Оборот каких товаров будет особо контролировать налоговый орган с 1 июля 2021 года

Опубликовано: 15.05.2024

С 1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ, который внес изменения в Налоговый кодекс в связи с созданием в РФ системы прослеживаемости товаров.

Что такое прослеживаемость товаров

Федеральный закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ был разработан в целях создания национальной системы прослеживаемости товаров.

Она была предусмотрена Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (которое было заключено в г. Нур-Султане 29.05.2019 года и ратифицировано Федеральным законом от 02.12.2019 г. № 386-ФЗ) (далее - Соглашение).

Национальная система прослеживаемости - информационная система государства - члена ЕАЭС, которая обеспечивает сбор, учет и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров.

Прослеживаемость товаров – организация их учета в рамках национальной системы прослеживаемости.

Указанное следует из статьи 1 Соглашения.

Цель введения прослеживаемости товаров – контроль за их оборотом от момента ввоза в РФ до момента реализации конечному потребителю.

Этот механизм призван помочь в борьбе ввозом «серых» или контрафактных товаров и уклонением от уплаты налогов и таможенных платежей.

Эксперимент по прослеживаемости уже начал применяться с 1 июля 2019 вплоть до 31 декабря 2020 года в рамках постановления Правительства РФ от 25.06.2019 № 807 «О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления».

Он касается ряда товаров, выпущенных на территории РФ в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

При этом каждой партии товара, подлежащей прослеживаемости, присваивался регистрационный номер (РНПТ), без нанесения идентификационных меток на товар.

Со вступлением в силу Федерального закона от 09.11.2020 № 371-ФЗ положения о прослеживаемости товаров приобретают обязательный характер.

Оформление счетов-фактур

При реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, счета-фактуры, в том числе корректировочные счета-фактуры, должны выставляться в электронной форме.

Исключение составляют случаи:

  • реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд;
  • реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, налогоплательщикам налога на профессиональный доход;
  • реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);
  • реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ на территорию другого государства - члена ЕАЭС.

Кроме того, счета-фактуры следует оформлять с учетом новых реквизитов:

  • регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости;
  • количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости;
  • количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости.

Эти сведения указываются только в отношении товаров, подлежащих прослеживаемости.

Если страной происхождения не являются государства - члены ЕАЭС, в счете-фактуре следует указать регистрационный номер декларации на товары.

Отчеты об операциях с товарами, подлежащих прослеживаемости

С 1 июля 2021 года у организаций появляется новая обязанность.

Они должны представлять отчеты об операциях с товарами, подлежащих прослеживаемости, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости.

Эта обязанность распространяется только на организации, которые совершают операции с товарами, подлежащие прослеживаемости.

Случаи и порядок представления отчетов утвердит Правительство РФ.

Указанное следует из пункта 2.3 статьи 23 Налогового кодекса.

Камеральная проверка деклараций

При проведении камеральной проверки декларации по НДС, единой упрощенной декларации, декларации по УСН или ЕСХН, инспекция вправе истребовать у организации счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащих прослеживаемости.

Такое полномочие ей предоставлено при выявлении несоответствий между сведениями:

  • в налоговой декларации и сведениями, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости или в документах, содержащих реквизиты прослеживаемости;
  • об операциях, которые содержатся в налоговой декларации по НДС и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости;
  • об операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчете об операциях с подлежащими прослеживаемости товарами, который представила другая организация.

При этом ИФНС не может истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, если такие документы уже были ранее представлены в налоговый орган.

Меры ответственности за невыполнение обязанностей, связанных с прослеживаемостью товаров

С 1 июля 2021 года у организаций появляется обязанность представлять в ИФНС отчеты об операциях с товарами, подлежащих прослеживаемости, а также счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащих прослеживаемости в случае, если эти документы будут запрошены в рамках камеральной проверки декларации.

Специальной ответственности за невыполнение этих обязанностей при осуществлении операций с товарами, подлежащих прослеживаемости, Налоговый кодекс не устанавливает.

Однако, по нашему мнению, в таком случае организацию могут привлечь к ответственности по статье 129.1 Налогового кодекса при условии, что отсутствуют признаки правонарушения, предусмотренные статьей 126 Налогового кодекса.

Она предусматривает штраф в размере 5 тыс. рублей за неправомерное несообщение или несвоевременное сообщение организацией сведений, которые она должна представить налоговому органу.

Если указанные действия организация совершит повторно в течение года, штраф достигнет 20 тыс. рублей.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Малый бизнес освободили от плановых проверок на 2021 год. Но он не распространяется на внеплановые проверки - только на плановые, которые проводятся 1 раз в 3 года.

Какие проверки возможны, каких ожидать и что делать - читайте далее.

Какие проверки

Налоговым кодексом предусмотрены плановые и внеплановые проверки (согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Оформили информацию о них в таблице ниже.

Виды проверок / Свойства

Проверки, которые проводятся по заранее установленному плану.

Проверки, которые проводятся по уведомлению налогового органа.

по заявлению потребителей либо третьих лиц.

Основание для визитов налоговых инспекторов

Налоговые органы обязаны регулярный осуществлять контроль (согласно требованиям налогового законодательства).

отсутствие реакции на предписание налогового органа в рамках оговоренного срока;

если проверка является условием для выдачи специального разрешения (лицензии) или разрешения (согласования);

обращение граждан (с доказательствами) об угрозе и причинению вреда организацией или бизнесменом жизни, здоровью граждан, животных, растений, окружающей среде, объектам культурного наследия народов России, безопасности государства;

нарушение прав потребителей; нарушения требований к маркировке товаров;

обнаружение фактов, которые могут вести к нарушениям;

отдельное поручение Президента РФ, Правительства РФ, требование прокурора на основании предоставленных фактов.

Согласно налоговому Законодательству налоговая проверка обязательно произойдет по факту предоставления налоговой отчетности — сообщается на официальном сайте ФНС.

Плановые и внеплановые проверки бывают следующих подвидов:

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства на основе налоговой декларации, данных бухгалтерского учета и других документов.

Проверка начинается после подачи декларации в налоговый орган без уведомления налогоплательщика и длится около 3-х месяцев.

Истребование документов у налогоплательщика,

Истребование документов у контрагентов,

Участие переводчика или стороннего эксперта,

Осмотр документов и предметов с согласия налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка - проверка с посещением представительства организации и проводится в отношении налога на прибыль организации.

Срок проведения - 1-6 месяцев (зависит от вида проверки и используемых инструментов).

требование документов (информации),

получение экспертного заключения,

Вместе с этим в Налоговом Законодательстве закреплено понятие налоговых рисков — возможных финансовых убытков вследствии визита налоговой инспекции. Хотя четкого определения нет.

По результатам налоговой проверки в случае обнаружения нарушения предприниматель привлекается к ответственности (требования фнс об этом изложены в ст 101 НК РФ и Федеральном законе от 16.11.2011 N 321-ФЗ).

Так как же узнать об ожидаемых проверках и минимизировать налоговые риски? Читайте далее.

Актуальный ежегодный график планов проверок


Сайт Генеральной прокуратуры РФ.

Введите ИНН, ОГРН или наименование искомой организации — получите информацию из базы данных ФНС с информацией по проведению выездных и камеральных налоговых проверок.


Скриншот результата проверки

В 2021 году произошло обновление налогового законодательства.

На 2021 год мораторий продлен

Документ устанавливает, что в 2021 году действует мораторий (продолжается с 2020 года) на проведение плановых выездных проверок в отношении юридических лиц и ИП, субъектов малого бизнеса. Соответствующее постановление было подписано Михаилом Мишустиным, сообщает Министерство Экономического Развития.

Однако, как и раньше инспекторы ФНС будут проверять следующие субъекты мсп:

осуществляющие деятельность в социальной сфере,

сфера теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения и повышения энергетической эффективности,

предприятия из области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Малые предприятия этих сфер будут подвергаться налоговому мониторингу и другим методам проверки налоговой инспекции — в соответствии с п.9 ст. 9 закона № 294-ФЗ.

Кроме этого, государственный орган контроля проверит:

компании, использующие производственные объекты из категории чрезвычайно высокого или высокого уровня налоговый рисков, либо попадающие в 1 и 2 класс опасности, либо в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля;

субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);

Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.

ВНИМАНИЕ! Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление

Подготовьте следующие документы:

Заявление об исключении из плана проверок (форма по ссылке).

Если у вас ООО, сделайте копию бухгалтерской отчётности.

Если вы ИП, подготовьте копию отчета по УСН или НДФЛ.

Для организаций всех форм, нужна копия отчета для налоговой о численности персонала.

Эти документы подавайте в орган, который назначил проверку — информацию смотрите в плане проверок.

В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2021 года включать вас в план больше не должны.

Несмотря на мораторий, государственный контроль в 2021 году будет осуществляться. Каким образом? Читайте далее.

В 2021 году ФНС может обойти мораторий на законном основании

Государственной думой был принят Федеральный Закон N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Он одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. Вступил в силу 1.07.2021 года.

Данный закон вводит новые формы внеплановых налоговых проверок, согласно которым налоговые инспекторы вправе проверять бизнес.

Контрольная закупка — создание ситуации для сделки — для оценки обязательных требований при продаже. Проводится без предварительного уведомления.

Мониторинговая сделка — сделка с последующим направлением товаров или услуг на экспертизу на соответствие их (приобретенных товаров или услуг) требуемому качеству. Также проводится без предварительного уведомления.

Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).

Инспекционный визит — осмотр предприятия без предварительного уведомления владельца (представителя бизнеса). Также проводится по согласованию с прокуратурой (исключения — те же, что и в пункте про выборочный контроль).

Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.

Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.

Выездная проверка — мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований и оценке качества выполнения этих требований.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.

Выездное обследование — визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Проводится без информирования о процедуре.

Также вводятся так называемые “профилактические мероприятия”:

информирование — размещение соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах;

обобщение правоприменительной практики — подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;

меры стимулирования добросовестности — мероприятия по нематериальному поощрению добросовестных контролируемых лиц. Подробная информация — на сайте контрольного органа;

объявление предостережения — объявление контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;

консультирование — бесплатные разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, муниципального контроля;

самообследование — самостоятельная оценка соответствия обязательным требованиям законодательства;

профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Порядок проведения данных мероприятий также обозначен в соответствующем федеральном законе.

Сдаем налоговую отчетность в 3 клика

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные

формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС

создают счета и договора

напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.


Выбирайте правильные кассы и недорогих помощников в бизнесе.

Дата публикации: 02.04.2021

В рамках «регуляторной гильотины» принят Закон, который существенно изменит процедуру проверок бизнеса. Его задача –устранить недостатки действующих норм, регулирующих сферу проверок, а также снизить количество проверок бизнеса.

Пробежимся по основным изменениям.

Разные контролеры не будут проверять соблюдение одних и тех же требований

В законе установили, что проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля недопустима.

Все проверки зафиксируют онлайн

Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий будут отражаться в информационной системе. Все проверяющие смогут следить за проверкой в режиме реального времени в онлайне.

Для этого будут созданы:

  • Единый реестр видов государственного и муниципального контроля (надзора);
  • Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;
  • Информационная система досудебного обжалования;
  • Реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований;
  • Информационные системы контрольных (надзорных) органов.

Реестр видов федерального государственного контроля (надзора) будет сформирован до 01.01.2022.

Риск-ориентированный подход при проведении контрольно-надзорных мероприятий

Он предполагает, что выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объем, интенсивность и другие параметры зависят от оценки рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, если контролируемое лицо нарушит обязательные требования. Соответственно, чем выше такой риск, тем чаще и тщательнее будут проверять.

Оценивать эффективность контролирующего органа по количеству проверок запретили

То есть оценка результативности и эффективности деятельности контрольного (надзорного) органа больше не будет зависеть от:

  • проведенных контрольных мероприятий;
  • выявленных нарушений;
  • лиц, привлеченных к ответственности;
  • и т.д.

Это должно способствовать избавлению от так называемой палочной системы, то есть привести к сокращению проверок и наложенных штрафов.

Определены способы сокращения количества проверок

Новый закон предусматривает механизмы, применение которых может существенно сократить количество проверок организаций и предпринимателей.

Например, организация может быть освобождена от проведения плановых проверок при заключении договора страхования рисков причинения вреда (ущерба). Похожее правило предлагается применять и к членам саморегулируемых организаций, в отношении которых саморегулируемая организация проводит контроль.

Предусмотрен также такой способ освобождения от проверок, как признание результатов независимой оценки соблюдения обязательных требований. Законом может быть установлен порядок, при котором организация проходит оценку соблюдения требований закона в независимой аккредитованной организации, а контролирующий орган принимает результаты такой оценки и не проводит дополнительные проверки в случае успешных результатов процедуры оценки.

Введены новые формы контроля и надзора

Наряду с мероприятиями, применяемыми сегодня, закон предусматривает новые способы контроля:

  • выездное обследование (визуальное обследование по месту нахождения (ведения деятельности) организации, гражданина, объекта контроля путем осмотра общедоступных производственных объектов без уведомления контролируемого лица);
  • мониторинговую закупку (закупка товара или заказ работ/услуг для направления на испытание, экспертизу, исследование для проверки соответствия требованиям к безопасности и (или) качеству);
  • выборочный контроль (отбор образцов продукции (товаров) по месту их хранения и (или) реализации с целью подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству);
  • инспекционный визит (визит должностного лица контролирующего органа по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, в ходе которого осуществляется осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов).

Новые виды контроля по замыслу законодателя потребуют меньшего количества издержек со стороны контролируемых лиц, а также помогут сократить время взаимодействия с контролерами или вовсе избежать контактов.

Проверки станут короче

Срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней. По действующим сегодня правилам проверка может длиться до 20 рабочих дней.

Мониторинг вместо плановых проверок

В качестве одного из способов снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий предлагается мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом. Он может проводиться при помощи дистанционных технических средств, работающих в автоматическом режиме. Такие устройства будут осуществлять фото- и киносъемку, видеозапись, собирать другую информацию для контролирующего органа. А лицо, находящееся под таким мониторингом, будет освобождено от плановых проверок соблюдения требований, контроль которых осуществляется при проведении мониторинга.

Выездная проверка должна проводиться только в исключительных случаях

По новым нормам выездная проверка может проводиться, только если у контролера нет возможности:

  • удостовериться в полноте и достоверности имеющихся сведений, содержащихся в документах и (или) в объяснениях, полученных от контролируемого лица;
  • оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в части 2 настоящей статьи место совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.

Права контролируемых лиц будут защищены лучше

В частности, закон определяет порядок возмещения вреда, если он был причинен в ходе контрольного мероприятия, порядок досудебного обжалования решений и действий контролирующих органов.

Закреплена также возможность признания решения, принятого по результатам любого контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением (сейчас согласно ст. 20 закона № 294-ФЗ это возможно только в отношении результатов одного мероприятия – проверки). Результаты контрольного (надзорного) мероприятия в этом случае признаются недействительными, а их повторное проведение возможно только по согласованию с прокуратурой.

Вступление в силу и переходные положения

Закон вступает в силу с 1 июля 2021 года. Положения о видах регионального государственного контроля (надзора) и видах муниципального контроля на основе этого закона должны быть приняты не позднее 1 января 2022 года. До их утверждения будут применяться соответствующие положения, принятые по правилам, утвержденным старым Законом.

В первой половине 2021 года мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований закона будут проводиться по утвержденной ранее программе профилактики на 2021 год. В период с 1 июля по 31 декабря 2021 года профилактические мероприятия будут проводиться по правилам нового Закона без утверждения программы профилактики.

Плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, будут проводиться по плану, утвержденному в соответствии со старым Законом. Организация, проведение и оформление результатов проверок, не завершенных на 1 июля 2021 года, будут осуществляться по правилам, действовавшим на дату начала этих проверок.

Прослеживаемость товаров с 1 июля 2021 года

    +7 показать номер +7 (499) 391-73-60
  • +78002017360 многоканальный
  • +74993917360
  • +74993903130
  • Цена онлайн-трансляции - 9 900 руб


    С 1 июля 2021 года в России вводится система прослеживания товаров. Правительство уже представило перечень прослеживаемых товаров. Оборот некоторых ввозимым товаров будет контролировать ФНС. Для этого введут механизм прослеживаемости товаров.

    ФНС разработало формы документов, которые понадобятся лицам, совершающим операции с прослеживаемыми товарами.

    На фирмы возложат обязанность сдавать в ФНС отчет об операциях с прослеживаемыми товарами и документы с реквизитами прослеживаемости.

    На семинаре будут разобраны сложные вопросы маркировки и прослеживаемость товара

    Семинар ориентирован на главных бухгалтеров, специалистов бухгалтерии и финансовых отделов, юристов.

    ПРОГРАММА СЕМИНАРА:

    1. Маркировка товаров:

    • Чем регламентирована обязательная маркировка товаров вообще и отдельных групп товаров в частности?
    • Нормативные акты и методические рекомендации необходимые для работы.
    • Как и кем осуществляется контроль за выполнением маркировки.
    • Административная и уголовная ответственность за нарушения правил маркировки: от конфискации товара и штрафов до лишения свободы.
    • Информационный обмен оператора, ОФД, операторов ЭДО и хозяйствующих субъектов.
    • Кого коснется обязательная маркировка в 2021 году?
    • Расширение списка маркируемых товаров в ближайшие годы. Сплошная маркировка всех товаров к 2024 году
    • Запрет на хранение, транспортировку и продажи немаркированной продукции с момента введения обязательной маркировки
    • Эксперименты по маркировке. Для чего нужно, как участвовать и нужно ли.
    • Новые затраты при работе с товарами, которые подлежат маркировке

    2. Механизм работы прослеживаемости товаров:

    • Федеральный закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ: что нужно учесть производителю, импортеру, экспортеру в страны ЕАЭС, посреднику, перевозчику, экспедитору, складам, магазинам.
    • Проект Постановления Правительства РФ «О проведении эксперимента по прослеживаемости отдельных видов товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления»
    • Перечень прослеживаемых товаров
    • Что такое регистрационный номер партии товаров (РНПТ) и как он присваивается
    • Счета-фактуры по прослеживаемым товарам: порядок оформления счетов-фактур по прослеживаемым товарам и регистрации с книге продаж и книге покупок, дополнительные реквизиты, необходимость выставления электронных счетов фактур. В каких случаях выставление электронных счетов-фактур необязательно.
    • Отчет в ФНС РФ об операциях с маркированными товарами: кто подает этот отчет и в каких случаях
    • Предоставление документов по требованию налоговых органов
    • Алгоритм действий по маркировке и особенности оборота маркированных товаров.
    • Необходимые технические и программные средства для участия в системе маркировки.
    • Как и в какой момент наносить (прикреплять) средства идентификации на каждую единицу товара?
    • Как поступать в случае порчи кода, возврата или порчи маркированного товара? Проблема перемаркировки.
    • Агрегирование кодов маркировки? Проблема продажи упаковками
    • Как и в каких случаях происходит вывод кодов маркировки из оборота?

    3. Маркировка и прослеживаемость товаров

    • Изменения в учете и документообороте организаций и ИП в связи с обязательной маркировкой товаров. Передача данных в систему маркировки. Обязательность применения электронного документооборота.
    • УПД и УКД для реализации товаров с маркировкой.
    • Организация маркировки товарных остатков к моменту введения обязательной маркировки. Сроки, особенности.
    • Информационные ресурсы по маркировке и прослеживаемости товаров
    • Прослеживаемость товаров, ввод ее с 1 июля 2021 года. Каких товаров коснется. Новые требования к счетам фактурам и новый отчет в ФНС.

    4. ККТ при маркировке

    • Использование онлайн-касс, учетных программ и систем ЭДО в системе маркировки и прослеживания товаров. Новый обязательный реквизит чека «код товара».
    • Новые требования к ККТ в связи с маркировкой. Приказ ФНС России от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@
    • Введение формата фискальных данных 1.2. Когда станет обязательным?
    • Применение ККМ в 2021 году и отражение кодов товаров в чеках при получении авансов, при продаже в рассрочку, при возврате товаров, при оптовой торговле и др.
    • Интернет-магазины и маркировка, как применять ККТ.
    • Ошибки при применении ККТ, механизм исправления. Возврат денег покупателям по новым правилам. Как это происходит с маркированными товарами.
    • Штрафы при неправильном отражении маркировки в чеках.

    5. Ответы на вопросы слушателей

    Все вопросы освещаются с учетом изменений, внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральные законы, правовые нормативные акты, а также с учетом комментариев, даваемых официальными органами на момент проведения семинара

    В Министерство по налогам и сборам (далее – МНС) после издания Указа Президента Республики Беларусь от 6 января 2021 г. № 9 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (далее – Указ), предусматривающего помимо прочего введение маркировки товаров унифицированными контрольными знаками и средствами идентификации, поступают электронные обращения индивидуальных предпринимателей с предложениями отмены Указа. По результатам рассмотрения обращений сообщается.

    Республика Беларусь является одним из государств – членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), и в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года взяла на себя обязательства по выполнению международных договоров в рамках ЕАЭС. В свою очередь Соглашение о маркировке является международным договором, заключенным в рамках ЕАЭС, и входит в право ЕАЭС.

    Главы правительств государств – членов ЕАЭС 2 февраля 2018 г. подписали Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (далее – Соглашение о маркировке), предусматривающее определение единых подходов для введения маркировки на территории всех государств – членов ЕАЭС.

    Целью создания системы маркировки являются обеспечение законного оборота товаров в рамках ЕАЭС, защита прав потребителей и предупреждение действий, вводящих их в заблуждение. Подходы, заложенные в Соглашении о маркировке, позволяют исключить барьеры во взаимной торговле между государствами – членами ЕАЭС.

    С учетом вступившего в силу на всей территории ЕАЭС Соглашения о маркировке необходимость совершенствования в Республике Беларусь системы маркировки стало одной из приоритетных задач. В этой связи в Республике Беларусь издан Указ, предусматривающий внесение изменения в некоторые указы Президента Республики Беларусь, в том числе изложение Указа Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. № 243 в новой редакции (далее – Указ № 243).

    Указом № 243 предусматривается совершенствование существующего с 2005 года на территории Республики Беларусь механизма маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками, а также создание нового механизма – маркировка товаров средствами идентификации.

    Также Указом № 243 утверждены соответствующие положения, в которых закреплены основополагающие правовые предписания, необходимые для функционирования двух видов маркировки товаров в Республике Беларусь – унифицированными контрольными знаками и средствами идентификации.

    В развитие Указа № 243 Совет Министров утвердит два перечня товаров: подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками и подлежащих маркировке средствами идентификации.

    В перечень товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками, включение товарных групп, отличных от товаров, подлежащих маркировке в настоящее время, не планируется. В перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, планируется включить в том числе обувные товары с учетом принятого 8 августа 2019 г. решения Совета ЕЭК № 72 «О введении маркировки обувных товаров средствами идентификации».

    Проект Указа дважды размещался в глобальной компьютерной сети Интернет на сайте «Правовой форум Беларуси» для проведения публичного обсуждения (в период с 23.05.2019 по 01.06.2019 и с 27.02.2020 по 08.03.2020). В результате рассмотрения поступивших замечаний и предложений отдельные из них в проекте Указа были учтены. Предложений о нецелесообразности издания Указа не поступало.

    Также текст проекта Указа размещался на сайте МНС по адресам:

    В соответствии с Указом № 243 маркировка товаров унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации должна осуществляться в том числе импортерами, вне зависимости от страны-экспортера (государства – члены ЕАЭС, в том числе Российская Федерация, или третьи страны). В отношении проблемного вопроса об отказе российских поставщиков предоставлять соответствующие документы при реализации товара (в рассматриваемых ситуациях – обувные товары), подлежащего маркировке, полагаем необходимым отметить следующее.

    МНС приняты во внимание изложенные в обращениях опасения индивидуальных предпринимателей о невыполнении требований Указа и Указа № 243.

    Ранее инспекциям МНС по областям и г. Минску, районам, городам, районам в городах поручалось не начинать административный процесс по части четвертой статьи 12.17 КоАП в отношении субъектов хозяйствования, осуществивших приобретение обуви на территории Российской Федерации в период по 1 января 2021года на основании документов, легальность которых не подтверждена в информационной системе Федеральной налоговой службы Российской Федерации, а также, если маркировка средствами идентификации приобретенного товара (обуви), не соответствует сведениям мобильного приложения «Честный Знак».

    В свою очередь МНС в рамках проведения в феврале 2020 года с субъектами хозяйствования семинара по вопросам маркировки товаров средствами идентификации при трансграничной торговле с государствами – членами ЕАЭС, в том числе в случаях приобретения товаров, подлежащих маркировке на территории Российской Федерации, индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь, обратилось к участникам семинара с просьбой информировать МНС о нарушениях конкретными российскими субъектами хозяйствования законодательства при осуществлении расчетов в Российской Федерации (с приложением копий имеющихся документов).

    За период с февраля 2020 г. по настоящее время информация от индивидуальных предпринимателей о конкретных фактах нарушения конкретными российскими субъектами хозяйствования законодательства при осуществлении расчетов в Российской Федерации в МНС официально не поступала.

    Вместе с тем МНС принято решение о продлении моратория до 01.07.2021.

    Также будет организован аналогичный мораторий на иные товарные группы, подлежащие маркировке средствами идентификации в Российской Федерации: товары легкой промышленности, духи и туалетная вода, фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки, шины и покрышки пневматические резиновые новые. Информация о продлении моратория будет размещена на официальном сайте МНС.

    Для обеспечения функционирования системы маркировки в Республике Беларусь РУП «Издательство «Белбланкавыд» определен оператором государственной информационной системы маркировки товаров (далее – оператор, система маркировки). На официальном сайте оператора «Электронный знак» (https://datamark.by/) размещена информация о маркировке средствами идентификации товарных групп, подлежащих маркировке, в соответствии с принятыми решениями Совета Евразийской экономической комиссии, в том числе о проведении в 2020 году видеоконференций по вопросам маркировки обувных товаров и товаров легкой промышленности.

    Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с Указом № 243 МНС является органом, осуществляющим контроль функционирования системы маркировки и координацию деятельности других государственных органов по вопросам маркировки. В этой связи в случае возникновения каких-либо проблем с работой системы маркировки, оператором системы маркировки, в том числе в части отсутствия обратной связи от оператора, просим информировать в официальном порядке МНС для принятия оперативных мер реагирования.

    Маркировка товаров является одним из инструментов борьбы с вовлечением в теневой оборот товаров, защиты законных прав и интересов субъектов хозяйствования и населения. Учитывая, что реализацию товаров осуществляют субъекты предпринимательской деятельности, в том числе производители (как организации, так и индивидуальные предприниматели), юридические лица и индивидуальные предприниматели, на которых распространяются одинаковые обязанности по соблюдению налогового и иного законодательства, полагаем не корректным распространять обязанность по маркировке товаров только на юридических лиц, исключая индивидуальных предпринимателей. Более того, механизм маркировки направлен, в первую очередь, для защиты отечественного рынка от контрафактной продукции, пресечения нелегального оборота товаров и обеспечение защиты белорусских товаров от недобросовестной конкуренции, в том числе со стороны зарубежных производителей, использующих серые схемы поставок товарно-материальных ценностей и вовлечение их в теневой оборот. Полагаем, что ввоз товаров из Российской Федерации без маркировки и соответствующих сопроводительных документов будет способствовать нахождению на белорусском рынке нелегальной контрафактной продукции, что будет способствовать вовлечению товаров в теневой оборот и негативно скажется на формировании добросовестной конкуренции.

    Учитывая, что индивидуальными предпринимателями не приведено ни одного конкретного случая нарушения российскими субъектами хозяйствования требований маркировки налоговые органы Российской Федерации не могут выявлять субъектов хозяйствования, нарушающих требования российского законодательства по маркировке товаров.

    На основании изложенного в МНС отсутствуют основания для инициирования вопроса отмены Указа как в целом, так и в части маркировки отдельных видов товаров и для отдельных категорий субъектов хозяйствования.

    Обращаем внимание, что предоставленного переходного периода более чем достаточно, чтобы организовать закупку товаров в Российской Федерации у субъектов, соблюдающих требования законодательства Российской Федерации. После 1 июля 2021 г. налоговыми органами будут проводиться контрольные мероприятия по проверке достоверности документов, подтверждающих приобретение товаров.

    Читайте также: