Оп 03 налоги и налогообложение

Опубликовано: 02.05.2024

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Обособленные подразделения должны уплачивать взносы на страхование и сдавать отчеты в налоговую только в том случае, если их сотрудники-физлица получали вознаграждения. Раньше обязанность возникала, если ОП имели собственные банковские счета и отдельный баланс. Но это уже в прошлом — теперь только при наличии вознаграждений.

    Головные организации должны сообщать в налоговую службу по месту своего нахождения о том, что их ОП могут выплачивать зарплату сотрудникам и вознаграждения физическим лицам или, наоборот, этого права теперь лишены. На сообщение ИФНС дает месяц со дня изменений.

    Небольшая справка об обособленных подразделениях


    Обособленное подразделение бывает только у организаций. Это помещение, здание или другой объект, который находится по адресу, отличному от адреса организации в ЕГРЮЛ.

    Необходимость в регистрации ОП появляется, если возникает хотя бы одно дополнительное рабочее место, которое организация оборудовала для сотрудника. При условии, что оно находится на отдельном от головной компании адресе и открыто на срок более 1 месяца.

    Обособленным может стать склад, дополнительный офис, переговорная комната и пр. ОП открывается отдельно от головного офиса и платит налоги уже по месту своей регистрации. Согласно российскому законодательству, любая компания может открыть столько обособленных подразделений, сколько захочет.

    Как зарегистрировать обособленное подразделение

    Чтобы создать филиал или представительство, понадобится решение участников организации и внесение изменений в ЕГРЮЛ. Другие виды ОП могут быть открыты только по приказу руководителя организации.

    Об открытии ОП нужно уведомить налоговую (по месту постановки на учет головной компании) в течение 30 дней после открытия сообщением по форме С-09-03-1. Если ОП будет начислять и перечислять выплаты работникам со своего банковского счета, дополнительно нужно в течение месяца со дня наделения его такими полномочиями подать в инспекцию отдельное сообщение по форме КНД 1112536 (ст. 23 НК РФ).

    В ПФР регистрировать ОП не надо. Всю информацию в фонд передаст ИФНС, а он уже поставит на учет ОП, которые платят зарплату и имеют банковский счет.

    В ФСС ставить ОП на учет придется самостоятельно. Это также касается только ОП со счетом, которые платят вознаграждения работникам. Сделать это нужно не позднее 30 календарных дней со дня создания подразделения. В отделение ФСС по месту нахождения ОП представьте заявление о регистрации, справку об открытии счета и приказ, подтверждающий право ОП платить зарплату самостоятельно.

    Отличие ОП от филиала или представительства:

    Ошибка, которую допускают многие, — считать филиалы и представительства обособленными подразделениями. Это не так.

    • Наличие ОП нужно отражать в Уставе организации. Филиал или представительство — не нужно.
    • О создании ОП нужно уведомить налоговую инспекцию, о создании филиалов и представительств — нет.
    • Сведения о филиалах и представительствах указываются в ЕГРЮЛ, по остальным ОП — не указываются.
    • Предприятия с ОП могут применять упрощенку, а с филиалом и представительством — нет.

    Различия по налогам и отчетности между головной компанией и ОП

    Различия есть. Обособленные подразделения платят не все налоги и сдают не все отчеты, которые необходимо сдавать головной компании.

    • По доходам работников ОП надо платить НДФЛ и сдавать 6-НДФЛ и 2-НДФЛ в инспекцию по месту учета ОП, но только в том случае, если ОП само начисляет и выплачивает им вознаграждения.
    • Страховые взносы платят и сдают отчетность по ним только по месту учета того ОП, которое само начисляет и выплачивает деньги работникам со своего расчетного счета.
    • Транспортный налог по месту учета ОП платится за автомобили, зарегистрированные на ОП.
    • Налоги на землю и имущество уплачиваются по месту нахождения земли или недвижимости. Платить налог и отчитываться по месту нахождения ОП нужно только если оно совпадает с местом нахождения недвижимости. Если у ОП есть свой расчетный счет, то его оплата налога не станет нарушением.
    • Региональная часть налога на прибыль ОП перечисляется по месту его учета. Если ОП в том же регионе, можно платить налог по месту учета головной организации.
    • НДС рассчитывается в целом по организации без разбивки по ОП. Декларации подавать отдельно тоже не надо.

    В обособленных подразделениях, которые проводят операции с наличными, имеются собственные кассовые книги. Все эти книги передаются в головную организацию. В кассовой книге головной организации сведения по операциям с наличкой ОП не отражаются, если только ОП не сдает наличные в кассу организации по ПКО.

    С января 2020 года в силу вступила новая редакция п. 2 ст. 230 НК РФ. Этот пункт установил, что если организация и ее обособленные подразделения или только подразделения находятся в одном муниципальном образовании, расчет 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ по ним можно сдавать в налоговую по месту учета одного из ОП или по месту нахождения организации. Чтобы воспользоваться этим правом, обособленным подразделениям нужно не позднее 1-го числа налогового периода уведомить о своем выборе все налоговые органы, где они в настоящее время стоят на учете.

    Что касается страховых взносов, то сообщать о наделении полномочиями начислять и платить зарплату или лишении таких полномочий юрлицу-страхователю нужно будет только если у филиала или другого обособленного подразделения есть расчетный счет в банке. Без счета подразделение не сможет взаимодействовать с ФСС, например получать возмещение средств на оплату больничных. Наделение подразделений такими полномочиями — право, а не обязанность.

    Кроме того, законодатели уточнили, что отчитываться и перечислять взносы необходимо именно по месту нахождения такого наделенного полномочиями подразделения. Раньше, если у подразделения не было расчетного счета, взносы платили по месту нахождения головного офиса.

    Штраф за незарегистрированные ОП увеличат в 2021 году

    За опоздание с подачей сообщения о создании ОП предусмотрен штраф 200 рублей для организации и 300-500 рублей для директора. Нарушение срока постановки ОП на учет в ФСС грозит штрафом 5 000 рублей при просрочке до 90 дней и 10 000 рублей при просрочке более 90 дней.

    Также за несдачу отчетности по незарегистрированному подразделению налоговики вправе оштрафовать организацию. Штраф составит 5% от подлежащей уплате суммы по декларации за каждый месяц просрочки, но не больше 30% и не меньше 1 000 рублей.

    Вам нужно вести удобный учет по предприятию с обособленными подразделениями? Попробуйте бухгалтерский онлайн-сервис Контур.Бухгалтерия. В нем удобно начислять зарплату, отправлять отчетность, готовить и уплачивать налоги. Первые 14 дней работы в сервисе бесплатны для всех новых пользователей!

    Обособленные подразделения должны уплачивать взносы на страхование и сдавать отчеты в налоговую только в том случае, если их сотрудники-физлица получали вознаграждения. Раньше обязанность возникала, если ОП имели собственные банковские счета и отдельный баланс. Но это уже в прошлом — теперь только при наличии вознаграждений.

    Головные организации должны сообщать в налоговую службу по месту своего нахождения о том, что их ОП могут выплачивать зарплату сотрудникам и вознаграждения физическим лицам или, наоборот, этого права теперь лишены. На сообщение ИФНС дает месяц со дня изменений.

    Небольшая справка об обособленных подразделениях


    Обособленное подразделение бывает только у организаций. Это помещение, здание или другой объект, который находится по адресу, отличному от адреса организации в ЕГРЮЛ.

    Необходимость в регистрации ОП появляется, если возникает хотя бы одно дополнительное рабочее место, которое организация оборудовала для сотрудника. При условии, что оно находится на отдельном от головной компании адресе и открыто на срок более 1 месяца.

    Обособленным может стать склад, дополнительный офис, переговорная комната и пр. ОП открывается отдельно от головного офиса и платит налоги уже по месту своей регистрации. Согласно российскому законодательству, любая компания может открыть столько обособленных подразделений, сколько захочет.

    Как зарегистрировать обособленное подразделение

    Чтобы создать филиал или представительство, понадобится решение участников организации и внесение изменений в ЕГРЮЛ. Другие виды ОП могут быть открыты только по приказу руководителя организации.

    Об открытии ОП нужно уведомить налоговую (по месту постановки на учет головной компании) в течение 30 дней после открытия сообщением по форме С-09-03-1. Если ОП будет начислять и перечислять выплаты работникам со своего банковского счета, дополнительно нужно в течение месяца со дня наделения его такими полномочиями подать в инспекцию отдельное сообщение по форме КНД 1112536 (ст. 23 НК РФ).

    В ПФР регистрировать ОП не надо. Всю информацию в фонд передаст ИФНС, а он уже поставит на учет ОП, которые платят зарплату и имеют банковский счет.

    В ФСС ставить ОП на учет придется самостоятельно. Это также касается только ОП со счетом, которые платят вознаграждения работникам. Сделать это нужно не позднее 30 календарных дней со дня создания подразделения. В отделение ФСС по месту нахождения ОП представьте заявление о регистрации, справку об открытии счета и приказ, подтверждающий право ОП платить зарплату самостоятельно.

    Отличие ОП от филиала или представительства:

    Ошибка, которую допускают многие, — считать филиалы и представительства обособленными подразделениями. Это не так.

    • Наличие ОП нужно отражать в Уставе организации. Филиал или представительство — не нужно.
    • О создании ОП нужно уведомить налоговую инспекцию, о создании филиалов и представительств — нет.
    • Сведения о филиалах и представительствах указываются в ЕГРЮЛ, по остальным ОП — не указываются.
    • Предприятия с ОП могут применять упрощенку, а с филиалом и представительством — нет.

    Различия по налогам и отчетности между головной компанией и ОП

    Различия есть. Обособленные подразделения платят не все налоги и сдают не все отчеты, которые необходимо сдавать головной компании.

    • По доходам работников ОП надо платить НДФЛ и сдавать 6-НДФЛ и 2-НДФЛ в инспекцию по месту учета ОП, но только в том случае, если ОП само начисляет и выплачивает им вознаграждения.
    • Страховые взносы платят и сдают отчетность по ним только по месту учета того ОП, которое само начисляет и выплачивает деньги работникам со своего расчетного счета.
    • Транспортный налог по месту учета ОП платится за автомобили, зарегистрированные на ОП.
    • Налоги на землю и имущество уплачиваются по месту нахождения земли или недвижимости. Платить налог и отчитываться по месту нахождения ОП нужно только если оно совпадает с местом нахождения недвижимости. Если у ОП есть свой расчетный счет, то его оплата налога не станет нарушением.
    • Региональная часть налога на прибыль ОП перечисляется по месту его учета. Если ОП в том же регионе, можно платить налог по месту учета головной организации.
    • НДС рассчитывается в целом по организации без разбивки по ОП. Декларации подавать отдельно тоже не надо.

    В обособленных подразделениях, которые проводят операции с наличными, имеются собственные кассовые книги. Все эти книги передаются в головную организацию. В кассовой книге головной организации сведения по операциям с наличкой ОП не отражаются, если только ОП не сдает наличные в кассу организации по ПКО.

    С января 2020 года в силу вступила новая редакция п. 2 ст. 230 НК РФ. Этот пункт установил, что если организация и ее обособленные подразделения или только подразделения находятся в одном муниципальном образовании, расчет 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ по ним можно сдавать в налоговую по месту учета одного из ОП или по месту нахождения организации. Чтобы воспользоваться этим правом, обособленным подразделениям нужно не позднее 1-го числа налогового периода уведомить о своем выборе все налоговые органы, где они в настоящее время стоят на учете.

    Что касается страховых взносов, то сообщать о наделении полномочиями начислять и платить зарплату или лишении таких полномочий юрлицу-страхователю нужно будет только если у филиала или другого обособленного подразделения есть расчетный счет в банке. Без счета подразделение не сможет взаимодействовать с ФСС, например получать возмещение средств на оплату больничных. Наделение подразделений такими полномочиями — право, а не обязанность.

    Кроме того, законодатели уточнили, что отчитываться и перечислять взносы необходимо именно по месту нахождения такого наделенного полномочиями подразделения. Раньше, если у подразделения не было расчетного счета, взносы платили по месту нахождения головного офиса.

    Штраф за незарегистрированные ОП увеличат в 2021 году

    За опоздание с подачей сообщения о создании ОП предусмотрен штраф 200 рублей для организации и 300-500 рублей для директора. Нарушение срока постановки ОП на учет в ФСС грозит штрафом 5 000 рублей при просрочке до 90 дней и 10 000 рублей при просрочке более 90 дней.

    Также за несдачу отчетности по незарегистрированному подразделению налоговики вправе оштрафовать организацию. Штраф составит 5% от подлежащей уплате суммы по декларации за каждый месяц просрочки, но не больше 30% и не меньше 1 000 рублей.

    Вам нужно вести удобный учет по предприятию с обособленными подразделениями? Попробуйте бухгалтерский онлайн-сервис Контур.Бухгалтерия. В нем удобно начислять зарплату, отправлять отчетность, готовить и уплачивать налоги. Первые 14 дней работы в сервисе бесплатны для всех новых пользователей!

    краткое наименование НиН

    по направлению подготовки

    38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

    Организация работы органов государственного и муниципального управления

    форма обучения: очная, заочная и очно-заочная

    Год набора – 2019

    Екатеринбург, 2019 г.

    Автор–составитель:

    К.э.н., доцент, доцент кафедры экономической теории Воронина Л.П.

    экономической теории к.э.н., доцент Вышегородский Д.В.

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы.. 4

    2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО.. 5

    3. Содержание и структура дисциплины.. 5

    4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 8

    5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 18

    6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 19

    6.1. Основная литература. 19

    6.2. Дополнительная литература. 19

    6.3. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине 19

    6.4. Нормативные правовые документы.. 19

    6.5. Интернет-ресурсы.. 20

    7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы.. 20

    1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы

    1.1. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы:

    ОТФ/ТФ Результаты обучения
    БКТ Осуществление исполнительно-распорядительных и обеспечивающих функций ПФКТ Регулирование экономики, регионального развития, деятельности хозяйствующих субъектов и предпринимательства на уровне знаний:современного налогово-бюджетного законодательства РФ; роли и функций государства в регулировании налогов и сборов; основных методов расчета налогов и сборов и сборов на уровне умений: определять приоритеты налоговой политики оценивать эффективность деятельности по государственному налоговому регулированию
    БКТ Осуществление исполнительно-распорядительных и обеспечивающих функций ПФКТ Регулирование экономики, регионального развития, деятельности хозяйствующих субъектов и предпринимательства на уровне знаний: основных моделей и типов налоговой политики; нормативно-правовых основ классификации налогов в РФ; принципов организации налоговой системы РФ на уровне умений: выбирать модели и типы налоговой политики; использовать методы расчета доходов от налогов и сборов, поступающих в бюджеты бюджетной системы РФ
    БКТ Осуществление исполнительно-распорядительных и обеспечивающих функций на уровне навыков: составление финансовой отчетностипо налогам с учетом доходов и расходов организации

    2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО

    Дисциплина ФТД.В.03 «Налоги и налогообложение» относится к факультативным дисциплинам. Изучается студентамиочной формы на 3 курсе в 5 семестре; на заочной и очно-заочной формы обучения на 3 курсе в 6 семестре. Общая трудоемкость дисциплины 2 зачетных единицы;

    - на контактную работу с преподавателем выделено по очной форме обучения – 28 часов (из них: 12 лек. и 16 сем.), на самостоятельную работу выделено по очной форме обучения – 44 ч.

    - на контактную работу с преподавателем выделено по заочной форме обучении – 8 часов (из них 4 лек., 4 сем.); на самостоятельную работу выделено по заочной форме обучения – 64 ч.

    На контактную работу с преподавателем на очно-заочной форме обучения выделено16 часа (из них 6 ч. – лекции, 10 ч. –семинары), на самостоятельную работу -56 ч.

    - форма промежуточной аттестации согласно учебному плану – зачет.

    3. Содержание и структура дисциплины

    Структура дисциплины

    № п/п

    Наименование тем (разделов),

    Объем дисциплины , час.

    Форма
    текущего
    контроля успеваемости ** , промежуточной аттестации

    Всего

    Контактная работа обучающихся с преподавателем
    по видам учебных занятий

    СР

    Очная форма обучения

    ИТОГО

    Заочная форма обучения

    ИТОГО


    Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


    Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


    Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

    1 Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГАПОУ СО «ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.1 «Налоги и налогообложение» для специальности Банковское дело 015

    3 Программа рассмотрена и одобрена цикловой методической комиссией специальности Банковское дело Председатель ЦМК В.А.Иванов Протокол от 015г. Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования Банковское дело УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УВР ГАПОУ СО «ЕКТС» А.М. Шанин 015 г. Разработчик: Иванов В.А., преподаватель дисциплины «Налоги и налогообложение» ГАПОУ СО «Екатеринбургский колледж транспортного строительства» Техническая экспертиза программы учебной дисциплины «Налоги и налогообложение» пройдена. Эксперт: Методист ГАПОУ СО «ЕКТС» Е.М. Александрова 015г. АКТУАЛИЗИРОВАНО: 0 г. Зам. директора УВР / А.М. Шанин (подпись) (И.О. Фамилия) 0 г. Зам. директора УВР / А.М. Шанин (подпись) (И.О. Фамилия) 0 г. Зам. директора УВР / А.М. Шанин (подпись) (И.О. Фамилия) 0 г. Зам. директора УВР / А.М. Шанин (подпись) (И.О. Фамилия) 0 г. Зам. директора УВР / А.М. Шанин (подпись) (И.О. Фамилия 3

    4 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Налоги и налогообложение» 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО специальности СПО Банковское дело. 1.. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы Дисциплина «Налоги и налогообложение» принадлежит к профессиональному циклу (общепрофессиональные дисциплины) Цели и задачи дисциплины требования к результатам освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен уметь: - пользоваться нормативными документами; - исчислять налоги и сборы, уплачиваемые организациями и физическими лицами; - заполнять налоговые декларации; - вносить изменения в налоговые декларации; - работать с бухгалтерской отчетностью налогоплательщика; - рассчитывать налоговые санкции за совершение налоговых правонарушений. В результате освоения дисциплины студент должен знать: - налоговое законодательство РФ; - элементы налоговой системы; - принципы налогообложения и сборов в РФ; - порядок исчисления и уплаты налогов и сборов организациями и физическими лицами; - порядок и сроки проведения камеральных и выездных налоговых проверок; - виды налоговых правонарушений и санкции за их совершение; - компьютерное обеспечение системы налогообложения Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки студента 11 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 78 часов; самостоятельной работы студента 34 часа Перечень компетенций, элементы которых формируются в рамках учебной дисциплины: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ПК 1.3. Осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней. ПК.1. Оценивать кредитоспособность клиентов. 4

    5 . СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 11 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 78 в том числе: практические занятия 8 Самостоятельная работа студента (всего) 34 в том числе: подготовка по лекциям, решение задач, выполнение домашних заданий, упражнений, подготовка докладов и сообщений. 34 Промежуточная аттестация в форме: экзамена в 5 семестре 5

    6 .. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Налоги и налогообложение» Наименование разделов и тем, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов Объем часов Обязатель ная аудиторна я нагрузка Самостоя тельная работа Раздел 1. Основы законодательства Российской Федерации о налогах и сборах 10 6 Тема 1.1. Законодательство РФ о налогах и сборах Возникновение и развитие системы налогообложения в России и мире. Основные направления налоговой политики государства. 1 1 Тема 1.. Налоговая система РФ, принципы ее построения Тема 1.3. Система налогов и сборов в РФ Налоговый кодекс РФ. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Самостоятельная работа студента: Подготовить сообщение и презентацию по становлению систем налогообложения Понятие налоговой системы. Принципы построения налоговой системы, ее структура. Субъекты налоговой системы, их права и обязанности: налогоплательщики и плательщики сборов, налоговые агенты, налоговые органы. Уровен ь освоени я 1 Самостоятельная работа студента: конспект права и обязанности налоговых агентов. Налоги как инструмент бюджетного регулирования, их экономическая сущность. Функции налогов и сборов. Понятие налога и сбора. Система налогов и сборов. Виды налогов и сборов в РФ. Общие условия установления налогов и сборов. Практическое занятие 1 Налоговая система РФ, элементы налогообложения. Классификация и систематизация налогов и сборов по видам Самостоятельная работа студента. Составить таблицу: Классификация налогов и сборов. Раздел. Основные виды федеральных налогов, методика их расчёта

    7 Тема.1. Налог на добавленную стоимость Тема. Налог на прибыль организаций Тема.3. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) 1 Плательщики, объект налогообложения, место реализации, налоговая база и особенности ее определения в зависимости от вида деятельности. Налоговый период. Ставки налога. Льготы и порядок освобождения от уплаты налога. Налоговые вычеты и порядок их применения. 6 1 Порядок исчисления НДС. Сроки уплаты налога. Методика заполнения и сроки представления налоговой декларации в налоговые органы. Практическое занятие. Расчет налоговой базы и суммы налоговых вычетов по НДС. Практическое занятие 3. Расчет суммы НДС к уплате в бюджет Заполнение налоговой декларации Самостоятельная работа студента: Решение задач. 4 1 Плательщики, объект налогообложения. Порядок определения доходов и расходов. Порядок определения налоговой базы. Налоговые ставки. Налоговый и отчетные периоды. Порядок исчисления авансовых платежей и налога на прибыль. Методика заполнения и сроки 6 представления налоговой декларации в налоговые органы. Практическое занятие 4. Расчет налоговой базы по налогу на прибыль. Практическое занятие 5. Расчёт налога на прибыль и распределение его по бюджетам. Самостоятельная работа студента: Решение задач, подбор примеров 4 1 Плательщики, объект налогообложения, особенности исчисления налоговой базы. Налоговый период. Доходы, не подлежащие налогообложению. Налоговые вычеты: стандартные, социальные, имущественные, профессиональные. 6 Налоговые ставки. Порядок исчисления и сроки уплаты налога. Практическое занятие 6. Расчет налога на доходы физических лиц, заполнение. Практическое занятие 7. Заполнение декларации по налогу на доходы физических лиц. Самостоятельная работа студента: Решение задач. Самостоятельное составление задач 4 7

    8 Тема.4 1 Другие виды федеральных Акцизы. Государственная пошлина 1 налогов Налог на добычу полезных ископаемых. 1 Самостоятельная работа студента: Решение задач. Раздел 3. Региональные налоги и специфика их расчета 10 4 Тема Налог на имущество организаций Плательщики, объект налогообложения, налоговая база, методика расчета среднегодовой стоимости имущества. Порядок исчисления и сроки уплаты налога. Порядок заполнения налоговой декларации. Практическое занятие 8. Расчет среднегодовой стоимости имущества, расчет налога, заполнение налоговой декларации Тема 3.. Транспортный налог Самостоятельная работа студента: Решение задач. Транспортный налог, его значение и сущность. Методика расчета налога: плательщики, объект налогообложения, налоговая база, ставка налога, льготы, порядок исчисления и уплаты. Практическое занятие 9. Расчет транспортного налога. Самостоятельная работа студента: Решение задач. Раздел 4. Местные налоги и специальные налоговые режимы 16 8 Тема 4.1. Земельный налог Тема 4.. Налог на имущество физических лиц Тема 4.3. Упрощенная система Плательщики, объект налогообложения, налоговая база, ставка налога, льготы, порядок исчисления и уплаты. 8 Практическое занятие 10. Расчёт земельного налога. Самостоятельная работа студента. Решение задач. Плательщики, объект налогообложения, налоговая база, ставка налога, льготы, порядок исчисления и уплаты. Практическое занятие 11. Расчёт налога на имущество физических лиц. Самостоятельная работа студента. Решение задач. Упрощенная система налогообложения: плательщики, объект обложения, налоговая база. Методика расчета. Порядок исчисления и сроки уплаты налога.

    9 налогообложения Практическое занятие 1. Расчет специальных налоговых режимов. Самостоятельная работа студента. Решение задач. Тема 4.4. Единый налог на вменённый доход Плательщики, объект налогообложения, налоговая база, ставка налога, льготы, порядок исчисления и уплаты. Практическое занятие 13. Расчёт суммы налога. Самостоятельная работа студента. Решение задач. Раздел 5. Налоговый контроль и ответственность за совершение налоговых правонарушений 10 Тема Формы налогового контроля и порядок его проведения Формы проведения налогового контроля, его значение. Общие положения о проведении проверок. Налоговая декларация, порядок внесения дополнений и изменений в налоговую декларацию. Порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки. Оформление результатов выездной налоговой проверки. Порядок и сроки составления акта выездной налоговой проверки. 1 Самостоятельная работа студента. Составление акта проверки. 1 Тема 5.. Общие положения об ответственности за совершение налогового правонарушения Понятие налогового правонарушения. Общие условия привлечения к ответственности. Формы вины за совершение налогового правонарушения. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Давность привлечения к ответственности. Самостоятельная работа студента. Конспект по теме: «Налоговые санкции и ответственность за их совершение». НК РФ ч. 1 гл Тема 5.3. Виды налоговых правонарушений Виды налоговых правонарушений и налоговые санкции за их совершение. Методика расчета налоговых санкций. Практическое занятие 14. Налоговые правонарушения и расчет налоговых санкций за их совершение. Всего:

    10 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Программа учебной дисциплины реализуется на базе учебного кабинета «Социальноэкономических дисциплин». Оборудование учебного кабинета: - 7 посадочных места; - рабочее место преподавателя; - комплект учебно-наглядных пособий «Налоги и налогообложение»; - материалы для выполнения практических работ; - комплект раздаточного материала. Технические средства обучения: - ноутбук с лицензионным программным обеспечением; - мультимедиа-проектор; - экран. 3.. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов Основные источники: 1. Налоговый Кодекс РФ. Части I и II.. Дмитриева Н.Г. Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение. Ростов-на-Дону Дополнительные источники: 1. Базилевич О.И., Дадашев А.З. Налоги и налогообложение. Практикум. М Евстигнеев Е.Н. Викторова Н.Г. Основы налогообложения и налогового законодательства. М Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение. М Налоги и налогообложение/под ред. М.В. Романовского. СПб.,М Налоги: Учеб. пособие/ Под ред. Д.Г. Черника. М Система налогов и сборов России/ Под ред. А.Н. Козырина. СПб.004.Кисилевич Т.И. 7. Практикум по налоговым расчетам. М Тедеев А.А. Налоги и налогообложение. М Тедеев А.А, Парыгина В.А. Налоговое право Российской Федерации. М Компьютерная программа: Отчет 010. ФНС России. Основные источники: Интернет-ресурсы: 1. Официальный сайт Федеральной налоговой службы России Интернет ресурс для бухгалтеров «Бух. 1С» Официальный сайт Росстата

    11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Знания: налоговое законодательство РФ; элементы налоговой системы; принципы налогообложения и сборов в РФ; порядок исчисления и уплаты налогов и сборов организациями и физическими лицами; порядок и сроки проведения камеральных и выездных налоговых проверок; виды налоговых правонарушений и санкции за их совершение; компьютерное обеспечение системы налогообложения Умения: пользоваться нормативными документами; исчислять налоги и сборы, уплачиваемые организациями и физическими лицами; заполнять налоговые декларации; вносить изменения в налоговые декларации; работать с бухгалтерской отчетностью налогоплательщика; рассчитывать налоговые санкции за совершение налоговых правонарушений. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Тестирование. Устные ответы на вопросы. Оценка выполнения практических работ. Тестирование. Оценка выполнения практических работ. Итоговый контроль в форме экзамена. Устные ответы на вопросы и тестирование. Оценка выполнения практических работ. Оценка выполнения практических работ Оценка на практическом занятии. Экзамен. Оценка на практических занятиях. Самостоятельное составление задач. Наблюдение и оценка заполнения документов на практическом занятии. Наблюдение и оценка заполнения документов. Оценка на практических занятиях. Оценка на практических занятиях. Итоговый контроль в форме экзамена 11

    Читайте также: