Оплата налогов при ликвидации ооо

Опубликовано: 12.05.2024

Причины ликвидации компании могут быть самыми разнообразными.

Порядок ликвидации юридических лиц

Любая компания может быть ликвидирована по правилам, установленным действующим законодательством. В процессе ликвидации существование компании, как субъекта права, прекращается, в результате чего она утрачивает свою правоспособность (ст. 49 ГК РФ).

Ликвидация компании происходит в порядке, который предусматривает гражданское законодательство. Ликвидация налогоплательщика сопровождается внесением соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Органом, в обязанности которого входит внесение такой записи, является ФНС, а также ее территориальные подразделения.

Процедура ликвидации начинается с принятия решения прекратить деятельность компании, которое принимается ее учредителями. После принятия такого решения необходимо поставить в известность налоговый орган, что станет основанием для внесения записи о том, что начат процесс ликвидации компании в ЕГРЮЛ.

Параллельно с этим назначается ликвидационная комиссия. Сроки проведения ликвидации согласовываются с налоговым органом. В течение всей процедуры юридическое лицо продолжает свое существование как субъект хозяйствования, управление которым переходит к ликвидационной комиссии.

О начале процедуры ликвидации в известность должны быть поставлены кредиторы.

Извещение производится через печатный орган и направляется непосредственно кредиторам.

В обязанности ликвидационной комиссии входит расчет с кредиторами компании. По истечении двухмесячного срока составляется промежуточный баланс. После того как расчет с кредиторами произведен составляется ликвидационный баланс, который передается в налоговый орган. После его утверждения в ЕГРЮЛ вносится соответствующая запись и компания прекращает свое существование.

Основания для принудительной ликвидации организации

Ликвидироваться компания может на добровольной основе или принудительно. Решение добровольно ликвидировать компанию принимают ее учредители. Причины принятия такого решения могут быть различными, начиная от нежелания продолжать дальнейшую хозяйственную деятельность, заканчивая достижением целей создания компании или срока, на который она создавалась.

Принять решение принудительно ликвидировать компанию может только суд. Для принятия такого решения необходимо наличие следующих оснований:

  • грубое нарушение законодательства при создании компании, если устранить такое нарушение невозможно;
  • осуществление компанией деятельности, которая запрещена законом, а также другие многократные и грубые нарушения законодательства;
  • ведение компанией хозяйственной деятельности без получения предписанных законом разрешений (лицензии) или не получение членства в СРО, если такая обязанность установлена законом;
  • регулярное осуществление деятельности общественной организацией, благотворительной или религиозной организацией, которая идет в разрез задачами, предусмотренными уставом такой организации.

Данный перечень является окончательным. Возможны и другие, не запрещенные законом случаи. Ликвидация также может являться следствием банкротства компаний.

Уплата налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации

Действующее законодательство, регулирующее порядок ликвидации юридического лица, предполагает, что компания, до того, как будет ликвидирована, обязана исполнить свои обязательства перед бюджетом по уплате налогов.

В противном случае взыскивать недоимку по налогам и штрафные санкции будет не с кого.

Обязанность уплатить налоги ликвидируемой организации в соответствии со статьей 49 НК РФ исполняет ликвидационная комиссия (ликвидатор), поскольку с момента ее назначения все полномочия относительно управления делами компании переходят к ней в порядке, предусмотренном статьей 62 ГК РФ. Оплата производится за счет средств организации, включая те, которые получены от реализации имущества.

Процедура ликвидации, предусмотренная законодательством, изменяет сроки, в которые должна быть произведена уплата налогов.

Очередность выплат устанавливает статья 64 ГК РФ.

В соответствии с положениями данной статьи задолженность перед бюджетом имеет третье место в очереди. Удовлетворить обязательство каждой последующей очереди можно только после того, как в полном объеме удовлетворены требования предыдущей.

Регулирование отношений в случае недостатка средств у ликвидируемой организации для исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

Положениями пункта 2 статьи 49 НК РФ прописаны правила, в соответствии с которым обязанность погашения задолженности при выявлении недостатка финансов у ликвидируемой компании для выплаты налогов и сборов ложится на плечи учредителей (участников) юр. лица.

Согласно этим правилам, когда указанный вопрос касается полных товариществ, то исходя из положений п. 1 ст. 69, ст. 75 Гражданского кодекса РФ к полным товарищам может быть применена субсидиарная ответственность, также, как и в коммандитных товариществах (п. 2 ст. 82 ГК РФ).

Когда вопрос касается указанных обязательств участников ООО, то согласно законодательству, они отвечает только в пределах стоимости долей, которые им принадлежат (ст. 87 ГК РФ). Тоже касается и акционеров.

Согласно положению ст. 96 ГК РФ, они могут отвечать только в пределах стоимости своих акций. Такие правила устанавливают положения ст. 106.1 ГК РФ и ст. 13 Федерального закона от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах».

Другие правила установлены для членов потребительского кооператива ст. 123.3 ГК РФ. Они несут субсидиарную ответственность, то есть должны погасить обязательные платежи за счет не внесенной части дополнительного взноса членов кооператива.

Согласно правилам законодательства, которые прописаны положениями п. 3 ст. 123.21, п. п. 4 — 6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 ГК РФ, компания – должник по обязательным платежам (налогам и сборам), отвечает своим имуществом, а в некоторых случаях и другими имуществом в случае, когда предприятие не в состоянии погасить указанные долги за счет личных средств или другого имущества, его собственники могут привлекаться к субсидиарной ответственности.

А если речь идет об ассоциации являющейся собственником принадлежащего ей имущества, то она отвечает всем указанным имуществом, и по обязательствам своих членов не несет ответственности, также, как и члены такой ассоциации не могут быть привлечены к ответственности. Согласно п. 3 ст. 123.8 ГК РФ исключение составляют прямо прописанные уставом либо законом условия привлечения к субсидиарной ответственности.

В результате чего на практике возникают ситуации, когда задолженность остается непогашенной, поэтому налоговые органы зачастую препятствуют завершению ликвидации компании в случае существования недоимок. Однако такие действия являются незаконными.

Требования кредиторов к ликвидируемой организации

Законодательство предусматривает, что такие требования можно условно разделить на несколько групп:

  • требования, которые предъявлены в соответствии с требованиями закона в срок и включены ликвидкомиссией в промежуточный ликвидационный баланс;
  • требования, не включенные в ликвидационный промежуточный баланс, которые в установленный срок были предъявлены кредиторами;
  • требования, которое кредиторы предъявили с пропуском установленного срока;
  • требования, не предъявленные кредиторами до окончания процедуры ликвидации.

Очередность для удовлетворения требований кредиторов при ликвидации организации

Очередность, с которой удовлетворяются требования кредиторов, устанавливается гражданским законодательством. Помимо этого на существование очередности указывают статьи 46, 60, 76, 114, 134 НК РФ, а также законодательство о банкротстве.

В первую очередь подлежат удовлетворению требования физических лиц, перед которыми компания имеет ответственность за причиненный вред жизни или здоровью, а также моральный вред.

Во вторую очередь погашается задолженность по оплате труда и других выплат, причитающихся работникам.

Третья очередь отведена для расчетов с бюджетом, а также внебюджетными фондами.

В четвертой очереди находятся другие кредиторы.

Порядок зачета и возврата излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа

Регулирование отношений в случае имеющейся переплаты по налогам и сборам у ликвидируемой организации прописано в пункте 4 статьи 49, 78-79 НК РФ. Согласно его положениям переплата зачитывается в счет погашения существующих налоговых обязательств, а также задолженности по пене и штрафам.

Оставшаяся после зачета налогов сумма переплаты возвращается компании на протяжении одного месяца после предоставления соответствующего заявления.

Когда производится возврат налогов, проценты рассчитываются, начиная с дня, который следует за днем взыскания и продолжают начисляться до дня, когда фактически произведен расчет.

Несмотря на то что погашение обязательных платежей в процессе добровольной ликвидации регулируется теми же нормами, что и удовлетворение требований иных кредиторов, существует ряд вопросов, которые прояснить следует отдельно. Могут ли налоговые органы взыскивать в бесспорном порядке долги, налагать арест на расчетный счет, отказывать в завершении ликвидации недоимщику? Постараемся дать ответы на эти вопросы в статье.

Очередность погашения налоговых и иных обязательных платежей

Для того чтобы установить порядок удовлетворения налоговых платежей при добровольной ликвидации юридических лиц, следует в совокупности проанализировать нормы НК РФ, ГК РФ, и Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

В соответствии с п. 3 ст. 49 НК РФ очередность исполнения ликвидируемой организацией обязанностей по уплате налогов и сборов среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством РФ, то есть НК РФ отсылает к ст. 64 ГК РФ [1] .

Из анализа норм ст. 64 ГК РФ следует, что все платежи, включая обязательные, делятся на очередные платежи и текущие расходы. Под последними понимаются расходы, необходимые для осуществления ликвидации. Согласно п. 1 и 2 ст. 5 Закона о банкротстве текущими платежами считаются те, что возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом и не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Применительно к добровольной ликвидации под текущие расходы подпадают те, которые возникли после составления промежуточного ликвидационного баланса и, соответственно, не вошли в промежуточный ликвидационный баланс. Текущие налоговые платежи могут образоваться, например, по результатам проверки, которую имеют право назначить налоговые органы на основании п. 11 ст. 89 НК РФ, или в результате реализации имущества для погашения обязательств перед кредиторами во исполнение п. 4 ст. 63 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 64 ГК РФ текущие расходы приоритетны по отношению к очередным платежам. Внутри текущих расходов текущие налоговые платежи гасятся в очередности, предусмотренной Законом о банкротстве, то есть в последнюю, четвертую очередь. В данном случае, поскольку ст. 64 ГК РФ не устанавливает очередность погашения текущих расходов, применяется аналогия закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) исходя из норм ст. 134 Закона о банкротстве. На допустимость подобной практики со ссылкой на п. 24, 25 Постановления Пленума ВС РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ», в частности, указано в Постановлении ФАС УО от 30.09.2010 № Ф09-7990/10-С4.

Очередные платежи – требования кредиторов, которые включены в промежуточный ликвидационный баланс. Задолженность по очередным обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу п. 1 ст. 64 ГК РФ погашается в третью очередь.

Итак, очередные обязательные платежи гасятся в третью очередь среди очередных платежей. Текущие расходы гасятся в первоочередном порядке по отношению ко всем очередным платежам. Внутри группы текущих расходов обязательные текущие платежи погашаются в четвертую очередь.

Порядок списания налогов при ликвидации

Согласно пп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога, штрафа прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетом в соответствии со ст. 49 НК РФ. При этом то, что все действия во время ликвидации осуществляет ликвидатор, не имеет значения. Если у ликвидируемой организации из-за действий ликвидатора возникают обороты, все налоги с этих оборотов платить придется, в противном случае ликвидация являлась бы весьма удобным способом уклонения от налогов. Об этом, в частности, говорится в Письме Минфина России от 29.11.2011 № 03‑02‑07/1-410, с указанием на то, что НК РФ не предусмотрено прекращение обязанности налогоплательщика-организации по уплате налогов (пеней, штрафов) в период нахождения ее в стадии ликвидации.

На основании п. 1 ст. 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

Если денежных средств ликвидируемой организации недостаточно для исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, то остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и в порядке, которые установлены законодательством РФ (п. 2 ст. 49 НК РФ). Такое возможно только в том случае, если в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам (п. 15 Постановления Пленума ВС РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ»). Поскольку мы говорим о коммерческих организациях, ответственность которых ограничивается взносом в уставный капитал, то в самом плохом случае, не будучи нарушителями законодательства, участники ликвидируемой организации могут потерять свои взносы в уставный капитал, но платить им из собственного кармана не придется. На это указывают соответствующие нормы гражданского законодательства: п. 2 ст. 56 ГК РФ, п. 3 ст. 3 Закона об ООО [2] , п. 3 ст. 3 Закона об АО [3] .

Как же погашаются налоговые обязательства ликвидируемой организации, если денежных средств на это не хватает? В этом случае организация ликвидируется не в добровольном порядке, а по упрощенной процедуре банкротства, описанной в гл. 11 Закона о банкротстве. Далее недоимка по налогам (пеням, штрафам) признается налоговым органом безнадежной к взысканию в связи с недостаточностью имущества организации на основании ст. 59 НК РФ и списывается в установленном порядке [4] .

Налоговая служба – обычный кредитор?

В целом бюджет как кредитор не имеет каких-то преимуществ во время ликвидации налогоплательщика. Это же подтверждает обзор арбитражной практики, в которой одной из сторон является ликвидируемая организация, а другой – налоговый орган. Проиллюстрируем ситуацию несколькими примерами.

Недействительность ликвидационного баланса

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 № 7075/11, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчетов с кредиторами, нужно квалифицировать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения.

ФАС ВСО в Постановлении от 05.08.2011 № А33-18667/2010 рассмотрел следующий случай. Общество приняло решение о добровольной ликвидации, налоговая служба в ходе проверки доначислила штрафы и предложила обществу их уплатить. Однако общество не погасило штрафы, утвердило ликвидационный баланс и представило в регистрирующий орган (налоговую службу) пакет документов для государственной регистрации ликвидации. Налоговая служба отказала в регистрации ликвидации по причине недостоверности ликвидационного баланса. Напомним, что заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001 [5] содержит специальную запись, подтверждаемую подписью ликвидатора: «Расчеты с кредиторами завершены». Общество подало в суд на незаконные действия налоговой службы как регистратора. Суд поддержал позицию налоговиков по следующим основаниям:

  • требования направлялись налогоплательщику после начала процедуры добровольной ликвидации данного юридического лица и утверждения ликвидатора;
  • на момент составления промежуточного ликвидационного баланса общество извещалось об обнаружении налоговым органом фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях;
  • доказательств представления обществом в налоговый орган возражений не представлено;
  • обществом не представлено доказательств исполнения обязанности по уплате штрафа до составления ликвидационного баланса, то есть задолженность имелась на момент утверждения промежуточного ликвидационного баланса. [6]

Непредъявленные требования оплате не подлежат

В соответствии с п. 5.1 ст. 64 ГК РФ считаются погашенными при ликвидации юридического лица требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд.

В Определении ВАС РФ от 12.05.2009 № ВАС-5652/09 суд пришел к выводу, что несоблюдение налоговым органом как кредитором установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации организации влечет установленные налоговым законодательством последствия, в том числе в виде погашения требований кредитора.

Аналогично в Постановлении ФАС ПО от 29.03.2011 № А55-17287/2010 суд отказал в удовлетворении требований ИФНС, поскольку инспекция не предъявляла требований к ликвидационной комиссии, в связи с чем у последней отсутствовали основания для включения в промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс каких-либо сумм задолженности и для их выплаты налоговому органу.

Не признанные ликвидатором налоговые требования взыскиваются в судебном порядке

В Постановлении ФАС ЦО от 28.01.2009 № А23-1737/08А-14-83 суд указал, что налоговая служба не может требовать включения заявленных ею требований, если с ними не согласна ликвидационная комиссия. В данном случае налоговая служба наряду с другими кредиторами должна действовать в порядке, установленном п. 4 ст. 64 ГК РФ. Указанная норма закона прямо предусматривает способ защиты интересов кредитора, которому отказано в удовлетворении его требования (предъявление иска в суд), а также способ удовлетворения его требований в случае их обоснованности (за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица). [7]

Налоговая проверка – не препятствие для ликвидации

Что делать, если налоговая проверка не завершена, а момент составления ликвидационного баланса уже подошел? Должна ли ликвидируемая организация ожидать результатов проверки или же можно завершить ликвидацию без оглядки на факт проверки?

Согласно Письму ФНС России от 07.08.2012 № СА-4-7/13101 если организация в установленном порядке уведомила налоговый орган о начале процедуры ликвидации, а налоговый орган какие-либо требования об уплате налогов и сборов не предъявлял, то организация может продолжать процедуру ликвидации на общих основаниях. В частности, в соответствии с п. 6 ст. 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица.

Возможно ли бесспорное взыскание обязательных платежей с ликвидируемой организации?

Вправе ли налоговый орган взыскивать с ликвидируемой организации в бесспорном порядке долги, а если нет, то с какого момента процедуры ликвидации он лишается этого права?

В Определении ВАС РФ от 09.06.2014 № ВАС-6279/14 суд расценил действия банка по безакцептному списанию средств как противоречащие положениям ст. 64 ГК РФ о порядке и очередности удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица, что влечет ничтожность соответствующих операций. Но это про банки – а как насчет налоговых органов? Например, в Постановлении ФАС ВСО от 26.09.2013 № А19-1757/2013 суд посчитал, что в период нахождения налогоплательщика в процессе ликвидации налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов в порядке, установленном положениями ст. 46, 47 НК РФ.

Минфин также неоднократно высказывался по этому поводу. В Письме от 29.07.2008 № 03‑02‑07/1-319 Минфин отмечает, что со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса налоговый орган не вправе осуществлять взыскание налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ, о чем также свидетельствует практика арбитражных судов (постановления ФАС СЗО от 25.11.2004 № А05-6517/04-13, ФАС ПО от 27.02.2007 № А55-7518/06, от 18.12.2007 № А55-6435/2007).

Одновременно Минфин заметил, что НК РФ не предусмотрена обязанность налоговых органов по отзыву инкассовых поручений и отмене решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в случае принятия решения о его ликвидации.

В более позднем письме – от 24.08.2011 № 03‑02‑07/1-303 – в ответ на запрос банка, обслуживающего ликвидируемую организацию, Минфин пояснил, что при наличии документов о принятии юридическим лицом решения о добровольной ликвидации и (или) об утверждении ликвидационной комиссией промежуточного ликвидационного баланса банком не могут исполняться решения налоговых органов о взыскании налогов.

С учетом уточненной позиции Минфина, а также судебной практики можно утверждать, что срок исчисляется с момента принятия решения о ликвидации, а не с момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса. В упомянутом Постановлении ФАС СЗО № А05-6517/04-13, на которое, кстати, сослался Минфин в Письме № 03‑02‑07/1-319, указано прямо: вынесение ИМНС оспариваемого решения о взыскании налогов и пеней за счет денежных средств учреждения на счетах в банке и выставление на основании данного решения инкассовых поручений в банк после принятия решения о ликвидации учреждения следует признать неправомерным.

Поскольку действия по ликвидации подлежат госрегистрации, срок, соответственно, исчисляется не с момента совершения действия, а с момента его регистрации. На это, в частности, указано в Постановлении ФАС СЗО от 01.10.2012 № А26-11436/2011: в период нахождения Общества в стадии ликвидации (то есть после принятия решения о ликвидации и внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ) у Инспекции в силу ст. 49 НК РФ и 64 ГК РФ отсутствовало право бесспорного взыскания налога и пеней, поскольку это повлекло бы нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика… особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации не зависит от даты составления ликвидационного баланса. Для применения этого порядка, как правильно указали суды, достаточно наличия решения о ликвидации организации и внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. [8]

Эти правила распространяются и на обязательные взносы в социальные фонды. Так, в Постановлении ФАС ВСО от 15.08.2013 № А19-917/2013 указано, что исходя из того факта, что данный вопрос Законом № 212-ФЗ [9] не урегулирован, применению подлежат общие нормы права, содержащиеся в ГК РФ. То есть в период нахождения организации-страхователя в стадии ликвидации фонд не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию страховых взносов, пеней и штрафов, поскольку такие действия влекут за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика (Постановление ФАС ВСО от 14.03.2013 № А19-14698/2012). Схожий подход выражен судом в Постановлении ФАС УО от 21.03.2012 № А76-12541/2011.

Правомерны ли обеспечительные меры?

В соответствии с п. 1 ст. 76 НК РФ налоговый орган вправе для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа приостанавливать операции по счетам в банке налогоплательщиков. Является ли процесс добровольной ликвидации защитой от данной обеспечительной меры? На первый взгляд, да: раз действующее налоговое и гражданское законодательство не предусматривает возможности бесспорного списания средств со счета налогоплательщика в период ликвидации без соблюдения условий, установленных ст. 49 НК РФ, ст. 64 ГК РФ, то и обеспечение исполнения обязанности по уплате налога в виде приостановления операций по счетам в период ликвидации налогоплательщика противоречит налоговому и гражданскому законодательству (постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2012 № 18АП-8114/2012 [10] , ФАС ПО от 31.07.2012 № А57-23213/2011, от 02.02.2011 № А65-7933/2010, от 21.12.2010 № А65-5800/2010 и № А65-5799/2010).

Однако в постановлениях АС ЗСО от 13.08.2014 № А67-6056/2013, № А67-6065/2013, № А67-6062/2013 суд счел иначе. Позиция его основывалась на том, что приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов (ст. 76 НК РФ). Более того, суд уточнил, что даже в период нахождения юридического лица в процедуре банкротства, которая, как и добровольная ликвидация, является одним из видов ликвидации юридического лица, влекущим его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 ГК РФ), допускается реализация налоговым органом прав, предусмотренных ст. 76 НК РФ.

Что можно посоветовать ликвидируемым организациям при наличии приостановления операций по расчетному счету? Для того чтобы не было препятствий в осуществлении расходов, связанных с продолжением функционирования организации и в работе ликвидационной комиссии, рекомендуется делать специальную пометку в отношении текущих расходов. Указание в платежном поручении «текущий платеж (расход)» позволит банку проводить операции вне очереди на основании ст. 64 ГК РФ. По крайней мере, так советовал поступать суд в упомянутом ранее Постановлении ФАС УО № Ф09-7990/10-С4.

Заключение

Налоговая служба не освобождена от обязательных процедур, которые возлагаются на всех кредиторов ликвидируемой организации. Правда, иногда, пользуясь своими правами государственного регистратора, налоговики препятствуют завершению ликвидации – увязывают ее с погашением всех числящихся за налогоплательщиком долгов. Однако, как неоднократно подчеркивали суды, налоговые органы не могут игнорировать нормы законодательства о ликвидации, это чревато проигранными процессами и потерями для бюджета.

[1] Более подробно об очередности погашения см. статью «Погашение требований кредиторов», № 18, 2014.

[2] Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

[3] Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

[4] Приказ ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@ «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам».

[5] Утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

[6] Обоснования по данному процессу приведены в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011 № А33-18667/2010.

[7] Определением ВАС РФ от 21.05.2009 № ВАС-6063/09 в передаче дела в Президиум ВАС отказано.

[8] Определением ВАС РФ от 20.02.2013 № ВАС-917/13 в передаче дела в Президиум ВАС отказано.

[9] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС».

[10] Данное решение не было обжаловано в порядке кассационного производства.

О. Е. Орлова
эксперт журнала
Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения

«Первоочередным» кандидатом на проведение налоговой проверки являются те организации, которые решили ликвидироваться. Поскольку вместе с ликвидируемыми фирмами могут исчезнуть и значительные суммы неуплаченных налогов, налоговая инспекция должна организовать проверку очень оперативно. По регламенту к моменту утверждения промежуточного ликвидационного баланса налогоплательщик уже обязан иметь на руках и копию решения инспекции, и требование об уплате всех налогов и санкций.

На основании статьи 23 НК РФ организация обязана письменно сообщить в налоговую инспекцию о своей ликвидации в течение трех дней с момента принятия соответствующего решения. Данное уведомление необходимо составить по форме, которая утверждена постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года №439 - Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица.

К документу необходимо приложить копии постановления суда о ликвидации организации или решения учредителей о создании ликвидационной комиссии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный документ.

Получив уведомление, налоговая инспекция начинает проверять ликвидируемую организацию.

Налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налоговых органов или его заместителя, в котором указывается причина, по которой проводится контрольное мероприятие - ликвидация налогоплательщика.

Статьей 89 НК РФ налоговые инспекторы не вправе проводить две выездные проверки по одним и тем же налогам в течение одного календарного года, однако, это ограничение не распространяется на проверки организаций, прекращающих свою деятельность.

Выездная проверка не может длиться больше двух месяцев, но чаще всего налоговые инспекторы, проверяющие ликвидируемую организацию, в такие сроки не укладываются.

Обратите внимание!

Налоговой проверки при ликвидации организаций можно избежать, для этого необходимо доказать, что в течение последних трех лет оно не занималось предпринимательской деятельностью. Для этого необходимо взять справку из банка, которая подтверждает, что денежные средства не поступали на счета и не перечислялись с них.

На основании актов сверки с налоговыми органами и актов документальной проверки расчетов определяется сумма задолженности организации.

На основании пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.

В случае неисполнения обязанности по уплате налогов в сроки, которые установлены законодательством о налогах и сборах, согласно статье 75 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить пени на сумму недоимки.

Следовательно, ликвидационная комиссия обязана представлять в налоговый орган декларации по каждому из налогов, подлежащих уплате в бюджет до момента ликвидации организации.

С момента принятия решения о ликвидации организации все расходы производятся за счет собственных средств. Расчеты с новыми кредиторами по обязательствам, возникшим после принятия решения о ликвидации, покрываются вне очереди.

В случае если организация реализовала какие-либо активы, то у нее возникает обязанность по уплате налогов (налог на прибыль, НДС). Если до продажи активов организация не имела задолженности перед бюджетом и уже начала рассчитываться со своими контрагентами, то теперь вновь появляется обязанность по уплате налогов.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации

Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 49 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

В случае если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством РФ (пункт 2 статьи 49 НК РФ). При этом очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством РФ (пункт 3 статьи 49 НК РФ).

Таким образом, обязанности по уплате налогов и сборов ликвидируемой организации исполняются ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, а в случае, если указанных средств недостаточно, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством РФ.

Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена статьей 64 Гражданского кодекса.

Порядок погашения налоговой задолженности ликвидируемой организации установлен пунктом 4 статьи 49 НК РФ. *

*4. Если ликвидируемая организация имеет суммы излишне уплаченных этой организацией налогов или сборов и (или) пеней, штрафов, то указанные суммы подлежат зачету в счет погашения задолженности ликвидируемой организации по налогам, сборам (пеням, штрафам) налоговым органом в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса, не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.

Подлежащая зачету сумма излишне уплаченных налогов и сборов (пеней, штрафов) распределяется по бюджетам и (или) внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности по налогам и сборам (пеням, штрафам) перед соответствующими бюджетами и (или) внебюджетными фондами.

При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.

Если ликвидируемая организация имеет суммы излишне взысканных налогов или сборов, а также пеней и штрафов, то указанные суммы подлежат возврату налогоплательщику-организации в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса, не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.

Из положений абзаца 2 и 3 пункта 4 статьи 49 Налогового кодекса следует, что сумма излишне уплаченного налога распределяется по бюджетам и внебюджетным фондам, пропорционально общим суммам задолженности по другим налогам ликвидируемой организации перед соответствующими бюджетами и внебюджетными фондами. В случае отсутствия у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.

Следовательно, при наличии у ликвидируемой организации недоимки по налогам в бюджеты другого уровня сумма излишне уплаченного в федеральный бюджет налога возврату ликвидируемой организации не подлежит.

Пунктом 5 статьи 78 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.*

*Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

Справочная / ООО

Как самостоятельно закрыть ООО: пошаговая инструкция

Добровольная ликвидация ООО — процесс долгий и непростой. Он занимает примерно 4 месяца, а может растянуться и на год. Вам предстоит трижды подать заявление в налоговую, два раза подготовить бухгалтерский баланс и сделать одну публикацию в СМИ. Обо всём по порядку — в нашей инструкции.

1 шаг. Принять решение о ликвидации

Проведите собрание участников ООО или подготовьте решение единственного учредителя, если открыли организацию в одиночку.

В протоколе собрания или решении учредителя напишите, что вы:

  1. Решили начать добровольную ликвидацию ООО.
  2. Утвердили состав ликвидационной комиссии и её председателя или назначили единоличного ликвидатора.
  3. Утвердили порядок и сроки ликвидации. Максимальный срок — один год.

2 шаг. Сообщить о ликвидации в налоговую

В течение трёх рабочих дней после принятия решение о ликвидации, подайте в регистрирующую налоговую:

  • уведомление по форме № Р15016. Есть два варианта: а) подать уведомление на бумаге — но тогда придётся заверять его у нотариуса, б) воспользоваться сервисом налоговой — но тогда понадобится электронная подпись. Выпустить электронную подпись будет дешевле, если её ещё нет. И она пригодится для публикации сведения на Федресурсе.
  • протокол собрания учредителей или решение единственного учредителя о ликвидации фирмы.

Если не подать документы в налоговую в течение трёх дней, могут оштрафовать на 5 000 рублей.

Как подать документы:

  • лично
  • по почте ценным письмом с описью вложений
  • в электронном виде через сайт Госуслуг
  • через многофункциональный центр — но не все МФЦ принимают эти документы, позвоните им заранее.

Через 5 рабочих дней налоговая выдаст вам лист о внесении в ЕГРЮЛ записи о том, что организация находится в процедуре ликвидации. С этого момента нельзя изменять учредительные документы и участвовать как ООО в составе других организаций.

Уведомлять ПФР и ФСС о ликвидации больше не нужно, налоговики сделают это самостоятельно.

3 шаг. Рассказать о ликвидации в СМИ, опубликовать сведения на Федресурсе и сообщить контрагентам

4 шаг. Сообщить в службу занятости и сотрудникам об увольнении

  1. Предупредите всех сотрудников о предстоящем увольнении не позднее, чем за 2 месяца. Для этого составьте письменное уведомление и ознакомьте с ним работников под роспись. Основание увольнения — по инициативе работодателя в связи с прекращением деятельности организации в соответствии с п.1 ст. 81 ТК РФ.

Шаблон уведомления сотрудника Подайте письменное уведомление в службу занятости населения не позднее, чем за 2 месяца. А если увольнение массовое — за 3 месяца. Обычно увольнение считается массовым, если у вас больше 15 сотрудников, но некоторые регионы могут устанавливать свои правила — узнайте в местной службе занятости. Укажите в уведомлении сведения по каждому работнику: должность, профессию, специальность, квалификационные требования к ним и условия оплаты труда.

Шаблон уведомления службы занятости

  • Увольте сотрудников через два-три месяца после подачи всех уведомлений. Выдайте им выходное пособие и компенсацию за неиспользованный отпуск и сохраните средний месячный заработок на период, пока сотрудник ищет новую работу, но не дольше двух месяцев.
  • Сдайте отчёт СЗВ-ТД в день утверждения приказа об увольнении или на следующий рабочий день.
  • 5 шаг. Подготовить промежуточный ликвидационный баланс и сдать его в налоговую

    Минимум через два месяца после публикации сообщения о ликвидации в СМИ подготовьте промежуточный ликвидационный баланс. Специальных требований нет, но на практике его составляют по тем же правилам, что и обычный бухбаланс по форме №1, и добавляют сведения:

    • о составе имущества организации,
    • о требованиях, которые предъявили кредиторы, и результатах их рассмотрения,
    • о требованиях, которые удовлетворил суд вступившим в законную силу решением.

    Для подготовки баланса нужно разбираться в бухучёте, поэтому, если у вас нет опыта в этом деле, обратитесь за помощью к бухгалтеру.

    Когда промежуточный бухбаланс готов, утвердите его на собрании учредителей или решением единственного участника, чтобы утвердить бухбаланс.

    Подайте ликвидационный баланс в налоговую вместе с уведомлением № Р15016 . Приложите к документам подтверждение публикации в «Вестнике государственной регистрации» и протокол собрания учредителей или решение единственного участника ООО об утверждении бухбаланса. По закону они не нужны, но на практике налоговая может их попросить.

    6 шаг. Рассчитаться по долгам

    Платите по долгам в порядке очередности по Гражданскому кодексу. Сразу после утверждения ликвидационного баланса рассчитайтесь:

    • в первую очередь с гражданами, перед которыми ваша организация отвечает за причинение морального вреда или вреда жизни и здоровью, если такие есть,
    • во вторую очередь с работниками по трудовому договору по выплате зарплаты и выходных пособий.

    Спустя месяц со дня утверждения ликвидационного баланса, погасите долги третьей и четвертой очереди:

    • в третью очередь заплатите все налоги и страховые взносы, штрафы и пени,
    • в четвертую очередь — оставшиеся долги.

    Если денег не хватает, ликвидационная комиссия продаёт имущество организации на торгах. А если и выручка от продажи имущества не покроет долги компании, тогда нужно открывать процедуру банкротства. Для этого лучше обратиться к специалистам по делам о банкротстве.

    7 шаг. Составить окончательный ликвидационный баланс

    После расчётов с сотрудниками, контрагентами и государством, составьте и утвердите ликвидационный баланс. Он также составляется по общим правилам подготовки бухгалтерского баланса и утверждается на общем собрании учредителей или решением единственного участника ООО.

    8 шаг. Отчитаться по налогам, уволенным сотрудникам и снять с учёта кассу

    В течение месяца с момента утверждения ликвидационного баланса и до подачи документов в налоговую на закрытие, сдайте в фонды отчёты по уволенным сотрудникам:

    • СЗВ-Стаж в ПФР на всех сотрудников, которые работали у вас в течение года ликвидации,
    • СЗВ-М, если в течение последнего месяца ликвидации в ООО были сотрудники по трудовым и гражданско-правовым договорам,
    • СЗВ-ТД за кадровые события, например, за увольнения,
    • расчёт по страховым взносам в налоговую,
    • 4-ФСС в фонд социального страхования.

    Также сдайте налоговую отчётность — закон не устанавливает сроки, но нужно это сделать до перехода к последнему этапу.

    • декларацию по УСН
    • 6-НДФЛ.

    Снять кассу с учёта в налоговой можно несколькими способами: подать заявление в инспекции, на портале ФНС или в личном кабинете оператора фискальных данных (ОФД). Срок подачи заявления законодательно не ограничен.

    9 шаг. Подать в налоговую документы на ликвидацию ООО

    После утверждения ликвидационного баланса учредители могут разделить между собой имущество организации. И только в последнюю очередь подают документы в налоговую на закрытие:

    1. Заявление по форме Р15016.
    2. Ликвидационный бухгалтерский баланс
    3. Квитанцию об уплате госпошлины 800 рублей. Согласно поправкам, с 2019 года госпошлина не уплачивается в случае представления в регистрирующий орган электронных документов, необходимых для регистрации ликвидации юрлица. Статья 333.35 НК РФ

    Подайте документы одним из способов:

    • лично
    • по почте ценным письмом с описью вложений
    • в электронном виде через сайт Госуслуг
    • через многофункциональный центр — но не все МФЦ принимают эти документы, позвоните им заранее.

    Кто может помочь с документами

    Есть сервис Документовед — он здорово помогает подготовить документы для ликвидации ООО.

    А что если не закрывать ООО?

    Закрывать ООО — долго и сложно, поэтому часто встречаются организации без сотрудников, доходов и сделок. Такие фирмы не платят налоги и взносы, но по-прежнему должны сдавать нулевую отчётность.

    Бывают брошенные организации, у которых нет движений по банковскому счёту и которые не сдают отчётность. Если это продолжается больше 12 месяцев, у налоговой появляется основание ликвидировать ООО в одностороннем порядке без согласия учредителей. Но это право, а не обязанность налоговой, поэтому на практике случается редко. Гораздо чаще брошенная организация продолжает числиться в ЕГРЮЛ, и её штрафуют за несданную отчётность.

    Ещё один вариант избавиться от ООО — продать его. Это проще, чем закрыть организацию, но тут есть свои минусы:

    • Такая возможность должна быть предусмотрена в уставе организации.
    • Договор купли-продажи обязательно должен быть заверен у нотариуса — это стоит минимум 10 тысяч рублей, а максимальная стоимость может достигать 150 тысяч.

    Как закрыть ООО в Эльбе

    Эльба поможет сдать декларацию по УСН или ЕНВД с учётом даты ликвидации ООО.

    В разделе «Реквизиты» пролистайте вниз до конца страницы. Поставьте галочку «Я хочу сдать отчёт при закрытии ООО». Укажите дату, когда вы закрыли организацию, — по листу записи госреестра, который вам выдали в налоговой.


    Затем в разделе «Актуальные задачи» выполните задачи по отчётности. Они сформируются с учётом даты, когда вы закрыли ООО.

    Если доходы сильно падают, долги растут и появляется убыток, то учредители часто решают закрыть свою компанию — ликвидировать ООО. Но сдать отчеты в налоговую и фонды все равно надо, а также надо подготовить ликвидационные балансы. Разберемся с составом отчетности и сроками для ее подготовки.

    Что такое ликвидация ООО

    Ликвидация — это процедура закрытия юрлица, при которой в ЕГРЮЛ вносят запись о том, что ООО прекращает свою работу и ликвидируется. После окончания процедуры правопреемники не получают активы и обязательства компании.

    Ликвидация возможна в двух вариантах — добровольном и принудительном. Принудительная обычно проводится по судебному решению, вынесенному по инициативе одного из учредителей, налоговой или другого госоргана. Она может быть связана с нарушением закона, ошибками при регистрации, банкротством. Также налоговая может принудительно исключить ООО из ЕГРЮЛ без суда, если в реестре содержатся недостоверные сведения или компания по факту не ведет деятельность.

    Добровольную учредители ООО проводят по своему решению — именно об этом виде процедуры мы поговорим подробнее.

    Чтобы ликвидировать ООО в добровольном порядке, нужно:

    1. Провести общее собрание учредителей, принять решение о ликвидации.
    2. Назначить ответственных за процедуру — ликвидатора или комиссию.
    3. Сообщить в Федресурс, налоговую и кредиторам.
    4. Составить ликвидационные балансы.
    5. Подать сведения в ПФР.
    6. Рассчитаться по долгам ООО.
    7. Распределить между участниками ООО оставшееся имущество.
    8. Зарегистрировать ликвидацию в ИФНС.

    Но в процессе выполнения этих пунктов ООО не должно забывать о своих стандартных обязанностях — платить зарплату и налоги, погашать долги перед контрагентами, а также сдавать отчетность. Подробнее про отчетность читайте дальше.

    Сдавать ли отчеты при ликвидации ООО в 2020 году

    Все отчеты, которые организация сдавала пока работала, нужно продолжать сдавать. Пока процесс идет, делайте все в стандартном порядке. А вот отчетность за последний период, в котором работала компания, представляется в особые сроки и с изменениями в порядке заполнения.

    Во время процедуры ликвидации ООО надо сдавать отчеты в несколько контролирующих инстанций — ФНС, ФСС и ПФР. Они будут ждать бухотчетность, а также отчеты по налогам и сотрудникам.

    Вот полный список отчетов, которые надо сдавать:

    1. Декларация по прибыли, УСН, ЕНВД или ЕСХН.
    2. 6-НДФЛ и 2-НДФЛ.
    3. Декларации и расчеты по другим налогам и сборам: налог на имущество, НДПИ, водный налог, НДС и пр.
    4. РСВ.
    5. Расчет 4-ФСС.
    6. Персотчетность за работников: СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ТД, ДСВ-3, информационные сведения.
    7. Ликвидационные балансы.
    8. Отчетность в Росстат.

    Штрафы за несвоевременное представление отчетов не обойдут стороной и ликвидирующихся юрлиц. Например, за налоговые декларации и РСВ сумма штрафа составит 5 % от неуплаченного налога за каждый месяц просрочки, но не меньше 1 000 рублей и не больше 30 %. Все полученные в процессе ликвидации штрафы прибавятся к обязательствам ООО, которые нужно погасить до закрытия.

    Далее разберем порядок подготовки всех отчетов и правила сдачи ликвидационной отчетности в 2020 и 2021 году.

    Кто подписывает отчеты при ликвидации ООО

    Когда участники ООО решают ликвидировать компанию, они также решают, кому поручить руководство процедурой — назначают ликвидатора или ликвидационную комиссию. С момента назначения они получают все права и обязанности, связанные с деятельностью ООО: могут представительствовать в суде, подписывать доверенности и совершать иные юридически значимые действия.

    Подписывать отчетность тоже будут ликвидаторы. Среди требований к бухгалтерскому балансу — обязательное наличие подписи руководителя. Так как с момента назначения ликвидатора он получает все полномочия по управлению ООО, то и баланс должен подписывать он (ст. 62, 63 ГК РФ).

    Как сдать последнюю бухгалтерскую отчетность

    Бухгалтерская отчетность одинакова для ООО на всех режимах налогообложения. Пока ликвидация идет, составлять и сдавать бухотчетность за прошедший год нужно в стандартном порядке. В пояснениях можно указать, что принято решение о скорой ликвидации.

    Кроме того, понадобится дважды составить ликвидационный баланс. Первый будет промежуточным, второй — окончательным.

    Промежуточный ликвидационный баланс

    ПЛБ составляют после того, как комиссия определила состав имущества ООО и вышел срок для предъявления требований кредиторов. Специальная форма для ПЛБ не предусмотрена, его составляют по стандартной или упрощенной форме бухбаланса, но с соответствующей пометкой «Промежуточный ликвидационный баланс» (Письмо ФНС России от 07.08.2012 № СА-4-7/13101). Рекомендованные формы даны в Письме ФНС России от 25.11.2019 № ВД-4-1/24013@.

    В приложениях к ПЛБ должна быть раскрыта информация об имуществе организации, требованиях кредиторов, результатах рассмотрения и перечне требований, которые удовлетворены по решению суда.

    Ликвидационная комиссия передает ПЛБ на утверждение учредителям ООО, а затем направляет в регистрирующий орган уведомление по форме Р15016. Сам баланс сдавать никуда не нужно.

    Окончательный ликвидационный баланс

    После расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс (ОЛБ). В целом порядок его подготовки аналогичен подготовке ПЛБ, но в нем отражается имущество, которое осталось после удовлетворения требований кредиторов.

    После утверждения направьте ОЛБ в налоговый орган вместе с заявлением о ликвидации, документом об уплате пошлины и документом, подтверждающим сдачу сведений в ПФР (пп. б п. 1 ст. 21 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).

    Последняя бухгалтерская отчетность

    На основе ОЛБ и данных, полученных с даты его утверждения до даты ликвидации, нужно подготовить последнюю бухотчетность (ч. 3 ст. 17 Закона о бухгалтерском учете). Она составляется за неполный отчетный год — с 1 января до даты внесения в ЕГРЮЛ записи.

    Срок сдачи этой отчетности законодательством не предусмотрен. Обычно ее подают в налоговую вместе с документами на регистрацию ликвидации.

    Информацию о ликвидации организации также нужно представлять в ИАС «Общероссийская база вакансий “Работа в России”» (Постановление Правительства РФ от 12.04.2020 № 486).

    Как сдать налоговую отчетность при ликвидации ООО

    Ликвидируемая фирма должна сдавать все отчетные формы по налогам, которые сдавала в период своей обычной работы. Меняются только правила заполнения некоторых полей, отчетный период и дата сдачи.

    Последний день для сдачи деклараций — день, предшествующий внесению в реестр записи о прекращении работы компании. Налоговый период зависит от периодичности сдачи декларации. Так, декларацию по УСН надо составить за период с 1 января до дня ликвидации. Если запись о ликвидации добавлена в реестр 26 ноября, то отчетным периодом будет 1 января — 25 ноября. Для квартальных и ежемесячных отчетов порядок определения отчетного периода практически аналогичный — с начала квартала или месяца до дня ликвидации (п. п. 2–3.4 ст. 55 НК РФ).

    Если организация ликвидируется в начале года, то некоторые отчеты за текущий год нужно сдавать вместе с отчетами за предыдущие годы.

    Декларация по налогу на прибыль (УСН, ЕНВД и пр.) при ликвидации

    Доходные декларации при ликвидации заполняются практически в стандартном порядке. Из особенностей можно выделить поле «Налоговый период», в котором указывается код «50», и поле «Отчетный год», в котором указывается год ликвидации. Код формы реорганизации (ликвидации) — «0».

    Декларация по ЕНВД сдается ежеквартально, поэтому коды периодов отличаются: 1 квартал — «51»; 2 квартал — «54», 3 квартал — «55», 4 квартал — «56».

    Информация в декларации указывается за те периоды, которые закончились до даты ликвидации, и за налоговый период в целом.

    Сдавать ее рекомендуется после того, как закончатся все облагаемые операции: продажа имущества, расчеты с кредиторами и пр. Напоминаем, что это нужно сделать до внесения сведений о ликвидации в ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 346.19 НК РФ, п. 9 ст. 63 ГК РФ, Письмо ФНС России от 03.08.2006 № 02-6-10/55@).

    Расчет 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ

    Эти отчеты нужно представить после окончательных расчетов с работниками, учредителями и остальными физлицами, но не позже окончания ликвидации (п. 3.5 ст. 55 НК РФ, п. 9 ст. 63 ГК РФ, Письмо ФНС России от 30.03.2016 № БС-3-11/1355@). Сведения в них попадают с начала года до момента прекращения деятельности.

    При ликвидации в 6-НДФЛ указывается код периода, в котором завершена процедура, — «51» для I квартала, «52» для полугодия, «53» для 9 месяцев и «90» для года.

    Декларация по налогу на имущество и другим налогам

    Сдают декларацию после того, как закончатся все облагаемые операции или объекты налогообложения. Например, при составлении декларации по налогу на имущество лучше подождать момента, когда облагаемый объект будет продан или передан участникам.

    При ликвидации в годовой декларации указывается код налогового периода «50». В квартальной — «51» для I квартала, «52» для полугодия, «53» для 9 месяцев и «90» для года.

    Отчетность по страховым взносам

    РСВ и 4-ФСС тоже нужно сдавать при ликвидации. Их составляют после окончательного расчета с работниками, но вот дата окончания отчетного периода отличается.

    Расчет по страховым взносам

    РСВ нужно подготовить и сдать до составления промежуточного баланса. Расчет составляется за период с начала года до даты подачи (п. 3.5 ст. 55, п. 1 ст. 423, п. 15 ст. 431 НК РФ).

    При ликвидации в РСВ указывается код отчетного периода — «51» для I квартала, «52» для полугодия, «53» для 9 месяцев и «90» для года. В поле с кодом формы организации проставьте «0».

    Разница между суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с РСВ, и суммой взносов, уплаченной с начала расчетного периода, подлежит уплате в течение 15 дней со дня подачи расчета.

    С 2021 года сведения о среднесписочной численности сотрудников тоже указываются в составе РСВ, поэтому они будут отражены в последнем расчете по взносам (п. 2 ст. 1, ч. 2, 3 ст. 2 Федерального закона от 28.01.2020 № 5-ФЗ).

    4-ФСС нужно подать в фонд до дня подачи в налоговую заявления о госрегистрации ликвидации ООО (п. п. 1, 4, 15 ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ). Расчет составляется за период с начала расчетного периода по день представления расчета.

    Рассчитанную сумму взносов на травматизм ООО должно уплатить в течение 15 календарных дней с момента сдачи формы.

    Отчетность по персонифицированному учету

    После увольнения всех работников и окончательного расчета с ними, нужно сдать по ним последнюю персонифицированную отчетность. На ее подготовку отводится месяц. Отсчет начинается со дня утверждения ПЛБ на общем собрании и заканчивается в день подачи документов для регистрации факта ликвидации.

    Подготовьте для ПФР следующие документы:

    • СЗВ-М — с начала месяца подачи до дня составления.
    • СЗВ-СТАЖ — с начала года до дня составления.
    • ДСВ-З — за период с начала квартала, в котором она подается, до даты составления, если в этом квартале вы перечисляли дополнительные взносы на накопительную пенсию работников.
    • СЗВ-ТД — на всех уволенных работников. В 2020 году форму нужно сдать не позднее рабочего дня, следующего за днем издания приказа об увольнении.
    • Индивидуальные сведения о работниках — на каждого работника нужно передать данные, указанные в пп. 1-8 ст. 6 Закона о персучете. Их можно сдать по форме АДВ-1, дополнив СНИЛСом и фамилией из свидетельства о рождении.

    В отчетность по сотрудникам включается ликвидатор и все члены комиссии, так как они тоже относятся к застрахованным.

    Если не передать в ФНС документы, подтверждающие направление вышеуказанных сведений в ПФР, то в регистрации ликвидации не откажут. Но в таком случае налоговая запросит эти сведения из фонда самостоятельно, в порядке межведомственного взаимодействия.

    Статистическая отчетность

    Отчеты в Росстат подаются до самого прекращения существования организации в стандартном порядке. Никаких специальных форм или особенностей подготовки отчетности в процессе ликвидации и после ее окончания законом не предусмотрено.

    Как сдать отчетность при ликвидации через Экстерн

    Экстерн — сервис для сдачи отчетности через интернет. Через него можно отчитаться в ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, РПН и ФСРАР. Кроме того, доступна отправка электронных заявлений и писем.

    Для начала работы достаточно регистрации в сервисе и выпущенной электронной подписи. Все новые пользователи могут бесплатно пользоваться Экстерном в течение трех месяцев в рамках акции «Тест-драйв». Это поможет познакомиться со всеми возможностями сервиса:

    • автоматическое и своевременное обновление всех форм отчетов, деклараций, расчетов и заявлений;
    • выгрузка отчетов из 1С;
    • автоматическая проверка отчетов перед отправкой по утвержденным контрольным соотношениям;
    • неограниченное количество выписок из ЕГРИП и ЕГРЮЛ;
    • переписка и сверка с контролирующими органами;
    • подробный индивидуальный график отчетности;
    • автоматическое формирование платежек по данным деклараций и требований об уплате налогов.

    Ответные документы от ФНС придут напрямую в систему, в налоговую за ними можно будет не ходить. Скачайте файлы на страничке документооборота и распечатайте.

    Читайте также: