Движимое имущество не облагается налогом на имущество с 2019 года

Опубликовано: 28.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В связи с изменениями в ст. 374 НК РФ и в ст. 381 НК РФ, внесёнными Федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", с 01.01.2019 всё движимое имущество (в том числе и приобретённое по сделкам с взаимозависимыми лицами) не будет облагаться налогом на имущество организаций?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В связи с изменениями в ст. 374 НК РФ и в ст. 381 НК РФ, внесёнными Федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", с 1 января 2019 года всё движимое имущество (в том числе и приобретённое по сделкам с взаимозависимыми лицами) не будет облагаться налогом на имущество организаций.

Обоснование вывода:
Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57).
На основании пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ в обязанности налогоплательщика входит уплата законно установленных налогов. Эта обязанность возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 44 НК РФ).
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 1 НК РФ основания возникновения обязанности по уплате налогов устанавливаются непосредственно в НК РФ. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (п. 6 ст. 3 НК РФ), соответственно, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и обязательные элементы налогообложения, в том числе объект налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ).
Так, в соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ и с учетом положений ст. 38 НК РФ. Объектом налогообложения признаются: реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
При этом в соответствии с п. 3 ст. 11 НК РФ понятие "объект налогообложения" как специфическое понятие законодательства о налогах и сборах должно пониматься только в том значении, которое определяется в соответствующих статьях НК РФ (смотрите, например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2017 N 09АП-1815/17).
Как отмечают высшие суды, при установлении объекта налогообложения и налоговой базы того или иного налога, являющегося частью единой налоговой системы государства, федеральный законодатель вправе, руководствуясь положениями статей 55 (часть 3) и 57 Конституции РФ, самостоятельно избирать наиболее оптимальные способы учета тех или иных экономически значимых характеристик соответствующего объекта в целях обеспечения справедливого и соразмерного налогообложения (постановление Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 года N 2-П; определения Конституционного Суда РФ от 15.05.2007 N 372-О-П, от 16.05.2007 N 418-О-П).
Между тем следует отметить, что федеральный законодатель при осуществлении налогового регулирования и установлении общих принципов налогообложения и сборов связан требованиями обеспечения конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности в сфере налоговых отношений и вместе с тем располагает достаточной свободой усмотрения при введении конкретных налогов: он самостоятельно определяет параметры основных элементов налога, в том числе состав налогоплательщиков и объекты налогообложения, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, порядок исчисления налога, продолжительность налогового периода, а также основания и порядок освобождения от налогообложения (смотрите определения Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2018 N 1630-О, от 25.02.2016 N 329-О, от 15.05.2007 N 372-О-П).
Так, согласно п. 1 ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.
Таким образом, правовая природа объекта налогообложения по налогу на имущество определяется конкретной нормой НК РФ, а именно ст. 374 НК РФ. Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.06.2012 N 75/12, отсутствие объекта налогообложения свидетельствует об отсутствии обязанности по уплате налога.
В 2018 году в соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций в общем случае признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Но начиная с 1 января 2019 года ст. 374 НК РФ будет действовать в новой редакции на основании Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 302-ФЗ). В соответствии с пп. "а" п. 19 ст. 2 указанного закона движимое имущество исключено из объекта налогообложения налогом на имущество организаций. Кроме того, согласно п. 22 ст. 2 закона N 302-ФЗ с 1 января 2019 года признаётся утратившим силу п. 25 ст. 381 НК РФ, устанавливающий льготы в отношении движимого имущества с ограничениями к операциям в частности с взаимозависимыми лицами.
Таким образом, с 1 января 2019 года налогом на имущество организаций не облагается всё движимое имущество, в том числе приобретённое и по сделкам с взаимозависимыми лицами. Данные выводы подтверждаются и ответом ФНС России (Вопрос: С какого периода движимое имущество организаций освобождается от уплаты налога (независимо от места нахождения такого имущества)? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", август 2018 г.)).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ситдиков Ирек

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

20 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Информация Федеральной налоговой службы от 27.12.2018

В своей информации от 27.12.2018 ФНС РФ напомнила обо всех изменениях, которые кардинально изменили порядок налогообложения налогом на имущество организаций, начиная с 01.01.2019.

Разберем их более подробно.

Объект налогообложения

С 2019 года движимость больше не облагается налогом на имущество. Соответствующие поправки в пункт 1 статьи 374 и другие нормы НК РФ внес закон от 3 августа 2018 года № 302-ФЗ.

В последний раз компании отчитаются по налогу на движимое имущество за 2018 год. На основании этих данных в 2019 году инспекции будут проверять имущество компании: к движимому или недвижимому оно относится. В письме от 2 августа 2018 года № БС-4-21/14968@ ФНС РФ разъяснила инспекциям, как это делать.

При отнесении объекта к движимому или недвижимому имуществу нужно исходить из норм статей 130–131 ГК РФ: возможно или невозможно перемещать объект и обязан ли владелец регистрировать права на недвижимость.

С учетом этого для подтверждения правильности отнесения имущества к недвижимости контролерам рекомендовано устанавливать следующие обстоятельства:

  • есть ли запись об объекте в ЕГРН;
  • если сведений в реестре нет, есть ли прочная связь объекта с землей и действительно ли его невозможно переместить без несоразмерного ущерба назначению.

В сложных случаях налоговики будут проводить осмотры, назначать экспертизы, привлекать специалистов, истребовать документы или информацию.

Например, объекты капитального строительства. По ним должны оцениваться наличие документов технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости; разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию; проектной или иной документации на создание объекта и о его характеристиках.

Пока понятие недвижимости четко не прописано в гражданском законодательстве, Минфин в письме от 24 декабря 2018 г. № 03-05-05-01/94044 подсказал, чем нужно руководствоваться при отнесении объектов к недвижимости в целях налогообложения налогом на имущество.

Разумеется, в первую очередь, это статьи 130 и 131 ГК РФ. Они гласят, что недвижимостью являются:

  • подлежащие государственной регистрации (специальной регистрации, учету) земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно;
  • здания, сооружения, объекты незавершенного строительства;
  • воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Для квалификации зданий и сооружений рекомендовано использовать два документа:

  • Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений»;
  • общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), утвержденный Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст.

Для имущества инженерного и технологического оборудования промышленного производства финансисты советуют руководствоваться письмами Минпромторга РФ:

  • от 23.03.2018 № ОВ-17590/12;
  • от 02.04.2018 № 19919/17.

В ряде случаев установить, относится объект к недвижимости или движимости только на основе норм ГК РФ и классификаторов невозможно. Поэтому в отношении объектов, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН и которые только лишь по своему наименованию не могут быть однозначные отнесены к недвижимым вещам, налоговая служба рекомендует руководствоваться судебной практикой (Письмо ФНС РФ от 18.10.2018 № БС-4-21/20327@).

Корректировка налоговой базы

Налоговую базу по налогу на имущество, исчисляемого по кадастровой стоимости объекта, можно корректировать:

  • при исправлении технической ошибки, допущенной Росреестром;
  • при изменении кадастровой стоимости объекта на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).

Изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если это не связано:

  • с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
  • с решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда (п. 2 ст. 375, п. 15 ст. 378.2, п. 1 ст. 391, п. 1-2 ст. 403 НК РФ).

Имеются два основания для пересмотра кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости:

  • недостоверность сведений об объекте недвижимости;
  • установление рыночной стоимости объекта недвижимости (ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

С 1 января 2019 года в целом порядок оспаривания кадастровой стоимости остается прежним. Если налогоплательщик не согласен с величиной кадастровой стоимости, результаты определения кадастровой стоимости он оспаривает в суде или специальной комиссии при Росреестре.

Но порядок уплаты налогов на недвижимость с учетом оспоренной кадастровой стоимости объекта меняется. С этой даты вступят в силу нормы Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

До 1 января 2019 г. при определении налоговой базы сведения о кадастровой стоимости учитываются с момента подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, а не с начала налогообложения объекта по оспоренной кадастровой стоимости.

С 2019 года сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, учитываются при определении налоговой базы с начала налогообложения объекта по оспоренной кадастровой стоимости, а не с момента подачи заявления (абз. 3 п. 15 ст. 378.2 НК РФ).

То есть налог за предыдущие годы можно будет вернуть или зачесть.

Например, если налог на имущество рассчитан по кадастровой стоимости объекта с 2017 года, а заявление об оспаривании этой стоимости удовлетворено в 2019 году, то вам пересчитают налоговые платежи с 2017 года.

Указанное положение будет применяться к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Кто освобожден от налога на имущество организаций

Перечень налогоплательщиков, освобожденных от уплаты налога на имущество организаций, в отношении имущества, используемого ими для ведения уставной деятельности, является закрытым. В него входят (ст. 381 НК РФ):

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы;
  • религиозные организации;
  • общероссийские общественные организации инвалидов (отвечающие определенным критериям);
  • организации фармацевтической отрасли – производители ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
  • организации – в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством РФ;
  • специализированные протезно-ортопедические предприятия;
  • коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации;
  • организации со статусом государственного научного центра;
  • организации (кроме судостроительных) имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны (в отношении имущества, учитываемого на балансе, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на ее территории и расположенного на этой же территории), в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества;
  • организации, признаваемые управляющими компаниями, а также организации, получившие и подтверждающие статус участников проекта в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре "Сколково"»;
  • судостроительные организации – резиденты промышленно-производственной особой экономической зоны в отношении отдельных видов имущества;
  • организации, признаваемые управляющими компаниями особых экономических зон и учитывающие на балансе в качестве объектов основных средств недвижимое имущество, созданное в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества;
  • организации в отношении имущества, расположенного во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ либо в российской части дна Каспийского моря (на основании закона субъекта РФ);
  • организации в отношении имущества, используемого при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья, включая геологическое изучение, разведку, проведение подготовительных работ;
  • организации – в отношении объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утверждаемым правительством, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности (п. 21 ст. 381 НК РФ). По данной статье до 01.01.2019 освобождались от налога на имущество только товары и жилые объекты (см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.11.2017 № Ф05-13841/2017 по делу № А41-90181/2016), с 01.01.2019 - только многоквартирные жилые дома.

С 01.01.2019 к этому перечню организаций, освобождаемых от платы налога на имущество, добавлены фонды, управляющие компании и их дочерние общества, признанные таковыми в соответствии с законодательством об инновационных научно-технологических центрах. Они освобождаются от уплаты налога в отношении имущества, учитываемого на балансе и расположенного на территории инновационного научно-технологического центра, в течение десяти лет начиная с месяца, следующего за месяцем его постановки на учет (п. 28 ст. 381 НК РФ).

Отчетность по налогу на имущество

Ежеквартально нужно подавать в налоговую инспекцию налоговый расчет авансовых платежей по налогу на имущество. Его нужно подать в течение 30 дней после окончания соответствующего отчетного периода (п. 2 ст. 386 НК РФ).

По итогам года подают декларацию – не позднее 30 марта следующего за завершившимся налоговым периодом года (п. 3 ст. 386 НК РФ).

Формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций, а также налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций утверждены приказом ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@.

Приказом ФНС РФ от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@ в форму декларации по налогу на имущество организаций внесены изменения.

Изменения расчета и декларации потребовались, прежде всего, в связи с тем, что Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ отменен налог на движимое имущество. Поэтому из отчетности убраны все данные по основным средствам, относящимся к движимому имуществу. Их не нужно будет указывать даже справочно.

Вот основные отличия новой формы от пока еще действующей формы, по которой надо сдавать отчет за 2018 год:

  • из раздела 2 удалены строки 141 и 270. Изменение вызвано освобождением с 2019 года от налога движимого имущества;
  • в раздел 3 включена новая строка 095. Здесь нужно отражать расчет налога при корректировке кадастровой стоимости объекта;
  • раздел 2.1 дополнен строкой 030. Строку надо заполнять, если недвижимость не имеет кадастрового и условного номеров, отраженных в ЕГРН, но имеется инвентарный номер.

Подавать отчетность по налогу на имущество организаций нужно не по своему местонахождению или местонахождению имеющих отдельный баланс обособленных подразделений, а по местопребыванию объектов недвижимости. На титульном листе необходимо указать код представления этой отчетности:

  • 281 – если объекты находятся в том же регионе, в котором компания стоит на учете. В таком случае отчетность можно сдать по выбору: либо в ИФНС, где числится фирма, либо в ИФНС по месту расположения недвижимости;
  • 214 – в прочих случаях, например, когда российская организация не является крупнейшим налогоплательщиком и не состоит на учете в инспекции по месту нахождения налогооблагаемого объекта недвижимости.

Декларацию по налогу за 2018 год нужно предоставлять по форме без учета перечисленных изменений. Расчет за I квартал 2019 года нужно заполнять уже по новой форме. А новый бланк декларации предстоит заполнять только в 2020 году при предоставлении отчета за 2019 год (письмо ФНС РФ от 22.11.2018 № БС-3-21/8670@).

Как рассчитать и заплатить

Этот материал обновлен 15.03.2021.

Налог на имущество организаций — один из трех региональных налогов. С 2019 года он фактически стал налогом на недвижимость: движимое имущество этим налогом больше не облагается.

Однако с 2021 года сведения о движимом имуществе включают в налоговую декларацию. Речь идет о том имуществе, которое учтено на балансе организации как основное средство. С этой целью приняли новую форму декларации.

Плательщики налога на имущество организаций

Основная категория плательщиков налога на имущество — российские организации, коммерческие и некоммерческие, у которых есть недвижимость, учтенная на балансе в качестве основных средств. Обычно это недвижимость, которая принадлежит организации на праве собственности и изначально приобреталась не для перепродажи.

Также платить налог на имущество должны иностранные организации — как имеющие постоянное представительство в РФ, так и не имеющие, — у которых есть в собственности недвижимость на территории России.

Кто не платит налог на имущество организаций. Не платят этот налог компании, у которых на балансе учтено только движимое имущество: транспорт, оборудование и т. д.

Также налог на имущество не платят организации, применяющие спецрежимы.

УСН — по недвижимости, которая облагается налогом исходя из среднегодовой стоимости, а не кадастровой. Каждый регион сам определяет, какая недвижимость на его территории будет облагаться по кадастровой стоимости. Вся остальная недвижимость облагается налогом по среднегодовой стоимости.

К примеру, в Москве фирма на УСН не должна платить налог на имущество за нежилое помещение в многоквартирном доме при условии, что площадь всех нежилых помещений в доме не превышает 3000 м 2 . Если превышает, то, возможно, налог придется платить.

ЕСХН — по недвижимости, которая используется для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и для оказания услуг.

Например, здание птицефабрики, которым владеет компания — плательщик ЕСХН, не облагается налогом на имущество. А административное здание и здание столовой, в которой обедает персонал фабрики, облагаются. Потому что эти два здания не участвуют непосредственно в производстве, переработке и реализации сельхозпродукции.

Объекты налогообложения

Недвижимое имущество. В настоящее время в числе объектов только недвижимость, которая отражена в бухучете:

  1. На счете 01 «Основные средства» — если она находится в распоряжении компании. Не важно, использует организация эту недвижимость или нет.
  2. На счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» — если компания передала недвижимость в аренду или в лизинг.

Также объектом налогообложения признается недвижимость, которую организация:

  1. Передала в доверительное управление.
  2. Внесла в совместную деятельность в рамках договора простого или инвестиционного товарищества. Например, три компании решили совместными усилиями построить большой комплекс по производству мебели. В качестве вклада в комплекс одна из компаний решила внести собственное сооружение, чтобы разместить в нем лесопилку.
  3. Получила по концессионному соглашению. То есть организация в этом соглашении является концессионером — стороной, которая обязуется за свой счет создать или реконструировать недвижимое имущество, например здание аэропорта. При этом другая сторона — концедент — предоставляет ей на оговоренный срок права владения и пользования аэропортом.

Кроме того, налогом на имущество облагаются жилые помещения, которые не учитываются на балансе в качестве основных средств, но по региональному закону облагаются налогом по кадастровой стоимости. Например, квартиры, которые компания приобрела для перепродажи и в бухучете учла их как товары. Нежилая недвижимость для перепродажи налогом на имущество не облагается.

Движимое имущество организаций. С 2019 года любое движимое имущество — будь то транспорт, производственное оборудование, какая-либо аппаратура — не облагается налогом на имущество организаций.

Минфин прорабатывает возможность вернуть движимые основные средства в состав налогооблагаемых объектов. Вместе с этим Министерство хочет снизить предельную ставку налога так, чтобы не пострадали бюджет и бизнес. Предполагается, что это упростит работу налоговикам и сократит количество споров о том, движимое это имущество или недвижимое.

Что еще не признается объектом налогообложения:

  1. Земельные участки, водоемы и другие природные ресурсы.
  2. Памятники истории и культуры федерального значения.
  3. Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Также не облагается налогом на имущество:

  1. Недвижимость, которую компания арендует и которая в бухучете учтена на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».
  2. Недвижимость, не готовая к эксплуатации, например недострой, который отражен на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Налоговая база

По общему правилу налоговая база по налогу на имущество — это среднегодовая стоимость недвижимости. Организации должны сами рассчитывать ее по итогам года и по окончании каждого отчетного периода, если в регионе такие периоды не отменены.

Для некоторых объектов недвижимости налоговой базой является их кадастровая стоимость. Считать налог по среднегодовой стоимости таких объектов уже нельзя. «Кадастровый» перечень ежегодно утверждается в регионе. В него могут попасть, к примеру, помещения в административно-деловых и торговых центрах, нежилые помещения для офисов, магазинов, объектов общепита или бытового обслуживания.

Посмотреть перечень можно на официальном сайте субъекта РФ либо на сайте регионального правительства. Так, московский «кадастровый» перечень размещен на сайте мэра Москвы.

Платить налог по кадастровой стоимости должны все организации — собственники недвижимости, даже те, кто применяет специальные налоговые режимы: упрощенную систему налогообложения или единый сельскохозяйственный налог.

Порядок определения налоговой базы. Среднегодовая стоимость недвижимости считается так: складывается остаточная стоимость недвижимости на первое число каждого месяца года и на 31 декабря, и полученный результат делится на 13.

Остаточная стоимость считается по формуле:

Остаточная стоимость = Первоначальная стоимость − Начисленная амортизация

Бухгалтерские программы автоматически формируют остаточную стоимость.

При расчете среднегодовой стоимости недвижимости не учитываются объекты, облагаемые налогом по кадастровой стоимости. Налог на имущество по каждому «кадастровому» объекту считается отдельно. Кадастровая стоимость берется на 1 января года, за который считается налог.

Если организация владеет помещением в здании и кадастровая стоимость определена только для здания в целом, стоимость помещения считается пропорционально доле его площади.

Например, если площадь здания 2000 м 2 , а помещения — 40 м 2 , доля помещения — 40/2000. При стоимости здания 100 млн рублей стоимость помещения составит 2 млн рублей.

Бывает, что для недвижимости из регионального перечня кадастровая стоимость отсутствует весь год. Раньше Минфин разъяснял, что в этом случае такая недвижимость налогом на имущество вовсе не облагается.

С 2021 года, если кадастровая стоимость объекта не определена до конца года, то налог за него придется платить по среднегодовой стоимости. Это относится только к той недвижимости из регионального перечня, которая учтена в качестве основных средств — ОС. Если недвижимость не ОС, то налога не будет.

Налоговый и отчетные периоды

Налоговым периодом по налогу на имущество организаций является календарный год. То есть только после того, как год истек, окончательно определяется сумма налога к уплате. А в течение года по отчетным периодам вносят авансовые платежи.

Отчетными периодами признаются:

  • I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года — если недвижимость облагается по среднегодовой стоимости;
  • I, II и III кварталы календарного года — если облагается по кадастровой стоимости.

Региональные власти вправе не устанавливать у себя отчетные периоды. В настоящий момент во всех субъектах РФ такие периоды есть.

Налоговая ставка

Налог на имущество организаций — региональный налог, поэтому конкретные ставки по нему устанавливаются законами субъектов РФ.

Региональные ставки не должны превышать 2,2%. А для недвижимости, которая облагается налогом по кадастровой стоимости, ставка не может быть больше 2%.

Регионы могут устанавливать различные ставки налога на имущество в зависимости от деятельности, которую ведет организация, и вида имущества, которое используется в этой деятельности.

Например, в Красноярском крае действует пониженная ставка для производителей нефтепродуктов — 1,1%, для имущества аптечных организаций — 0,5%.

Ставка налога 0% на федеральном уровне действует для очень узкого круга налогоплательщиков. Например, для тех, кому принадлежат объекты магистральных газопроводов, газодобычи, производства и хранения гелия. Причем эти объекты должны находиться в пределах Якутии, Иркутской либо Амурской области.

Какие ставки налога на имущество организаций установлены именно в вашем регионе, можно узнать с помощью сервиса «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на имущество


Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ в НК РФ внесены изменения, согласно которым с 01.01.2019 года объектом налогообложения налогом на имущество для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

Таким образом, движимое имущество с 01.01.2019 перестает облагаться налогом на имущество.

Однако, что именно считать движимым или недвижимым имуществом, в НК РФ не конкретизировано.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

В связи с тем, что НК РФ не содержит норм, конкретизирующих признаки классификации имущества на движимое и недвижимое, использование норм и понятий из смежных отраслей права является правомерным на основании ч.1 ст.11 НК РФ.

Минфин РФ в своих разъяснениях ссылается, прежде всего, на нормы гражданского законодательства (письма от 20.12.2013 № 03-05-05-01/56232, от 04.10.2013 № 03-05-05-01/41301, от 10.09.2013 № 03-03-06/1/37238).

Налоговики в письме ФНС РФ от 01.10.2018 № БС-4-21/19038@ разъяснили, что к недвижимости относятся земельные участки, а также объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. В частности:

  • здания, сооружения, объекты незавершенного строительства;
  • помещения;
  • машино-места;
  • жилые дома, квартиры, комнаты;
  • дачи и гаражи.
В соответствии с ГК РФ вещные права на объекты недвижимости подлежат госрегистрации в ЕГРН.

При этом недвижимостью может быть признано и имущество, в отношении которого такая госрегистрация не была произведена. Для обоснованного отнесения имущества к недвижимости нужно учитывать не только наличие/отсутствие записи об объекте в ЕГРН, но и наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения его без несоразмерного ущерба его назначению.

Например, для объектов капитального строительства такими основаниями могут быть документы, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объекта (документы технического учета или технической инвентаризации, разрешение на строительство и/или ввод объекта в эксплуатацию, проектная документация и т.д.).

Таким образом, принимая во внимание нормы ГК РФ, в целях исчисления налоговой базы по налогу на имущество организаций, к объекту недвижимости относится также имущество, составляющее с объектом недвижимости неделимую вещь.

Все остальное имущество признается движимым (п. 2 ст. 130 ГК РФ). Движимым имуществом считаются автомобили, мотоциклы и другие транспортные средства, за исключением тех, которые отнесены к недвижимым.

  • Изменение порядка исчисления налога вследствие пересмотра кадастровой стоимости
С 01.01.2019 начнет действовать Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ, который вносит поправки в НК РФ по налогу на имущество компаний и граждан, а также земельному налогу.

Закон меняет порядок расчета имущественных налогов вследствие пересмотра кадастровой стоимости объекта. Применение нового порядка исчисления налога зависит от причин пересмотра кадастровой стоимости.

  1. Если стоимость имущества меняется по причине изменения характеристик объекта, таких как площадь, назначение и т.п., тогда налог на имущество рассчитают по новой кадастровой стоимости со дня внесения сведений в ЕГРН.
  2. Если изменение кадастровой стоимости имущества происходит в случае ее обжалования, тогда применяется следующий порядок пересчета налога на имущество.
В 2018 году, если налогоплательщик оспаривает кадастровую стоимость в комиссии при территориальном Росреестре или суде, то обновленные данные для расчета налога применяют с того налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

С 2019 года сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, будут учитывать при определении налоговой базы с начала налогообложения объекта по оспоренной кадастровой стоимости, а не с момента подачи заявления.

Например, если налог на имущество рассчитан по кадастровой стоимости объекта с 2017 года, а заявление об оспаривании этой стоимости удовлетворено в 2019 году, то плательщику пересчитают налоговые платежи с 2017 года.

А значит, если кадастровая стоимость после 01.01.2019 года изменится в результате обжалования или исправления ошибки, можно будет вернуть или зачесть налог и за предыдущие годы

  • Новая декларация по налогу на имущество
С 01.01.2019 отчитываться по налогу на имущество необходимо по новой форме, утвержденной приказом ФНС РФ от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575.

Декларация по налогу на имущество за 2018 год подает по старой форме.

Основные изменения произошли в разделах 2, 2.1 и 3 отчетности. Рассмотрим их подробнее.

Раздел 2. В Разделе 2 обновленной формы отражается исчисленная сумма налога только в отношении недвижимого имущества.

Из расчета по авансовым платежам удалили строку 210. В ней указывалась остаточная стоимость основных средств по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября соответственно.

5146654

В декларации нет строки 270. В ней отражалась остаточную стоимость основных средств по состоянию на 31 декабря.

45465

Раздел 2.1 также скорректирован. Теперь по строке 010 нужно указывать код номера объекта. А именно:

  • «1» — если имеется кадастровый номер, указанный в ЕГРН;
  • «2» — если нет кадастрового, но есть условный номер;
  • «3» — если имеется только инвентарный номер и объекту присвоен адрес;
  • «4» — если имеется только инвентарный номер, но объекту не присвоен адрес.
Помимо этого, в разделе появились графы для указания адреса объекта недвижимости. Они заполняются, если у объекта есть инвентарный номер, а кадастрового или условного номера нет. Но, если объекту адрес не присвоили, в новых полях поставьте прочерки. Сейчас в отчетах надо прописать кадастровый, условный или инвентарный номер объекта.

Раздел 3. Изменения внесены и в раздел 3 отчетности (он предназначен для расчета налога, который исчисляется исходя из кадастровой стоимости недвижимости).

  • В отчетах появилось поле, в котором указывается код кадастрового номера недвижимости.
Код 1 — для зданий, строений, сооружений.

Код 2 — для помещений, гаражей, машино-мест.

В действующих формах указывают только кадастровые номера объектов.

  • В разделе 3 также добавили строки «Коэффициент Ки». В расчете это строка 085, а в декларации — 095.
Их нужно заполнить, если в течение года изменились качественные или количественные характеристики недвижимости. Например, поменялась площадь или назначение объекта.

Чтобы определить коэффициент Ки, воспользуйтесь формулой:

Коэффициент Ки

КоэффициентКв

отчетном (налоговом) периоде

  • Новый порядок согласования единой декларации по налогу на имущество
В связи с изменением в законодательстве налоговики скорректировали порядок согласования представления единой декларации по налогу на имущество (письмо ФНС России от 21.11.2018 № БС-4-21/22551@).

Если налогоплательщик состоит на учете в нескольких инспекциях одного региона, то он вправе выбрать ИФНС, в которую будет представлять единую отчетность в отношении всех недвижимых объектов, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость.

Для этого необходимо представить в УФНС субъекта уведомление, форму которого налоговики рекомендовали в своем письме.

В уведомлении должны быть указаны:

  • сведения, позволяющие определить налогоплательщика;
  • налоговый орган, куда будет представляться единая налоговая отчетность;
  • налоговый (отчетные) период, в течение которого применяется вышеуказанный порядок представления налоговой отчетности.
Уведомление представляется налогоплательщиком в календарном году, являющемся налоговым периодом, однократно, до начала представления налоговой отчетности по налогу на имущество организаций за первый отчетный период этого года, то есть до 1 апреля года, за который необходимо отчитываться.

Единый расчет (декларацию) подавать нельзя, если законом субъекта РФ установлены нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на имущество организаций.

Кроме того, ведомства разъяснили, как поступать с кодами 214 и 281 при указании инспекции, в которую сдают отчетность.

  • Код 281 применяется при представлении налоговой отчетности в налоговый орган по месту нахождения объекта недвижимого имущества в пределах территории соответствующего субъекта РФ, т.е. при представлении налоговой отчетности в налоговый орган по месту постановки на учет налогоплательщика в качестве собственника (владельца) объекта недвижимого имущества либо в налоговый орган по месту нахождения объекта недвижимого имущества, в котором налогоплательщик состоит на учете по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
  • Код 214 применяется при представлении налоговой отчетности в налоговый орган по месту нахождения российской организации, не являющейся крупнейшим налогоплательщиком, в случае отсутствия основания для представления налоговой отчетности в иные налоговые органы (например, налогоплательщик — российская организация, не являющаяся крупнейшим налогоплательщиком, не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения объекта недвижимого имущества в качестве собственника (владельца) указанного объекта либо по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом).
Таким образом, основным кодом является код 281 — по месту нахождения недвижимости. Если же ни 281, ни какой-либо другой код не подходит, необходимо применять 214.

Изменения по налогу на имущество, вступающие в силу с 1 января 2019 года порадуют многих налогоплательщиков. Мы расскажем о самых важных поправках.

Объект – только недвижимое имущество

С 1 января 2019 г. движимое имущество исключено из объекта обложения налогом на имущество организаций (п.1 ст.374 НК РФ в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № ). Это значит, что организации, не имеющие недвижимости, перестанут быть плательщиками налога на имущество и представлять отчетность по этому налогу им будет не нужно (п.1 ст.373, п.1 ст.386 НК РФ).

ФНС РФ напомнила, понятие недвижимого имущества установлено ст. 130 ГК РФ (Письмо ФНС России от 02.08.2018 N БС-4-21/14968@).

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Также являются объектами недвижимости подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

К недвижимым вещам также относятся жилые и нежилые помещения и предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном порядке. Федеральным законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (п.1 ст.130 ГК РФ).

Права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации (п.1 ст.131 ГК РФ, Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости")

Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом (п.2 ст.130 ГК РФ).

Определять наличие недвижимости налоговые органы будут по следующим признакам:

  • наличие записи об объекте в ЕГРН;
  • наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению - при отсутствии сведений в ЕГРН.

Например, для объектов капитального строительства таким подтверждением могут быть документы технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости; разрешения на строительство и (или) ввод в эксплуатацию; проектная или иная документация на создание объекта и (или) о его характеристиках.

ФНС пояснила, что при отсутствии государственной регистрации объекта квалифицировать его в качестве недвижимости следует в том случае, если в частности, здания и сооружения, построенные до введения системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Равным образом правомерно возведенное здание или сооружение является объектом недвижимости, в том числе до регистрации на него права собственности лица, в законном владении которого оно находится (Письмо ФНС России от 24.09.2018 N БС-4-21/18582, п.38 Постановления Пленум Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25).

Многие организации уже проводят инвентаризацию объектов основных средств, с целью их классификации в качестве недвижимости. Например, необходимо учитывать, что объекты инженерного оборудования здания, могут учитываться в бухгалтерском учете как отдельные инвентарные объекты. Но они являются частью недвижимости, а значит и объектом по налогу на имущество в 2019 году.

Так, из Федерального закона от 30.12.2009 N «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» следует, что здание — это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения (совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений), системы инженерно-технического обеспечения (водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы), безопасности).

ФНС РФ также разъясняет, что в состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, как то: система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и водоотведения со всеми устройствами и оборудованием; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой, внутренние телефонные и сигнализационные сети, вентиляционные устройства общесанитарного назначения, подъемники и лифты (Письмо ФНС России от 23.04.2018 N БС-4-21/7770).

Если здание будет облагаться по среднегодовой стоимости, то стоимость таких объектов, составляющих часть здания также будет учитываться при расчете налога по данной недвижимости. Если же здание будет облагаться по кадастровой стоимости, то отдельно налог на имущество по его составляющим не начисляется (налог исчисляется по кадастровой стоимости здания) (Письмо Минфина России от 03.12.2015 N 03-05-05-01/70618).

Новый порядок представления отчетности

Начиная с отчетных периодов 2019 года налогоплательщики налога на имущество будут отчитываться по налогу по месту нахождения недвижимости и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения. Исключения, как и прежде, составят владельцы недвижимости, находящейся на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ и (или) за пределами территории РФ (для российских организаций).

По данной недвижимости налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговая декларация представляются в налоговый орган по местонахождению российской организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации).

Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков (ст.386 НК РФ в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № ).

ФНС РФ уже утвердила новые формы декларации по налогу на имущество и расчета по авансовому платежу. Они будут применяться, начиная с отчетности за квартал 2019 года (Приказ ФНС от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@).

Также разработаны контрольные соотношения к новым формам отчетности, чтобы налогоплательщики смогли проверить правильность ее заполнения (Письмо ФНС России от 05.12.2018 N БС-4-21/23605@ «О направлении контрольных соотношений показателей форм налоговой отчетности по налогу на имущество организаций»).

Код 214 должны будут указать организации, учитывающие на своем балансе произведенные неотделимые улучшения арендованной недвижимости. В этом случае они не являются собственниками недвижимости, но должны исчислить налог на имущество со среднегодовой стоимости неотделимых улучшений, учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств (Письмо ФНС России от 14.05.2018 N БС-4-21/9061).

Если налогоплательщики имеют несколько объектов недвижимости на территории одного субъекта РФ и состоят на учете в нескольких налоговых органах, то они вправе представлять единую налоговую отчетность в отношении всех объектов, находящихся на территории субъекта РФ в одну налоговую инспекцию по своему выбору.

Но если такие объекты облагаются налогом на имущество по среднегодовой стоимости и если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено зачисление налога на имущество организаций в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований.

Для этого до сдачи отчетности нужно уведомить налоговый орган, в который будет представляться единая отчетность. Рекомендуемая форма такого Уведомления приведена в Письме БС-4-21/22551@.

Если налоговый орган решит, что налогоплательщик не может сдавать единый отчет, он уведомит организацию об этом (Письмо ФНС России от 03.12.2018 N БС-4-21/23363@). Причинами для отказа в представлении единой отчетности по налогу на имущество могут быть:

  • представление Уведомления после окончания предельного срока для представления налоговой отчетности по налогу за первый отчетный период 2019 года;
  • представление Уведомления без заполнения соответствующих реквизитов или с ошибочными реквизитами (например, представление Уведомления за налоговый период, не совпадающий с периодом представления Уведомления);
  • отсутствие постановки на учет налогоплательщика в соответствии со статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговом органе, который выбран для представления единой налоговой декларации (расчетов) по налогу;
  • наличие в субъекте Российской Федерации закона, устанавливающего в налоговом периоде представления Уведомления нормативы отчислений от налога в местные бюджеты;
  • представление Уведомления в случае, если у налогоплательщика в субъекте Российской Федерации имеются (на праве собственности или праве хозяйственного ведения) исключительно объекты недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых исчисляется как кадастровая стоимость.

Изменение кадастровой стоимости учитывается с начала применения неправильной

С 1 января 2019 года будет не важно по какой причине изменилась кадастровая стоимость объекта. Т.е. не только в случае исправления ошибки, но и при изменении кадастровой стоимости в результате установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (п. 15 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N ).

Напомним, что в настоящее время при изменении кадастровой стоимости в результате установлении рыночной стоимости объекта, налог на имущество может быть пересчитан по «правильной» кадастровой стоимости, начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

ФНС РФ разъяснила, если решение об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости принято комиссией или судом после 1 января 2019 года (в т.ч. по искам, заявленным до 01.01.2019), то налог на имущество будет пересчитываться в порядке, установленном с 1 января 2019 (Письмо ФНС России от 27.11.2018 N БС-4-21/22899@ «О применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда с 01.01.2019»). Т.е. новую кадастровую стоимость нужно будет учесть при расчете налогов за период с даты начала применения оспоренной кадастровой стоимости.

Читайте также: