Оценка эффективности налогового планирования

Опубликовано: 07.05.2024

Вся система налогового планирования в интегрированных структурах имеет одну конечную цель - увеличение прибыли группы компаний в целом. Оценить ее эффективность можно только по степени влияния применяемых методов и способов налогового планирования на финансовые результаты деятельности группы и ее бизнес-единиц. Для оценки эффективности функционирования системы налогового планирования в интегрированных структурах авторы предлагают использовать систему показателей, состоящую из следующих групп.

1. Показатели, позволяющие получить наиболее обобщенную характеристику эффективности избранной налоговой политики.


Коэффициент эффективности налогообложения (Кэн) отражает соотношение между собой показателей чистой прибыли и общей суммы налоговых платежей хозяйствующего субъекта. Он рассчитывается по формуле:


где ЧП - планируемая (или фактическая) сумма чистой прибыли; Н - общая сумма налоговых платежей.

Увеличение показателя свидетельствует о снижении общего налогового бремени организации относительно величины чистой прибыли. Целесообразно проводить сравнение коэффициентов эффективности налогообложения за ряд лет.


Налогоемкость реализации продукции (НЕ) позволяет определить сумму налоговых платежей, приходящихся на единицу объема реализованной продукции:


где Н - общая сумма налоговых платежей; Р - объем реализации продукции (работ, услуг).


2. Частные показатели, характеризующие долю групп налоговых платежей в себестоимости, цене продукции, балансовой прибыли.


Коэффициент налогообложения издержек:


коэффициент налогообложения цены:


коэффициент налогообложения прибыли:


где НЗ - сумма налоговых платежей, входящих в состав издержек (затрат производства); НЦ - сумма налоговых платежей, входящих в цену продукции; НП - сумма налоговых платежей, уплачиваемых за счет прибыли; З - сумма издержек (затрат) организации; Ц - цена продукции; П - сумма балансовой прибыли.


Показатели первой и второй групп характерны для зарубежной практики налогового планирования. В отечественной практике их применяют редко, хотя они полезны как для оценки общего уровня налогообложения, так и для определения доли налогов в объеме затрат, цены и прибыли. Однако этих показателей недостаточно, чтобы оценить влияние льгот на финансовые результаты организации, эффективность деятельности фирмы в том или ином регионе, доходность с точки зрения налогообложения и пр.


3. Показатели эффективности использования налоговых льгот.


Коэффициент эффективности льготирования (Кэл) - отношение величины налоговой экономии, получаемой в результате использования льгот (Э), к общему объему выручки (Р):


Этот показатель характеризует величину налоговой экономии, получаемой в результате применения льгот на один рубль выручки от реализации продукции, а также долю участия конкретной льготы в увеличении финансовых ресурсов организации относительно величины общей выручки.

При Кэл > 0 применение льготы приносит прибыль, при Кэл < 0 - убыток.

Коэффициент льготного налогообложения (Клн) - отношение суммы налоговой экономии, полученной после использования льготы, к величине налогового обязательства, возникающего у организации без учета данной льготы:

При Клн, стремящемся к 1, эффективность льготы повышается.

Расчет коэффициента льготного налогообложения позволяет организации определить степень влияния льготы на величину конкретного налога, а коэффициента эффективности льготирования - долю дополнительно полученных финансовых средств относительно выручки от реализации продукции (или другой базы, например: товарооборота, добавленной стоимости, объема оборота денежных средств и т.д.). Оба показателя оценивают каждую отдельную льготу и весь применяемый в группе организаций комплекс льготирования.

Эффективность финансирования вложений за счет налоговой экономии можно оценить с помощью коэффициента льготного инвестирования (Кин) - доли инвестиций, осуществляемых за счет налоговой экономии:

где Э - величина налоговой экономии, полученной по льготе; И - сумма инвестиций, вложений, другого использования прибыли, подлежащая льготированию.

При Кин, стремящемся к 1, налоговая эффективность инвестиций повышается.

4. Другие частные показатели, характеризующие использование того или иного элемента налогового планирования.

Коэффициент налоговой эффективности региона (Кэр) оценивает результативность деятельности хозяйствующего субъекта в данном регионе с точки зрения налоговых последствий:

где Нр - совокупная величина налоговых обязательств, возникающих в регионе; Р - общий объем выручки от реализации продукции за период.

Показатель Р может быть и другим, например: объем товарооборота, величина добавленной стоимости, валовой доход и т.д., который организация выбирает в зависимости от направлений деятельности и видов получаемых доходов.


При Кэр, стремящемся к минимуму, привлекательность функционирования в регионе повышается. Коэффициент налоговой эффективности региона позволяет, во-первых, сравнить результативность действия в регионе с точки зрения возможности снижения налогового бремени и увеличения собственных финансовых ресурсов и, во-вторых, сформировать величину налоговой экономии, получаемой в данном регионе по сравнению с другими.


Коэффициент реальной доходности (Крд) характеризует доходы, получаемые организацией, в зависимости от порядка их налогообложения. Учитывая различные ставки налогообложения, при составлении плана доходов организации можно рекомендовать выполнять налоговые корректировки, по результатам которых рассчитывается конкретный коэффициент.


здесь Дн = Д - Н, следовательно,


так как Н = Д x с,


Крд = (Д - Д x с) / Д,


где Дн - сумма дохода с налоговой корректировкой; Д - сумма планируемого или полученного дохода от вложений; Н - сумма налога, причитающегося к уплате в бюджет с данного вида дохода; с - ставка налога на доходы.


Крд стремится к 1. С помощью коэффициента реальной доходности можно выявить наиболее эффективные по налогообложению направления финансовых вложений и формирования доходов организации.


Все вышеперечисленные показатели целесообразно применять в процессе налогового планирования при оценке альтернативных вариантов налоговой политики и выборе оптимального варианта, а также при подведении итогов планирования и определении его результатов.


Полученная информация позволяет установить наиболее и наименее эффективные элементы налогового планирования, оценить результативность их с точки зрения как получаемой экономии, так и стоимости внедрения. На этой базе производится необходимая корректировка действующей системы налогового планирования, принимаются решения об отказе от неэффективных методов или о разработке новых.

Для любого плана важной особенностью является возможность его проверить. Понять, совпадает ли то, что мы ожидали, с тем, что получили. Это правило касается и налогового планирования. Существуют достаточно известные формулы, по которым компания может проверить, правильно ли она выбрала методы и способы оптимизации своего налогообложения, не нуждаются ли они в корректировке.

Проверьте на экономию

Процент экономии, который вы получаете, применяя разработанную в процессе налогового планирования схему (так же, как и экономию от системы налогообложения, которая уже сложилась в компании на практике), можно рассчитать по следующей формуле:

Кэ = сумма налогов, начисленная за период / объем реализованной продукции за период x 100% ,

где Кэ – показатель налоговой экономии компании. Рассчитать его можно и за год, и за каждый отчетный период.

В сумму налогов, начисленных за период, следует включать не только те суммы, которые вы сами рассчитали, но и суммы, доначисленные в этом периоде налоговой инспекцией (включая пени и штрафы). Подведем результаты:

– если налоговая экономия фирмы за отчетный период у вас составляет 20–25 процентов (и держится на этом уровне несколько периодов подряд), значит, ваша система налогового планирования работает эффективно и не нуждается в корректировке. Фирме можно ограничиться анализом изменений в законах, чтобы вовремя корректировать свои действия и избегать рисков.

– 40–70 процентов – сам налоговый план требует корректировки. Нужно провести анализ законодательства еще раз (лучше всего в этом случае привлечь специалистов) и составить новую схему.

– если же ваш показатель больше 70 процентов, возникает вопрос: зачем вести такой бизнес, не лучше ли заняться чем-то другим?

Поясним на примере: так, если у фирмы «Апрель» по итогам первого полугодия 2005 года объем реализованной продукции составил 120 878 128 рублей, а сумма начисленных налогов – 29 818 210, то процент налоговой экономии составит:

29 818 210 руб. / 120 878 128 руб. x 100% = 24,66%.

Это значит, что фирма работает эффективно и ее план налоговых действий не нуждается в корректировке.

Проверьте на результативность

Существуют и отдельные показатели результативности налогового планирования.

1 группа – показатели, позволяющие получить общую характеристику эффективности методов и схем, которые вы выбрали.

Эн – коэффициент эффективности налогообложения.

Эн = планируемая сумма чистой прибыли / общая сумма налоговых платежей

Чем выше коэффициент, тем лучше (ведь показатель будет увеличиваться, если в результате оптимизации компания заплатит меньше налогов, чем, допустим, в прошлом году или чем планировалось в начале года).

Налогоемкость реализованной продукции также достаточно интересный вопрос. Долю, которую занимают налоговые платежи, рассчитываем по формуле:

Дн = сумма налоговых платежей / объем реализованной продукции.

Итак, если фирма «Знак» заплатила 300 тысяч налогов за год (из них 50 тысяч – доначисленные суммы, пени и штрафы), объем реализации в котором был 1 400 000 рублей, то коэффициент налогоемкости – 0,2. А вот если бы компания грамотно подходила к налоговому процессу и ей, возможно, не начислили бы дополнительные суммы, тогда при сумме налогов в 250 тысяч рублей коэффициент был бы 0,17. Другими словами, в этом случае все наоборот – чем меньше показатель (по сравнению с прошлыми периодами), тем удачней вы оптимизировали налоговый процесс компании.

2 группа – это частные показатели, характеризующие долю групп налоговых платежей, например, в цене продукции и в прибыли.

Так, пусть Кц – это коэффициент налогообложения цены.

Кц = сумма налоговых платежей, входящих в цену продукции (например, НДС, акцизы) / цена продукции

Кп – коэффициент налогообложения прибыли.

Кп = сумма налоговых платежей, уплачиваемых из валовой прибыли / сумма валовой прибыли

Принцип расчета одинаковый: соотношение части и целого. Значит, чем меньше показатель коэффициентов, тем лучше для компании. Тем меньшую часть из цены или из прибыли она передает в бюджет. И тем больше останется в ее распоряжении.

3 группа – показатели эффективности использования налоговой льготы. Они также рассчитывается достаточно просто:

Л1 – коэффициент льготного налогообложения,

Л1 = налоговая экономия в результате льгот / сумма обязательств без учета льгот.

Эту формулу можно использовать как при выборе той или иной льготы (то есть рассчитать для предполагаемой экономии), так и по итогам работы. Сравните показатели. Чем ближе коэффициент к единице, тем лучше. Если этот показатель очень низок, то лучше льготу не использовать – толку слишком мало, а основание для более тщательной проверки инспекторов есть. В этом случае лучше всего решить, нужна ли вообще эта льгота.

Л2 – коэффициент эффективности льготирования.

Л2 = налоговая экономия в результате использования льготы / общий объем реализации

Этот показатель также лучше рассчитать как до, так и после использования льготы.

Чем выше показатель, тем лучше. Если в конце года показатель по сравнению с тем, который мы планировали (или с тем, который был в прошлом году), уменьшается, – надо задуматься о том, правильно ли используется льгота и нужна ли она.

По последней формуле можно рассчитать общую налоговую эффективность региона, в котором вы работаете:

Эр = объем выручки от реализации вашей компании (за период) / общая величина налоговых обязательств в регионе (за этот же период).

Последняя формула показалась нам очень интересной, и мы попросили наших читательниц, бухгалтеров компаний из Поволжья и Урала, рассчитать налоговую эффективность их региона по результатам 2004 года.

Так, у фирмы, работающей в одном из регионов на Урале, при выручке в 197 455 809 рублей общая величина налогов составила 42 142 178 рублей:

Эр = 197 455 809 руб. / 42 142 178 руб. = 4,69.

У компании из региона в Поволжье такой результат:

при выручке в 223 451 988 рублей, налоги – 60 785 401 рубль, итого:

Эр = 223 451 988 руб. / 60 785 401 руб. = 3,68 (коэффициент эффективности получился ниже).

На этом примере видно, что такой анализ – достаточно простой способ определить хотя бы примерно привлекательность того или иного региона. И принять это во внимание как при анализе результатов деятельности фирмы, так и при решении вопроса о месте размещения нового филиала.

Алена АНДРОПОВА, Лилия ИЗОТОВА

Название: Налоговое планирование (Большухина И. С.)

Жанр: Экономико-математический


3.2. экономическая оценка налогового планирования

Экономическая деятельность по налоговому планированию всегда связана с затратами и не может быть бесплатной. Следовательно, оптимизация налогов всегда имеет некоторую стоимость (цену). Эти затраты могут иметь различный характер. Например, при осуществлении законной оптимизации  это расходы на налоговое консультации и организацию налоговых схем, налоговых льгот, на участие посредников, открытие оффшоров и т. д. При противозаконной ми- нимизации расходы направляются на фирмы-однодневки, организацию проти- возаконных схем, взятки и т. д.

Под рисками налоговой минимизации понимаются возможности понести финансовые потери, связанные с эти процессом, выраженные в денежном экви- валенте. Денежный эквивалент здесь совершенно объективен, так как возмож- ные потери – конфискация товара или налоговые штрафы – все выражается в денежных суммах.

Следовательно, организация налогового планирования целесообразна только тогда, когда сумма уменьшения расходов на налоговые платежи превы- шает, и при этом значительно, затраты на минимизацию и риски.

Соотношение расходов по оплате налогов, расходов по проведению мини-

мизации и рисков налогоплательщика можно представить в виде неравенства:

С МН  СФП  С НВ  Н, (1)

где СНМ – стоимость мероприятий по налоговой минимизации;

СФП – возможные финансовые потери;

СНВ – сумма уменьшения налоговых платежей, которые представляют со-

бой налоговые выгоды налогоплательщика;

Н – налоговые платежи в обычной режиме без минимизации.

Поэтому минимизации налогов должны предшествовать расчеты, доказывающие налоговые выгоды налогоплательщика. Иногда разовые значимые факторы хозяйственной жизни заставляют руководителей принимать не до конца просчитанные налоговые решения. При этом, часто ради незначительной выгоды, предприятие подвергается большим налоговым рискам.

В системе налогового планирования важным элементом и показателем результативности его проведения является расчет налоговой нагрузки.

В налоговом законодательстве отсутствует такое понятие, как налоговая тяжесть. Кроме того, даже сама трактовка термина у различных авторов не совпадает. Это и налоговая нагрузка (Логинов В. П., Пансков В. Г., Македон-

ский С. Н.), и налоговое бремя (Кирова Е. А.,Петров Ю. А., Паскачев А. Б.), и уровень налогообложения (Сепчагов В. К.), и тяжесть обложения (Харламов И. И., Трофимов А. М., Горский И. В.), и совокупный уровень налоговой ставки,

и налоговый пресс, гнет, давление, налогоемкость и т. д.

Налоговая нагрузка на хозяйствующие субъекты должна не только обеспечивать финансовые потребности государства, но и не снижать стиму- лы налогоплательщиков к производственной деятельности и постоянному

поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показа- тель налоговой нагрузки на налогоплательщика является, с одной стороны, измерителем качества существующей налоговой системы страны, с другой –

характеризует степень адаптации предприятий к действующему налоговому законодательству.

Применяемые методики определения налоговой нагрузки различаются.

Методика 1. Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки представляет собой отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:

где НН – налоговая нагрузка на организацию;

НП – общая сумма всех уплаченных налогов;

В – выручка от реализации продукции (работ, услуг);

ВД – внереализационные доходы.

Такой расчет не позволяет определить влияние изменения структуры нало- гов на показатель налогового бремени, поскольку рассчитанная по этой мето- дике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость произведенной продукции (работ или услуг) и не дает реальной картины налогового бремени налогоплательщика.

Методика 2. Существует иная методика расчета налоговой нагрузки, со-

 сумма уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды увели- чивается на сумму недоимки по налоговым платежам. Иными словами, налого- вая нагрузка определяется не уплаченными организацией налогами, а суммой налогов, которая должна быть уплачена, то есть суммой начисленных плате- жей;

 в сумму налогов не включается налог на доходы физических лиц, по- скольку он уплачивается работниками организации, а сама организация только перечисляет платежи;

 сумма косвенных налогов, подлежащих перечислению в бюджет, вклю- чается в состав налоговых платежей при расчете, поскольку они оказывают су- щественное влияние на финансовую устойчивость организации;

 сумма налогов соотносится с вновь созданной организацией стоимо-

стью продукции, которая определяется как разность добавленной стоимости и амортизации.

В этом случае налоговая нагрузка подразделяется на абсолютную и отно-

сительную. Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налого-

вых платежей и платежей во внебюджетные фонды и может быть исчислена по формуле

АНН = НП + ВП + НД, (3)

где АНН – абсолютная налоговая нагрузка;

НП – налоговые платежи, уплаченные организацией;

ВП – уплаченные платежи во внебюджетные фонды;

НД – недоимка по платежам.

Поскольку абсолютная налоговая нагрузка отражает сумму налоговых обя- зательств субъекта хозяйственной деятельности и не учитывает тяжесть нало- гового бремени, для определения уровня налоговой нагрузки возможно исполь- зовать показатель относительной налоговой нагрузки, который рассчитывается как отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости, иными словами, сумма налоговых платежей соотносится с источниками их уп- латы.

Вновь созданная стоимость продукции организации может быть определе-

ВСС = В  МЗ  А + ВД – ВР, (4)

ВСС = ОТ + НП + ВП + П, (5)

где ВСС – вновь созданная стоимость;

В – выручка от реализации продукции, работ или услуг (с учетом НДС);

МЗ – материальные затраты;

ВД – внереализационные доходы;

ВР – внереализационные расходы (без налоговых платежей);

ОТ – оплата труда;

НП – налоговые платежи;

ВП – платежи во внебюджетные фонды;

П – прибыль организации.

Относительная налоговая нагрузка в этом случае определяется по формуле

По этой методике:

 на величину вновь созданной стоимости не влияют уплачиваемые налоги;

 в расчет включаются все налоговые платежи, уплачиваемые непосред-

 отраслевая принадлежность и масштабы самого субъекта хозяйственной деятельности на объективность расчета влияния не оказывают.

Однако эта методика не позволяет прогнозировать изменения показателя в зависимости от изменения количества налогов, их ставок и льгот.

Методика 3. Данная методика заключается в оценке эффективности нало-

гового планирования предприятия через систему показателей.

Общая схема расчета коэффициентов предусматривает отношение сово-

купности налоговых издержек или их отдельных составляющих к объему про-

даж, себестоимости или прибыли. Показатели могут рассчитываться как в до-

лях единицы, так и в процентах.

1. Общий коэффициент эффективности налогообложения, исчисляемый как отношение чистой прибыли к совокупным налоговым издержкам (в налого-

вые издержки следует включать как косвенные налоги на доходы в размере сумм к доплате, т. е. с учетом возмещаемых сумм, так и налоги, относимые на

затраты и финансовые результаты, включая чистую прибыль).

2. Налогоемкость продаж, рассчитываемая как отношение совокупных налоговых издержек к объему продаж (в объем продаж как результирующий показатель деятельности организации следует включать выручку от реализации

товаров, работ и услуг и полученные от покупателей суммы косвенных нало-

3. Коэффициент налогообложения доходов, определяемых как отношение оборотных налоговых издержек к выручке от реализации (в оборотные налого- вые издержки следует включать косвенные налоги на доходы, являющиеся по природе оборотными).

4. Коэффициент налогообложения затрат, выраженный отношением на-

логовых издержек, относимых на затраты, к совокупным затратам.

5. Коэффициент налогообложения прибыли, рассчитываемый как отноше-

ние налоговых издержек, относимых на прибыль, к прибыли (в расчете может использоваться любой из показателей прибыли: операционная, налогооблагае- мая, чистая и др.).

Однако в силу особенностей отечественной хозяйственной среды, сформу- лированных ранее, невозможно привести рекомендуемые значения всех коэф- фициентов. Оценка эффективности возможна лишь на основе динамических расчетов, позволяющих выявить тенденции для каждой конкретной организа-

ции. Вместе с тем в отношении показателя «налогоемкость продаж» существует следующая оценочная шкала:

 если значение показателя составляет не более 20 \%, то налоговое пла-

нирование может быть ограничено рамками четкого ведения бухгалтерского учета и внутреннего документооборота, использованием прямых льгот и само-

образованием главного бухгалтера;

 в интервале 2045 \% налоговое планирование должно стать частью об- щего финансового управления и контроля, для чего требуется привлечение специально подготовленного персонала или участие внешних налоговых кон- сультантов (аудиторов);

 в интервале 4570\% налоговое планирование должно стать важнейшим элементом стратегического планирования, необходимы обязательный налого-

вый анализ и экспертиза организационных, юридических и финансовых меро- приятий и инноваций, вероятнее всего потребуется сотрудничество с профес- сиональными налоговыми консультантами, а также юристами, специализи- рующимися в области налогообложения и налогового права;

 если показатель превышает 70 \%, вряд ли бизнес целесообразен в даль-

Очень важное значение в налоговом планировании и в целом в налоговом менеджменте имеет полный результат, т. е. эффективность какой-либо оптими- зации величины налогов.

Чистый финансовый результат предприятия можно выразить формулой

ЧФ = В – З – НП – НС – Нпр, (7)

где ЧФ – чистый финансовый результат;

В – выручка (включая внереализационные доходы) без НДС;

З – все затраты предприятия, кроме налогов;

НП – налог на прибыль;

НС – налоги, относимые на издержки (себестоимость или финансовые ре-

Нпр – прочие налоги, выплачиваемые из чистой прибыли.

Обозначив ставку налога на прибыль (в процентах), СП налога на прибыль можно выразить формулой

НП = СП × (В – З – НС). (8)

В таком случае можно преобразовать формулу чистого финансового ре-

ЧФ = В – З – СП × (В – З – НС) – НС – Нпр. (9)

Рассчитать эффект (экономию) от оптимизации можно по формуле

Э = ЧФ2 – ЧФ1 = В2 – В1 – З2 + З1 – СП × (В2 – В1 – З2 + З1 – НС 2 + .

. + НС 1) – НС 2 + НС 1 – Нпр 2 + Нпр 1, (10)

где ЧФ2, В2, З2, НС 2, Нпр 2 – данные после оптимизации;

ЧФ1, В1, З1, НС 1, Нпр 1 – данные до оптимизации.

Эта формула позволяет оценить эффект от оптимизации налогов. При этом эффективность оптимизации зависит не столько от самого налога, сколько от финансового состояния предприятия в целом, от его финансового результата.

Содержание

Аннотация
Сокращения, используемые в тексте
Введение
Глава 1. основы налогообложения

1.1. социально-экономическая сущность налогов в современном обществе

1.2. виды налогов и сборов современной россии

1.3. реализация прав и обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов

1.4. налоговый контроль
Глава 2. теоретические аспекты налогового планирования

2.1. сущность, функции и принципы налогового планирования

2.2. классификация налогового планирования

2.3. организация налогового планирования на предприятии

2.4. инструменты налогового планирования
Глава 3. эффективность организации системы налогового планирования

3.1. учетная политика для целей налогового планирования

3.2. экономическая оценка налогового планирования

3.3. оценка эффективности налоговой политики налогоплательщика

3.4. пределы и законность налогового планирования

3.5. ответственность за совершение налоговых правонарушений и преступлений
Глава 4. налоговое планирование отдельных налогов

4.1. налог на добавленную стоимость


4.1.1. основные элементы ндс


4.1.2. налоговое планирование ндс в отдельных ситуациях

4.2. налог на прибыль организаций


4.2.1. основные элементы налога на прибыль организаций


4.2.2. налоговое планирование налога на прибыль организаций в отдельных ситуациях

4.3. налог на доходы физических лиц


4.3.1. основные элементы ндфл


4.3.2. налоговое планирование ндфл в отдельных ситуациях

4.4. налоговое планирование при выборе специального налогового режима
Заключение
Библиографический список
Глоссарий
Налоговое планирование в высказываниях
Приложение а вопросы итогового контроля по дисциплине «налоговое планирование»





Содержание:

  • Что такое оптимизация и налоговое планирование
  • Учетная политика
  • Стратегия и тактика
  • Этапы снижения фискальной нагрузки
  • Эффективность оптимизационного налогового планирования
  • Квалифицированная помощь в налоговом учете

Налоговое планирование и оптимизация налогообложения – важная часть предпринимательской деятельности. Это законные меры, которые бизнес предпринимает, чтобы уменьшить налоговую нагрузку: сборы, пошлины, обязательные выплаты. Достичь цели можно за счет льгот, вычетов, более низкой ставки, права на возврат.

Заниматься оптимизацией и налоговым планированием важно с момента основания бизнеса, на каждом этапе работы предприятия. При грамотном подходе можно разработать такую структуру организации, которая будет отвечать сразу нескольким требованиям: эффективности с точки зрения получения прибыли, минимизации налоговых выплат и прозрачному управлению.

Чтобы уменьшить налогообложение, необходимо проанализировать текущее положение дел компании, изучить действующее законодательство и подобрать оптимальный и законный способ сократить фискальную нагрузку. Лучше всего доверить эту задачу специалистам, потому что цена ошибки может быть слишком высокой для бизнеса.

Что такое оптимизация и налоговое планирование

Оптимизация и налоговое планирование – взаимосвязанные процессы. Чтобы уменьшить, то есть оптимизировать обязательные выплаты, необходимо грамотно распланировать рабочие процессы и финансовую деятельность предприятия.

Оптимизационное налоговое планирование – это действия налогоплательщика, направленные на уменьшение выплат, а также обоснования величины обязательств с целью определения реальных доходов и управления ими. Одной из целей при этом является выбор оптимальной формы налогообложения и снижение фискальной нагрузки на бизнес. Важно, чтобы способы и методы достижения целей не выходили за рамки законодательства, иначе речь будет идти об уклонении от налогов.

Конкретный метод минимизации выплат называют налоговой схемой. Она включает в себя описание экономических действий, позволяющее применить благоприятный режим и сэкономить при уплате налогов. Налогоплательщик свободен в выборе организационно-правовой формы хозяйственной деятельности и системы налогообложения. Он также может на свое усмотрение выбирать поставщиков, партнеров и согласовывать с ними условия сотрудничества.

Основные цели фискального менеджмента:

  • законное уменьшение фискальной нагрузки;
  • минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов;
  • повышение объема оборотных средств и, как результат, увеличение фактических возможностей для развития организации и повышения эффективности работы.

Общепринятая методика определения фискальной нагрузки – порядок расчета, разработанный Минфином. Он определяет сумму выплат как отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке. На практике при уменьшении фискальной нагрузки часто вместо уплаченной суммы налогов используют начисленную сумму за расчетный период.

Одним из обстоятельств, которое может свидетельствовать об уклонении от уплаты налогов и, соответственно, о вероятности проверки, налоговые органы считают низкий показатель нагрузки в сравнении со средним уровнем по отрасли. Для таких случаев даже существует особый термин: налоговый разрыв, то есть разница между суммой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком, и суммой фактических выплат.

Учетная политика

Рационально составленная учетная политика хорошо влияет на налогообложение предприятия. Так, к примеру, на объем расходов, а значит, и на размер прибыли влияют такие элементы учетной политики:

  • методы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов;
  • методы оценки сырья и материалов при списании их в производство, а также стоимости товаров при их реализации;
  • порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции.

Один из благоприятных для налогоплательщиков аспектов – законное разрешение создавать ряд резервов, отчисления в которые можно включить в расходы компании. Но важно учитывать, что при формировании учетной политики можно закрепить и аргументировано обосновать выбор того или иного варианта исчисления налогооблагаемой базы. Почему мы обращаем внимание на эту возможность? Потому что при грамотной аргументации несложно снизить риски.

При выборе способов определения доходов и расходов, их признания, оценки и распределения для целей налогового учета помните, что некоторые из них отличаются от способов и методов ведения бухгалтерского учета. Поэтому с самого начала разделяйте бухгалтерский и налоговый учет.

Стратегия и тактика

Действия, направленные на уменьшение выплат, должны охватывать все сферы и аспекты деятельности. Квалифицированный специалист предложит стратегический и тактический план оптимизации фискальной нагрузки. Стратегия – это долгосрочный курс, решение крупномасштабных задач бизнеса с учетом налоговых интересов. Тактика затрагивает повседневные задачи и операции.

Стратегический план включает:

  • обзор судебной практики и правовой базы в определенной сфере, а также долговременный прогноз изменений;
  • прогнозирование налоговых обстоятельств и форс-мажоров, разработка плана действий на каждый из экстренных случаев;
  • график исполнения финансовых и коммерческих обязательств предприятия;
  • оценка рисков и вероятных причин отклонения от расчетных показателей;
  • подробное обоснование выбранной схемы с учетом рисков и последствий;
  • прогноз эффективных инструментов оптимизации.

Но главная задача стратегии заключается в выборе такой схемы налогообложения, которая лучше всего соответствует специфике предприятия и помогает снизить фискальную нагрузку. Тактика же направлена на эффективное решение текущих задач. Она подразумевает мониторинг правовых актов, которые затрагивают налоговую сферу и отрасль, краткосрочное прогнозирование, график исполнения обязательств и изменения активов.

Тактика уделяет больше внимания каждой конкретной сделке: исследованию условий, прогнозированию последствий и оценке рисков. Чтобы тактика оставалась эффективной, ее пересматривают не реже раза в месяц. Самостоятельно разработать эффективный стратегический и тактический план невозможно, необходима поддержка экспертов.

Этапы снижения фискальной нагрузки

Суть оптимизации – в уменьшении платежей и выборе наиболее эффективной, безопасной налоговой схемы. Если в момент старта бизнеса вы не задумывались о фискальной нагрузке, с высокой долей вероятности первым шагом к оптимизации станет полная или частичная реорганизация предприятия. Потому что необходимо выбрать систему налогообложения, которая лучше всего соответствует целям и задачам бизнеса.

Эксперты сначала определяют общее направление работы, то есть составляют стратегию. А только затем проводят реорганизацию тактики. Первые шаги к выбору стратегии – оценка рисков, анализ фискальных проблем, выбор основных инструментов планирования и разработка схемы. Деятельность предприятия планируется уже с учетом новой налоговой схемы (именно поэтому часто возникает необходимость в реорганизации бизнеса).

Налоговые риски – это вероятность увеличения выплат, возможность привлечения к уголовной ответственности или контроль со стороны управляющих органов. Иногда предприниматели нарушают законодательство ненамеренно, из-за непонимания тонкостей или из-за того, что не отслеживают изменения. Поэтому при любых изменениях фискальных схем и выплат важно консультироваться с экспертами, уточнять возможные риски. Критически важно, чтобы все решения принимались в правовом поле.

Перед тем как внедрить новую схему, следует сравнить потенциальную экономию и расходы, а также позаботиться о том, чтобы все изменения были письменно обоснованы. Каждая операция, которую проводит компания, должна фиксироваться документально. В случае проверки контролирующими органами только тщательное документирование поможет доказать, что все операции были обоснованы и проведены с соблюдением буквы закона.

Эффективность оптимизационного налогового планирования

Самые действенные инструменты снижения фискальной нагрузки – это уже знакомые нам налоговые схемы. С их помощью можно существенно уменьшить общую сумму обязательных выплат. Но нельзя оценивать эффективность схемы только с точки зрения снижения налогового бремени. Не меньшее значение имеют правовые риски. Так, например, доначисление и санкции после проверки могут оказаться намного больше суммы экономии. Не говоря уже о таком серьезном риске, как уголовная ответственность.

Эффективность налоговой схемы зависит не столько от экономии на уплате налогов и взносов, сколько от проработанной доказательной базы для обоснования выбранной схемы. В основу доказательной базы положено такое понятие, как получение налоговой выгоды. Под этим понятием подразумевают уменьшение размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы, получения вычета, льготы, применения более низкой ставки, а также получение права на возврат или возмещение из бюджета.

Важно учитывать, что контролирующие органы могут поставить под сомнение любую гражданско-правовую сделку, которая влияет на налогообложение. Именно поэтому так важно аргументированное обоснование выбранной схемы. Занимаясь налоговым планированием и оптимизацией налогообложения, нужно учитывать не только формальное соответствие закону, но и другие обстоятельства, связанные с операциями и сделками, которые могут повлиять на правовые риски.

О необоснованности выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии таких обстоятельств:

  • невозможность осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
  • учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для выбранного вида деятельности также требуется совершение и учет других операций;
  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном в документах бухгалтерского учета.

При выборе схемы оптимизационного налогового планирования нужно соблюдать рекомендации:

  • хозяйственные операции должны быть экономически оправданными и соответствовать стандартам предпринимательской деятельности;
  • фактическое содержание хозяйственных операций и организационно-управленческих актов налогоплательщика не должно расходиться с их документальным оформлением;
  • при построении различных схем налогового планирования следует избегать взаимозависимости участников сделок;
  • при заключении договоров нужно контролировать цены товаров (работ, услуг), указанных в сделке, чтобы исключить возможность пересмотра налоговыми органами цен в судебном порядке.

Квалифицированная помощь в налоговом учете

Компания VALEN предоставляет полный спектр услуг, связанных с фискальным учетом, обоснованием схемы налогообложения и уменьшением выплат:

  • анализ учета и правового обеспечения деятельности компании;
  • выявление рисков и их оценка;
  • разработка рекомендаций по осуществлению фискального планирования;
  • оценка экономической эффективности изменений;
  • разработка пошагового плана внедрения методов оптимизации;
  • выбор подходящей фискальной схемы.

Для консультации оставляйте заявку на сайте или набирайте наш телефон: +7 (495) 7-888-096!







Ахтанина Наталья

Дата последнего комментария: 2020-10-05

  • Налогообложение криптовалют. Как избежать банковских блокировок?
  • Банк заблокировал карту по 115 ФЗ. Что делать? 8 советов для физлиц.
  • 6 шагов. Как руководителю без знаний учета проверить ошибки в работе бухгалтера.

Каковы особенности, методы и инструменты налоговой оптимизации и налогового планирования?

Запомним основное правило – грамотное налоговое планирование должно быть абсолютно законным средством сохранения денежных средств компании. Результатом налогового планирования является законная налоговая оптимизация. Но есть множество нюансов, что является особенностью нашего законодательства, которые могут поставить под сомнение Вашу личную репутацию и репутацию Вашей компании.

  • 1 На что надо обратить особое внимание при налоговом планировании и осуществлении налоговой оптимизации?
  • 2 Какие методы могут применяться при осуществлении налогового планирования?
  • 3 Какие инструменты налогового планирования законны и успешно применяются?
  • 4 Эффективность налогового планирования и его защита.

На что надо обратить особое внимание при налоговом планировании и осуществлении налоговой оптимизации?

1. Наличие обоснованной деловой цели.

Это основная задача грамотного налогового планирования. Компания прежде всего должна иметь деловую цель, которую нельзя поставить под сомнение. Эта цель должна легко обосновываться и доказываться всеми необходимыми документами. К документам можно отнести:

К документам можно отнести:

– аналитические записки сотрудников

– экономические обоснования и сметы.

Суды, в вопросах получения налоговой выгоды, нередко занимают сторону налогоплательщика в основном по двум причинам, первая – хорошая подготовка к судебному процессу налогоплательщика, вторая – недостаточная доказательная база со стороны налоговиков.

2. Не применять схемы, находящиеся на особом контроле у государства, в том виде в котором они описаны.

Конечно, лучше всего применять оригинальный способ оптимизации. Однако, за основу можно брать и универсальную схему, но ее обязательно надо модифицировать с учетом специфики и местонахождения налогоплательщика, чтобы придать ей уникальность. При этом нужно соблюдать рекомендации:

– хозяйственные операции должны быть экономически оправданными и соответствовать стандартам предпринимательской деятельности;

– фактическое содержание хозяйственных операций и организационно-управленческих актов налогоплательщика не должно расходиться с их документальным оформлением;

– избегать взаимозависимости участников сделок;

– контролировать цены товаров (работ, услуг), применять рыночные цены чтобы исключить возможность пересмотра налоговыми органами цен в судебном порядке. Согласно п. 4 ст. 40 НК РФ рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Какие методы могут применяться при осуществлении налогового планирования?

Метод замены отношений

Как правило, одна и та же хозяйственная цель (приобретение имущества, получение дохода и т.д.) может быть достигнута несколькими путями. Действующее законодательство не ограничивает хозяйствующего субъекта в выборе формы и отдельных условий сделки, выборе контрагента и т.д.
Операция, предусматривающая обременительное налогообложение заменяется на операцию, позволяющую достичь ту же или максимально близкую цель, и при этом применить более льготный порядок налогообложения.

Метод разделения отношений

Метод разделения отношений базируется на методе замены. В данном случае заменяется не вся хозяйственная операция, а только ее часть, либо хозяйственная операция разделяется на несколько.
Метод разделения применяется, как правило, в случаях, когда полная замена не позволяет достичь результата, наиболее близкого к цели первоначальной операции.

Метод отсрочки налогового платежа

Срок уплаты налогов связан с моментом возникновения объекта налогообложения (моментом возникновения налогооблагаемого оборота, моментом приобретения имущества и т.д.) и налоговым периодом (месяц, квартал, год). Метод отсрочки, используя элементы прочих методов (замены, разделения и т.п.), позволяет перенести момент возникновения объекта налогообложения (соответственно и уплаты налога) на последующий налоговый период.

В современных экономических условиях и при значительных размерах налоговых платежей отсрочка уплаты налога в бюджет позволяет, прежде всего, экономить оборотные средства, а некоторых случаях избежать начисления пени.

Метод прямого сокращения объекта налогообложения

Метод подразумевает избавление (воздержание) от объекта налогообложения, как один из способов ухода от налогов. Объектом налогообложения может быть имущество, операции. Воздержание от осуществления некоторых видов деятельности, операций, отсутствие имущества и т.д. Данный метод преследует цель избавиться от ряда налогооблагаемых операций или облагаемого имущества, и при этом не оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предпринимателя.

Какие инструменты налогового планирования законны и успешно применяются?

Инструментов для осуществления налогового планирования и налогой оптимизации множество, вот основные из них:

Учетная политика организации. Предусматриваем наиболее выгодные для Вашего предприятия способы, методы учета. Например, амортизационную премию, которая позволяет быстрее списать в расходы стоимость купленного имущества.

Амортизация безвозмездно полученного имущества. Стоимость имущества, полученного от юрлица или физлица, которое владеет более чем 50% уставного капитала компании, не учитывают в ее доходах (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ). Льгота действует при условии, что имущество не передается третьим лицам в течение года со дня получения. Такое имущество амортизируется, его стоимость можно определить по рыночной цене. Суть экономии в том, что компания не тратит деньги на покупку имущества, а получает возможность снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль через амортизацию.

Специальные налоговые режимы. Применяем УСН, ЕСХН, ЕНВД, патент.

Судебные прецеденты. Смотрим судебную практику, как она сложилась в отношении планируемых сделок и т.д;

Налоговые льготы. Оцениваем, какие льготы возможно применить в Вашей деятельности, операциях. Льготы обычно выражаются в виде пониженных налоговых ставок или отсутствии налогообложения определенных операций. Например, следующие категории компаний могут применять нулевую ставку по налогу на прибыль (п. 1.1–1.10 ст. 284 НК РФ):

– образовательные, медицинские учреждения – до 1 января 2020 года;

– резиденты технико-внедренческих ОЭЗ – до 1 января 2018 года;

– резиденты туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства РФ в кластер, – до 1 января 2023 года;

– участники региональных инвестиционных проектов – до 1 января 2020 года;

– участники свободной экономической зоны (территории Республики Крым и Севастополя);

– резиденты территорий опережающего социально-экономического развития (их определяет Правительство РФ; например, они есть в Хабаровске, Приморском крае, на Камчатке и др.);

– резиденты свободного порта Владивосток;

– участники ОЭЗ в Магаданской области.

Оптимальные формы договорных взаимоотношений. Проверяем контрагентов на предмет возможности банкротства, соответствия критериям “однодневки” или недобросовестного налогоплательщика. Определяем в договоре оптимальные условия поставки, вид сделки, рыночную цену. Так, например, бартерные сделки изначально привлекут внимание налоговой инспекции, которая захочет и обязана, в данном случае, проверить цены на предмет соответствия рынку (ст. 40 НК РФ).

Использование разъяснений финансового ведомства, как в пользу налогоплательщика, так и против. Письма Минфина и ФНС – выражают официальное мнение государственных органов, и, принимая спорную позицию по какому-либо вопросу в применении налогового законодательства, компания должна понимать, насколько четко оценена ситуация и взвешены все “ЗА” и “ПРОТИВ”.

Создание резервов:

– Под дорогостоящий ремонт основных средств. Экономия достигается за счет «досрочного» списания затрат на ремонт имущества.

– Резерв сомнительных долгов. Если создать резерв, то просроченные долги попадают в расходы, уменьшающие прибыль, быстрее, чем станут безнадежными. Правда, отчислять в резерв можно не более 10% от выручки за месяц или квартал

9. И т.д.

Все эти инструменты законны и ими можно пользоваться при грамотном налоговом планировании.

Эффективность налогового планирования и его защита.

Налоговые схемы являются действенным инструментом в оптимизации налогообложения, но, оценивать их надо не только с точки зрения эффективности снижения налогового бремени, но и с точки зрения налогово-правовых рисков, которые могут привести к серьезным последствиям для руководителей и собственников бизнеса, так как им могут предъявить претензии в необоснованной налоговой выгоде.

Когда говорят о необоснованной налоговой выгоде. прежде всего ссылаются на Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Итак. какие признаки, подтвержденные доказательной базой, свидетельствуют о получении необоснованной налоговой выгоды по Постановлению № 53:

  1. Невозможность фактического выполнения хоз. операций.
  2. Отсутствие подходящих условий для экономической деятельности (к примеру, нет нужного персонала или транспорта, отсутствуют активы, производство, склады и т.д.).
  3. Бухучет отдельных операций, без формирования целостной картины.
  4. Совершение фиктивных операций.
  5. Небольшой период существования налогоплательщика.
  6. Выявление взаимозависимости между сторонами сделки.
  7. Разовые или неритмичные операции.
  8. Проведение расчетов через один банк.
  9. Выявление фактов нарушения налогового законодательства в прошлых периодах.
  10. Проведение транзитных операций.
  11. Выполнение хоз. операций не по адресу нахождения компании.
  12. Участие посредников в сделках.

Очень часто, на практике встречаются случаи, когда руководители и собственники бизнеса настолько увлекаются самой идеей оптимизации налогообложения, что забывают о последствиях вменения необоснованной налоговой выгоды (уклонения от уплаты налогов). А последствия совсем безрадостны:

  1. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов с организации в крупном размере наступает при сумме неуплаты от 5 млн руб. за период в пределах трех финансовых лет, если не уплачено более 25% налогов, либо превышает 15 млн. руб.
  2. Ответственность за уклонение от уплаты налогов с организаций в особо крупном размере наступает при сумме неуплаты 15 млн. руб. за период в пределах трех финансовых лет подряд , если не уплачено 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов, либо сумма превышает 45 млн. руб.

Оценив все вышеперечисленные факторы, необходимо учесть их при грамотном налоговом планировании. Наличие реальной деловой цели, поможет Вам доказать реальность и необходимость сделки. И, конечно же, не стоит забывать о грамотном документарном оформлении всех проведенных хозяйственных операций.

Не забываем, что в расчет берется не отдельно взятый налог, а ВСЕ неуплаты по ВСЕМ налогам за 3 финансовых года.

Безусловно, если Вы хотите достигнуть положительного экономического результата от налогового планирования, то Вам необходимо очень грамотно использовать положения действующего законодательства. Применение законных инструментов налогового планирования позволит Вам значительно снизить риски вменения необоснованной налоговой выгоды. Проанализируйте свой бизнес как в целом, так и на предмет отдельных сделок. Используйте все законные способы, которые позволяет законодательство в вашей хозяйственной сфере и, Ваши риски снизятся а финансовый результат улучшится.

Читайте также: