От чего зависит успех налоговой системы

Опубликовано: 17.09.2024

После регистрации бизнеса у вас есть месяц, чтобы выбрать систему налогообложения. От нее зависит, сколько своих денег вы подарите государству.

Налоговая автоматически назначает всем новым предпринимателям и организациям общую систему налогообложения. Для малого бизнеса она не подходит — сложно и дорого. Поэтому лучше выбрать одну из четырех льготных систем: упрощенку, патент, единый налог на вмененный доход или единый сельскохозяйственный налог.

Рассказываем, в каких сферах применяют каждую из систем налогообложения, какие налоги и как часто вам придется платить. Информация актуальна на июнь 2019 года.

Общая система налогообложения

В чем особенности. Общая система налогообложения (ОСНО) — самая дорогая и сложная из всех существующих. Например, ИП без сотрудников платят до 20% по налогу на добавленную стоимость, еще 13% составляет налог на доходы физических лиц. Плюс страховые взносы, за весь 2019 год — 36 238 ₽. Для малого бизнеса, особенно на старте, это слишком много.

Кому подходит. Юридически — всем организациям и ИП, на общей системе налогообложения нет ограничений по видам деятельности, доходу и количеству сотрудников. Но из-за дороговизны ОСНО обычно выбирают крупные организации и те, кому нужен НДС. Например, их контрагенты сотрудничают только с плательщиками НДС, потому что так они могут получать налоговый вычет.

Что и когда платить. И юридические лица, и индивидуальные предприниматели платят налог на добавленную стоимость (НДС). Дополнительно юрлица перечисляют налог на прибыль, а ИП — налог на доходы физических лиц. У каждого налога своя система расчета, сроки уплаты и подачи декларации.

Производители и продавцы товаров могут платить налог на добавленную стоимость по частям. В России три ставки НДС: 0%, 10% и 20%. В большинстве случаев платят 20%, льготные ставки действуют только для отдельных видов бизнеса. Например, 0% платят экспортеры, а 10% продавцы детской одежды и обуви.

Налог на прибыль организации рассчитывают так: из доходов вычитают расходы на ведение бизнеса. Стандартная ставка — 20%, но в некоторых регионах она пониженная. Индивидуальные предприниматели вместо налога на прибыль платят налог на доходы физических лиц, ставка по нему — 13%.

Налог на добавленную стоимость и налог на прибыль сложно посчитать самостоятельно, вам потребуется помощь бухгалтера.

Налог Когда платить Когда сдавать декларацию Налог на добавленную стоимость Сумму за квартал делят на три части и платят помесячно в следующем квартале. Деньги вносят до 25 числа. До 25 числа того месяца, который следует за отчетным кварталом. Налог на прибыль (платят юрлица) Платят помесячно или поквартально. Деньги перечисляют до 28 числа месяца, который следует за отчетным.Налог по итогам года платят до 28 марта. Сроки совпадают с графиком платежей. Налог на доходы физических лиц (платят ИП) Первый платеж — до 15 июля, второй — до 15 октября, третий — до 15 января следующего года. Раз в год, до 30 апреля. Когда платить налоги и сдавать декларации на общей системе налогообложения

Упрощенная система налогообложения

В чем особенности. Простая система с минимальным налогом, которая подходит почти всем малым и средним предприятиям. На упрощенке вы раз в квартал платите один налог и раз в год сдаете одну декларацию.

Чтобы сэкономить, можно вычитать из налогов уплаченные страховые взносы. Индивидуальному предпринимателю без сотрудников государство разрешает компенсировать всю сумму, ИП с работниками и ООО — только половину.

Кому точно не подходит. Банкам, страховым компаниям, ломбардам, инвестиционным фондам и другим бизнесам из списка.

Организациям и ИП с выручкой, превышающей 150 млн рублей в год, бухгалтерской остаточной стоимостью основных средств и нематериальных активов свыше 100 млн рублей. Компаниям, в которых трудоустроены более 100 человек.

Еще упрощенка не подходит юрлицам, если у них есть филиал или более 25% уставного капитала принадлежит другой компании.

Как платить. Упрощенка бывает двух видов. На УСН «Доходы» вы рассчитываете налог со всех заработанных денег. В большинстве регионов России платят 6%, но в некоторых действуют льготные условия.

На УСН «Доходы минус расходы» вы вычитаете из всех заработанных денег расходы на ведение бизнеса. Получившаяся разница — сумма, с которой рассчитывают налог. Стандартная ставка — 15%, но в некоторых регионах она ниже.

Обычно УСН «Доходы минус расходы» выгодна, если на ведение бизнеса вы тратите 70–80% заработанных денег. Например, закупаете товары, платите зарплаты сотрудникам, арендуете офис или склад. Но на каждый расход нужны чеки и квитанции, а налоговая задает больше вопросов во время проверок.

Юрлица и ИП платят налоги раз в три месяца вне зависимости от вида упрощенки. Платеж за первый квартал перечисляют до 25 апреля, за полугодие — до 25 июля, за девять месяцев — до 25 октября.

Но отчитываются по итогам года предприниматели и компании в разные сроки. ИП платят налог и подают декларацию до 30 апреля следующего года, юрлица — до 31 марта.

Единый сельскохозяйственный налог

В чем особенности. Единый сельскохозяйственный налог — аналог упрощенки, только для сельхозпроизводителей. Рассматривайте этот вариант, если планируете разводить животных, засеивать поля или ловить рыбу.

Кому подходит. Крестьянским хозяйствам, юрлицам и предпринимателям, которые занимаются растениеводством, животноводством или рыбным хозяйством. Они производят, перерабатывают и продают сельхозпродукцию или оказывают услуги в этой сфере.

Систему не могут применять организации и ИП, которые ничего не производят, а только перерабатывают. Например, она не подходит молокозаводам, если они покупают молоко у фермеров и не держат своих коров.

Еще одно обязательное условие — не менее 70% выручки поступает от продажи сельхозпродукции. Для организаций и ИП, которые занимаются рыболовством, есть дополнительные требования в пункте 2.1 статьи 346.2 НК РФ.

Как платить. На этой системе налогообложения платят единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) и налог на добавленную стоимость (НДС).

От уплаты НДС можно отказаться, если вы только что перешли на эту систему налогообложения. Для этого нужно подать уведомление об освобождении от налога в том же календарном году.

Еще от НДС освобождают, если вы зарабатываете меньше определенной суммы — ежегодно она меняется. Например, в 2020 году НДС не платят те, кто в 2019 году заработал не более 90 млн рублей.

Если же вашим контрагентам важно, чтобы вы платили НДС, наймите бухгалтера. В расчете налога много нюансов, есть риск ошибиться.

Для оплаты налога сумму за квартал делят на три части и платят в следующие три месяца, деньги вносят до 25 числа. Например, НДС за первый квартал перечисляют до 25 апреля, 25 мая и 25 июня. Налоговую декларацию подают до 25 числа того месяца, который следует за отчетным кварталом. В приведенном примере — до 25 апреля.

С единым сельскохозяйственным налогом все проще, для расчета вы вычитаете из доходов расходы на ведение бизнеса. Получившаяся разница — сумма, с которой начисляют налог. Стандартная ставка — 6%, у регионов есть право ее понизить.

Налог платите раз в шесть месяцев. Платеж за полугодие вносите до 25 июля. А до 31 марта следующего года перечисляете налог за год и подаете декларацию.

Единый налог на вмененный доход

В чем особенности. На этом режиме налог зависит не от дохода, а от размера бизнеса, например, площади магазина или количества сотрудников. Вы сможете посчитать сумму еще до открытия компании.

ЕНВД можно использовать только для определенных видов деятельности. Если параллельно вы занимаетесь бизнесом, который не попадает под режим, то дополнительно используете общую систему или упрощенку.

Кому подходит. Юрлицам и ИП, которые занимаются определенными видами деятельности. Например, магазинам, столовым и кафе площадью до 150 кв. м, ателье, автомойкам и автостоянкам. Точный перечень зависит от региона — режим действует по всей России, кроме Москвы.

Вы можете применять ЕНВД, если у вас до 100 сотрудников, вы не используете договор простого товарищества или доверительного управления имуществом, не сдаете в аренду автозаправки. Для юридических лиц есть дополнительные требования.

Как платить. Сумма налога зависит от установленных государством параметров и особенностей вашего бизнеса, например, площади помещения или количества сотрудников. Вы рассчитываете предполагаемый доход по формуле, и из него высчитываете 15%.

Чтобы экономить, из единого налога на вмененный доход можно вычитать страховые взносы. ИП без работников компенсируют всю сумму, ИП с сотрудниками и ООО — только половину.

На ЕНВД вы платите налоги раз в квартал. Деньги перечисляете до 25 числа того месяца, который следует за отчетным кварталом, а декларацию сдаете до 20-го. Например, платеж за первый квартал вносите до 25 апреля, а декларацию подаете до 20 апреля.

Патентная система налогообложения

В чем особенности. Патент — это своего рода разрешение на работу. Вы покупаете его на срок от одного месяца до года, и в этот период не платите налоги и не сдаете декларацию.

Патент распространяется только на определенный вид деятельности. Если параллельно вы занимаетесь чем-то еще, то покупаете отдельный патент, применяете общую или упрощенную систему налогообложения.

Кому подходит. Индивидуальным предпринимателям, которые занимаются определенными видами деятельности. Например, ремонтируют автомобили, шьют обувь, проводят спортивные занятия, делают маникюр, печатают фотографии. Список видов деятельности зависит от региона.

Работать на патенте могут предприниматели, у которых не более 15 сотрудников, а годовой доход не превышает 60 млн рублей.

Как платить. За десять дней до начала работы вы подаете в налоговую заявление на получение патента. Документ выдадут в течение пяти дней.

Теперь за него нужно заплатить. Если патент действует менее полугода, то вы вносите всю сумму одним платежом. Самый поздний срок — последний день действия документа.

Если же вы оформили патент на 6–12 месяцев, то отправляйте двумя платежами. Треть стоимости перечисляете в первые 90 календарных дней, еще две трети — до конца действия патента.

От чего зависит успех в бизнесе?

Давайте поговорим о том, от чего зависит успех в бизнесе. Наверняка об этом задумывается каждый, кто желает открыть свое дело. Мнений по этому поводу может быть множество, к тому же, многое зависит и от специфики конкретного вида деятельности. И все же я постараюсь выделить некоторые общие законы, секреты, факторы успеха в бизнесе, которым можно и нужно следовать в любом деле, чтобы достичь максимальных успехов.

Законы успеха в бизнесе

1. Все для клиентов. В первую очередь успех вашего бизнеса будет зависеть от того, как он будет воспринят клиентами и потенциальными клиентами. Именно от отношения клиентов во многом зависит развитие бизнеса, объем продаж, все дальнейшие перспективы. Если они лояльно воспримут ваше дело — оно будет существовать, а если станут его приверженцами — будет процветать и расти. Но если клиентам по каким-то критериям не понравятся ваши товары или сервис — бизнес будет понемногу затухать и может полностью сойти на нет. Таким образом, от отношения клиентов зависит очень многое, если не сказать все.

Чтобы добиться успеха в бизнесе, необходимо, в первую очередь, думать о том, как угодить своим клиентам.

Клиенты сейчас стали достаточно требовательными: они хотят высококачественных товаров, низких цен, высокого уровня сервиса. Подумайте, как вы сможете грамотно сочетать все эти параметры, чтобы каждый человек, воспользовавшийся вашими услугами или купивший товар, как минимум, остался доволен, а лучше — стал вашим приверженцем и постоянным клиентом.

2. Привлекательный продукт. Товары или услуги, на которых будет построен ваш бизнес, должны быть актуальны, интересны и востребованы конкретно в том пространстве, где вы собираетесь его вести.

Говоря о том, каким должен быть этот самый продукт, чтобы достичь успеха в бизнесе, можно рассуждать примерно так. Бывают хорошие продукты, бывают плохие, бывают обычные (средние), а бывают — привлекательные, сразу вызывающие интерес. Вот если вы сможете выйти на рынок с продуктом, относящимся именно к последней категории, успех в бизнесе вам обеспечен.

Один из ключевых факторов успеха бизнеса — продукт, который он представляет на рынок. Чем интереснее и привлекательнее для потребителей будет этот продукт — тем больше шансов для достижения успеха.

3. Надежные партнеры. Даже фирме с идеальным продуктом будет сложно достичь успеха в бизнесе в одиночку: для этого необходимы надежные партнеры, некий «тыл», который будет обеспечивать стабильную и бесперебойную работу. Сюда можно отнести поставщиков, посредников, арендаторов, обслуживающие компании, банки и всех остальных, от которых так или иначе зависит ведение бизнеса.

Успех в бизнесе во многом зависит и от надежности партнеров, поэтому к их выбору следует подходить очень тщательно, а при наличии проблем в работе с определенным партнером не бояться менять его на другого. Бизнес — есть бизнес.

4. Подбор и мотивация персонала. Говоря о том, от чего зависит успех в бизнесе, нельзя не упомянуть такие важные факторы как подбор, мотивация и стимулирование персонала. Всем известное выражение «кадры решают все» ничуть не утратило своей актуальности. Именно от персонала во многом зависит качество обслуживания клиентов, а значит, и лояльность клиентов, которая является первым и главным фактором.

На сотрудниках экономить нельзя — они должны быть грамотно мотивированы и нацелены на достижение успеха всей компании.

К слову, мотивация не обязательно должна быть только материальная. Важно также знать, что чрезмерная мотивация, наоборот, навредит общему делу, поэтому она должна быть разумной (подробнее об этом в статье Закон Йеркса-Додсона).

5. Постоянное движение вперед. Даже если успех в бизнесе уже достигнут: дело приносит желаемую прибыль, обороты растут, и по всем параметрам бизнес кажется идеальным, ни в коем случае нельзя расслабляться и «плыть по течению». Необходима постоянная работа над совершенствованием своих товаров, услуг, технологий продаж, уровня сервиса и т.д. Потому как конкуренты наверняка не стоят на месте и в любой момент могут вас быстро обойти, если вы остановитесь в своем развитии.

Современный бизнес-ритм не терпит остановок. Только постоянное развитие и движение вперед будет способствовать достижению успеха. Без этого все остальные факторы успеха бизнеса будут быстро терять свою значимость.

Вот такие они — законы успеха в бизнесе. Конечно же, необходимо в равной степени уделять внимание каждому из них — только так можно будет добиться максимального эффекта. Теперь вы знаете, от чего зависит успех в бизнесе, и сможете применить это в своей предпринимательской практике.

Оставайтесь на Финансовом гении, учитесь грамотно зарабатывать, инвестировать и управлять личными финансами. До встречи в новых публикациях!

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины
Фото Всеволода Альшанского, Кублог

К экономическим принципам налогообложения относят принцип справедливости, принцип соразмерности налогообложения, принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков, принцип экономической эффективности налогообложения, принцип рентабельности налоговых мероприятий. Второй уровень — юридические принципы налогообложения. Рассмотрим выделяемые в настоящее время принципы налогообложения.

Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. великим шотландским исследователем экономики и естественного права Адамом Смитом (1725-1793) в его знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения. Назовем важнейшие из них.

1. Мировая история

Известно, что справедливость — категория чрезвычайно тонкая, сложная для определения. Недаром это распространенное в повседневной риторике понятие юридически не определено. С точки зрения права «справедливость» — чистая абстракция, ей нет мерила, определения, эталона. Справедливо то, что справедливо в каждом конкретном случае. Поэтому понимание справедливости зависит от исторического этапа развития, экономического устройства общества, социального и правового статуса лица, его политических взглядов и пристрастий.

Смит выступал за всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами «…соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства». Таким образом, по Смиту, справедливость налогообложения — это равная обязанность всех платить налоги, но исходя из реальной платежеспособности фискально обязанных лиц.

При этом проблема справедливости налогообложения напрямую увязывалась с вопросами равенства налогового бремени (равенства при изъятии части доходов) и переложения налоговых тягот. Ведь на практике абсолютное равенство невозможно в первую очередь в силу различий в доходах и в имущественном положении налогоплательщиков.

Вместе с тем справедливость налогообложения на практике обретает одну из двух крайностей. В налоговых системах со слабо развитыми механизмами налогового администрирования (например, в России) налоги платят в основном экономически слабые хозяйствующие субъекты. В государствах с сильным налоговым администрированием налогообложение «наказывает» экономически эффективные предприятия.

2. Принцип определенности налогообложения. Смит так формулирует содержание этого принципа: «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица», ибо неопределенность налогообложения — большее зло, чем неравномерность налогообложения.

3. Принцип удобства налогообложения. Смысл этого принципа заключается в том, налогообложение должно осуществляться тогда и так (тем способом), когда и как плательщику удобнее всего платить его.

4. Принцип экономии. Сегодня данный принцип рассматривается как чисто технический принцип построения налога. Трактуется он обычно следующим образом: расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог.

По Смиту, содержание указанного принципа сводится к тому, что «каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству».

Приведенные классические принципы дополнил немецкий экономист Адольф Вагнер (1835-1917):

1. Финансовые принципы организации налогообложения:

  • достаточность налогообложения;
  • эластичность (подвижность) налогообложения.
2. Народнохозяйственные принципы:

  • надлежащий выбор источника налогообложения, т.е. решение вопроса о том, должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом;
  • правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их предложения.
3. Этические принципы, принципы справедливости:

  • всеобщность налогообложения;
  • равномерность налогообложения.
4. Административно-технические правила или принципы налогового управления:

  • определенность налогообложения;
  • удобство уплаты налога;
  • максимальное уменьшение издержек взимания.
Исторически принципы налогообложения первоначально формировались как элемент налоговой идеологии на доктринальном уровне. Впоследствии, в конце XIX — начале XX в., они были положены в основу первых построенных «по науке» налоговых систем (в первую очередь в европейских государствах) и получили свою практическую реализацию.

2. Российская современность

  1. Принцип законности налогообложения;
  2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения;
  3. Принцип справедливости налогообложения;
  4. Принцип публичности налогообложения;
  5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре;
  6. Принцип экономической обоснованности налогообложения;
  7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах;
  8. Принцип определенности налоговой обязанности;
  9. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики;
  10. Принцип единства системы налогов и сборов.
Основные критерии выявления и включения принципов налогообложения в вышеприведенную систему следующие:

  • Во-первых, принципы налоговых правоотношений должны иметь социально-экономическое основание (т.е. быть экономически обоснованными для целей развития налоговой системы страны).
  • Во-вторых, указанный принцип должен реализовываться в процессе функционирования и развития налоговой системы Российской Федерации (т.е. он должен быть закреплен в российском налоговом законодательстве).
  • В-третьих, представляется, что в силу трансграничности налоговой науки дополнительным подтверждением обоснованности включения какого-либо принципа в выше приведенную систему может выступать то, что этот принцип не чужд налоговым правоотношениям в государствах, которые, как и Российская Федерация, стремятся к демократическому политическому режиму и построению правового государства.
Рассмотрим выделяемые в настоящее время принципы налогообложения.

1. Принцип законности налогообложения. Данный принцип общеправовой и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложение — это ограничение права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ, но ограничение законное, т. е. основанное на законе, в широком смысле, направлено на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права). НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).

2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Принцип всеобщности налогообложения конституционный и закреплен в ст. 57 Конституции Российской Федерации, согласно новелле этой статьи «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, ч. 2 ст. 6 Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Указанные положения Конституции развиваются в налоговом законодательстве (п. 1 и п. 5 ст. 3 НК РФ).

В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими. Всеобщность налогообложения состоит в том, что определенные налоговые обязанности устанавливаются, по общему правилу, для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым требованиям (например, земельный налог, по общему правилу, уплачивают все владельцы земельных участков), при этом налогообложение строится на единых принципах.

Равенство налогообложения вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации). Конституционные положения рассматриваемого принципа развиваются в абз. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно, исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность либо не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между налогоплательщиками.

В развитие этих положений в абз. 2 п. 2 ст. 3 НК запрещено устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, а также налоговые льготы в зависимости от формы собственности (государственная — федеральная и субъектов РФ, муниципальная, частная), гражданства физических лиц (граждане РФ, граждане иностранных государств, лица без гражданства, лица с двойным гражданством) или места происхождения капитала.

3. Принцип справедливости налогообложения. В Российской Федерации до принятия первой части НК РФ данный принцип первоначально был сформулирован в п. 5 постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П: «В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (часть 2 ст. 6 и ст. 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов».

Впоследствии данный принцип был закреплен в п. 1 ст. 3 НК РФ, правда, в несколько ином виде (без упоминания о справедливом распределении собранных налогов): «…При установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости», т. е. налоги должны быть справедливыми. При этом, как видим, справедливость налогов и налогообложения понимается через призму догмы «с каждого налогоплательщика по его возможностям».

4. Принцип публичности налогообложения. Публичность цели взимания налогов обосновывается доктриной финансового (Япония, Корея, Бирма), налогового (США) и (или) экономического (Франция) права многих зарубежных стран, прямо или косвенно закреплена в конституциях многих стран мира. Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интересов отдельных лиц — налогоплательщиков и общества в целом. «Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества» (Пункт 3 постановления КС РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. Ст. 197.).

5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре. Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом (установление его в ином порядке противоречит ст. 57, ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации), а в ряде государств — специальной (более жесткой) процедурой внесения в парламент законопроектов о налогах. В России такое правило содержится в ч. 3 ст. 104 Конституции Российской Федерации.

6. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание (другими словами, не должны быть произвольными). В соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».

7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах. Этот принцип закреплен в п. 7 ст. 3 НК РФ. В соответствии с указанной нормой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

8. Принцип определенности налоговой обязанности. Он закреплен в п. 6 ст.3 НК РФ. В соответствии с указанным принципом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

9. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики.Данный принцип конституционный, закреплен в ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации, п. 3 ст. 1 ГК РФ и п. 4 ст. 3 НК РФ. В соответствии с рассматриваемым принципом не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств.

10. Принцип единства системы налогов и сборов. Правовое значение необходимости существования рассматриваемого принципа налогового права продиктовано задачей унифицировать налоговые изъятия собственности. Как указано в абз. 4 п. 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 г. № 5-П, такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги, с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции Российской Федерации, обеспечением принципа единства экономического пространства — с другой. Поэтому закрепленный налоговым законодательством Российской Федерации перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит, исчерпывающий характер.

Текущая редакция законодательства, регулирующая налогообложение, предлагает для предпринимателей и организаций несколько вариантов пополнения государственной казны. Для стимуляции малого бизнеса был создан ряд специальных режимов, а по умолчанию всем юридическим лицам предлагается ОСНО – общая система налогообложения.

Деление форм отчислений на категории «для малого бизнеса» и «для больших компаний» носит условный характер. ОСНО отпугивает начинающих предпринимателей сложностями в ведении бухгалтерии. Также эта форма налогообложения обязывает физическое лицо регулярно вносить все виды взносов:

  • налог на прибыль;
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • налог на добавленную стоимость;
  • налог на имущество (только для юр. лиц);
  • страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Федеральный фонд медицинского страхования.

Важно: в зависимости от выбранных сфер деятельности (и соответствующих им коды ОКПО) возможно взимание с предпринимателей и предприятий дополнительных взносов в местные бюджеты.

Также в компетенции региональных и местных собраний находится возможность отменить сборы для определенных категорий ИП и компаний.

Как перейти на ОСНО?

Если компания или индивидуальный предприниматель при регистрации в органах ИФНС не приложили к списку документов заявление о переходе на один из специальных режимов налогообложения, то они обязаны производить выплаты в соответствии с нормами, которые предусмотрены для ОСНо.

Если же процедура уже произведена, то инициатором перехода ИП на ОСНО может стать как Федеральная налоговая служба, так и сам предприниматель. В первом случае это возможно из-за выявления несоответствий между заявленными видами (или объемами) деятельности реальным. Такая ситуация случается из-за ряда специфических ограничений, которые накладывает любой специальный режим налогообложения на:

  • среднегодовую численность наемных работников;
  • объемы дохода ИП или предприятия;
  • суммарную стоимость имущества;
  • специфику деятельности компании;
  • размеры арендуемых или находящихся в собственности помещений для торговли или другой хозяйственной деятельности.

Если же индивидуального предпринимателя привлекли преимущества и не оттолкнули особенности ОСНО, то он может изменить систему обложения по собственному желанию. Для этого необходимо совершить ряд обязательных действий:

  1. Написать и подать по месту регистрации прошение об отказе от упрощенной системы (до 15 января отчетного года).
  2. Приложить полную отчетность по установленной законодательством форме для УСН.
  3. Добавить в пакет документов квитанцию о последнем переводе на счет Федеральной налоговой службы.
  4. Подать в ИФНС свидетельство налогоплательщика.

Если документация принята в органах ИФНС, то перевод состоится с начала следующего отчетного года (с 1 января). Также компания или ИП подвергнутся ряду обязательных процедур, необходимых для создания отчетности по ОСНО:

  • регистрация плательщика НДС;
  • определение оценочной стоимости основных средств;
  • учет всех переходных торговых сделок и так далее.

Основные отчисления: НДС и налог на выручку

В контексте отчетности любая из форм УСН мало напоминает ОСНО. Ключевое отличие этих систем – налог на добавленную стоимость (НДС), который вынуждены платить облагающиеся по общей системе, и от которого освобождены выбравшие одну из специальных форм. Для работающих в сфере торговли компаний больше подойдет общая система налогообложения.

Еще один вопрос, давно мучающий начинающих предпринимателей — на основе какой суммы вычисляется налоги. В случае упрощенных систем обложения пополнение казны происходит в зависимости от выручки. Текущее налоговое законодательство не включает в себя никаких смягчающих условий для компаний, терпящих убыток – придется производить выплаты вне зависимости от доходности предприятия или компании.

Для ОСНО же характерен расчет выплат в процентном отношении к фактической прибыли – разница доходов и документально подтвержденных расходов при ведении деятельности.

При отсутствии положительного баланса ИП освобождается от обложения и может рассчитывать на снижение налога в следующем отчетном периоде. В таком случае на первое место выходит качество ведения бухгалтерии, которое заключается в умении оформить максимальную долю трат в соответствии с законодательством и сделать бизнес максимально рентабельным с точки зрения налоговых выплат.

Интересно: ввоз любого товара на территорию РФ требует выплат НДС в обязательном порядке. Подробнее: НДС при импорте

Налоговая отчетность ОСНО

Наиболее свежие изменения в налоговом законодательстве позволили ИП и другим представителям малого бизнеса работать только с упрощенной системой отчетности, не прибегая к общей. Это нововведение распространяется на всех индивидуальных предпринимателей, вне зависимости от сферы деятельности и режима обложения налогами.

Так что для представляющих малый бизнес компаний и ИП объемы подаваемой отчетности для этой категории примерно равны. Общими для обеих систем налогообложения являются такие документы:

  1. Форма 1 (баланс компании).
  2. Форма 2 (документ, содержащий информацию о финансовых показателях деятельности).
  3. Отчет в сокращенном виде (по каждой из статей).

Дополнительно налоговые органы и учреждения по сбору статистики потребуют:

  1. Декларации по налогу на прибыль (каждый квартал).
  2. Декларации по налогу на добавленную стоимость (аналогично).
  3. Декларация по налогу на имущество (за календарный год).
  4. Справки по формах 2-НДФЛ и 3-НДФЛ (раз в год, последняя – только для представителей малого бизнеса).
  5. Отчетность по транспортному, земельному и водному налогах (при выборе соответствующих кодов ОКПО).

Плюсы и минусы ОСНО

При переходе на ОСНО наиболее важным считаются, как экономические выгоды компании, так и простота создания отчетности и ведения бухгалтерии. Последний критерий предельно важен, ведь от того, насколько правильно подсчитаны доходы и расходы ИП на ОСНО, зависит репутация компании. Если органы ИФНС найдут признаки умышленного сокращения прибыли компании — ей грозят штрафные санкции. Поэтому выбор системы налогообложения является крайне важным решением, от которого напрямую зависит успешность ведения предпринимательской деятельности в дальнейшем.

Вопрос о переходе физического лица или ИП на ОСНО носит индивидуальный характер и непосредственно зависит от того, критичны ли минусы этой формы налогообложения. К ним относятся:

  • сложность ведения бухгалтерского учета;
  • особые требования к хранению документации и отчетности;
  • большое количество статей налогообложения;
  • возможные дополнительные отчисления в бюджеты регионов и субъектов РФ.

К плюсам же причисляются:

  • отсутствие ограничений на прибыль;
  • возможность найма любого доступного количества сотрудников, аренды любого количества помещений для деятельности (в т. ч. торговли);
  • возможность документально подтвердить убытки от деятельности и не платить налог;
  • опция снижения ставки для предприятий, терпевших убыток в предыдущем отчетном периоде.

Специальные налоговые режимы более выгодны компаниям, которые зависят от сотрудничества с другими юридическими лицами и занимаются оказанием различных услуг или продажей товаров в промышленных масштабах. В остальных же случаях ОСНО – достойная альтернатива для большого количества предпринимателей.


Налоги выступают основным источником доходов государственного бюджета разного уровня. Это обязательный, регулярный и безвозмездный платеж, который изымается из физических и юридических лиц.

Определенные задачи государства испытывают необходимость в создании системы налогов. История государства на каждом этапе своего развития и становления влияли на налоговую систему, тем самым изменяя порядок налогов, вид и способ оплаты. Поэтому на основе организации системы налогов можно сделать характеристику ее развития.

Разработка и создание системы налогообложения были в основном построены на Конституции РФ и Налогового кодекса. Система налогов в России состоит из трех уровней, где устанавливаются отдельные налоги. К ним относят региональные, федеративные и муниципальные.

В основе налоговой системы России лежит Налоговый кодекс и до сегодняшнего дня он продолжает действовать как основной нормативный документ, который состоит из двух частей:

  1. Общая часть, где представлены: управление налогами, принципы налоговой системы, порядок начисления налогов, налоговая отчетность и ее контроль.
  2. В специальной части Налогового кодекса представлен порядок начисления отдельных налогов каждого из трех уровней.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Система налогообложения и ее основные принципы

Чтобы обеспечить эффективно - работающую систему налогов, необходимо, прежде всего, придерживаться основных требований Налогового кодекса, принципов и деталей. В истории налоговой системы существую 4 принципа построения системы налогообложения:

  • принцип справедливости. Основывается на соответствии налогов налогоплательщика и общим требованиям системы налогов;
  • принцип определенности, когда налогоплательщик осведомлен об условии начисления и сроках уплаты налогов;
  • принцип удобства, предусматривает создание максимально комфортных условий уплаты налогов;
  • принцип экономии, выражается в минимальных затратах налогов по отношению с размером величины поступлений обязательных налогов.

На сегодняшний день в практике российской налоговой системы, существуют такие основные положения:

  • налоги и сборы являются обязательными для всех субъектов по налоговому законодательству, и предусматривается равные условия налогообложения. Согласно законодательству уплата налогов осуществляется на основе фактической способности гражданина;
  • в налоговом законодательстве не предусмотрено ущемление и дискриминация прав и обязательств налогоплательщика;
  • ставка налога остается неизменной, несмотря на гражданство, размер капитала или форму собственности предпринимательской деятельности;
  • практически все налоги и сборы построены на основе экономики, поэтому не могут быть представлены в произвольной форме;
  • налоги являются обязательными тогда, когда они предусмотрены Налоговым кодексом;
  • в налоговом законодательстве предусмотрены все требования, касающиеся порядка начисления и уплаты налогов.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

По каким критериям оценивается налоговая система

На качество работы системы налогообложения влияют такие основные показатели: все уровни бюджета имеют равновесие, наблюдается стабильность ценовой политики, обеспечивается рост и эффективность объёмов производства.

Современную систему налогообложения России можно оценить по таким критериям:

  1. Равные условия налогового обязательства, которые основаны на справедливости. Налоги должны уплачиваться всеми гражданами страны, а не отдельными. Но налог также будет зависеть от финансового состояния граждан и рода его деятельности;
  2. Экономическая лояльность позволяет оказывать влияние на экономические субъекты и эффективно распределять ресурсы.
  3. Административная простота предусмотрена для эффективного оценивания расходов, которые распределяются на уплаты налогов. Критерии простоты оказывается влияние на размер затрат и их функциональные особенности;
  4. Вариативный критерий. Его наличие позволит оценивать возможности системы налогов адаптироваться к разным экономическим условиям и изменениям;
  5. Налоговая прозрачность. Налоговая система может проводить контроль налогоплательщиков.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

guarantees

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

guarantees_shield

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

418 293 оценки star
star
star
star
star

Читайте также: