Налоги после войны 1945

Опубликовано: 14.05.2024

Какие были налоги с населения, предприятий и колхозов в СССР?

Советская эпоха продлилась более 70 лет, и за эти годы кардинально изменила страну. Но вместе с изменениями в экономике менялась и налоговая система – от беспощадной продразверстки до привычного и нам подоходного налога. Мы расскажем, сколько налогов платили советские граждане, предприятия и колхозы в годы существования СССР.

Советская экономика – не такая, как все

Налоговая система – важнейшая часть государственных финансов, которая определяет, насколько сильно государство участвует в экономике и насколько комфортно вести бизнес в стране.

Налоги существуют дольше, чем любое из известных государств. Их прообраз впервые упоминается в своде законов древневавилонского царя Хаммурапи, который датируется XVIII веком до нашей эры. Государство не может существовать без налогов, были они во все периоды истории России и СССР.

Советская экономика давала до 20% мирового промышленного производства, но построена была не так, как экономики других стран. Прежде всего, это структура экономики по форме собственности – доля государства в экономике СССР приближалась к 100% (условно негосударственными оставались только личные подсобные хозяйства).

Из этого следует и другое отличие – налоги не были единственным источником для бюджета СССР. Достаточно весомая часть доходов шла в бюджеты напрямую из прибыли предприятий, а также от экспорта сырья за рубеж (что давало еще и валютную выручку).

Были нестандартные налоги (например, доплаты за бездетность), а еще советским гражданам приходилось фактически обязательно уплачивать и иные платежи – членские взносы в Комсомол, взносы в профсоюзы, до 50-х годов – покупать государственные облигации.

Есть отдельные мнения от том, что советская налоговая система была не очень эффективной, ведь:

  • налоги с организаций платили государственные предприятия государству;
  • налоги с населения платили люди с тех денег, которые им платило государство.

При всем этом советская налоговая система регулярно менялась – несколько раз добавлялись и отменялись налоги, и их размеры.

Какие налоги взимались в СССР

«Военный коммунизм» и НЭП: с 1917 по 1930 годы

В первые годы после установления советской власти (вплоть до 1921 года) в стране была огромная проблема с продовольствием – прежняя система товарно-денежных отношений в этой сфере уже несколько лет не функционировала, а стремление большевиков собрать нужный объем продовольствия привели к противодействию в крестьянской среде.

Речь идет о продовольственной разверстке – формально это принудительный выкуп излишков продовольствия у крестьян. Ее начали еще до февральской революции, но примерно до 1919 года крестьяне не очень охотно продавали зерно.

Изымали часто не излишки продовольствия, а столько, сколько было необходимо власти в данный момент (то есть, гораздо больше). Часто забирали даже семенной фонд. Из-за сопротивления крестьянства большевикам приходилось использовать вооруженные Комитеты бедноты.

Конечно, большевики выкупали эти «излишки» за деньги, но в некоторых регионов на это не хватало денежных знаков, а с учетом их постоянного обесценения крестьяне, по сути, просто отдавали зерно.

Только в 1921 году на фоне плохого урожая и крестьянских восстаний большевики заменили продразверстку на продналог – он был гораздо ниже (забирали только 30% вместо 70% продовольствия) и в фиксированных размерах, а бедных освободили от продналога.

Кроме того, в годы «военного коммунизма» бюджет пополнялся, в основном, за счет контрибуции и печати бумажных денег (с соответствующей инфляцией). Также существовали и другие налоги:

  • единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог – фактически просто изъятие денег у тех, кого большевики считали паразитическими и контрреволюционными элементами. Сумму в 10 миллиардов рублей поделили по волостям, те поделили по уездам, а те разделили («разложили») по конкретным плательщикам;
  • разовый сбор за торговлю . Его вводили местные советы за разные виды торговли (вразнос, вразвоз, продажу скота на рынке, и т.д.).

Времена менялись, и к 1921 году молодая страна, двигаясь в русле «военного коммунизма», докатилась почти до самой катастрофы: в разы упала производительность труда, почти остановился транспорт, деньги обесценивались с огромной скоростью, люди просто не хотели работать.

Кульминацией всего этого стал массовый голод в 1920-1921 годах, унесший жизни 5 миллионов человек.

Дальше так жить было нельзя, и в марте 1921 года X съезд РКП(б) вводит новую экономическую политику (НЭП). Об этом периоде написано много – сам Ленин считал его временным, но именно 7 лет НЭПа считают едва ли не самым успешным периодом советской экономики.

Помимо продналога для крестьян (в размере примерно 30% от собранного продовольствия), в период НЭПа действовало множество разных налогов:

  • налоги дореволюционной России – промысловый, подворный, военный, квартирный, акцизы, пошлины, и др.;
  • «классовые налоги» – сельскохозяйственный налог для кулацких хозяйств, налог на сверхприбыль, трудовой и гужевой налог, и т.д.

Налоговая политика в тот период служила целям наведения порядка и построения нового общества. И цели были достигнуты – страна быстро оправилась от последствий войн, в СССР провели денежную реформу (и рубль стал свободно конвертируемым), в стране работал даже иностранный бизнес по принципу концессии.

Тем не менее, НЭП в итоге был отменен, и с его налоговой системой тоже нужно было что-то делать. Из-за просчетов в планировании бюджетно-налоговая система стала громоздкой (бюджет формировался из 86 видов платежей), поэтому с 1930 года начинается новый этап.

Налоговая система после реформы 1930 года

Поскольку прежняя налоговая система больше не отвечала требованиям времени, от нее было решено отказаться. В 1930-1932 годах в СССР проводится кардинальная налоговая реформа. Во многом усиливаются позиции государства – частной собственности и рынка, как при НЭП, не будет еще очень долго.

Суть реформы состояла в том, что были полностью отменены акцизы, а все налоговые отчисления с предприятий объединили в 2 платежа:

  • налог с оборота. В него вошли акциз, промысловый, лесной налоги, страховые и другие платежи. Ставки были разные и прописаны они были по большому количеству товаров. Например, продажа резиновой обуви облагалась налогом с оборота в размере 60%, а на продажу рыбных консервов – от 5 до 50%;
  • отчисления от прибыли .

Также были налоги и для населения. Многие из ранее действующих налогов были отменены, другие объединены между собой. Сначала это не затронула колхозы, но через время их доходы тоже стали облагаться теми же налогами (правда, уже по данным отчетности, а не по нормам).

Для разных категорий работников ставки налогов были разными. Конечно, меньше всех платили рабочие и служащие, ставка для них была прогрессивной:

  • доходы до 150 рублей налогами не облагались;
  • от 151 до 200 рублей – 1,2 рубля + 3% от суммы превышения над 150 рублями;
  • от 201 до 300 рублей – 2,7 рубля + 3,3% от превышения над 200 рублями;
  • от 301 до 500 рублей – 6 рублей + 4% от превышения над 300 рублями, и т.д.

Больше всего платили рабочие с доходами от 1001 рубля и выше – но и у них налог составлял менее 7%. С другой стороны, в те годы и в других странах подоходные налоги были примерно такими же.

Но самое главное в этой системе то, что менее «привилегированные» категории платили гораздо больше. Например:

  • литераторы и деятели искусства с доходами от 150 до 200 тысяч рублей в год платили 23 864 рубля + 35% от того, что выше 150 тысяч;
  • частные врачи, адвокаты и преподаватели с доходами от 15 до 20 тысяч рублей в год платили 2 275 рублей + 34% от превышения над 15 тысячами;
  • «частники» – некооперированные ремесленники – платили больше всех, при доходах от 24 тысяч рублей в год налог составлял 8 952 рубля + 60% от того, что выше 24 тысяч.

Отдельные налоги были предусмотрены для колхозов, они платили фиксированную сумму за гектар в зависимости от посевов (например, за гектар под овощами в РСФСР платили 15,5 рублей).

Самые же большие налоги платили так называемые «кулаки». При годовых доходах свыше 6 000 рублей они отдавали государству более половины заработка. Очевидно, что из-за этого они разорялись.

В 1939 году увеличились налоги с доходов от подсобных и крестьянских хозяйств – они в среднем составляли 10-20% или выше.

Также с 1931 года вводятся сборы на культурно-хозяйственное и жилищное строительство (культжилсбор), его взимали и в сельской, и в городской местности.

К концу 1930-х годов бюджет начинает тратить все больше и больше на военные цели, расходы на это вырастают до 24% от расходной части бюджета. Но, когда начинается Великая Отечественная война, этого становится мало, поэтому в СССР вводится новый налог.

Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан вводится как чрезвычайный, его платили состоящие в браке женщины от 20 до 45 лет и мужчины от 20 до 50 лет, не имевшие детей. Для тех, кто зарабатывал более 90 рублей в месяц, он составлял 6%.

В 1941 году вводится надбавка в размере 100% к подоходному и сельскохозяйственному налогам, через год ее заменяет военный налог. Он рассчитывается в твердых суммах за год для разных категорий плательщиков и составлял от 100 до 600 рублей.

В 1943 году Президиум ВС СССР принимает Указ о повышении (тогда его назвали реформированием) подоходного налога. Например, если до этого рабочий с доходами от 151 до 200 рублей платил 1,20 рубля + 3%, то теперь налог повышен до 2,25 рублей + 5,5%:

blank

Кроме того, вводятся: новый единый налог со зрелищ, сбор со скота, сбор за регистрацию собак, госпошлина.

После окончания войны налоги постепенно снижаются или отменяются. Например, почти для всех был отменен налог на холостяков, в 1953-м снижаются ставки рыночного сбора, в 1956-м отменяется патентный сбор.

От Хрущева до Перестройки

В середине 1960-х голов советские власти решили реформировать систему налогообложения в рамках программы коренной хозяйственной реформы. Прежде всего стоит сказать о подоходном налоге с колхозов.

Платили его по 2 объектам налогообложения:

  • от чистого дохода (за минусом дохода, дающего рентабельность в 25%) – ставка составляла до 25% от облагаемого дохода;
  • от фонда оплаты труда (за минусом 70 рублей на каждого работника) – ставка составляла 8%.

Другими словами, колхозы платили налог с прибыли, если она была достаточной, и налог с фонда оплаты труда – независимо от прибыли. Некоторые колхозы имели льготы.

Также была проведена реформа налогообложения прибыли всех предприятий, которые перешли на новую систему планирования – они теперь отдавали не всю свободную прибыль. Им нужно было уплатить за фонды и рентные платежи, а от оставшейся прибыли перечислить в бюджет лишь некоторую часть.

Плату за фонды начисляли на первоначальную или остаточную их стоимость, по ставке от 1% (для совхозов) до 11% (для нефтедобычи).

Рентные платежи начислялись на прибыль, которая получена от природных факторов (по сути, это плата за недра).

Как и ранее, «частники» (кооперативные и общественные организации) платили больше других. У них в виде налога забирали 35% от прибыли, а у профсоюзных организаций – 25%.

Кстати, как и в современной России, в СССР в 1980-е годы ввели 3 местных налога на имущество:

  • налог с владельцев строений – составлял 1% от страховой стоимости жилых зданий. От него были освобождены колхозники и некоторые другие категории;
  • земельный налог – рассчитывался от количества квадратных метров земельных участков. Было 6 классов поселений, со своими ставками налога;
  • налог с владельцев транспортных средств – составлял от 10 до 25 копеек за каждую лошадиную силу мощности двигателя в зависимости от места проживания автомобилиста.

В те годы действовали и другие налоги, например, на доходы от демонстрации кинофильмов, 4 вида пошлин, лесной доход, плата за воду, и т.д.

Как и сейчас, было четкое разделение разных налогов по уровням бюджетов: например, налог с оборота и половина подоходного налога с населения шли в союзный бюджет, налог с колхозов и государственная пошлина зачислялись в бюджеты союзных республик.

С перестройки до распада СССР

В 1980-х годах подоходный налог в СССР взимали по прогрессивной системе:

  • 0,85% от суммы доходов более 80 рублей;
  • 13% от суммы дохода более 100 рублей.

То есть, для большинства трудящихся ставка подоходного налога была такой же, как и сейчас.

С 1985 года в СССР начинается политика Перестройки. С точки зрения экономики происходит важнейшее событие – в 1986 году в стране разрешают индивидуальную трудовую деятельность, а в 1987 году разрешили создавать кооперативы.

Соответственно, для новых форм деятельности были предусмотрены и соответствующие виды налогов. Для тех, кто хотел заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, предусмотрели патентную систему – плата за него рассчитывалась с учетом средних доходов тех, кто занимался аналогичной деятельностью.

Главное в патенте было то, что доходы, полученные по соответствующей деятельности, уже освобождались от подоходного налога.

После того, как было разрешено создавать кооперативы, первые советские «предприниматели» очень быстро стали зарабатывать огромные деньги. Чтобы не допустить перекосов в экономике, власти вели специальный налог, который должен был лишить кооператоров сверхдоходов.

При доходах до 500 рублей они платили те же 13%, что и другие категории, если доходы от 500 до 700 рублей – 30%, от 700 до 1000 – 60%, от 1000 до 1500 – 70%. Кооператоры с доходами свыше 1500 рублей отдавали 90% от доходов в виде налога.

Ситуация в стране стремительно меняется, и с 1 января 1991 года вводится в действие новый закон о налогообложении предприятий. Он вводит налог на прибыль, налог с оборота, налог на доходы и т.д. Что интересно, налоги в РСФСР сначала шли именно в российский бюджет, а затем в союзный. Тем самым сильнее проявлялся конфликт между российскими и союзными властями.

Но к тому моменту налоговая система уже давно перестала справляться с возложенными на нее задачами. Налоговых поступлений не хватало для покрытия всех расходов, рост внутригосударственный и внешний долг, страну охватил дефицит. Распад страны был уже очень близок.

После распада СССР Россия погружается в десятилетие крайне нестабильной налоговой системы – налоги вводятся и отменяются практически бессистемно, зачастую одни и те же объекты облагаются дважды. Как вспоминают бухгалтеры, в 90-е годы было невозможно работать, не нарушая налоговое законодательство. Но это уже совсем другая история.

ЖКХ и другие обязательные расходы

Чтобы сравнить нагрузку на работающих граждан в СССР и современной России, одних налогов недостаточно, у населения есть и другие обязательные платежи. Самые серьезные из них – это коммунальные услуги.

Нельзя утверждать, что в СССР не было коммунальных платежей, но их размеры были несопоставимы с нынешними. По некоторым данным, в 1958 году советские граждане отдавали за ЖКХ 3% от своих доходов, а к 1991-му этот процент упал до 1,2% – вероятно, от общей суммы доходов семьи.

По данным из архивов удалось узнать, что, например, в ноябре 1975 года семья из 2 человек, проживающая в однокомнатной квартире в Москве, отдавала за ЖКХ 8 рублей 67 копеек в месяц. На двухкомнатную квартиру площадью в 45 квадратных метров в Ленинграде уходило 12 рублей 72 копейки. К 1988 году расходы выросли незначительно: в городе Шуя Ивановской области на «двушку» площадью в 57,4 квадратных метра уходило 17 рублей 11 копеек.

Сейчас расходы на ЖКХ оценивают в 9,6%, и это в разы больше, чем при СССР.

Но советские времена подарили нам парадоксальное словосочетание «добровольно-принудительно» – это некоторые виды расходов, от которых было почти невозможно отказаться.

Прежде всего, это «навязывание» покупки государственных облигаций. Большая часть из 65 советских облигационных займов была выпущена до 1957 года, когда программа предполагала практически принудительный выкуп.

По данным статистики, благодаря займам с 1923 по 1957 годы государство смогло получить от займов столько денег, сколько давали налоги и сборы. Так, уже в 1925 году в «принудительные» займы вложили более 14 миллионов рублей. Долги росли, и к началу 1930-х средний гражданин каждый год отдавал на займы 2-3 своих месячных зарплаты.

«Добровольно-принудительными» были не только взносы на покупку облигаций. Каждый советский гражданин в возрасте от 14 до 28 лет состоял в Комсомоле (отказаться от этого без ущерба карьере было нельзя), устав которого требовал вносить членские взносы. Они зависели от доходов комсомольца: для безработных это 2 копейки в месяц, а для тех, кто зарабатывал более 100 рублей взнос составлял 1%, от 150 рублей – 1,5%.

Тем же, кому удалось пройти на «следующий уровень» и вступить в КПСС, приходилось платить уже 3% за сумму, превышающую минимальную зарплату.

Но и это еще не все. В советские времена всех работающих охватывало профсоюзное движение, которому тоже были нужны деньги. Все, кто зарабатывал более 70 рублей, платили 1% от месячной зарплаты.

В итоге получается, что среднестатистический рабочий в СССР при зарплате в 200 рублей отдавал:

  • налог: 8,20 + 13% * (200-101) = 21,07 рубль;
  • в профсоюз: 1% * 101 = 1,01 рубль;
  • за ЖКХ (предположим, за 1-комнатную квартиру): 8,67 рублей.

Итого получается 30,75 рублей, или 15,4% от суммы дохода. В современной России налог составляет 13%, но фактически потребители оплачивают НДС в размере 20% в стоимости большинства товаров.

Война и голод 1946-1947 гг. обнажили противоречия колхозно-совхозного устройства. Даже немногие более-менее крепкие общественные хозяйства были полностью обескровлены и не обеспечивали содержание работникам. Население было не в состоянии оплачивать постоянно растущие налоги. Послевоенная система налогообложения состояла из нескольких видов государственных и местных налогов. К государственным относились два самых крупных - сельскохозяйственный и подоходный (для рабочих), а также налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, рыболовный и билетный сборы, налог на лошадей единоличных крестьянских хозяйств. К местным налогам относились: налог со строений, земельная рента, разовый сбор на колхозных рынках, сбор с владельцев транспортных средств вплоть до велосипедов, сбор с владельцев скота и местный налог со зрелищ.

Постановлением Совмина СССР от 30 марта 1948 г. и указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 и 15 июня того же года был значительно увеличен сельскохозяйственный налог: по сравнению с 1947 г. на 30%. По измененному закону вдвое возросли налоги на единоличников и бывших колхозников. В этом же 1948 году были отменены скидки по налогу для семей, имевших трех и более детей до 12 лет. Правительство совершенно не учитывало реальную платежеспособность населения. Если до указа оплата налога проходила с невероятными трудностями и стоила колхозникам и единоличникам последних натуральных и денежных средств, то после повышения большинству своевременный расчет стал не по плечу. В таких случаях шли на крайние меры - сокращали поголовье скота, площади посевов, вырубали фруктовые деревья.

В сентябре секретариат ЦК ВКП(б) принял постановление "Об усилении налоговой работы и организации поступления сельхозналога", которое давало право местным партийным комитетам применять чрезвычайные меры. Писатель Ф. Абрамов в романе "Две зимы и два лета" пишет, что в разгар заготовок в колхозах собиралось сразу несколько уполномоченных: "уполномоченный по хлебозаготовкам, уполномоченный по мясу, уполномоченный по молоку, уполномоченный по дикорастущим - и на них был план. Плюс к этому свой постоянный налоговый агент. и все эти люди с пухлыми полевыми сумками, в которых заранее было все решено и рассчитано. И каждый из них требовал, ссылаясь на райком, на директивы и постановления. ".

Вместе с сельским активом уполномоченные ходили по дворам колхозников. Требовали с них выполнения обязательств на поставку государству картофеля, зерна, мяса, яиц, шерсти, кож. Нередко забирали последнее. В колхозе "Липовский" Мурашинского района Кировской области уполномоченные из г. Кирова и районное начальство изымали у колхозников насильно с милицией зерно и картофель. Открытый грабеж получил широкое распространение. Из писем колхозников в г. Москву известно, что по приказу председателей сельсоветов забирали со дворов купленное на рынке сено, уводили у стариков последнего теленка. Имели место случаи избиения тех, кто пытался защищать свое имущество. Вследствие этих действий население стало избавляться от скота: в течение 6-ти месяцев 1948 г. в личных хозяйствах колхозников было тайком забито более 2 млн. голов скота.

Хозяйства колхозников облагались сельхозналогом исходя из размеров доходности, полученной с каждой головы скота, площади посева культур, количества фруктовых деревьев и проч. Закон о сельхозналоге предоставлял правительству возможность наращивать размеры налогообложения за счет увеличения норм доходности. Ежегодно повышалась прогрессия шкалы ставок обложения доходов от ЛПХ (личных подсобных хозяйств).

Спускаемые правительством нормы доходности не учитывали урожайность посевов на приусадебных участках колхозников, сложившихся цен на сельхозпродукты, в результате фактический доход оказывался намного меньше. Например, в Новосибирской области в 1948 г. соотношение установленных норм доходности и фактического дохода от ЛПХ было далеко не в пользу последнего. Нормы доходности личных хозяйств колхозников по коровам в 8 раз превышали их фактический доход, по картофелю - в 2,3 раза. Исчисленный по этим нормам сельхозналог в 5 раз превысил налог 1947 г. и составил в сумме 642 руб.

Средняя по Центрально-Черноземным областям сумма налога, предъявляемого к уплате на одно хозяйство колхозника в 1950 г. составила 559 руб. против 217 руб. в 1947 г. - увеличение в 2,5 раза. Поступление сельхозналога к предъявленной сумме в 1946 г. равнялось 74,6%, в 1947 г. - 87%, в 1948 г. - 88,4%, в 1949 г. - 83,6%, в 1950 г. - 76,3% Эти данные свидетельствуют о том, что бесконечное повышение налогов приводило к снижению поступлений к предъявленной государством сумме. Причину несвоевременного получения денег по налогам правительство видело в неудовлетворительной организации работы финансовых органов, недостаточном внимании местных партийных и советских руководителей к выполнению финансовых планов на селе, к проведению агитации среди колхозников, поэтому отвергались все предложения о снижении норм доходности и уменьшении суммы сельхозналога.

Финалом налогового удушения являлись законы "О сельскохозяйственном налоге" и "О подоходном налоге с колхозников", принятые в 1952 г. Этими законами в очередной раз повышалась общая сумма налогов, увеличивались нормы доходности для личных хозяйств колхозников. Кроме того, к общему нормативному доходу от всех сельскохозяйственных источников личных хозяйств, устанавливалась еще единая 10%-ная надбавка на прочие доходы (от птицеводства, от выращивания молодняка скота, от сбора дикорастущих ягод, грибов и т. д.) вне зависимости от размера этих доходов. Главная отличительная особенность закона о сельскохозяйственном налоге 1952 г. состояла в том, что впервые к оплате привлекались доходы колхозников, получаемые от общественного хозяйства по трудодням в денежной и натуральной форме, чего не делалось даже в годы войны. В целом сумма сельхозналога с учетом всех повышений возросла в 1952 г. по сравнению с 1951 г. в среднем в 1,5-2 раза. Закон о сельскохозяйственном налоге 1952 г. отменил льготы для хозяйств сельских учителей, врачей, агрономов и др. сельских специалистов .

По огромному потоку жалоб, доведенных до отчаяния людей, можно судить об отношении граждан к налоговой политике в деревне. Как и в коллективизацию, люди не могли понять, в чем состоит их вина и за что такая кара. Много писем, в том числе повторных, поступало во властные структуры. Как показал анализ, из сотни рассмотренных обращений удовлетворялись одно-два, остальные отклонялись как необоснованные. Если жалобы граждан доходили в правительство, то для проверки их обязательно направляли назад в областные, краевые, республиканские организации, которые командировали на места своих представителей. Этим неписанным правилом советской бюрократии судьба каждого жалобщика предоставлялась в руки тех, против кого он осмеливался выступить. На беззащитную жертву обрушивались самые изощренные преследования.

В ЦК ВКП(б) прорывались сигналы о незаконных арестах колхозников, писавших жалобы, но особенной обеспокоенности они не вызывали. Когда рабочие совхоза "Петровское" Ухтомского района Московской области заявили своему директору о том, что за нарушение законности они намерены на него жаловаться, тот ответил: "Жалуйтесь. Судья у меня в одном кармане, прокурор - в другом, а депутат - пастухом". Рабочие неоднократно подавали жалобы на имя Сталина, в редакцию "Правды" и даже в МГБ. "Откли-нулись" органы госбезопасности - передали список жалобщиков директору совхоза для принятия мер.

В конце 40-х начале 50-х годов, размер предъявляемого к оплате налога и обязательные поставки отрезали колхозникам все пути к содержанию личного хозяйства, которое являлось для подавляющего большинства единственным источником существования. Вот что писала по этому поводу в Совет по делам колхозов И.П. Рохманова из колхоза им. Дзержинского Мойловского сельсовета Хвастовичского района Калужской области: "Пятый год мы живем в мире и с каждым годом все труднее. Госналоги все больше. Если в 1949 г. я уплатила 375 руб. и сдала 40 кг мяса, то в 1950 г. - 550 руб. и 44 кг мяса. А всего скота - коза да маленький поросенок. Денег не видим, т. к. на трудодни ничего не выдают. Живем лишь на своей картошке вдвоем с дочерью, а у кого семья большая, дети пухнут с голода".

Бесконечное повышение налогов добивало колхозы и совхозы. Разрушение деревни в конце 40-х - начале 50-х годов достигало катастрофических размеров. В 1951 г. производство зерна составляло 82%, подсолнечника - 65%, льноволокна - 55%, картофеля - 77%, овощей - 69% от уровня 1940 г. Поголовье скота в колхозах уступало численности 1940 г. Государственные закупки зерна, подсолнечника, картофеля, овощей на шестом году мирного времени уступали уровню довоенного 1940 г.

Налоговый террор государства разваливал личные хозяйства сельчан. В связи с непомерно завышенными нормами доходности производился вынужденный забой скота, находящегося в личном пользовании колхозников. В Новосибирской области за период с 1 июля 1948 г. по 1 января 1949 г. поголовье свиней сократилось с 14 тыс. до 4 тыс. На начало 1951 г. без малого половина хозяйств колхозников были бескоровными.
Многие колхозы из года в год не обеспечивали общественный скот кормами, поэтому сено на трудодни не выдавали, запрещали колхозникам производить покосы для личных нужд.

Недоимки по налогам Курской области на 1 января 1947 г. составляли 34 млн. руб. 1948 г. - 31, 1949 г. - 49,9, 1950 г. - 74, 1951 г. - 123. Из общей суммы недоимок по налогам, недоимки по сельскохозяйственному налогу составляли на 1 января 1947 г. 22,7 млн. руб. 1948 г. - 17,3, 1949 г. - 32,6, 1950 г. - 47,9, 1951 г. - 92,167. Недоимки числились за хозяйствами, не имевшими средств к погашению, к которым бессмысленно было применять меры принудительного взыскания из-за отсутствия у них имущества, подлежащего описи и изъятию. Число таких хозяйств ежегодно увеличивалось. Образование крупных сумм недоимок отрицательно влияло на выполнение доходной части бюджета. Однако увлеченное налоговой эйфорией правительство не придавало особенного значения опасному симптому и продолжало наращивать нормы доходности при исчислении налогов.

Всемерно усиливались репрессии. Как сообщалось в сводке заместителя начальника управления МВД по Ленинградской области, 18 июня 1948 г. в колхозе "Ленинское знамя" Тосненского района на общем собрании был вынесен общественный приговор о выселении колхозницы Ходковой, якобы уклонявшейся от трудовой деятельности. На собрании выступил ее муж И.М. Ходков, инвалид войны 2-й группы. Он сказал, что несмотря на освобождение по состоянию здоровья, старался работать в колхозе, имел к июню 80 трудодней. Жену не пускал на работу потому, что она была занята с 3-мя детьми. Но решение не отменили. По окончании собрания Ходков подошел к представителю обкома партии и сказал: "Теперь все разбито. Забирайте моих детей. Я больше жить не буду, петлю на шею надену и все". Представитель обкома ответил ему: "Вы успокойтесь, ничего особенного не будет". В целях предупреждения возможного самоубийства, через несколько минут на квартиру к Ходкову были направлены два сотрудника райотдела МВД, которые дома его не застали и через 20 мин. обнаружили Ходкова повесившимся на дереве в лесу, прилегавшем к поселку.


Экономической основой сталинского СССР, который сейчас культивирует в РФ госпропаганда, являлась сверх-эксплуатация села. По уровню экономического и административного прессинга это были самые тяжелые времена для русских крестьян. Блог Толкователя просуммировал общие повинности советских "аграриев".

В конце 20-х годов прошлого века свыше 80% населения СССР проживало в сельской местности, с учетом малых городов - до 90%. Практически все они в сталинском СССР были превращены в нечто среднее между государственными рабами-илотами, как в древней Спарте, и позднеримскими колонами, отбывающими бесчисленное количество экономических, трудовых и прочих повинностей. Выкачивание средств из русской деревни большевики прекратили лишь в 60-70-х годах прошлого века (когда были разработаны нефтегазовые и рудные месторождения Сибири), а паспорта колхозники получили окончательно лишь к концу 70-х - началу 80-х годов XX века.

В 90-х - начале 2000-х годов в РФ небольшими тиражами были выпущены несколько монографий и сборников документов о реальной жизни сталинской деревни. Одним из таких изданий была работа РАН и Вологодского пединститута "Повинности российского крестьянства в 1930-1960-х годах" М.А. Безнина, Т.М. Димони и Л.В. Изюмовой, изданная в 2001 году (скачать ее можно здесь). По мнению авторов, советское крестьянство фактически жило в условиях государственного феодализма, отдавая оброк - госпоставки (отменены лишь в 1958 году), отрабатывая барщину (регулируемый минимум отработки), который исчез лишь к концу 60-х годов, и выплачивая денежные налоги.


Как пишут ученые, созданная коммунистами в 30-х годах прошлого века система сверх-эксплуатации русского крестьянства условно делилась на три части:

Отработки

Каждый советский крестьянин был обязан отработать определенный минимум "трудодней" как в колхозе, так и на общественных работах. В трудовую повинность также включались вполне себе средневековые "обязательства" по гужевым, строительным отработкам, работе на лесоповале, ремонте дорог и так далее. В 1939 году постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР было определено, что обязательный годовой минимум трудодней для женщин в возрасте от 16 до 55 и мужчин от 16 до 60 лет в колхозах устанавливается в размере 60-100 в год. В 40-50-х годах этот минимум был увеличен и к моменту смерти Сталина составлял уже усреднено 150 трудодней в год для женщин и 200 - для мужчин.

Окончательно такая система принудительных отработок исчезла лишь в 1969 году, когда колхозникам была гарантирована зарплата не реже 1 раза в месяц.

Колхозникам за трудодни полагалось, конечно, некоторое вознаграждение, однако его размер обычно был весьма и весьма низким, а часто они вовсе не оплачивались (об этом на примере ряда колхозов в сталинской России блог Толкователя рассказал ранее). К примеру, из оплаты трудодней колхозников, работавших возчиками на лесозаготовках, до 50% забирал себе колхоз. Зимой 1940-1941 годов на лесозаготовках трудилось до 1 миллиона советских крестьян.

Ряд отработок был бесплатным. Так, в сталинской России каждый колхозник с 30-х годов должен был отработать 6 дней в году на строительстве и ремонте местных дорог (единоличники - 12 дней). Эта повинность была отменена лишь в 1958 году. В 1933-1937 годах всего на строительство и ремонт дорог было мобилизовано 79 миллионов человек, а также 161 тысяча автомобилей и 35 тысяч тракторов.

Натуральный оброк

В 1932-1933 годах советские колхозники получили "обязательства" по государственным поставкам. Как правило, это был перечень видов сельскохозяйственной продукции, которые производили колхоз и личные подворья крестьян. С 1934 года размер поставок с дворов крестьян-единоличников и колхозников был уравнен, а с 1940 года в стране был введен погектарный принцип исчисления обязательных поставок с колхозов, который затем распространился и на приусадебные участки крестьян.

Уровень оброка в сталинском СССР в ходе его истории неуклонно повышался. Если в 1940 году колхозный двор был обязан сдать в год 32-45 килограммов мяса (единоличники - от 62 до 90 килограммов), то в 1948 году - уже 40-60 килограммов мяса. По молоку обязательные поставки выросли в среднем со 180-200 литров до 280-300 литров в год. В 1948 году колхозный двор также был обязан сдавать ежегодно от 30 до 150 куриных яиц. Госпоставки также регламентировали количество шерсти, картофеля, овощей и т.п. продуктов с каждого колхозного приусадебного участка.

При этом, что немаловажно, от уплаты обязательных поставок, например, по мясу и яйцам, не освобождались дворы, которые не имели мясных животных (это произошло лишь в 1954 году) или кур (их можно было заменить денежными выплатами или иными продуктами). Лишь после смерти Сталина в 1953 году государство снизило объемы таких поставок, в связи с чем советские колхозники на радостях даже сочинили поговорку - "пришел Маленков, поели блинков". Окончательно оброк у советских крестьян был отменен в 1958 году.


Денежная повинность

Эти повинности делились на государственные, местные налоги, "добровольно-принудительные" сборы и займы. Самым "древним" в СССР был сельскохозяйственный налог, введенный еще в 1923 году. После "угара" НЭПа, он был приспособлен для новых реалий. Этим налогом облагались все возможные доходы крестьянской семьи в любой сфере. В 1933-1938 годах каждое хозяйство платило в среднем 15-30 рублей в год. С 1939 года твердые ставки сельхозналога были заменены прогрессивной шкалой, что позволило государству постоянно увеличивать его размеры. В среднем размеры налога с вмененного денежного дохода составляли около 7-11%. Такие относительно небольшие, на современный взгляд ставки, не должны вводить в заблуждение - ведь налогооблагаемая база рассчитывалась по придуманной государством "доходности".

С началом войны в 1941 году для крестьян была введена дополнительная надбавка к этому налогу в размере 100% от его объема (заменена военным налогом в 1942 году, который составлял от 150 до 600 рублей в год с члена хозяйства). Суть этого налога заключалась в том, что государство устанавливало размер получаемого с подворья объема производства сельскохозяйственной продукции и так называемые расчетные нормы ее доходности. По сути, это был инструмент открытого грабежа крестьян со стороны государства.

К примеру, большевики считали в 1940 году, что годовая доходность коровы - 600 рублей. Помимо того, что крестьянин с нее был обязан уплатить натуральный оброк (обязательные госпоставки в виде молока и мяса), а также госзакупки (как правило, это касалось более колхозов, но часто эти сборы платили и сами крестьяне) по мясу и молоку по специально заниженным ценам, он еще должен был выплатить до 50-60 рублей деньгами за нее. В таком свете видно, что ни о каком "малом" давлении налогового пресса говорить не приходится.

Как правило, реальное состояние хозяйства крестьян финансовые органы мало волновало.

В 1942-1943 годах нормы доходности были увеличены в 3-4 раза, соответственно, вырос объем вмененного сельхозналога. Затем этот налог (точнее, нормы доходности) четырежды возрастали в 1947-1948 годах. Следующее увеличение пришлось на 1950 год. А в 1952 году состоялся апофеоз сталинской налоговой живодерни - налогом были обложены цыплята, новорожденные поросята, телята и ягнята. Кроме того, сельхозналог колхозники были обязаны платить и с продуктов (овощи, картофель), которые им выплачивались в колхозе за трудодни (причем с этих выплат колхоз брал налоги, поэтому получалось как бы двойное налогообложение для каждого агрария).

Если в 1940 году расчетная норма доходности коровы, как уже было указано выше, составляла 600 рублей, то в 1948 году - 3500 рублей, свиньи - 300 и 1500 рублей, соответственно, сотки картофельного огорода - 12 и 120 рублей, козы или овцы - 40 и 350 рублей, соответственно. Многие советские крестьяне вынуждены были переходить на содержание так называемых "сталинских коров" - коз, которые в налоговом плане обходились дешевле.

Стоит также отметить, что льготы по сельхозналогу, которые имели инвалиды, ветераны войны, нетрудоспособные крестьяне и ряд других категорий советских илотов, во второй половине 40-х годов по большей части были упразднены. Если в 1947 году средний двор в РСФСР в год платил до 370 рублей сельхозналога, то в 1951 году - уже 519 рублей. Необходимо понимать, что продать на колхозном рынке какие-либо продукты, чтобы расплатиться с налогом было непросто - во-первых, из-за снижения цен на продукты, во-вторых, из-за административных и налоговых сложностей. В результате постоянно росло число должников (их задолженность была прощена лишь в 1953-1954 годах).

Лишь после смерти Сталина размеры сельхозналога были существенно уменьшены, а к 1965 году они в среднем составили лишь около трети от уровня 1951 года.

Помимо этого налога, советские крестьяне были обязаны покупать облигации государственных займов (они выпускались в 1927-1958 годах, СССР их не оплатил, произведя по сути дефолт по этим обязательствам). Кроме того, каждая колхозная семья была обязана уплачивать "добровольные сборы" - так называемое самообложение.

В области косвенных сборов сталинский СССР был местом, где мало кто из современных неосталинистов захотел бы жить. Так, крестьяне и даже горожане были обязаны платить налог за рыбалку (что сегодня почему-то возмущает патриотическую общественность, когда с подобными предложениями выступает кто-либо из тандема), налог на холостяков и малодетных, налог на собак, налог на транспортные средства (платить надо было даже за велосипеды) и так далее.


Личные подворья крестьян, которые постоянно подвергались урезанию, были самым эффективным поставщиком продуктов в СССР - несмотря на скромную долю в общем фонде сельскохозяйственных земель (не более 5-7%), они давали по обязательным государственным поставкам в 1940 году до 30% всего картофеля в стране, мясу скота и птицы - 25 %, яйцам - 100%, молоку - 26%, шерсти - 22%.

В заключение необходимо сказать, что за отказ от выполнения повинностей государству крестьян ожидали как штрафы, так и высылка. Несмотря на декларируемые современными сталинистами и госпатриотами тезисы о якобы бесплатном образовании в СССР, сельские школы (в которых училось абсолютное большинство населения тогдашнего СССР) были обязаны содержать сами колхозники и за свой счет платить довольствие учителям, а также оплачивать учебники и прочие материалы. Это же касалось детских садов (если они вообще были в колхозе), больниц и других учреждений социальной сферы.


Иллюстрации Валерия Барыкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2011 в 23:45, реферат

Краткое описание

Налоговые изменения 1941-1965г.г. можно условно разделить на два периода. Первый период – время Великой Отечественной войны. Все реформы, проводимые в этот период, были направлены на поддержание фронта. Люди не жалели ни сил, ни средств. «Все для фронта, все для победы» было не просто лозунгом, а образом жизни всей страны на 5 долгих лет.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
Налоговая политика СССР в период Войны 3
Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. 3
100% надбавка к сельскохозяйственному и подоходному налогам 3
Военный налог 4
Изменения сельскохозяйственного налога. 6
Государственная пошлина 7
Указ «О местных налогах и сборах» 7
Подоходный налог с населения 8
Налоги в послевоенный период 10
Подоходный налог с колхозов 10
Инициатива Хрущева по отмене налога с зарплаты трудящихся 12
Реформы Косыгина 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 15

Содержимое работы - 1 файл

налогизмен.doc

Налоговые изменения 1941-1965г.г. можно условно разделить на два периода. Первый период – время Великой Отечественной войны. Все реформы, проводимые в этот период, были направлены на поддержание фронта. Люди не жалели ни сил, ни средств. «Все для фронта, все для победы» было не просто лозунгом, а образом жизни всей страны на 5 долгих лет. В этот период государство, выступавшее главным заказчиком и гарантом стабильности, укрепило методы командно-административного управления. В данный период было введено несколько новых налогов, а также продолжалась уплата введенных в довоенный период. Были введены изменения в сельскохозяйственный и подоходный налоги. Второй период – послевоенный – время восстановления разрушенной страны и попытки новых реформ.

Налоговая политика СССР в период Войны

На начало войны основным источником поступлений государственного бюджета были доходы, сформированные за счет поступлений от социалистического хозяйства и платежей населения (налоговых платежей). Эти платежи объединялись в следующие группы:

  • в обобществленном секторе - налог с оборота, платежи из прибыли, подоходный налог с кооперации, налог с нетоварных операций и др.;
  • в частном секторе - промысловый налог, подоходный налог с частных лиц, налог на сверхприбыль, сельскохозяйственный налог и др.

Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан.

21 ноября 1941 г. вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Самый экзотический из применявшихся в СССР налогов был введен с целью мобилизации дополнительных средств на оказание помощи многодетным матерям, а также на содержание и воспитание детей, родители которых погибли в годы войны. Первоначально налог вводился только для граждан, не имеющих детей. С 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года этот налог стали уплачивать и граждане, имеющие одного или двух детей. Этот налог не имеет аналогов в истории и, кроме СССР, был установлен только в Монголии. Изначально налог вводился как временный, но просуществовал до начала 1990-х годов. К этому времени его уплачивали состоящие в браке и не имеющие детей граждане.[ 1 ]

100% надбавка к сельскохозяйственному и подоходному налогам

В начале войны рост налоговых поступлений был обеспечен за счет стопроцентной надбавки к сельскохозяйственному и подоходному налогам. Кроме того, для укрепления местных бюджетов 75% средств, собранных на селе по самообложению, стали включаться в сельский и районный бюджеты на финансирование социально-культурных мероприятий.

Однако обеспечить сколько-нибудь значительный рост поступлений в бюджет за счет налогов с населения в пределах действующей до войны налоговой системы, включая даже и установленную надбавку, было невозможно. Это объяснялось, в частности, тем, что налоговое обложение основной массы плательщиков - колхозного крестьянства, рабочих и служащих, интеллигенции было построено по весьма плавной прогрессии, причем, когда размер доходов достигает определенного уровня, ставки налога из прогрессивных переходят в пропорциональные. Наряду с этим, в силу различных льгот, от налоговых платежей освобождалось большое количество граждан разных групп, еще более возросшее в период войны (семьи военнослужащих, инвалиды войны и т.д.).[ 2 ]

Военный налог

Указом Президиума Верховного Совета СССР «О военном налоге» от 29 декабря 1941 г. был введен военный налог. С его введением были отменены надбавки к сельскохозяйственному и подоходному налогам. Основной принцип военного налога и его главный отличительный признак заключался в подушном обложении. К налогу привлекаются все граждане СССР, достигшие 18 лет (от уплаты налога освобождались:
военнослужащие рядового, младшего командного и младшего начальствующего состава Рабоче-крестьянской Красной Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск;
военнослужащие среднего, старшего и высшего командного и начальствующего состава, находящиеся в действующей армии, в действующем Военно-Морском Флоте и пограничных войсках;
члены семей военнослужащих, получающих пособие от государства;
инвалиды 1-й и 2-й групп инвалидности и пенсионеры, не имеющие дополнительных заработков). Это значительно увеличило контингент плательщиков налога, - главным образом за счет лиц, ранее не являвшихся плательщиками налогов: не работающих по найму трудоспособных членов семей колхозников, единоличников, рабочих и служащих, кустарей и ремесленников офицерского состава Красной Армии и т. д. В отношении групп плательщиков с твердо фиксированными размерами доходов принцип подушного обложения должен был сочетаться с принципом подоходности. Поэтому ставки налога для рабочих и служащих и других групп несельскохозяйственного населения были построены в зависимости от размеров получаемых ими доходов (Например, при годовом заработке включительно до 1800 руб. налог - 120 руб., при заработке 2400 руб. - 180 руб. и т.д.). На селе были введены твердые ставки налога (колхозники и единоличники уплачивают налог в размере от 150 до 600 руб. в год с каждого члена хозяйства). Однако и они дифференцировались, но не в отношении отдельных плательщиков, а по республикам, областям, районам и даже селениям в зависимости от размеров средних доходов одного колхозного двора в данной местности. Такая дифференциация была необходима главным образом в связи с различным уровнем цен на сельскохозяйственные продукты и другими особенностями отдельных местностей. Военный налог отличался от других налоговых платежей еще и тем, что его размеры были выше на 50% для всех граждан, которые по возрасту подлежали мобилизации в армию, но по тем или иным причинам не были мобилизованы или призваны (отсрочка, физический недостаток и т.д.). Были установлены сроки уплаты налога (граждане, облагаемые не по месту работы, кроме колхозников и единоличников, уплачивают налог равными долями в следующие сроки: 15 февраля, 15 апреля, 15 июля и 15 октября; колхозники и единоличники уплачивают налог равными долями в следующие сроки: 15 февраля, 15 апреля и 15 июля) и размер пени в случаях просрочки (0,2% за каждый день просрочки), а также меры взыскания.
Взимание военного налога позволило мобилизовать в доходы бюджета за годы войны св. 72,1 млрд. руб., что сыграло важную роль в финансировании военных расходов. [ 7 ]

Изменения, имевшие целью увеличение бюджетных поступлений, были внесены и в налоги, действовавшие до войны.

Изменения сельскохозяйственного налога.

Указом был установлен следующий порядок дифференциации норм доходности для обложения сельскохозяйственным налогом: совнаркомам союзных республик и областным исполкомам было предоставлено право изменять средние нормы для отдельных областей и отдельных районов на 30% в сторону уменьшения или увеличения. Кроме того, облисполкомы могли изменять районные нормы доходности для отдельных селений в пределах 30% в сторону повышения или понижения, в зависимости от расстояния данного селения от рынков сбыта и размеров рыночных доходов колхозных дворов от продажи сельскохозяйственной продукции. При такой системе дифференциации обеспечивается возможность устанавливать нормы доходности по районам и селениям в полной зависимости от фактических доходов от продажи продукция сельского хозяйства.

Наряду с изменением норм доходности были пересмотрены и ставки налога, так как с увеличением норм должна была произойти и перегруппировка плательщиков по размерам доходов на одно хозяйство, что имеет большое значение при прогрессивной системе обложения. По действовавшей ранее шкале обложения прогрессия ставок при годовом доходе хозяйства в 4000 рублей обрывалась. При повышении же норм доходности, а, следовательно, и размеров дохода, прогрессивность налога в значительной мере утрачивалась. Именно поэтому шкала обложения была пересмотрена в сторону продолжения прогрессии до 10000 рублей годового дохода. Это повысило налоговые платежи колхозников и единоличников с более крупными доходами.

Государственная пошлина

Была пересмотрена и система единой государственной пошлины. Ставки обложения были повышены, причем расширен был перечень действий и документов, оплачиваемых пошлиной. Раньше пошлиной не оплачивались такие документы, как заявления предприятий, учреждений и организаций о рассмотрении преддоговорных споров, о пересмотре решений Госарбитража, нотариальное удостоверение договоров (кроме договоров застройки и имущественного займа), доверенности и ряд других документов. Возникла также необходимость в отмене существовавшего ранее специального налога с имуществ, переходящих в порядке наследования и дарения (отменен указом Президиума Верховного Совета СССР 9 января 1943 года), в связи с чем была несколько увеличена ставка государственной пошлины за выдачу свидетельств, подтверждающих право наследования.[ 2 ]

Указ «О местных налогах и сборах»

Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О местных налогах и сборах», в соответствии с которым городские Советы депутатов трудящихся, а в поселках и в сельских местностях районные Советы депутатов трудящихся обязаны были взимать следующие местные налоги и сборы:

- Налог со строений. Согласно указу налогом облагались строения, принадлежащие предприятиям, организациям и отдельным гражданам. Налог со строений взимался в следующих размерах: 0,5% стоимости строений жилого фонда, 1% - с остальных строений.

- Земельную ренту. Земельная рента взималась за застроенные и незастроенные земли, предоставленные предприятиям, организациям и отдельным гражданам в бессрочное пользование и по договорам о праве на застройки. Для взимания земельной ренты все поселения были разделены на шесть классов, в зависимости от административного значения поселений, численности населения, развития торговли и промышленности и других экономических условий.

- сбор с владельцев транспортных средств;

- разовый сбор на колхозных рынках;

- с единоличных хозяйств;

- сбор с владельцев скота и государственный налог на лошадей. Этот сбор взимался с граждан, имевших продуктивный и рабочий скот (кроме лошадей), не использовавшихся в извозном промысле. От уплаты сбора освобождались владельцы скота, хозяйства которых облагались сельскохозяйственным налогом. [ 2 ]

10 сентября 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР был установлен налог со зрелищ, который уплачивали государственные и общественные предприятия и организации по дифференцированным ставкам в процентах с валовой выручки от проведения платных киносеансов, цирковых представлений, спортивных состязаний. [ 7 ]

Подоходный налог с населения

Подоходный налог с населения - основной вид прямых налогов, взимаемый с доходов физических лиц. В СССР подоходный налог действовал в двух основных формах: подоходный налог с юридических лиц (колхозов, потребительской кооперации, хозяйственных органов общественных организаций) и подоходный налог с населения. Подоходное обложение населения осуществлялось в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 года «О подоходном налоге с населения». Налогоплательщиками являлись советские и иностранные граждане, имевшие на территории СССР источники доходов. Плательщики налога в зависимости от источника их дохода подразделялись на несколько групп.

К первой группе относились рабочие, служащие и приравненные к ним лица (военнослужащие, учащиеся средних специальных учебных заведений, студенты, аспиранты, сезонные и временные рабочие и некоторые другие). Объектом обложения в этой группе являлся совокупный доход, включавший основную заработную плату, выплаты за сверхурочные и сдельные работы, премии, персональные надбавки, выплаты из средств социального страхования при временной нетрудоспособности и др. Данная группа плательщиков подлежала льготному обложению: были установлены более высокий необлагаемый минимум дохода и более низкие ставки налога, предоставлялись льготы по семейному положению. Вторую группу налогоплательщиков составляли литераторы и работники искусства (аналог - лица свободных профессий). Подоходным налогом облагались все виды заработков и вознаграждений без вычета расходов, связанных с выполнением работы. Налог исчислялся исходя из годового заработка и удерживался по месту выплаты дохода. Ставки налога были установлены в размере от 1,5 до 13%. Третью группу налогоплательщиков составляли лица, занятые кустарно-ремесленным промыслом; четвертую - граждане, имевшие частную практику (врачи, преподаватели, машинистки и т.д.); пятую - граждане, получавшие доходы от работы не на предприятиях, в учреждениях, организациях. Облагаемым доходом у граждан третьей - пятой групп являлась разность между валовым доходом (в денежной и натуральной формах) и расходами, связанными с получением дохода.

При обложении подоходным налогом была установлена система льгот. От уплаты налога полностью освобождались: военнослужащие (солдаты, матросы, сержанты, старшины срочной службы) со всех видов довольствия, включая премии и награды; все граждане, получавшие пенсию, независимо от ее размеров; лауреаты Ленинской и Государственной премий и премии Ленинского комсомола с сумм этих премий; инвалиды I и II групп по зрению; инвалиды Великой Отечественной войны. Участникам войны предоставлялась скидка по налогу в размере 50% по всем видам получаемых доходов.[ 2 ]

Налоги в послевоенный период

В послевоенные годы государственный бюджет был подчинен решению важнейшей задачи - ликвидации последствий войны и восстановлению разрушенного хозяйства страны. Произошли изменения в налогообложении колхозов, предприятий. [ 1 ] Был отменен военный налог после окончания войны в 1946 году, с сентября этого же года был повышен необлагаемый минимум для рабочих и служащих.

«Было дело – и цены снижали…»
В. С. Высоцкий.


Не смотря на очень тяжкое положение страны после Великой Отечественной войны, Сталин делал всё возможное и невозможное для повышения материального благосостояния и культурного уровня советского народа.

• С августа 1945 года начинается постепенно отмена военного налога с рабочих и служащих.
С начала 1946 года военный налог полностью отменяется.

• Не проводятся больше денежно-вещевые лотореи. И снижается размер подписки на новый государственный заем.

• С апреля 1946 года сберегательные кассы начинают выплачивать рабочим и служащим компенсацию за неиспользованные во время войны отпуска.

• Всё более широко развивалась государственная и кооперативная торговля.
Всё большие масштабы приобретает коммерческая торговля:
- создаётся сеть магазинов и ресторанов,
- расширяется ассортимент товаров.
Постепенно снижаются коммерческие цены.
К примеру. За первый послевоенный год цены на колхозных рынках в среднем снизились на 35%.

• Хозяйственное возрождение сопровождалось восстановлением и жилищного фонда.
Постепенно исчезли землянки.
В городах и рабочих посёлках в 1946 – 1950 годах построили и восстановили жильё общей площадью 100 миллионов квадратных метров, что составляло около 1 квадратного метра на городского жителя.
Отметили новоселье 2,7 миллиона семей в селе.
Все мы знаем, что пятиэтажные панельные дома называются «хрущёвками».

• Но, как считает А. Бушков, их:

«В соответствии с исторической правдой было бы вернее именовать «сталинками». Потому что появились они по инициативе опять-таки Сталина. Идея, правда, была целиком и полностью заимствована у французов, которые и разрабатывали сразу после войны проект дешёвого панельного жилья, возводимого в самые сжатые сроки. Сталин об этом узнал, вызвал профессора Карасева, не последнего человека в строительной промышленности, и поставил перед ним задачу. Через несколько лет были построены специальные комбинаты для производства «панелек». Но когда их начали строить. Сталин умер, и Никита Сергеевич проворно приписал авторство себе…»

В городах восстанавливались водопровод и системы канализации, налаживалась работа городского транспорта, коммунальных служб.

Но жилищные и бытовые условия жизни населения оставались сложными.
Подавляющее большинство горожан жили в бараках, перенаселённых «коммуналках», неприспособленных помещениях.

• Поскольку лёгкая и пищевая промышленность были в загоне, то и через несколько лет после войны население чувствовало острую нехватку одежды, обуви, продовольствия.
При этом полки магазинов не пустовали, и очередей у них не было.

• 14 декабря 1947 года вышло постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары».

С 16 декабря 1947 года была отменена карточная система снабжения населения продовольственными и промышленными товарами.

Кстати. СССР отменил карточную систему первым в Европе после войны.
Это случилось, к примеру, на 4 года раньше, чем в Великобритании.
И это при том, при всём, что Англия была разрушена и пострадала в войне неизмеримо меньше, чем СССР.
К тому же, она вдобавок ещё получала помощь от США.
И, несмотря на это, ещё в начале 50-х эта, правда уже бывшая, «владычица морей и океанов» не только мясо и хлеб, но даже вонючую треску распределяла по карточкам.
В это время в Англии шли демонстрации шахтёров с требованием обеспечить им уровень жизни как у советских шахтёров.

Тогда экономистов мира поразило то, что спустя всего 2 года после войны, и после неурожая 1946 года, основные цены на продовольствие были удержаны на уровне пайковых и даже снижены.
То есть практически абсолютно всё продовольствие было доступно каждому!
Такое положение для Запада было и неожиданным и обидным.

• Одновременно (в декабре 1947 года в течение недели) была проведена денежная реформа.

Следует сказать, что денежная реформа была вынужденной – из-за последствий войны – мерой.
Во время войны денежное хозяйство воюющей стороны, особенно если на её территории ведутся боевые действия, приходит в упадок.
Валюта этой страны обесценивается.
Обесценивается в силу:
- как упадка товарно-денежных отношений,
- так и неизбежно резкого развития спекуляции и отсутствия товаров гражданского назначения,
- самораскручивания инфляции.

К тому же гитлеровская Германия в небывало широких масштабах использовала против Советского Союза эмиссию фальшивых советских денег. И пыталась тем самым подорвать советскую экономику во время войны.

Сталин был очень дальновидным государственным деятелем и потому задумался о необходимости проведения после войны денежной реформы ещё в 1943 году.

Об этом пишет в своих мемуарах «Записки министра» Арсений Зверев (тогдашний министр финансов).

Необходимость денежной реформы обосновывалась в специальном постановлении ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР.
В его подготовке активно участвовал Сталин (наряду с министром финансов А. Зверевым).

• В постановлении обращалось внимание на то, что огромные военные расходы в 1941 – 1945 годах:

«…Потребовали выпуска в обращение большого количества денег… В то же время сократилось производство товаров, предназначенных для продажи населению. И значительно уменьшился розничный товарооборот. Кроме того, как известно, в период Отечественной войны на временно захваченной советской территории немецкие и другие оккупанты выпускали в большом количестве фальшивые деньги в рублях, что ещё больше увеличило излишек денег в стране и засорило наше денежное обращение. В результате этого в обращении оказалось значительно больше денег, чем это нужно для народного хозяйства, покупательная сила денег понизилась, и теперь требуются специальные мероприятия по укреплению советского рубля».

Одновременно в постановлении разъяснялось, что реформа необходима для изъятия излишков денег у части населения.

• В нём говорилось, что:

«…Спекулятивные элементы воспользовались наличием большого разрыва между государственными и рыночными ценами, равно, как и наличием фальшивых денег, для накопления денег в больших размерах в целях наживы за счёт населения… Нельзя… допустить, чтобы спекулятивные элементы, нажившиеся в период войны и накопившие значительные суммы денег, получили возможность скупать товары после отмены карточной системы».

• Вот что пишет об этой реформе А. Бушков в своей книге «Сталин. Ледяной трон»:

«Обмен старых денег на новые интересен некоторыми особенностями. Хозяевам денежных вкладов в сберкассах деньги обменивали по несложной системе: вклады до 3000 рублей – один к одному, то есть новый рубль за старый. Если вклад был больше трёх тысяч, первые три тысячи обменивались опять-таки один к одному; остальное: сумма до 10 000 – 2 новых рубля за 3 старых, свыше 10 тысяч – рубль новыми за 3 старых.
Наличные деньги обменивались во всех сберкассах и специальных «выплатных пунктах» уже по другой пропорции: за 10 старых рублей – рубль новыми. Никаких ограничений не было, можно принести хоть мешок из-под картошки.
Но в том-то и хитрушка, в том-то и потаённый смысл подобной реформы, что большую сумму мог засветить далеко не всякий. Мешок денег мог безбоязненно принести только человек с честным заработком – скажем, чабан из южных мест, не приученный хранить деньги иначе, кроме как под матрасом в юрте. Или высокооплачиваемый профессор, по экстравагантности характера не доверяющий сберкассам. (А профессора тогда получали зарплату не в пример нынешней – на четырёхмесячную могли купить «Победу».)
Догадались? Всевозможные теневые дельцы, спекулянты, взяточники и прочий нечестный элемент в массе своей одним махом теряя неправильно нажитые капиталы. Отнести мешок с левыми заработками, конечно, можно, деньги обменяют и слова не скажут – но на заметку возьмут непременно. И какому-нибудь продавцу газированной воды с зарплатой рублей в сто пятьдесят, ежели что, придётся из кожи вон вывернуться, чтобы объяснить, откуда он взял миллион, который только что поменял на новые…
Конечно, кто-то, подсуетившись и используя тёмные связи (это и при Сталине было возможно) свои денежки с грехом пополам отмыл. Но на одного такого живчика наверняка приходилось сотня других, которые этой возможности оказались лишены. И вчерашние состояния теперь не годились даже для обклейки стен – опять-таки могут заметить и взять на карандаш…
В общем, точной статистики по вполне понятным причинам не существует, но нет сомнений, что масса тогдашних «граждан Корейко» лишились астрономических сумм».

Таким образом, страна не только получила средства для дальнейшего развития, но и усилила свою финансовую систему.
Для сохранения этой системы СССР пошёл на важный шаг: отказался вступить в МВФ и Международный банк реконструкции и развития.

А 1 марта 1950 года вообще вышел из долларовой зоны, переведя определение курса рубля на золотую основу.

В СССР были созданы крупные золотые запасы.
А рубль был неконвертируемым, что позволяло поддерживать очень низкие цены и не допускать инфляции.

• Юрий Мухин в своей книге «Сталин – хозяин Советского Союза» пишет по этому поводу следующее:

«Вдумайтесь, на что посягнул Сталин – на святая святых США, на их базу для паразитирования, на доллар! Ведь благодаря тому, что в международной торговле универсальной валютой является доллар, США имеет возможность всучивать миру крашеную бумагу с портретами своих президентов вместо реальных ценностей. А Сталин не то, что отказался использовать доллар во всё расширяющейся международной торговле СССР, он даже оценивать товары в долларах прекратил…
А давайте зададим себе детски-наивный вопрос: а почему мы не пользуемся в международной торговле золотом, которое как-никак, но является реальной ценностью, а пользуемся какими-то виртуальными деньгами, которые в США ничем не обеспечены и, более того, США и не обещают их обеспечивать? Почему, отправляя за границу принадлежащую нашим детям нефть и получая за неё «Мерседес», мы говорим, что «он стоит 100 000 долларов», а не «3000 унций золота»? Есть ли на этот вопрос вразумительный ответ?
Ведь сегодня, когда реальных перевозок золота за товары не производится (как не производится реальных перевозок долларовых купюр), наличное количество золота может обеспечить всю международную торговлю. Если его будет не хватать, то золото будет просто дорожать в цене. Почему же не перейти к расчётам в золотом эквиваленте?
Ответ один: если мир откажется от доллара и перейдёт к золоту, то со всего мира в США потекут долларовые купюры с требованием обменять их на реальные товары. А там этих товаров нет, настолько нет, что даже если все США продать в ценах по нынешнему курсу доллара, то напечатанных к настоящему времени доллары всё ещё частью останутся неотоваренными…
Возникает вопрос: тогда почему же не уничтожат, почему не вернут долларовые бумажки в США? Потому, что нынче во главе крупных стран мира нет ни Сталиных, ни даже де Голлей. (В своё время президент Франции генерал де Голль собрал во Франции все долларовые купюры, вывез в США и заставил обменять на золото. После этого США объявили, что они свои доллары на своё золото больше не меняют, т. е. доллар сегодня является абсолютно необеспеченной валютой).
Не только правящий режим России обворовывает Россию и прячет украденные деньги в долларах за рубежом. Пользуются случаем и деятели других стран. И для этих воров обесценивание доллара – это обесценивание украденного. Казалось бы, что за свои украденные доллары воры могли бы купить золото и жить спокойно, но США ещё и международный жандарм. Американцы разыщут украденное в любом банке и отберут, как у шаха Ирана. Они бомбами, а не какими-либо экономическими методами поддерживают курс доллара, а воры во власти во всех странах это знают и на доллар не посягают. Повторю: не Сталины они и не де Голли».

• Принципом государственной политики было сделано постоянное, хотя бы и скромное, улучшение благосостояния населения.

Это выразилось, например, в крупных и регулярных снижениях цен.
После 1947 года началось планомерное и ежегодное снижение цен на товары массового потребления в городах.
Происходило это ежегодно вплоть до 1954 года (13 раз за 6 лет!).

За 7 лет розничные цены снизились в 2,2 раза.
С 1946 по 1950 год хлеб подешевел втрое, а мясо в 2,5 раза.

Именно тогда возникли закреплённые в государственной идеологии специфические стереотипы советского массового сознания:
- уверенность в завтрашнем дне и
- убеждение, что жизнь может только улучшаться.

Для сравнения.
В то же время в странах капитала уровень цен на важнейшие продукты питания в 1952 году в процентах к ценам 1947 года значительно увеличился.
К примеру:
США: хлеб – 128%, мясо – 126%, масло – 104%, сахар – 106%.
Англия: хлеб – 190%, мясо – 135%, масло – 225%, сахар – 233%.
Франция: хлеб – 208%, мясо – 188%, масло – 192%, сахар – 370%.

• Хотелось бы обратить внимание вот на что.

Продовольственная корзина, разработанная в 1950 году советскими учёными, была значительно «тяжелее» той, которую предложили в 1994 году «учёные-дерьмократы».
Сравним:
Годовая норма потребления:
- Хлеба (белого и чёрного) в 1953 году 183 килограмма, а в 1994 году – 102.
То есть снижение в 1,7 раза.
- Картофеля в 1953 году 114 килограмма, а в 1994 году – 105.
То есть снижение в 1,08 раза.
- Овощей и бахчевых в 1953 году 141 килограмма, а в 1994 году – 110.
То есть снижение в 1,28 раза.
- Фруктов в 1953 году 91 килограмм, а в 1994 году – 41.
То есть снижение в 2,2 раза.
- Мяса и мясных продуктов в 1953 году 63 килограмма, а в 1994 году – 50.
То есть снижение в 1,25 раза.
- Рыбы в 1953 году 21 килограмм, а в 1994 году – 15.
То есть снижение в 1,4 раза.
- Молока в 1953 году 365 литров, а в 1994 году – 246.
То есть снижение в 1,47 раза.
- Яиц в 1953 году 350 штук, а в 1994 году – 140.
То есть снижение в 2,5 раза.

• Цены на колхозных рынках в 1953 – 1955 годах почти не отличались от розничных государственных.

Те потребители, которые не хотели стоять в очереди за дешёвыми продуктами, могли с небольшой переплатой приобрести продукты на колхозном рынке (а иногда рыночные товары были дешевле).
Причём продукты высококачественные, не испорченные нитратами, не замороженные, а свежие.

• Одновременно росла заработная плата рабочих и служащих.

Реальные доходы в расчёте на душу населения увеличились за пятилетие на 34%.
Заработная плата рабочих в 1953 году колебалась от 800 до 3000 и выше рублей (это говорит об отсутствии в то время уравниловки).
- Шахтёры и металлурги-стахановцы получали в то время до 8000 рублей в месяц.
- Заработная плата молодого специалиста-инженера составляла 900 – 1000 рублей, старшего инженера – 1200 – 1300 рублей.
- Секретарь райкома КПСС получал 1500 рублей в месяц.
- Оклад союзного министра не превышал 5000 рублей.
Зарплата профессоров и академиков была выше, нередко превышал 10 000 рублей.

Покупательная способность 10 рублей по продуктам питания и товарам народного потребления была выше покупательной способности американского доллара в 1,58 раза.
И это при практически бесплатных жильё, лечении, домах отдыха и т. д.

• Росли суммы на:
- выплаты по социальному страхованию рабочих и служащих,
- пенсии и путёвки в санатории и дома отдыха,
- бесплатную медицинскую помощь,
- пособия одиноким и многодетным матерям,
- стипендии учащимся.

• Как и раньше, трудности жизни обходили стороной партийную и советскую номенклатуру, генералитет, незначительную часть официально признанной творческой и научной интеллигенции.
Государство предоставляло им привилегии в виде комфортабельного жилья, спецпайков, дач, служебных автомобилей и высокой зарплаты.

Если бы сталинская плановая система была сохранена после смерти И. В. Сталина, и ещё разумно усовершенствована, если бы на первое место была поставлена задача дальнейшего повышения уровня жизни народа, мы уже к 1970 году были бы в первой тройке стран с самым высоким уровнем жизни.

• Хотел бы закончить отрывком из воспоминаний С. Г. Кара-Мурзы (в книге «Советская цивилизация»):

«В начале 50-х годов жизнь как-то резко успокоилась и стал нарастать достаток. Этого тоже ждали и не удивились – люди очень много работали и мало потребляли. Поэтому хозяйство быстро восстановилось. Цены регулярно снижали, и очень ощутимо. На уровне нашего детского сознания мы были уверены, что Сталин нас любит. Мы это видели по множеству признаков ежедневно. Мы были уверены и об этом совсем не думали. Но, не думая, и мы в массе своей Сталина любили. Что бы там ни говорили сегодня всякие краснобаи, а был у нас недолгий период взаимной скрытой любви между большинством народа и властью. Официальная любовь и преданность, знамёна и барабаны к этому не касаются, я говорю о скрытой, редко выражаемой любви. Возможно, другого такого периода не было и не будет.
В 50-е годы начиналась какая-то новая жизнь, и Сталин умер».

Читайте также: