Один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида только один раз за

Опубликовано: 07.05.2024

1. Налоги - это обязательные, индивидуальные безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежавших им на праве собственности, хо­зяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности госу­дарства и (или) муниципальных образований (ст. 8 Налогового кодекса РФ, далее - НК РФ).
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с ор­ганизаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов госу­дарственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами
юридически значимых действий, включая предоставление опреде­ленных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 НК РФ). 2, Конституцией РФ и НК РФ закрепляются отдельные принципы
налогообложения:
всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы - ст. 57 Конституции РФ);
верховенство представительной власти -в их установлении (статьи 57, 71, 76, 105, 106 Конституции РФ);
.прямое действие во времени законов, устанавливающих новые налоги или ухудшающих положение налогоплательщиков (ст. 57 Конституции РФ, ст. 5 НК РФ);
однократность налогообложения - один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида (уровня) два раза за один период налогообложения;
очередность взимания налогов из одного источника (в целях уменьшения налогового бремени);
временное ограничение налоговых притязаний;
определенность налогообложения - в целях определения обя­занностей налогоплательщика законодательные акты устанав­ливают и определяют субъект налога, объект и источник нало­га, единицу налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который налог за­числяется;
приоритет ратифицированных РФ международных норм и пра­вил налогообложения в случае расхождения их с националь­ным правом (ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 НК РФ).

Сущность и роль налогов проявляются в их функциях:
фискальной - обеспечение государства финансовыми ресурсами;
регулирующей - воздействие на общественные отношения в го­

сударстве, в первую очередь на производственные процессы. Соотношение этих функций при взимании налогов различает­ся в зависимости от вида налога.
НК РФ все налоги подразделяются на:
федеральные;
субъектов РФ (региональные);

• местные. Особенностью федеральных налогов является то, что они уста­навливаются только федеральными законами и обязательны к взиманию на территории всей страны.
Региональные налоги включают в себя платежи, установленные НК РФ, взимание которых обязательно на территории всех субъектов РФ. Конкретный порядок взимания этих налогов на территории различных субъектов может отличаться, так как органы представительной власти самостоятельно определяют ставку налога, порядок его уплаты, налоговые льготы.
Местные налоги - это налоги, которые устанавливаются и вводят­ся в действие в соответствии с НК РФ нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муни­ципальных образований. Органы представительной власти са­мостоятельно определяют ставку налога, порядок его уплаты, налоговые льготы.
В зависимости от плательщиков налоги можно разделить на на­логи:
с физических лиц;
с юридических лиц и их филиалов, подразделений, имеющих отдельный баланс и счет; ,
• смешанного состава, то есть взимаемые и с физических, и с юри­дических лиц. В зависимости от того, является ли юридический плательщик одновременно фактическим плательщиком, налоги подразделяют на:
прямые;
косвенные.

Объект налогообложения - это реализация обстоятельств, имеющих оценку.

Понятие объекта налогообложения

Налоговое законодательство закрепляет за налогоплательщиками обязанность по уплате налогов. Сегодня НК РФ содержит большое количество налогов, которые имеют множество элементов в своем составе. Наиболее важным из них является объект налогообложения, установленный как обстоятельство назначения того или иного налога.

При наличии объекта возникает обязанность уплачивать налоги. К объектам относятся прибыль организации, имущество доходы и расходы, а также все прочие объекты, имеющие количественную и качественную характеристику.

Налоги, установленные законодательством к взиманию с физических и юридических лиц, имеют самостоятельные объекты, которые определяются в соответствии со второй частью Налогового кодекса, а также с учетом 38 статьи. Значение объекта налогообложения представлено также в рамках статьи.

Принципы объектов налогообложения

Субъекты и объекты налогообложения установлены во второй части НК РФ. Основным элементом налогообложения является его объект. Налогоплательщики объект налогообложения должны определять четко, поскольку только при наличии у налогоплательщика объекта возникает обязанность уплачивать налоги. Основными принципами объектов налогообложения являются следующие.

Во-первых, любое имущество, предназначенное для реализации, признается товаром. Минфин России определяет, что также признать товаром к примеру, можно любое недостроенное здание, которое предназначено для реализации. Кроме того, Минфин России отмечает, что конструкторские разработки и созданная документация без предварительного заказа разработчикам также признается готовым товаром.

Не относится к имуществу доля в уставном капитале. Четко разграничивает НК и услуги для целей налогообложения, поскольку работа имеет ярко выраженный материальный результат, а услуга – нет. При этом услуга реализуется в момент того, как закончится ее оказание.

Выбор объекта налогообложения производится физическим лицом или организацией в зависимости от требуемого налога.

В НК РФ определены цели того или иного объекта для уплаты налогов. Основной целью является само существование налога, которое невозможно без наличия объекта, с которого он исчисляется.
Характеристика объектов налогообложения

Статья 38 не дает наименование объекта налогообложения. При этом понятие раскрывается, но через перечисление обстоятельств, которые могут быть объектами, с указанием их основных признаков. Так, объектом налогообложения могут быть имущество, доходы, расходы, прибыль и реализация товаров, работ, услуг. Перечень не является исчерпывающим, и законодательство допускает существование иных объектов, которые должны иметь стоимостную или физическую характеристику. Значение объекта налогообложения в том, что, благодаря ему возникает право появления обязанности по уплате налогов

Объект налогообложения - это обязательный элемент налогового контроля, без которого налог просто не может существовать. Объект налогообложения определяется по федеральным, региональным и местным налогам налоговым законодательством. При реализации прав согласно статье 12 НК РФ на установление налогов органами государственной власти местного самоуправления, объект налогообложения не может быть определён ими законодательно.

Среди всех обязательных элементов налогообложения только объекту посвящена целая глава Налогового кодекса. Перечисленные в статье виды налогообложения значительно различаются, и чтобы осуществить выбор объекта налогообложения, необходимо ознакомиться с законодательством.

Так, прибыль - это всего лишь бухгалтерская запись, а имущество - это предмет материального мира, который должен обязательно иметь собственника, поскольку без него данный объект налогообложения просто не будет существовать.

Учет объектов налогообложения осуществляется в рамках налогового учета. Конечные данные в декларациях по налоговому и бухгалтерскому учету могут отличаться.

Виды объектов налогообложения

Перечень объектов налогообложения выглядит следующим образом. По Федеральным налогам объектами являются:

  • реализация работ, товаров на территории России, а также по НДС;
  • реализация подакцизных товаров, произведенных на территории России;
  • доход полученный налогоплательщиком;
  • водные объекты для забора воды гидроэлеватора и прочих нужд необходимо для водного налога,
  • полезные ископаемые, добытые на территории России необходимы для налога на добычу полезных ископаемых.

Региональные налоги и предполагает следующие объекты налогообложения:

  • для транспортного налога - это транспортные средства: автомобили, мотоциклы, вертолеты, яхты;
  • для налога на игорный бизнес это игровые автоматы, букмекерские конторы;
  • имущество, учтенное на балансе.

Местные налоги предполагают, что объектом налогообложения являются земельные участки – для определения земельного налога.

Сборы не являются налогами, поэтому требования налогового законодательства об установление объекта налогообложения по сборам не является обязательным.

Классификация объектов налогообложения

Классификация объектов налогообложения выглядит следующим образом:

  • прибыль является результатом деятельности, осуществляемой предпринимателями или юридическими лицами на свой страх и риск. Прибыль представляет собой объект налога на прибыль;
  • доходы всегда связаны с получением какой-либо выгоды. Доходы также связаны с коммерческой деятельность и определяются как группа операцией государственного сектора. Доход – объект налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Классификатор относит к объектам налогообложения и расходы. Но расход влияет на размер налоговой базы для исчисления налога на прибыль. Помимо этого, стоит сказать, что каждый налог имеет свой объект налогообложения.

Имущество как объект налогообложения

Гражданское законодательство к имуществу относит деньги, вещи, интеллектуальную собственность и другое. Данная норма закрепляется в ГК РФ. В НК РФ это правило идентично.

Вещи делятся на оборотоспособные и необоротные, при этом объектом могут быть только оборотоспособные вещи и ограниченные в обороте, поскольку только они могут реализовываться. К недвижимым вещам относятся земельные участки, здания и сооружения. К недвижимым относятся также морские суда, космические объекты.

Движимое имущество - это деньги и ценные бумаги.

Переход права собственности определяется порядком установленным гражданским законодательством России. Поскольку в состав имущества для целей налогообложения включаются и деньги они как символы имеют определенную форму, поэтому могут определяться как вещи.

Товар как объект налогообложения

По Налоговому законодательству товар относится к торговой деятельности и для целей налогообложения этим понятием определяется собственность для реализации. Товар обязательно должен обладать оборотоспособностью. Спорным моментом является рассмотрение имущественных прав, как товара. Налоговое законодательство не имеет такой нормы, а вот гражданское свидетельствует о том, что имущественные права – товар.

Операции, признаваемые объектом налогообложения

Операции, которые могут являться объектом налогообложения, закреплены второй частью Налогового кодекса РФ в отношении отдельно взятых налогов. Так, к примеру, налог на добавленную стоимость имеет следующие операции: обороты по реализации товаров, ввоз товара на территорию России.

По акцизам операциями являются реализация акцизных товаров на территории России, передача сырья для производства подакцизных товаров, передача подакцизных товаров в структуре организации. Для дальнейшего производства существуют и прочие операции, которые по налоговому законодательству признаются объектами налогообложения. Для их определения необходимо обратиться к соответствующим налогам во второй части НК РФ.

Работа для целей налогообложения

Работа для целей налогообложения - это такая деятельность, которая в результате имеет материальное выражение и реализуется для удовлетворения потребностей третьих лиц. Работа не может рассматриваться отдельно от товара и материальный результат может выражаться не только как создание отдельной вещи, например, постройка здания, но также улучшение качества их примеру ремонт или реконструкция.

Налоговый кодекс предпринимательскую деятельность Объектом налогообложения исполняется в рамках трудового договора, который заключён между работодателем и отдельным наемным работником. Работа может выполняться в рамках разных договоров примеры договора подряда, а также договора о технических или научно-исследовательских работах. Это правило закреплено статьей 38 НК РФ.

Услуга для целей налогообложения

Услуга для целей налогообложения - это такая деятельность, в результате которой образуется нематериальный продукт. В отличие от работы результат услуги неосязаем и отдельно не может быть реализован. Услуги предоставляются по различным видам договоров в соответствии со статьями 39-41 НК РФ.

Идентичные товары (работы, услуги)

Идентичными товарами и услугами признаются такие товары и услуги, которые имеют сходные данные. Они могут отличаться внешне, но в функциональном плане должны быть схожими. При этом услуги и работы, считающиеся идентичными, должны иметь схожую репутацию и товарный знак. Определения идентичных и однородных товаром закреплено Налоговым Кодексом, для того, чтобы определить объект налогообложения, к примеру, по уплате единого налога, более точно.

Однородные товары и однородные работы (услуги)

В отличие от идентичных, товары, имеющие сходные характеристики и выполняющие одинаковые функции называются однородными. Они взаимозаменяемы и их свойство определяется качеством, производителем и репутацией на рынке. Кроме того, здесь учитываются такие свойства как уникальность и объем производства. Понятие однородных и идентичных товаров закрепляется Федеральным Законом «О контрактной системе в сфере закупок».

Значение объектов налогообложения

Значение объекта налогообложения достаточно велико. Объекты налогообложения имеют стоимостные характеристики. Их значение велико, прежде всего, потому, что существование объекта необходимо для самого существования налога. Если нет объекта соответственно налог не может быть исчислен правильно.

Изменение объекта налогообложения влечет за собой изменение применяемого налога.

При этом сокрытие объекта налогообложения влечет за собой уголовную ответственность за неуплату налогов.

Таким образом, налоговая регуляция объектов налогообложения осуществляется в рамках Налогового кодекса по статье 38. Объект налогообложения для каждого налога свой и установлен второй частью Кодекса. Для правильного исчисления налогов необходимо знать основные объекты налогообложения.

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    1. Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах проводят .
    • налоговые органы

    2. За налоговые правонарушения возникает ответственность:
    • административная
    • материальная
    • уголовная

    3. По ставке 13 % облагаются следующие доходы физических лиц:
    • заработная плата
    • премия

    4. Представительские расходы для целей налогообложения при выручке 20 000 000 рублей и затратах на оплату труда 2 000 000 рублей составят:
    • 80 000 рублей

    5. Стандартный вычет в размере 600 рублей предоставляется до:
    • 40000 рублей годового дохода

    6. Единый налог при упрощенной системе налогообложения, если объектом являются доходы при выручке 10 000 000 рублей и затратах 8 000 000 рублей (в том числе на заработную плату − 2 000 000 рублей) составит:
    • 320 000 рублей

    7. Не подлежит налогообложению:
    • материальная помощь в размере 4000 рублей в год
    • стоимость подарков 4000 рублей в год

    8. К доходу меньше 40000 руб. может быть применен вычет в размере . рублей.
    • 400

    9. Налоговая система РФ состоит из уровней:
    • трех уровней

    10. Если при упрощенной системе налогообложения применяется ставка 6%, исчисленный налог уменьшается на сумму отчислений в Пенсионный фонд:
    • не более чем на 50% суммы, начисленной в Пенсионный фонд

    11. Налоговая база по НДФЛ для доходов, облагаемых по ставке 13%, определяется как .
    • денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов

    12. Переход на УСН производится по решению .
    • налоговых органов

    13. Может ли организация применять в своей деятельности разные системы налогообложения?
    • да

    14. Декларация по налогу на прибыль представляется:
    • нельзя ответить однозначно

    15. Налог на доходы физических лиц исчисляется:
    • работодателями

    16. Предприятие освобождается от уплаты НДС, если его обороты составляют:
    • не больше 1 000 000 рублей за три последующих месяцев

    17. Контрольная функция налогов:
    • появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах

    18. Налоги, которые отменяются для организаций в связи с взиманием ЕНВД:
    • налог на прибыль

    19. Период, который может быть проверен в рамках выездной налоговой проверки:
    • не более трех календарных лет

    20. Рыночная цена – это цена, .
    • сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения

    21. Стандартный вычет в размере 400 рублей предоставляется до:
    • 20000 рублей годового дохода

    22. Налог вводится в действие со дня:
    • его опубликования
    • указывается точная дата

    23. Операция, признаваемая объектом обложения НДС:
    • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления

    24. Социальные налоговые вычеты предоставляются:
    • при подаче декларации

    25. Стандартный вычет в размере 500 рублей предоставляется до:
    • без ограничения

    26. Налоговый период – это .
    • календарный год, или иной период, по истечении которого определяется налоговая база

    27. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде .
    • штрафов

    28. Налогоплательщики НДФЛ в Российской Федерации:
    • лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ
    • налоговые резиденты РФ

    29. Налоги, которые отменяются для организаций в связи с взиманием единого налога:
    • НДС
    • налог на прибыль

    30. Сроки уплаты местных налогов устанавливаются .
    • органами власти региона

    31. Минимальная ставка налога при упрощенной системе налогообложения применяется:
    • если исчисленный налог по ставке 15% меньше одного процента от выручки
    • если получен убыток

    32. Дивиденды бумагам облагаются по ставке:
    • 9%

    33. Объект налогообложения по НДС:
    • реализация товаров, работ, услуг на территории РФ

    34. Прибыль от реализации имущества облагается по ставке:
    • 24%

    35. В целях налогообложения прибыли учитываются в пределах норм расходы .
    • представительские

    36. Имущественный вычет предоставляется при:
    • приобретении жилья
    • строительстве жилья

    37. Доходы, относящиеся к внереализационным доходам в целях налогообложения прибыли:
    • от долевого участия в других организациях

    38. Конкретные ставки налога на имущество устанавливаются .
    • законами субъектов РФ

    39. Срок давности по налоговым правонарушениям составляет .
    • три года

    40. Налоговый статус физического лица в РФ определяется:
    • по времени проживания на территории РФ

    41. Нормированию для целей налогообложения подлежат расходы:
    • на материалы
    • представительские

    42. Цена для целей налогообложения – это цена, .
    • указанная сторонами сделки

    43. Долгосрочное страхование жизни работников относится к расходам .
    • на оплату труда

    44. Оплата жилья по документам для целей налогообложения на одного работника за 20 дней командировки составят:
    • не ограничены

    45. Налог на прибыль может уплачиваться:
    • ежеквартально
    • один раз в год

    46. Недоимка – это:
    • сумма налога или сбора, не уплаченная в срок

    47. Кассовый метод предполагает, что доходы признаются по мере:
    • оплаты продукции покупателем

    48. Юридические лица, применяющие систему налогообложения в виде ЕНВД:
    • обязаны вести бухгалтерский учет по действующему плану счетов

    49. Прямые налоги:
    • налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий, транспортный налог

    50. При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются доходы, полученные .
    • денежной, натуральной формах и в виде материальной выгоды

    51. Объект налогообложения по налогу на имущество организаций:
    • грузовая машина, учитываемая на балансе

    52. Физическое лицо считается резидентом, если оно проживает на территории России:
    • 183 дня

    53. Способ уплата налога:
    • на основе декларации

    54. К внереализационным расходам при исчислении налога на прибыль относятся .
    • расходы на демонтаж основных средств

    55. Система налогообложения в виде ЕНВД выбирается налогоплательщиком:
    • по своему усмотрению

    56. Стеклозавод за квартал отгрузил продукции другим предприятиям в свободных ценах на 320 тыс. руб., продал своим работникам на 14 тыс. руб., отпустил в счет погашения долга по зарплате своим работникам на 82 тыс. руб. Налоговая база по НДС:
    • 334 тыс. руб.

    57. Расходы для целей налогообложения делятся на:
    • косвенные
    • прямые

    58. Налог на прибыль юридического лица относится к налогам:
    • прямым

    59. Налог на имущество физических лиц является .
    • местным

    60. Исчисленная сумма ЕНВД уменьшается на сумму отчислений в Пенсионный фонд:
    • не более чем на 50% исчисленного налога

    61. Для перехода на упрощенную систему налогообложения имеются ограничения по:
    • стоимости основных средств
    • учредителям
    • численности работников

    62. Налоговым периодом по ЕНВД является:
    • Квартал

    63. Сумма налога на УСН при объекте налогообложения «доходы» уменьшается на:
    • сумму взносов в ПФР
    • сумму, выплаченную по больничным листам

    64. Группа налогов, к которой относятся акцизы:
    • косвенных

    65. Исчислить налог на имущество физических лиц обязаны .
    • налоговые органы

    66. Ставка ЕНВД составляет:
    • 15%

    67. Верное утверждение в отношении налоговых вычетов по акцизам:
    • налоговому вычету подлежат суммы акциза, уплаченные поставщику за подакцизное сырье

    68. Проценты за пользование кредитом для целей налогообложения от суммы 1000000 рублей, при ставке за пользование кредитом 20% и ставке ЦБ РФ 15% за год составят:
    • 165000 рублей

    69. Единый налог на вменённый доход (ЕНВД) заменяет налоги:
    • НДС
    • на доходы (прибыль)
    • на имущество

    70. Налог на добавленную стоимость в торговле определяется:
    • от оборота без НДС

    71. Налоги, которые включаются в цену товара (работ, услуг), называются:
    • косвенными

    72. Главой 23 части II НК РФ предусмотрены вычеты:
    • имущественные
    • социальные
    • стандартные

    73. В целях налогообложения прибыли принимаются как расходы, связанные с производством и реализацией:
    • расходы на сертификацию продукции
    • расходы на экипировку работников службы безопасности

    74. Не нормируются для целей налогообложения расходы:
    • материальные
    • на оплату услуг

    75. Доходы налогоплательщика, полученные в натуральной форме, облагаются НДФЛ по ставке . %.
    • 13

    76. Налоговые органы имеют право контролировать цену продажи .
    • между взаимозависимым лицам

    77. В состав единого социального налога входят отчисления:
    • в Пенсионный фонд
    • в Фонд медицинского страхования

    78. Сумма льгот по налогу на прибыль не может быть:
    • нет правильного ответа

    79. Срок проведения выездной налоговой проверки .
    • два месяца

    80. При базе налогообложения «доходы - расходы» применяется ставка:
    • 15%

    81. Косвенные налоги:
    • НДС
    • акцизы
    • таможенная пошлина

    82. Доходы и расходы для целей налогообложения определяются:
    • кассовым методом
    • методом начисления

    83. Налоговые агенты – это .
    • лица, на которых возложена обязанность по удержанию налогов у налогоплательщика

    84. К доходам, нормируемым для целей налогообложения прибыли, относятся:
    • на создание резервов по сомнительным долгам
    • представительские
    • суточные

    85. Имущественный вычет при покупке квартиры предоставляется:
    • только один раз

    86. В РФ системы действуют следующие системы налогообложения юридических лиц:
    • система в виде ЕНВД
    • традиционная
    • упрощенная

    87. Объекты налогообложения налогом на имущество физических лиц:
    • гаражи
    • дачи
    • жилые дома
    • квартиры

    88. Максимальный размер выручки для использования упрощенной системы налогообложения за год составляет:
    • 60 000 000 рублей

    89. Налоговый период по НДФЛ:
    • год

    90. При получении налогоплательщиком дохода в виде товаров в стоимость таких товаров включаются .
    • все косвенные налоги

    91. Федеральные налоги обязательны к применению на .
    • всей территории РФ

    92. Доходы юридических лиц облагаются по ставкам:
    • 0%
    • 24 %
    • 9%

    93. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если выручка за 9 месяцев года предшествующего переходу на нее составит не более:
    • 45 000 000 рублей без НДС

    94. Профессиональные вычеты должны подтверждаться:
    • однозначно ответить нельзя

    95. Условия, при соблюдении которых суммы акциза, предъявленные продавцом покупателю подакцизных товаров, могут быть приняты покупателем к налоговому вычету:
    • приобретенные подакцизные товары используются покупателем в качестве основного сырья для производства других подакцизных товаров
    • суммы акциза по приобретенному сырью были фактически уплачены

    96. Упрощенная система налогообложения заменяет уплату:
    • НДС
    • налога на имущество
    • налога на прибыль

    97. Налоговая база – это .
    • стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения

    98. Объекты, не подлежащие обложению транспортным налогом:
    • молоковоз, которым владеет совхоз

    99. По подакцизным товарам (за исключением нефтепродуктов) акциз уплачивается по месту:
    • производства

    100. К внереализационным доходам при исчислении налога на прибыль относятся(-ится).
    • штрафы, пени за нарушение договорных обязательств

    Суть дела такова: в Конституционный суд обратилась с запросом Палата представителей Законодательного собрания Свердловской области, эксперты которой пытались оспорить конституционность положении Налогового кодекса. Речь идет о том, что налогом на недвижимое имущество облагается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе как основное средство. По мнению заявителей, эта норма допускает включение транспортных средств, облагаемых транспортным налогом, в число объектов налогообложения по налогу на имущество организаций. Другими словами, раз заплатил за авто как за имущество, то уже не следует платить за него транспортный налог, так как получается, что предприятия таким образом уплачивают за один и тот же период два разных региональных налога за один и тот же объект налогообложения. На юридическом языке сей факт следует считать двойным налогообложением, считают авторы запроса в КС. В то время как законодательство выдвигает в качестве обязательного требования, предъявляемое к любому налогу - наличие самостоятельного объекта налогообложения.

    Кроме того вопроса по двойному налогообложению объекта у авторов запроса есть еще одно возражение - различное налогообложение транспорта организаций и индивидуальных предпринимателей нарушает конституционный принцип равного налогового бремени вне зависимости от формы предпринимательской деятельности.

    Суд, однако, решил что налог на имущество организаций и транспортный налог имеют разные экономические и правовые характеристики. Налоговая база по налогу на имущество организации определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество учитывается по его остаточной стоимости. Плательщиками транспортного налога Налоговый кодекс признает лиц, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. С учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, определить степень воздействия транспортного средства на состояние дорог. Для транспортных средств это мощность двигателя, выраженная в лошадиных силах.

    Таким образом, делает вывод суд, налог на имущество организаций и транспортный налог имеют самостоятельные объекты налогообложения и соответственно налоговые базы. По налогу на имущество они определяются его стоимостным выражением, а по транспортному - "физическими свойствами, обусловливающими соответствующий уровень воздействия на состояние дорог общего пользования". А взимание за одно транспортное средство и налога на имущество и транспортного не может рассматриваться как двойное налогообложение одного и того же экономического объекта.

    Отметим, что не все эксперты придерживаются точки зрения суда. По мнению некоторых, хотя методики взимания этих налогов различны, речь все равно идет о бремени собственника, который два раза платит за одно транспортное средство. Другие, напротив, обращают внимание на то, что в налоговом законодательстве вообще нет запрета на взимания с одного объекта нескольких налогов, приводя в качестве примера заработную плату, которая облагается дважды: единым социальным налогом и подоходным налогом. Ну а налогоплательщикам в этой связи придется лишь смириться и платить дважды за одно и то же авто.

    Эдуард Кучеров,
    руководитель департамента налогов и права компании "Русаудит"

    Конституционный суд, рассматривая вопрос о конституционности норм налогового законодательства, предусматривающего обложение транспортных средств двумя налогами: налогом на имущество организаций и транспортным налогом, в определении N451-О от 14.12.2004 пришел к выводу о законности подобных действий. Между тем не со всеми доводами Конституционного суда можно согласиться. В первую очередь это касается вопроса о налоговой базе. По моему мнению, Конституционный суд слегка подменил понятия, указывая на то, что объектом обложения по налогу на имущество являются основные средства, учитываемые на балансе, а по транспортному налогу - автомобили и т.д., зарегистрированные в установленном порядке. В действительности облагается налогом имущество, более того, в организациях обычно (разумеется, могут быть исключения, но это именно исключения) транспортные средства учитываются в составе основных средств, поэтому облагаются обоими видами налогов. Если руководствоваться логикой суда, то можно установить еще несколько налогов: на недвижимость, на семиэтажные здания, на коридор и так далее. Тот факт, что по-разному оценивается налоговая база, по моему мнению, не имеет квалифицирующего признака, так как он связан с оценкой объекта налогообложения, а объекты, как указывалось ранее, все-таки частично совпадают.

    Странным выглядит ссылка суда на Закон "О дорожных фондах в РФ" в обоснование специального назначения транспортного налога - финансирование дорожного фонда, поскольку уже через 18 дней после принятия определения закон утрачивал силу, а соответствующий закон, признающий Закон "О дорожных фондах в РФ" утратившим силу, был принят задолго до вынесения судом определения. С указанного момента субъекты РФ сами определяют, куда они направят транспортный налог - на содержание дорог или на иные не связанные с дорожным хозяйством цели.

    И предпринимателей суд притянул "за уши". Действительно, они являются одними из плательщиков транспортного налога, однако Законодательное собрание Свердловской области ставило вопрос о конституционности налога на имущество организаций, которое предприниматели не платят. Вопрос о конституционности транспортного налога перед судом не ставился.

    Но Конституционный суд свою позицию высказал, приходится с этим мириться. Наверное, народным избранникам следует озаботиться вопросом об исключении транспортных средств, облагаемых транспортным налогом, из-под обложения налогом на имущество. Тем более что схожая норма есть в законодательстве о подоходном налоге, предусматривающая освобождение от налога дохода, который облагается налогом на дарение.

    Читайте также: