Перечисление налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды на примере предприятия

Опубликовано: 25.04.2024

Расчеты по страховым взносам перешли в сферу влияния налоговых органов. Ежемесячные перечисления контролируются ФНС, но у фондов осталась часть полномочий по отслеживанию расходования средств на социальные пособия. Обязательства по исчислению страховых взносов и подготовке отчетного материала по этим платежам возникают у всех категорий работодателей и самозанятых лиц.

Бухгалтерский и налоговый учет расчетов с внебюджетными фондами

Страховые взносы должны платиться в бюджет с учетом кодов КБК. Исключение составляют взносы, связанные с травматизмом – контролирующие функции остались у ФСС. Работодатели начисляют взносы четырех типов: на пенсионный тип, социальный и медицинский вид страхования, платежи по травматизму. Для категории самозанятых субъектов хозяйствования, у которых нет наемных сотрудников, сохранилось обязательство по уплате взносов на медицинское и пенсионное страхование.

Платежи, относящиеся к сфере контроля и регулирования разных фондов, должны быть показаны в учете обособленно. Облагаются страховыми взносами суммы доходов физических лиц, которые:

  • начисляются работодателем и выплачиваются персоналу на основании заключенных трудовых договоров;
  • образуются в соответствии с условиями действующих гражданско-правовых соглашений.

ВАЖНО! По всем страховым взносам ежеквартально сдается отчетность. В ФНС подается обобщенный бланк РСВ-1 по итогам каждого.

В учетных регистрах страховые начисления отображаются с привязкой к доходам каждого наемного работника. П. 3 ст. 431 НК РФ обязывает работодателей перечислять сумму взносов не позже 15 числа в месяце, следующим за периодом начисления зарплаты.

Каковы особенности исчисления и уплаты обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без привлечения наемного труда?

База для расчета величины взносов формируется накопительно за год. Новый отсчет начинается с 1 января следующего налогового периода. По каждому типу взноса установлены лимиты, при превышении которых до конца года прекращаются обязательства по начислению и уплате в бюджет страховых сумм. Пределы рассчитываются отдельно для каждого сотрудника путем суммирования всех его доходов.

По взносам действуют фиксированные ставки:

  • для средств, начисляемых в пользу пенсионного страхования, утверждена ставка 22% (если накопленный доход сотрудника находится в пределах лимита) и 10% (для сумм за пределами лимита);
  • по социальным взносам, предназначенным для покрытия расходов ФСС, ставка находится на уровне 2,9% (пониженная ставка 1,8% применяется в отношении иностранных граждан);
  • на медицинское страхование отчисления делаются в размере 5,1%.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если в роли работодателя выступает ИП, то расчеты с внебюджетными фондами будут отдельно вестись по доходам наемного персонала и заработку самого предпринимателя.

В 2018 году ИП при расчете страховых взносов за себя должны ориентироваться на обновленные показатели лимитов. Раньше они были привязаны к МРОТ и ежегодно корректировались при помощи коэффициентов-дефляторов. С этого года законодательно утверждены повышенные пределы доходов, на которые должны начисляться взносы. Эти величины были зафиксированы на несколько лет, их значение утратило привязку к уровню МРОТ.

Все начисляемые взносы на страховое обеспечение работодателями и самозанятыми лицами в учете причисляются к прочим расходам. Это правило применимо для субъектов хозяйствования, работающих по общей схеме налогообложения. Если компания осуществила переход на ЕНВД или УСН, то за счет страховых взносов можно уменьшить базу налогообложения. В случае с УСН обязательным условием является применение спецрежима с признаком «доходы минус издержки».

ЗАПОМНИТЕ! При патентной системе налогообложения величина страховых взносов не влияет на размер налоговых обязательств.

В ситуациях, когда производятся выплаты персоналу, которые не имеют отношения к производственной деятельности предприятия и не участвуют в расчете базы по налогу на прибыль, страховые взносы надо начислять и перечислять с этого вида доходов в обязательном порядке. Норма подтверждается Письмом Минфина от 08.04.2010 г. №03-03-06/1/244. Затраты на выплату непроизводственных вознаграждений персоналу не могут уменьшать доходы компании в целях налогообложения, а сумму начисленных на эти доходы страховых взносов можно зачесть при расчете налоговой базы.

При возникновении обязательств по оплате больничных листов схема действий работодателя может быть двух типов. При первом варианте работодатель выступает промежуточным звеном между ФСС и заболевшим сотрудником, средства на счет работника перечисляются фондом (та часть пособия, которая подлежит оплате из средств работодателя, выплачивается предприятием). Этот вариант актуален для регионов с действующим пилотным проектом.

Если работодатель зарегистрирован в субъекте РФ, в котором не внедрен пилотный проект по прямому взаимодействию ФСС и трудоустроенных граждан, то алгоритм действий будет таким:

  1. Бухгалтерия работодателя проверяет листок нетрудоспособности.
  2. Производится расчет среднего заработка и пособия за счет ФСС и за счет предприятия.
  3. Выводятся суммы взносов ФСС, подлежащих перечислению в отчетном периоде.
  4. Если размера страховых взносов достаточно для погашения обязательств по листку нетрудоспособности, то предприятие производит выплату пособия, на его величину уменьшает сумму к уплате по взносам.
  5. Если суммы взносов недостаточно для покрытия всего размера социального пособия, то предприятие производит выплату пособия, а на недостающие средства оформляет заявку на возмещение ФСС.

По нормам ст. 431 (п. 4) НК РФ на плательщиков страховых взносов возлагается обязанность ведения детализированного учета по начисляемым взносам по каждому работнику. Для этого используется произвольная форма карточки индивидуального учета. В нее помесячно заносятся данные о начисленных доходах по конкретному сотруднику, взносах с этого заработка и нарастающих итогах за год. Такой документ необходим для отслеживания момента, когда накопленный размер доходов физического лица достигнет предела, после которого страховые взносы должны рассчитываться по пониженной ставке или их начисление приостанавливается.

Форма карточки учета страховых взносов предполагает внесение числовых значений в рублях с копейками. Рекомендованный шаблон бланка приведен в Письме ПФ РФ от 09.12.2014 №АД-30-26/16030 и продублирован Письмом ФСС под №17-03-10/08/47380. Этот документ относится к категории бухгалтерских регистров. Его отсутствие является грубым нарушением порядка ведения бухучета – мера ответственности введена ст. 120 НК РФ. Штраф за однократное нарушение составит 10 тысяч рублей, за повторное – 30 тысяч рублей, при обнаружении факта занижения страховой расчетной базы санкция назначается в размере 20% от суммы недоплаты.

Счета и проводки

Для ведения учета расчетов с внебюджетными фондами предназначен счет 69. Для разделения страховых взносов по видам вводятся субсчета:

  • для расчетов в рамках социального страхования используется субсчет 69.1;
  • для взносов в системе обязательного или добровольного пенсионного страхования внедрен счет 69.2;
  • 69.3 отражает состояние расчетов с ФОМС;
  • через субсчет 69.11 раскрываются расчеты по взносам на травматизм и страхованию от несчастных случаев (процентная ставка для работодателей устанавливается с привязкой к присвоенного им классу риска).

К СВЕДЕНИЮ! Операции по начислению всех видов страховых взносов показываются кредитовыми оборотами по счету 69. Погашение обязательств работодателя производится дебетованием субсчетов 69 счета.

Типовые корреспонденции в сфере расчетов с фондами:

  • Д20 (25 или 26) – К69 – в производственной организации на доходы рабочего персонала начислены взносы;
  • Д44 – К69 – взносы начислены торговой организацией;
  • Д08 – К69 – величиной страховых взносов корректируется стоимость строящегося актива (зарплата задействованного персонала и страховые взносы с нее причисляются к общему размеру себестоимости объекта);
  • Д69 – К51 – произведено перечисление средств с расчетного счета в погашение обязательств по страховым взносам;
  • Д91 – К69/Пеня – отражено начисление пени по страховым взносам;
  • Д69/Пеня – К51 – начисленная пеня за просрочку платежа по страховым взносам была погашена с банковского счета субъекта предпринимательства;
  • Д69 – К70 – отражена сумма пособия, подлежащего возмещению из ресурсов ФСС (начисление части больничного, которая подлежит оплате фондом соцстраха).

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Отчетность в ФСС

В.Г. Рольгайзер,

судья Федерального арбитражного суда
Западно-Сибирского округа

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУММЫ НАЛОГОВ РАСЧЕТНЫМ ПУТЕМ

До введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ, Кодекс) определение налоговым органом суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем регламентировалось Указом Президента РФ от 23.05.94 № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» (далее — Указ).

Во исполнение данного Указа письмом ГНС РФ, Минфина РФ и ЦБ РФ от 13, 16.08.94 № ВГ-4-13/94н, 104, 104 был утвержден Порядок применения положений Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.09.94 за № 682) (далее — Порядок).

C 01.01.99, то есть с момента введения в действие части первой Кодекса, право налогового органа по определению суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем закреплено в подпункте 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса.

В первоначальной редакции указанным подпунктом было установлено, что налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании данных по иным аналогичным организациям. Такое право применяется в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

Однако, просуществовав менее года, нормы рассматриваемой статьи законодателем были дополнены (Федеральный закон от 09.07.99 № 154-ФЗ) двумя существенными положениями, которые, с одной стороны, расширили возможность определения налоговым органом суммы налогов расчетным путем, а с другой стороны, конкретизировали случаи его применения.

Во-первых, в действующей в настоящее время редакции подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса предусматривается возможность определения налоговым органом суммы налогов расчетным путем не только на основании данных об иных аналогичных налогоплательщиках, но и с использованием имеющейся у него информации о проверяемом налогоплательщике.

Указанное дополнение важно при практическом применении в случаях, когда утрачены документы бухгалтерского учета и отчетности за определенный налоговый период.

Пример. На протяжении нескольких налоговых периодов предприятие имело стабильные показатели хозяйственной деятельности.

Но, в силу причин, от него не зависящих (пожар, кража и т. д.), были безвозвратно утеряны документы бухгалтерского учета и отчетности за определенный (последний) налоговый период.

В этой ситуации налоговый орган при расчете сумм налогов вправе по такому периоду воспользоваться имеющимися у него данными о налогоплательщике за предшествующие налоговые периоды.

Во-вторых, теперь определение налоговым органом суммы налогов расчетным путем возможно не просто в случае непредставления налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, как это было изложено в первоначальной редакции.

Ныне налоговый орган может приступить к реализации данного права, только если налогоплательщик не представил такие документы в течение более двух месяцев.

Закрепление такого срока, как устанавливающего момент возникновения права налогового органа на определение суммы налогов расчетным путем, не требует комментария.

Единственное, что хотелось бы отметить по данному законодательному дополнению, это то, что в силу универсальности воли законодателя, выраженной в статье 23 «Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)» Кодекса, право налогового органа на исчисление суммы налогов расчетным путем на основании данных об иных аналогичных налогоплательщиках возникает в случае непредставления налогоплательщиком в течение более двух месяцев необходимых для расчета налогов документов, которые должны представляться в сроки, установленные как для бухгалтерской отчетности, так и законодательством о налогах и сборах.

Подпункт 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса предусматривает четыре случая, когда налоговый орган вправе применить расчетный метод определения суммы налогов на основании данных иных аналогичных налогоплательщиков:
1) при отказе налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения;
2) при непредставлении в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов;
3) при отсутствии учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения;
4) при ведении учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

Анализируя указанную норму, следует отметить, что приведенньй перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Следовательно, если налоговый орган при проведении камеральной или выездной налоговой проверки хозяйствующего субъекта применит расчетный метод определения суммы налогов в случаях, не предусмотренных указанной нормой Кодекса, то решение по результатам такой проверки судом может быть признано недействительным.

Из вышеизложенного вытекает и другой вывод. При разрешении арбитражными судами споров, связанных с применением рассматриваемой нормы, в силу статей 65 и 200 действующего Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК РФ), обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого ненормативного акта, возлагается на соответствующий орган. Поэтому налоговый орган должен в акте проверки не только отразить, в связи с чем им применяется расчетный метод определения суммы налогов, но и обосновать его. В случае привлечения предпринимателя или юридического лица к налоговой ответственности за неуплату или неполную уплату суммы налогов (сборов), исчисленных налоговым органом расчетным путем в соответствии со статьей 108 Кодекса, обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговый орган.

_____________
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными и иными органами, должностными лицами оспариваемых актов или решений, возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (прим. ред.).

Статья определяет процедуру и условия судебного разбирательства по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц (прим. ред.).

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. (Прим. ред.)

О ПРИМЕНЕНИИ ПОРЯДКА

Представляется ошибочным довод некоторых налогоплательщиков, которые, обращаясь в суд с иском о признании недействительными решений налоговых органов, связанных с применением расчетного метода определения суммы налогов, в качестве основания заявленного предмета указывают только на неправомерность использования ответчиком Порядка.

По их мнению, данный Порядок не должен применяться, так как пункт 6 Указа, предоставляющий налоговому органу право определения суммы налогов расчетным путем, в связи с введением в действие части первой Кодекса был отменен.

По существу право налогового органа на применение расчетного метода, ранее предусмотренное названным Указом, теперь законодательно закреплено Кодексом.

Кодекс как основной законодательный акт, определяющий в соответствии со статьей 1 принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе права и обязанности налоговых органов, и предоставляющий последним право определения суммы налогов расчетным путем, не должен и не может устанавливать методику такого исчисления.

Не случайно совместно разработанный и утвержденный ГНС РФ, Минфином РФ и ЦБ РФ Порядок продолжает действовать в настоящее время.

Не пересказывая содержание данного Порядка, уместно выделить положение о том, что выбор аналогичных предприятий осуществляется на основании таких критериев, как отраслевая принадлежность, конкретный вид деятельности, размер выручки, численность производственного персонала.

Конечно, налоговый орган вправе применить и другие критерии, которые, по его мнению, позволят правильно определить суммы налогов расчетным путем.

Поскольку облагаемая база по различным налогам не всегда идентична, не может существовать единого универсального расчетного метода так же, как и критерия выбора аналогичного предприятия.

Главное при определении аналогичных предприятий заключается в установлении при исчислении конкретного налога необходимого набора экономических показателей, обычных при осуществлении сходной хозяйственной деятельности. Такой подход, по моему мнению, вытекает из анализа положения абзаца второго пункта 10 статьи 40 НК РФ.

_____________
При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты. (Прим. ред.)

ОБ ОБЯЗАННОСТИ ДОКАЗЫВАНИЯ

Если налогоплательщик не согласен с методикой применения налоговым органом расчета суммы налогов, он вправе обратиться с соответствующим иском (заявлением) в арбитражный суд.

В случае, если налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа, как указывалось выше, обязанность доказывания возлагается на налоговый орган .

Однако это не означает, что налогоплательщик не должен аргументировать свою позицию. Для правильного разрешения заявленного спора по существу суд уже на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, что стало возможно с введением в действие с 01.09.02 нового АПК РФ, с учетом позиций сторон может предложить последним выполнить определенные действия. А именно: представить дополнительные расчеты, документы, оценка которых впоследствии даже если и не приведет к сближению позиций сторон, но будет способствовать принятию в установленный процессуальный срок правильного судебного акта.

ОБ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКЕ

При подготовке настоящей статьи мной была проанализирована сложившая в окружных арбитражных судах практика рассмотрения кассационных жалоб на решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.

Однако, учитывая несхожесть рассматриваемых правовых ситуаций, вследствие отсутствия законодательного закрепления методики определения суммы налогов расчетным путем и чисто оценочных выводов суда об обоснованности применения его налоговым органом, полагаю излишним ссылаться на конкретные постановления судов кассационной инстанции.

Единственное, что прослеживается по результатам рассмотренных кассационных жалоб, это то, что почти в половине случаев суд не соглашается с методиками применения налоговым органом расчета суммы налогов .

Из сказанного следует вывод о необходимости разработки и принятия нового более детального порядка определения налоговыми органами суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об аналогичных налогоплательщиках. Это должно быть сделано с учетом общих принципов налогообложения в Российской Федерации, установленных Кодексом.

Нестеров А.К. Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами // Энциклопедия Нестеровых

Организация бухгалтерского учета на предприятии в части расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами должна соответствовать действующему нормативному регулированию и актуальным требования к данным виду расчетов.

  1. Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом
  2. Порядок учета расчетов по НДС
  3. Порядок учета расчетов по налогу на прибыль
  4. Порядок учета расчетов по налогу на имущество
  5. Порядок учета расчетов по транспортному налогу
  6. Порядок учета расчетов по земельному налогу
  7. Бухгалтерский учет расчетов с внебюджетными фондами
  8. Порядок начисления и уплаты страховых взносов
  9. Порядок начисления и уплаты страховых взносов в ФСС

Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом

Счет 68 "Расчеты по налогам и сборам" в организациях используется для учета информации по уплачиваемым налогам. На счете 68 "Расчеты по налогам и сборам" обобщается информация о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым непосредственно организацией.

Порядок исчисления и уплаты налогов и сборов регулируется законодательными и другими нормативными актами.

Аналитический учет на счете 68 "Расчеты по налогам и сборам" ведется по видам налогов.

Счет 68 кредитуется на суммы налога на прибыль в корреспонденции со счетом 99 "Прибыли и убытки".

Начисление налогов и сборов, которые должны быть уплачены бюджет в соответствии с налоговыми декларациями или расчетами предприятия, отражается по кредиту соответствующих субсчетов счета 68 и может производиться за счет:

  1. расходов на производство и продажу;
  2. финансовых результатов деятельности предприятия;
  3. доходов, выплачиваемых физическим и юридическим лицам.

В первом случае, в учете производится следующая запись:

Д 20, 23, 25, 26, 29, 44 К 68.

Во втором случае, в учете делается запись следующего вида:

Налог на прибыль организаций, причитающийся к уплате в бюджет, отражается в бухгалтерском учете записью:

В третьем случае, налоги отражаются по дебету счетов учета расчетов. Например, удержание НДФЛ отражается в учете:

Начисленная сумма штрафных санкций за несвоевременную или неполную уплату налогов и сборов отражается:

Фактическое перечисление в бюджет налогов и сборов в учете отражается записью:

По дебету счета 68 отражаются суммы, уплаченные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям".

Аналитический учет по счету 68 "Расчеты по налогам и сборам" ведется по видам налогов.

счет 68

Предприятие платит налоги в безналичном порядке со своего расчетного счета. Для этого бухгалтер общества подает в банк платежное поручение на уплату налога.

Иногда у предприятия возникает ситуация по переплате налогов. Переплата может возникнуть, если по итогам налогового периода сумма авансовых платежей по налогу превысит сумму, рассчитанную в налоговой декларации. Кроме того, можно переплатить налог, если бухгалтер ошибся, рассчитывая сумму налога или заполняя платежное поручение.

Если произошла ошибка в расчете налога, главный бухгалтер подает в налоговую инспекцию дополнительную декларацию по этому налогу. В ней указывается излишне уплаченная в бюджет сумма.

Если у общества есть долги перед бюджетом (внебюджетным фондом), куда переплатили налог, вернуть можно только сумму, оставшуюся после зачета переплаты в счет погашения долгов.

Для того чтобы зачесть или вернуть налог, в налоговую инспекцию подается заявление в свободной форме.

Заявление можно подать не позднее трех лет со дня переплаты.

В течение пяти дней с момента получения заявления налоговая инспекция должна принять решение о зачете. Проинформировать же организацию о произведенном зачете налоговики обязаны не позднее двух недель после получения заявления.

Возврата налога придется ждать дольше – налоговой инспекции дан на это месяц с момента получения заявления. Причем месяц – это срок, не позднее которого деньги должны оказаться на счете организации.

Порядок учета расчетов по НДС

Объекты налогообложения при исчислении НДС определены в ст. 146, 149 НК РФ.

Предприятие уплачивает НДС при реализации товаров (работ, услуг) по ставке 18%. Сумма налога определяется исходя из налоговой ставки, т.е. как процентная доля налоговой базы.

Оформляется следующей записью:

Д 90-3 К 68 Начислен НДС от продаж продукции, товаров (выполнения работ, оказания услуг)

Д 68 К 51 Погашена задолженность по уплате НДС в бюджет.

Суммы НДС, фактически полученные от покупателей за проданные им товары, продукцию и отражаемые по кредиту счета 68 субсчет "Расчеты по НДС", уменьшаются на суммы налога по приобретенным ценностям, учитываемым по дебету счета 19 "НДС по приобретенным ценностям":

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода. Сумма налога к уплате = общая сумма налога минус сумма налоговых вычетов плюс суммы восстановленного налога.

В практике предприятий возникают также ситуации по НДС, когда величина принятых к зачету сумм по итогам отчетного периода превышает сумму налога, рассчитанную в налоговой декларации.

В таких случаях зачет или возврат образовавшейся отрицательной разницы осуществляется в особом порядке.

В течение трех месяцев, следующих за месяцем, в котором образовалась разница, налоговая инспекция имела право самостоятельно зачесть ее в счет уплаты обществом НДС, подлежащих зачислению в федеральный бюджет.

Однако, если этого не произошло, то по истечении трех месяцев сумма, которая не была зачтена, была возвращена организации по ее заявлению.

Уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Порядок учета расчетов по налогу на прибыль

Рассмотрим более подробно порядок расчета и учет налога на прибыль в организациях.

Налог на прибыль организаций установлен главой 25 Налогового кодекса.

Налогом облагают прибыль, полученную фирмой. Прибыль – это разница между доходами и расходами организации.

Предприятие определяет сумму налога на прибыль самостоятельно нарастающим итогом с начала года. Для этого необходимо умножить налогооблагаемую прибыль на ставку налога.

Ставка налога на прибыль организаций – 20%:

  • часть налога, исчисленная по ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет;
  • часть налога, исчисленная по ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.

Сумма налогооблагаемой прибыли определяется как разница между полученными доходами и произведенными расходами

Доходы от реализации в организации считаются полученными в том периоде, когда они имели место, независимо от того, когда общество получит деньги или иное имущество в счет оплаты.

Предприятие уплачивает в бюджет авансовые платежи по налогу на прибыль ежемесячно.

Есть два способа уплаты ежемесячных авансовых платежей:

  • исходя из суммы налога за прошлый квартал;
  • исходя из фактической прибыли за месяц.

Использовать выбранный метод расчета авансовых платежей фирма должна в течение всего года.

Если предприятие использует второй способ и рассчитывает сумму авансовых платежей исходя из фактической прибыли, полученной за прошедший месяц. Авансовый платеж за прошедший месяц нужно заплатить до 28-го числа текущего месяца.

По окончании года предприятие рассчитывает сумму налога на прибыль, которая подлежит уплате, исходя из фактически полученной прибыли. При этом разница между суммой налога, рассчитанной по итогам года, и суммой уплаченных в течение года авансовых платежей перечисляется в бюджет до 28 марта.

Расчет производится следующим образом:

  • размер прибыли, подлежащей налогообложению: 420 тыс. руб.
  • налоговая ставка: 20%
  • налог на прибыль составит: 420 * 20% / 100% = 84 тыс. руб.

Если же сумма уплаченных авансовых платежей окажется больше суммы налога, который надо уплатить по итогам года, то можно подать заявление в налоговую инспекцию с просьбой зачесть сумму переплаты в счет предстоящих платежей или вернуть ее.

Оформляется следующей записью:

Д 99 К 68 Начислен налог на прибыль

Д 68 К 51 Уплачены авансовые платежи по налогу на прибыль.

Д 68 К 51 Уплачен налог на прибыль.

Предприятие сдает декларацию по налогу на прибыль не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Порядок учета расчетов по налогу на имущество

Налог на имущество организаций установлен главой 30 Налогового кодекса РФ.

Предприятие платит налог на имущество с остаточной стоимости основных средств.

Остаточную стоимость имущества рассчитывают так:

Первоначальная стоимость основных средств, отраженная на счете 01 "Основные средства" и 02 "Амортизация основных средств".

Виды имущества, которые не облагают налогом, установлены пунктом 4 статьи 374 Налогового кодекса. К ним относят:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (например, водные ресурсы), принадлежащие организации;

2) государственное имущество, используемое исполнительной властью для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в стране.

Чтобы рассчитать сумму налога, которую нужно уплатить в бюджет за отчетный или налоговый период (I квартал, полугодие, 9 месяцев, год), предприятие определяет среднегодовую стоимость налогооблагаемого имущества за этот период.

Ставку налога устанавливают региональные власти.

Предприятие ежеквартально подает в налоговую инспекцию налоговые расчеты, а по итогам года – декларацию по налогу.

Налоговый расчет по итогам I квартала, полугодия, 9 месяцев подается в течение 30 дней по окончании каждого квартала. Налоговую декларацию по итогам года представляют не позднее 30 марта следующего за отчетным года.

Порядок учета расчетов по транспортному налогу

Транспортный налог установлен Главой 28 НК РФ.

Объектом налогообложения выступают транспортные средства, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ.

Налоговая база предприятием определяется согласно ст. 359 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих двигатели – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству. Налоговым периодом является календарный год, отчетными периодами – календарные кварталы.

Применяются следующие налоговые ставки согласно Федеральному закону от 27 ноября 2010 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации":

1. Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

  • до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 2,5%
  • свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до110,33 кВт) включительно – 3,5%
  • свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 5%
  • свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до183,9 кВт) включительно – 7,5%
  • свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) – 15%

2. Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

  • до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно – 5%
  • свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) – 10%

3. Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

  • до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 2,5%
  • свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до110,33 кВт) включительно – 4%
  • свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 5%
  • свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно – 6,5%
  • свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) – 8,5%.

Сумма налога к уплате = исчисленная сумма налога минус авансовые платежи по налогу, уплаченными в течение налогового периода.

Сумма авансового платежа по итогам каждого отчетного периода равна 1/4 произведения налоговой базы и налоговой ставки.

Порядок учета расчетов по земельному налогу

Земельный налог установлен Главой 31 НК РФ.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая ставка устанавливается согласно ст. 394 НК РФ актами представительных органов муниципальных образований и не может превышать 0,3% или 1,5% в зависимости от типа земельного участка.

Начисление налогов оформляется следующими записями:

Д 91-2 К 68 Начислен налог на имущество.

Д 26 К 68 Начислен транспортный налог.

Д 26 К 68 Начислен налог на землю.

Уплата налогов оформляется соответствующими записями:

Д 68 К 51 Уплачен налог (по видам налога).

Бухгалтерский учет расчетов с внебюджетными фондами

Помимо платежей в бюджет, предприятие производит платежи во внебюджетные фонды в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

В ПФ РФ предприятие уплачивает:

  • страховые взносы на пенсионное страхование;
  • страховые взносы на обязательное медицинское страхование.

Учет расчетов с внебюджетными фондами ведется на счете 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", который предназначен для отражения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников предприятия.

К счету 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" в организации открыты субсчета 69-1 "Расчеты по социальному страхованию", 69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению", 69-3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию". На субсчетах, соответственно, учитываются расчеты по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации. По кредиту отражаются суммы платежей, подлежащие уплате в соответствующие фонды; по дебету – перечисленные суммы платежей.

Счет 69 кредитуется на суммы платежей, которые подлежат перечислению в соответствующие внебюджетные фонды. Операции отражаются в корреспонденции со счетами, на которых отражается начисление оплаты труда, в части отчислений, производимых за счет организации, и в корреспонденции со счетом 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", в части отчислений, производимых за счет работников организации. По дебету счета 69 отражаются операции по перечислению соответствующих сумм платежей.

счет 69

Порядок начисления и уплаты страховых взносов

Расчет страховых взносов осуществляется бухгалтером предприятия путем умножения суммы дохода, полученного работником, на тариф соответствующих страховых взносов. В настоящее время действуют следующие тарифы страховых взносов:

  • ПФ РФ – 22%;
  • ФСС – 2,9%;
  • ФФОМС – 5,1%.

расчет страховых взносов

База для начисления страховых взносов в организации определяется исходя из суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных за расчетный период в пользу физических лиц, являющихся сотрудниками компании.

Расчетный период – календарный год.

Отчетный период – первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Сумму обязательных платежей по пенсионному страхованию и на медицинское страхование предприятие перечисляет на реквизиты налоговой инспекции не позднее 15-го числа следующего месяца за месяцем, за который производится выплата.

Учет ведется на субсчете 69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению" и на субсчете 69-3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию".

Начисление взносов оформляется записью:

Д 08, 10, 20, 23, 25, 26, 44, 91 К 69-2, К 69-3.

Перечисление взносов в бюджет оформляется записью:

Д 69-2, 69-3 К 51 перечислены взносы по социальному страхованию.

Порядок начисления и уплаты страховых взносов в ФСС

Предприятие обязано уплачивать в ФСС взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Они начисляются из расчета суммы заработной платы и иных выплат в пользу работников и установленного коэффициента по группе риска. Сумма указанных взносов относится на расходы производства или издержки обращения.

Заработную плату и другие доходы, начисленные сотрудникам организации, облагают взносом на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Форма выдачи выплат, вознаграждений и других доходов, как денежная, так и натуральная, при исчислении взноса значения не имеет. В большинстве предприятий форма выплат только денежная.

Взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний перечисляют в Фонд социального страхования РФ.

Сумму взноса, которую нужно заплатить в Фонд социального страхования РФ, определяют исходя из тарифа, который в настоящее время равен 2,9%.

Объект обложения для работодателей определяется как сумма доходов, начисленных за отчетный период в пользу работников отдельно по каждому работнику с начала отчетного периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

Взносы в ФСС России предприятие уплачивает ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на выплату зарплаты за истекший месяц.

Уплата страховых взносов (авансовых платежей) осуществляется отдельными платежными поручениями.

Сумму страховых взносов предприятие перечисляет в ФСС РФ не позднее 15-го числа следующего месяца за месяцем, за который производится выплата.

Учет ведется на субсчете 69-1 "Расчеты по социальному страхованию".

Начисление взносов оформляется записью:

Д 08, 10, 20, 23, 25, 26, 44, 91 К 69-1.

Перечисление взносов в бюджет оформляется записью:

Д 69-1 К 51 перечислены взносы по социальному страхованию.

Содержимое публикации

Министерство образования Оренбургской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Орский машиностроительный колледж» г. Орска Оренбургской области

Конспект лекции по ПМ 03 «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами»

для специальности 38.02.01

Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами предприятия

Преподаватель экономических дисциплин

Гуро Ирина Михайловна

организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами предприятия

С момента государственной регистрации у каждой организации возникает обязанность по расчетам с бюджетом по налогам, сборам и внебюджетными фондами по страховым взносам. Все предприятия, организации и учреждения обязаны уплачивать налоги в бюджетную систему и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.

Ведение учета предполагает следование строгим правилам и стандартам, предусмотренным в федеральных законах. Порядок установления и взимания налогов и сборов регулируется налоговым законодательством. Порядок учета расчетов организаций по налогам и сборам регламентируется рядом законодательных, нормативных актов и документов, главным из которых является Налоговый кодекс Российской Федерации (далее по тексту НК РФ).

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость (далее по тексту НДС); акцизы; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.

К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.

К местным налогам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц, торговый сбор.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (статья 17 НК РФ): объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

На счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» обобщается информация о расчетах с бюджетом по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с дохода ее персонала.

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) к уплате в бюджеты.

По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы НДС, списанные с кредита счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

В зависимости от наличия задолженности или переплаты по некоторым платежам сальдо может быть и дебетовым и кредитовым. Поэтому конечное сальдо должно быть развернутым.

Синтетический учет расчетов с бюджетом ведется в журнале-ордере по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», а аналитический учет – в ведомости по дебету и по кредиту указанного счета.

Месячные итоги журнала-ордера показывают общую сумму кредитового оборота счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и суммы дебетовых оборотов каждого корреспондирующего с ним счета. Хозяйственные операции записываются в журнал-ордер по мере их совершения и оформления документами. Поэтому систематическая запись в журналах является одновременно и хронологической записью.

Ведомость открывается на каждый месяц. Для этого к ведомости предусмотрены вкладные листы для каждого месяца. Для каждого дебитора (кредитора) в ведомостях отводятся определенное количество строк. Записи в ведомостях производятся, как правило, из конкретных первичных документов.

Во всех случаях суммы оборотов по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются в корреспонденции с дебетуемыми счетами. В конце месяца по дебету считываются итоги за месяц и сальдо на начало следующего месяца по определенным дебиторам (кредиторам) и в целом по ведомости.

Обороты по кредиту счетов за месяц в разрезе корреспондирующих счетов переносятся в журнал-ордер.

Синтетический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется в оборотном балансе, куда записываются остатки и обороты из оборотной ведомости по аналитическим счетам. Итоги оборотной ведомости по аналитическим счетам сверяют с итогами соответствующего синтетического счета – они обязательно должны быть равны. После записи оборотов и сальдо по всем субсчетам, включаемым в оборотно-сальдовую ведомость, итоговое сальдо по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» переносится в Главную книгу.

Кредитовый оборот по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» показывает начисление задолженности предприятия бюджету по налогам, а дебетовый оборот свидетельствует об уплате налогов в бюджет. Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется в оборотной ведомости по видам налогов. Организация аналитического учета расчетов с бюджетом должна строиться таким образом, чтобы получить необходимую информацию по каждому виду налогов в бюджет.

На счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» обобщается информация о расчетах по социальному страхованию и пенсионному обеспечению.

Обязательные страховые взносы начисляются в три внебюджетных фонда: Пенсионный (ПФР), Медицинский (ФФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС).

Существует четыре вида страховых взносов:

взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. За счет этих взносов Фонд социального страхования выплачивает пособия по больничным листам и декретным пособиям;

взносы в ФСС по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Неофициальное их название – взносы «на травматизм».

В 2009 г. и раньше первый, второй и третий вид страховых взносов входили в единый социальный налог. До 2017 г. эти взносы регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее по тексту закон № 212-ФЗ) «О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС и ФФОМС» .

С 01.01.2017 правила уплаты страховых взносов и льготы по ним прописали в главе 34 «Страховые взносы» НК РФ.

Начисление и уплата взносов «на травматизм» регулируется Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ (далее по тексту закон № 125-ФЗ) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» .

Плательщиками взносов являются:

организации, которые начисляют зарплату сотрудникам и (или) выплачивают вознаграждение подрядчикам – физическим лицам;

индивидуальные предприниматели, которые начисляют заработную плату наемным работникам и (или) выплачивают вознаграждение подрядчикам – физическим лицам;

физические лица без статуса индивидуального предпринимателя, которые начисляют зарплату наемным работникам и (или) выплачивают вознаграждение подрядчикам – физическим лицам;

индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы и прочие); то есть те, кто трудится «на себя», а не на работодателя.

Тарифы страховых взносов на случай травматизма в 2020 г. остались такими же, как и в 2014 г. – от 0,2 до 8,5 %. Они дифференцированы по видам экономической деятельности в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02.12.2013 № 323-ФЗ (далее по тексту закон № 323-ФЗ) «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 г. и на плановый период 2015-2016 гг.» .

Для подтверждения основного вида экономической деятельности нужно не позднее 15-ого апреля текущего года подать в свое территориальное отделение ФСС заявление и справку-подтверждение. Формы этих документов утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 31.01.2006 № 55 « Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самос тоятельными классификационными единицами» .

В случае непредставления документов отделение ФСС отнесет компанию к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых страхователем (пункт 5 Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 31.01.2006 № 55).

Если в компании работают инвалиды I, II или III группы, выплаты им облагаются страховыми взносами на случай травматизма по уменьшенному тарифу. А именно: исходя из 60 % величины установленного страхового тарифа согласно статье 2 закона № 323-ФЗ.

Для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации, а также по страхованию от несчастных случаев на производстве предназначен счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». К счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» могут быть открыты субсчета:

субсчет 69-1 «Расчеты по социальному страхованию»;

субсчет 69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»;

субсчет 69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».

Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» кредитуется на суммы платежей на социальное страхование и обеспечение работников, подлежащие перечислению в соответствующие фонды.

По дебету счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» отражаются перечисленные суммы платежей, а также суммы, выплачиваемые за счет средств социального страхования.

С 01.01.2014 Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» дополнительно включен пункт в статью 52 НК РФ, гласящий о том, что сумма налога исчисляется в полных рублях.

Сумма налога менее 50-ти копеек отбрасывается, а сумма исчисленного налога, составляющая 50 копеек и более, округляется до полного рубля.

Налог считается уплаченным тогда, когда в банковское учреждение направлено поручение о том, что денежные средства являются перечисленными . Организации рассчитываются с бюджетом по установленным налогам, пеням и штрафам за различные нарушения.

Перечисления в бюджет оформляются платёжными поручениями. Заполнение платёжного поручения осуществляется на основании требований, изложенных в Положении Банка России от 19.06.2012 № 383-П (далее по тексту Положение № 383-П) «О правилах осуществления перевода денежных средств».

Форма платежного поручения утверждена Приложением 2 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления банками и кредитными организациями перевода денежных средств в отечественной валюте на территории Российской Федерации», далее – Положение № 383-П, которое принято с учетом требований Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». С 04.02.2014 г. вступили в силу новые Правила указания информации в платежных поручениях (утв. Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н).

В платежном поручении с 01.01.2014 г. в поле 105 указывается код общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (далее по тексту ОКТМО). С 31.03.2014 г. появился новый реквизит – код УИН.

Поле 101 – (статус того, кто платит налог или страховой взнос) появились и новые значения (теперь их 26, а раньше их было 20). По-прежнему, перечисляя налоги, бухгалтеру компании надо указывать статус 01 или 02 (если компания является налоговым агентом).

Поле 104 – содержит информацию о коде бюджетной классификации.

Поле 110 – стало меньше типов платежа (до 2014 г. их было 10, а осталось всего два – «ПЕ» (пени по налогам), «ПЦ» (проценты по налогам). При уплате других сумм (например, налога или штрафа) указывается «0». То же самое касается ситуации, когда компания перечисляет страховые взносы.

Перечисляют налоги и взносы по коду бюджетной классификации (далее по тексту КБК), разновидности которого представлены в приложении В.

В течение расчетного периода организации уплачивают страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.

Страховые взносы начисляются в рублях и копейках. В отчетности начисленные суммы должны быть также без округлений.

Реквизиты платёжного поручения – это обязательные данные, количество и значение которых устанавливается Положениями Банка России и дополняется нормативными актами Министерства Финансов Российской Федерации, а неразрешённое отсутствие части реквизитов в платёжном документе влечёт за собой невозможность исполнения банком распоряжения клиента по переводу денежных средств.

Каждый реквизит платёжного поручения имеет свой номер, все реквизиты платёжного поручения пронумерованы в соответствии с установленными правилами, и располагаются в строго отведённых им местах (полях) бланка платёжного документа. Реквизиты платёжного поручения на электронные переводы ограничиваются ещё и максимальным количеством символов, которые можно посмотреть в приложении 11 к Положению № 383-П.

Чтобы платёж попал по назначению, платёжное поручение должно быть заполнено без ошибок, для чего клиенту банка необходимо знать правила заполнения платёжного поручения и естественно иметь все необходимые для этого реквизиты.

В соответствии со статьей 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

В случае если неуплата совершенна умышленно, то предусматривается штраф в размере 40 % от неуплаченной суммы налога или страховых взносов.

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 09:21, курсовая работа

Описание работы

Любое предприятие становится налогоплательщиком с момента государственной регистрации. Это означает, что оно должно уплачивать в бюджет и во внебюджетные фонды налоги, акцизы, сборы и иные обязательные платежи.
Нарушение этой обязанности влечет административную ответственность для предприятия и его руководителя в виде штрафов. Кроме того, Российским уголовным законодательством установлено наказание за различные виды налоговых преступлений.
Для открытия счета в банке, то есть для начала фактического ведения хозяйственных операций, требуется представить документ, подтверждающий постановку предприятия на учет в налоговом органе. Необходимо также уведомить налоговый орган об открытии счета в банке и об его реквизитах.
Таким образом, налоговые службы получают возможность контролировать своевременность и правильность налоговых платежей предприятия.

Работа содержит 1 файл

налоги.docx

Любое предприятие становится налогоплательщиком с момента государственной регистрации. Это означает, что оно должно уплачивать в бюджет и во внебюджетные фонды налоги, акцизы, сборы и иные обязательные платежи.

Нарушение этой обязанности влечет административную ответственность для предприятия и его руководителя в виде штрафов. Кроме того, Российским уголовным законодательством установлено наказание за различные виды налоговых преступлений [8].

Для открытия счета в банке, то есть для начала фактического ведения хозяйственных операций, требуется представить документ, подтверждающий постановку предприятия на учет в налоговом органе. Необходимо также уведомить налоговый орган об открытии счета в банке и об его реквизитах [3, c.65].

Таким образом, налоговые службы получают возможность контролировать своевременность и правильность налоговых платежей предприятия.

1. Возникновение и развитие налогообложения и налоговых систем

Налоги в качестве основного источника покрытия затрат исторически присущи государству, требующего постоянного финансового обеспечения для своего функционирования.

Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований:

1. появление товарного производства;

2. возникает государственный аппарат;

3. появляется необходимость финансирования судов, армии, то есть расходов государства.

Выделяют следующие этапы эволюции налогообложения:

1. Древний Мир (период 4 тысячелетия до нашей эры – 6 век нашей эры). На этом этапе появляются налоги, складываются механизмы их взыскания. Они бессистемны, взимаются по мере необходимости. Налоги взимаются в натуральной форме. В этот период помимо налогов существуют следующие источники государственных доходов: военная добыча, доходы от использования государственного имущества, доходы от государственных монополий.

2. Средние века (6-18вв.) – феодальный строй. Налоговые системы развиты слабо и крайне запутанны. В начале периода платежи нерегулярны, вводятся по мере необходимости. Большое значение приобретает косвенное налогообложение – акцизы, взимаемые у городских ворот. К концу периода формируется система подоходного и поимущественного налогообложения. В большинстве стран складывается схема: сельское население уплачивает феодалу подушный налог. Король время от времени изымал часть собственности у своих вассалов. Древний источник пополнения казны – судебные и ремесленные пошлины. Акцизы выдаются на продукты, бумагу.

3. Новое время (18-19вв.) – буржуазное общество. Оно характеризуется буржуазными революциями, утверждается юридическое равенство всех граждан в сфере правовых отношений. К середине 19 века уменьшается число налогов, и налоги становятся источником пополнения бюджета государства.

4. Новейшее время (20-21вв.). Налоговые теории опробованы в ходе налоговых реформ, заложены современные налоговые системы, в которых прямые налоги занимают ведущее место. На рубеже 20-21вв. в Европе начинает формироваться налоговая система европейского сообщества.

Уровень развития системы налогообложения в той или иной стране напрямую зависит от уровня развития государства, его потребностей в финансировании управленческого аппарата [8].

Любая налоговая система не может считаться идеальной и становится неэффективной.

1.1 Функции налогов

Налоги – необходимый атрибут государства, без которого оно не может существовать. Налоги составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований. Функциональное назначение налогов состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, т. е. в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества. Уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти [3, c.54].

Существуют разные позиции по вопросам, связанным с формированием перечня функций налогов. Один подход заключается в том, что налоги выполняют четыре функции: фискальную, социальную, регулирующую и контрольную. Другой подход заключается в том, что выделяются следующие основные функции налогов: фискальная, регулирующая, социальная. Третий подход заключается в том, что выделяются регулирующая и фискальная функции как единственные функции налога.

В состав основных функций, выполняемых налогом, включаются следующие:

1. Казначейская функция характеризует налог ответом на вопрос, куда поступает налог, где он мобилизуется для последующего перераспределения. Казначейская функция возникает у налога в связи с его поступлением в строго определенный централизованный фонд – бюджет и показывает формирующую бюджетные доходы роль налога. При этом следует различать фискальную (казначейскую) функцию налога и его фискальное значение, так как они имеют разные признаки проявления. Казначейская функция определяет направление движения налога и его предназначение конкретному бюджету, в то время как фискальное значение налога связано с его обременительной функцией через величину налога и показывает абсолютную и относительную доли конкретного налога в общей структуре налоговых доходов бюджетов [9].

2. Обременительная функция указывает количественную сторону налога и отвечает на вопросы, каков налог по величине, насколько в абсолютном и относительном выражении он обременителен для налогоплательщика. Этой функции свойственно распределение между налогоплательщиками с учетом их податных возможностей налоговой нагрузки в соответствии с социально-экономическими приоритетами государственной политики. Дифференцирование обременительного эффекта производится с помощью двух элементов налога – налоговой ставки и налоговых льгот.

Повышение общего уровня обременительного эффекта налога может происходить в результате перехода налоговой базы на иные стоимостные показатели или при включении в объект налога дополнительных элементов.

3. Аналитическая функция позволяет сделать определенные выводы о характерных особенностях макроэкономического развития страны в сложившихся на конкретно-исторический момент социально-экономических условиях. Помимо макроэкономического анализа, эта функция позволяет выделить не только причины, которые привели к несоответствию фактически полученных налоговых доходов их прогнозируемым величинам по отдельно взятым налогам, но и процессы, повлиявшие на динамику налоговых поступлений при их сравнении с налоговыми доходами за разные периоды времени.

В связи с тем, что социальная функция не выявляет и не характеризует конкретное, индивидуально-определенное свойство налога, можно говорить об отсутствии у налога социальной функции.

1.2 Классификация налогов и сборов в Российской Федерации

НК РФ предусматривает одну классификацию налогов и сборов: все налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации, делятся на федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12 НК РФ), [4, c.21]. Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. Региональными – налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях субъектов РФ. Местными – налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований [8].

В ст. 13–15 НК РФ закрепляется следующая система налогов и сборов.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1)налог на добавленную стоимость [4, гл. 21 НК РФ];

2) акцизы [4, гл. 22 НКРФ];

3) налог на доходы физических лиц [4, гл. 23 НК РФ];

4) социальные вычеты;

5) налог на прибыль организаций [4, гл. 25 НК РФ];

6) налог на добычу полезных ископаемых [4, гл. 26 НК РФ];

7) водный налог [4, гл. 25.2 НК РФ];

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов [4, гл. 25.1 НК РФ];

10) государственная пошлина [4, гл. 25.3 НК РФ].

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций [4, гл. 30 НК РФ];

2) транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Налоги подразделяются также на прямые и косвенные.

Прямые налоги подразделяются на личные и реальные. Размер личных налогов определяется полученными доходами, реальные налоги исчисляются в зависимости от предполагаемых доходов.

Косвенные налоги подразделяются на универсальные и специальные. Универсальным является налог, которым облагается реализация практически любого товара. Обложению специальными налогами (например, акцизами) подлежит узкий, ограниченный перечень товаров.

По порядку исчисления налоги подразделяются на окладные и неокладные. Окладные налоги исчисляются налоговыми органами. К ним относится ряд налогов, уплачиваемых физическими лицами (транспортный налог, земельный налог). Налоги, исчисляемые частными лицами, считаются неокладными [9].

Целевые и общие (нецелевые) налоги. Налоги не могут увязываться с определенными расходами бюджета, они обеспечивают общую совокупность всех расходов государства.

В определенных случаях налог может носить целевую направленность, обусловленную интересами определенных групп населения либо отраслей хозяйств или ведомств.

Ординарные и чрезвычайные налоги. Чрезвычайные налоги вводятся в условиях каких-либо особых обстоятельств, к которым могут относиться стихийные бедствия, войны, блокады, техногенные аварии и катастрофы.

По объекту обложения могут быть: налоги на имущество, налоги на доходы (прибыль), на определенные виды деятельности.

Налоги и сборы также систематизируются по другим основаниям: налоги, уплачиваемые физическими лицами, организациями, смешанные налоги, уплачиваемые как физическими лицами, так и организациями [4, c.67].

2. Взаимоотношения предприятий с бюджетными и внебюджетными фондами

2.1 Налоги, уплачиваемые предприятиями в бюджетные фонды

Организации рассчитываются с бюджетом по налогу на прибыль, налогу на имущество, налогу на добавленную стоимость, специальные налоговые режимы, земельный налог, транспортный налог, водный налог.

Рассмотрим каждый из этих налогов.

1. Налог на прибыль организаций

Данный налог является федеральным. Нормативной базой является 1 часть Налогового Кодекса, далее НК, и глава 25.

Плательщиками являются: российские организации, иностранные организации, получаемые доходы от деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ.

Не являются плательщиками: организации, переведенные на специальные налоговые режимы [5, c.87].

Объект налогообложения – это прибыль, получаемая налогоплательщиками. Для российских организаций, осуществляющих свою деятельность через постоянные представительства, объектом является «доходы – расходы». Для иностранных организаций, которые получают доходы от источников в РФ, объектом являются доходы.

1.1 Ставки налога

Общая ставка – 20%, она делится: федеральный бюджет – 2,5%, региональный бюджет – 17,5%.

Ставка 20% - на доходы иностранных организаций, получаемые от источников в РФ не через постоянные представительства. Ставка 15% - на проценты по государственным и муниципальным ценным бумагам, а также дивиденды, получаемые российскими организациями от иностранных и иностранных организаций от российских. 9% - дивиденды, получаемые от российских организаций российскими организациями. 10% - дохода от использования и сдачи транспортного имущества в аренду иностранным организациям. 0% - на проценты по государственным и муниципальным облигациям, которые были выпущены до 20 января 1997 года [10].

1.2 Налоговая база

Налоговая база – это денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.

Дохода для целей налогообложения подразделяют на 2 категории:

1. доходы, связанные с реализацией товаров, работ, услуг:

а) выручка от реализации товаров собственного производства;

б) выручка от реализации ранее приобретенных товаров;

в) выручка от реализации имущественных прав;

Читайте также: