Особенности налогов в государствах древнего востока

Опубликовано: 20.09.2024

Древний Восток – совокупность географически далеких областей, разнящихся по хозяйственным условиям и образу жизни населения и существовавших в исторический период, предшествующий эллинизму и расцвету христианства. Данное историографическое понятие включает государства Передней, Средней, Южной и Восточной Азии, а также Северо-восточной Африки.

Ниневия - Столица Ассирии

Страны Древнего Востока

Основная часть древнейших мировых цивилизаций находилась на территории Ближнего Востока. Эта историческая область по праву считается колыбелью цивилизации. Хроники древневосточных государств, возникших в IV тысячелетии до новой эры в Китае, Месопотамии, Египте, позволяют исследовать важнейшие этапы развития человеческого общества: распад родового строя, появление классового расслоения и рабовладельческой системы, образование государств и развитие экономики, как организованной сферы человеческой деятельности.

Именно на территории Древнего Востока впервые начали практиковать круглогодичное земледелие, появились письменность, гончарный круг, а затем колесо и мельничные жернова. Здесь было образовано первое государство, разработано законодательство, наконец, именно здесь возникла первая империя. В древневосточных обществах наблюдалось социальное расслоение, рабство, образование военной структуры, зарождение таких наук, как математика и астрономия.

К государствам Древнего Востока относятся Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай, Ассирия, Вавилон, Шумер, другими словами, территории от Средиземноморского побережья и Эгейского моря до берегов Тихого океана.

Страны Древнего Востока на карте

Древние культуры возникали в большинстве своем по берегам крупных полноводных рек (Тигр, Евфрат, Нил, Инд, Ганг, Янцзы). Водные артерии не только служили древним людям транспортными путями, но и способствовали развитию земледелия. Теплый благодатный климат вкупе с наносными плодородными почвами создавал условия для успешного хозяйственного развития древних народов. На легкообрабатываемой земле с возможностью ее орошения можно было получать обильные урожаи даже при низком уровне технического оснащения и агрокультурных познаний. Новое общество на Древнем Востоке начало формироваться еще до начала железного века, довольствуясь техникой и орудиями труда эпохи палеолита.

Особенности развития экономики

Пока на территории Европы наблюдались еще признаки Великого обледенения, а первобытные люди жили небольшими стоянками в непроходимых лесных джунглях, на Востоке полным ходом шло развитие скотоводства, земледелия, ремесел. Имели место первые попытки обмена изделиями и продуктами между соседними человеческими общинами.

Стоит отметить, что на благодатных почвах древние крестьяне получали много больший урожай, чем требовался для удовлетворения их потребностей. Прибавочный продукт стал главным условием зарождения цивилизации. Обмен излишками продовольствия послужил началом торговли и способствовал возникновению денег.

Научно доказано, что еще в X-VIII тысячелетиях до новой эры население Малой Азии и Иранского нагорья сеяли злаки, в VI тысячелетии приручили овец, коз, ослов, а чуть позже и крупный рогатый скот, а также свиней. В VIII-VI тысячелетиях в хозяйстве жителей Древнего Востока появились отшлифованные каменные орудия, посуда из глины, плетеные корзины.

Ирригационная система

Отличительной чертой экономического развития древних государств Востока является ирригационный тип хозяйствования. Режим рек регулировался искусственно с помощью системы каналов и дамб. Обводнение земель (гидромелиорация) не было механизировано и требовало коллективного труда больших масс народа. Чистка каналов, ремонт дамб, соблюдение графика полива полей – все это подразумевало постоянный жесткий контроль и четкое управление из единого государственного центра.

Строительство ирригационных систем ускоряло политическое объединение территорий Древнего Востока, что, в свою очередь, форсировало порабощение пленных и эксплуатацию соседних, более слабых народов. Однако рабы не были главной производительной силой восточного общества. Сельским хозяйством и ремеслами занимались преимущественно свободные люди. Рабский труд использовался в строительстве дамб, возведении плотин, сооружении храмов. Также невольники выполняли работу по домашнему хозяйству.

Строительство пирамид в Древнем Египте

В странах Древнего Востока наблюдался избыток трудовых ресурсов, по этой причине в сельском хозяйстве рабский труд не применялся. Земледельцев-общинников и свободных ремесленников не нужно было одевать, кормить, содержать.

Земля находилась во владении государства. Оно выступало в роли распорядителя ирригационных работ и водных ресурсов, становясь при этом главным собственником всех орошаемых территорий. Институт частной собственности в странах Древнего Востока развивался слабо и медленно. Номинально земля являлась собственностью общины, однако на деле верховным собственником угодий была именно центральная власть.

Объединив людей, государство не отменило общинную повинность (ведение общего хозяйства). Многочисленная дармовая трудовая армия использовалась централизовано для выполнения общественных (государственных) работ. Для распределения трудовой повинности в древних государствах часто проводилась перепись населения.

Каждый крестьянин был обязан некоторую часть года работать на государство: на угодьях фараона и полях, принадлежащих жрецам бесчисленных храмов. Представители культа играли не последнюю роль в общественной и политической жизни.

Царь Навуходоносор

Государственным строем стран Древнего Востока была так называемая восточная деспотия. Власть верховного правителя (фараона, царя) была неограниченной, часто эти люди обожествлялись при жизни. Восточное общество имело жесткую иерархию. Собственность и власть слились здесь воедино. Богат был тот, кто имел власть.

Феодализм на Древнем Востоке имел свои особые черты. Собственность на землю была государственной или государственно-общинной. Простой крестьянин находился в зависимости не от отдельно взятого феодала, а от государства и его чиновничьего аппарата. Правящая верхушка безбедно существовала за счет государственных налогов, взимаемых с крестьянства. Эти поборы были сродни феодальной ренте. В восточном обществе не существовало классовых различий, люди не делились по принципу отношения к собственности. Вместо этого были касты – группы граждан, которые различались по своему положению в обществе и государстве.

Сверхцентрализованный принцип развития экономики, государственный характер хозяйства, тотальный контроль над общественной жизнью, чрезмерная бюрократизация – все это важнейшие характерные черты восточного общества в целом. Здесь во всем стремились к стабильности и непоколебимости, будь то экономика, политическая или социально-культурная жизнь. Это стремление в свое время послужило поводом для так называемой восточной стагнации, при которой экономика практически полностью остановилась в развитии, опираясь на многовековую систему общественных отношений, обычаи, законы и религию.

Интересы отдельной личности подавлялись, во главу угла ставились интересы общины, касты и государства. Для мотивации личной предприимчивости граждан не было поводов – этому препятствовала государственная собственность на землю. Проявление инициативы было немыслимым без свободного владения собственностью.

Древний Вавилон

Многие историки отмечают в странах Древнего Востока длительное сохранение пережитков первобытнообщинного строя. Общинные порядки по природе своей имели консервативный характер, где каждый шаг, каждое действие были подчинены устоявшимся традициям и обычаям. Энгельс в своих трудах писал, что древние общины, в местах, где они еще сохранились, были основой самой грубой формы восточного деспотизма. Там же, где они уже разложились, наблюдалось форсированное развитие силами самого народа.

Хозяйство и налогообложение

Основатель рода Чжоу Ци почитался в Чжоу как бог земледелия Хоу Цзи («Царь Просо»). Его потомки совершенствовали навыки земледелия. Однако, согласно Сыма Цяню, при сыне Ци Бу-ку учрежденная еще императором Яо должность управителя земледелия была упразднена, ибо династия Ся ослабла и «хлебопашество забросили». Бу-ку ушел в земли кочевых племен «жунов» и «ди». Внук Бу-ку Гун-лю, живший также среди этих кочевых племен, вернулся к земледелию. Хлебопашество и скотоводство были приведены в некоторое гармоническое соотношение («у тех, кто кочевал, появились богатства, а у тех, кто жил оседло, появились запасы»), но, видимо, ненадолго, ибо только Гу-гун Дань-фу, двенадцатый потомок Ци, «вернулся к занятиям Хоу-цзи и Гун-лю… отверг обычаи „жунов“ и „ди“, стал сооружать города, окруженные стенами, и предместья вокруг них».

При первых чжоуских удельных правителях существовали шелководство, прядение, ткачество, поощрялась торговля. В начале правления династии вводилась межевая и колодезная система землепользования. В виде подати вану, таким образом, поступала девятая часть урожая. Система «чэ фа», когда землевладельцу отдавалась десятая часть урожая в качестве налога, действовала, очевидно, еще раньше, при том что в ней усматривается элемент феодализма, позволяющий ряду исследователей считать надельную систему Чжоу феодальной, а значит и общество этой эпохи таковым.

Изготовленных из железа орудий производства в это время, скорей всего, не было. Использовались орудия из меди: лопаты, серпы, сошники и др. Ремесленники чжоуского вана славились высоким мастерством. Изделия из бронзы и яшмы в этот период получили широкое распространение. Бронзовые сосуды отливались также по заказу царских чиновников и знати. Ремесленники (байгун) относились к социальной категории байсин, ее низшему слою. Чжоуские правители ценили искусство шанских мастеров и использовали их труд.

Хозяйство и быт

Хозяйство и быт Основой хозяйства славянских племен в рассматриваемый период являлось земледелие. Конкретные его формы плохо прослеживаются по археологическому материалу. Однако можно предполагать, что в северной части расселения словен (Полесье, южная Польша)

Хозяйство

Хозяйство Где-то в середине 1943 г. до меня стали доходить слухи, что связисты выражают недовольство чрезмерной караульной службой. У нас в подразделении было четыре поста: у штаба, у склада, на конном дворе и в расположении личного состава. Предварительно мы обсудили

Налогообложение и финансовые проблемы

Налогообложение и финансовые проблемы Одной из отличительных черт внутренней политики Юстиниана была его упорная, до сих пор не полностью объясненная, борьба с крупными землевладельцами. Эта борьба отражена в новеллах, папирусах, а также в «Тайной истории» Прокопия,

Образование и налогообложение

Образование и налогообложение Судьбой детей отцы города заинтересовались столь же поздно, как и судьбой умерших. В своем первом послании, адресованном законодателям в декабре 1849 года, губернатор Барнет об образовании даже не упомянул. Во втором, в январе 1951-го, он заявил,

Льготное налогообложение

Льготное налогообложение Еще более тщательно готовилась связанная с реформой администрации перемена системы прямого обложения (к счастью, неплохо исследованная).[106] Указ Федора Алексеевича о посылке по всем городам валовых писцов состоялся еще в марте 1677 г., но

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ: ПОТРЕБНОСТЬ, СБОР И УЧЕТ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ: ПОТРЕБНОСТЬ, СБОР И УЧЕТ Основной принцип налогообложения в поздней Римской и Византийской империях состоял в том, чтобы максимально усилить эксплуатацию, а следовательно, и доходы. В позднеримский период цель эта достигалась тем, что уплата налогов на

Хозяйство

Хозяйство Народы Мезоамерики, имели много общего в материальной и духовной культуре. Но были и различия между майя и жителями Мексиканского нагорья, в том числе, ацтеками. Майя занимались подсечно-огневым земледелием на расчищенных от леса участках. Когда участок

Налогообложение и финансовые проблемы

Налогообложение и финансовые проблемы Одной из отличительных черт внутренней политики Юстиниана была его упорная, до сих пор не полностью объясненная, борьба с крупными землевладельцами. Эта борьба отражена в новеллах, папирусах, а также в «Тайной истории» Прокопия,

Глава 21 НЕПОМЕРНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

Глава 21 НЕПОМЕРНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ Бегство Фемистокла Победа у реки Евримедон стала успехом Афин в войне с Персией и триумфом власти консерваторов. После победы Кимона над его могучим противником в 470 г. до н. э. Фемистокл удалился на Аргос, откуда он

Разорительное налогообложение

Разорительное налогообложение Из сатрапий постоянно тек в казну серебряный ручеек, оцененный Геродотом как 9880 эвбейских талантов, которые, очевидно, были равны 7600 вавилонским талантам. Подсчитывая вместе с ним соотношение золота к серебру как тринадцать к одному, можно

§ 5. Крестьянское хозяйство 18 в

§ 5. Крестьянское хозяйство 18 в С помощью подсчета инвентарей оказалось возможным получить ряд данных о положении крестьян в числовых соотношениях. Конечно, эти данные охватывают относительно лишь небольшое число крестьянства, но так как они относятся к разным

Хозяйство и быт

Хозяйство и быт К вопросам описания быта, жилища, характерных для Двуречья рассматриваемого периода, весьма оригинально подошли авторы фундаментального труда — «История древнего Востока. Нарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой

Хозяйство

Хозяйство СкотоводствоКыпчаки занимались скотоводством, разводили в основном овец, лошадей и верблюдов; крупный рогатый скот занимал в их хозяйстве незначительное место, так как он не приспособлен к условиям круглогодичного выпаса, к добыванию зимой корма из-под снега.

Хозяйство и быт

Хозяйство и быт Основой хозяйства славянских племен в рассматриваемый период являлось земледелие. Конкретные его формы плохо прослеживаются по археологическому материалу. Однако можно предполагать, что в северной части расселения словен (Полесье, Южная Польша)

Хозяйство

Хозяйство В разделе о вожэнь в «Вэй чжи» упомянуто до полусотни представителей живой и мертвой природы, а также продуктов сельского хозяйства и ремесла. Все в целом позволяет составить определенную картину хозяйственной жизни вадзик, дополнив ее данными археологии



Почему именно форма восточной деспотии была принята как форма правления при создании новых государственных ­образований?


Где и когда зародились древние цивилизации? Перечислите все наиболее крупные цивилизации, существовавшие в I тысячелетии до н. э., и покажите их на карте. Какую роль в жизни древних цивилизаций играла географическая среда? Какой была социальная структура древневосточного общества?
(История Древнего мира, 5 класс)

Сайт: Профильное обучение
Курс: Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. 10 класс
Книга: § 4. Общество и государство в странах Древнего Востока
Напечатано:: Гость
Дата: Четверг, 20 Май 2021, 17:05

Оглавление

  • 1. Восточная деспотия
  • 2. Социальные отношения господства-подчинения
  • 2-1. Проблема рабства в древневосточных цивилизациях
  • 3. Система государственного управления
  • Вопросы

1. Восточная деспотия

В ходе становления империй в районах древневосточных цивилизаций сложилась своеобразная форма государственного правления — ​восточная деспотия, при которой во главе страны стоял правитель с неограниченной властью. Правитель считался собственником всей земли в стране. Всякое его решение было выше любых законов или традиций. Власть в государстве передавалась по наследству. Более того, сама власть считалась полученной от богов, а личность правителя обожествлялась. В итоге существовал развитый культ правителя, ему поклонялись.

Почему же во всех государствах Древнего Востока установилась такая форма правления, при которой население не имело никаких прав и беспрекословно подчинялось наследственному правителю? Прежде всего следует помнить, что высокопродуктивное ирригационное земледелие древневосточных цивилизаций требовало четкой организации труда общин земледельцев. Подчиненные правителю чиновники и писцы координировали и контролировали сельскохозяйственные работы, включая сбор урожая, который впоследствии различными способами перераспределялся между всем населением. Постепенно земледельцы подвергались всё более жестокой эксплуатации, чтобы государство могло получать бо́льшие урожаи.

Правитель должен был защищать население от нападений. Он командовал армией, которая отражала набеги и вторжения соседних народов или захватывала новые территории. Одновременно армия была готова подавить и выступления народа против правителя.

Правитель через многочисленных чиновников полностью контролировал жизнь всего населения, мог вмешиваться даже в дела отдельных семей. Люди платили большие налоги государству, их количество и величину правитель регулировал по своему желанию. Часто проводились масштабные строительные работы, обеспечивавшие занятость населения, численность которого росла быстрыми темпами. Таким образом, правитель сосредоточивал в своих руках административную, военную, судебную, налоговую, хозяйственную власть. Общество практически не могло влиять на его политику. В различных цивилизациях восточная деспотия имела некоторые особенности, но принципы формы правления были едины.

Сильная деспотическая, единоличная власть правителя при существовании разветвленного аппарата чиновников обеспечивала в период формирования государства стабильность жизни общества, способствовала объединению интересов разных социальных групп, препятствовала возникновению открытых социальных конфликтов. А это, в свою очередь, было предпосылкой стабильности самой восточной деспотии как формы правления в государстве.



2. Социальные отношения господства-подчинения

Древневосточное общество было иерархичным и делилось на сословия, принадлежность к которым была наследственной. В основе сословного деления лежало общественное разделение труда: сословия различались именно по их хозяйственной или государственной деятельности. Каждое из них имело свои обязанности, права и привилегии, то есть отличалось от других социальным положением. Человек в соответствии с принадлежностью к сословию занимал строго определенное место в социальной иерархии. Постепенно она усложнялась, становилась все более дифференцированной и разветвленной.

Структуру общества древневосточных цивилизаций можно изобразить в виде иерархической «социальной пирамиды». На вершине иерархии стоял обожествляемый правитель, обладавший всей полнотой власти и считавшийся собственником земли.

Высокое положение занимали родовая и военная аристократия (знать), а также жрецы. Аристократия формировалась из родственников правителя, крупных землевладельцев из разных районов страны и, конечно, верховных военачальников. Постепенно ее представители начали занимать высокие государственные должности и влиять на управление страной через исполнение обязанностей. Успешные завое­вательные вой­ны приносили аристократии новые земли и богатства.

Важную роль в обществе играли многочисленные чиновники, выполнявшие функцию управления государством, — отсюда их высокий социальный статус. Они составляли грамотную часть общества. Чиновники отвечали за организацию сельскохозяйственных работ и строительства, следили за состоянием каналов, взимали налоги с населения, набирали воинов для походов, осуществляли суд и т. д. Должность чиновника давала устойчивое социальное положение, власть над людьми, материальное благополучие или даже богатство, однако все эти преимущества человек получал только на время службы. Среди чиновников наиболее низкий статус имели писцы, в обязанности которых входила фиксация объема выполненных работ, урожая, налогов, долгов и просто важных событий.

Для жрецов и государственных чиновников были очень важны грамотность, а также знания в определенных областях (медицине, математике, геометрии, астрономии и т. д.). Целью обучения в древневосточном обществе было освоение профессии, которую дети должны были унаследовать от отца. «Смотри, нет другой должности, кроме должности писца, где человек всегда начальник», — ​говорит одно из древнеегипетских поучений. В Китае с древности существовали специальные экзамены для чиновников. Повышение в чине или должности происходило только в случае успешной сдачи экзамена, который принимали высшие чиновники.

Купцы, воины, ремесленники и торговцы пользовались целым рядом привилегий. Купцы привозили издалека товары, которых не было в стране, поэтому их часто поддерживало государство. К тому же они нередко выступали и как разведчики. Важной для общества группой были воины. Богатства первых земледельческих цивилизаций вызывали у соседей желание совершать набеги и грабежи. Именно воины защищали страну или участвовали в завоевательных вой­нах, приносивших богатую добычу. Поэтому воины жили во многом за счет государства.

Довольно многочисленным было сословие ремесленников, которые в основном жили в городах. Они изготавливали многие важные изделия: орудия труда и оружие, одежду и посуду, украшения, строили жилища. На протяжении нескольких тысяч лет именно ремесленники производили наиболее значимые для общества товары. Правители были заинтересованы в привлечении в страну ремесленников редких специализаций. Торговцы активно перевозили товары ремесленников, земледельцев и скотоводов между близко расположенными районами.


Основную часть общества составляли свободные земледельцы, объединявшиеся в общины. Благополучие стран Древнего Востока зависело именно от них, поэтому общины имели немало прав. Земледельцы обрабатывали землю, которая обычно передавалась им в бессрочное пользование. Государству было важно получать часть урожая, чтобы можно было обеспечивать продуктами административный аппарат и армию. Общины были замкнуты и все свои вопросы решали самостоятельно. Богатая «верхушка» отвечала перед чиновниками за уплату податей и выполнение повинностей. Все члены общины были связаны круговой порукой, что означало взаимопомощь, но одновременно и ответственность за совершённые ­кем-либо преступления. Человек мог всегда рассчитывать на помощь общины, но вместе с тем должен был личные интересы подчинять общественным, свое мнение согласовывать с мнением старших родственников, соседей-­общинников, жить по установленным традициям. Традиции и круговая порука обеспечивали устойчивость жизни таких коллективов в древности.

Трагедией для земледельца было лишение поддержки общины, которое происходило, если он становился должником или оказывался изгоем. Это свидетельствовало о возникновении имущественного расслоения. Изгнанный по разным причинам из общины земледелец лишался своего надела, а следовательно, источника существования. Такие люди становились зависимыми: теперь они могли работать на землях правителя, аристократии или храмов. Владелец земли мог распоряжаться не только их трудом, но и ими самими, они уже не имели права уйти с земли своего владельца.


Сословное иерархическое деление общества в странах Древнего Востока было организовано по-разному. В Египте государство почти полностью контролировало общественную жизнь, отдельные группы населения долгое время практически не имели прав. Зато египтянин мог повысить свой статус, например, в молодости освоив грамоту и став писцом. В Месопотамии права разных групп населения были защищены законами. В Индии сложилась очень прочная система варн, а затем каст, при которой человек ни при каких обстоятельствах не мог изменить свою принадлежность к касте, в которой родился. В Китае общество также было строго иерархично, но люди могли за определенные заслуги повысить свой статус, переходя в более высокий ранг.

2-1. Проблема рабства в древневосточных цивилизациях

Самое низкое положение в древневосточных обществах занимали рабы — ​несвободное население, состоявшее из пленных или должников. В ходе успешных завоевательных вой­н часто захватывали большое количество пленных. Отпустить их было невозможно, так как они продолжали бы сопротивляться. Использовать у себя в стране было сложно: они чаще всего не могли выполнять квалифицированную, ответственную работу.


В ряде стран существовало долговое рабство, когда людей делали рабами за долги. Оно не обязательно было пожизненным: отработав свой долг, вчерашний невольник вновь становился свободным человеком. В Китае свободных людей нередко превращали в рабов за преступления перед государственной властью. Дети, рожденные рабынями, также становились рабами.

В древних цивилизациях Востока рабство было заметным явлением, однако труд рабов не был господствующей формой труда и не играл определяющей роли в экономической жизни. Скорее он выполнял вспомогательную функцию по отношению к работе земледельцев и ремесленников. Рабов использовали как прислугу во дворцах и храмах, на подсобных работах в ремесле и торговле, для выполнения самой тяжелой или опасной работы — например, в рудниках или каменоломнях. Они были собственностью своего хозяина, который распоряжался не только их трудом, но и их жизнью. За малейший проступок их могли жестоко наказать. Однако существовало и домашнее рабство, когда рабы жили в составе большой патриархальной семьи, где они выполняли работу по хозяйству.

3. Система государственного управления

Система государственного управления играла определяющую роль в условиях, когда социальные структуры только складывались. Экономической основой функционирования общества при восточной деспотии была государственная собственность на землю. С одной стороны, государство во главе с обожествляемым правителем было гарантом нормального функционирования общества и организации работ, с другой — именно государство начало выступать как инструмент эксплуатации части населения. А это вызывало сопротивление и конфликты.

Общество видело в правителе хранителя традиций и порядка, которые связывались с покровительством богов. Традиции должны были оставаться неизменными, а правитель имел право судить за их нарушение. Таким образом, его фигура была связана с идеей общественного благополучия и справедливости. Именно поэтому общество готово было подчиняться правителю и его чиновникам.

Чаще всего правители древневосточных деспотий вводили две должности, людей на которые назначали лично: руководителя армии (военачальника) и руководителя административного аппарата.

Военачальники организовывали и контролировали армию, что определяло их большое влияние на политику правителей. Глава государственного аппарата (канцелярии) руководил всеми делами в стране. Отдельные ведомства формировались постепенно. Среди них можно выделить ведомства, занимавшиеся учетом урожая и государственных запасов, сбором налогов, общественными работами (в странах Древнего Востока население было обязано не только платить налоги государству, но и выполнять государственные повинности — ​общественные работы, к которым относились строительство ирригационных каналов и государственных хранилищ, дворцов, крепостей и храмов, прокладывание дорог и производство важных ремесленных изделий, сооружение пышных гробниц правителей).

Четких границ между ведомствами и их полномочиями в древности еще не существовало. Поэтому чиновников было много: ведь они должны были всё организовывать и следить за тем, что происходило в государстве, а также выполнять любые поручения правителя. Ни одно мероприятие не проходило без их участия.

Весь бюрократический аппарат был выстроен в соответствии со строгой и четкой иерархией, связанной с существованием должностей высоких и низких рангов. Чиновники каждого из рангов отличались по своему социальному положению, для них была предусмотрена специальная одежда, а иногда даже еда.


На всем протяжении истории Древнего Востока деспотия как форма государственного правления считалась традиционной, освященной религией и единственно возможной. Иногда происходили разрушительные народные восстания или вторжения иноземных народов. Но форма правления при этом всегда сохранялась. Например, восстания в Древнем Китае и Древнем Египте неоднократно приводили к свержению правящих династий, но в итоге вожди повстанцев становились новыми правителями, а их соратники — ​новыми аристократами, занимая высокие посты в государственном аппарате. То же ­происходило, если территорию земледельческой цивилизации захватывали. ­Завоеватели создавали новую династию, которая организовывалась по традиционному принципу, захватчики постепенно смешивались с местным населением.

Формой государственного устройства стран Древнего Востока стала восточная деспотия. Общество было организовано по принципу иерархии сословий. Обожествляемый и всевластный правитель и его бюрократический аппарат организовывали всю хозяйственную и социальную жизнь. Одновременно правитель являлся гарантом стабильности существования общества. Стремление к получению все более высоких урожаев влекло за собой необходимость создавать большие ирригационные системы, что приводило к подчинению и жестокой эксплуатации части населения. Крупнейшие сооружения древневосточных деспотий могли быть созданы при слабом техническом оснащении лишь путем крайне напряженного труда невольников.

Вопросы


1. Какие основные функции выполнял аппарат государственной власти в странах Древнего Востока?
2. Какое значение имело то, что правитель считался собственником всей земли? В каком положении по отношению к нему находились все остальные слои населения?
3. Приведите примеры, свидетельствующие об обожествлении правителей в древности. Чем было обусловлено это явление?
4. Объясните, какое значение имела для человека в древних обществах принадлежность к определенному сословию. Приведите примеры.
5. Назовите особенности социальной структуры древневосточных государств. В чем заключались сходства и различия в социальной структуре различных стран?
6. Объясните причины появления государств с восточной деспотией, используя учебный материал и схему.


6-1. Какое значение имело то, что правитель считался собственником всей земли? В какое положение по отношению к нему это ставило все остальные слои населения?

6-2. Подготовьте эссе по проблеме урока: «Была ли восточная деспотия единственно возможной формой организации общества в древности?»

Введение
Первые государства на Земле, первые очаги цивилизации сложились в строго определенных местах, в странах с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: в долине Нила (за 3000 лет до н.э.), затем в долинах Тигра и Евфрата, в долине Ганга, в лессовых долинах китайских рек. Эти государства и принято называть государствами Древнего Востока.
Очаги будущей европейской цивилизации, античные государства, возникли позже. Если всю историю человечества от рождения первых государств до наших дней разделить на две равные по времени части, то ясно, что вся первая половина истории это только история стран Древнего Востока. Античная цивилизация возникла лишь на рубеже между этими двумя отрезками.

История древневосточных государств, возникших в IV тыс. до н. э. в Месопотамии, Египте, Китае позволяет нам изучить важнейший этап в развитии человечества — распад родового строя, возникновение классов и древних рабовладельческих обществ, создание государств, начало цивилизаций и экономики, как организованной сферы деятельности человека.
Отделение скотоводства от земледелия, развитие сельского хозяйства и выделение из него ремесел, возникновение металлургии вызывали потребность в дополнительной рабочей силе. Ею становились главным образом пленные, которых обращали в рабство. Рост производства дал избыточный продукт, ставший объектом обмена. Появилась торговля, а затем и деньги. Родовая община постепенно распадается. Войны и торговля увеличивали имущественное расслоение. Возникает первое деление общества на классы — рабовладельцев и рабов. Для охраны интересов собственников, имущества, рабовладельцев и защиты от внешней опасности создается государство.
Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, принимают форму деспотии — вся верховная власть принадлежит царю. Формально и вся земля в государстве принадлежала царю, но фактически значительная ее часть находилась в руках свободных людей — общинников, отстаивавших в борьбе с центральной властью свои права.
Особенностью экономики древнейших государств Месопотамии было сосуществование сельской общины с рабовладельческим хозяйством. Сохранение сельской общины обусловливалось спецификой природных условий. Жаркий климат страны требовал орошения в сельском хозяйстве, но постоянные разливы рек Тигра и Евфрата, значительная заболоченность требовали осушения земель. В этих условиях населению приходилось создавать множество ирригационных сооружений. Их строительство было возможно лишь при соединении усилий многих людей. Все это сохраняло общину, которая из родовой стала сельской.
Менялись религии, но оставался египетский народ, государство. Незыблемыми оставались цели экономической политики государства — жизнеобеспечение населения страны. Для достижения этих целей необходимо было в течение тысячелетий создавать и поддерживать ирригационные сети, искать в стране и за ее пределами полезные ископаемые (строительные материалы, медь, золото, железо), обеспечивать хозяйство рабочей силой. Ради получения полезных ископаемых и рабов египетские фараоны постоянно вели войны, которые в конечном итоге разоряли страну и неоднократно приводили к распаду единого египетского государства и даже к завоеванию его иноземцами. Таким образом, хотя войны и велись для решения экономических проблем, но они же истощали экономику страны и вели к распаду государства.
В середине II тыс. до н. э. древние государства Индии были покорены племенами ариев, спустившимися с гор Гиндукуша. Арии были кочевниками, скотоводами, которые в поисках новых пастбищ захватили сначала долину Инда, а затем и Ганга. Экономический и культурный уровень ариев был ниже завоеванных ими народов. Они разрушили древние города. Культура земледелия также пришла в упадок. Главным видом деятельности долгое время было кочевое скотоводство.
Со временем арии стали заимствовать у коренного населения культуру земледелия. Население жило семейными общинами, с общесемейной собственностью. Постепенно семейные общины превращались в сельские, управляемые сельскими старостами. Земля находилась во владении общин. По мере имущественного расслоения в общинах появилось право частного владения землей.
Войны давали военнопленных, которые становились рабами и трудились у зажиточных членов общин. Из числа зажиточных выбирались должностные лица, управлявшие хозяйством общины или руководившие военными действиями. Они присвоили себе право распределения общинных продуктов, военной добычи и рабов.


• Рабы работали в доме хозяина, мастерских и в храме;
• Создание государств;
• В Древнем Востоке существовал азиатский способ производства, основанный на патриархальном рабстве, и в античных странах сначала также существовало патриархальное рабство.

Проблема гармонизации экономики в различных странах сводится к наличию различных критериев проведения экономического исследования или действия. Следует помнить, что различие в этих критериях объясняется теми способами и теми представлениями, которые использовались в конкретной стране в конкретное время. Так, например, жесткая статусная структура общества сохранилась в Европе, начиная со времен феодализма.

Список используемой литературы

1. История мировой экономики. Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой.
2. Егер О. Всемирная история: В 4 т. Т. 1. Древний мир. М., 1999.
3. История древней Греции /Под ред. В.И.Кузищина. М., 1986, 2000
4. Машкин Н.А. История древнего Рима. М., 1948, 1956.

Особенности государственного строя, общественной структуры стран Древнего Востока. Характеристика древневосточной деспотии.

Древний мир — эпоха в истории человечества, доминирующей линией развития которой было утверждение рабовладельческого способа производства, возникновение первых классовых обществ и государств.

Эта ведущая тенденция исторического процесса реализовывалась в условиях многообразия конкретных путей и форм общественного развития географически полностью или частично разобщенных народностей. Неоднозначность природно-климатических условий во многом определяла дифференцированность этого процесса. Не каждая страна проходила все его стадии, они протекали в государствах не одновременно и не одинаково. Древние страны окружал обширный мир племен, да и сами государства, общества, их обусловившие, были неоднозначны.

Поэтому история государства и права Древнего мира условно, в интересах изучения, делится на историю государства и права Древнего Востока и историю государства и права Античного мира.

Понятие «Древний Восток» традиционно используется в науке для обозначения совокупности стран юго-западной, южной и восточной Азии, а также северной и северо-восточной Африки в соответствующий исторический период.

Страны Древнего Востока внесли большой вклад в развитие мировой цивилизации. Они заложили первоначальные основы многих духовных и материальных ценностей, которые впоследствии были восприняты и творчески развиты, став достоянием всего человечества.

Важнейшим аспектом изучения истории этих государств является проблема взаимодействия природы и общества в условиях относительно низкого уровня развития производительных сил и соответственно высокой степени зависимости человека от окружающей среды. Не менее значима проблема причинно-следственных связей, обусловивших возникновение государства и права. Поэтому особое внимание уделяется ряду областей Древнего Востока, прежде всего долинам Нила, Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы, Хуанхе, оказавшимся особенно благоприятными для обитания человека. Здесь раньше, чем в других регионах, получило развитие оседлое, основанное на ирригационной системе земледелие с относительно устойчивыми урожаями. Появление во многом в связи с этим прибавочного продукта и присвоение значительной его части родоплеменной знатью стимулировало наиболее раннее в истории разложение первобытно-общинного строя, зарождение классового общества и государства.

При этом выявились важные тенденции общественного и государственно-правового развития значительной части основных стран Древнего Востока. Это прежде всего длительное сохранение, сельской общины, базирующейся на натуральном хозяйстве и потому замкнутой в себе экономически и в значительной мере политически. Совместным трудом крестьян-общинников в основном поддерживались и развивались оросительные системы.

Консервация общинных структур, в свою очередь, в немалой степени сдерживала (замедляла) развитие частной собственности на землю. При таких условиях долго преобладали полупатриархальные, но от этого не менее тяжелые формы эксплуатации, главным образом посредством внеэкономического принуждения, в интересах монарха, знати и жречества. Удельный вес труда рабов был относительно невелик, хотя и постоянно возрастал. Увеличивались и другие формы эксплуатации свободных (ростовщичество, наем работников и т. д.), а также покоренных племен.

Все это в конечном итоге оказывало влияние на государство. Являясь инструментом классового господства, оно в ряде основных стран (но не везде) утвердилось в форме так называемой восточной деспотии. Вся полнота власти, не ограниченной законом, принадлежала монарху, обожествляемому и правящему посредством войска и чиновничества. Идеологической основой деспотизма стала религия, обожествлявшая личность и власть главы государства.

Существовала определенная закономерность в становлении деспотической формы правления. Первоначальные государственные структуры обычно возникали на основе и в территориальных границах отдельных племен или племенных союзов, сохраняя многие пережитки первобытно-общинного строя. Эти небольшие по территории так называемые номовые государства возглавлялись правителями, нередко потомками племенных вождей, власть которых ограничивали совет знати и народное собрание. Такие властные структуры, первоначально не всегда- монархические, в результате

союзов и особенно завоеваний превращались в большие относительно централизованные государства. Их образование в немалой степени обусловливалось необходимостью поддержания в должном порядке единой для большей части речной долины ирригационной системы. По мере усложнения классовых и общенациональных задач государства и особенно сохранения политической самоизоляции сельских общин монархия в ряде стран, не встречая серьезного противодействия в народе, постепенно приобретала форму деспотии

- долгое сохранение сельской общины

- социальная структура ( 1 жрецы, войны; 2крестьяне и ремесленники; 3 рабы)

- первые гос. являлись речными цевилизациями.

- восточная деспотия – это монархическая форма правления с неограниченной властью монарха. Жесткий тотальный режим с преобладанием жреческой власти (египет, индия) и военной власти ( вавилон, китай)

-привилегированное положение правящей верхушки.

Особенности развития права стран Древнего Востока.

Исторически было обусловлено и развитие права стран Древнего Востока. Отражая тенденцию, присущую праву всех народов, находившихся на первоначальной ступени развития юридической мысли, оно долго оставалось обычным и лишь постепенно становилось писаным. Право состояло в основном из записей наиболее часто повторяющихся случаев из судебной практики. Выражая четко классовую направленность, оно сохраняло вместе с тем и общенациональное предназначение. Важнейшие дошедшие до наших дней памятники права Древнего Востока — законы Хаммурапи (Вавилон) и законы Ману (Древняя Индия) — подтверждают как первое, так и второе. При этом законы Ману особенно отчетливо фиксируют один из первых в истории юриспруденции подходов к проблеме совмещения права и морали, права и религии. Нарушение правовой нормы рассматривалось и как нарушение морально-религиозных предписаний.

Вместе с тем праву стран Древнего Востока была присуща высокая степень национальной обособленности и соответственно своеобразия и исключительности. Причиной тому во многом стала относительная географическая разобщенность государств. Это учитывается в учебнике: государство и право каждой страны рассматривается в отдельных главах.

Основные источники права: финансово-налоговое, военное, общественных работ.

-открытое закрепление социального неравенства

-неразрывная связь с религией

- основной источник обычное право

- отсутствие четкого деления на отрасли.

- жестокость наказаний, часто смертная казнь

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 1721 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Читайте также: