При помещении товаров под таможенную процедуру предусматривающую уплату таможенных пошлин

Опубликовано: 11.05.2024

Общее о таможенном транзите


Таможенный транзит может иметь место лишь в том случае, если перевозка товаров связана с перемещением из региона деятельности одного таможенного поста в регион деятельности другого таможенного поста.

Перевозка (транспортировка) товаров в пределах региона одного таможенного поста осуществляется без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита. В этом случае должностные лица таможенного поста применяют, как правило, таможенное наблюдение как меру, обеспечивающую проведение таможенного контроля.

Правом ЕАЭС определено, что под таможенную процедуру таможенного транзита помещаются:

  • иностранные товары (таких таможенных транзитов больше всего);
  • товары ЕАЭС в определённых случаях;
  • иностранные товары и товары ЕАЭС, если перемещение осуществляется через территории государств, не являющиеся государствами-членами ЕАЭС (не применяется при перевозке товаров воздушным транспортом, когда аэропорт отправления и аэропорт назначения располагаются на территории ЕАЭС).

Условия таможенного транзита


Сам по себе таможенный транзит сопровождает транспортировку товаров, поэтому необходимо наличие договора перевозки или экспедирования между грузоотправителем и грузополучателем товаров. Как следствие, требуется наличие транспортных (перевозочных) документов, а также транспортного средства, отвечающего требованиям к перевозке: наличие цельных грузовых отсеков без повреждений с возможностью наложения средств таможенной идентификации (пломб).

Ещё одним условием таможенного транзита является наличие обеспечения уплаты таможенных платежей. Данное обеспечение в РФ может быть предоставлено в форме поручительства или в виде банковской гарантии, либо в виде денежного залога. Сумма обеспечения рассчитывается, исходя из суммы таможенных платежей, которые подлежали бы уплате в случае помещения иностранных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или помещения товаров ЕАЭС под таможенную процедуру экспорта (для товаров, в отношении которых предусмотрена уплата вывозных таможенных пошлин).

Сегодня в качестве таможенного обеспечения прибегают в основном к форме поручительства, особенно при перевозке товаров по территории РФ. Схема предоставления поручительства в данной ситуации достаточно проста и не требует больших финансовых и временных затрат. Приказ ФТС России Приказ ФТС России от 10.02.2012 № 245 регламентирует действия должностных лиц таможенных органов при работе с поручительством.

Так, существует страховая компания «Арсенал», которая заключила договор поручительства с ФТС России на достаточно крупную сумму и в рамках этого договора эта компания заключает с заинтересованными лицами – декларантами, перевозчиками, экспедиторами – дополнительные соглашения к данному договору поручительства, регистрируя их в ФТС России. За заключение допсоглашения на один таможенный транзит СК «Арсенал» взимает страховую премию по прейскуранту. Далее декларант в транзитной декларации при её подаче на таможенный пост в гр. 52 указывает регистрационный номер этого допсоглашения, тем самым подтверждая предоставление таможенного обеспечения при таможенном транзите.

Альтернативой заключения договорных отношений с СК «Арсенал» является заключение договора перевозки с транспортными компаниями, имеющими Carnet TIR (книжку МДП, международных дорожных перевозок). Наличие таких книжек МДП при таможенном транзите является свидетельством таможенного обеспечения от Международной ассоциации автомобильных перевозчиков. Но необходимо отметить, что есть случаи, когда книжка МДП не может быть применена: при таможенном транзите крепкого алкоголя и табачных сигарет.

Случаи, когда таможенное обеспечение при таможенном транзите не предоставляется, определены пунктом 4 статьи 146 Таможенного кодекса ЕАЭС.

Наконец, последнее важное условие таможенного транзита – соблюдение запретов и ограничений, установленных как на уровне ЕАЭС, так и на уровне законодательства РФ. Если, например, на какие-либо товары при транспортировке необходимо получение разрешений (лицензий), то предоставление таких документов при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита обязательно.

Возможности нашего Таможенного представителя

ООО «СБ Карго» имеет контакты с агентами СК «Арсенал», что позволяет экономить время на заключении допсоглашений договоров поручительства при таможенном транзите. Также Таможенный представитель ООО «СБ Карго» помогает своим клиентам в вопросах оформления денежного залога и сертификатов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при таможенном транзите.

Быстрые ссылки

Таможенная процедура временного ввоза (допуска) – это таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой товары временно находятся и используются на таможенной территории ЕАЭС. Товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) сохраняют статус иностранных товаров.


Таможенная процедура временного ввоза осуществляется либо при частичной уплате ввозных таможенных пошлин и налогов, либо без их уплаты. При этом специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины при временном ввозе не уплачиваются при любых обстоятельствах.

Таможенная процедура временного ввоза применяется:

  • с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов (максимальный срок нахождения товара на территории ЕАЭС не более 1 года);
  • с частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов (максимальный срок – 2 года).

Таможенная процедура временного ввоза не применяется в отношении следующих категорий товаров:

  • пищевые продукты, напитки, включая алкогольные, табак и табачные изделия, сырье и полуфабрикаты, расходуемые материалы и образцы, за исключением случаев их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС в единичных экземплярах в рекламных или демонстрационных целях или в качестве выставочных экспонатов либо промышленных образцов;
  • отходы, в том числе промышленные;
  • товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС.

Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов :

  • Контейнеры и иная многооборотная тара;
  • Товары, временно ввозимые в целях оказания содействия внешнеэкономической деятельности и международному сотрудничеству;
  • Товары, временно ввозимые для целей применения в сфере науки, культуры, кинематографии, спорта и туризма;
  • Товары, ввозимые для оказания международной помощи;
  • Иные товары.

Частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин применяется:

  • при несоблюдении пользователем таможенной процедуры условий полного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов;
  • при продлении установленного предельного срока применения процедуры временного ввоза с полным освобождением от таможенных пошлин и налогов.

Условия помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза

  1. возможность идентификации товаров при их последующем помещении под таможенную процедуру в целях завершения действия этой таможенной процедуры;
  2. частичная уплата ввозных таможенных пошлин и налогов, за исключением случаев, когда временное нахождение и использование товаров на территории ЕАЭС допускается без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;
  3. соблюдение условий временного нахождения и использования товаров без уплаты таможенных пошлин и налогов;
  4. соблюдение запретов и ограничений.

Ограничения по владению и пользованию временно ввезенными товарами

  • временно ввезенные товары должны оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа и естественной убыли при нормальных условиях перевозки и хранения;
  • допускается совершение с временно ввезенными товарами операций, необходимых для обеспечения их сохранности;
  • допускается проведение испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведение опытов или экспериментов с временно ввезенными товарами либо их использование в ходе испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов или экспериментов.

Срок действия таможенной процедуры временного ввоза

Срок действия таможенной процедуры временного ввоза не может превышать двух лет. Для отдельных категорий товаров, в зависимости от целей их ввоза на таможенную территорию, экономическая комиссия вправе определять более короткий или более продолжительный срок действия процедуры временного ввоза.

Срок действия процедуры устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта, исходя из целей и обстоятельств ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС. Срок действия процедуры временного ввоза, установленный таможенным органом, может быть продлен в пределах двух лет или срока, определенного Комиссией. Для этого необходимо в течение 1 месяца после истечения срока действия процедуры подать в таможенные органы соответствующее заявление.

Уплата таможенных платежей при частичном условном освобождении

При частичном условном освобождении от уплаты таможенных платежей за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Союза уплачивается три процента суммы ввозных таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Указанная сумма исчисляется на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза.

При этом декларант наделяется правами по определению порядка уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при частичном условном освобождении. Так, при частичном освобождении, таможенные пошлины и налоги могут уплачиваться как за весь установленный период срока действия этой таможенной процедуры, так и периодически по выбору декларанта, но не реже чем раз в три месяца. В последнем случае периодичность уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов определяется декларантом с согласия таможенного органа.

Дополнительным условием помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза является обеспечение исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, за исключением случаев, если такое обеспечение не предоставляется.

Виды предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей:

  1. денежные средства (деньги);
  2. банковская гарантия;
  3. поручительство;
  4. залог имущества.

Договор страхования не может быть предоставлен в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей. Законодательством государств-членов таможенного союза могут быть предусмотрены иные способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Сумма периодических таможенных платежей исчисляется по следующей формуле:

ТП = Стп + Сндс + Сак

ТПвв – сумма периодического таможенного платежа, подлежащего уплате за один полный или неполный кален­дарный месяц;

ТП – сумма таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате при выпуске товаров для свободного обращения либо при экспорте;

Стп – сумма таможенной пошлины, которая подлежала бы уплате при выпуске товаров для свободного обращения либо экспорте;

Сндс – сумма НДС, которая подлежала бы уплате при выпуске товаров для свободного обращения либо экспорте;

Сак- сумма акциза, которая подлежала бы уплате при выпуске товаров для свободного обращения либо экспорте.

Завершение, приостановление и прекращение действия таможенной процедуры временного ввоза

До истечения срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), установленного таможенным органом, действие этой таможенной процедуры завершается:

  1. помещением временно ввезенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта;
  2. признанием таможенными органами факта уничтожения или безвозвратной утраты временно ввезенных товаров, вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки и хранения;
  3. наступлением обстоятельств, определяемых Комиссией или законодательством государств-членов о таможенном регулировании, до наступления которых товары находятся под таможенным контролем.

До истечения срока действия таможенной процедуры временного ввоза, установленного таможенным органом, действие этой таможенной процедуры может быть завершено:

  1. помещением временно ввезенных товаров под таможенные процедуры, применимые в отношении иностранных товаров, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита;
  2. возобновлением действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории, действие которой было приостановлено;
  3. помещением временно ввезенных товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, если эти товары помещены под эту таможенную процедуру для перевозки по таможенной территории ЕАЭС с территории государства-члена, которым был произведен выпуск товаров при их помещении под таможенную процедуру временного ввоза, на территорию иного государства-члена.

Временно ввезенные товары могут помещаться под таможенную процедуру реэкспорта либо под иную таможенную процедуру одной или несколькими партиями.

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары, а в отношении товаров, заявленных к выпуску до подачи декларации на товары, у лица, подавшего заявление о выпуске товаров до подачи декларации на товары – с момента регистрации таможенным органом заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары.

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов в отношении помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза товаров, которые ввозятся в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному документу, и общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро (если иная сумма не определена Комиссией), по курсу валют, действующему на день регистрации таможенным органом декларации на товары, не возникает. При этом в таможенную стоимость не включаются расходы на перевозку ввозимых на таможенную территорию Союза товаров до места прибытия, расходы на погрузку, разгрузку или перегрузку таких товаров и расходы на страхование в связи с такой перевозкой, погрузкой, разгрузкой или перегрузкой таких товаров.

Комиссия вправе определять иной размер суммы, чем сумма, предусмотренная выше, в пределах которой обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза, ввозимых в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному документу, не возникает.

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру временного ввоза с частичной уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов, подлежит исполнению:

  1. при единовременной уплате ввозных таможенных пошлин, налогов либо при уплате первой части суммы ввозных таможенных пошлин, налогов при периодической уплате ввозных таможенных пошлин, налогов – до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза;
  2. при уплате второй и последующих частей суммы ввозных таможенных пошлин, налогов при периодической уплате ввозных таможенных пошлин, налогов – до начала периода, за который производится уплата очередной части суммы ввозных таможенных пошлин, налогов.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

Для возврата ввезенных из-за рубежа товаров (оборудования) с выявленными впоследствии скрытыми дефектами российским таможенным законодательством предусмотрена процедура реэкспорта. Данная процедура выгодна и интересна налогоплательщику тем, что таможенные пошлины и налоги в отношении реэкспортируемых товаров уплате не подлежат и, кроме этого, ему возвращается уплаченный при ввозе НДС. Что это за таможенная процедура? В каких случаях она применяется, а в каких – невозможна? Какие условия нужно соблюсти российскому покупателю, чтобы реэкспортировать некачественный товар и при этом возвратить «таможенный» НДС? Об этом пойдет речь в данной статье.

Реэкспорт как таможенная процедура

Реэкспорт – это один из видов таможенной процедуры, при котором товары, ранее ввезенные на территорию таможенного союза (далее – территория ТС), вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (ст. 202, 296 ТК ТС).
Особенностью перевозки товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта, является то, что они вывозятся без уплаты вывозных таможенных пошлин, налогов (п. 6 ст. 300 ТК ТС).
Под таможенную процедуру реэкспорта в соответствии со ст. 297 ТК ТС могут помещаться не все ввезенные товары, а только:

– иностранные товары, находящиеся на территории ТС;
– товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, если они возвращаются по причине не-исполнения условий внешнеэкономической сделки (в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке).

При наступлении последнего из перечисленных случаев (возврат ввезенных товаров по причине неисполнения условий договора поставки) реэкспортировать товары возможно, соблюдая ряд условий.

Во-первых, не должно пройти более одного года со дня, следующего за днем выпуска товаров для внутреннего потребления.

Во-вторых, таможенному органу должны быть представлены доку-менты согласно перечню, установленному ст. 299 ТК ТС.

В-третьих, товары не должны были использоваться и ремонтироваться на территории ТС, за исключением случаев, когда их использование было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших их возврат.

И в-четвертых, товары могут быть идентифицированы таможенным органом.

Обратите внимание:
Если таможенный режим реэкспорта не может быть применен, товары вывозятся в режиме экспорта (Письмо УФНС по г. Москве от 28.10.2009 № 16-15/113543).

Порядок налогообложения

Особенности налогообложения при перемещении товаров через та-моженную границу РФ закреплены в ст. 151 НК РФ. Данная норма яв-ляется специальной по отношению к ст. 146 НК РФ и устанавливает порядок налогообложения в зависимости от избранного таможенного режима при пересечении таможенной границы РФ.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 151 НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ в таможенном режиме реэкспорта налог не уплачивается.

Согласно пп. 4 п. 2 ст. 151 НК РФ при вывозе товаров с таможенной территории РФ в соответствии с иными таможенными режимами по сравнению с указанными в пп. 1– 3 п. 2 ст. 151 НК РФ освобождение от уплаты налога не производится, если иное не предусмотрено таможенным законодательством. Соответственно, по смыслу указанной нормы товары, вывозимые в таможенных режимах, указанных в этих подпунктах, от НДС освобождены.

При вывозе товаров за пределы территории РФ (в отличие от ввоза) возникает лишь один объект НДС – реализация товаров. При этом таможенный режим реэкспорта указан в пп. 2 п. 2 ст. 151 НК РФ. Следовательно, вывоз товара за пределы территории РФ в таможенном режиме реэкспорта НДС не облагается.

Кроме того, при вывозе товаров за пределы таможенной территории РФ в таможенном режиме реэкспорта уплаченные при ввозе на таможенную территорию РФ суммы налога возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ (пп. 2 п. 2 ст. 151 НК РФ).

Таким образом, при вывозе товаров в режиме реэкспорта налогоплательщик не только освобождается от уплаты налога– ему возвращаются суммы «ввозного» НДС.

Процедура возврата налога

Согласно ст. 301 ТК ТС в отношении товаров, реэкспортируемых по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки, возврат (зачет) уплаченных сумм налога производится в соответствии с гл. 13 ТК ТС.

Согласно ст. 90 ТК ТС возврат ранее уплаченного «ввозного» НДС осуществляется только в отношении фактически вывезенных с территории ТС товаров и в порядке, установленном законодательством государства– члена ТС, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств– членов ТС.

Итак, согласно ст. 356 ТК РФ законодатель выделил отдельные (иные) случаи возврата таможенных пошлин и установил специальный срок их возврата. К ним, в частности, относится случай, когда при вывозе иностранных товаров с таможенной территории РФ предусмотрен возврат уплаченных при ввозе налогов (пп. 5 п. 1 ст. 356 ТК РФ).
С учетом того, что при вывозе иностранных товаров с территории РФ в режиме реэкспорта предусмотрен возврат «таможенного» НДС, данный режим подпадает под отдельные (иные) случаи возврата налога, перечисленные в ст. 356 ТК РФ.

В соответствии с п. 2 данной статьи возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в п. 1 данной статьи, производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов.

Для возврата уплаченного «таможенного» НДС ст. 356 ТК РФ установлен специальный срок – один год.

Таким образом, для возврата «таможенного» НДС реэкспортеру необходимо подать соответствующее заявление до истечения годичного срока, исчисляемого со дня, следующего за датой фактического вывоза товара, помещенного под таможенный режим реэкспорта.

В этой связи хотелось бы затронуть вопрос, который может стать предметом налогового спора в ситуации, когда товары ввозятся на территорию РФ через один таможенный пост, а реэкспортируются через другой. В таких случаях следует иметь в виду, что заявление на возврат «таможенного» НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на территорию РФ, должно направляться в адрес того таможенного поста, на счет которого были перечислены суммы налога. В подтверждение сказанного приведем Постановление ФАС МО от 18.05.2010 № КА-А40/4416-10, в котором была рассмотрена следующая ситуация.
Российская организация произвела на одной из российских таможен (далее – таможня № 1) таможенное оформление груза, ввозимого на территорию РФ. Ранее на счет таможни № 1 была внесена денежная сумма в качестве авансового платежа.

После таможенного оформления груза у части товара были выявлены производственные дефекты. В этой связи с иностранным партнером (поставщиком) было заключено соглашение о предоставлении нового товара взамен бракованного, который, в свою очередь, был возвращен поставщику в режиме реэкспорта, но через другую российскую таможню (далее – таможня № 2). При этом за ввоз товара, поставленного взамен бракованного, организация внесла авансовый платеж на счет таможни № 2, а после вывоза товара в режиме реэкспорта направила в ее адрес заявление о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин и НДС. В ответ таможня № 2 вернула организации заявление о возврате денежных средств, указав, что ГТД на ввоз всей партии товара, в том числе и бракованного, оформлялась таможней № 1, поэтому нужно обращаться с данным заявлением туда, что и было сделано.

В итоге организация получила от таможни № 1 отказ с резолюцией, что заявление о возврате таможенной пошлины и НДС поступило к ней по истечении срока, установленного п. 2 ст. 356 ТК РФ, то есть по истечении года со дня фактического вывоза бракованного товара в режиме реэкспорта. Не согласившись с отказом в возврате таможенной пошлины и НДС, организация обратилась в суд.

ФАС МО, несмотря на то что заявление на возврат было получено таможней № 2 до истечения срока, на который ссылаются таможенные органы в своем решении, постановил, что действия таможенных органов правомерны.

Восстанавливать налог или нет?

Предположим, что декларант обнаружил некачественный товар и вывозит его после того, как согласно пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ предъявил к вычету суммы НДС, уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления. Нужно ли в этом случае восстанавливать налог?

По мнению Минфина, на основании положений ст. 170 НК РФ суммы НДС, уплаченные таможенным органам при ввозе на территорию РФ реэкспортируемых товаров, принятые к вычету налогоплательщиками, подлежат восстановлению (Письмо от 08.08.2008 № 03 07 08/197).
Московские налоговики придерживаются той же позиции: если ввезенные на территорию РФ товары не использовались налогоплательщиком в операциях, признаваемых объектом налогообложения, и возвращены иностранному продавцу, то суммы НДС, уплаченные таможенным органам и принятые к вычету, подлежат восстановлению и уплате в бюджет (Письмо от 28.10.2009 № 16-15/113543).

В каком налоговом периоде следует восстанавливать налог? По мнению ФНС, это нужно сделать в том налоговом периоде, на который приходится фактический вывоз реэкспортных товаров с территории РФ (см. Письмо от 10.05.2006 № 03 4 03/892).

Пример.
Налогоплательщик по контракту с иностранной фирмой при приобретении импортного оборудования (станков) для осуществления операций, подлежащих обложению НДС, произвел уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Сумма налога, уплаченная таможенным органам при ввозе оборудования на территорию РФ, правомерно отражена в налоговых вычетах в декларации за III квартал 2010 г. в полном объеме. По условиям контракта покупателю гарантируется, что продаваемое имущество будет иметь надлежащее качество, в противном случае оборудование заменяется.

В процессе эксплуатации оборудования выявлен скрытый дефект одного из станков. Его возврат в режиме реэкспорта осуществлен в ноябре 2010 г.

Если учесть разъяснения Минфина и ФНС, то налогоплательщик при возврате поставщику станка ненадлежащего качества должен восстановить к уплате в бюджет в налоговой декларации за IV квартал 2010 года сумму налога, ранее правомерно принятую к вычету по декларации за III квартал того же года, в части суммы налога, приходящейся на возвращаемый станок.

Ситуации из арбитражной практики

Как показывает практика, несмотря на выполнение четырех перечисленных выше условий помещения товаров под режим реэкспорта, таможенники могут вынести решение о невозможности применения этого таможенного режима. В таких случаях право поместить вывозимые товары под процедуру реэкспорта приходится отстаивать в суде.

Так, в Постановлении ФАС ДВО от 30.04.2010 № Ф03-2678/2010 рассмотрен случай отказа таможенными органами в помещении под процедуру реэкспорта запчастей на основании того, что реэкспортером не представлены доказательства несоответствия товаров условиям внешнеэкономической сделки по количеству, качеству, описанию или упаковке. В рассматриваемом случае суд установил: из акта, письма-претензии от покупателя к иностранному поставщику, ответа поставщика о согласии на замену поставленных запчастей следует, что запасные части, поступившие в адрес общества, не подходят для замены. В подтверждение того, что указанный выше товар не эксплуатировался, не устанавливался и не ремонтировался, декларант представил письмо.

При изложенных обстоятельствах ФАС ДВО посчитал, что общество доказало право на применение режима реэкспорта в соответствии с требованиями, установленными ст. 240 ТК РФ .

Тем же судом в Постановлении от 10.03.2010 № Ф03-1048/2010 рассмотрена следующая спорная ситуация.

Во исполнение внешнеторгового контракта купли-продажи товаров, заключенного между иностранной компанией (Япония) и обществом, последнее ввезло на таможенную территорию РФ товар – три самоходных крана КАТО на колесном ходу (бывшие в употреблении).
По грузовым таможенным декларациям товар оформлен на общую сумму 86 835 долларов США и выпущен в свободное обращение.
В ходе приемки названных транспортных средств независимым экспертом было выявлено, что поставленный товар имеет дефекты. Это нашло отражение в соответствующих экспертных заключениях о техническом исследовании транспортного средства, в соответствии с которым сделан вывод о том, что самоходные краны находятся в неисправном техническом состоянии и не пригодны для эксплуатации по своему назначению.

С учетом полученных экспертных заключений общество обратилось в таможенный орган с заявлениями о помещении в силу ст. 242 ТК РФ под таможенный режим реэкспорта поступивших вышеупомянутых самоходных кранов. Таможенный пост заявления общества удовлетворил и применил к рассматриваемым товарам таможенный режим реэкспорта путем принятия решений о выпуске товаров, заявленных в указанных ГТД.

Общество в порядке п. 2 ст. 242 ТК РФ обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате таможенных платежей, однако таможенный орган отказал в этом, указав, что обществу необходимо представить документы, подтверждающие, что товары, выпущенные для свободного обращения, имели дефекты либо по иным основаниям не соответствовали условиям внешнеэкономической сделки на день пересечения таможенной границы, а также подтвердить, что товары не использовались и не ремонтировались в РФ либо что их использование было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших возврат товаров.

Одновременно таможня указала, что в отношении товаров, оформленных в режиме реэкспорта, будет производиться проверка достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений.
Сопроводительным письмом общество представило в таможню недостающие документы, в том числе оригиналы ГТД с отметками таможни, переписку с поставщиком товара из Японии, оригиналы экспертных заключений.

Между тем таможенный орган в порядке ведомственного контроля проверил правомерность решений таможенного поста о принятии и выпуске указанных товаров и пришел к выводу о несоответствии таких решений нормам таможенного законодательства. Этим же решением отделу таможенных платежей таможни было предписано отказать обществу в возврате денежных средств (ввозных таможенных пошлин).
В ответ на заявление общества о несогласии с решением таможенного органа ФАС ДВО указал: обстоятельства дела свидетельствуют о том, что факт наличия у импортированных товаров дефектов подтвержден в надлежащем порядке и зафиксирован экспертными заключениями. Доказательствами суд признал: заключения экспертов; письмо, направленное обществом иностранному партнеру с просьбой подтвердить, что техника возвращена в том же состоянии, в каком была отправлена из Японии в Россию, а самоходные краны не использовались и не ремонтировались на территории РФ; письмо от иностранной компании– продавца (Япония) с подтверждением получения самоходных кранов и признанием того, что краны не использовались и не ремонтировались в России и на момент отправки из Японии имели технические неисправности. При этом разница в показаниях счетчика (моточасы) объяснялась необходимостью проведения экспертиз в России для обнаружения технических неисправностей.

С учетом сказанного ФАС ДВО поддержал выводы арбитражного и апелляционного судов об отсутствии у таможни правовых оснований для признания необоснованным произведенного обществом возврата товаров в соответствии с таможенным режимом реэкспорта. В итоге решение таможни об отказе в возврате таможенных платежей признано незаконным.

Вместо заключения

При разрешении возникающих в процессе работы вопросов в отношении применения «реэкспортного» НДС часто используются электронно-правовые базы, журналы и т. п. В этой связи хотелось бы обратить внимание читателя на следующее. Независимо от таможенного реэкспорта в терминологии внешнеэкономической деятельности существует такое понятие, как реэкспортные операции. Поэтому при всяком упоминании о реэкспорте следует уточнять, о чем идет речь, поскольку обычно реэкспортные операции осуществляются без ввоза товаров на таможенную территорию РФ.

к Решению Совета

Евразийской экономической комиссии

от 29 марта 2019 года N 23
(Нумерационный заголовок
в редакции, введенной в действие
с 16 мая 2019 года
решением Совета ЕЭК
от 29 апреля 2019 года N 43. -
См. предыдущую редакцию)

Условия помещения иностранных товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Евразийского экономического союза и предназначенных для организации и проведения официальных международных соревновательных мероприятий по профессиональному мастерству WorldSkills ("Ворлдскиллс"), под специальную таможенную процедуру и порядок ее применения в отношении таких товаров

(с изменениями на 29 апреля 2019 года)

1. Настоящий документ определяет условия помещения иностранных товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - Союз) и предназначенных исключительно для использования при организации и проведении официальных международных соревновательных мероприятий по профессиональному мастерству WorldSkills ("Ворлдскиллс") (включая сами соревновательные мероприятия и сопутствующие мероприятия, связанные с организацией, проведением, освещением в средствах массовой информации, открытием, закрытием и подведением итогов соревновательных мероприятий, которые организованы или одобрены их организаторами), и устанавливает порядок применения специальной таможенной процедуры в отношении таких товаров (далее соответственно - товары, мероприятия).

2. Специальная таможенная процедура не применяется в отношении:

а) товаров, облагаемых акцизами (акцизным налогом или акцизным сбором) в соответствии с законодательством государства - члена Союза (далее - государство-член), на территории которого проводятся мероприятия;

б) товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию Союза;

в) товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Союза и (или) вывоза с таможенной территории Союза в соответствии с перечнем, предусмотренным приложением N 2 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30, за исключением товаров, включенных в следующие разделы указанного перечня товаров:

2.16 (радиоэлектронные средства и (или) высокочастотные устройства гражданского назначения, в том числе встроенные либо входящие в состав других товаров);

2.19 (шифровальные (криптографические) средства).

3. Товары, помещенные под специальную таможенную процедуру, сохраняют статус иностранных товаров.

4. Условиями помещения товаров под специальную таможенную процедуру являются:

а) представление в таможенный орган государства-члена, на территории которого проводятся мероприятия, письменного подтверждения уполномоченного в соответствии с законодательством этого государства-члена органа (организации), к компетенции которого относятся вопросы организации и проведения мероприятий, целевого назначения товаров с указанием наименования и места проведения мероприятий, для организации и проведения которых они предназначены, наименования и количества товаров, сведений о лице, перемещающем товары, сведений о декларанте товаров, а также сведений, необходимых для идентификации товаров при их таможенном декларировании;

б) соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Кодекс), за исключением представления документов и сведений, подтверждающих соблюдение мер нетарифного регулирования и мер технического регулирования.

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 16 мая 2019 года решением Совета ЕЭК от 29 апреля 2019 года N 43. - См. предыдущую редакцию)

5. Не допускается заявление товаров к выпуску до подачи декларации на товары в соответствии со специальной таможенной процедурой.

6. Условиями использования товаров в соответствии со специальной таможенной процедурой являются:

а) соблюдение срока действия специальной таможенной процедуры, установленного в соответствии с пунктом 7 настоящего документа;

б) соблюдение ограничений по владению и пользованию товарами, помещенными под специальную таможенную процедуру, установленных пунктом 8 настоящего документа.

7. При помещении товаров под специальную таможенную процедуру таможенный орган государства-члена, на территории которого проводятся мероприятия, на основании срока, заявленного декларантом исходя из целей и обстоятельств ввоза товаров на таможенную территорию Союза, устанавливает срок действия этой таможенной процедуры, который с учетом абзаца второго настоящего пункта не может превышать 6 месяцев с даты окончания мероприятий.

Законодательством государства-члена, на территории которого проводятся мероприятия, для определенных в нем случаев может быть установлен иной предельный срок действия специальной таможенной процедуры, который не может превышать 12 месяцев с даты окончания мероприятий, для организации и проведения которых предназначены товары.

Установленный таможенным органом срок действия специальной таможенной процедуры по мотивированному обращению декларанта может быть продлен в пределах срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта или установленного законодательством государства-члена, на территории которого проводятся мероприятия, в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта.

8. Товары, помещенные под специальную таможенную процедуру, должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта, за исключением случаев, когда допускается их использование (вручение) в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта или передача во владение и пользование иным лицам в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта.

Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители вправе совершать в государстве-члене, на территории которого проводятся мероприятия, с товарами, помещенными под специальную таможенную процедуру, обычные операции, связанные с хранением таких товаров, обеспечением их сохранности, подготовкой к использованию для целей организации и проведения мероприятий, а также использовать такие товары при организации и проведении мероприятий, в том числе полностью или частично расходовать (потреблять) в процессе такого использования или вручать участникам мероприятий в качестве наградных атрибутов.

Допускается передача декларантом товаров, помещенных под специальную таможенную процедуру, во владение и пользование иным лицам в целях технического обслуживания, хранения, перевозки (транспортировки) таких товаров, а также для захоронения, обезвреживания, утилизации или уничтожения иным способом в соответствии с законодательством государства-члена, на территории которого проводятся мероприятия, если такие товары утратили свои потребительские свойства и признаны непригодными для их дальнейшего использования в том качестве, для которого они были предназначены.

Не допускается использование товаров, помещенных под специальную таможенную процедуру, для какой-либо коммерческой деятельности, включая их реализацию либо отчуждение иным способом, предоставление таких товаров в аренду и оказание платных услуг с их использованием, а также вывоз этих товаров на территории иных государств-членов.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 мая 2019 года решением Совета ЕЭК от 29 апреля 2019 года N 43. - См. предыдущую редакцию)

Передача товаров, помещенных под специальную таможенную процедуру, во владение и пользование иным лицам, а также утрата таких товаров не освобождает декларанта этих товаров от соблюдения иных условий использования товаров в соответствии со специальной таможенной процедурой, установленных в настоящем пункте, завершения действия специальной таможенной процедуры в соответствии с пунктом 9 настоящего документа, а также не приостанавливает и не продлевает срок действия этой таможенной процедуры.

9. До истечения срока действия специальной таможенной процедуры, установленного таможенным органом в соответствии с пунктом 7 настоящего документа, действие этой таможенной процедуры завершается:

а) помещением товаров, помещенных под специальную таможенную процедуру, под таможенные процедуры, применимые в отношении иностранных товаров, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Кодексом, с учетом пункта 11 настоящего документа. При этом такие товары могут помещаться под таможенные процедуры одной или несколькими партиями;

б) вывозом товаров, помещенных под специальную таможенную процедуру, с таможенной территории Союза в случае, если место убытия таких товаров с таможенной территории Союза находится в государстве-члене, на территории которого проводятся мероприятия;

в) признанием таможенными органами в соответствии с законодательством государства-члена, на территории которого проводятся мероприятия, факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты товаров, помещенных под специальную таможенную процедуру, вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;

г) признанием таможенными органами в соответствии с законодательством государства-члена, на территории которого проводятся мероприятия, факта расходования (потребления) товаров, помещенных под специальную таможенную процедуру, в процессе их использования при организации и проведении мероприятий или факта вручения участникам мероприятий в качестве наградных атрибутов в соответствии с абзацем вторым пункта 8 настоящего документа;

д) признанием таможенными органами в соответствии с законодательством государства-члена, на территории которого проводятся мероприятия, факта захоронения, обезвреживания, утилизации или уничтожения иным способом в соответствии с законодательством этого государства-члена товаров, помещенных под специальную таможенную процедуру, которые утратили свои потребительские свойства и признаны непригодными для их дальнейшего использования в том качестве, для которого они предназначены.

10. По истечении срока действия специальной таможенной процедуры, установленного таможенным органом в соответствии с пунктом 7 настоящего документа, действие этой таможенной процедуры прекращается.

11. В случае завершения действия специальной таможенной процедуры помещением товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления:

а) ставки ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, таможенная стоимость таких товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, объем или иная характеристика) определяются на день регистрации таможенным органом декларации на товары, поданной для их помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

б) к таким товарам применяются запреты и ограничения, действующие на день регистрации декларации на товары, поданной для их помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, с учетом фактического состояния этих товаров на день регистрации такой декларации на товары.

12. Порядок совершения таможенных операций, связанных с завершением действия специальной таможенной процедуры в соответствии с подпунктами "б" - "д" пункта 9 настоящего документа, а также перечень документов, подтверждающих наличие оснований для завершения специальной таможенной процедуры в соответствии с подпунктами "б" - "д" пункта 9 настоящего документа, устанавливаются в соответствии с законодательством государства-члена, на территории которого проводятся мероприятия.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 мая 2019 года решением Совета ЕЭК от 29 апреля 2019 года N 43. - См. предыдущую редакцию)

13. Товары, помещенные под специальную таможенную процедуру, врученные участникам мероприятий в качестве наградных атрибутов, приобретают статус товаров Союза и считаются не находящимися под таможенным контролем со дня признания таможенным органом государства-члена, на территории которого проводятся мероприятия, факта их вручения.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 мая 2019 года решением Совета ЕЭК от 29 апреля 2019 года N 43. - См. предыдущую редакцию)

14. Товары, помещенные под специальную таможенную процедуру, которые утратили свои потребительские свойства и признаны непригодными для их дальнейшего использования в том качестве, для которого они предназначены, считаются не находящимися под таможенным контролем со дня признания таможенным органом государства-члена, на территории которого проводятся мероприятия, факта их захоронения, обезвреживания, утилизации или уничтожения иным способом в соответствии с законодательством такого государства-члена.

15. Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под специальную таможенную процедуру, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары, в соответствии с которой товары помещаются под специальную таможенную процедуру.

16. Обязанность декларанта по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под специальную таможенную процедуру, прекращается при наступлении одного из следующих обстоятельств:

а) отказ в выпуске товаров в соответствии со специальной таможенной процедурой - в отношении обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, возникшей при регистрации декларации на товары;

б) отзыв декларации на товары в соответствии с пунктом 1 статьи 113 Кодекса и (или) аннулирование выпуска товаров в соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 118 Кодекса - в отношении обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, возникшей при регистрации декларации на товары;

Таможенные платежи в таможенной процедуре временного вывоза применяются в порядке, предусмотренном главой 30 ТК ЕАЭС.

Таможенная процедура временного вывоза — таможенная процедура, применяемая в отношении товаров Союза, в соответствии с которой такие товары вывозятся с таможенной территории Союза для их временного нахождения и использования за ее пределами без уплаты вывозных таможенных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.

Таким образом, таможенные платежи в таможенной процедуре временного вывоза не уплачиваются при условии обратного ввоза ранее вывезенного товара.

Одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру временного вывоза является обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, за исключением случаев, если такое обеспечение не предоставляется.

До истечения срока действия таможенной процедуры временного вывоза, установленного таможенным органом, действие этой таможенной процедуры завершается помещением временно вывезенных товаров под таможенную процедуру реимпорта, за исключением случая, когда действие таможенной процедуры прекращается при выявлении до завершения действия таможенной процедуры факта совершения в отношении временно вывезенных товаров операций по капитальному ремонту, модернизации в нарушение установленных требований.

При помещении таких товаров под таможенную процедуру реимпорта ввозные таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины не уплачиваются.

До истечения срока действия таможенной процедуры временного вывоза, установленного таможенным органом, действие этой таможенной процедуры может быть завершено помещением временно вывезенных товаров под таможенные процедуры экспорта, переработки вне таможенной территории, временного вывоза, за исключением случая, когда действие таможенной процедуры прекращается при выявлении до завершения действия таможенной процедуры факта совершения в отношении временно вывезенных товаров операций по капитальному ремонту, модернизации в нарушение установленных требований, а также, если в соответствии с законодательством государств-членов временно вывезенные товары подлежат обязательному обратному ввозу на таможенную территорию Союза.

При помещении временно вывезенных товаров под таможенную процедуру экспорта для исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки вывозных таможенных пошлин, действующие на день регистрации таможенным органом декларации на товары, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, если иной день не установлен законодательством государства-члена.

С сумм вывозных таможенных пошлин, уплачиваемых (взыскиваемых) в отношении временно вывезенных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру экспорта, подлежат уплате проценты, как если бы в отношении указанных сумм была предоставлена отсрочка их уплаты.

В случае помещения временно вывезенного природного газа под таможенную процедуру экспорта до истечения срока действия таможенной процедуры временного вывоза, указанные проценты не начисляются и не уплачиваются, при этом для целей исчисления вывозных таможенных пошлин временно вывезенный природный газ рассматривается, как если бы он вывозился с таможенной территории Союза в день заявления таможенной процедуры экспорта.

Ввезенные на таможенную территорию Союза товары, в отношении которых действие таможенной процедуры временного вывоза прекращено при выявлении до завершения действия таможенной процедуры факта совершения в отношении временно вывезенных товаров операций по капитальному ремонту, модернизации в нарушение установленных требований, для нахождения на таможенной территории Союза, подлежат помещению под таможенные процедуры, применимые в отношении иностранных товаров, за исключением таможенной процедуры реимпорта, а для вывоза с таможенной территории Союза — помещению под таможенную процедуру экспорта.

Таким образом, в отношении ввозимых на таможенную территорию Союза товаров, в отношении которых действие таможенной процедуры временного вывоза прекращено, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в соответствии с условиями выбранной таможенной процедуры.

При помещении под таможенную процедуру экспорта товаров, в отношении которых действие таможенной процедуры временного вывоза прекращено, для исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки вывозных таможенных пошлин, действовавшие на день регистрации таможенным органом декларации на товары, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру временного вывоза, если иной день не установлен законодательством государства-члена.

С сумм вывозных таможенных пошлин, уплачиваемых (взыскиваемых) в отношении помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру экспорта товаров, в отношении которых действие таможенной процедуры временного вывоза прекращено, уплачиваются проценты, как если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка их уплаты.

  1. Возникновение и прекращение обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру временного вывоза, срок их уплаты и исчисление

Обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного вывоза, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары.

Обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру временного вывоза, прекращается у декларанта при наступлении следующих обстоятельств:

  • завершение действия таможенной процедуры временного вывоза в установленном порядке;
  • помещение товаров, в отношении которых действие таможенной процедуры временного вывоза прекращено, под таможенные процедуры, применимые в отношении иностранных товаров, за исключением таможенной процедуры реимпорта, или под таможенную процедуру экспорта.
  • отказ в выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой временного вывоза — в отношении обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин, возникшей при регистрации декларации на товары;
  • отзыв декларации на товары и (или) аннулирование выпуска товаров — в отношении обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин, возникшей при регистрации декларации на товары;
  • конфискация или обращение товаров в собственность (доход) государства-члена в соответствии с законодательством этого государства-члена;
  • задержание таможенным органом товаров;
  • размещение на временное хранение или помещение под одну из таможенных процедур товаров, которые были изъяты или арестованы в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении (ведения административного процесса) и в отношении которых принято решение об их возврате, если ранее выпуск таких товаров не был произведен.

Обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин подлежит исполнению в случае незавершения действия таможенной процедуры временного вывоза в установленном порядке до истечения срока действия таможенной процедуры временного вывоза, установленного таможенным органом.

При наступлении указанного обстоятельства сроком уплаты вывозных таможенных пошлин считается день истечения срока действия таможенной процедуры временного вывоза, установленного таможенным органом.

В этом случае, вывозные таможенные пошлины подлежат уплате, как если бы товары, помещенные под таможенную процедуру временного вывоза, помещались под таможенную процедуру экспорта без применения льгот по уплате вывозных таможенных пошлин.

Для исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки вывозных таможенных пошлин, действующие на день регистрации таможенным органом декларации на товары, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру временного вывоза.

С указанных сумм вывозных таможенных пошлин, подлежат уплате проценты, как если бы в отношении указанных сумм была предоставлена отсрочка их уплаты.

В случае помещения товаров под таможенные процедуры, применимые в отношении иностранных товаров, за исключением таможенной процедуры реимпорта, или под таможенную процедуру экспорта после исполнения обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин и (или) их взыскания (полностью или частично) суммы вывозных таможенных пошлин, уплаченные и (или) взысканные, подлежат возврату (зачету).

Дополнительный материал по теме в разделе Таможенные платежи

Читайте также: