Основания освобождения от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании

Опубликовано: 29.04.2024

Общие положения

Законом о деофшоризации признается Федеральный закон от 24.11.2014 г. N 376-ФЗ (далее — Закон), которым вносятся поправки в первую и вторую часть Налогового Кодекса в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций.

Закон вступил в силу с 01.01.2015 г. и предусматривает переходный период до 01.01.2017 г., в течение которого действуют некоторые послабления.

Принятие данного документа является способом налогового контроля за компаниями, которые не являются налоговыми резидентами РФ, однако фактически контролируются налогоплательщиками РФ. На прибыль иностранных компаний, в том числе не осуществляющих выплату дивидендов, вводится налог: НДФЛ для физических лиц и налог на прибыль для юридических лиц.

Контролируемая иностранная компания

Контролируемой иностранной компанией признается (п. 1, 2 ст. 25.13 НК):

  1. иностранная организация, удовлетворяющая одновременно следующим условиям:
    • организация не признается налоговым резидентом РФ;
    • контролирующими лицами являются организации и физические лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ. Относительно налогового резидентства физического лица уточнений не было при принятии данного Закона. В связи с этим, по нашему мнению, можно опираться на способ определения налогового резидентства для исчислении НДФЛ (183 дня в РФ — резидент, менее 183 дня в РФ — не резидент). Однако если международным договором, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров.
  2. иностранная структура без образования юридического лица, контролирующими лицами которой являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентамиРФ.

Контролирующее лицо

Физическое либо юридическое лицо признается контролирующим, если доля его участия (п. 3 ст. 25.13 НК):

  1. более 50% на 2015 год (более 25 % с 2016 года);
  2. более 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, в этой организации более 50 % (пункт действует с 2016 года).

Также лицо может быть признано контролирующим, если оно не отвечает перечисленным признакам, но осуществляет контроль над организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей. При этом осуществление контроля признается оказание или возможность оказывать определяющие влияние на решения, принимаемые организацией в отношении распределения полученной прибыли после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в ней.

Уведомление налоговых органов об участии в иностранных организациях и о контролируемых иностранных организациях. Порядок и сроки представления.

Налоговые уведомления обязаны предоставить (п. 1 ст. 25.14 НК):

  1. участники иностранных организаций (доля прямого или косвенного участия превышает 10%),
  2. учредители иностранных структур без образования юридического лица.

Уведомление об участии и уведомление о контролируемых иностранных компаний представляются налогоплательщиками в налоговый орган по месту жительства по установленному формату в электронной форме (физические лица вправе предоставлять на бумажном носителе).

Уведомление о контролируемой иностранной компании представляется в срок до 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли контролируемой иностранной компании подлежит учету у контролирующего лица (абз. 2 п. 3 ст. 25.14 НК).

Уведомление об участии предоставляется не позднее месяца, от даты возникновения доли участия в организации. Уведомление, основание для представления которого возникло до момента вступления в силу Закона, представляется не позднее 1 апреля 2015 года (абз. 1 п. 3 ст. 25.14 НК). Законом от 06.04.2015 N 85-ФЗ изменен срок подачи уведомлений об участии в иностранных организациях. Уведомление о доли участия в иностранных организациях представляется не позднее 15 июня 2015 г.

Формы указанных уведомлений, а также порядок ее представления должны быть утверждены приказом ФНС России, проект которого разрабатывается в настоящее время.

Законом предусмотрено право не предоставлять повторное уведомление, если после представления уведомления об участии основания для его представления не изменились.

Налогоплательщик вправе представить уточненные уведомления.

При наличии информации у налоговых органов, в том числе полученной от компетентных органов иностранных государств в рамках обмена информацией в налоговых целях в соответствии с международными договорами РФ, что налогоплательщик является контролирующим лицом, и оно не направило в налоговый орган уведомление о контролируемой иностранной компании, налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика представить в течение 20 дней необходимые пояснения или непосредственно уведомление.

В обоих случаях штраф применяется в отношении каждой контролируемой иностранной компании/иностранной компании, сведения по которой не были отражены в уведомлении либо в отношении которой предоставлены недостоверный сведения.

После прекращения участия в иностранных организациях налогоплательщику необходимо информировать об этом налоговый орган в срок не позднее одного месяца от даты прекращения участия.

Исходя из информации, необходимой для заполнения уведомлений, можно сделать вывод, что налогоплательщикам следует на регулярной основе вести анализ корпоративной структуры группы с целью выявления компаний, подпадающих под действие правил, изложенных в главе 3.4 НК.

Налогообложение прибыли контролируемой иностранной компании

Прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании признается величина прибыли (убытка) до налогообложения по данным ее финансовой отчетности. Прибыль контролируемой иностранной компании рассчитывается в соответствии со ст. 309.1 НК, в которой раскрываются особенности формирования прибыли контролируемой иностранной компании (п. 1 ст. 25.15 НК).

Данная прибыль приравнивается к прибыли контролирующего лица и учитывается при определении налоговой базы у контролирующего лица в доле, соответствующей доле участия этого лица в контролируемой иностранной компании (п. 3 ст. 25.15 НК).

Определение налоговой базы по налогу на прибыль иностранной компании по новым правилам необходимо впервые осуществить за 2015 г. Декларация с налоговой базой, сформированной по новым правилам, будет подаваться в 2016 году.

Следует обратить внимание, что прибыль контролируемой иностранной компании учитывается по соответствующему налогу, только в том случае, если ее величина составила (п. 7 ст. 25.15 НК):

  1. в 2015 году более 50 млн. руб.;
  2. в 2016 году более 30 млн. руб.;
  3. в 2017 году более 10 млн. руб.

Определение суммы прибыли осуществляется (ст. 309.1 НК):

1. либо с учетом особенностей налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании, если:

a) отчетность контролируемой иностранной компании подлежит обязательному аудиту в соответствии с ее личным законом и

b) ее постоянное местонахождение в государстве, с которым имеется Соглашение об избежание двойного налогообложения (СоИДН);

2. либо в соответствии с правилами главы 25 НК РФ, если:

a) отчетность контролируемой иностранной компании не подлежит обязательному аудиту в соответствии с ее личным законом и

b) ее постоянное местонахождение в государстве, с которым не заключен СоИДН.

При определении прибыли контролируемой иностранной компании, учитываются доходы (пп. 4, 5 ст. 309.1 НК):

  • от пассивной деятельности (дивиденды, доходы от пользования прав интеллектуальной собственности, проценты, доходы от сдачи/реализации недвижимого имущества и т. п.),
  • от активной деятельности, т.е. доходов от основного вида деятельности.

На основании абз. 2 п. 1 ст. 25.15 НК прибыль может быть уменьшена на сумму выплаченных дивидендов из этой прибыли (с особенностями).

Ставка налога на прибыль контролируемой иностранной компании составит 13% для физического, 20% — для юридического лица (п. 1 ст. 224, п. 1.6 ст. 284 НК).

Законом предусмотрена возможность переноса убытка на будущие периоды без ограничения по срокам, при условии предоставления контролирующим лицом уведомления о контролируемой иностранной компании за период, за который получен указанный убыток (п. 7 ст. 309.1 НК).

Также установлено право зачесть налог, уплаченный в соответствии с законодательством иностранного государства и (или) РФ в отношении прибыли контролируемой иностранной компании.

С 2018 года за неуплату/неполную уплату, контролирующим лицом, налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании влечет наложение штрафа в размере 20 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 тыс. руб. (ст. 129.5 НК).

Также за 2015 — 2017 года за указанное правонарушение не наступает и уголовная ответственность, при условии, что ущерб, от преступления, возмещен в полном объеме.

Основания для освобождения от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании.

Законом предусмотрены условия, при которых прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения (достаточно выполнения одного) (п. 7 ст. 25.13 НК):

  1. Компания является некоммерческой организацией и не распределяет полученную прибыль (доход);
  2. Компания образована в соответствии с законодательством государства — члена Евразийского экономического союза;
  3. Компания:
    • имеет постоянное местонахождение в государстве обеспечивающим обмен информацией для целей налогообложения с РФ и
    • эффективная ставка налога (ЭСН) на доходы контролируемой иностранной компании составляет не менее 75 % средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль контролируемой иностранной компании.
  4. Компания:
    • имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым заключен СоИДН,
    • обеспечивающая обмен информацией для целей налогообложения с РФ и
    • доля пассивных доходов иностранной компании составляет не более 20 %;
  5. Компания является иностранной структурой без образования юридического лица;
  6. Компания является банком или страховой организацией, и ее постоянное местонахождения является государство обменивающиеся информацией с РФ по вопросам налогообложения; и другие.

Самостоятельное признание иностранной компании налоговым резидентом РФ

Вводит понятие налогового резидента РФ. Согласно п. 1 ст. 246.2 НК существует два основания, когда иностранная организация признается налоговым резидентом РФ:

  1. она признается таковой в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения;
  2. если местом ее фактического управления является РФ (если иное не предусмотрено международным договором).

Местом фактического управления иностранной организацией признается РФ при соблюдении хотя бы одного из следующих условий (п. 2 ст. 246.2 НК):

  • большинство заседаний совета директоров проводится в РФ;
  • исполнительный орган регулярно осуществляет свою деятельность в отношении организации из РФ;
  • главные (руководящие) должностные лица организации преимущественно осуществляют свою деятельность в отношении этой организации в РФ.

В случаях когда, коммерческая деятельность иностранной компании осуществляется с использованием собственного квалифицированного персонала и активов в государстве (на территории) постоянного ее местонахождения, с которым у РФ имеется международный договор по вопросам налогообложения, свидетельствует о том, что фактическое управление такой компании осуществляется за пределами РФ (п. 4 ст. 246.2 НК). При этом данная организация обязана представить документальное подтверждение выполнения указанных условий. Если иностранная организация самостоятельно признала себя налоговым резидентом РФ, то она не признается контролируемой иностранной компанией.

Таблица основных штрафов

Приводим итоговую таблицу по штрафным санкциям в случае несоблюдения контролирующим лицом (физические и юридические лица) Закона о деофшоризации.

Номер статьи Описание Размер штрафа
П.1.1 ст. 126 НК РФ Непредставление налоговому органу декларации контролирующего лица, финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, аудиторского заключения по финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, выразившееся в отказе контролирующего лица представить имеющиеся у него документы, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями. 100 000 рублей
Ст. 129.5 НК РФ Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании. 20 процентов от суммы неуплаченного налога в отношении прибыли контролируемой иностранной компании, но не менее 100 000 рублей
П. 1 ст. 129.6 НК РФ Неправомерное непредставление уведомления о контролируемой иностранной организации / содержащего недостоверные сведения 100 000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения
П. 2 ст. 129.6 НК РФ Неправомерное непредставление уведомления об участии/ содержащего недостоверные сведения 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения

Официальные методы, позволяющие налогоплательщику избежать необходимость соблюдения Закона о деофшоризации

По нашему мнению, положения рассматриваемого Закона в большей степени направлено на деофшоризацию крупных и холдинговых компаний и лиц их контролируемых, а не на иностранные компании, сдающие нулевой баланс или имеющие незначительную прибыль.

Чтобы избежать контролирующими лицами необходимости соблюдения Закона о деофшоризации, можно снизить долю их участия резидента РФ в иностранной компании до 9% (при условии, что иные участники, не являются налоговыми резидентами РФ). Такая возможность существует из-за наличия в законодательстве ограничений в части доли участия в уставном капитале иностранной компании.

Либо осуществить ликвидацию компании, если компания создана «на всякий случай» или не используется в силу каких-то обстоятельств. При ликвидации иностранной компании в офшорной юрисдикции контролирующее лицо полностью освобождается от налогов на имущество (за исключением денежных средств), которое поступает в Россию в результате ликвидации иностранной компании. Причем право на ликвидацию без рисков сохраняется до 2017 г., поскольку согласно нормам Закона иностранная организация не признается налоговым резидентом РФ, если в налоговом периоде либо предшествующих налоговых периодах в отношении такой иностранной организации принято решение акционеров (учредителей) о ликвидации и процедура ликвидации завершена до 1 января 2017 г.

Еще одним вариантом, позволяющим избежать соблюдение Закона о деофшоризации, является уход иностранной компании от российского резидентства, например, путем перевода органа управления из РФ на территорию иностранного государства и пр.

Тем не менее, остается открытым вопрос каким образом налоговые органы получат от внешних источников информацию о наличии контролируемой иностранной компании у контролирующего лица, если последний не проводит банковские операции между личными счетами в РФ и иностранными счетами, по которым проходил доход, получаемый от прочих иностранных компаний, и, если он не сообщал об открытых счетах заграницей. Причем следует учитывать тот факт, что на практике в большинстве случаев процесс обмена информацией между компетентными органами иностранных государств и налоговыми органами РФ не отработан.

Существуют условия, при выполнении которых прибыль КИК освобождается от налогообложения.

Понятие эффективной ставки налогообложения (доходов) прибыли иностранной организации

Эффективную ставку налога на прибыль заслуженно можно назвать одним из самых точных и четких показателей эффективности текущей деятельности той или иной организации.

Именно она дает ясное представление об уровне дохода этой организации после вычета всех предусмотренных налогов. Это выражено в общем значении налогового обременения, которое подлежит наложению на все виды доходов, имеющихся у предприятия.

Эффективная ставка налогообложения может зависеть от множества факторов. Важнейшим из них является и сам вид предприятия. Иностранной организацией считается та компания, которая была зарегистрирована и осуществляет свою деятельность за пределами РФ. При этом процедура налогообложения ведется посредством уполномоченного лица – представителя, либо через созданный филиал.

Если иностранная организация ведет свою деятельность в РФ, ее доходом, попадающим под налогообложение, будет признана прибыль, полученная на территории РФ.

В отдельных случаях, эффективная ставка налогообложения (прибыли) иностранной организации рассчитывается с учетом общей суммы доходов от прибыли нескольких филиалов, если таковые имеются на территории государства.

Понятие средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций

Средневзвешенная налоговая ставка представляет собой особую величину, которая определяет средние показатели эффективности деятельности того или иного предприятия. В состав данного понятия входит прибыль иностранного предприятия, налоговая ставка на прибыль и суммарный доход данной организации.

Общий размер средневзвешенной налоговой ставки на прибыль той или иной компании составляет не менее 75%. При этом должны быть соблюдены определенные условия, предусмотренные действующим законодательством РФ.

Компания должна быть расположена на территории РФ на постоянной основе, а все вопросы по процедуре налогообложения должны решаться на основании заключенного с компанией международного договора.

Если размер средневзвешенной налоговой ставки на прибыль укладывается в установленные нормативы, с данной компании может быть снято обязательство по регулярной уплате налога на прибыль, размер которого устанавливается государственными налоговыми органами.

Компания может быть освобождена от налога на прибыль и в том случае, если она не является коммерческой организацией, то есть, если целью ее деятельности не является получение материальной прибыли.

Понятие и условия для иностранной субхолдинговой и активной иностранной субхолдинговой компании

В соответствии с правилами законодательства РФ, иностранная субхолдинговая компания представляет собой иностранную организацию, доля которой в складочном холдинговой компании составляет не менее 75% за календарный год.

Понятие активной иностранной субхолдинговой компании включает в себя иностранную холдинговую компанию, в отношении которой выполнены определенные условия, предусмотренные НК РФ.

Активной иностранной субхолдинговой компанией признается компания, в отношении которой соблюдены определенные условия, предусмотренные НК РФ:

  • доходы у данной холдинговой компании отсутствуют вообще, либо их общая сумма не превышает 5% за финансовый год;
  • доля прямого участия данной активной холдинговой компании в уставном капитале составляет не менее половины от общей суммы, за временной период, равный одному календарному году;
  • доля прямого участия холдинговой компании в уставном капитале активной субхолдинговой компании исключенных из дохода дивидендов, составляет не менее 75% в течение временного периода, равному одному календарному году.

Прибыль активной субхолдинговой компании, в соответствии с правилами действующего НК РФ, освобождается от налогообложения.

Понятие иностранной холдинговой компании и активной иностранной холдинговой компании, а также условия

В соответствии с установленными положениями законодательства нашей страны, иностранная холдинговая компания представляет собой особую иностранную организацию, уставной капитал которой содержит не менее 75% доли контролирующего лица.

В роли контролирующего лица обязательно должна выступать организация, зарегистрированная и осуществляющая свою деятельность на территории РФ.

В свою очередь, понятие активной иностранной холдинговой компании включает в себя организацию, которая, дополнительно, должна соответствовать нескольким условиям, установленным налоговым законодательством РФ. Эти условия выражаются в следующем:

  • отсутствие доходов у активной холдинговой компании. Допускается присутствие только так называемых «пассивных» доходов, размер которых не превышает 5% от общей массы;
  • установленный размер доли прямого участия, принадлежащей этой компании, в уставном капитале иностранной организации, дивиденды которой не относятся к составу «пассивных» доходов, составляет не менее 50% от общей массы.

Помимо этого, важным условием для признания той или иной иностранной холдинговой компании активной, является ее отсутствие в «черном списке» Министерства финансов РФ. При невыполнении хотя бы одного из вышеперечисленных условий, существующая иностранная холдинговая компания не может быть признана активной.

Условия освобождения от налогообложения прибыли иностранной контролируемой иностранной компании

Действующее налоговое законодательство РФ предусматривает освобождение от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании, при определенных условиях. Эти условия заключаются в следующем:

  • данная иностранная организация, претендующая на освобождение от налога на прибыль, не является коммерческой, следовательно, ее прибыль не подлежит дальнейшему распределению между участника, акционерами или другими уполномоченными лицами;
  • эта контролируемая иностранная организация ранее была образована с соблюдением всех норм, установленных государством, которое является полноправным членом Евразийского экономического союза. Важным аспектом также является и обязательное нахождение этой контролируемой иностранной организации на территории данного государства;
  • эффективная ставка налога данной организации за определенный временной период составления регулярной отчетности – финансовый год, составляет не менее 75% от средневзвешенной ставки налога на прибыль;
  • - данная компания является: активной иностранной, холдинговой, активной холдинговой, либо субхолдинговой компанией;
  • компания представляет собой банк, либо страховую организацию, профессиональная деятельность которой осуществляется на основании действующей лицензии, либо иного равного по значению документа, зарегистрированного в соответствующем органе;
  • организация принимает участие в одном, либо нескольких специальных проектах, непосредственно связанных с процедурой добычи полезных ископаемых, осуществляемой на основании специального соглашения, либо иного документа.

Документы для освобождения от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании и требования к освобождению

Возможность для освобождения от прибыли от налогообложения той или иной контролируемой иностранной компании является исключением, специально предусмотренным российским законодательством РФ. При этом у компании сохраняется обязанность по уведомлению уполномоченного налогового органа об участии в иностранной компании.

Для того чтобы претендовать на освобождение от налогообложения прибыли, заинтересованному лицу необходимо обратиться в соответствующий налоговый орган, расположенный в соответствии с местом нахождения контролируемого лица.

Документы должны подтвердить соблюдения условий для освобождения от налогообложения, которые были установлены налоговым законодательством РФ.

В список основных документов входят следующие:

  • финансовый отчет контролируемой иностранной организации за установленный временной период. Чаще всего данным периодом является один календарный год;
  • аудиторское заключение о ранее предоставленных финансовых отчетах организации, если данный аудит был, в обязательном порядке, установленным внутренним приказом контролируемой иностранной организации;
  • сведения о контролирующем лице.

Все документы должны быть переведены на русский язык. Прибыль, как и размеры убытков организации, исчисляются на основании сведений, содержащихся в ее финансовом отчете.

Установленные требования обязывают осуществить пересчет всех цифровых данных на рубли, в том случае если изначальный расчет был осуществлен в иностранной валюте.

Суммарная прибыль либо образовавшиеся убытки должны быть полностью отражены в финансовом отчете. В тех случаях, когда размер прибыли не может быть подтвержден финансовым отчетом, например, если тот отсутствует, он обязательно должен быть подтвержден иными документами, которые могут дать точные сведения о прибыли и убытках контролируемой иностранной организации.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика КИК


«Правила игры» на поле международного налогообложения существенно изменились в 2021 году после стремительного изменения Соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом популярных государств (Кипр, Мальта, Люксембург). На очереди Нидерланды.

Однако развивая международную торговлю или привлекая иностранного инвестора, обойтись только российскими юридическими лицами вряд ли получится.

Вместе с экспертами taxCoach рассмотрим краеугольные аспекты, которые необходимо иметь в виду, задумываясь об открытии или сохранении компаний в иностранных юрисдикциях:

  • основания признания иностранной компании контролируемой и что за это бывает;
  • последствия автоматического обмена информацией;
  • и самое главное — когда какие налоги платить.

Основания признания иностранной компании контролируемой

Иностранные компании — нерезиденты России, акционерами и/или выгодоприобретателями которых являются резиденты РФ, признаются контролируемыми, если:

  • доля участия резидента РФ составляет более 25 % либо совокупная доля в которой резидентов РФ более 50 %, а доля каждого из таких резидентов более 10 %;
  • резиденты РФ хоть и не имеют доли участия, но осуществляют контроль над ней в своих интересах.

Наличие контроля резидента Российской Федерации определяется исходя из возможности оказывать влияние на принятие иностранной компанией решений о распределении прибыли после налогообложения не только в силу прямого и косвенного участия в компании, но и на основании:

  • участия в договоре об управлении компанией;
  • иных особенностей отношений между резидентом РФ и иностранной компанией (п. 7 ст. 25.13 НК РФ).

Например, когда физическое лицо прямо не участвует в иностранной компании, скрываясь за офшорными компаниями-акционерами, но является бенефициарным владельцем, конечным выгодоприобретателем иностранной компании и заключает с номинальными акционерами иностранной компании соглашение о доверии. В таком случае собственник бизнеса также может быть признан контролирующим лицом иностранной компании.

Траст в смысле НК РФ является иностранной структурой без образования юридического лица (ИСБОЮЛ). Такие структуры приравнены к контролируемым иностранным компаниям (п.2 ст.25.13 НК РФ).

Как избежать статуса контролируемой компании?

1. Избавиться от иностранной компании.

2. Избавиться от российского налогового резиденства.

Но признание компании контролируемой не тождественно необходимости уплаты за нее налогов в России!

Срываем маски

Наличие у российского гражданина подконтрольной иностранной компании накладывает ряд обязательств. Во-первых, это уведомление налогового органа в следующем порядке:

1) Однократное уведомление об участии в иностранной компании (учреждении иностранной структуры без образования юридического лица (ИСБОЮЛ)).

Уведомление об участии в иностранной организации подаетcя в срок не позднее трех месяцев с даты возникновения доли участия в такой иностранной организации п. 3 ст. 25.14 НК РФ.

Если это не сделано вовремя, уведомление может быть подано в любой момент. Штраф за нарушение срока относительно небольшой — 50 000 руб. в отношении каждой иностранной компании (структуры), взимаемый однократно (п. 2 ст. 129.6 НК РФ).

2) Ежегодное уведомление о наличии контролируемых иностранных компаний (КИК), ИСБОЮЛ. Если у налогового резидента РФ была КИК (ИСБОЮЛ) в 2019 году, то уведомление подается в 2021 году — не позднее 20 марта организацией и не позднее 30 апреля физическим лицом (ст. 25.14 НК РФ, п. 1.1. ст. 223 НК РФ, пп. 12 п. 4 ст. 271 НК РФ и письма Минфина России от 20.10.2015 г. № 03-03-06/60105). В аналогичном порядке подаются уведомления и за последующие года.

За непредоставление или представление уведомления, содержащего недостоверные сведения, штраф уже выше — 500 000 рублей (п. 1 ст. 129.6 НК РФ).

Дополнительно к уведомлению подается:

  • финансовая отчетность КИК за тот финансовый год, по итогам которого резидент РФ подает уведомление (пп.1 п.5 ст. 25.15 НК РФ);
  • аудиторское заключение по этой финансовой отчетности КИК, если аудит является обязательным в стране резидентства КИК или осуществляется добровольно (пп.2 п.5 ст. 25.15 НК РФ).

Документы должны быть переведены на русский язык.

Финансовая отчетность подается физическим лицом — вместе с уведомлением, организацией — вместе с декларацией по налогу на прибыль (срок предоставления которой — не позднее 28 марта).

За непредоставление этих документов предусмотрен такой же значительный штраф, как и за неподачу самого уведомления о КИК, — 500 000 рублей (п.1.1 ст. 126 НК РФ).

Налоговый орган также вправе в таком случае истребовать у резидента РФ эти документы, а резидент РФ обязан предоставить их в течение одного месяца с даты получения соответствующего требования (п.1, п.2 ст. 25.14-1 НК РФ).

Непредставление финансовой отчетности КИК и аудиторского заключения даже после требования налогового органа влечет взыскание еще одного штрафа, уже в размере 1 000 000 рублей (п. 1.1-1 ст. 126 НК РФ).

Таким образом, даже если прибыль КИК не облагается налогом в России, контролирующее лицо должно представить финансовую отчетность КИК, аудиторское заключение этой финансовой отчетности и любыми документами подтвердить, что прибыль КИК освобождается от налогообложения в России.

Как избежать обязанности по предоставлению этой информации?

1. Избавиться от контролируемой иностранной компании.

2. Перейти на уплату налога с фиксированной прибыли КИК.

Знакомимся: налог с фиксированной прибыли

С 2021 года физические лица, имеющие одну или несколько КИК, могут снять с себя обязанность по раскрытию финансовой отчетности своих иностранных компаний, не обосновывать размер полученной ими прибыли, а уплачивать налог с «фиксированной прибыли». Своеобразный патент для КИК.

Суть режима заключается в следующем:

  1. Ежегодно физическое лицо подает только уведомление о своих КИК (без финансовой отчётности, аудиторского заключения, без каких-либо дополнительных документов).
  2. При этом необходимо уплатить налог с фиксированной прибыли. С 2021 года фиксированная прибыль составляет 34 млн рублей за все КИК, т.е. НДФЛ к уплате с такой прибыли составит

5 млн.руб.

  • Применять данный режим налогоплательщик обязан непрерывно в течение минимум пяти лет или в течение минимум трех лет, если налогоплательщик перейдет на данный режим в 2021 году.
  • В течение указанных пяти или трех лет можно прекратить применять режим налогообложения фиксированной прибыли КИК только в ситуациях, когда налогоплательщик перестал быть контролирующим лицом в отношении всех своих КИК либо если размер фиксированной прибыли будет увеличен в законодательном порядке.

    Уплата налога с фиксированной прибыли КИК:

    • не освобождает контролирующее лицо от уплаты НДФЛ при последующем распределении дивидендов КИК;
    • не зачитывается в счет этого НДФЛ при последующем распределении дивидендов КИК;
    • не дает возможность зачесть в счет НДФЛ с дивидендов КИК налоги, уплаченные в стране регистрации КИК.

    Чтобы стало совсем понятно, рассмотрим стандартный порядок уплаты налогов с прибыли КИК.

    Лишь при определенных условиях (а не автоматически!) прибыль КИК подлежит налогообложению в РФ

    Презюмируется, что прибыль КИК — это почти что доход бенефициара и с него нужно уплатить налог в России.

    При этом налог, уплаченный самой иностранной компанией со своей прибыли на территории государства своего резидентства, подлежит вычету из налога, уплачиваемого бенефициаром с ее прибыли в России. То есть, суммарно налоговая нагрузка с нераспределенной прибыли КИК, учитываемой в доходах российского бенефициара — физического лица, составит 13-15 %.

    Если такая прибыль уже была выплачена в форме дивидендов, то с этой суммы налог повторно не уплачивается. Справедливости ради законодатель предусмотрел, что если дивиденды будут выплачены после налогообложения прибыли КИК, например, в следующем году, то налога у физического лица с этой суммы также не будет.

    Таким образом, прибыль КИК облагается у бенефициара однократно.

    Однако, как мы отметили, не во всех случаях прибыль КИК подлежит налогообложению в РФ.

    Прибыль контролируемой компании освобождается от налогообложения в Российской Федерации, если вы попадаете под одну из двух ситуаций.

    1. Ваша КИК находится в государстве, с которым Российская Федерация подписала Соглашение об избежании двойного налогообложения и при этом эффективная ставка налогообложения прибыли по месту регистрации КИК выше 75 % средневзвешенной ставки налога на прибыль в РФ.

    Это касается, в первую очередь, дивидендов (облагаются по налоговой ставке, применимой к дивидендам), а также прибыли КИК за вычетом распределяемых дивидендов и дивидендов, полученных КИК (далее — основные доходы).

    2. КИК также избежит налогообложения в России, если является активной, активной холдинговой или активной субхолдинговой компанией.

    Желающие подробнее узнать критерии активных холдинговых и активных субхолдинговых компаний могут заглянуть в пп.3-6 ст.25.13-1 НК РФ.

    Скорее вас заинтересует «активная компания». Ею будет та, доля пассивных доходов которой (дивиденды, проценты, роялти, доходы от продажи акций и реализации недвижимого имущества, доходы от оказания консультационных, юридических, бухгалтерских и прочих подобных услуг) не превышает 20 %. От обратного, 80 % и более ее доходов должны быть получены от торговой или производственной деятельности.

    При этом требование о наличии Соглашения об избежании двойного налогообложения отсутствует. Это значит, что независимо от места регистрации, прибыль такой компании НЕ облагается у бенефициара.

    Пример.

    В Дании ставка по налогу на прибыль составляет 34 %, что в принципе выше российской ставки по налогу на прибыль организаций. Эффективная ставка налога на дивиденды в Дании составляет 10 %, что также больше 75 % средневзвешенной налоговой ставки налога на прибыль организаций в виде дивидендов в России (9,75 %). Таким образом, на любые доходы Датских компаний не распространяется порядок налогообложения, предусмотренный поправками о КИК.

    На Кипре эффективная ставка по налогу на прибыль составляет 12,5 %. Поэтому прибыль контролируемой кипрской компании может быть освобождена от налогообложения в России только при условии, что компания ведет активную (например, торговую) деятельность.

    Также действует лимит по размеру прибыли КИК, при соблюдении которого она не облагается в России.

    Так, независимо от соблюдения перечисленных выше условий прибыль КИК не включается в налогооблагаемые доходы контролирующего лица — резидента РФ, если не превышает 10 млн.руб. (п.7 ст. 25.15 НК РФ).

    Если в наличии несколько иностранных компаний, то лимиты по размеру прибыли определяются по каждой из них отдельно.

    Что делать, если эти условия соблюдаются и прибыль КИК освобождается от налогообложения в России?

    1. Подавать ежегодные уведомления о наличии КИК, финансовую отчетность КИК, аудиторское заключение и документы об основаниях освобождения ее прибыли в России.

    2. Платить НДФЛ после фактического распределения дивидендов.

    Определившись со стандартным порядком налогообложения прибыли КИК, вернемся к налогу с фиксированной прибыли. Когда он становится выгодным?

    В каких случаях выгодно уплачивать налог с фиксированной прибыли КИК?

    Главное преимущество применения режима уплаты налога с фиксированной прибыли КИК: Контролирующему лицу не надо представлять финансовую отчётность и аудиторское заключение по каждой из своих КИК, т.е. налицо экономия административных ресурсов.

    Отсутствуют и риски получить штраф до 1,5 млн.руб. за непредоставление этих документов по каждой КИК.

    Финансовая отчетность и аудиторское заключение по ней являются стандартными документами в большинстве иностранных государств, поэтому каждому бенефициару решать — сложно ли их предоставить.

    Главный недостаток применения режима уплаты налога с фиксированной прибыли КИК: уплаченный налог с фиксированной прибыли нельзя зачесть при последующем распределении дивидендов в адрес физического лица, т.е. фактически будет происходить двойное налогообложение части прибыли, распределяемой в адрес физического лица.

    Для ответа на вопрос о целесообразности режима «фиксированной прибыли» в конкретной ситуации следует отталкиваться от того, насколько прибыльна КИК и как бенефициар планирует распоряжаться прибылью:

    А) Если вся прибыль КИК распределяется в виде дивидендов контролирующему лицу, то экономического смысла в уплате налога с фиксированной прибыли КИК нет.

    Так, при условной прибыли с единственной КИК в 100 млн рублей сначала контролирующее лицо заплатит 5 млн рублей НДФЛ с фиксированной прибыли, а впоследствии заплатит еще 15 млн рублей НДФЛ при распределении фактической прибыли в виде дивидендов. В случае применения общего режима налогообложения прибыли КИК начисленный НДФЛ с прибыли КИК составит также

    15 млн, при этом его можно будет уменьшить на налог у источника, уплаченный в стране регистрации КИК.

    Б) Если бенефициар планирует длительное время реинвестировать эту прибыль (как минимум 3 года или 5 лет — в зависимости от того, в течение какого времени обязан применять режим), а не распределять дивиденды, то можно задуматься об уплате налога с фиксированной прибыли КИК.

    Так, при условной прибыли с единственного КИК в 100 млн рублей налогоплательщик заплатит

    5 млн. рублей НДФЛ при применении режима фиксированной прибыли. В случае применения общего режима налогообложения прибыли КИК начисленный НДФЛ составит

    15 млн.рублей, при этом его можно будет уменьшить на налог, уплаченный в стране регистрации КИК.

    В) Если КИК ведет активную деятельность, то с ее прибыли по общим правилам налог в России не уплачивается. Поэтому фиксированный налог — это также лишь способ оградить компанию от внимания со стороны российский контролирующих органов. При последующем распределении дивидендов необходимо будет уплатить НДФЛ.

    Г) Если у бенефициара много КИКов, то уплата фиксированного налога может сэкономить время и административные затраты на подготовку отчетности. В этом случае это может быть «отступным» платежом, освобождающим от рутинной бумажной работы.

    Д) Если КИК убыточна (убыточны), то убытки нельзя зачесть в период применения налога с фиксированной прибыли, но можно учесть в будущем, начиная с налогового периода, в котором налогоплательщик отказался от уплаты НДФЛ с фиксированной прибыли КИК. В то же время, для учета таких убытков все равно придется составлять финансовую отчетность, чтобы их подтвердить.

    А причем тут автоматический обмен информации?

    В век автоматизации уже не так сложно представить, что информация движется с огромной скоростью не только внутри страны, но и между финансовыми органами разных стран.

    Уже запущен так называемый автоматический обмен информацией в соответствии со стандартами ОЭСР. Механизм следующий:

    1. Иностранные банки и иные финансовые институты (депозитарные учреждения, брокеры, инвестиционные организации, страховые компании) собирают информацию об открытых у них финансовых счетах, (бенефициарными) владельцами которых являются налоговые резиденты России.

    В перечень собираемой информации входит:

    • имена, адреса, ИНН (бенефициарных) владельцев счетов;
    • номер счета, наименование Банка;
    • остаток или сумма денежных средств на счете (в том числе, выплат по договорам страхования) по состоянию на конец соответствующего календарного года или другого соответствующего отчетного периода, или если счет был закрыт в течение этого года (периода) на конец закрытия счета.

    2. Иностранные банки и иные финансовые институты предоставляют сведения о финансовых счетах российских резидентов и подконтрольных им компаний своим налоговым органам. Затем налоговые органы обрабатывают полученную информацию и один раз в год загружают сведения в специальную базу данных, доступ к которой имеется у каждой договаривающейся страны.

    Таким образом, основными субъектами, участвующими в автоматическом обмене информации являются банки, в которых открыты расчетные счета, а не налоговые органы. Поэтому при анализе того, подпадет ли компания под автоматический обмен информацией, важно учитывать не саму по себе страну регистрации, а банк, в котором открыты счета.

    Какая информация не попадет в обмен?

    Прежде всего, данные о банковских и иных финансовых счетах активных компаний. Решение о квалификации компании как активной принимает обслуживающий банк.

    А также Информация о счетах иностранных компаний, сумма на которых не превышает 250 000 $ по состоянию на последний день любого последующего календарного года (п. А раздела 5 Стандартов).

    Важно! Информация по счетам физических лиц будет раскрываться вне зависимости от суммы остатка на счете (п. 28 пп. 2 раздела 2 Стандартов).

    Таким образом, помимо самостоятельного уведомления о наличии КИК, получить информацию контролирующие органы смогут:

    • после проведения каких-либо оперативных мероприятий;
    • путем межгосударственного обмена.

    Важно! Критерии активной компании для целей налогообложения ее нераспределенной прибыли по упомянутым выше правилам НК РФ и для автоматического обмена информацией отличаются!


    Светлана Дорн - руководитель практики аудита

    Управляющий партнер. Руководитель практики аудита.

    С 2015 года часть первая Налогового Кодекса РФ дополнена главой 3.4 «Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица», состоящая из четырех статей.

    В настоящей статье разберемся, какие иностранные компании признаются контролируемыми, каким образом осуществляется налогообложение, в чем состоят налоговые риски.

    Какая иностранная компания признается контролируемой (КИК)

    Согласно п. 1 ст. 25.13 НК РФ контролируемой иностранной организацией (далее – «КИК») признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно двум условиям:

    • Контролирующим лицом является налоговый резидент РФ.
    • Сама иностранная организация не признается налоговым резидентом РФ.

    Контролирующим лицом может быть как физическое, так и юридическое лицо. Контроль определяется по доле участия: если большая часть всех участников является налоговыми резидентами РФ, то для признания налогоплательщика контролирующим лицом достаточно 10%, иначе критерий повышается и составляет 25% (п. 3 ст. 25.13 НК РФ).

    Контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица признается учредитель (п. 9 ст. 25.13 НК РФ).

    Кто должен платить налоги с прибыли КИК и декларировать ее

    Прибыль КИК учитывается контролирующим лицом пропорционально доле его участия при определении налоговой базы (п. 2 ст. 25.15 НК РФ):

    • по НДФЛ (если контролирующим лицом является физическое лицо);
    • по налогу на прибыль (если контролирующим лицом является организация).

    Следует подчеркнуть, что даже если контролирующее лицо – организация, или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, применяет УСН, то в отношении прибыли КИК применение УСН не допускается (п. 5 ст. 346.11 НК РФ).

    Соответственно, декларирует прибыль КИК также контролирующее лицо. При этом к декларации (по НДФЛ или налогу на прибыль) должны быть приложены следующие документы:

    1. Финансовая отчетность КИК (составленная за декларируемый период)
      В случае отсутствия финансовой отчетности предоставляются иные документы, подтверждающие величину прибыли КИК. Перечень таких документов в настоящее время не установлен и не разъяснен.
    2. Аудиторское заключение по финансовой отчетности КИК – при необходимости
      Аудиторское заключение предоставляется вместе с финансовой отчетностью в случае проведения обязательного аудита (в соответствии с личным законом или учредительными документами). Также аудиторское заключение может быть предоставлено, если аудит проводился добровольно.

    Все документы должны быть переведены на русский язык.

    Когда можно не платить налог с прибыли КИК

    Освобождение прибыли в пределах лимита

    Федеральным законом от 24.11.2014 № 376-ФЗ предусмотрено освобождение прибыли КИК от налогообложения в пределах следующих лимитов (п. 2 ст. 3):

    • прибыль КИК, полученная за 2015 год - 50 миллионов рублей;
    • прибыль КИК, полученная за 2016 год - 30 миллионов рублей.

    Начиная с 2017 года, прибыль КИК будет облагаться налогом при превышении 10 миллионов рублей (п. 7 ст. 25.15 НК РФ).

    Если прибыль КИК освобождается от налогообложения, то у контролирующего лица отсутствует обязанность по предоставлению декларации. Вместе с тем, обязанность по представлению уведомления, предусмотренная пп. 3 п. 3.1 ст. 23 НК РФ, остается.

    Такие разъяснения даны в Письмах Минфина России от 31.03.2016 N 03-10-10/18312, 16.06.2016 № 03-04-05/35146, от 05.08.2016 № 03-04-06/46173, от 27.12.2016 № 03-12-12/2/78293.

    Освобождение по иным основаниям

    Иные основания для освобождения прибыли КИК от налогообложения предусмотрены ст. 25-13.1 НК РФ, в частности, следующие:

    • Эффективная налоговая ставка

    Эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для этой иностранной компании составляет не менее 75% средневзвешенной ставки по налогу на прибыль (пп. 3 п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ).

    Важно заметить, что освобождение от налога на прибыль, подлежащего уплате в российский бюджет, применяется при наличии международного договора по вопросам налогообложения, за исключением государств (территорий), не обеспечивающих обмена информацией (п. 7 ст. 25.13-1 НК РФ).

    • Иностранная компания является активной

    Иностранная компания признается активной, если доля пассивных доходов, полученных за период составления финансовой отчетности, составляет не более 20% (пп. 4 п. 1, п. 3 НК РФ).

    Перечень доходов от пассивной деятельности представлен в п. 4 ст. 309.1 НК РФ. Это такие доходы, как дивиденды, проценты, роялти, арендная плата и др.

    Для реализации своего права на освобождение т налогообложения контролирующее лицо обязано предоставить в налоговый орган документы, подтверждающие соблюдение условий для освобождения (п. 9 ст. 25.13-1 НК РФ).

    В Письме ФНС России от 04.04.2016 N ЕД-3-13/1427@ приведен возможный перечень таких документов:

    1. Налоговая отчетность КИК за соответствующий период;
    2. Расчет эффективной ставки и средневзвешенной ставки по налогу на прибыль;
    3. Сертификат налогового резидентства.

    Документы предоставляются в срок, установленный для подачи уведомления о КИК - до 20 марта года, следующего за налоговым периодом.

    По нашему мнению, целесообразно представлять подтверждающие документы одновременно с уведомление о КИК, что будет являться основанием для не подачи декларации по налогу на прибыль (декларации по НДФЛ) в случае освобождения.

    В Письме Минфина России от 05.08.2016 N 03-04-05/46055 подтверждается, что обязанности по представлению декларации не возникает, если прибыль КИК освобождается от налогообложения на основании ст. 25.13-1 НК РФ.

    Способы расчета прибыли КИК

    Статьей 309.1 НК РФ предусмотрены два способа расчета налогооблагаемой прибыли КИК.

    Способ №1. Прибыль определяется по данным финансовой отчетности.

    Этот способ допустим к применению при выполнении хотя бы одного из условий:

    • КИК имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым имеется международный договор по вопросам налогообложения (за исключением государств, не обеспечивающих обмена информацией)
    • Имеется аудиторское заключение (которое не содержит отрицательного мнения или отказа от выражения мнения)

    Если условия не выполняются или по выбору налогоплательщика расчет производится вторым способом.

    Способ №2. Прибыль определяется по правилам гл. 25 НК РФ, установленным для налогоплательщиков российских организаций

    Приказом ФНС России от 30.09.2016 N ММВ-7-17/527@ утвержден перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией. На момент написания настоящей статьи в перечне числится 109 государств и 9 территорий, в том числе Британские Виргинские острова, Сейшельские острова, Маршалловы острова, Сент-Китс и Невис, Белиз, Доминика, Лихтенштейн, ОАЭ и др.

    Следовательно, если КИК имеет постоянное местонахождение в таких государствах (территориях), определение налогооблагаемой прибыли осуществляется по правилам 25 главы НК РФ, установленным для налогоплательщиков российских организаций. Однако, если контролирующее лицо располагает аудиторским заключением в отношении финансовой отчетности КИК, то допускается рассчитывать прибыль на основании данных финансовой отчетности. Важно заметить, что аудиторское заключение в данном случае должно быть составлено в соответствии с международными стандартами аудита (пп. 2 п. 1.2 ст. 309.1 НК РФ).

    Какие особенности нужно учитывать при расчете прибыли КИК

    Прибыль КИК уменьшается на сумму дивидендов (в том числе промежуточных), выплаченных иностранной организацией в году, следующем за годом составления финансовой отчетности.

    Пропорциональное определение прибыли

    Прибыль КИК учитывается контролирующим лицом при определении налоговой базы пропорционально доле его участия (п. 3 ст. 25.13 НК РФ). Налоговая база определяется отдельно в отношении каждой контролируемой компании (п. 6 ст. 309.1 НК РФ).

    Если доля участия в КИК отличается от доли прибыли, на которую контролирующее лицо имеет право, то при определении налоговой базы во внимание принимается доля в прибыли.

    Увеличение уставного капитала

    Если прибыль, полученная иностранной компанией, подлежит направлению на увеличение уставного капитала (и не будет распределяться между участниками), то величина данной прибыли не подлежит налогообложению (п. 8 ст. 25.15 НК РФ).

    Не учитываемые доходы и расходы

    При расчете прибыли КИК не учитываются некоторые доходы (расходы), в том числе (п. 3 ст. 309.1, абз. 3 п. 1 ст. 25.15 НК РФ):

    • в виде сумм от переоценки долей в уставном капитале, ценных бумаг, производных финансовых инструментов по справедливой стоимости;
    • в виде сумм расходов на формирование резервов и доходов от восстановления резервов;
    • дивиденды, полученные от российских организаций, если контролирующее лицо имеет фактическое право на них

    Если расчет прибыли осуществляется на основании данных финансовой отчетности, прибыль, отраженная в отчетности, должна быть скорректирована путем исключения указанных статей доходов (расходов) из расчета.

    Перенос убытка

    Если КИК получен убыток, то он может быть перенесен на будущее без ограничений и учтен при определении налоговой базы. Вместе с тем, перенос убытка не допустим, если контролирующим лицом не было представлено уведомление о КИК за тот период, когда был получен убыток (п. 7, 7.1 ст. 309.1 НК РФ). Убыток, сформировавшийся до 01.01.2015, может быть перенесен с учетом ограничений, установленных п. 8 ст. 309.1 НК РФ.

    Избежание двойного налогообложения

    Налог может быть уменьшен на сумму налога, уплаченного в иностранном государстве (пропорционально доле участия). При этом необходимо представить подтверждение уплаты налога, заверенное компетентным органом иностранного государства.

    Налог, уплаченный в иностранном государстве, следует пересчитать в рубли по курсу на дату его фактического перечисления (Письмо Минфина России от 26.10.2016 N 03-12-11/2/62523).

    Если иностранная организация имеет постоянное представительство на территории Российской Федерации, то налог на прибыль КИК может быть уменьшен на величину налога на прибыль, уплаченного постоянным представительством (п. 11 ст. 309.1 НК РФ).

    Чем мы можем помочь?

    Мы можем провети целый комплекс услуг при подготовке отчетности КИК с сопровождением в налоговых органах, в зависимости от ситуации мы можем подготовить следующие отчетные формы:

    • Уведомление об участии (о прекращении участия) в иностранной организации (разовое)
      Уведомление предоставляет участник иностранной организации, если доля его участия превышает 10% (пп. 1 п. 3.2 ст. 23 НК РФ).
    • Уведомление о контролируемой иностранной компании (ежегодное)
      Уведомление предоставляет контролирующее лицо. Контролирующим лицом признается физическое или юридическое лицо, которое (п. 3 ст. 25.13 НК РФ):
      • имеет долю участия более 25%;
      • имеет долю участия более 10%, если доля участия всех налоговых резидентов более 50%
    • Декларация 3-НДФЛ
      Декларацию предоставляет физическое лицо, признаваемое контролирующим лицом иностранной компании.
    • Декларация по налогу на прибыль
      Декларацию предоставляет организация, признаваемая контролирующим лицом иностранной компании.

    Федеральный закон от 09 ноября 2020 г. №368-ФЗ внес ряд существенных изменений в законодательство о контролируемых иностранных компаниях (КИК).

    1. Изменение срока представления уведомлений о КИК для физических лиц.

    Налогоплательщики - физические лица представляют уведомления о КИК в срок не позднее 30 апреля года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток КИК (п.2 ст.25-14 НК РФ).

    Новый срок представления уведомления о КИК применяется, начиная с уведомления о КИК за 2020 год, которое должно быть представлено в срок до 30 апреля 2021 года.

    Изменение срока представления уведомлений о КИК не относится к контролирующим лицам- организациям, они представляют уведомления о КИК в прежнем порядке - не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток КИК.

    Таким образом, начиная с отчетности за 2020 год, срок представления в ИФНС физическими лицами уведомления о КИК совпадает со сроком подачи налоговой декларации по форме 3-НДФЛ.

    2. Увеличение суммы штрафа за непредставление или несвоевременное представление уведомления о КИК со 100 тысяч рублей до 500 тысяч рублей.

    С 09 декабря 2020 г. неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о КИК за календарный год или представление контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о КИК, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 500.000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения (ст. 129.6 НК РФ).

    3. Обязанность представлять финансовую отчетность КИК.

    С 9 декабря 2020 г. внесены изменения в п.5. ст.25-15 НК РФ.

    Начиная с отчетности за 2020 год, налогоплательщик - контролирующее лицо подтверждает размер прибыли (убытка) контролируемой этим лицом иностранной компании путем представления следующих документов:

    - финансовая отчетность КИК, составленная в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год, или в случае отсутствия финансовой отчетности иные документы, подтверждающие прибыль (убыток) такой компании за финансовый год;

    - аудиторское заключение по такой финансовой отчетности КИК, если в соответствии с личным законом или учредительными (корпоративными) документами этой КИК установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности или аудит осуществляется иностранной организацией добровольно.

    Указанные документы представляются независимо от наличия обязанности по учету дохода в виде прибыли КИК в налоговой базе контролирующего лица по соответствующему налогу в следующие сроки:

    налогоплательщиками - организациями - вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль (т.е. за 2020 год - до 28 марта 2021 г.);

    налогоплательщиками - физическими лицами - вместе с уведомлением о КИК (т.е. за 2020 год - до 30 апреля 2021 г.).

    Документы (их копии), составленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык.

    Таким образом, при подаче в ИФНС уведомления о КИК за 2020 год до 30 апреля 2021 г. контролирующему физическому лицу необходимо приложить:

    - копии финансовой отчетности КИК (а также в установленных случаях аудиторское заключение по такой финансовой отчетности КИК) за 2019 год, с переводом на русский язык;

    - если финансовая отчетность отсутствует, то иные документы, подтверждающие прибыль (убыток) КИК за 2019 год с переводом на русский язык.

    . Указанные документы представляются вместе с уведомлением о КИК за 2020 год вне зависимости от финансовых результатов деятельности КИК.

    4. Введение штрафа за непредставление подтверждающих документов по КИК вместе с уведомлением (декларацией).

    Непредставление налоговому органу документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК, в срок, установленный п.5 статьи 25.15 НК РФ, либо представление таких документов с заведомо недостоверными сведениями, влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 500.000 рублей.

    . Т.е. штраф в размере 500.000 рублей может быть взыскан в случае непредставление финансовой отчетности КИК (или представления недостоверной отчетности):

    - организацией - одновременно с налоговой декларацией по налогу на прибыль;

    - контролирующим физическим лицом - одновременно с уведомлением о КИК.

    5. Истребование налоговым органом документов в отношении КИК и новые штрафы за их непредставление.

    П.9 ст.25.13-1 НК РФ установлено, что для применения освобождения от налогообложения прибыли КИК налогоплательщик, осуществляющий контроль над иностранной компанией, представляет в налоговый орган по месту своего нахождения документы, подтверждающие соблюдение условий для такого освобождения.

    Документы представляются в те же сроки, что и уведомление о КИК, и подлежат переводу на русский язык в части, необходимой для подтверждения соблюдения условий для освобождения прибыли КИК от налогообложения.

    Если налогоплательщик не представил в налоговый орган:

    - документы, подтверждающие размер прибыли (убытка) КИК (т.е. финансовую отчетность КИК);

    - в случае заявления в уведомлении о КИК освобождения от налогообложения – документы, необходимые для подтверждения льготы,

    налоговый орган вправе истребовать указанные документы (в т.ч. за три предшествующие календарных года).

    Запрашиваемые документы должны быть представлены в течение 1 месяца с даты получения требования и подлежат переводу на русский язык в части, необходимой для подтверждения соблюдения условий для освобождения прибыли КИК от налогообложения или подтверждения размера прибыли (убытка) КИК.

    !!! За непредставление контролирующим лицом истребуемых документов в течение 1 месяца после получения требования налоговым органом может быть наложен штраф в размере 1 млн. рублей (п.1.1-1 ст. 126 НК РФ).

    В случае, если налогоплательщиком после получения требования о представлении документов, подтверждающих освобождение от налогообложения, представлено уточненное уведомление о КИК без отражения ранее заявленной льготы, он не подлежит привлечению к ответственности по п.1.1-1 ст. 126 НК РФ.

    6. Введение налога с фиксированной прибыли КИК.

    С налогового периода 2020 года физические лица, являющиеся контролирующими лицами иностранных компаний, могут уплачивать НДФЛ с фиксированной прибыли таких организаций (ст. 227.2 НК РФ). Для целей налогообложения у контролирующего лица она будет заменять фактические размеры прибыли КИК.

    Чтобы перейти на новый режим налогообложения необходимо представить соответствующее уведомление (форма – в Письме ФНС России от 18.11.2020 №ШЮ-4-13/18954@).

    Чтобы перейти на уплату налога с фиксированной прибыли КИК с 2020 года, уведомление следует представить в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика в срок до 1 февраля 2021 года. Для следующих налоговых периодов его следует направлять до 31 декабря года, начиная с которого физическое лицо планирует уплачивать налог с фиксированной прибыли КИК.

    Фиксированная сумма прибыли устанавливается:

    - в размере 38.460.000 рублей за налоговый период 2020 года (налог 5 млн. рублей с учетом ставки НДФЛ 13%);

    - 34.000.000 рублей за последующие налоговые периоды начиная с 2021 года (налог 5 млн. рублей с учетом ставки НДФЛ 15%).

    Т.е. сумма фиксированного налога - 5 млн. рублей.

    Особенности налогового режима:

    1) Указанный фиксированный налог 5 млн. рублей применяется в отношении всех КИК вне зависимости от размера прибыли каждой из них.

    2) Налогоплательщик вправе не представлять в налоговый орган документы, подтверждающие размер прибыли (убытка) КИК, в отношении прибыли, относящейся к периодам применения данного порядка уплаты налога (п. 9 ст. 25.15 НК РФ).

    3) Налогоплательщик не сможет применить освобождение от налогообложения прибыли КИК по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ.

    4) Налогоплательщик не сможет применить освобождение от налогообложения доходов контролирующего лица, полученных от КИК в результате распределения ее прибыли в период применения данного режима (п. 66 ст. 217 НК РФ).

    . Т.е. в случае распределения прибыли КИК в виде дивидендов физическое лицо будет уплачивать НДФЛ без возможности зачета уплаченного фиксированного налога в размере 5 млн рублей.

    5) Налогоплательщик не сможет уменьшить налог с фиксированной прибыли на суммы налога:

    • уплаченные контролирующим лицом в иностранном государстве со своих доходов (п. 1 ст. 232 НК РФ);
    • исчисленные с прибыли КИК (ее постоянного представительства) в соответствии с законодательством иностранных государств и (или) в РФ (в том числе удержанные у источника выплаты дохода) (п. 11 ст. 309.1 НК РФ).

    6) Убыток КИК, полученный до и после перехода на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли, контролирующее лицо может учесть только в периодах после отказа от такой уплаты (п. 12 ст. 309.1 НК РФ).

    7) После перехода на такой порядок уплаты НДФЛ с 2020 г. или 2021 г. отказаться от него можно не ранее чем через три года.

    При повторном переходе, а также при первичном переходе с 2022 г. и позднее отказ допускается не ранее чем через пять лет (п. 3 ст. 227.2 НК РФ). Данные временные ограничения на отказ перестают действовать, если законодательно будет повышен размер облагаемой фиксированной прибыли (п. 4 ст. 227.2 НК РФ).

    8) У налогоплательщика нет обязанности уплачивать налог с фиксированной прибыли за те периоды, в течение которых он перестал быть контролирующим лицом в отношении всех КИК (п. 3 ст. 227.2 НК РФ).

    Таким образом, оценку целесообразности перехода на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли КИК в большинстве случаев необходимо проводить индивидуально, с учетом особенностей КИК и их финансовых результатов.

    Читайте также: