Публично правовая природа налогового права

Опубликовано: 17.05.2024

В большинстве современных государств источником получения большей доли бюджетных средств являются налоговые механизмы. При этом само исполнение обязанности по уплате налогов может быть выражено не только путем перечисления определенной денежной суммы (налогово-финансовый механизм формирования бюджета), но и путем передачи в адрес государства части товарно-материальных ценностей суммы (налогово-экономический механизм формирования бюджета).

Отнесение института налогообложения в целом либо его отдельных элементов исключительно к экономико-финансовой или к государственно-правовой системе принципиально неверно. Экономическая, финансовая и налоговая системы имеют разные цели и задачи деятельности, они реализуются в отношении разных объектов и не ограничены единым набором средств и методик. Элементы системы налогообложения не являются составными частями экономики и ее подсистем, а особым образом интегрированы (встроены) в экономическую и финансовую системы.

Сущность налогообложения находится на стыке финансово-экономических и государственно-правовых знаний. Налогообложение является частью межотраслевой деятельности. Институт налогообложения хотя и доступен для изучения, как с экономической, так и с государственно-правовой позиции, но в обоих случаях для исследования будет доступна только примерно половина факторов, существующих в реальности. По этой причине при изучении налоговой проблематики необходимо использовать междисциплинарный подход.

Прообраз современной системы налогов и налогообложения возник уже на ранних стадиях развития человечества.

Возникновение системы налогообложения связано скорее не с процессом появления прибавочного продукта и классовым расслоением общества, а с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности. Благодаря системе общественного перераспределения получаемых материальных ценностей часть членов родоплеменной группы была освобождена от общеобязательного процесса добывания пищи и иных благ и получила возможность профессионально заняться выполнением иных общественных функций (управление, военная защита и т. д.). Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях – служители религиозного культа и та часть воинов, которая относилась к «регулярной» армии указанной общественной группы.

Первоначальное формирование налоговой системы происходило в каждой общине самостоятельно, и сама система отличалась локальным, «местным» уровнем фискального охвата. Возникновение «местных» систем налогообложения предшествовало образованию государства и стало одной из важнейших предпосылок для его создания.

На этом этапе наиболее важной (а иногда и единственной) задачей системы налогообложения являлось обеспечение благоприятных материально-экономических условий для разделения функциональных обязанностей в общественных группах. Налогообложение позволило создать систему материального обеспечения общественных групп, напрямую не задействованных в добывании или создании ценностей материального характера. В дальнейшем, с появлением государственных образований, характер задач, решаемых с помощью системы налогообложения, значительно расширился.

В современной России налоговая система нормативно определена в НК.

Налоговым (фискальным) платежом является денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемая в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности и поступающая в специальные бюджетные или внебюджетные фонды.

Налоговая система, установленная НК, предусматривает два вида налоговых платежей:

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Признаками налоговых платежей, являются:

– обязательность выделения из полученного единоличным или групповым трудом доли, идущей на содержание отдельных общественных групп, осуществляющих специализированную деятельность;

– безвозмездность передачи материальных ценностей;

– отсутствие четкой взаимосвязи между передачей материальных ценностей и совершением определенных действий общественными органами управления и общественной защиты.

Налог – необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в России в ст. 57 Конституции, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Признаками сборов являются:

– обязательность осуществления в случае денежных выплат или материального изъятия при наступлении объективно определенных условий;

– наличие субъективно предполагаемой взаимосвязи между проведением процедуры уплаты сбора и наступлением предполагаемых заранее определенных последствий.

Сборы носят индивидуально-возмездный, компенсационный характер.

Понятие сбора следует отличать от платы за услуги, оказываемые государственными органами.

Сущность налогового права следует одновременно рассматривать в нескольких аспектах:

– как отрасль права;

– как самостоятельную научную правовую теорию;

– как учебную дисциплину (учебный курс), изучаемую в юридических и налоговых высших и средних учебных заведениях.

Налоговое право относится к публичным отраслям права и представляет особым образом систематизированную совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления налоговой деятельности и функционирования механизма налогообложения.

Налоговое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права.

Предметом налогового права являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации налоговых правоотношений. Эти отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и кругу участников, но одной из сторон в них всегда выступает орган государственной власти.

В предмет регулирования налогового права могут при определенных условиях входить отдельные виды отношений, регулируемые смежными отраслями права. Например, в особо оговоренных случаях нормы налогового права могут распространять свое действие на отношения, возникающие в таможенной сфере.

Методом налогового права можно назвать те специфические способы, с помощью которых нормы налогового права регулируют поведение участников налоговых правоотношений.

Основным методом правового регулирования налогового права является метод «власти и подчинения». Этот метод применяется, как правило, при регулировании налоговых правоотношений, которые основаны не на принципе субординации – подчинения «по вертикали», а на исполнении властных предписаний соответствующих органов, от которых другие участники налоговых отношений не зависят в административном порядке.

Налоговое право, рассматриваемое в качестве самостоятельной научной правовой теории, изучает закономерности организационно-правовой регламентации деятельности в рамках налоговой системы и налоговых правоотношений. Результатом этого является разработка способов и методов, устраняющих недостатки существующего организационно-правового аспекта налоговой системы, создание эффективного правового поля в области налоговых правоотношений с целью поддержания состояния правопорядка в налоговой сфере и повышения уровня налоговой безопасности.

Учебная дисциплина «Налоговое право» является необходимой составляющей при подготовке специалистов для работы в налоговой сфере.

Основные научные концепции определения места налогового права в системе наук. В настоящее время в России получил распространение подход, согласно которому налоговое право рассматривается в качестве одного из элементов финансового права. Однако такая концепция на мировом уровне не является общепризнанной. Она конкурирует с иными научными концепциями, часть из которых имеет не менее сильную, а иногда и более логичную аргументацию. В числе таковых следует назвать:

1) швейцарскую налоговую доктрину (налоговое право как обособленная часть административного права);

2) неаполитанскую налоговую доктрину (концепция рассмотрения налогового права в качестве обособленной части финансового права);

3) итальянскую налоговую доктрину (концепция относительной автономии налогового права как комплексной отрасли);

4) французская налоговая доктрина (объединяет концепции, объясняющие автономию налогового права по причине:

– особого и даже исключительного положения в системе права, независимого от общих принципов как частного, так и публичного права;

– автономии налогового законодательства;

– интеграции в его рамках публично– и частноправовых начал).

Наиболее перспективной, на наш взгляд, считается получившая распространение в России концепция признания налогового права в качестве комплексной автономной правовой отрасли, формируемой на стыке государственно-правовых и экономико-финансовых правовых наук и входящей в состав единой комплексной налоговой науки – форосологии.

Форосология (от греч. foroc – налог и logos – учение) – это наука, изучающая современное состояние и историческое развитие сущности налогов, налоговых систем и налоговых правоотношений. Основной задачей форосологии является создание оптимальной системы налогообложения в отраслях как товарного производства, так и потребления, а также в иной финансово-коммерческой деятельности с учетом историко-теоретического базиса и современных требований улучшения жизненного уровня народонаселения. Форосология занимается научным исследованием существующих закономерностей и прогнозированием динамики развития налоговых отношений, разрабатывает методологические и нормативно-правовые вопросы в налоговой сфере, формирует и оптимизирует математический расчетный аппарат и механизм автоматизации взимания налогов и сборов.

Система налогового права. В настоящее время налоговое право представляет стройную систему, состоящую из следующих уровней:

основ налогового права (общей теории налогового права);

международного налогового права, которое включает универсальные положения и принципы налогового права, признанные и получившие соответствующее правовое закрепление на международном уровне;

национального налогового права, которое составляют положения теории налогового права, признанные и подтвержденные нормами правовой системы государства и действующие на территории отдельно взятого государственного образования. Например, на этом уровне можно выделить российское налоговое право;

регионального налогового права, которое включает положения теории налогового права, признанные и получившие правовое закрепление на региональном или местном уровне и действующие в территориальных рамках этого региона, при этом не являясь общеобязательными на территории всего государственного образования.

Участники налоговых отношений определены налоговым законодательством РФ.

Понятие участников налоговых отношений

Основу налоговых правоотношений РФ составляет их властный характер (ст. 2 НК РФ). Исходя из этого, налоговые отношения сформированы и определены составом их участников: организаций и физических лиц, а также фискальных органов России (налоговых и таможенных).

Публично-правовая природа всей системы налогового права устанавливает правовую субординацию сторон налоговых отношений, которая касается исполнения налоговой обязанности, одной из сторон, являющейся подчиненным или обязанным ее участником и стороной, наделенной властными полномочиями.

Лица, являющиеся участниками налоговых отношений

Положения ст. 9 НК РФ определяют полный субъектный состав таких лиц, как участники налоговых отношений, которые регулируют налоговое законодательство. Исполняющими налоговые обязанности, в соответствии с положениями данной нормы, являются налогоплательщики и фискальные органы (таможенные и налоговые). Более детально система налоговых органов описана в ст. 1 Закона РФ "О налоговых органах РФ", а описание таможенных органов содержит ФЗ от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ. Правовой статус налогоплательщиков и налоговых агентов установлен соответственно ст. ст. 19 и 24 НК РФ.

Обязанной стороной в данных правоотношениях, помимо налогоплательщика, могут выступать:

  • налоговые агенты;
  • банки, либо другие кредитные организации;
  • наследники налогоплательщика;
  • ликвидационные комиссии (ст. 49 НК РФ);
  • правопреемники юр. лица, которое реорганизовано и являлось налогоплательщиком (ст. 50 НК РФ);
  • в некоторых случаях лица, выступающие поручителями и залогодателями.

Система налоговых органов в Российской Федерации

Вся система налоговых органов, которая определена положениями ст. 37 НК РФ относится к единой централизованной системе, позволяющий осуществлять контроль в сфере соблюдения законодательства, которое регулирует налоги и сборы, а также правильное их начисление, своевременность и полноту уплаты в соответствующий бюджет. К системе налоговых органов законодательной относят:

  • Федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен осуществлять свой контроль и надзор в сфере налогов и сборов (ФНС России). Находится ФНС в прямом ведении Министерства Финансов России. МФ РФ, в свою очередь, выполняет функции по общему руководству налоговыми органами, а также уполномочен на издания нормативно-правовых фактов (различных инструкций, писем, пояснений).
  • Все территориальные органы ФНС (их управления по субъектам РФ, межрегиональные инспекции, районные и расположенные в районах городов, в городах, не имеющих районного деления (ИФНС), а также инспекции, осуществляющие свои функции на межрайонном уровне.

ФНС России, включая и все ее территориальные органы - это юридические лица со всеми присущими им характеризующими особенностями.

Действовать налоговые органы могут только в пределах компетенции, предоставленной им законами.

Рамки их компетенции устанавливают положения кодекса (ст.ст. 31, 32), и другие нормативно-правовые акты, которые не противоречат положениям кодекса.

Основой регулирования деятельности ФНС РФ, является Конституция России, изданные Федеральные конституционные законы, Федеральное законодательство и другие нормативно-правовые акты, включая и международные договоры России, а также положение о Федеральной налоговой службе.

Деятельность ФНС осуществляет посредством своих территориальных органов, при этом она взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и т. д., а также с различными общественными организациями и другими объединениями.

Взаимодействие налоговых органов во многом связано с таможенными, финансовыми и различными организациями и другими органами. В сферу взаимодействия входит оборот информации, документов и сведений, проведение различных общих мероприятий и т. д. Все эти действия имеют одну общую цель - пресечение налоговых правонарушений, обеспечение уплаты налогов и сборов в установленные сроки.

Система таможенных органов в Российской Федерации

Положение статьи 9 ФЗ от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» дают определение таможенным органом, как единой Федеральной централизованной системе. Также статьей 10 этого закона запрещено вмешательство каких-либо органов либо организаций и т. д. в деятельность таможенных органов в период, когда последние осуществляют свои непосредственные функции. Перечисленные обязанности таможенных органов в положениях статьи 16 закона устанавливают рамки компетенции органов таможни, исходя из которых они осуществляют свою деятельность.

В силу ст. 16 ФЗ N 311-ФЗ и в соответствии с положениями статьи 6 Таможенного кодекса Таможенного целью деятельности таможенных органов является обеспечение ими комплекса основных задач, перечень которых определяет рамки полномочий и обязанностей таможенных органов осуществлять установленные законом функции, из которых прямо вытекают их обязанности, прописанные в положениями ст. 34 НК РФ.

В рамках этой нормы налогового закона таможенные органы наделены полномочиями и обязанностями налоговых органов, которые осуществляются их должностными лицами в сфере налоговых отношений по взиманию налогов в случаях перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Понятие налогоплательщика

Положение статьи 19 НК РФ устанавливают понятие плательщиков сборов, а также налогоплательщика. Законодатель относит к этой категории физических лиц и организации, которые обязаны, исходя из положений Налогового кодекса, уплачивать сборы и налоги. Одним из определяющих факторов при возложении обязанности на юридических лиц в качестве налогоплательщика является наличие у них самостоятельного баланса и сметы. Также налогоплательщиками и плательщиками сборов считаются зарегистрированные в России организации.

Аналогичная правовая позиция касается и физических лиц. Налогоплательщиками также признаются граждане России, иностранцы, а также лица без гражданства. Как на организации, так и на физлиц закон возлагает обязанность уплаты установленных налогов, постановку на учет в налоговых органах, если такая обязанность установлена НК РФ, а также отчетность в налоговую и ведение предусмотренного для субъектов налоговых отношений учета. Необходимо отметить, что внесенными изменениями с января 2015 года обязанности налогоплательщиков несут и иностранные структуры без образования юридического лица.

Понятие налогового агента

Правовой статус лиц в качестве налогового Агента закреплен в статье 24 НК РФ. Законодатель определяет налоговых агентов как лиц, которые, исходя из положений кодекса, должны проводить исчисления и удержания у налогоплательщиков соответствующих сумм налогов и сборов.

Исходя из положений пункта 1 и 3 этой нормы обязанностью налогового агента является непосредственно перечисление налогов в бюджет РФ. За неисполнение таких обязанностей применяются правовые последствия, которыми являются начисление штрафов и пени. Их причиной являются любые действия налогового агента, которые привели к полному, либо частичному непоступлению налогов в бюджет.

Права участников налоговых отношений

Наличие юридических прав и обязанностей - это неотъемлемая часть образовавшихся правоотношений участников. Налоговые отношения не являются исключением из них. Права – это один из элементов, составляющих налоговые отношения, определяют которые положения статьи 21 НК РФ. Данная норма позволяет налогоплательщику:

  • получать все необходимые сведения, разъяснения и т.д. от налоговых органов, которые касаются законодательства о налогах и сборах;
  • пользоваться различными льготами, отсрочками;
  • предоставлять в налоговый орган какие-либо необходимые пояснения;
  • осуществлять представительство в налоговых органах;
  • присутствовать во время выездных проверок, а также получать все результирующее их документы;
  • требовать возмещения в случаях причинения убытков;
  • обжаловать неправомерные действия налоговых органов и любым другим законным способом защищать свои интересы.

В целом права налогоплательщика законодательно обеспечены наличием непосредственных обязанностей представителей налогового органа. При этом их ненадлежащее исполнение, повлекшее нарушение прав налогоплательщика, влечет за собой и предусмотренную законами ответственность.

Определяя обязанности таких лиц, как участники налоговых отношений, в качестве налоговых агентов, Налоговый кодекс установил те же полномочия, которые ранее предусматривали НПА, применяемые в налоговых отношениях. Это значит, что права налогового агента практически идентичны правом налогоплательщиков.

Исходя из положений статьи 31 НК РФ налоговые органы обладают правами, которые смогут и должны обеспечить их деятельность, связанными с соблюдением налогового законодательства в сфере обеспечения и контроля за своевременным начислением и уплатой налогоплательщиками налогов и сборов, а также поступлением указанных платежей в бюджет России.

Обязанности участников налоговых отношений

Положения статьи 23 НК РФ обязывают налогоплательщика (ИП и организации) соблюдать налоговое законодательство в рамках:

  • обобщения всей необходимой информации о себе, которая касается осуществления имя хозяйственной деятельности в рамках налогового законодательства;
  • соблюдения сроков уплаты сборов и налогов, а также правильности их начисления;
  • сообщения обо всех изменениях (месторасположение, открытие или закрытие счетов, участие в иностранных организациях, создание обособленных подразделений, начало процедуры банкротства и т, д.).

Также налогоплательщик, который оплачивает налог в результате перемещения принадлежащего ему товара через таможенную границу РФ, несет обязанность, которая установлена законодательством РФ.

Учитывая, что налоговые агенты обладают теми же правами и несут такие же обязанности, что и налогоплательщики их соблюдение также регламентировано положениями Налогового кодекса. Однако статья 23 НК РФ расширила круг их обязанностей, в который включила исчисление и удерживание из средств, которые выплачиваются налогоплательщиком в виде соответствующих налогов и их последующую уплату в бюджет, сообщение всей необходимой информации налоговым органам, ведение выплаченного налогоплательщику дохода, и т. д.

Определяя обязанности налоговых органов в рамках сложившихся налоговых отношений с их участниками, законодатель предусмотрел, что налоговые органы должны осуществлять свою деятельность, в первую очередь, таким образом, чтобы при этом были соблюдены права налогоплательщиков, а также установленные НК РФ и налоговым законодательством нормы, обеспечивающие поступления от налогов и сборов в бюджет России.

Существуют разнообразные типы (виды, подвиды) налоговых правоотношений (по установлению и введению налогов, кон­трольные, обеспечительные, по применению налоговых льгот и т.д.), каждый из которых обладает не только общими, но и спе­цифическими признаками, элементами структуры, содержания, формы, составом участников и т.д.

Налоговое правоотношение имеет свою структуру (состав), т.е. совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов:

содержания (субъективных прав и юридических обязанностей).

Объектом налоговых правоотношений является все то, по поводу чего между субъектами налоговых отношений формируется опреде­ленная правовая связь.

Содержанием налогового правоотношения выступают права и обязанности его участников. Содержание налогового право­отношения формируется в результате действия юридических норм, волеизъявления его участников, а также в соответствии с решениями правоприменительных органов.

6. Публично-правовая природа налогового права.

Обеспечение интересов отдельных лиц достигается двумя взаимосвязанными процессами. Во-первых, определением рамок поведения личности, реализацией интересов, закрепленных правовыми предписаниями. Во-вторых, организацией устройства и деятельности органов, обеспечивающих принудительную охрану всей системы интересов.

Регулирование комплекса общественных отношений правовыми нормами предполагает участие в этом нескольких отраслей права, использующих собственные методы регулирования и воздействующих на однородные группы отношений. В этой связи необходимо учитывать многоотраслевое воздействие отраслей публичного права, которые, каждая с позиций своего места, участвуют в этом процессе.

Регулятивное воздействие процессуального права реализуется через закрепление определенных правил процедуры, обеспечивающих соблюдение порядка. Эти правила устанавливают очередность и последовательность действий субъектами процессуальных отношений и группируются в определенные образования, выражающие содержание разновидностей процедур.

Регулятивное воздействие осуществляется с помощью механизма правового регулирования, предполагающего закрепление правового статуса участников отношений, придание определенным действиям или событиям значения юридического факта, установление типа правоотношения и мер ответственности3. Фактически, применительно к налоговым отношениям правовое регулирование будет охватывать последовательные этапы появления налогово-правовой нормы и ее общего, неперсонифицированного воздействия на урегулирование налоговых отношений; конкретизацию налогово-правовой нормы относительно конкретного вида отношений (определяющихся либо разновидностью налога, плательщика или стадией налоговой обязанности), возникновение в связи с этим субъективных прав и обязанностей; реализацию последних в реальном поведении субъектов при регулировании налоговой обязанности.

Налоговый процессуальный механизм является безусловной внутренней составляющей механизма правового регулирования в целом. Его своеобразие отличается динамизмом, консолидацией таких правовых средств, которые упорядочивают действия участников при охране налоговых отношений. Поэтому в такой же мере процессуальному механизму, регулирующему налогообложение, присущи элементы, обусловливающие реализацию процессуального права и предполагающие наличие нормы процессуального права, соответствующего юридического факта и на основании этого - процессуального правоотношения. В этом случае действие процессуального механизма будет обеспечиваться как исключительно налоговым регулированием (наличие нормы налогового закона и соответствующего юридического факта), так и административным регулированием (наличие нормы, регулирующей процесс разрешения налогового спора в режиме административного судопроизводства).

Воздействие на поведение субъектов, являясь назначением, в том числе и процессуального права, осуществляется посредством его функций. Функции процессуального права определяются его служебной ролью. Ориентированность в связи с этим на реализацию охраны предполагает осуществление целого ряда целей. Прежде всего, речь идет об обеспечении нормальных условий существования и деятельности субъектов в рамках регулирования общественных отношений. Кроме того, охранительная функция выражается и в непосредственной защите определенных однородных общественных отношений. К тому же она предполагает реализацию системы запретов и ограничений, обусловленных характером регулируемых отношений. И наконец, это приводит к вытеснению и ликвидации общественно опасных и вредных социальных явлений.

Правоприменительная деятельность фактически представляет собой реализацию норм материального права в деятельности участников налоговых правоотношений. Она нацелена на определенный результат, обеспечивающий реализацию налоговой обязанности в целом. При этом и материальная налогово-правовая норма, и процессуальная рассчитаны на достижение именно этого результата. Особый акцент необходимости налогово-процессуальных форм придают требования четкой организации и упорядоченности правоприменительной деятельности в регулировании налогообложения. Сложно переоценить ее значение, поскольку именно в этом режиме фактически создаются финансовые основы существования государства, фонды, за счет которых реализуются государственные задачи, обеспечивается осуществление государственных функций.

Рассматривая правовое регулирование как реализацию стимулов и ограничений в воздействии на поведение участников при регулировании налогообложения, необходимо иметь в виду, что процессуальное воздействие в большей степени связывается именно с ограничениями4. Правовые ограничения при этом предполагают закрепление четких закрытых перечней обязанностей участников отношений, систему мер пресечения и принудительного обеспечения, адекватную совокупность санкций. Регулирование налоговых отношений, безусловно, отражает данную направленность процессуального регулирования. Хотелось бы обратить внимание на своеобразное проявление правовых ограничений в данной области. Иногда в качестве синонимов при характеристике уплаты налогов используют понятия "взимание налогов" и "взыскание налогов". Однако это положение логично рассматривать в контексте осуществления охраны и защиты при функционировании правовых ограничений в процедурном регулировании налогообложения. Взимание налога предполагает фактическое наличие охранного правового ограничения, когда сложившаяся конструкция правового воздействия обеспечивает своевременное и точное исполнение налоговой обязанности и уже самой возможностью применения принуждения исключает его необходимость, обеспечивает законопослушное поведение плательщика. Взыскание налогов связывается уже с реализацией защитных ограничений в налогообложении. Оно отражает нарушение обязанности, непоступление денежных средств в бюджеты и предполагает включение защитного механизма через принудительное взыскание как суммы неперечисленных средств, так и санкций.

При акцентированности на охранительную функцию процессуального права нельзя исключать и регулятивное воздействие его. Регулятивная функция процессуального права реализуется через властное воздействие на реализацию прав и обязанностей субъектов процессуальных отношений, их поведение в соответствии с предписаниями норм права. Регулятивная функция в процессуальном праве осуществляется через:

а) закрепление процессуально-правовыми нормами правосубъектности участников процесса;

б) выделение гарантий осуществления субъектами их процессуальных прав и обязанностей;

в) определение компетенции субъектов властных полномочий, участвующих в процессе;

г) выделение юридических фактов, определяющих динамику процессуальных отношений;

д) установление через регулятивные правоотношения предметной правовой связи между участниками процесса;

е) определение особенностей императивного метода регулирования относительно данной разновидности общественных отношений;

ж) выделение особых средств, форм и способов осуществления процессуальной деятельности;

з) закрепление специальных требований к ведению процесса, которые определяются компетенцией судебного органа и характером спора.

Системообразующим фактором, определяющим содержание публичной природы налогового права, является категория "интерес". Публичный интерес в сфере налогообложения предполагает нацеленность на осуществление задач, без удовлетворения которых невозможно реализовать частные интересы, обеспечить устойчивое и нормальное развитие общества в целом. Специфичность сферы реализации публичной заинтересованности и предполагает выделение налогового публичного интереса. Вряд ли тут необходима детальная аргументация, поскольку нереализованный подобный интерес будет означать подрыв самих основ государства и, фактически, невозможность его существования.

Реализация налогового публичного интереса предполагает выделение в качестве его носителя не только государства. Осуществление власти в сфере налогообложения обеспечивается не столько действиями государства, сколько через реализацию компетенции специально созданных государством органов. Именно они и реализуют действия, направленные на достижение налогового публичного интереса. В данном случае можно говорить о совпадении интереса государства и интереса подобных органов, которые, собственно, и созданы для его достижения.

Безусловно, интерес является основой развития механизма правового регулирования. Реализация интереса определенного типа субъекта обуславливает и особенности правового регулирования, соответствующие правовые режимы. Налогообложение, преследуя реализацию, прежде всего, публичных интересов, в то же время, не связывается исключительно с этим. Действительно, за счет налогов и сборов формируются публичные денежные фонды государства и территориальных громад, и с этих позиций речь идет о достижении их интересов. Однако не менее важным при этом представляется регулирование налоговых отношений с позиций законности. Последнее является как принципом государственного управления (реализующимся в специфической сфере), так и методом государственного руководства. Более того, законность в регулировании налоговых отношений выступает как режим, атмосфера взаимоотношений личности и государственной власти6. Это нисколько не противоречит тому, что принципиальная особенность налоговых отношений - исключительное положение властвующего субъекта, на формирование денежных фондов которого и нацелено налогово-правовое регулирование. Такое положение одного из субъектов налоговых правоотношений вовсе не исключает того, что его интерес в налоговом регулировании должен реализовываться исключительно с позиции законности.

Законность как требование процедурного регулирования детализируется в нескольких принципиальных положениях:

а) верховенство закона в деятельности всех субъектов, представляющих властвующую сторону налоговых правоотношений. Это обуславливает как неукоснительное соблюдение любым должностным лицом при осуществлении своих полномочий предписаний закона, так и безусловную ориентированность на соблюдение предписаний законодательных актов в осуществлении процедурного регулирования;

б) систематический контроль как за деятельностью обязанных лиц, так и за осуществлением полномочий властвующих субъектов. При этом соответствующая компетенция должна характеризовать лиц, исполняющих контрольные функции. Кроме того, при реализации контроля важна определенная независимость, незаинтересованность лиц его осуществляющих, в достижении целей или реализации интересов контролируемых субъектов;

в) обеспечение равенства всех лиц, независимо от их места в системе субъектов налоговых правоотношений. В этой ситуации формируются одинаковые требования к однотипным субъектам. То есть, разновидность плательщика (имущественных налогов, подоходных и т. д.) не связывается с принципиальным изменением содержания налоговой обязанности. Таким же образом единые требования предъявляются ко всем контролирующим органам, независимо от их места в иерархии субъектов налогового контроля;

г) неотвратимость юридической ответственности за налоговые правонарушения. Особенно важно в этой ситуации формирование динамической и мобильной конструкции сочетания разновидностей и мер ответственности. В этих условиях закладываются предпосылки выявления потенциальных возможностей противоправного поведения на самых ранних стадиях реализации налоговой обязанности, используются способы обеспечения и, таким образом, упорядочивается соотношение между различными видами юридической ответственности.

(В КОНТЕКСТЕ СООТНОШЕНИЯ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ
И ЧАСТНОПРАВОВЫХ НАЧАЛ)
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 февраля 2004 года
А.В. ДЕМИН
А.В. Демин, доцент кафедры коммерческого, предпринимательского и финансового права Красноярского госуниверситета, кандидат юридических наук.
Метод налогового права представляет собой совокупность способов, приемов, средств правового воздействия на налоговые отношения. Если предмет показывает, "что" регулируют налогово-правовые нормы, то метод - "как", "каким образом" это правовое регулирование осуществляется.
В правоведении сложилась в целом верная традиция, что каждая отрасль имеет свой специфический, сугубо отраслевой метод (гражданский, административный, финансовый, уголовно-правовой и т.д.), несопоставимый с методами иных отраслей. При этом все отрасли права используют единые приемы и средства правового регулирования, но в разном соотношении. Преобладание тех или иных юридических средств в общем комплексе правового регулирования обусловливает специфику метода конкретной отрасли права. Скажем, диспозитивные и императивные начала, договор и административный акт, дозволения и позитивные обвязывания присутствуют в сфере действия и частного, и публичного права, различны лишь их удельный вес и значение в отраслевом регулировании. При этом тенденцией развития современного права является взаимопроникновение и сближение различных правовых отраслей, издание комплексных нормативных актов, рост межотраслевых институтов. Представляется верным утверждение, что "правовые отрасли используют в своих регулятивных целях с учетом особенностей регулируемых отношений (предмет) единые правовые средства (метод) в их различном соотношении" .
--------------------------------
Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 1998. С. 33.
Особенности метода налогово-правового регулирования обусловлены публично-правовой природой налогового права и в целом включают следующие признаки:
1. Публично-правовой характер целевых установок. Налоговые платежи - безусловный атрибут государства, без которого оно не может существовать. Именно налоги и сборы составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований (иногда до 90%). Их функциональное назначение состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, то есть в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества. Как указал КС РФ, уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти .
--------------------------------
См.: Постановление КС РФ от 11.11.97 N 16-П.
Поэтому для налогообложения характерен приоритет общегосударственных, публичных интересов над интересами частными. Налоговое право носит фискальный характер, то есть главная, конечная цель налогово-правового регулирования состоит не в реализации интересов отдельных частных лиц, а в обеспечении государства финансовыми ресурсами для реализации публичных задач и функций; все остальные цели здесь носят вторичный, производный характер. Само существование налогового права, его обособление, рост приоритетности в правовой системе России обусловлены особой ролью налоговых платежей как основных источников формирования доходов бюджетов всех уровней.
Разумеется, приоритет публичных интересов не означает вседозволенности государства. И законодатель, и правоприменительные органы, участвуя в налоговых правоотношениях, связаны правовыми принципами и международными стандартами, прежде всего в области прав человека. Приоритет публичных интересов означает, что механизм налогово-правового регулирования призван прежде всего нормативно закрепить, реализовать и обеспечить защиту некоторого "общего блага", нередко через подавление "частноэгоистических" устремлений (прежде всего собственнических) частных лиц.
Субъекты налогового права реализуют именно публичное благо, какая-либо собственная, личная заинтересованность для участия в налоговых правоотношениях у них, как правило, отсутствует. Причем такой вывод справедлив не только в отношении непосредственно налогоплательщика, обязанность которого носит индивидуально безвозмездный характер, но и в отношении иных участников налоговых правоотношений. Как справедливо отмечается в литературе, в процесс реализации основной обязанности налогоплательщика государство вовлекает участников, не имеющих собственного имущественного (добавим от себя - и какого-либо неимущественного) интереса . Так, в частности, какие-либо частные интересы отсутствуют у налоговых агентов, обязанных исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить в бюджет налоги; у банков, осуществляющих операции по перечислению налогов в бюджет и обязанных сообщать об открытии или закрытии счетов налогоплательщиков; у субъектов, обязанных передавать в налоговые органы информацию о регистрации определенных прав или сделок налогоплательщиком.
--------------------------------
См.: Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Указ. соч. С. 13.
Уплата налога не порождает встречной обязанности государства совершить в пользу данного, персонально определенного налогоплательщика конкретные действия. Какая-либо прямая материальная выгода для налогоплательщика здесь отсутствует. Уплатив налог, он не приобретает дополнительных субъективных прав. "В рамках налоговых отношений частный субъект, как правило, вынужден поступиться собственным интересом: он утрачивает право на определенную часть принадлежащих ему материальных благ ради зачастую неосязаемой и не гарантированной конкретно ему выгоды от деятельности публичных субъектов" . Таким образом, налоговые отношения лишены эквивалентности, характерной для обменных, рыночных отношений.
--------------------------------
Винницкий Д.В. Предмет российского налогового права // Журнал российского права. 2002. N 10.
Разумеется, косвенная польза от уплаты налога для частного лица всегда присутствует. Деятельность государства носит публичный характер и направлена на реализацию некоего "общего блага" - общих, стратегических интересов населения в целом. Налогоплательщик как часть этого целого получает некоторую часть благ от выполнения государством различных функций политического, социально-экономического, правоохранительного, гуманитарного характера. Однако речь здесь идет о совершении государством общественно-полезных действий в интересах всего социума, а не о соразмерной реализации интересов отдельного налогоплательщика. Пользование общественными благами, их качество и размер не зависят от уплаты налогов конкретным лицом. "Государство в лице своих служб будет обязано предоставлять соответствующие услуги конкретному плательщику налога даже в том случае, - верно замечает Д.В. Винницкий, - если он не выполнил надлежащим образом свои налоговые обязательства. Таким же образом и невыполнение государством своего социального предназначения юридически не освобождает граждан от налогообложения" . В этом проявляется безэквивалентность налога. Государство реализует публичные функции в равной мере в отношении всех налогоплательщиков, независимо от размера уплаченных ими налогов.
--------------------------------
Винницкий Д.В. Налог как политико-правовая категория // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. N 4.
В литературе высказано мнение о возможности реализации в налоговых правоотношениях частного интереса . Как правило, речь идет об использовании налоговых льгот или так называемой налоговой минимизации (планировании). Думается, это неверный подход. Наличие частного интереса в правовом регулировании означает заинтересованность лица участвовать именно в данном правоотношении. Речь идет о мотивации, сознательно-волевом факторе, желании лица вступить в определенные социальные взаимодействия для удовлетворения своих потребностей. В налоговых отношениях такая мотивация отсутствует. Не случайно уже в древнерусском языке "налогу" соответствовали значения "тягость", "обременение", "неудобство", "повинность".
--------------------------------
См.: Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Указ. соч. С. 26.
При этом отсутствие частного интереса не исключает признания за субъектом, участвующим в правоотношении, определенных прав и законных интересов. Используя налоговую льготу или получая инвестиционный налоговый кредит, лицо реализует предоставленное ему субъективное право, облегчающее выполнение налоговой обязанности в рамках правоотношения, участие в котором не приносит ему самому каких-либо выгод имущественного либо нематериального характера. "Частный интерес в налоговом правоотношении учитывается лишь тогда, - верно отмечает Н.А. Шевелева, - когда он согласуется с публичным интересом получения достаточных для существования государства финансовых ресурсов" .
--------------------------------
См.: Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Указ. соч. С. 18.
В Постановлении КС РФ от 17.12.96 N 20-П отмечается, что в налоговой обязанности налогоплательщиков "воплощен публичный интерес всех членов общества". В чем он состоит? Прежде всего, в механизме бюджетного перераспределения ВВП. Разумеется, некоторая часть налоговых доходов идет на содержание государственного аппарата. Однако их подавляющее большинство в виде бюджетного финансирования возвращается обратно в общество. Формируя бюджетные и внебюджетные фонды, государство выступает своеобразной "транзитной инстанцией", перераспределяющей финансовые ресурсы между отраслями и сферами управления (прежде всего коммерческими и некоммерческими), между регионами, отдельными категориями граждан. Поэтому неуплата налога нарушает интересы не только государства, но прежде всего третьих лиц - бюджетополучателей. Государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и всех остальных членов общества.
Отсутствие частной заинтересованности делает налоговые правоотношения изначально конфликтными. Проблема состоит в том, что человек в силу самой своей природы крайне эгоцентричен: он слишком легко ставит себя в центр Вселенной, полагая, что весь остальной мир должен вращаться вокруг него. Иными словами, частные лица в большинстве своем неспособны подняться до осознания важности публичных интересов, неспособны убедить себя в необходимости нести затраты и обременения для достижения довольно абстрактного "общего блага" - собственные, локальные проблемы для подавляющего большинства частных лиц неизмеримо важнее. Осознание публичных интересов отдельным индивидом усиливается в условиях ситуаций чрезвычайного характера (война, эпидемия, техногенная катастрофа, стихийное бедствие) и резко ослабевает в обычной, нормальной обстановке.
Д.В. Винницкий справедливо отмечает, что публичный и частный интересы могут и не совпадать. Или же, если такое совпадение и имеет место объективно, оно может быть не осознано конкретным носителем частного интереса. Такое положение вещей закономерно для сферы налогообложения, поскольку в рамках налоговых отношений частный субъект, как правило, вынужден поступиться собственным интересом: он утрачивает право на определенную часть принадлежащих ему материальных благ ради зачастую неосязаемой и не гарантированной конкретно ему выгоды от деятельности публичных субъектов .
--------------------------------
См.: Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. М., 2003. С. 139.
Поэтому так важно для законодателя, формируя налоговое законодательство, соблюдать баланс между публичными и частными интересами. Требуется выстраивать налоговую политику таким образом, чтобы, с одной стороны, наполнить централизованные денежные фонды, а с другой - не отбить у налогоплательщика желания заниматься коммерческой деятельностью, иметь недвижимость или обладать иным объектом налогообложения. Именно поэтому налоговое право в современных условиях развития мирового хозяйства и национальных рыночных отношений не может использовать только властные методы, а должно считаться с имущественными правами участников гражданского оборота, неприкосновенностью частной собственности, необходимостью защиты прав и свобод человека .
--------------------------------
См.: Петрова Г.В. Налоговое право. М., 1997. С. 13; Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Указ. соч. С. 17.
2. Преобладание обязывающих и запрещающих норм. Очевидно, все отрасли права используют для отраслевого регулирования и обязывающие, и запрещающие, и дозволяющие нормы. Таким образом, эта нормативная триада носит универсальный характер. При этом удельный вес каждого вида норм, их сочетание и значение для той или иной отрасли различны и определяются прежде всего функционально-целевой направленностью правового регулирования.
Доминирование в налоговом праве обязывающих норм обусловлено публично-правовой установкой обеспечить в качестве приоритетной цели формирование централизованных денежных фондов государства. Налоговая обязанность - центральное звено, ядро налогового права. Налоги и сборы уплачиваются не вследствие своей собственной инициативы, не в порядке кредитования или благотворительного взноса, но в силу конституционно-правовой обязанности. Более того, в содержании налоговых правоотношений всегда прямо или косвенно присутствует эта обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы. При этом одни налоговые правоотношения (основные) непосредственно выражают эту обязанность, другие (вспомогательные) обеспечивают ее реализацию. Соответственно большинство норм налогового права являются обязывающими и запрещающими, хотя, разумеется, и дозволяющие нормы здесь присутствуют.
3. Императивный характер налогово-правового регулирования. Налоговому праву свойственна детальная нормативная регламентация, а также минимизация свободы субъектов самостоятельно регулировать свое поведение в рамках налогового правоотношения. Диспозитивные элементы, предоставляющие участникам право самостоятельно регулировать отдельные аспекты своих юридических взаимодействий, сведены здесь к минимуму . Более того, многие из используемых в налогово-правовом регулировании диспозитивных элементов - например залог или представительство - не обладают собственной налогово-правовой природой, а представляют собой применение гражданско-правовых институтов к налоговым правоотношениям. Это и есть те самые "установленные законом" исключения из общего правила, когда гражданское законодательство применяется к властным налоговым правоотношениям (см. статью 2 ГК).
--------------------------------
В качестве примеров диспозитивности можно указать, например, предусмотренные НК возможности для налогоплательщика по своему выбору определять налоговую

Отношения по установлению и введению налогов и сборов относятся к сфере законотворчества и лишены имущественного содержания, но в отрыве от них невозможно рассматривать отношения, связанные с исчислением и уплатой налоговых платежей. Отношения в сфере налогового контроля также имеют управленческую, неимущественную природу, но и они в конечном счете обеспечивают реализацию обязанности платить законно установленные налоги и сборы. Налоговые отношения – это отношения по поводу собственности – по ее ограничению, взиманию, контролю. В некоторых случаях имущественные и организационные элементы в налоговых правоотношениях так тесно переплетены между собой, что их трудно разграничить, оторвать друг от друга.

Целью налогово-правового регулирования является формирование денежных фондов государства и местного самоуправления посредством отчуждения принадлежащих налогоплательщикам денежных средств для реализации публичных задач и функций. Часть собственности налогоплательщиков в денежной форме переходит в собственность государства.

Ведомственные и межведомственные отношения между налоговыми органами являются административно-правовыми. Правомочия налоговых органов по отношению друг к другу образуют содержание административной, а не налоговой правосубъектности.

Налоговые отношения носят властный характер, а гражданско-правовые – нет.

Предмет налогового права составляют имущественные и тесно связанные с ними организационные отношения, направленные на формирование денежных фондов государства и муниципальных образований.

7. МЕТОД НАЛОГОВОГО ПРАВА

Метод налогового права – совокупность способов, приемов, средств правового воздействия на налоговые отношения. Предмет отрасли показывает, что' регулируют налогово-правовые нормы, метод – как, какими средствами и способами правовое регулирование осуществляется.

Особенности метода налогово-правового регулирования обусловлены публично-правовой природой налогового права и включают следующие признаки.

Публично-правовой характер. Налоговые платежи – безусловный атрибут государства. Именно налоги и сборы составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований. Их назначение состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, т. е. в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества. Уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти (постановление КС РФ от 11 ноября 1997 г. № 16-П).

Приоритет публичных интересов перед интересами частными. Налогово-правовое регулирование носит фискальный характер, т. е. его главная цель состоит не в реализации интересов частных лиц, а в обеспечении государства финансовыми ресурсами для реализации публичных задач и функций. Все остальные задачи носят вторичный, производный характер. Само существование налогового права, его обособление, повышение значения в правовой системе России обусловлены особой ролью налоговых платежей как основных источников формирования доходов бюджетов всех уровней.

Доминирование в налоговом праве обязывающих и запрещающих норм. Публично-правовая цель налогообложения – обеспечить формирование централизованных денежных фондов государства. В содержании налоговых правоотношений всегда присутствует обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. При этом одни налоговые правоотношения (основные) непосредственно выражают данную обязанность, другие (вспомогательные) обеспечивают ее реализацию. Большинство налоговых норм являются обязывающими либо запрещающими, хотя, разумеется, и дозволяющие нормы здесь присутствуют.

Императивный характер налогово-правово-го регулирования. Налоговому праву свойственны детальная нормативная регламентация и минимизация свободы субъектов самостоятельно регулировать свое поведение в рамках налогового правоотношения. Диспозитивные элементы, предоставляющие участникам право самостоятельно регулировать отдельные аспекты юридических взаимодействий, сведены к минимуму. В качестве таких элементов нередко указывают возможность для налогоплательщика по своему выбору определять налоговую и учетную политику, использовать налоговые льготы, участвовать в налоговых правоотношениях лично или через представителя. Примеромдиспозитивного регулирования выступает предусмотренная в рамках упрощенной системы налогообложения возможность выбора объекта налогообложения самим налогоплательщиком (ст. 346.14 НКРФ).

Многие диспозитивные элементы (например, залог или представительство) не обладают собственной налогово-правовой природой, а являются следствием применения гражданско-правовых институтов к налоговым правоотношениям. Это установленные законом исключения из общего правила, когда гражданское законодательство применяется к властным налоговым правоотношениям (ст. 2 ГК РФ).

8. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Принцип налогообложения – основополагающее, базовое положение, лежащее в основе налоговой системы государства. Часть таких принципов закреплена нормативно, другие выводятся путем толкования налогового законодательства судом или научной доктриной. Некоторые принципы имеют общеотраслевой или межотраслевой характер, другие регулируют правовые институты, субинституты или даже отдельные аспекты налогообложения.

Принцип справедливости налогообложения.

Налогообложение должно быть справедливым. Идея справедливости воплощается во всей системе принципов налогообложения. Справедливость проявляется и во всеобщности, и в равенстве, и в соразмерности, и в определенности, и в других правовых основах налогообложения. Налогообложение изначально несправедливо по отношению к налогоплательщику, поскольку предполагает изъятие части принадлежащего ему имущества. Справедливость в отношении налогоплательщика проявляется в строгом соблюдении государством общих и специальных принципов налогообложения при установлении, введении и взыскании налогов.

Принцип законности налогообложения. Подразумевает верховенство закона, неукоснительное выполнение каждым субъектом актов налогового законодательства.

Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Правовые нормы являются всеобщими моделями правомерного поведения участников социальных взаимодействий. Никто не выпадает из-под действия права. Все субъекты без исключения должны выполнять правовые требования.

Из требования всеобщности и равенства налогообложения вытекает закрепленный в ст. 56 НК РФ запрет устанавливать налоговые льготы индивидуального характера.

Принцип равного налогового бремени не допускает установление дискриминационных правил налогообложения в зависимости как от организационно-правовой формы, так и от характера(содержания) предпринимательской деятельности налогоплательщиков.

Равенство налогообложения не означает подушную систему уплаты налогов, когда все налогоплательщики уплачивают одинаковые налоги. Принцип равенства в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов.

Принцип соразмерности налогообложения. Соразмерность налогообложения включает требования: 1) пропорциональности: при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (п. 1 ст. 3 НК РФ); 2) обоснованности: налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (п. 3 ст. 3 НК РФ); 3) допустимости: недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3 НК РФ).

Требование пропорциональности дополняет принцип всеобщности налогообложения: каждый участвует в формировании централизованных бюджетных и внебюджетных фондов соразмерно своей фактической способности уплачивать налоговые платежи. Предполагается дифференцированный подход к различным по размерам объектам налогообложения. Чем больше налоговая база (размер земельного участка, стоимость имущества, мощность двигателя, величина дохода или прибыли), тем больший налог должен уплатить налогоплательщик.

9. МЕСТО НАЛОГОВОГО ПРАВА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ

Существуют основные подходы к отраслевой природе налогового права:

1) налоговое право – правовой институт финансового права, который обособленно от него рассматриваться не должен;

2) налоговое право – самостоятельная отрасль права с собственным предметом и методом, правовыми принципами, кодифицированным законодательством и другими атрибутами отрасли;

3) налоговое право – подотрасль финансового права, стремящаяся к обособлению в самостоятельную отрасль.

Для обособления в отдельную отрасль необходимы следующие предпосылки: 1) однородная совокупность отношений, охватывающая сравнительно обособленную и значимую сферу жизнедеятельности социума; 2) специфический режим правового регулирования, включающий особым образом организованную систему средств, методов, приемов правового регулирования; 3) значительный нормативный массив, как правило, кодифицированный; 4) четко структурированная общая часть, включающая общеотраслевые принципы, основы правового статуса участников соответствующих отношений, специальную терминологию, систему источников и т. д.; 5) наличие процессуального блока, обеспечивающего реализацию материальных норм; 6) признание научным сообществом (т. е. правовой доктриной) нормативного комплекса в качестве самостоятельной отрасли права.

Читайте также: