Основные элементы системы налогообложения атп

Опубликовано: 30.04.2024

date image
2015-02-04 views image
1748

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



стр.220- 230, стр.284- 296 , стр.378-399

Налоги, как определяет НК РФ (ст.8) – это обязательные индивидуальные безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, сборов и других платежей, взимаемых в государстве с плательщиков – юридических и физических лиц, а также принципов, форм и методов их изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля. Она включает также налоговую базу, налоговую ставку и другие элементы.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения и является основой для исчисления суммы налога, так как именной к ней применяется налоговая ставка.

Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налогообложение хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта может строиться по четырем системам:

1. Общий режим налогообложения:

- налог на добавленную стоимость (НДС);

- налог на прибыль;

- налог на имущество;

- единый социальный налог (ЕСН);

- отчисления на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве

2. Налогообложение индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица с уплатой следующих основных налогов:

- налог на добавленную стоимость (НДС);

- единый социальный налог

3. Налогообложение субъектов малого предпринимательства с уплатой единого налога на совокупный доход (упрощенная система налогообложения в соответствии с ФЗ от 29.12.95 г № 222-ФЗ). Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество и единого социального налога уплатой единой налога, исчисляемого на результатам хозяйственной деятельности предприятия за налоговый период.

4. Налогообложение единым налогом на вмененный доход для определенных видов деятельности.

5. Патентная система налогообложения.

Общий режим налогообложения включает в себя следующие основные налоги:

1. Налог на прибыль уплачивают все предприятия, выполняющие услуги на коммерческой основе. Облагаемая налогом прибыль определяется исходя из прибыли, представляющей сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), товаров, основных средств, иного имущества предприятий и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Ставка налога на прибыль – 24%. Налогооблагаемая прибыль уменьшается с учетом льгот, предусмотренных законодательством (если прибыль направляется на финансирование капитальных вложений, на природоохранные мероприятия, на содержание объектов социального назначения, на благотворительные цели).

2. Предприятия являются плательщиками налога на добавленную стоимость,который представляет собой способ изъятия части добавленной стоимости, приобретенной в процессе производства и реализации товарной продукции (работ, услуг). Добавленная стоимость рассчитывается как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения.

Добавленная стоимость формируется как разница между стоимостью автосервисных услуг (доходами предприятия) и стоимостью материальных затрат на оказание автосервисных услуг (электроэнергия, материалы, топливо, запасные части и др.)

3. Страховые взносы зачисляется в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования. Налогооблагаемая база – фонд заработной платы, ставка налога – 26%.

4. Налог на имущество направлен на обеспечение рационального использования имущества предприятия, ликвидацию бездействующего оборудования и транспортных средств, реализацию излишних запасов, уменьшению долгостроя. Он относится на финансовые результаты деятельности предприятия, в связи с чем уменьшает налогооблагаемую базу по прибыли. Объектом налогообложения является стоимость имущества, которая отражается в активной части бухгалтерского баланса на каждое 1-е число отчетного периода. Предельный размер ставки налога на имущество в целом по России составляет 2%.




Упрощенная система налогообложения. Предприятия и индивидуальные предприниматели при упрощенной системе налогообложения уплачивают единый налог, который рассчитывается как процент с дохода (6%) либо с прибыли (доходы минус затраты – 15%). Преимущество этого налога заключается в том, что он заменяет уплату основных налогов (на прибыль, на добавленную стоимость, на имущество).

Единый налог на вмененный доход.

Субъекты малого бизнеса, выполняющие услуги по ТО и ремонту автотранспортных средств могут быть плательщиками единого налога на вмененный доход, который заменяет такие налоги, как налог на прибыль, налог на имущество предприятий, ЕСН. Остальные налоги подлежат уплате на общих основаниях. Кроме того, плательщики единого налога на вмененный доход должны перечислять и взносы на обязательное пенсионное страхование.

Объектом налогообложения при переходе на оплату единого налога является вмененный доход на очередной календарный месяц, который определяется умножением базовой доходности единицы физического показателя на повышающие (понижающие) коэффициенты.

Под вмененным доходом понимается потенциально возможный валовой доход за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих по получение такого дохода. Для определения потенциального валового дохода и затрат используются данные статистических исследований, полученные в ходе налоговых проверок, оценки независимых экспертов.

Базовая доходность – это условная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид деятельности в сопоставимых условиях.

Базовая доходность корректируется с помощью коэффициентов (повышающих или понижающих), которые показывают степень влияния того или иного фактора (место деятельности, вида деятельности, уровня инфляции) на эффективность предпринимательской деятельности.

Величина вмененного дохода (ВД) рассчитывается по итогам каждого месяца по формуле:

ВД = БД * N * К1 * К2 * К3

Ставка налога – 15%.

Плательщиками транспортного налога являются организации и физические лица – собственники транспортных средств, а также организации или физические лица, имеющие право владения и распоряжения зарегистрированными транспортными средствами по доверенности.

Базовые ставки транспортного налога на автомобили устанавливаются на единицу мощности двигателя и дифференцированы по типам автомобилей (легковые, грузовые, автобусы, мотоциклы и мотороллеры).

Транспортный налог уплачивается один раз в год до проведения государственного технического осмотра транспортных средств либо регистрации (перерегистрации) транспортных средств, производимой при смене владельца.

1. Система налогообложения: определение и основные составляющие

Под системой налогообложения понимают порядок взимания налогов с физических и юридических лиц, закрепленный на законодательном уровне. Налоги подлежат обязательной уплате, это распространяется не только на тех, кто занимается предпринимательской деятельностью, но и на обычных граждан, получающих лишь заработную плату.

Основные составляющие системы налогообложения выглядят следующим образом:

  1. Объект налогообложения – прибыль и другие виды доходов, получение которых способствует появлению обязательства по уплате налогов.
  2. Налоговая база – объект налогообложения, выраженный в денежном эквиваленте.
  3. Налоговый период – временной промежуток, по завершению которого производятся расчеты, связанные с уплатой налогов, определяется налоговая база с последующим исчислением налога.
  4. Налоговая ставка – норма, имеющая конкретный размер в соответствии с единицей налогообложения в виде прибыли, земельной площади и т. д.
  5. Срок уплаты – дата, с наступлением которой завершается период, отведенный для уплаты налога.
  6. регламентируют как исчисляются и уплачиваются налоги, – соблюдение конкретного порядка действий.

2. Режимы налогообложения в 2021 году

Существует несколько подходов к тому, как именно будут рассчитываться, и уплачиваться налоговые платежи:

ОСНО – общая система налогообложения, которая назначается по умолчанию всем, кто прошел регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) или юридического лица (ЮЛ). Чтобы был выбор, необходимо в процессе регистрации ЮЛ или ИП подать заявление для перехода на другой режим налогообложения. Эта система подразумевает ведение бухгалтерской отчётности, как правило, самая не выгодная в плане величины уплачиваемых налогов, предполагает уплату НДС. Рассматривать её стоит только если среди ваших бизнес-партнёров будут преобладать контрагенты, работающие с НДС.

УСН – упрощенная система налогообложения, отличается удобством применения, с точки зрения экономической выгоды и простоты ведения отчетности.

Переход на УСН предполагает обращение к одному из двух вариантов уведомления налоговой: не позднее 30 дней после даты открытия бизнеса и тогда УСН можно будет применять сразу, в другом случае использовать УСН можно будет только с 1 января следующего года.

ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог, находящий применение тогда, когда виды деятельности обусловливаются производством продукции сельскохозяйственного назначения. Ключевой момент применения этого режима заключается в том, что выручка, от реализации сельхозпродукции, не должна быть менее 70%.

ЕНВД – единый налог на вмененный доход. Не применяется с 2021 года.

ПСН – патентная система налогообложения, обращение к которой допустимо только индивидуальным предпринимателям с годовым доходом в пределах 60 млн. руб., обеспечивающих работой не более 15 человек.

Действие патента ограничивается одним годом и использовать его можно только в той территориально-административной единице, в кторой он выдан. При необходимости допустимо получение нескольких патентов. Заявление о переходе на патентную систему подается за 10 рабочих дней до начала работы по патенту.

3. Основные элементы налоговых систем

4. Факторы, учитываемые при выборе системы налогообложения

Чтобы правильно определиться с системой налогообложения, надо учитывать следующие моменты:

  • вид деятельности в соответствии с определенными кодами ОКВЭД;
  • форма ведения предпринимательской деятельности с организационно-правовой точки зрения, например, это может быть ООО или ИП;
  • количество сотрудников, числящихся в штате;
  • стоимость имущества, находящегося на балансе предприятия и используемого для достижения целей компании;
  • величина прибыли;
  • системы налогообложения, применяемые покупателями и ключевыми поставщиками;
  • деятельность, связанная с операциями экспорта и импорта;
  • нюансы налоговых режимов на уровне региона и др.

5. Процесс выбора конкретного режима налогообложения

Системы налогообложения, действующие в РФ, подразделяются на 5 видов, что заставляет внимательно рассматривать плюсы и минусы каждой из них, чтобы найти наиболее подходящий вариант налогового режима. Для этого сначала рассмотрим такие аспекты:

  1. Вид деятельности – специфика бизнеса определяет, какой режим налогообложения больше подходит. Если это ИП в сфере розничной торговли, то следует выбирать УСН, ПСН или ОСНО, а для тех, кто производит с\х продукцию, подойдет ЕСХН, ОСНО или УСН.
  2. Организационно-правовая форма – важный параметр, оказывающий значительное влияние на процесс выбора системы налогообложения.
  3. Наемные сотрудники – от количества рабочей силы по найму на основе зачисления в штат, зависят ограничения по выбору налогового режима. Если таких сотрудников более 15 человек, то это исключает возможность применения ПСН, а 100 человек – УСН.
  4. Верхняя планка дохода – более 60 млн. руб. в год – нельзя применять ПСН, а 150 млн. руб. – УСН.
  5. Налоговая нагрузка – рассчитывается после выбора режима налогообложения.

ОСНО (основной режим налогообложения) отличается трудностью ведения бухгалтерского учета. Ему присуща излишняя трудоёмкость. Использовать её стоит только если среди ваших контрагентов много тех, кто платит НДС. В иных случаях лучше сразу воспользоваться возможностью перехода на другой режим налогообложения.

Оптимальный вариант в этом плане – так называемая упрощенка (УСН), характеризуемая тем, что три налога, как это установлено в ОСНО, заменяются одним. В этом случае бюджет компании нагружается по минимальной схеме: налог приходится уплачивать лишь один раз в год. Также предприниматель получает право выбора в части определения налоговой базы: 6% от доходов или 15% от доходов, уменьшенных на величину расходов.

Применительно к ИП интерес может представлять режим ПСН, отличающийся простотой применения. Достаточно приобрести патент на 1 год. Подобный подход избавляет от каких-либо других отчислений и исключает обязанность ведения налоговой отчетности. Со стороны предпринимателя требуется одно – своевременно платить за патент на определенные виды деятельности.

Для сельского хозяйства подойдёт ЕСХН, как оптимальный в этой ситуации. Предлагаемая система сопоставима по своим характеристикам с «упрощенкой», но с некоторыми отличиями в виду специфики такого направления деятельности.

6. Расчет налоговой нагрузки

Рассмотрим пример с предприятием, занимающимся розничной реализацией свежей выпечки с помощью собственного магазина. Начальные характеристики торговой точки этого вида следующие:

  • прогноз товарооборота – 700 000 руб./мес. без учета НДС;
  • ожидаемые расходы, связанные с приобретением продукции, арендой, заработной платой и др. – 400 000 руб./мес.;
  • общая площадь зала, используемого для торговли, – 40 м2;
  • штат сотрудников на условиях найма – 3 человека;
  • страховые взносы, уплачиваемые в соответствии с количеством трудоустроенных людей, – 9 000 руб./мес.

Для того чтобы определиться с режимом налогообложения, проведем необходимые расчеты.

Алгоритм с учетом только доходов следующий:

  1. Определить сумму дохода за год – 700 000 руб. * 12 = 8 400 000 руб.
  2. Применить ставку в 6% – 8 400 000 руб. * 6% = 504 000 руб.
  3. Уменьшить на сумму страховых взносов (в пределах половины обозначенной в п. 2 суммы) – 504 000 руб. – (9 000 руб. * 12) = 396 000 руб.
  4. К уплате – 396 000 руб. за год

Если объект налогообложения – «доходы минус расходы», то расчет выглядит так:

  1. Доходы за год – 8 400 000 руб.
  2. Расходы за год – 4 800 000 руб.
  3. Налогооблагаемая база – 8 400 000 руб. – 4 800 000 руб. = 3 600 000 руб.
  4. Применение установленной ставки – 3 600 000 руб. * 15% = 540 000 руб.
  5. К уплате – 540 000 руб. за год.

  1. Прибыль – 8 400 000 руб. – 4 800 000 руб. = 3 600 000 руб.
  2. Применение установленной ставки – 3 600 000 руб. * 20% = 720 000 руб.
  3. Добавление НДС – 8 400 000 руб. * 20% = 1 680 000 руб. Эта сумма плюсуется к тому, что было определено в п. 2, но не в полном объеме. Поставщик также уплачивает НДС, большая часть которого возвращается. Поэтому итоговая сумма оказывается не столь значительной.

Приведенные расчеты показывают, что наиболее выгодный режим налогообложения в нашем примере – это УСН.

Существенное влияние при прочих равных условиях на размер чистой прибыли оказывает сумма налогов, отчислений и прочих обязательных платежей. Налоги- это обязательные платежи, поступающие в доход государства в установленных законом размерах и сроках.

Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему. В ней налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.

Фискальная функция налогов - это образование государственных денежных фондов (огосударствление части национального дохода в денежной форме).

Экономическая функция налогов неотделима от фискальной и тесно с ней связана. Она выражается в том, что налоги активно участвуют в перераспределительных процессах: они стимулируют или ослабляют темпы воспроизводства, накопления капитала, расширяют или ослабляют платежеспособный спрос населения. В соответствии с этим экономическая функция может быть разделена на регулирующую и стимулирующую подфункцию.

В общем случае налоги должны выполнять регулирующую, стиму- лирующую, распределительную и фискальную функции. Регулирова- ниеразвития народного хозяйства достигается путем маневрирования налоговыми ставками, предоставлением льгот, применением штрафных санкций. Изменяя условия налогообложения, государство создает условия для селективного развития экономики, способствует решению актуальных для общества проблем. С помощью налогов, льгот и санкций государство может стимулировать инвестиционную актив- ность, направленную на техническое перевооружение предприятии и отраслей, внедрение достижений науки и передового опыта в произ- водство. Распределительная(точнее, перераспределительная) функция заключается в том, что часть доходов предприятий и граждан, поступающая в государственный бюджет в виде налогов, направляется на развитие производственной и социальной инфраструктур, а также капиталоемких отраслей с длительными сроками окупаемости затрат-и, наконец, за счет налогов содержится государственный аппарат, финансируется оборонный комплекс и непроизводственная сфера (фундаментальная наука, образование, культура и т. д.). В этом заключается фискальная функция налогов.

Налоговая система построена на сочетании прямыхикосвенныхналогов. Первые устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика; вторые включаются в виде надбавки в цену товара или услуги и оплачиваются потребителем.

Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные,уплачиваемые с отдельных видов имущества, и личные, взимаемые с юридических и физических лиц у источника дохода лил по декларации о доходах.

Косвенные налоги - это акцизы на отдельные виды товаров: налог на добавленную стоимость, фискальные монополии (например, на табак, алкоголь), таможенные пошлины. Косвенные налоги выполняют в основном чисто фискальную функцию, хотя могут выполнять и регулирующую.

Например, установление размера таможенной пошлины позволяет регулировать объем импорта и экспорта тех или иных товаров, защищать отечественных производителей товаров от зарубежных конкурентов.

Общие принципы построения налоговой системы в РФ: налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов определены законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". В нем определены субъекты налогообложения (плательщики налогов), объекты налогообложения (налогооблагаемая база - доход, прибыль, имущество, добавленная стоимость продукции и др.), источники налогов (заработная плата, прибыль, рента и др.), порядок установления налоговых ставок.

Налоговая ставка - величина налога на единицу объекта налогообложения. Различают твердые налоговые ставки, устанавливаемые в абсолютных суммах на единицу объекта, и долевые (процентные), устанавливаемые в долях (процентах) объекта налогообложения. Налоговые ставки могут быть пропорциональные (например, налог на прибыль юридических лиц, налог на добавленную стоимость) и прогрессивные (например, налог на доходы физических лиц), которые в отличие от пропорциональных возрастают в зависимости от размера объекта налогообложения (от 12 до 40%).

Кроме упомянутого закона, налогообложение в Российской Федерации регулируется законами, применяемыми к различным субъектам и объектам налогообложения. Это законы:

"О налоге на прибыль предприятий и организаций";

“О подоходном налоге с предприятий";

"О подоходном налоге с физических лиц";

"О налогообложении доходов банков";

"О таможенном тарифе";

"О налоге на имущество предприятия";

"О плате за землю";

"О налоге на добавленную стоимость";

"О налогообложении доходов от страховой деятельности" и др.

4.2. 4.3.Налоговые отчисления, производимые субъектами малого предпринимательства в бюджете данного уровня, выступают одним из важнейших показателей, по которому судят об экономическом значении данного вида деятельности. Чем выше отчисления, тем больше значение малого предпринимательства и выше его эффективность.

Следует отметить, что в России налоговая система, адекватная требованиям рыночной экономики, пока не создана. Из-за несовершенства налогового законодательства эти системы пересматриваются очень часто(нередко по несколько раз в течение года), что затрудняет решение вопросов планирования и прогнозирования предпринимательской деятельности, увеличивает степень риска и заставляет предпринимателей«жить сегодняшним днем», укрывать налоги и нарушать тем самым налоговую дисциплину. В результате задерживается процесс развития предпринимательства в стране. Неудовлетворительно используются также стимулирующие функции налогов, что тоже тормозит развитие малого бизнеса.

Все субъекты малого бизнеса, согласно Закону № 104-ФЗ от 24 июля 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налого вого кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законо дательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», при налогообложении должны руководствоваться как федеральными, так и региональными законами и нормативными актами. В общем случае они могут уплачивать налоги по традиционной схеме налогообложения. В то же время они имеют право выбирать и применять другие способы налогообложения, руководствуясь региональными законами.

В этой связи все субъекты малого предпринимательства на автомобильном транспорте можно разделить на две группы.

В первую группу войдут предприятия и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по перевозке грузов и пассажиров и имеющие при этом не более 20 автомобилей. Сюда же входят предприятия и индивидуальные предприниматели, выполняющие услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.

Во вторую группу входят малые автотранспортные предприя- тия, выполняющие перевозки пассажиров и грузов и имеющие в своем составе более 20 автомобилей.

Субъекты малого бизнеса, входящие в первую группу, могут быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход.

Субъекты второй группы уплачивают налоги по общей схеме налогообложения, а также единый социальный налог. Однако они имеют право уплачивать единый налог по упрощенной системе налогообложения, замещающий несколько видов налогов, включая единый социальный налог. Кроме того, все субъекты малого предпринимательства уплачивают транспортный налог, устанавливаемый на каждую единицу автотранспорта.

Единый налог на вмененный доход вводится на территории каждого субъекта РФ региональными законами. Как организация, так и ИП должны платить налог на вмененный доход в том случае, если осуществляют свою деятельность на той территории, де этот налог внедрен.

Единый налог на вмененный доход заменяет такие налоги, как налог на прибыль организаций (для индивидуальных предпринимателей- налог на доход физических лиц), налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог на имущество предприятий, единый социальный налог. Остальные налоги подлежат уплате на общих основаниях. Кроме того, плательщики единого налога на вмененный доход должны перечислять и взносы на обязательное пенсионное страхование. Объектом налогообложения при переходе на оплату единого налога является вмененный доход на очередной календарный месяц, который определяется умножением базовой доходности единицы физического показателя и на повышающие (понижающие) коэффициенты.

Под вмененным доходом понимается потенциально возможный валовый доход за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода. Для определения потенциального валового дохода и затрат используются данные статистических исследований, полученные в ходе налоговых проверок, оценки независимых экспертов.

Базовая доходность — это условная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя (единицу площади, численности работающих и т. д.), характеризующего определенный вид деятельности в сопоставимых условиях.

Базовая доходность корректируется с помощью коэффициентов (по- вышающих или понижающих), которые показывают степень влияния того или иного фактора (место деятельности, вид деятельности и др.) на эффективность предпринимательской деятельности.

Порядок расчета налога на вмененный доход одинаковый как для организаций, так и предпринимателей, причем налоговая база и ставка налога являются едиными на всей территории России. Налоговая ставка, в частности, составляет 15%. Величина вмененного дохода рассчитывается по итогам каждого месяца по формуле

где ВД — вмененный доход;

БД — базовая доходность на единицу физического показателя;

П — количество единиц физического показателя;

К1- коэффициент, учитывающий кадастровую оценку земли по месту осуществления предпринимательской деятельности;

К2 — коэффициент, учитывающий сезонность, время работы и прочие особенности предпринимательской деятельности; К3 — коэффициент-дефлятор, отражающий изменение цен на товары или услуги в России (значения данного коэффициента подлежат обязательному опубликованию). Значение коэффициента K1 рассчитывается по формуле

где Коф кадастровая стоимость земли по месту осуществления предпринимательской деятельности;

Кмакс — максимальная кадастровая стоимость земли для данного вида предпринимательской деятельности;

1000 — стоимостная оценка прочих факторов, оказывающих влияние на величину базовой доходности, приведенная к единице площади.

Значение корректирующего коэффициента К2 определяется субъек- тами РФ на каждый календарный год и может быть установлено в пределах от 0,1 до 1.

Для исчисления суммы единого налога от автотранспортной деятельности используются физические показатели и базовая доходность, представленные в табл..



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

В Свердловской области действуют более 1360 перевозчиков различной организационно-правовой формы, в том числе муниципальные автотранспортные предприятия (МУАП), товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО), закрытые и открытые акционерные общества (ЗАО и ОАО), общества с ограниченной ответственностью (ООО) и индивидуальные предприниматели (ИП)[6].

В собственности Свердловской области находятся два крупных автотранспортных предприятия: государственное унитарное предприятие Свердловской области «Асбестовское пассажирское автотранспортное предприятие» и государственное унитарное предприятие Свердловской области «Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта». Ежегодно выполняются более 65 тыс. рейсов в междугородном сообщении, более 450 тыс. рейсов в пригородном сообщении[9].

Основную часть субъектов автотранспортной деятельности составляют малые предприятия и индивидуальные предприниматели. Результаты стихийных проверок государственными органами пассажирских перевозчиков позволили сделать вывод, что значительная часть рынка автомобильных перевозок находится в «теневом» секторе экономики, что приводит к существенным бюджетным потерям[8].

Возникает вопрос, что является барьером на пути развития здоровой конкуренции в сфере пассажирских перевозок?

Создание условий для существования здоровой конкуренции, ускорения технического прогресса, стимулирования деловой активности предприятий и привлечения капитала в отрасли экономики — являются государственной задачей и реализуются с использованием налогового механизма.

В данной статье поставим целью, изучить: региональные особенности налогообложения пассажирских перевозок общественного автотранспорта на пригородных и междугородных маршрутах; влияние налогового механизма на создание условий здоровой конкуренции между региональными пассажирскими перевозчиками.

Возможности выбора схемы налогообложения автотранспортных предприятий в зависимости от организационно-правовой формы перевозчиков.

Автотранспортные предприятия могут использовать как общую схему налогообложения (ОСН), так и специальные налоговые режимы (УСН доходы, УСН доходы минус расходы, ЕНВД, патент) для ведения бизнеса. Исключение составляют муниципальные перевозчики, им позволено использовать только две схемы налогообложения: общая схема налогообложения и единый налог на вмененный доход (глава 26.2, статья 346.12 п. 17 НК РФ).

Налогообложение автотранспортных предприятий с учетом региональных особенностей

Выплаты в бюджет консолидируются на предприятии уже на уровне расходов, к ним относятся: отчисления на социальные страхования работников, фиксированные страховые взносы и платежи индивидуального предпринимателя, транспортный налог. Рассмотрим особенности начисления выше перечисленных видов выплат.

  1. Отчисления на социальные страхования

Согласно ст. 58 п.8 ФЗ №212 от 24.07.2009 (ред. 28.12.2013) для предприятий, осуществляющих пассажирские автомобильные перевозки, на общей схеме налогообложения (ОСН) и при применении единого налога на вмененный доход (ЕНВД), патентной схемах налогообложения — 30%, для предприятий находящихся на упрощенной схеме налогообложения (УСН) – 20%.

  1. Транспортный налог является региональным налогом. Статьей 361 главы 28 НК РФ установлены налоговые ставки на транспортное средство в зависимости от мощности двигателя. Пунктом 2 данной статьи определено, что налоговые ставки могут быть увеличены законами субъектов РФ не более чем в 10 раз.

Так региональным законом «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области»[3] ставка по транспортному налогу на автобусы на период с 1 января 2013 года до 31 декабря 2016 года повышена в 6 раз относительно установленной статьей 361 главы 28 НК РФ.

Налоговая ставка с 1 января 2013 года по 31 декабря 2016 года включительно на автобус свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) составляет 66,2 руб. за 1 л.с., на автобус до 200 л.с. (до 147,1 кВт) составляет 32,9 руб. за л.с.

Регионально также могут быть установлены налоговые льготы по начислению транспортного налога. Например, статьей 4 закона №43-ОЗ [3]:

  • органы государственной власти Свердловской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, — за каждое зарегистрированное на них транспортное средство;
  • организации и граждане, на которых зарегистрированы автобусы, соответствующие требованиям экологического класса 4 и (или) экологического класса 5, — за каждый такой зарегистрированный на них автобус;
  • организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие внутригородские и (или) пригородные перевозки пассажиров автобусами, если количество лет, прошедших с года их выпуска, не превышает 7, — за каждый такой зарегистрированный на них автобус.
  1. Фиксированные страховые взносы и платежи ИП в год

Индивидуальные предприниматели (ИП) отчисляют за себя в Пенсионный и медицинский фонды социального страхования фиксированные страховые взносы. При расчете взносов учитывается МРОТ. В 2015 году он составил 5965 руб.

ИП с годовым доходом 300 000 руб. и менее платят за себя в Пенсионный (ПФР) и медицинский (ФМС) фонды социального страхования фиксированную сумму 22261,38 руб.(26% и 5,1% соответственно).

Индивидуальные предприниматели с годовым доходом более 300 000 руб. платят за себя в Пенсионный фонд (дополнительно к вышеуказанной сумме) 1% от дохода, превышающего 300 000 руб.(1МРОТ*26%*12 мес+1%(В-300000))[2].

Сумма фиксированных взносов за 2015 год ограничена сверху суммой 152536,98 руб., где МРОТ на 2015 год равен 5965 руб. (по состоянию на 1 января 2015 года согласно ст. 1 Федерального закона от 01.12.2014 N 408-ФЗ).

Таким образом, расходы индивидуальных предпринимателей выше расходов юридических лиц на величину фиксированного страхового взноса.

Ко второй группе налоговых выплат относятся налоговые начисления, формируемые с оборота автотранспортного предприятия. К ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль, налог на доходы по упрощенной схеме налогообложения, налог на доходы минус расходы по упрощенной схеме налогообложения, единый налог на вмененный доход и патент.

Автоперевозчик вправе выбрать приемлемую для него схему налогообложения с учетом ограничений, наложенных федеральным законодательством.

  1. Общая система налогообложения

На общей схеме налогообложения вправе работать и крупные и малые предприятия, но при этом собственникам придется оплачивать два налога в виде налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Поэтому перевозчики чаще всего стремятся работать на специальных налоговых режимах, что существенно снижает налоговую нагрузку, так как освобождает от выплаты НДС, НДФЛ, Налога на имущество, Налог на прибыль организаций.

  1. НДС (налог на добавленную стоимость).

Глава 21 НК РФ «налог на добавленную стоимость» налоговая ставка 18%. С суммы выручки платят косвенный налог НДС, включенный в стоимость товара.

Предусмотрены налоговые вычеты на подакцизные товары: топливо, смазочные, запасные части, используемые в процессе оказания услуги.

От НДС освобождены пригородные перевозчики (гл.21 статья 149, п. 7). При этом они платят НДС косвенным путем в стоимости подакцизных товаров. Компенсация от этих выплат в виде налогового вычета им не возвращается.

  1. НДФЛ (налог на доходы физических лиц). Часть 2 Глава 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц».

НДФЛ прямой налог, налоговая ставка 13%. Налоговая база – доходы за вычетом расходов (Глава 23, ст. 210 НК РФ).

Предприниматели имеют право для уплаты НДФЛ уменьшить сумму своего дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. То есть вся сумма дохода облагаться НДФЛ не будет.

Специальные налоговые режимы возможны для использования только малыми автотранспортными предприятиями с небольшим оборотом, это обусловлено ограничениями, зафиксированными в Налоговом кодексе РФ.

  1. Упрощенная система налогообложения

Так для упрощенной схемы налогообложения (Гл.26.2 НК РФ) необходимо выполнение следующих ограничений:

  • годовой доход рассматриваемого предприятия не превышает 68,82 млн. руб. с учетом коэффициента дефлятора на 2015 г. К=1,147 (п.4 ст. 346.13);
  • средняя численность работников менее 100 человек (ст. 346.12 п.3 п.п.15), остаточная стоимость средств менее 100 млн.руб. (ст.346.12 п.3 п.п. 16).

Организации на УСН освобождаются от выплаты НДС, налога на имущество и НДФЛ.

Налоговые ставки зависят от выбранного предпринимателем объекта налогообложения.

  1. Объект налогообложения – доходы.

Налоговая ставка – 6% (ст. 346.2 п. 1, Глава 26.2 НК РФ).

Согласно Главе 26.2 ст. 346.21 п. 3.1 сумма налога может быть уменьшена на величину страховых взносов в ПФ, ФСС, ФМС РФ. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50%.

Налог=налоговая база (доход)* налоговая ставка — максимально возможная к уменьшению налога сумма (страховые выплаты за работников)

  1. Объект налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов

Согласно, статьи 346.20 п.2 НК РФ для предприятий на УСН доход минус расходы налоговая ставка может устанавливаться субъектом РФ в пределах от 5 до 15% в зависимости от вида деятельности.

Законом Свердловской области от 15 июня 2009 г. N 31-ОЗ [4] налоговая ставка для автотранспортных предприятий установлена на уровне минимально допустимого размера 5% от доходов, уменьшенных на величину расходов (статья 2 п.2 п.п. 38 «виды деятельности, входящие в класс ОКВЭД «Деятельность сухопутного транспорта»»).

  1. Единый налог на вмененный доход

Гл 26.3 НК РФ ст.346.26 п 1 п.п.5 «оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и ИП, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения, распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг».

П.2 п.п.2.2 Гл 26.3 НК РФ ст.346.26 не вправе переходить на ЕНВД:

  • Организации и ИП, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год, превышает 100 чел.

Вмененный доход (ст.346.27) – потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитанный с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода.

Базовая доходность – условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя.

ЕНВД=месячная базовая доходность(1500)*кол-во мест посадочных* К1* К2*12 мес.*15%,

К1 –коэффициент Дефлятор (по ЕНВД на 2015 год – 1,798[6]).

К2 учитывает особенности деятельности, например, количество посадочных мест (ст.346.29 п.3).

К2 =1 (Приложение 6, к Решению Екатеринбургской Городской Думы от 8.11, 2005 №13\3).

Сумма Единого налога может быть уменьшена (ст.346.32 п.2) на сумму страх. Взносов на обязательное пенсионное страх, соц. и мед. Страхования, но не меньше, чем на 50% (ст.346.32 п.2.1).

  1. Патент

Патент на право деятельности выдается на срок не более календарного года.

Гл.26.5 НК РФ ст. 346.43 п.2 п.п. 11 оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автотранспортом, а также п.п. 9 техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования.

  1. ИП вправе по ГПД (гражданско-правовому договору) привлекать работников (среднесписочная численность не более 15 чел.).
  2. Размер потенциально возможного дохода для ИП (субъект РФ) от 114,7 тыс.руб., до 1,147 млн.руб. в ГОД с учетом коэффициента дефлятора на 2015 год (гл.26.5 ст. 346.43 п.7).
  3. Патентная система налогообложения не применяется в рамках соглашения простого товарищества или договора доверительного управления имуществом (гл.26.5 ст. 346.43 п.7).

Коэффициент-дефлятор для патентной схемы налогообложения установлен на 2015 год 1,147 [6]. Налоговая ставка 6%.

Налоговая база — потенциально возможный к получению предпринимателем годовой доход.

Законом Свердловской области от 21.11.2012 г. № 87-ОЗ «О введении в действие патентной системы налогообложения на территории Свердловской области» установлен размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. Размер приобретаемого патента на перевозки пассажиров устанавливается в зависимости от численности населения, обслуживаемого населенного пункта, и количества автотранспортных средств.

Выводы

Исследование действующих налоговых режимов позволило сделать вывод, что налоговые ставки регионального уровня установлены для автотранспортных предприятий (АТП) на минимально допустимом уровне.

Малый бизнес вправе выбрать систему налогообложения, зависимую от получаемой прибыли (УСН доходы минус расходы), от количества посадочных мест (ЕНВД), от численности населенного пункта и числа транспортных средств (патент). Следовательно, для малого бизнеса на сегменте пассажирских перевозок созданы благоприятные налоговые условия. Однако крупные предприятия, которые могут действовать только в рамках общей системы налогообложения, поставлены в невыгодное условие и проигрывают в конкурентной борьбе. От этого риски получить некачественную и несвоевременную услугу резко повышаются.

Для бюджетных учреждений (МУП) возможности снижения налоговой нагрузки ограничены. В тоже время для МУП действуют налоговые льготы, которые, по нашему мнению, отрицательно влияют на качество транспортного обслуживания. Так, отмена транспортного налога снижает заинтересованность унитарных предприятий в обновлении парка АТС, улучшении экологической обстановки. Отмена выплаты НДС на пригородных маршрутах увеличивает расходы унитарных АТП. При заданных условиях муниципальный транспорт не конкурентоспособен. В качестве мероприятий по повышению качества и ужесточения контроля за нелегальным бизнесом в сфере пассажирских перевозок предлагаем:

  1. снизить ставку налога на добавленную стоимость для автотранспортных предприятий, как это сделано в ряде зарубежных стран [1];
  2. внедрить логистические схемы осуществления смешанных перевозок пассажиров на основе сетевой организации бизнеса.

Список литературы

  1. Антюшеня Д. «Экономика «Налоговая удавка для транспорта?»»//Автоперевозчик 2008, №12 (99) [Электронный ресурс] Дата обращения 24.04.2015 г.
  2. Закон N 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»
  3. Закон №43-ОЗ от 29 ноября 2002 года «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» [в ред. Законов Свердловской области от 15.06.2011 N 41-ОЗ, от 29.10.2013 N 104-ОЗ]
  4. Закон Свердловской области от 15 июня 2009 г. N 31-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области дифференцированных налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов» (в ред. Закона Свердловской области от 08.06.2012 N 52-ОЗ).
  5. Налоговый кодекс РФ
  6. Приказ Минэкономразвития России N 685 от 29.10.2014 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2015 год»
  7. Официальный сайт Министерства транспорта и связи Свердловской области (реестр перевозчиков) [Электронный ресурс] (дата обращения 29.01.2015 г.)
  8. Официальный сайт Уральского управления государственного автодорожного надзора [Электронный ресурс] (дата обращения 24.04.2015)
  9. Постановление Правительства Свердловской области №1331-ПП от 29.10.2013 г «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи и информационных технологий Свердловской области до 2020 года»»
  10. Экономика отраслевых рынков: учебное пособие/ В.М. Джуха, А.В. курицын, И.С. Штапова. -3-е изд., стер. – М.:КНОРУС, 2014. – 288 с.
  11. Экономика пассажирского транспорта: учебное пособие/коллектив авторов; под общей ред. Проф. В.А. Персианова. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2014. – 392 с.[schema type=»book» name=»ИССЛЕДОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ РЕГУЛЯРНЫЕ ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ В ПРИГОРОДНОМ И МЕЖДУГОРОДНОМ СООБЩЕНИЯХ» description=»В статье изучены региональные особенности налогообложения пассажирских перевозок общественного автотранспорта на пригородных и междугородных маршрутах. Проведен системный анализ нормативно-правовых документов регионального и федерального значения. В результате исследования сделаны выводы о величине налоговой нагрузки автотранспортных предприятий Свердловской области.» author=»Пономарева Мария Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]

Важным фактором современного этапа развития пассажирского автотранспорта является значительный рост числа личных легковых автомобилей. За последние 10 лет парк личных легковых автомобилей в стране более чем удвоился и составил свыше 21 млн. единиц. На приобретение пассажирских и грузовых автомобилей население и бизнес ежегодно вкладывают до 4 миллиардов долларов. Уровень этих инвестиций… Читать ещё >

  • Выдержка
  • Похожие работы
  • Помощь в написании

Налогообложение автотранспортных предприятий ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

Краткая характеристика состояния отрасли На современном этапе развития мировой экономики автомобильный транспорт для большинства развитых стран является основным видом внутреннего транспорта и ключевым элементом транспортной системы, который играет главную роль в обеспечении экономического роста и социального развития. На этапе становления рыночных отношений в России сложились объективные предпосылки для ускоренного развития автомобильного транспорта. Возросло его влияние на развитие социально-экономической сферы страны. Ускоренное развитие автомобильного транспорта в России обусловлено следующими основными факторами:

— около 80% производственных и транспортно-распределительных структур, а также большинство населенных пунктов страны не имеют других подъездных путей, кроме автомобильных, что предопределяет в этих условиях безальтернативное использование автомобильного транспорта;

— известные объективные преимущества автомобильного транспорта (обеспечение партионности, возможность организации работы «с колес», доставка «от двери до двери», скорость, гибкость, мобильность, надежность) позволяет рассматривать его как наиболее рыночно ориентированный вид транспорта.

За последние годы автомобильный транспорт выполняет свыше 55% объемов внутренних грузовых перевозок страны, с тенденцией увеличения этой доли, являясь, таким образом, «главным перевозчиком» для растущих секторов экономики России.

Автомобильному транспорту нет адекватной замены при перевозках дорогостоящих грузов на небольшие и средние расстояния, в транспортном обеспечении розничной торговли, производственной логистики, строительной индустрии, агрокомплекса, а также малого бизнеса, что подтверждается соответствующими объемами перевозок грузов и значительной автотранспортной составляющей в стоимости продукции отдельных секторов экономики: в промышленности доля автотранспортных издержек составляет не менее 15%, в строительстве — до 30%, в сельском хозяйстве и торговле — до 40% и более. Суммарно эти издержки, с учетом выполнения погрузочно-разгрузочных и складских работ, составляют не менее 400 млрд руб. в год или около 6% от ВВП страны.

Важнейшая роль в обеспечении социально-политической и экономической стабильности общества принадлежит автобусному транспорту, осуществляющему более 52% пассажирских перевозок страны. Маршрутными автобусами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении обеспечивается основная часть поездок населения в 1313 городах и поселках городского типа, в 1200 из них автобусы являются единственным видом городского пассажирского транспорта. Междугородные перевозки пассажиров автобусами эффективно конкурируют с пригородными и, в отдельных случаях, дальними железнодорожными перевозками пассажиров. Общественный автобусный транспорт по существу является единственным видом пассажирского транспорта для большинства жителей села.

Важным фактором современного этапа развития пассажирского автотранспорта является значительный рост числа личных легковых автомобилей. За последние 10 лет парк личных легковых автомобилей в стране более чем удвоился и составил свыше 21 млн. единиц. На приобретение пассажирских и грузовых автомобилей население и бизнес ежегодно вкладывают до 4 миллиардов долларов. Уровень этих инвестиций определяется, прежде всего, объективным ростом мобильности населения и потребности в автомобильных перевозках и в настоящее время в минимальной степени зависит от регулирующих воздействий государства [https://referat.bookap.info, 9].

Коммерческий автомобильный транспорт обеспечивает более 10% всех налоговых поступлений от транспорта. На автотранспорте, с учетом автомобильных дорог и инфраструктуры обслуживания, занято около 6% работающего населения, а основные фонды оцениваются в размере не менее 11% всех основных фондов страны.

Количество субъектов автотранспортной деятельности на несколько порядков выше, чем на других видах транспорта. Так, на начало 2002 г. число лицензированных перевозчиков превысило 505 тысяч единиц или 97% от всех субъектов транспортной системы страны.

Основную часть субъектов автотранспортной деятельности составляют малые предприятия и индивидуальные предприниматели, однако контроль и учет их деятельности налажены недостаточно. Таким образом, значительная часть рынка автомобильных перевозок находится в «теневом» секторе экономики, что создает предпосылки для криминального влияния на автотранспортный бизнес и приводит к существенным бюджетным потерям.

Рынок перевозок грузов. В 2001 году грузовыми автомобилями всех отраслей экономики с учетом оценки неформальной деятельности перевезено 6,2 млрд. т. грузов или 104,4% к уровню 2000 года. Для выполнения этого объема использован парк грузовых автомобилей в количестве 3,3 млн. единиц, который был сосредоточен: в предприятиях отраслей экономики — 1,6 млн. ед., в индивидуальной собственности — 1,57 млн. ед. и в подотрасли автотранспорта общего пользования (далее — АТОП) — 0,13 млн. ед. Объем перевозок грузов, выполненных АТОП, составил 562,8 млн. т. (9,1%), в том числе коммерческими малыми предприятиями и предпринимателями — 73,5 млн. тонн. По сравнению с 1990 годом доля АТОП в общем объеме автомобильных перевозок грузов, несмотря на его известные преимущества (обеспечение более высокого уровня организации транспортного процесса и производительности труда, сокращение транспортных издержек), сократилась в 2,5 раза.

За 2002 год предприятиями АТОП Сибирского федерального округа перевезено 190,3 млн. тонн грузов, грузооборот автомобильного транспорта общего пользования составил 2716,1 млн. тонно-километров. Лидерами по перевозкам грузов являются предприятия Кемеровской области (162,4 млн. тонн), что объясняется спецификой региона (добыча и транспортировка каменного угля). В целом за 2002 год грузооборот предприятий АТОП Сибирского региона вырос на 0,7 процента.

Читайте также: