечает Глушков. В некоторых случаях отечественным производителям, наоборот, было бы выгодно увеличение таможенных ставок на импорт, например осенью, когда страна собирает собственный урожай, резюмировал Глушков.

Помимо этого, в пределах квоты с 15 февраля введена экспортная пошлина на пшеницу. До 1 марта она составит 25 евро за тонну. После этого она будет увеличена до 50 евро за тонну. С 15 марта также будут введены пошлины на экспорт кукурузы (25 евро за тонну) и ячменя (10 евро за тонну).

А со 2 июня для пшеницы, кукурузы и ячменя заработает постоянно действующий механизм "зернового демпфера". Первая часть механизма подразумевает плавающую пошлину на эти культуры, которая будет рассчитываться исходя из мировых цен.

Для пшеницы при мировой цене до 200 долларов за тонну пошлина взиматься не будет. При цене выше пошлина составит 70% от разницы между мировой и базовой в 200 долларов. Для кукурузы и ячменя будет применяться тот же принцип расчета, только необлагаемая база составит 185 долларов за тонну. Участники рынка будут обязаны предоставлять данные о ценах контрактов на Московскую биржу. Гибкая пошлина будет рассчитываться еженедельно исходя из данных по ценам предыдущей недели. Регистрировать экспортные контракты и публиковать цены биржа начнет с 1 апреля.

Вторая часть механизма "зернового демпфера" заключается в возврате полученных через экспортную пошлину средств аграриям. Им компенсируют часть затрат на производство и реализацию зерна по ставке на одну тонну реализованной продукции. Финансирование планируется распределить между регионами в зависимости от их доли в валовом производстве зерна. Но для сибирских и дальневосточных регионов будут применены повышающие коэффициенты. Уже регионы распределят эти средства по аграриям. По подсчетам Минсельхоза, таким образом сельхозпроизводителям может вернуться около 40 млрд рублей уже в 2021 году. По оценке правительства, за счет господдержки участники зернового рынка смогут компенсировать до 50% затрат на производство продукции.

Такой механизм "зернового демпфера" должен предотвратить рост цен на зерно на российском рынке (и на конечную продукцию - муку и хлеб), создать долгосрочные условия работы зерновой отрасли и привлечь в нее дополнительные инвестиции, рассчитывают в правительстве.

По словам председателя правления Союза экспортеров зерна Эдуарда Зернина, с начала года наблюдается стабильно высокий темп экспорта зерна - участники рынка старались успеть исполнить обязательства по контрактам до введения пошлины. При этом, по его оценке, весь запланированный объем отгрузить не получилось из-за многочисленных штормовых предупреждений, характерных для этого времени года.

"Из-за погодных условий довольно много лодок осталось на рейде. Плюс под погрузкой стоят примерно на 370 тысяч тонн пшеницы. Видимо, будем грузиться весь февраль", - уточнил он.

Несмотря на то, что уже с сегодняшнего дня экспортеры должны будут заплатить 25 евро за тонну, аграрии юга все равно стараются не сбавлять темпы, поскольку 25 евро лучше, чем 50 евро, говорит эксперт. Экспортные контракты с учетом пошлины уже есть, так как внутренние цены на зерно активно снижаются, добавляет Зернин.

По оценке руководителя аналитического центра компании "Русагротранс" Игоря Павенского, в центре России цены на пшеницу уже упали до 14 тысяч рублей без НДС у переработчиков, появились сделки и по 13 тысяч рублей под пошлину в 50 евро. При том что в октябре прошлого года цены достигали 18 тысяч рублей за тонну. По словам Павенского, с начала сезона на середину февраля Россия экспортировала 30,6 млн тонн пшеницы (без учета ЕАЭС). В прошлом году на ту же дату на внешние рынки было поставлено 23,7 млн тонн. По прогнозам эксперта, общий экспорт пшеницы в сезоне-2020/2021 составит 36,7 млн тонн без учета ЕАЭС и 38,4 млн тонн вместе с ЕЭАС.

Между тем, по оценке гендиректора Института аграрного рынка Дмитрия Рылько, аграрии недополучат из-за введения "зернового демпфера" более 1,55 млрд долларов выручки. При цене пшеницы в 250 долларов за тонну пшеницы (такая цена представляется на старте нового сезона адекватной) и урожае в 77 млн тонн отрасль теряет примерно 1,33 млрд долларов. По ячменю при цене в 215 долларов за тонну и урожае в 19,5 млн тонн потери могут составить 95 млн долларов, по кукурузе - при стоимости 225 долларов за тонну потери оцениваются 126 млн долларов, подсчитал эксперт на конференции "Где маржа" 12 февраля. При этом, по его словам, государство не сможет компенсировать аграриям все потери от пошлины.

Фото: iStock

Фото: iStock

"Когда мы устанавливаем экспортную пошлину, падение цен на пшеницу происходит по всей стране. Таким образом, уменьшается выручка всех производителей зерна независимо от того, кому и куда они продают урожай", - пояснил Рылько.

Непонятно также, как экспортеры будут работать, если экспортная пошлина будет меняться еженедельно.

"Подавляющее большинство наших контрактов - это контракты на гораздо длительный период. Если вы выиграли египетский тендер, то зерно надо поставить через полтора месяца, а пошлину вы не знаете", - заявил он.

Кроме того, по мнению Рылько, неправильно рассчитывать пошлину только на основе черноморских контрактов и применять единую для всех остальных базисов, а также всех типов и классов пшеницы.

В соответствии со статьями 29 и 47, приложением № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., пунктом 1 части 2 статьи 21 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и в целях обеспечения продовольственной безопасности Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить с 5 июня по 31 августа 2021 г. включительно временный запрет на вывоз из Российской Федерации товаров по перечню согласно приложению.

Указанный временный запрет не распространяется:

на товары, вывозимые с территории Российской Федерации для оказания международной гуманитарной помощи иностранным государствам на основании решений Правительства Российской Федерации;

на товары, вывозимые с территории Российской Федерации в рамках международных транзитных перевозок, начинающихся и заканчивающихся за пределами территории Российской Федерации, а также на товары Российской Федерации, перемещаемые между частями территории Российской Федерации через территории иностранных государств;

на товары, вывозимые с территории Российской Федерации между частями территории Российской Федерации через территории иностранных государств;

на товары, вывозимые с территории Российской Федерации в качестве припасов;

на товары, вывозимые с территории Российской Федерации в целях обеспечения деятельности воинских формирований Российской

Федерации, находящихся на территориях иностранных государств;

на товары, вывозимые с территории Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций Российской Федерации, расположенных в г. Байконуре (Республика Казахстан) и на территории комплекса "Байконур";

на товары, вывозимые с территории Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций Российской Федерации на архипелаге Шпицберген;

на товары, вывозимые с территории Российской Федерации, выпущенные в соответствии с таможенными процедурами, допускающими вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза, до 5 июня 2021 г., за исключением товаров, таможенное декларирование которых осуществлялось с особенностями, предусмотренными статьями 115 и 116 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, или с особенностями, установленными законодательством государств - членов Евразийского экономического союза о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

2. Министерству экономического развития Российской Федерации в установленном порядке уведомить Евразийскую экономическую комиссию о введении временного запрета, указанного в пункте 1 настоящего постановления.

3. Внести в перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2007 г. № 877 "Об утверждении перечня товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 52, ст. 6461; 2012, № 7, ст. 877; 2014, № 6, ст. 588; 2015, № 23, ст. 3335; № 25, ст. 3656; 2016, №35, ст. 5346; 2017, №4, ст. 665; 2018, №48, ст. 7427), следующие изменения:

а) после позиции, классифицируемой кодом 1005, дополнить позицией следующего содержания:

"1008 10 000 гречиха*";

б) после позиции, классифицируемой кодом 1102 90 700 0, дополнить позициями следующего содержания:

"1103 19 900 9 крупа грубого помола из гречихи*

1104 29 300 0 гречневое зерно обрушенное*";

в) дополнить сноской следующего содержания:

"Для определения товара необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием.".

4. Настоящее постановление вступает в силу с 5 июня 2021 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 30 апреля 2021 г. № 684

ПЕРЕЧЕНЬ товаров, в отношении которых вводится временный запрет на вывоз из Российской Федерации

________Наименование товараГречихаКрупа грубого помола из гречихиГречневое зерно обрушенное
Код ТН ВЭД ЕАЭС1008 10 0001103 19 900 91104 29 300 0

Для целей применения настоящего перечня необходимо руководствоваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС и наименованием товара.

Председатель Правительства Российской Федерации

Ручное управление ведет к сокращению прибыльности бизнеса и мешает его развитию

Российское правительство готовит запрет на экспорт металлолома ради сдерживания внутренних цен на арматуру и стоимости жилищного строительства. Запрет или ограничение экспорта стали универсальным инструментом для решения сиюминутных проблем кабинета министров. В прошлом месяце правительство ввело квоты на вывоз пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы для сдерживания цен на внутреннем рынке. Минэкономразвития грозит введением пошлин на подсолнечное масло при увеличении цен выше директивного уровня. Ранее были введены также пошлины на вывоз подсолнечника. Ограничение экспорта или его запрет лишают предприятия финансовых ресурсов и ведут к сокращению инвестиций, считают эксперты. Похоже, что на смену «инфляционному таргетированию» в РФ пришла новая политика сдерживания цен за счет ограничения экспорта.

Минпромторг готов предложить ввести полный запрет на вывоз лома черных металлов из РФ, если цена на арматуру не начнет снижаться, объявил замглавы министерства Виктор Евтухов. «Когда мы увидели, что с середины декабря растут цены на арматуру, правительством было принято решение о вводе экспортной пошлины в размере 45 евро за тонну. Если эта мера не принесет результат, будем предлагать руководству страны ввести либо квотирование, либо полный запрет на вывоз этого важного для нашей экономики сырья. Мы имеем такое право в соответствии с нашими обязательствами во Всемирной торговой организации», – сообщил Евтухов. Он объяснил, что строительная арматура и другая металлопродукция производятся в электросталеплавильных печах, основным видом сырья для которых является лом. «Около 80% в цене арматуры – цена лома. Поэтому мы ввели меру в виде экспортной пошлины, если она не сработает, будем предлагать более жесткие меры», – добавил Евтухов.

Он также напомнил, что министерство с конца прошлого года проводит еженедельные встречи с застройщиками и металлургами, где обсуждается уровень цен на стройматериалы. По словам Евтухова, строители должны подсчитать потребности в арматуре для реализации государственных контрактов, социального строительства и расселения аварийного жилья. При этом металлурги пообещали, что на весь этот объем металлопродукции они готовы установить низкие цены и даже работать в убыток.

По итогам прошлого года, по словам Евтухова, строительные материалы прибавили в цене менее 3%. «При этом, если мы берем долю строительных материалов, которые производим в Российской Федерации, в итоговой стоимости квадратного метра, включая лифтовое и прочее оборудование, она составила порядка 21%, – сказал он. – Поэтому жалобы застройщиков на увеличение стоимости стройматериалов, как на основной источник роста цены квадратного метра, необоснованны. Более того, на ряд важнейших материалов в 2020 году цены снизились. Например, щебень, песок, стекло, гидроизоляция. На цемент цены выросли менее чем на 2%. Если взять арматуру, которая в стоимости квадратного метра составляет 6,5%, даже если бы она выросла на 50–60%, то к стоимости жилья это дало бы порядка 3%, но никак не 18–20%».

Беспокоит российских чиновников не только подорожание жилья и строительства, но также рост цен на сахар, крупу, хлеб и подсолнечное масло. Многие продукты в России действительно дорожают с кратным опережением инфляции. В прошлом году рис и мука подорожали почти на 13%, морковь – на 24%, картофель – на 25%, масло подсолнечное – на 26%, крупа гречневая – на 41% (см. «НГ» от 13.12.20). Чтобы остановить рост внутренних цен на продовольствие, российское правительство ввело директивные цены на сахар и подсолнечное масло. А также постаралось ограничить экспорт самых разных видов сырья.

Премьер Михаил Мишустин подписал в начале декабря постановление об экспортной пошлине на подсолнечник и рапс с января 2021 года. По его словам, это позволит снизить объем их экспорта и сдержать рост цен на такую продукцию. Пошлина повышается до 30%, но не менее 165 евро за тонну. Она будет действовать до 31 июня 2021 года. До этого пошлина на подсолнечник составляла 6,5%, но не менее 9,75 евро за тонну, на рапс – нулевая.

А Минэкономразвития внесло в правительство РФ проект постановления о возможности введения экспортной пошлины на подсолнечное масло в случае, если соглашения по стабилизации цен не будут исполняться.

Правительство РФ установило в середине декабря тарифную квоту в 17,5 млн т на экспорт пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы для стабилизации цен на муку и хлеб. При поставках в страны вне Таможенного союза сверх квоты будет действовать 50-процентная пошлина (но не менее чем 100 евро за тонну). В пределах квоты пошлины на вывоз ржи, ячменя и кукурузы составят 0%, на вывоз пшеницы – 25 евро за тонну.

Таким образом, производители металла, зерна или подсолнечного масла фактически лишаются возможности получать высокие прибыли на внешнем рынке и наращивать свое производство в России.

«Мы встали на нехороший путь усиления ручного регулирования, в котором используются самые простые, краткосрочные лежащие на поверхности решения», – сказал «НГ» директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. На этот путь примитивных решений легко встать, но очень трудно с него свернуть, отмечает экономист. При запрете экспорта предприятия лишаются возможностей заработка, их финансовые возможности ограничиваются. И это ведет в перспективе к сокращению инвестиционных планов, отмечает Николаев.

Москва. 23 января. INTERFAX.RU - Минпромторг готов предложить ввести полный запрет на вывоз лома черных металлов из РФ, если цена на арматуру не начнет снижаться, сказал замглавы министерства Виктор Евтухов в эфире телеканала "Россия 24" в пятницу.

"Когда мы увидели, что с середины декабря растут цены на арматуру, правительством было принято решение о вводе экспортной пошлины в размере 45 евро за тонну (ставка в размере 5%, но не менее 45 евро за тонну - ИФ). И февраль посмотрим. Если эта мера не принесет нам результат, то будем предлагать руководству страны ввести либо квотирование, либо полный запрет на вывоз этого важного для нашей экономики сырья. Мы имеем такое право в соответствии с нашими обязательствами во Всемирной торговой организации", - сказал замминистра.

Евтухов напомнил, что строительный сортамент (в т.ч. арматура - ИФ) производится с использованием электросталеплавильных печей, основным видом сырья для которых является лом.

"Около 80% в цене арматуры - это цена лома. Поэтому мы сейчас ввели меру в виде экспортной пошлины, если она не сработает, будем предлагать более жесткие меры", - добавил замминистра.

Он также напомнил, что министерство с конца прошлого года проводит еженедельные встречи с застройщиками и металлургами, где обсуждается уровень цен на стройматериалы. Так, по итогам совещаний была достигнута договоренность, что "Объединение строителей подсчитает, какой объем арматуры необходим для реализации государственных контрактов (это социальное строительство, школы, сады, поликлиники, расселение ветхого аварийного жилья), и металлурги сказали, что на этот объем, когда он будет рассчитан, они дадут цену, даже, может, себе в убыток", отметил чиновник.

Замминистра заявил, что дефицита строительных материалов нет: "У нас мощностей даже с запасом, если будут выполняться национальные проекты, у нас хватит своих материалов по всем направлениям".

По итогам прошлого года, по словам Евтухова, строительные материалы прибавили в цене менее 3%. "При этом, если мы берем долю строительных материалов, которые производим в Российской Федерации, в итоговой стоимости квадратного метра, включая лифтовое и прочее оборудование, она составила порядка 21%, - сказал он. - Поэтому жалобы застройщиков на увеличение стоимости стройматериалов, как на основной источник роста цены квадратного метра, не обоснованы. Более того, на ряд важнейших материалов в 2020 году цены снизились. Например, щебень, песок, стекло, гидроизоляция. На цемент цены выросли менее чем 2%. Если взять арматуру, которая в стоимости квадратного метра составляет 6,5%, даже если бы она выросла на 50-60%, то к стоимости жилья это дало бы порядка 3%, но никак не 18-20%".

По итогам прошлого года арматура подешевела на 3,5%, добавил замминистра.

Как сообщалось, в конце прошлого года в Минпромторге под руководством Евтухова прошло первое расширенное совещание по вопросу роста цен на российскую металлопродукцию с участием Минстроя, Федеральной антимонопольной службы (ФАС), крупнейших компаний по производству стали, строительных и машиностроительных компаний. По его итогам было принято решение создать рабочую группу по вопросу роста цен на металл.

Одно из предложений, появившихся в преддверии совещания, касалось введения временных экспортных пошлин на стальную заготовку и арматуру в размере 13% (но не менее $73/тонна) и 12% (но не менее $78/тонна) соответственно в случае повышения до 15% пошлины на вывоз лома черных металлов. Однако в рамках совещания Минпромторг заявил, что "с большим опасением" относится к этой мере. Вместо этого девелоперам было предложено переходить на прямые "длинные" контракты со сталепроизводителями с формульным ценообразованием в обход металлотрейдеров.

В конце прошлого года правительством была утверждена ставка вывозной таможенной пошлины на лом черных металлов сроком 180 дней в размере 5%, но не менее 45 евро за тонну (ранее - 5%, но не менее 5 евро/тонна).

Читайте также: