Основные проблемы выездных налоговых проверок

Опубликовано: 09.05.2024

Липецкий филиал Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы

Филатова Ирина Ивановна, Липецкий филиал РАНХИГС, доцент, кафедра экономика и финансы, кандидат экономических наук

УДК336.221.4

Введение. Очевидным является тот факт, что без налогов государство не способно существовать. От эффективности системы налогового контроля зависит собираемость налогов и наполнение бюджета Российской Федерации. Основной формой налогового контроля являются налоговые проверки. Они позволяют выявить факты неполной уплаты или неуплаты налогов и сборов. Основной задачей налоговых проверок является выявление и пресечение нарушений налогового законодательства.

Актуальность. Эффективность выездной налоговой проверки связана с тем, что она базируется на изучении объективных фактических сведений, которые не всегда предоставляются налогоплательщиками в налоговые органы в ходе камерального контроля. Удельный вес доначислений произведенных с помощью выездной налоговой проверки, составляет приблизительно 75% всех доначислений по итогам работы, выполненной налоговыми органами.

Целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогового законодательства о налогах и сборах, то есть правильностью начислений, полнотой и современностью перечисленных налогов и сборов в бюджет. Несмотря на то, что данная форма налогового контроля достаточно эффективна, проведение таких проверок связано с многочисленными проблемами. Рассмотрим главные из них. На данный момент вопросы планирования и организации выездных налоговых проверок являются наиболее актуальными проблемами. [1]

Цель работы заключается в изучении аспектов выездной налоговой проверки, влияющие на ее эффективное проведение. То есть затраты на проведение которой многократно перекроются суммами дополнительно начисленных платежей.

Одними из важных критериев отбора фирмы для проведения выездной налоговой проверки являются налоговая нагрузка и рентабельность налогоплательщика, которые сравниваются со средними показателями в данной отрасли. Такое сравнение является не совсем корректным, так как среднеотраслевые показатели не могут являться ориентиром для выводов о наличие нарушений налогового законодательства. Организации могут по субъективным причинам иметь низкий уровень или наоборот резкий рост упомянутых показателей. Кроме того, среднеотраслевые характеристики находятся в зависимости от таких факторов, как количество работников и вид деятельности. Если фактические данные не соответствуют среднеотраслевым, это не означает, что налогоплательщик занижает свои доходы, которые отражены в налоговой отчетности или что он завышает расходы в целях снижения налоговой базы.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает последовательную процедуру формирования доказательств, свидетельствующих о совершении налогового правонарушения. Необходима камеральная проверка налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, далее проводится комплексный анализ основных показателей финансово- хозяйственной деятельности. После изучения документов анализируется информация из внешних и внутренних источников о налогоплательщике, и подготавливаются вопросы, подлежащие более углубленной проверке.

Одна из основных проблем, в подготовке и проведения выездных налоговых проверок выражается в отсутствии необходимых правовых норм и несоответствии определенных юридических конструкций. Такое состояние нормативно-правовой базы приводит к необходимости разработки конкретных комплексных мер, которые смогли бы обеспечить высокую эффективность проводимых налоговых проверок.

Задачи статьи:

  1. Проанализировать статистические данные прошлых лет.
  2. Выявить взаимосвязь между количеством выездных налоговых проверок и количеством доначисленных сумм по ним.
  3. Предложить свои методы увеличения продуктивности выездных налоговых проверок.

Научная новизна заключается в сопоставлении статистических данных прошлых лет и выявление новых мер для повышения эффективности налоговых проверок.

Рассмотрим количество выездных проверок в Российской Федерации. В 2014г. было проведено 26184 выездных налоговых проверок, в 2015г. - 22247, а в 2016г. - 19138. (рис.1)[3]


Рис.1. Динамика проведения выездных налоговых проверок в Российской Федерации.

Далее рассмотрим, сколько дополнительно начислено платежей, включая налоговые санкции и пени. В 2014 году составляет 242 266 757 тыс. рублей, в 2015 году -213 438 782 тыс. рублей, в 2016 году 257 212 794 тыс. рублей. (рис. 2)


Рис. 2. Доначисленные платежи в результате проведения выездных налоговых проверок в Российской Федерации за 2014 г., 2015 г. и 2016 г.

Результаты. Проанализировав рис. 1 и рис. 2 , можно сделать следующий вывод. Несмотря на то, что количество выездных проверок с каждым годом становится все меньше, сумма «доначислений» выросла. Так в 2014 году эта сумма составляла 9252 тыс. рублей на одну выездную проверку, в 2015 году -9594 тыс. рублей, а в 2016 году - 13439 тыс. рублей. Это говорит о высоком качестве проведения выездных налоговых проверок. Особенно в 2016 году, мы можем увидеть на графике, что количество выездных проверок снизилось, а доначисленные платежи увелись по сравнению с 2015 годом на 18 %.

Под «эффективной» налоговой проверкой можно понимать такую проверку, затраты на проведение которой многократно перекроются суммами дополнительно начисленных платежей.

Несмотря на положительную динамику проведения выездных налоговых проверок в 2016 году, необходимо совершенствовать систему отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок, так как в 2015 году, по сравнению с 2014 годом доначисленения в результате проведения выездных налоговых проверок заметно сократились.

Для повышения результативности и эффективности выездных налоговых проверок, необходимы следующие меры:

1) Создание единой методики анализа, планирования и проведения выездной налоговой проверки;

2) Совершенствование критериев отбора налогоплательщиков. Приведенный перечень критериев является далеко не полным. Систему критериев необходимо сделать более гибкой, что бы анализируя результаты проверок неэффективные критерии заменить другими. Кроме того, формулировка ряда критериев требует серьёзных уточнений в целях устранения возможной неоднозначности их трактовки.

3) Изучать и использовать положительный опыт зарубежных стран в организации и проведении налоговых проверок. Например, в Соединённых Штатах Америке налоговым органом является Служба Внутренних Доходов. Все поступающие сведения попадают в компьютеризованную систему, автоматически обрабатываются и сопоставляются с данными находящихся в налоговых декларациях. Это позволяет проводить отбор деклараций для более тщательной проверки, которая уже будет проводиться налоговыми инспекторами. [4]

Заключение. Таким образом, для достижения наилучших результатов при организации и проведении выездных налоговых проверок, необходимо оптимизировать работу налоговой службы, направленной как на повышение эффективности выездных налоговых проверок, так и на избежание низкорезультативных проверок, и как следствие, расхода бюджета на такие проверки.

23.03.2017, 11:30 Безуглая Наталия Сергеевна
Рецензия: Предложенная автором тема безусловно актуальна. Но заявленные тезисы весьма спорны, например, научная новизна не является новизной. Далее автор голословно утверждает, что "Одна из основных проблем, в подготовке и проведения выездных налоговых проверок выражается в отсутствии необходимых правовых норм и несоответствии определенных юридических конструкций." Необходимы примеры для таких заключений. Анализ статистических данных весьма спорен, если взять поправки на инфляцию, а не текущее стоимостное выражение ( а как мы знаем цены 2014г и 2016г существенно различаются) взысканий, то возможно выводы о росте эффективности неверны. Предложенные автором методы повышения эффективности выездных налоговых проверок поверхностны и не содержат конкретики и каких-либо исследовательских выводов, заключение статьи также носит общий характер и его необходимо конкретизировать. Поставленная цель не достигнута. Ввиду изложенного статья не рекомендуется к печати.

Чтобы не допустить доначисления налогов, пени и штрафов, готовиться к проверке надо еще до того, как о ней стало известно. Также нужно точно знать, что делать после получения решения о проведении проверки и в случае истребования или выемки документов, как подготовить сотрудников к допросам и как обжаловать решение налогового органа

Будьте готовы

Например, если проверялись сделки со взаимозависимыми лицами, то существует вероятность пересмотра цен по ним (гл. 14.2–14.5 НК РФ), нормирования расходов (ст. 269 НК РФ), пересмотра применения льгот по СИДН (ст. 7, 232, 312 НК РФ), претензии к расходам и вычетам по НДС (ст. 54.1 НК РФ). Если проверялись сделки с независимыми поставщиками товаров, работ или услуг, то возможны претензии к обоснованности (документальной подтвержденности) расходов по ст. 252 НК РФ или претензии по ст. 54.1 НК РФ. Если интересовали сделки с иностранными независимыми покупателями (продавцами) товаров, работ или услуг, то вероятны претензии, связанные с местом оказания услуг (ст. 148 НК РФ), применением льгот по СИДН, и претензии по ст. 54.1 НК РФ.

Кроме того, следует провести мониторинг судебной практики по налоговым спорам с участием организаций вашей отрасли. Налоговые органы часто «обкатывают» свои претензии на одном отраслевом налогоплательщике, а потом распространяют полученную судебную практику на всю отрасль.

Сроки выездной проверки

Допрос сотрудников

В ходе выездной проверки налоговый орган вправе проводить допросы сотрудников организации и третьих лиц (ст. 90 НК РФ).

Обычно свидетеля вызывают на допрос повесткой, что позволяет заранее определить, станет ли он самостоятельно участвовать в допросе или его будет сопровождать адвокат. Но нередко налоговый орган хитрит: сотрудника вызывают на беседу, а потом начинают оформлять протокол допроса. Поэтому он должен быть проинформирован о своем праве на присутствие адвоката во время допроса и о том, что свидетель может остановить инспектора и попросить официально представить повестку на допрос, чтобы можно было решить, станет ли он привлекать адвоката.

Данным правом не следует пренебрегать. Адвокат вправе участвовать в допросе, вести его запись, указывать инспектору на факты в пользу свидетеля или организации и требовать их проверки. Адвокат и свидетель вправе вносить замечания в протокол о нарушениях в ходе допроса и неподобающем поведении должностного лица, указывать на вопросы, не относящиеся к предмету допроса, и т.д. Кроме того, адвокат не позволит инспектору оказывать давление на свидетеля, задавать ему вопросы, вводящие в заблуждение, формулировать за него ответы. Поскольку сегодня налоговые органы используют видеозапись допросов и такая ситуация может оказаться стрессовой для свидетеля, адвокат, помимо юридической помощи, окажет и психологическую поддержку.

Перед допросом свидетеля необходимо проинформировать, что он вправе не давать показания против себя и своих близких (ст. 51 Конституции РФ) и что запугивание его уголовным преследованием за дачу ложных показаний или за отказ от дачи показаний незаконно. За неправомерный отказ от дачи показаний или дачу заведомо ложных показаний в ходе допросов в налоговых органах предусмотрена только налоговая ответственность (ст. 128 НК РФ).

Свидетеля нужно предупредить, что он обязан давать показания только об известных ему фактах и о событиях, при которых он присутствовал лично. Инспекторы часто начинают выяснять у свидетелей факты, с которыми допрашиваемые не связаны, превращая допрос в сбор слухов и домыслов. Поэтому если инспектор интересуется событиями, которые произошли до поступления на работу сотрудника или после его увольнения, касаются работы другого отдела, контрагентов или сделок, к которым сотрудник не имел отношения, то он вправе указать в протоколе допроса, что инспектор задал вопрос о событиях, свидетелем которых сотрудник не был, а значит, он не может дать пояснения.

Если показания свидетеля укладываются в предположение налогового органа о нарушении налогового законодательства, то протокол его допроса в дальнейшем используется в качестве доказательства. При этом мы нередко сталкиваемся со случаями, когда свидетель дает показания в пользу компании, но налоговый орган находит причины, по которым эти показания не учитываются при принятии решения. В такой ситуации, скорее всего, протокол допроса свидетеля вам не передадут вместе с актом проверки, поэтому в суде вы не сможете на него ссылаться. Мы рекомендуем просить вызываемых на допрос сотрудников представить вам копию протокола допроса. Свидетель может вести аудиозапись допроса, и организация с его согласия может получить ее копию.

Если допрашивались третьи лица, с которыми у вас нет контактов, и протоколы допросов вам не передали вместе с актом налоговой проверки, то подайте в налоговый орган заявление о предоставлении возможности ознакомиться с данными протоколами и снять копии. В случае отказа в ходе рассмотрения спора в арбитражном суде заявите ходатайство об истребовании протоколов допросов, указав, что вы не смогли их получить.

Если налоговый орган истребует документы

При проведении выездной проверки налоговый орган вправе истребовать у организации документы (ст. 93 и 93.1 НК РФ) и проводить их выемку (ст. 94 НК РФ).

Перед тем как передавать документы по требованию налогового органа, необходимо проверить: 1) не предоставлялись ли они ранее; 2) надлежащее оформление каждого документа (наличие необходимых реквизитов, подписей и печатей).

Иногда налоговый орган ссылается на неполноту представленных ранее документов. Чтобы избежать в дальнейшем споров об этом, в ответах на требования в описи приложенных документов указывайте реквизиты каждого из них. Если объем их слишком большой, то опись должна содержать сведения, достаточные для идентификации перечня и количества переданных документов (номер тома, вид каждой группы документов, период их создания, наименование контрагента, количество листов документа и т.п.).

Перед отправкой проверьте надлежащее оформление документов, наличие необходимых реквизитов, подписей и печатей. Посторонние записи на документах и наклейки с замечаниями необходимо убрать. Причем если запись сделана на оригинале документа, то удалить ее полностью не получится, поэтому примите за правило не делать заметки на первичных документах. Несколько раз в год проводите их ревизию, чтобы убрать посторонние закладки и записи, – это поможет, если налоговый или правоохранительные органы неожиданно придут к вам и начнут выемку документов. Если копии документов передаются не по телекоммуникационным каналам связи, то их нужно описать, сшить, пронумеровать, заверить подписью уполномоченного должностного лица место сшива, указав количество листов. Требования к оформлению документов приведены в ст. 93 НК РФ.

Если вы ведете электронный архив первичных документов и в налоговый орган отправляете их по телекоммуникационным каналам связи, то обратите внимание на их содержание перед сканированием. Ревизию отсканированных документов провести тяжелее, чем бумажных, поэтому нужно заранее проверить, нет ли на них надписей, заметок и стикеров. Если вы не уверены в надлежащем оформлении отсканированных документов, то лучше распечатайте их, проверьте, сделайте опись, сшейте и подайте в налоговый орган обычным способом.

Выемка документов и предметов

Выемка документов и предметов производится только на основании предъявленного налогоплательщику постановления должностного лица, которое утверждено руководителем налогового органа, проводящего выездную налоговую проверку (п. 1 ст. 94 НК РФ). Выемка осуществляется в присутствии понятых и лиц, у которых изымаются документы. Для изъятия компьютеров и жестких дисков налоговый орган привлекает соответствующих специалистов.

Выемке подлежат только документы и предметы, относящиеся к периоду выездной проверки и факту, который проверяется. При изъятии оригиналов документов налоговый орган обязан обеспечить налогоплательщика их копиями в течение 5 дней. Документы передаются инспектору в сшитом, пронумерованном и скрепленном печатью или подписью налогоплательщика виде (п. 9 ст. 94 НК РФ). При выемке несшитых документов они могут потеряться или их могут изъять из папки без возврата, а затем предъявить вам их отсутствие. Поэтому примите за правило после окончания налогового периода проводить ревизию документов и сшивать их. Если в будущем налоговый орган потребует копии, можно будет расшить документы, сделать копии и снова их сшить.

Цифровые технологии помогают вести бухгалтерский, налоговый и управленческий учет в организациях. Но изъятие электронных носителей информации в ходе выемки или обыска – не самое приятное событие. В таком случае в руки инспекторов и сотрудников правоохранительных органов часто попадает компрометирующая организацию информация. Поэтому, используя цифровую технику, не забывайте, что вы и ваш адресат, возможно, окажутся не единственными читателями переписки, и при выемке оценить ваш литературный талант смогут налоговый орган и следователь. К тому же, учитывая глубину периода выемки, вы можете забыть о содержании переписки за давностью лет или не успеть провести ее ревизию. Данные замечания относятся и к содержанию рабочего стола на вашем компьютере, вашим расчетам, таблицам, письмам. Поэтому вести переписку и использовать компьютеры руководители и сотрудники должны так, чтобы не навредить себе и организации.

По окончании выемки налоговый орган обязан составить протокол, в котором должны быть указаны наименование и количество изъятых документов. Чем детальнее опись документов, тем меньше вероятность, что возникнет спор при их возврате. Копия протокола выемки вручается налогоплательщику.

Экспертизы

Часто в рамках выездных проверок проводятся почерковедческие экспертизы. Рекомендуем не пренебрегать предоставленными ст. 95 НК РФ правами на проверку компетенции эксперта и постановку ему вопросов, на возражения против результатов экспертизы и проведение повторной экспертизы.

При изучении результата почерковедческой экспертизы обратите внимание на документы, содержащие образцы свободных подписей, и убедитесь в достаточности количества образцов свободных и экспериментальных подписей. Так, из документов, представленных эксперту налоговым органом, должно усматриваться, что свободные образцы подписей выполнены тем лицом, подписи которого исследуются. Период выполнения свободных подписей должен быть близок к периоду изготовления исследуемых документов, поскольку человек может со временем изменять свою подпись. Количество свободных образцов подписей должно быть достаточным для проведения исследования.

Если после ознакомления с результатом экспертизы у вас возникли сомнения в его обоснованности, вы вправе привлечь специалиста-почерковеда. Результат его исследования, опровергающий выводы эксперта налогового органа, может быть использован для обоснования необходимости проведения повторной экспертизы в рамках ст. 95 НК РФ, а также при обжаловании решения налогового органа в арбитражном суде.

На что обратить внимание при вручении акта выездной проверки

По окончании проверки налогоплательщику вручают справку о проведенной выездной налоговой проверке. После этого налоговому органу дается 2 месяца на подготовку акта проверки. Акт в течение 5 дней с даты его составления передают налогоплательщику вместе с документами, на основании которых налоговый орган пришел к выводу о нарушении законодательства о налогах и сборах (ст. 100 НК РФ).

В момент передачи акта проверки представитель организации обязательно должен указать дату вручения на экземпляре налогового органа и на своем экземпляре. От этой даты будет исчисляться срок на подготовку возражений на акт при несогласии с ним.

Если вы не согласны

При несогласии с актом проверки в течение месяца со дня его получения вы вправе представить в налоговый орган письменные возражения и дополнительные документы. Зачастую суды отказываются рассматривать доводы налогоплательщика, которых не было в возражениях или апелляционной жалобе на решение налогового органа. Поэтому готовить возражения на акт нужно тщательно. Они должны содержать полноценную правовую позицию с указанием допущенных налоговым органом нарушений, а также обстоятельств и фактов, подтверждающих ваши доводы.

Рассматривает материалы проверки и возражения организации руководитель (заместитель руководителя) налогового органа. Практика показывает, что в большинстве случаев после рассмотрения возражений назначаются дополнительные мероприятия налогового контроля. На них законом отводится месяц. По факту такие мероприятия часто превращаются в продолжение выездной проверки с целью дособрать доказательства против налогоплательщика. По результатам дополнительных мероприятий составляется дополнение к акту проверки, которое вручается налогоплательщику в течение 5 дней. После его получения у налогоплательщика есть 15 дней на подготовку возражений.

Итоговым документом на данном этапе является либо решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо решение о привлечении его к ответственности. Однако такое решение не вступает в силу сразу после его принятия, и до этого момента налоговый орган не вправе производить взыскание доначисленных налогов, пени и штрафов.

Теперь разберемся, когда же решение вступит в законную силу. С момента вручения решения начинает течь месячный срок для его обжалования в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган. Обычно это региональное управление ФНС России, которому подчиняется нижестоящий налоговый орган. Но если организация состоит на учете в специализированном налоговом органе по крупнейшим налогоплательщикам, то вышестоящим к нему будет либо межрегиональный налоговый орган по крупнейшим налогоплательщикам, либо ФНС России.

Обратите внимание: апелляционная жалоба подается в налоговый орган, который вынес решение о привлечении организации к ответственности. А уже он отправляет жалобу со всеми документами по проверке в вышестоящий налоговый орган. Если налогоплательщик в месячный срок направил апелляционную жалобу на решение, то оно вступит в законную силу только после принятия вышестоящим налоговым органом решения по результатам рассмотрения жалобы. Рассмотрена она должна быть в течение 2 месяцев, но этот срок часто затягивается. Если жалоба не подавалась, то решение вступит в силу после истечения месячного срока, и налоговый орган вправе будет начать процедуру взыскания начисленных налогов.

Решение налогового органа по результатам выездной проверки можно обжаловать в суде только после его обжалования в вышестоящий налоговый орган. Если же вы подали апелляционную жалобу, но вышестоящий налоговый орган в течение 2 месяцев не принял по ней решение, то вы вправе обратиться в суд. Приложите к исковому заявлению доказательство направления в установленный законом срок апелляционной жалобы на решение нижестоящего налогового органа и саму жалобу.

Надеемся, что наши рекомендации будут вам полезны.

(О том, что налогоплательщики могут направлять жалобы на решения и действия налоговиков с помощью телекоммуникационных каналов связи на всей территории страны, читайте в статье «Как подать жалобу в налоговый орган через ТКС?»)

В развитых странах политика государства в сфере налогового контроля исходит из того, что проверка соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства должна служить двум целям:

а) гарантировать должное функционирование системы самостоятельного определения налогоплательщиками своих налоговых обязательств;

б) выявлять случаи налоговых злоупотреблении.

Иными словами, налоговые органы при исполнении своих обязанностей в сфере налогового контроля должны помогать и оказывать информационное и иное содействие добросовестным налогоплательщикам, но для тех, кто склонен к налоговым правонарушениям, налоговые проверки должны действовать как инструмент принуждения и наказания. Главной задачей налоговых проверок является профилактика правонарушений. Помимо профилактической роли налоговые проверки могут играть и репрессивную роль. Тщательные проверки налоговых деклараций могут предотвратить повторение одних и тех же ошибок со стороны налогоплательщика.

Ошибки или нарушения, которые выявляются в ходе налоговых проверок, можно подразделить на:

а) ошибки, допущенные по небрежности или изза недостатка внимания;

б) нарушения, допущенные в силу неправильного или неполного понимания закона;

в) злоупотребление легальными льготами или недоработками в законодательстве;

г) намеренно допущенные ошибки или искажения в отчетности (включая применение методов укрытия их от налоговой проверки).

В процессе своей деятельности налоговые органы должны соблюдать два правила: строить свою работу таким образом, чтобы защищать максимально эффективным образом интересы государства, казны, и в то же время строго соблюдать права и свободы частных граждан [1].

Одним из основных способов контроля добросовестного выполнения налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов в бюджет является проведение налоговых проверок. Налоговая проверка является важнейшим инструментом налогового контроля, позволяющих наиболее полно проверить правильность уплаты налогов (сборов) и исполнение налогоплательщиком других обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах [8].

Выездная налоговая проверка - вид налоговой проверки. В отличие от камеральной налоговой проверки, производится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика и на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции.

Значение выездных налоговых проверок в осуществлении налогового контроля достаточно велико. Поскольку выездные налоговые проверки - это один из наиболее эффективных видов налогового контроля, который в полном объеме позволяет определить размер неуплаченного налога и/или сбора, соответственно, установить, размер нанесенного ущерба и вынести решение о взыскании штрафов и пеней. Но при осуществлении налоговых мероприятий, в частности, выездных налоговых проверках перед налоговыми органами возникает множество проблем [9].

Наиболее значительными проблемами являются те, которые связаны с несовершенством законодательства в области налогов и сборов, трудность его понимания. Для организаций основная трудность состоит в правильности исчисления налога. Подобную трудность «часто» или «почти всегда» испытывают 24% организаций-респондентов. У малых предприятий такие затруднения встречаются реже в силу широко использования специальных режимов налогообложения. Распределение трудностей с исчислением налога по всем временным группам налогоплательщиков – «новичкам» (стаж взаимодействия с налоговой службой до 1 года) и «ветеранам» (опыт работы 10, 15 лет и более) примерно равномерное. Хотя, казалось бы, опыт должен помогать правильно рассчитывать налоги. Своевременность уплаты налога представляет сложность для каждой десятой организации: у 10,1% «часто» или «почти всегда» возникают спорные вопросы, связанные со сроками внесения в бюджет налогов.

Отсутствие регламентированного порядка учета времени фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика» давало налоговым органам достаточно широкие возможности для манипулирования сроками и вело к затягиванию выездных проверок, что приводило к ущемлению прав налогоплательщиков.

Ещё одна проблема, которая стоит перед налоговыми инспекторами при проведении выездной проверки – это сложность контроля финансовых потоков налогоплательщика, в частности минимизация налогов при «обналичке». В последнее время в связи с усилением контроля за банками источниками наличности все чаще становятся торговые сети, а так же электронные платежные терминалы. Спрос на наличные деньги в теневой экономике стимулирует к сокращению реальных объемов наличной выручки в легальной экономике и соответственно сокращает налоговую базу.

Среди проблем налогового контроля хотелось бы отметить проблемы, возникающие при проверках малых предприятий. Как показывает анализ, именно предприятия сферы малого предпринимательства наиболее подвержены налоговым правонарушениям, неоприходование денежной выручки, уклонение от сдачи налоговой отчетности, в том числе в таких формах, как не постановка на учет в налоговых органах, фальсификация данных бухгалтерского учета или его полное отсутствие. В связи с этим усиление налогового контроля за этой сферой деятельности будет способствовать обеспечению дополнительного притока налоговых поступлений в бюджет, в том числе со стороны крупнейших налогоплательщиков, так как некоторые из них применяют сложные схемы ухода от налогообложения посредством создания подставных фирм – малых предприятий, через которые посредством механизма манипулирования ценами и иных схем уводятся из-под налогообложения многие миллиарды рублей налогооблагаемой прибыли [10].

Таким образом, система организации выездных проверок, как и любая другая экономическая система в соответствии с законами диалектики требует развития и совершенствования, приведения в соответствие с уровнем развития рыночных отношений.

Дата добавления: 2019-03-09 ; просмотров: 719 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 08:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в изучении принципов планирования и подготовки выездной налоговой проверки.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
- изучение понятия и сущности выездной налоговой проверки;
- подготовка к проведению выездной налоговой проверки;
- начало и основные этапы проведения выездной налоговой проверки;
- оформление и реализация результатов выездной налоговой проверки.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Классификация налоговых проверок………………………………………….5
Виды налоговых проверок……………………………………………………..5
Выездная налоговая проверка…………………………………………………6
Организация и методика проведения выездной налоговой проверки……. 9
Действие налоговых органов в процессе выездной налоговой проверки….9
Основные этапы проведения выездной налоговой проверки……………. 12
Сроки проведения выездной налоговой проверки………………………….13
Оформления результатов выездной налоговой проверки………………….15
3 Проблемы и пути их решений при осуществлении выездных налоговых проверок………………………………………………………………………… 22
3.1 Проблемы при осуществлении выездных налоговых проверок………….22
3.2 Пути решения проблем, возникающих при осуществлении выездной налоговой проверки……………………………………………………………. 26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников………

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

  1. Классификация налоговых проверок………………………………………….5
    1. Виды налоговых проверок…………………………………………………….. 5
    2. Выездная налоговая проверка…………………………………………………6
  2. Организация и методика проведения выездной налоговой проверки……. 9
    1. Действие налоговых органов в процессе выездной налоговой проверки….9
    2. Основные этапы проведения выездной налоговой проверки……………. 12
    3. Сроки проведения выездной налоговой проверки………………………….13
    4. Оформления результатов выездной налоговой проверки………………….15

3 Проблемы и пути их решений при осуществлении выездных налоговых проверок………………………………………………………… ……………… 22

3.1 Проблемы при осуществлении выездных налоговых проверок………….22

3.2 Пути решения проблем, возникающих при осуществлении выездной налоговой проверки………………………………………………………… …. 26

Список использованных источников…………………………………………. 31

Проверка - это единичное контрольное действие или исследование состояния на определенном участке деятельности проверяемого субъекта. Налоговый контроль - это специализированный (только в отношении налогов и сборов) государственный финансовый контроль, сущность которого состоит не только в проверке соблюдения налогового законодательства, но и в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также в устранении выявленных нарушений. Налоговый контроль как одна из функций государственного управления представляет собой систему наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков с целью ее оптимизации для качественного исполнения законодательства о налогах и сборах.

Налоговый контроль использует разнообразные формы практической организации для наиболее эффективного выполнения стоящих перед ним задач.

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля является выездная налоговая проверка, так как она основана на изучении объективных, фактических данных, которые не всегда предоставляются налогоплательщиками в налоговые органы из-за нежелания уплачивать налоги и, тем самым, снижать свое финансовое благополучие. Экономика не в состоянии нормально функционировать, если бизнес не развивается в легальных формах, а правительство не способно собирать налоги.

Ни один налогоплательщик не застрахован от налоговой проверки. И хотя она является нелегким испытанием для руководства организаций и бухгалтеров, не стоить думать, что мы не в состоянии повлиять как на ход самой проверки, так и на ее результаты.

Если в организации прошла проверка, в результате которой начислили большие суммы недоимки, пеней и штрафов, не следует сразу же впадать в отчаяние. Практика показывает, что большой процент вынесенных по результатам проведения налоговых проверок решений можно оспорить.

Настоящая судебная практика показывает, что суд при рассмотрении спора между налогоплательщиком и налоговым органом, в том числе и по вопросам относительно результатов налоговых проверок, в большинстве случаев выносит решение в пользу налогоплательщика.

Любой налогоплательщик (организации, предприятия, учреждения), должен знать правила и порядок проведения проверок, оформления ее результатов, права и обязанности сторон (налогоплательщика и налогового (проверяющего) органа). Тогда ее проведение может и не оказаться таким неожиданным и непредвиденным, а результаты ее проведения такими “ужасающими” и совсем не такими, какими их нужно представить налоговому органу.

Порядок проведения налоговых проверок определяется нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Знание его норм позволяет налогоплательщикам не только видеть ошибки инспекторов, но и эффективно защищать свои права, нарушенные вследствие таких ошибок.

Цель работы заключается в изучении принципов планирования и подготовки выездной налоговой проверки.

Исходя из цели, были определены следующие задачи:

- изучение понятия и сущности выездной налоговой проверки;

- подготовка к проведению выездной налоговой проверки;

- начало и основные этапы проведения выездной налоговой проверки;

- оформление и реализация результатов выездной налоговой проверки.

1 Классификация налоговых проверок

Налоговая проверка представляет собой эффективный инструмент налогового контроля, позволяющий наиболее полно и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов (сборов) и исполнение налогоплательщиком других обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах.

Главной задачей налоговых проверок является профилактика правонарушений. Помимо профилактической роли налоговые проверки могут играть и репрессивную роль. Тщательные проверки налоговых деклараций могут предотвратить повторение одних и тех же ошибок со стороны налогоплательщика.

Налоговые проверки бывают двух видов:

1) камеральные;

Основные различия между двумя видами проверок состоят в следующем (Приложение А):

Право проводить налоговые проверки в установленном НК РФ порядке предоставлено налоговым органам нормой подп. 2 п. 1 ст. 31.

Налоговые проверки могут проводиться в отношении (ст. 87 НК РФ):

Общими правилами проведения налоговых проверок являются следующие:

1. налоговые органы несут ответственность за проведение у налогоплательщика документальных проверок не реже одного раза в два года;

2. налоговой проверкой должна быть охвачена вся налоговая база по проверяемому периоду;

3. налоговая проверка обособленных подразделений организаций может быть проведена независимо от проведения проверки самого налогоплательщика;

4. налоговые проверки могут проводиться в любых организациях независимо от формы собственности, подчиненности и организационно-правовой форме.

Основными правилами проведения налоговых проверок являются:

1. налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки;

2. запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период.

Из этого правила есть два исключения:

a) когда проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика

б) когда проверка проводится вышестоящим налоговым органом при проведении контрольной проверки.

В настоящее время выездные налоговые проверки остаются основ-ным видом налогового контроля. Существует два вида выездной налоговой проверки: комплексный и тематический.

Комплексная выездная налоговая проверка предусматривает полную проверку финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

При тематической выездной налоговой проверке проверяется начисление и уплата одного или нескольких налогов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки.

Пример 1. Выездная налоговая проверка была назначена на 17 февраля 2009 г. Следовательно, проверкой будут охвачены только три года (2006-2008 гг.).

Если предпринимательская деятельность осуществляется с 2007 г., то и проверка будет проводиться за 2007-2008 гг.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа. В данном решении должны быть отражены:

• фамилии, имена, отчества, должности, классный чин лиц, осуществляющих выездную налоговую проверку;

• фамилия, имя, отчество, должность и классный чин лица,

вынесшего решение о проведении выездной налоговой проверки;

• вопросы проверки (виды налогов, по которым выполняется проверка). Если в решении указано: «Проверка правильности исчисления НДС и налога на прибыль организаций», то проверка будет тематической; если «Проверка правильности соблюдения законодательства о налогах и сборах», то это — комплексная проверка, которая охватывает вопросы правильности исчисления и уплаты всех налогов (сборов).

Наличие решения — единственное основание для допуска лиц, выполняющих выездную налоговую проверку, к ее проведению. Отсутствие хотя бы одного реквизита в тексте решения служит основанием, чтобы не допустить проверяющих к проверке.

Запрещают повторные выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Исключением в этом случае являются проверки, проводимые вышестоящим налоговым органом в порядке контроля, а также проверки в связи с ликвидацией (реорганизацией) организации. Срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. Однако в исключительных случаях по решению вышестоящего налогового органа он может быть увеличен на один месяц. При наличии филиалов и обособленных подразделений срок проверки увеличивается на один месяц.

При выездной налоговой проверке работники налогового органа осуществляют расчет налоговых платежей на основании первичной бухгалтерской документации налогоплательщика и их сверку с суммами налогов, представленными налогоплательщиком в декларациях.

Особенности камеральных и выездных налоговых проверок показаны на рисунке 1.

  1. Организация и методика проведения выездной налоговой проверки

2.1 Действие налоговых органов в процессе налоговой проверки.

Одновременно с вручением решения налогоплательщику вручается требование о представлении документов в порядке, предусмотренном статьей 93 НК РФ. В требовании обычно содержится общий перечень документов, необходимых для проведения проверки. Указанные в требовании документы налогоплательщик обязан представить в течение пяти дней с момента получения требования. Налогоплательщик вправе не предъявлять документы, не указанные в требовании.

В случае отказа налогоплательщика представить указанные в требовании документы он может быть привлечен к ответственности по статье 126 НК РФ Также отказ в предоставлении документов может повлечь за собой выемку не представленных документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ. Количество требований, которые могут быть предъявлены налогоплательщику, не ограничено. Все зависит от целей и задач проверки.

Налоговый контроль признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым Кодексом Российской Федерации [1].

Основной формой налогового контроля является налоговая проверка, представляющая собой специфическую деятельность налоговых органов за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства. В ходе проведения налоговых проверок выполняется фискальная функция налогов, выявляются нарушения налогового законодательства и проводятся доначисления.

Налоговая проверка также является наиболее актуальным и самым эффективным способом осуществления налогового контроля, так как полностью обеспечивает фискальную функцию налогов и несет в себе принцип прямого воздействия на налогоплательщиков.

Налоговый Кодекс выделяет два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Сравнение их основных характеристик представлено в Табл.1.

Сравнение основных характеристик налоговых проверок

Камеральная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка

По месту нахождения налогового органа

На территории (в помещении)

Подача налогоплательщиком налоговой

декларации (расчета) и иных документов в инспекцию

Решение руководителя налогового органа

В течение 3 месяцев со дня представления

Не более двух месяцев со дня

налогоплательщиком декларации (расчета)

вынесения решения о назначении

продления срока проведения

Продлеваться не может

Может быть продлен до четырех

месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев

Ошибки в налоговой декларации (расчете),

противоречия или несоответствия сведений декларации и иных документов (или сведений налогового органа)

Правильность исчисления и своевременность уплаты налогов

Полномочия представителей ФНС

Истребование пояснений (пояснительной записки) налогоплательщика (иные документы могут быть представлены только по усмотрению плательщика), а также документов, подтверждающих право на налоговые льготы

Ознакомление с налоговой отчетностью

плательщика по месту его нахождения, истребование документов, относящихся к предмету проверки, инвентаризация имущества, осмотр помещений и территорий, выемка документов и предметов, привлечение эксперта (специалиста)

Акт проверки (в случае выявления нарушений) – в течение 10 дней с окончания

Справка о проведении проверки

(составляется в последний день проверки)

Акт налоговой проверки (в течение 2 месяцев со дня составления справки)

Источник: таблица составлена авторами самостоятельно на основе [1].

На основании сравнительной Табл.1 мы можем сделать вывод, что камеральные проверки проводятся с целью постоянного мониторинга за финансовой деятельностью налогоплательщика. Такие проверки проводятся регулярно и систематически, таким образом, выявляются ошибки в оформлении, сопоставляются данные и подготавливается база для проведения выездной налоговой проверки.

В то же время выездная налоговая проверка – наиболее эффективная форма налогового контроля, проводимая налоговыми органами с целью контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов, осуществляемая на территории самого налогоплательщик на основании специального решения руководителя налогового органа, длящаяся в течение 2 месяцев с момента подачи вынесения такого решения. Достижение такой цели становится возможным за счет расширенного перечня полномочий должностных лиц налогового органа проводящего проверку. Однако при этом особое внимание при проведении выездных налоговых проверок уделяется соблюдению установленных законом ограничений, призванных защитить добросовестного налогоплательщика от возможных неправомерных действий налогового органа. В качестве правовых гарантий для проверяемого лица установлены двухмесячный срок проведения выездной налоговой проверки, трехлетний срок давности для проверки коммерческой деятельности налогоплательщика, возможность проведения только одной проверки в течение календарного года, запрет налогового органа проводить две и более проверки по одним и тем же налогом за один и тот же период, а также другие гарантии, закрепленные в Налоговом Кодексе Российской Федерации.

Выездные проверки играют ключевую роль в результативности реализации налогового контроля. Налоговые органы могут более подробно исследовать особенности ведения налогового учета в организации, проверить различные физические показатели, используя при этом различные методы. Многие налоговые нарушения могут быть могут быть обнаружены только в ходе проведения выездных проверок, что влечет доначисление налогов и наложение санкций в большей мере, чем это представляется возможным при камеральной налоговой проверке.

Оценку показателей выездных проверок следует начать с их количества. Динамика выездных налоговых проверок за 2013-2015 гг. представлена на Рисунке 1.

По приведенным выше данным, можно заметить, что наблюдается тенденция снижения количества проводимых выездных налоговых проверок. За весь рассматриваемый период 2013 – 2015 годы это снижение составило 25,8%. Однако это не значит, что снизилась их эффективность. Так в 2007 году вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ, тем самым был ужесточен порядок проведения выездных налоговых проверок. Снижение количества выездных налоговых проверок обусловлено комплексом проводимых налоговыми органами края процедур и мероприятий, направленных на создание условий для наиболее эффективного проведения проверок, обеспечения оптимального выбора налогоплательщиков по критериям риска совершения налогового правонарушения.

Количество выездных налоговых проверок, в результате которых были выявлены нарушения в период с 2013 по 2015 год, уменьшается. Однако такое уменьшение незначительно в общей структуре проведенных проверок. Это свидетельствует об улучшении качества предпроверочных контрольных мероприятий по отбору налогоплательщиков. Данные о количестве проведенных выездных налоговых проверок, в результате которых были выявлены нарушения, представлены на Рисунке 2.

Количество выездных налоговых проверок, в результате которых были выявлены нарушения в период с 2013 по 2015 год, уменьшается. Однако такое уменьшение незначительно в общей структуре проведенных проверок. Это свидетельствует об улучшении качества предпроверочных контрольных мероприятий по отбору налогоплательщиков.

При отнесении налогоплательщиков к претендентам на включение в план выездных налоговых проверок немаловажное значение имеет так называемая «предполагаемая сумма доначислений», которую налоговый орган должен взыскать с налогоплательщика по завершению выездной налоговой проверки. Динамика дополнительно начисленных платежей по выездным проверкам организаций и физических лиц (включая налоговые санкции и пени) представлена Рисунке 3.

По данным Рисунка 3 можно сделать вывод, что в 2013 году сумма дополнительно поступающих платежей увеличилась на 3%, однако уже за 2014-2015 гг. наблюдается тенденция к снижению доначисленных платежей по выездным проверкам организаций и физических лиц. В абсолютном выражении это снижение достигает 19 898 190 руб., что составляет 6,8 %. Однако тот факт, что сумма доначисленных платежей по выездным налоговым проверкам снизилась, не говорит о том, что уменьшилась и эффективность работы налоговых органов. Рассчитаем сумму доначислений, приходящуюся на 1 проведенную выездную налоговую проверку, выявившую нарушения. Динамика показателей эффективности выездных налоговых проверок за 2013-2015 гг. представлена в Табл.2.

Динамика показателей эффективности выездных налоговых проверок в РФ за 2013-2015 гг.

Читайте также: