Объективная необходимость возникновения налогового учета

Опубликовано: 20.09.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Бухгалтерский учет

Марта Волкова
Финансовый консультант

Прошло более года после введения 25 главы НК РФ, законодательно разделившая бухгалтерский и налоговый учеты.
Можно подвести первые итоги произошедших изменений. Для объективной оценки важно отметить все плюсы и минусы нововведений. К сожалению, очевидны только недостатки. Тогда возникает вопрос, целесообразно ли далее развитие налогового учета, как нового правового инструмента в налоговом праве РФ?

Ни для кого не секрет, что МНС РФ лоббирует принятие поправок в НК РФ, в которых будут введены штрафные санкции за неведение (недобросовестное ведение) налогового учета: факт, красноречиво свидетельствующий о том, что МНС РФ продолжает развивать налоговый учет.

Чтобы разобраться в происходящем, предлагаю рассмотреть ряд вопросов:

1) Что было до разделения налогового и бухгалтерских учетов?
2) Какие задачи стоят перед налоговым и бухгалтерским учетами?
3) Какие способы решения задач налогового и бухгалтерского учета предлагаются?
4) Как разделение налогового и бухгалтерского учетов отразилось на документообороте? Кто за что отвечает?
5) Кого коснулись нововведения (по экономическим субъектам)? Какова цена введения налогового учета в рамках РФ?

Во-первых, до введения 25 главы НК РФ в действие расчет налогооблагаемой прибыли велся по данным бухгалтерского учета обязательного (легального) инструмента описания финансово-хозяйственной деятельности большинства экономических субъектов. Основным законодателем мод по формированию правил и методов ведения бухгалтерского учета является Минфин РФ. И это вполне логично, так как Минфин отвечает за финансы всей страны (в том числе - исполнение бюджета), и поэтому он определяет, как хозяйственный субъект должен отражать экономическую информацию в своем учете.
Тут мы переходим ко второму вопросу о задачах бухгалтерского и налогового учетов.
Во всех развитых странах мира задачами бухгалтерского учета являются:
а) получение статистической информации о деятельности экономических субъектов (для чего разрабатываются единые нормы учета);
б) осуществление фискального контроля над каждым экономическим субъектом (проще говоря, контролировать правильность исполнения организацией обязанностей налогоплательщика).

Так как налоговый учет - наше отечественное изобретение, обратимся к его определению, данному в ст. 313 НК РФ (глава 25 налог на прибыль организаций):

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.
Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.

Комментируемая статья довольно объемна. В ней рассматриваются несколько основополагающих норм налогового учета. Но из определения, приведенного выше, следует, что основной задачей налогового учета является обобщение информации для определения налоговой базы по налогу прибыль.

Позвольте, но бухгалтерский учет во всем мире успешно справляется с этой задачей уже на протяжении многих десятилетий! Значит, налоговый учет по существу дублирует функции бухгалтерского. Может быть предложен какой-то новый механизм расчета?

Постараемся ответить на третий вопрос.
Основной принцип ведения бухгалтерского учета - двойная запись. Таким образом, известны:
а) источник формирования (пассив);
б) что приобретено (актив);
в) цена операции (сумма проводки).

Порядок ведения налогового учета (его основы) описаны в ст. 314 НК РФ. Из всей статьи нас интересует только предложенный способ организации налогового учета налогоплательщиком:
Данные налогового учета - данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

МНС РФ взялось объяснить всем налогоплательщикам, как надо правильно вести налоговый учет и разработало Методические рекомендаций по применению главы 25, которые были утверждены Приказом МНС РФ от 26 февраля 2002 г. № БГ-3-02/98. В конце 2002 года была предложена новая редакция рекомендаций (Приказ МНС РФ от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729).

Каждый, кто аккуратно прочитал этот труд, наверняка был счастлив тому обстоятельству, что это только рекомендации (не обязательные для исполнения), а не утвержденные правила игры. Способ ведения налогового учета - подробная амбарная книга, где в одни регистры записываются доходы, в другие расходы. Затем результаты суммируются в столбиках (доходы/расходы), а положительная разность между доходами и расходами - искомая налогооблагаемая база.
Экономическая наука давно отказалась от примитивных таблиц для ведения учета хозяйственных операций.
Принцип ведения налогового учета способом очень подробной и обстоятельной амбарной книги - это то новое, что давно было забытым старым. И возрождено у нас в России.
С точки зрения научного подхода - это регресс.

Вопрос организации учета автоматически затрагивает проблему организации документооборота, таким образом, переходим к четвертому вопросу.
Бухгалтерский документооборот основан на нормах Закона «О бухгалтерском учете». В основе ведения бухгалтерского учета лежит принцип: каждая хозяйственная операция должна быть оформлена первичным бухгалтерским документом.
В 25 главе НК РФ нет термина «первичный налоговый документ», как, например, в 21 главе (имеется в виду счет-фактура). Тогда на основе каких документов формируются налоговые регистры? Ответ почти очевиден - на первичных бухгалтерских.
За постановку бухгалтерского учета, как правило, отвечает главный бухгалтер, но нигде не сказано, что он же отвечает за ведение налогового учета. Так как принципы ведения бухгалтерского и налогового учета различны, то было бы некорректно одному специалисту отвечать за их ведение одновременно. Итак, явно вырисовываются новые вакансии налоговые консультанты.

Таким образом, мы дошли до последнего, самого трудного вопроса.
Введение 25 главы НК РФ фактически упразднило малые предприятия. Теперь вне зависимости от того, олигарх ты или вновь образовавшееся юрлицо, система налогообложения для всех едина (в данном случае не рассматриваются специальные налоговые режимы). Самое удивительное, что пострадавшими стали все налогоплательщики!
Крупные компании, с которыми довелось мне сотрудничать, вынуждены были раскошелиться на создание налоговых отделов, формирование их материальной базы, фонда оплаты труда и т.д.

В среднем и малом бизнесе введение налогового учета тяжким бременем легло на плечи бухгалтерской службы. И хорошо, если был расширен штат бухгалтерии.

У таких предприятий нет свободных ресурсов. Каждая заработанная копейка уже давно распределена (один НДС чего стоит - как пылесос вытягивает оборотные деньги предприятий!). Поэтому в этом секторе бизнеса сэкономили за счет увеличения нагрузки на бухгалтеров (нормы Трудового кодекса в данный момент не рассматриваются).
Введение налогового учета ничего не упростило, а только потребовало дополнительных затрат от каждого предприятия.
Но деньги надо тратить с умом! Не лучше ли вкладываться в то, что завтра может принести прибыль. А какой доход могут принести средства, потраченные на постановку и организацию налогового учета, который дублирует задачи бухгалтерского учета? С точки зрения экономики - это капитальные затраты, которые как балласт увеличивают стоимость производства (условно постоянные затраты).

Вы можете представить себе объем денежных средств, затраченных на это мероприятие в масштабах страны!? Все эти деньги могли бы быть прибылью организаций. Но сколько лет придется еще оплачивать законодательную глупость и во сколько выльется нашей стране эксперимент по введению налогового учета?
Может, признаем, что проще и рациональнее реформировать бухгалтерский учет, который и так несет на себе фискальную нагрузку; что наш эксперимент в виде налогового учета творческая неудача, замеченная довольно скоро.

Налоговый учет. Рассмотрим, зачем он нужен и каким бывает.

Каждая организация обязана вести бухгалтерию. Кроме того, бизнесмены часто ведут управленческий учет, потому что «стандартная» отчетность устраивает не всех. Однако есть еще и третий вид учета – налоговый.

Зачем нужен налоговый учет

Каждый вид учета ориентирован на свою цель. Итог работы бухгалтеров – это финансовая отчетность, составленная по принципам, утвержденным государством.

Управленческий учет тоже дает информацию о финансовых показателях бизнеса, но в форматах, удобных для руководства и собственников.

Но в обоих случаях расчет обязательных платежей не является первостепенной задачей. Поэтому бизнесменам часто приходится организовывать еще и специальный налоговый учет (НУ).

Принципы и порядок организации налогового учета

Общие правила ведения налогового учета отражены в ст. 313 НК РФ.

Налоговый учет основан на тех же базовых принципах, что и бухучет:

  1. Денежное измерение — учет всех операций в рублях.
  2. Обособленность имущества — отделение объектов, находящихся в собственности организации от арендованных, взятых в залог и т.п.
  3. Непрерывность – ведение учета в течение всего «срока жизни» бизнеса.
  4. Временная определенность – порядок признания доходов. В зависимости от вида налога они могут признаваться как по начислению, так и по оплате.
  5. Последовательность – все применяемые нормы должны в общем случае без изменений применяться из года в год. Исключения возможны, если меняется законодательство или компания корректирует учетную политику.
  6. Равномерность – доходы и относящиеся к ним расходы следует учитывать в одном налоговом периоде.

Расчет налоговой базы может проводиться в двух вариантах.

Если для исчисления обязательного платежа достаточно «обычных» бухгалтерских данных, то налог считают по этим цифрам.

А если необходимых сведений в бухучете нет, то бизнесмен должен использовать дополнительные формы – налоговые регистры. Формат некоторых из них установлен нормативными актами. Это, например, книги продаж и покупок при НДС или книга учета доходов и расходов при УСН.

Если же бизнесмен сам разрабатывает налоговые регистры, то они должны включать ряд обязательных реквизитов:

  1. Наименование.
  2. Период (дата).
  3. Вид операции.
  4. Сумма, а при наличии – количество в натуральных единицах.
  5. Подпись ответственного лица с расшифровкой.

В небольших предприятиях налоговый учет обычно ведут те же специалисты, которые занимаются бухучетом. А в средних и крупных компаниях для этого могут быть организованы отдельные подразделения.

Налог на прибыль

Многие бизнесмены, когда говорят о налоговом учете, имеют в виду, в первую очередь, налог на прибыль. Не удивительно – расчет именно этого обязательного платежа связан с множеством нюансов.

Хотя формально налоговая база по прибыли аналогична итогу бухучета – финансовому результату за период, но на практике все гораздо сложнее.

Порядок учета многих видов доходов и расходов для налога на прибыль существенно отличается от принятого в бухучете. Вот лишь несколько примеров:

  1. Амортизация. Учетной политикой может быть предусмотрено, что в бухгалтерском учете и налоговом учете применяются разные методы начисления износа.
  2. Резервы, формируемые под различные предполагаемые расходы. Например, резервы на выплату отпускных или по сомнительным долгам в налоговом учет можно не создавать, а в бухгалтерском учете – они должны быть обязательно (кроме малых предприятий).
  3. Лимитируемые затраты. Некоторые виды расходов, например, командировочные или представительские в бухгалтерском учете признаются в полном объеме, а в налоговом учете – в пределах установленных лимитов.

Расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом настолько много, что бизнесмены часто ведут для расчета налога на прибыль параллельный учет всех доходов и расходов в отдельных регистрах.

НДС

Основные регистры для расчета НДС – это книги продаж и покупок (постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137). Плательщики этого налога заносят в них выставленные и полученные счета-фактуры. Затем по итогам квартала определяется общая сумма начисленного и вычитаемого НДС, а также итог к уплате либо к возмещению из бюджета.

Существует и дополнительный регистр – журнал учета полученных и выданных счетов-фактур. Его используют комиссионеры, агенты, экспедиторы и застройщики. Т.е. речь в данном случае идет о бизнесменах, которые действуют в интересах других лиц.

Зарплатные налоги

«Зарплатными налогами» бизнесмены и специалисты по учету традиционно называют НДФЛ и обязательные страховые взносы. Хотя формально это – разные типы платежей, но с точки зрения расчета они во многом похожи.

Облагаемой базой в обоих случаях является заработная плата, а также прочие выплаты в пользу сотрудников. Поэтому здесь налоговый учет полностью основан на бухгалтерских данных.

Единый сельхозналог

Расчет ЕСХН во многом похож на исчисление налога на прибыль: необходимо определить разницу между доходами и расходами.

Закон разрешает юридическим лицам определять облагаемую базу по ЕСХН на основе данных бухучета (п. 8 ст. 346.5 НК РФ). Однако нужно иметь в виду, что доходы и расходы при ЕСХН определяются «по оплате», поэтому напрямую использовать бухгалтерские данные не получится.

ИП могут вообще не вести бухгалтерию, поэтому для них разработана специальная книга учета доходов и расходов при ЕСХН (приказ Минфина РФ от 11.12.2006 № 169н).

УСН

Для «упрощенки» предусмотрен специальный учетный регистр: Книга учета доходов и расходов – КУДиР (приказ Минфина РФ от 22.10.2012 №135н). Если бизнесмен использует объект «Доходы», то в КУДиР нужно заносить только доходную часть и вычеты. При использовании объекта «Доходы минус расходы» задействуют все разделы КУДиР.

Выручка и затраты отражаются в КУДиР по факту поступления и списания денежных средств.

НДФЛ для ИП

Если ИП не перешел ни на один из спецрежимов, то он должен исчислять НДФЛ в рамках общей налоговой системы (ОСНО). Для этого также используется специальная книга (приказ Минфина РФ от 13.08.2002 № 86н).

Учет здесь также, как при УСН, ведется «по оплате», но формат будет другим. В частности, в отличие от «упрощенцев», предприниматель на ОСНО платит НДС, поэтому суммы этого налога тоже отражаются в книге учета.

ЕНВД и патентная система

При использовании этих режимов налог определяется на основании физических параметров. Это может быть численность работников, площадь помещений, количество транспортных средств и т.п. Порядок учета этих показателей каждый налогоплательщик определяет сам.

Доходы и расходы для расчета самого налога в данном случае не нужны. Но для тех, кто использует ПСН, учет доходов необходим для контроля лимита. Дело в том, что патент можно использовать только, если годовая выручка не превышает 60 млн руб. Чтобы отслеживать выручку предприниматели, использующие ПСН, должны вести книгу учета доходов (приказ Минфина от 22.10.2012 № 135н).

Налог на имущество, земельный, транспортный

Эти виды обязательных платежей должны перечислять в бюджет владельцы определенных видов собственности: недвижимости, земельных участков, транспортных средств.

Налоговый учет в данном случае заключается в определении количества объектов и их параметров, формирующих облагаемую базу. Для недвижимости это — остаточная или кадастровая стоимость, для земли – только кадастровая, а для большинства транспортных средств – мощность двигателя в лошадиных силах.

Вывод

Налоговый учет – это участок работы финансовых специалистов, посвященный исчислению обязательных платежей.

В зависимости от вида налога и особенностей бизнеса, налоговый учет может как основываться на бухучете (полностью или частично), так и вестись параллельно.

Экономическая сущность и объективная необходимость налогов, их роль в формировании доходов бюджетов всех уровней

Налоги, как форма отчуждения части собственности физических лиц, появились вместе с возникновением государства. Объективная потребность последнего в налоговых поступлениях понятна: содержание государственного аппарата и армии требует средств, которые государство не получает в достаточном количестве от эксплуатации собственного имущества и ссудных операций.
Потребность же физических лиц платить налоги своему государству должна возникнуть с пониманием происходящих в стране процессов и наблюдением за последствиями действий государства во благо этих лиц. Это длительный процесс.
Таким образом, налоги имеют исторические, социальные, юридические, общегражданские и территориальные корни. Кроме перечисленного, важную роль в формировании потребности уплачивать налоги государству играет культурный и образовательный уровень населения.
Исторический аспект можно рассматривать как объективную закономерность: то, что сущест¬вует много веков, не могло возникнуть по желанию одной только стороны — государства. Известны примеры, когда в тяжелые для страны времена население добровольно отдавало на благо Родины свое имущество, чаще всего в натуральной форме.
Социальный аспект существует при любой организации общества. Необходимо содержать за счет работающих пенсионеров, инвалидов, детей-сирот. На эти цели у государства недостаточно средств. Безусловно, каждый в ответе за своих родителей или члена семьи, ставшего по какой-либо причине инвалидом, но когда вопрос приобретает личностный характер, возможно отсутствие средств или сострадания для содержания этих людей. Сделать этот процесс общественным и является прерогативой государства, т. е. собирать налоги в интересах социально незащищенных слоев населения. Каждый же отдельный гражданин должен прийти к осознанию того, что если это не касается его или его родных лично, то вполне возможно будет иметь к нему отношение в ближайшем будущем.
Общегражданское значение налогов заключается в том, что все члены общества нуждаются в поддержании правопорядка и государственной неприкосновенности. Обеспечить эти функции самостоятельно население не может, так как их должны выполнять профессиональные сотрудники внутренних органов и армия. Осознание этой общности с позицией государства должно побуждать граждан исправно платить налоги на содержание этих структур. Они в свою очередь должны добросовестно выполнять свои обязанности под контролем того же государства.
Территориальная защита интересов страны должна строиться на налогах, точнее на сборах при въезде (выезде) физических лиц и ввозе товаров на территорию страны (их вывозе). Эта система только частично направлена на собственное население страны, так как большая часть налогов собирается при въезде (ввозе). Разумная политика налогообложения, защита интересов внутренних производителей — непременный атрибут действия государства в этой сфере. Столь же осмотрительной она должна быть и по отношению к внешнему налогоплательщику для того, чтобы не остаться в изоляции от мирового экономического сообщества. Объяснить необходимость территориальных налогов легко: зарубежный предприниматель желает расширить границы своей деятельности, поэтому он должен отчислять часть своих доходов государству, на территории которого он действует.
Культурный и образовательный уровень граждан определяет этику отношений государство — налогоплательщик. Воспитание патриотизма путем конкретных действий (законодательных актов) в пользу населения, разъяснительная работа по каждому конкретному налогу и сбору, планомерная и предсказуемая налоговая политика, рациональное использование собранных в виде налогов средств, корректное поведение налоговых служб – все это вехи становления атмосферы доверия граждан своему государству. В таких условиях на коротких временных интервалах ставки налогов могут быть достаточно высокими, если это переходный период.
Все эти положения относятся к физическим лицам — гражданам. Что же касается предпринимателей и юридических лиц, то необходимость уплаты налогов является логическим продолжением бизнеса. Объективно существующее государство предоставляет им политические, правовые, юридические, социальные и экономические условия для предпринимательской деятельности. Использование наемного труда при этом является одним из аспектов налогообложения: или предприниматель обязан пожизненно заботиться о своих работниках, или уплачивать социальные взносы государству.
Все налоги и сборы, собираемые исторически и в настоящее время в любой стране мира, можно разде¬лить на две крупные группы: взимаемые государством с наиболее удобных объектов налогообложения в значительном количестве для общеэкономических целей и взимаемые для узкоцелевого регулирования определенных сфер деятельности или жизни.
Налоги, напрямую поступающие в бюджет и не имеющие трансфертов из него ни в каком виде, облагают прибыль предприятия, доходы физичес¬ких лиц, их имущество, стоимость производимых и реализуемых товаров (работ, услуг). Эти объекты налогообложения можно назвать «удобными», так как они существуют независимо от вида де¬ятельности, а что касается собственности, то и в отсутствии деятельности в настоящий момент. Направления расходования государством полу-ченных в виде налогов средств никак не связаны с объектами налогообложения.
Все налоговые потоки легко разделить на две категории: налоги и сборы, на основе принципа целевого характера. В свою очередь сборы целесооб¬разно разбить на две группы: сборы, имеющие целевой характер изъятия, и сборы с целевым характером изъятия и/или использования. Все остальные характе¬ристики налогов и сборов (объект налогообложения, осуществление или отсутствие юридически значи¬мых действий со стороны государства, направления движения денежных потоков, элементы обяза¬тельности уплаты) носят производный характер и определяются первичным принципом.
Что касается прочих платежей, действующих в настоящее время и рассматриваемых как стоимость услуг, оказываемых государственными органами, то у государства, действующего за счет бюджета, не должно быть платных услуг. Если средств на какие-либо цели недостаточно, необходимо назвать этот платеж «сбором», что будет точно соответствовать характеру его изъятия, и не завуалировать границы системы налогообложения государства.

Налог обязательный индивидуальный и безвозмездный платеж, взимается с юл. и ф.л. в форме отчуждения на праве собственности, хозяйственного вдения или оперативного управления денежных средств для обеспечения деятельности государства.
Основное отличие от сбора – индивидуальность и безвозмездность, т.к. сбор- платеж с ю.л. и ф.л., являющийся обязательным условием для выполнения полномочными органами юридически значимых действий (предоставление прав, лицензий)
Сущность налогов может рассматриваться как цена услуг государства а так же система денежных отношений имеющих законодательно-правовую форму платежей предназначенных для обеспечения расходов государства.
Объективная необходимость По закону Вагнера: чем быстрее государство развивается рыночная экономика тем быстрее растут расходы, следовательно для их обеспечения нужны ресурсы и мощное производства Чем налоги и обеспечивают государство посредствам своих функций.
Роль: В структуре бюджетов всех уровней налоги составляют достаточно значимый удельный вес примерно 60 процентов, важный инструмент в политике государства.


22 апреля 2021

Налоговый учет: все, что нужно знать руководителю

Валентина Клавдеева

Специалист департамента внутреннего контроля аудиторско-консалтинговой группы «Листик и Партнеры»

Основные аспекты ведения налогового учета в России

Для начала определимся с тем, что такое налоговый учет. Для этого обратимся к главе Налогового кодекса, посвященной налогу на прибыль, а именно – к статье 313. Там дается четкое и развернутое определение понятия налогового учета как системы. Важно понимать, что налоговый учет создан, как и бухучет, на основе первичных учетных документов, но для иной цели – правильно и достоверно исчислить суммы налога для уплаты в бюджет, а также своевременно его уплатить.

Учитывайте тот факт, что налоговый учет ведут не только те, кто находится на общей системе налогообложения и платят налог на прибыль, но и спецрежимники.

Итак, определим основные положения налогового учета в России.

Источники информации

Как правило, это те же регистры, которые применяются при ведении бухучета в организации. Выявили недостаток необходимых данных в таких регистрах? Дополните их недостающими реквизитами. Если же такой недостаток явный и значительный – проще разработать отдельные налоговые регистры с учетом всех потребностей организации для корректного и достоверного ведения налогового учета.

Например, зачастую крупные компании предпочитают формировать и вести самостоятельные регистры налогового учета. Для этого разработанные формы следует закрепить в приложении к учетной политике для налогового учета.

Важно! Учетная политика утверждается ежегодно. Потому, при необходимости, разработанные регистры налогового учета также следует пересматривать каждый год, дополняя или заменяя их актуальными данными (формами).

Интересно! Налоговые инстанции никаким образом не могут утверждать налоговые регистры компаний – их разрабатывает каждая компания самостоятельно, подстраивая под свои нужды и потребности.

Применяемые методы учета операций

Содержатся как раз в учетной политике для НУ. В ней также должны быть описаны все методы и принципы учета хозяйственных операция по всем видам деятельности, которые ведет предприятие. Внесли самостоятельно какие-либо изменения в НУ? Например, изменили применяемые методы учета или хотите дополнить новым разделом? Сделайте это с начала налогового периода, в этом случае и учетная политика на этот год должна содержать актуальные данные.

Но что если изменилось само налоговое законодательство в течение года? В этом случае отследите дату вступления изменений в силу, и с этой даты начните их применять. Учетную политику также придется корректировать в течение года

Важно! Все изменения учетной политике должны быть оформлены приказом руководителя!

Какие функции выполняет налоговый учет на предприятии

Система НУ, организованная в России, определяет три основные (самый важные) функции:

  1. Фискальная – важна в первую очередь для налоговых служб, т.к. обеспечивает своевременную и пополняемость казны для обеспечения работы государственного аппарата.
  2. Информационная – дает представление о финансовом состоянии организации, а также о совокупности уплачиваемых налогов в разные уровни бюджета, о величине налоговых платежей, страховых взносов.
  3. Составление налоговой отчетности позволяет обеспечить правильность налогового учета, путем сопоставления различных показателей/иных данных и проведения сверки с налоговыми органами.

Принципы НУ – кратко

Несмотря на тот факт, что налоговый кодекс позволяет каждой компании самостоятельно выбрать налоговый режим, не регламентирует порядок создания и ведения регистров НУ и вообще предоставляет достаточно большую свободу действий, компании обязаны придерживаться нескольких основных принципов ведения налогового учета в России:

  1. Денежное выражение. Все операции отражаются в рублях. Если операции осуществлялись в иностранной валюте – пересчитайте их по текущему курсу на дату совершения.
  2. Обособленный учет имущества. Компания обязана отдельно учитывать имущество в собственности других юрлиц (и физлиц в том числе).
  3. Непрерывность деятельности означает, что налоговый учет ведется в организации без перерывов с момента ее создания и до самой ликвидации (либо реорганизации).
  4. Принцип последовательного учетеа означает соблюдение хронологического порядка при учете хозяйственных операций.
  5. И самый важный и определяющий принцип – временная определенность всех операций. На практике это означает, что все доходы следуют признавать своевременно, даже если деньги по таким операциям придут в следующем периоде. По учету расходов придерживайтесь такого же принципа – признавайте всегда в том налоговом периоде, в котором понесли. Даже если и оплатили их позже.

Бухгалтерский и налоговый учет – разве не одно и то же?

И ответим – конечно, нет! Ведь помимо того, что у этих двух видов учета совершенно разные цели, так еще и разные пользователи информации. Об этом подробнее в таблице:

Достоверно сформировать налоговую базу, в правильных суммах рассчитать величину налоговых платежей и своевременно их уплатить в бюджет

Составить бухгалтерскую отчетность, при этом определив финансово-хозяйственный результат ведения бизнеса за отчетный период

Кому интересна информация

Внешние пользователи – исключительно налоговые инстанции.

Внутренние пользователи – руководство предприятия

Более широкий круг внешних пользователей – собственники и учредители, кредитные организации, крупные покупатели и конкуренты и т.д.

Круг внутренних пользователей также расширен – учредители. Руководство, руководящий персонал разных уровней,

Федеральный закон №402-ФЗ от 06.12.11

Как мы видим, бухгалтерский и налоговый учеты – это два совершенно разных вида учета. Однако они во многом похожи друг на друга. В связи с этим, следует выделить такие варианты организации и ведения НУ на предприятии:

  1. Обособленный учет БУ и НУ. Уместен для крупных компаний, где организовано специально подразделение по ведению НУ на предприятии.
  2. НУ ведется на базе БУ. В этом случае бухгалтер использует регистры бухучета, дополнив их необходимыми недостающими данными. Если же у компании предусмотрены совершенно отличные от бухучета принципы ведения определенных операций – то для них разработаны специальные формы налоговых регистров.
  3. Налоговый учет настолько схож с бухучетом, что отдельно учитываются только отклонения, возникающие в случаях разницы учетов. В этом случае отражению подлежат только корректировки бухучета в соответствии с принятыми методами налогового учета.
  4. Небольшие и малые компания могут также к плану счетов бухгалтерского учета, открывать спецсчета по учету операций налогового учета.

Доходы и расходы: как учесть в БУ и НУ

Самым основным моментом, когда наиболее четко можно увидеть различия между бухгалтерским и налоговым учетом, является момент определения прибыли, которая подлежит налогообложению (имеется в виду налог на прибыль).

На что стоит обратить внимание при учете прибыли в налоговом учете:

Начнем с основных средств:

  • иногда возникает разница в формировании первоначальной стоимости объектов лизинга в случае его учета у лизингополучателя (если им и являетесь). Если в бухгалтерском учете вы определите эту разницу, как сумму всех лизинговых платежей и выкупной стоимости (без НДС), то в налоговом – по сумме расходов лизингодателя на приобретение этого имущества для передачи в лизинг;
  • способы начисления амортизации разные. Все способы, применяемые в бухучете, раскрыты в ПБУ 06/01 «Учет основных средств» – их на сегодняшний момент 4. А вот в НУ предусмотрено всего лишь два – линейный и нелинейный.

Важно! Приказом Минфина от 17.09.20 утвержден новый стандарт по учету основных средств – ФСБУ 6/2020. Он как раз и заменит так знакомое нам ПБУ 06/01. Согласно ему, в бухучете останется всего 3 способа начисления амортизации. Однако его применять нужно с отчетности за 2022 год. Хотите начать применять раньше? Минфин допускает такую возможность – пропишите его в учетной политике.

  • установили разный лимит по первоначальной стоимости? Возможны различия между БУ и НУ. Применили повышающий коэффициент при расчете сумм амортизации – придете к такому же итогу. Разный срок полезного использования также приводит к разным данным по остаточной стоимости объектов основных средств, и сумм амортизационных отчислений.

Разная классификация доходов и расходов в БУ и НУ. Поясним.

Когда говорим о выручке – мы и в БУ, и в НУ подразумеваем доходы, которые получаем от реализации – товары, имущественные права, работы и услуги. Различия появляются в определении внереализационных доходов – в НУ их перечень закрытый. Так, доходы от участия в капитале других компаний вы должны учесть в качестве внереализационных. Тогда как БУ позволяет относить их иногда и к доходам от обычных видов деятельности. При этом также дата признания некоторых видов доходов отличается – ведь налоговый учет подразумевает как применение кассового, так и метода начисления.

Что касается расходов, то их перечень закрытый в обоих учетах. А вот касаемо распределения на прямые и косвенные – то тут можно наблюдать некоторые различия. Для этого следует обратиться к ст. 318 НК РФ. Для справки – такого разделения нет в бухгалтерском учете. Отсюда и возможные вытекающие разницы.

Формирование резервов. О чем здесь речь:

  1. Если компания определяет, что в налоговом учете также формирует различные резервы, как и в БУ – это не значит, что суммы резервов будут одинаковы. Так, например, резерв под отпуска в НУ формируется исключительно под отпуска работников по текущему году. Поэтому, как правило, на конец года остатки резервов зачастую нулевые. В бухгалтерском учете данный вид резерва практически всегда с остатком.
  2. Методы формирования резерва по сомнительным долгам различны – полностью исключить расхождения при его расчете не получится. Кроме того, помните – создавать данный вид резерва в НУ – это право организации, а не обязанность.

Как учесть все различия – для этого для отражения разницы в данных бухгалтерского и налогового учета применяйте специальное ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»

Как вести налоговый учет в компании: особенности каждого режима налогообложения

  1. Начнем с общей системы. Как такового, общего режима налоговый кодекс не выделяет – скорее это совокупность всех описанных в нем налогов. Те, кто применяет общий режим – имеют самую высокую налоговую нагрузку. Что платим:
  2. Налог на прибыль: ставка 20 процентов, отчетность ежегодная, авансы платим ежеквартально или ежемесячно.
  3. НДС: ставка 20 процентов, отчетность ежеквартальная. Платим также – один раз в квартал.
  4. Имущественные налоги (при наличии земли, автомобилей или имущества на балансе) – ставки различные, устанавливаются регионами.
  5. НДФЛ – удерживаем из доходов работников как налоговый агент (ставки разные – от 13 до 30 процентов). Платим ежемесячно.

Упрощенная система УСНО:

  1. Не платим налог на прибыль – этим режимом предусмотрен единый налог на доходы (ставка 6 процентов) либо доходы за вычетом расходов (по ставке 15 процентов).
  2. Придется заплатить НДФЛ за работников на общих основаниях и имущественные налоги при наличии соответствующих видов имущества.
  3. Упрощенцы в основной массе не являются плательщиками НДС, однако налоговым законодательством предусмотрены редкие случаи, когда все же придется отчитаться по этому налогу и уплатить его.

Важно! Начиная с отчетности за 2021 год, такой режим как ЕНВД отменен!

Собираетесь ставить организацию (или филиал) на налоговый учет – учтите следующую информацию

Как выбрать инспекцию? Для организаций – по месту нахождения, а для ИП – по месту жительства. Срок рассмотрения документов налоговиками стандартный для всех, и составляет пять дней.

Соберите полный пакет необходимых документов. Что он должен содержать? Конечно же, учредительные документы – устав, решение учредителя либо протокол собрания участников о создании организации, заполненное заявление по специальной форме, оригиналы (и копии) паспортов тех лиц, кто обращается в налоговые инстанции с этим заявлением.

Важно! Если учредитель один и он обратился в налоговые органы самостоятельно – проблем не возникнет. Также их не будет, если учредителей несколько, и они пришли в полном составе. А вот в противном случае – нужно заверить все предоставляемые документы у нотариуса.

Не забудьте заплатить госпошлину (для бумажной документации – 4 тысячи рублей). Подаете через сайты Госуслуг или ФНС – можете избежать уплаты пошлины.

Подаем документы в регистрирующий орган, ждем, получаем документы о регистрации. Помните – подать документы нужно в ФНС или МФЦ. Ждать – 3 дня – именно в этот срок осуществляется регистрация юрлиц. Пришел отказ в регистрации? Можете подать повторно, на это вам дается срок в три месяца.

Важно! Порядок регистрации филиала – такое же как и при регистрации организации в целом.

Русакомский Климент

Остроухова Екатерина

Одним из важнейших механизмов защиты нарушенных прав кредиторов должника, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве, является институт субсидиарной ответственности контролирующих лиц, в рамках которого в настоящее время вырабатываются эффективные подходы к выявлению как конечных бенефициаров, виновных в доведении хозяйствующих субъектов до банкротства, так и неправомерных действий контролирующих лиц, приведших к банкротству должника.

Вместе с тем, несмотря на стремление усовершенствовать механизм субсидиарной ответственности для установления действительных причин банкротства хозяйствующего субъекта и виновных в этом лиц, некоторые вопросы, имеющие существенное значение для рассмотрения таких споров, не получили однозначного решения как на законодательном, так и на правоприменительном уровне.

О категории «объективное банкротство» и моменте его возникновения

Одной из важнейших категорий, используемых при рассмотрении споров о привлечении к субсидиарной ответственности, является «объективное банкротство», применяемое при установлении периода, в рамках которого определяется круг контролирующих лиц, а также момента возникновения обязанности единоличного исполнительного органа должника (субсидиарно – иных контролирующих его лиц) обратиться в суд с заявлением о банкротстве.

Внедрение категории «объективное банкротство» в рассмотрение споров о привлечении к субсидиарной ответственности, несомненно, соответствует целям установления действительных обстоятельств несостоятельности должника в сравнении с ранее действовавшим регулированием и практикой. В частности, такие категории, как «неплатежеспособность» и «неоплатность», очевидно, не могут свидетельствовать о реальной невозможности хозяйствующего субъекта исполнить обязательства перед кредиторами и зачастую присутствуют в деятельности большинства компаний, привлекающих заемные денежные средства и имеющих кассовые разрывы.

Отсутствие единообразия в определении момента возникновения объективного банкротства породило существенные сложности, влияющие на обоснованность судебных актов по спорам о привлечении к субсидиарной ответственности.

Первоначально термин «объективное банкротство» был введен Верховным Судом РФ в Определении от 20 июля 2017 г. № 309-ЭС17-1801 по делу № А50-5458/2015, в котором объективное банкротство определялось как критический момент, когда должник из-за снижения стоимости чистых активов утратил способность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.

Позднее, в Постановлении Пленума ВС от 21 декабря 2017 г. № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» (далее – Постановление Пленума ВС № 53) под объективным банкротством подразумевался момент, когда должник стал неспособным в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, в том числе касающиеся уплаты обязательных платежей, из-за превышения совокупного размера обязательств над реальной стоимостью его активов.

Таким образом, в указанном постановлении ВС изменил правовую позицию об определении объективного банкротства, связав невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме не с размером чистых активов должника, определяемых по данным бухучета 1 , а с реальной (рыночной) стоимостью его активов.

Представляется, что такое толкование целесообразнее, чем определение момента возникновения объективного банкротства на основании размера чистых активов по данным бухучета, которые могут быть умышленно искажены либо отражать стоимость активов, не соответствующую действительности, в силу объективных причин.

Вместе с тем, несмотря на принятие Постановления Пленума ВС № 53, закрепившего определение момента возникновения объективного банкротства на основании реальной стоимости активов должника, единообразия судебной практики достичь не удалось. Например, по-прежнему распространено сопоставление размеров обязательств должника с чистыми активами 2 , что сохраняет существенный риск неверного определения момента возникновения объективного банкротства с учетом указанных проблем. При этом проблема единообразного определения момента возникновения объективного банкротства значима не только для лиц, в отношении которых уже подано заявление о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам контролируемого ими должника, но и для руководства юридических лиц, в отношении которых дело о банкротстве пока не возбуждено.

Как отмечалось, определение момента объективного банкротства важно для установления обязанности руководителя юридического лица – должника (субсидиарно – иных контролирующих лиц) обратиться в суд с заявлением о банкротстве. При этом неподача руководителем такого заявления при возникновении объективного банкротства является противоправным бездействием и основанием для привлечения к субсидиарной ответственности. Вместе с тем отсутствие единообразия в определении момента возникновения объективного банкротства влечет крайне негативные последствия для лиц, не оценивших должным образом риски и последствия их управленческих решений с позиции оснований для последующего привлечения к субсидиарной ответственности.

С учетом этого одним из важнейших направлений совершенствования института субсидиарной ответственности представляется выработка единообразного подхода к определению момента возникновения объективного банкротства на основании реальной стоимости активов должника. Несмотря на то что определение объективного банкротства таким способом, на наш взгляд, более корректно, правовые позиции, сформированные Верховным Судом, не раскрывают подробно алгоритм, которым должны руководствоваться суды, определяя размер денежных обязательств и реальных активов, а также не поясняют, каким образом суд должен устанавливать действительные причины объективного банкротства.

Более того, несмотря на указание ВС о необходимости определения объективного банкротства на основании реальной стоимости активов, в его правовых позициях по другим делам отмечается, что обстоятельства, подтверждающие объективное банкротство подконтрольного лица, могут быть установлены и по косвенным признакам – например, прекращение платежей по обязательствам и т.п. 3 .

Кроме того, согласно п. 16 Постановления Пленума ВС № 53, в котором раскрывается, что понимается под действиями (бездействием) контролирующего лица, приведшими к невозможности погашения требований кредиторов, определение существенности влияния действий (бездействия) контролирующего лица на положение должника, а также наличия причинно-следственной связи между ними и объективным банкротством возложено на суд. Неопределенность и отсутствие единообразных критериев определения момента и причин объективного банкротства влекут для судов необходимость самостоятельно устанавливать объективное банкротство в каждом конкретном случае с учетом надлежащей оценки специфики деятельности должника, его бухгалтерских и иных документов, а также экономических и иных факторов, повлиявших на возникновение объективного банкротства, включая степень влияния каждого из них.

Исходя из судебной практики, при определении размера денежных обязательств, с которыми в дальнейшем сопоставляется размер реальных активов, суды зачастую учитывают следующие строки пассива баланса должника: кредиторская задолженность (код строки 1520); краткосрочные заемные средства (код строки 1510); долгосрочные займы (код строки 1410). Вместе с тем само по себе превышение размера обязательств над реальными активами не может априори свидетельствовать о возникновении объективного банкротства – например, с учетом высокой «закредитованности» российских компаний или возможности получения прибыли (активов) только на определенном этапе деятельности 4 . На практике это приводит к тому, что судьи, не обладающие специальными познаниями в области экономики и финансов, зачастую определяют момент возникновения объективного банкротства на основании позиций лиц, участвующих в обособленном споре о привлечении к субсидиарной ответственности, а не исходя из собственной оценки фактических обстоятельств банкротства должника.

В условиях действующих в рамках споров о привлечении к субсидиарной ответственности презумпций, применяемых к контролирующим лицам, отсутствие опровержения ими обстоятельств, указанных в заявлении о привлечении к субсидиарной ответственности, может толковаться как признание таковых (что в том числе может применяться к моменту определения объективного банкротства).

Вместе с тем в условиях опровержения контролирующим лицом доводов заявителя о моменте возникновения объективного банкротства и его причинах, в том числе со ссылкой на документы бухучета, иные документы и экономические факторы, суду необходимо критически оценивать заявленные доводы и представленные документы. Это, в свою очередь, вызывает сложности на практике, в связи с чем Верховный Суд вынужден в каждом конкретном случае давать судам указания о необходимости установления момента возникновения объективного банкротства, исследования его причин и их влияния на возникновение признаков банкротства, а также оценки действий контролирующих лиц и их причинно-следственной связи с наступлением объективного банкротства.

Предлагаемые меры для преодоления отсутствия единообразия судебной практики

С учетом изложенного представляется целесообразным издание более подробного разъяснения ВС (с обязательным привлечением при его подготовке лиц, обладающих специальными познаниями в сфере экономики и финансов) относительно алгоритма определения объективного банкротства, а также оценки экономических и иных факторов, повлиявших на его возникновение, и степени влияния каждого из них.

Вместе с тем очевидно, что такие разъяснения или рекомендации общего характера дадут судам определенный ориентир, в то время как для установления причин конкретного банкротства и момента его возникновения полагаем целесообразным привлечение специалистов в сфере экономики. Например, в уголовном судопроизводстве при рассмотрении дел по таким преступлениям, как неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство, фиктивное банкротство, широко используется экспертиза признаков банкротства. В целях соблюдения баланса прав и интересов кредиторов и привлекаемых к ответственности контролирующих лиц необходимо, на наш взгляд, активнее использовать институт судебной экспертизы для установления объективного банкротства. Нельзя также не отметить, что на практике лица, участвующие в деле, обращаются к институту судебной и внесудебной экспертизы не для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, а для подтверждения их позиции экспертом.

Указанная проблема присуща институту судебной и внесудебной экспертиз в целом, а не только применительно к рассмотрению споров определенной категории. Учитывая это, для беспристрастного анализа момента и причин возникновения объективного банкротства представляется целесообразным выбор эксперта на основании кандидатур, определяемых судом, а не предлагаемых лицами, участвующими в деле.

Альтернативным вариантом обеспечения беспристрастного анализа момента и причин возникновения объективного банкротства могло бы стать создание единого реестра экспертов, управомоченных проводить его в рамках споров о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих лиц, с возложением функций по его ведению на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии как контрольный (надзорный) орган в рамках дела о банкротстве. Такой реестр, формируемый на основе соответствия экспертов определенным критериям квалификации и опыта, позволит, на наш взгляд, установить реальные причины и момент возникновения объективного банкротства в каждом конкретном случае и избежать злоупотреблений со стороны участвующих в деле лиц при выборе кандидатур экспертов, обеспечить их независимость и объективность при назначении в качестве эксперта для конкретного дела на основе случайной выборки (по аналогии с назначением судом временного управляющего при представлении его кандидатуры аффилированным с должником лицом).

Создание реестра вряд ли решит все возникающие на практике вопросы, связанные с установлением объективного банкротства в рамках споров о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности, но в то же время позволит минимизировать риск заинтересованности эксперта по отношению к лицам, участвующим в деле. Кроме того, привлечение экспертов для подготовки заключения по вопросам, связанным с установлением объективного банкротства, предполагает их комплексное исследование на основе не только данных бухучета, но и всей финансовой документации должника, касающейся совершенных им сделок. Это, в свою очередь, может повлечь неполноту или неточность выводов экспертов относительно действительного момента и причин объективного банкротства – например, в случае непередачи документов бывшим руководителем должника конкурсному управляющему.

Полагаем, в таких случаях в интересах кредиторов (помимо возможности их защиты путем привлечения к субсидиарной ответственности бывшего руководителя должника за непередачу документов) эксперту (как и суду в случае самостоятельного определения им момента и причин объективного банкротства) неизбежно придется делать выводы на основании представленных документов и исходить из презумпции их достаточности.

В заключение отметим, что в настоящее время определение объективного банкротства на практике вызывает сложности, обусловленные как отсутствием у судей специальных познаний в области экономики, так и пробелами в регулировании на уровне разъяснений Верховного Суда. Вместе с тем значимость объективного банкротства для споров о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности неизбежно требует решения вопросов, возникающих в судебной практике, и совершенствования правового регулирования данной категории в целом.

1 См. Приказ Минфина России от 28 августа 2014 г. № 84н (в ред. от 21 февраля 2018 г.) «Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов».

2 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС от 10 декабря 2020 г. № 305-ЭС20-11412 по делу № А40-170315/2015; определения ВС от 23 апреля 2019 г. № 306-ЭС19-5189 по делу № А06-3339/2018, от 11 декабря 2018 г. № 301-ЭС18-21426(2) по делу № А43-11680/2015.

3 См. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС от 30 января 2020 г. № 305-ЭС18-14622(4,5,6) по делу № А40-208525/2015.

4 В качестве примера можно привести застройщика, прибыль которого может быть получена после заключения договоров долевого участия в строительстве.

Читайте также: