Налоговые методы борьбы с теневой экономикой

Опубликовано: 16.05.2024

Как бороться с теневой занятостью?

По данным последних социологических опросов 40% россиян от 18-30 лет сообщили, что неформальная занятость позволяет им больше зарабатывать. Разбираемся, как считать теневую занятость, и чем она опасна.

Что такое неформальная занятость?

Первоначально неформальная занятость воспринималась исследователями только как незарегистрированный вид деятельности. На данный момент под ней понимают следующие формы деятельности: нерегистрируемая занятость (без оформления трудового договора); фиктивная занятость (так называемые мертвые души - работники, которые числятся сотрудниками в штате, но в действительности в фирме не работают (фактически занятостью не является); недекларируемая занятость (расхождение между фактической и формальной оплатой труда - занятость с "черной" заработной платой, с помощью которой работодатель сокращает налоги).

Росстат определяет как занятых в неформальном секторе следующие категории граждан: индивидуальные предприниматели (ИП); лица, работающие по найму у ИП и физических лиц; члены семьи, помогающие в деле, принадлежащем кому-либо из родственников; лица, занятые в собственном домашнем хозяйстве по производству продукции сельского, лесного хозяйства, охоты и рыболовства для продажи или обмена и работающие в качестве ИП без регистрации.

Методы оценки неформальной занятости

Методов оценить уровень неформальной занятости много, но не один из них не дает точного результата. В международной статистике более эффективными считаются косвенные методы. Так, в Италии проводится сопоставление данных статорганов о рабочих местах с соответствующими данными юридических, налоговых и других органов. Полученные единицы труда и выработка на одного сотрудника используются для расчета выпуска добавленной стоимости. Это, в свою очередь, дает возможность откорректировать объем продукции, недоучтенной предпринимателями.

В странах с переходной экономикой наиболее эффективным считается метод, основанный на оценке уровня затрат на электроэнергию, так как их трудно скрыть и информация по ним достаточно подробна. Поэтому, сопоставляя динамику затрат на электроэнергию с динамикой ее выработки, можно выявить наличие неформальной экономической деятельности.

В нашей стране Росстат организует выборочные обследования населения по проблемам занятости. При этом расчет величины недооцененного валового продукта не производится.

Оценка уровня неформальной занятости в России

По оценкам Росстата, численность занятых в неформальном секторе экономики составляет около 15 млн человек, или 20% от общей численности занятых, где 57% граждан, занятых в теневом секторе экономики, - это наемные работники в неформальном секторе.

Среди "неформалов" преобладают мужчины в возрасте от 20 до 35 лет и женщины в возрасте от 25 до 35 лет. Наибольших масштабов теневой бизнес достигает в таких сферах, как оптовая и розничная торговля, сельское хозяйство, строительство, обрабатывающие производства, транспорт и связь. По последним официальным данным общая численность занятых в неформальном секторе в РФ составила 14 253 тыс. человек.

В отраслевом разрезе на долю оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов приходится 32,7% всех самозанятых; на втором месте - сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (16,8%). Замыкает тройку лидеров строительство (11,7%). Незначительно отстают сфера обрабатывающих производств (9,5%) и транспортировка и хранение (10%).

Методы борьбы с неформальной занятостью

Занятость в неформальном секторе доступна работникам, которые по каким-либо причинам не могут трудоустроиться в формальном секторе, и поэтому она способствует сокращению безработицы в долгосрочной перспективе. Однако в то же время она губительная для экономики, так как неучтенную сумму государство восполняет за счет увеличения налоговой нагрузки для граждан, работающих в формальном секторе.

Для преодоления неформальной занятости необходимо предоставить более широкие полномочия трудовым инспекциям по контролю использования работников без оформления трудовых отношений и ужесточить наказание для работодателей - от крупных штрафов до административной ответственности. Значимым шагом, направленным на урегулирование теневой занятости, который сделало Правительство, стало введение налога на самозанятых.

У него есть ряд проблем, связанных с реализацией, но впоследствии закон может вывести часть людей из неформального сектора. Его эффективность сильно будет зависеть от того, как будет исполняться закон и как надзорные органы будут с ним работать.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Теневая экономика

Сегодня хочется порассуждать о таком негативном для государства явлении как теневая экономика. В этой статье я рассмотрю, что представляет собой теневой сектор экономики, каковы основные причины и последствия теневой экономики, дам немного данных по статистике и масштабам теневой экономики в России, Украине и мире, а также предложу некоторые меры по борьбе с этим явлением.

  1. Что такое теневая экономика?
  2. Виды теневой экономики
  3. Масштабы теневой экономики
  4. Причины теневой экономики
  5. Влияние теневой экономики на развитие государства
  6. Теневая экономика, минусы
  7. Теневая экономика, плюсы
  8. Борьба с теневой экономикой

Что такое теневая экономика?

Итак, в каждом государстве есть своя экономическая система, свой бюджет, который наполняется доходами из разных источников и расходуется по разным направлениям трат. Все это происходит на основании законодательных актов страны, которые и предписывают, как должен работать бизнес, кто какие налоги должен платить, что можно делать, а что нельзя, проще говоря. При этом, вся деятельность фиксируется различными государственными органами, и по ее результатам высчитываются макроэкономические показатели, которые и отражают состояние экономики страны: ВВП, инфляция, безработица и т.д.

Однако, далеко не все поступают так, как предписано законами. Почему? Все просто: потому что так финансово выгоднее. С целью оптимизации своих расходов и увеличения прибыли многие предприниматели и рядовые граждане страны зарабатывают деньги в той или иной степени нелегально. Соответственно, их деятельность полностью или частично нигде не учитывается, и не влияет ни на наполнение бюджета и других государственных фондов, ни на макроэкономические показатели страны, как бы оставаясь «в тени» всего этого. Отсюда и появились термины «теневая экономика», «теневой рынок».

Теневая экономика — это совокупность всех экономических процессов в стране, протекающих стихийно, в обход законодательных актов, вне контроля государства, и не оказывающих какого-либо влияния на его показатели. Главный мотив теневой экономики — сокрытие доходов и уклонение от налогообложения.

К теневой экономике можно отнести любые сферы товарно-денежных отношений, происходящих в государстве: производство, сбыт, перепродажу, оказание услуг, трудоустройство и т.д.

Виды теневой экономики

Можно выделить 3 вида теневой экономики:

  1. Фиктивная экономика. Ее еще называют «вторая экономика» — это деятельность, которая известна государству, контролируется им, но по разного рода причинам не ведется официально и не оказывает влияния на бюджет и макроэкономические показатели. Фиктивная экономика используется для наполнения второго, неофициального бюджета, который, в свою очередь, расходуется на такие же неофициальные мероприятия, например, поддержку правящей партии на выборах и т.п.
  2. Серая экономика. Сюда относятся бизнес-процессы, протекающие полуофициально или полулегально. К примеру, предприятия, декларирующие меньший, чем на самом деле, оборот, имеющие в штате как официально оформленных, так и нелегальных работников, выплачивающие минимальную зарплату официально, а остальное — «в конвертах», и т.п.
  3. Черная экономика. Вид теневой экономики, который вообще никаким образом не «светится», протекает исключительно подпольно. Как правило, черная экономика функционирует под «покровительством» чиновников или правоохранительных структур, которые всегда знают о ее существовании, и имеют от этого свой коррупционный доход.

Масштабы теневой экономики

Реальные масштабы теневой экономики всегда очень сложно оценить, поэтому по разным оценкам они могут существенно отличаться. В целом можно констатировать, что чем слабее общий экономический уровень развития государства — тем сильнее в нем развита теневая экономика, и наоборот.

Даже в развитых странах, таких как США, Япония, Германия, Франция и др., масштабы теневой экономики оценивают в 9-15% от ВВП этих стран, что достаточно много.

Масштабы теневой экономики в России по официальным данным Росстата составляют 15-16% от ВВП, по оценкам разных экономистов и экспертов — до 50% ВВП и более.

Масштабы теневой экономики в Украине по разным оценкам составляют от 25 до 60% от ВВП страны.

Причины теневой экономики

Рассмотрим основные причины развития теневой экономики.

  1. Чрезмерно высокие налоги. Чем выше налоговое бремя, тем менее выгодно вести официальную деятельность. Иногда может возникать ситуация, при которой легально вести бизнес в принципе невозможно (к примеру, в совокупности вы должны будете заплатить налогов более 100% от своей прибыли). Это может касаться, например, отдельных отраслей экономики.
  2. Высокий уровень бюрократизации. Но не только налоги оказывают влияние на развитие теневой экономики (например, во многих европейских странах налоговые ставки очень высокие, но теневая экономика там развита не так сильно, как у нас). Второй важной причиной является чрезмерный уровень бюрократизации всех процессов, связанных с оформлением и ведением бизнеса. Когда предприниматель, например, видит, что официальное открытие бизнеса займет у него долгие месяцы, а то и годы, а неофициально он может «договориться» за считанные дни — конечно, он выберет второй вариант.
  3. Высокий уровень государственного вмешательства. Когда легальный бизнес постоянно «терроризируют» проверками и облагают штрафами за все, что можно и нельзя, естественно, выгоднее работать нелегально и платить тем же структурам какую-то оговоренную регулярную плату.
  4. Высокий уровень коррупции. Ну и конечно же, чем выше уровень коррупции в стране — тем сильнее в ней будет развит теневой бизнес. Можно сказать, что понятия «коррупция» и «теневая экономика» взаимодополняющие.
  5. Несущественные наказания за раскрытие теневых схем. К примеру, если предприниматель условно будет платить 100 тысяч денежных единиц штрафа за выявленные у него теневые обороты, а зарабатывать на них будет 1 млн. денежных единиц за тот же период — естественно, ему будет выгодно вести теневой бизнес.
  6. Кризисные явления в экономике. Когда наступает финансовый кризис, легальная деятельность во многих сферах становится неэффективной, убыточной, поэтому бизнесмены и их работники уходят в теневую сферу, чтобы сохранить хотя бы частично свои заработки (иначе у них не останется средств к существованию).

В целом все причины теневой экономики сводятся к одному: чем сложнее и дороже зарабатывать легально — тем сильнее будет развит теневой рынок в стране.

Влияние теневой экономики на развитие государства

Теперь давайте рассмотрим, как теневая экономика влияет на развитие государства и его общества, на экономические процессы, происходящие внутри страны. На первый взгляд, наверное, всем кажется, что влияние теневой экономики носит исключительно негативный характер, однако, это не так: в теневом рынке можно найти и свои положительные моменты. Рассмотрим это подробнее.

Теневая экономика, минусы

  1. Замедление роста экономического развития государства. Теневая экономика ухудшает все важнейшие макроэкономические показатели развития страны: ВВП (страна не «добирает» объемов производства); безработицы (нелегальное трудоустройство увеличивает этот показатель) и т.д.
  2. Снижение доходов бюджета. Поскольку теневой сектор экономики не платит налоги или платит их в недостаточном количестве — от этого страдает бюджет страны, недополучая доходы.
  3. Сокращение расходов бюджета. Соответственно, когда меньше доходов, меньше становится и расходов. От этого особенно страдают люди, в большой степени зависящие от финансирования государства: работники бюджетных структур, пенсионеры, получатели социальных выплат и т.д.
  4. Рост коррупции. Так же, как коррупция способствует развитию теневого рынка, так и теневой сектор экономики способствует росту коррупции, поскольку эти понятия неразрывно связаны друг с другом.
  5. Криминализация экономики. Чем сильнее развивается теневой бизнес, тем сильнее развиваются и теневые способы «решения вопросов». Как правило, теневая экономика всегда в той или иной степени криминализирована, особенно наиболее крупные ее представители.

Теневая экономика, плюсы

  1. Рост доходов задействованных граждан. У тех, кто вращается в теневой сфере, доходы выше, а это оказывает свой положительный эффект на экономику страны: выше уровень платежеспособности, выше спрос на товары и услуги, что стимулирует развитие производства.
  2. Больше возможностей для заработка. Когда человек, допустим, не имеет возможности официально трудоустроиться, он может работать неофициально в теневом бизнесе, и получать доход, в то время как иначе он бы не зарабатывал ничего вообще.
  3. Смягчение негативного влияния кризиса. Когда в экономике государства обостряются кризисные явления, как бизнесмены, так и их работники уходят в теневой сектор экономики. Если бы они просто закрыли свой бизнес и были уволены — они бы вообще лишились источников дохода, соответственно, пострадали бы от кризиса существенно сильнее.

Теневая экономика не оказывает исключительно отрицательного влияния на экономику государства: хотя оно и преобладает, свои плюсы в этом тоже можно найти.

Борьба с теневой экономикой

Ну и напоследок пару слов о том, как бороться с теневой экономикой. Обычно все меры по такой борьбе сводятся к усилению ответственности за использование каких-либо теневых схем ведения бизнеса. Возможно, такой способ и имеет определенное воздействие, но в целом, на мой взгляд, он малоэффективен. Да и на практике, думаю, все легко могут убедиться, что это так, просто посмотрев по сторонам.

Борьба с теневой экономикой, чтобы она была эффективной, должна предполагать устранение причин, которые ее порождают (они описаны выше), а не последствий. Я считаю, что такую борьбу нужно осуществлять в двух ключевых направлениях:

  1. Экономические методы. Чтобы уменьшить теневой сектор экономики, нужно, в первую очередь, стремиться создать экономические условия, которые позволяли бы бизнесу прибыльно работать и развиваться в реальном секторе. То есть, снижать налоговое бремя, предоставлять всевозможные льготные безналоговые периоды (при начале деятельности, в кризис и т.д.). Предприниматели должны ощутить на личных финансах, что легально им выгоднее работать, чем нелегально, и это будет самый главный мотив к тому, чтобы вывести свои обороты из теневой сферы.
  2. Борьба с коррупцией. Ну и, конечно же, борьба с теневой экономикой будет малоэффективной, если одновременно с ней не проводить борьбу с коррупцией, которую я тоже предлагаю вести экономическими методами, т.к. они наиболее эффективны (по ссылке можете почитать, как именно).

Теперь вы имеете более полное представление о том, что такое теневая экономика, почему она возникает, к каким последствиям приводит, и как с ней лучше бороться.

Как всегда, буду рад услышать ваше мнение по изложенной теме в комментариях. До новых встреч на Финансовом гении: заходите, здесь всегда интересно и познавательно!

 Фото: iStock

Хотят сэкономить

Однако, по данным Росстата, денежные доходы и потребительские расходы в январе-июне 2019 года в Ростовской области составили соответственно 27 469,6 рубля и 24 902,4 рубля в месяц. А вот размер серой зарплаты на Дону специалисты назвать затрудняются. Есть лишь приблизительная информация о том, что за год "из тени" в регионе выводится от 53 000 до 140 000 работников.

Фото: Администрация Липецкой области

Фото: Администрация Липецкой области

Между тем на Дону сейчас идет работа над проектом областного трехстороннего соглашения региональных властей, Союза работодателей и Федерации профсоюзов на 2020 - 2022 годы. В нем будут затронуты вопросы экономики, роста зарплаты, подготовки кадров и охраны труда, а также системы коллективно-договорных отношений. В Союзе работодателей Ростовской области признают, что эта система пока развивается не очень успешно. А ведь в коллективно-договорных отношениях есть важные нюансы. Оговаривается, например, что работник, приходя на предприятие, официально устраивается, имеет определенные социальные гарантии, описывается схема оплаты труда: какую зарплату он получает и за что выплачивается премия. Все это позволяет бороться с серыми заработками.

При этом ростовские работодатели предлагают не применять без разбора карательные меры против руководителей предприятий при обнаружении разницы в доходах и расходах конкретных работников.

- Оценивая несоответствие доходов и расходов, нужно учитывать много факторов. Во-первых, люди подрабатывают в свободное время, так было всегда. Во-вторых, они получают финансовую помощь от своих родственников - родителей или детей. Когда, например, моему сыну нужно было приобрести квартиру, он обратился ко мне. Я продал машину, чтобы помочь ему с первоначальным взносом по ипотеке, - приводит пример вице-президент, исполнительный директор Союза работодателей Ростовской области Виктор Нетесанов.

По его словам, существование теневых схем оплаты труда зачастую связано с тем, что некоторые работники с невысокой зарплатой сами заинтересованы в получении денег "в конверте", без уплаты страховых взносов и налогов, поскольку им нужно решать насущные проблемы.

Фото: Пресс-служба правительства Иркутской области

Фото: Пресс-служба правительства Иркутской области

- Я бы не сказал, что в Ростовской области эта проблема серьезнее, чем в других регионах. Просто у нас народ, возможно, немного предприимчивее и не всегда надеется на государство. Помню, еще в 60-е годы наш сосед изготавливал и продавал ведра и ванны, которых не хватало на рынке. Еще в частном секторе продавали урожай с садов и огородов или молоко от своей коровы. В этом, по-моему, ничего страшного нет. Но вот с серой зарплатой, конечно, бороться надо. А для этого нужно, чтобы росла официальная белая зарплата. Пока у людей будут низкие заработки, мы не уйдем от этой проблемы. Необходимо развивать экономику, предпринимательство и создавать новые рабочие места, причем высокопроизводительные, а значит, высокооплачиваемые. Нужно реализовать нацпроект, направленный на рост производительности труда и связанный с подготовкой и переподготовкой кадров, с развитием бережливого производства и модернизацией. Надо понимать: когда человек повышает свою квалификацию, он производит больше продукции и получает высокую зарплату. И в этом случае он уже не станет считать копейки на текущие расходы и задумается о будущей пенсии. Но работник должен стремиться овладевать новыми знаниями и технологиями. А пока, надо честно признать, внедрение цифровизации не всегда правильно воспринимается самими сотрудниками предприятий, - говорит Виктор Нетесанов.

Из тени на свет

В УФНС по Ростовской области отметили, что налоговая служба и ее территориальные органы не ведут сбор, обработку и анализ данных в части оборота теневой экономики, но участвуют в решении этой проблемы.

Фото: istock

Фото: istock

Одной из наиболее эффективных мер, позволяющих сократить оборот серого зарплатного фонда, налоговики считают действующие при администрациях муниципалитетов межведомственные комиссии, легализующие налоговую базу и заработную плату. При этом отмечается, что внимание таких комиссий привлекают, в первую очередь, работодатели, которые выплачивают зарплату ниже среднеотраслевой и ниже уровня МРОТ.

- В 2016 - 2018 году в Ростовской области провели 1191 заседание комиссии, по результатам которых работодатели повысили уровень выплачиваемой заработной платы. По выявленным нарушениям 2181 материал направлен в надзорные органы, - рассказал и. о. руководителя УФНС по Ростовской области Андрей Моисеенко.

Опытные от конвертов отказываются

Анализировать масштаб серой зарплаты и ее динамику довольно сложно, поскольку такая сфера по понятным причинам остается одной из самых закрытых. Тем не менее в прошлом году это попыталась сделать служба исследований HeadHunter. Специалисты провели опрос 7085 респондентов, чтобы выяснить, как часто соискателям предлагают белые (полностью официальные), серые (частично официальные, частично - "в конверте") и черные (полностью неофициальные) схемы оплаты труда. Полученные данные специалисты сопоставили с результатами похожего опроса, проведенного в 2016 году.

Фото: Егор Алеев/ТАСС

Фото: Егор Алеев/ТАСС

Как оказалось, ситуация незначительно изменилась, однако исследование показывает, что за это время доля получающих серую зарплату работников все же выросла с 28 до 32 процентов. За два года количество соискателей, утверждающих, что работодатели часто или всегда предлагали им серые схемы оплаты труда, также выросла с 38 до 45 процентов. "Белыми" сферами оказались банковская, научная и медицинская. Наибольшая доля соискателей с серой зарплатой в строительстве (46 процентов), а с черной - в туризме (24 процента).

При этом Волгоградская область наряду с Москвой и Санкт-Петербургом вошла в число лидеров по числу опрошенных, которые утверждали, что за два года белую зарплату работодатель стал предлагать чаще. А по частоте предложений серой зарплаты лидируют Ростовская область и Краснодарский край.

На вопрос о важности белой зарплаты соискатели в прошлогоднем опросе отвечали менее категорично, чем два года назад. Доля тех, кому важно, чтобы зарплата была полностью официальной, уменьшилась с 81 до 76 процентов. И наоборот, доля тех, кому неважна "официальность" зарплаты, выросла с 17 до 22 процентов.

Наибольшая доля соискателей, которые не считают белую зарплату важной при трудоустройстве, оказалась в сфере искусства. Выявилась и еще одна тенденция: чем больше опыт у соискателя, тем для него важнее, чтобы зарплата выплачивалась официально. Также наибольшая доля соискателей, которым это важно, - среди людей с высшим образованием.

Например, среди работников Ростовской области крайне важным получение белой зарплаты считают 25 процентов, а скорее важным этот фактор называют 48 процентов.

Среди главных плюсов белой зарплаты выделяют, в первую очередь, оплачиваемые больничные и декретный отпуск, а также правовую гарантию своевременной выплаты зарплаты. Тем не менее 70 процентов соискателей, несмотря на важность белой зарплаты, готовы согласиться на серую или черную схему, если в этом случае оклад окажется гораздо выше того, что они получают сейчас. И лишь 16 процентов работников заявили, что они ни в коем случае не согласятся на серые или черные схемы оплаты труда. Больше всего таких среди соискателей в Республике Башкортостан (30 процентов), Волгоградской области и Пермском крае (по 23 процента).


Полностью победить теневую экономику невозможно. Но это не значит. что не надо бороться с коррупцией

Победить теневую экономику полностью и окончательно невозможно. Но вполне реально сделать ее в разы меньше. По крайней мере, этого удалось добиться многим странам. Как это им удалось и почему не получается у России?

По доле теневой экономики — 39,07% ВВП по итогам 2016 года — Россия занимает четвертое место в мире, уступая лишь Азербайджану, Нигерии и Украине. Причем, если в целом по планете размер «тени» будет немного, но снижаться, в России он останется неизменным. Таковы результаты исследования «Выходящие из тени. Теневая экономика до 2025 года» Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (ACCA). Сами по себе итоги этого исследования мало кого удивили: взятки, зарплаты «в конвертах», налоговые схемы — о масштабах «тени» в России мы знаем достаточно из собственного жизненного опыта. При этом российское государство вроде бы формально борется против теневой экономики. Почему же нет результата? Ведь существует немало примеров, когда государству удавалось существенно снизить долю серого сектора в экономике.

10 трлн долларов в тени

Для начала определимся, что мы подразумеваем под термином «теневая экономика». Иногда сюда включают откровенно криминальную составляющую — торговлю наркотиками, оружием или людьми, а иногда — нет, ограничиваясь коррупцией, махинациями с налогами и неофициальным рынком труда. Именно вторую, «легкую» версию рассматривали эксперты АССА. Остановимся на ней и мы.

Теневая экономика на то и теневая, что ее точные размеры сложно определить. В 2011 году журналист и автор книг о теневой экономике Роберт Нойвирт подсчитал, что ее приблизительные размеры в глобальном масштабе превышают 10 трлн долларов. Если бы серая экономика была отдельной страной, она заняла бы второе место в мире после США. Но, вероятно, вскоре она станет первой, учитывая вклад, которые вносят развивающиеся рынки в рост глобального ВВП. В ближайшие десять лет половина мирового ВВП будет формироваться в городах развивающихся стран, где к неформальному сектору относятся традиционно лояльно. И это важно понимать: снижение экономического роста означает рост теневого сектора, но рост экономики далеко не всегда ведет к уменьшению доли «теневиков».

Если бы «серая» экономика была отдельной страной, она заняла бы второе место в мире после США. Но вероятно, вскоре она станет первой, учитывая вклад, которые вносят развивающиеся рынки в рост глобального ВВП

Мы это прекрасно видим на примере России: экономика переживает взлеты и падения, а коррупция растет с завидным постоянством. Хоть где-то да есть у нас стабильность.

Можно ли вообще победить теневую экономику? Давайте посмотрим на анатомию теневой экономики, на то, с чем государство в принципе в силах бороться и кому из стран эта борьба удалась.

Неофициальная работа: ты ее в дверь, она — в окно

«А если у меня нет выбора между белой и серой зарплатой? Если за мою работу никто в городе, понимаешь, ни одна компания не платит белую зарплату?» — разговор с кузиной об ответственности работника за свое будущее разбился о ее аргумент, что она, экономист, работающий в региональных представительствах федеральных компаний — лидеров отрасли, всегда, всю свою жизнь получала основную часть зарплаты «в конверте».

Неформальная экономика — это реальность для двух третей работников в мире, норма жизни, а вовсе не исключение, пишут эксперты Центра развития при ОЭСР Йоханс Юттинг и Хуан Лаиглезия в докладе «Is informal normal?». Нерегулируемый рынок труда может принимать разные формы, в зависимости от страны, вида деятельности и даже эпохи.

Уличные торговцы, переносящие коробки на голове, спонтанные рынки на обочинах дорог, палатки — во многих государствах Африки и Азии розничная торговля практически полностью находится вне контроля и представлена только такими формами. При этом они торгуют глобальными брендами.

Роберт Нойвирт приводит пример компанию Procter & Gamble, 15% товаров которой реализуется через торговую сеть Walmart — крупнейшую в мире. А еще 20% — через уличных торговцев в развивающихся странах. Причем последний канал сбыта — единственный, который растет каждый год. И, естественно, он прописан в бизнес-планах этих компаний. «В корпорации не думают о том, зарегистрирован этот магазин официально или нет. В корпорации думают, сколько товара может продать этот магазин», — говорит Нойвирт. Эти продажи прописаны в бизнес-планах корпораций, работающих в этих странах. Так о какой теневой экономике может идти речь, риторически спрашивает Нойвирт. «Она открытая, у всех на виду, лишь наша предубежденность дает ей такое имя», — говорит он.

Некоторое время назад задачу бороться с нелегальным трудом поставила перед собой Германия. «Для этого в первую очередь правительство «демпинговало» зарплаты на черном рынке различными способами, в том числе за счет пособий», — говорит первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Работать «в черную» становилось все менее выгодным. Совокупность всех мер, направленных на борьбу с теневым сектором, привела к тому, что он снизился с 30% в 1980-е годы до нынешних примерно 13%.

Однако в будущем именно рынок труда станет одним из основных источников теневой экономики. Причем очаги неформальной занятости будут формироваться не в догоняющей Африке, а в самом что ни на есть цивилизованном мире. Во-первых, в западных странах остро стоит проблема безработицы, особенно среди молодежи. Одновременно зрелые профессионалы все чаще выбирают частичную занятость или жизнь фрилансера. И те и другие ищут возможности, куда (или в случае с профессионалами, «куда еще») можно приложить свои навыки и умения. И этих возможностей с каждым годом становится все больше — спасибо современным технологиям и новым сервисам, раздвигающим границы шеринговой и бартерной экономики. Uber, YouDo, Bla-bla-car, а еще и 3D-печать на дому, а еще и криптовалюты вдогонку — становится все проще создавать свой собственный продукт, продвигать и предлагать его. И одновременно становится все труднее контролировать ваши финансы со стороны государства.

В будущем именно рынок труда станет одним из основных источников теневой экономики. Причем, очаги неформальной занятости будут формироваться не в догоняющей Африке, а в самом что ни на есть цивилизованном мире

В итоге, если сейчас основным фактором, формирующим теневую экономику, выступает слабый или отсутствующий экономический рост и налоговые барьеры, то в будущем основным фактором формирования теневого сектора станет именно эта новая модель экономики.

«Посадите трех своих друзей»

Именно коррупция — главный источник теневой экономики в России. Притом что в среднем по миру коррупция занимает второе место, уступая качеству госуправления, то есть бюрократии. Такого мнения придерживаются эксперты АССА. Многие страны в разные годы и с разным результатом объявляли войну этому врагу. Но успеха удавалось добиться лишь там, где за словами о борьбе с коррупцией действительно стояла сильная воля лидера страны.

Хрестоматийным стал пример Сингапура, где борьба с коррупцией стала одним из ингредиентов «экономического чуда». Премьер-министр Ли Куан Ю превратил Сингапур из мирового изгоя в одно из самых богатых государств планеты, занимающее четвертое место в мире по ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности, данные 2016 года, Всемирный банк).

Впрочем, начать можно не с посадок, а с увольнений. Руководитель управления торговых стратегий Dukascopy Bank SA Даниил Егоров вспоминает, как жестко проводил чистку судебной системы во Франции Шарль де Голль, когда в одну ночь уволил практически всех судей, заменив их на прошлогодних выпускников юридических факультетов. «Чиновник, дошедший до суда в связи с коррупцией, даже в случае отсутствия доказательств своей вины получал либо условный срок, либо небольшой срок реального заключения не более года, — говорит Егоров. — В случае если вина была доказана, он подпадал под закон о национализации, то есть все имущество чиновника конфисковалось в интересах государства, никаких подсчетов о возмещении убытков не проводилось». К слову, эти меры показались чиновникам настолько суровыми, что реально применять их не пришлось.

Кстати, полную замену штата сотрудников в конкретном ведомстве практиковал и Михаил Саакашвили в бытность президентом Грузии, когда решил очистить от коррупции грузинскую полицию. Правда, чтобы добиться нужного результата, ему пришлось провести эту процедуру несколько раз. Но это было потом, а сразу после Шарля де Голля французский рецепт взяли на вооружение в других странах Европы и в США.

«В США, скажем, был заведен специальный реестр коррупционеров, — рассказывает Егоров. — Попав туда, человек никогда уже не сможет занимать руководящую должность, причем это касалось фактически всех уровней госслужащих». Однако главным ударом по коррупции стала отмена так называемой круговой поруки во многих штатах.

«Круговая порука — это сленговое название внутреннего устройства правоохранительных органов, по аналогии с омертой, — говорит Егоров. — Дело в том, что в США действует федеральный закон, по которому родственники имеют право не свидетельствовать против друг друга. К тому же в правоохранительных органах и государственных структурах развито менторство. Оно прямо не дает освобождения от необходимости свидетельствовать против своего ментора или ученика, однако многочисленные судебные прецеденты, когда показания менторов помогали оправдать чиновников, обвиненных в коррупции, давали адвокатам возможность не привлекать менторов в качестве свидетелей. В 2000-х годах эти судебные прецеденты почти во всех штатах были признаны нелегитимными».

«Канада дала возможность представителям бизнеса принимать непосредственное участие в политической жизни страны, что благоприятно повлияло на размеры теневой экономики, хотя конфликт интересов для политиков все же не исключается», — говорит Павел Сигал. То есть чиновник в случае победы на выборах должен передать управление бизнесом и право на получение прибыли от бизнеса доверенному лицу. Политическая деятельность представителей бизнеса, особенно в период парламентских выборов, четко регулируется законодательством. Если бизнесмены участвуют в политической деятельности, то к ним предъявляются жесткие требования гласности и отчетности.

Бороться с коррупцией внутри протестантского общества с его строгой трудовой моралью гораздо легче, чем в странах, где взятки, подарки и родственные связи воспринимаются как норма всеми участниками процесса

Пример Канады, а также Великобритании интересен еще и тем, добавляет Сигал, что жесткие репрессивные меры в нормативно-правовой и судебной сферах опирались там также на общественное порицание коррупции как явления. Кстати, авторы доклада АССА особое внимание уделяют образу коррупции в глазах общества. Бороться с коррупцией внутри протестантского общества с его строгой трудовой моралью гораздо легче, чем в странах, где взятки, подарки и родственные связи воспринимаются как норма всеми участниками процесса.

Конечно, перечисленным выше странам не удалось полностью искоренить это пагубное явление. «Коррупция — это налог на бизнес, поэтому в том или ином виде она будет существовать всегда, вопрос лишь в масштабах», — убежден Даниил Егоров. Но поскольку ее размер имеет колоссальное значение для экономики, то задача властей — максимально его уменьшить.

Заплати налоги и умри спокойно

Иногда бизнес уходит в тень просто потому, что иначе он не выживет под всевидищим оком родного государства. Власти часто перегибают палку с той или иной инициативой, добиваясь в итоге прямо противоположного результата. Высокие налоги и сложная налоговая система приводят к тому, что бизнес ищет, где он может заплатить меньше и проще.

Налоги — это именно та тема, где в качестве положительного примера нередко приводят Россию, а если точнее — нашу плоскую шкалу налогообложения. Напомним, в 2001 году в России была введена единая ставка НДФЛ 13% вместо прогрессивной в 12—30%. Основная причина — вывести зарплаты из тени и повысить сборы в казну. И то и другое удалось. Вернее сказать, после введения плоской шкалы поступления в казну действительно стали расти.

За первые пять лет после введения плоской шкалы сборы повысились в 35 раз, к 2015 году — более чем в сто. Только вот не все эксперты считают, что между плоской шкалой и доходами есть связь. Например, так полагает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Он говорит о том, что поступления в казну выросли просто из-за того, что экономика России была на подъеме после кризиса 1998 года. И еще он напоминает: если верить Росстату, то до введения единой ставки НДФЛ средняя заработная плата была 15 тыс. рублей.

Бороться с тенью призван также и НДС. Например, рассказывает Павел Сигал, в Германии был снижен НДС для гостиничного бизнеса, причем весьма сильно — с 19% до 7%. Эта мера позволила сократить прием нелегальных рабочих и вывести сектор из тени.

Огромное количество нелегально нанятого персонала характерно также для строительного сектора. Чтобы заставить работодателя платить налоги и взносы, которые ему платить не хочется, в Германии пошли на следующий шаг. Подрядчик и субподрядчики несут общую ответственность за то, что в необходимом объеме делают взносы в фонды социального страхования. Если какая-то компания, участвующая в реализации большого контракта, будет поймана на неуплате взносов, ответственность будут нести все компании-участники.

Без тени сомнения

Для сокращения уровня теневой экономики власти пытаются регулировать хождение наличных, о чем периодически пишет Банки.ру. Или взять под надзор рынок антиквариата. Эти меры могут быть более или менее успешными. Так или иначе, когда мы говорим о борьбе с тенью, надо понимать наши возможности. С чем мы в силах бороться, а с чем — нет. Причем важно с самого начала отдавать себе отчет, что полной победы не будет. Идеального рецепта не существует.

Закономерность, что чем богаче стране, тем меньше в ней места для теневой экономики, работает в моменте. Но если посмотреть динамику ВВП и долю неформального сектора в экономике одной страны, то мы увидим, что в большинстве случаев с ростом ВВП «тень» не уменьшается, а иногда даже растет. Об этом в апреле написали эксперты Центра стратегических разработок и ВШЭ в исследовании «Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения». Ровно об этом же говорят и эксперты Центра развития ОЭСР. И приводят примеры экономики стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, где стремительный рост ВВП с начала 1990-х годов сопровождался таким же стремительным ростом неформального сектора. А в случае с Латинской Америкой даже опережал его.


Если российское государство будет и дальше бороться с теневым рынком труда привычными методами, это вызовет лишь рост безработицы и новое падение доходов населения.

Задавленная на минимальных уровнях, теневая экономика может стать амортизатором и позволять легче переживать кризис в экономике. Однако в существенных объемах она превращается в трясину, которая затягивает все глубже, несмотря на все попытки из нее выбраться. Похоже, Россия сейчас находится именно в такой ситуации. Поэтому нам сейчас критически важно найти твердую почву под ногами. Что нужно для борьбы с теневой экономикой? В первую очередь — твердая и легко считываемая политическая воля лидеров страны. Остальное — дело техники.

Милена БАХВАЛОВА, Banki.ru

Подписывайтесь на Телеграм бот Банки.ру!
@banki_ru_bot

Теневая компонента экономической отрасли представляет собой весьма разнородное и многообразное явление, проникающее во все сферы жизнедеятельности общества. От масштаба нелегальной деятельности, её структуры и организации зависят способы борьбы с этим экономическим феноменом.

Теневая экономика практически в каждой стране имеет свою национальную и культурную специфику. С учётом национального менталитета, особенностей местных обычаев и норм законодательства формируются способы борьбы с теневой экономикой.

Основными субъектами, выступающими в борьбе с теневой компонентной, являются, в первую очередь, правительство, а также, легальные предприятия и общественные организации. Главным в борьбе с теневым бизнесом выступают, как правило, наиболее заинтересованные в его уменьшении институты – государство, легальный бизнес и общественные организации [16].

Меры борьбы првительства с теневой экономикой сосредоточиваются на трёх основных направлениях:

1. на предотвращении втягивания в теневую деятельность легальных организаций и наемных работников;

2. на мерах по сокращению численности контингента нелегальных организаций;

3. на формировании благоприятных условий для функционирования легальной деятельности [11].

Направление первого типа действует следующим образом:

1. Средствами рекламы и пропаганды создаётся негативный образ теневой деятельности, через СМИ подчёркивается его негативное воздействие на экономическую отрасль и общественную жизнь, указывается на ущерб, наносимый незаконным предпринимательством населению и легальному бизнесу.

2. Правоохранительными органами ведётся активная профилактическая работа по предотвращению незаконного предпринимательства.

Со стороны второго направления можно выделить, пресечение нелегальной предпринимательская деятельность на стадии её формирования, а её организаторы ставятся на учёт и подвергаются административным и уголовным наказаниям.

Со стороны третьего направления следует отметить, что правительство пытается улучшить условия для функционирования легальной деятельности следующим образом:

1. Переход на систему безналичных расчётов посредством электронных платёжных систем;

2. Снижение административного давления на легальный бизнес;

3. Защита собственности и личности предпринимателя и предприятий от посягательств структур криминального мира и недобросовестных государственных чиновников;

4. Помощь в кредитовании бизнеса;

5. Устранение системы поборов и вымогательства в любых формах;

6. Создание системы обучения и переобучения предпринимателей с участием государственных средств и ресурсов [18].

Необходимо в борьбе с теневым бизнесом поддерживать население. Данная поддержка осуществляется как отдельными активистами, так и при помощи включения в противостояние теневой экономики общественных организаций. В наши дни существует множество международных и национальных общественных организаций, прямо или косвенно противодействующих теневой экономике.

В процессе осуществления деятельности, общественные организации вносят существенный вклад в работу по противодействию теневому бизнес.

Также, для борьбы с теневой экономикой в России можно обозначить следующие меры:

- постоянная корректировка правово‐хозяйственных условий деятельности предпринимателей. Прежде всего, это относится к налоговому режиму;

- налоговые правила должны разрабатывать не фискальные органы, а Министерство экономического развития и торговли, которое призвано отслеживать структурные макроэкономические сдвиги и учитывать влияние снижения налоговой нагрузки на рост объемов производства;

- реструктурирование налоговой задолженности, прежде всего для малого бизнеса в перерабатывающей промышленности;

- изменение доли распределения финансовых средств между федеральным центром, регионами и муниципалитетами в пропорции 30‐35‐35%;

- освобождение от налогов части прибыли, идущей на расширение производства и создание новых рабочих мест;

- упразднение НДС на импорт нового оборудования и технологий, сокращение единого социального налога;

- перенос центра тяжести налогового бремени с физических и юридических лиц на рентные платежи;

- введение в практику так называемых «доходных индульгенций» ‐ юридических документов, подтверждающих легализацию (при уплате специального налога) денежных средств [2].

Таким образом, обобщив все вышеизложенное, можно говорить о том, что для эффективной борьбы с теневой экономикой следует обозначить следующие меры:

- осуществление антикоррупционной политики;

- усовершенствование нормативно-правовых документов, регулирующих систему выявления и наказания за нелегальную деятельность;

- развивать меры по улучшению условий развития предпринимательского легального бизнеса.

- меры, направленные на повышение уровня экономики и уровня жизни в обществе.

Выводы по главе 2:

Исходя из всего вышеизложенного, можно говорить о том, что в 2018 году доходы населения значительно выросли, но при этом доля теневой экономики повысилась. По разным данным доля теневой экономики за 2017 год составляла 15% (статистика Росстата), или 33,7% (статистика МВФ), а за 2018 год статистика показала, что доля теневой компоненты экономического сектора выросла до 16% (Росстат), либо 40% (МВФ). Это связано в тем, что налоговая политика государства была направлен на введение ряда новых налоговой, что стало непосильным бременем для малых предприятий и населения. Это, в свою очередь, привело к невысокой степени доверия к правительству.

Основным недостатком действующего российского законодательства ‐ отсутствие комплекса специализированных уголовно‐правовых, процессуальных, финансово‐фискальных мер, направленных непосредственно на борьбу с организованной преступностью, защиту свидетелей.

Для борьбы с теневой экономикой в государстве правительству необходимо применить ряд мер, таких как:

- осуществление антикоррупционной политики;

- усовершенствование нормативно-правовых документов, регулирующих систему выявления и наказания за нелегальную деятельность;

- развивать меры по улучшению условий развития предпринимательского легального бизнеса.

В ходе проделанной работы была достигнута поставленная цель и решены задачи: рассмотрена сущность теневой экономики и причины ее возникновения; проанализирована структура и факторы развития теневой экономики; изучены способы измерения теневой экономики; проанализировано состояние теневой экономики на современном этапе, а также, предложены меры борьбы с теневой экономикой в России.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

За последние десятилетия доля теневой компоненты в экономической отрасли значительно возросла. Помимо, экономической отрасли теневая экономика затрагивает и другие сферы жизни общества.

Теневая экономика не имеет точного определения. Многие авторы по-разному характеризуют данное явление. Но в общих чертах ее можно охарактеризовать.

На основании предложенных определений, можно говорить о том, что теневая экономика представляет собой экономическую деятельность, включающую в себя нелегальные виды экономики, и находящуюся вне государственного учёта и контроля.

Теневая экономика представляет собой самоорганизующуюся систему, которая развивается по экономическим принципам. За существование и развитие любой структуры, в том числе и теневой, несет ответственность механизм саморегулирования, элементы и подсистемы которого обеспечивают непосредственное функционирование теневого сектора.

На формирование и развитие теневой экономики в России влияют следующие факторы:

1. Экономические, к которым можно отнести повышение налогов, кризис системы финансов, деятельность нелегальных организаций, несовершенство процесса приватизации и так далее;

2. Социальные, включающие низкий уровень доходов населения, неравномерно распределение ВВП, высокий уровень безработицы;

3. Правовые, включающие несовершенство налоговой политики, несовершенство политики по борьбе с коррупцией и экономической преступностью.

Теневую экономику можно структурировать по принципу пирамиды, в которой каждый субъект экономической отрасли занимает определенное положение.

К способам измерения относится целый комплекс методов, что свидетельствует об отсутствие единой методики. Следовательно, для эффективного измерения и оценки объемов теневой экономики необходимо использовать комплекс методов.

в 2018 году доходы населения значительно выросли, но при этом доля теневой экономики повысилась. По разным данным доля теневой экономики за 2017 год составляла 15% (статистика Росстата), или 40% (статистика МВФ), а за 2018 год статистика показала, что доля теневой компоненты экономического сектора выросла до 16% (Росстат), либо 50% (МВФ). Это связано в тем, что налоговая политика государства была направлен на введение ряда новых налоговой, что стало непосильным бременем для малых предприятий и населения. Это, в свою очередь, привело к невысокой степени доверия к правительству.

Основным недостатком действующего российского законодательства ‐ отсутствие комплекса специализированных уголовно‐правовых, процессуальных, финансово‐фискальных мер, направленных непосредственно на борьбу с организованной преступностью, защиту свидетелей.

Для борьбы с теневой экономикой в государстве правительству необходимо применить ряд мер, таких как:

- осуществление антикоррупционной политики;

- усовершенствование нормативно-правовых документов, регулирующих систему выявления и наказания за нелегальную деятельность;

- развивать меры по улучшению условий развития предпринимательского легального бизнеса.

Данные меры, которые носят исключительно рекомендательный характер, способны содействовать в уменьшении доли теневой экономики в стране.

Читайте также: