Органы регулирования бухгалтерского и налогового учета

Опубликовано: 13.05.2024

Система нормативного регулирования бухучета представляет собой принятые государственными структурами правила его ведения. Нормы утверждаются соответствующими законодательными актами.

Какие применяются основные нормативные акты и документы, регулирующие бухгалтерский учет в РФ?

Понятие и особенности системы регулирования

Существует 4 уровня законодательных актов, разделяемые по уровню важности и приоритетности:

  1. ФЗ «О бухучете».
  2. Положение по осуществлению бухучета.
  3. План счетов бухучета, Положение о документообороте.
  4. Инструкции и указания относительно использования положений бухучета.

Общее руководство бухучетом – ответственность Правительства РФ. Каждая компания на основании существующих норм должна самостоятельно определить учетную политику. Различные ее положения могут отличаться в зависимости от нужд компании или конкретной отрасли производства. Однако пункты, которые вводит сама организация, не должны противоречить принятым законам. На данный момент в РФ проводится реформа бухучета. Основы ведения учета приводятся в соответствие с международными стандартами. Реформа касается таких направлений, как:

  • Улучшение норм регулирования, которые позволяют эффективно выявлять нарушения и исполнять положения закона.
  • Основание адекватных стандартов.
  • Формирование методических предписаний: инструкции, комментарии и прочее.
  • Создание образовательной системы (к примеру, повышение квалификации).
  • Приведение законов в соответствии с нормами.

Одна из задач реформирования – сохранение стабильности системы нормативного регулирования.

Как формируется учетная политика организации, если ведение учета объектов по стандартам бухгалтерского учета приводит к недостоверному представлению сведений в отчетности?

Существующие уровни

Существует 4 уровня актов, которые регулируют бухучет:

  1. Указы Президента, постановления Правительства страны. Данные законы задают единые нормы, которые имеют приоритетное значение. Все правила, которые заданы иными ФЗ, не могут вступать в противоречие с ФЗ «О бухучете». К нормам первого уровня относятся также ГК РФ, ФЗ «Об УСН».
  2. Положения по бухучету, которые задают соответствующие стандарты в РФ. Задаются они Правительством РФ, федеральными структурами. На данный момент существует 22 Положения по бухучету. Основная их задача – разъяснение Закона о бухучете. Регистрирующим органом на данном уровне считается Минфин. Положения включают в себя следующую информацию: номер ПБУ, используемую терминологию, систему оценки, порядок бухучета. Также нужно указать перечень сведений, которые должны быть раскрыты в отчетности.
  3. Инструкции и указания к использованию документов, планы счетов. Они издаются не только федеральными структурами, но и профессиональными сообществами бухгалтеров. Их цель – конкретизация стандартов учета. Над созданием норм работают сотрудники Минфина.
  4. Локальная документация. Компания, как уже упоминалось, может разработать собственные нормативные акты. Они не должны вступать в противоречие с нормативными документами первых трех уровней. Порядок утверждения локальных актов устанавливается руководителем компании.

В чем смысл деления нормативных актов на различные уровни? Первый уровень – законы приоритетной важности. Нормативные документы остальных пунктов не должны противоречить этим законам.

Что регулируют федеральные стандарты?

Образцы федерального уровня устанавливают следующие положения:

  • Признаки предмета бухучета, особенности их классификации, порядок списания.
  • Методы вычисления объекта бухучета.
  • Порядок перерасчета размера предмета учета в валюте в рубли.
  • Требования к учетной политике предприятия, движению документации, применяемых электронных подписей.
  • План счетов и порядок его использования.
  • Содержание сведений, которые указываются в бухгалтерских документах.
  • Перечень приложений к балансу.
  • Условия признания достоверности отчетности.
  • Состав первой и завершающей отчетности при реорганизации ЮЛ.
  • Состав завершающей отчетности при ликвидации ЮЛ.
  • Упрощенные методы формирования бухучета.

Вся документация предприятия должна соответствовать принятым стандартам. Основная цель существования стандартов – упорядочивание организации и ведения бухучета. Они должны применяться всеми филиалами компании.

Организация с дочерними предприятиями имеет право на установление собственных стандартов. Они не должны вступать в противоречие с федеральными нормами.

Что представляют собой рекомендации по ведению бухучета?

Законодатели регулярно издают рекомендации по ведению бухучета. Они также могут формироваться профессиональными сообществами бухгалтеров. Рекомендации не являются обязательными к использованию — это добровольное решение руководителя. Однако использовать их следует, так как существуют они для решения следующих задач:

  • Правильного понимания и использования принятых стандартов.
  • Снижения трат на ведение бухучета.
  • Распределения прогрессивного ведения учета.
  • Применения новейших разработок в области бухучета.

ВАЖНО! Использование рекомендаций не должно мешать деятельности компании.

Локальные документы предприятия

Локальная документация – это нормативные акты четвертого уровня. Она включает в себя такие бумаги, как:

  • Учетная политика компании.
  • Первичная учетная документация.
  • График движения документов.
  • План счетов бухучета.
  • Форма локальной отчетности.

Все внутренние документы должны быть утверждены руководителем.

ВНИМАНИЕ! Порядок ведения учета определен ФЗ «О бухучете». В законе ясно сказано, что весь перечень локальных актов, перечисленных выше, должен быть в организации. Однако многие компании издают только приказ по учетной политике, игнорируя необходимость наличия других документов. Это нарушение закона.

Основные принципы регулирования бухучета

Рассмотрим базовые принципы, по которым осуществляется бухучет:

  • Соответствие принятых стандартов реальным нуждам бухгалтеров и пользователей документации.
  • Единство системы регулирования.
  • Упрощение методов ведения бухучета, формирование упрощенной системы составления отчетности.
  • Применение международных норм при утверждении стандартов на федеральном и отраслевом уровнях.
  • Создание условий для использования принятых стандартов.
  • Невозможность совмещения установления стандартов и осуществления надзора за их исполнением.

Система регулирования устанавливается главой 3 ФЗ «О бухучете».

Функции органов, регулирующих учет

Федеральная структура с соответствующими правами наделена следующими полномочиями:

  • Утверждением программы установления стандартов.
  • Организацией экспертизы программ формирования стандартов.
  • Установлением норм оформления программ.
  • Участием в работе над международными нормами.

  • Установление стандартов отрасли и стандартизация их использования.
  • Участие в подготовке проектов стандартов федерального уровня.
  • Участие в работе над международными стандартами.
  • Выполнение других функций, которые не противоречат федеральным законам.

Также система бухучета формируется и силами негосударственных структур. К примеру, это профессиональные сообщества. Они имеют право принимать участие в разработке проектов, установлении стандартов наряду с государственными органами. То есть система регулирования формируется совместно.

Бухгалтерский учет — сфера, работа в которой регламентирована законодательством. Поэтому, отвечая на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, нужно помнить, что система нормативного регулирования бухгалтерского учета — сложная, многокомпонентная система с несколькими уровнями иерархии. Ее развитию государство уделяет значительное внимание. Это связано с необходимостью формировать объективную информацию о состоянии бизнеса, составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Постоянно меняющиеся запросы бизнеса на местном, международном уровнях, требуют современной адаптации положений учета. Активное участие российских организаций во внешнеэкономической деятельности, взаимопроникновение российских и иностранных инвестиций диктует бизнесу применение общих подходов к составлению бухгалтерской отчетности, а именно стандартов МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности, IFRS англ. International Financial Reporting Standards). В 1998 году в России была принята к исполнению программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО.

Для чего необходима система нормативной документации бухгалтерского учета

Главная цель системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, независимо от того, какими нормативными документами регламентируется процесс в конкретный момент, – это установление единых требований к к учету, отчетности, а также создание правового механизма для всех субъектов экономической деятельности. Информация, составляющая бухгалтерскую (финансовую) отчетность, должна быть полезной, открытой и доступной всем пользователям этой отчетности: собственникам бизнеса, инвесторам, кредиторам, контролирующим органам, менеджменту экономического субъекта.

Важный фактор достижения общего понимания в оценке показателей отчетности для российских и иностранных партнеров, участников внешнеэкономической деятельности, — сближение стандартов РСБУ с правилами МСФО. Министерство финансов 25 ноября 2011 года утвердило приказ № 160н о введении МСФО в Российской Федерации.

Приказом Минфина РФ от 28.04.2017г. № 69н установлен приоритет МСФО в очередности выбора способов учета в случае, когда федеральные и отраслевые стандарты не содержат необходимых правил.

Существенный фактор для принципа рационального ведения учета — сближение бухгалтерских и налоговых правил, что значительно облегчает взаимодействие с налоговыми органами при проверках.

В российской практике Правительство РФ постоянно совершенствует систему бухгалтерского учета, чтобы она могла решать задачи.

Пути совершенствования системы бухучета:

  • оптимизации качества, достоверности сведений отчетности;
  • увеличения гибкости системы регулирования БУ — прямого взаимодействия органов власти, бухгалтерского сообщества на основе разумного сочетания и дополнения;
  • повышения эффективности контроля в отношении квалификации специалистов, которые занимаются ведением БУ и аудитом отчетности;
  • соответствия запросам пользователей отчетности, уровню развития науки и практики БУ;
  • эффективного международного взаимодействия представителей бизнеса в условиях рыночной экономики
  • применения признанных в международной практике принципов учета и отчетности.

Чтобы достичь этих и других целей, нормативные документы должны быть собраны в четкую, логически выстроенную систему. В России у нее четыре основных уровня иерархии.

Структура нормативной документации

Систему бухгалтерского учета в России определяет Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ.

Законодательство РФ в этой сфере состоит из Закона N 402-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов.

Свод федеральных законов, принятых в соответствии с ними нормативных актов в Законе N 402-ФЗ не приводится, то есть в систему законодательства входят все федеральные законы. На практике специалисты БУ в своей работе обращаются прежде всего именно к этому закону, затем, в случае необходимости, используют нормы иных федеральных законов, раскрывающих правила осуществления того или иного факта хозяйственной жизни. К ним относятся: Гражданский Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, Таможенный Кодекс РФ, Трудовой Кодекс РФ, Воздушный Кодекс РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ, Устав автомобильного транспорта и другие законы.

Правила Закона 402-ФЗ обязательны к применению для всех экономических субъектов в РФ: организаций всех видов (в т. ч. госорганов и некоммерческих организаций), индивидуальных предпринимателей, иностранных филиалов и представительств.

В основном бухгалтерском Законе (N 402-ФЗ) выделены четыре уровня документов в области регулирования бухгалтерского учета:

  • федеральные стандарты по бухгалтерскому учету;
  • отраслевые стандарты по бухгалтерскому учету;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета;
  • стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта.

Поясним, что Стандарт БУ – это документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета.

Иерархия уровней регулирования бухгалтерского учета в РФ включает:

  • федеральный уровень (законодательство и стандарты);
  • отраслевой нормативный уровень (отраслевые стандарты);
  • методологический уровень (рекомендации, письма, разъяснения, различная информация);
  • уровень экономического субъекта (внутренние положения).

Основными органами государственного регулирования бухгалтерского учета в России являются Минфин РФ, Центробанк РФ. Они утверждают федеральные и отраслевые стандарты в пределах своей компетенции.

В полномочия Центробанка РФ входит утверждение стандартов для кредитных и некредитных финансовых организаций. К некредитным финансовым организациям относятся в частности: профессиональные участники рынка ценных бумаг, различные инвестиционные фонды, различные финансовые кооперативы, микрофинансовые организации, ломбарды.

Федеральные стандарты обязательны к применению всеми экономическими субъектами в РФ и издаются в виде Приказов Минфина РФ и Положений (Указаний) Центробанка.

Отраслевые стандарты также могут утверждаться отдельными Министерствами в пределах своей отраслевой принадлежности. Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. К ним относятся различные методические рекомендации по бухгалтерскому учету Минсельхоза, Роскомторга, Минтранса, Госстроя РФ.

Отраслевые стандарты обязательны к применению всеми экономическими субъектами отрасли, если иное прямо не указано в самом стандарте и издаются в виде Приказов соответствующих Министерств.

Методологический уровень регулирования бухгалтерского учета реализуется изданием рекомендаций в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию БУ, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета. Рекомендации, в основном, разрабатываются субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета и применяются на добровольной основе.

К субъектам негосударственного регулирования в частности относятся: саморегулируемые организации аудиторов, профессиональных бухгалтеров, микрофинансовых организаций и другие.

Четвертый уровень регулирования бухгалтерского учета осуществляется непосредственно в экономическом субъекте путем самостоятельной разработки и утверждения учетной политики, положений и правил, которые закрепляются приказами или распоряжениями руководителя экономического субъекта. Эти стандарты применяются всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения, а также дочерними обществами в случаях, предусмотренных учетной политикой основного общества.

Стандарты всех уровней не должны противоречить друг другу, а лишь дополнять и конкретизировать общие правила для их адаптации в конкретной экономической работе.

Правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности определены в Законе №402-ФЗ.

Закон о бухгалтерском учете включает четыре раздела, в которых:

  • сформулированы определения, объекты и задачи бухгалтерского учета;
  • указаны ключевые законодательные акты, которыми регламентируется бухгалтерский учет;
  • перечислены требования к ведению бухгалтерского учета и документальному оформлению фактов хозяйственной жизни, оценке активов/обязательств, проведению инвентаризаций, организации внутреннего контроля;
  • определены состав, правила оформления и сдачи отчетности;
  • указаны документы, регулирующие бухгалтерский учет, порядок их соответствия и применения;
  • определены субъекты регулирования учета, даны ответы на вопросы:

- кто выполняет функции государственного регулирования, утверждая федеральные и отраслевые стандарты,

- кто участвует в негосударственном регулировании, разрабатывая эти стандарты, а также различные рекомендации, инструкции и т.д.

  • определены правила хранения/архивирования документов бухгалтерского учета.

Закон на государственном уровне определяет обязанность для каждого экономического субъекта вести бухучет, формировать отчетную документацию и обеспечивать непрерывность, полноту и достоверность представленной в отчетности информации.

Непосредственное нормативное регулирование бухгалтерского учета. Правовой статус документов.

Выделим три «практических» уровня определяющих правовое значение для участников экономической деятельности документов, регламентирующих бухгалтерский учет в РФ. Они объединяют все документы, в которых сформулированы руководства, правила, порядок организации бухгалтерского учета, изданные как органами власти, так и ответственными лицами экономических субъектов.

Первый уровень представляют документы обязательные для применения, изданные органами исполнительной власти и обладающие статусом нормативных документов в контексте правоприменительной практики. Порядок издания этих документов определен правилами, установленными на государственном уровне (регистрация, публикация).

К ним относятся:

  • закон о бухгалтерском учете (отраслевые и иные федеральные законы);
  • приказы Минфина РФ, Положения и Указания Центробанка РФ (федеральные стандарты – это ПБУ);
  • приказы Минфина РФ и других Министерств, Положения и Указания Центробанка (отраслевые стандарты).

На сегодняшний день утверждены и действуют 24 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

Внесением изменений в Закон 402-ФЗ (Закон 160-ФЗ от 18.07.2017г.) всем ПБУ, изданным после 1 октября 1998 года включительно, присвоен статус федеральных стандартов, кроме Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ № 34н). Представители Минфина считают, что многие правила этого Положения устарели и изменены, поэтому этот документ не может претендовать на статус федерального. Но правила Положения продолжают действовать, и обязательны к применению всеми экономическими субъектами в РФ.

Положения определяют правила выполнения основных учетных процессов. Они охватывают вопросы:

  • учетной политики и формирования отчетности;
  • учета по отдельным направлениям — от активов/обязательств и МПЗ до договоров строительного подряда или информации о связанных сторонах;
  • признания доходов и расходов предприятия, событий после отчетной даты, условных фактов деятельности и оценочных обязательств;
  • учета расходов по их обслуживанию.

На втором уровне регламентных документов выделяем методические рекомендации, инструктивные указания, письма Минфина и ФНС, других Министерств, разъясняющие общие правила применения нормативных документов и отдельные учетные ситуации.

Документы этого уровня не считаются нормативными в области бухгалтерского учета, носят рекомендательный характер и не обязательны к применению.

План счетов и инструкцию по его применению можно выделяют как наиболее значительный документ этого уровня.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержден Приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2000г. и Инструкция к нему применяется в организациях РФ всех форм собственности и организационно-правовых форм, но это не нормативный документ.

Письма Минфина и ФНС РФ, также не носят нормативно-правовой характер, но они значимы для правоприменительной практики, так как помогают участникам споров объективно рассматривать конкретные сделки, их налоговые последствия. При защите своих интересов налогоплательщик вправе учитывать позицию, изложенную в письмах Минфина России, но должен руководствоваться законодательством о налогах и сборах.

Руководители Минфина РФ указывают, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам уплаты налогов и сборов, может освободить его от ответственности только в том случае, если эти разъяснения даны персонально ему или были направлены неопределенному кругу лиц, что указывается в письме.

По налоговым спорам официально признанный Минфином РФ в 2013 году приоритет постановлений, решений, информационных писем ВАС РФ и Верховного Суда РФ.

Третий уровень — документы, обязательные не для всех организаций, а для конкретной организации. Кроме учетной политики, к ним относятся положения, которые утверждает руководитель хозяйствующего субъекта. Это локальные нормативные акты. Внутренние положения охватывают вопросы бухгалтерского и налогового учета, документооборота, внутреннего контроля, положений об оплате труда и премировании, внутреннего распорядка, командировочных расходах, эксплуатации автомобильного транспорта и другие аспекты деятельности организации.

Несмотря на то, что внутренние стандарты экономического субъекта правомерны только для конкретной компании, оформлять их нужно по общим правилам. Содержание этих документов имеет существенное значение для экономического обоснования расходов организации в целях налогообложения прибыли.

Представим в виде таблицы различия в статусе документов, регламентирующих бухгалтерский учет.

Алексей Иванов рассказывает о действующей системе нормативного регулирования бухгалтерского учёта в России: ФСБУ, ОСБУ и все-все-все. Она сложилась при реализации реформы, но многие бухгалтеры ухитрились не заметить, что правила игры изменились. И даже в свежих учебниках по бухучёту встречаются описания системы, которая упразднена с 2013 года.


Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.

Продолжаю освещать реформу бухучёта. Она хоть иногда и подбуксовывает, но движется. Сегодня расскажу об уже действующей системе нормативного регулирования бухгалтерского учёта в России. Она сложилась при реализации реформы, но многие бухгалтеры ухитрились не заметить, что правила игры изменились. Да что там рядовые бухгалтеры — в учебниках по бухучёту, изданных в 2020 году, встречаются описания системы, которая работала до 2013 года! Со студенческой скамьи будущие бухи получают искаженное видение действительности.

Главный бухгалтерский нормативный документ — федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте». Согласно статье 21 этого закона, документы в области регулирования бухгалтерского учёта подразделяются на:

  • федеральные стандарты бухгалтерского учёта (ФСБУ);
  • отраслевые стандарты бухгалтерского учёта (ОСБУ);
  • нормативные акты Центрального банка Российской Федерации;
  • рекомендации в области бухгалтерского учёта;
  • стандарты экономического субъекта.

ФСБУ устанавливают допустимые способы ведения бухгалтерского учёта. Они обязательны для всех. Например, ФСБУ 5/2019 «Запасы», который вступил в силу с 1 января 2021 года, разрешает оценивать запасы при списании одним из трёх альтернативных способов. Это значит, что для оценки конкретного вида запасов в конкретной компании нужно выбрать один из этих способов. Оценивать как-то по-другому нельзя. Кстати, привычные российскому бухгалтеру ПБУ — Положения по бухгалтерскому учёту — это тоже ФСБУ. В 2017 году статья 30 закона № 402-ФЗ была дополнена таким уточнением.

ОСБУ устанавливают особенности применения ФСБУ в отдельных отраслях экономики. ОСБУ обязательны для применения компаниями из соответствующих отраслей. Они разрабатываются Центробанком или Минфином и утверждаются ими же. Пока реально разрабатывает ОСБУ только первый. Отсутствие других разработчиков ОСБУ делает финансовый сектор экономики единственной отраслью, которая имеет свои стандарты. Это очень странно, но это факт. Пару лет назад мы с коллегами по университету делали НИР для Минсельхоза. Министерские чиновники были очень удивлены тем, что, оказывается, уже пять лет как не имеют полномочий издавать методические указания по бухучёту для отдельных сельхозотраслей. Только на поклон к Минфину — никак иначе.

Нормативные акты ЦБ РФ — это продолжение ОСБУ для финансового сектора. На этот уровень спускаются планы счетов, инструкции к ним и формы отчётности. Как и все циркуляры этого ведомства, они обязательны для применения в финсекторе, то есть банками, страховыми организациями, микрофинансовыми организациями, ломбардами.

Рекомендации в области бухгалтерского учёта детализируют порядок применения ФСБУ и ОСБУ. Они нужны, когда из нормативки верхнего уровня сложно понять как отразить в учёте конкретную специфичную ситуацию. Рекомендации интерпретируют ФСБУ и ОСБУ в понятную для бухгалтера инструкцию. Они разрабатываются и принимаются негосударственными регуляторами. В отличие от ФСБУ и ОСБУ, рекомендации не являются обязательными к применению.

Например, мы разработали проект рекомендации «Учёт по энергосервисным договорам у исполнителя». Она нужна, когда исполнитель заключает с заказчиком договор, по которому за свой счёт заменяет оборудование заказчика на более энергоэффективное. В дальнейшем заказчик отдаёт исполнителю часть экономии на оплате электроэнергии. Ни один бухгалтерский нормативный документ такую ситуацию не описывает. Энергосервисные договоры есть, а порядок учёта у всех разный. Когда рекомендацию примут, обосновать правильность учёта аудиторам или суду будет проще.

Стандарты экономического субъекта — это учётная политика и другие документы, которые разрабатываются и утверждаются внутри компании и действуют только на неё.

️Напоследок важное уточнение. Система бухгалтерской нормативки иерархична — нижестоящие документы не должны противоречить вышестоящим. При расхождениях нужно руководствоваться вышестоящим документом.

Кстати, в сервисе «Моё дело Профбухгалтер» есть гибкие настройки учётной политики, которые бухгалтер может задавать индивидуально по каждому клиенту. А бухгалтерская и налоговая отчётность сдаётся в электронном виде прямо из сервиса без использования отдельных ТКС. Попробуйте бесплатно по этой ссылке — это удобно и экономит массу времени!

О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет систему регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон распространяется на все организации, зарегистрированные в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением бюджетных учреждений, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

3. Регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности в бюджетных учреждениях осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Статья 2. Бухгалтерское законодательство Российской Федерации

1. Бухгалтерское законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним положения по бухгалтерскому учёту и стандартов финансовой отчётности.

2. Положение по бухгалтерскому учёту и стандарты финансовой отчётности, принятые в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются нормативными правовыми актами бухгалтерского законодательства. Положением по бухгалтерскому учету устанавливается порядок ведения бухгалтерского учета. Стандартами финансовой отчётности устанавливается порядок формирования и представления финансовой отчётности. В случае возникновения противоречий между положением по бухгалтерскому учету и стандартами финансовой отчетности применяются стандарты финансовой отчетности. Положение по бухгалтерскому учёту и стандарты финансовой отчетности изменяются и отменяются, соответственно, положениями о внесении изменений в положение по бухгалтерскому учёту или отмене положения по бухгалтерскому учёту и положениями о внесении изменений в стандарты финансовой отчётности и (или) отмене стандартов финансовой отчётности.

3. Нормы, затрагивающие вопросы ведения бухгалтерского учета, формирования и представления финансовой отчетности, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. В случае возникновения противоречий с содержанием других федеральных законов, нормативные правовые акты бухгалтерского законодательства имеют приоритет по вопросам бухгалтерского учёта и финансовой отчётности.

4. Бухгалтерское законодательство имеет свой понятийный аппарат. Акты бухгалтерского законодательства могут давать определения институтов, понятий и терминов, отличающиеся от их определений в других областях законодательства.

5. Официальные разъяснения, указанные в подпункте г) пункта 5 статьи 4 настоящего Федерального закона, применяются для разъяснения требований стандартов финансовой отчётности и не являются актами бухгалтерского законодательства. Официальные разъяснения не могут противоречить требованиям актов бухгалтерского законодательства.

Статья 3. Применение актов бухгалтерского законодательства российскими организациями

1. Организации, указанные в пункте 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, обязаны вести бухгалтерский учёт в соответствии с положением по бухгалтерскому учёту.

2. Организации, указанные в пункте 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, за исключением указанных в пункте 3 настоящей статьи, обязаны составлять и представлять финансовую отчётность в соответствии со стандартами финансовой отчётности.

3. Организации, являющиеся субъектами малого предпринимательства в соответствии с Федеральным Законом "О государственной поддержке малого предпринимательства", за исключением общественно значимых организаций, определённых в пункте 4 настоящей статьи, могут не составлять финансовую отчетность при согласии всех акционеров (участников) организации.

4. В целях настоящего Федерального закона к общественно значимым организациям относятся:

1) организации, ценные бумаги которых допущены к обращению через организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

2) открытые акционерные общества;

3) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

4) страховые организации;

5) кредитные организации;

6) пенсионные фонды;

Глава 2. Система регулирования бухгалтерского учета
и финансовой отчетности в Российской Федерации

Статья 4. Органы регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Российской Федерации и их компетенция

1. Регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, Центральным Банком Российской Федерации, уполномоченным федеральным органом по реализации государственных полномочий в сфере регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности (далее - уполномоченный государственный орган) и негосударственным органом регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности (далее - негосударственный орган регулирования).

2. К компетенции Правительства Российской Федерации относятся:

а) определение уполномоченного государственного органа в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;

б) определение негосударственного органа регулирования в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;

в) разрешение неурегулированных разногласий между уполномоченным государственным органом и негосударственным органом регулирования.

3. К компетенции Центрального Банка Российской Федерации относится установка особых правил применения бухгалтерского законодательства кредитными организациями, обусловленных спецификой деятельности кредитных организаций.

4. К компетенции уполномоченного государственного органа относятся:

а) одобрение положения по бухгалтерскому учету;

б) одобрение стандартов финансовой отчетности;

в) одобрение положений о внесении изменений в стандарты финансовой отчетности и положение по бухгалтерскому учету и об их отмене.

5. К компетенции негосударственного органа регулирования относятся :

а) разработка положения по бухгалтерскому учету и его представление уполномоченному государственному органу для одобрения;

б) разработка стандартов финансовой отчетности и их представление уполномоченному государственному органу для одобрения;

в) разработка положений о внесении изменений в стандарты финансовой отчетности и положение по бухгалтерскому учету или об их отмене;

г) выпуск официальных разъяснений по применению стандартов финансовой отчётности.

6. Правительство Российской Федерации определяет уполномоченный государственный орган исходя из его функций. Уполномоченный государственный орган не может совмещать функцию регулирования бухгалтерского учёта и финансовой отчётности с функциями в сфере налогообложения.

7. Правительство Российской Федерации определяет негосударственный орган регулирования в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Федерального закона.

Статья 5. Негосударственный орган регулирования

1. Негосударственным органом регулирования определяется организация, созданная по законодательству Российской Федерации в форме фонда.

2. Фонд в течение не менее двенадцати месяцев до признания его негосударственным органом регулирования должен с привлечением общественности осуществлять деятельность по выработке экспертных мнений и подготовке проектов нормативно-правовых актов в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

3. После признания его негосударственным органом регулирования, фонд помимо деятельности, предусмотренной пунктом 5 статьи 4 настоящего закона, вправе осуществлять деятельность, не направленную на извлечение прибыли. Фонд может осуществлять деятельность, приносящую прибыль, только если такая деятельность является образовательной и (или) научной деятельностью, и при условии, что она не ограничивает независимость фонда при осуществлении регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

4. Безвозмездные поступления и пожертвования, получаемые негосударственным органом регулирования в течение календарного года от одной организации или физического лица, не должны превышать 25% от их общей суммы.

5. Попечительский совет фонда, признанного негосударственным органом регулирования, формирует совет по стандартам финансовой отчётности (далее - Совет) из 15 членов, который является коллегиальным органом, обладающим исключительной компетенцией по вопросам, указанным в пункте 5 статьи 4 настоящего закона.

6. В Совете должны быть представлены лица, имеющие подтвержденный опыт использования, составления, или аудита финансовой отчетности, либо научной и преподавательской деятельности в областях, связанных с бухгалтерским учетом или финансовой отчетностью.

7. Совет формируется на конкурсной основе при наличии не менее двух кандидатур на каждое вакантное место. Член Совета избирается на срок не более пяти лет и не может быть избран более двух сроков подряд.

8. Решения по утверждению проектов нормативно-правовых актов для представления уполномоченному государственному органу принимаются квалифицированным большинством голосов членов Совета. По требованию членов Совета, голосовавших против утверждения проекта, их особое мнение должно прилагаться к проекту и представляться уполномоченному органу.

9. Негосударственный орган регулирования должен обеспечивать открытость обсуждения и утверждения проектов нормативно-правовых актов для заинтересованных лиц.

10. В случае если высший коллегиальный орган управления фонда, признанного негосударственным органом регулирования, примет решение о добровольном сложении с фонда полномочий негосударственного органа регулирования, он должен уведомить об этом Правительство Российской Федерации не менее чем за 12 месяцев до даты добровольного сложения полномочий.

11. В случае нарушения требований настоящего закона, негосударственный орган регулирования может быть лишен полномочий судом по иску Правительства Российской Федерации.

Статья 6. Порядок разработки и одобрения нормативных правовых актов в области регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности

1. Негосударственный орган регулирования разрабатывает стандарты финансовой отчётности исходя из лучшей международной практики стандартов финансовой отчетности в той степени, в которой это отвечает интересам российских пользователей финансовой отчетности.

2. Порядок разработки и проведения общественной экспертизы нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяются негосударственным органом регулирования самостоятельно, исходя из необходимости обеспечения публичности и достижения их однозначного понимания заинтересованными сторонами.

3. Уполномоченный государственный орган осуществляет одобрение представленных негосударственным органом регулирования документов, указанных в пункте 4 статьи 4 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - документы), в течение одного месяца с момента их представления негосударственным органом регулирования.

4. Одобрение части документа, представленного негосударственным органом регулирования, не допускается.

5. Документ считается одобренным, подлежит опубликованию и обязательному применению на территории Российской Федерации, если в течение срока, установленного в пункте 3 настоящей статьи, уполномоченным государственным органом не вынесено мотивированное решение о его отклонении.

6. При принятии уполномоченным государственным органом мотивированного решения об отклонении документа негосударственным органом регулирования в течение одного месяца должны быть приняты меры по устранению препятствий для его одобрения.

7. В случае повторного отклонения вновь представленного на одобрение документа решением уполномоченного государственного органа в течение десяти рабочих дней создается согласительная комиссия из равного количества представителей уполномоченного государственного органа и негосударственного органа регулирования.

8. В случае не одобрения документа в течение месяца после создания указанной в пункте 7 настоящей статьи комиссии вопрос передается уполномоченным государственным органом на рассмотрение Правительства Российской Федерации, которое в течение одного месяца создает согласительную комиссию для выработки окончательного решения, подлежащего одобрению Правительством Российской Федерации. Согласительная комиссия должна принять решение в течение одного месяца.

Глава 3. Финансовая отчетность

Статья 7. Финансовая отчетность и ее основная задача.

1. Финансовая отчетность - набор систематизированной, структурированной и взаимосвязанной информации, адресованной широкому кругу компетентных пользователей, необходимый для оценки финансового положения организации на отчетную дату, результатов финансово-хозяйственной деятельности и изменения в финансовом положении организации за отчетной период и составляемый в соответствии со стандартами финансовой отчетности, принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Финансовая отчетность является открытой для заинтересованных пользователей и не может быть отнесена к сведениям ограниченного доступа или коммерческой тайне, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

2. Основной задачей финансовой отчетности является удовлетворение информационных потребностей инвесторов, акционеров, кредиторов, контрагентов, работников организации, государственных органов и общественности, с целью принятия ими независимых экономических решений.

3. Финансовая отчётность формируется организацией на основе данных бухгалтерского учёта.

Бухгалтерский учет представляет собой систему сбора, накопления и обработки информации о финансово-хозяйственной деятельности организации в соответствии с правилами, установленными бухгалтерским законодательством Российской Федерации, с целью составления финансовой отчетности. Данные бухгалтерского учёта могут использоваться для иных целей, не связанных с подготовкой финансовой отчётности, в той степени, в которой такое использование не влияет на формирование финансовой отчётности.

Статья 8. Общие требования к финансовой отчетности

1. Финансовая отчетность должна достоверно отражать финансовое положение организации на отчетную дату, результаты финансово-хозяйственной деятельности и изменение финансового положения за отчетный период, иную информацию о деятельности организации, подлежащую раскрытию в соответствии с бухгалтерским законодательством Российской Федерации.

2. Финансовая отчетность подписывается единоличным исполнительным органом организации или председателем коллегиального исполнительного органа организации.

3. Необходимость составления и публикации промежуточной финансовой отчетности определяется организацией самостоятельно.

Статья 9. Представление и публикация финансовой отчетности

1. Финансовая отчетность организации на бумажных и (или) электронных носителях должна храниться по месту нахождения ее исполнительного органа.

2. Годовая финансовая отчетность организации в течение трех месяцев после отчетной даты представляется органу государственной статистики для предоставления заинтересованным пользователям. По решению органа государственной статистики, организация должна представлять финансовую отчетность на бумажных носителях и/или в электронном виде. Органы исполнительной власти, за исключением государственной статистики и правоохранительных органов, не вправе требовать от организации прямого представления финансовой отчётности.

3. Финансовая отчетность общественно значимых организаций, определенных в пункте 4 статьи 3 настоящего Федерального закона, и некоммерческих организаций, привлекающих общественные средства, подлежит обязательной публикации не позднее даты, определенной в пункте 2 настоящей статьи. Публикация производится в средствах массовой информации, в том числе через сеть Интернет. Выбранный организацией способ публикации финансовой отчетности должен обеспечить ее доступность для заинтересованных пользователей с учетом, в частности, тиража, региона распространения и целевой аудитории средства массовой информации. В газете или журнале финансовая отчетность может публиковаться с сокращениями при условии, что организация обеспечивает доступность полного текста финансовой отчетности для пользователей иными разумными способами с учетом обычаев делового оборота, и публикация содержит ссылку на источник получения пользователями полного текста финансовой отчетности.

Система нормативного регулирования бухучета представляет собой принятые государственными структурами правила его ведения. Нормы утверждаются соответствующими законодательными актами.

Какие применяются основные нормативные акты и документы, регулирующие бухгалтерский учет в РФ?

Понятие и особенности системы регулирования

Существует 4 уровня законодательных актов, разделяемые по уровню важности и приоритетности:

  1. ФЗ «О бухучете».
  2. Положение по осуществлению бухучета.
  3. План счетов бухучета, Положение о документообороте.
  4. Инструкции и указания относительно использования положений бухучета.

Общее руководство бухучетом – ответственность Правительства РФ. Каждая компания на основании существующих норм должна самостоятельно определить учетную политику. Различные ее положения могут отличаться в зависимости от нужд компании или конкретной отрасли производства. Однако пункты, которые вводит сама организация, не должны противоречить принятым законам. На данный момент в РФ проводится реформа бухучета. Основы ведения учета приводятся в соответствие с международными стандартами. Реформа касается таких направлений, как:

  • Улучшение норм регулирования, которые позволяют эффективно выявлять нарушения и исполнять положения закона.
  • Основание адекватных стандартов.
  • Формирование методических предписаний: инструкции, комментарии и прочее.
  • Создание образовательной системы (к примеру, повышение квалификации).
  • Приведение законов в соответствии с нормами.

Одна из задач реформирования – сохранение стабильности системы нормативного регулирования.

Как формируется учетная политика организации, если ведение учета объектов по стандартам бухгалтерского учета приводит к недостоверному представлению сведений в отчетности?

Существующие уровни

Существует 4 уровня актов, которые регулируют бухучет:

  1. Указы Президента, постановления Правительства страны. Данные законы задают единые нормы, которые имеют приоритетное значение. Все правила, которые заданы иными ФЗ, не могут вступать в противоречие с ФЗ «О бухучете». К нормам первого уровня относятся также ГК РФ, ФЗ «Об УСН».
  2. Положения по бухучету, которые задают соответствующие стандарты в РФ. Задаются они Правительством РФ, федеральными структурами. На данный момент существует 22 Положения по бухучету. Основная их задача – разъяснение Закона о бухучете. Регистрирующим органом на данном уровне считается Минфин. Положения включают в себя следующую информацию: номер ПБУ, используемую терминологию, систему оценки, порядок бухучета. Также нужно указать перечень сведений, которые должны быть раскрыты в отчетности.
  3. Инструкции и указания к использованию документов, планы счетов. Они издаются не только федеральными структурами, но и профессиональными сообществами бухгалтеров. Их цель – конкретизация стандартов учета. Над созданием норм работают сотрудники Минфина.
  4. Локальная документация. Компания, как уже упоминалось, может разработать собственные нормативные акты. Они не должны вступать в противоречие с нормативными документами первых трех уровней. Порядок утверждения локальных актов устанавливается руководителем компании.

В чем смысл деления нормативных актов на различные уровни? Первый уровень – законы приоритетной важности. Нормативные документы остальных пунктов не должны противоречить этим законам.

Что регулируют федеральные стандарты?

Образцы федерального уровня устанавливают следующие положения:

  • Признаки предмета бухучета, особенности их классификации, порядок списания.
  • Методы вычисления объекта бухучета.
  • Порядок перерасчета размера предмета учета в валюте в рубли.
  • Требования к учетной политике предприятия, движению документации, применяемых электронных подписей.
  • План счетов и порядок его использования.
  • Содержание сведений, которые указываются в бухгалтерских документах.
  • Перечень приложений к балансу.
  • Условия признания достоверности отчетности.
  • Состав первой и завершающей отчетности при реорганизации ЮЛ.
  • Состав завершающей отчетности при ликвидации ЮЛ.
  • Упрощенные методы формирования бухучета.

Вся документация предприятия должна соответствовать принятым стандартам. Основная цель существования стандартов – упорядочивание организации и ведения бухучета. Они должны применяться всеми филиалами компании.

Организация с дочерними предприятиями имеет право на установление собственных стандартов. Они не должны вступать в противоречие с федеральными нормами.

Что представляют собой рекомендации по ведению бухучета?

Законодатели регулярно издают рекомендации по ведению бухучета. Они также могут формироваться профессиональными сообществами бухгалтеров. Рекомендации не являются обязательными к использованию — это добровольное решение руководителя. Однако использовать их следует, так как существуют они для решения следующих задач:

  • Правильного понимания и использования принятых стандартов.
  • Снижения трат на ведение бухучета.
  • Распределения прогрессивного ведения учета.
  • Применения новейших разработок в области бухучета.

ВАЖНО! Использование рекомендаций не должно мешать деятельности компании.

Локальные документы предприятия

Локальная документация – это нормативные акты четвертого уровня. Она включает в себя такие бумаги, как:

  • Учетная политика компании.
  • Первичная учетная документация.
  • График движения документов.
  • План счетов бухучета.
  • Форма локальной отчетности.

Все внутренние документы должны быть утверждены руководителем.

ВНИМАНИЕ! Порядок ведения учета определен ФЗ «О бухучете». В законе ясно сказано, что весь перечень локальных актов, перечисленных выше, должен быть в организации. Однако многие компании издают только приказ по учетной политике, игнорируя необходимость наличия других документов. Это нарушение закона.

Основные принципы регулирования бухучета

Рассмотрим базовые принципы, по которым осуществляется бухучет:

  • Соответствие принятых стандартов реальным нуждам бухгалтеров и пользователей документации.
  • Единство системы регулирования.
  • Упрощение методов ведения бухучета, формирование упрощенной системы составления отчетности.
  • Применение международных норм при утверждении стандартов на федеральном и отраслевом уровнях.
  • Создание условий для использования принятых стандартов.
  • Невозможность совмещения установления стандартов и осуществления надзора за их исполнением.

Система регулирования устанавливается главой 3 ФЗ «О бухучете».

Функции органов, регулирующих учет

Федеральная структура с соответствующими правами наделена следующими полномочиями:

  • Утверждением программы установления стандартов.
  • Организацией экспертизы программ формирования стандартов.
  • Установлением норм оформления программ.
  • Участием в работе над международными нормами.

  • Установление стандартов отрасли и стандартизация их использования.
  • Участие в подготовке проектов стандартов федерального уровня.
  • Участие в работе над международными стандартами.
  • Выполнение других функций, которые не противоречат федеральным законам.

Также система бухучета формируется и силами негосударственных структур. К примеру, это профессиональные сообщества. Они имеют право принимать участие в разработке проектов, установлении стандартов наряду с государственными органами. То есть система регулирования формируется совместно.

Читайте также: