Начислен водный налог проводка

Опубликовано: 13.05.2024

Дата публикации 15.01.2021

Какими проводками начислить водный налог, а также пени и штраф по нему?

При определении кодов КОСГУ необходимо руководствоваться порядком, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее - Порядок № 209н). Расходы относятся на тот или иной код КОСГУ исходя из экономического содержания хозяйственной операции (п. 3 Порядка № 209н).

В соответствии с п. 10.9.1 Порядка № 209н уплата налогов, включаемых в состав расходов, отражается по подстатье 291 КОСГУ. Штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов относятся на подстатью 292 КОСГУ (п. 10.9.2 Порядка № 209н). Применяется увязка с элементом вида расходов 852 (п. 48.8.5.2 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н).

Расчеты по прочим налогам, не включенным в иные группировки, отражаются с применением счета 303 05 (п. 263 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее - Инструкция № 157н). Расчеты по пени и штрафам также отражаются с применением этого счета.

Начисление и перечисление водного налога, а также расчеты по пени и штрафам по водному налогу отражаются записями:

Дебет КРБ Х 109 ХХ 291 (Х 401 20 291) Кредит КРБ Х 303 05 731 - начислен водный налог (п. 159 инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н, далее - Инструкция № 183н);

Дебет КРБ Х 303 05 831 Кредит КИФ Х 201 11 610, одновременно увеличение забалансового счета 18 (291 КОСГУ) - перечислен водный налог (п. 161 Инструкции № 183н);

Дебет КРБ Х 401 20 292 Кредит КРБ Х 303 05 731 - начислены штраф и пени по водному налогу (п. 159 Инструкции № 183н);

Дебет КРБ Х 303 05 831 Кредит КИФ Х 201 11 610, одновременное увеличение забалансового счета 18 (292 КОСГУ) - перечислены штраф и пени (п. 161 Инструкции № 183н, п. 367 Инструкции № 157н).

Обязательства (в т.ч. денежные) учитываются на основании документов, подтверждающих их принятие в соответствии с перечнем, установленным в учетной политике. При этом необходимо учитывать требования к документам, предусмотренные порядком учета бюджетных и денежных обязательств ОФК, порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом (п. 318 Инструкции № 157н).

Бухгалтерский учет ведется методом начисления (п. 3 Инструкции № 157н). Это означает, что результаты операций признаются по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах. Основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 20 федерального стандарта "Концептуальные основы", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н).

В соответствии с п. 4 письма Минфина России от 31.08.2018 № 02-06-07/62480 порядок признания обязательства по уплате налогов (налога на имущество организаций, земельного налога, иных налогов) определяется в учетной политике учреждения. В учетной политике следует:

    • установить первичный учетный документ, на основании которого начисляются налоги (налоговый расчет по авансовым платежам по налогам (справка-расчет), налоговая декларация или иные документы, подтверждающие суммы принятых обязательств);
    • порядок признания расходов в целях формирования финансового результата.

Начисление налогов в бухгалтерском учете может быть отражено:

    • в периоде, в котором рассчитано обязательство (в периоде, следующем за отчетным);
    • в периоде, по которому рассчитано обязательство (в отчетном периоде) как событие после отчетной даты.

Выбранный вариант необходимо закрепить в учетной политике.

Таким образом, в зависимости от принятого варианта учреждение может принять обязательства и денежные обязательства либо последним днем отчетного периода как событие после отчетной даты, либо датой фактического формирования декларации по налогу (в периоде, следующем за отчетным).

Для учета денежных обязательств предусмотрен счет 502 02 "Принятые денежные обязательства" с группировкой в разрезе финансовых периодов (п. 319 Инструкции № 157н).

Дебет КРБ Х 502 21 291 Кредит КРБ Х 502 22 291 - принято в отчетном году денежное обязательство по уплате водного налога;

Дебет КРБ Х 502 11 291 Кредит КРБ Х 502 12 291 - принято в году, следующем за отчетным, денежное обязательство по уплате водного налога.

Смотрите также

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Экологические платежи


В результате деятельности любой организации образуются отходы. Отходы производства и потребления — это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с законом.

При размещении указанных отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 1, п. 1 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89 «Об отходах производства и потребления»). В статье рассмотрим основные моменты платы за НВОС, но более детально остановимся на налоговом и бухгалтерском учете.

Платеж за НВОС относится к категории обязательных платежей неналогового характера, поскольку в ст. 13 — 15 НК РФ о них не упоминается (см. Определение КС РФ от 10.12.2002 N 284-О, Письмо Минфина России от 28.07.2008 N 03-06-06-04/2).

Уплачивать НВОС должны организации, которые выбрасывают загрязняющие вещества в воздух, в водные объекты или занимаются размещением и захоронением отходов. Как правило, это добывающие, металлургические, химические, пищевые производства, некоторые сельскохозяйственные компании, полигоны ТБО (п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ, п. п. 4, 5 ст. 23 Закона N 89-ФЗ, Письмо Минприроды от 14.12.2017 N 09-47/34954).

Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 содержит полный перечень видов деятельности и других критериев, при которых организация должна платить за НВОС.

Хозяйствующий субъект при определённых обстоятельствах должен подать в Росприроднадзор заявку о постановке загрязняющего объекта на учет. Ведомство выдаст свидетельство о постановке на учет, где будет указана категория объекта — с I по IV. Но если у вас объекты только IV категории, то вносить плату не надо (п. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ, Письма Росприроднадзора от 11.01.2019 N АА-06-02-31/370, Минприроды от 14.12.2017 N 09-47/34954).

В свою очередь, не должны платить за НВОС офисные компании и большинство организаций, которые занимаются розничной торговлей или оказывают услуги населению (Письмо Росприроднадзора от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354, Информация Росприроднадзора).

Не надо платить за НВОС, если вы:

  • используете автотранспорт (п. 1 ст. 16 Закона N 7-ФЗ);
  • платите другой организации за вывоз твердых коммунальных отходов (Письмо Росприроднадзора от 11.01.2019 N АА-06-02-31/370).

С запросом, должна ли ваша организация платить за НВОС, можно обратиться в региональное управление Росприроднадзора.

Субъекты малого и среднего предпринимательства и вновь созданные компании перечисляют плату только по итогам года. Остальные должны платить авансовые платежи за 1, 2 и 3 кварталы (ст. 16.4 Закона 7-ФЗ).

Авансы можно платить по 1/4 платы за предыдущий год. Но с 2020 г. есть и другие способы расчета — по нормативному или фактическому объему загрязнения.

Плату за год считайте по фактическим данным о загрязнении, представленным техническими специалистами вашей компании. Сумму к уплате уменьшите на перечисленные авансовые платежи (п. п. 8, 9 Правил исчисления платы).

Ставки платы на 2020 г. — это ставки на 2018 г., умноженные на 1,08. При превышении нормативов или непредставлении отчетности плату считайте с повышающими коэффициентами.

Декларация о плате за НВОС представляется не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом, лицами, которые должны вносить плату за НВОС (п. 8 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ)).

Форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок ее представления утверждены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3 (далее — Порядок).

В соответствии с Порядком декларация предоставляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, посредством сети Интернет (п. 5 Порядка).

Формат, структура, порядок подтверждения, принятия и представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду в форме электронного документа изложены в Информации Росприроднадзора от 30.11.2017 «Электронный формат «Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду».

Подать декларацию о плате на бумажном носителе возможно в следующих случаях:

  • годовой размер платы за предыдущий отчетный период составляет 25 тыс. руб. или меньше;
  • у лица, обязанного вносить плату, отсутствует техническая возможность подключения к интернету.

При подаче декларации о плате на бумажном носителе в обязательном порядке представляется копия декларации на электронном носителе (абз. 4 п. 5, п. 6 Порядка).

В налоговом учете

Налог на прибыль:

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ плательщик налога на прибыль уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), при условии, что расходы документально подтверждены, экономически обоснованы и направлены на получение прибыли.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения.

Материальные расходы — это также платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и другие аналогичные расходы.

Следовательно, плату за негативное воздействие на окружающую среду включите в материальные расходы. Однако учесть можно только платежи (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ):

  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в пределах допустимых нормативов;
  • сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты в пределах допустимых нормативов;
  • размещение отходов производства и потребления в пределах лимитов.

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду сверх этих размеров (с превышением установленных лимитов на их размещение) в расходах не учитываются (п. 4 ст. 270 НК РФ).

В свою очередь, в ст. 272 НК РФ отсутствуют специальные указания о моменте осуществления материальных расходов в виде платы за НВОС (Письмо Минфина РФ от 11.10.2016 N 03-03-05/59275, от 15.08.2016 N 03-03-06/1/47690).

У субъектов МСП обязательство уплаты НВОС возникает только в отношении годовой платы, поэтому признавать плату в расходах до окончания года (даже если организация составляет промежуточную финансовую отчетность и отчитывается по налогу на прибыль ежеквартально) как в бухгалтерском, так и в налоговом учете неправомерно.

Следовательно, дата учета платежей зависит от метода, который применяется:

  • при методе начисления платежи признаются на последнее число отчетного (налогового) периода, за который они уплачиваются (Письмо Минфина РФ от 07.06.2018 N 03-03-06/1/39148, от 15.08.2016 N 03-03-06/1/47690);
  • при кассовом методе плату учтите на дату перечисления в бюджет в размере уплаченных сумм (пп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Таким образом, субъекты МСП, применяющие метод начисления, плату за НВОС включают в материальные расходы на 31 декабря.

УСН

В соответствии с п. 1 ст. 346.16 НК РФ «упрощенцы», выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы минус расходы, уменьшают полученные доходы на расходы согласно перечню, установленному данной статьей. При этом перечень не включает такой показатель, как плата за НВОС.

Но! «Упрощенцы» вправе учесть при налогообложении материальные расходы (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), которые признаются в порядке, установленном ст. 254 НК РФ.

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся плата за НВОС (об этом говорили ранее).

Таким образом, «упрощенцы» при определении объекта налогообложения вправе учесть в составе материальных расходов плату за НВОС в пределах нормативов.

Помимо платежей за НВОС, «упрощенцы» вправе учесть в расходах стоимость оказанных сторонним лицом услуг по расчету платы за НВОС, ведению учета движения отходов, заполнению формы по отходам и составлению и сдаче отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, необходимых для внесения обозначенных платежей. Основание — пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ (Письмо Минфина России от 21.04.2017 N 03-11-06/2/23989).

Материальные расходы на УСНО в силу пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ учитываются в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения. Следовательно, расходы в виде платежа за НВОС «упрощенцы» должны учитывать на дату его внесения (Письмо Минфина России от 18.01.2016 N 03-11-06/2/1319).

В бухгалтерском учете

В бухучете плата за НВОС на основании п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» включается в состав расходов по обычным видам деятельности (расходами организации согласно названному стандарту считается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)).

В связи с тем что платеж за НВОС в силу ст. 13 — 15 НК РФ не является налоговым, в бухгалтерском учете он отражается без использования счета 68 «Расчеты с бюджетом». Начисление данного платежа следует отражать записью по дебету счетов учета затрат на производство (20, 23, 25, 26, 44) в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

При этом встречается и противоположная точка зрения. Согласно которой затраты организации, связанные с получением разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, признаются расходами по обычным видам деятельности и отражаются записью по дебету счета 20 «Основное производство» и кредиту счета 68 (п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) с отражением в учете проводки Д 20 (25) К 68.10.

Пример. Учет платы за негативное воздействие на окружающую среду

По итогам 2019 года плата за негативное воздействие на окружающую среду составила 80 000 руб. Выбросы осуществлялись в пределах норм (в пределах лимитов).

31 декабря 2019 г. нужно отразить:

Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 76 (68), субсчет «Расчеты по плате за НВОС» — начислен платеж за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в размере 80 000 руб.

12 февраля 2020 г. перечислена плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Дебет 76 (68), субсчет «Расчеты по плате за НВОС» Кредит 51 — перечислена плата 80 000 руб.

Таким образом, организация может учесть затраты на уплату НВОС в пределах норм (лимитов) в расходах как по налогу на прибыль, так и при УСН. В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки: Д 20 (25) К (76) 68 и Д 76 (68) К 51.

Ю.А.Никерова,
эксперт журнала "Упрощенка"

Особый вид затрат - налоги, сборы, пошлины. Часть первая


Один из видов расходов, которые налогоплательщики, применяющие УСН, учитывают в налоговой базе, это налоги и сборы, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ. Настало время поговорить и об этом.

Как известно, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему, освобождены от уплаты ряда налогов (ст.346_11 НК РФ). К ним относятся:

1) налог на прибыль (для организаций), налог на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей);

2) налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц для индивидуальных предпринимателей (в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности);

3) единый социальный налог;

4) налог на добавленную стоимость (кроме случаев ввоза товаров на таможенную территорию страны).

Все остальные налоги и сборы "упрощенцы" перечисляют в бюджет наряду с прочими налогоплательщиками (п.2 и 3 ст.346_11 НК РФ).

В налоговом учете согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 346_16 НК РФ в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по единому налогу, включаются налоги и сборы, уплачиваемые в соответствии с законодательством. А в подпункте 3 пункта 2 статьи 346_17 НК РФ сказано, что в расходах налоги признаются в "размере, фактически уплаченном налогоплательщиком". То есть налоги и сборы можно списать только после уплаты в бюджет. Причем учесть можно также и сумму погашенной задолженности за прошлые налоговые периоды.

Какие именно налоги и сборы можно учесть в расходах в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 346_16 НК РФ, показано на рис. 1.

Теперь несколько слов об отражении этих налогов и сборов в бухгалтерском учете (для "упрощенцев", которые ведут его в полном объеме). Все зависит от того, какой именно налог начисляется. Так, при начислении водного налога делается проводка:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты с бюджетом по водному налогу".

На счете 20 также отражается транспортный налог, если транспортные средства используются в основной деятельности организации (для оказания услуг по перевозкам, сдачи в аренду, предоставления в лизинг и т. д.):

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты с бюджетом по транспортному налогу".

Если транспортные средства не используются в основной деятельности (а, например, служат для управленческих нужд), проводка по начислению налога будет следующая:

ДЕБЕТ 26, 44 КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты с бюджетом по транспортному налогу".

В зависимости от выбранной учетной политики земельный налог может начисляться либо на расходы, либо на финансовые результаты:

ДЕБЕТ 20, 26, 44, 91-2 КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты с бюджетом по земельному налогу".

Начисление сбора за пользование животным миром отражается так:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты с бюджетом по сбору за пользование объектами животного мира".

Поправки. Уплаченный единый налог расходы не увеличит

Как указано, налоги и сборы, уплаченные в соответствии с законодательством РФ, организации и предприниматели, применяющие упрощенную систему, учитывают в расходах, уменьшающих налоговую базу (подп.22 п.1 ст.346_16 НК РФ). Значит ли это, что налогоплательщики с объектом доходы минус расходы вправе списать суммы единого налога при УСН, перечисленные в бюджет?

По этому поводу велись многочисленные споры. По мнению Минфина и налоговиков (и мы с этим мнением согласны), уплаченный налог при УСН в расходах не учитывается. Например, в письме Минфина России от 19.12.2006 N 03-11-04/2/281 приведены следующие аргументы: согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 346_16 НК РФ "упрощенцы" могут учесть только те налоги, от уплаты которых они не освобождены в связи с применением УСН. А отдельного подпункта в пункте 1 статьи 346_16 НК РФ, в соответствии с которым в расходах можно было бы учесть единый налог, нет.

Но, как бы то ни было, с 2008 года все споры прекратятся. Согласно новой редакции подпункта 22 пункта 1 статьи 346_16 НК РФ, которая вступит в силу с 1 января 2008 года, в расходах можно учесть налоги, уплаченные в соответствии с законодательством РФ, за исключением налога при УСН

Рис. 1. Налоги и сборы, учитываемые в расходах при УСН

А вот для начисления сбора за пользование водными биологическими ресурсами предусмотрен уже другой порядок. Начисленная сумма сбора учитывается как расходы будущих периодов в течение всего срока действия лицензии на пользование водными биоресурсами. Расходы будущих периодов будут списываться по мере возникновения обязанности по уплате налога в бюджет. Начисление сбора отражают проводкой:

ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты с бюджетом по сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов".

При уплате сбора за пользование водными биологическими ресурсами делают проводки:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 97;

ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты с бюджетом по сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов" КРЕДИТ 51.

При уплате госпошлины проводки будут следующими:

ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по уплате государственных пошлин" КРЕДИТ 51 - уплачена пошлина;

ДЕБЕТ 91-2 "Прочие налоги и сборы" КРЕДИТ 68 "Расчеты по уплате государственных пошлин" - включена в состав прочих расходов госпошлина.

Теперь рассмотрим подробнее некоторые налоги и сборы.

Водный налог

Согласно статье 333_8 НК РФ этот налог уплачивают организации и индивидуальные предприниматели, которые:

1) осуществляют специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством (п.1);

512-основа.jpg

Налог на добавленную стоимость – один из самых сложных налогов для начинающего бухгалтера. При этом он же является ключевым для бюджета страны. Спасибо за изобретение НДС нужно сказать французам, именно они в середине XX века изобрели этот налог. В России этот вид налога применяется с 1992 года.

Налог на добавленную стоимость отражается не только в налоговой декларации по НДС, но и в бухгалтерском учёте. Бухгалтерский учёт – это систематизированная информация обо всех хозяйственных операциях, от покупки канцелярии и выдачи зарплаты до получения кредита. Ведение бухгалтерского учёта – обязанность каждой компании, отказаться от ведения учёта вправе индивидуальные предприниматели и представительства иностранных компаний.

Любая операция в бухучёте должна быть отражена с помощью специальных счетов и подтверждена документально. Все эти действия регламентируются Федеральным законом № 402-ФЗ.

Бухгалтерский учёт необходим:

— для определения прибыли и выплаты дивидендов

— для оформления заявки на кредиты и субсидии

— для привлечения инвестиций

Методы бухгалтерского учёта

При учёте доходов и расходов, как правило, используются два метода: метод начислений и кассовый метод. При методе начислений все расходы и доходы учитываются именно в том периоде, в котором они возникают, вне зависимости от реального поступления или списания средств со счетов. Кассовый метод подразумевает учёт доходов и расходов и доходов в момент зачисления или списания соответствующих сумм. Метод начислений в бухгалтерском учёте, согласно Налоговому кодексу РФ, могут использовать все налогоплательщики, а вот кассовый метод возможен только для отдельных видов организаций с небольшой выручкой. В любом случае выбранный метод учёта должен быть зафиксирован в учётной политике.

Основные счета для НДС, используемые в бухгалтерском учёте

При фиксации всех расчётов с использованием налога на добавленную стоимость используются два основных счёта. Счёт 68 «Расчёт по налогам и сборам» и его дополнительный субсчёт 68-НДС. По кредиту 68-НДС начисляется налог для передачи в бюджет, а по его дебетовой составляющей ведутся расчёты по уплате и там же находят отражение суммы, направленные на возмещение налога. Разницей между дебетом и кредитом по счёту 68 становится сумма, которую организации нужно будет оплатить в бюджет. Точнее, если обороты по кредиту обороты больше дебетовых, то разницу перечисляют в бюджет, если наоборот — разница возмещается государством.

Есть ещё один счёт для проводок – это счёт 19 «НДС по приобретённым ценностям», где как следует из названия, ведётся учёт налога при приобретении различных товаров, в стоимость которых входит налог на добавленную стоимость. Эту сумму организация потом вправе подать к вычету налога по счёту 68. У счёта 19 есть субсчета, например, 19-1 «НДС при приобретении основных средств», 19-2 "НДС по приобретённым нематериальным активам", 19-3 "НДС по приобретённым материально-производственным запасам" и другие. Для каждого субсчета есть зафиксированные в законе положения, какие именно операции нужно в нём отражать.

Счёт 90 «Продажи» предназначен для учёта реализуемых компанией товаров, работ и услуг. По кредиту этого счёта отражается выручка от продажи, а в дебет заносится начисленный при реализации налог.

Типовые проводки по бухгалтерскому учёту НДС

Давайте разберём, как следует фиксировать в бухучёте основные операции хозяйственной деятельности, с которыми сталкивается практически любая компания.

Проводки по НДС. Начисление налога

Реализация собственных товаров и оказание услуг отображается в проводках по начислению НДС следующим образом:

Продажа товаров и оказание услуг по основному профилю компании

Счёт 90 «Продажи»

Продажа и оказание услуг по дополнительным видам деятельности компании (например, сдача в аренду помещений)

Счёт 91 «Прочие доходы и расходы»

Учёт налога по поступившим авансам при реализации товаров и услуг

Счёт 76 «Расчёты с дебиторами и кредиторами»

Учёт погашения задолженности по налогу на добавленную стоимость

Счёт 51 «Расчётные счета»

Учёт входного НДС

Учёт входного НДС при приобретении чего-либо. Учёт входного налога на добавленную стоимость с последующим принятием его к вычету.

Учёт налога при приобретении товаров, работ и услуг

Счёт 19 «НДС по приобретённым ценностям»

Счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»

Учёт налога по приобретённым товарам и услугам к вычету

Счёт 19 «НДС по приобретённым ценностям»

Учёт входного налога на добавленную стоимость и его последующее списание при расходах

Эта проводка применяется в случае, если компания планирует использовать приобретённые товары в операциях, необлагаемых налогом на добавленную стоимость, и соответственно не планирует представлять эту сумму к вычету.

Учёт налога при приобретении товаров

Счёт 19 «НДС по приобретённым ценностям»

Счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»

Учёт налога по приобретённым товарам, включённый в стоимость товаров

Счёт 19 «НДС по приобретённым ценностям»

Восстановление НДС

Причины для восстановления налога могут быть разные. Например, организация переходит на спецрежим или начинает использовать имущество в операциях, которые этим налогом не облагаются, допустим, место операции с таким имуществом находится за пределами РФ, и в ряде других ситуаций. В таком случае операции отражаются следующими проводками:

При переходе на спецрежим

Счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»

При получении освобождения от НДС

Счёт 91 «Прочие доходы и расходы»

Счёт 19 «НДС по приобретённым ценностям»

НДС и авансы

Налог с авансов разрешено принять к вычету только после того, как прошла реализация или после отказа от сделки и возврата аванса.

Счёт 51 «Расчётные счета»

Счёт 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками»

Учёт налога, начисленного с аванса

Счёт 76 «Расчёты с дебиторами и кредиторами»

Письмо Министерства финансов РФ №03-06-06-02/92592 от 28.11.2019

Минфин России в письме от 28.11.2019 г. № 03-06-06-02/92592 разъясняет, как нужно определять налоговую базу по водному налогу.

Кто платит водный налог

Налоговый кодекс относит водный налог к федеральным налогам.

Этот налог платят фирмы, которые используют водные объекты для предпринимательских целей, а именно:

эксплуатации акватории (то есть поверхности воды) для лесосплава или других целей;

По каждому виду водопользования установлены свои ставки и свой порядок расчета налога. Например, при заборе ставку налога умножают на объем полученной воды, при эксплуатации акватории (за исключением лесосплава) ставку налога умножают на площадь используемого водоема.

Для расчета суммы налога кроме данных о налоговой базе (в частности, объеме забранной воды) нужны значения ставок. Они установлены дифференцированно по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. Отдельно выделены ставки водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения.

Как определить налоговую базу?

Размер налога должен быть рассчитан как произведение налоговой ставки с учетом специального коэффициента и налоговой базы по итогам квартала.

Налоговая база зависит от вида водопользования:

использованию акватории (исключая лесосплав);

использованию гидроэнергетических ресурсов;

Объем воды, забранной из водного объекта, определяют на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. Если таких приборов нет, то исходя из времени работы и производительности технических средств. В крайнем случае – исходя из норм водопотребления.

Налоговой базой для забора воды служит ее фактический объем. Базу по использованию акватории определяют площадью использования этой акватории. База по гидроэнергетике — объем выработанной электроэнергии. База по лесосплаву является расчетной величиной, зависящей от объемов сплавленного леса и расстояния сплава.

Как учесть потери?

Чиновники комментируемым письмом отмечают, что в налоговую базу по водному налогу нужно включать весь объем воды, забранной из водного объекта, вне зависимости от дальнейшего использования.

Однако при доставке, забранной из водного объекта воды, до потребителей возникают потери. Соответственно, возникает вопрос: как учитывать указанные потери воды в целях налогообложения водным налогом?

Налоговым кодексом не предусмотрен порядок учета потери воды при заборе и доставке до потребителя.

Чиновники в комментируемом письме рекомендуют учитывать потери забранной из водного объекта воды пропорционально объемам воды, переданной различным потребителям, применяя в отношении них соответствующие ставки водного налога.

Ранее налоговики отмечали, имея приборы учета забранной воды, зная общий объем забранной воды и применяя различные налоговые ставки, налогоплательщик ведет учет объемов отпущенной воды населению и прочим потребителям, израсходованной на технологические нужды, и исчисляет объем потерь (утечек) воды.

Ставки водного налога

Ставки дифференцируются по характеру используемых объектов и принадлежности к определенным регионам или объектам. Они установлены в пункте 1 статьи 333.12 Налогового кодекса.

С 2015 года ко всем базовым ставкам (кроме относящихся к водоснабжению населения) применяется обязательный для всех плательщиков налога повышающий коэффициент, величина которого на каждый год из периода 2015–2025 установлена в определенном значении. В 2019 году он равен 2,01.

Кроме того, к ставкам могут применяться дополнительные увеличивающие коэффициенты в следующих случаях:

при сверхлимитном заборе воды – коэффициент 5;

отсутствии средств измерения объемов забранной воды – коэффициент 1,1;

заборе подземных вод для их дальнейшей продажи – коэффициент 10.

Компания зарегистрирована в Тюменской области и использует водный объект. Лимит забора воды равен 500 тыс. куб. м. Ставка водного налога за забор воды составляет 276 руб. за 1 тыс. куб. м воды. При сверхлимитном заборе она увеличивается в пять раз и составит 1380 руб./тыс. куб. м (276 руб./тыс. куб. м x 5).

Компания использовала 650 тыс. куб. м воды из поверхностного водного объекта. Сверхлимитный забор – 150 тыс. куб. м (650 – 500)). Расчет налога:

За забор воды компании нужно заплатить 693 450 рублей.

Предположим, что компания еще использует 10 кв. км акватории для других целей. Ставка водного налога составляет 30 240 руб. в год за 1 кв. км акватории реки. Сумма налога за квартал составит 151 956 руб. (30 240 руб. x 10 км x 2,01 : 4 кв.).

Уплата налога и подача декларации

Отчетным периодом является квартал (ст. 333.11 НК РФ).

Налог должен быть перечислен в бюджет не позже 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 2 ст. 333.14 НК РФ). В аналогичный срок нужно подать и декларацию по водному налогу. Форма декларации по водному налогу утверждена приказом ФНС России от 09.11.2015 г. № MMB-7-3/497@.

Имейте в виду, что налоговую декларацию должен представить каждый налогоплательщик независимо от того, исчислена ли сумма налога к уплате.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Читайте также: