Расходы на ремонт дороги общего пользования налоговые риски

Опубликовано: 02.05.2024

Дороги – необходимые коммуникации, важность которых не нуждается в обоснованиях. Строительство, поддержание в нужном состоянии, обслуживание, ремонт дорожного покрытия – это довольно затратные статьи расходов федерального бюджета. Для частичного покрытия этих расходов и одновременно улучшения качества передвижения часть путей сделаны платными для водителей.

Как организован в России и за рубежом сбор за движение по платным магистралям? Как регулирует эту сферу закон? Каким образом взимается оплата? От чего зависит сумма? Куда и каким способом требуется ее вносить? Как отражается эта операция в налоговом и бухгалтерском учете? В статье – вся необходимая информация о проезде по платным трассам.

Платная услуга проезда по магистралям

Платная автомобильная магистраль – это трасса или ее участок, за движение по которой с водителей взимается определенная сумма согласно утвержденным тарифам. Цель взимания платы:

  • покрытие части затрат на постройку трассы;
  • частичная компенсация расходов на эксплуатацию дороги;
  • пополнение местного бюджета за счет «транзитных» водителей.

Как правило, параллельно с платной трассой существует возможность добраться в точку назначения бесплатно. Но такой путь обычно отличается большей протяженностью и худшим качеством дорожного покрытия, а часто и загруженностью и отсутствием необходимой инфраструктуры.

СПРАВКА! На сегодня в РФ единственным оператором платных дорог является государственная компания «Автодор».

Оценим плюсы и минусы

Для получателя средств преимущества платных магистралей очевидны, а какие плюсы платного проезда для самых пользователей – водителей? Рассмотрим ожидаемые и реальные преимущества платных дорог.

  1. Лучшее дорожное покрытие – по сравнению с «бесплатными» магистралями, во многом ставшими «притчей во языцех», на платных за качеством покрытия следят и своевременно ликвидируют наиболее вопиющие недостатки.
  2. Меньшая загруженность – на таких автобанах водителям предоставляется больше полос для движения, на некоторых трассах это может быть 5-6 полос в одном направлении.
  3. Большая разрешенная скорость – не некоторых магистралях она превышает среднее значение для аналогичных бесплатных трасс.
  4. Быстрое реагирование спецслужб – если что-то произойдет на платной дороге, например, авария, затор, гололед и т.п., службы приедут и выполнят свой долг значительно быстрее. Оператором дороги предоставляется бесплатный эвакуатор до места стоянки и возможность находиться там в течение суток.
  5. Большая безопасность – достичь пункта назначения можно не только с большим комфортом и скоростью, но и с меньшей вероятностью аварии.
  6. Исключение возможности пробок – все условия в совокупности делают пробки на платных трассах весьма малореальным явлением.
  7. Развитая инфраструктура – помимо самой дороги, оборудуются объекты, значимые для водителей, расположенные не слишком далеко один от другого (заправки, площадки для отдыха, кафе, ремонтные базы и т.п.).

Для автотранспорта предприятий к этим преимуществам добавляются дополнительные:

  • увеличение скорости доставки груза;
  • меньшее время занятости водителей;
  • экономия топлива, ГСМ, запчастей;
  • более редкие ремонты автомобилей вследствие меньшего износа;
  • повышение экономической эффективности грузоперевозок.

Наконец, лучшие дороги автоматически ведут за собой развитие и других отраслей: прежде всего, туризма, торговли, промышленности, сельского хозяйства и др., каждая из которых, в свою очередь, развиваясь, поднимает благосостояние нации.

Что не понравится на платной дороге

Конечно, никто не будет в восторге от самого факта необходимости оплаты. Огорчают пользователей устанавливаемые тарифы: на сегодня стоимость проезда по платным магистралям РФ является одной из самых дорогих в европейской зоне.

Еще один недостаток, который, к сожалению, проявляется в РФ, — это то, что в некоторых случаях платной дороге нет нормальной альтернативы. Законодательно нельзя взимать плату за проезд, если не существует бесплатной аналогичной дороги. Но на практике, далеко не все существующие бесплатные дублеры трасс «удобоваримы» для проезда.

Наконец, неприятно может быть расположение некоторых платных дорог. Например, трасса М-11 «Петербург – Москва», в настоящее время еще не оконченная, проходит очень близко от жилого района, жители которого не в восторге от такого соседства.

Кто платит за проезд

Вносить деньги за право ехать по такой дороге должны только водители:

  • легковых автомобилей, в том числе такси;
  • междугородних автобусов;
  • грузовых авто.

Бесплатное движение на платных дорогах предусмотрено исключительно для специального и общественного транспорта, а именно:

  • карет скорой помощи;
  • полицейских машин;
  • пожарных;
  • всех видов общественного транспорта, кроме такси, междугороднего и международного.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Пешеходы, велосипедисты, водители гужевого транспорта освобождены от обязанности оплачивать проезд по такой магистрали, но, как правило, они ею практически не пользуются.

Способы взимания оплаты с водителей

На сегодня функционируют три системы взимания оплаты за движение по магистралям:

  1. Открытый способ оплаты. При такой системе пункт внесения средств располагается прямо на трассе и перекрывает движение. Проезжают через него только оплатившие дальнейшее движение автомобили. Минусы такой системы:
    • дополнительные затраты на организацию пунктов сбор пошлины и оплату труда сборщиков;
    • возможные заторы в пунктах пропуска;
    • возможность для водителей уклониться от оплаты, объезжая пункты сбора по другим дорогам или бездорожью.
  2. Закрытая система дорожного сбора. Пункты приема средств ставятся только при въезде на дорогу или при выезде. Плату берут только в одном конце дороги либо водители покупают право въехать на магистраль, подтверждаемое билетом, а на выезде производится окончательный расчет. За утерянный билет платится максимальная сумма. Недостатками являются те же дополнительные расходы на организацию.
  3. Автоматическая система оплаты полностью нивелирует недостатки первых двух. Она подразумевает установку в автомобиль специального устройства – транспондера. В нем содержится информация о счете водителя, внесении и расходовании им средств за проезд. Электронные системы оплаты считывают информацию с транспондера даже на большой скорости автомобиля, поэтому для внесения денег не нужно останавливаться и производить отдельные операции.

На трассах удобно комбинируются разные системы оплаты. С автомашин, оборудованных транспондерами, она считывается автоматически, остальные могут внести средства в операторских кабинках либо в терминалах.

Водители могут оплатить проезд по трассе разными способами:

  • наличными;
  • кредитной картой;
  • бесконтактной смарт-картой;
  • посредством специального терминала;
  • обратившись к агенту по приему дорожного сбора.

На многих платных трассах существует фото- и видеофиксация номеров и самих водителей: если у них нет транспондера, а мимо операторской кабинки они проехали «зайцем», квитанция на дородный сбор им придет по почте.

От чего зависит сумма дорожного сбора

Максимальную стоимость проезда определяет правительство, а варьирует оплату региональная власть. В РФ за проезд 1 км той или иной платной трассы придется выложить от 3 до 10 руб. Сумма определяется рядом факторов:

  • классом транспорта;
  • его весом;
  • габаритами;
  • количеством колесных осей;
  • временем движения (дневным или ночным);
  • особенностями трассы.

Некоторые категории транспорта на определенных участках могут пользоваться специальными льготами и скидками. Подробно о них информирует официальный сайт «Автодора».

Законодательное регулирование платных дорог

Законы о плате за проезд по магистралям появились раньше, чем открылись такие участки дорог. Существует несколько законодательных попыток урегулировать этот вопрос.

  1. «Первой ласточкой» был указ Б. Ельцина «О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе» от 08.12.1992 г.
  2. Им же был подписан указ «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования» от 27.06.1998 года, где вводились правила создания платных дорог.
  3. Современная законодательная процедура опирается на подписанный В.Путиным 08.11.2007 года Закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» № 257-ФЗ, частью которого является регламент пользования платными путями сообщения.
  4. Правила, согласно которым взимается оплата за движение, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 18 от 19.01.2010 г.
  5. Особенности налогового учета платного проезда регламентированы в письме УФНС РФ по г. Москве № 13-11/050285 от 07 июня 2012 г.

Как появились платные трассы в РФ

Первый опыт по взиманию платы с водителей был осуществлен в России в 1999 году – платным был сделан проезд на участке трассы М-4 «Дон» протяженностью в 20 км, расположенный в Липецкой области, а через год длину платного проезда увеличили до 50 км.

Далее проект платных дорог практически не реализовывался вплоть до 2010 года, когда согласно ФЗ № 257, к вышеуказанному участку присоединился еще один платный путь – отрезок в 22 км в Московской области. Появляются платные отрезки дорог на других трассах:

  • 4 участка в Псковской области;
  • 5 км внутригородской трассы в Санкт-Петербурге;
  • новый выход на МКАД с трассы М-1 «Москва – Брест».

На 2017 год действует ряд платных участков трасс М-3, М-4 и М-11.

С 2010 года ведется строительство новых платных магистралей:

  • М-10 «Москва – Санкт-Петербург»;
  • Центральная кольцевая автодорога в Московской области;
  • двухполосной скоростной дороги между Кубинским шоссе и трассой «Наро-Фоминск – Васильчиново».

Могут быть объявлены платными некоторые существующие дороги, если им есть бесплатная альтернатива.

К СВЕДЕНИЮ! Объявление платными реконструированных участков старых дорог не бесспорно, так как их строительство уже было профинансировано путем взимания транспортного налога.

Бухгалтерский учет расходов на проезд по платным магистралям

Средства, затрачиваемые на пользование автодорогой, удобнее всего учитывать на счете 26 «Общехозяйствнные расходы» или 44 «Коммерческие расходы». ПБУ и Инструкция по его применению разрешают производить учет на одном из счетов диапазона 20–29, в зависимости от учтенной политики и особенностей деятельности организации.

Если эти затраты несет транспортная компания, их удобнее отражать в связи с определенным объектом калькулирования, то есть тем или иным видом перевозок.

Если оплата вносится автоматически, расходы можно списать так:

  • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 51 «Расчетные счета» – внесение оплаты за проезд по платной дороге;
  • дебет 20 (…–29), кредит 76 – учет оплаты проезда по скоростной магистрали в составе расходов.

Если в организации нет своего транспорта, но для частых поездок ими были приобретены транспондеры для автоматической оплаты проезда, эти расходы также можно отнести к дорожным.

  • дебет 44 «Коммерческие расходы», кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – отражение расходов по проезду по платной магистрали;
  • дебет 19 «НДС» – отражение входного НДС;
  • дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» – принятие входного НДС к вычету.

Налоговый учет расходов на платные дороги

Минфин и ФНС в соответствующих документах (письмо Минфина РФ № 03-11-11/57133 от 06 октября 2015 г., письмо УФНС РФ по г. Москве № 13-11/050285 от 07 июня 2012 г.) признают затраты на движение по платным магистралям в составе «Прочих расходов», связанных с производством или продажей, а также затрат на содержание автотранспорта, сборов на право проезда.

Плательщики УСН по системе «доходы минус расходы» прямо не могут учесть такие траты в «минусе», поскольку их нет в соответствующем перечне (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Но если отразить их не как самостоятельные траты, а как часть комплексного расхода, такой путь экономии при уплате налога возможен. Плата за проезд по дорогам при грамотном обосновании может быть сочтена частью:

  • материальных расходов;
  • командировочных;
  • затрат по оплате товаров для дальнейшей реализации;
  • трат по изготовлению или покупке основного средства (например, доставка купленного актива или материалов для него средствами самой фирмы).

Налоговый кодекс разъясняет ряд моментов, касающихся определения затрат на движение по платным трассам как уменьшающих базу налога на прибыль:

  • такие расходы могут быть обоснованы как материальные затраты на содержание автотранспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ);
  • если водитель поехал по платной дороге, следуя в командировку или обратно, расходы можно счесть командировочными (подпункт 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
  • штатные водители в своих разъездах платят за движение по таким магистралям, совершая «материальные расходы на услуги сторонних организаций» (подпункт 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

ВАЖНО! Поскольку, как правило, наряду с платным всегда имеется альтернативный бесплатный проезд, требуется для обоснования таких расходов доказать их целесообразность или производственную необходимость. Руководитель в качестве такого доказательства может расписать экономию времени, ГСМ, оплаты труда водителей, сбережение других ресурсов, подтвердить это статистическими выкладками, сравнительной справкой-расчетом.

Если экономическая обоснованность не будет доказана подтверждающими документами, удовлетворяющими требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ и ч. 2 ст. 9 Закона № 402-Ф, налоговая не сможет принять эти затраты для целей уменьшения базы налога на прибыль. Ведь необоснованный с точки зрения экономики дополнительный комфорт передвижения должен обеспечиваться уже после уплаты этого налога.


Кому принадлежат дороги в СНТ

Сегодня в товариществах возникают две основные проблемы.

  • На дорогах появились глубокие выбоины и ямы, покрытие дороги износилось или его вовсе нет. В таком случае возникает необходимость ремонта.
  • Ширина дорог в СНТ не соответствует нормам пожарной безопасности, поэтому требуется модернизация и расширение проезжей части, радиуса разворотов.

Вне зависимости от задач, председатель не имеет права принимать самостоятельного решения о проведении ремонтных работ. Этот вопрос обязательно должен выноситься на общее собрание и обсуждаться совместно с членами СНТ.

Садоводам нужно не только дать свое согласие, но и утвердить смету, выбрать уполномоченное лицо, которое будет отвечать за составление договора с подрядчиком и контроль выполнения работ.


Требования к дорогам в СНТ

Приступая к ремонту дорог, нельзя забывать о требованиях пожарной безопасности, которые важно соблюдать в садоводческих товариществах:

  • от территории СНТ должен быть проложен подъездной путь, объединяющий товарищество с дорогой общего пользования;
  • если садоводческое объединение не превышает 50 участков, достаточно оборудовать один въезд шириной не менее 2,5 метров;
  • если на территории СНТ располагаются более 50 участков, въездов должно быть уже как минимум два или больше;
  • ширина автомобильной дороги между участками на улицах — не менее 7 метров, в проездах — не менее 3,5 метров;
  • расстояние от забора прилегающих участков до дороги — от 3,5 метров;
  • минимальный радиус поворота — 6,5 метров, радиус закругления проезжей части — 6,0 метров;
  • также в проездах необходимо оборудовать разъездные площадки длиной не менее 15 метров и шириной не менее 7 метров;
  • в тупиковых проездах минимальный размер разворотной площадки — 12×12 метров.

Если эти нормы в товариществе не соблюдены, дороги придется модернизировать и расширять.

В чем сложность модернизации дорог в садоводческих товариществах

При расширении дороги в товариществе придется «отнимать» часть земли от участков, расположенных вдоль проезжей части. Понятно, что перспектива отдать свою личную собственность под земли общего пользования не радует садоводов. Поэтому председателю бывает сложно утвердить модернизацию дорог на общем собрании: дачники, имеющие наделы рядом с дорогой, голосуют против.

Без согласия всех членов СНТ председатель не может приступить к ремонту. Но если оставлять все как есть, то дороги в товариществе по-прежнему не будут соответствовать пожарным нормам.

Задача председателя в такой ситуации — максимально подробно разъяснить дачникам, зачем нужно расширение проезжей части, и постараться убедить всех садоводов в том, что это действительно необходимая мера.


Как отремонтировать дороги в СНТ

После того как общее собрание утвердит ремонт дорог, сроки работ и смету расходов, можно приступать к поиску подрядчика — компании, которая готова предоставить весь комплекс услуг по укладке полотна.

Как правило, подрядчики могут предложить несколько вариантов работ в зависимости от вашего бюджета.

    Эконом-вариант включает в себя отсыпку временной дороги. Это самый простой и дешевый способ решить проблему с бездорожьем: стоимость покрытия начинается от 100 рублей за кв.м. Дорога отсыпается в один слой асфальтовым или вторичным щебнем. Главный минус таких работ — непродолжительный срок службы покрытия, который не превышает двух лет. Чтобы немного продлить его, компании предлагают обустроить дополнительную песчаную подушку, улучшающую дренажные свойства. В итоге дорогу не будет так сильно размывать, а щебень дольше не уйдет в грунт.

Базовый вариант — более надежная и долговечная дорога с уплотнителем. Щебень и асфальтовая крошка высыпаются в несколько слоев и укатываются с помощью катка. Срок службы такого покрытия достигает 2-4 лет, а гарантия на работы — 3 месяца. Стоимость — от 150 рублей за кв.м.

Комплексный вариант подходит для СНТ, по территории которых проезжают более 50 автомобилей в сутки. Такая дорога строится в несколько этапов: снимается первый слой грунта, затем укладывается песчаная подушка, слой геотекстиля и несколько слоев щебня. В конце покрытие утрамбовывается виброплитой или катком. Цены на такой ремонт начинаются от 250 рублей за кв.м покрытия. Срок службы — 4-5 лет, а гарантия дается на 1 год.

Когда садоводы на общем собрании утвердят выбранный вариант ремонта, можно заключать договор с подрядчиком. Строительные компании качественно выполнят свою работу, и в вашем СНТ снова будут хорошие дороги.

Роспотребнадзор (стенд)

Кто отвечает за состоянием дорог и возместит ущерб в случае повреждения автомобиля? - Прокуратура разъясняет

На Ваш вопрос отвечает прокурор Промышленного района г. Самары Вячеслав Бобровский

Кто отвечает за состоянием дорог и возместит ущерб в случае повреждения автомобиля?

Если происшествие случилось на дороге федерального или регионального значения, то иски предъявляются соответственно к Российской Федерации или к администрации соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится к вопросам местного значения.

Таким образом, состояние автодорог регулируется администрацией муниципального образования. Также стоит иметь в виду, что, как правило, администрациями заключаются договоры на обслуживание отдельных участков дорог с организациями. В случае некачественного содержания автомобильных дорог ответственность, а также при наступлении негативных последствий на дорожном полотне, может нести обслуживающая организация.

Дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6 ст. 3 Закона № 257-ФЗ).

В содержание автомобильных дорог входит совокупность мероприятий по поддержанию в соответствующем состоянии автодорог, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Содержание автомобильных дорог должно осуществляться в соответствии с требованиями действующих технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог и для создания условий для безопасного дорожного движения.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, сооружений, обязаны, обязаны содержать их в таком состоянии, которое бы обеспечивало безопасность для движения, для чего принимаются соответствующие стандарты, нормы и правила (п. 13 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090 «О Правилах дорожного движения»).

Таким образом, Администрация муниципального образования, как собственник автомобильных дорог, должна исполнять возложенную на нее обязанности по содержанию дорожных покрытий в надлежащем состоянии.

Администрация несет ответственность за вред, причиненный пострадавшему, явившийся результатом ненадлежащего исполнения возложенной законом на органы самоуправления обязанности по содержанию автомобильных дорог местного значения. Ответственным лицом за ненадлежащее состояние дороги может быть и организация, осуществляющая на основании заключенного договора техническое обеспечение соответствующего участка дороги.

Такая организация по ходатайству администрации муниципального образования может быть привлечена к участию в судебном разбирательстве в качестве соответчика либо в дальнейшем администрация может взыскать с нее выплаченную пострадавшему лицу сумма в порядке регресса.

Как правильно оформить ДТП в данном случае?

Необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, сделать фото и видео, на котором зафиксировать последствия авария, дорожный дефект, а также найти свидетелей происшествия.

По прибытию на место ДТП сотрудник ГИБДД должен составить протокол осмотра проезжей части, осмотреть дорогу, знаки, замерить яму. Если на дороге отсутствуют предупреждающие знаки или размеры ямы выходят за пределы допустимых, инспектор выносит постановление о привлечении к ответственности лица или ответственную за данный участок дорожного покрытия организацию или одного из ее сотрудников.

Наличие фото и видео фиксации должно быть обязательно отображено в протоколе осмотра места ДТП с указанием места и даты съемки. Помимо всего прочего, сотрудник ГИБДД обязан зафиксировать данные об освещении участка, наличии или отсутствии ограждений и предупреждающих знаков, которые обязаны ставить коммунальные службы во время проведения ремонтных работ.

Автовладельцу необходимо снять копии всех составленных документов, поскольку они могут понадобиться при обращении за денежной компенсацией в страховую компанию или же в суд.

Благоустройство прилегающей территории очень часто проводится не только для привлечения клиентов или создания имиджа организации, но и в связи с неофициальными требованиями администрации города. Кроме того, условия по благоустройству могут диктоваться арендодателем земли или здания, а также различными проверяющими организациями.

Несмотря на столь острую необходимость, налоговики считают, что подобные объекты нельзя амортизировать. Якобы это прямо указано в подпункте 4 пункта 2 статьи 256 НК РФ. Текущие же затраты на благоустройство, по мнению чиновников, являются экономически не обоснованными. В итоге могут возникнуть проблемы не только с признанием затрат, но и с вычетом НДС по ним.

Однако с позицией налоговиков можно и нужно спорить.

Чиновники твердо уверены, что запрет на начисление амортизации относится к любым объектам благоустройства

КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ

Формулировка подпункта 4 пункта 2 статьи 256 НК РФ звучит расплывчато. Из нее нельзя однозначно понять, запрещает ли законодатель амортизировать любые объекты внешнего благоустройства или только те, которые созданы с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования.

Чиновники твердо уверены, что указанная норма относится к любым объектам благоустройства (например, письма Минфина России от 12.08.08 № 03-03-06/1/461, от 30.01.08 № 03-03-06/1/63, УФНС по Московской области от 19.04.07 № 24-17/0311).

Несмотря на это, судьи Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа с ними не согласны и принимают решения в пользу компаний (постановления от 14.01.08 № А56-4910/2007, от 18.07.05 № А56-11749/04 и от 25.10.04 № А56-32626/03). Суды считают, что норма относится только к объектам, созданным за счет средств бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования. Поэтому, если компания зарегистрирована на территории, подведомственной Федеральному арбитражному суду Северо-Западного округа, она может амортизировать объекты внешнего благоустройства с меньшим риском, нежели прочие налогоплательщики.

Организации, которые находятся в других округах, могут воспользоваться одним из следующих способов, позволяющих обойти запрет налоговиков.

Расходы по озеленению территории строящегося офиса следует рассматривать как затраты, формирующие первоначальную стоимость ОС

Способ первый: включить расходы на благоустройство в стоимость объекта строительства. Если благоустройство территории осуществляет строительная организация, логичнее не выделять затраты на него отдельно. Тогда владелец недвижимости сможет амортизировать объекты благоустройства вместе со зданием. Обязанность же строителей производить облагораживание территорий следует, в частности, из пункта 2 статьи 38 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В нем содержится прямой запрет вводить в эксплуатацию объекты без завершения предусмотренных работ по благоустройству территорий.

Чиновники не определились, допустим ли подобный способ налоговой оптимизации. Так, в письме Минфина России от 25.05.07 № 03-03-06/1/309 указано, что расходы, связанные с озеленением территории, прилегающей к зданию строящегося офиса, следует рассматривать как расходы капитального характера, которые формируют первоначальную стоимость объекта строительства. И только в случае, если расходы на озеленение производятся уже после сдачи объекта строительства в эксплуатацию, их нельзя амортизировать.

Однако в письме от 30.01.08 № 03-03-06/1/63 тот же самый чиновник Минфина России заявляет обратное. Якобы если в ходе строительства помимо объектов недвижимости были созданы объекты благоустройства территории, то такие расходы не подлежат амортизации. В связи с этим, возможно, свою правоту налогоплательщику придется доказывать в суде.

ЧТО ТАКОЕ «ВНЕШНЕЕ БЛАГОУСТРОЙСТВО»?

В Налоговом кодексе нет определения понятия «внешнее благоустройство». Минфин России для отнесения расходов к этой категории рекомендует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 359 (письмо от 13.10.04 № 03-03-01-04/1/73). В этом документе сказано, что к основным фондам не относятся такие объекты внешнего благоустройства, как подъездные пути, погрузочно-разгрузочные площадки, парковки для транспорта, тротуары, пешеходные дорожки, газоны и т. д.

В более позднем письме чиновники финансового ведомства конкретизировали свою позицию (от 30.10.07 № 03-03-06/1/745). По их мнению, под капитальными вложениями в объекты внешнего благоустройства следует понимать расходы, которые не связаны с коммерческой деятельностью организации и направлены на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на прилегающей территории.

Способ второй: доказать, что объект внешнего благоустройства является производственным объектом. Обратимся к определению объекта благоустройства, данному Минфином России в письме от 30.10.07 № 03-03-06/1/745: отсутствие связи с коммерческой деятельностью и направленность на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на прилегающей территории. Очевидно, что многие объекты не подпадают под это определение.

Например, парковка для клиентов, подъездная дорога или тротуар имеют прямую связь с коммерческой деятельностью компании, хотя и направлены на обустройство прилегающей территории. То же самое относится и к асфальтированию площадок, на которых происходит погрузка и разгрузка товаров, сырья и материалов, временно хранится и складируется товар.

Есть примеры судебных решений, принятых в пользу налогоплательщика (см. таблицу «Решения судов, в которых амортизация объектов внешнего благоустройства признана производственным расходом»).

В частности, если парковка создается для сотрудников, то эти расходы можно назвать производственными, так как они направлены на создание нормальных условий труда (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Кроме того, если за пользование стоянкой брать с работника символическую плату, то такой объект становится коммерческим.

В отдельных случаях фонтаны, скульптуры, деревья и клумбы могут рассматриваться как объекты, приносящие компании доход. Например, для открытых кафе, развлекательных центров, гостиниц, домов отдыха наличие перечисленных объектов существенно, поскольку это прямо влияет на размер их дохода. Однако эту связь придется доказывать.

Способ третий: сослаться на неналоговое законодательство, обязывающее благоустраивать территорию. Часто местная власть в официальном порядке требует облагородить прилегающую к зданию организации территорию. К примеру, статья 7 Закона г. Москвы от 05.05.99 № 17 «О защите зеленых насаждений» обязывает юридические лица производить весь комплекс агротехнических мероприятий по уходу за зелеными насаждениями на земельных участках, предоставленных им в собственность или временное пользование, а также компенсировать зеленые насаждения, уничтоженные при строительстве.

Кроме того, существуют отраслевые нормы по благоустройству. Так, для промышленных предприятий, расположенных в районах, подверженных за три наиболее холодных месяца воздействию ветров со средней скоростью более 10 м/с, обязательны полосы древесных насаждений со стороны ветров преобладающего направления (п. 3.70, 3.71 СНиП II-89-80 «Генеральные планы промышленных предприятий»).

Эта норма была с успехом использована налогоплательщиком для обоснования своей позиции в деле, рассмотренном в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 26.12.07 № КА-А40/13358-07. А для предприятий, негативно воздействующих на окружающую среду или здоровье человека, предусмотрена обязанность по созданию санитарно-защитной зоны, элементами которой являются зеленые насаждения (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Для организаций торговли пунктом 2.8 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов (СП 2.3.6.1066-01) установлена обязанность благоустроить территорию, примыкающую к организации торговли. Более того, в нем сказано, что при размещении организации торговли в отдельно стоящем здании рекомендуется предусматривать со стороны проезжей части дороги площадку для временной парковки транспорта персонала и посетителей.

Способ четвертый: предусмотреть капитальные расходы на внешнее благоустройство в договоре с собственником имущества. Налоговики на местах иногда допускают возможность начисления амортизации по объектам благоустройства арендатором, если он создал их с согласия арендодателя, но без возмещения расходов (письма УФНС по г. Москве от 17.03.06 № 18-11/20791 и от 18.11.05 № 18-11/85322). Конечно, только в пределах срока договора аренды и исходя из срока полезного использования. Причина такой лояльности заключается в том, что для неотделимых улучшений законодатель предусмотрел особый порядок начисления амортизации (п. 1 ст. 258 НК РФ).

Однако в письме от 28.03.07 № 03-03-06/1/178 Минфин России высказал противоположную позицию. Таким образом, не исключено возникновение претензий налоговиков.

Налоговики иногда допускают возможность начисления амортизации по объектам благоустройства арендатором

ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ

Если относительно капитальных вложений в объекты благоустройства Налоговый кодекс содержит норму, не позволяющую без споров с инспекторами переносить их в затраты, то относительно текущих расходов на содержание объектов внешнего благоустройства действует лишь общее положение об их оправданности и документальном подтверждении (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Впрочем, и Минфин России, и ФНС России дружно считают такие расходы необоснованными (например, письма Минфина России от 30.10.07 № 03-03-06/1/745, от 15.11.06 № 03-03-04/2/241, УФНС по г. Москве от 17.03.06 № 18-11/20791). Эту позицию также можно оспорить, тем более что сами чиновники в ряде случаев готовы сделать исключение.

Например, аналогично капитальным затратам можно учитывать вналоговых расходах текущие затраты на благоустройство, если они произведены в соответствии с требованиями актов нормативного правового регулирования безопасности (письмо Минфина России от 02.04.07 № 03-03-06/1/203).

Суд также скорее всего поддержит налогоплательщика в сходной ситуации. Так, постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 24.09.07 № КА-А40/9456-07 была подтверждена правомерность уменьшения налогооблагаемой прибыли на стоимость работ по посеву и прополке газонов, расположенных около нефтепровода. Дело в том, что целью этих работ являлось приведение объектов нефтепроводного транспорта к нормативному техническому состоянию, которое предусматривает покрытие откосов резервуаров растительным слоем, предотвращающим размыв земляной обсыпки поверхностными водами.

Решение в пользу компаний было принято и по делам, рассмотренным в постановлениях федеральных арбитражных судов Московского от 11.01.08 № КА-А40/13672-07, от 04.04.06 № КА-А40/2276-06-2, Поволжского от 19.09.07 № А49-500/07-35А/21, Уральского от 22.05.07 № Ф09-3656/07-С2, Северо-Западного от 18.07.05 № А56-11749/04 округов. Споры касались текущих расходов на посев и прополку газонов, оплату услуг по вырубке деревьев и спиливанию крон и т. п. А в постановлении от 02.04.08 № Ф04-2260/2008(3201-А45-40) судьи Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа признали обоснованным даже приобретение компанией удобрений и почвы для цветов и горшечных растений.

Кроме того, учитывая отсутствие в Налоговом кодексе специальной нормы, регулирующей учет текущих расходов на благоустройство для целей налога на прибыль, компаниям имеет смысл по возможности превращать капитальные затраты по объектам внешнего благоустройства в текущие. Как показывает арбитражная практика, в этом случае их проще будет отстоять в суде.

Чаще всего налоговики отказывают компании в вычете НДС на основании того, что расходы на благоустройство экономически не обоснованы

ВЫЧЕТ ПО НДС

Помимо претензий по налогу на прибыль, возможны и разногласия по поводу НДС с затрат на благоустройство. Чаще всего налоговики отказывают компании в вычете на основании того, что подобные расходы экономически не обоснованы.

Однако Налоговый кодекс не увязывает право компании на вычет по НДС с учетом расходов в налоговом учете. Условиями для получения вычета являются оприходование товара, работ или услуг, предназначение их для деятельности, облагаемой НДС, а также наличие счета-фактуры (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Суды, как правило, поддерживают в такой ситуации налогоплательщиков. Так, в деле, рассмотренном в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 16.01.08 № КА-А41/14082-07, налоговый орган отказал организации в применении вычета по НДС по работам, связанным с асфальтированием дорожек, подъездных путей, озеленением и устройством внешнего ограждения и освещения.

Причиной отказа стала ссылка на то, что такие объекты не являются амортизируемым имуществом для целей налога на прибыль (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ). Налоговики считали, что в этом случае НДС, уплаченный за выполнение работ по благоустройству, следовало включить в стоимость этих объектов (п. 1, п. 2 ст. 170, п. 1 ст. 257 НК РФ).

Однако судьи не согласились с этим, указав, что созданные объекты используются для производственных целей и способствуют извлечению доходов. Вычет правомерен, так как реализация произведенной обществом продукции облагается НДС.

Также в пользу налогоплательщика закончилось рассмотрение дел по НДС в постановлениях Федерального арбитражного суда Московского от 25.12.07 № КА-А40/13213-07, от 27.04.07 № КА-А40/3156-07 и от 02.03.07 № КА-А40/ 1168-07, Волго-Вятского от 26.09.06 № А39-1240/2006-66/9 округов.

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА МЕРОПРИЯТИЯ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

1. Федеральным законом от 4 июня 2018 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в статью 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части формирования бюджетных ассигнований дорожных фондов" с 1 января 2019 г. предусмотрено направление денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения в дорожные фонды субъектов Российской Федерации (далее - дорожный фонд), в том числе на мероприятия по увеличению уровня безопасности дорожного движения.

2. Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. Объем доходов и расходов дорожного фонда утверждается законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

4. Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда, направляемых на осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, рекомендуется определять в размере не менее 90 процентов от объема бюджетных ассигнований дорожного фонда, формируемого за счет поступлений средств от денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

5. Отчет об использовании данных средств уполномоченным органом рекомендуется размещать на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет.

6. К расходам на мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения рекомендуется относить расходы:

на мероприятия, осуществляемые в соответствии с национальным проектом "Безопасные и качественные автомобильные дороги" или в рамках других проектов для достижения целевых показателей по снижению количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах и улично-дорожной сети;

на первоочередные меры, направленные на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на аварийно-опасных участках дорог, включенных в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", в утверждаемый владельцами дорог перечень аварийно-опасных участков дорог;

на мероприятия по профилактике ДТП из-за недостатков транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети или на мероприятия по обустройству дорог элементами обустройства, включенные в перечень мероприятий региональных (целевых) программ по повышению безопасности дорожного движения, программ по совершенствованию и развитию дорог общего пользования субъекта Российской Федерации.

7. Бюджетные ассигнования дорожного фонда, формируемые за счет поступлений от денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, рекомендуется расходовать в соответствии с пунктом 6 настоящих Рекомендаций на следующие мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения:

совершенствование схемы организации дорожного движения (установка новых дорожных знаков, в том числе дублирующих, нанесение новых линий разметки при внесении изменений в проект организации дорожного движения);

замена дорожных знаков или разметки на аналогичные с более высокими светотехническими характеристиками;

проектирование и установка нового светофорного объекта, в том числе установка светофора Т.7;

модернизация существующего светофорного объекта, в том числе установка табло обратного отсчета времени, установка дополнительного дублирующего светофора, замена светофоров с источником света в виде ламп накаливания на светофоры с источниками света в виде светодиодов, установка устройств звукового сигнала для дублирования разрешающего сигнала пешеходного светофора, изменение фаз и цикла регулирования светофорного объекта;

обустройство дороги или улицы искусственным освещением;

установка удерживающих дорожных ограждений для автомобилей: в необходимых по условиям обеспечения безопасности дорожного движения местах, для разделения транспортных потоков встречных направлений на четырехполосных дорогах без разделительной полосы (в том числе тросовых);

обустройство дорог и улиц направляющими устройствами (дорожными сигнальными столбиками, световозвращателями, делиниаторами и т.п.), устройство направляющих островков;

приведение в нормативное состояние дорожного полотна (в том числе ямочный ремонт);

установка пешеходных (направляющий или удерживающих) ограждений;

устройство тротуаров (при необходимости - пешеходных дорожек) вдоль дорог и улиц, на подходах к пешеходным переходам и остановочным пунктам маршрутных транспортных средств;

устройство нового пешеходного перехода, устройство регулируемого пешеходного перехода на месте нерегулируемого, в том числе с вызывной фазой для пешеходов, устройство островков безопасности, устройство внеуличного пешеходного перехода;

устройство велополос или велодорожек вдоль проезжей части;

оборудование остановочных пунктов маршрутных транспортных средств (устройство заездного кармана или переходно-скоростной полосы, остановочной и посадочной площадок, установка павильона, устройство пешеходного перехода, устройство освещения, оборудование необходимыми техническими средствами организации дорожного движения);

обустройство железнодорожных переездов техническими средствами организации дорожного движения с улучшенными характеристиками, наружным освещением в границах зоны ответственности владельцев автомобильных дорог в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

принудительное снижение скорости движения (устройство искусственных неровностей, устройство поперечных и продольных шумовых полос);

обустройство мест внеуличной парковки или парковочных карманов;

оборудование участка дороги или улицы средствами фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения (мероприятие применяют для обеспечения соблюдения установленных ограничений режимов движения на кривых малого радиуса, перед нерегулируемыми пешеходными переходами, на участках, где введено запрещение обгона с целью повышения безопасности дорожного движения);

установка специальных предупреждающих щитов в местах концентрации ДТП;

организация мониторинга дорожного движения;

проведение аудита безопасности дорожного движения в местах концентрации ДТП, на отдельных участках улично-дорожной сети с неудовлетворительными дорожными условиями, существующих схем организации дорожного движения.

8. Конкретные мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения целесообразно назначать по результатам обследования улично-дорожной сети субъекта Российской Федерации и анализа причин совершения дорожно-транспортных происшествий и включать в региональные проекты, направленные на реализацию целей национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" по снижению количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети в два раза по сравнению с 2017 годом и снижению смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом - до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тыс. населения.

9. При выборе мероприятий по снижению аварийности и устранению причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий в местах их концентрации следует также руководствоваться положениями ОДМ 218.6.025-2017 "Методические рекомендации по выбору эффективных некапиталоемких мероприятий по снижению аварийности в местах концентрации ДТП на автомобильных дорогах общего пользования".

Читайте также: