Основные принципы международного налогообложения

Опубликовано: 06.05.2024

Дернберг Р.Л.
Москва, ЮНИТИ, 1997, 375 с.

Интерес к работе Ричарда Л. Дернберга "Международное налогообложение", изданной в России при финансовой поддержке Фонда Сороса, определяется, в первую очередь, тем обстоятельством, что проблемы налогообложения международных сделок не получили до настоящего времени адекватного отражения в российской экономической и юридической литературе. Такая ситуация сохраняется несмотря на то, что в условиях, когда привлечение иностранных инвестиций рассматривается как необходимый элемент стабилизации экономического развития в России, изучение международных аспектов двойного налогообложения является крайне актуальным.

Значение исследования, посвященного анализу американского законодательства в сфере международного налогообложения, подчеркивается также тем фактом, что договор с США об избежании двойного налогообложения стал одним из первых, которые подписала Российская Федерация с иностранными государствами. Подготовка этого договора оказала определенное влияние на формирование в России единого методологического подхода к заключению такого рода соглашений.

Основное внимание в работе Дернберг уделяет проблеме устранения двойного налогообложения, возникающей в результате несоответствий в налоговых законодательствах стран: столкновение различных принципов налоговой юрисдикции приводит к тому, что доход подлежит налогообложению сначала в стране его получения, а затем по месту проживания налогоплательщика. Избежание двойного налогообложения достигается либо путем применения специального внутреннего законодательства, либо заключением межгосударственных договоров, позволяющих закрепить за каждой страной право приоритетного налогообложения определенных видов доходов. Автор отмечает, что США в отношение международных сделок в целом следуют общему правилу, по которому приоритетное право налогообложения получает страна, в которой получен доход, а страна резиденства - остаточное право.

В книге последовательно рассматривается порядок налогообложения иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в США (часть 2), и американских граждан и резидентов по доходам, полученным за рубежом (часть 3). Подробно освещаются такие проблемы, как внутрифирменное ценообразование, деятельность контролируемых иностранных корпораций, не облагаемые налогом международные сделки. В современных российских условиях особый интерес вызывает анализ основных методов налогового стимулирования экспорта (в частности, рассматриваются положения об иностранной экспортной корпорации, создающей благоприятный режим в отношении определенных экспортеров) и отдельных территорий (часть 4). Отдельно представлены положения о налогообложении передачи имущества, в частности налога на наследство, на дарение и на передачу наследства через поколение (часть 5). Несомненным достоинством работы являются примеры, иллюстрирующие действие правовых норм, и многочисленные ссылки на прецеденты, позволяющие продемонстрировать сущность проблемы и варианты ее решения.

Во введении Р. Дернберг указывает на три основных правила налоговой беспристрастности, выполнение которых позволяет обеспечить эффективное распределение ресурсов в международном масштабе. Это беспристрастность в отношении экспорта капитала, иностранная беспристрастность (в отношении импорта капитала) и национальная беспристрастность. Автор подчеркивает, что американское налоговое законодательство по международному налогообложению сочетает в себе элементы всех трех принципов, однако в дальнейшем обнаруживается, что правило национальной беспристрастности является приоритетным, а беспристрастность в отношение импорта капитала на практике в большинстве случаев не выполняется.

Анализируя основные принципы американского законодательства в области международного налогообложения, исследователь обращает внимание на такую его отличительную черту, как рассмотрение гражданства в качестве основания для юрисдикции. Данный принцип объясняется тем, что правительство США обеспечивает защиту граждан, пребывающих за границей, и позволяет американским корпорациям, независимо от их места нахождения, пользоваться преимуществами американского законодательства о юридических лицах.

Большое внимание уделено роли договоров об устранении двойного налогообложения, рассматривается их взаимосвязь с внутренним американским налоговым законодательством (в частности, с Кодексом внутренних доходов), очерчиваются некоторые спорные вопросы, возникающие в результате накладок при определении налоговой юрисдикции. Учитывая тот факт, что типовое соглашение об избежании двойного налогообложения и имущества, принятое странами СНГ в отношениях между собой и с третьими странами, аналогично типовому договору ОЭСР, внимание российского читателя может привлечь проведенное Р. Дернбергом сравнение основных типовых моделей двусторонних договоров о подоходном налоге (американской модели, модели ОЭСР и модели ООН). Он указывает, что одним из основных отличий американской модели является сохранение за государством права обложения налогом мировых доходов своих граждан, независимо от их места жительства. Согласно американской модели, местопребыванием корпорации считается государство, где она зарегистрирована, согласно модели ОЭСР - место фактического управления корпорацией.

В США основным методом устранения двойного налогообложения является кредитование налогов, уплаченных другому государству на полученные там доходы. В странах ОЭСР, помимо кредитного метода широкое распространение получило освобождение от налога дохода, полученного в другом государстве. В отличие от американской, модель ОЭСР распространяется на местные законы о подоходном налоге. Американская модель уделяет большее внимание проблеме уклонения от уплаты налогов путем использования межгосударственных соглашений.

Дернберг также упоминает модель ООН, разработанную в качестве руководства для заключения соглашений между развитыми и развивающимися странами. Он указывает, что принятие за основу модели ООН обеспечивает более благоприятный режим странам, в которых находится источник дохода, т.е. создает определенные преимущества государствам, импортирующим капитал. Американская модель и модель ОЭСР, отдавая предпочтения принципу местопребывания, напротив, благоприятствуют странам, экспортирующим капитал. К сожалению, автор ограничивает сравнение типовых соглашений об избежании двойного налогообложения простым перечислением различий, не указывая причины, лежащие в их основе.

Весьма содержательной и интересной представляется глава, посвященная кредитованию иностранных налогов как основному методу избежания двойного налогообложения, используемого в американской практике. Доказывая предпочтительность предоставления иностранного налогового кредита по сравнению с другими методами, Р. Дернберг несколько смещает акценты, делая ударение на том, что кредитование позволяет снизить влияние налоговой системы на принятие инвестиционных решений. Однако, если использование иностранного налогового кредита нарушает принцип национальной беспристрастности, т.е. иностранный налог снижает американский налог на доход из американского источника, а такая ситуация возникает, когда ставка иностранного налога превышает американский, нейтральность налоговой системы нарушается. В результате в определенных случаях законодательство допускает фактическое двойное налогообложение одного и того же дохода, а задача создания равных условий для деятельности иностранных юридических и физических лиц в США и американских компаний и граждан за рубежом отодвигается на второе место после обеспечения налоговых поступлений в бюджет.

Существенным недостатком работы является отсутствие обобщающей части, рассмотрение различных аспектов проблемы без учета их взаимосвязи, в результате чего американская система международного налогообложения разбивается на ряд независимых друг от друга компонентов. Кроме того, было бы целесообразным рассмотреть законодательство США в контексте международных экономических отношений, определить его место и роль в мировой практике устранения двойного налогообложения.

И в заключении несколько замечаний, связанных с переводом и изданием работы в России. Название работы (International taxation) вполне оправдано в американском варианте, однако в русскоязычном издании требуются уточнения, касающиеся того, что в книге рассматриваются не общие принципы международного налогообложения, а лишь законодательство США в этой сфере. Буквальный перевод названия не учитывает специфики работы, и, более того, формирует ошибочное представление о ее содержании.

Следует отметить также то, что в русскоязычном издании не всегда дается адекватный перевод некоторых терминов. Это становится наиболее заметным при рассмотрении общих принципов международного налогообложения и ключевых положений налогового законодательства США. Несмотря на то, что в юридической практике распространен транскрибированный вариант перевода таких терминов как резиденство (residency) и домицилий (domicile), в работе они в большинстве случаев заменены понятиями местопребывания и местожительства. Более существенным минусом является смешение терминов резиденства и местожительства (с.34).

В результате подобной терминологической путаницы возникают смысловые нарушения. В частности, указание на то, что "страна осуществляет свою юрисдикцию в правовом отношении либо на основании гражданства, либо территориальности" (с. 24) подразумевает широкое распространение принципа гражданства в мировой практике. Однако далее наблюдается явное противоречие в подчеркивании того факта, что "США являются уникальной страной, рассматривая гражданство как основание для юрисдикции" (с.25, 33). Очевидно, что при характеристике общих правил международного налогообложения речь идет о принципе резиденства.

Смысловой неточностью страдает также обобщение на с. 25, каcающееся того, что, "…налоговая юрисдикция объясняется связью лица со страной. В случае национальной принадлежности эта связь носит юридический характер (например, гражданство или регистрация). В случае территориальной юрисдикции над лицом связь является фактической (например, является ли данное лицо резидентом той или иной страны)." Следует уточнить, что принцип территориальности подразумевает налогообложение всех доходов, полученных на территории страны, и не связан с понятием резиденства, не говоря о том, что в отношении международного налогообложения понятие "национальной принадлежности" не используется.

Несмотря на определенные недостатки перевода и некоторую идеализацию автором американской налоговой системы, работа Р. Л. Дернберга "Международное налогообложение" позволяет в некоторой степени заполнить пробел по этой тематике в отечественной специализированной литературе.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины
Фото Всеволода Альшанского, Кублог

К экономическим принципам налогообложения относят принцип справедливости, принцип соразмерности налогообложения, принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков, принцип экономической эффективности налогообложения, принцип рентабельности налоговых мероприятий. Второй уровень — юридические принципы налогообложения. Рассмотрим выделяемые в настоящее время принципы налогообложения.

Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. великим шотландским исследователем экономики и естественного права Адамом Смитом (1725-1793) в его знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения. Назовем важнейшие из них.

1. Мировая история

Известно, что справедливость — категория чрезвычайно тонкая, сложная для определения. Недаром это распространенное в повседневной риторике понятие юридически не определено. С точки зрения права «справедливость» — чистая абстракция, ей нет мерила, определения, эталона. Справедливо то, что справедливо в каждом конкретном случае. Поэтому понимание справедливости зависит от исторического этапа развития, экономического устройства общества, социального и правового статуса лица, его политических взглядов и пристрастий.

Смит выступал за всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами «…соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства». Таким образом, по Смиту, справедливость налогообложения — это равная обязанность всех платить налоги, но исходя из реальной платежеспособности фискально обязанных лиц.

При этом проблема справедливости налогообложения напрямую увязывалась с вопросами равенства налогового бремени (равенства при изъятии части доходов) и переложения налоговых тягот. Ведь на практике абсолютное равенство невозможно в первую очередь в силу различий в доходах и в имущественном положении налогоплательщиков.

Вместе с тем справедливость налогообложения на практике обретает одну из двух крайностей. В налоговых системах со слабо развитыми механизмами налогового администрирования (например, в России) налоги платят в основном экономически слабые хозяйствующие субъекты. В государствах с сильным налоговым администрированием налогообложение «наказывает» экономически эффективные предприятия.

2. Принцип определенности налогообложения. Смит так формулирует содержание этого принципа: «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица», ибо неопределенность налогообложения — большее зло, чем неравномерность налогообложения.

3. Принцип удобства налогообложения. Смысл этого принципа заключается в том, налогообложение должно осуществляться тогда и так (тем способом), когда и как плательщику удобнее всего платить его.

4. Принцип экономии. Сегодня данный принцип рассматривается как чисто технический принцип построения налога. Трактуется он обычно следующим образом: расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог.

По Смиту, содержание указанного принципа сводится к тому, что «каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству».

Приведенные классические принципы дополнил немецкий экономист Адольф Вагнер (1835-1917):

1. Финансовые принципы организации налогообложения:

  • достаточность налогообложения;
  • эластичность (подвижность) налогообложения.
2. Народнохозяйственные принципы:

  • надлежащий выбор источника налогообложения, т.е. решение вопроса о том, должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом;
  • правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их предложения.
3. Этические принципы, принципы справедливости:

  • всеобщность налогообложения;
  • равномерность налогообложения.
4. Административно-технические правила или принципы налогового управления:

  • определенность налогообложения;
  • удобство уплаты налога;
  • максимальное уменьшение издержек взимания.
Исторически принципы налогообложения первоначально формировались как элемент налоговой идеологии на доктринальном уровне. Впоследствии, в конце XIX — начале XX в., они были положены в основу первых построенных «по науке» налоговых систем (в первую очередь в европейских государствах) и получили свою практическую реализацию.

2. Российская современность

  1. Принцип законности налогообложения;
  2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения;
  3. Принцип справедливости налогообложения;
  4. Принцип публичности налогообложения;
  5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре;
  6. Принцип экономической обоснованности налогообложения;
  7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах;
  8. Принцип определенности налоговой обязанности;
  9. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики;
  10. Принцип единства системы налогов и сборов.
Основные критерии выявления и включения принципов налогообложения в вышеприведенную систему следующие:

  • Во-первых, принципы налоговых правоотношений должны иметь социально-экономическое основание (т.е. быть экономически обоснованными для целей развития налоговой системы страны).
  • Во-вторых, указанный принцип должен реализовываться в процессе функционирования и развития налоговой системы Российской Федерации (т.е. он должен быть закреплен в российском налоговом законодательстве).
  • В-третьих, представляется, что в силу трансграничности налоговой науки дополнительным подтверждением обоснованности включения какого-либо принципа в выше приведенную систему может выступать то, что этот принцип не чужд налоговым правоотношениям в государствах, которые, как и Российская Федерация, стремятся к демократическому политическому режиму и построению правового государства.
Рассмотрим выделяемые в настоящее время принципы налогообложения.

1. Принцип законности налогообложения. Данный принцип общеправовой и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложение — это ограничение права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ, но ограничение законное, т. е. основанное на законе, в широком смысле, направлено на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права). НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).

2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Принцип всеобщности налогообложения конституционный и закреплен в ст. 57 Конституции Российской Федерации, согласно новелле этой статьи «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, ч. 2 ст. 6 Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Указанные положения Конституции развиваются в налоговом законодательстве (п. 1 и п. 5 ст. 3 НК РФ).

В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими. Всеобщность налогообложения состоит в том, что определенные налоговые обязанности устанавливаются, по общему правилу, для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым требованиям (например, земельный налог, по общему правилу, уплачивают все владельцы земельных участков), при этом налогообложение строится на единых принципах.

Равенство налогообложения вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации). Конституционные положения рассматриваемого принципа развиваются в абз. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно, исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность либо не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между налогоплательщиками.

В развитие этих положений в абз. 2 п. 2 ст. 3 НК запрещено устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, а также налоговые льготы в зависимости от формы собственности (государственная — федеральная и субъектов РФ, муниципальная, частная), гражданства физических лиц (граждане РФ, граждане иностранных государств, лица без гражданства, лица с двойным гражданством) или места происхождения капитала.

3. Принцип справедливости налогообложения. В Российской Федерации до принятия первой части НК РФ данный принцип первоначально был сформулирован в п. 5 постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П: «В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (часть 2 ст. 6 и ст. 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов».

Впоследствии данный принцип был закреплен в п. 1 ст. 3 НК РФ, правда, в несколько ином виде (без упоминания о справедливом распределении собранных налогов): «…При установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости», т. е. налоги должны быть справедливыми. При этом, как видим, справедливость налогов и налогообложения понимается через призму догмы «с каждого налогоплательщика по его возможностям».

4. Принцип публичности налогообложения. Публичность цели взимания налогов обосновывается доктриной финансового (Япония, Корея, Бирма), налогового (США) и (или) экономического (Франция) права многих зарубежных стран, прямо или косвенно закреплена в конституциях многих стран мира. Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интересов отдельных лиц — налогоплательщиков и общества в целом. «Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества» (Пункт 3 постановления КС РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. Ст. 197.).

5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре. Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом (установление его в ином порядке противоречит ст. 57, ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации), а в ряде государств — специальной (более жесткой) процедурой внесения в парламент законопроектов о налогах. В России такое правило содержится в ч. 3 ст. 104 Конституции Российской Федерации.

6. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание (другими словами, не должны быть произвольными). В соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».

7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах. Этот принцип закреплен в п. 7 ст. 3 НК РФ. В соответствии с указанной нормой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

8. Принцип определенности налоговой обязанности. Он закреплен в п. 6 ст.3 НК РФ. В соответствии с указанным принципом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

9. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики.Данный принцип конституционный, закреплен в ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации, п. 3 ст. 1 ГК РФ и п. 4 ст. 3 НК РФ. В соответствии с рассматриваемым принципом не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств.

10. Принцип единства системы налогов и сборов. Правовое значение необходимости существования рассматриваемого принципа налогового права продиктовано задачей унифицировать налоговые изъятия собственности. Как указано в абз. 4 п. 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 г. № 5-П, такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги, с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции Российской Федерации, обеспечением принципа единства экономического пространства — с другой. Поэтому закрепленный налоговым законодательством Российской Федерации перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит, исчерпывающий характер.

Особенности международного налогообложения

Международное налогообложение – область знаний, охватывающая системы налогообложения зарубежных стран, а также налогообложение деятельности международных корпораций, то есть налогообложение трансграничных операций во внешней торговле и международных финансовых операциях.

Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из Налогового кодекса, а также нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено именно Налоговым кодексом.

При этом статьей 3 Налогового кодекса предусмотрено, что налоговое законодательство Республики Казахстан действует на всей территории Республики Казахстан и распространяется на физических, юридических лиц и их структурные подразделения.

Однако, согласно пункту 5 статьи 2 Налогового кодекса, если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Налоговом кодексе, применяются правила указанного договора.

Особенности международного налогообложения регламентированы разделом 7 Налогового кодекса, включающим следующие главы и статьи:

глава 22 «Общие положения» (ст. 188, 189, 190, 191, 192 Налогового кодекса);

глава 23 «Порядок налогообложения доходов юридических лиц – нерезидентов, осуществляющих деятельность без образования постоянного учреждения в Республике Казахстан» (ст. 193, 194, 195, 196, 197 Налогового кодекса);

глава 24 «Порядок налогообложения доходов юридических лиц – нерезидентов, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение» (ст. 198, 199, 200 Налогового кодекса);

глава 25 «Порядок налогообложения доходов физических лиц – нерезидентов» (ст. 200-1, 201, 202, 203, 204, 205 Налогового кодекса);

глава 26 «Специальные положения по международным договорам» (ст. 206, 207, 208, 209, 210, 211, 212, 212-1, 212-2, 213, 214, 215, 216, 217, 218, 219, 220 Налогового кодекса);

глава 27 «Особенности налогообложения доходов резидентов от внешнеэкономической деятельности» (ст. 221, 221-1, 222, 223, 224, 225, 226, 227, 227-1 Налогового кодекса).

Раздел 7 Налогового кодекса в основном предусматривает общие положения международного налогообложения. При этом если имеются противоречия между положениями Налогового кодекса и международными договорами, то приоритетно действуют положения международного договора.

Статьей 188 Налогового кодекса предусмотрены следующие принципы международного налогообложения (табл. 1).

Доходы нерезидента из источников в Республике Казахстан

На основании статьи 192 Налогового кодекса, доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан признаются следующие виды доходов:

1) доходы от реализации товаров на территории Республики Казахстан, а также доходы от реализации товаров, находящихся в Республике Казахстан, за ее пределы в рамках осуществления внешнеторговой деятельности;

2) доходы от выполнения работ, оказания услуг на территории Республики Казахстан;

3) доходы от оказания управленческих, финансовых (за исключением услуг по страхованию и (или) перестрахованию), консультационных, аудиторских, юридических (за исключением услуг по представительству и защите прав и законных интересов в судах, арбитраже или третейском суде, а также нотариальных услуг) услуг за пределами Республики Казахстан.

Финансовыми услугами признается деятельность участников страхового рынка, рынка ценных бумаг, накопительных пенсионных фондов, банковская деятельность, деятельность организаций по проведению отдельных видов банковских операций, а также деятельность центрального депозитария и обществ взаимного страхования.

Консультационные услуги, согласно подпункту 23 пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса, – это услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций, советов и иных форм консультаций, включая определение и (или) оценку проблем и (или) возможностей лица, в целях решения управленческих, экономических, финансовых, инвестиционных вопросов, в том числе вопросов стратегического планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом;

4) доходы лица, зарегистрированного в государстве с льготным налогообложением, от выполнения работ, оказания услуг независимо от места их фактического выполнения, оказания, а также иные доходы.

Положения подпункта 4 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса не применяются в отношении доходов от оказания туристских услуг физическому лицу на территории государства с льготным налогообложением нерезидентом, зарегистрированным на территории такого государства.

Доходы лица, зарегистрированного в государстве с льготным налогообложением, от аэропортовской деятельности с 1 января 2016 года не признаются доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан;

Таким образом, данная поправка позволит исключить дополнительную налоговую нагрузку на авиакомпании Казахстана, которые открывают новые направления, в том числе и в страны с льготным налогообложением, так как на практике нередки случаи, когда уплату подоходного налога с доходов нерезидентов, зарегистрированных в странах с льготным налогообложением, осуществляют казахстанские налоговые агенты за счет собственных средств и, соответственно, несут дополнительную налоговую нагрузку в виде 20%-ного налога. И, как известно, налоги, уплаченные за счет собственных средств, не идут на вычеты налогового агента.

5) доходы от прироста стоимости при реализации:

– находящегося на территории Республики Казахстан имущества, права на которое или сделки по которому подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;

– находящегося на территории Республики Казахстан имущества, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;

– ценных бумаг, выпущенных резидентом, а также долей участия в уставном капитале юридического лица – резидента, консорциума, расположенного в Республике Казахстан;

– акций, выпущенных нерезидентом, а также долей участия в уставном капитале юридического лица – нерезидента, консорциума, если 50 и более процентов стоимости таких акций, долей участия или активов юридического лица – нерезидента составляет имущество, находящееся в Республике Казахстан;

6) доходы от уступки прав требования долга резиденту или нерезиденту, осуществляющему деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, – для налогоплательщика, уступившего право требования.

При этом размер таких доходов определяется в виде положительной разницы между стоимостью права требования, по которой произведена уступка, и стоимостью требования, подлежащей получению от должника на дату уступки права требования, согласно первичным документам налогоплательщика;

7) доходы от уступки прав требования долга у резидента или нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, – для налогоплательщика, приобретающего право требования.

При этом размер таких доходов определяется в виде положительной разницы между суммой, подлежащей получению от должника по требованию основного долга, в том числе суммы сверх основного долга на дату уступки права требования, и стоимостью приобретения права требования;

8) неустойка (штраф, пени) и другие виды санкций, кроме возвращенных из бюджета необоснованно удержанных ранее штрафов;

9) доходы в форме дивидендов, поступающие от юридического лица – резидента, а также от паевых инвестиционных фондов, созданных в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;

10) доходы в форме вознаграждений, за исключением вознаграждений по долговым ценным бумагам.

Вознаграждение, согласно подпункту 39 пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса, это все выплаты:

– связанные с кредитом (займом, микрокредитом), за исключением полученной (выданной) суммы кредита (займа, микрокредита), комиссий за перевод денег банками и иных выплат лицу, не являющемуся для заемщика заимодателем, взаимосвязанной стороной;

– связанные с передачей имущества по договору финансового лизинга, в том числе с таким договором выплаты взаимосвязанной стороне, за исключением стоимости, по которой такое имущество получено (передано), выплат в связи с изменением размера лизинговых платежей при применении коэффициента (индекса) в соответствии с условиями договора финансового лизинга, выплат лицу, которое не является для лизингополучателя лизингодателем, взаимосвязанной стороной;

– по вкладам (депозитам), за исключением суммы вклада (депозита), а также выплат лицу, не являющемуся для стороны, принявшей вклад (депозит), вкладчиком (депозитором), взаимосвязанной стороной;

– связанные с договором накопительного страхования, за исключением размера страховой суммы, выплат лицу, не являющемуся для страхователя страховщиком, взаимосвязанной стороной;

– по долговым ценным бумагам в виде дисконта либо купона (с учетом дисконта либо премии от стоимости первичного размещения и (или) стоимости приобретения), выплаты лицу, являющемуся для лица, выплачивающего вознаграждение, держателем его долговых ценных бумаг, взаимосвязанной стороной;

– по векселю, за исключением суммы, указанной в векселе, выплат лицу, не являющемуся для векселедателя держателем его векселей, взаимосвязанной стороной;

– по операциям репо – в виде разницы между ценой закрытия и ценой открытия репо;

– по исламским арендным сертификатам;

– вознаграждения, выплачиваемые по договорам банковского счета;

11) доходы в форме вознаграждений по долговым ценным бумагам, получаемые от эмитента;

12) доходы в форме роялти.

Роялти, согласно подпункту 30 пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса, – это платеж:

– за право пользования недрами в процессе добычи полезных ископаемых и переработки техногенных образований;

– использование или право использования авторских прав, программного обеспечения, патентов, чертежей или моделей, товарных знаков или других подобных видов прав; использование или право использования промышленного оборудования, в том числе морских и воздушных судов, арендуемых по договорам бербоут-чартера или димайз-чартера, а также торгового или научно-исследовательского оборудования; использование «ноу-хау»; использование или право использования кинофильмов, видеофильмов, звукозаписи или иных средств записи;

13) доходы от сдачи в имущественный наем (аренду) имущества, находящегося в Республике Казахстан;

14) доходы, получаемые от недвижимого имущества, находящегося в Республике Казахстан;

15) доходы в форме страховых премий, выплачиваемых по договорам страхования или перестрахования рисков, возникающих в Республике Казахстан;

16) доходы от оказания услуг по международной перевозке.

В целях раздела 7 Налогового кодекса международными перевозками признаются любые перевозки пассажиров, багажа, товаров, в том числе почты, морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, осуществляемые между пунктами, находящимися в разных государствах, одним из которых является Республика Казахстан.

Международными перевозками в целях настоящего раздела не признаются:

– перевозка, осуществляемая исключительно между пунктами, находящимися за пределами Республики Казахстан, а также исключительно между пунктами, находящимися на территории Республики Казахстан;

– транспортировка полезных ископаемых по трубопроводам;

16-1) доход в виде платежа за простой судна под погрузочно-разгрузочными операциями сверх сталийного времени, предусмотренного в договоре (контракте) морской перевозки;

17) доходы, получаемые от эксплуатации трубопроводов, линий электропередачи, линий оптико-волоконной связи, находящихся на территории Республики Казахстан;

18) доходы физического лица – нерезидента от деятельности в Республике Казахстан по трудовому договору (контракту), заключенному с резидентом или нерезидентом, являющимся работодателем;

18-1) доходы трудовых иммигрантов, являющихся домашними работниками – нерезидентами, полученные (подлежащие получению) по трудовым договорам, заключенным в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан на основании разрешения трудовому иммигранту;

19) гонорары руководителя и (или) иные выплаты членам органа управления (совета директоров или иного органа), получаемые указанными лицами в связи с выполнением возложенных на них управленческих обязанностей в отношении резидента, независимо от места фактического выполнения таких обязанностей;

20) надбавки физического лица – нерезидента, выплачиваемые ему в связи с проживанием в Республике Казахстан резидентом или нерезидентом, являющимся работодателем;

21) доходы физического лица – нерезидента от деятельности в Республике Казахстан в виде материальной выгоды, полученной от работодателя.

В целях раздела 7 Налогового кодекса материальной выгодой признаются в том числе:

– оплата и (или) возмещение стоимости товаров, выполненных работ, оказанных услуг, полученных физическим лицом – нерезидентом от третьих лиц;

– отрицательная разница между стоимостью товаров, работ, услуг, реализованных физическому лицу – нерезиденту, и ценой приобретения или себестоимостью этих товаров, работ, услуг;

– списание суммы долга или обязательства физического лица – нерезидента;

21-1) доходы физического лица – нерезидента в виде материальной выгоды, полученной от лица, не являющегося работодателем.

В целях данного раздела материальной выгодой признаются в том числе:

– оплата и (или) возмещение стоимости товаров, выполненных работ, оказанных услуг, полученных физическим лицом – нерезидентом от третьих лиц;

– отрицательная разница между стоимостью товаров, работ, услуг, реализованных физическому лицу – нерезиденту, и ценой приобретения или себестоимостью этих товаров, работ, услуг;

– списание суммы долга или обязательства физического лица – нерезидента;

22) пенсионные выплаты, осуществляемые единым накопительным пенсионным фондом и добровольными накопительными пенсионными фондами – резидентами;

23) доходы, выплачиваемые работнику культуры и искусства: артисту театра, кино, радио, телевидения, музыканту, художнику, спортсмену, – от деятельности в Республике Казахстан независимо от того, как и кому осуществляются выплаты;

24) выигрыши, выплачиваемые резидентом или нерезидентом, имеющим постоянное учреждение в Республике Казахстан, если выплата выигрыша связана с деятельностью такого постоянного учреждения;

25) доходы, получаемые от оказания независимых личных (профессиональных) услуг в Республике Казахстан;

26) доходы в виде безвозмездно полученного или унаследованного имущества, в том числе работ, услуг, за исключением безвозмездно полученного имущества физическим лицом – нерезидентом от физического лица – резидента.

Стоимость безвозмездно выполненных работ, оказанных услуг определяется в размере расходов, понесенных в связи с выполнением таких работ, оказанием услуг.

Стоимость безвозмездно полученного имущества, за исключением безвозмездно выполненных работ, оказанных услуг, определяется в размере его балансовой стоимости по данным бухгалтерского учета лица, передавшего такое имущество на дату передачи имущества.

В случае невозможности определения стоимости безвозмездно полученного имущества из данных бухгалтерского учета, а также унаследованного имущества стоимость такого имущества на дату передачи или вступления в наследство устанавливается одним из следующих способов:

– на основе стоимости, установленной уполномоченным государственным органом в сфере регистрации прав на недвижимое имущество по состоянию на первое января календарного года, в течение которого получено такое имущество;

– на основе котировки ценной бумаги, торгуемой на казахстанской или иностранной фондовой бирже, на день получения указанной ценной бумаги (вступления) в наследство.

В случае невозможности определения стоимости безвозмездно полученного или унаследованного имущества в порядке, установленном настоящим подпунктом, стоимость определяется на основе отчета об оценке имущества;

27) доходы по производным финансовым инструментам;

28) доходы, полученные по акту об учреждении доверительного управления имуществом от доверительного управляющего – резидента, на которого не возложено исполнение налогового обязательства в Республике Казахстан за нерезидента, являющегося учредителем доверительного управления по договору доверительного управления имуществом или выгодоприобретателем в иных случаях возникновения доверительного управления;

28-1) доход по инвестиционному депозиту, размещенному в исламском банке;

29) другие доходы, возникающие в результате деятельности на территории Республики Казахстан.

Следует отметить, что подлежат обложению у источника выплаты по месту начисления и (или) выплаты доходов налоговым агентом доходы, представленные следующими подпунктами пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса:

– доходы от оказания управленческих, финансовых (за исключением услуг по страхованию и (или) перестрахованию), консультационных, аудиторских, юридических (за исключением услуг по представительству и защите прав и законных интересов в судах, арбитраже или третейском суде, а также нотариальных услуг) услуг за пределами Республики Казахстан;

– доходы лица, зарегистрированного в государстве с льготным налогообложением, от выполнения .

ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ - основные исходные положения системы налогообложения. В ст. 3 НК определены следующие «Основные начала законодательства о налогах и сборах».

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы [воспроизведена норма ст. 57 Конституции РФ, отражающая принцип правового характера налоговых взаимоотношений]. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налого обложения [принцип всеобщности налогообложения и принцип равенства прав налогоплательщиков]. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога [принцип учета возможностей налогоплательщика по уплате налога].

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК и таможенным законодательством РФ [принцип недискриминации, принцип нейтральности налогообло жения в отношении форм экономической деятельности].

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав [принцип обоснованности норм налогового законодательства, принцип недопустимости создания препятствий реализации гражданами своих конституционных прав].

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ това ров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций [принцип единства экономического пространства].

5. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменя ются НК. Налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы), местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК [принцип разграничения полномочий в сфере налогового законодательства]. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК либо установленные в ином порядке, чем это определено НК [принцип недопустимости нарушения прав и законных интересов налогоплательщика].

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить [принцип определенности правил налогообложения].

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу плательщика налога или сбора [принцип истолкования всех неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика]. В мировой практике налогообложения и построения используются так же следующие принципы и правила: презумпции невиновности, правило совершившегося факта, принцип обложения реально полученного дохода, принцип достаточной информированности налогоплательщика, принцип обложения чистых доходов налогоплательщика, принцип стабильности налогового законодательства, принцип создания максимальных удобств для налогоплательщиков, принцип доступности и открытости информации по налогообложению.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины
Фото Всеволода Альшанского, Кублог

К экономическим принципам налогообложения относят принцип справедливости, принцип соразмерности налогообложения, принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков, принцип экономической эффективности налогообложения, принцип рентабельности налоговых мероприятий. Второй уровень — юридические принципы налогообложения. Рассмотрим выделяемые в настоящее время принципы налогообложения.

Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. великим шотландским исследователем экономики и естественного права Адамом Смитом (1725-1793) в его знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения. Назовем важнейшие из них.

1. Мировая история

Известно, что справедливость — категория чрезвычайно тонкая, сложная для определения. Недаром это распространенное в повседневной риторике понятие юридически не определено. С точки зрения права «справедливость» — чистая абстракция, ей нет мерила, определения, эталона. Справедливо то, что справедливо в каждом конкретном случае. Поэтому понимание справедливости зависит от исторического этапа развития, экономического устройства общества, социального и правового статуса лица, его политических взглядов и пристрастий.

Смит выступал за всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами «…соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства». Таким образом, по Смиту, справедливость налогообложения — это равная обязанность всех платить налоги, но исходя из реальной платежеспособности фискально обязанных лиц.

При этом проблема справедливости налогообложения напрямую увязывалась с вопросами равенства налогового бремени (равенства при изъятии части доходов) и переложения налоговых тягот. Ведь на практике абсолютное равенство невозможно в первую очередь в силу различий в доходах и в имущественном положении налогоплательщиков.

Вместе с тем справедливость налогообложения на практике обретает одну из двух крайностей. В налоговых системах со слабо развитыми механизмами налогового администрирования (например, в России) налоги платят в основном экономически слабые хозяйствующие субъекты. В государствах с сильным налоговым администрированием налогообложение «наказывает» экономически эффективные предприятия.

2. Принцип определенности налогообложения. Смит так формулирует содержание этого принципа: «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица», ибо неопределенность налогообложения — большее зло, чем неравномерность налогообложения.

3. Принцип удобства налогообложения. Смысл этого принципа заключается в том, налогообложение должно осуществляться тогда и так (тем способом), когда и как плательщику удобнее всего платить его.

4. Принцип экономии. Сегодня данный принцип рассматривается как чисто технический принцип построения налога. Трактуется он обычно следующим образом: расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог.

По Смиту, содержание указанного принципа сводится к тому, что «каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству».

Приведенные классические принципы дополнил немецкий экономист Адольф Вагнер (1835-1917):

1. Финансовые принципы организации налогообложения:

  • достаточность налогообложения;
  • эластичность (подвижность) налогообложения.
2. Народнохозяйственные принципы:

  • надлежащий выбор источника налогообложения, т.е. решение вопроса о том, должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом;
  • правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их предложения.
3. Этические принципы, принципы справедливости:

  • всеобщность налогообложения;
  • равномерность налогообложения.
4. Административно-технические правила или принципы налогового управления:

  • определенность налогообложения;
  • удобство уплаты налога;
  • максимальное уменьшение издержек взимания.
Исторически принципы налогообложения первоначально формировались как элемент налоговой идеологии на доктринальном уровне. Впоследствии, в конце XIX — начале XX в., они были положены в основу первых построенных «по науке» налоговых систем (в первую очередь в европейских государствах) и получили свою практическую реализацию.

2. Российская современность

  1. Принцип законности налогообложения;
  2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения;
  3. Принцип справедливости налогообложения;
  4. Принцип публичности налогообложения;
  5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре;
  6. Принцип экономической обоснованности налогообложения;
  7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах;
  8. Принцип определенности налоговой обязанности;
  9. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики;
  10. Принцип единства системы налогов и сборов.
Основные критерии выявления и включения принципов налогообложения в вышеприведенную систему следующие:

  • Во-первых, принципы налоговых правоотношений должны иметь социально-экономическое основание (т.е. быть экономически обоснованными для целей развития налоговой системы страны).
  • Во-вторых, указанный принцип должен реализовываться в процессе функционирования и развития налоговой системы Российской Федерации (т.е. он должен быть закреплен в российском налоговом законодательстве).
  • В-третьих, представляется, что в силу трансграничности налоговой науки дополнительным подтверждением обоснованности включения какого-либо принципа в выше приведенную систему может выступать то, что этот принцип не чужд налоговым правоотношениям в государствах, которые, как и Российская Федерация, стремятся к демократическому политическому режиму и построению правового государства.
Рассмотрим выделяемые в настоящее время принципы налогообложения.

1. Принцип законности налогообложения. Данный принцип общеправовой и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложение — это ограничение права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ, но ограничение законное, т. е. основанное на законе, в широком смысле, направлено на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права). НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).

2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Принцип всеобщности налогообложения конституционный и закреплен в ст. 57 Конституции Российской Федерации, согласно новелле этой статьи «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, ч. 2 ст. 6 Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Указанные положения Конституции развиваются в налоговом законодательстве (п. 1 и п. 5 ст. 3 НК РФ).

В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими. Всеобщность налогообложения состоит в том, что определенные налоговые обязанности устанавливаются, по общему правилу, для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым требованиям (например, земельный налог, по общему правилу, уплачивают все владельцы земельных участков), при этом налогообложение строится на единых принципах.

Равенство налогообложения вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации). Конституционные положения рассматриваемого принципа развиваются в абз. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно, исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность либо не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между налогоплательщиками.

В развитие этих положений в абз. 2 п. 2 ст. 3 НК запрещено устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, а также налоговые льготы в зависимости от формы собственности (государственная — федеральная и субъектов РФ, муниципальная, частная), гражданства физических лиц (граждане РФ, граждане иностранных государств, лица без гражданства, лица с двойным гражданством) или места происхождения капитала.

3. Принцип справедливости налогообложения. В Российской Федерации до принятия первой части НК РФ данный принцип первоначально был сформулирован в п. 5 постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П: «В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (часть 2 ст. 6 и ст. 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов».

Впоследствии данный принцип был закреплен в п. 1 ст. 3 НК РФ, правда, в несколько ином виде (без упоминания о справедливом распределении собранных налогов): «…При установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости», т. е. налоги должны быть справедливыми. При этом, как видим, справедливость налогов и налогообложения понимается через призму догмы «с каждого налогоплательщика по его возможностям».

4. Принцип публичности налогообложения. Публичность цели взимания налогов обосновывается доктриной финансового (Япония, Корея, Бирма), налогового (США) и (или) экономического (Франция) права многих зарубежных стран, прямо или косвенно закреплена в конституциях многих стран мира. Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интересов отдельных лиц — налогоплательщиков и общества в целом. «Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества» (Пункт 3 постановления КС РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. Ст. 197.).

5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре. Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом (установление его в ином порядке противоречит ст. 57, ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации), а в ряде государств — специальной (более жесткой) процедурой внесения в парламент законопроектов о налогах. В России такое правило содержится в ч. 3 ст. 104 Конституции Российской Федерации.

6. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание (другими словами, не должны быть произвольными). В соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».

7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах. Этот принцип закреплен в п. 7 ст. 3 НК РФ. В соответствии с указанной нормой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

8. Принцип определенности налоговой обязанности. Он закреплен в п. 6 ст.3 НК РФ. В соответствии с указанным принципом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

9. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики.Данный принцип конституционный, закреплен в ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации, п. 3 ст. 1 ГК РФ и п. 4 ст. 3 НК РФ. В соответствии с рассматриваемым принципом не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств.

10. Принцип единства системы налогов и сборов. Правовое значение необходимости существования рассматриваемого принципа налогового права продиктовано задачей унифицировать налоговые изъятия собственности. Как указано в абз. 4 п. 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 г. № 5-П, такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги, с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции Российской Федерации, обеспечением принципа единства экономического пространства — с другой. Поэтому закрепленный налоговым законодательством Российской Федерации перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит, исчерпывающий характер.

Читайте также: