Охрана труда обязанности работодателя налоги

Опубликовано: 17.05.2024

Раздел X. Охрана труда

ГАРАНТ:

См. схему "Охрана труда"

См. комментарии к разделу X

  • +
    –
    Глава 33. Общие положения (ст. 209 - 210)
    • Статья 209. Основные понятия
    • Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
  • +
    –
    Глава 34. Требования охраны труда (ст. 211 - 215)
    • Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда
    • Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
    • Статья 213. Медицинские осмотры некоторых категорий работников
    • Статья 214. Обязанности работника в области охраны труда
    • Статья 215. Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда
  • +
    –
    Глава 35. Организация охраны труда (ст. 216 - 218)
    • Статья 216. Государственное управление охраной труда
    • Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда
    • Статья 217. Служба охраны труда в организации
    • Статья 218. Комитеты (комиссии) по охране труда
  • +
    –
    Глава 36. Обеспечение прав работников на охрану труда (ст. 219 - 231)
    • Статья 219. Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда
    • Статья 220. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
    • Статья 221. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты
    • Статья 222. Выдача молока и лечебно-профилактического питания
    • Статья 223. Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников
    • Статья 224. Дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников
    • Статья 225. Обучение в области охраны труда
    • Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
    • Статья 227. Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету
    • Статья 228. Обязанности работодателя при несчастном случае
    • Статья 228.1. Порядок извещения о несчастных случаях
    • Статья 229. Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев
    • Статья 229.1. Сроки расследования несчастных случаев
    • Статья 229.2. Порядок проведения расследования несчастных случаев
    • Статья 229.3. Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда
    • Статья 230. Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев
    • Статья 230.1. Порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве
    • Статья 231. Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев

>
Общие положения (ст. 209 - 210)
Содержание
Трудовой кодекс (ТК РФ)

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

С 1 января 2021 года вступил в силу ряд новых правил по охране труда. О том, что следует сделать работодателю в связи с появлением этих правил, рассказал Минтруд в письме от 14.01.2021 г. № 15-2/10/В-167.

Какие новые правила по охране труда появились в 2021 году

Минтруд утвердил, в том числе, следующие правила по охране труда:

  • при работе в ограниченных и замкнутых пространствах (приказ Минтруда от 15.12.2020 г. № 902н);
  • при производстве строительных материалов (приказ Минтруда от 15.12.2020 г. № 901н);
  • при обработке металлов (приказ Минтруда от 11.12.2020 г. № 887н);
  • при выполнении электросварочных и газосварочных работ (приказ Минтруда от 11.12.2020 г. № 884н);
  • при строительстве, реконструкции и ремонте (приказ Минтруда от 11.12.2020 г. № 883н);
  • на автомобильном транспорте (приказ Минтруда от 09.12.2020 г. № 871н);
  • при выполнении окрасочных работ (приказ Минтруда от 02.12.2020 г. № 849н);
  • при работе с инструментом и приспособлениями (приказ Минтруда от 27.11.2020 г. № 835н);
  • при использовании отдельных видов химических веществ и материалов, при химической чистке, стирке, обеззараживании и дезактивации (приказ Минтруда от 27.11.2020 г. № 834н);
  • при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования (приказ Минтруда от 27.11.2020 г. № 833н);
  • при проведении полиграфических работ (приказ Минтруда от 27.11.2020 г. № 832н);
  • при работе на высоте (приказ Минтруда от 16.11.2020 г. № 782н);
  • при проведении работ в легкой промышленности (приказ Минтруда от 16.11.2020 г. № 780н);
  • при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов (приказ Минтруда от 28.10.2020 г. № 753н);
  • в сельском хозяйстве (приказ Минтруда от 27.10.2020 г. № 746н).

Почти все из вышеперечисленных правил вступили в силу с 1 января 2021 года, кроме правил охраны труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах, утвержденных приказом Минтруда от 15.12.2020 № 902н. Они начнут применяться с 1 марта 2021 года.

Что должен сделать работодатель в связи с появлением новых правил охраны труда

В связи с появлением новых правил охраны труда, работодатель должен организовать внеочередную проверку знаний работников.

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 г. № 1/29.

Он предусматривает необходимость проверки теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий.

Ее проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости – в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

При этом внеочередную проверку знаний требований охраны труда проводят, в том числе, при введении новых или изменении действующих правил охраны труда.

Такую проверку надо проводить независимо от срока проведения предыдущей проверки.

В данном случае осуществляется проверка знаний только этих правовых актов, которыми были утверждены новые или изменены существующие правила (п. 3.3 Порядка).

Внеочередную проверку можно провести только в объеме те новых правил по охране труда, которые относятся к трудовой деятельности работников.

При этом члены комиссии, которые проводят внеочередную проверку знаний новых правил охраны труда, сами должны ее пройти в организациях, осуществляющих функции по проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда.

Как оформить прохождение внеочередной проверки новых правил охраны труда

Результаты проверки надо оформить протоколом.

В нем следует указать тип проверки знаний – «внеочередная».

Работнику, который успешно прошедшему проверку знаний требований охраны труда, выдается удостоверение. Его должен подписать председатель комиссии по проверке знаний требований охраны труда.

При этом Минтруд обратил внимание, что обратную сторону удостоверения «Сведения о повторных проверках знаний требований охраны труда» как правило, на практике не оформляют.

Документ по теме:

Однако, в сложившейся ситуации ее можно заполнить и отразить в ней сведения о внеочередной проверке знаний работников.

При этом удостоверения о прохождении работниками обучения по охране труда, которые были выданы до вступления в силу новых правил по охране труда, признаются действительными до окончания их срока действия при наличии отметки о внеочередной проверке знаний.

В случае, если работники организации не прошли внеочередную проверку знаний, их работодателя могут оштрафовать от 30 до 50 тыс. рублей за нарушения требований части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Кроме того смотрите:

Не забудьте актуализировать свои локальные нормативные акты

Помимо вышеуказанного, Минтруд отметил еще одну обязанность, которую необходимо выполнить организации.

В связи с вступлением в силу новых правил охраны труда следует актуализировать комплект документов, в которых есть требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

  • инструкции по охране труда;
  • программы обучения по охране труда работников;
  • информационные материалы, которые используются в целях информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах и о риске повреждения здоровья.

Актуализация необходима в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников.

Невыполнение указанного может повлечь административную ответственность в виде штрафа в размере 30 до 50 тыс. рублей по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование


Статья 212 главы 34 Трудового Кодекса РФ требует от работодателей обеспечить безопасный труд, то есть сохранение жизни и здоровья подчиненных. Нормативный акт также обязывает сотрудников соблюдать установленные правила. Что же следует делать для создания оптимальных условий трудовой деятельности на предприятии, какие меры принимать и кого назначать ответственными за следование стандартам по охране труда?

Основные понятия

Под охраной труда законодательство понимает систему заботы о жизни и здоровье сотрудников предприятия при выполнении ими должностных обязанностей. Она может рассматриваться как элемент трудовых отношений, институт трудового права или субъективное право работников.

Охрана труда призвана решить главную задачу — предотвратить травматизм на производстве и возникновение профессиональных заболеваний, а также минимизировать социальные последствия. С помощью проведения специальных мероприятий каждое рабочее место гарантирует низкий или социально-приемлемый риск.

Способы обеспечения охраны труда

1. Правовые . Включают систему государственных стандартов безопасности и средства контроля их соблюдения. Мероприятия регулируются Конституцией, ТК, законными и подзаконными актами РФ.

2. Социально-экономические . Представляют собой инструменты стимулирования добросовестных работодателей со стороны государства. К примеру, чтобы поддержать тех, кто не допускает нарушений требований и нормативов по охране труда, предусмотрены дифференциальные тарифы по отчислениям на обязательное пенсионное и социальное страхование, возможность возмещения затрат за счет фонда соцстрахования и т. д.

Для справки: перечень расходов, которые разрешается компенсировать за счет ФСС, перечислен в приказе Минтруда 580н от 10 декабря 2012 года (приложение). Кроме того, в 2020 году в целях профилактики коронавируса в организациях работодатели могут рассчитывать также на возмещение средств, направленных на покупку СИЗ.

3. Организационно-технические. Подразумевают разработку предприятием политики по выполнению требований законодательства по охране труда, определение задач и средств их решения.

4. Санитарно-гигиенические . Это меры по снижению степени воздействия опасных и вредных факторов на производстве. К ним относятся исследования среды в лабораторных условиях и с помощью специальных инструментов, производственный контроль, вакцинация персонала. Такими средствами руководство добивается главной цели — защиты здоровья и жизни подчиненных, создания и поддержания благоприятных условий труда.

5. Лечебно-профилактические. В них входят психиатрические освидетельствования, выдача молока, медосмотры и т. п.

Для справки : заменять лечебно-профилактическое питание денежной компенсацией запрещено правилами, которые утверждены приказом 46н от 16 февраля 2009 года (пункт 11).

6. Реабилитационные . Мероприятия такого характера помогают восстановить трудоспособность и здоровье сотрудников, если они приобрели хронические заболевания или пострадали из-за несчастного случая в ходе трудового процесса. В качестве реабилитации применяется перевод на облегченную работу, санаторно-курортное лечение, оплата оздоровительных процедур и т. д. В статье 212 ТК РФ приведен полный перечень возможных мер.

Ответственные лица


Охрана труда может стать обязанностью непосредственного работодателя, а также профильного специалиста или работников соответствующей службы. Согласно статье 217 ТК РФ, компании с численностью персонала более 50 человек должны создать отдельную штатную единицу либо отдел.

Инспектором по охране труда можно назначать только сотрудника, который отвечает действующим квалификационным требованиям. Нормативы прописаны в профстандарте для специалистов в области охраны труда и утверждены приказом Минтруда и социальной защиты 524н от 4 августа 2014 года. Для допуска к работе сотрудник направляется на обучение и проверку знаний (возможно прохождение 40-часовых курсов в специализированном учебном центре).

Если один специалист не справляется с задачей охраны жизни и здоровья персонала предприятия, создается служба из нескольких человек. Процесс сопровождается внесением правок в штатное расписание, разработкой должностных инструкций и корректировкой положения о службе по охране труда.

Для справки: необходимое число сотрудников данного профиля определяется с учетом общего количества персонала предприятия, уровня опасности и тяжести рабочих процессов. Дополнительно нужно руководствоваться Межотраслевыми нормативами численности, утвержденными постановлением Минтруда № 10 от 22 января 2001 года.

Контроль мероприятий по охране труда поручается главному инженеру, генеральному или техническому директору. Однако общая ответственность за работу назначенных инспекторов возлагается на руководителя соответствующей службы.

Принципы разработки системы по охране труда

Выполнить задачу такой сложности способен только специалист с опытом не меньше нескольких лет. Новички могут допустить критические ошибки, которые в итоге могут привести к серьезным последствиям.

При организации охраны труда нужно опираться на действующее законодательство, в том числе:

  • Федеральный закон № 52 от 30 марта 1999 года, устанавливающий условия обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия граждан;
  • Федеральный закон № 323 от 21 ноября 2011 года, в котором прописаны основы охраны здоровья населения в РФ;
  • Федеральный закон № 116 от 21 июля 1997 года, касающийся вопросов промышленной безопасности на опасных производственных объектах;
  • Федеральный закон № 426 от 28 декабря 2013 года, где даны понятия, принципы формирования и другие положения о СОУТ;
  • постановление Министерства труда России № 14 от 8 февраля 2000 года с рекомендациями по созданию и работе службы по ОТ.

Этапы создания

1) Разработать внутреннее положение по охране труда. В локальный нормативный акт должны войти разделы Приказа Минтруда № 438 от 19 августа 2016 года, возможна адаптация текста.

2) Провести оценку профессиональных рисков. Выполняется специалистами по ОТ, работодателем либо независимыми экспертами.

3) Закупить смывающие средства, средства индивидуальной защиты, специальные машины и другие необходимые товары и приборы. Перечень конкретных позиций определяется спецификой деятельности предприятия и выявленными факторами негативного воздействия.

4) Составить график обслуживания и осмотра машин, выдачи СИЗ, выполнения планово-предупредительного ремонта. Ответственный за каждый вид работ назначается приказом.

5) Организовать специальную оценку рабочих мест.

6) Рассказать специалистам и руководству о методах и приемах безопасного ведения работ, провести инструктажи и стажировки, проверить знание требований по охране труда.

7) Обучить персонал навыкам первой помощи.

Важно: соответствующие занятия с руководителями и специалистами желательно проводить хотя бы каждые 3 года, а с рядовыми сотрудниками — ежегодно.

8) Подготовить локальные нормативные акты по охране труда.

В дальнейшем необходимо контролировать надлежащее функционирование системы и соблюдение установленных требований, а также своевременно подавать отчеты в проверяющие органы.


Меры по обеспечению охраны труда

При выборе средств создания безопасных условий трудовой деятельности рекомендуется ориентироваться на приказ Минтруда РФ 181н от 1 марта 2012 года. Документом утвержден перечень конкретных приемов, которые позволяют улучшить условия на рабочих местах и снизить уровень профессиональных рисков.

В целом специалистам по охране труда и руководителям необходимо выполнять обязанности, установленные статьей 212 ТК РФ:

  • выдавать обеззараживающие средства, СИЗ и т. п.;
  • контролировать безопасную эксплуатацию зданий, инструментов, оборудования и прочей производственной инфраструктуры;
  • проверять соблюдение сотрудниками правил охраны труда;
  • заботиться об оптимальных условиях труда на имеющихся рабочих местах;
  • направлять сотрудников на освидетельствования и медосмотры;
  • следить за режимом работы и отдыха, качественным медицинским и санитарно-бытовым обслуживанием персонала;
  • выполнять своевременную специальную оценку условий труда;
  • инструктировать работников по вопросам охраны труда и отправлять на повышение квалификации;
  • исполнять выданные предписания государственной инспекции по труду.

Работодатели без финансовых затруднений могут добровольно брать на себя дополнительные обязательства, например, по проведению оздоровительных мероприятий (оплата санаторного лечения, внеочередные обследования в клиниках и т. д.).

Все планируемые и реализуемые действия по охране труда следует тщательно документировать, иначе при очередном визите проверяющих предприятию будут грозить разбирательства и штрафы. Чтобы избежать проблем, важно организовать систематизированный и оптимизированный документооборот. Необходимо разработать и издать положения, инструкции и приказы, программы и списки, вести журналы и личные карточки. Перечень — не закрытый, можно использовать любые другие документы в зависимости от характера деятельности и потребностей компании.

Ответственность за нарушения правил охраны труда

Государство стремится, прежде всего, не допускать случаев травматизма и возникновения профессиональных болезней. Чтобы воздействовать на работодателей, заставить их заботиться о работниках и соблюдать установленные нормы, законодатели дополнили Кодекс об административных правонарушениях РФ новой статьей 5.27.1. Теперь недобросовестное отношение к охране труда чревато уголовным преследованием. Халатный работодатель, допустивший инвалидность и тем более гибель работника, понесет наказание согласно статьям Уголовного кодекса РФ 143, 216, 217. Степень вины каждого специалиста и руководителя устанавливается следствием.

Таблица. Охрана труда: документы 2020

Положение о СУОТ

Положение о службе охраны труда

Положение о проведении стажировки на рабочем месте вместе с программами стажировки

Положение об обеспечении работников СИЗ

Приказы по охране труда

Приказ о назначении ответственных лиц за охрану труда

Приказ руководителя о создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда

Приказ об утверждении инструкций по охране труда

Приказ об организации бесплатной выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств

Приказ об утверждении перечня рабочих мест и списка сотрудников, для которых в санитарно-бытовых помещениях обеспечивается наличие мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом

Приказ о создании комиссии по проведению спецоценки

Приказ об утверждении графика проведения СОУТ

Приказ о подготовке плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Приказ о назначении лица, ответственного за присвоение неэлектротехническому персоналу I группы по электробезопасности

Приказ о назначении ответственного за эксплуатацию стеллажей

Журнал регистрации вводного инструктажа

Журнал регистрации НС

Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу

Журнал инструктажа на рабочем месте

Журнал инструктажей по пожарной безопасности

Программа проведения вводного инструктажа по ОТ

Программы проведения первичного инструктажа на рабочем месте

Программа производственного санитарного контроля

Программы обучения по ОТ по должностям, профессиям

Программа действий по улучшению условий и охраны труда

Перечни и списки

Перечень профессий и должностей сотрудников, освобожденных от первичного инструктажа

Список работников, которые подлежат медицинским осмотрам

Перечень рабочих мест и список лиц, для которых обязательна выдача смывающих и обезвреживающих средств

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям и измерениям

Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу группы I по электробезопасности

Перечень профессий и должностей, которым положена бесплатная спецодежда, спецобувь и другие СИЗ

Должностные инструкции для специалистов службы охраны труда

Инструкции по охране труда на каждую профессию или должность

Копии сертификатов и деклараций соответствия СИЗ и смывающих средств

Личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты

Статья 212 ТК отведена под характеристику обязанностей нанимателя по обеспечению безопасных параметров трудовой деятельности. Она состоит из 23 пунктов.

Статья 212 ТК РФ

Характеристика ст. 212 ТК

В её начале подчёркивается, что именно на нанимателя возлагается обязанность гарантировать надлежащие параметры трудовой деятельности. Он обеспечивает:

  • безопасность персонала при эксплуатации объектов, инструментов, протекании технологических процессов и т.д.;
  • деятельность комплекса по охране труда;
  • использование надлежащих средств, имеющих соответствующие сертификаты, для защиты сотрудников как в общем, так и в индивидуальном порядке;
  • условия для работы, отвечающие положенным критериям безопасности труда;
  • рабочий график, отвечающий актуальным критериям, закреплённым в профильном законодательстве;
  • покупку и выдачу группам сотрудников, задействованных на работах в неблагоприятных условиях, за свой счёт средств защиты и дезинфекции, имеющих положенные сертификаты;
  • обучение сотрудников надлежащим способам работы и приёмам оказания помощи;
  • организацию профильных инструктажей, соответствующих стажировок и мер по контролю знаний аспектов охраны труда;
  • отказ в допуске к работе лиц, не прошедших профильный инструктаж, стажировку и проверку уровня знаний;
  • контроль за условиями работы и корректностью применения сотрудниками положенных им защитных средств;
  • оценку параметров труда в соответствии с положениями профильного законодательства;
  • проведение за свой счёт (в ситуациях, прописанных в законодательстве) медосмотров сотрудников, как регулярного, так и единичного характера, а также их психиатрических обследований с предоставлением на это время положенных по ТК льгот и гарантий;
  • отказ в допуске к работе лиц, не прошедших обязательное медобследование или имеющих противопоказания по состоянию здоровья;
  • донесение до сотрудников информации о параметрах, относящихся к охране труда и связанных с ними вопросах;
  • предоставление соответствующим госструктурам местного и общефедерального уровня, а также профильным подразделениям профсоюзов, необходимых им данных и документов;
  • организацию мероприятий по профилактике ЧП и сбережению жизни и здоровья персонала в случае их возникновения;
  • расследование и учёт профзаболеваний и несчастных случаев в порядке, прописанном в ТК и профильных законах;
  • организацию для персонала соответствующего санитарно-бытового и медицинского обеспечения, а также доставку заболевших сотрудников в медучреждение;
  • свободный допуск уполномоченных представителей соответствующих госструктур и профильных общественных организаций для принятия ими надлежащих мер по контролю параметров труда и выполнению других соответствующих действий;
  • выполнение предписаний уполномоченных представителей соответствующих госструктур местного и общефедерального уровня;
  • рассмотрение обращений профильных общественных организаций в сроки, прописанные в ТК и законодательстве;
  • обязательное соцстрахование сотрудников от несчастных случаев и профзаболеваний;
  • информирование сотрудников об актуальных требованиях в сфере охраны труда;
  • составление и ввод в действие инструкций по охране труда с учётом соображений представителей сотрудников в порядке, прописанном в ст. 372 ТК;
  • наличие подборки соответствующих документов с требованиями к профильным аспектам охраны труда.

Рассмотренная статья, как видно из этого перечня, возлагает на работодателя довольно значительную обязательную нагрузку в области обеспечения безопасности трудовой деятельности.

Вопросы по ст. 212 ТК

К каким действиям сотрудника может привести игнорирование нанимателем положений этой статьи?

Как указано в ст. 379 ТК, сотрудник может просто отказаться от работы, если видит, что она не отвечает соответствующим критериям безопасности, т.е. создаёт угрозу его жизни и здоровью. При этом за ним сохраняются положенные ему льготы и возможности. Нужно отметить, что, как указано в ст. 4, наниматель не имеет права требовать от него приступить к работе – это будет считаться принудительным трудом.

Какое наказание положено для нанимателя за игнорирование предписаний этой статьи?

Он может понести как административную, так и уголовную ответственность. В первом случае он отвечает по ст. КоАП 5.27.1. В ней предусмотрено наказание в форме предупреждений и штрафов. Причём не только за нарушения общего характера, но и за допуск к работе непроинструктированного сотрудника, отсутствие у него положенных средств для защиты и т.д.

Во втором случае используется ст. 143 УК. Она предусматривает возможность штрафов (до 400 тыс. руб.), принудительных работ, заключения, запрета на определённую деятельность. В крайних случаях, при смерти нескольких людей, наказание составляет 5 лет заключения.

Статья 212 ТК отведена под характеристику обязанностей нанимателя по обеспечению безопасных параметров трудовой деятельности. Она состоит из 23 пунктов.

Статья 212 ТК РФ

Характеристика ст. 212 ТК

В её начале подчёркивается, что именно на нанимателя возлагается обязанность гарантировать надлежащие параметры трудовой деятельности. Он обеспечивает:

  • безопасность персонала при эксплуатации объектов, инструментов, протекании технологических процессов и т.д.;
  • деятельность комплекса по охране труда;
  • использование надлежащих средств, имеющих соответствующие сертификаты, для защиты сотрудников как в общем, так и в индивидуальном порядке;
  • условия для работы, отвечающие положенным критериям безопасности труда;
  • рабочий график, отвечающий актуальным критериям, закреплённым в профильном законодательстве;
  • покупку и выдачу группам сотрудников, задействованных на работах в неблагоприятных условиях, за свой счёт средств защиты и дезинфекции, имеющих положенные сертификаты;
  • обучение сотрудников надлежащим способам работы и приёмам оказания помощи;
  • организацию профильных инструктажей, соответствующих стажировок и мер по контролю знаний аспектов охраны труда;
  • отказ в допуске к работе лиц, не прошедших профильный инструктаж, стажировку и проверку уровня знаний;
  • контроль за условиями работы и корректностью применения сотрудниками положенных им защитных средств;
  • оценку параметров труда в соответствии с положениями профильного законодательства;
  • проведение за свой счёт (в ситуациях, прописанных в законодательстве) медосмотров сотрудников, как регулярного, так и единичного характера, а также их психиатрических обследований с предоставлением на это время положенных по ТК льгот и гарантий;
  • отказ в допуске к работе лиц, не прошедших обязательное медобследование или имеющих противопоказания по состоянию здоровья;
  • донесение до сотрудников информации о параметрах, относящихся к охране труда и связанных с ними вопросах;
  • предоставление соответствующим госструктурам местного и общефедерального уровня, а также профильным подразделениям профсоюзов, необходимых им данных и документов;
  • организацию мероприятий по профилактике ЧП и сбережению жизни и здоровья персонала в случае их возникновения;
  • расследование и учёт профзаболеваний и несчастных случаев в порядке, прописанном в ТК и профильных законах;
  • организацию для персонала соответствующего санитарно-бытового и медицинского обеспечения, а также доставку заболевших сотрудников в медучреждение;
  • свободный допуск уполномоченных представителей соответствующих госструктур и профильных общественных организаций для принятия ими надлежащих мер по контролю параметров труда и выполнению других соответствующих действий;
  • выполнение предписаний уполномоченных представителей соответствующих госструктур местного и общефедерального уровня;
  • рассмотрение обращений профильных общественных организаций в сроки, прописанные в ТК и законодательстве;
  • обязательное соцстрахование сотрудников от несчастных случаев и профзаболеваний;
  • информирование сотрудников об актуальных требованиях в сфере охраны труда;
  • составление и ввод в действие инструкций по охране труда с учётом соображений представителей сотрудников в порядке, прописанном в ст. 372 ТК;
  • наличие подборки соответствующих документов с требованиями к профильным аспектам охраны труда.

Рассмотренная статья, как видно из этого перечня, возлагает на работодателя довольно значительную обязательную нагрузку в области обеспечения безопасности трудовой деятельности.

Вопросы по ст. 212 ТК

К каким действиям сотрудника может привести игнорирование нанимателем положений этой статьи?

Как указано в ст. 379 ТК, сотрудник может просто отказаться от работы, если видит, что она не отвечает соответствующим критериям безопасности, т.е. создаёт угрозу его жизни и здоровью. При этом за ним сохраняются положенные ему льготы и возможности. Нужно отметить, что, как указано в ст. 4, наниматель не имеет права требовать от него приступить к работе – это будет считаться принудительным трудом.

Какое наказание положено для нанимателя за игнорирование предписаний этой статьи?

Он может понести как административную, так и уголовную ответственность. В первом случае он отвечает по ст. КоАП 5.27.1. В ней предусмотрено наказание в форме предупреждений и штрафов. Причём не только за нарушения общего характера, но и за допуск к работе непроинструктированного сотрудника, отсутствие у него положенных средств для защиты и т.д.

Во втором случае используется ст. 143 УК. Она предусматривает возможность штрафов (до 400 тыс. руб.), принудительных работ, заключения, запрета на определённую деятельность. В крайних случаях, при смерти нескольких людей, наказание составляет 5 лет заключения.

Читайте также: