При установлении налогов должны быть определены

Опубликовано: 01.05.2024



1. Уплата налогов (сборов) является конституционной обязанностью лиц, выступающих в налоговых прароотношениях в качестве налогоплательщи­ков или плательщиков сборов. В ст. 57 Конституции РФ, в частности, гово­рится: "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы".
Содержание обязанности по уплате налогов и сборов заключается в нали­чии у налогоплательщика (плательщика сбора) правовой обязанности уп­латить законно установленный, правильно исчисленный, в определенном размере, с соблюдением установленного порядка и срока налог или сбор.
2» Не всякий налог (сбор), установленный и введенный на той или иной территории по выраженной в соответствующем акте воле государства или территориально-административного образования (например, субъекта РФ или муниципалитета), порождает возникновение у указанных в нем в качестве налогоплательщиков лиц обязанность уплатить такой налог (сбор).
Важнейшим критерием выступает законность установления нового налога или сбора. Еще в 1997 г. КС РФ отметил, что "налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т. е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства"55. Конституционный принцип уплаты только законно установленных налогов (он же ­основной принцип налогового права - законности и определенности налогового обязательства) развивается:
• в п. 1 ст. 17 НК РФ, где перечислены элементы налогообложения, при определении которых в совокупности налог может считаться установ­ленным законодателем;
Постановление КС РФ от 11 ноября 1997 года № 16-П "По делу о проверке конституционности статьи 11 прим 1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года "О государственной границе Российской Федерации" в ред. от 19 июня 1997 года" // СЗ РФ. 1997, № 46. Ст. 5339.
• в п. 6 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым "при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения", а также "ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сбо­ры, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом Российской Федерации признаками налогов и сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федера­ции, либо установленные в ином порядке, чем это определено Налого­вым кодексом Российской Федерации".
Налог считается установленным только при наличии юридического факта определенности налоговой обязанности, то есть когда в совокупности определены налогоплательщики и следующие обязательные элементы налогообложения:
объект налогообложения; налоговая база; налоговый период;
налоговая ставка; порядок исчисления налога;
• порядок и сроки уплаты налога.
При установлении сборов в качестве обязательных элементов должны быть определены:
плательщики сборов; объект обложения; облагаемая сбором база; ставка сбора.

Таким образом, если законодатель не установил или не определил хотя бы один из перечисленных обязательных элементов налогообложения, налог не должен считаться установленным, и обязанность по его уплате не возникает.
3. Помимо вышеперечисленных существенных (или обязательных) элемен­тов налогообложения существуют и дополнительные (или факультатив­ные) элементы юридического состава налога. Так, в необходимых слу­чаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
4» Исполнение налоговой обязанности обеспечивается силой государствен­ного принуждения, осуществляемого налоговыми органами, а в необ­ходимых случаях - и органами налоговой полиции. За неисполнение рас­сматриваемой обязанности налогоплательщик несет ответственность, вплоть до уголовной. С учетом системообразующего характера и значе­ния обязанности налогоплательщиков (или плательщиков сборов) уча­ствовать в расходах государства отдельные авторы кратко именуют обя­занность по уплате налога (сбора) общим термином "налоговая обя­занность". Это узкий подход к определению понятия "налоговая обязан­ность налогоплательщика или плательщика сбора".
Поэтому следует помнить, что рассматриваемая обязанность является главной, конституционной, но не единственной налоговой обязанностью налогоплательщиков и плательщиков сборов.
Иные обязанности указанных лиц, предусмотренные, в частности, нормами ст. 23 НК РФ, также являются налоговыми по своей сути, так как проистекают из налоговых правоотношений и установлены действующим налоговым законодательством. К ним, например, относятся:
обязанность встать на учет в налоговых органах, если такое требование содержится в НК РФ;
вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объек­тов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законода­тельством о налогах и сборах;
представлять в налоговый орган по месту учета в установленном поряд­ке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны упла­чивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о на­логах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и т. д.

Эти обязанности носят по отношению к основной конституционной обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов - обязаннос­ти по уплате налогов (сборов) - производный и обеспечительный ха­рактер. Поэтому понятие "налоговая обязанность налогоплательщика или плательщика сбора" включает в себя как обязанность по уплате налогов (сборов), так и иные обязанности участников налоговых правоотноше­ний, установленные налоговым законодательством.
5. Обязанность по уплате налога (сбора) возникает, изменяется и прекра­щается при наличии определенных оснований, которые устанавлива­ются НК РФ. Исполнение обязанности по уплате налога (сбора) может осуществляться добровольно и принудительно.
Обязанность по уплате конкретного налога (сбора) возникает у налого­плательщика и плательщика сбора с момента появления у него объекта налогообложения, которым могут являться: имущество, операции по реализации товаров (работ, услуг), стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), прибыль, доход либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую ха­рактеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодатель­ство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по упла­те налога (п. 1 ст. 38 части первой НК РФ). При этом:
стоимостная характеристика объекта налогообложения означает, что он может выражаться в денежной сумме;
количественная - характеризует объект налогообложения количеством вещей, объединенных определенным родовым признаком (например, послевоенный налог на плодовые деревья на приусадебных участках, взимавшийся в зависимости от количества таких деревьев);
физическая - используется, к примеру, при установлении и взимании транспортного налога, когда за основу расчета подлежащего уплате на­лога берется мощность двигателя транспортного средства, исчисляемая в лошадиных силах, либо объем двигателя, исчисляемый в кубических сантиметрах.
Под основными видами объектов налогообложения понимаются:
имущество;
• деятельность налогоплательщика по реализации товаров, работ, услуг;
экономические результаты такой деятельности, в частности: прибыль, доход;
иные объекты. Каждый налог имеет самостоятельный объект обложения. Объекты фе­деральных, региональных и местных налогов определяются исключи­тельно федеральным законодателем. Это одна из гарантий недопущения

многократного налогообложения, когда один и тот же объект облагает­ся несколькими налогами одновременно. Приостановление обязанности по уплате налогов и сборов осуществля­ется в отношении налогоплательщиков - физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, а принадлежащих им денежных средств - недостаточными для исполнения указанной обя­занности. Обязанность по уплате налогов приостанавливается по реше­нию налогового органа. При принятии в установленном порядке реше­ния об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов возобновляется со дня принятия указанного решения (п. 3 ст. 51 НК РФ).
Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается при наступлении хотя бы одного из нижеуказанных юридических фактов:
уплаты налога (сбора) - своевременного и в полном объеме исполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора) своей налоговой обязан­ности путем перечисления исчисленной в установленном порядке сум­мы налога в соответствующий бюджет;
смерти налогоплательщика или признания его умершим в порядке, уста­новленном гражданским законодательством (исключение из данного общего правила: задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах сто­имости наследственного имущества);
ликвидации организации-налогоплательщика после проведения ликвида­ционной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фонда­ми) за счет оставшихся денежных средств, в том числе полученных от реализации ее имущества;
наступления иных обстоятельств, с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора (л. 3 ст. 44 НК РФ):
- удержание суммы налога (сбора) налоговым агентом (ст. 24 НК РФ);
- уплата налога за налогоплательщика поручителем (ст. 74 НК РФ);
- взыскание налога (сбора) налоговым органом в бесспорном порядке денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии достаточных денежных средств на счете (ст. 46 НК РФ);
- погашение налоговой обязанности посредством обращения налоговым органом (в отношении налогоплательщиков-организаций или налого­вого агента - организации) или судом (в отношении физического лица) взыскания на имущество налогоплательщика (статьи 47 и 48 НК РФ);
- исполнение обязанности по уплате налогов (сборов) реорганизован­ного юридического лица его правопреемником (ст. 50 НК РФ);
- исполнение обязанности по уплате налогов и сборов за физическое лицо, признанное судом безвестно отсутствующим лицом, упёлномо­ченным органом опеки и попечительства управлять имуществом нало­гоплательщика (ст. 51 НК РФ);
- списание безнадежных долгов по налогам и сборам (ст. 59 НК РФ);
- погашение налоговой обязанности по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа (в спорных случаях - по решению суда) с помощью зачета соответствующей суммы по другому излишне упла­ченному или излишне взысканному налогу (п. 5 ст. 78, ст. 79 НК РФ).

Если иное не предусмотрено налоговым законодательством, налогопла­тельщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате нало­га. Уплата налога за третье лицо (друга, мужа, сослуживца или тещу) не допускается. Естественно, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный налоговым законодательством (не возбраняется и досрочная уплата налога).

1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

2. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

3. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Комментарий к Ст. 17 НК РФ

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Установление налога — это определение налогоплательщиков и элементов налогообложения. Пункт 1 ст. 17 НК РФ определяет общие условия установления налогов.

Налог считается установленным исключительно в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения:

налогоплательщики — организации (российские и (или) иностранные) и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги. При этом филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций (в отличие от таких подразделений иностранных организаций) самостоятельными налогоплательщиками не являются и исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ;

б) объект налогообложения:

объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ и с учетом положений ст. 38 НК РФ;

в) налоговая база:

налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов РФ.

Остальные налогоплательщики — физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам;

г) налоговый период:

налоговый период — календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи;

д) налоговая ставка:

налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

е) порядок исчисления налога.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента;

ж) порядок и сроки уплаты налога.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога в наличной или безналичной форме либо в ином порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах, в установленные применительно к каждому налогу сроки.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налоговые льготы — это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

По общему правилу не допускается установление льгот, имеющих индивидуальный характер.

Основаниями налоговых льгот служат различные обстоятельства, с которыми Налоговый кодекс РФ и другие нормативные правовые акты по налогам связывают их предоставление. Налоговые льготы могут быть предоставлены при установлении не только федеральных налогов, но и региональных, местных налогов, что следует из ст. 12 НК РФ.

Также следует помнить, что налоги не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (ст. 3 НК РФ).

Нормативно-правовой акт, устанавливающий сборы, определяет плательщиков сборов и конкретные элементы обложения, то есть ставку сборов, порядок исчисления сборов, порядок и сроки их уплаты и прочее применительно к конкретным сборам.

Шишкин Роман

Ожидавшееся с большим нетерпением Письмо ФНС России (от 10 марта 2021 г. № БВ-4-7/3060@) опубликовано.

В плане определения критериев «налоговой реконструкции» в налоговой сфере какой-либо революции не произошло. Тенденции судебной арбитражной практики 2020 г. вполне ясно давали понять, по какому пути будет развиваться налоговый контроль в перспективе ближайших лет. Вопросы вызывали только конкретные формулировки будущего письма. В некоторых источниках появлялась информация, что планируется жесткая формулировка о возможности применения налоговой реконструкции только при фактическом признании налогового правонарушения. Но в таком случае возникал бы диссонанс между желанием снизить недоимку на досудебной стадии и построением позиции об отсутствии умысла налогоплательщика в рамках уголовного дела.

В итоговой редакции письма ФНС предложена более «мягкая» формулировка о возложении на налогоплательщика ответственности за представление доказательств наличия реального производителя товара или исполнителя по работам и услугам. Именно компания должна предъявить сведения и документы, позволяющие установить указанное лицо и параметры спорной операции. Никто не может гарантировать отсутствие упомянутого подхода и в данной ситуации, но тем не менее формулировка носит более «обтекаемый» характер.

Впечатляющие показатели статистики разрешенных арбитражными судами в пользу налоговых органов споров за последние годы (на уровне 80%) объяснялись совпадением двух факторов – реальным повышением уровня подготовки и аргументации инспекторами попадающих в суд дел и «лобовым» подходом судебных инстанций о буквальном толковании положений ст. 54.1 НК РФ. Фактически представленные в материалы дела доказательства реальности сделок не имели значения – рассмотрение спора сводилось к «налоговому досье» контрагента (был он однодневкой или нет).

Очевидно, что письмо ФНС является не просто анализом правоприменительной практики, а своеобразной «методичкой» для территориальных налоговых органов по проведению проверок. На первый взгляд, все рекомендации можно свести к двум ключевым положениям – исследовать реальность сделки и умысел налогоплательщика. Однако все не так просто, и вот почему.

Рассмотрим положения документа более детально.

I. Общие требования. Соотношение положений ст. 54.1 НК с иными предписаниями налогового законодательства

Во-первых, ст. 54.1 Кодекса направлена на противодействие незаконному искажению налоговой базы и причинению ущерба бюджету, которые не должны рассматриваться исключительно в разрезе недобросовестности контрагента.

Примерами такого искажения могут быть:

  • неуплата налога на имущество по уже эксплуатируемому объекту;
  • завуалированные характеристики товара для неуплаты акциза;
  • разделение единого бизнеса для формального соответствия спецрежимам.

Этот список можно дополнять и дополнять (например, приобретение сырья под 20% НДС, реализация готовой продукции под 10%, единовременное списание стоимости приобретенной продукции в затраты вместо амортизации и т.д.).

Заслуживающим внимание фактом является отдельное упоминание спецрежима ЕНВД, несмотря на его отмену с 1 января 2021 г. Данное обстоятельство, безусловно, свидетельствует об особом внимании ФНС к названной категории налогоплательщиков и намерении в 2021–2022 гг. провести налоговые проверки таких компаний. При этом нарушение может выражаться в применении ЕНВД как одним субъектом, так и группой компаний, и оценке налоговым органом незаконного дробления бизнеса.

Во-вторых, отсутствие реальной сделки и деловой цели влечет безусловный отказ в признании расходами при исчислении налога на прибыль и в вычетах по НДС. Здесь сразу стоит отметить, что перспективы судебного сопровождения для данной категории споров представляются весьма сомнительными.

Вместе с тем реально совершенные операции оцениваются на предмет соответствия остальным критериям. Искажение сведений о фактах хозяйственной жизни предполагает доначисление сумм налогов таким образом, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений.

II. Исполнение обязательства надлежащим лицом

III. Установление и оценка умышленных действий налогоплательщиков

Как указывалось, при реальном исполнении договора должен быть учтен реальный размер налоговой обязанности – т.е. признан правомерным объем затрат на реального поставщика (исполнителя, подрядчика), пусть даже являющегося N-ным звеном в цепочке сделок.

При этом возможность признания части затрат реальными может предусматривать несколько вариантов развития событий в зависимости от обстоятельств вины налогоплательщика, когда сам факт исполнения сделки не ставится под сомнение, но она исполнена не заявленным по договору лицом.

В рамках квалификации действий как умышленных подлежат оценке такие обстоятельства, как:

  • наличие доказательств прямого общения налогоплательщика с реальной стороной сделки (проведение переговоров, переписка сотрудников, наличие прямых взаимоотношений ранее и т.д.);
  • формальность юридического лица (формально зарегистрированная «оболочка» без цели ведения реальной деятельности, отсутствие ресурсов для исполнения конкретной сделки (в том числе временных, трудовых, информационных), «дефект второго и последующих звеньев», банковская выписка (платежи с назначением оплат из разных отраслей);
  • сделка, не являющаяся типовой для данного предпринимателя;
  • явные несоответствия в первичных документах (отгрузка ранее заключения или наступления срока договора, перевозка груза на дальнее расстояние за один день и т.д.);
  • применение так называемого «бумажного НДС», когда денежные потоки по банковской выписке не соответствуют поставщикам из книги покупок;
  • фиктивные финансовые потоки, факты обналичивания денежных средств (их возврат в бизнес путем «закольцовки» операций либо получение личной выгоды бенефициаром бизнеса);
  • доказательства подконтрольности «технических компаний» (совпадение IP-адресов, печати и шаблоны документов от имени контрагентов при выемке, доверенности от имени контрагента на сотрудника налогоплательщика и т.д.).

Особое значение с позиции доказательственной базы будут иметь свидетельские показания, осмотры и инвентаризация офисных и складских помещений, проведение экспертиз. В качестве допрашиваемых на практике вызываются не только руководители компании (генеральный и финансовый директора, главный бухгалтер и начальники ключевых подразделений), но и обычные работники. Например, кладовщик может пояснить информацию о числе работников (как сторонних, так и штатных), менеджер по закупкам – систему отбора поставщиков, секретарь – порядок получения почтовой и электронной корреспонденции и т.д. Безусловно, «любимыми» свидетелями остаются уволенные сотрудники, которые не только могут быть обижены на бывшего работодателя, но и зачастую сообщают экс-руководству о проведении допроса уже после того, как он состоялся.

В письме ФНС затронута еще одна интересная тема – выявление фактического выполнения работ собственными силами. В данном случае будет правомерным учет операций по приобретению материальных и иных ресурсов, не связанных с оплатой труда (например, оплата транспорта для вывоза мусора со стройплощадки).

IV. Оценка обстоятельств, характеризующих выбор контрагента, в силу которых налогоплательщик должен был знать о формальном документообороте с участием «технических» компаний

Важное значение имеют мотивы выбора конкретного поставщика, а также предложенные компанией преференции и условия в сравнении с условиями сделки с контрагентами, к которым налоговым органом претензии не предъявляются (опыт и деловая репутация, наличие необходимых допусков и разрешений, ценообразование и порядок расчетов, рекомендательные письма, информативный сайт, упоминание в СМИ, заказ пропусков для ведения переговоров и т.д.).

В рамках проявления должной осмотрительности на второй план уходят учредительные документы (общедоступные сервисы позволяют легко установить факт регистрации компании и отсутствия процедур ликвидации и банкротства) – оцениваться будут именно документы, свидетельствующие о возможном выполнении договорных условий, например:

  • наличие транспорта на балансе либо договоров с подрядчиками, наличие штатных водителей и т.д.;
  • квалифицированный персонал (строители, маркетологи и т.д.);
  • наличие ресурсов (лаборатории для проведения исследований, склад для хранения продукции, соответствующий объему сделки);
  • фактическое наличие в штате лиц, заявленных строительными компаниями в СРО;
  • участие в госконтрактах и тендерах и т.д.

При этом уровень требований к выбору контрагента для случаев ординарного пополнения материально-производственных запасов по разовым сделкам на несущественную сумму и в ситуациях, когда налогоплательщик приобретает дорогостоящий актив, совершает сделки на значительную сумму либо привлекает подрядчика для выполнения существенного объема работ, либо сделка несет несоразмерные риски ввиду возможного причинения убытков при ее неисполнении или ненадлежащем исполнении, не может быть одинаковым.

В заключение отмечу, что содержащиеся в письме ФНС подходы и рекомендации по проведению налогового контроля позволят инспекторам определить формат и один из следующих путей расчета итоговой недоимки по результатам проверки:

  • при отсутствии реальности сделки расходы по налогу на прибыль и вычеты по НДС не принимаются в полном объеме;
  • при установлении лица, осуществившего исполнение, в результате исключения «технических» компаний расходы по налогу на прибыль и вычеты по НДС принимаются в части доказанного объема реальной сделки;
  • при невозможности установить реального исполнителя, но при доказанности реальности сделки вычеты по НДС не применяются, а расходы по налогу на прибыль могут быть признаны обоснованными в рамках рыночных цен (например, подтверждены результатами экспертизы).

На практике ожидается, что все результаты текущих проверок будут рассматриваться не один месяц. С одной стороны, налоговым органам необходимо проанализировать уже проведенные мероприятия и оценить целесообразность дополнительных действий. С другой – налогоплательщик по-новому посмотрит на возложение на него обязанности по поиску реального исполнителя (поставщика, импортера) с перспективой снятия части доначислений на досудебной стадии.

Безусловным плюсом для компаний стало положение о необходимости оценки размера штрафа – т.е. прекращение практики автоматических штрафных санкций в размере 40% (квалифицированный штраф за умысел) при применении ст. 54.1 НК

1. Основным налогом в России в XIX в. являлся/являлась:
• подушная подать

2. На суда, приписанные к российским портам, действие налоговых законов РФ:
• всегда распространяется

3. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из:
• Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законов о налогах и сборах

4. Налог на игорный бизнес в РФ относится к налогам и сборам:
• региональным

5. Земельный налог в РФ относится к налогам и сборам:
• местным

6. Подоходный налог с физических лиц по уровню бюджета относится к налогам:
• регулирующим

7. Во время правления Ивана III основным прямым налогом на Руси был налог:
• подушный

8. Действие налоговых законов РФ на суда, находящиеся в российских территориальных водах, .
• распространяется

9. Система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогообложения и направленных на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом, называется:
• налоговой политикой государства

10. Таможенная пошлина в РФ относится к налогам и сборам:
• федеральным

11. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются.
• в пользу налогоплательщика

12. Антиналогообложение — это:
• явление, возникающее вследствие несоответствия налоговых систем различных стран, когда ни одно из государств не признает какого-либо налогоплательщика или объект в качестве «своих»

13. «Налоговое Действие», для совершения которого установлен срок, может быть выполнено.
• до двадцати четырех часов последнего дня срока

14. Ставки налога бывают:
• твердые, процентные

15. Существующая российская налоговая система создавалась:
• на базе опыта зарубежных стран

16. Акты законодательства о налогах и сборах в соответствии с налоговым законодательством РФ, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах:
• обратной силы не имеют

17. Экологический налог в РФ относится к налогам и сборам:
• федеральным

18. Органы местного самоуправления . устанавливать местные налоги и сборы, не закрепленные в НК РФ.
• не вправе

19. Налоги, взимаемые в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, называются:
• прямыми

20. При налоговой скидке налог, уплаченный в иностранном государстве, рассматривается как:
• расходы, вычитаемые из сумм доходов, подлежащих налогообложению

21. Российское законодательство уплату налога имуществом .
• не предусматривает

22. Налоговый гнет в России составляет:
• 32%

23. Налоговая система Франции характеризуется:
• преобладающим значением косвенного налогообложения и относительно небольшой долей подоходного налога

24. Относятся ли приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами Министерства РФ по налогам и сборам, Министерство финансов РФ, Государственного таможенного комитета РФ обязательные для их подразделений к законодательству о налогах и сборах?
• нет

25. Налоги, взимаемые через цену товара, называются:
• косвенными

26. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее:
• 1 января года, следующего за годом их принятия

27. Объект налогового правоотношения — это:
• сам налог как обязательный взнос в бюджет

28. Ставки акцизов и таможенных пошлин в РФ устанавливает:
• Правительство РФ

29. Общеобязательное правило поведения в сфере налоговых правоотношений, установленное в определенном порядке и санкционированное компетентным государственным органом, соблюдение которого обеспечивается в необходимых случаях силой принуждения государства, называется:
• налогово-правовой нормой

30. Автором «Исследования о природе и причинах богатства народов» является:
• Адам Смит

31. Самой крупной статьей доходов в США является:
• подоходный налог с населения

32. Не являются участником налоговых правоотношений:
• отделы по борьбе с экологическими преступлениями МВД РФ

33. Налог на имущество организаций в РФ относится к налогам и сборам:
• региональным

34. Соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли в России равно:
• 2:1

35. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении.
• одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу

36. Предмет налогообложения — это:
• имущество (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная символика), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств

37. Налоговое право — это:
• подотрасль финансового права

38. Резким отличием российской налоговой системы от зарубежных налоговых систем является/являются:
• низкая доля подоходного налога с физических лиц и высокая доля налога на прибыль предприятий

39. Какие акты не имеют обратной юридической силы?
• устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов

40. Налог на рекламу в РФ относится к налогам и сборам:
• местным

41. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:
• федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации и местные налоги и сборы

42. Охраняемая государством мера возможного поведения субъектов налогового права называется:
• субъективным налоговым правом

43. Принципы налогообложения впервые сформулировал:
• Адам Смит

44. Ставка налога — это:
• размер налога, приходящийся на единицу налогообложения

45. Налог с продаж и НДС присутствует одновременно в налоговых системах:
• Японии

46. Налог на наследование или дарение в РФ относится к налогам и сборам:
• местным

47. Уравнительный налог существует в налоговой системе:
• Японии

48. К специальным налоговым режимам относятся:
• упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции

49. Законодательство о налогах и сборах регулирует.
• властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

50. Объект налогообложения — это:
• юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог

51. Налоговой системе России присущи:
• нестабильность и неурегулированность

52. Налог на имущество физических лиц в РФ относится к налогам и сборам:
• местным

53. Налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей ее территории, называются:
• федеральными

54. Налог на пользование недрами в РФ относится к налогам и сборам:
• федеральным

55. Плательщики налогов — это:
• юридические лица, другие категории плательщиков, физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги

56. В качестве источника публикации о действующих региональных налогах и сборах и об их основных положениях определены:
• «Налоговый курьер»

57. К источникам налогового права не относится:
• Налоговое законодательство зарубежных стран

58. Субъект налоговых правоотношений — это:
• реальный участник налоговых правоотношений

59. Налог на недвижимость в РФ относится к налогам и сборам:
• региональным

60. Налоговые законы приоритет над неналоговыми законами .
• имеют

61. Налоги, вводимые государством для формирования бюджета в целом, называются:
• абстрактными

62. К способам, исключающим двойное международное налогообложение, относится:
• налоговый гнет

63. Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в.
• вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд

64. Подоходный налог с физических лиц в США:
• является одной из самых крупных статей доходов

65. Налог – это:
• обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований

66. Основной чертой налоговой системы России в XVIII в. было:
• большое значение косвенных налогов по сравнению с налогами прямыми

67. Какой из российских налогов, введенный Петром I, действует в модифицированной форме в настоящее время:
• подушный

68. Пошлина — это:
• плата, взимаемая с организаций и граждан за совершение государственными органами определенных действий в интересах этих организаций и граждан

69. Установление налога — это:
• первичное нормотворческое действие, принятие нормативного акта, посредством которого конкретный налоговый платеж определяется как таковой и находит свое место в действующей налоговой системе государства

70. Налоговая льгота, как правило, — это:
• предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные действующим законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими плательщиками

71. К косвенным налогам относятся:
• акцизы, таможенные пошлины, налог с оборота

72. Могут ли устанавливаться региональные или местные налоги и(или) сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ?
• нет

73. Система финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов путем императивного метода воздействия на соответствующие субъекты с элементами диспозитивности, называется:
• налоговым правом

74. Доля косвенных налогов в России за последние 5 лет в 1997 году составляла:
• 70-75%

75. К прямым налогам относятся:
• подоходный налог, уплачиваемый физическими лицами, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения

76. Действие налоговых законов РФ . на посольства и консульства РФ в других странах.
• распространяется всегда

77. Могут ли субъекты РФ устанавливать налоги и сборы (ставку и виды)?
• да

78. Содержанием налоговых правоотношений является/являются:
• права и обязанности их участников

79. Налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ и вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ, называются:
• региональными

80. Для российской налоговой системы свойственно соотношение компетенции центральных и местных органов власти по варианту:
• разные налоги и разные ставки

81. Налоговая база — это:
• стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения

82. Налог на добавленную стоимость в РФ относится к налогам и сборам:
• федеральным

83. Налоги, вводимые для финансирования конкретного направления затрат государства, называются:
• целевыми

84. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения.
• филиалов и иных обособленных подразделений

85. Принципиальное отличие налоговой системы Германии от французской налоговой системы состоит в:
• наличии налога с продаж вместо НДС

86. Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика:
• внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные законом сроки

87. По налоговому законодательству РФ юридические лица считаются резидентами, если они:
• созданы на территории России по российскому законодательству

88. При установлении налогов должны быть определены.
• все элементы налогообложения

89. Смешанные налоги — это:
• категория налогов, плательщиками которой являются как физические лица, так и предприятия, организации

90. Установите последовательность нормотворческих действий:
• 1) установление налога
• 2) введение налога
• 3) внесение изменений и дополнений
• 4) отмена налога

91. Масштаб налога — это:
• определенная законом физическая характеристика или параметр изменения ставок налогообложения

92. Обязанность платить налоги — .
• конституционная обязанность

93. Наибольший доход в бюджеты городов Древнего Рима приносил:
• поземельный налог

94. Предоставление льгот по налогообложению путем освобождения налогоплательщиков от уплаты налога на имущество физических лиц относиться к типу:
• освобождение отдельных категорий населения

95. Налог на прибыль с предприятий и организаций по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, относится к налогам:
• разноуровневым

96. После событий 1917 года основным доходом Советского государства выступили:
• эмиссия денег, контрибуции и продразверстка

97. Количество уровней в налоговой системе государства зависит от:
• государственного устройства

98. Международное двойное налогообложение — это:
• одновременное обложение в двух или более странах одного налогоплательщика в отношении одного и того же объекта одним и тем же или аналогичным налогом

99. Могут ли полномочные министерства и ведомства принимать нормативные акты направленные на регулирование налоговых правоотношений?
• да, но такие акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах

100. Уплата налогов носит характер:
• не только добровольный, но и принудительный

Если вашего поставщика признали «технической» компанией, то к вам могут возникнуть налоговые претензии. Таких дел в судебной практике по налоговым спорам подавляющее большинство. В Письме от 10.03.2021 №БВ-4-7/3060@ России «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Письмо) ФНС систематизировала сложившиеся на уровне высших судов правовые подходы к этой проблематике. Давайте разберемся, в каких случаях возникающие доначисления обоснованы, а в каких — у налогоплательщика имеются основания отбиться от налоговых претензий.

ФНС систематизировала практику по ст. 54.1 НК РФ

Из содержания статьи 54.1 НК РФ следует, что правомерно снизить налоговую обязанность можно только, если:

Условие № 1: в бухгалтерской и налоговой отчетности налогоплательщиком не искажены сведения о фактах хозяйственной жизни, их совокупности, об объектах налогообложения;

Условие № 2: договор с налогоплательщиком исполнил тот же субъект, что и указан в договоре, либо иной субъект, к которому обязанность исполнения обязательства переведена (возложена) в силу договора и закона;

Условие № 3: сделка (операция) не имеет в качестве основной цели снижение налогового бремени налогоплательщика (неуплату/возврат/зачет налога и т.д.).

Когда вступила в силу ст. 54.1 НК РФ, ФНС России подчеркивала невозможность использования налоговой реконструкции и положений Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53: концепции должной осмотрительности при выборе контрагента и др. (например, см. письмо ФНС России от 31.10.2017 №ЕД-4-9/22123@).

Письмо ФНС не только систематизирует имеющиеся позиции высших судов по ст.54.1 НК РФ, но и несколько меняет подходы ФНС к соответствующим вопросам.

Теперь налоговая реконструкция по налогу на прибыль и НДС при определенных условиях будет налоговыми органами осуществляться, закреплен взгляд на должную осмотрительность как «коммерческую», учтены правовые позиции высших судов (постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53, определение СКЭС Верховного Суда РФ от 29.11.2016 № 305-КГ16-10399 по делу «Центррегионуголь», от 14.05.2020 № 307-ЭС19-27597 по делу «Звездочки», от 28.05.2020 № 305-ЭС19-16064 по делу «Красцветмет», от 25.01.2021 N 309-ЭС20-17277 по делу «Уралбройлер»).

ФНС России закрепила последовательное проведение налоговыми органами тестов по операциям налогоплательщика. Указанный алгоритм будет реализовываться для выявления взаимодействия с «техническими» компаниями:

  1. Тест на реальность операций;
  2. Тест на ущерб бюджету;
  3. Тест на исполнение обязательства по сделке надлежащим лицом;
  4. Тест на умышленность действий налогоплательщика;
  5. Тест на проявление должной коммерческой осмотрительности.

Рассмотрим тесты подробнее.

Тест на реальность операций

Самое главное, чтобы операция была реальной (она фактически имела место в действительности и налогоплательщик получил исполнение по сделке (п. 2 Письма)). Именно поэтому этот тест будет первым.

В понятие «реальности» не входит исполнение обязательства надлежащим лицом (подп. 2 пункта 2 статьи 54.1 НК РФ) — этот признак имеет отдельное значение в обосновании операции налогоплательщика. Аналогичный подход содержится и в судебной практике (определения от 29.11.2016 № 305-КГ16-10399, от 14.05.2020 № 307-ЭС19-27597 и др.).

Если тест не пройден, то налогоплательщик не вправе использовать налоговые вычеты по НДС и расходы в целях налогообложения, т.к. нарушено условие № 1 (см. выше). При этом результаты дальнейшего прохождения оставшихся тестов значения не имеют.

Если тест пройден, то операция оценивается по следующим тестам.

Тест на ущерб бюджету

Письмо не содержит конкретного указания: ст. 54.1. НК РФ применяется только, если причинен ущерб бюджету. Но это вытекает из «антизлоупотребительного» характера статьи. Из содержания Письма можно прийти к выводу: причинение ущерба бюджету из-за неуплаты налога — непременное условие для квалификации операций налогоплательщика в целом по ст. 54.1 НК РФ и по рассматриваемой проблематике «технических» компаний.

Встречаются ситуации, когда контрагенты, которые изначально были реальными субъектами предпринимательской деятельности и уплачивали налоги по операциям с налогоплательщиком, на момент проведения проверки у налогоплательщика ликвидированы, либо имеют признаки «технических» компаний. В такой ситуации на практике нередко в акте налоговой проверки налоговый орган «преподносит» подобных контрагентов как «технических» и вообще не исследует вопрос, а платились ли такими контрагентами налоги, как следствие, имеется ли ущерб бюджету. По нашему мнению, тест на ущерб бюджету в любом случае должен применяться налоговым органом.

При вменении налогоплательщику получения необоснованной налоговой выгоды необходимо устанавливать факт неуплаты налога (причинения ущерба бюджету), к такому выводу пришел суд (см. Определение Верховного Суда РФ от 15.06.2017 № 305-КГ16-19927 по делу «Спорткар-Центр»). Хотя фабула этого дела не была связана с тематикой «проблемных» контрагентов.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Одним из оснований отмены доначислений по НДС суд выделил отсутствие доказательств того, что «технический» (по мнению налоговой) контрагент не отражал операции с Обществом в налоговом учете, а выявленные при проверке данные не дают возможности подтвердить вывод о неуплате спорным контрагентом НДС в бюджет и о том, что не было экономического источника вычета налога (Постановление АС Северо-Западного округа от 16.06.2020 по делу №А56-53631/2019).

При этом, достоверность налоговой отчетности контрагента не должна подвергаться сомнению только на том основании, что уплата НДС в бюджет незначительна либо вычеты, напротив, слишком велики. Налоговый орган должен обязательно установить именно неполную уплату налогов (определение Верховного Суда РФ от 14.05.2020 № 307-ЭС19-27597 по делу «Звездочка»).

Если тест на ущерб положительный (ущерб доказан), налоговому органу все равно следует применить нижеприведенные тесты.

Тест на исполнение обязательства по сделке надлежащим лицом

При применении данного теста происходит проверка соблюдения вышеуказанного условия № 2 (подп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

Это условие нацелено на препятствование обороту формальных документов от тех организаций, которые не платят налоги, фактически не функционируют, а договор выполняет другой ненадлежащий субъект.

Проверяющим для этого теста следует оценить спорного контрагента налогоплательщика по определенным критериям. Вот эти критерии (п. 4-6 Письма):

  • где находился контрагент при совершении сделки неизвестно;
  • у контрагента нет требующихся для заявленной деятельности ресурсов (работников, оборудования, площадей, транспорта, лицензий и т.п.);
  • фактическая невозможность выполнения контрагентом договорных обязательств с учетом объема материальных и трудовых ресурсов и т.п.;
  • нет законных оснований передать исполнение договора иному субъекту предпринимательской деятельности;
  • расходы по расчетному счету, необыкновенные для деятельности, в процессе которой осуществляются спорные операции с налогоплательщиком;
  • нет других признаков, доказывающих, что контрагент ведет фактическую деятельность (нет работников с нужной квалификацией; руководители или участники контрагента, заявленные в ЕГРЮЛ, сообщили о своей непричастности к его деятельности, нет сайта и т.п.).

Однако не допустим формальный взгляд на возможности спорного контрагента по выполнению договора. Налоговые органы должны оценивать действия непосредственно налогоплательщика и доказать их неправомерность. Только установления «технического» статуса контрагента недостаточно, необходимы доказательства того, что налогоплательщик был нацелен на неправомерное снижение налогов, знал/должен был знать, что контрагентом выступает «техническая» компания, знал об исполнении договора другим лицом (например, согласовывал условия сделки с этим лицом и др.).

Именно поэтому, если тест показал ненадлежащее лицо («техническая» компания), все равно нужно проводить следующий тест.

Тест на умышленность действий налогоплательщика

По логике Письма, если проверяющими выявлено, что договорные обязательства выполнило ненадлежащее лицо, имеющее признаки «технической» компании, следует оценить сопричастность налогоплательщика к уклонению от налогообложения, был ли у него умысел на такое уклонение.

Умышленность действий налогоплательщика может быть даже в случаях, когда он несопричастен к фактам уклонения, но налоговая инспекция выявила и доказала, что налогоплательщик знал (не мог не знать), что другая сторона договора обладает признаками «технической» компании.

Факты, которые в совокупности могут говорить об умышленном применении «притворного» документооборота с «технической» компанией (п. 7,8 Письма):

  • действия сторон договора, в том числе должностных лиц налогоплательщика, в процессе заключения договора и получения исполненного по сделке не соответствуют стандартам разумного поведения участника оборота в аналогичных ситуациях;
  • документооборот нетипичный, документы заполнены не в полном объеме, есть ошибки в документах, указывающие на их формальный характер составления;
  • сторонами договора не совершаются действия, направленные на защиту прав, в случаи их нарушения;
  • проверяемый налогоплательщик, его аффилированные и подконтрольные лица обналичивают деньги;
  • использование таких денежных средств на потребности налогоплательщика, учредителей налогоплательщика, его руководства, иных связанных с ними лиц (взаимозависимых, подконтрольных, контролирующих лиц, родственников и т.п.);
  • используются одни IP-адреса;
  • в офисе налогоплательщика найдены печати и документы «технического» контрагента;
  • лицо, фактически исполнившее сделку, напрямую (минуя «техническую» компанию) договаривается о сделке с налогоплательщиком, при этом документы подписываются от имени «технической» компании;
  • представители «технической» компании не присутствуют при предоставлении и принятии исполнения по договору.

Отметим, что Письмо делает акцент на необходимость налоговым органам выявлять умышленные правонарушения налогоплательщика.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Налоговая доказала подконтрольность проверяемому налогоплательщику «технических» контрагентов посредством проведенной выемки в помещении налогоплательщика. Были обнаружены первичные документы, налоговая и бухгалтерская отчетность, электронные ключи «Клиент-Банк», печати, бумажные и электронные записи прямых контрагентов налогоплательщика, а также файл с аналитической таблицей, указывающей на осуществление предпринимательской деятельности от имени ряда контрагентов налогоплательщика (Постановление АС Московского округа от 15.07.2020 №Ф05-11005/2020 по делу №А40-110059/2019).

Если тест на умысел положительный, но налогоплательщик предоставил сведения и подтверждающие их документы о лице, осуществившем фактическое исполнение и о действительных параметрах спорной операции, то расходы и вычеты будут определены исходя из параметров реального исполнения, отраженных в финансово-хозяйственных документах фактического исполнителя (подробнее см. в разделе статьи «Налоговая реконструкция возможна»). Если указанные документы и сведения не предоставлены, то учет расходов и применение налоговых вычетов неправомерны.

Если тест на умысел отрицательный, т.е. со стороны налогоплательщика могла иметь место неосторожность, что подлежит доказыванию налоговым органом, то необходимо проводить следующий тест.

Тест на проявление должной коммерческой осмотрительности

Рассматриваемый тест устанавливает: должен ли был налогоплательщик при выборе контрагента понимать, что это «техническая» организация?

Тест базируется на концепции должной осмотрительности. Она вошла в правоприменительную практику в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 и в дальнейшем дополнена правовыми позициями ВАС РФ (например, Постановление Президиума ВАС РФ от 25.05.2010 № 15658/09 по делу «Коксохиммонтаж-Тагил») и СКЭС Верховного Суда РФ (прежде всего Определение от 14.05.2020 № 307-ЭС19-27597 по делу «Звездочки»).

ФНС РФ учла выводы определения СКЭС Верховного Суда РФ от 14.05.2020 № 307-ЭС19-27597 в части должной осмотрительности.

Должная осмотрительность при выборе контрагента — это коммерческая осмотрительность: стандарт обоснованного выбора контрагента, применяемый в гражданских (хозяйственных) правоотношениях. Стандарт требует оценивать деловую репутацию, наличие ресурсов для выполнения договора, платежеспособность контрагента. Цель процедуры: предотвратить возможные убытки от контрагента, если он не исполнит договор либо исполнит его ненадлежащим образом.

Также налоговая инспекция должна учитывать нижеследующее.

Для использования подп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК РФ важны не только доказательства того, что контрагент является «техническим» и не мог исполнить взятые на себя обязательства, но и доказательства того, что налогоплательщику должны были ясны данные обстоятельства, в частности, с учетом:

  • характера и объемов своей деятельности (крупность сделки и регулярность совершения аналогичных сделок);
  • специфики приобретаемых товаров, работ и услуг (наличие специальных требований к исполнителю, в том числе лицензий и допусков к выполнению определенных операций);
  • особенностей коммерческих условий сделки (наличие существенного отклонения цены от рыночного уровня, наличие у поставщика (подрядчика, исполнителя) предшествующего опыта исполнения аналогичных сделок) и др.

При оценке возражений налогоплательщика и доводов по рассматриваемым вопросам нужно учитывать «масштаб сделки».

Неравноценны требования к выбору контрагента для обычного пополнения производственных запасов по разовым сделкам на незначительную сумму и для приобретения дорогостоящего актива/привлечения подрядчика на крупный объем работ и т.д. Высокими требования к должной осмотрительности будут и в случаях, когда сделка несет неадекватный риск из-за возможности причинения убытков, если она будет не исполнена частично либо в полном объеме.

Примером стандарта коммерческой осмотрительности в Письме приводится Стандарт поведения руководителя организации, при нарушении которого такое лицо может отвечать за причиненные убытки перед организацией или ее участниками (такой стандарт был изложен в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62 «О возмещении убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица»).

ФНС России приводит обстоятельства заключения и исполнения договора, которые могут указывать на то, что налогоплательщик мог знать о заключении сделки с «техническим» контрагентом (п.15 Письма):

  • налогоплательщик не знает о местонахождении стороны договора, его производственных, торговых и иных помещений;
  • у налогоплательщика нет копий документов по производственным мощностям контрагента, его трудовым ресурсам, лицензиям, разрешениям, членстве в СРО и т.п.;
  • налогоплательщик затрудняется пояснить причины, условия и обстоятельства выбора поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • работники и должностные лица налогоплательщика не дают пояснений, с кем взаимодействовали от лица контрагента, когда сделка заключалась и исполнялась;
  • налогоплательщик не провел оценку данных о контрагенте, в том числе через сервисы на официальном сайте ФНС России (количество работников, задолженность по налогам и др.);
  • налогоплательщик не может пояснить: как «вышел» на поставщика/подрядчика/исполнителя (например, реклама в СМИ, сайт, рекомендации партнеров или других лиц);
  • в договоре установлены нестандартные условия (чрезмерно большие отсрочки платежей, поставка крупных партий товара без обеспечения и т.д.);
  • в сделке есть манипулирование ценами приобретения товаров (работ, услуг) как в сторону существенного занижения от рыночного уровня, так и в сторону существенного завышения;
  • у налогоплательщика отсутствует документация, типичная для исполнения аналогичных сделок (например, при договоре строительного подряда нет акта о передаче подрядчику строительной площадки);
  • противоречивость данных в документации по исполнению сделки, не заполнены обязательные реквизиты (в частности, по датам документов, не прослеживается логика бизнес-процесса и др.);
  • отсутствие оплаты, оплата «неликвидными» векселями, оплата через перевод долга заведомо неплатежеспособного лица;
  • неисполнение обязательств контрагентом не влечет расторжение договора налогоплательщиком, задолженность им не взыскивается.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Заключая договор со спорным контрагентом налогоплательщик руководствовался информацией о возможности и способе поставки угля, которые ему сообщил работник контрагента. Допрос последнего подтвердил, что он участвовал в согласовании и подписании договора поставки вместе с директором третьего лица-перевозчика, нанятого спорным контрагентом, для транспортировки угля. В данной ситуации у налогоплательщика не было оснований усомниться, что спорный контрагент не исполнит договор (Определение Верховного Суда РФ от 29.11.2016 № 305-КГ16-10399 по делу №А40-71125/2015 по делу «Центррегионуголь»).

Налогоплательщикам, которые не проявили коммерческой осмотрительности рекомендуется включать в договоры налоговую оговорку (п. 18 Письма). Налогоплательщик, не реализовавший право на расходы и вычеты может требовать возмещения убытков с виновных лиц:

  • с субъекта, подписавший договор, и который ввел налогоплательщика в заблуждение по обстоятельствам своей деятельности, в т.ч. по необходимым ресурсам;
  • с лиц, контролировавших данного субъекта и использовавших его для реализации противоправной цели — уклонения от уплаты налогов.

При этом ФНС России делает отсылку к делу «Торговый дом «Риф» (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.09.2017 г. № 308-ЭС17-13430 по делу №А53-22858/2016).

Указанные налоговые оговорки базируются на ст. 431.2 ГК РФ «Заверения об обстоятельствах».

Читайте также: