При ранее уплаченного налога размер засчитываемой суммы не может превышать суммы налога на прибыль

Опубликовано: 04.05.2024

Налог на прибыль – прямой налог, величина которого прямо зависит от итоговых финансовых результатов деятельности юридического лица.

Объектом налогообложения является прибыль – разница суммы доходов и суммы расходов организации.

Правила налогообложения налогом на прибыль определены в главе 25 Налогового кодекса РФ.

Плательщики налога

В соответствии со ст. ст. 246, 247 НК РФ плательщиками налога на прибыль являются:

  • Все юридические лица РФ (ОАО, ЗАО, ООО, ИП и др.)
  • Иностранные юр. лица, работающие в РФ через постоянные представительства или получающие доход от источников в России.

В соответствии со ст. ст. 246.1, 346.1, 346.11, 346.26 НК РФ налог на прибыль платить не должны:

  • Налогоплательщики, применяющие спец. режимы налогообложения (УСН, ЕСХН, ЕНВД), а также являющиеся плательщиками налога на игорный бизнес
  • Участники проекта «Инновационный центр «Сколково»

Обязанность уплаты налога на прибыль возникает только при наличии объекта налогообложения. При отсутствии прибыли, налог на прибыль платить не нужно.

Для разных категорий налогоплательщиков прибылью для целей налогообложения могут являться разные категории доходов (ст. 247 НК РФ).

Налог на прибыль Объект налогообложения

Доходы Классификация доходов

Доходы — это суммы полученные от основного вида деятельности (доходы от реализации), а также от прочих видов деятельности (внереализационные доходы). Такие как: доходы от сдачи имущества в аренду, проценты по банковским вкладам и т.д. При исчислении налога на прибыль все доходы учитываются без НДС и акцизов.

Доходы от реализации товаров (работ, услуг) .

Доходом от реализации является выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства и приобретенных ранее, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется с учетом всех поступлений, за реализованные товары (работы, услуги) и имущественные права, выраженных как в денежной, так и натуральной формах.

Внереализационные доходы.

Внереализационными доходами являются доходы, не указанные в ст. 249 НК РФ, например такие как:

  • от долевого участия в других организациях;
  • в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы;
  • от сдачи имущества в аренду;
  • в виде процентов, по договорам кредита, займа, банковского вклада;
  • и т.д.

Доходы исчисляются на основании документов налогового учета, первичных и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы.

Часть доходов освобождена от налогообложения. Перечень доходов, не учитываемых при налогообложении предусмотрен ст. 251 НК РФ. :

  • в виде имущества, имущественных прав, полученных в форме залога или задатка;
  • доход в виде взносов в уставный капитал юридического лица;
  • в виде имущества или средств, полученных по договорам кредита или займа;
  • в виде капитальных вложений в форме неотделимых улучшений арендованного (полученного в безвозмездное пользование) имущества, произведенных арендатором;
  • других доходов, предусмотренных ст. 251 НК РФ.

Расходы.

Расходы — это документально подтвержденные и экономически обоснованные понесённые затраты организации. Их можно разделить на расходы, связанные с производством и реализацией продукции (стоимость сырья и материалов, зарплата работников, амортизация основных средств и т.д.), и на внереализационные расходы (судебные и арбитражные сборы, отрицательная курсовая разница и др.). Также, существует закрытый перечень расходов, не учитываемых при исчислении налога на прибыль. Например: взносы в уставный капитал, дивиденды, погашение займов и т.д.

Расходы на производство и реализацию, понесённые в течение отчетного (налогового) периода:

— Прямые (ст. 318 НК РФ):

  • Материальные расходы (пп.1 и 4 п.1 ст. 254 НК РФ);
  • Суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг (ст. 256-259 НК РФ);
  • Расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг (ст. 255 НК РФ).

— Косвенные (ст. 318 НК РФ) —

все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Внереализационные расходы (ст. 265 НК РФ):

  • расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества;
  • проценты по долговым обязательствам;
  • расходы на выпуск собственных ценных бумаг;
  • расходы в виде отрицательной курсовой разницы, от переоценки имущества в виде валютных ценностей;
  • затраты в виде суммовой разницы, возникающей у налогоплательщика;
  • расходы в виде отрицательной (положительной) разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты;
  • расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств и т.д.

Прямые расходы

ежемесячно распределяются на остатки незавершенного производства и стоимость изготовленной продукции (работ, услуг). Таким образом, прямые расходы учитываются в уменьшение базы по налогу на прибыль по мере реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 НК РФ.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике организации перечень прямых расходов для целей налогообложения, связанных с производством товаров (работ, услуг).

Сумма косвенных расходов

на производство и реализацию товаров (работ, услуг), осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода в полном объеме.

Расходы, оговоренные в ст. 270 НК РФ, не уменьшают полученные юридическим лицом доходы. Данный перечень закрытый и расширительному толкованию не подлежит. Все расходы, перечисленные в данном перечне, не могут уменьшать доходы организации.

Налог на прибыль Расчет

При расчете налога на прибыль, необходимо точно знать, какие доходы и расходы можно признать в данном периоде, а какие нет. Существует два метода для определения дат, на которые признаются расходы и доходы для целей налогообложения. (ст. 271-273 НК РФ)

Метод начисления.

При данном методе налогового учета доходы (расходы) признаются в отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место (к которому они относятся). Дата признания доходов и расходов не зависит от даты фактического поступления средств (фактической оплаты расходов).

Порядок признания доходов:

  • доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества и имущественных прав;
  • в том случае когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности;
  • для доходов от реализации датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) независимо от фактического поступления денежных средств.

Для внереализационных доходов датой получения дохода признается:

  • дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества (приемки-сдачи работ, услуг);
  • дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) организации.

Порядок признания расходов:

Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В том случае, когда сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

Датой осуществления материальных расходов признается:

  • дата передачи в производство сырья и материалов;
  • дата подписания акта приемки-передачи услуг (работ) производственного характера и т.д.

Датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается:

  • дата начисления налогов (сборов) — для расходов в виде сумм налогов;
  • дата расчетов в соответствии с условиями договоров или дата предъявления налогоплательщику документов.

Кассовый метод.

При применении данного метода ведения налогового учета доходы и расходы признаются по дате фактического поступления средств — фактической оплаты расходов.

Порядок определения доходов и расходов

  • датой получения дохода является день поступления денежных средств на счет в банк или в кассу организации, поступления иного имущества (работ, услуг) и имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом;
  • расходами признаются затраты после их фактической оплаты. Оплатой товара (работ, услуг и т.д) признается прекращение встречного обязательства приобретателем указанных товаров (работ, услуг) и имущественных прав, непосредственно связаное с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав).

Необходимо выбрать единый метод налогового учета для доходов и расходов организациии.

Организации имеют право на определение даты получения дохода (расхода) кассовым методом, если в среднем за предыдущие 4 квартала сумма выручки от реализации без учета НДС не превысила 1 млн. рублей за каждый квартал.

Налог на прибыль Порядок расчета

Для того, чтобы рассчитать за налоговый период налог на прибыль, необходимо определить налоговую базу (то есть прибыль, подлежащую налогообложению) и умножить её на соответствующую налоговую ставку.

Размер налога = Ставка налога * Налоговая база

В соответствии со ст. 315 НК РФ, расчет налоговой базы должен содержать:

  • период, за который определяется налоговая база;
  • сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде;
  • сумму расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации;
  • прибыль (убыток) от реализации;
  • сумму внереализационных доходов;
  • прибыль (убыток) от внереализационных операций;
  • итоговую налоговую базу за отчетный (налоговый) период;
  • для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащая переносу.

По прибыли, попадающей под разные ставки, базы определяются отдельно.

Основная ставка

2% — в федеральный бюджет

18% — в бюджет субъекта РФ. Законодательные органы субъектов РФ могут понижать налог на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем до 13,5%.

Налоговым кодексом РФ установлены, кроме основной, еще и специальные ставки на прибыль.

Налоговый период. Отчетный период

Налоговый период – это период, по окончании которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется сумма налога к уплате. (cт. 285 НК РФ)

Налог на прибыль — налоговым периодом признается календарный год.

Отчетные периоды: квартал, полугодие, 9 месяцев.

Налоговый период- год.

Налоговая декларация

Налоговая декларация предоставляется:

  • Не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода
  • Не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом

Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций заполняется и подается в налоговые органы по форме, утвержденной приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@.

Декларацию необходимо предоставить в ИФНС:

  • по месту нахождения организации;
  • по месту нахождения каждого обособленного подразделения организации.

Сроки уплаты налога и авансовых платежей

Наименования платежей Сроки уплаты
Налог, уплачиваемый по итогам налогового периодаНе позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
Авансовые платежи по итогам отчетного периода:
— уплачиваемые ежемесячно по фактически полученной прибыли
— уплачиваемые ежеквартально
— Не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, за который исчисляется сумма авансового платежа.
— Не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Ежемесячные авансовые платежиЕжемесячно не позднее 28-го числа текущего месяца
Налог с доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, подлежащих налогообложению у получателя доходаВ течение 10 дней по окончании месяца, в котором получен доход

Налоговый учет

Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов. (cт. 313 НК РФ)

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Система налогового учета организуется предприятиями самостоятельно.

Подтверждением данных налогового учета являются:

  • первичные учетные документы;
  • аналитические регистры налогового учета;
  • расчет налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета — это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период.

Особенности регионального законодательства

Информация ниже приведена для Республики Марий Эл.

Налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в республиканский бюджет Республики Марий Эл для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Марий Эл:

Галина Кардашян

Автор: Галина Кардашян Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice

Галина Кардашян

Автор: Галина Кардашян
Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice

Любой переплаченный налог – это, по сути, «скрытый» финансовый резерв организации. Нет смысла бесплатно кредитовать государство, если переплату можно вернуть и использовать для пополнения собственных средств компании. Главное при этом – грамотно соблюсти процедуру, прописанную в Налоговом кодексе РФ.

Налог на прибыль в этом смысле – не исключение. Вместе с тем, причины возникновения переплаты по этому налогу, а также порядок его зачета имеют свои особенности. Об этом – в нашей статье.

В каких случаях может возникнуть переплата

Переплата по налогу на прибыль может образоваться, например, в следующих случаях.

Ситуация № 1

Организация завысила налоговую базу по налогу на прибыль. Например, завысила доходы или занизила расходы. Ошибка была обнаружена в следующем налоговом (отчетном) периоде. После того, как налог уже перечислен в бюджет. В этом случае у бухгалтера есть такие варианты действий:

Уточненную декларацию можно не подавать, если после корректировки налог к перечислению не занижен, и наоборот, когда занижен – от «уточненки» не уйти.

В случае, если бухгалтер выберет первый вариант, налог на прибыль за предыдущие налоговые (отчетные) периоды окажется переплачен. Ведь к моменту обнаружения ошибки организация уже заплатила налог по «старым» расчетам.

При втором варианте на сумму завышения налоговой базы прошлого периода будет просто скорректирована (уменьшена) налоговая база текущего периода.

Ситуация № 2

Организация платит авансовые платежи по налогу на прибыль ежемесячно, исходя из прибыли, полученной в предыдущем квартале (п. 2 ст. 286 НК РФ).

Она перечисляла эти платежи в течение отчетного периода (первого квартала, полугодия, девяти месяцев). Но фактическая сумма налога, рассчитанная по итогам этого периода, оказалась меньше суммы ранее перечисленных платежей. Или организация получила не прибыль, а убыток.

Ситуация № 3

Перечисляя налог в бюджет, бухгалтер ошибся при заполнении платежного поручения. И уплатил в бюджет сумму большую, нежели положена по декларации.

Что можно сделать с переплатой

Переплату по налогу на прибыль можно:

  • зачесть в счет погашения недоимки (а также задолженности по пеням и штрафам) по другим налогам;
  • зачесть в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль или другим налогам;
  • вернуть из бюджета.

Это установлено статьей 78 Налогового кодекса РФ.

Процедура зачета (возврата) переплаты строго регламентирована. То есть, независимо от того, что делают с переплатой (зачитывают или возвращают), необходимо взаимодействие с налоговой инспекцией. По правилам, предусмотренным статьей 78 Налогового кодекса РФ.

Общие правила для зачета и возврата налога

  • Зачет возможен только между налогами одного вида. К примеру, федеральные налоги можно зачесть только в счет других федеральных налогов (п. 1 ст. 78 НК РФ). Налог на прибыль – это федеральный налог (ст. 13 НК РФ). Значит, переплату по нему можно зачесть только в счет других федеральных налогов (например, НДС).

При этом возможность зачета не зависит от того, как распределяются налоги между бюджетами различных уровней. Так, налог на прибыль направляется и в федеральный, и в региональный бюджеты. Но, несмотря на это, его можно зачесть в счет уплаты НДС – федерального налога. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина от 18.08.2009 № 03-02-07/1-401, от 04.09.2008 № 03-02-07/1-363.

  • Обнаружить переплату по налогу на прибыль может как сам налогоплательщик, так и налоговая инспекция. В последнем случае ИФНС обязана письменно сообщить организации (Приложение № 2 к приказу ФНС от 14 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/182@) о выявленной переплате в течение 10 дней со дня обнаружения (п. 3 ст. 78 НК РФ).
  • Независимо от того, кто выявил переплату, компания и ИФНС могут провести совместную сверку расчетов. Такая сверка может быть проведена как по предложению организации, так и по инициативе ИФНС (п. 3 ст. 78 НК РФ).
  • Зачет или возврат можно произвести в срок не более 3 лет со дня образования переплаты (п. 5 и п. 7 ст. 78 НК РФ).
  • Далее остановимся на каждой из процедур более подробно.

    Зачет переплаты в счет погашения задолженности по налогам

    Итак, если у организации есть недоимка по другим федеральным налогам (пеням, штрафам), то в первую очередь сумму переплаты по налогу на прибыль инспекторы направят на ее погашение (п. 5, абз. 2 п. 6 ст. 78 НК РФ).

    Инспекция может самостоятельно решить, в счет какой именно недоимки (задолженности) зачесть переплату.

    Также и сама компания вправе сообщить в ИФНС, в счет какой именно задолженности она хочет зачесть переплату по налогу на прибыль. Для этого нужно подать в инспекцию заявление о зачете (см. Приложение № 9 к приказу ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@).

    В любом случае инспекция примет решение о зачете излишне уплаченных сумм в счет недоимки (задолженности) в течение 10 рабочих дней:

    • с момента обнаружения переплаты налоговой инспекцией (если организация не обращалась в ИФНС с заявлением о зачете в счет конкретного платежа и стороны не проводили сверку расчетов);
    • со дня получения заявления организации о зачете в счет конкретного платежа (если организация подала такое заявление);
    • со дня подписания акта о сверке расчетов с бюджетом (если инспекция и организация провели сверку).

    Такой порядок предусмотрен пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

    Еще пять рабочих дней дается инспекции на то, чтобы сообщить компании о принятом решении о зачете. Форма сообщения – в Приложении № 4 к приказу ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. Документ передают руководителю (либо уполномоченному представителю организации) лично под расписку. Либо направляют по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

    Основание – пункт 9 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

    После получения такого документа можно считать переплату зачтенной.

    Зачет переплаты в счет предстоящих платежей

    Если недоимки по другим налогам, сборам, пеням и штрафам у организации нет, переплату по налогу на прибыль можно зачесть в счет предстоящих платежей в бюджет.

    Для того, чтобы произвести такой зачет, организация должна подать в инспекцию заявление по форме (см. Приложение № 9 к приказу ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@).

    Решение о зачете (либо отказе в этом) инспекция должна принять в течение 10 рабочих дней:

    • либо со дня получения заявления налогоплательщика;
    • либо со дня подписания акта о сверке расчетов с бюджетом (если такая сверка проводилась).

    Основание – пункт 4 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

    В течение еще пяти рабочих дней с момента принятия решения о зачете (либо отказе в нем) ИФНС обязана письменно сообщить об этом налогоплательщику. Форма сообщения – в Приложении № 4 к приказу ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. Документ передают руководителю (либо уполномоченному представителю) организации лично под расписку. Либо направляют по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

    Такой порядок предусмотрен пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

    После получения сообщения о положительном решении о зачете переплаты в счет будущих платежей можно считать переплату зачтенной.

    Возврат переплаты

    При отсутствии задолженности перед бюджетом можно не засчитывать сумму переплаты по налогу на прибыль, а вернуть ее из бюджета на расчетный счет компании.

    В этом случае порядок действий такой.

    Нужно подать в инспекцию письменное заявление о возврате (Приложение № 8 к приказу ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@).

    Решение о возврате (либо отказе в этом) инспекция должна принять в течение 10 рабочих дней:

    • либо со дня получения заявления от организации;
    • либо со дня подписания акта о сверке расчетов с бюджетом (если такая сверка проводилась).

    Такие правила установлены пунктами 6 и 8 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

    В течение еще пяти рабочих дней с момента принятия решения о возврате (либо отказе в этом) ИФНС обязана письменно известить об этом налогоплательщика. Форма сообщения – в Приложении № 4 к приказу ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. Так же, как и в случае с зачетом налога, документ передают руководителю (либо уполномоченному представителю) организации лично под расписку. Либо направляют по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

    Основание – пункт 9 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

    После этого, в случае положительного решения, нужно ждать, когда деньги поступят на расчетный счет организации. По общему правилу, срок такого возврата составляет один месяц со дня получения инспекцией заявления от налогоплательщика (п. 6 ст. 78 НК РФ).

    Если инспекция нарушит этот срок, компании положены проценты за несвоевременный возврат – за каждый календарный день просрочки (п. 10 ст. 78 НК РФ). Их рассчитывают, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.

    Чтобы получить проценты, компании нет необходимости дополнительно обращаться в инспекцию, и рассчитывать эти проценты бухгалтер не должен. На основании заявления о возврате налога инспекция обязана самостоятельно рассчитать сумму процентов за задержку и перечислить их налогоплательщику.

    Если налоговики вернули переплату позже срока, но не перечислили проценты, организация вправе подать жалобу на бездействие в региональное УФНС. Если обжалование в налоговом управлении не поможет, придется обратиться в суд (п. 2 ст. 138, п. 1 ст. 139 НК).

    Подведем итог. Чтобы своевременно выявлять переплату по налогу на прибыль, целесообразно регулярно проводить сверки с налоговой инспекцией. Например, не реже, чем раз в год. Это позволит вовремя обнаружить переплату и заявить о зачете (возврате) излишне перечисленных сумм.

    Если переплата выявлена, вариант ее зачета более предпочтителен. Причем, как для налогоплательщика, так и для ИФНС. Для организации – потому, что срок зачета короче срока возврата налога. Инспекции охотнее идут на зачет, поскольку этот вариант для них менее хлопотный, да и деньги остаются в казне – просто перераспределяются на другой КБК.

    Однако переплаты по налогу на прибыль можно и вовсе избежать – ведь нередко она вызвана ошибками бухгалтерии. Это могут быть погрешности как при исчислении налоговой базы, так и на этапе заполнения платежных поручений. Подобных ошибок можно избежать, если передать бухгалтерию на аутсорсинг в 1C-WiseAdvice.

    Расчетом и перечислением налогов у нас занимаются лучшие профессионалы своего дела, каждый из которых ведет то направление, которое знает и любит больше всего.

    Все они при приеме на работу проходят многоступенчатое тестирование, включая специальный тест на внимательность, поэтому досадные ошибки при расчете налога и заполнении платежных поручений попросту исключены. А от непредвиденных случайностей убережет постоянный внутренний аудит.

    Кроме того, для своевременного выявления переплат (в том числе, возникших по вине наших предшественников – штатного бухгалтера или бухгалтерской компании, которые до нас вели учет у клиента) мы регулярно проводим сверку расчетов с ИФНС.

    Также вы можете заказать наши услуги по возврату переплаты по налогам либо взысканию процентов с ИФНС на любом этапе. Мы установим, когда и как образовалась переплата, проведем аудит документации, подготовим и подадим заявления на возврат, проведем сверку расчетов с ИФНС и проконтролируем соблюдения сроков возврата или зачета. При необходимости обжалуем бездействие налоговых органов или оспорим незаконный отказ в возврате.

    При расследовании уголовных дел по ст. 199 УК РФ нередко всплывает вопрос о переплаченных налогах. Это когда бюджет на определенный момент времени должен какую-то сумму налогоплательщику. Нужно ли ее учитывать при формулировании обвинения? Многочисленная судебная практика по налоговым преступлениям учет переплаты по налогам считает необходимым и естественным.

    Еще 27.05.2003 Конституционный Суд РФ в постановлении № 9-П определял, что «в случаях, когда законом предусматриваются те или иные льготы, освобождающие от уплаты налогов или позволяющие снизить сумму налоговых платежей, применительно к соответствующим категориям налогоплательщиков обязанность платить законно установленные налоги предполагает необходимость их уплаты лишь в той части, на которую льготы не распространяются, и именно в этой части на таких налогоплательщиков возлагается ответственность за неуплату законно установленных налогов. Следовательно, недопустимо установление ответственности за такие действия налогоплательщика, которые, хотя и имеют своим следствием неуплату налога либо уменьшение его суммы, но заключаются в использовании предоставленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и соответственно - оптимального вида платежа».

    Все эти положения применимы к переплате.

    Ведь, как усматривается из ст. 78 НК РФ «сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику…».

    Согласно пункту 1 ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату).

    Следовательно, при определении непоступившей в бюджет суммы налога учитывается баланс между обязательствами налогоплательщика и обязательствами бюджета. Если он меньше необходимого, то оснований для ответственности нет.

    Согласно пунктам 1 и 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления», уклонение от уплаты налогов должно причинить ущерб бюджетной системе. На основании п. 8 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ такое причинение ущерба может быть произведено только с прямым умыслом.

    В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 48 «для определения размера ущерба бюджетной системе, причиненного налоговым преступлением, суд должен устанавливать действительный размер обязательств по уплате налогов, сборов, страховых взносов в соответствии с положениями законодательства о налогах и сборах, учитывать в совокупности все факторы, как увеличивающие, так и уменьшающие размер неуплаченных налогов, сборов и страховых взносов».

    Время образования переплаты по отношению к установленной недоимке (неуплаченной сумме налогов)

    Здесь возможны, скорей всего, два варианта: 1) к дате окончания сроков по неуплаченным налогам переплата была; 2) она образовалась после окончания сроков по неуплаченным налогам.

    Если по первому случаю все очевидно, то во втором могут быть сложности. Полагаю, что переплаченные налоги должны учитываться до времени формирования обвинения - официальных претензий государства о причинении ущерба. Это с учетом концепции «длящести» налоговых преступлений. Ведь, если к дате обвинения ущерба нет, то и действия не могут считаться преступными. В противном случае возможен вариант, когда, скажем, обнаруженная в 2020 году имевшаяся задолженность по НДС за 1 квартал 2015 года, впоследствии закрытая переплатами, может образовать состав.

    Это вывод на первый взгляд может противоречить пункту 17 Постановления Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 48 об отсутствии состава преступления «в случаях подачи в налоговый орган заявления о дополнении и изменении налоговой декларации (расчета) после истечения срока ее (его) подачи, но затем до истечения срока уплаты налога, сбора, страхового взноса сумму обязательного взноса уплатил (пункты 4, 6, 7 статьи 81 НК РФ), добровольно и окончательно отказавшись от доведения преступления до конца (часть 2 статьи 31 УК РФ)».

    Однако, здесь представлен частный случай, когда уголовной ответственности не может быть в любом случае. А составы налоговой ответственности нужно рассматривать шире.

    Так, несмотря на бланкетность налоговых составов, сейчас с 2016 года уголовное преследование по ст. 199 УК РФ не всегда связано с выводами актов и решений налоговым органов. Следователь с подачи органов дознания может сам начать преследование, устанавливая размер неуплаты с помощью специалистов и экспертов. Да и при наличии актов и решений выездных налоговых органов известно немало случаев изменения размеров и квалификации посредством заключений экспертиз.

    С учетом этого размер ущерба бюджета по времени должен учитывать действительные налоговые обязательства, заявленные в пункте 14 Постановления Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 48, и прямой умысел.

    Переплаты по видам налогов.

    Предположим, вменяется неуплата НДС за 3 квартал 2012 года. Какую переплату нужно учесть: 1) она может быть только по НДС; 2) как по НДС, так и по другим налогам (напр., по налогу на прибыль); 3) по НДС переплаты нет, только по налогу на прибыль.

    С учетом прямого умысла, определения действительных налоговых обязательств переплата имеет значение по всем налогам, поскольку для ущерба необходим общий баланс между обязательствами налогоплательщика и обязательствами бюджета.

    Что касается пени и штрафов, то они, по всей видимости, не изменяют природу переплаты и также должны быть учтены.

    При переплате нет и налоговой ответственности.

    В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления» при решении вопроса о наличии прямого умысла суду необходимо, в частности, «учитывать обстоятельства, исключающие вину в налоговом правонарушении (статья 111 НК РФ), а также исходить из предусмотренного пунктом 7 статьи 3 НК РФ принципа, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента)».

    Как следует из статьи 111 НК РФ, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения признаются иные обстоятельства. Они (иные обстоятельства) связаны с фактами переплаты налога.

    Так, при определении неуплаченной суммы налога необходимо учитывать разъяснения Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

    В пункте 20 указано, что привлечь к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, возможно, если действия (бездействие) лица привели к неуплате (неполной уплате) налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу. Занижение суммы налога по итогам налогового периода не приводит к возникновению задолженности по этому налогу при соблюдении условий: на дату окончания срока уплаты налога за тот налоговый период, за который начисляется недоимка, у налогоплательщика имелась переплата того же налога, что и заниженный, в размере не менее заниженной суммы налога; на момент вынесения инспекцией решения по результатам налоговой проверки переплата не была зачтена в счет иных задолженностей налогоплательщика.

    Если при указанных условиях размер переплаты был менее суммы заниженного налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствующей части.

    Судебная практика.

    Она не отвечает на поставленные вопросы, касающиеся деталей, однако учет переплаты считает необходимым и естественным. Если переплата есть, она при установлении размера неуплаченных налогов учитывается.

    На это указывают, например, апелляционные определения Кировского областного суда от 21.08.2018 № 22-1480/18, Вологодского областного суда от 11.01.2018 № 22-2/18, Волгоградского областного суда от 04.07.2018 № 22-2524/18, Московского областного суда от 20.03.2018 № 22-1186/18, Хабаровского краевого суда от 16.03.2017 № 22-522/17, Пермского краевого суда от 20.09.2017 № 22-5673/17, Ростовского областного суда от 15.06.2016 № 22-2769/16, приговоры Советского районного суда г. Казани от 13.02.2019 № 1-15/19, Советского районного суда г. Астрахани от 02.02.2018 № 1-14/18, Бабушкинского районного суда г. Москвы от 17.06.2016 № 1-23/16, решения Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 29.10.2018 № 2-2686/18, Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 06.06.2019 № 2-1740/19, Минераловодского городского суда от 20.09.2019 № 2-797/19, Ленинского районного суда г. Магнитогорска от 11.11.2019 № 2-1912/19 и др.

    Редкие ошибки, допускаемые при определении сальдо в отношениях налогоплательщика с бюджетом, исправляются при судебном контроле.

    Так, по апелляционному постановлению Московского областного суда от 28.01.2020 № 22-368/20 неотраженная следователем в обвинении переплата, зачтенная в недоимку по НДС, повлекла возвращение дела прокурору.

    Наличие неучтенной ранее переплаты позволило Челябинскому областному суду в апелляционном определении от 17.08.2018 изменить приговор - переквалифицировать действия с п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ на ч. 1 ст. 199 УК РФ.

    По другому факту при установлении неуплаченных налогов неуказанный в обвинении имущественный налоговый вычет по расходам на приобретение жилого дома и земельного участка привел к прекращению уголовного дела из-за отсутствия состава преступления («О практике рассмотрения судами Республики Тыва налоговых преступлений, предусмотренных ст.ст.198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ, за период 2017-2018 гг.»).

    Постановлением Президиума Московского городского суда от 05.06.2009 № 44у-180/09 приговор районного суда отменен, поскольку в случае предоставления налоговыми органами имущественного налогового вычета, связанного с приобретением квартиры, рассчитанная экспертом сумма НДФЛ, подлежавшая исчислению к уплате в бюджет, могла быть скорректирована в сторону уменьшения.

    Наличие переплаты по налогам за предшествующий период для Нагатинского районного суда г. Москвы явилось основанием для возвращения дела прокурору (постановление от 01.09.2008).

    Порядок зачета, а также действующие правила и сроки, устанавливает налоговое законодательство.

    Понятие зачета или возврата суммы излишне уплаченного налога и причины возникновения переплаты

    Зачет суммы излишне уплаченного налога представляет собой особую процедуру, предусмотренную действующим законодательством РФ, которая заключается в утверждении наличия факта переплаты и последующем распределении лишних финансовых средств.

    Уплатой налога будет считаться как прямое перечисление денежных средств в определенном размере на бюджетный счет государства, так и проведение зачета лишней суммы уполномоченным налоговым органом.

    Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа основан на принципах действующего налогового законодательства РФ и направлен на сохранение интересов налогоплательщиков.

    Практика показывает, что переплаты могут возникать даже у самых опытных и внимательных бухгалтеров. Наиболее частые причины ее возникновения заключаются в результате подачи уточненной декларации за определенные налоговые периоды.

    Если в новой декларации размер суммы является меньшим по отношению к первоначальному документу, возникает образование переплаты.

    Помимо этого, нередко переплаты возникают по более простым причинам – механических ошибок уполномоченных лиц, описок, неточностей, при нарушении установленных сроков подачи налоговых документов, ошибки при формировании налоговой базы и т.д.

    Возможной причиной для возникновения переплаты также могут являться и определенные изменения в налоговых расчетах, которые были внесены действующим законодательством РФ уже после того, как первая декларация уже была представлена в налоговую организацию.

    Решение о зачете излишне уплаченного налога

    Статья 78 НК РФ регламентирует, что решение о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть принято уполномоченным органом при наличии соответствующих оснований. Данное решение должно быть создано в течение 10-ти дневного периода с того дня, когда заинтересованным лицом было подано соответствующее письменное заявление.

    Зачет излишне уплаченного налога производится по месту регистрации налогоплательщика, без начисления каких-либо процентов в отношении данной суммы, если статья 78 НК РФ не устанавливает иные правила и положения.

    Важным нюансом при зачете суммы определенного размера, которая была излишне уплачена, будет являться тот факт, что статья 78 и ее нормы могут быть применимы только в том случае, если переплата явилась результатом действий исключительно налогоплательщика.

    В тех ситуациях, когда дополнительные денежные средства были перечислены по причине необходимости исполнения какого-либо предписания или решения налогового органа, зачет денежных средств не может быть осуществлен.

    До непосредственного момента вынесения решения о зачете денежных средств, уполномоченный орган обязан осуществить проверку и сверку всех имеющихся данных для подтверждения или опровержения факта необходимости зачета.

    В тех случаях, когда доказательства необходимости так и не были выявлены, налогоплательщик получает официальный отказ в зачете денежных средств, с указанием причины и оснований данного решения.

    Условия зачета сумм излишне уплаченного налога

    Статья 78 действующего НК РФ регламентирует определенный порядок и условия, при соблюдении которых зачет сумм излишне уплаченного налога становится возможным и правомерным.

    Основные условия зачета излишне уплаченных сумм выражаются в следующем:

    • зачет может быть осуществлен по определенным видам налогов и сборов, в которых была выявлена определенная сумма переплаты;
    • зачет может распространяться не только на налоги, но и пени, штрафы и иные платежи, назначенные за нарушение установленных норм действующего налогового законодательства РФ;
    • при осуществлении зачета лишней перечисленной суммы, в отношении нее не могут быть применены штрафы и пени. Исключения составляют случаи, когда были нарушены допустимые сроки;
    • установленная и подтвержденная сумма может подлежать зачету в отношении финансовых операций, которые налогоплательщику только придется совершить. В таком случае размер этих платежей уменьшается ровно на сумму излишне уплаченного налога.

    Зачет лишней суммы за ранее уплаченный налог входит в интересы налогоплательщиков. Это значит, что первоначальные действия и инициатива, которая выражается в подачи письменного заявления, должна исходить именно от них.

    Зачет суммы или возврат излишне уплаченных налога сбора пеней штрафа, как юридическая процедура, должна полностью соответствовать установленным нормам и условиям.

    В противном случае, ее результат может быть аннулирован по решению судебного органа.

    Сверка расчетов и заявление на возврат излишне уплаченных налоговых платежей

    Сверка расчетов является особой налоговой процедурой, позволяющей осуществить максимально точную проверку и контроль всех представленных данных налогоплательщика за определенные периоды.

    Перед тем, как принять решение о зачете, либо возврате налогоплательщику излишне уплаченной суммы, представитель налоговой организации обязан осуществить правомерную совместную сверку. Она может быть проведена в отношении: налогов, сборов, пеней и штрафов. Результат проведенной сверки оформляется письменным актом, который подписывается двумя сторонами данных правоотношений.

    Статья 78 устанавливает, что первоначальным этапом зачета или возврата излишне уплаченной суммы является заявление налогоплательщика и его подача в налоговый орган, расположенный по месту учета. Заявление может быть подано и в электронной форме, но с обязательным наличием цифровой подписи. Образец заполнения данного документа всегда можно взять в ближайшем налоговом органе.

    Действующие правила предусматривают, что заявление о зачете или возврате излишне уплаченной суммы всегда должно содержать все необходимые точные сведения. Например, в нем должны быть указаны: данные о налогоплательщике, а также о налоговом органе, сведения о точном размере излишне уплаченной суммы, указание конкретного вида налога или сбора и т.д.

    Помимо этого, образец документа предполагает обязательное того, что именно хочет получить налогоплательщик – зачет лишней суммы, либо ее полный возврат.

    Правила возврата суммы излишне уплаченного налога

    Статья 78 предусматривает, что возврат суммы излишне уплаченного налога производится на основании соответствующего решения налогового органа. Возврат имеет большие отличия от зачета.

    Если при зачете сумма, фактически, просто переносится на погашение иных налогов и имеющихся налоговых задолженностей, то возврат означает передачу данной конкретной суммы обратно заинтересованному лицу, подавшему соответствующее заявление – налогоплательщику.

    При этом действующие правила и статья 78 предусматривают, что возврат может быть осуществлен только при условии отсутствия каких-либо недоимок и задолженностей у налогоплательщика.

    Если недоимка имеется, возможность возврата излишне уплаченной суммы сохраняется, но только после дополнительного поступления финансовых средств для первоначального погашения задолженности.

    Подача заявления на возврат излишне уплаченной суммы может быть осуществлена в течение 3-лет со дня поступления данной суммы на расчетный государственный счет, либо со дня проведения сверки расчетов сторонами.

    В тех случаях, когда был установлен и подтвержден факт излишнего взыскания определенного налога, уполномоченный орган должен принять решение о возврате излишней суммы из взысканного налога, а также начисленных процентов, если они имелись.

    Срок возврата суммы излишне уплаченного налога

    Положения налогового законодательства и статья 78 НК РФ устанавливают допустимые сроки, в течение которых излишне уплаченные в государственный бюджет суммы должны быть возвращены налогоплательщикам.

    Лишняя сумма ранее уплаченного налога должна быть полностью возвращена обратившемуся лицу в течение одного календарного месяца.

    Датой отсчета необходимо считать день подачи письменного заявления о возврате в соответствующий орган.

    Помимо этого, статья 78 предусматривает, что если у налогового органа имеются правомерные основания для отказа в возврате излишне уплаченной суммы, они должны быть предъявлены налогоплательщику также в течение одного месяца со дня подачи им письменного заявления.

    Если налогоплательщик не согласен с решением налогового органа, у него всегда остается право обращения в суд с целью защиты собственных интересов. При этом к иску необходимо будет приложить соответствующие доказательства, которые подтвердят, что отказ, выданный налоговым органом, нельзя считать обоснованным и правомерным.

    Заинтересованное лицо может обратиться в судебный орган и в том случае, если в течение одного месяца со дня обращения налогоплательщика, налоговая инспекция не представила свой официальный ответ на его заявление, а также не осуществила возврат денежных средств.

    Четверг
    20 мая 2021 г.
    МРОТ:
    Учетная ставка ЦБ:
    12792 руб.
    4,5%

    Типовые бланки

    • Бухгалтерские
    • Кадровые
    • Юридические
    • Статистические
    • Экономические
    • Должностные инструкции

    Полезности

    Бухгалтерский учет

    • Основные средства
    • Нематериальные активы
    • Товарно-материальные ценности
    • Затраты на производтво
    • Денежные средства
    • Расчеты с персоналом
    • Расчеты с бюджетом
    • Готовая продукция
    • Финансовые результаты
    • Капитал и резервы
    • Учетная политика
    • Учет и оплата труда

    Налоговый учет

    • НДС
    • ЕСХН
    • УСНО
    • ЕНВД
    • НДФЛ
    • Страховые взносы
    • Взносы в ФСС
    • Налог на имущество
    • Водный налог
    • Земельный налог
    • Транспортный налог
    • Налог на прибыль
    • Налог на игорный бизнес
    • Акцизы
    • Налог на пользование полезными ископаемыми
    • Патентная система налогообложения

    Управленческий учет

    • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
    • Сущность и назначение управленческого учета
    • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
    • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
    • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
    • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
    • Планирование и бюджетирование

    Классификаторы

    • ОКСМ
    • ОКВЭД [1.1]
    • ОКВЭД [2]
    • ОКВ
    • ОКДП
    • ОКЕИ
    • ОКФС
    • ОКОПФ
    • ОКУН
    • ОКОФ
    • ИНКОТЕРМС
    • ОКИН
    • ОКЭР
    • КСД
    • ОКСО

    Разработка сайта:

    Web-студия Интер

    Главный редактор:

    О порядке зачета налога, уплаченного за рубежом, при исчислении налога на прибыль

    Вопрос: О порядке зачета налога, уплаченного за рубежом, при исчислении налога на прибыль.

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ПИСЬМО
    от 2 октября 2014 г. N 03-08-05/49453

    Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос о зачете российскими организациями сумм налога, уплаченных за пределами Российской Федерации, в целях устранения двойного налогообложения и сообщает следующее.

    Согласно пунктам 1 и 2 статьи 311 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитываются доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 311 Кодекса суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации в отношении такого дохода.

    Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 311 Кодекса зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, - заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, - подтверждения налогового агента.

    Из вышеизложенного следует, что право на зачет налога у организации возникает при наличии у нее действующего документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации, и при условии учета доходов, с которых он был уплачен (удержан), при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в текущем либо предшествующих налоговых периодах.

    Следует отметить, что российские организации заявляют свое право на зачет налога в момент представления в налоговые органы Декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, по форме, утвержденной Приказом МНС России от 23.12.2003 N БГ-3-23/709@, одновременно с декларацией по налогу на прибыль и документами, предусмотренными в пункте 3 статьи 311 Кодекса.

    При этом Кодексом не ограничивается возможность проведения процедуры зачета налога одним налоговым периодом, в котором получены доходы.

    Таким образом, указанные российские организации вправе произвести зачет как в текущем, так и в трех налоговых периодах, следующих после налогового периода, в котором доходы были получены и учтены в целях налогообложения прибыли в Российской Федерации, с учетом соблюдения требований о трехлетнем сроке налоговой давности, предусмотренном пунктом 4 статьи 89 Кодекса.

    Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

    ÂÂ
    Заместитель директора
    Департамента налоговой
    и таможенно-тарифной политики
    А.С.КИЗИМОВ

    Читайте также: