Вознаграждение за информацию о налоговых нарушениях

Опубликовано: 16.05.2024

Краткое содержание:

Ситуацию, при которой сотрудники не устраивают работодателей, а работодатели – сотрудников, можно назвать, наверное, самой обычной. Так бывает чаще всего, и исключения здесь большая редкость. Однако в большинстве случаев именно работодатели не устраивают своих сотрудников, особенно тогда, когда они пытаются за счет работников увеличивать свою прибыль. Ведь в большинстве случаев уровень прибыли компании никак не влияет на уровень доходов обычных сотрудников, и многие работодатели этим пользуются.

Если обратиться к различным опросам, можно сделать вывод, что около 70% сотрудников разных компаний согласились бы сделать донос на своих работодателей в ФНС при наличии доказательств совершаемых налоговых преступлений, получить которые непросто. Однако подписаться под своей жалобой открыто, готовы лишь единицы граждан. Все остальные передали бы информацию в налоговую только в случае полной анонимности.

Но суть даже не в этом. Налоговая служба планирует ввести поощрение в виде денежных выплат для граждан, которые будут доносить на своих работодателей. И в некоторых регионах страны такая система уже функционирует, и весьма успешно. По этой причине плату за донос хотят ввести во многих регионах страны.

Налоговые преступления

В законодательстве некоторых регионов России уже предусмотрено проведение денежных выплат за передачу достоверной информации о своем работодателе в налоговую. В результате, количество налоговых преступлений в этих регионах заметно сократилось, а объемы поступлений в бюджет – увеличились.

Конечно же, для получения вознаграждения данные о работодателе и совершенных им налоговых преступлениях необходимо предоставлять не анонимно, однако информация о заявителе полностью защищена.

Достаточно часто сотрудники заявляют на своих работодателей о преступлениях при оплате труда, ведь именно такие нарушения совершаются чаще всего. Во многих компаниях сотрудникам начисляют минимальный уровень заработной платы, не соответствующий должности и образованию работника. Часто официально сотрудники получают минимальную зарплату, а доплату получают в конверте «серым» доходом, из-за чего снижается сумма отчислений в ПФР, что в дальнейшем может создать проблемы при оформлении на пенсию. Нередко бывает и так, что в штате компании часть сотрудников работают неофициально, получая нигде не учтенные доходы.

Все это относится к налоговым преступлениям. Подобным образом руководители компаний, которые являются работодателями, пытаются сократить налоговое бремя, уменьшив объемы обязательных выплат и увеличивая собственную прибыль. О том, как это в дальнейшем отразится на сотрудниках, мало кто задумывается.

Так, где же платят?

В настоящее время выплаты вознаграждений за донос на работодателей осуществляются в Республике Хакассия. Местный закон в этом регионе – закон «О вознаграждении граждан за предоставление информации о нарушениях в области налогообложения при оплате труда» - действует в течение уже 6-и лет (был принят в ноябре 2014 года).

На основании этого закона, граждане могут получить денежное вознаграждение за предоставление достоверной информации о налоговых нарушениях своего работодателя. При этом сумма вознаграждения в каждом случае будет разной, так как составляет она 10% от общей суммы средств, которые поступят в бюджет региона, благодаря этому сообщению. Иногда вознаграждение совсем немалое. Однако если с одной и той же информацией обращаются сразу несколько человек, сумма вознаграждения будет поделена между ними.

Еще одним регионом, на территории которого уже действует аналогичный местный закон, является Кемеровская область. Здесь закон на местном уровне был принят немного раньше, чем в Республике Хакассия – в апреле 2014 года. Здесь также закон полностью защищает информацию о заявителе.

В последнее время еще несколько регионов всерьез задумались о принятии подобных законов на местном уровне. В частности, в ближайшее время такой закон может появиться в Новосибирской области и в нескольких других регионах. Не исключено, что уже в следующем году многие регионы страны примут подобный закон с целью получения дополнительных поступлений в бюджет.

Но платят не только за доносы в налоговую

Как не странно это прозвучит, но некоторые крупные компании также платят сотрудникам за доносы на руководство или других сотрудников. Как правило, речь идет о региональных филиалах различных фирм и их управлении. Платит за доносы руководство головного офиса, которое интересуют в первую очередь налоговые нарушения, нарушения правил фирмы, воровство и прочие моменты.

В большинстве случаев подобная практика применяется в компаниях международного класса, имеющих филиалы в разных странах и в различных регионах России. В некоторых странах Запада донос на вышестоящих сотрудников и руководство считается нормальным и обычным делом, способствующим повышению эффективности работы компании. И донос руководству считается проявлением сознательности и ответственности подчиненных.

Подобные порядки иностранные компании нередко устанавливают и в России, открывая свои филиалы и подразделения. Как правило, строго установленных сумм вознаграждения за донос в этом случае нет. Руководство компании самостоятельно принимает решение о том, какую сумму выплатить информатору. Во многом сумма зависит от ценности и важности полученных сведений.

В любом случае введение денежного поощрения за доносы на работодателей и руководство имеет неоднократно доказанную на практике эффективность. Поэтому в разных регионах страны такое деяние может быть введено на законодательном уровне уже в ближайшее время.

Сколько платят за информацию о схемах в Кемерово

Почему «сливать» информацию выгоднее налоговикам, а не ОВД

Как вычислить информатора среди сотрудников

  • Выявление налоговых схем
  • Серая зарплата

Обсуждение вопросов выплаты теневой заработной платы в той или иной компании налоговики долгое время выносили на комиссии по легализации объектов налогообложения, а если поступали сведения от граждан, то и на выездную налоговую проверку. Но в 2014 году Кемеровская область пошла еще дальше, издав региональный закон от 04.04.14 № 23-ОЗ «О денежном вознаграждении гражданам, предоставившим информацию о нарушениях в области налогообложения, связанных с оплатой труда».

Согласно постановлению Коллегии администрации Кемеровской области от 23.06.14 № 248, денежное вознаграждение выплачивается информатору при одновременном соблюдении следующих условий:

  • достоверность информации о нарушениях в области налогообложения, связанных с оплатой труда, признана работодателем или установлена налоговым органом или судом;
  • в результате того, что факт нарушения был признан (установлен), произошло начисление (доначисление) соответствующих сумм налогов;
  • начисленные (доначисленные) суммы налогов фактически поступили в областной бюджет.

Размер денежного вознаграждения информатора составляет 10 процентов от сумм, поступивших в кемеровский бюджет в связи с предоставлением информации о нарушениях. А в случае если по одному и тому же факту нарушения информация поступила от нескольких граждан, то размер денежного вознаграждения рассчитывается пропорционально их количеству.

Редакции «ПНП» удалось получить комментарий Жанны Силоновой, начальника отдела налогообложения физлиц, УФНС по Кемеровской области. По ее словам, все обращения от информаторов поступают в департамент труда и занятости Кемеровской области, а потом направляются в налоговые органы для проверки. Пока такие сообщения принимаются только по НДФЛ, другие налоги подключать еще не планируется.

Жанна Силонова рассказала, что на текущий момент сообщений от информаторов мало и еще не подтвердился ни один сообщенный ими факт. Соответственно, вознаграждения еще не выплачены. Причина тут в том, что для выплаты вознаграждения нужны документальные подтверждения, налоговые доначисления и взыскания. А чаще всего информаторы просто обращаются в устной форме, подтверждающих нарушение документов никаких не прилагают. Нет ничего, за что можно было бы зацепиться при налоговой проверке. Тем не менее в настоящее время кемеровские налоговики ведут работу по одному обращению о выплате «серой» зарплаты, но пока конкретных результатов нет.

В ФНС кемеровский опыт для нашего журнала прокомментировал Кирилл Котов, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса. Он согласился с кемеровской коллегой, что такие сложные условия для выплаты вознаграждения, как обязательное доначисление и поступление налогов в бюджет, могут оказать дестимулирующее влияние на потенциальных информаторов. К тому же, по его личному мнению, платное «стукачество» вряд ли должно быть в почете в принципе, тем более в России. Что же касается перспектив распространения кемеровского опыта на всю Россию, Кирилл Котов считает, что без выделения ФНС должного финансирования на оплату услуг информаторов это в принципе невозможно.

Стучать выгоднее налоговикам, а не правоохранителям

Российские налоговики, в отличие сотрудников налоговых служб большого числа иностранных государств (США, Великобритания, Германия, Канада, Сингапур), не наделены правом на оперативно-розыскную деятельность. Поэтому в настоящий момент для агрессивных методов расследования им приходится использовать промежуточное звено – правоохранительные органы. Полиция и следственный комитет могут помочь налоговикам собрать такие доказательства налогового правонарушения, которые самостоятельно инспекторы собрать не способны.

Однако информаторам гораздо выгоднее обращаться напрямую к налоговикам (пока только к кемеровским, а в перспективе – к любым), а не к правоохранителям. Ведь в соответствии с приказом МВД России от 10.01.12 № 8 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции» сотрудничество с такими лицами осуществляется на безвозмездной основе. То есть налоговой инспекции информатор может продать свою информацию, а ОВД – только подарить.

Тактика в инструктировании информаторов правоохранительными органами будет зависеть от того, работает ли в компании человек или нет. Однако и в том и в другом случае возможно проведение оперативного эксперимента, в ходе которого применяются аудиовидеозаписи, другие технических средств для негласной технической фиксации его контактов с подозреваемыми лицами. При этом ахиллесовой пятой работы с агентами остается запрет подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация). Уголовное дело в суде развалится, если будет установлено, что была провокация со стороны агента, которая может выражаться в его настойчивости или в побудительных оборотах речи. В этом случае такие действия уже не являются деятельностью тайного агента и представляют собой подстрекательство к совершению преступления.

Отметим также, что Федеральный закон от 28.06.13 № 134-ФЗ дал зеленый свет направлению результатов оперативно-розыскной деятельности налоговикам. А благодаря пункту 45 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57 материалы, полученные в результате осуществления оперативно-розыскных мероприятий, могут использоваться налоговыми органами в числе других доказательств в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки.

Осведомителем часто бывает обиженный сотрудник

В международной практике информаторы используются в налоговых целях давно и достаточно широко. В Канаде, например, такие люди получают вознаграждение за раскрытие информации не только по налогам физических, но и юридических лиц. В частности, в плане экономического развития Канады на 2013 год указано, что действует программа «Офшорные налоговые информаторы», которая предусматривает выплату премий лицам за сообщение информации о случаях несоблюдения налогового законодательства на международном уровне.

Практика работы иностранных налоговых служб с информаторами значительно расширяет возможные способы взаимодействия. Например, в Австралии информаторы могут направлять налоговикам не только письмо с информацией, но обратиться в инспекцию онлайн с использованием специального портала (аналог нашего кабинета налогоплательщика). А в некоторых случаях – сообщив информацию по телефону и указав личную информацию, позволяющую его идентифицировать. А в Сингапуре достаточно заполнить форму на сайте налогового ведомства и приложить отсканированные образцы документов, если они имеются.

В мировой практике характер взаимодействия налоговиков с информаторами не сильно различается. Если институт платных информаторов приживется в России, вполне можно ожидать появления специальной телефонной линии, с помощью которой можно будет не просто анонимно сообщить оператору под запись какие-то свои подозрения, но и побеседовать с компетентным по обсуждаемым вопросам налоговым инспектором. С тем чтобы тот сразу же пояснил, интересна ли налоговикам информация, которой владеет осведомитель. И какие дополнительные сведения по данному нарушению налоговому органу хотелось бы иметь.

В частности, вот какая информация интересует кемеровских налоговиков уже сегодня:

  • название компании или ИП, выплачивающей зарплату в конвертах;
  • время выплат и количество лиц, которым выплачивается «серая» зарплата, с какого периода это происходит, а также метод выплаты (например, на банковскую карту, наличными, с помощью притворных выплат и т.п.);
  • осведомлен ли информатор, где могут находиться подтверждающие документы (например, неофициальные зарплатные ведомости в бумажном или электронном виде), или у него имеется только конверт с фамилией, который никак нельзя будет использовать в качестве доказательства;
  • все возможные источники получения информации (от слухов и сообщений в СМИ до сведений, подтвержденных документами и электронной перепиской).

При этом в группе риска оказываются прежде всего те компании, которые выплачивают «серые» зарплаты не всем работникам. Так как тот человек, кто давно и на регулярной основе получает от работодателя неофициальные выплаты, вряд ли станет свидетельствовать против себя же самого. Так как такому работнику в результате «слива» информации придется доплатить НДФЛ из собственного кармана, ведь плательщиком НДФЛ является именно физлицо, а работодатель – лишь налоговый агент.

Кроме того, рискуют компании, увольняющие сотрудников со скандалом. Имеющие неурегулированные трудовые споры внутри коллектива (например, об индексации или повышении зарплаты, неправильном начислении премиальных и компенсаций, необеспечении нормальных условий труда и т.п.), стажеров и лиц на испытательном сроке, не принятых впоследствии на работу.

Как показывает практика, обиженные сотрудники часто готовы отомстить за свою боль работодателю даже ценой доначисления им НДФЛ. Такие сотрудники обычно готовы как самостоятельно свидетельствовать против компании, так и приводить иных свидетелей, содействовать налоговикам в рамках своих должностных обязанностей, например производить аудиозапись рабочих совещаний, копировать деловую переписку, табеля, ведомости. Кроме того, сдавая работодателя, сотрудник может не только указать, что имеются факты выплат неофициального характера, но и вскрыть для налоговой другие «секреты компании», пусть даже за эту «лишнюю» информацию он и не получит никакого вознаграждения.

Следует учитывать, что информаторами могут выступать разные люди. И в международной практике были случаи, когда осведомителем выступал, например, сотрудник банка. Так, бывший сотрудник крупнейшего швейцарского банка UBS Брэдли Биркефелд выступил осведомителем, получив 104 млн долларов за предоставление США сведений в отношении 4000 физических лиц, уклонявшихся от уплаты налогов.

В России этот вариант тоже возможен. Например, при раскрытии схемы оптимизации страховых взносов, когда все средства для выплаты «серой» зарплаты сначала зачисляются на счет руководителя, чтобы в сумме превысить облагаемый лимит. А впоследствии обналичиваются и распределяются сотрудникам «в конвертах». Работники банка вполне могут быть в курсе таких манипуляций компании.

Как вычислить информатора

Региональный закон Кемеровской области не только относит сведения о гражданине, предоставившем сведения, к конфиденциальной информации, но и, в отличие от сложившейся международной практики, не предъявляет каких-то особых требований к личности осведомителя. Это сильно затрудняет для компании идентификацию человека, передающего налоговикам нежелательные сведения.

В международной практике к личности платного информатора предъявляются определенные требования. Они позволяют руководству компании более-менее сузить круг подозреваемых. Например, в США это необходимость иметь постоянный доход, который должен превышать 200 тыс. долларов за год, отсутствие судимости за уклонение от уплаты налогов. Кроме того, не допускается, чтобы платный информатор лично принимал активное участие в разработке и внедрении схем уклонения от налогов. Также не может стать информатором должностное лицо правоохранительных или налоговых органов, в чьи обязанности и так входит раскрытие подобных правонарушений.

Кроме того, иностранные налоговики при получении информации от осведомителя действуют строго по регламенту. В частности, опрашивают третьих лиц (соседей, сотрудников банка, коллег по работе) для получения дополнительной информации о налогоплательщике и подтверждения полученных сведений. При этом налогоплательщик имеет право затребовать список всех тех лиц, к которым обращались налоговики. Что также поможет сузить круг подозреваемых.

Поэтому, в случае предъявления компании таких налоговых претензий, которые с высокой вероятностью указывают на наличие у инспекторов информатора из числа сотрудников, основной совет будет сводиться к анализу имеющихся у налогового органа сведений и сути их дополнительных запросов. Часто это позволяет найти слабое звено в персонале компании.

И все-таки в ряде случаев информация об осведомителе может быть получена лишь на последнем этапе, когда сложно что-либо кардинально поменять и выстроить защиту. Например, при проведении допроса, выемки (по результатам которой анализируются факты, а именно кто мог знать местонахождение определенных документов и иметь интерес) или в суде при хорошем юридическом сопровождении, когда информатор будет выступать важным свидетелем и его придется налоговой службе рассекретить.

Следует учитывать, что потенциальный осведомитель не обязательно кто-то один, кого подозревает компания. Дело в том, что сообщить одну и ту же информацию могли не один, а несколько сотрудников. И если в международной практике не предусмотрено выплаты вознаграждения опоздавшим, то кемеровский региональный закон допускает раздел суммы вознаграждения между несколькими информаторами.

Что касается самого размера выплат (10% согласно региональному закону Кемеровской области), то он в принципе соответствует международной практике. Однако за рубежом чаще размер вознаграждения осведомителя зависит от ценности предоставленной им информации. Например, в Канаде оно колеблется в пределах от 5 до 15 процентов доначисленного федерального налога (без учета процентов и штрафа), в Сингапуре составляет 15 процентов, в США – от 10 до 30 процентов (с учетом пеней, штрафа) и облагается у информатора налогом на доходы.

Сторонние источники информации о теневых зарплатах

С 90-х годов в налоговых инспекциях работает система информирования о налоговых нарушениях – «горячая линия». На особый номер телефона может позвонить любой аноним и сообщить о своих подозрениях.

Лидер экологического движения сообщил, что на основании его обращений государству было доначислено шесть миллиардов рублей

Бывший замглавы Росприроднадзора, лидер «Зеленой инициативы» Олег Митволь призвал Минфин разъяснить, как граждане могут получить вознаграждение за сведения о налоговых преступлениях. Глава экодвижения ранее выяснил, что ряд компаний, ликвидирующих отходы нефтепроизводства, совершили такого рода преступления и на основании его обращений в казну вернули шесть миллиардов рублей. Чтобы получить свое вознаграждение, как это предусмотрено законом, Митволь просит Минфин сообщить, на какую сумму поощрения он может рассчитывать.

Копия обращения Олега Митволя в департамент налоговой и таможенной политики Минфина есть в распоряжении Daily Storm.

Митволь напомнил, что в России законодательно закреплено поощрение граждан, которые помогли раскрыть налоговые правонарушения. Денежные поощрения могут способствовать раскрываемости налоговых правонарушений, убежден он. «Я нашел такой любопытный способ зарабатывать деньги. Это вещь достаточно сенсационная, у нас такого еще не было — никто еще не получал такое вознаграждение. В налоговой сказали, что законодательно это есть, но пока не применялось», — сообщил Daily Storm лидер «Зеленой инициативы».

«Минфин должен разъяснить мне и ФНС [Федеральной налоговой службе], как поощрять граждан. Так появится возможность получить большое количество волонтеров [которые помогут раскрывать налоговые преступления]. Если эта схема начнет работать, то государство начнет увеличивать сумму налогов, многие главные бухгалтера могут начать рассказывать все свои секреты», — считает он.

Олег Митволь сообщил, что занимался расследованием об уничтожении в России нефтешламов — отходов, образующиеся при переработке нефти. «[Выяснилось, что] есть группа компаний, которые коррелируются с депутатом [Думы ХМАО-Югра] Степаном Пыталевым. Полтора года назад я писал, что они зарегистрировали способ обезвреживания нефтешламов путем посыпания их песочком, там обороты — десятки миллиардов рублей в год», — рассказал он.

Засыпание отходов нефтепереработки песком нельзя считать обезвреживанием, потому что их химический состав остается неизменным — загрязняющим веществом, подчеркнул Митволь. «Посыпание песочком, без сомнения, сделано за взятки. Мы выявили, что помимо этого там еще происходят масштабные уклонения от уплаты налогов. Цифру нам точно не сказали, потому что это является налоговой тайной. По моей информации, налоговая доначислила более шести миллиардов рублей, например, на одном из судов по делу одной компании — более 800 миллионов рублей», — указал он.

Компанию, связанную с депутатом из Югры, обвиняют в экологическом геноциде и уклонении от налогов

Dailystorm - Компанию, связанную с депутатом из Югры, обвиняют в экологическом геноциде и уклонении от налогов

Выплата вознаграждения гражданам, содействовавшим раскрытию налоговых преступлений, законодательно установлена в ряде российских регионов. В частности, есть соответствующее постановление правительства Ульяновской области.

В феврале Daily Storm писал, что экологи обвинили ЗАО «ЭКОС» в загрязнении Урала нефтяными шламами. По данным проверки Минздрава, утилизация отходов нефтепереработки была фиктивной. Региональные СМИ связывали «ЭКОС» с местным депутатом из «Единой России» Степаном Пыталевым.

Издание «Daily Storm» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379 Учредитель: ООО "ОрденФеликса", Главный редактор: Сивкова А.С.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.

Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379) сопровождаются гиперссылкой на материал с пометкой Daily Storm.

*упомянутые в текстах организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе:

Признаны террористическими организациями : «Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама»), «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»),«Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Движение Талибан», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), Джебхат ан-Нусра (Фронт победы)(другие названия: «Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам» (Фронт поддержки Великой Сирии), Всероссийское общественное движение «Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского», Международное религиозное объединение «АУМ Синрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph)

Деятельность запрещена по решению суда : Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия», Межрегиональная общественная организация «Движение против нелегальной иммиграции», Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство», Межрегиональное общественное объединение – организация «Народная Социальная Инициатива» (другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива»), Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа», Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации:,Межрегиональное общественное движение «Артподготовка»

ФНС выпустила письмо от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@, в котором разъяснила инспекциям, как применять ст. 54.1 НК РФ в борьбе с уклонением от уплаты налогов. Мы подготовили разбор этих рекомендаций и расскажем, что может вызвать вопросы со стороны налоговой, а что законно и не должно приводить к доначислениям.

Когда применяется ст. 54.1 НК РФ

Статья 54.1 НК РФ называется «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». По мнению ФНС, её основная цель — противодействовать налоговым злоупотреблениям и получению необоснованной налоговой выгоды за счёт уклонения от уплаты налогов.

Такими злоупотреблениями могут быть незаконные уменьшения как налоговой базы, так и суммы самого налога. Но причина всегда в том, что налогоплательщик исказил сведения о фактах хозяйственной жизни или объектах налогообложения. Такое искажение может быть трёх видов:

  1. Скрыли реальные операции. Например, не отразили в составе основных средств фактически используемую недвижимость, в частности под предлогом «недостроя».
  2. Отразили ложные показатели по реальным операциям. Например, исказили данные о производимой продукции, чтобы сделать её неподакцизной, или параметры деятельности, чтобы снизить показатель потенциально возможного дохода. Дробление бизнеса тоже попадает в эту группу.
  3. Отразили фиктивные операции, которых не было на самом деле. Здесь речь в том числе об использовании фиктивных контрагентов, о которых мы поговорим ниже.

Посмотрите на свою компанию глазами налоговой и оцените вероятность выездной проверки

Для каждого вида злоупотреблений в письме есть правила, по которым налоговики должны доначислять налоги.

Так, фиктивные операции вообще не будут учитывать в целях налогообложения. Все расходы и вычеты по ним «снимут» в полном размере. В остальных случаях инспекторы должны выявить истинный экономический смысл операции и доначислить налоги так, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений.

Как выявляют сделки с фиктивными контрагентами

Одно из основных условий, которое даёт налогоплательщику право учесть расходы и использовать вычеты — исполнение обязательств по сделке надлежащим лицом (п. 2 ст. 54.1 НК РФ). Это означает, что обязательства должна выполнять сторона договора или лицо, на которое эта обязанность возложена.

Цель этого положения — борьба с использованием документов, составленных от лица фиктивных контрагентов. Это компании, которые работают только «на бумаге», не ведут деятельности и не выполняют в сделке реальных функций, а нужны только для оформления от их имени соответствующих документов. В письме такие компании называют «техническими».

Чтобы квалифицировать сделку как фиктивную и доначислить по ней налоги, инспекторы доказывают, что контрагент относится к «техническим» компаниям, а налогоплательщик должен был знать об этом, но не проявил должной осмотрительности.

Доказывают, что контрагент — техническая компания

Налоговики должны сами доказать, что документы составлены не реальным, а техническим контрагентом. В письме отмечают, что для этого не хватит заключения эксперта-почерковеда о том, что документы подписаны неустановленными лицами, или протокола допроса тех, кто их подписал. Чтобы закрепить факт участия в сделке «технической» компании, нужно найти сразу несколько косвенных доказательств:

  • нет признаков, которые подтверждали бы реальную экономическую деятельность контрагента: отсутствует персонал, сайт, информация о деятельности компании и т.п.;
  • нет условий для исполнения обязательств: персонала, основных средств, активов, складских помещений, транспортных средств, обязательных разрешений и лицензий и т.п.;
  • «техническое» лицо не могло осуществить операцию с учётом времени, места нахождения и объёма необходимых ресурсов;
  • расходы по счёту не соответствуют виду деятельности, по которому совершены спорные операции;
  • поведение участников сделки при заключении договора и принятии исполнения по нему отличалось от общепринятого;
  • документооборот по сделке был нетипичным, а документы заполнены с недочетами или не полностью, в них есть ошибки, которые связаны с формальным подходом (в т. ч. их составлением до операции) и тем, что стороны не планируют как-то защищать свои права (обращаться в суд, подавать претензии и т.п.);
  • в договорах есть условия, отличающиеся от обычных, например, длительные отсрочки платежа, санкции, размер которых намного меньше или больше ущерба от нарушения;
  • цены по договору существенно ниже или выше рыночных;
  • нет документов, которые должны быть исходя из характера исполнения, например, при договоре строительного подряда отсутствует акт о передаче подрядчику стройплощадки;
  • нет оплаты;
  • в расчётах использованы неликвидные активы: небанковские вексели, права требования к третьему лицу и пр.;
  • не приняты меры по защите нарушенных права — отсутствуют претензии, заявления об отказе от договора, обращения в суд;
  • обналичивание денег и их использование на нужды налогоплательщика, его учредителей, должностных или иначе связанных с ним лиц;
  • деньги, перечисленные «техническому» контрагенту, возвращаются налогоплательщику или связанным с ним лицам;
  • печати и документация контрагента на территории налогоплательщика.

По мнению ФНС, у налоговых органов есть все полномочия, чтобы выявить эти обстоятельства. Нужно лишь правильно их использовать и получать от всех участников договора пояснения. При этом налоговикам рекомендовано не ограничиваться формальным набором вопросов, а детально выяснять полномочия, функциональные и должностные обязанности каждого опрашиваемого. И во всех нюансах изучать обстоятельства сделки.

Помимо этого, инспекторам «на местах» рекомендовано проводить осмотры территорий и помещений, а также использовать своё право проводить инвентаризацию имущества и применять её результаты для анализа и воссоздания полного баланса предприятия (товарного баланса, складского учёта и т.п.).

Доказывают, что налогоплательщик не проявил осмотрительность

Если участие «технического» контрагента доказано, инспекторы должны подтвердить, что налогоплательщик не мог не знать о характере деятельности контрагента и хотел уклониться от налогов.

Основное доказательство в таком случае — прямой контакт налогоплательщика с исполнителем по сделке. Например, переговоры и деловая переписка с обсуждением условий сделки, обеспечения, гарантий. Если такого контакта не было, налоговики проверят, проявил ли налогоплательщик должную осмотрительность, когда выбирал контрагента и заключал договор.

ИФНС вправе проводить доначисления, если установлены следующие факты:

  • налогоплательщик не знал о фактическом местонахождении контрагента, его производственных, складских и иных площадей;
  • налогоплательщик не пытался получить информацию о контрагенте: у него нет копий документов, подтверждающих направление запросов;
  • налогоплательщик не анализировал открытые данные о контрагенте;
  • у налогоплательщика нет информации о том, как и почему был выбран контрагент, заключена сделка;
  • нет реального взаимодействия с руководителем, должностными лицами, ответственными сотрудниками контрагента при обсуждении условий и подписании договора;
  • отсутствуют документы, подтверждающие полномочия участников сделки со стороны контрагента;
  • у налогоплательщика нет информации о том, как он узнал о существовании контрагента (реклама в СМИ, сайт, рекомендации).

Доначисляют налоги

Когда налоговики доказали, что в сделке участвовал фиктивный контрагент, а налогоплательщик не мог не знать об этом, они вправе доначислить налоги.

Как правило, саму сделку налоговая не оспаривает — товар получен, работы выполнены, услуги оказаны, но все это делала не «техническая» компания, а кто-то другой. В таком случае все расходы и вычеты по фиктивному контрагенту снимают и заменяют на таковые по реальному исполнителю. Но только при условии, что налогоплательщик сам предоставит информацию о фактическом контрагенте и все документы. Иначе ни вычеты, ни расходы расчётным путем ИФНС определять не будет.

Единственное исключение — когда сам факт расходов налоговая тоже не оспаривает. В этом случае инспекция применит расчётный способ, но только в отношении налога на доходы (налог на прибыль, НДФЛ, УСН, ЕСХН). Вычеты по НДС и в этом случае будут сняты полностью.

Деловая цель и дробление бизнеса

Ещё одно условие, которое должно выполняться для учёта расходов и применения вычетов: целью операции не должна быть только налоговая выгода.

Проверять это предлагают с помощью «экспресс-теста». Его будут проводить по каждой отдельной операции в совокупности сделок, которые все вместе привели к достижению деловой цели. Тут налоговикам надо будет ответить на вопрос, совершил бы налогоплательщик эту операцию, если бы не было остальных сделок, и не была ли её основной целью налоговая выгода. При этом невыгодность сделки для налогоплательщика саму по себе нельзя приравнять к отсутствию деловой цели.

Если результат «экспресс-теста» отрицательный, то налоговой нужно будет дополнительно доказать, что конечная деловая цель могла быть достигнута без спорной операции.

Все эти положения применяются и к дроблению бизнеса, которое можно назвать частным случаем операций без деловой цели с элементами «технических» компаний. Дополнительные критерии, которые позволяют ИФНС установить, что речь идёт о дроблении:

  • одни и те же работники и ресурсы;
  • тесное взаимодействие всех участников схемы;
  • разные, но неразрывно связанные направления деятельности, которые составляют единый производственный процесс для достижения общего результата.

При доначислении налогов в связи с дроблением налоговикам рекомендовано выявлять действительные налоговые обязательства налогоплательщика. Это значит, что будут учитываться не только вменяемые ему доходы, но и соответствующие расходы, вычеты по НДС, а также суммы уже уплаченных налогов.

Переквалификация сделок

Авторы письма отдельно остановились на переквалификации сделок и операций. ФНС предостерегает инспекторов «на местах» от подмены понятий.

То, что аналогичный результат можно было получить с помощью других сделок или операций — не основание для переквалификации, даже если есть налоговая экономия (п. 3 ст. 54.1 НК РФ). По мнению ФНС, налогоплательщики вправе сами выбрать способ достижения результата с учётом налоговых последствий. Главное, чтобы у этого способа был экономический смысл и не было признаков искусственности.

Чем опасны фиктивные сделки

НДС-разрывы

ФНС обращает внимание инспекторов на то, что нельзя снимать вычеты только из-за того, что контрагент не заплатил налоги. Это возможно, только если получится доказать, что налогоплательщик знал о нарушениях, допущенных контрагентом, и получил от этого выгоду.

Сверяйте счета-фактуры с контрагентами и находите расхождения до налоговой

При этом знать о таких нарушениях налогоплательщик может не только при взаимозависимости и иной подконтрольности. Аналогичные выводы инспекторы сделают и если выявят, что стороны согласовали эти действия и намеренно допустили разрыв.

  • Что можно узнать о контрагенте из арбитражных дел и бухотчётности
  • Допросы, осмотры, требования: права бухгалтера
  • Новый регламент проверок деклараций по НДС: что о нем нужно знать?

Алексей Крайнев, налоговый юрист

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Налоговая служба планирует ввести поощрение в виде денежных выплат для граждан, которые будут доносить на своих работодателей. И в некоторых регионах страны такая система уже функционирует, и весьма успешно. По этой причине плату за донос хотят ввести во многих регионах страны.

5432

Налоговые преступления

В законодательстве некоторых регионов России уже предусмотрено проведение денежных выплат за передачу достоверной информации о своем работодателе в налоговую. В результате, количество налоговых преступлений в этих регионах заметно сократилось, а объемы поступлений в бюджет – увеличились.

Конечно же, для получения вознаграждения данные о работодателе и совершенных им налоговых преступлениях необходимо предоставлять не анонимно, однако информация о заявителе полностью защищена.

Достаточно часто сотрудники заявляют на своих работодателей о преступлениях при оплате труда, ведь именно такие нарушения совершаются чаще всего. Во многих компаниях сотрудникам начисляют минимальный уровень заработной платы, не соответствующий должности и образованию работника. Часто официально сотрудники получают минимальную зарплату, а доплату получают в конверте «серым» доходом, из-за чего снижается сумма отчислений в ПФР, что в дальнейшем может создать проблемы при оформлении на пенсию. Нередко бывает и так, что в штате компании часть сотрудников работают неофициально, получая нигде не учтенные доходы.

Все это относится к налоговым преступлениям. Подобным образом руководители компаний, которые являются работодателями, пытаются сократить налоговое бремя, уменьшив объемы обязательных выплат и увеличивая собственную прибыль. О том, как это в дальнейшем отразится на сотрудниках, мало кто задумывается.

Так, где же платят?

В настоящее время выплаты вознаграждений за донос на работодателей осуществляются в Республике Хакассия. Местный закон в этом регионе – закон «О вознаграждении граждан за предоставление информации о нарушениях в области налогообложения при оплате труда» – действует в течение уже 6-и лет (был принят в ноябре 2014 года).

На основании этого закона, граждане могут получить денежное вознаграждение за предоставление достоверной информации о налоговых нарушениях своего работодателя. При этом сумма вознаграждения в каждом случае будет разной, так как составляет она 10% от общей суммы средств, которые поступят в бюджет региона, благодаря этому сообщению. Иногда вознаграждение совсем немалое. Однако если с одной и той же информацией обращаются сразу несколько человек, сумма вознаграждения будет поделена между ними.

Еще одним регионом, на территории которого уже действует аналогичный местный закон, является Кемеровская область. Здесь закон на местном уровне был принят немного раньше, чем в Республике Хакассия – в апреле 2014 года. Здесь также закон полностью защищает информацию о заявителе.

В последнее время еще несколько регионов всерьез задумались о принятии подобных законов на местном уровне. В частности, в ближайшее время такой закон может появиться в Новосибирской области и в нескольких других регионах. Не исключено, что уже в следующем году многие регионы страны примут подобный закон с целью получения дополнительных поступлений в бюджет.

Но платят не только за доносы в налоговую

Как не странно это прозвучит, но некоторые крупные компании также платят сотрудникам за доносы на руководство или других сотрудников. Как правило, речь идет о региональных филиалах различных фирм и их управлении. Платит за доносы руководство головного офиса, которое интересуют в первую очередь налоговые нарушения, нарушения правил фирмы, воровство и прочие моменты.

В большинстве случаев подобная практика применяется в компаниях международного класса, имеющих филиалы в разных странах и в различных регионах России. В некоторых странах Запада донос на вышестоящих сотрудников и руководство считается нормальным и обычным делом, способствующим повышению эффективности работы компании. И донос руководству считается проявлением сознательности и ответственности подчиненных.

Подобные порядки иностранные компании нередко устанавливают и в России, открывая свои филиалы и подразделения. Как правило, строго установленных сумм вознаграждения за донос в этом случае нет. Руководство компании самостоятельно принимает решение о том, какую сумму выплатить информатору. Во многом сумма зависит от ценности и важности полученных сведений.

Читайте также: