Перспективы развития налоговых органов в современных условиях

Опубликовано: 15.05.2024

Кагаловская Дарья Владимировна
Россия, Южный федеральный университет, Высшая школа бизнеса
[email protected]

Представлены аргументы, обосновывающие необходимость совершенствования налогового администрирования в России. Даны рекомендации по совершенствованию проведению налогового администрирования. Рассмотрены и систематизированы цели проведения налогового администрирования, как обобщенного, так и специфического вида налогового контроля. Обсуждается методика проведения налогового совершенствования налогового администрирования налогоплательщиков в лице налогового органа.

анализ перспективного планирования проверок, налоговые риски, эффективность предпроверочного анализа, структура проведения контрольно-аналитического блока налогоплательщика, налоговое администрирование, налоговый контроль, налоговая проверка, мероприятия налогового контроля, цифровизация.

Категории статьи:

Перспективы формирования международно-правового режима криптовалюты
XBRL как новый формат цифровой отчетности экономических субъектов
Контроль кредитного риска для малого бизнеса на основе теории стимулов и ограничений
Проблемы защиты прав добросовестных кредиторов при банкротстве должника
Мониторинг удовлетворенности и доступности для населения финансовых услуг, оказываемых на территории Ленинградской области

Статья также доступна (this article also available):

Введение

В современных условиях налоговое законодательство предусматривает институт налогового законодательства, что позволяет при анализе организаций представление правовой помощи налогоплательщикам при решении налоговых вопросов, начиная от первоначально этапа анализа планирования налоговых проверок и заканчивая администрированием контрольно-аналитической проверки налогоплательщика.

В настоящее время аналитический блок являются наиболее главной и наиболее эффективной формой налогового контроля. Но при этом они должны соответственно отвечать требованиям, что не должно противоречить законодательству государства и прав самих налогоплательщиков. Тем самым должны создаваться соответствующие требования, при которых налогоплательщик самостоятельно и при комфортных условиях исчислял и уплачивал налоги и сборы в соответствующие бюджеты государства.

Для того чтобы проверка налогоплательщика стала эффективным инструментом налогового контроля, необходимо, безусловно наиболее приоритетное внимание должно уделяться анализу, при котором должно присутствовать обоснование отбору выбранных налогоплательщиков для проведения в условиях администрирования контрольно-аналитической части проверки.

Поэтому преимущество для назначения ВНП в отношении всех налогоплательщиков должны причины быть весьма обоснованными, а выездная налоговая проверка должна быть результативно-эффективной.

Результаты исследований

В Российской Федерации в ФНС существуют Концепции системы планирования налоговых проверок от 30 мая 2007 года, что предусматривает открытый процесс, который построенный на отборе налогоплательщиков для проведения уровня проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения. Вследствие чего, подразумевается эффективность планирование, аналитической части в области администрирования.

Налоговое законодательство в нашей стране является динамично развивающейся отраслью права. На сегодняшний день в целях обоснование включения в план проведения выездных налоговых проверок и анализу предпроверочного отдела о подготовке всех материалов по хозяйствующей деятельности налогоплательщиков, планирование как правило осуществляется в три этапа (Таблица 1).

Таблица 1 — План проведения выездных налоговых проверок

В ходе анализа сумм налоговых обязательств налоговыми органами выявляются тенденции изменения перечисленных показателей, исследуются повлиявшие на них факторы, излагаются обстоятельства несоответствия между исчисленными и поступившими суммами налоговых платежей (при их наличии).

Существует три уровня предпроверочного анализа (Рисунок 1). На первом уровне проводится анализ общих сведений о налогоплательщике, которые включают в себя:

Уровни предпроверочного анализа

Рисунок 1 – Уровни предпроверочного анализа

Результаты предпроверочного анализа финансово-хозяйственной деятельности любого налогоплательщика следует фактически подтверждённые документы или документальное пояснение налогоплательщика, который доказывает факт о правомерности действий налогоплательщика и не противоречит законодательству государственных органов.

Анализ каждого налогоплательщика дает определить оценку риска при эффективности включения в план выездных налоговых проверок.

Другим превосходством планирования налоговых проверок считается значительное увеличение времени на предпроверочную подготовку документооборота и анализа деятельности, вследствие чего сразу после утверждения плана проведения выездных налоговых проверок на следующий год.

Налоговый кодекс Российской Федерации неоднократно за время существования претерпел изменения и дополнения, следовательно, и налоговое администрирование совершенствуется и дополняется. Единственной задачей Налогового Кодекса Российской Федерации является не только соблюдения налогового законодательства о налогах и сборах, но и формирование правовых основ налоговой системы Российской Федерации.

Налоговое администрирование — это комплекс мероприятий администрирование осуществляемым налоговым органом на основании федеральных законов и иных нормативно-правовых актах Российской Федерации. При этом в систему мероприятия:

  1. эффективный мониторинг налоговых поступлений в Российской Федерации;
  2. подготовка единой финансовой и налоговой политики Российской Федерации для подготовки федеральных и региональных программ;
  3. законодательные изменения в федеральные законы о налогах и сборах:
  4. аудит денежных средств за поступлением налогов в соответствующие бюджетные счета, налогового администрирования включается следующие бюджет взыскание недоимки, также привлечение ответственности камеральных, выездных налоговых проверок.

Налоговое налоговое правонарушение при проведении администрирование является одним видом государственного управления, которое включает в себя внешнее и внутреннее управление. Внешнее управление — это государственное управление в области налогообложения.

Внутреннее управление — это оперативное управление системой налоговых органов.

Цель налогового администрирования — это качественный аудит за соблюдением налогового законодательства юридическими и физическими лицами.

Качественное налоговое администрирование осуществляется от профессиональных качеств и опыта налогового инспектора вне зависимости от вида налоговой проверки (камеральная или выездная налоговая проверка), либо налоговый мониторинг.

В связи внедрением в налоговые органы программного комплекса АИС Налог 3, налоговое администрирование стало более цифровым, при этом существуют следующие проблемы:

  1. сокращение сроков проведения налоговых проверок (предпроверочный анализ, камеральная проверка, выездная проверка);
  2. законодательная нестабильность;
  3. текучий кадровый состав налоговых инспекторов;
  4. проблемы межведомственного взаимодействия между налоговыми органами с другими органами государственной власти;
  5. высокий документооборот;
  6. применение агрессивных схем ухода от налогообложения.
  7. При выявленных проблемах налогового администрирования необходимо внести изменения и подход к качественному налоговому администрированию, а именно:
  8. изменить отбор проведения налоговых проверок (камеральные и выездные налоговые проверки) с учетом временного характера путем полной доказательной базы области налогового получения правонарушения;
  9. стабильность налогового законодательства, которое не противоречило действительной реальность хозяйствующих субъектов;
  10. качественное налоговое администрирование при наличии высококвалифицированных специалистов в области налогов и сборов;
  11. новые программные продукты позволяющие детально анализировать все факторы хозяйственных операций налогоплательщика;
  12. изменение соглашений межведомственного взаимодействия между налоговыми органами и другими государственными органами власти;
  13. информационное взаимодействие налогового органа не на бумажном носителе, а посредством электронного документа оборота;
  14. качественное проведение мероприятий налогового контроля при регистрации налогоплательщика, путем увеличения дополнительного времени при регистрации налогоплательщика.

Выше предложенные решения по совершенствованию налогового администрирования помогут решить пробелы и проблемы в налоговом законодательстве, что позволить налоговым органам качественно проводить налоговое администрирование вне зависимости от вида и характера налоговой проверки, тем самым качественно и законодательно пополняя бюджет Российской Федерации.

Изменив не которые пробелы и проблемы налоговом законодательстве, в будущем мы сможем увидеть либо положительные, либо отрицательные результаты налогового администрирования, которые в последующем могут стать эффективным прогнозом при планировании бюджета Российской Федерации, при эффективном налоговом администрировании.

В случае поквартального планирования выездных проверок налоговым органам дается недостаточно времени для полного анализа хозяйствующей деятельности организаций, что бы обхватить каждый участок налогообложения. Поэтому не обходимо в НК РФ в нести поправки об изменение сроков предпроверочного анализа, тем самым налоговые органы эффективно рассмотрят каждый участок налогообложения, в результате чего появиться результативность выездных налоговых проверок.

Заключение

Таким образом, эффективность планирование налоговых проверок очень перспективное направление для оценки эффективности, администрирования налоговых проверок, следовательно, повышает уровень экономического развития и эффективности налогового контроля в России. На сегодняшний день, эта сфера более эффективно набирает обороты развития в налоговых органах, поэтому есть перспективы и возможности роста в этой деятельности.

Библиографический список

  1. Васюченкова Л. В. О перспективном планировании выездных проверок // Налоги и налогообложение. – 2016. – № 2. – С. 27-30.
  2. Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем: Монография / Под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. — М.: Юнити, 2016. — 375
  3. Мясников О.А. Комментарий к Приказу ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. – 2007. – № 9 (Справочно-правовая система Консультант Плюс).
  4. Налоговый вестник № 2/2016 – Журнал «Налоговый вестник» 2016.

Выходные данные
ООО «МЦНИП» ©2011-2020
Современные технологии управления
ISSN 2226-9339
Электронное периодическое издание зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 44067 от 01.03.2011 г.
Учредитель и издатель: ООО «МЦНИП» Гл.редактор: Скопин О.В.
тел.8-919-511-32-15
[email protected]

Параметры выхода
Open Access Journal
Язык журнала: русский, английский
Территория распространения — РФ, зарубежные страны
Возрастная категория сайта: 6+


Стимулирование позитивных структурных изменений в экономике, последовательное снижение налоговой нагрузки, качественное улучшение налогового администрирования и повышение собираемости налогов являются основными приоритетами налоговой политики нашей страны, которые определил Президент Российской Федерации на 2015-2017 гг. Налоговая система должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны быть максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков [3].

Решением поставленных задач может стать дальнейшее развитие налогового контроля и повышение эффективности деятельности налоговых органов в России. Налоговый контроль играет ключевую роль в системе государственного контроля и представляет собой контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Перечень мероприятий или форм налогового контроля достаточно обширен. В соответствии со ст. 82 НК РФ «Общие положения о налоговом контроле» налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Основной формой налогового контроля является налоговая проверка, которая представляет собой действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей в бюджет. Налоговые проверки в соответствии с российским законодательством о налогах и сборах подразделяются на камеральные и выездные и регламентируются ст. 88 «Камеральная налоговая проверка» (далее КНП) и ст. 89 «Выездная налоговая проверка» (далее ВНП). По своей эффективности и значимости именно налоговые проверки занимают ведущее положение среди контрольных мероприятий налогового контроля.

В современных условиях государством должны быть созданы условия для налогоплательщиков, которые позволят ему добросовестно исполнять обязанности по уплате налогов и сборов, уменьшить количество фактов уклонения от уплаты налогов. Актуальным сегодня является выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений, а не тотальный налоговый контроль.

Следует заметить, что практика налогового контроля в различных странах весьма разнообразна. При этом важнейшей проблемой любой налоговой системы в целом и налогового администрирования в частности является проблема направленности деятельности налоговых органов на повышение собираемости налогов. Так, в иностранных государствах для осуществления налогового контроля создаются специализированные налоговые управления. В одних случаях эти ведомства обособлены от министерства финансов, например, в Японии и Швеции, а в других - являются его структурными подразделениями, например, в Италии, США, Великобритании.

В зарубежной практике организации налогового контроля большое внимание уделяется услугам и отдельным мероприятиям, направленным на добровольное исполнение налогоплательщиками своих обязанностей по уплате налогов - это активное информирование через средства массовой информации, использование Call-центров для консультирования и просвещения налогоплательщиков, распространение бесплатных буклетов по составлению налоговых деклараций и т.д. Налоговые органы многих стран, в отличие от России, имеют больший круг полномочий, которые влияют, в конечном итоге, на эффективность налогового контроля. Так, например, во Франции, Швеции, Германии, проводя налоговые проверки, налоговые органы имеют право получить доступ к электронным базам данных бухгалтерского и налогового учета проверяемых налогоплательщиков. В ряде стран налоговые органы при проведении налоговых проверок имеют доступ к базам данных национальных банков, а также иных ведомств и организаций, обладающих необходимой для налогового контроля информацией. В Норвегии разрешено проведение осмотра территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика, а также проведение инвентаризации вне рамок выездных налоговых проверок [7].

В Российской Федерации в ходе налоговых реформ значительно изменен подход к организации и проведению налогового контроля. Налоговые органы постепенно отказались от всеохватывающего контроля и сделали акцент на комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, на контроль, основанный на критериях риска. Долгое время одним из основных показателей, характеризующих результативность и эффективность выездных (ранее документальных) налоговых проверок, был показатель «охвата» выездными налоговыми проверками. Данный показатель отражал долю проведенных выездных налоговых проверок в общем количестве налогоплательщиков, стоящих на учете в налоговой инспекции. Чтобы обеспечить рост данного показателя, требовалось постоянное увеличение количества проведенных выездных проверок, однако это снижало их качество. Сегодня данная проблема решена посредством применения налоговыми органами Концепции планирования выездных налоговых проверок [4]. Согласно данной Концепции, планирование выездных налоговых проверок - это процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездного контроля по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения. Отбор налогоплательщиков, подлежащих проверке, производится на основе анализа финансово-экономических показателей деятельности организаций. Для планирования выездных проверок налоговые органы в настоящее время используют более чем 20 программных комплексов, среди которых: ЭОД - местный уровень, FIRA-Pro, ПК «Визуальный анализ информации», а также «Однодневка», «Схемы», «Досье рисков» и т.д.; ведется учет отраслевой принадлежности бизнеса. Большой объем информации специалисты налоговой службы получают из «открытых» источников, а также неофициальных источников, например, интернет-ресурсы, средства массовой информации. Таким образом, у налогоплательщиков и налоговых органов возникла некая общая цель - рост налоговой дисциплины и снижение количества и объема налоговых споров. Эффективность предпроверочного мониторинга налогоплательщиков показала практика его применения, если рассматривать такие показатели, как увеличение доначислений по результатам выездных налоговых проверок и снижение количества проверок (таблица 1).

Результаты проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами Российской Федерации в 2012-2014 гг.

Перспективы развития налоговых органов

Одной из приоритетных задач проводимой в настоящее время модернизации налоговых органов является улучшение обслуживания налогоплательщиков с целью создания им комфортных условий для исполнения налоговых обязательств.
Для повышения качества взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков необходимы серьезные изменения системы работы налоговой службы. Основным из них должна стать работа по внедрению принципа единообразия во взаимоотношениях налоговых органов с налогоплательщиками. Это касается информационно-разъяснительной работы, режима приема налогоплательщиков и, наконец, работы с определенной категорией налогоплательщиков, например, крупнейшими и основными.
Целью указанных изменений является построение работы налоговой службы, направленной на создание благоприятных условий для исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов и сборов.
Решение проблемы повышения качества обслуживания налогоплательщиков невозможно в условиях значительной доли поступающей в налоговый орган информации на бумажных носителях, так как это связано с ручной обработкой, и, как следствие, значительными трудовыми и временными затратами.
В настоящее время сделаны серьезные шаги по улучшению обслуживания налогоплательщиков. В первую очередь это относится к созданию специализированных подразделений налоговых органов, ответственных за информирование и консультирование налогоплательщиков.
Построение структуры инспекций по функциональному принципу позволяет наиболее грамотно использовать кадровый состав. В этой связи отделы работы с налогоплательщиками комплектуются сотрудниками не только обладающими достаточными знаниями налогового законодательства, но и умеющими объяснять, работать с налогоплательщиками.
Одним из основных условий повышения качества работы с налогоплательщиками является максимальная, вплоть до должностных инструкций сотрудников отдела по работе с налогоплательщиками, регламентация всех процессов. В этой связи МНС России приказом от 14.02.2003 № БГ-3-06/65 утвержден Регламент принятия ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, а Управлением МНС России по Краснодарскому краю готовится Регламент информационно-разъяснительной работы.
При построении структуры налоговых органов по функциональному принципу важной задачей становится обеспечение наличия любого документа в электронном виде, что решается при внедрении в работу инспекций интегрированной системы «ЭОД местного уровня». Электронный документооборот не только усиливает контрольную функцию, но и позволяет в любой момент получить информацию где находится документ и в каком он состоянии.
Одной из главных задач по внедрению новых форм работы с налогоплательщиками является информирование и внедрение системы представления организациями и предпринимателями налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Вся необходимая инфраструктура в настоящее время практически налажена, утверждена полная правовая база. При ее наличии на первый план выходит проблема мотивации налогоплательщиков для перехода на представление отчетности по телекоммуникационным каналам связи с применением всех форм защиты информации.
В такой системе на первый план выходит удобство передачи отчетности в налоговый орган в электронном виде по ТКС. Выгоды для налогоплательщика очевидны. Никаких очередей, декларацию можно отослать по электронной почте в любой день, причем не до 18.00, а до 23.59. Прежде чем отправлять, ее можно проверить с помощью специальной программы. Налогоплательщик сможет оперативно получить на электронный почтовый ящик информацию о состоянии расчетов с бюджетом, наличии или отсутствии задолженности, информационную рассылку об изменениях в налоговом законодательстве. Функционирование данной схемы строится на надежной защите информации.
Одной из передовых систем во взаимоотношениях с налогоплательщиками является привлечение к работе по представлению налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности фирм, выступающих в качестве представителей в соответствии со ст. 26, 27 НК РФ. В настоящее время в крае идет активный процесс распространения данного вида услуг для налогоплательщиков. Сейчас представители несут ответственность не только за составление отчетности, но и за представление ее в налоговый орган на магнитном носителе.
Одним из основных принципов изменения форм работы с налогоплательщиками является уход от закрепления организаций и предпринимателей за конкретным инспектором. Для этого сотрудники отделов работы с налогоплательщиками, выполняющие функции приема отчетности, не выполняют никаких контрольных функций. Их задача – принять пакет документов, провести визуальный контроль на предмет соответствия документов требованиям законодательства и передать весь пакет для последующей обработки. Такой подход реализует принцип самоначисления, когда налогоплательщик начислил, передал декларацию, не имея никаких контактов с инспектором, который будет ее проверять. Причем реализация данной схемы произошла практически во всех ведущих зарубежных налоговых системах.
Построение структуры налоговых органов по единому функциональному принципу позволяет закрепить функции консультирования за конкретным подразделением, а значит создать организационные условия по информированию налогоплательщиков. Это и является основной задачей налоговых органов в работе с налогоплательщиками. Важность такой работы осознали все передовые налоговые службы мира. Инспекции несут обязанность по оказанию помощи налогоплательщикам по вопросам исчисления и уплаты налогов, их консультированию, чем полностью выполняются требования НК РФ.
Важным условием эффективной работы является создание в инспекциях операционных залов, обеспечивающих инспекторов комфортабельными условиями работы, а налогоплательщиков – наличием всей необходимой информации.
Работа по построению новых форм взаимодействия с налогоплательщиками одна из самых важных в ходе модернизации налоговых органов. И, в первую очередь, в этом направлении Министерством по налогам и сборам поставлены задачи по построению структур инспекций по единому принципу, внедрению электронной обработки данных, а также в пропаганде и реализации представления налогоплательщиками отчетности в электронном виде.

Мещеряков Егор Сергеевич – студент Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Маркина Наталья Александровна – научный руководитель, старший преподаватель Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В данной статье представлен обзор определений налогового администрирования с точки зрения современных исследователей, а также выявлены проблемы системы налогового администрирования РФ и предложены пути их решения.

Ключевые слова: Налоги, налоговое администрирование, налоговая политика.

Налоговое администрирование сегодня представляет важнейший элемент налоговой системы, который содержит, в свою очередь, такие элементы, как мониторинг соблюдения своих обязанностей налогоплательщиками, контроль за выполнением требований законодательства со стороны налоговых органов, и, кроме того, широкий комплекс различных инструментов методического, организационного, программно-технического и аналитического сопровождения деятельности. Также к налоговому администрированию относится качество работы налоговых органов, которые в ходе функционирования могут выявлять факты нарушения налогового законодательства, выявлять его пробелы и вносить предложения по их устранению в вышестоящие органы.

В качестве основной задачи налогового администрирования можно отнести своевременное реагирование на изменения различного характера в экономике и отношениях различных субъектов в сфере налогообложения. Анализ проблем налогового администрирования прямым образом связан с ростом эффективности самой по себе налоговой системы, а также повышением качества собираемости налогов. При этом одним из наиболее важных аспектов налогового администрирования является совершенствование методологических основ налогового администрирования, которые должны гибко адаптироваться под актуальные требования законодательства. Для совершенствования непосредственно налоговой политики государства сегодня необходима выработка современных подходов в этой сфере. Кроме того, это будет способствовать обогащению теории и практики налогообложения.

Современное налоговое администрирование является одним из основных элементов эффективного функционирования налоговой системы и государственной экономики. Однако, проанализировав научную литературу, мы пришли к выводу, что среди российских экономистов до сих пор нет единства в понимании налогового администрирования. Приведем доказательства этого вывода из определения налогового администрирования некоторых авторов.

Майбуров И.А. полагает, что под налоговым администрированием понимается процесс управления механизмом получения налогов от налогоплательщиков, утвержденным российским законодательством и осуществляемым работниками налоговых органов и прочих органов, работающих в сфере налогового администрирования [3, с. 44].

Пансков В.Г. определяет налоговое администрирование как деятельность, направленную на управление органами налогового контроля, а также на формирование системы налогов и сборов, контроль за соблюдением налогового законодательства, прав и обязанностей участников налоговых отношений [4, с. 67].

Жакенова Г.И. указывает на то, что налоговое администрирование – это механизм оптимизации налоговой структуры, совершенствованию инструментов и методов их сбора, учета и сдачи отчетности, а также контроля за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью уплаты налогов в соответствии с требованиями отечественного законодательства [2, с. 57].

Таким образом, исходя из анализа этих понятий, можно сказать, что налоговое администрирование определяется как деятельность налоговых органов по мониторингу соблюдения налогового законодательства России организациями и физическими лицами, т. е. фактически оно связано с налоговым контролем. Однако, сопоставляя налоговое администрирование и налоговый контроль, можно сказать, что сущность налогового администрирования шире, чем налоговый контроль, но в то же время является частью управления налоговой системой.

Кроме того, обзор источников показал, что в современной экономической литературе существует актуальная идентификация понятий «налоговое администрирование» и «управление налоговой системой». В связи с этим можно сказать, что понятие «налоговое администрирование» определяется как налоговая администрация.

В настоящее время общепризнанным фактом является несовершенство системы налогового администрирования, что во многом обусловлено как качеством управления ею, так и структурными недостатками, то есть теми аспектами, которые заложены сами законодательством. Сама российская налоговая среда сегодня сложилась в нашей стране таким образом, что налогооблагаемые субъекты бизнеса стремятся каким-либо образом оптимизировать свои налоговые издержки, снизить налоговое бремя. Несмотря на меры по налоговой амнистии, проводимые российским Правительством, все еще распространены случаи «бегства» капитала за рубеж.

Налоговая система России сегодня динамично изменяется на основе как преобразований законодательного характера, так и при воздействии на нее внешних причин, связанных с неустойчивостью современной экономики. В связи с этим государству необходимо создавать условия для того, чтобы бюджет страны активно пополнялся, однако меры, принимаемые законодателем в сфере налоговой политики, направлены на количественное повышение налогов, а не создание условий для налогоплательщиков. Иллюстрацией тому служит увеличение налога на добавленную стоимость с 18% до 20%, что производители перенесут в цену продукции для конечного потребителя, и что, в свою очередь, будет способствовать всеобщему росту цен на фоне невысокой платежеспособности населения в целом.

В настоящее время в российской налоговой системе существуют следующие проблемы, неточности и пробелы:

  1. Ухудшение качества проведения камеральных налоговых проверок, учитывая тот факт, что количество налогоплательщиков возрастает.
  2. Недостаточно совершенное законодательство в сфере налогового администрирования, что, в частности, выражено в недостаточной четкости формулировок, касающихся механизма проведения проверок.
  3. Внутренние проблемы, связанные с нехваткой высококвалифицированных специалистов, недостаточно совершенным программным обеспечением, не всегда позволяющим своевременно получить данные о налогоплательщике.
  4. Проблемы обмена данными между самими налоговыми органами. К примеру, когда отправляется запрос о налогоплательщике, или запрос об истребовании документов по данному налогоплательщику в инспекцию по месту его постановки на учёт, но в установленные сроки ответ не получен, тем самым налоговый орган, отправивший запрос, не может произвести соответствующую работу или осуществить налоговую проверку [1, с. 144].

Путями решения вышеперечисленных проблем могут стать следующие мероприятия:

  1. Ежегодное выделение средств из бюджета именно на цель закупки и обновления всей необходимой техники и персональных компьютеров, отвечающих последним требованиях.
  2. Разработка каналов связи, позволяющих не терять информацию во время обмена данными между государственными органами и налоговыми инспекциями и вовремя её получать.
  3. Закрепление ответственности за всеми органами за несвоевременное предоставление требуемой информации и несение соответствующих предусмотренных дисциплинарных взысканий (замечание, предупреждение, выговор и даже увольнение) за совершенный дисциплинарный проступок.

Необходимо создание такого механизма налогового администрирования, который приводил бы к наиболее качественному и количественному взиманию налогов и сборов, учитывающий специфику и состояние современной экономики, а также все изменения в налоговом законодательстве и ориентированном на налогоплательщиков, что и обуславливает высокую значимость и актуальность. Обеспечение налогового администрирования является залогом оптимальной налоговой политики страны [1, с. 145].

Таким образом, по итогам проведенного исследования был сделан вывод о том, что сущность налогового администрирования заключается в организации сбора налогов на уровне государства (от определения состава налоговой отчетности до разработки правил взаимодействия налогоплательщиков с государством). В настоящее время налоговое администрирование сталкивается с рядом проблем, связанных с тем, что в связи с современной экономической ситуацией в стране и снижением платежеспособности населения экономические субъекты стремятся к оптимизации налогообложения и не всегда легальными способами. Поэтому система налогового администрирования должна в настоящее время повысить контроль за налогоплательщиками и ужесточить санкции для тех, кто ведет незаконную предпринимательскую деятельность, уходит от налогов и осуществляет прочие нарушения налогового законодательства.

Мещеряков Егор Сергеевич – студент Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Маркина Наталья Александровна – научный руководитель, старший преподаватель Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В данной статье представлен обзор определений налогового администрирования с точки зрения современных исследователей, а также выявлены проблемы системы налогового администрирования РФ и предложены пути их решения.

Ключевые слова: Налоги, налоговое администрирование, налоговая политика.

Налоговое администрирование сегодня представляет важнейший элемент налоговой системы, который содержит, в свою очередь, такие элементы, как мониторинг соблюдения своих обязанностей налогоплательщиками, контроль за выполнением требований законодательства со стороны налоговых органов, и, кроме того, широкий комплекс различных инструментов методического, организационного, программно-технического и аналитического сопровождения деятельности. Также к налоговому администрированию относится качество работы налоговых органов, которые в ходе функционирования могут выявлять факты нарушения налогового законодательства, выявлять его пробелы и вносить предложения по их устранению в вышестоящие органы.

В качестве основной задачи налогового администрирования можно отнести своевременное реагирование на изменения различного характера в экономике и отношениях различных субъектов в сфере налогообложения. Анализ проблем налогового администрирования прямым образом связан с ростом эффективности самой по себе налоговой системы, а также повышением качества собираемости налогов. При этом одним из наиболее важных аспектов налогового администрирования является совершенствование методологических основ налогового администрирования, которые должны гибко адаптироваться под актуальные требования законодательства. Для совершенствования непосредственно налоговой политики государства сегодня необходима выработка современных подходов в этой сфере. Кроме того, это будет способствовать обогащению теории и практики налогообложения.

Современное налоговое администрирование является одним из основных элементов эффективного функционирования налоговой системы и государственной экономики. Однако, проанализировав научную литературу, мы пришли к выводу, что среди российских экономистов до сих пор нет единства в понимании налогового администрирования. Приведем доказательства этого вывода из определения налогового администрирования некоторых авторов.

Майбуров И.А. полагает, что под налоговым администрированием понимается процесс управления механизмом получения налогов от налогоплательщиков, утвержденным российским законодательством и осуществляемым работниками налоговых органов и прочих органов, работающих в сфере налогового администрирования [3, с. 44].

Пансков В.Г. определяет налоговое администрирование как деятельность, направленную на управление органами налогового контроля, а также на формирование системы налогов и сборов, контроль за соблюдением налогового законодательства, прав и обязанностей участников налоговых отношений [4, с. 67].

Жакенова Г.И. указывает на то, что налоговое администрирование – это механизм оптимизации налоговой структуры, совершенствованию инструментов и методов их сбора, учета и сдачи отчетности, а также контроля за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью уплаты налогов в соответствии с требованиями отечественного законодательства [2, с. 57].

Таким образом, исходя из анализа этих понятий, можно сказать, что налоговое администрирование определяется как деятельность налоговых органов по мониторингу соблюдения налогового законодательства России организациями и физическими лицами, т. е. фактически оно связано с налоговым контролем. Однако, сопоставляя налоговое администрирование и налоговый контроль, можно сказать, что сущность налогового администрирования шире, чем налоговый контроль, но в то же время является частью управления налоговой системой.

Кроме того, обзор источников показал, что в современной экономической литературе существует актуальная идентификация понятий «налоговое администрирование» и «управление налоговой системой». В связи с этим можно сказать, что понятие «налоговое администрирование» определяется как налоговая администрация.

В настоящее время общепризнанным фактом является несовершенство системы налогового администрирования, что во многом обусловлено как качеством управления ею, так и структурными недостатками, то есть теми аспектами, которые заложены сами законодательством. Сама российская налоговая среда сегодня сложилась в нашей стране таким образом, что налогооблагаемые субъекты бизнеса стремятся каким-либо образом оптимизировать свои налоговые издержки, снизить налоговое бремя. Несмотря на меры по налоговой амнистии, проводимые российским Правительством, все еще распространены случаи «бегства» капитала за рубеж.

Налоговая система России сегодня динамично изменяется на основе как преобразований законодательного характера, так и при воздействии на нее внешних причин, связанных с неустойчивостью современной экономики. В связи с этим государству необходимо создавать условия для того, чтобы бюджет страны активно пополнялся, однако меры, принимаемые законодателем в сфере налоговой политики, направлены на количественное повышение налогов, а не создание условий для налогоплательщиков. Иллюстрацией тому служит увеличение налога на добавленную стоимость с 18% до 20%, что производители перенесут в цену продукции для конечного потребителя, и что, в свою очередь, будет способствовать всеобщему росту цен на фоне невысокой платежеспособности населения в целом.

В настоящее время в российской налоговой системе существуют следующие проблемы, неточности и пробелы:

  1. Ухудшение качества проведения камеральных налоговых проверок, учитывая тот факт, что количество налогоплательщиков возрастает.
  2. Недостаточно совершенное законодательство в сфере налогового администрирования, что, в частности, выражено в недостаточной четкости формулировок, касающихся механизма проведения проверок.
  3. Внутренние проблемы, связанные с нехваткой высококвалифицированных специалистов, недостаточно совершенным программным обеспечением, не всегда позволяющим своевременно получить данные о налогоплательщике.
  4. Проблемы обмена данными между самими налоговыми органами. К примеру, когда отправляется запрос о налогоплательщике, или запрос об истребовании документов по данному налогоплательщику в инспекцию по месту его постановки на учёт, но в установленные сроки ответ не получен, тем самым налоговый орган, отправивший запрос, не может произвести соответствующую работу или осуществить налоговую проверку [1, с. 144].

Путями решения вышеперечисленных проблем могут стать следующие мероприятия:

  1. Ежегодное выделение средств из бюджета именно на цель закупки и обновления всей необходимой техники и персональных компьютеров, отвечающих последним требованиях.
  2. Разработка каналов связи, позволяющих не терять информацию во время обмена данными между государственными органами и налоговыми инспекциями и вовремя её получать.
  3. Закрепление ответственности за всеми органами за несвоевременное предоставление требуемой информации и несение соответствующих предусмотренных дисциплинарных взысканий (замечание, предупреждение, выговор и даже увольнение) за совершенный дисциплинарный проступок.

Необходимо создание такого механизма налогового администрирования, который приводил бы к наиболее качественному и количественному взиманию налогов и сборов, учитывающий специфику и состояние современной экономики, а также все изменения в налоговом законодательстве и ориентированном на налогоплательщиков, что и обуславливает высокую значимость и актуальность. Обеспечение налогового администрирования является залогом оптимальной налоговой политики страны [1, с. 145].

Таким образом, по итогам проведенного исследования был сделан вывод о том, что сущность налогового администрирования заключается в организации сбора налогов на уровне государства (от определения состава налоговой отчетности до разработки правил взаимодействия налогоплательщиков с государством). В настоящее время налоговое администрирование сталкивается с рядом проблем, связанных с тем, что в связи с современной экономической ситуацией в стране и снижением платежеспособности населения экономические субъекты стремятся к оптимизации налогообложения и не всегда легальными способами. Поэтому система налогового администрирования должна в настоящее время повысить контроль за налогоплательщиками и ужесточить санкции для тех, кто ведет незаконную предпринимательскую деятельность, уходит от налогов и осуществляет прочие нарушения налогового законодательства.

Читайте также: