Обязан ли нотариус подавать сведения в налоговый орган в случае если налогообложение не возникает

Опубликовано: 15.05.2024

Сергей Малеев

В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Согласно п. 6 ст. 85 НК РФ органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны сообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство в налоговые органы соответственно по месту своего нахождения, месту жительства не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения.

Таким образом, сведения о принятии вами наследства в виде недвижимого имущества (квартиры) и о государственной регистрации права собственности на квартиру должны быть предоставлены налоговым органам нотариусом, выдавшим свидетельство о праве на наследство, а также органами Росреестра, зарегистрировавшими право собственности на указанное имущество.

В то же время в соответствии с правилами п. 1 ст. 401 НК РФ жилое помещение (квартира, комната) признается объектом налогообложения налогом на имущество физических лиц.

Согласно ст. 405 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год.

В соответствии с п. 7 ст. 408 НК РФ в отношении имущества, перешедшего по наследству физическому лицу, налог исчисляется со дня открытия наследства, которым согласно правилам ст. 1114 ГК РФ считается момент смерти наследодателя.

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

При этом согласно п. 2.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сообщение о наличии вышеуказанного объекта налогообложения не представляется в налоговый орган в случаях, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.

Таким образом, если день открытия наследства (момент смерти наследодателя) приходится на 2016 год, налог на имущество физических лиц в отношении унаследованной квартиры должен быть уплачен до 1 декабря 2017 года на основании налогового уведомления, полученного от налогового органа.

Сведения о принятии вами наследства в виде квартиры и о государственной регистрации права собственности на квартиру должны быть предоставлены налоговым органам нотариусом, выдавшим свидетельство о праве на наследство, а также органами Росреестра, зарегистрировавшими право собственности на нее, однако несмотря на это в случае неполучения вами налогового уведомления об уплате налога на имущество физических лиц в отношении унаследованной квартиры вам следует сообщить налоговому органу о наличии у вас такого имущества в соответствии с правилами п. 2.1 ст. 23 НК РФ.

Следует учитывать, что п. 12 ст. 1 Федерального закона 02.04.2014 № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступающим в силу с 1 января 2017 г., ст. 129.1 НК РФ будет дополнена п. 3, в соответствии с которым неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком - физическим лицом налоговому органу сообщения, предусмотренного п. 2.1 ст. 23 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) такое сообщение.

Таким образом, с 1 января 2017 г. для налогоплательщиков - физических лиц будет предусмотрена ответственность за несообщение о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, если такое сообщение требуется согласно п. 2.1 ст. 23 НК РФ.


Расим Назаров - руководитель налоговой практики

Управляющий партнер. Руководитель налоговой практики.

Теперь поговорим о том, что надо помнить во время участия в допросе и ответим на наиболее часто задаваемые вопросы в отношении участия в допросе.

1. В силу своих должностных обязанностей, я мало что знаю о деталях хозяйственной деятельности нашей компании, должен ли я идти на допрос?

Налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей физических лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, значимые для проведения налогового контроля (пп. 12 п. 1 ст. 31 и п. 1 ст. 90 НК РФ).

Налоговый орган обязан до вызова на допрос, выявить основания, подтверждающие что лицо, например, в силу своих должностных обязанностей, может знать значимую для проведения налогового контроля информацию. Произвольный выбор лиц для участия в допросе не допустим.

Однако это не является основанием для отказа в участии в допросе.

Единственное последствие допроса лица, которое не могло знать значимой информации, это невозможность использовать результат этого допроса в качестве доказательства совершения налогового правонарушения.

Главное, что Вы должны помнить во время проведения допроса – не высказывать предположительных фактов, следует сообщать только факты, которые Вам достоверно известны и которые Вы можете чем-то подтвердить.

Помните, в соответствии со ст. 51 Конституции РФ Вы имеете право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.

Основанием для неявки могут быть только уважительные причины (болезнь, командировка и т.п.), которые Вы можете подтвердить документами.

2. Какая ответственность мне грозит за неявку на допрос?

Ответственность за неявку (уклонение от явки) для дачи свидетельских показаний по делу о налоговом правонарушении предусмотрена в ч. 1 ст. 128 НК РФ. Штраф установлен в размере 1000 руб.

После привлечения к ответственности, инспекция может повторно Вас вызвать для дачи показаний. В случае повторной неявки налоговый орган вправе привлечь вас к ответственности еще раз, при этом, повторная неявка лица в налоговый орган для допроса в качестве свидетеля является отягчающим обстоятельством (п. 2 ст. 112 НК РФ). В этом случае размер штрафа увеличится в два раза и составит 2000 руб. (п. 4 ст. 114, ч. 1 ст. 128 НК РФ).

3. Налоговая проверка еще не началась или уже закончилась, а меня вызывают на допрос. Правомерны ли действия налогового органа?

От участия в допросе Вы отказаться не можете.

Доказательственная сила результата такого допроса зависит от многих обстоятельств. В основном такие допросы принимаются в качестве доказательства.

4. Налоговый орган приостановил проверку, но вызывает меня на допрос. Правомерны ли действия налогового органа?

Действия налогового органа правомерны - в период приостановления проверки налоговый орган вправе вызывать свидетелей для дачи показаний в инспекцию, т.е. допросить их вне территории налогоплательщика (Письма Минфина России от 18.01.2013 N 03-02-07/1-11, от 05.05.2011 N 03-02-07/1-156, ФНС России от 21.11.2013 N ЕД-3-2/4395@, от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@ (п. 16)).

5. Где должен проходить допрос? Могут ли налоговики заявиться ко мне домой?

Допрос должен проводиться в налоговом органе, куда и вызывается физическое лицо (п. 1 ст. 90 НК РФ).

Однако, показания свидетеля могут быть получены и по месту его пребывания (п. 4 ст. 90 НК РФ):

- если физическое лицо не в состоянии явиться в налоговый орган из-за болезни, старости или инвалидности;

- в иных случаях по усмотрению должностного лица налогового органа.

6. Кто может проводить допрос со стороны налогового органа?

Допрос проводит должностное лицо налогового органа (п. 5 ст. 90 НК РФ), указанное среди лиц, участвовавшим в налоговой проверке, что подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Московского округа от 25.12.2012 N А40-113120/11-116-305).

Однако проведение допроса должностным лицом, не участвующим в налоговой проверке, не является основанием для отказа свидетеля от участия в допросе, но это обстоятельство может быть основанием для признания протокола допроса недопустимым доказательством.

Если допрос проводится в офисе налогового органа, в котором находятся другие сотрудники, которые задают вопросы, сопровождают допрос своими комментариями, то такое поведение может быть расценено как давление на свидетеля.

7. С чего начинается допрос?

Перед началом допроса должны быть совершены следующие действия:

- должны быть изучены документы, удостоверяющие личность свидетеля, а также сведения, влияющие на возможность его допроса (п. 2 ст. 90 НК РФ);

- должно быть выяснено, владеет ли свидетель русским языком, и решен вопрос о приглашении переводчика (п. 1 ст. 97 НК РФ);

- налоговый инспектор должен предупредить свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля (п. 5 ст. 90 НК РФ).

Не соблюдение этих правил является основанием для признания протокола допроса ненадлежащим доказательством (ч. 3 ст. 64 АПК РФ, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.06.2007 N А56-36381/2005, от 13.04.2007 N А56-60477/2005).

8. Какая ответственность мне грозит за отказ (уклонение) от дачи показаний, за дачу ложных показаний?

Отказ от дачи показаний без законных оснований, а равно дача заведомо ложных показаний, влечет ответственность в виде штрафа в размере 3000 руб. (ч. 2 ст. 128 НК РФ).

Отказаться от дачи показаний на законном основании Вы можете следующих случаях:

- вы не обязаны давать свидетельские показания против самого себя, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ). Близкими родственниками являются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки (п. 1 ст. 11 НК РФ, абз. 3 ст. 14 СК РФ, п. 4 ст. 5 УПК РФ);

- вы не обязаны выдавать свою профессиональную тайну (п. 2 ст. 90 НК РФ).

Несмотря на угрозы налоговых инспекторов, меры уголовной ответственности к Вам применяться не могут.

9. Могу ли позвать с собой на допрос кого-нибудь, кто помог бы мне в ходе допроса?

Вы имеете право позвать с собой на допрос своего представителя (юриста, консультанта) - это право каждого гражданина на получение квалифицированной юридической помощи, гарантированное ч. 1 ст. 48 Конституции РФ (письмо ФНС России от 31.12.2013 № ЕД-4-2/23706@, от 30.10.2012 N АС-3-2/3920@)

Следует учитывать, что ответы на вопросы свидетель должен давать самостоятельно. При этом представитель свидетеля вправе давать свидетелю советы и делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу.

Представителем свидетеля, в связи с заинтересованностью, не может быть должностное лицо проверяемой организации (письмо Минфина от 22.10.2015 № 03-02-07/1/60796, п. 16 письма ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@).

10. На что обратить внимание по окончании допроса?

Вы должны обязательно ознакомиться с содержанием протокола.

Протокол должен быть составлен на русском языке и содержать следующие сведения (п. п. 1, 2 ст. 99 НК РФ):

2) место и дату производства допроса;

3) время начала и окончания допроса;

4) должность, Ф.И.О. лица, составившего протокол;

5) Ф.И.О. каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях - его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

6) содержание и последовательность проведения допроса;

7) существенные для дела факты и обстоятельства, выявленные при допросе.

В конце допроса Вы и все присутствующие вправе прочитать протокол допроса и внести в него замечания. Для Вас прочтение протокола является гарантией того, что Ваши показания будут правильно и недвусмысленно отражены в протоколе.

Протокол должны подписать все участники допроса (п. п. 3, 4 ст. 99 НК РФ). После чего Вы должны получить копию протокола.

11. Кто должен возмещать мои расходы в связи с участием в допросе?

В соответствии с п. 1 ст. 131 НК РФ Вы имеете право на возмещение понесенных в связи с явкой на допрос расходов: на проезд, наем жилого помещения, а также суточные.

Выплаты производят непосредственно налоговые органы после проведения допроса (абз. 1 п. 4 ст. 131 НК РФ).

Порядок выплаты и размеры сумм указаны в «Положении о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.03.1999 N 298.

Обязан ли нотариус предоставлять информацию налоговой

Статья: Особенности предоставления нотариусами сведений в налоговый орган о стоимости имущества при наследовании или дарении (Никулин О.В.) («Аудиторские ведомости», 2000, n 5)


«Аудиторские ведомости», N 5, 2000ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НОТАРИУСАМИ СВЕДЕНИЙ В НАЛОГОВЫЙ ОРГАН О СТОИМОСТИ ИМУЩЕСТВА ПРИ НАСЛЕДОВАНИИ ИЛИ ДАРЕНИИВ настоящее время все большее количество граждан становятся собственниками имущества, переходящего им в порядке наследования. Как правило, оценка этого имущества не велика и в связи с этим на практике у нотариусов нередко возникает вопрос, обязан ли нотариус подавать сведения в государственную налоговую инспекцию о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан в порядке наследования, в случаях когда налогообложение не возникает.

Обязан ли нотариус предоставлять информацию налоговой

Как выписаться из квартиры в никуда 08.03.2018 Как отразить в приказе на увольнение удержание за использованный отпуск 08.03.2018 Договор подряда процедура оформления 08.03.2018 Кроме того, Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» в пункт 6 статьи 85 Кодекса внесены дополнения, предусматривающие, что с 1 января 2007 года органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны сообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения в налоговые органы соответственно по месту своего нахождения, месту жительства не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено Кодексом.

Надо ли ставить в известность налоговую инспекцию?

В соответствии с п.

4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года. Согласно п. 6 ст. 85 НК РФ органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны сообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство в налоговые

Деятельность нотариуса, права и обязанности

> > Специалисты в области юриспруденции сегодня востребованы в России. Профессия нотариуса считается стабильной и весьма перспективной.

Информация о порядке направления электронных документов при государственной регистрации с использованием сети Интернет

Порядок представления нотариусами сведений в налоговые органы о стоимости имущества, переходящего в порядке наследования или дарения

Основанием для предоставления льготы является свидетельство о регистрации брака, а в случае его отсутствия — решение суда о признании факта супружества; б) со стоимости жилых домов (квартир) и с сумм паевых накоплений в жилищно-строительных кооперативах, если наследники проживали в этих домах

Вопрос: Прошу вас разъяснить, обязан ли нотариус подавать сведения в государственную налоговую службу о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан в порядке наследования, в случаях, когда налогообложение не возникает. («Российский налоговый курьер», N 6, июнь 2000 г.)

Законодательство Российской Федерации (Основы законодательства Российской Федерации о нотариусе, Налоговый кодекс Российской Федерации, Инструкция государственной налоговой службы) по-разному трактует требования о предоставлении в налоговый орган сведений о стоимости имущества (переходящего в собственность физических лиц в порядке наследования или дарения), которые необходимы для исчисления налога с имущества. Прошу вас разъяснить, обязан ли нотариус подавать сведения в государственную налоговую службу о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан в порядке наследования, в случаях, когда налогообложение не возникает, например: 1) если имущество переходит в порядке наследования пережившему супругу; 2) если наследник, получивший в наследство жилой дом или квартиру, проживал в этом доме или квартире совместно с наследодателем на день открытия наследства; 3) если наследник, получивший в наследство жилой дом или транспортное средство, является на момент получения Свидетельства о праве на наследство инвалидом 1 или 2 группы;

Контроль налоговых органов за деятельностью нотариуса

В соответствии с ч.

1 ст. 34 Основ о нотариате налоговые органы наделены полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением нотариусами налогового законодательства. Налоговые органы осуществляют контроль в порядке и сроки, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах.

В рамках такого контроля проверяется деятельность нотариусов как работающих в государственных нотариальных конторах, так и занимающихся частной практикой. При этом контроль осуществляется по направлениям, свойственным для деятельности всех нотариусов, и по направлениям, вытекающим из специфики деятельности частнопрактикующих нотариусов и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах.

Так, налоговые органы контролируют исполнение и своевременность исполнения всеми нотариусами возложенной на них в силу п.

Обязан ли нотариус предоставлять информацию налоговой

Обратимся за ответами на эти и другие вопросы к письму Минфина, в котором разъясняется, что нотариусы обязаны сообщать в налоговые органы сведения о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения.

Такие сведения представляются в налоговые органы по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Что касается сведений о вкладе наследодателей, то Минфин объясняет это следующим образом: из Приказа ФНС не следует, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, представляют в налоговые органы сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство на вклады наследодателя.

Письмо Минфина РФ от 18 мая 2010 г. N 03-02-08/31

Письмо Минфина РФ от 18 мая 2010 г. N 03-02-08/31

Вопрос: В соответствии с п. 6 ст. 85 НК РФ органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны сообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения в налоговые органы.Письмом от 06.02.2008 N ЧД-6-6/73@ ФНС России указала, что считает нецелесообразным представление в налоговые органы сведений о движимом имуществе, переходящем в порядке наследования к физическим лицам. Однако в дополнение к вышеуказанному Письму Письмом ФНС России от 11.04.2008 N ЧД-6-6/275@ разъяснен порядок представления нотариусами, занимающимися частной практикой, сведений о наследуемом движимом имуществе в налоговые органы, в котором указано, что ФНС России считает возможным представление сведений о выдаче свидетельства о праве на наследство физического лица в отношении движимого имущества по форме ПН с приложением дополнительных листов, содержащих сведения о наследуемом движимом имуществе, заполненных в произвольном виде. В п. 2 ст. 130 ГК РФ установлено, что вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Исходя из вышеуказанных положений невозможно однозначно определить, существует ли у нотариусов обязанность по представлению в налоговые органы сведений о вкладах наследодателя. Кроме того, в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 “О банках и банковской деятельности” справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков. Также в данной статье указано, что за разглашение банковской тайны Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также их должностные лица и их работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом. Обязан ли нотариус подавать в налоговый орган сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство на вклады наследодателя и какие сведения должны быть указаны: номера счетов наследодателя, и (или) сумма остатка вклада на момент смерти, и (или) сумма остатка вклада на последнюю дату, указанную в ответе кредитной организации на запрос нотариуса о вкладах наследодателя? Существует ли ответственность нотариуса за разглашение банковской тайны при представлении в налоговый орган сведений о выдаче свидетельства о праве на наследство на вклады наследодателя?

Источник Российский налоговый портал

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 18 мая 2010 г. N 03-02-08/31

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о представлении в налоговые органы нотариусами, занимающимися частной практикой, сведений о выдаче свидетельства о праве на наследство на вклады наследодателя и сообщается следующее.

Пунктом 6 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) установлена обязанность органов (учреждений), уполномоченных совершать нотариальные действия, и нотариусов, занимающихся частной практикой, сообщать в налоговые органы о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения.

На основании п. 10 ст. 85 Кодекса сведения, предусмотренные указанной статьей, представляются в налоговые органы по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство представляются по форме ПН “Сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство” и Приложению к этой форме, утвержденным Приказом ФНС России от 17.09.2007 N ММ-3-09/536@ “Об утверждении форм сведений, предусмотренных статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации”, которыми предусматривается сообщение о наследуемых объектах недвижимого имущества и транспортных средствах.

Таким образом, из Приказа ФНС России от 17.09.2007 N ММ-3-09/536@ не следует, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, представляют в налоговые органы сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство на вклады наследодателя.

Контроль налоговых органов за деятельностью нотариуса

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Основ о нотариате налоговые органы наделены полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением нотариусами налогового законодательства. Налоговые органы осуществляют контроль в порядке и сроки, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах.

В рамках такого контроля проверяется деятельность нотариусов как работающих в государственных нотариальных конторах, так и занимающихся частной практикой. При этом контроль осуществляется по направлениям, свойственным для деятельности всех нотариусов, и по направлениям, вытекающим из специфики деятельности частнопрактикующих нотариусов и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах.

Так, налоговые органы контролируют исполнение и своевременность исполнения всеми нотариусами возложенной на них в силу п. 6 ст. 85 НК РФ обязанности по сообщению в налоговый орган сведений о выдаче ими свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения не позднее пяти дней со дня совершения соответствующего нотариального действия.

На основании ст. 333.42 НК РФ налоговые органы осуществляют постоянный контроль за правильностью исчисления и уплаты государственной пошлины, взимаемой за совершение нотариальных действий нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах. Если при оплате нотариального действия нотариус предоставил льготы, то должностное лицо, осуществляющее проверку, контролирует также правомерность их предоставления.

В отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, налоговые органы осуществляют контроль за своевременностью и правильностью уплаты налога на доходы с физических лиц. При этом налоговые органы проверяют книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций, которые обязаны вести нотариусы, и представляемые нотариусами налоговые декларации о доходах (п. 1 ст. 23 НК РФ). При этом проверяется не только своевременность подачи книг и деклараций, но и правильность ведения этих книг и определения декларируемых доходов. Контролируют налоговые органы и своевременность исполнения частнопрактикующими нотариусами возложенной на них в соответствии с п. 3 ст. 23 НК РФ обязанности по сообщению в налоговый орган по месту своего жительства об открытии или закрытии счетов, предназначенных для осуществления нотариальной деятельности. Такая информация должна передаваться в налоговый орган в течение семи дней со дня открытия или закрытия указанных счетов. Помимо этого контролирующие органы проверяют правильность и своевременность исчисления, удержания и перечисления нотариусом налога на доходы работников, если таковые у нотариуса имеются (ст. 226 НК РФ).

Контроль за соблюдением нотариусами законодательства о налогах и сборах РФ налоговые органы осуществляют путем проведения камеральных и выездных проверок.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций, документов, представленных нотариусом, и документов о деятельности нотариуса, имеющихся у налогового органа. Срок проведения такой проверки составляет три месяца со дня представления нотариусом налоговой декларации. Камеральная проверка проводится в помещении налогового органа его должностными лицами в соответствии со своими служебными обязанностями. Для проведения проверки не требуется специального решения руководителя налогового органа.

Для выяснения правильности исчисления и своевременности уплаты налогов проводится выездная проверка. Основанием проведения является решение, принятое руководителем или заместителем руководителя налогового органа. Выездная проверка проводится в нотариальной конторе, но, если у нотариуса нет возможности предоставить помещение для ее проведения, то она может быть проведена по месту нахождения налогового органа. В рамках выездной проверки проверяется деятельность нотариуса за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. По общему правилу срок проведения выездной проверки не должен превышать двух месяцев, однако в исключительных случаях он может быть продлен до шести месяцев. При проведении выездной проверки допускается выемка документов у нотариуса, если у проверяющих должностных лиц будет достаточно оснований полагать, что эти документы свидетельствуют о совершенном правонарушении и что они могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.

Нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами. Такие документы также могут быть истребованы должностным лицом налогового органа, проводящим проверку, не только у нотариуса, но и у третьих лиц, располагающих этими документами.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Но в определенных случаях закон разрешает проводить повторную выездную проверку – вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Также повторная выездная проверка может быть осуществлена налоговым органом, ранее проводившим проверку, в случае представления нотариусом уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Такая проверка проводится на основании решения руководителя или заместителя руководителя налогового органа и в ее рамках проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Результаты выездной проверки оформляются в виде справки о проведенной выездной проверке и акта налоговой проверки. Акт должен быть составлен и при выявлении нарушения нотариусом законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной проверки. Акт подписывается должностным лицом, проводившим проверку, и нотариусом, в отношении которого она проводилась. Если нотариус не согласен с фактами, выводами и предложениями, изложенными проверяющим в акте, он вправе представить в налоговый орган письменные возражения и документы, подтверждающие их обоснованность.

ФНС держит курс на совершенствование налогового администрирования и это прослеживается не только в появлении большого количества онлайн-сервисов, но и в изменениях главного фискального документа страны.

В конце 2020 года в часть 1 НК РФ было внесено немало корректировок, в т.ч. вступающих в силу в 2021 году. Давайте разберемся в законодательном «квесте».

Новеллы — 2020

Отчетности по КИК: штрафы

Налогоплательщик — контролирующее лицо подтверждает размер прибыли (убытка) контролируемой им иностранной компании (КИК) путем представления в налоговый орган годовой финансовой отчетности КИК, аудиторского заключения (обязательный или добровольный аудит финотчетности). Причем данные документы организациями представляются вместе с декларацией по налогу на прибыль, а физлицами — вместе с уведомлением о КИК.

С 09 декабря 2020 года за непредставление налоговому органу вышеуказанных документов либо представление заведомо недостоверных сведений грозит налогоплательщику — контролирующему лицу штрафом в размере 500 000 руб. (п.1.1 ст.126 НК РФ). Сейчас наказание — 100 000 руб., т.е. штрафные санкции увеличили в 5 раз.

Кроме того, с 09.12.2020 года за непредставление документов, необходимых для подтверждения соблюдения условий для освобождения прибыли КИК от налогообложения или документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК в течение 1 месяца с даты получения требования от налогового органа — штраф с контролирующего лица составит 1 000 000 руб. (новый п.1.1-1 ст. 126 НК РФ).

Изменения в ст.126 НК РФ внесены Федеральным законом от 09.11.2020 года № 368-ФЗ (далее — Закон № 368-ФЗ).

Электронная доверенность

В прежней редакции ст.29 НК РФ не было упоминания о доверенности физлица со статусом индивидуального предпринимателя (ИП). Это исправлено. Для налогоплательщиков — ИП и физлиц установлены единые правила оформления «налоговых» доверенностей.

С 23 декабря 2020 года представлять интересы ИП и физических лиц без предпринимательского статуса в налоговых органах можно не только на основании бумажной доверенности, удостоверенной нотариусом. Для этих целей подойдет электронная доверенность, подписанная электронной цифровой подписью (ЭЦП) доверителя, то есть похода к нотариусу можно миновать.

Хочется отметить, что обновленная редакция п. 3 ст. 29 НК РФ порадовал не только физлиц, но и организации, поскольку в ней нет новелл, которые касаются именно компаний, а они активно обсуждались законодателями. Предполагалось ввести обязательное нотариальное заверение доверенности, выданной юридическим лицом, т.е. печати организации и подписи ее руководителя было бы недостаточно. Так что, компании могут облегченно вздохнуть и оформлять бумажные доверенности как обычно, без привлечения нотариуса.

Изменения в ст.29 НК РФ внесены Федеральным законом от 23.11.2020 года № 374-ФЗ (далее — Закон № 374-ФЗ).

Задолженность по налогам и пеням

С 23 декабря 2020 года начнет действовать обновленный п.1 ст. 70 НК РФ, который посвящен тонкостям направления требований об уплате задолженности по налогам, сборам и взносам.

Требования физлицам. Как и ранее, в общих случаях требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки. Новшество в том, что независимо от ИП-статуса физического лица требование направляется, если сумма недоимки достигла 3 000 руб. Ранее для «обычных» физлиц была установлена пониженная планка — если недоимка, пени и штрафы по ней превышали 500 руб.

Срок направления требования об уплате задолженности по пеням. Появился новый абзац в ст. 70 НК РФ, который гласит, что требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, направляется налогоплательщику не позднее 1 года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 руб.

Так что, очень хорошо, что с 23.12.2020 года нет необходимости определять срок направления требования по задолженности по пеням, притягивая старые, но действующие разъяснения ВАС РФ, анализируя многочисленные редакции п. 1 ст. 70 НК РФ.

Таким образом, с учетом нового абзаца в п.1 ст. 70 НК РФ, требование на уплату долга по пени с 23.12.2020 года должно быть направлено налоговым органом в течение 1 года с даты уплаты недоимки (например, при сумме долга менее 3000 руб.) либо в течение года с даты, когда размер пени превысил 3000 руб.

(Федеральный закон от 02.04.2014 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

Со 2 мая 2014 года налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели не обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

– об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов);

– о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.

Также не обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления профессиональной деятельности, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

Сообщать в налоговый орган по месту своего учета об открытии или о закрытии счетов инвестиционного товарищества не обязан и управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета.

Соответственно, утрачивает силу ст. 118 НК РФ, предусматривающая ответственность за нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке.

С 1 января 2015 года налогоплательщики — физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 ст. 23 НК РФ, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сообщение о наличии указанных объектов налогообложения не представляется в налоговый орган в случаях, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.

Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

С 1 января 2015 года налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (п. 2 ст. 52 НК РФ).

В указанном случае с 1 января 2015 года при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по сообщению налоговому органу физическим лицом о наличии у него объектов недвижимости и (или) транспортных средств исчисление суммы налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность.

Данное правило действует до 1 января 2017 года.

С 1 января 2017 года неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком — физическим лицом налоговому органу сообщения, предусмотренного п. 2.1 ст. 23 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) сообщение, предусмотренное п. 2.1 ст. 23 НК РФ (новый п. 3 ст. 129.1 НК РФ).

Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Со 2 мая 2014 года в случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении.

При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

Со 2 мая 2014 года религиозная организация, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов, не обязана представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.

Соответствующее дополнение внесено в п.п. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ.

С 1 января 2015 года органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), не обязаны сообщать в налоговые органы о факте выдачи иностранному гражданину или лицу без гражданства, состоящему на миграционном учете по месту пребывания, разрешения на работу или патента.

Органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, будут обязаны сообщать в налоговые органы о фактах заключения брака, расторжения брака, установления отцовства.

С 1 января 2015 года на органы опеки и попечительства возлагается обязанность сообщать в налоговые органы о фактах установления и прекращения опеки и попечительства.

Кроме того, со 2 мая 2014 года сведения, предусмотренные ст. 85 НК РФ, представляются также указанными органами, учреждениями, организациями либо нотариусами или должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, в налоговые органы по их запросам в течение пяти дней со дня получения запроса.

Со 2 мая 2014 года вводится новая ст. 85.1 НК РФ, устанавливающая обязанность федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством РФ) сообщить об открытии (о закрытии, об изменении реквизитов) лицевого счета организации в налоговый орган по месту своего нахождения в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события.

Со 2 мая 2014 года введена ответственность банков за несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в виде штрафа в размере 40 000 рублей (п. 2 ст. 132 НК РФ).

Ст. 105.16 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 НК РФ.

Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

Со 2 мая 2014 года в случае подачи уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений о контролируемых сделках, налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной ст. 129.4 НК РФ.

Специальные налоговые режимы и налог на имущество организаций

В настоящее время применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате, в частности, налога на имущество организаций (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Уплата организациями единого налога на вмененный доход также предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) (п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

Указанные организации будут уплачивать налог на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с НК РФ.

В Свердловской области перечень имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость, на 2014 год не утвержден.
Поэтому свердловские налогоплательщики ЕНВД в 2014 году налог на имущество организаций по-прежнему не платят.

Напомним, что с 1 января 2014 года налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Именно по таким объектам организации на УСН и ЕНВД будут признаваться налогоплательщиками налога на имущество организаций.

Особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в п. 1 и 2, должны быть установлены законом субъекта РФ.

При этом такой закон может быть принят только после утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

После принятия такого закона переход к определению налоговой базы в отношении указанных объектов недвижимого имущества как их среднегодовой стоимости не допускается.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу должен:

– определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;

– разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно п.п. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.

– на учрежденные в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» не только бюджетными, но и автономными научными учреждениями, не только хозяйственные общества, но и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям (в том числе совместно с другими лицами);

– на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными и автономными учреждениями, хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами).

С 2015 года устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют ставку налога в пределах, установленных главой 28 НК РФ, порядок и сроки его уплаты налогоплательщиками-организациями (ст. 356 НК РФ).

Законами субъектов РФ устанавливаются порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу только для налогоплательщиков—организаций (ст. 363 НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 375 НК РФ при определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

С 1 января 2015 года в случае, если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, остаточная стоимость указанного имущества для целей главы 30 НК РФ определяется без учета таких затрат.

П. 10 ст. 378.2 НК РФ установлено, что выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ на очередной налоговый период.

С 1 января 2015 года в случае, если объект недвижимого имущества образован в течение текущего налогового периода в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству РФ действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года соответствующего налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ, подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет до включения его в перечень.

С 1 января 2015 года объект недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, подлежит налогообложению у собственника такого объекта, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ.

То есть указанное имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд) у учредителя доверительного управления.

Имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, подлежит налогообложению у управляющей компании.

Имущество, переданное концессионеру и (или) созданное им в соответствии с концессионным соглашением, подлежит налогообложению у концессионера.

Читайте также: