Обращение отклонено налоговым органом причины отказа ошибки выявляемые в ходе логического контроля

Опубликовано: 03.05.2024

Классификатор
ошибок форматно-логического контроля файлов налоговой и бухгалтерской отчетности (КОФО)

Классификатор ошибок, выявленных при форматно-логическом контроле файлов налоговой и бухгалтерской отчетности ФНС России (классификатор ошибок - КОФО) является составной частью системы классификации и кодирования технико-экономической информации и разработан ГНИВЦ ФНС России в соответствии с Положением о ведении классификаторов технико-экономической и социальной информации в Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам (приказ от 23.06.99 г. N АП-3-14/188) на основе следующих законодательных актов и нормативных документов:

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.98 г. N 146-ФЗ;

Формат представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде (версия 2.00) Часть I. Общие требования к составу и структуре показателей налоговой и бухгалтерской отчетности (версия 2.01) Приказ МНС России от 12.02.2003 N БГ-3-13/59. С изменениями Приказ ФНС России от 14.04.2007 N ММ-3-13/230@. с изменениями Приказ ФНС России от 08.10.2007 N ММ-3-13/563@. с изменениями Приказ ФНС России от 07.07.2008 N ММ-3-6/301@

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа ФНС N ММ-3-13/230@ следует читать как "13.04.2007"

Общие требования к форматам представления налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (на основе XML) (Версия 5) Приказ ФНС России от 18.07.2008 N ММ-3-6/321@

1. Объекты классификации

Объектами классификации в КОФО являются ошибки, выявленные при форматно-логическом контроле файлов налоговой и бухгалтерской отчетности.

2. Структура классификатора

Классификатор ошибок представляет собой перечень наименований объектов классификации и соответствующих им кодовых обозначений.

Структурно справочник состоит из идентификационного блока и блока наименований.

- код ошибки состоит из десяти цифровых десятичных знаков;

- принятая система классификации - иерархическая с тремя уровнями;

- каждая позиция КОФО состоит из блока идентификации (идентификация проводится через классификацию) и блока наименования объекта классификации.

Структура кодового обозначения по КОФО:

ККК - класс ошибок (признак, отражающий общность содержания подмножества ошибок),

РРР - подкласс ошибок признак, отражающий общность подмножества ошибок в классе ошибок

АААА - регистрационный номер ошибки внутри подкласса.

КОФО предполагается использовать при решении следующих основных задач:

обеспечения учета и систематизации ошибок, выявленных при форматно-логическом контроле файлов налоговой и бухгалтерской отчетности;

контроля за выявляемыми ошибками.

4. Классификатор ошибок форматно-логического контроля файлов налоговой и бухгалтерской отчетности

4.1. Классы ошибок

000 - обобщенные ошибки

010 - представление налоговой декларации (расчета) не в установленном порядке

020 - ошибки в имени файла;

030 - ошибки, выявляемые при форматном контроле

040 - ошибки, выявляемые при логическом контроле

050 - ошибки, выявляемые при проверке по справочникам

4.2. Классификатор ошибок, выявленных при форматно-логическом контроле файлов налоговой и бухгалтерской отчетности ФНС России

Наименование сообщения об ошибке

Декларация (расчет) не содержит ошибок (противоречий)

Декларация (расчет) содержит ошибки и требует уточнения

Отсутствие, неправильное указание ЭЦП

Отсутствие в налоговой декларации (расчете) ЭЦП руководителя организации - налогоплательщика (физического лица - налогоплательщика), уполномоченного представителя налогоплательщика

Несоответствие ЭЦП подписи руководителя организации - налогоплательщика (физического лица - налогоплательщика), уполномоченного представителя налогоплательщика

Неправильное указание места представления отчетности

Представление налогоплательщиком (его представителем) налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета)

Ошибки регистрации налогоплательщика

Отсутствие системного имени налогоплательщика в справочнике зарегистрированных налогоплательщиков в ИРУЦ

Имя файла не соответствует установленным требованиям

Структура имени файла не соответствует требованиям формата

Имя файла не соответствует структуре, определяемой по показателям справочника СППФД

Неправильно сформировано наименование файла

Имя файла указано неправильно

Имя файла имеет неправильную длину.

Значения структурных элементов имени файла не соответствует требованиям формата

Неверное имя файла. Префикс файла должен быть 'O'.

Имя файла должно начинаться на латинскую букву 'O'.

Неверное имя файла. Код инспекции указан неправильно.

Неверное имя файла. Отчетный год указан неправильно.

Неверное имя файла. Порядковый номер указан неправильно

Расширение в имени файла указано неправильно

Неверное имя файла. Расширение файла должно быть 'TXT'.

Неверное имя файла. ИНН ФЛ отправителя указан неправильно.

Неверное имя файла. ИНН ФЛ отправителя указан неправильно. Неправильная контрольная сумма.

Неверное имя файла. ИНН ЮЛ отправителя указан неправильно

Неверное имя файла. ИНН ЮЛ отправителя указан неправильно. Неправильная контрольная сумма.

Неверное имя файла. КПП указан неправильно.

Неверное имя файла. Код получателя информации указан неправильно, должно быть 8 знаков.

Неверный заголовок файла [идентификатор файла - ИдФайл] (проверка ИНН/КПП плательщика в базе). Неверно задано начало документа NNNN

ИНН в имени файла не соответствует ИНН в регистрационных данных ИРУЦ

Совокупность элементов файла: "Код формы отчетности по КНД", "Тип информации", "Версия формата", "Код налогового органа" не соответствует элементам, определенным в имени файла

Файл с таким именем уже зарегистрирован

Имя файла имеет неверную контрольную сумму

Ошибки, выявляемые при форматном контроле

Форматный контроль невозможен

Формат файла не определен

Файл xsd-схемы не найден

Невозможно идентифицировать документ

Синтаксис файла не соответствует требованиям формата

Отсутствуют символы окончания строки в конце файла

Код реквизита VVV*(1) не должен содержать ведущих и конечных пробелов.

Строковые значения должны быть в верхнем регистре

Строка RRR*(2) не должна содержать двоеточие

Строка имеет неправильную структуру, необходимо KKK*(3) разделителей SSS*(4).

Значение не может иметь начальных и конечных пробелов.

Ошибка в формате реквизита служебной части. Пропущен символ ':'

Строка RRR не должна содержать двоеточие

Отсутствует открывающий (закрывающий) тег

Структура файла обмена не соответствует требованиям формата

Файл не соответствует xsd-схеме

Недопустимая строка RRR

Недопустимый реквизит VVV.

Должен быть реквизит VVV.

Должен быть один из реквизитов: VVV

Недопустимый тег VVV

Должен быть тег VVV.

Должен быть один из тегов: VVV

Нет обязательного атрибута VVV

Недопустимый атрибут VVV

Отсутствие в налоговой декларации (расчете) фамилии, имени, отчества налогоплательщика (для физического лица)

Отсутствие в налоговой декларации (расчете) полного наименования организации (ее обособленного подразделения) налогоплательщика (для организации)

Отсутствие в налоговой декларации (расчете) ИНН налогоплательщика, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации

Отсутствие в налоговой декларации (расчете) значения элемента "Номер корректировки" ("Вида документа") (0 - первичный, 1-999 - корректирующий)

Отсутствие в налоговой декларации (расчете) Наименования (кода) налогового органа представления отчетности.

Отсутствие в налоговой декларации (расчете) значения элемента "Код формы отчетности по КНД"

Отсутствие в налоговой декларации (расчете) значения элемента "Версия формата"

Неизвестный код реквизита служебной части

Неизвестный код реквизита документа NNNN*(5)

Не введен реквизит VVV служебной части файла, обязательный к заполнению

Не введен реквизит VVV документа NNNN файла, обязательный к заполнению

Отсутствие обязательного реквизита VVV

Несоответствие регистра в наименовании тега VVV

Ошибка в наименовании атрибута VVV, не соответствие регистра.

Ошибка идентификации строк документа. В шаблоне с кодом_ (реквизит КНД) документа N_ (в базе данных шаблон, УН шаблона = _. отсутствуют коды строк электронного документа_ Ошибка идентификации строк документа".

Ошибка заполнения данных строки_ Наименование:_ Электронный код:_ строка:_ лист. Значение:_"

Не идентифицирован шаблон с кодом документа_"

XML файл пустой или имеет неправильную структуру

Нарушено условие присутствия (отсутствия) элемента

Нарушено ограничение множественности реализации элемента

Значение элемента не соответствует определенного для него формату

Значение не может быть пустым.

Значение не соответствует числовому формату

Значение не соответствует числовому формату без дробной части

Значение не соответствует числовому формату c TTT*(6) знаками в дробной части.

Значение не соответствует дате

Недопустимый текст XXX*(7)

Нет значения тега

Нарушение формата реквизитов (в том числе сложных) "Не заполнен или неверно заполнен реквизит НомерКорр документа NNNN

Несоответствие диапазону возможных значений элементов файла обмена

Длина значения элемента меньше или равно минимально допустимому

Длина значения элемента меньше минимально допустимого

Длина значения а меньше минимального BBB*(8) знака

Длина значения элемента больше или равно максимально допустимого

Длина значения элемента больше максимально допустимого

Длина значения больше максимального знака MMM*(9)

Значение элемента не соответствует определенному для него шаблону

Значение элемента не соответствует определенного для него перечню возможных значений элементов

Должно быть значение тега NNN

Недопустимое значение, должно быть XXX

Элемент файла не соответствует определенным для него требованиям

Значение не соответствует ИНН, неправильная длина

Значение не соответствует ИНН, недопустимый символ

Значение не соответствует ИНН, неправильная контрольная сумма

Значение не соответствует ИНН ЮЛ, неправильная длина

Значение не соответствует ИНН ЮЛ, недопустимый символ.

Значение не соответствует ИНН ЮЛ, неправильная контрольная сумма.

Значение не соответствует ИНН ФЛ, неправильная длина

Значение не соответствует ИНН ФЛ, недопустимый символ

Значение не соответствует ИНН ФЛ, неправильная контрольная сумма

Идентификатор файла указан неправильно, с 13 по 21 знаки не соответствуют КПП.

Идентификатор файла указан неправильно, с 1 по 10 знаки не соответствуют ИНН ЮЛ.

Идентификатор файла указан неправильно, с 13 по 21 знаки должны быть '*'.

Идентификатор файла указан неправильно, с 1 по 12 знаки не соответствуют ИНН ФЛ.

Идентификатор файла указан неправильно, c 22 по 29 знаки не соответствуют дате.

Идентификатор файла указан неправильно, 30 и 31 знаки не соответствуют часам

Идентификатор файла указан неправильно, 32 и 33 знаки не соответствуют минутам.

Идентификатор файла указан неправильно, 34 и 35 знаки не соответствуют секундам

Идентификатор документа указан неправильно, с 13 по 21 знаки не соответствуют КПП.

Идентификатор документа указан неправильно, с 1 по 10 знаки не соответствуют ИНН ЮЛ.

Идентификатор документа указан неправильно, с 13 по 21 знаки должны быть '*'.

Идентификатор документа указан неправильно, с 1 по 12 знаки не соответствуют ИНН ФЛ

Идентификатор документа указан неправильно, c 22 по 25 знаки должны соответствовать отчетному году.

Идентификатор документа указан неправильно, c 25 по 33 знаки не соответствуют номеру документа в году.

Неправильная длина ИНН.

Недопустимый символ в ИНН

Неправильная контрольная сумма в ИНН.

Неправильная длина ИНН ЮЛ

Недопустимый символ в ИНН ЮЛ.

Неправильная контрольная сумма в ИНН ЮЛ.

Неправильная длина ИНН ФЛ

Недопустимый символ в ИНН ФЛ

Неправильная контрольная сумма в ИНН ФЛ.

Неправильная длина КПП.

Недопустимый символ в КПП.

Недопустимое значение, должно быть XXX.

Ошибка в значении атрибута VVV: неверное количество XXX 2, должно быть XXX 3.

Ошибка в значении: неверное количество XXX 2, должно быть XXX 3

Нарушение формата реквизитов (в том числе сложных) "Не заполнен или неверно заполнен реквизит ДокПредст документа NNNN"

Нарушение формата реквизитов (в том числе сложных) "Не заполнен или неверно заполнен реквизит ОКАТО документа NNNN"

Нарушение формата реквизитов (в том числе сложных) "Не заполнен или неверно заполнен реквизит ФИОРук документа NNNN"

Ошибки, выявляемые в ходе логического контроля

Не идентифицирован налогоплательщик, получатель отчетности

Не найден плательщик по ИНН\КПП, представленным в файле

Найденный плательщик снят с учета

Значение элемента ИдПол XXX не соответствует базе данных (проверяется значение реквизита ИдПол в соответствии с кодом НО)

Ошибки служебной части файла обмена, титульного листа отчетности

Неверная версия формата XXX. Ее значение должно быть равно XXX

Ошибка идентификации отчетного периода. Неверное значение номера отчетного периода в документе NNNN

Неверно задан год отчетного периода в документе NNNN

Отчетный период не может быть более одного года

Файл с признаком "вид документа (первичный, с признаком корректировки)" уже зарегистрирован.

Ошибки в порядке представления деклараций (расчетов)

Корректирующая декларация (расчет) не принята, т.к. не получена первичная декларация (расчет)

Ошибки, выявляемые при проверке по справочникам

Значение элемента отсутствует в справочнике

Значение не найдено в справочнике.

Значение элемента "Код налогового органа представления отчетности" в файле отчетности отсутствует в классификаторе "Системы обозначений налоговых органов (СОНО)"

Значение элемента файла "Версия формата" не соответствует, определенному в справочнике СППФД

Значение элемента не определено по совокупности поисковых элементов

Значение элемента файла "Версия формата" не соответствует, определенному в справочнике СППФД

Значение элемента файла "Налоговый период" по СППФД - не соответствует периодичности представления отчетности (по КНД файла отчетности, по КНД файла отчетности и версии формата)

Формат с КНД KKK версии VVV действует с DDD.

5. Состав и форматы полей справочника KOFO в АСВК
Имя файла для загрузки справочника - KOFO.TXT

Наименование сообщения об ошибке

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Нет ответа из ИФНС на отправленный отчёт

Документооборот с ИНФС осуществляется в соответствии с Приказом ФНС России от 31.07.2014

От оператора электронного документооборота «Такском» в течение 2 часов с момента отправки поступит подтверждение даты отправки.

В течение 1 рабочих суток с момента отправки отчёта (бухгалтерской отчётности) из ИФНС вам поступят следующие документы:

  • «Извещение о получении» или «Сообщение об ошибке».
  • «Квитанция о приёме» или «Уведомление об отказе».

В течение 2 рабочих суток с момента формирования квитанции о приёме вам поступят «Извещение о вводе» или «Уведомление об уточнении».

Сроки поступления подтверждений на отчёты 2-НДФЛ утверждены Приказом ФНС России от 16.09.2011

В ответ на отчёт вам поступят:

  • «Подтверждение оператора» — в течение 2 часов с момента отправки отчёта;
  • «Извещение о получении отчёта 2-НДФЛ» поступает из ИФНС в течение следующего дня с даты отправки отчёта;

Результат обработки отчёта — документы «Реестр сведений о доходах физических лиц» и «Протокол приёма сведений» отчёта поступают из ИФНС в течение десяти календарных дней с даты отправки отчёта.

Представленными считаются сведения, прошедшие форматный контроль и зафиксированные в «Реестре сведений о доходах физических лиц».

Если по истечении рабочих суток после отправки отчёта вы не получили какое-либо из подтверждений, необходимо проверить работоспособность ИФНС на форуме поддержки Абонентов.

Если ИФНС работоспособна, необходимо:

  1. Перейти в раздел «Нет подтверждений» на форуме поддержки Абонентов;
  2. Нажать кнопку «Новая тема»;
  3. В строке «Заголовок» указать название темы (например, «Нет подтверждений»);
  4. В поле «Сообщение» указать:
    • Дату отправки отчёта;
    • Вид отчёта, на который не поступил ответ;
    • Ваши контактные данные (ФИО и телефон/ e-mail);
  5. Нажать кнопку «Создать новую тему».

Мы обратимся в ИФНС и сделаем всё возможное, чтобы как можно скорее разрешить эту ситуацию. Наши сотрудники в течение 2 часов в созданной вами теме оповестят вас о ходе решения вопроса.

После приёма почты сообщения попали в папку «Проблемы входящей почты» программы «Референт»

Письмо, попавшее в «Проблемы входящей почты», следует сначала расшифровать: правой кнопкой мыши щёлкнуть по письму и в выпадающем списке выбрать «Обработать повторно».

Если письмо расшифровать не удалось, то необходимо:

  • Проверить, вставлен ли ключевой носитель (дискета, flash-накопитель, Token и т. д.);
  • Переустановить личный сертификат: в программе «КриптоПро CSP» открыть закладку «Сервис» → нажать кнопку «Просмотреть сертификаты в контейнере» → «Обзор» → выбрать необходимый контейнер → «Далее» → «Установить»;

Проверить, работает ли программа «КриптоПро».

  • В программе «Референт» открыть выпадающее меню «Сервис» → «Диагностика рабочего места».
  • В открывшемся окне открыть закладку «Проверка криптографии» поле «Проверка криптоопераций». Если в данном поле отсутствуют какие-либо сообщения, то программа «КриптоПро» работает корректно. Если в поле присутствуют сообщения о неработоспособности программы, вы можете воспользоваться данной инструкцией для исправления возникшей ситуации.

Если «КриптоПро» не работает, проверить, есть ли на компьютере другие криптопровайдеры (например, Vipnet CSP, LISSI CSP

Если да, установить их все, кроме «КриптоПро», на другой компьютер либо удалить.

Если ситуация сохранится, следует обратиться в наш Контакт-центр:

  • по e-mail support@taxcom.ru;
  • через Форум поддержки Абонентов;
  • Через web-чат на нашем сайте;
  • по телефону: (495) 730–73–45.

Мы сделаем все возможное, чтобы помочь вам как можно скорее решить этот вопрос.

Чтобы предотвратить подобные ситуации в дальнейшем, рекомендуем добавить «Референт» в исключения антивирусных программ. Информация об этом есть в статье «Часто задаваемые вопросы о программе «Референт».

Уведомление об отказе «Представитель не имеет полномочий подписи и представления налоговой отчётности» либо «Отсутствуют сведения о доверенности»

Существует несколько причин для формирования такого отказа со стороны ИФНС:

1. В налоговую инспекцию не была предоставлена копия доверенности.

В таком случае необходимо предоставить её лично.

2. Копия доверенности предоставлена в ИФНС, но информация о ней не была внесена в базу инспекции.

3. Данные заполненной доверенности в «Референте» не совпадают с данными о доверенности, хранящимися в ИФНС.

В этих случаях вам необходимо обратиться в инспекцию для разрешения сложившейся ситуации.

Если при обращении в ИФНС вам отказывают в помощи, следует обратиться в наш Контакт-центр:

  • по e-mail support@taxcom.ru;
  • через форум поддержки Абонентов;
  • через web-чат на нашем сайте;
  • по телефону: (495) 730–73–45.

Мы обратимся в ИФНС и сделаем все возможное, чтобы помочь вам как можно скорее решить этот вопрос.

Сообщение об ошибке «Не удаётся найти сертификат и закрытый ключ для расшифровки»

Данное сообщение поступает, если отправленный отчёт зашифрован с помощью неактуального сертификата ИФНС.

1. Обновить настройки системного ящика:

  • в программе «Референт» выбрать «Параметры» → «Настройка» → «Загрузить настройки» → «Настройки будут получены от специализированного оператора…»;
  • выбрать личный сертификат, нажать «Далее» → «Готово» и в нижней части настроечного окна обязательно нажать «ОК».

Уведомление об уточнении «Неправильное указание сведений о руководителе»

Необходимо проверить в отправленной декларации ФИО подписанта.

1. Если в ФИО допущена неточность, это значит, что и в сертификате подписи ФИО руководителя указаны некорректно.

2. Если в поле «Подписант» указаны ФИО другого сотрудника, имеющего право подписывать отчётность (например, бухгалтера), необходимо:

  • в налоговой декларации на титульном листе проставить признак «2» — представитель налогоплательщика;
  • заполнить информационное сообщение о доверенности;
  • предоставить в налоговый орган доверенность уполномоченного лице на бумажном носителе.

3. Если декларацию должен подписывать руководитель организации и вы убедились, что на титульном листе отчётности ФИО руководителя заполнены верно, то данное сообщение могло поступить, если сведения, содержащиеся в ЕГРН (Едином государственном реестре налогоплательщиков), не соответствуют данным, указанным в отчётности.

Уведомление об уточнении с текстом «Неправильно заполнены реквизиты…»

Необходимо в программе «Референт» открыть состояние пакета документов. В открывшемся окне выбрать 6 пункт → «Уведомление об уточнении» и нажать на кнопку «Просмотр». После этого в окне «Просмотр» нажать на кнопку «Версия для печати».

В открывшемся pdf-документе необходимо ознакомиться с причиной поступления данного сообщения. Если у вас нет программы для просмотра pdf, то скачать программу Adobe Acrobat Reader можно со страницы http://get.adobe.com/ru/reader/otherversions/.

Если в «Уведомлении об уточнении» не указана причина поступления данного сообщения, то следует обратиться в ИФНС, чтобы узнать, почему отчёт не принят и что нужно сделать для разрешения этой ситуации.

Код ошибки 0200200017 «Файл с таким именем уже зарегистрирован»

Данное сообщение поступает, если вы ранее отправляли документ или приложения к нему с таким же именем. В «Сообщении об ошибке» или «Уведомлении об уточнении» указано имя файла, который вызвал данное сообщение.

Если вы повторно направили в ИФНС ранее представленный документ или приложения к нему:

  1. Заново сформируйте документ (в том числе и файлы приложений) в бухгалтерской программе.
  2. Укажите тот же номер корректировки, что и в ранее отправленном документе (если вы представляли документ как первичный, то и повторно представить его нужно как первичный).
  3. Отправьте документ в ИФНС.

Важно! Если вы повторно направляете отсканированный документ, вам нужно его переименовать.

Если вы отправляете документ или приложения к нему впервые, такое сообщение означает, что в ИФНС отчет обработали повторно. Статус обработки документа вы можете узнать:

  • с помощью сервиса «ИОН-offline»;
  • если обратитесь в ИФНС.

О компании

Все ошибки можно классифицировать следующим образом:

  • ошибки, связанные с нарушением установленного порядка представления сведений
  • ошибки, выявляемые при форматном контроле
  • ошибки, выявляемые в ходе логического контроля
  • ошибки, выявляемые при проверке по справочникам.

Примером ошибки первого типа может служить представление налогоплательщиком (его представителем) налоговой декларации в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).

К этой же группе ошибок относится отсутствие сообщения о доверенности, которая необходима, если документ подписан не самим налогоплательщиком (его законным представителем). Бывает, что представитель не имеет полномочий подписи и представления налоговой отчетности, например, когда срок доверенности истек.

Ошибки, выявляемые при форматном контроле, связаны с внутренним содержанием декларации.

Среди них отсутствие в налоговой декларации (расчете) фамилии, имени, отчества налогоплательщика (для физического лица) или полного наименования организации (ее обособленного подразделения).

Отсутствие значений в полях декларации, которые не могут быть пустыми, например, если не заполнен или неверно заполнен реквизит ОКАТО документа, отсутствие в налоговой декларации (расчете) ИНН налогоплательщика, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации, также автоматически выявляется на этапе форматного контроля.

Ошибки, выявляемые при проверке по справочникам, указывают на отсутствие значений элемента в заданном классификаторе (справочнике): например, код налогового органа представления отчетности, указанный в файле отчётности, отсутствует в классификаторе Системы обозначений налоговых органов (СОНО) или банк не включен в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для выдачи банковских гарантий.

Первичный контроль на соответствие электронного документа налогоплательщика установленным требованиям налоговая инспекция осуществляет не позднее 4 часов с момента его получения. Для электронного документа, не соответствующего требованиям, автоматически формируется сообщение об ошибке, которое передается отправителю.

В течение следующих 4 часов (с момента поступления в программный комплекс налогового органа) инспекция проводит окончательный контроль электронного документа на соответствие установленным требованиям и при отсутствии нарушений регистрирует налоговую декларацию (расчет) и формирует квитанцию о приеме.

Справочник КОФО систематизирует ошибки в отчетности: каждой из них присвоен отдельный числовой код. Сопоставив содержание сообщения об ошибке с КОФО, можно понять, где проблема.

Столкнувшись с ошибкой, важно знать, что можно уточнить любую декларацию, представленную в налоговую инспекцию. Соответствующие права и обязанности налогоплательщиков установлены статьей 81 НК РФ. Последствия уточнений зависят от того, истек ли срок представления отчетности к моменту выявления ошибок и от характера самих ошибок.

Обсуждаемые ошибки в отчетности не связаны непосредственно с определением налоговой базы для исчисления и уплаты налогов. Достаточно соблюдать элементарные правила. При отправке отчетности необходимо проверить ее соответствие установленной форме (формату), правильно выбрать налоговый орган, в который направляется декларация, поставить электронную подпись налогоплательщика. В случае, когда декларация подписывается по доверенности уполномоченным представителем налогоплательщика, необходимо убедиться в наличии информационного сообщения о доверенности, которое направляется одновременно с декларацией.

Копию доверенности на бумаге следует однажды до отправки отчетности представить в налоговый орган по месту учета. Действие доверенности ограничено трехлетним сроком, поэтому представление копии новой доверенности необходимо после истечения срока предыдущей. Пренебрежение этими простыми правилами может привести к критическим ошибкам с неприятными последствиями.

Итак, если получено сообщение об ошибке в электронном документе, допущенную неточность следует оперативно устранить и представить в налоговую инспекцию уточненную отчетность.

Если самостоятельно разобраться в причинах ошибки не получается – обратитесь в налоговый орган по месту учета. Система представления отчетности в электронном виде через Интернет предоставляет такой сервис пользователям.

ФНС России постоянно проводит работу по совершенствованию методов налоговых проверок и обучает своих сотрудников - в связи с этим налогоплательщикам просто необходимо понимать, каким образом следует реагировать на действия сотрудников налоговых органов и как надо себя вести, чтобы не совершать типовых ошибок, приводящих к ухудшению отношений с проверяющими и в результате - к увеличению придирок и претензий с их стороны, на которые в других случаях налоговики могли бы закрыть глаза.

Причины ошибок

Одной из причин являются простой стресс, психологическая неподготовленность или психологический страх перед проверкой. В сознании людей укреплен стереотип о том, что проверка - это плохо, что невиновных людей не бывает. Когда к компании приходят проверяющие, взрослые люди подчас теряются и начинают суетиться, снижается их концентрация на рабочих вопросах, они боятся.

Изначально негативный настрой представляет собой еще одну причину, приводящую к ухудшению отношений с сотрудниками налоговых органов. Сотрудники бухгалтерии, финансовых служб и иных отделов организации сразу настроены воспринимать пришедших государственных служащих как врагов. Это не совсем правильно, так как, конечно, у них хотя и есть цели доначисления налогов, но если на предприятии все деловые процессы настроены и отсутствует теневая бухгалтерия, то не так просто вменить какие-либо нарушения.

При нормальном и деловом общении с налоговиками практически всегда можно отделаться “малой кровью” или вообще свести результаты проверки к «нулю». При этом если общаться с ними как со злейшими врагами, это приводит к такому же отношению с их стороны, постоянным придиркам, затягиванию сроков и т.д.

Слишком легкое отношение к проверке также может стать причиной проблем в дальнейшем. Несерьезный настрой приводит к тому, что ослабевает контроль за тем, какие материалы подаются сотрудникам налоговых органов; за словами, произносимыми на допросах.

Бывает, что инспекторам выделяют помещения, где хранятся документы, которые лучше бы не попадали к ним в руки. Налоговые инспектора - люди любопытные и вряд ли устоят перед искушением пролистать папки, стоящие рядом.

Незнание законодательства является одной из основных причин, приводящих к потерям финансов, времени, и других значимых ресурсов.

  • в какие сроки проходит процесс проверки,
  • какими документами он оформляется,
  • какие права и обязанности есть у инспекторов и проверяемой организации и др.

Незнание этих базовых моментов может привести к серьезным сложностям (например, пропуску сроков обжалования и т.д.).

Подробнее о выездной проверке (что ждать и как готовиться) читайте в статье.

Основные ошибки и пути их предотвращения

Рассмотрим те ошибки, которые, как представляется, приводят или с большой вероятностью могут привести к финансовым потерям организации.

До проверки или в начале проверки

  1. Плохая организация взаимодействия с налоговыми органами в целом

Большой ошибкой является отсутствие повседневной коммуникации с сотрудниками налоговой инспекции, в которой организация стоит на учете. Разумеется, никто не имеет в виду ежедневные встречи/звонки или деловые ужины, которые могут быть неправильно восприняты. Однако законодательством не запрещено поддерживать нормальные человеческие отношения со своими инспекторами:

  • заехать и поздравить с профессиональным праздником, с государственными праздниками;
  • в непринципиальных ситуациях предоставлять не очень важные документы и информацию - и т.д.

Подобные действия позволяют сформировать практически дружелюбные отношения со “своими” инспекторами, которые впоследствии могут предупредить вас заранее об открытии проверки, выставлении требования и т.д.

  1. Предоставление излишней информации и документов вне рамок налоговой проверки

Многие сотрудники бухгалтерий и финансовых служб зачастую проявляют слишком большое усердие в своем стремлении угодить налоговой, поэтому предоставляют всю информацию и документы, которые у них запрашивают. Однако порой такие данные фактически запрашиваются незаконно. При этом, если их предоставить, то впоследствии нельзя что-либо предъявить налоговым органам, так как они всегда могут сослаться на статью 21 НК РФ. Согласно этой статье налогоплательщики имеют право предоставлять пояснения в рамках проверок, а также обладают другими правами (то есть могут обращаться с заявлением в налоговые органы).

Соответственно, в подобной ситуации важно помнить о п. 2 ст. 93.1 НК РФ: вне рамок проверки информация и документы могут быть запрошены только по конкретной сделке. Иными словами, не требуется предоставлять все имеющиеся данные по вашему контрагенту.

  1. Плохая организация процесса проверки - отсутствие подготовки персонала.

Правильная логистика проверки и настрой персонала - это очень важные аспекты успешного прохождения проверки.

Какие могут быть ошибки в данном случае:

  • кабинет для проверяющих находится в самом центре событий - среди других кабинетов сотрудников;
  • для проверяющих не выделен сотрудник, который будет ненавязчиво контролировать их перемещение и следить за тем, все ли необходимые документы и т.д. предоставляются;
  • сотрудники проверяемой организации не проинструктированы на тему того, как общаться с инспекторами. В данном случае имеется в виду не запугивание персонала, а именно скорее выделение тех людей от каждого подразделения, которые смогут отвечать на обычные вопросы, не выдавая лишней информации. Также необходим инструктаж, как вести себя в рамках допросов и отвечать на неудобные вопросы. Если не учитывать этот пункт, то, как правило, происходит утечка информации.

В ходе проверки

  1. Предоставление данных сверх выставленных инспекторами в ходе проверки требований

Налоговые инспекторы обязаны соблюдать определенный порядок запроса и получения информации и документов в рамках любой налоговой проверки. Так, любой запрос должен быть оформлен через требование или через поручение, направляемое в другую налоговую инспекцию. Каждое требование должно содержать конкретные реквизиты (например, основание выставления требования), конкретный перечень запрашиваемых документов и т.д. (абз.2 п.1 и абз.6 п.2 ст. 93 НК РФ, Приложение № 15 к приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@).

Зачастую сотрудники проверяемой организации не осведомлены о том, какие обязательные элементы должно содержать требование, и выполняют его даже в тех ситуациях, когда у них нет такой обязанности. С одной стороны, это не дает ухудшить отношения с проверяющими. Однако с другой стороны, организация несет потери времени (на подготовку документов) и предоставляет налоговой инспекции дополнительные потенциальные основания для предъявления претензий. Официальный обоснованный отказ выполнять требование может дать при этом организации как минимум дополнительное время на подготовку/восстановление документов.

Применительно к любому требованию необходимо тщательно изучать его на соответствие законодательству.

  1. Отсутствие понимания, как себя вести на допросе.

Налоговые инспекторы в рамках налоговых проверок любят использовать такой инструмент как допрос, особенно задавая одинаковые вопросы по конкретной сделке различным сотрудникам. Протоколы проведенных допросов часто используются впоследствии как доказательства наличия налоговых правонарушений.

Учитывая, что за сообщение ложных сведений или за отказ от дачи показаний в законодательстве предусмотрена ответственность (ст. 128 НК РФ, в дальнейшем может быть применена ст. 307 УК РФ), поэтому сотрудники организации обязаны отвечать на вопросы. Однако следует отметить, что излишняя откровенность или даже неправильная формулировка ответа на вопрос зачастую дают основания как минимум для формальных претензий.

При наличии понимания, какие вопросы разрабатываются налоговиками, рекомендуем проработать позицию организации по ним и провести инструктаж сотрудников, задействованных в какой-либо сделке:

  • как себя надо вести на допросе,
  • какие у них есть права,
  • как отвечать на вопросы, по которым они не знают ответа и т.д.

Подробнее о допросах в налоговой и не только читайте в статье.

  1. Неиспользование права обращения за отсрочкой в предоставлении документов.

Налоговые инспекторы в ходе проверок как камеральных, так и выездных часто запрашивают значительные объемы документов, процесс подготовки которых может парализовать работу бухгалтерии и других подразделений организации. При этом стандартные сроки (10, 20 и 30 рабочих дней - в зависимости от вида налогоплательщика) предоставления запрошенных данных прописаны в законодательстве (пункт 3 статьи 93 НК РФ) и должны выполняться, в противном случае организацию и ее должностных лиц могут привлечь к налоговой (126 НК РФ) и административной ответственности (ст. 19.4 КоАП РФ).

  1. Отсутствие подтверждения получения документов налоговым органом.

Это очень важно, так как официальное подтверждение в приеме документов будет являться свидетельством выполнения налогоплательщиком своих обязанностей. Соответственно, важно, чтобы курьеры, отвозящие документы в налоговые органы, получали такое подтверждение в канцелярии. Также необходимо сохранять все почтовые документы (извещения и т.д.).

По итогам проверки

  1. Неполное использование или неиспользование всех возможностей при оспаривании результатов проверки.

Налоговый Кодекс РФ подробно регламентирует процедуру оспаривания результатов как камеральной, так и выездной налоговой проверки. Более того, данная процедура является обязательной для налогоплательщика, если он хочет впоследствии пойти в суд (пункт 2 статьи 138 НК РФ).

Любой организации необходимо тщательно соблюдать порядок обжалования.

При этом совсем нелишним будет принятие непосредственного участия по возможности на всех стадиях досудебного обжалования: рассмотрении возражений и результатов проверки, а также апелляционной или простой жалобы.

Такое участие позволит:

  • Донести свою позицию до налогового органа, максимально подкрепленную аргументами, что порой позволяет избежать включения вопроса в решение по результатам проверки или рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом;
  • Предоставить максимальные доказательства на стадии досудебного урегулирования, чтобы избежать впоследствии позиции налогового органа в суде, основанной на том, что не все обстоятельства были заявлены в рамках обязательной досудебной стадии;
  • Познакомиться более детально с позицией налогового органа и заранее подготовиться к аргументам, которые будут заявлены в суде.

Компаниям, которые ранее не сталкивались с налоговыми проверками, либо у которых обнаружено множество нарушений, рекомендуем обращаться за помощью при обжаловании к специалистам. Это может здорово улучшить результат. Так, например, удалось оспорить налоговые претензии по «проблемным» контрагентам на сумму более 9 млн руб.

  1. Недооценка важности дополнительных мероприятиям налогового контроля.

Такие мероприятия зачастую назначаются налоговым органом, когда его сотрудники видят, что какой-либо важный аспект проверки недоработан либо получены не все доказательства (например, могут быть назначены допросы, специальные экспертизы, выставлены новые требования о предоставлении документов).

Поэтому часто дополнительные мероприятия налогового контроля назначаются в ходе рассмотрения возражений и результатов проверки и могут привести к появлению у налогового органа новых аргументов, с которыми налогоплательщик, проигнорировавший или не придавший значения таким мероприятиям, будет не знаком.

Необходимо быть готовым анализировать и писать возражения на дополнение к акту проверки.

  1. Игнорирование процессуальных нарушений со стороны налогового органа.

Сотрудники налоговых инспекций не всегда отслеживают все изменения профильного законодательства и контролируют все процессуальные аспекты налоговых проверок. Часто у них просто не хватает времени на корректное выполнение всех обязательных действий. Так, например, требования на предоставления документов и информации выставляются с нарушениями; происходит пропуск сроков на составление документов по результатам проверки, на направление их налогоплательщику и т.д.

В некоторых случаях подобные действия сотрудников налоговых органов позволяют налогоплательщику заявить о нарушении его прав и необходимости отмены решения налоговой инспекции.

Особенно результативно заявить подобную претензию в рамках апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган.

Подводя итоги, можно отметить одно - знание своих возможностей, предоставленных законодательством, и полноценное их использование, а также сохранение спокойствия позволяет в большинстве случаев эффективно защитить свою организацию в процессе любой налоговой проверки. В абсолютном большинстве случаев продуманная позиция - это залог успеха.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговая отчетность


Когда мы сдали отчетность в налоговую, по факту это еще не означает, что инспекция ее приняла. За несоблюдение сроков сдачи отчетности можно получить требование о пересдаче декларации, вслед за ним придет решение о наложении штрафа. И как неприятный бонус: грозит опасность в виде блокировки счета и отказ в вычете по НДС. Возникает резонный вопрос: в каких случаях инспекция имеет право отказать в приеме деклараций, а в каких случаях такой отказ является незаконным?

В каких случаях налоговики могут не принять декларацию

В п. 19 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343 указан перечень оснований для отказа в приеме деклараций. Они могут различаться для бумажной и электронной декларации.

Для бумажной декларации они таковы:

  1. Декларация сдана не в тот налоговый орган.
  2. Отсутствие подписи ответственного лица за предоставление достоверных и полных сведений, указанных в отчетности.
  3. Отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, ответственного за предоставление деклараций в инспекцию.
  4. Отсутствие документов, подтверждающих полномочия представителя, ответственного за подачу деклараций в налоговую инспекцию.
  5. Сдача декларации не по установленной форме.
  6. Представление деклараций и отчетности, в которых допущены ошибки, например, в отчете расчета по страховым взносам, суммы выплат и страховых взносов по всем физлицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику взносов.
  7. Указаны недостоверные данные, например, в расчете по страховым взносам, допущены ошибки в персональных данных работников.
  8. Декларация подписана лицом, у которого отсутствует полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации.

Для электронной декларации:

  1. Декларация сдана не по установленной форме/формату.
  2. Декларация не подписана усиленной квалификационной электронной подписью лица, ответственного за предоставление достоверных и полных сведений, указанных в отчетности (руководитель или уполномоченное лицо организации), в т.ч. для ИП, предоставляющих налоговые декларации/расчет через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС.
  3. Декларация сдана не в ту налоговую инспекцию.
  4. Представление деклараций и отчетности, в которых допущены ошибки, например, в отчете расчета по страховым взносам, суммы выплат и страховых взносов по всем физлицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику взносов.
  5. Указаны недостоверные данные, например, в расчете по страховым взносам, допущены ошибки в персональных данных работников.
  6. Декларация подписана лицом, у которого отсутствует полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации.

Примечание по п. 6: если декларация подписана руководителем организации, у которого отсутствуют полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации, то декларация будет считаться подписанной неуполномоченным лицом.

В каких случаях ИФНС приходит к такому выводу?

  • Декларацию подписал дисквалифицированный руководитель ООО/ИП.
  • Декларация подписана умершим руководителем ООО/ИП (согласно сведениям о государственной регистрации смерти).
  • Декларация подписана руководителем, отказавшимся от руководства (участия) в организации.
  • Декларация подписана недееспособным/ограниченно дееспособным руководителем, в т.ч. безвестно отсутствующим (нет сведений о его месте пребывания в течение года по месту жительства).
  • Декларация подписана руководителем, в отношении которого внесена запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о руководителе организации.

При наличии хотя бы одного из вышеуказанных пунктов налоговая инспекция формирует уведомление об отказе в приеме декларации с последующим уведомлением плательщика.

В таком уведомлении в обязательном порядке должна быть указана конкретная причина отказа в приеме деклараций.

Дополнительные причины не принять декларацию

И если вы думаете, что мы разобрали весь перечень причин для отказа — все еще нет. Есть дополнительные основания для отказа в приеме налоговой отчетности.

П. 142 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС РФ от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343, информирует нас о том, какой ряд обязательных реквизитов должна содержать декларация (независимо, бумажная она или электронная), без которых отчетность считается непринятой.

Реквизиты для ИП:

в декларации обязательно должны быть указаны фамилия, имя и отчество (при его наличии) ИП.

Реквизиты для ООО:

  1. Полное наименование организации.
  2. ИНН.
  3. Вид документа (первичный, корректирующий).
  4. Наименование налоговой инспекции.
  5. Подпись лиц, ответственных за подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации/расчете.

Данное требование исключает неправомерность отказа ИФНС в принятии отчетности.

В случае, когда реквизиты заполнены неправильно, налоговый инспектор должен проинформировать о порядке заполнения декларации и предложить устранить допущенные ошибки в кратчайшие сроки. Если для ООО/ИП устранить ошибки в кратчайшие сроки не представляется возможным, то декларация будет считаться принятой, с пометкой/штампом «Требует уточнения».

Причины незаконного отказа в приеме деклараций

Мы рассмотрели полный перечень оснований для отказа в приеме деклараций. Данный перечень не подлежит расширению. Налоговые инспекторы не могут толковать его на свое усмотрение. Именно поэтому следующие причины не являются основанием для отказа:

Налоговые инспекторы не имеют права оценивать добросовестность организации и проверять расчеты, указанные в декларации. Данные действия выполняются только в рамках камеральной налоговой проверки. Именно поэтому все вышеуказанные причины не являются законным основанием для отказа в приеме отчетности, налоговая обязана принять отчетность.

Кроме того, налоговики не имеют права аннулировать декларации (письмо ФНС РФ от 02.11.2018 № ЕД-4-15/21496@). Даже при недостоверности сведений, содержащихся в декларации, или при ее недобросовестной подаче ООО/ИП.

Что делать, если пришло письмо «счастья» в виде отказа в принятии декларации

Это влечет за собой нарушение сроков сдачи декларации, что является основанием для привлечения ООО/ИП к налоговой ответственности (согласно ст.119 НК РФ).

А где налоговая ответственность, там и штраф. В данном случае это 5% неуплаченной по декларации суммы налога (за каждый полный или неполный месяц просрочки сдачи). Штраф может достигать от 1000 руб. до 30% от суммы налога. И самая неприятная санкция — это блокировка счета, если декларация не сдана в течение 10 дней (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).

В случае необоснованного отказа в принятии декларации необходимо оспорить отказ в вышестоящий налоговый орган — подать жалобу.

В жалобе на действия налоговой инспекции максимально подробно указывается суть претензии с ссылкой на п. 19 и п. 142 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343, где содержится исчерпывающий список оснований для непринятия деклараций.

Следующий шаг — обжалование действий налогового инспектора в судебном порядке. Суды зачастую принимают сторону организации, сходясь во мнении, что налоговая инспекция не вправе отказать в принятии декларации, представленной в установленной форме.

Читайте также: