Объектом финансового контроля выступает бюджетно налоговая сфера

Опубликовано: 02.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина России от 23 марта 2020 г. N 02-09-09/22216 Об особенностях государственного (муниципального) финансового контроля

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) в соответствии с письмом рассмотрел обращение и сообщает.

Внимательно изучив предложения по совершенствованию методологии контроля за исполнением бюджетных средств и средств, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, Департамент выражает благодарность за проявление активной гражданской позиции.

Вместе с тем сообщаем следующее.

В Российской Федерации сложилась система государственного (муниципального) финансового контроля, в отношении которой нормативное правовое регулирование осуществляется в соответствии с разделом IX "Государственный и муниципальный финансовый контроль" Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Федеральными законами от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами.

Так, согласно статье 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Согласно статье 268.1 БК РФ полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) являются:

контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета;

контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;

контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".

В соответствии со статьей 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (Федеральное казначейство, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы местных администраций) относятся, в том числе:

контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий;

контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, осуществляемый, в том числе в отношении бюджетных и автономных учреждений, осуществляющих закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Государственные (муниципальные) учреждения в соответствии с положениями статьи 266.1 БК РФ являются объектами государственного (муниципального) финансового контроля.

Учитывая изложенное, полагаем, что в настоящее время механизмы для осуществления контроля за использованием государственными (муниципальными) учреждениями бюджетных средств и средств, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотрены.

Кроме того, положениями статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) предусмотрен контроль за деятельностью бюджетных учреждений.

В соответствии со статьей 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) пли органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Контроль за деятельностью бюджетных учреждений осуществляется соответственно:

федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, - в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений;

в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, - в отношении бюджетных и казенных учреждений субъекта Российской Федерации;

в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, - в отношении муниципальных бюджетных и казенных учреждений.

Кроме того, Департамент обращает внимание, что в соответствии с пунктом 3.3 статьи 32 Закона N 7-ФЗ в целях обеспечения открытости и доступности информации о деятельности государственных (муниципальных) учреждений на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" подлежат размещению, в том числе следующие документы:

план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения;

годовая бухгалтерская отчетность государственного (муниципального) учреждения;

сведения о проведенных в отношении государственного (муниципального) учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;

государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ);

отчет о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества;

бюджетная смета казенного учреждения.

Также обращаем внимание, информацию о результатах работы органов государственного (муниципального) финансового контроля можно получить на официальных сайтах указанных органов в сети "Интернет", в том числе на сайте Счетной палаты Российской Федерации (http://audit.gov.ru/) и на сайте Федерального казначейства (http://www.roskazna.ru/), а также официальных сайтах органов государственного (муниципального) финансового контроля субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в сети "Интернет".

Заместитель директора Департамента С.С. Бычков

Обзор документа

По мнению Минфина, действующие механизмы для осуществления контроля за использованием государственными (муниципальными) учреждениями бюджетных средств и средств, предоставленных из бюджетов бюджетной системы, достаточны.

Кроме того, Законом о некоммерческих организациях предусмотрен контроль за деятельностью бюджетных учреждений.

Информацию о результатах работы органов государственного (муниципального) финансового контроля можно получить на официальных сайтах указанных органов, в том числе на сайте Счетной палаты и на сайте Федерального казначейства.

Библиографическая ссылка на статью:
Шантрукова Н.М. Налоговый контроль в системе финансового контроля: сущность, элементы // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/05/67349 (дата обращения: 20.05.2021).

Актуальность исследования обусловлена усиливающимся экономическим кризисом и падением доходности бизнеса в современных условиях. Статистика правонарушений и преступлений свидетельствует об учащении случаев уклонения от исполнения налоговых обязательств. Сказанное свидетельствует о необходимости повышения эффективности налогового администрирования путем совершенствования как форм, так и методов налогового контроля.

Для определения места налогового контроля в системе финансового контроля, воспользуемся классификацией видов финансового контроля в зависимости от сферы осуществления финансовой деятельности, предложенной Химичевой Н.И. [1] (рисунок 1).


Рисунок 1 – Виды финансового контроля в зависимости от сферы осуществления финансовой деятельности [1]

Таким образом, отметим, что налоговый контроль является видом финансового контроля.

Легальное определение налогового контроля содержится в Налоговом кодексе. Согласно ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах. Для понимания природы налогового контроля как правовой категории, следует дать оценку научным взглядам на данное юридическое явление. Отметим, что в науке отсутствует единообразное понимание налогового контроля (таблица 1).

ФИО автора Формулировка налогового контроля
Нестеров Н.Н. [2] …охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, а также сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов.
Ильин А.Ю. [3], Курбатов Т.Ю. [4] …контроль государства за соблюдением налогового законодательства…
Брызгалин А.В.[5] … установленная законодательством совокупность приемов и способов руководства компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства…
Кучеров И.И. [6] … деятельность обладающих соответствующей компетенцией субъектов нацеленную на создание совершенной системы налогообложения…
Ногина О.Н. [7] … собой особый вид деятельности специально уполномоченных государственных органов, в результате которой обеспечивается установленное нормами налогового права исполнение обязанностей лиц в сфере налогообложения…
Поролло Е. В.[8] как функция или элемент государственного управления экономикой, как особая деятельность по исполнению налогового законодательства…
Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д.[9] …регламентированная нормами налогового права деятельность компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства…
Макарова О. А. [10] …деятельность должностных лиц налоговых органов с целью проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов…

Отметим, что большинство ученых формулирует понятие исследуемой категории через «деятельность уполномоченных органов», однако используя при этом различный перечень действий. Согласимся с учеными, трактующими «налоговый контроль» как деятельность уполномоченных органов по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах [6].

Таким образом, основываясь на проведенном анализе научных подходов к понятию налогового контроля, в широком смысле эта категория включает в себя всю совокупность действий, направленных на соблюдение налогового законодательства, в узком смысле непосредственную деятельность уполномоченных лиц по проведению налоговых проверок.

Отметим, что исследуемая категория может рассматриваться только как совокупность составляющих ее элементов, т.е. как система, включающая в себя субъекты, предмет, объект, методы и формы налогового контроля:

  • субъектами налогового контроля являются контролирующий уполномоченный налоговый орган, а также подконтрольные лица;
  • предметом налогового контроля является определенный вид налоговых правоотношений (например, налоговый контроль при применении упрощённой системы налогообложения);
  • объектом налогового контроля являются действия (бездействие) налогоплательщиков;
  • методы налогового контроля включают в себя совокупность приемов и способов, применяемых управомоченными субъектами для установления объективных данных по выполнению налоговых обязательств субъектами налоговой проверки;
  • формы налогового контроля установлены ст. 82 НК РФ и представляют собой установленную законодательством совокупность способов осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля [11].

Отметим, что синтезированная нами совокупность элементов налогового контроля подвергается в науке сомнению и дискуссиям. В частности, по прежнему спорной остается категория «объекта налогового контроля». Ряд авторов под объектом налогового контроля понимает проверяемые организации, другие считают, что это действия конкретных должностных лиц по выполнению своих должностных обязанностей, третьи считают объектом процессы формирования и использования денежных фондов. В контексте данного исследования, присоединимся к точке зрения Кормилицына А.С. [12] считающего объектом налогового контроля действия (бездействие) подконтрольных лиц.

Также отсутствует единообразие взглядов по поводу форм и методов налогового контроля. Подчеркнем, что даже принятие Бюджетного и Налогового кодексов, урегулировавших формы финансового и налогового контроля, не привело к единым взглядам на соотношение форм и методов. Отметим, что ст. 82 НК РФ установила конкретные формы проведения налогового контроля, при этом не указав на это прямо:

  • налоговые проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
  • проверка данных учета и отчетности;
  • осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
  • другие формы в частности, учет организаций (ст. 83 НК РФ); обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков (ст. 85 НК РФ); обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков (ст. 86 НК РФ) и др.

В подтверждение высказанной точки зрения укажем на Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 “О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками”, где вышеперечисленные действия названы формами в рамках мероприятий налогового контроля.

Таким образом, проведенный анализ теоретических подходов к понятию и элементам налогового контроля в системе финансового контроля позволил обнаружить ряд теоретико-методологических проблем, требующих законодательного закрепления:

СТ 265 БК РФ

1. Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

2. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

3. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

4. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

5. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

Комментарий к Ст. 265 Бюджетного кодекса РФ

Комментируемая статья 265 БК России включена (как и следующие ст. ст. 266 - 273) в главу 26 "Основы государственного и муниципального финансового контроля" в раздел IX "Государственный и муниципальный финансовый контроль", однако законодатель не дает определения финансового контроля. В юридической и экономической науках под финансовым контролем преимущественно понимают осуществляемую с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных и муниципальных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово - хозяйственной деятельности, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной и муниципальной собственности. Финансово - контрольная деятельность нацелена на выявление всех случаев нарушений финансовой дисциплины, под которой понимается установленный финансовым законодательством порядок образования, распределения и использования денежных фондов Российской Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления.

Необходимо также заметить, что государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Естественно, что возникающие при этом общественные отношения подлежат обязательному регулированию на соответствующем нормативно - правовом уровне, предпочтительнее - на законодательном. Четкая правовая регламентация всех аспектов контрольной деятельности предполагает определение ее границ, методов и форм осуществления, установление правового статуса контрольных органов, объема их прав и обязанностей. Впрочем, финансовый контроль не следует сводить только к способу обеспечения законности в финансовой сфере. Он предполагает наличие обратных связей, выражающихся в активном содействии контроля более рациональному использованию финансовых ресурсов, в устранении препятствий оптимальному функционированию всех звеньев финансовой системы. Этим целям служат укрепление режима экономного использования денежных средств и материальных ценностей в учреждениях и организациях, а также совершенствование системы бухгалтерского учета и отчетности.

Непосредственно комментируемая статья 265 БК РФ (пункт 1) устанавливает формы финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления. Под формами финансового контроля следует понимать отдельные стороны проявления содержания контроля в зависимости от времени совершения контрольных действий. Законодатель предусматривает следующие формы финансового контроля: предварительный, текущий и последующий.

Все они находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля, и классифицируются по времени его осуществления.

Предварительный контроль проводится:

А) в ходе обсуждения и утверждения законов (решений) о бюджете;

Б) в ходе обсуждения и утверждения иных проектов законов (решений) по бюджетно - финансовым вопросам.

Это может позволить лоббирование узкокорпоративных интересов определенных групп, выявить еще на стадии проектов законов и решений дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования средств.

Текущий контроль осуществляется:

А) в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления;

Б) в ходе парламентских слушаний;

В) в связи с депутатскими запросами.

Иными словами, текущий контроль проводится в процессе исполнения бюджета.

Поэтому этой форме контроля присущи гибкость и оперативность. Ошибки, просчеты, попытки злоупотреблений, не выявленные на стадии предварительного контроля, могут быть обнаружены депутатами законодательных (представительных) органов в ходе текущего контроля.

Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Следует отметить, что в соответствии с Российским законодательством Федеральное Собрание РФ участвует в осуществлении финансового контроля во время рассмотрения проекта федерального бюджета, слушания отдельных вопросов, связанных с исполнением бюджета и утверждением (неутверждением) отчета о его исполнении.

Пункт 2 комментируемой статьи 265 БК устанавливает права законодательных (представительных) органов Российской Федерации, субъектов Федерации и представительных органов местного самоуправления при осуществлении ими государственного и муниципального финансового контроля.

Во-первых, они имеют право на получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета. Перечень таких документов и материалов, составляемых одновременно с проектом бюджета, приводится в статье 182 комментируемого Кодекса.

Во-вторых, они имеют право на получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении. Согласно ст. 241 Бюджетного кодекса РФ порядок представления информации представительным органам по оперативным, ежеквартальным и полугодовым отчетам об исполнении бюджета определяется правовыми актами соответствующих представительных органов.

В-третьих, это право на утверждение или неутверждение отчета об исполнении бюджета.

Например, отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом субъекта РФ (ст. 5, п. 2, пп. "а" ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 08.02.2001) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

В-четвертых, это право на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов.

В целях непосредственного проведения финансового контроля Федеральным Собранием РФ образована Счетная палата РФ, а законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ создаются соответственно собственные контрольно - счетные палаты, деятельность которых регулируется законодательством субъектов РФ. Однако до настоящего времени сохраняется проблема координации действий в области финансово - бюджетного контроля между Счетной палатой РФ и аналогичными органами субъектов Российской Федерации, которая временно разрешается заключением между ними соглашений о совместных действиях в данной сфере.

Сохраняются и другие, не менее актуальные проблемы. Некоторые специалисты бьют тревогу по поводу того, что из года в год использование большей части бюджетных средств просто не контролируется, принимается как должное по отчетам. "Считается, в частности, - отмечается далее, - что Счетная палата ежегодно ревизует исполнение федерального бюджета. Фактически производит всего лишь изучение документации, имеющейся в Минфине. Еще хуже контролируются бюджеты субъектов Федерации. Требования Бюджетного кодекса в части обязательной ежегодной проверки дотируемых бюджетов по разным причинам не соблюдаются. Более чем в 20 республиках, краях и областях собственных контрольно - счетных органов вообще нет, причем преобладают в их числе территории депрессивные, дотационные, живущие за счет федеральной помощи" .

В-пятых, это право на вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.

Пункт 3 комментируемой статьи 265 БК РФ обязывает органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля.

Вся необходимая информация должна предоставляться законодательным (представительным) органам, представительным органам местного самоуправления в пределах компетенции исполнительных органов по бюджетным вопросам, установленной Конституцией РФ, Бюджетным кодексом и иными нормативными правовыми актами РФ.

Обязательным условием эффективного функционирования экономики, элементом управления экономическими процессами и финансовой системой является финансовый контроль. Его назначение состоит в содействии финансовой политике государства. Он является формой реализации контрольной функции финансов.

Организация действенного финансового контроля за полнотой формирования и своевременностью поступления государственных доходов, а также за законностью и эффективностью использования бюджетных средств и распоряжения государственной собственностью становится одним из направлений современной российской экономической политики.

Л иберализация экономики, развитие рыночных отношений не могут и не должны означать отмену строгого государственного финансового контроля за бюджетным процессом и целевым расходованием финансовых ресурсов страны. Напротив, современные социально-экономические условия требуют дальнейшего развития единой системы государственного финансового контроля.

Финансовый контроль – совокупность действий и операций по проверке финансов и вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Объектом государственного финансового контроля являются:

• денежные распределительные процессы, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов, включая процедуру исполнения бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;

• организация денежного обращения;

• использование кредитных ресурсов;

• состояние государственного долга РФ и государственных резервов;

• предоставление финансовых льгот и преимуществ. Финансовый контроль осуществляется с помощью приемов

документального и фактического контроля, направленных на установление обоснованности, целесообразности и экономической эффективности совершения хозяйственных операций. В сферу финансового контроля входят все операции, связанные с использованием денег, включая, выделение бюджетных средств, соблюдение финансовой дисциплины, сохранение государственной собственности, достоверность ведения учета и отчетности с целью выявления недостатков и нарушений в деятельности ревизуемого объекта и пресечения фактов бесхозяйственности, расточительности и т.д.

В зависимости от того, кто осуществляет финансовый контроль (субъект контроля) различают:

государственный финансовый контроль, осуществляемый органами государственной власти. Он обеспечивает интересы государства и общества, проверяет выполнение налогоплательщиками обязательств перед бюджетом и целевое использование бюджетных ассигнований;

ведомственный контроль, проводимый контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств. При этом проверяется расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной классификации, а также использование бюджетных ссуд, субсидий, субвенций;

общественный контроль осуществляется неправительственными организациями и учреждениями;

независимый контроль проводится специализированными аудиторскими фирмами и службами;

внутрихозяйственный контроль осуществляется финансово-экономическими службами предприятий, организаций и учреждений;

правовой контроль проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерский экспертизы;

гражданский контроль осуществляется физическими лицами при их налогообложении налоговыми органами, а также при получении средств из бюджета (заработной платы, пенсий, пособий и т.д.).

Субъектами государственного финансового контроля является:

• Счетная палата РФ;

• Центральный банк РФ;

• Министерство финансов (Главное управление федерального казначейства, департамент валютного контроля);

• Главное контрольное управление Президента РФ;

• Государственная налоговая служба;

• Государственный таможенный комитет и др. органы. Определенные контрольные функции выполняет Комитет по

финансовому мониторингу Минфина, на который возложена задача общего анализа движения финансовых потоков с точки зрения их соответствия требованиям действующего законодательства.

Законодательные (представительные) органы власти и органы местного самоуправления осуществляют различные формы финансового контроля, которые по времени проведения подразделяется на :

предварительный – проводится в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам;

текущий - осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных органов, представительных органов местного самоуправления в ходе рассмотрения слушаний и в связи с депутатскими запросами;

последующий – проводится в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Значение предварительного финансового контроля состоит в том, что он позволяет предупредить нарушения законодательства. Текущий финансовый контроль способствует изысканию внутрихозяйственных резервов, обеспечивающих рост накоплений. Последующий – взаимосвязан с предварительным финансовым контролем, с его помощью проверяется целесообразность расходования денежных средств за определенный период.

Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти и местного самоуправления, возлагается законодательством на Минфин РФ, Федеральное Казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, на главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств.

Бюджетный контроль – составная часть государственного финансового контроля и рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов РФ, субъектов РФ и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины.

В условиях рыночной экономики, когда усложняются межбюджетные отношения, усиливается роль налогов как основного источника формирования доходной базы бюджета, многократно возрастает значимость бюджетного контроля. Его предназначение состоит в содействии успешной реализации бюджетной политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования средств общегосударственного денежного фонда.

Задачи бюджетного контроля:

• обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;

• соблюдение бюджетного и налогового законодательства;

• контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;

• проверка эффективности и целевого и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;

• улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;

• выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней;

• контроль за функционированием системы межбюджетных отношений;

• проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных организациях;

• контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов и др.

Государственный бюджетный контроль охватывает не только общественный сектор экономики, он, как видно из перечня задач, распространяется и на частнопредпринимательскую деятельность при :

• проверке правильности составления налоговых расчетов и деклараций;

• выполнении предприятиями государственных заказов, финансируемых из бюджета;

• предоставлении предприятиям различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов, налоговых льгот.

Следовательно, объектом бюджетного контроля выступает не только бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, но и весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений.

Успешное выполнение сложных задач бюджетного контроля в различных сферах финансово-экономической жизни общества зависит от соответствующей организации, видов контроля, форм и методов его проведения.

Все виды финансового контроля основаны на определенных формах и методах их проведения. Основные методы бюджетного контролядокументальная и камеральная проверки, экономический анализ, ревизия, обследование.

Наиболее распространенная и ведущая форма бюджетного контроля – ревизия. Она представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета.

Объектами ревизии выступают:

• государственные и территориальные органы власти и управления, их структурные подразделения;

• производственно-коммерческие и акционерные предприятия и организации с государственным участием;

• предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственную помощь в виде дотаций, субсидий, субвенций, трансфертов, ссуды;

• общественные неправительственные организации и учреждения;

• внебюджетные социальные фонды;

• предпринимательские структуры и физические лица в части получения адресной финансовой помощи от государства, уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством.

Самые распространенные и прогрессивные методы финансового контроля – комплексные ревизии, включающие всех участников и стороны деятельности ревизуемого предприятия (организации). Ревизии подвергаются финансовая и хозяйственная деятельность предприятия, взаимосвязь между финансово-экономическими показателями, технологией и организацией производства товаров (работ, услуг), с бюджетом и внебюджетными фондами, сохранность и эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, состояние бухгалтерского учета, достоверности отчетности, соблюдение финансовой дисциплины и другие вопросы.

На основании акта ревизии, в котором фиксируются все нарушения, принимается решение по их устранению, применению финансовых санкций к нарушителям бюджетно-налогового законодательства.

Бюджетный контроль проводится органами законодательной (представительной) и исполнительной власти РФ. На федеральном уровне органом, осуществляющим бюджетный контроль по линии законодательной власти, является Счетная палата РФ.

Согласно Закону РФ от 11.01.95 г. № 4-ФЗ О Счетной палате РФ, она является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образованном Федеральным Собранием и подотчетным ему. Деятельность Счетной палаты направлена на все субъекты хозяйствования, независимо от форм собственности, ведомственной и общественной принадлежности, органы местного самоуправления, общественные организации, если они оперируют средствами федерального бюджета, используют или управляют федеральной собственностью, если им предоставлены налоговые, таможенные льготы либо иные преимущества. При этом Счетная палата РФ не может осуществлять финансовый контроль в организациях, подведомственных субъектам Федерации и органам местного самоуправления. На уровне субъекта Федерации эти функции выполняют контрольно-счетные палаты.

Основным органом государственного бюджетного контроля по линии исполнительной власти является Министерство финансов РФ, осуществляющее возложенные на него задачи контроля в ходе исполнения бюджета и расходования государственных средств. Финансовые органы субъектов Федерации также наделены правами осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств соответствующего уровня.

Из всех подразделений Министерства финансов РФ особая роль отводится действующему при нем Департаменту финансового контроля (ранее Контрольно-ревизионное управление (КРУ), имеющему территориальные и местные органы. В соответствии с действующим законодательством департамент проводит ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, использующих средства федерального бюджета.

Схожие по своему характеру функции по осуществлению государственного финансового контроля за соблюдением действующего законодательства в части исполнения бюджета РФ и бюджетов федеральных внебюджетных фондов осуществляет Федеральное казначейство, действующее в составе Министерства финансов РФ.

Для осуществления государственного бюджетного контроля за соблюдением налогового законодательства созданы органы государственного налогового контроля. Задача работы этих органов заключается в систематизации учета, отчетности, контроле за налогоплательщиками и объектами, подлежащими налогообложению и налоговой проверке. В соответствии с действующим законодательством полномочиями органов налогового контроля обладают Государственная налоговая служба РФ и таможенные органы.

В целях контроля за соблюдением налогового законодательства, предупреждения и пресечения экономических преступлений в России была создана Федеральная служба налоговой полиции РФ (упразднена с 2003 г.). Она выполняла функции по предупреждению, выявлению пресечению и расследованию нарушений налогового законодательства, которые являлись преступлениями или административными правонарушениями.

Государственный бюджетный контроль осуществляется также и рядом других государственных органов: Центральным банком РФ, Министерством государственного имущества РФ, Министерством по антимонопольной политике РФ, и рядом других министерств и ведомств.

К сожалению, в последние годы государственный финансовый контроль осуществлялся недостаточно эффективно, несмотря на ряд указов Президента (№ 1095 от 25 июля 1996 г. О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ, № 477 от 12 мая 1997 г. О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета) и принятия Бюджетного кодекса РФ (раздел IX). Имеет место нецелевое использование средств выделенных из федерального бюджета, под которым понимается такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями 1 .

• направление бюджетных средств на банковские депозиты, приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) с целью их последующей перепродажи;

• осуществление взносов в уставный капитал другого юридического лица;

• оказание финансовой поддержки;

• расходование сре дств пр и отсутствии оправдательных документов, неоформление или неправильное оформление первичных документов;

• расходование сре дств св ерх норм, установленных Минфином РФ (командировочные расходы, нормы на расходование бензина и др.);

• использование средств на цели, не предусмотренные сметой расходов;

• расходование средств не по коду экономической классификации и др. 2

К нарушителям применялась такая мера ответственности как взыскание денежных средств, используемых не по целевому назначению и наложение штрафа в размере действующей учетной ставки Банка России.

В 2002 г. Минфином РФ были приняты меры по усилению финансового контроля. За 9 месяцев 2002 г. было проведено 31 тыс. ревизий и проверок, в ходе которых выявлено нарушений на сумму 29 млрд. руб. По выявленным финансовым нарушениям материалы передавались в правоохранительные органы. Проверенными организациями в добровольном порядке было возмещено 3,3 млрд. руб., из которых 226 млн. руб. – в федеральный бюджет. 1

Несмотря на значительные успехи в сфере финансового контроля, назрела необходимость принятия федерального закона о государственном финансовом контроле.

СТ 265 БК РФ

1. Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

2. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

3. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

4. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

5. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

Комментарий к Ст. 265 Бюджетного кодекса РФ

Комментируемая статья 265 БК России включена (как и следующие ст. ст. 266 - 273) в главу 26 "Основы государственного и муниципального финансового контроля" в раздел IX "Государственный и муниципальный финансовый контроль", однако законодатель не дает определения финансового контроля. В юридической и экономической науках под финансовым контролем преимущественно понимают осуществляемую с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных и муниципальных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово - хозяйственной деятельности, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной и муниципальной собственности. Финансово - контрольная деятельность нацелена на выявление всех случаев нарушений финансовой дисциплины, под которой понимается установленный финансовым законодательством порядок образования, распределения и использования денежных фондов Российской Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления.

Необходимо также заметить, что государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Естественно, что возникающие при этом общественные отношения подлежат обязательному регулированию на соответствующем нормативно - правовом уровне, предпочтительнее - на законодательном. Четкая правовая регламентация всех аспектов контрольной деятельности предполагает определение ее границ, методов и форм осуществления, установление правового статуса контрольных органов, объема их прав и обязанностей. Впрочем, финансовый контроль не следует сводить только к способу обеспечения законности в финансовой сфере. Он предполагает наличие обратных связей, выражающихся в активном содействии контроля более рациональному использованию финансовых ресурсов, в устранении препятствий оптимальному функционированию всех звеньев финансовой системы. Этим целям служат укрепление режима экономного использования денежных средств и материальных ценностей в учреждениях и организациях, а также совершенствование системы бухгалтерского учета и отчетности.

Непосредственно комментируемая статья 265 БК РФ (пункт 1) устанавливает формы финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления. Под формами финансового контроля следует понимать отдельные стороны проявления содержания контроля в зависимости от времени совершения контрольных действий. Законодатель предусматривает следующие формы финансового контроля: предварительный, текущий и последующий.

Все они находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля, и классифицируются по времени его осуществления.

Предварительный контроль проводится:

А) в ходе обсуждения и утверждения законов (решений) о бюджете;

Б) в ходе обсуждения и утверждения иных проектов законов (решений) по бюджетно - финансовым вопросам.

Это может позволить лоббирование узкокорпоративных интересов определенных групп, выявить еще на стадии проектов законов и решений дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования средств.

Текущий контроль осуществляется:

А) в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления;

Б) в ходе парламентских слушаний;

В) в связи с депутатскими запросами.

Иными словами, текущий контроль проводится в процессе исполнения бюджета.

Поэтому этой форме контроля присущи гибкость и оперативность. Ошибки, просчеты, попытки злоупотреблений, не выявленные на стадии предварительного контроля, могут быть обнаружены депутатами законодательных (представительных) органов в ходе текущего контроля.

Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Следует отметить, что в соответствии с Российским законодательством Федеральное Собрание РФ участвует в осуществлении финансового контроля во время рассмотрения проекта федерального бюджета, слушания отдельных вопросов, связанных с исполнением бюджета и утверждением (неутверждением) отчета о его исполнении.

Пункт 2 комментируемой статьи 265 БК устанавливает права законодательных (представительных) органов Российской Федерации, субъектов Федерации и представительных органов местного самоуправления при осуществлении ими государственного и муниципального финансового контроля.

Во-первых, они имеют право на получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета. Перечень таких документов и материалов, составляемых одновременно с проектом бюджета, приводится в статье 182 комментируемого Кодекса.

Во-вторых, они имеют право на получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении. Согласно ст. 241 Бюджетного кодекса РФ порядок представления информации представительным органам по оперативным, ежеквартальным и полугодовым отчетам об исполнении бюджета определяется правовыми актами соответствующих представительных органов.

В-третьих, это право на утверждение или неутверждение отчета об исполнении бюджета.

Например, отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом субъекта РФ (ст. 5, п. 2, пп. "а" ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 08.02.2001) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

В-четвертых, это право на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов.

В целях непосредственного проведения финансового контроля Федеральным Собранием РФ образована Счетная палата РФ, а законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ создаются соответственно собственные контрольно - счетные палаты, деятельность которых регулируется законодательством субъектов РФ. Однако до настоящего времени сохраняется проблема координации действий в области финансово - бюджетного контроля между Счетной палатой РФ и аналогичными органами субъектов Российской Федерации, которая временно разрешается заключением между ними соглашений о совместных действиях в данной сфере.

Сохраняются и другие, не менее актуальные проблемы. Некоторые специалисты бьют тревогу по поводу того, что из года в год использование большей части бюджетных средств просто не контролируется, принимается как должное по отчетам. "Считается, в частности, - отмечается далее, - что Счетная палата ежегодно ревизует исполнение федерального бюджета. Фактически производит всего лишь изучение документации, имеющейся в Минфине. Еще хуже контролируются бюджеты субъектов Федерации. Требования Бюджетного кодекса в части обязательной ежегодной проверки дотируемых бюджетов по разным причинам не соблюдаются. Более чем в 20 республиках, краях и областях собственных контрольно - счетных органов вообще нет, причем преобладают в их числе территории депрессивные, дотационные, живущие за счет федеральной помощи" .

В-пятых, это право на вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.

Пункт 3 комментируемой статьи 265 БК РФ обязывает органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля.

Вся необходимая информация должна предоставляться законодательным (представительным) органам, представительным органам местного самоуправления в пределах компетенции исполнительных органов по бюджетным вопросам, установленной Конституцией РФ, Бюджетным кодексом и иными нормативными правовыми актами РФ.

Читайте также: