Основы налогового администрирования в рф используйте учебное пособие лазуриной о м

Опубликовано: 20.09.2024

Мещеряков Егор Сергеевич – студент Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Маркина Наталья Александровна – научный руководитель, старший преподаватель Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В данной статье представлен обзор определений налогового администрирования с точки зрения современных исследователей, а также выявлены проблемы системы налогового администрирования РФ и предложены пути их решения.

Ключевые слова: Налоги, налоговое администрирование, налоговая политика.

Налоговое администрирование сегодня представляет важнейший элемент налоговой системы, который содержит, в свою очередь, такие элементы, как мониторинг соблюдения своих обязанностей налогоплательщиками, контроль за выполнением требований законодательства со стороны налоговых органов, и, кроме того, широкий комплекс различных инструментов методического, организационного, программно-технического и аналитического сопровождения деятельности. Также к налоговому администрированию относится качество работы налоговых органов, которые в ходе функционирования могут выявлять факты нарушения налогового законодательства, выявлять его пробелы и вносить предложения по их устранению в вышестоящие органы.

В качестве основной задачи налогового администрирования можно отнести своевременное реагирование на изменения различного характера в экономике и отношениях различных субъектов в сфере налогообложения. Анализ проблем налогового администрирования прямым образом связан с ростом эффективности самой по себе налоговой системы, а также повышением качества собираемости налогов. При этом одним из наиболее важных аспектов налогового администрирования является совершенствование методологических основ налогового администрирования, которые должны гибко адаптироваться под актуальные требования законодательства. Для совершенствования непосредственно налоговой политики государства сегодня необходима выработка современных подходов в этой сфере. Кроме того, это будет способствовать обогащению теории и практики налогообложения.

Современное налоговое администрирование является одним из основных элементов эффективного функционирования налоговой системы и государственной экономики. Однако, проанализировав научную литературу, мы пришли к выводу, что среди российских экономистов до сих пор нет единства в понимании налогового администрирования. Приведем доказательства этого вывода из определения налогового администрирования некоторых авторов.

Майбуров И.А. полагает, что под налоговым администрированием понимается процесс управления механизмом получения налогов от налогоплательщиков, утвержденным российским законодательством и осуществляемым работниками налоговых органов и прочих органов, работающих в сфере налогового администрирования [3, с. 44].

Пансков В.Г. определяет налоговое администрирование как деятельность, направленную на управление органами налогового контроля, а также на формирование системы налогов и сборов, контроль за соблюдением налогового законодательства, прав и обязанностей участников налоговых отношений [4, с. 67].

Жакенова Г.И. указывает на то, что налоговое администрирование – это механизм оптимизации налоговой структуры, совершенствованию инструментов и методов их сбора, учета и сдачи отчетности, а также контроля за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью уплаты налогов в соответствии с требованиями отечественного законодательства [2, с. 57].

Таким образом, исходя из анализа этих понятий, можно сказать, что налоговое администрирование определяется как деятельность налоговых органов по мониторингу соблюдения налогового законодательства России организациями и физическими лицами, т. е. фактически оно связано с налоговым контролем. Однако, сопоставляя налоговое администрирование и налоговый контроль, можно сказать, что сущность налогового администрирования шире, чем налоговый контроль, но в то же время является частью управления налоговой системой.

Кроме того, обзор источников показал, что в современной экономической литературе существует актуальная идентификация понятий «налоговое администрирование» и «управление налоговой системой». В связи с этим можно сказать, что понятие «налоговое администрирование» определяется как налоговая администрация.

В настоящее время общепризнанным фактом является несовершенство системы налогового администрирования, что во многом обусловлено как качеством управления ею, так и структурными недостатками, то есть теми аспектами, которые заложены сами законодательством. Сама российская налоговая среда сегодня сложилась в нашей стране таким образом, что налогооблагаемые субъекты бизнеса стремятся каким-либо образом оптимизировать свои налоговые издержки, снизить налоговое бремя. Несмотря на меры по налоговой амнистии, проводимые российским Правительством, все еще распространены случаи «бегства» капитала за рубеж.

Налоговая система России сегодня динамично изменяется на основе как преобразований законодательного характера, так и при воздействии на нее внешних причин, связанных с неустойчивостью современной экономики. В связи с этим государству необходимо создавать условия для того, чтобы бюджет страны активно пополнялся, однако меры, принимаемые законодателем в сфере налоговой политики, направлены на количественное повышение налогов, а не создание условий для налогоплательщиков. Иллюстрацией тому служит увеличение налога на добавленную стоимость с 18% до 20%, что производители перенесут в цену продукции для конечного потребителя, и что, в свою очередь, будет способствовать всеобщему росту цен на фоне невысокой платежеспособности населения в целом.

В настоящее время в российской налоговой системе существуют следующие проблемы, неточности и пробелы:

  1. Ухудшение качества проведения камеральных налоговых проверок, учитывая тот факт, что количество налогоплательщиков возрастает.
  2. Недостаточно совершенное законодательство в сфере налогового администрирования, что, в частности, выражено в недостаточной четкости формулировок, касающихся механизма проведения проверок.
  3. Внутренние проблемы, связанные с нехваткой высококвалифицированных специалистов, недостаточно совершенным программным обеспечением, не всегда позволяющим своевременно получить данные о налогоплательщике.
  4. Проблемы обмена данными между самими налоговыми органами. К примеру, когда отправляется запрос о налогоплательщике, или запрос об истребовании документов по данному налогоплательщику в инспекцию по месту его постановки на учёт, но в установленные сроки ответ не получен, тем самым налоговый орган, отправивший запрос, не может произвести соответствующую работу или осуществить налоговую проверку [1, с. 144].

Путями решения вышеперечисленных проблем могут стать следующие мероприятия:

  1. Ежегодное выделение средств из бюджета именно на цель закупки и обновления всей необходимой техники и персональных компьютеров, отвечающих последним требованиях.
  2. Разработка каналов связи, позволяющих не терять информацию во время обмена данными между государственными органами и налоговыми инспекциями и вовремя её получать.
  3. Закрепление ответственности за всеми органами за несвоевременное предоставление требуемой информации и несение соответствующих предусмотренных дисциплинарных взысканий (замечание, предупреждение, выговор и даже увольнение) за совершенный дисциплинарный проступок.

Необходимо создание такого механизма налогового администрирования, который приводил бы к наиболее качественному и количественному взиманию налогов и сборов, учитывающий специфику и состояние современной экономики, а также все изменения в налоговом законодательстве и ориентированном на налогоплательщиков, что и обуславливает высокую значимость и актуальность. Обеспечение налогового администрирования является залогом оптимальной налоговой политики страны [1, с. 145].

Таким образом, по итогам проведенного исследования был сделан вывод о том, что сущность налогового администрирования заключается в организации сбора налогов на уровне государства (от определения состава налоговой отчетности до разработки правил взаимодействия налогоплательщиков с государством). В настоящее время налоговое администрирование сталкивается с рядом проблем, связанных с тем, что в связи с современной экономической ситуацией в стране и снижением платежеспособности населения экономические субъекты стремятся к оптимизации налогообложения и не всегда легальными способами. Поэтому система налогового администрирования должна в настоящее время повысить контроль за налогоплательщиками и ужесточить санкции для тех, кто ведет незаконную предпринимательскую деятельность, уходит от налогов и осуществляет прочие нарушения налогового законодательства.

Налоговое администрирование

Автор: Коллектив авторов -- Экономика
Жанры: Образовательная литература , Бухучет и аудит
Год: 2009
ISBN: 978-5-85971-855-9

Рассматривается основной круг вопросов, освещающих современное состояние налогового администрирования в Российской Федерации: теоретические основы, участники налоговых правоотношений, состав и структура налоговых органов, регулирование и прогнозирование налоговых платежей, повышение эффективности налогового администрирования, контроль исполнения обязанностей по уплате налогов. Исследуется влияние на систему налогового администрирования проведенной масштабной налоговой реформы, направленной на снижение налоговой нагрузки, упрощение и унификацию налогового законодательства.

Для студентов экономических вузов, обучающихся по очной и заочной формам обучения по специальностям «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение».

ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение»

М.В. Карп, проф. кафедры налогов и налогообложения Государственного университета управления, д-р экон. наук,

И.Л. Юрзинова, доц. кафедры экономики и управления Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России, канд. экон. наук,

Налоговое администрирование скачать fb2, epub, pdf, txt бесплатно

Платежные системы

В книге рассмотрены теоретические вопросы построения платежной системы, ее функции и роль в экономике, представлены аспекты управления рисками платежных систем, а также варианты участия центральных банков и иных регуляторов в организации и функционировании национальных платежных систем. Пособие дает представление о составе и структуре национальной платежной системы России, детально характеризуя организацию деятельности ее основных субъектов. Особое место отводится платежной системе Банка России. Значительное внимание уделено рассмотрению инновационных небанковских платежных систем, а также вопросам организации надзора и наблюдения в платежной системе России.

Учебное пособие дает совокупность современных знаний, необходимых исследователям и аналитикам, занимающимся проблемами развития платежной системы и ее инфраструктуры.

Базовый курс по рынку ценных бумаг

БАЗОВЫЙ КУРС ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ

Учебное пособие рекомендовано Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг для подготовки к базовому экзамену, ia?eiay n 6 ai?aey 1998 a. Москва, 1998. Базовый курс по рынку ценных бумаг. - М.: Финансовый издательский дом "Деловой экспресс", 1998. - 408с. (за счет уплотнения текста электронная версия учебного пособия содержит 213 с.) ISBN 5-89644-003-0

Основной целью настоящего пособия является ознакомление читателя с основами и наиболее существенными вопросами функционирования рынка ценных бумаг как с точки зрения сложившейся общемировой практики, так и применительно к конкретным условиям России. Учебное пособие предназначено для подготовки к базовому экзамену для соискателей квалификационных аттестатов Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, но может быть рекомендовано для широкого круга лиц, интересующихся теоретическими и практическими вопросами развития рынка ценных бумаг.

Внедрение МСФО в России. Проблемы и перспективы

Сборник статей посвящен исследованию современных проблем реформирования отечественной системы бухгалтерского учета на основе МСФО и подготовки российскими организациями финансовой отчетности в формате МСФО. Особенностью данного сборника является то, что в нем представлены статьи как известных ученых в области бухгалтерского учета, так и работы молодых авторов, аспирантов, магистрантов и студентов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Сборник предназначен для специалистов, интересующихся современными проблемами бухгалтерского учета и отчетности. Он будет полезен студентам при изучении учетно-аналитических дисциплин, а также аспирантам, преподавателям и практикующим бухгалтерам.

Сборник научных статей подготовлен с использованием информационной системы «КонсультантПлюс».

Инновации на финансовых рынках

В коллективной монографии кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ ВШЭ представлены результаты научных исследований по развитию инновационных процессов на финансовых рынках. В работе рассматриваются вопросы секьюритизации финансовых рынков и финансовых активов, конструирования новых финансовых инструментов и появления структурированных финансовых продуктов. Исследуются процессы, связанные с формированием новой архитектуры мирового финансового рынка, и особенности протекания этого процесса в России. Представлены новые подходы в финансовой аналитике по оценке компаний-эмитентов, диагностированию рыночного риска инвестирования, ценообразованию финансовых активов и моделированию оценки доходности активов.

Монография предназначена для научных работников, преподавателей и аспирантов, профессионально занимающихся изучением проблем функционирования и регулирования финансовых рынков, финансово-инвестиционной аналитикой и оценкой, а также для студентов финансово-экономических специальностей вузов. Книга может быть полезна для практических целей предприятиям, организациям, банкам, инвестиционным, лизинговым и факторинговым компаниям при формировании стратегии своего развития и работе на финансовом рынке.

 Коллектив авторов - Налоговое администрирование

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Описание книги "Налоговое администрирование"

Описание и краткое содержание "Налоговое администрирование" читать бесплатно онлайн.

Рассматривается основной круг вопросов, освещающих современное состояние налогового администрирования в Российской Федерации: теоретические основы, участники налоговых правоотношений, состав и структура налоговых органов, регулирование и прогнозирование налоговых платежей, повышение эффективности налогового администрирования, контроль исполнения обязанностей по уплате налогов. Исследуется влияние на систему налогового администрирования проведенной масштабной налоговой реформы, направленной на снижение налоговой нагрузки, упрощение и унификацию налогового законодательства.

Для студентов экономических вузов, обучающихся по очной и заочной формам обучения по специальностям «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение».

Налоговое администрирование: учебное пособие

Под научной редакцией профессора Л.И. Гончаренко

К 90-летию Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации

ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение»

Рецензенты:

М.В. Карп, проф. кафедры налогов и налогообложения Государственного университета управления, д-р экон. наук,

И.Л. Юрзинова, доц. кафедры экономики и управления Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России, канд. экон. наук,

М.В. Каширина, доц. Финансовой академии при Правительстве РФ,

Л.К. Чемерицкий, доц. Финансовой академии при Правительстве РФ

Н.П. Мельникова – профессор (введение)

Л.И. Гончаренко – профессор (главы 1.1, 2.4, 4.4, 11.2, 11.4)

А.Т. Измайлов – ст. преподаватель (главы 1.2–1.3, 2.3, 5.1, 8, 9, 10.1, 10.3)

М.Р. Пинская – доцент (главы 2.1, 4.1, 4.5, 7.3)

Д.К. Грунина – доцент (главы 2.2, 3, 4.2–4.3, 4.6–4.7, 5.2–5.3, тесты)

Л.М. Архипцева – профессор (главы 6, 7.5)

Е.Е Смирнова – доцент (главы 7.1–7.2, 7.4, 10.2)

Н.Н. Башкирова – доцент (глава 11.1)

Н.Г. Вишневская – доцент (главы 11.3—11.4)

И.В. Липатова – доцент (глава 11.5)

А.А. Артемьев – доцент (глава 11.6)

Российская налоговая система базируется на принятых в современной мировой практике принципах налогообложения, организационных основах устройства налоговой системы и состава ведущих налогов.

Начало XXI века ознаменовалось проведением в России масштабной налоговой реформы, которая не имела ранее аналогов в истории налогообложения. Началом реформы послужило принятие специальной части Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), направленной на снижение номинального налогового бремени, упрощение и унификацию налогового законодательства, преодоление карательного характера налогового контроля. Реализация задачи снижения налогового бремени для добросовестных налогоплательщиков позволила предпринимательскому сообществу решить ряд насущных практических вопросов, таких как ликвидация барьеров, препятствующих развитию бизнеса, снижение издержек, связанных с исполнением налогового законодательства. Была достигнута определенная прозрачность операций налогоплательщиков, сужены возможности для легального и нелегального снижения налоговых платежей. В ходе проведения реформы была поставлена и в значительной степени решена задача повышения правовой защищенности налогоплательщиков; важным успехом стало и повышение уровня собираемости налогов.

Вместе с тем проведение налоговой реформы со всей очевидностью показало значимость и актуальность проблемы дальнейшего развития института налогового администрирования. Снижение налогового бремени должно сопровождаться повышением общего уровня налогового администрирования. Однако сегодня он не устраивает в полной мере ни государство, ни налогоплательщиков. Для государства неприемлема ситуация, когда непрерывно растет статистика сознательного ухода налогоплательщиков от уплаты налогов с применением все более сложных как в экономическом, так и в техническом исполнении схем. Правоприменительная практика в отношении норм части первой НК РФ показала, что законодательно провозглашенные права налогоплательщиков имеют слабый механизм реализации. Налогоплательщики часто оказывались совершенно беззащитными перед налоговыми органами, требования которых нередко формально и не противоречили закону, но по существу были практически невыполнимы. Претензии по результатам налоговых проверок могли стать причиной банкротства или падения капитализации даже крупных и динамично развивающихся компаний. Положение налогоплательщиков усугублялось тем, что судебная система была не готова выступить защитником их законных прав.

Важным шагом в развитии налоговой реформы стало внесение изменений в часть первую НК РФ. Применение новых норм в практической деятельности налогоплательщиков и налоговых органов показало, что не все существовавшие проблемы решены. Более того, возник ряд дополнительных вопросов, требующих законодательного решения.

В связи с этим вопросы качественного совершенствования налогового администрирования остаются в центре внимания налоговой политики государства, ориентированной на среднесрочную перспективу.

Теоретические основы налогового администрирования

1.1. Налоговое администрирование: содержание, формы и методы

Эффективность функционирования налоговой системы зависит от качества управления ею. Деятельность государства по управлению налоговой системой определяется характером и задачами налоговой политики соответствующего этапа развития. В современной экономической литературе не встречается четкого определения понятия «управление налоговой системой». Практически произошла его подмена понятием «налоговое администрирование». Однако налоговое администрирование по своему содержанию представляет органичную часть управления налоговой системой.

Управление налоговой системой в широком понимании можно рассматривать как деятельность государства по управлению каждым элементом, входящим в понятие налоговой системы. В отношении первого элемента (совокупность налогов) – это законодательное установление перечня налогов и порядка налогообложения по каждому виду налогов и сборов. В отношении второго элемента – это законодательное (в конституционном, гражданском, налоговом законодательстве) установление компетенции, принципов, процедур, форм и методов организации и деятельности уполномоченных органов власти в налоговой сфере. Наконец, по третьему элементу – это определение функций и задач налоговых органов, обеспечивающих контроль и привлечение к ответственности лиц, нарушающих налоговое законодательство.

Управление налоговой системой в узком понимании представляет собой управление системой налоговых органов.

Таким образом, в основе управления налоговой системой – нормативные правовые акты (налоговое законодательство), организация практической деятельности и контроль.

Налоговое администрирование – одна из частей управления налоговой системой. Его содержание составляет деятельность уполномоченных органов управления в налоговой сфере – Министерства финансов Российской Федерации (Минфина России), Федеральной налоговой службы (ФНС России), направленная на обеспечение реализации и соблюдения налогового законодательства.

Основные элементы налогового администрирования следующие:

✓ контроль соблюдения налогового законодательства налогоплательщиками (плательщиками сборов);

✓ контроль реализации и исполнения налогового законодательства налоговыми органами;

✓ организационное, методическое и аналитическое обеспечение контрольной деятельности.

Контроль соблюдения налогового законодательства налогоплательщиками (плательщиками сборов) – центральный элемент налогового администрирования. Важнейшими формами контроля правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов выступают камеральная и выездная налоговые проверки.

Контроль реализации и исполнения налогового законодательства налоговыми органами включает в себя внутриведомственный контроль и налоговый аудит как формы досудебного разрешения налоговых споров налогоплательщиков с налоговыми органами.

Формами организационного, методического и аналитического обеспечения контрольной деятельности выступают: определение структуры и функциональных обязанностей (иерархия) различных уровней налоговых органов; разработка форм и содержания отчетности налогоплательщиков по налоговым платежам; процедуры представления, обработки и проверки налоговой отчетности налогоплательщиков; порядок регулирования налоговых платежей (предоставление отсрочек и рассрочек) и применения налоговых санкций; планирование и прогнозирование налоговых платежей.

С учетом компетенции исполнительных органов, содержательной наполняемости налогового администрирования на разных уровнях управления выделяется два уровня налогового администрирования. Субъектами первого уровня выступают Минфин России, ФНС России. Цель налогового администрирования на этом уровне – разработка мер по повышению уровня собираемости налогов, в том числе на основе совершенствования налогового законодательства; составление прогнозов и планирование налоговых поступлений в бюджет с учетом анализа текущих платежей и т. д. Субъектами второго уровня выступают территориальные налоговые органы и отдельные подразделения ФНС России. Содержание налогового администрирования на этом уровне составляют мероприятия по осуществлению налогового контроля за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками и нижестоящими налоговыми органами, предоставлением отсрочек и привлечением к ответственности за налоговые и административные правонарушения виновных лиц.

Налоговое администрирование: учебное пособие

Под научной редакцией профессора Л.И. Гончаренко

К 90-летию Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации

ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение»

Рецензенты:

М.В. Карп, проф. кафедры налогов и налогообложения Государственного университета управления, д-р экон. наук,

И.Л. Юрзинова, доц. кафедры экономики и управления Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России, канд. экон. наук,

М.В. Каширина, доц. Финансовой академии при Правительстве РФ,

Л.К. Чемерицкий, доц. Финансовой академии при Правительстве РФ

Н.П. Мельникова – профессор (введение)

Л.И. Гончаренко – профессор (главы 1.1, 2.4, 4.4, 11.2, 11.4)

А.Т. Измайлов – ст. преподаватель (главы 1.2–1.3, 2.3, 5.1, 8, 9, 10.1, 10.3)

М.Р. Пинская – доцент (главы 2.1, 4.1, 4.5, 7.3)

Д.К. Грунина – доцент (главы 2.2, 3, 4.2–4.3, 4.6–4.7, 5.2–5.3, тесты)

Л.М. Архипцева – профессор (главы 6, 7.5)

Е.Е Смирнова – доцент (главы 7.1–7.2, 7.4, 10.2)

Н.Н. Башкирова – доцент (глава 11.1)

Н.Г. Вишневская – доцент (главы 11.3—11.4)

И.В. Липатова – доцент (глава 11.5)

А.А. Артемьев – доцент (глава 11.6)

Российская налоговая система базируется на принятых в современной мировой практике принципах налогообложения, организационных основах устройства налоговой системы и состава ведущих налогов.

Начало XXI века ознаменовалось проведением в России масштабной налоговой реформы, которая не имела ранее аналогов в истории налогообложения. Началом реформы послужило принятие специальной части Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), направленной на снижение номинального налогового бремени, упрощение и унификацию налогового законодательства, преодоление карательного характера налогового контроля. Реализация задачи снижения налогового бремени для добросовестных налогоплательщиков позволила предпринимательскому сообществу решить ряд насущных практических вопросов, таких как ликвидация барьеров, препятствующих развитию бизнеса, снижение издержек, связанных с исполнением налогового законодательства. Была достигнута определенная прозрачность операций налогоплательщиков, сужены возможности для легального и нелегального снижения налоговых платежей. В ходе проведения реформы была поставлена и в значительной степени решена задача повышения правовой защищенности налогоплательщиков; важным успехом стало и повышение уровня собираемости налогов.

Вместе с тем проведение налоговой реформы со всей очевидностью показало значимость и актуальность проблемы дальнейшего развития института налогового администрирования. Снижение налогового бремени должно сопровождаться повышением общего уровня налогового администрирования. Однако сегодня он не устраивает в полной мере ни государство, ни налогоплательщиков. Для государства неприемлема ситуация, когда непрерывно растет статистика сознательного ухода налогоплательщиков от уплаты налогов с применением все более сложных как в экономическом, так и в техническом исполнении схем. Правоприменительная практика в отношении норм части первой НК РФ показала, что законодательно провозглашенные права налогоплательщиков имеют слабый механизм реализации. Налогоплательщики часто оказывались совершенно беззащитными перед налоговыми органами, требования которых нередко формально и не противоречили закону, но по существу были практически невыполнимы. Претензии по результатам налоговых проверок могли стать причиной банкротства или падения капитализации даже крупных и динамично развивающихся компаний. Положение налогоплательщиков усугублялось тем, что судебная система была не готова выступить защитником их законных прав.

Важным шагом в развитии налоговой реформы стало внесение изменений в часть первую НК РФ. Применение новых норм в практической деятельности налогоплательщиков и налоговых органов показало, что не все существовавшие проблемы решены. Более того, возник ряд дополнительных вопросов, требующих законодательного решения.

В связи с этим вопросы качественного совершенствования налогового администрирования остаются в центре внимания налоговой политики государства, ориентированной на среднесрочную перспективу.

В статье рассматриваются актуальные вопросы определе­ния понятия и сущность налогового администрирования, проводится срав­нение точке зрения разных авторов в рамках правовой и экономической составляющей данной дефиниции. Налоговое администрирование, основыва­ясь на законодательно установленных правилах взимания налогов и принудительной мотивации к их исполнению, призвано реализовать страте­гические цели налоговой политики, используя комплекс правовых и эконо­мических инструментов, рычагов и стимулов. Налоговое администрирование рассматривается в качестве фактора, обеспечивающего защиту финансовых интересов публично-правовых образований. Перечисляются основные рассматриваются направления совершенствования налоговой администрирова­ния в России на современном этапе с учетом возможностей применения опыта зарубежным стран. Эффективное выполнение задач налогового ад­министрирования является и одним важных условий финансового обеспече­ния государственной политики в социально-экономической сфере. В связи с этим в статье освящаются задачи налогового администрирования на макро и микроуровне. В качестве одного из направления улучшения работы нало­говых органов рассматриваются перспективы дальше ней цифровизации, способной обеспечить систематизацию поступающей информации с в соот­ветствии с разными поставленными задачами и существенно сэкономить время, затрачиваемое налоговыми специалистами на обработку документов, и повысит в конченом счете результативность их деятельности.

Налоговые поступления являются одним из основных источников формирования доходов бюджетов и призваны обеспечивать реализацию пуб­личных обязательств различных органов власти по развитию экономиче­ского потенциала и решению социальных проблем.

Одним из важных факторов защиты финансовых интересов публично-правовых образований является соблюдение экономическими субъектами налоговой дисциплины, обеспечение контроля за реализацией налоговых отношений со стороны специализированных институтов.

Налоговое администрирование, основываясь на законодательно установленных правилах взимания налогов и принудительной мотивации к их исполнению, призвано реализовать стратегические цели налоговой поли­тики, используя комплекс правовых и экономических инструментов, рыча­гов и стимулов.

Среди российских экономистов до сих пор отсутствует единство в пони­мании налогового администрирования. В таблице 1 представлены варианты трактовок определения «налоговое администрирование» различными авто­рами.

Определение понятия «налоговое администрирование»

различными авторами

Понятие «налоговое администрирование»

Александров И.М. [1, с. 19]

«управленческая деятельность налоговых органов, финансовых ор­ганов в сфере налогообложения»

Балихина Н.В. [2, с. 17]

«форма реализации правовой политики государства в финансовоэкономической сфере, которая заключается в систематической, основанной на положениях законодательства РФ деятельности системы федеральных финансовых органов специальной компетенции, направленной на осуществление правовых мероприятий процессуального характера, в целях обеспечения эффективности и полноты реализации прав и исполнения обязанностей участников отношений в сфере налогообложения»

Владыка М.В. [3, с. 31]

«Урегулированная нормой права деятельность государственного уполномоченного органа налоговой сферы, направленная на реализацию эффективной налоговой политики»

Иванов А.Е. [4, с. 8]

«Комплекс мер, направленных на полную и своевременную уплату всех налогов в максимальном объеме при минимальных издержках»

Кибанова А.Я. [5, с. 52]

«Все процессы и явления, связанные с налоговыми правоотношениями и включающие в себя также действия участников налоговых правоотношений, а значит, так или иначе и налоговое регулирование»

Мешкова Д.А. [6, с. 40]

«Под налоговым администрированием в первую очередь понимаются процедурные и процессуальные аспекты взаимодействия фискальных органов с обязанными лицами»

«Своеобразный механизм управления в налоговой сфере, заключающийся в повседневной деятельности налоговых органов или как комплекс мер, направленных на полную и своевременную уплату всех налогов в максимальном объеме при минимальных издержках»

Представленные определения в той или иной степени имеют отношение к имеющимся в сфере законодательного регулирования дефинициям таким как государственное управление налогообложением, механизм государ­ственного управления, налоговое правоприменение, налоговый контроль, налоговый процесс. Следует отметить, что такое понимание соответствует логике и содержанию рассматриваемого понятия.

В экономической современной литературе встречается некоторое отож­дествление терминов «налоговое администрирование» и «управление нало­говой системой». Понятие «налоговое администрирование» позволяет опре­делить его как управление и области налогообложения. Некоторые авторы определяют налоговое администрирование как динамически развивающу­юся систему управления модернизируемых налоговых органов в условиях рыночной экономики [1, с. 21].

Безусловно, содержание налогового администрирования шире, чем налоговый контроль, но при этом оно является органической частью управ­ления налоговой системой. Налоговое администрирование - это комплекс­ное понятие, требующее системного подхода.

Отсюда весьма широко понимание его содержания: от управления нало­говой системой и налогообложением в целом (наиболее широкое понима­ние) до деятельности налоговых органов по контролю за правильностью ис­числения и уплатой налоговых платежей (более узкое понимание). Но в лю­бом случае налоговое администрирование должно быть эффективным. Сущность налогового администрирования заключена в приведении процесса взимания налогов и возникающих отношений и связей между представите­лями налоговых органов и налогоплательщиков в соответствии с изменив­шимися производственными отношениями и формами хозяйствования.

Важным направлением изучения сущности налогового администрирова­ния является рассмотрение задач реализации государственной финансовой политики на макро и микроуровне. Задачи налогового администрирования на макроуровне (рисунок 1) включает в себя как элементы аналитики, ис­пользуемые в целях прогнозирования и планирования на макроуровне, так и нормотворческую деятельность, предполагающую дальнейшее развитие налогового законодательства.



Рис. 1. Задачи налогового администрирования на макроуровне

Не менее важными являются задачи, реализуемые органами налогового администрирования на микроуровне (рисунок 2).



Рис. 2. Задачи налогового администрирования на микроуровне

Эффективное выполнение задач налогового администрирования явля­ется и одним важных условий финансового обеспечения деятельности пуб­лично-правовых образований по реализации государственной политики в социально-экономической сфере.

Одним из возможных направлений совершенствования практики налого­вого администрирование в России может быть использование зарубежного опыта, изучения наиболее успешных практик, имеющих место в различных странах мира. Как вариант может быть рассмотрен опыт создания специальных органов государственной власти, выполняющих управленческую функцию в сфере налогообложения, и называющимися органами налогового админи­стрирования или налоговой администрацией. Они в свою очередь подразделя­ются на органы, отвечающий за установление налоговой политики и органы, непосредственно взимающие налоги и контролирующие их уплату [8, с. 8].

Возможности использования зарубежного опыта налогового контроля может быть осуществлено как путем внесения изменений в налоговое зако­нодательство, так и на основе заимствования передовых технологий. Зару­бежный опыт налогового контроля предлагает разные способы его осу­ществления. Конечный итог от интеграции уже использующихся российских методик и привлечения опыта иностранных государств должен демонстри­ровать положительное изменение, как в системе налоговых органов, так и в отношении населения к уплате налога и сбора [9, с. 116].

Так, при осуществлении организации контроля за уплатой налога за ру­бежом, повышенное внимание уделено сознанию гражданского долга населе­ния за счёт создания условий, при которых гражданин понимает, что неуплата налога и сбора негативно влияет на экономическое состояние страны.

По данным Службы внутренних доходов США всестороннее и системати­ческое проведение проверок приводит к повышению добросовестного отно­шения налогоплательщиков к исполнению своей обязательств. Указанная служба констатирует, что 82% налогов было в последние годы уплачено доб­ровольно. К такому результату ведомство двигалось н протяжении 15 лет, планомерно совершенствуя налоговую систему.

Далее обратимся к опыту Швеции. Совершенствование налогового ад­министрирование в данной стране строится на приоритетности вежливого и уважительного отношения к налогоплательщикам, повышении качества об­служивания граждан в ходе различных контактов с налоговыми органами [10, с. 21].

Большинство стран с развитым налоговым администрированием пришло к выводу, что построение взаимоотношений налоговых служб с населением на основе профессионализма служащих налоговых органов и доверия нало­гоплательщиков позитивно влияет на повышение законопослушности граж­дан, обеспечивает добровольность внесения налоговых платежей. Также большое значение имеет взаимодействия с налогоплательщиками, направ­ленные на полное и своевременное информирование о изменении в налого­вом законодательстве, просвещение в данной сфере.

В качестве еще одного успешного примера работы с населением может быть приведен пример Германии, где применяется практика единого теле­фонного номера поддержки налогоплательщиков, предоставляющего воз­можность, получит любую информацию о тех или иных налогах и сборах. Кроме того, повсеместно организованы консультационные пункты, в каждом налоговом органе можно обратиться к специалисту-консультанту по вопро­сам действующего налогового законодательства. Положительный опыт за­мечен и в работе со средствами массовой информации, для этого выделя­ются бюджетные средства, так как эти издержки оправдывают результат. Также в Германии регулярно проводят опрос населения (анкетирование или опрос), для выявления отрицательных и положительных сторон госструктур [7, с. 6].

Достаточно усилий в странах европейского сообщества обращено также на упрощение условий налогообложения физического лица, предполагаю­щей упрощение самой процедуры сбора налогов с физических лиц, взима­ние налога без непосредственного участия самого лица в этой процедуре. Налогоплательщик лишь оплачивает требуемую сумму в налоговый орган. В таком случае положительным является отсутствие контроля со стороны налогового органа как получателя поступлений налоговых платежей. При­мером может служить система установления фиксированных ставок налога, удерживаемых у источников выплат.

Так, в Норвегии всю ответственность за декларирование дохода, удержание суммы налога и перечисление на счет налогового органа возлагается на лиц, удерживающих налог (государствен­ное учреждение, организация), а от налогоплательщика не требуют ни сбора информации, ни её представление в налоговый орган. [11, с. 46].

Важный момент совершенствования налогового администрирования явля­ется развитие информационных технологий, позволяющих систематизировать поступающую информацию в соответствии с разными поставленными зада­чами. Безусловно, современное техническое оснащение позволяет экономить время налоговых специалистов и повышает результативность налогового ад­министрирования. В странах с развитым налоговым администрированием во­просы автоматизации налоговых процессов и совершенствования управления ими являются приоритетными в национальной политике [5, с. 91].

Например, в Австралии все организации пользуются методами регистра­ции своих слушающих в Интернет пространстве, что сокращает бумажный документооборот и уменьшает затраты времени и сил. В связи с этим не слу­чайно, что 21% работников налоговых органов в Австралии - это ГГ-специ-алисты [5, с. 93].

Далее отметим, что отдельное направление повышения эффективности налогового контроля является эффективное сотрудничество разных органов государственной власти и разработка единых мер по выработке политики в сфере противодействий уплате налогов и сборов.

Так, например, в Италии в основе организации системы налогового ад­министрирования лежит система партнерства налоговых органов с другими правительственными организациями и частными компаниями, среди кото­рых могут быть:

  • торговые палаты промышленников, ремесленников и аграрного сектора;
  • налоговая полиция;
  • налоговый архив и картотека плательщиков налога;
  • ведомства автомобильного реестра гражданских транспортных средств.

Интересным в этой связи представляется опыт Финляндии, где со­здан банк данных, ежедневно пополняемый различными экономическими субъектами. В базе содержатся данные кредитных бюро, аудиторов, ре­естры акционеров компаний, кадастр объектов недвижимости, данные пайщиков, директоров, управляющих и иных материально ответственных лицах. Эта база данных упорядочивает всю информацию о конкретных лицах, выделяет возможные группы риска граждан, ранее уклоняющиеся от уплаты налогов [7, с. 19].

Приведенные выше примеры организации налогового администрирова­ния в различных странах показывают, что основным направлением совер­шенствования данной сферы деятельности является всестороннее улучше­ния взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых структур. Изучение опыта налогового администрирования в различных странах может дать немало ценной и полезной информации для улучшения системы налогового контроля в России, однако при этом следует учесть, как специфику внутрен­них экономических процессов, так и сложившиеся традиции взаимоотноше­ния российских граждан с различными органами государственной власти.

Список литературы

  1. Александров, И. М. Налоги и налогообложение / И. М. Александров. -М.: Дашков и К, 2017. - 317 с.
  2. Балихина, Н. В. Финансы и налогообложение организаций: учебник. / Н. В. Балихина, М. Е. Косов. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 623 с.
  3. Владыка, М. В. Налоги и налогообложение: Учебник / В. Ф. Тарасова, М. В. Владыка, Т. В. Сапрыкина; под общ. ред. В. Ф. Тарасова. - М.: КноРус, 2015. - 488 с.
  4. Иванов, А. Е. Налогообложение некоммерческих организаций / А. Е. Ива­нов, С. А. Иванов. - М.: КноРус, 2017. - 288 с.
  5. Кибанова, А. Я. Налоги и налогообложение / А. Я. Кибанова. - М.: КноРус, 2017. - 488 с.
  6. Мешкова, Д. А. Налогообложение организаций в Российской Федера­ции: учебник для бакалавров / Д. А. Мешкова, Ю. А. Топчи. - М.: Дашков и К, 2016. - 160 с.
  7. Ось, О. С. Комментарии к налоговому кодексу Российской Федерации / О. С. Ось. - М.: Ось-89; Издание 8-е, 2016. - 128 с.
  8. Бойко Н. Н. Опыт иностранных государств в сфере налогового адми­нистрирования // Политика, государство и право. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. иР.1_:http://politika.snauka.ru/2015/04/2862(дата обращения: 25.06.2019).
  9. Косов М. Е. Налогообложение предпринимательской деятельности. Теория и практика: учебник для магистров / М. Е. Косов, Л. А. Крамаренко, Н. Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 431 с.
  10. Паркинсон, С. Н. Закон и доходы / С. Н. Паркинсон. - М.: Интеркон­такт, 2017. - 100 с.
  11. Никулкина, И. В. Налогообложение участников внешнеэкономиче­ской деятельности: Учебное пособие / И. В. Никулкина. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 268 с.

Автор: Щербакова А. П., магистрант кафедры учета и финансов Челябинский государственный университет; Ткач Е. С., доцент кафедры учета и финансов Челябинский государственный университет

Читайте также: