Отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам за 2019 год

Опубликовано: 14.05.2024

от 16 сентября 2019 года N ММВ-7-1/461@

Об утверждении форм статистической налоговой отчетности Федеральной налоговой службы на 2020 год, формируемой в разрезе муниципальных образований субъектов Российской Федерации

(с изменениями на 29 декабря 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В целях получения полной и своевременной информации о налоговой базе и структуре начислений по федеральным, региональным, местным налогам и сборам в разрезе муниципальных образований субъектов Российской Федерации в 2020 году

1. Утвердить прилагаемые формы статистической налоговой отчетности, методические указания по порядку их составления и контрольные соотношения:

форма N 5-АЛ "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по акцизам на спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию", годовая (приложение N 1);

форма N 5-ВБР "Отчет о структуре начислений по сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов", годовая (приложение N 2);

форма N 5-ДДК "Отчет о декларировании доходов физическими лицами", годовая (приложение N 3);

форма N 5-ЖМ "Отчет о структуре начислений по сбору за пользование объектами животного мира", годовая (приложение N 4);

форма N 5-МН "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам", годовая (приложение N 5);

форма N 5-НДФЛ "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на доходы физических лиц за 2019 год, по сведениям, представленным налоговыми агентами", два раза в год (приложение N 6);

форма N 5-НП "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по акцизам на нефтепродукты", ежемесячная - квартальная (приложение N 7);

форма N 5-ПВ "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по акцизам на пиво", годовая (приложение N 8);

форма N 5-ТН "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по транспортному налогу", годовая (приложение N 9);

форма N 7-НДФЛ "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по расчету сумм налога на доходы физических лиц за 2020 год, исчисленных и удержанных налоговым агентом", квартальная (приложение N 10);

форма N 1-Патент "Отчет о количестве индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и выданных патентов на право применения патентной системы налогообложения в разрезе видов предпринимательской деятельности", полугодовая (приложение N 11);

форма N 5-ЕНВД "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности", годовая (приложение N 12);

форма N 5-ЕСХН "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по единому сельскохозяйственному налогу", годовая (приложение N 13);

форма N 5-ИБ "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на игорный бизнес", годовая (приложение N 14);

форма N 5-НИО "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на имущество организаций", годовая (приложение N 15);

форма N 5-УСН "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения", годовая (приложение N 16);

форма N 5-ТСМ "Отчет о структуре начислений по торговому сбору в разрезе муниципальных образований", годовая (приложение N 17);

форма N 5-КГНМ "Отчет о налоговой базе и сумме исчисленного консолидированными группами налогоплательщиков налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации", квартальная (приложение N 18 к настоящему приказу);

форма N 5-ПМ "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации", годовая (приложение N 19 к настоящему приказу).

2. Аналитическому управлению (В.Н.Засько) разработать макеты выходных таблиц и обеспечить сбор отчетных данных по формам, указанным в пункте 1 настоящего приказа (кроме отчетов по формам N 1-Патент, 5-ДДК, 5-НДФЛ, 5-ТСМ, 7-НДФЛ), их качественный свод и обработку.

3. Управлению налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов (М.В.Сергеев) разработать макеты выходных таблиц по формам N 5-НДФЛ, 7-НДФЛ, Управлению налогообложения юридических лиц (М.В.Бакчеева) разработать макеты выходных таблиц по форме N 1-Патент, обеспечить организацию работ по сбору отчетных данных, их качественный свод и обработку.

4. Управлению информационных технологий (Т.В.Матвеева) организовать работу по внесению в установленном порядке необходимых изменений в программные средства, обеспечивающие формирование отчетов, указанных в пункте 1 настоящего приказа, а также выходных таблиц.

5. Установить, что предоставление отчетов финансовым органам субъектов Российской Федерации и финансовым органам муниципальных образований осуществляется в сроки, указанные на титульных листах форм.

6. Аналитическому управлению (В.Н.Засько) обеспечить размещение отчетов по формам, указанным в пункте 1 настоящего приказа (кроме отчетов по формам N 5-ДДК, 5-НДФЛ, 7-НДФЛ), в информационных ресурсах ФНС России и их направление в установленные адреса.

7. Установить, что изменения и дополнения в формы отчетности, методические указания и контрольные соотношения, утвержденные пунктом 1 настоящего приказа, вносятся приказами ФНС России.

8. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам обеспечить организацию работы по актуализации информационных ресурсов для последующего их использования при формировании отчетов по формам статистической налоговой отчетности, утвержденным пунктом 1 настоящего приказа.

9. Начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам обеспечить своевременный и качественный сбор, обработку и передачу отчетов в установленные сроки в соответствии с методическими указаниями по формированию отчетности по формам NN 5-АЛ, 5-НП, 5-ПМ, 5-КГНМ в управления ФНС России по соответствующим субъектам Российской Федерации для формирования сводного отчета в целом по субъекту Российской Федерации.

10. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации обеспечить своевременный и качественный сбор, обработку и передачу отчетов в установленные сроки по формам N 5-НП, 5-ВБР, 5-ПВ, 5-АЛ, 5-ЖМ, 5-МН, 5-ТН, 5-НДФЛ, 7-НДФЛ в соответствии с методическими указаниями по формированию отчетности.

11. Установить, что отчет по форме N 5-ДДК, утвержденный пунктом 1 настоящего приказа, в ФНС России не направляется.

12. Установить, что отчеты по формам, утвержденным пунктом 1 настоящего приказа, передаются в ФНС России без представления отчетов по муниципальным образованиям.

13. Руководители (исполняющие обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации несут персональную ответственность за обеспечение полноты, качества и за соблюдение установленных сроков направления финансовым органам субъектов Российской Федерации и финансовым органам муниципальных образований отчетов по формам, утвержденным пунктом 1 настоящего приказа.

14. Формирование статистической налоговой отчетности в управлениях ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и нижестоящих налоговых органах осуществляется соответствующими структурными подразделениями, к предмету деятельности которых относится указанная отчетность.

15. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы методологического и организационного обеспечения сбора и обработки данных статистической налоговой отчетности.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
М.В.Мишустин

Приложение N 1

УТВЕРЖДЕНА
приказом ФНС России
от 16 сентября 2019 года N ММВ-7-1/461@
(В редакции, введенной в действие
приказом ФНС России
от 5 февраля 2020 года N ЕД-7-1/74@. -
См. предыдущую редакцию)

ОТЧЕТНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ОТЧЕТ
О НАЛОГОВОЙ БАЗЕ И СТРУКТУРЕ НАЧИСЛЕНИЙ ПО АКЦИЗАМ НА СПИРТ, АЛКОГОЛЬНУЮ, СПИРТОСОДЕРЖАЩУЮ ПРОДУКЦИЮ И ПИВО
за 2019 год

Собственники недвижимости и транспортных средств начали получать налоговые уведомления с начислениями за 2019 год. Указанные там суммы нужно заплатить до 1 декабря 2020 года. Размер платежей может оказаться выше, чем в прошлом году, а некоторые собственники впервые получили право на льготы.

Вот что нужно знать владельцам имущества, чтобы не заплатить лишнего.

Что это за уведомления

Собственники имущества должны платить налоги:

Эти налоги не добровольные, а обязательные. Их начисляет налоговая инспекция. Суммы, которые подлежат уплате за календарный год, указывают в специальных документах — налоговых уведомлениях. Эти уведомления отправляют собственникам по почте или через личный кабинет налогоплательщика.

Рассылка за 2019 год уже идет полным ходом. Несмотря на сложности, связанные с пандемией, никаких послаблений с этими налогами нет. Даже если у собственника нет работы, проблемы с бизнесом, просрочки по кредитам или сильно снизился доход, все равно нужно платить налоги.

Где взять уведомление

Налоговые уведомления приходят двумя способами:

  1. В личный кабинет на сайте nalog.ru. Если такой кабинет есть, уведомление придет только туда. В бумажном виде его присылают только по специальному запросу.
  2. По почте. Если нет личного кабинета или был отдельный запрос для отправки уведомлений на бумаге, их присылают почтой.

На госуслуги эти уведомления не приходят — не ждите их там и не проверяйте.

Что изменилось при начислении налога на имущество

Новые льготы. Предпенсионеры впервые используют льготу, которая позволяет не платить налог на имущество за один объект каждого вида. Раньше такую льготу давали тем, кто достиг пенсионного возраста. Но с его повышением ее сохранили и для тех, кто мог бы выйти на пенсию по правилам, действовавшим до 31 декабря 2018 года. Обычно это женщины 55 лет и мужчины 60 лет — или моложе, если есть право на досрочную пенсию. Или старше, если они госслужащие.

Кадастровая стоимость. Могла измениться кадастровая стоимость объекта. Она влияет на налоговую базу и сумму налога к уплате. Кадастровую стоимость устанавливает государство. Проверить ее можно на сайте Росреестра — вот инструкция. Завышенную стоимость можно оспорить.

Переходный период. Регионы постепенно переходят на исчисление налога на имущество по кадастровой стоимости. В первые годы начисленный налог уменьшается с помощью коэффициента. Сначала он составляет 0,2, потом — 0,4 или 0,6. В прошлом году в вашем регионе коэффициент мог составлять 0,2, а в этом — уже 0,4. Тогда начисления вырастут. Например, так будет в Саратовской, Калужской, Липецкой и других областях.

Коэффициент-дефлятор. Если налог считают по инвентаризационной стоимости, сумма тоже будет больше: за 2018 год использовали коэффициент-дефлятор 1,481, а за 2019 — 1,518.

Местные льготы. В 2019 году мог измениться перечень муниципальных льгот. Местные власти могут добавлять новые категории льготников или менять условия. Это можно проверить через сервис на сайте ФНС. Даже если список не изменился, собственник мог получить скидку или освобождение от налогов. Например, если семья в 2019 году стала многодетной или собственник квартиры получил инвалидность.

Что изменилось в расчете земельного налога

Льготы предпенсионерам. Предпенсионеры могут не платить налог с шести соток земли. Эту льготу им дали вместо пенсии, но впервые при расчете земельного налога ее применили для начислений за 2019 год. Если у вас или кого-то из близких есть право на льготу, проверьте, чтобы ее предоставили. Налоговая обещает проверять статус самостоятельно, но бывает всякое — вопросы со своими деньгами лучше держать под контролем. Справки о статусе предпенсионера формируются за минуту и помогут сэкономить несколько тысяч рублей.

Кадастровая стоимость. Изменение кадастровой стоимости участка влияет на сумму налога. Если стоимость увеличилась, начисления могут вырасти. Но не больше чем на 10% в год.

Местные льготы. Льготы на уровне муниципальных образований нужно проверять каждый год отдельно: они меняются, а без заявления их не предоставят. Возможно, у кого-то из ваших близких земельного налога за 2019 год быть не должно или он снизится. Если заявление уже подавали и льгота применяется, ничего делать не нужно.

Что изменилось в расчете транспортного налога

Отмена вычетов. С 2019 года больше нет вычетов в размере взносов в систему «Платон». Владельцы большегрузов не смогут так сэкономить на транспортном налоге.

Налог на роскошь. Обновился перечень автомобилей, которые облагаются налогом по повышенной ставке. Владельцам Ауди Q8, Кадиллаков CT6 и XT5, Шевроле Траверса, Вольво XC40 теперь тоже придется платить больше обычного.

Льготы в регионах. Могли измениться региональные льготы, проверьте через сервис. Если не подавали заявление — еще не поздно все пересчитать.

В уведомлениях 2020 года указаны суммы налогов за 2019 год. Если вы продали машину или купили квартиру в 2020 году, это не повлияет на текущий размер начислений. Поэтому иногда налог должны платить даже те, кто сейчас без автомобиля.

Налоговая служба опубликовала данные по итогам работы за 2020 год. Из показателей следует, что поступления в бюджет сократились, с другой стороны, без учета НДПИ в казну поступило больше средств, чем годом ранее. Редакция журнала «Расчет» внимательно изучила данные работы Службы чтобы узнать, какие налоги показали рост, а какие – сокращение.

В середине февраля Налоговая служба подвела итоги года. Как и предполагалось ранее, количество налоговых поступлений в консолидированный бюджет сократилось на 7,6% по сравнению с показателями 2019 года, в абсолютном выражении в бюджет поступило 21,01 трлн рублей, из которых «в федеральный бюджет – 10,98 трлн рублей (минус 12,9%); в консолидированные бюджеты субъектов – 10,03 трлн рублей (минус 0,9%)», – говорится в сообщении пресс-службы ФНС России (цитата по ТАСС).

Примечательно, что без учета налога на добычу полезных ископаемых поступления в консолидированный бюджет, наоборот, выросли на 2,6% и составили 17,2 триллиона рублей. В ФНС отметили, что увеличения налоговых сборов удалось достичь за счет улучшения эффективности налогового администрирования. Впрочем, рост показали не все налоги. Так, поступления от НДС составили 4,27 триллиона рублей, в сравнении с показателями 2019 года прирост равен 0,3%. Значительно выросли поступления НДФЛ: на 7,5% (в абсолютным значении – 4,25 трлн руб.).

В сообщении ФНС России отмечается (цитата по сайту nalog.ru):

Прирост НДФЛ на 4 процентных пункта превышает темп роста фонда заработной платы. В государственные внебюджетные фонды поступило 7,2 ­трлн рублей, что на 2,3% больше уровня 2019 года.

А вот налог на прибыль показал отрицательные значения, в бюджет бизнес перечислил 4,02 триллиона рублей, что на 11,6% меньше показателя 2019 года.

Поддержка бизнеса

В Налоговой службе отметили, что объем задолженности плательщиков не изменился в сравнении с 2019 годом, показатель DTI (объем долга к доходам) составил 6,5%. В минувшем году налоговое ведомство провело на 35% зачетов больше, чем годом ранее, сумма таких операций составила 123,6 миллиарда рублей. Инспекторы предоставили в семь раз больше отсрочек по уплате налогов, чем в 2019 году – на сумму 28,1 миллиарда рублей. И, наконец, на сумму более 52 миллиардов рублей COVID-отсрочек дали предпринимателям. Эти действия ревизоров позволили существенно, на 160%, сократить число блокировок счетов компаний.

Контрольные мероприятия

Как следует из данных, обнародованных ведомством, количество ревизий составило 6 000.

Напомним, что во время пандемии в России действовал мораторий на проведение налоговых контрольных мероприятий. Однако сокращение числа ревизий не повлияло на сумму доначислений.

В ФНС России отметили (цитата по сайту nalog.ru):

Контрольные мероприятия дополнительно принесли в бюджет почти 300 миллиардов рублей. При этом более половины (158 млрд руб.) обеспечены аналитической работой.

В сообщении Службы, опубликованном на сайте nalog.ru, уточняется, что в 2020 году число жалоб от коммерсантов сократилось на 17,4%, а рассмотренных – на 14,8%

Отказ от ЕНВД

ФНС России сообщила и о процедуре миграции коммерсантов с ЕНВД на другие режимы налогообложения. Так, по данным Службы, на середину февраля 99% компаний и индивидуальных предпринимателей уже поменяли систему расчета и уплаты налогов. До 31 марта 2021 года территориальные налоговые органы должны провести адресную работу с теми организациями и ИП, кто так и не определился, на каком режиме налогообложения будет работать дальше. Таких, по данным ФНС, всего 18 000 из 1,3 миллиона коммерсантов уже сделали свой выбор.


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Каждый год ФНС подводит итоги за предыдущий год и отчитывается об успехах на фискальном поприще. Впечатляют размеры доначислений по результатам проверок. Чтобы оценить весь масштаб работы, проделанной ФНС в 2019 голу, обратимся к «языку цифр» — суровой статистике отчета налогового органа.

Общая картина пополнения бюджета

В прошлом году ФНС обеспечила 76% доходов бюджетной системы страны. Драйверами роста традиционно выступили НДС — поступления увеличены на 19%, или на 683 млрд. руб., и налог на прибыль — рост на 11%, или на 443 млрд. руб.

Налог на прибыль

Основной рост налоговых поступлений по налогу на прибыль организаций по основной ставке обеспечивает металлургическая отрасль (+63,0 млрд. руб.) и финансовый сектор (+30,0 млрд. руб.) в результате роста курса доллара и переоценки валютных обязательств, в том числе рыночных котировок ценных бумаг.

По налогу на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции нефти и газа поступления составили 179,4 млрд. руб., что в 1,9 раза больше 2018 года, в том числе за счет увеличения объемов добычи углеводородного сырья и роста стоимость нефти.

По налогу на прибыль с доходов, полученных в виде дивидендов поступления в 2019 году составили 346,0 млрд. руб., что на 27 % больше 2018 года, за счет роста доходности акций по эмитентам нефтегазового и финансового секторов экономики.

Таким образом, общий прирост поступлений налога на прибыль организаций на 443,1 млрд. руб. обусловлен:

  • на 389,7 млрд. руб. (88%) — экономическими факторами;
  • на 53,4 млрд. руб. (12%) — налоговым администрированием.

Рост поступлений на 683,2 млрд. руб. обеспечен за счет:

  • экономических факторов: прирост поступлений по компаниям нефтегазового сектора, в т.ч. в связи с ростом средней цены на нефть на внутреннем рынке;
  • законодательных факторов: (+ 262 млрд. руб.) в результате повышения основной ставки НДС;
  • структурных и временных факторов: в том числе за счет:
    • перехода ряда крупнейших налогоплательщиков на заявительный порядок возмещения (НДС и фактическое возмещение в I квартале 2018 года за два налоговых периода, а в I квартале 2019 года возмещение — за один налоговый период +43,7 млрд. руб.);
    • прироста поступлений в банковском секторе за счет получения крупных агентских вознаграждений в IV квартале 2018 года и I квартале 2019 года в связи с заключением новых агентских договоров по страхованию +7,5 млрд. руб.;
  • налогового администрирования (+118,0 млрд. руб.).

    Выездные проверки

    В 2019 году в целом по РФ было проведено всего 9 334 проверок, из них результативных −8 977 проверок (96,2% от общего количества). Доначислено налогов на общую сумму 212 млрд. руб., а также пеней и штрафов — 88,9 млрд. руб.

    При этом доля организаций в этих значениях является определяющей: 7 909 эффективных проверок (88,1% от общего количества) на 296, 4 млрд. руб. доначисленных налогов, пеней и штрафов (98,5% от общей суммы).

    Следует отметить, что количество выездных проверок сокращается год от года:



    Уменьшение количества выездных проверок, несомненно, хорошая новость для налогоплательщиков, однако ложку дегтя добавляет тот факт, что суммы доначислений на 1 проверку на протяжении последних 3 лет продолжают неумолимо расти:


    В частности, это связано с увеличением роли предпроверочного анализа, улучшающего качество планирования проверок, позволяющего заранее выявить «слабые налоговые зоны», «схематозы» и прочие «налоговые инфекции» у налогоплательщика, прикинуть примерную сумму возможных доначислений и определить целесообразность и эффективность проведения выездного контроля в отношении компании.

    Снижение количества выездных проверок связано и с тем, что предпроверочный анализ позволяет в рамках комиссий по легализации налоговой базы настоятельно рекомендовать компаниям в добровольно-принудительном порядке подкорректировать свои налоговые обязательства в сторону их увеличения (например, заплатить НДС, налог на прибыль за налоговые грехи «того парня», контрагентов далеко не первого звена).

    И этот факт подтверждает ФНС своим отчетом, согласно которому «предупреждение налогоплательщиков о налоговых рисках позволило избежать контрольных мероприятий, и налогоплательщики самостоятельно доплатили более 130,6 млрд. руб. без применения штрафных санкций».

    Камеральные проверки

    В 2019 году в РФ было проведено 62 802 102 проверки, по итогам 2 447 065 проверок (3,9% от общего количества) выявлены нарушения, повлекшие исчисление к доплате налогов на сумму 21,5 млрд. руб., а также пеней и штрафов — 16, 2 млрд. руб.

    При этом, сравнение указанных значений с результатами камерального контроля за период с начала действия новых форм налоговых деклараций по НДС, позволивших налоговой службе более оперативно реагировать на нарушения налогового учета, демонстрирует снижение его результативности:



    Данный эффект также может объясняться существенным ростом роли аналитической работы налогового органа и частым на практике добровольным или добровольно-принудительным уточнением налогоплательщиками своих обязательств перед бюджетом.

    Как указано в докладе ФНС, конечной целью стратегии налоговой службы является неотвратимость наказания для тех, кто не соблюдает налоговое законодательство, и создание стабильной налоговой среды для добросовестных, «прозрачных» налогоплательщиков, с предоставлением им комфортных условий налогового администрирования и исполнения налоговых обязательств.

    Таким образом, ФНС России обещает создать условия, когда налогоплательщику выгоднее платить, быть добросовестным, выстраивая деятельность для приобретения репутации, позволяющей иметь связи с такими же добросовестными контрагентами. Хочется надеяться, что добросовестным компаниям действительно будет легче жить и все свое внимание налоговая служба направит на недобросовестных. Время покажет, а пока на практике картина не всегда радужная для добросовестных, особенно в части НДС-разрывов из-за «сомнительных звеньев», которые не платят налоги. Тем не менее, быть честным, в том числе и в налоговом плане, использовать здоровое налоговое планирование и своевременно выявлять/исправлять ошибки и нивелировать налоговые риски бизнеса намного выгоднее и уж точно спокойнее, чем получать сомнительную и необоснованную налоговую выгоду от применения «схематозов», которые с каждым днем становятся все более заметными для ФНС.

    Оспаривание результатов налоговых проверок

    Все последние годы ФНС России констатирует свой тотальный успех в делах об оспаривании решений, действий и бездействия налоговых органов.

    Так, согласно итоговому докладу о деятельности службы за 2019 год из общей суммы рассмотренных судами требований по всем спорам с налогоплательщиками в пользу налоговых органов было разрешено 85,4% дел. Напомним, что в 2017 году — 80,3%, в 2018 году — 82,6%.

    Собственники недвижимости и транспортных средств начали получать налоговые уведомления с начислениями за 2019 год. Указанные там суммы нужно заплатить до 1 декабря 2020 года. Размер платежей может оказаться выше, чем в прошлом году, а некоторые собственники впервые получили право на льготы.

    Вот что нужно знать владельцам имущества, чтобы не заплатить лишнего.

    Что это за уведомления

    Собственники имущества должны платить налоги:

    Эти налоги не добровольные, а обязательные. Их начисляет налоговая инспекция. Суммы, которые подлежат уплате за календарный год, указывают в специальных документах — налоговых уведомлениях. Эти уведомления отправляют собственникам по почте или через личный кабинет налогоплательщика.

    Рассылка за 2019 год уже идет полным ходом. Несмотря на сложности, связанные с пандемией, никаких послаблений с этими налогами нет. Даже если у собственника нет работы, проблемы с бизнесом, просрочки по кредитам или сильно снизился доход, все равно нужно платить налоги.

    Где взять уведомление

    Налоговые уведомления приходят двумя способами:

    1. В личный кабинет на сайте nalog.ru. Если такой кабинет есть, уведомление придет только туда. В бумажном виде его присылают только по специальному запросу.
    2. По почте. Если нет личного кабинета или был отдельный запрос для отправки уведомлений на бумаге, их присылают почтой.

    На госуслуги эти уведомления не приходят — не ждите их там и не проверяйте.

    Что изменилось при начислении налога на имущество

    Новые льготы. Предпенсионеры впервые используют льготу, которая позволяет не платить налог на имущество за один объект каждого вида. Раньше такую льготу давали тем, кто достиг пенсионного возраста. Но с его повышением ее сохранили и для тех, кто мог бы выйти на пенсию по правилам, действовавшим до 31 декабря 2018 года. Обычно это женщины 55 лет и мужчины 60 лет — или моложе, если есть право на досрочную пенсию. Или старше, если они госслужащие.

    Кадастровая стоимость. Могла измениться кадастровая стоимость объекта. Она влияет на налоговую базу и сумму налога к уплате. Кадастровую стоимость устанавливает государство. Проверить ее можно на сайте Росреестра — вот инструкция. Завышенную стоимость можно оспорить.

    Переходный период. Регионы постепенно переходят на исчисление налога на имущество по кадастровой стоимости. В первые годы начисленный налог уменьшается с помощью коэффициента. Сначала он составляет 0,2, потом — 0,4 или 0,6. В прошлом году в вашем регионе коэффициент мог составлять 0,2, а в этом — уже 0,4. Тогда начисления вырастут. Например, так будет в Саратовской, Калужской, Липецкой и других областях.

    Коэффициент-дефлятор. Если налог считают по инвентаризационной стоимости, сумма тоже будет больше: за 2018 год использовали коэффициент-дефлятор 1,481, а за 2019 — 1,518.

    Местные льготы. В 2019 году мог измениться перечень муниципальных льгот. Местные власти могут добавлять новые категории льготников или менять условия. Это можно проверить через сервис на сайте ФНС. Даже если список не изменился, собственник мог получить скидку или освобождение от налогов. Например, если семья в 2019 году стала многодетной или собственник квартиры получил инвалидность.

    Что изменилось в расчете земельного налога

    Льготы предпенсионерам. Предпенсионеры могут не платить налог с шести соток земли. Эту льготу им дали вместо пенсии, но впервые при расчете земельного налога ее применили для начислений за 2019 год. Если у вас или кого-то из близких есть право на льготу, проверьте, чтобы ее предоставили. Налоговая обещает проверять статус самостоятельно, но бывает всякое — вопросы со своими деньгами лучше держать под контролем. Справки о статусе предпенсионера формируются за минуту и помогут сэкономить несколько тысяч рублей.

    Кадастровая стоимость. Изменение кадастровой стоимости участка влияет на сумму налога. Если стоимость увеличилась, начисления могут вырасти. Но не больше чем на 10% в год.

    Местные льготы. Льготы на уровне муниципальных образований нужно проверять каждый год отдельно: они меняются, а без заявления их не предоставят. Возможно, у кого-то из ваших близких земельного налога за 2019 год быть не должно или он снизится. Если заявление уже подавали и льгота применяется, ничего делать не нужно.

    Что изменилось в расчете транспортного налога

    Отмена вычетов. С 2019 года больше нет вычетов в размере взносов в систему «Платон». Владельцы большегрузов не смогут так сэкономить на транспортном налоге.

    Налог на роскошь. Обновился перечень автомобилей, которые облагаются налогом по повышенной ставке. Владельцам Ауди Q8, Кадиллаков CT6 и XT5, Шевроле Траверса, Вольво XC40 теперь тоже придется платить больше обычного.

    Льготы в регионах. Могли измениться региональные льготы, проверьте через сервис. Если не подавали заявление — еще не поздно все пересчитать.

    В уведомлениях 2020 года указаны суммы налогов за 2019 год. Если вы продали машину или купили квартиру в 2020 году, это не повлияет на текущий размер начислений. Поэтому иногда налог должны платить даже те, кто сейчас без автомобиля.

    Читайте также: