Налог на прибыль диссертация 2020

Опубликовано: 17.05.2024

Расчет текущего налога на прибыль для общережимных компаний в 2020 году изменился. Переход на новое ПБУ 18/02 в этом году стал обязательным. В нем прописаны новые правила для определения текущего налога на прибыль. Давайте разбираться, как в 2020 году разрешено считать этот показатель и какие строки заполнять в отчете о финансовых результатах.

Новое определение текущего налога на прибыль

Текущий налог на прибыль — это сумма, которая фактически подлежит уплате в бюджет. Он определяется исходя из налоговой базы по налогу на прибыль. Базу по налогу на прибыль определяют как разницу между доходами и расходами.

До 2020 года текущий налог на прибыль рассчитывали из прибыли по бухгалтерским данным, скорректированного на сумму ПНА (ПНО) и величину изменения ОНО (ОНА).В 2020 году текущий налог на прибыль — это сумма налога, рассчитанная в соответствии с Налоговым кодексом.

Теперь берутся за основу только нормы НК РФ. Для расчета налога на прибыль величину налоговой базы умножают на налоговую ставку.

Основная налоговая ставка 20%: 3% - в федеральный бюджет, 17% - в бюджет региона.

Главное, правильно определить налоговую базу.

Напомним, доходы по налогу на прибыль определяют на основании статей 249, 250, 251 НК РФ, расходы - 253, 265, 270 НК РФ.

В них содержатся перечни доходов и расходов от реализации, внереализационных доходов и расходов, которые включаются в налоговую базу. А также перечислены затраты и поступления, которые при подсчете налоговой базы не учитываются.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Два варианта определения текущего налога на прибыль

ПБУ18/02 предусматривает два варианта, по которым можно определить величину текущего налога:

  • способ отсрочки - по данным бухучета;
  • балансовый метод - по данным, отраженным в налоговой декларации.

В любом случае величина текущего налога на прибыль, отраженная в бухучете, должна равняться сумме, вписанной в налоговую декларацию по строке 180.

Правила, по которым происходит исчисление налога, содержит ПБУ 18/02. Изменения в этот документ внес Минфин приказом от 20 ноября 2018 г. № 236н. Налог на прибыль отражается в бухгалтерской отчетности, в отчете о финансовых результатах. Его форма тоже была изменена приказом Минфина от 19 апреля 2019 г. № 61н.

Текущий налог на прибыль методом отсрочки

Текущий налог на прибыль, определяемый методом отсрочки (то есть по-старому) формируется на отдельном субсчете к счету 68. Его сумма будет состоять из условного расхода или дохода, постоянного налогового расхода или дохода (ПНР и ПНД), а также отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства (ОНА и ОНО). В этом случае все показатели отражаем так же, как делали раньше. Отложенные налоги и обязательства отражайте по счету 09 или 77 в корреспонденции со счетом 68. Условный расход, ПНР и ПНД – на счетах 68 и 99.

Не будем приводить громоздкую формулу. Все ясно по содержанию бухгалтерских проводок:

  • Дебет 99 Кредит 68
    • отражен условный расход по налогу на прибыль;
  • Дебет 99 Кредит 68
    • отражен постоянный налоговый расход;
  • Дебет68 Кредит 99
    • отражен постоянный налоговый доход;
  • Дебет 09 Кредит 68
    • отражен отложенный налоговый актив;
  • Дебет68 Кредит 77
    • отражено отложенное налоговое обязательство.

Текущий налог на прибыль балансовым методом

Текущий налог на прибыль при использовании балансового метода перенесите из декларации по налогу на прибыль и отразите проводкой по дебету 99 и кредиту 68.

Условный расход или доход, ПНР, ПНД на счетах бухучета не отражайте.

А вот отложенные налоги нужно отражать в свернутом виде по счету 09 или 77 в корреспонденции со счетом 99.

Бухгалтерские проводки будут такие:

  • Дебет 99 Кредит 68
    • отражен текущий налог на прибыль;
  • Дебет 09 Кредит 99
    • отражен отложенный налоговый актив;
  • Дебет 99 Кредит 77
    • отражено отложенное налоговое обязательство.

Что изменилось в отчете о финансовых результатах

Изменения, привнесенные ПБУ 18/02, сказались и на форме отчета о финансовых результатах.

В новой форме отчета о финансовых результатах текущая прибыль показывается в круглых скобках по новой строке 2411.

Так, строка 2410 теперь именуется «Налог на прибыль». Слово «текущий», как было в старой форме, убрали.

Также из формы отчета исключены строки:

  • 2421 «Постоянные налоговые обязательства (активы)»;
  • 2430 «Изменение отложенных налоговых обязательств»;
  • 2450 «Изменение отложенных налоговых активов».

Но появились новые строки в основном блоке:

  • 2411 «Текущий налог на прибыль»;
  • 2412 «Отложенный налог на прибыль».

А в дополнительный, «справочный» блок включили строку 2530 «Налог на прибыль от операций, результат которых не включается в чистую прибыль (убыток) периода».

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Анализ отдельных Писем Вы можете посмотреть на:

При обнаружении ошибок просьба сообщать по адресу: maxymv1985@gmail.com

1. Письмо от 2 декабря 2020 г. № 03-03-06/1/105107

Расходы налогоплательщика по приобретению юридических услуг, непосредственно связанные с совершением им сделок купли-продажи ценных бумаг (в том числе у иностранных организаций), включаются в цену приобретения ценных бумаг (учетную стоимость) для целей налогообложения прибыли. При этом датой признания таких расходов является дата реализации или иного выбытия ценных бумаг.

2. Письмо от 1 декабря 2020 г. № 03-03-06/1/104786

Что касается возможности для налогоплательщиков учитывать затраты на компенсацию расходов подрядных организаций по предупреждению и предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции, то такие затраты не отвечают критериям признания их расходами в целях налогообложения прибыли организаций. Вместе с тем отмечаем, что положения главы 25 НК РФ позволяют учитывать расходы налогоплательщика, связанные с его собственной деятельностью, и одновременно не препятствуют учету указанных затрат для целей налогообложения прибыли у подрядных организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подпункт 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ).

3. Письмо от 10 ноября 2020 г. № 03-03-06/1/97719

Расходы в виде процентов по долговым обязательствам по полученным кредитам (займам), за счет которых предоставлены беспроцентные займы третьим лицам, не могут рассматриваться в качестве обоснованных расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций как противоречащие критериям признания расходов, установленным статьей 252 НК РФ.

ТОП-10 Налоговых споров за 2020 год

4. Письмо от 22 октября 2020 г. № 03-03-06/1/92073, от 20 ноября 2020 г. № 03-03-06/3/101451, от 13 мая 2020 г. № 03-03-07/38785, от 22 апреля 2020 г. № 03-01-10/32570

Действующие нормы не препятствуют использованию в бухгалтерском учете в исключительных случаях скан-образов первичных учетных документов для регистрации и накопления содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета. При этом руководитель экономического субъекта как лицо, организующее ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета, должен обеспечить соблюдение требований к первичным учетным документам, установленных Федеральным законом "О бухгалтерском учете".

5. Письмо от 23 ноября 2020 г. № 03-03-06/1/101901

Третейские суды не входят в судебную систему Российской Федерации. Расходы, понесенные сторонами при разрешении спора в третейском суде не могут рассматриваться по аналогии с расходами, понесенными налогоплательщиками в рамках судебных разбирательств и на основании судебных актов. Расходы налогоплательщика, связанные с разрешением спора в третейском суде (статья 22 Закона N 382-ФЗ), могут быть учтены в составе внереализационных расходов на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 265 НК РФ как другие обоснованные расходы при их соответствии требованиям статьи 252 НК РФ.

6. Письмо от 23 ноября 2020 г. № 03-08-13/101873

Доходы иностранных банков от размещения у них средств под отрицательные процентные ставки не подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций на территории Российской Федерации при условии отсутствия постоянного представительства иностранного банка на территории Российской Федерации, и в таком случае российская организация не выступает налоговым агентом. Относительно порядка налогообложения таких доходов иностранных банков, являющихся резидентами государств, с которыми у Российской Федерации отсутствуют соглашения об избежании двойного налогообложения, сообщаем следующее. Порядок налогообложения дохода иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 306 и пункта 2 статьи 309 НК РФ, в частности, исходя из положений которых доход иностранного банка от предпринимательской деятельности, не приводящей к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации, налогообложению в Российской Федерации не подлежит.

Обзор налоговых новостей за март 2021

7. Письмо от 8 сентября 2020 г. № 03-03-06/1/78642, от 3 июля 2020 г. № 03-03-06/1/57735

В случае отмены командировки налогоплательщик вправе учитывать понесенные им невозмещаемые расходы при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций при соответствии критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ, и при условии, что такие расходы не поименованы в статье 270 НК РФ.

8. Письмо от 17 марта 2020 г. № 03-08-05/20288

Понятие "прямо вложило" указывает на способ осуществления инвестиции и предполагает осуществление такой инвестиции непосредственно самим бенефициаром. Размер инвестиции определяется суммой, фактически уплаченной при приобретении акций или других прав на участие в прибыли с соблюдением принципа использования рыночных цен между независимыми участниками сделки, и не подлежит ежегодному перерасчету на дату выплаты дивидендов. Как следует из письма, кипрский участник российской организации, которому принадлежит доля в размере 33,3%, стал участником российской организации в результате приобретения указанной доли непосредственно у предыдущего владельца за 100 000 евро. Таким образом, "прямое вложение" кипрской компании в капитал российской организации определяется суммой, уплаченной по договору купли-продажи с предыдущим владельцем.

9. Письмо от 8 мая 2020 г. № 03-03-05/37483

Суммы штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств и также суммы возмещения убытков или ущерба, определенные судом в процедуре банкротства должника в качестве подлежащих включению в реестр требований кредиторов, включаются в состав внереализационных доходов кредитора на дату вступления в законную силу соответствующего решения суда.

10. Письмо от 3 апреля 2020 г. № 03-03-06/1/27033

Расходы организации, связанные с участием в тендерных торгах, которые проиграны, могут быть признаны для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов в случае, если они понесены в связи с выполнением требований, предъявляемых организаторами торгов участникам торгов, и не возвращаются им при проигрыше (в частности, к таким расходам могут быть отнесены расходы по уплате сбора за участие в конкурсе, расходы по приобретению тендерной документации, приобретению банковской гарантии). Указанные расходы, подтвержденные документально, учитываются для целей налогообложения прибыли единовременно.

Налоговые споры за 2020

Другие материалы по теме

ТОП-10 разъяснений по УСН за 2020 - ссылка

ТОП-10 Писем Минфина по налогу на самозанятых - ссылка

ТОП-10 разъяснений Минфина по НДС за 2020 - ссылка

Обзор позиций Минфина по налогу на самозанятых за 2020 - ссылка

  • Обзор Писем Минфина по налогам за январь 2020 - ссылка
  • Налоговые споры за январь 2021 - ссылка
  • Пенсионные новости за январь 2021 -ссылка
  • Налоговые новости за февраль 2021 -ссылка
  • Правовые новости за февраль 2021 -ссылка


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 30 января 2020 г. N 03-03-06/1/5463 О применении резидентами территорий опережающего социально-экономического развития пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций в отношении курсовых разниц

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу применения резидентами территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций в отношении курсовых разниц и сообщает, что в силу нормы статьи 247 Налогового кодекса Российское Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается полученная налогоплательщиком прибыль, которая для российских организаций определяется как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных налогоплательщиком расходов, которые определяются положениями Главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

К доходам согласно пункту 1 статьи 248 НК РФ в целях главы 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статья 249 НК РФ) и внереализационные доходы (статья 250 НК РФ).

В соответствии с пунктом 11 статьи 250 НК РФ и подпунктом 5 пункта 1 статьи 265 НК РФ внереализационными доходами (расходами) налогоплательщика признаются доходы (расходы) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей при определенных условиях.

Согласно пункту 1.8 статьи 284 НК РФ для организаций, получивших статус резидента ТОСЭР в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в части зачисления в федеральный бюджет установлена в размере 0 процентов и применяется в порядке, предусмотренном статьей 284.4 НК РФ.

При этом для резидентов ТОСЭР законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль организаций в части зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР, в соответствии с положениями статьи 284.4 НК РФ (абзац второй пункта 1.8 статьи 284 НК РФ).

Указанные налоговые ставки применяются при условии:

- доходы от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОСЭР составляют не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу в соответствии с главой 25 НК РФ, без учета доходов в виде положительной курсовой разницы, предусмотренной пунктом 11 части второй статьи 250 НК РФ (подпункт 1 пункта 2 статьи 284.4 НК РФ);

- налогоплательщиком ведется раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОСЭР и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности (подпункт 2 пункта 2 статьи 284.4 НК РФ).

При выполнении вышеуказанных условий, налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, в части зачисления в федеральный бюджет, в размере 0 процентов применяется ко всей налоговой базе, сформированной, в том числе с учетом внереализационных доходов (расходов). Пониженная ставка налога на прибыль организаций, в части зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации, применяется только к налоговой базе, сформированной, в том числе с учетом внереализационных доходов (расходов) от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОСЭР.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина

Обзор документа

Для резидентов ТОСЭР установлена нулевая ставка по налогу на прибыль в части зачисления в федеральный бюджет. Регионы могут вводить пониженные ставки в части зачисления в свои бюджеты в отношении деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения о работе на ТОСЭР.

Указанные ставки применяются при условии:

- доходы от исполнения соглашений о работе на ТОСЭР составляют не менее 90% всех доходов без учета положительной курсовой разницы;

- ведется раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) от работы на ТОСЭР и при осуществлении иной деятельности.

При выполнении этих условий нулевая ставка по налогу на прибыль в части зачисления в федеральный бюджет применяется ко всей налоговой базе, в том числе с учетом курсовой разницы. Пониженная ставка в части зачисления в региональные бюджеты применяется только к налоговой базе от исполнения соглашений о работе на ТОСЭР, сформированной в том числе с учетом курсовой разницы.

Важные налоговые поправки, случаи применения пониженных ставок и тенденции в мире льгот

Налог на прибыль: нововведения 2021 года

Если компания не применяет специальные налоговые режимы, то расчет и уплата налога на прибыль неизбежны. Бухгалтеры по окончании месяца/квартала (в зависимости от того, какой порядок выбран для уплаты авансовых платежей) и года производят расчет полученных доходов, понесенных расходов и налоговой базы.

Ежегодно законодатель вносит в гл. 25 Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций») большое количество изменений с целью усовершенствования порядка расчета налога, и 2020 г. не стал исключением.

Налоговые нововведения

Рассмотрим нововведения, которые коснутся широкого круга налогоплательщиков.

  1. Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 335-ФЗ.

Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав), финансирование которых осуществлено за счет средств субсидий, указанных в абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, в размере, не превышающем величину доходов, признаваемых в порядке, установленном абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, возможно учесть в составе внереализационных расходов. При этом норма распространяется и на 2020 г.

  1. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 368-ФЗ.
  • Доход, полученный при выходе из общества (при его ликвидации), можно уменьшить не только на стоимость доли участника, но и на сумму его вклада в имущество общества, внесенного деньгами. Положительная разница признается дивидендами и облагается налогом на прибыль как внереализационный доход.
  • С 2021 г. к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ.
  • При реализации объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в части стоимости основного средства, доход можно уменьшить на остаточную стоимость (т.е. часть стоимости, в отношении которой не использовано право на применение инвестиционного налогового вычета (далее – ИНВ)).
  • Затраты на основные средства в части расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, которые не учитываются налогоплательщиком при определении размера ИНВ в отношении данного объекта, могут быть списаны посредством амортизации.
  • Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик воспользовался правом на применение ИНВ, понесенные после окончания применения ИНВ в отношении данного объекта, списываются через амортизацию.
  • Сумма уменьшения налога (авансового платежа) за счет ИНВ, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, в части превышения над расчетной суммой налога может быть перенесена на следующие налоговые (отчетные) периоды в последующих налоговых (отчетных) периодах.
  1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
  • Передача имущественных прав от материнской компании в пользу дочерней организации не облагается налогом на прибыль наравне с переданным имуществом. Освобождение действует ретроспективно с 2020 г.
  • Налоговая ставка 0%, применяющаяся к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей) российских организаций, с 2021 г. применяется и к доходам от акций (долей) иностранных компаний.
  • ИНВ разрешено применять к расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки: на 90% расходов можно уменьшить налог, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, на 10% расходов – налог, зачисляемый в федеральный бюджет.

(О внесенных в НК РФ изменениях, которыми предусмотрены случаи отказа в приеме налоговой декларации и беззаявительный порядок перечисления процентов за несвоевременный возврат налогоплательщику переплаты по налогам, читайте в статье «Шесть значимых для юрлиц налоговых поправок»).

  1. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 195-ФЗ.
  • Статья 288 НК РФ дополнена положением, согласно которому если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов для определения налоговой базы, к которой применяются отличные от установленных абз. 1–3 п. 1 ст. 284 НК РФ налоговые ставки, то определение указанной доли прибыли осуществляется применительно к каждой такой налоговой базе.
  • Появилась новая особая экономическая зона – Арктическая зона – с пониженными ставками налога на прибыль.
  1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

Организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, предоставлено право на льготную налоговую ставку. Ставка 3% по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, сохраняется. А налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, установлена в размере 0%. Правом на льготу можно воспользоваться при выполнении определенных в ст. 284 НК РФ условий.

Налоговые ставки

Налоговые ставки по налогу на прибыль установлены в ст. 284 НК РФ. В 2021 г. общая ставка все так же будет составлять 20%: 3% зачисляется в федеральный бюджет, 17% – в бюджет субъекта РФ (такой порядок распределения действует до 2024 г.).

Для некоторых категорий организаций и по отдельным видам доходов/операций действуют пониженные ставки.

Остановимся на некоторых случаях применения пониженных ставок.

Государство заинтересовано в привлечении инвестиций в реальный сектор экономики. Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., стимулирование инвестиционной активности является одним из приоритетных направлений. В связи с этим в последние годы наблюдается принятие ряда изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование инвестиций, в том числе и в регулировании налогообложения прибыли.

Основными законными инструментами снижения налоговой нагрузки, если компания планирует существенные инвестиции, являются инвестиционный налоговый вычет и региональные инвестиционные проекты.

Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ)

ИНВ предоставляет компаниям-налогоплательщикам право на уменьшение налога (не налоговой базы!), исчисленного как в региональный, так и в федеральный бюджет. Правила применения ИНВ установлены в ст. 286.1 НК РФ. Однако стоит обратить внимание, что для применения ИНВ в субъекте, где осуществляется деятельность, в региональном законодательстве должно быть установлено право налогоплательщиков на уменьшение налога.

Налог, исчисленный в региональный бюджет, может быть уменьшен на:

  • не более 90% суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства;
  • не более 90% суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства (т.е. модернизации, реконструкции и т.д.);
  • не более 100% суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала;
  • не более 85% суммы расходов в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего ИНВ субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности;
  • не более 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры в рамках договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;
  • не более 90% суммы расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (с 1 января 2021 г.).

Указанные размеры являются максимальными. Законодатель субъекта имеет право на установление иных предельных размеров расходов (например, не 90% расходов, составляющих первоначальную стоимость основных средств, а 50%), может ограничить круг организаций, имеющих право воспользоваться ИНВ, или установить дополнительные условия. Налог в региональный бюджет не может быть снижен до нуля. Уплачивается он по ставке, установленной в законе субъекта РФ.

Из вышеприведенного списка особый интерес представляют расходы на основные средства, формирующие первоначальную стоимость или стоимость модернизаций/реконструкций, поскольку каждая компания в процессе осуществления деятельности приобретает необходимые объекты, улучшает их, проводит реконструкцию. Поэтому далее более подробно рассмотрим механизм ИНВ в отношении именно этих расходов.

Необходимо оговориться, что ИНВ может применяться выборочно к объектам основных средств, относящимся к 3–10-й амортизационным группам (за исключением относящихся к 8–10-й амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств), по месту нахождения организации и (или) ее обособленных подразделений. То есть основные объекты для применения ИНВ – оборудование, производственные машины, инвентарь.

Налог, исчисленный в федеральный бюджет, может быть уменьшен на 10% перечисленных расходов и снижен до нуля.

Экономический эффект от применения ИНВ к расходам на основные средства

Выгода от применения ИНВ по сравнению с «классическим» вариантом списания расходов, т.е. начислением амортизации, больше в пять раз (если региональное законодательство позволяет применить вычет к 90% расходов на основные средства), что видно на примере ниже.

Предположим, что доходы компании за год составили 1 000 000 руб. В расходы включается только амортизация основных средств – оборудования, первоначальная стоимость которого составляет 100 000 руб., срок полезного использования – год (т.е. за год должна быть списана вся первоначальная стоимость).

  • Списание первоначальной стоимости через амортизацию:

налоговая база = 1 000 000 – 100 000 = 900 000 руб.;

налог = 900 000 * 20% = 180 000 руб.

  • Списание первоначальной стоимости через ИНВ:

налоговая база = 1 000 000 руб.;

налог = 1 000 000 * 20% = 200 000 руб.;

ИНВ = 100 000 (при условии, что региональным законом установлена возможность учесть 90% понесенных расходов);

налог к уплате = 200 000 – 100 000 = 100 000 руб.

Экономический эффект = 180 000 – 100 000 = 80 000 руб.

Получается, что при списании расходов через амортизацию компания учтет в расходах всего лишь 20% затрат (в данном случае 20 000 руб.), а при применении ИНВ имеет право списать все 100% потраченных денежных средств (100 000 руб.). Выгода в применении ИНВ очевидна.

Если налог, исчисленный за календарный год, составил меньшую величину, чем предельная сумма вычета, то компания вправе «доиспользовать» ИНВ в следующем году и «выбрать» всю сумму. При этом до 2021 г. был возможен перенос вычета только в региональной части, а с 1 января 2021 г. компании имеют право перенести на следующий год вычет, относящийся к федеральной части налога.

Недостатки механизма ИНВ

Несмотря на очевидность экономического эффекта, ИНВ – механизм, не лишенный недостатков, которые необходимо учитывать:

  • решение о применении ИНВ должно быть принято в начале года и закреплено в учетной политике;
  • изменить решение о применении ИНВ можно только по истечении трех лет, т.е. если в одном из трех последующих периодов есть вероятность получения компанией убытка, эффективность ИНВ существенно сократится (так как компании просто нечего будет уменьшать на вычет);
  • если налогоплательщик не успел списать расходы на объект основных средств в полном объеме, то эти затраты уже не могут быть списаны посредством амортизации;
  • при продаже объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал ИНВ, до истечения срока его полезного использования сумма налога, не уплаченная в связи с применением такого вычета, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней.

Региональные инвестиционные проекты (РИП)

Особенности налогообложения прибыли, полученной в рамках РИП, установлены в гл. 3.3 и ст. 284.3 НК РФ.

Обратите внимание: в настоящей статье приводится информация о применении и прекращении применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, для которых требуется включение в реестр, поскольку внереестровые РИП могут быть использованы ограниченным кругом налогоплательщиков.

Стать участником РИП целесообразно для предприятий-производителей, которые планируют осуществить крупные вложения в производство товаров. Важно учитывать, что компании, оказывающие услуги и выполняющие различного рода работы, не могут получить статус участника РИП.

Условия получения статуса участника РИП

Целью РИП может быть создание нового производства или расширение/модернизация действующего.

Как и в случае с ИНВ, возможность получения льгот в качестве участника РИП должна быть закреплена в законодательстве субъекта РФ. Поэтому изначально необходимо убедиться в выполнении этого условия.

Льготные ставки применяются к прибыли, полученной в результате реализации инвестиционного проекта, и составляют:

  • от 0 до 10% в региональный бюджет;
  • 0% в федеральный бюджет.

Льготы применяются ко всей налоговой базе (при условии, что доля доходов от проекта составляет более 90% всех доходов) либо к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта (при этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов).

Объем капитальных вложений должен составлять:

  • от 50 млн до 500 млн руб. в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2019 г.;
  • не менее 500 млн руб. в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2021 г.

Также компания, претендующая на статус участника РИП, должна соответствовать условиям, закрепленным в ст. 25.9 НК РФ.

Порядок включения в реестр участников РИП

Если все перечисленные условия выполняются, сумма инвестиций соответствует указанным критериям, то необходимо подготовить следующие документы:

  • инвестиционную декларацию;
  • бизнес-план;
  • финансовую модель;
  • заверенные копии учредительных документов.

Пакет документов направляется в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, который в течение 3 дней выносит решение о принятии или об отказе в принятии документов, а затем в течение 30 дней принимает решение о включении или невключении заявителя в реестр.

После того как инвестор приобретает статус участника регионального инвестиционного проекта, он вправе использовать установленные региональным законодательством льготы с момента получения первой прибыли от реализации товаров, произведенных в рамках проекта. Льгота по налогу на прибыль не может превышать суммы осуществленных капитальных вложений (т.е. выгода от льготы максимум составит сумму инвестиций).

Кроме того, положениями региональных законов могут быть не только установлены пониженные ставки по налогу на прибыль, но и предоставлены льготы по другим налогам. Так, например, в Московской области инвесторы имеют право на применение нулевой ставки к построенным в рамках РИП объектам недвижимости в первые четыре года после ввода их в эксплуатацию, а в последующие три периода – на пониженную ставку в размере 1,1% (ставка действует, если сумма капитальных вложений превысила 500 млн руб.).

Тенденции в мире льгот

Вероятно, в условиях экономического кризиса государство продолжит стимулировать налогоплательщиков к осуществлению инвестиций в реальный сектор экономики, а значит, могут устанавливаться более лояльные условия получения льгот на федеральном и региональном уровнях. Ярким примером таких смягчений может быть СПИК 2.0, «пришедший» на смену СПИК 1.0.

Финансовым службам компаний целесообразно отслеживать изменения в законодательстве и пользоваться предоставленными возможностями по снижению налогового бремени, направляя больше денежных средств на развитие своей деятельности.

К радости многих налогоплательщиков, изменения по налогу на прибыль с 1 января 2020 года не столь масштабны как, например, по имущественным налогам, некоторые поправки носят технический характер. Мы расскажем, на какие моменты следует обратить внимание.

«Амортизационные» поправки

С 1 января 2020 года в п.1 ст. 256 НК РФ будет четко установлено, что к амортизируемому имуществу относятся результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности первоначальной стоимостью более 100 тыс. руб. (п.1 ст.256 НК РФ в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ (далее — ФЗ N 325-ФЗ)).

В настоящее время Минфин РФ и ФНС РФ также разъясняют, что нематериальные активы (НМА) первоначальная стоимость которых менее установленного норматива (100 тыс. руб.) не амортизируются, а включаются в состав материальных расходов в полной сумме по мере их ввода в эксплуатацию в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ (Письмо Минфина России от 31.08.2012 N 03-03-06/1/450, Письмо ФНС России от 01.11.2011 N ЕД-4-3/18192).

Амортизация основных средств в 2020 году

С 1 января 2020 года будет исключено положение, по которому срок полезного использования расконсервированного объекта нужно продлевать на период консервации (абз. 6 п. 3 ст. 256 НК РФ в ред. ФЗ N 325-ФЗ)

Как и прежде по основным средствам, переведенным по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем перевода на консервацию, начисление амортизации не производится. Амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла расконсервация (п. 2 ст.322 НК РФ в ред. ФЗ N 325-ФЗ)

Безвозмездное пользование

Основные средства, переданные в безвозмездное пользование, с 1 января 2020 года не будут исключаться из состава амортизируемого имущества (п.3 ст.256 НК РФ в ред. ФЗ N 325-ФЗ). Но в целях налога на прибыль учесть сумму начисленной амортизации в расходах будет нельзя (п. 16.1 ст. 270 НК РФ введен ФЗ N 325-ФЗ).

Метод амортизации

С 1 января 2020 года менять метод начисления амортизации можно будет только один раз в пять лет (абз. 4 п. 1 ст. 259 НК РФ в ред. ФЗ N 325-ФЗ). Сейчас НК РФ содержит только ограничение на переход с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации чаще одного раза в пять лет.

Расходы на ремонт в 2020 году

С 1 января 2020 года будет уточнено, что к расходам на ремонт относятся не только расходы на ремонт основных средств, но и иного имущества (п. 1 ст. 260 НК РФ в ред. ФЗ N 325-ФЗ).

Жаль, что в отношении возможности учета расходов на ремонт арендованного имущества, не являющемся амортизируемым, уточнения в данную статью не внесены. Но Минфин РФ разъяснял, что расходы на ремонт неамортизируемого имущества могут учитываться на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов при условии, что такие расходы обоснованы и документально подтверждены (Письмо Минфина РФ от 01.02.2011 N 03-03-06/1/51).

«Иностранные» дивиденды

С 1 января 2020 года в ст.250 НК РФ будет уточнено, что для целей налога на прибыль к доходам от долевого участия в других организациях, выплачиваемым в виде дивидендов, относится, в частности, доход, выплачиваемый иностранной организацией в пользу российской организации, являющейся акционером (участником) этой иностранной организации, при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, вне зависимости от порядка налогообложения такой выплаты в иностранном государстве (п. 1 ч. 2 ст. 250 в ред. ФЗ N 325-ФЗ). Т.е. квалификация дохода в качестве дивидендов не соотносится с тем, пропорционально или непропорционально доли в уставном капитале распределяется доход.

Учет убытков в 2020 году

На 1 год — до 31 декабря 2021 года продлили пятидесятипроцентное ограничение на уменьшение налоговой базы при переносе убытков предыдущих лет (п.2.1 ст.283 НК РФ в ред. ФЗ N 325-ФЗ)

Также с 1 января 2020 года будет установлено, что налогоплательщик — правопреемник не сможет учесть убытки, полученные реорганизованной организацией, если в ходе проверки налоговые органы установят, что основной целью реорганизации был учет убытков (п. 5 ст. 283 НК РФ в ред. ФЗ N 325-ФЗ).

Нулевая ставка по налогу на прибыль в 2020 году

С 1 января 2020 года для организаций, имеющих статус налогоплательщика — участника специального инвестиционного контракта ставка налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет (при соблюдении определенных условий) установлена в размере 0 процентов (пп. 1.14. п.1 ст. 284 НК РФ введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 269-ФЗ (далее — ФЗ N 269-ФЗ)). Кроме того, законами субъектов Российской Федерации для таких налогоплательщиков может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации (абз. 10 п.1 ст.284 НК РФ введен ФЗ N 269-ФЗ)

Особенности применения налоговых ставок участниками специального инвестиционного контракта определены новой статьей 284.9 НК РФ (введена ФЗ N 269-ФЗ).

Также с 1 января 2020 года вводится нулевая ставка и особенности ее применения для музеев, театров и библиотек, учредителями которых являются субъекты Российской Федерации или муниципальные образования (п. 1.13 ст. 284 и ст.284.8 НК РФ введены Федеральным законом от 26.07.2019 N 210-ФЗ (далее — ФЗ N 210-ФЗ)). В частности, одно из условий применения ставки 0% — доходы от деятельности музеев, театров, библиотек, учитываемые по налогу на прибыль, должны составлять не менее 90 процентов всех налогооблагаемых доходов (п.2 ст.284.8 НК РФ введен ФЗ N 210-ФЗ).

«Безвозмездные» расходы

С 1 января 2020 в составе внереализационных расходов можно будет учитывать затраты на создание объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность (пп. 19.4 п. 1 ст. 265 НК РФ введен ФЗ N 210-ФЗ). Такие расходы будут признаваться на дату передачи объектов в государственную или муниципальную собственность (пп.1 п.7 ст.272 НК РФ введен ФЗ N 210-ФЗ).

Т.е. налогоплательщики-застройщики смогут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль организаций на сумму расходов по созданию объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность (Письмо Минфина России от 11.07.2019 N 03-07-03/51202).

Кстати, еще с 1 июля 2019 года безвозмездная передача объектов социально-культурного назначения в казну республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, в муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования не является объектом обложения НДС (пп.2 п.2 ст.146 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ).

Проценты у специализированных застройщиков

С 1 января 2020 года специализированные застройщики, заключившие кредитные договоры с уполномоченным банком, на предоставление целевого кредита в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве. » будут учитывать в расходах проценты по такому кредиту на дату их уплаты, т.е. «кассовым методом» (пп. 12 п.7 ст.272 НК РФ введен ФЗ N 325-ФЗ).

ИП стали налоговыми агентами

С 1 января 2020 года обязанности налогового агента по налогу на прибыль при выплате доходов иностранным организациям возлагается не только на организации, но и индивидуальных предпринимателей (п.1 ст.310 НК РФ в ред. ФЗ N 325-ФЗ).

В главу 25 НК РФ будут внесены и другие поправки, касающиеся узкого круга налогоплательщиков: уточнят порядок подтверждения освобождения от налога на прибыль резидентов «Сколково», особенности инвестиционного налогового вычета и др.

Читайте также: