Сроки сдачи аудиторского заключения в налоговую в 2021 году

Опубликовано: 13.05.2024

Обязательный аудит представляет собой независимую проверку финансов и бухгалтерии, порядка ведения учета и заполнения отчетности, других аспектов деятельности компании. Требования к экспертам и порядку проведения аудиторских проверок определены Законом № 307-ФЗ. В статье 5 этого закона перечислены организации, для которых проведение аудита является строго обязательным.

Что такое обязательный аудит

Обязательное проведение аудиторской проверки нужно, чтобы получить заключение о состоянии финансовой и бухгалтерской отчетности, подтверждения ее достоверности. Такое определение следует из ст. 1 Закона № 307-ФЗ.

Общие правила проведения аудитов в России:

  • аудиторской деятельность могут заниматься организации и частные эксперты, состоящие в СРО (аудиторы обязаны иметь квалификационный аттестат);
  • организация должна ежегодно проводить независимый обязательный аудит, если это предусмотрено статьей 5 Закона № 307-ФЗ;
  • любое предприятие может заказать инициативный (добровольный) аудит, чтобы получить заключение о состоянии дел по финансовой, экономической и хозяйственной деятельности;
  • заключение аудиторов является официальным документом, который можно использовать в текущей деятельности, для подготовки годовых отчетов, при обращении в государственные органы, для других целей.

Если требование о проведении обязательного аудита прямо следует из закона, за его нарушение грозит административный штраф на организацию или должностное лицо. Проверять эти моменты и возбуждать административные дела вправе ФНС.

Кто должен пройти аудит в силу закона

Обязательно должны провести независимый аудит следующие виды юридических лиц:

  • акционерные общества любой формы;
  • компания, чьи ценные бумаги выпущены в оборот и допущены к организованным торгам (организация-эмитент);
  • банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, НПФ, страховые компании, ряд других организаций в кредитной и финансовой сфере;
  • предприятие, чья выручка за прошлый год превысила 400 млн. руб.;
  • организация, сумма активов которых на конец предшествующего года превысила 60 млн. руб. (сумма определяется по бухгалтерскому балансу);
  • предприятие, раскрывающее годовую сводную бухгалтерскую или финансовую отчетность;
  • ряд других юридических лиц (застройщики, госкорпорации, НКО и т.д.).

Если вы не можете определить, нужно ли проводить обязательный аудит, обратитесь к нашим экспертам. Мы проанализируем документы и сведения о вашей организации, поможем избежать нарушений закона и штрафов.

Заказать аудит вы можете по телефону

Что компания получает по итогам аудита

Каждый аудит является комплексной проверкой, по итогам которой организация получит официальный документ — заключение.

В содержании документа эксперты укажут:

  1. сведения о юридическом лице, проходившем аудит;
  2. данные об аудиторской организации или частном аудиторе;
  3. перечень и период отчетности, в отношении которой поводится обязательный аудит;
  4. описание работ, выполненных специалистами (они определяются по программе аудита);
  5. мнение (выводы) аудиторов о достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности;
  6. дата оформления заключения.

Для подготовки заключения и передачи его заказчику применяются стандарты аудиторской деятельности, законы и подзаконные акты, руководящие документы ФНС и Минфина РФ.

Обязательная аудиторская проверка проводится на основании договора. Стоимость работы определяется по согласованию между сторонами, оплачивается заказчиком. Заключение выдается только организации, в отношении которой проводился аудит, либо заказчику по договору.

Пример заключения по обязательному аудиту

Аудиторское заключение независимого аудитора

Аудиторское заключение: выражение мнения, ответственность руководства

Аудиторское заключение: выражение мнения, ответственность аудитора

Аудиторское заключение: адрес и реквизиты

Изменения в законодательстве об аудиторской деятельности на 2021 год

Принципиальных изменений в Законе № 307-ФЗ на 2021 год пока нет. Последние поправки в него вносились в апреле 2020 года и касались временной приостановки обязательных аудитов для НКО. Но с января 2020 года эта приостановка закончится и некоммерческие организации вновь вернутся к ежегодному проведению аудита.

На данный момент в Госдуме РФ находится на рассмотрении законопроект № 975888-7. Он успешно прошел экспертизу, общественное обсуждение. Законопроект предусматривает изменения в перечень организаций, которые должны проводить обязательную аудиторскую проверку. Если законопроект примут, из перечня исключать компании с выручкой до 800 млн. руб. и с суммой активов до 400 млн. руб. Это упростит работу и отчетность для малого и среднего бизнеса (одним из критериев для отнесения к малому бизнесу является лимит выручки до 800 млн. руб.).

Антикризисный закон об НКО

Ввиду пандемии коронавируса в 2020 года для НКО были сделаны послабления в части проведения обязательного аудита. До конца 2020 года НКО могли утверждать аудиторскую организацию заочно. Социально ориентированные НКО, в том числе благотворительные фонды, вообще были временно освобождены от аудиторских проверок. Но с января 2021 года все нормы Закона № 307-ФЗ в отношении НКО вновь начнут действовать.

Аудит для компаний-эмитентов

Компании, чьи ценные бумаги допущены до организованных торгов, должны ежегодно заказать и провести независимую обязательную аудиторскую проверку. Заключение по итогам аудита необходимо представить организатору торгов, наряду с другими документами. Требования к компаниям-эмитентах и допуску из ценных бумаг на рынок регламентированы Законом № 39-ФЗ и Положением Банка России № 534-П. При отсутствии заключения или непредставлении его с заявкой компанию не допустят до торгов, привлекут к ответственности.

Комплексный аудит и его преимущества

Обязательный аудит позволяет соблюсти требования закона и избежать штрафных санкций. Но такая проверка проводится только по минимально необходимому перечню показателей, документов и отчетности. Чтобы получить максимум преимуществ для своего бизнеса, руководители и собственники организаций заказывают услуги комплексного аудита.

Комплексное сопровождение предусматривает постоянную работу аудиторов, юристов, консультантов и других экспертов. Аудит осуществляется в ходе текущей деятельности компании, что позволяет:

  • своевременно выявить и устранить нарушения, ошибки и недочеты при ведении налогового и бухгалтерского учета, подготовки отчетности, ведения документации;
  • оценивать текущие риски в финансовой и хозяйственной деятельности, перспективы принятия определенных решений;
  • получать консультационную поддержку по всем направлениям, определенным договором;
  • работать в штатном режиме без отвлечения своих специалистов и служб, так как аудит будет фактически интегрирован в текущую деятельность.

Комплексный аудит не заменяет обязательную аудиторскую проверку. Но на момент ее проведения аудиторы уже будут иметь всю необходимую информацию о финансах, бухгалтерии, отчетности и других важных моментах для подготовки заключения. Это упростит и ускорит проведение всех мероприятий, что дает дополнительные преимущества для заказчика.

Заказать аудит вы можете по телефону

Этапы аудита и условия подачи аудиторского заключения

Критерии проведения обязательного аудита определены международными стандартами, Законами № 307-ФЗ и № 402-ФЗ, Приказом Минфина № 2н, приказами ФНС. Сведения о нормативной базе, применявшейся в ходе аудита, будут указаны в заключении.

Аудиторская проверка проводится по следующим стадиям:

  1. подготовительный (предварительный) этап — получение общей информации о компании, согласование сроков, стоимости и направлений работы, заключение договора и утверждение плана аудита;
  2. проведение аудита — включает анализ документов и сведений, правильности ведения учета и достоверности отчетности, другие мероприятия по плану (программе) аудита;
  3. оформление заключения по итогам обязательного аудита — для этого применяются стандарты аудиторской деятельности, нормы Закона № 307-ФЗ;
  4. передача заключения заказчику — организация получит документ, подтверждающий достоверность ее бухгалтерской и финансовой отчетности.

Для каждого юридического лица план (программа) аудита утверждается индивидуально. Это зависит от организационно-правовой формы предприятия, сферы и видов деятельности, схемы налогообложения, особенностей бухгалтерского и налогового учета, других показателей. Все эти моменты определяются на начальном этапе работы.

Обязательный аудит: ответственность и штрафы

Компании без раскрытия информации 5 тыс. рублей
ПАО от 700 тыс. до 1 млн рублей
Для должностных лиц АО от 30 тыс. до 50 тыс. рублей

Ответственность за непредставление обязательного аудиторского заключения

Если организация должна провести обязательный аудит в силу закона, ей нужно представить заключение и финансовую отчетность в контролирующие органы (ФНС, Банк России).

За нарушение этого требования наступает ответственность:

  • по ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие обязательного аудиторского заключения — штраф на должностное лицо составит от 5 до 10 тыс. руб., а при повторном нарушении от 10 до 20 тыс. руб. с возможной дисквалификацией;
  • по ст. 15.15.6 КоАП РФ за нарушение сроков представления или непредставление заключения обязательного аудита — штраф на должностное лицо составит от 15 до 30 тыс. руб., а при повторном нарушении от 30 до 50 тыс. руб.;
  • по ст. 15.23.1 КоАП РФ за непредставление или нарушение сроков представления документов для общего собрания акционерного общества — штраф составит от 20 до 30 тыс. руб. с возможностью дисквалификации (должностные лица) или от 500 до 700 тыс. руб. (на юридическое лицо).

Таким образом, непроведение обязательного аудита или непредставление заключения по его итогам всегда влечет наказание для руководителя организации. Проверяется этот факт достаточно просто. Чтобы избежать ответственности и выполнить требование закона, вовремя проходите аудит. Также аудиторы могут оказать множество дополнительных услуг, от восстановления учета до подготовки к проверкам ФНС.

По всем вопросам, связанным с проведением обязательных аудитов и добровольных проверок, вы можете обратиться к экспертам КСК-ГРУПП. Консультации по вопросам сотрудничества можно получить по телефону, по электронной почте или через форму обратной связи.


Ведущий экономист-консультант «Что делать Консалт»

Отчётность за 2020 год необходимо сдавать по новым правилам. Об изменениях в бухгалтерской отчётности, налоговой отчётности упрощенцев и декларациях, на которые нужно обратить особое внимание, читайте в статье ведущего экономиста-консультанта Татьяны Чапаевой.

Бухгалтерская отчётность

В 2020 году по-прежнему применяются формы бухгалтерской отчётности, утверждённые Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н .

Состав бухгалтерской отчётности — баланс, отчёт о финансовых результатах и приложения ( ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019)).

Отчёт о финансовых результатах составляйте по изменённой форме . Нововведения, внесённые Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н (ред. от 19.04.2019), вступают в силу начиная с бухгалтерской отчётности за 2020 год. Налог на прибыль в бухотчётности отражают по новым правилам .

Остальные формы и правила заполнения отчётности не изменились.

Упрощённую бухгалтерскую отчётность могут сдавать все малые предприятия, кроме перечисленных в части 5 статьи 6 Закона о бухучёте.

В состав бухгалтерской отчётности малых предприятий входят только две сокращённые формы — баланс и отчёт о финансовых результатах. Пояснения и другие приложения к отчётности можно не сдавать.

С отчётности за 2020 год все организации обязаны представлять в налоговый орган годовую бухгалтерскую отчётность в электронной форме (ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, Приложение к Письму Минфина России от 29.12.2020 № 07-04-09/115445). Годовая бухгалтерская отчётность и аудиторское заключение о ней представляются в форматах, утверждённых Приказом ФНС России от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@.

Срок сдачи бухгалтерской отчётности за 2020 год — 31.03.2021.

Налоговая отчётность упрощенцев

Для представления отчётности по УСН за 2020 год применяется форма , утверждённая Приказом ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@. Код КНД для декларации по УСН за 2020 год — 1152017.

С 2021 года по УСН используется форма по КНД 1152017, утверждённая Приказом ФНС России от 25.12.2020 № ЕД-7-3/958@.

Однако в соответствии с пояснениями по Письму ФНС России от 02.02.2021 № СД-4-3/1135@ , в целях исключения формального подхода, связанного с отказом в приёме налоговых декларацией по УСН за 2020 год, в том числе после вступления в силу Приказа № ЕД-7-3/958@, налоговым органам надлежит обеспечить приём указанной отчётности по формам и форматам, утверждённым Приказом ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@, а также Приказом № ЕД-7-3/958@, в случае их представления с 20.03.2021.

В новой декларации учтены изменения в главу 26.2 НК РФ, внесённые Федеральным законом от 31.07.2020 № 266-ФЗ . В связи с этим форма декларации дополнена графами для указания кода признака применения налоговой ставки (стандартной или переходной повышенной). В разделах 1.1 и 1.2 обновлённой декларации появилась новая строка 101 «Сумма налога, уплаченная в связи с применением ПСН, подлежащая зачёту».

По итогам календарного года организации на УСН представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту своего нахождения не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 346.23 НК РФ ) ( пп. 1 п. 1 ст. 346.23 НК РФ ). За 2020 год — 31.03.2021.

Индивидуальные предприниматели на УСН представляют декларацию по итогам года по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 346.23 НК РФ ) ( пп. 2 п. 1 ст. 346.23 НК РФ ). За 2020 год — 30.04.2021.

Декларация по налогу на прибыль

Форма декларации по налогу на прибыль за 2020 год и Порядок её заполнения утверждены Приказом ФНС России от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@ (в ред. Приказа ФНС России от 11.09.2020 № ЕД-7-3/655@). Форма по КНД 1151006.

Срок сдачи годовой декларации по прибыли для всех организаций одинаковый — не позднее 28 марта года, следующего за истекшим годом ( п. 1 ст. 289 НК РФ ).

Срок сдачи декларация по налогу на прибыль за 2020 год — 29.03.2021.

Декларация по НДС

Форма декларации по НДС и Порядок её заполнения утверждены Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ (ред. от 19.08.2020).

Новый бланк утверждён Приказом ФНС России от 19.08.2020 № ЕД-7-3/591@, применяется начиная с представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за четвёртый квартал 2020 года.

Срок предоставления декларации по НДС за первый квартал 2021 года – не позднее 26.04.2021.

Декларации по транспортному и земельному налогам

Декларации за 2020 год сдавать не надо. После уплаты налога за год инспекция отправит вам свой расчёт налога. О транспорте или земле, которых не будет в этом расчёте, надо сообщить в инспекцию ( ст. 23 НК РФ ).

Декларация по налогу на имущество

Если декларация по налогу на имущество представляется до 13 марта 2021 года (включительно), её следует представить по форме , которая установлена приложением 1 к Приказу ФНС России от 14.08.2019 № СА-7-21/405@ (в ред. Приказа ФНС России от 28.07.2020 № ЕД-7-21/475@). Однако данная форма не учитывает положение пункта 1 статьи 386 НК РФ , согласно которому в декларацию нужно включать сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтённых на балансе организации в качестве объектов основных средств.

С 14 марта 2021 года декларацию нужно подавать по форме , приведённой в приложении 1 к Приказу ФНС России от 09.12.2020 № КЧ-7-21/889@ (п. 2 данного Приказа). Эта форма декларации содержит раздел для отражения сведений о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества в соответствии с пунктом 1 статьи 386 НК РФ.

Если в организации имеется движимое имущество, учитываемое как объекты основных средств, рекомендуем подавать декларацию по новой форме .

По общему правилу срок представления декларации — не позднее 30 марта года, следующего за истекшим ( п. 3 ст. 386 НК РФ ).

Срок сдачи декларации по налогу на имущество за 2020 год — 30.03.2021.

Декларация по ЕСХН

Приказом ФНС России от 18.12.2020 № ЕД-7-3/926@ внесены изменения в форму , порядок заполнения и формат представления налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу в электронной форме, утверждённые Приказом ФНС России от 28.07.2014 № ММВ-7-3/384@. Приказ № ЕД-7-3/926@ вступает в силу 29.03.2021 и применяется начиная с представления налоговой декларации по ЕСХН за налоговый период 2020 года.

Налоговая декларация по ЕСХН по итогам налогового периода в общем случае должна быть представлена не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом ( п. 2 ст. 346.10 НК РФ ).

ФНС России разрешила представлять декларацию по ЕСХН по старой форме и после вступления в силу приказа о новой (Письмо ФНС России от 12.02.2021 № СД-4-3/1776@ «О налоговой декларации по ЕСХН»).

Срок представления декларации по ЕСХН за 2020 год — 31.03.2021.

Декларации по 6-НДФЛ и 2-НДФЛ

Декларацию по 6-НДФЛ за первый квартал 2021 года сдают по новой форме , за 2020 год отчёт предоставляется по старой форме.

С отчётности за 2021 год справка 2-НДФЛ отменена — сведения из справки включены в годовой отчёт 6-НДФЛ. 2-НДФЛ за 2020 год предоставляется в прежний срок.

Срок представления 6-НДФЛ и 2-НДФЛ за 2020 год — 01.03.2021.

Все компании и ИП должны сдавать статистическую отчётность. Конкретные формы статотчётности зависят от вида деятельности, статуса (является субъектом малого/среднего предпринимательства и т. д.) и иных показателей.

До 01.04.2021 организации, относящиеся к малым предприятиям (в том числе к микропредприятиям), должны сдать статформу № МП-сп «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия за 2020 год». А все ИП — форму № 1-предприниматель «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя за 2020 год».

Узнать полный перечень форм статотчётности, подлежащих представлению налогоплательщиком, можно на сайте статистики по ИНН, перейдя по ссылке Получение данных о кодах статистики и перечня форм .

Важно! Если вы представите в налоговый орган декларацию (расчёт) не по установленной форме (формату), это является основанием для отказа в её приёме ( пп. 3 п. 19 Административного регламента ФНС России (утв. Приказом ФНС России от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343@)).

Таким образом, бухотчётность за 2020 год необходимо сдавать по новым правилам. Все организации, и в частности субъекты СМП, представляют бухгалтерскую отчётность только в электронной форме. Применяются изменения по форме отчётности о финансовых результатах с отчётности за 2020 год.

По сдаче отчётности за 2020 год Минфин России выпустил рекомендации аудиторам по проверке бухгалтерской отчётности за 2020 год (приложение к Письму Минфина России от 29.12.2020 № 07-04-09/115445).

Также внесены имения и в формы налоговой отчётности: по декларации по НДС, по налогу на прибыль, по налогу на имущество, по УСН и ЕСХН и по 6-НДФЛ.

Ряд деклараций за 2020 год сдавать не нужно. В частности, не действует обязанность представлять декларации отмены по земельному и транспортному налогам.

Сведения о среднесписочной численности за 2020 год также отдельно подавать не нужно. Среднесписочную численность теперь указывают в РСВ (ст. 80 НК РФ).

Правильное заполнение актуальных форм отчётности и своевременное представление их в сроки помогут вам закончить период без стресса и штрафов.

С 2021 года изменились критерии проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности. Теперь аудит обязателен для организаций, получивших за год, предшествующий отчетному, доходы более 800 млн руб. или имеющих по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, активы на сумму более 400 млн руб. Но есть и другие критерии. Рассказываем, как определить, нужно ли организации проводить аудит бухотчетности.

Кто освобожден от обязательного аудита бухотчетности за 2020 год

Федеральный закон от 29.12.2020 №476 изменил критерии проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности. Новые нормы вступили в силу с 1 января 2021 года.

До 2021 года обязательный аудит проводился в случаях, если объем выручки организации (за исключением органов власти, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельхозкооперативов) за предшествовавший отчетному год превышал 400 млн рублей либо сумма активов превышала 60 млн рублей (согласно закону об аудиторской деятельности от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Но законом о развитии малого и среднего предпринимательства (от 24.07.2007 № 209-ФЗ) к малому бизнесу относятся организации с доходом за предшествующий календарный год не более 800 млн рублей.

В связи с этим законом № 476 финансовые критерии обязательного аудита по выручке повышены с 400 до 800 млн рублей, а по сумме активов бухгалтерского баланса – с 60 до 400 млн рублей. Таким образом, малый бизнес от проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности с 2021 года освобожден.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

  1. С 2021 года изменились критерии проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности.
  2. Теперь аудит обязателен для организаций, получивших за год, предшествующий отчетному, доходы более 800 млн руб. или имеющих по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, активы на сумму более 400 млн руб.
  3. Малый бизнес от проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности с 2021 года освобожден.
  4. Минфин ежегодно публикует перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Перечень поможет определить, должна ли организация проводить аудит отчетности за 2020 год.
  5. Аудиторское заключение тем, кто подпадает под проведение обязательного аудита, нужно представить в налоговый орган и в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
  6. За непредоставление информации о проведении аудита организации и ее должностные лица могут быть оштрафованы.

Кто должен проводить обязательный аудит бухотчетности за 2020 год

Минфин опубликовал перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год.

Такой перечень публикуется министерством каждый год. В нем указывается законодательное обоснование проведения обязательного аудита, вид отчетности, подлежащей аудиту, а также кто вправе проводить аудит в каждом случае.

Перечень содержит 75 случаев проведения обязательного аудита.

СКАЧАТЬ

перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год.

Как проверить, подлежит ли организация обязательному аудиту бухотчетности за 2020 год

В 2021 году (т. е. с отчетности за 2020 год) обязательный аудит проводится для организаций:

  • получивших за год, предшествующий отчетному, доходы более 800 млн руб. или имеющих по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, активы на сумму более 400 млн руб.;
  • ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг или бюро кредитных историй;
  • являющихся фондами с поступлением имущества (в том числе денежных средств) за год, предшествующий отчетному, более 3 млн руб. (кроме государственных внебюджетных фондов, специализированных организаций управления целевым капиталом и международных фондов);
  • иных организаций в соответствии с федеральными законами (акционерные общества, инвестиционные фонды, клиринговые, кредитные, страховые, микрофинансовые и др.).

Обратите внимание! Чтобы определить, должна ли организация проводить обязательный аудит бухотчетности за 2020 год, данные о доходах нужно смотреть за 2019 год, как год, предшествующий отчетному 2020 году.

Организациям, которые не подпадают под обязательный аудит по новым правилам, проходить его в отношении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год не нужно.

Есть исключение: если в 2020 году организация подпадала под требование об обязательном аудите и начала аудиторскую проверку за 2020 год до 1 января 2021 года, то такую проверку необходимо завершить. А изменения, принятые Федеральным законом от 29.12.2020 № 476, для этих организаций будут действовать с отчетности за 2021 год.

Куда представлять заключение о проведении обязательного аудита бухотчетности

Аудиторское заключение предоставляется в налоговый орган вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью или в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (ч. 5 ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ).

В органы государственной статистики бухотчетность и аудиторское заключение о ее достоверности представлять не нужно. Это требование отменено с отчетности за 2019 год для всех организаций, кроме тех, в которых годовая бухгалтерская отчетность содержит сведения, отнесенные к государственной тайне. Также это требование сохраняется еще в некоторых случаях, установленных Правительством РФ.

Кроме того, организация, которой требуется обязательный аудит, должна внести информацию о нем в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (п. 6 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). В число передаваемых в Реестр входят следующие сведения:

  • сведения, идентифицирующие заказчика аудита;
  • наименование аудиторской организации и идентифицирующие ее данные;
  • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, и период, за который она составлена;
  • дата аудиторского заключения;
  • мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Что грозит организации, которая не представит в налоговую аудиторское заключение

Если организация не представит в налоговый орган вместе с бухотчетностью аудиторское заключение или представит его с опозданием, в неполном объеме или в искаженном виде, то она будет оштрафована. Согласно статье 19.7 КоАП РФ, размер штрафа составит:

  • для должностного лица организации – от 300 до 500 руб.;
  • для юрлица – от 3 000 до 5 000 руб.

Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц «стоит» дороже.

Если не внести данные в Реестр или внести их с ошибками, то должностных лиц организации оштрафуют на сумму от 5000 до 10 000 рублей (п. 7 ст. 14.25 КоАП РФ). А несвоевременное представление сведений в Реестр влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 000 рублей (п. 6 ст. 14.25 КоАП РФ).

Напомним, ранее налоговики часто штрафовали компании по ст. 126 НК РФ за несдачу в составе обязательной отчетности аудиторских заключений.

Такие штрафы компаниям удавалось оспаривать в судебном порядке (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.07.2016 № А55-24924/2015). Суды сходились во мнении, что непредставление в составе отчетности аудиторских заключений не образует состава правонарушения по вышеуказанной статье.

Теперь оспорить в суде штраф за непредставление вместе с бухотчетностью аудиторского заключения не удастся, поскольку и эта обязанность, и штраф прямо предусмотрены в законодательстве. Равным образом не получится оспорить и штраф/предупреждение за неразмещение данных о проведении обязательного аудита в Едином реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Как в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) в бухгалтерском балансе указать, подлежит ли организация обязательному аудиту

Форма бухгалтерского баланса начиная с отчетности за 2019 год дополнена строкой, в которой необходимо указывать, подлежит ли организация обязательному аудиту (приказ Минфина России от 19.04.2019 № 61н).

Без указания этих данных бухгалтерская отчетность не может быть выгружена и отправлена в налоговый орган.

О том, как в программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) в бухгалтерском балансе указать, подлежит ли организация обязательному аудиту, мы писали в статье «Обязательный аудит в 2020 году».

Проведение аудита

Аудит и обязательный аудит

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», определенная категория организаций обязана проходить обязательную независимую проверку финансово-хозяйственной деятельности (аудит). За отказ или несоблюдение сроков юридическому лицу и его руководству придется отвечать перед законом.

Ответственность за отсутствие обязательного аудита — это штрафные санкции, которые применяются к организациям, перечисленным в законе «Об аудиторской деятельности». Для них независимая проверка бухгалтерии обязательна. О том, какие штрафные санкции за отсутствие аудиторского заключения существуют, расскажем далее.

С точки зрения собственника финансовые затраты на аудиторскую проверку балансируются уверенностью в достоверности данных для анализа финансового положения бизнеса, подготовленных бухгалтерской службой, тестируется качество бухгалтерской службы как составной части организации, выявляются риски финансовых потерь.

Когда аудит становится обязательным

Обязательному аудиту подлежат отдельные типы организаций вне зависимости от организационно-правовой формы. К числу таких организаций, в частности, относятся:

— акционерные общества (в том числе ЗАО);

— организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

— жилищные накопительные кооперативы (ст.54 Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»);

— застройщики (ст.18 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ);

— организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг;

— негосударственным пенсионным или иным фондом;

Полный перечень организаций, которые обязаны проводить аудиторскую проверку, опубликован на сайте Минфина РФ.

Кроме того, в общем случае, аудит обязателен, если финансовые показатели организации достигли следующих значений:

— выручка превышает 400 млн. рублей;

— валюта баланса превышает 60 млн. рублей.

Финансовые показатели берутся за год, предшествующий отчетному. То есть необходимость проведения аудита за 2021 год определяется по результатам анализа финансовых показателей за 2021 год.

Кто должен, а кто — нет

Наконец, организация может попасть и под штраф за отсутствие обязательного аудита 2021 на сайте акционерного общества, назначаемый по статье 15.19 . По этой статье наказывают за неопубликование аудиторских заключений в интернете в установленный срок. Здесь уже санкции более крупные:

Какой штраф за отсутствие аудиторского заключения накладывают госорганы

В соответствии с частью 1 статьи 15.11 КоАП РФ , это грубое нарушение требований законодательства к бухучету. Должностное лицо в этом случае заплатит штраф 5000-10 000 рублей. Но ответственность за отсутствие обязательного аудита с него снимут, если оно выполнит ряд условий:

Также обязательный аудит должен проводиться в иных случаях, установленных федеральными законами. В частности, согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту.

Изменения вступили в силу с 1 января 2021 года. Поэтому организации, у которых доходы и актив баланса за 2021 год ниже новых показателей (ниже 800 млн рублей и 400 млн рублей соответственно), не обязаны проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности за 2021 год. Однако из этого правила ст. 2 Закона № 476-ФЗ предусмотрено исключение. Если аудиторская организация или индивидуальный аудитор начали исполнение договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2021 год до 1 января 2021 года, то такие организации при определении обязанности на проведение аудита должны учитывать новые показатели при аудите годовой бухгалтерской отчетности за 2021 год.

Напомним, до внесения поправок обязательному аудиту подлежали организации, чья выручка превышала 400 млн рублей за год, предшествующий отчетному, или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышала 60 млн рублей.

  • в бухгалтерском и налоговом учете нет существенных ошибок;
  • бухгалтерия следит за изменениями законодательства, есть все необходимые документы, имущество в сохранности, инвентаризация проведена;
  • суммы чистой прибыли для выплаты дивидендов определены правильно;
  • можете обратиться за консультацией к аудиторам, налоговым консультантам и юристам, сопровождающим проверку, сориентироваться в применении новых ФСБУ, изменениях в НК РФ и др.
  • акционерных обществ — предписывается п. 3 ст. 88 Федерального закона «Об акционерных обществах»
  • в отношении банков, их групп и холдингов — ст. 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и др.

Изменился финансовый критерий

С 1 января 2021 г. вступили в силу изменения в ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», устанавливающей условия для проведения обязательного аудита (Федеральный закон от 29.12.2020 № 476-ФЗ).

В Совет Федерации направлен законопроект № 840046-7 с поправками к Закону «Об аудиторской деятельности». С 1 января 2021 года обязательный аудит отчётности проводится в случаях, установленных федеральными законами, и в отношении отчётности:

Вам будет интересно ==> Скидки на самолет для ветеранов боевых действий

Ответственность

За отсутствие (непредставление, не опубликование) аудиторского заключения на Федресурсе законодательством предусмотрена административная ответственность: п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 5000 до 50000 рублей, а в случае повторного правонарушения — дисквалификация должностного лица от 1 года до 3 лет.

Последствия непроведения обязательного аудита (штрафы)

1. Штрафы со стороны налоговых органов, органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ (ст.28.3 КоАП).

За не предоставление аудиторского заключения в налоговый орган ответственность не установлена (ст. 14 Закона № 402-ФЗ; подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ), тем не менее, налоговый орган, установив при проверке отсутствие у проверяемого лица аудиторского заключения, вправе составить протокол об административном правонарушении.

Статьей 15.11 КоАП РФ предусмотрены штрафы за грубое нарушение правил бухгалтерского учета и отчетности, в том числе и за отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным). Сумма штрафа для руководителя за отсутствие заключения составляет от 5 000 до 10 000 руб., а при повторном нарушении — от 10 000 до 20 000 руб., либо руководителю грозит дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.

Также отмечаем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» к информации (материалам), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества относятся, в том числе годовой отчет общества и заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам его проверки, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторское заключение и заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам проверки такой отчетности.

Таким образом, отсутствие аудиторского заключения является нарушением требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ и влечет за собой наложение штрафа:

— на граждан в размере от 2 до 4 тысячи рублей;

— на должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года;

— на юридических лиц — от 500 тысяч до 700 тысяч рублей.


Расим Назаров - руководитель налоговой практики

Управляющий партнер. Руководитель налоговой практики.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (далее – Закон «О бухгалтерском учете») организации обязаны предоставлять в органы статистики обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Если организация подлежит обязательному аудиту, то аудиторское заключение представляется вместе с бухгалтерской отчетностью в следующем порядке (п. 2 ст. 18 Закона «О бухгалтерском учете»):

не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Критерии проведения обязательного аудита установлены п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон «Об аудиторской деятельности»).

В тоже время, ни Законом «Об аудиторской деятельности», ни КоАП РФ не установлена ответственность организации за отказ от проведения обязательного аудита. Однако отсутствие аудиторского заключения все-таки не останется безнаказанным.

Непредоставление аудиторского заключения в органы статистики

За непредоставление органам статистики обязательного экземпляра аудиторского заключения организация и ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ в следующем размере:

  • от 300 руб. до 500 руб. (на должностное лицо);
  • от 3 000 руб. до 5 000 руб. (организация)

Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету

Налоговые органы могут привлечь к ответственности должностное лицо организации за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, если при проведении налоговой проверки будет установлено отсутствие аудиторского заключения. Штраф составляет (п. 1 ст. 15.11 КоАП РФ):

  • от 5 000 руб. до 10 000 руб.

Неопубликование аудиторского заключения

Также акционерное общество (притом как публичное, так и не публичное) может быть привлечено к ответственности за неопубликование аудиторского заключения.

Порядок опубликования установлен п. 71.4 Положения «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утвержденным ЦБ РФ 30.12.2014 № 454-П, в котором указано, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет в срок не позднее 3 дней с даты составления аудиторского заключения (но не позднее 3 дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра в органы статистики).

За данное нарушение организация и ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ:

  • от 30 000 руб. до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет (должностное лицо);
  • от 700 000 руб. до 1 000 000 руб. (организация)

Судебная практика

Судебная практика не на стороне организаций. Суды поддерживают представителей ЦБ РФ, которые привлекают к административной ответственности организации в случае выявления нарушения сроков опубликования аудиторского заключения. В качестве примеров можно привести Постановление Второго Арбитражного Апелляционного суда от 26.08.2015 г. по делу № А-82-4711/2015 и Постановление Шестого Арбитражного Апелляционного суда от 15.02.2017 г. по делу № 06АП-247/2017г.

Можно ли избежать ответственности

Избежать ответственности получится только если на момент выявления нарушения истек срок привлечения к административной ответственности. Срок привлечения должностных и юридических лиц к административной ответственности за не опубликование аудиторского заключения составляет 1 год (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Резюме

Для наглядности приведем в таблице размеры штрафов, предусмотренных в случае отсутствия аудиторского заключения при обязательном аудите.

Кого могут привлечь к ответственности

За непредоставление аудиторского заключения в органы статистики

За отсутствие аудиторского заключения (грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету)

За неопубликование (несвоевременное опубликование) аудиторского заключения в сети Интернет

Читайте также: