Налоговый мониторинг отличие от налоговой проверки

Опубликовано: 02.05.2024

Совершенствование информационных технологий позволило применять налоговым органам новые форматы взаимодействия с налогоплательщиками. Одна из таких форм, введенная в практику с 2015 года, — это налоговый мониторинг. Данный вид контроля осуществляется в удаленном режиме. На основании отчетности и сведений по текущему учету организации представители ФНС могут в режиме реального времени выявлять налоговые риски, ошибки, неточности и своевременно информировать о них налогоплательщика.

Переход от классической системы налогового контроля к мониторингу является добровольным желанием юридического лица. Однако даже если компания захочет воспользоваться этой возможностью, она должна соответствовать нескольким критериям. Они утверждены п. 3 ст. 105 Налогового кодекса РФ:

  • Совокупная сумма налогов юрлица, уплаченная за годовой период, который идет до подачи заявления о налоговом мониторинге, превышает 300 000 рублей.
  • Общая сумма доходов организации по бухгалтерским отчетам, которые поданы в предыдущем году, превышает 3 млрд рублей.
  • Стоимость официально зарегистрированных активов юрлица на период до конца года, предшествующего подаче заявления о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд рублей.

В случае когда юридическое лицо не подходит даже по одному из приведенных требований, оно не сможет претендовать на проведение процедур в рамках налогового мониторинга.

Характерные особенности налогового мониторинга

В отличие от классических форматов налогового контроля, организации, выбравшие для себя налоговый мониторинг, избавляются от проведения выездных и камеральных проверок ФНС. Подобное становится возможным за счет перехода на удаленное взаимодействие, когда инспектор в режиме реального времени может проводить оценку бухгалтерской, налоговой и прочей документации компании, а также при необходимости запрашивать дополнительные документы. Благодаря такому формату взаимодействия ФНС получает возможность анализировать корректность расчета налогов и сборов в бюджет в онлайн-формате, своевременно информировать налогоплательщика об ошибках, создавать письменные рекомендации о снижении налоговых рисков.

Тем не менее существуют ситуации, когда ФНС вправе устраивать камеральные проверки, невзирая на факт проведения налогового мониторинга. Подобное действует в следующих случаях:

  • организация представила отчетность по одному из уплачиваемых ею налогов позже 1 июля года, который следует вслед за мониторинговым периодом;
  • юридическое лицо подготовило декларацию по налогу на добавленную стоимость или акцизам с заявлением о возмещении уплаченных в бюджет сумм;
  • организация воспользовалась своим правом и сформировала уточненную декларацию по одному или нескольким уплачиваемым налогам, указав в ней меньшую сумму бюджетных платежей или заметно подросшую сумму убытков (сравнение ведется с ранее поданными декларациями);
  • мониторинговые процедуры завершены раньше установленного срока.

Разрешение на выездную проверку может быть выдано, если:

  • мониторинговый период прекращен досрочно;
  • в уточненной декларации, поданной в рамках мониторингового периода, сумма бюджетных платежей будет существенно уменьшена по сравнению с данными из предшествующих деклараций;
  • организация проигнорирует указания ФНС, выпущенные в рамках мониторинга;
  • решение о проведении проверки принимается вышестоящим органом с целью контроля деятельности налоговой инспекции, выполнявшей мониторинг юрлица.

Процедура перехода от налогового контроля к налоговому мониторингу

Переход на налоговый мониторинг осуществляется в заявительном порядке. Организация, выбравшая для себя такой формат взаимодействия с ФНС, должна до 1 июля текущего года подать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации. К заявлению обязательно прикладываются:

  • документы с информацией о юридических или физических лицах, оказывающих то или иное влияние на деятельность организации;
  • порядок удаленного взаимодействия;
  • учетная политика в области налогообложения;
  • информация о применяемой внутри фирмы системе контроля.

Решение о возможности перехода на налоговый мониторинг принимается ФНС не позднее 1 ноября текущего налогового периода. Причем оно может быть как положительным, так и отрицательным. Отказ в переходе на новую систему налогового контроля может быть вынесен, если:

  • организация представила неполный пакет документов;
  • компания не отвечает требованиям, указанным в п. 3 ст. 105 НК РФ;
  • предложенный регламент информационного взаимодействия не соответствует формам, принятым в ФНС, или составлен неправильно.

Налоговый мониторинг выполняется в течение календарного года и начинается не с текущего, а со следующего года (то есть, если заявление подано в 2020 году, то ФНС проводит налоговый мониторинг в течение 2021 года).

Процедура налогового мониторинга

Мотивированное мнение ФНС

ФНС имеет право формулировать свою позицию по поводу корректности расчета и уплаты взносов в бюджет для той организации, в отношении которого осуществляется финансовый мониторинг. Такая позиция оформляется отдельным документом — мотивированным мнением. Оно подготавливается:

Взаимосогласительная процедура

Срок ее проведения — 1 месяц. Ответственные за выполнение лица — руководитель ФНС России или его заместитель. Суть процедуры — разрешение спорной ситуации с учетом доводов, приведенных организацией и инспекцией, проводившей налоговый мониторинг. По итогам взаимосогласительной процедуры сторонам спора направляется уведомление об изменении мотивированного мнения или об отказе в его изменении. Уведомление выдают на руки представителям юрлица или направляют другими предусмотренными способами в течение трех дней после составления документа.

От фирмы требуется в месячный срок после получения уведомления проинформировать ФНС о согласии либо несогласии с вынесенным постановлением, приложив документы об исполнении мотивированного мнения.

Одним из наиболее важных изменений уходящего года в российском законодательстве стало введение нового способа налогового контроля, который ранее не применялся, а именно налогового мониторинга.

Что такое «налоговый мониторинг» и «с чем его едят», хотелось бы описать более подробно. В первую очередь необходимо указать, что поправки, способствующие данным изменениям, были внесены в НК РФ Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 348- ФЗ. При этом данные изменения коснулись не всех налогоплательщиков, а лишь участников консолидированных групп. Помимо это есть дополнительные критерии, которые могут стать основанием для проведения данного типа проверки.

Если обратиться к НК РФ, то можно отметить, что в первой части появился новый раздел под названием «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга». В принципе, информация в данном разделе, выглядит довольно банально. Здесь сказано о необходимости своевременно платить налоги и правильно рассчитывать их сумму. При этом указывается, что налоговый мониторинг — в отличии от других видов проверок — может быть проведен только в том случае, если организация сама примет такое решение.

Что касается условий проведения мониторинга то, как было сказано ранее, здесь существует ряд особенностей. В частности, организация может предоставить заявление о проведении данного вида налогового контроля на фирме в том случае, если:

  • Общая сумма налога за год составила не менее 300 млн руб. При этом нельзя учитывать ту сумму, которая была исчислена в результате перемещения продукции через границу ТС;
  • Годовой доход компании не должен быть ниже 300 млрд руб.;
  • Сумма активов компании за год, ранее следовавший году, в котором подано заявление, должна составить не меньше 3 млрд руб.

Важно! Если хотя бы один из критериев не будет соблюден, подавать заявление для проведения налогового мониторинга бессмысленно.

Что касается сроков, то налоговый мониторинг проходит на протяжении всего периода с 1 января по 1 октября.

Существует также определенный регламент прохождения налогового мониторинга. Так в первую очередь от компании требуется:

  • Не скрывать от налоговых органов ту часть информации, которая касается сумм уплаченных и планируемых к уплате налогов и также помнить о своевременности ее предоставления;
  • Необходимо предоставить подлинники документов компании, если об этом попросит налоговый орган;
  • Верно и полно отразить статистические данные компаний в документации по бухгалтерскому и налоговому учету, а также доказательства внутреннего контроля со стороны управляющего персонала за соблюдением подлинности данной информации.

Хотелось бы также отдельно сказать о том, каким образом должно быть подано заявление в орган ФНС.

Так, сделано это должно быть не позднее первого июля года, который предшествует тому году, когда должен проходить налоговый мониторинг. Естественно, на этот период условия для данного вида контроля должны уже быть отражены в годовой отчетности за год, которые следовал ранее.

Помимо заявления в ИФНС должны быть представлены следующие документы:

  • Регламент, в котором прописана процедура взаимодействия компании и налогового органа;
  • Информация о юридических и физических лицах, которые имеют прямое или косвенное отношение к компании. Доля их участия должна составлять не менее 25%;
  • Учетная политика компании за тот год, в котором подано соответствующее заявление.

Необходимо отметить, что по желанию, организация может отозвать поданное ей заявление до того, пока налоговый орган не принял решение о начале проверки. Для этого также необходимо в ИФНС предоставить соответствующее заявление.

Как это не странно, но решение о проведении налогового мониторинга может быть, как положительным, так и отрицательным, независимо от того, соблюдены ли требования налогоплательщиками, указанные ранее. Принимается данное решение руководством ФНС не позднее, чем до 1 ноября года, когда было подано заявление от компании. Данное решение направляется компании не позже пятидневного срока с момента его принятия.

Важное внимание в момент принятия решения уделяется соблюдению требований, которые прописаны в статье 105 НК РФ:

  • Полная и достоверная информация о компании и лицах, которые имеют к ней непосредственное отношение;
  • Соблюдение условий предоставления заявления;
  • Правильное составление регламента взаимодействия между проверяемой компанией и налоговым органом.

Несмотря на то, что ранее уже было сказано вкратце о порядке данной процедуры, хотелось бы более подробно остановиться на отдельных вопросах.

Так, в частности:

Проверка проводится компетентными должностными лицами, которые имеют представление о проведении подобного вида процедур.

Необходимо отметить, что основным правом, которым пользуется должностное лицо, является право на истребование всех необходимых документов, которые имеют непосредственное отношение к данной проверке. Единственное, что не может требовать налоговый орган, так это те документы, которые уже были предоставлены ранее компанией, когда было подано заявление о проверке.

Если налоговым органом отмечены какие-либо несоответствия в ходе проверки, то на их исправление и пояснение компании предоставляется срок не менее 10 дней.

После того как налоговый орган рассмотрит представленное пояснение может выясниться что информация, которую ранее предоставляла компания, не соответствует действительности. В этом случае составляется соответствующий отчет по факту нарушений на основании статьи 105.30 НК РФ.

Возможны также случаи досрочного прекращения мониторинга. В качестве причин для подобных действий можно обозначить следующие:

  • Компания не выполняет условия, прописанные в регламенте информационного взаимодействия;
  • Информация, представленная организацией, не является достоверной;
  • Документы, истребуемые налоговым органом, несколько раз были представлены не своевременно или не в полном объеме.

Важно! Налоговый орган должен в течение 10 дней сообщить о своем решении относительно прекращения налогового мониторинга. При этом уведомление в организацию по данному вопросу должно быть отправлено не позднее 1 сентября того года, когда проводился данный вид налоговой проверки.

Необходимо отметить, что налоговый орган должно объяснить причину своих действий с учетом того, насколько своевременно и полно компания предоставляла истребуемую информацию. При этом данная процедура не является обязательной. Так, налоговый орган может самостоятельно принять решение о составлении мотивированного мнения или сделать это в том случае, если с подобной просьбой обратиться компания, где была проведена проверка.

Что касается оснований для составления мотивированного мнения, то они в полной мере ясны. Налоговый орган выполняет данную процедуру в том, случае, когда на лицо нарушения со стороны компании, обнаруженные в ходе проверки. Организация может потребовать более подробного объяснения мотивированного мнения в том случае, когда ей не совсем понятны причины приостановления налогового мониторинга.

Если говорить о сроках, то организация может потребовать разъяснений не позднее первого июля года, следующего после проведения и, соответственно, приостановления данной процедуры. Ответ налоговым органом должен быть дан в течение месяца, хотя орган ФНС может продлить данный срок еще на один месяц. Что касается организации, она также в течение месяца должна сообщить о том, согласна ли она с принятым решением, и если нет, то выразить причину несогласия.

Для чего организации необходимо мотивированное мнение налогового органа?

Для того, чтобы на основе поученной информации внести необходимые корректировки в деятельность компании.

Хотелось бы также отметить, что в случае, когда налоговый орган и проверяемая организация разошлись во мнении, в качестве посредника, который рассматривает данный вопрос, выступает ИФНС России, куда в течение трех дней с момента наступления разногласий должно быть отправлено соответствующее письмо со всеми данными относительно спорного вопроса.

Кстати, очень важно помнить о том, что существуют некоторые ограничения для налогового органа, которые прежде всего касаются вопроса соответствия между ценами организации и рыночными ценами, так как данный вопрос в его компетенцию просто не входит.

Далее хотелось бы более подробно остановиться на взаимосогласительной процедуре.

Данная процедура проходит на основании российского законодательства, а именно статьи 105.30 НК РФ. В соответствии с данной правовой нормой, ФНС России проводит взаимосогласительную процедуру, после получения советующих материалов от налогового инспектора. Также определен срок данной процедуры — один месяц — и указаны лица, участвующие в процессе — налоговый орган и организация, либо ее представитель.

На основании принятого решения ФНС России направляет уведомление организации, которое должно быть доставлено ей в течение трех суток со дня подписания.

В заключении хотелось бы ответить на вопрос, который чаще всего задается налогоплательщиками. В частности, могут ли проводиться камеральные или выездные проверки в момент проведения налогового мониторинга.

Если говорить о камеральных проверках, то они не должны проводиться за исключением ситуаций, когда:

  • Налоговая декларация не предоставлена в положенный срок, а именно до 1 июля;
  • В декларации по НДС или акцизам указана необходимость возмещения суммы налога.

Что касается выездных проверок, то они также не проводятся, не считая тех случаев, когда:

  • Налоговый орган проводит проверку в отношении должностных лиц, участвующих в налоговом мониторинге;
  • Организация отказывается выполнять требования, прописанные налоговым органом, проводившим проверку.

Помимо этого, как камеральные, так и выездные проверки могут быть проведены в случае, когда налоговый мониторинг был прекращен ранее планируемого периода.

В данной статье представлена наиболее полная информация относительно налогового мониторинга. В том случае, если у Вашей организации возникнут вопросы, касающиеся данной процедуры, или потребуется совет грамотного специалиста по подготовке к налоговому мониторингу, советуем обратиться к сотрудникам нашей компании, которые помогут в решении возникших проблем.

В 2015 году налоговый мониторинг стал новой формой налогового контроля (Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"). Но нормативно-правовая база, регламентирующая порядок проведения такого мониторинга, продолжает пополняться и в настоящее время. Так, в частности, утверждены новые формы документов для проведения налогового мониторинга (приказ ФНС России от 21 апреля 2017 г. № ММВ-7-15/323@ "Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним"; далее – приказ ФНС России от 21 апреля 2017 г. № ММВ-7-15/323@). Об особенностях данного института, существующих проблемах и перспективах его развития рассказали заместитель руководителя ФНС России Даниил Егоров и заместитель начальника Управления камерального контроля ФНС России Марина Крашенинникова.

Почему в принципе возникла идея внедрить институт налогового мониторинга в России?

Даниил Егоров
Даниил Егоров: Расскажу одну довольно забавную историю, которая произошла в 2010 или в 2011 году. К нам приехали представители Всемирного банка, чтобы оценить наши бизнес-процессы и определить, насколько мы отвечаем его представлениям о моделях контроля. Я докладывал по контрольной работе, очень бодро и яростно рассказывал про администрирование крупнейших налогоплательщиков: "Вы знаете, мы в прошлом году крупнейшим налогоплательщикам доначислили столько-то, но в этом году мы им еще доначислили столько-то". Мне казалось, было чем бравировать, ведь это показатели эффективности, с которыми мы живем. А в конце они задали мне такой вопрос: "А они что, вас не слушают что ли?". Я тогда не был способен ответить на него – действительно доначисления производились плательщикам, которые по идее должны отвечать самым верхним уровнем комплаенса. Это заставило серьезно задуматься. И тут как раз удачно получилось, что мы съездили в Голландию, и коллеги нам показали, как они перешли на новую модель горизонтального мониторинга, причем она у них менее стабильна с точки зрения правового института, потому что это не кодифицированная модель, но при этом достаточно гибкая для развития.

Я боялся, что мы запустим налоговый мониторинг, а в наших реалиях окажется, что это довольно уязвимый институт. Ведь формально проверок нет, доначислить налоги некому, все идет в спокойном режиме и даже результат называется "мотивированное мнение" – как-то слишком мягко. Здесь очень важно отдать должное, в том числе коллегам из блока досудебного аудита – многие поверили в этот проект и его запустили. И в итоге сегодня мы имеем кодифицированную систему, которой, честно говоря, похвастаться могут единицы. Мы можем говорить о том, хорошо это или плохо, но это стабилизированный правовой институт, что очень важно с точки зрения правоотношений.

Чем налоговый мониторинг принципиально отличается от привычных налогоплательщикам контрольных процедур?

Даниил Егоров: Когда мы посмотрели на процессы взаимодействия с крупнейшими налогоплательщиками, нам стало абсолютно очевидно, что вряд ли удастся добиться модели, при которой все учетные данные перейдут к нам, и мы сможем через централизованное хранение обрабатывать их. Дело в том, что на какой бы аспект ты ни указал в декларации крупнейшему налогоплательщику – жди потока документов. Для нас это тоже не радость – получать вагон документов, хранить их, обрабатывать, делать выводы. Теперь по сути меняется обработка потоков данных – идет очень серьезная перестройка вообще любых процессов в организациях, и в том числе в контролирующих. Налоговый мониторинг предполагает отсутствие контроля в том понимании, в котором он был до сегодняшнего дня.

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

Наш календарь бухгалтера подскажет, когда и какой платеж необходимо совершить – достаточно выбрать интересующую дату, и необходимая информация появится. Календарь обеспечивает бухгалтеров только актуальной информацией: он обновляется в режиме реального времени.

Мы выстраиваем новую модель взаимоотношений с налогоплательщиком – общаемся и понимаем, как устроен его бизнес, какие у него рутинные процедуры, какие процедуры автоматизированы, какие – нет, какие у него система внутреннего контроля, способ обработки данных и каким способом мы получаем эти данные. На все эти процессы мы смотрим удаленно и делаем выводы. Принципиальная задача – научиться выставлять требования к налогоплательщику и понимать его систему внутреннего контроля. Если мы понимаем, что процессы прозрачные, то обрабатывать груды документов не имеет никакого смысла. Именно этому и предстоит научиться коллегам из блока налогового мониторинга в инспекции. Это просто архисложная задача – перестроиться, это очень серьезный вклад в обучение и, если хотите, в мироощущение, поскольку наиболее сильные люди в мониторинге, конечно, из выездных налоговых проверок, которые работали с первичными документами.

Теперь у инспектора должно быть другое мировоззрение, он не как охотник зашел в организацию и атакует со всех сторон, а планомерно и равномерно оценивает каждый отдельный из институтов, каждый отдельный регистр, аналитику, отчетность, формирование первичных документов, где есть рисковые операции. Это разные вещи. И, конечно, нельзя так просто сказать, что мы с завтрашнего дня изменим систему. К этому нужно будет подходить совместно с налогоплательщиками и иметь с ними одинаковое представление о том, что такое адекватная налоговая политика, адекватный учет, адекватные требования по внутреннему контролю. Иначе мы будем говорить на разных языках.

Сколько компаний запросили в текущем году проведение налогового мониторинга?

Даниил Егоров: Пока в налоговом мониторинге участвует 21 организация, но понятно, что их будет больше.

Марина Крашенинникова
Марина Крашенинникова: Добавлю, что все участники налогового мониторинга 2016 года стали участниками и 2017 года, никто из них, скажем так, не передумал. Это для нас очень важно.

Как крупнейший налогоплательщик может запустить в отношении себя процесс налогового мониторинга?

Марина Крашенинникова: Наверное, для многих участников не совсем прозрачна процедура вступления в налоговый мониторинг. Налогоплательщик должен соответствовать критериям, определенным в Налоговом кодексе [ч. 3 ст. 105.26 НК РФ. – ГАРАНТ.РУ], и вместе с заявлением о вступлении представить нам регламент информационного взаимодействия, а также документы об осуществлении внутреннего контроля. В отношении этих двух документов у нас уже разработаны требования – есть зарегистрированный в Минюсте России и опубликованный приказ, который утверждает требования к регламенту информационного взаимодействия (приказ ФНС России от 21 апреля 2017 г. № ММВ-7-15/323@). Также сейчас на регистрации в Минюсте России находится приказ об утверждении требований к организации системы внутреннего контроля, мы надеемся, что в ближайшей перспективе этот документ будет принят.

При обращении к нам налогоплательщиков мы практикуем проведение вступительного интервью, в котором часто спрашиваем о том, что вообще мотивирует их на проведение мониторинга. Мы выделили четыре основных причины, которые, как правило, называют организации. Это необходимость оптимизации издержек, связанных с налоговыми проверками, и сокращения объема документов, которые представляются в ответ на требования налогового органа. Также налогоплательщики указывают на необходимость снижения резервов, связанных с неопределенными налоговыми позициями, и еще один мотиватор, достаточно существенный, – быстрое закрытие налогового периода и достижение ранней определенности.

Если говорить вкратце, как проходит налоговый мониторинг?

Марина Крашенинникова: После того, как налоговый орган выносит решение о проведении налогового мониторинга, он создает рабочую группу, в которую включает специалистов из разных подразделений, а она формирует уже план проведения налогового мониторинга. Потом эта группа разрабатывает детальную программу проверки по каждому виду налогов. По результатам проверки формируется заключение и потом мы пытаемся оценить, насколько эффективен этот режим налогового администрирования для налогоплательщика. Сейчас готовятся рекомендации по проведению налогового мониторинга – проект документа только частично видели налоговые органы и не видели еще, к сожалению, налогоплательщики. Его цель – стандартизировать процессы и мероприятия налогового контроля, которые у нас проводятся в рамках налогового мониторинга. Документом определен перечень контрольных мероприятий в разрезе налогов, сборов и страховых взносов, план проведения мониторинга, то есть описание этапов его проведения, требования к продолжительности этапов, к достаточности контрольных мероприятий. Также будут определены формы и порядок формирования отчетности о результатах контрольных мероприятий.

Хорошо ли компании понимают этот процесс?

Даниил Егоров: Вообще была первоначальная идея, которая нам, к сожалению, не удалась – это совместные семинары налоговых инспекций и представителей компаний, вовлеченных в налоговый мониторинг. Мы планировали на них рассказывать, как организовывается система учета, внутреннего контроля, чтобы люди вместе по сути погружались в одну среду. Пока нам это не удалось, это минус, и вообще идейно было бы правильно, чтобы сначала люди прошли через обучение, а потом уже мы бы разработали правила и алгоритмы – как будет происходить взаимодействие в рамках налогового мониторинга. Но так или иначе мы готовим рекомендации и естественно будем обсуждать это с коллегами – участниками мониторинга. Мы также параллельно пытаемся сделать коммуникативное окошко, чтобы выкладывать данные для участников мониторинга. То есть от налогового органа компания получит логичные и понятные стандарты, мы думаем над тем, чтобы стабилизировать этот институт через личные кабинеты налогоплательщиков на сайте ФНС России. Такое поручение у меня есть непосредственно от руководителя.

При вступлении в налоговый мониторинг организации нужно соответствовать критериям, определенным в законе. А есть ли дополнительные аспекты, которые принимает во внимание ФНС России?

Марина Крашенинникова: В общем-то есть четыре основных аспекта, на которые мы внимательно смотрим. Соответствие критериям НК РФ – это понятно, далее – окружение налогоплательщика, то есть участие в консолидированной группе налогоплательщиков и сведения о взаимозависимых лицах. Важным аспектом для нас является соблюдение законодательства о налогах и сборах, то есть та история, которую уже накопил налогоплательщик, например, какие у него были открыты вопросы с налоговым органом, все ли вопросы урегулированы, есть ли какие-то судебные дела, есть ли что-то на стадии досудебного обжалования. И четвертый важный момент, на который мы тоже обращаем внимание, – это техническая готовность к взаимодействию. Речь идет о возможности предоставить онлайн-доступ к своей информационной системе либо представить какую-либо аналитическую витрину данных. Это такие основные моменты, которые определяют готовность налогоплательщика к переходу в этот режим.

На что организации нужно обратить внимание при вступлении в налоговый мониторинг?

Марина Крашенинникова: При подготовке к вхождению в налоговый мониторинг есть три основных аспекта, на которых организации нужно сосредоточиться. Первый момент – это регламент информационного взаимодействия, достаточно большой документ, который полностью определит в будущем порядок взаимодействия организации с налоговым органом. Второй большой важный документ – это положение о системе внутреннего контроля, которое в дальнейшем определит, как вы построите систему налогового контроля совместно с вашим налоговым органом. И третий существенный аспект, мы просим организации заранее об этом задумываться, – это планируемые запросы мотивированного мнения, направляемые организацией, те проблемные вопросы, которые она собирается урегулировать при вступлении в налоговый мониторинг.

Как именно налоговая инспекция получает доступ к данным налогоплательщика?

Даниил Егоров: Безусловно, мы говорим об удаленном доступе и отказе от истребования документов. Речь идет о том, что мы можем при необходимости через регистры попасть в первичку. Но к сожалению, сегодня первичная документация составляется на бумажных носителях, которые потом надо сканировать и вкладывать в учетную систему. Все понимают, что это уже для сегодняшнего дня анахронизм. Следовательно, придется вкладываться в развитие института электронного обмена документами, чтобы организации было комфортно сразу первичные документы загружать в учетные системы. Получается, что у нас налоговый мониторинг еще и является движком стабилизации института электронных документов.

Сегодня мы запустили по сути вариативную модель налогового мониторинга, когда можно получить данные удаленно через оператора электронного документооборота, либо создать условия, когда инспектор имеет доступ к витрине данных, где по определенному алгоритму выкладывается нужная информация, либо допустить инспектора удаленно непосредственно в учетную систему. Мы специально развиваем разные способы коммуникации, чтобы понять, какие из них выживут в конкуренции.

Марина Крашенинникова: Приоритетным для нас является удаленный доступ к информационной системе, будь то система бухгалтерского учета или аналитическая витрина. Классический обмен данными через телекоммуникационные каналы связи и операторов электронного документооборота никто не отменял, но работа через оператора опять приводит к тому, что налоговый орган работает с файлами и у него отсутствуют те функциональные возможности по обработке больших объемов информации, которые есть у организации.

От чего зависит тщательность проверки налогоплательщика и, соответственно, количество изучаемой информации?

Даниил Егоров: Определение налоговым органом того, насколько серьезно нужно погружаться в данные налогоплательщика базируется на матрице рисков, которая обрабатывается как налогоплательщиком, так и налоговым органом. Учитываются, к примеру, риски некорректного определения налоговой базы, неполноты отражения доходов, необоснованного применения льготы. А наиболее существенными можно назвать риск участия в схеме уклонения от налогообложения, риск получения необоснованной налоговой выгоды и риск неправомерного возмещения налога из бюджета. Наряду с налоговыми рисками мы принимаем во внимание несколько других блоков, в частности, экономические условия (валютные риски, риски изменения цен на бирже), организационную структуру и бизнес-модель (риски операций с сомнительными контрагентами, риски ценообразования в группе взаимозависимых лиц).

Марина Крашенинникова: К моменту анализа матрицы рисков и контрольных процедур налогоплательщика мы имеем достаточно комплексное представление о том, какие риски вообще могут реализоваться. Мы проверяем, насколько полно идентифицированы риски налогоплательщика в отношении самого себя, просим налогоплательщика при этом ранжировать риски, чтобы оценить их уровни, смотрим описание контрольных процедур и их практическую выполнимость, насколько они регламентированы внутренними документами корпорации. Последнее показывает, что все процедуры действительно выполняются, и кто-то несет ответственность за их выполнение. Также мы обращаем особое внимание на уровень автоматизации контрольных процедур – это очень важно. Уровень автоматизации говорит о том, что контрольная процедура будет исполнена независимо от того, какой сотрудник придет или не придет на работу, то есть мы убираем влияние субъективного человеческого фактора. Это важный шаг, который необходимо осуществлять вообще до совершения каких-либо мероприятий в рамках налогового мониторинга.

Мы пытаемся инкорпорировать риск-ориентированный подход до достаточно детального уровня и смотреть прежде всего операции, которые действительно рисковые, а не проверять все целиком.

Насколько существенно сроки налогового мониторинга отличаются от сроков проведения обычной проверки?

Даниил Егоров: Если мы работаем с институтом выездной налоговой проверки, то получается четыре с лишним года, а срок налогового мониторинга составляет год и девять месяцев. Однако, что касается мотивированного мнения, сегодня мы не удовлетворены своей работой по нему. Оно составляется очень медленно – 115 дней, скорость должна быть другой. Для этого безусловно есть причины, потому что вся система притирается к модели, в которой мы не должны писать "таким образом, смотрите статью такую-то". В мотивированных мнениях должно быть ясно, как необходимо учесть ту или иную операцию, сделку. Но эти сроки необходимо сократить, для этого мы разрабатываем регламент взаимодействия в рамках формирования мотивированных мнений.

Марина Крашенинникова: Действительно, по срокам составления мотивированного мнения идет нарушение, но с обеих сторон – и налогового органа, и налогоплательщика, потому что в рамках рассмотрения мотивированных мнений 46 дней у нас уходит на то, чтобы дозапросить документы у налогоплательщика для рассмотрения запроса. Это тоже много, с учетом того, что организация, предоставляя запрос, вроде как уже должна все документы изначально подготовить. Кроме того, несмотря на то, что мотивированное мнение выносится налоговым органом, некоторые вопросы, по которым идет запрос, напрямую не регулируются службой. Например, по одному из запросов Банк России уже 89 дней формирует свою позицию, и здесь мы целиком зависим от сроков его ответа. Есть небольшая коллизия – сроки прописаны в НК РФ [ч. 5 ст. 105.26 НК РФ. – ГАРАНТ.РУ], а у других органов исполнительной власти этих сроков нет. Безусловно, заставить их дать нам ответ в течение 30 дней мы не можем. Данный вопрос мы тоже пытаемся урегулировать, но проблема есть, и к ней нужно быть готовым.

В каких направлениях планируется развивать новый институт?

Даниил Егоров: Предстоит обсудить, нужна ли стандартная процедура захода налогового органа в данные налогоплательщика и нужен ли стандарт налогового файла. Если поймем, насколько это необходимо в работе, требования к стандартному файлу появятся ориентировочно к III кварталу 2018 года. Совсем интересное отдаленное будущее – сертификация данных учетных систем. То есть если мы проверили, как работает какая-то сертифицированная учетная система, то претензии у нас могут быть только к самим себе, если она работает по тем стандартам, по которым сертифицирована.

У нас в работе рекомендации по оценке эффективности налогового мониторинга (III квартал 2017 года). От этого зависит целеполагание, иначе будем находиться под риском разного понимания целей и задач этого института. Также мы готовим рекомендации по составлению запросов для мотивированного мнения (I квартал 2018 года) и рекомендации по проведению налогового мониторинга (IV квартал 2017 года).

Налоговый мониторинг – это форма налогового контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.

Понятие и предмет налогового мониторинга

Налоговый мониторинг представляет собой относительно новую форму выражения налогового контроля и учета, направленную на установление наблюдения за соблюдением норм налогоплательщиками, которые устанавливаются положениями НК РФ.

Непосредственным предметом контроля налогового мониторинга в России является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты установленных налогов и сборов, проверка базы доходов как юридических, так и физических лиц, проверка всех этапов процедуры уплаты предусмотренных сборов, защита бюджета государства и своевременное обнаружение нарушений действующих налоговых норм в организациях.

Помимо этого, цель работы налогового мониторинга предусматривает и защиту законных интересов налогоплательщиков, особенно, если это новая служба и финансовый порядок учета, налогообложения, перехода на УСН еще совсем не налажен.

Данная форма контроля выражается в постоянном наблюдении и фиксировании определенных результатов, которые были выявлены в ходе той или иной проверки. Затем полученные результаты могут быть сравнены.

На основании данной операции составляется соответствующий график, который может показать важные процессы, выявить цикличность и обнаружить иные важные сведения.

Налоговый мониторинг является установленной юридической процедурой, следовательно, его результаты могут быть использованы для установления определенных санкций и штрафов за те или иные нарушения, которые были допущены налогоплательщиками.

Чтобы данные результаты оказались правомерными и действительными, налоговый мониторинг должен быть проведен с учетом всех требований и нормативов, которые были установлены положениями действующего НК РФ.

Проведение налогового мониторинга

Проведение налогового мониторинга является важной налоговой процедурой, которая может проводиться только при наличии законных на это оснований и только определенными лицами, имеющими соответствующие полномочия. При этом данная форма контроля и способы ее осуществления должны полностью соответствовать положениям, которые содержат нормы налогового законодательства России, а также соответствующий регламент.

Сама процедура проведения налогового мониторинга в России, как форма контроля, осуществляется на основании представления доступа налоговому органу к определенным сведениям, содержащимся в организациях. К этим сведениям можно отнести данные финансовой отчетности участников налоговых правоотношений, информацию базы доходов и расходов и т.д.

Особым примечанием выступает тот факт, что данный доступ должен быть представлен налоговому органу на постоянной основе, для последующего регулярного осуществления контроля в установленной форме. Налоговый мониторинг, как форма проверки участников налоговых правоотношений, обладает достаточно редкой особенностью – он носит длящийся характер.

В тоже время, важной особенностью, которую предусматривают действующие нормы законодательства России, является тот факт, что налоговый орган не вправе осуществлять дополнительные проверки, в том числе и выездные, в том случае, если в данный момент осуществляется налоговый мониторинг.

Условия проведения налогового мониторинга

Налоговый мониторинг может быть проведен при наличии определенных условий, которые устанавливаются положениями НК РФ и являются обязательными для сотрудников налоговых организаций.

Главным условием проведения налогового мониторинга выступает тот факт, что он проводится по письменному заявлению представителя организации, которая выражает свое желание на осуществление данной процедуры. Подать заявление могут организации, которые отвечают следующим условиям, которые устанавливает НК РФ:

  • общая налоговая сумма базы доходов, которая включает в себя НДС, налог на прибыль и т.д., составляет не менее 300 миллионов рублей, за определенный отчетный период;
  • объем базы доходов, по данным действующей бухгалтерской отчетности, составляет не менее 3 миллиардов рублей, за отчетный период – календарный год, в который было подано соответствующее заявление;
  • общая сумма активов, в соответствии с данными бухгалтерской отчетности, составляет не менее 3 миллиардов рублей, за отчетный период – год, предшествующий году, в котором было подано заявление.

Заявление подается заинтересованным лицом в налоговый орган, по месту нахождения организации, либо иного юридического лица. Организации, которые были признаны крупнейшими налогоплательщиками, должны подавать заявление по месту данного учета в налоговых органах.

Заявление, как правовой документ, должно содержать все необходимые сведения: форма организации, ее регламент, количество законных участников, финансовый порядок учета и налогообложения, данные базы доходов, УСН и т.д.

Срок проведения и цели налогового мониторинга

Налоговый мониторинг участников правоотношений осуществляется в соответствии с целями, поставленными положениями налогового законодательства России и НК РФ. В основной список целей можно включить следующие:

  • максимальное снижение рисков для участников, касаемо применения штрафных санкций со стороны государства, которые нередко бывают вызваны определенными нарушениями норм действующего законодательства России;
  • осуществление определенного страхования от возможных убытков, которые могли бы повлечь непреднамеренные нарушения действующих норм налогового законодательства и НК РФ;
  • более легкое и быстрое урегулирование возможных проблем, которые были найдены во время непосредственного осуществления мониторинга, например, неверного перехода на УСН;

Как видно из вышеперечисленных положений, налоговый мониторинг всегда преследует основную цель – обеспечение защиты законных интересов и прав налогоплательщиков.

Налоговый мониторинг проводится в определенный временной период – финансовый год, следующим за годом, когда балы осуществлена подача соответствующего заявления заинтересованной организацией.

Общие положения устанавливают, что налоговый мониторинг начинается 01 января года и продолжается до 01 октября следующего года.

Регламент учета и информационного взаимодействия

Регламент учета и информационного взаимодействия устанавливает особый порядок представления налоговому органу требующихся документов, носящих финансовый характер. Данный документ представляет собой сведения базы доходов, данные УСН и налогового учета, финансовый отчет участников и т.д.

Помимо этого, регламент учета и информационного взаимодействия устанавливает действующий порядок уплаты и учета страховых взносов, перечисления налогов, перехода на УСН.

Регламент учета и информационного взаимодействия составляется и утверждается в соответствии с действующей формой, предусмотренной нормами налогового права.

Несоблюдение установленной формы, также неполное указание требуемых сведений, либо представление ложной информации, приведут к тому, что существующий регламент учета и информационного взаимодействия будет признан недействительным и не сможет учитываться во время непосредственного проведения налогового мониторинга уполномоченными лицами.

Данный финансовый документ должен содержать максимально подробные и точные сведения о схеме учета налогов конкретной организации, вне зависимости от того, применяет ли данная служба УСН или нет.

В последнее время контролирующие органы в работе с предприятиями широко применяют меры профилактического и предупредительного характера, в том числе мониторинги. Помогают ли эти методы добиться исполнения налоговых обязательств в полном объеме и о новациях в этой сфере рассказал начальник инспекции Министерства по налогам и сборам по Витебской области Валерий Лобацевич.

– Валерий Николаевич, расскажите, кто попадает в объекты налогового мониторинга?

– Действительно, сегодня основной акцент делается не на привлечение к ответственности за совершение правонарушений, а их профилактику и предупреждение. Это стало безусловным приоритетом при организации всей контрольной деятельности.

Информация для этого может быть получена как от госорганов, иных организаций, граждан (например, о приеме наличных денежных средств без применения кассового оборудования), так и непосредственно от самих субъектов при предоставлении налоговых деклараций.

Налоговые органы, используя имеющиеся сегодня достаточно эффективные методы предварительного анализа деятельности плательщиков, могут осуществлять на его основе точечный контроль тех объектов, где вероятность грубых нарушений налогового законодательства максимальна.

Например, в ходе работы мы определяем организации, выручка от реализации товаров (работ, услуг) которых существенно ниже, чем у других субъектов с аналогичными видами и условиями деятельности. В отношении таких плательщиков назначаем мониторинги, чтобы установить объективность отражаемых ими результатов финансово-хозяйственной деятельности.

– Чем отличается мониторинг от привычной проверки субъектов хозяйствования?

– Мониторинг в отличие от проверок осуществляется без предписания, истребования объяснений, документов и т.п. По итогам не составляется акт (справка). Законодательством не ограничен срок проведения мониторинга, однако, если исходить из сути и цели, он может быть сопоставимым со сроком проведения проверки.

Преимуществами мониторинга являются его разносторонность, быстрота проведения и гибкость реагирования, позволяющие предотвращать нарушения без вмешательства в хозяйственную деятельность субъекта хозяйствования.

Такая форма контроля существенным образом влияет на налоговую культуру субъектов, степень их ответственности перед государством и дисциплинированность за счет добровольного устранения и недопущения в дальнейшем нарушений налогового законодательства.

За 2018 год инспекциями Витебской области направлено более 200 рекомендаций об устранении нарушений (недостатков), сумма добровольно уплаченных налогов в бюджет по результатам рассмотрения рекомендаций составила 100 тыс. рублей.

– Каковы возможные последствия для плательщиков, у которых в ходе мониторинга выявлены нарушения законодательства?

– При обнаружении в ходе мониторинга нарушений субъекту вручаются рекомендации об их устранении, в случае невыполнения которых либо повторного выявления недостатков могут быть применены меры административной ответственности. Кроме того, налоговый орган может назначить внеплановую проверку деятельности такого субъекта.

– Существуют какие-либо особенности в проведении мониторингов?

– Да. Например, контролирующие органы вправе использовать интернет, видео- и телекоммуникационные ресурсы дистанционного контроля.

Видеосистема устанавливается непосредственно в помещении субъекта хозяйствования и мониторинг осуществляется в режиме онлайн без присутствия сотрудников налоговых органов.

Мониторинги с видеонаблюдением проведены в отношении 7 субъектов, оказывающих парикмахерские и стоматологические услуги, ремонт транспортных средств, а также осуществляющих розничную торговлю одеждой под маркой «дешевых товаров». По их результатам и проведенной впоследствии разъяснительной работы средняя дневная выручка по сравнению с домониторинговой увеличена всеми субъектами, например, в сфере оказания парикмахерских услуг до 5 раз, стоматологических – в 2 раза.

Две организации, оказывающие услуги по ремонту автомобильного транспорта (их налогообложение зависит от средней численности персонала), после проведения мониторингов увеличили налоговые платежи в 2 – 3 раза за каждый последующий месяц.

Несмотря на то, что мониторинг является мерой предупредительного характера, в отдельных случаях он использовался как форма контроля с привлечением виновных лиц к административной ответственности.

Повторюсь: это делается только в отношении недобросовестных плательщиков, которые не реагируют на рекомендации, выданные по результатам первоначального мониторинга.

Например, сейчас на особом контроле находятся субъекты, осуществляющие реализацию импортной одежды низкого ценового сегмента. В отношении одного из них был назначен мониторинг с использованием камер видеонаблюдения. По результатам установлено, что средняя выручка за день во время проведения мониторинга в 4 раза превышает выручку, отраженную плательщиком для налогообложения, а также зафиксированы факты нарушения порядка приема наличных денежных средств. Плательщику были направлены соответствующие рекомендации. Однако он не внял им.

Инспекция назначила повторный мониторинг и снова выявила нарушения. В итоге 4 работника общества привлечены к административной ответственности. После повторного мониторинга плательщик увеличил в 5 раз среднедневную выручку на один объект за 4 квартал 2018 года.

По результатам видеомониторингов с учетом увеличения плательщиками выручки окупаемость системы дистанционного контроля себя полностью оправдала, затраты на приобретение оборудования и услуги связи окупились в 15 раз. Так что будем применять ее в дальнейшем.

Сергей Антонов, «Витебские вести», 13 марта 2019 г.

Читайте также: