Объект субъект налоговых правоотношений урок

Опубликовано: 09.05.2024

Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах (налоговые отношения), являются разновидностью финансовых отношений и, зафиксированные в системе правовых актов обычаев делового оборота и общеправовых принципов, составляют налоговое право, которое является подотраслью (частью) финансового права.

Отношения, регулируемые НК РФ, относятся в финансовым правоотношениям и отражают регулятивные и охранительные функции права, реализуемые в области налогообложения.

Основные функции:

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговое правоотношение – это общественное отношение, возникающее на основе реализации норм налогового права.

Ориентируясь на действующее налоговое законодательство, концепцию НК РФ, можно выделить несколько типов отношений, регулируемых налоговым правом. К ним относятся отношения между:

– субъектами государственной власти, находящимися на различном уровне, выступающими носителями полномочий по реализации совместной компетенции Федерации и ее субъектов в области налогообложения;

– государственными органами по налоговому регулированию и контролю и налогоплательщиками при определении налогооблагаемой базы и экономической эффективности по конкретному виду налога;

– различными видами налогоплательщиков и органами налогового регулирования и контроля при реализации прав и обязанностей этих участников налоговых правоотношений;

– налогоплательщиками и органами налогового регулирования и контроля, связанные с определением сроков, места, источника получения доходов;

– налогоплательщиками и органами налогового регулирования и контроля по исполнению налоговых обязанностей;

– субъектами налогового контроля (органами исполнительной власти) и налогоплательщиками по осуществлению налогового контроля;

– налоговыми органами и их должностными лицами и налогоплательщиками по порядку обжалования действий или бездействия налоговых органов;

– органами уголовного и административного судопроизводства и налогоплательщиками – нарушителями налогового законодательства в производстве по делам о налоговых нарушениях, а также отношения в области применения мер ответственности со стороны налоговых и судебных органов, органов государственной власти и местного самоуправления за нарушение норм налогового законодательства.

Классификация:

1) по основным функциям права:

а) Регулятивные правоотношения составляют основную массу отношений в сфере правового регулирования налогообложения. Они обеспечивают реализацию регулятивной функции права:

– абсолютные это те, в которых уполномоченному лицу противостоит не всякий, а вполне определенный субъект, обязанный совершать или не совершать определенные действия,

– относительные – лицу противостоит совершенно определенное обязанное лицо.

б) Охранительные налоговые правоотношения выполняют вспомогательную роль по отношению к регулятивным, возникают в связи с нарушением налогово-правовой нормы и основываются на санкции налогово-правовой нормы.

2) По характеру налогово-правовых норм: материальные и процессуальные;

3) На основании особенностей их объекта: имущественные и неимущественные;

4) По структуре их юридического содержания: простые и сложные.

Элементами структуры налогового правоотношения является:

– юридическое содержание, т. е. права и обязанности субъектов.

Субъекты налоговых правоотношений – лица, участвующие в конкретном правоотношении и являются носителями прав и обязанностей.

Классификация субъектов налоговых правоотношений:

1. По способу нормативной определенности:

– зафиксированные налоговым законодательством в качестве субъектов налоговых отношений;

– не зафиксированные налоговым законодательством в качестве субъектов налоговых отношений.

2. По характеру фискального интереса:

3. По степени имущественной заинтересованности в возникновении налоговых отношений:

– имеющие непосредственный собственный имущественный интерес в налоговых отношениях;

– не имеющие непосредственного собственного имущественного интереса в налоговых отношениях.

НК РФ фиксирует понятие «участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах» (ст. 9), к числу которых относятся:

– налогоплательщики – организации и физические лица;

– сборщики налогов и сборов – государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов;

– органы государственных внебюджетных фондов;

– иные уполномоченные органы – органы, наделенные компетенцией относительно решения вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК РФ.

Объект правоотношения не включается в его структуру; он находится за рамками налогового правоотношения. Объекты налоговых правоотношений могут быть подразделены на две группы: отделимые и неотделимые от материального содержания правоотношения.

Отделимые объекты – это такие, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вытекают из анализа налоговых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира.

Неотделимые объекты – те, которые не зафиксированы в нормах налогового права, а могут быть выделены лишь в процессе научного абстрагирования и представляют собой результат деятельности субъектов налогового правоотношения, неотделимый от его материального содержания.

К отделимым объектам налоговых правоотношений относятся:

– инвестиционный налоговый кредит;

– штрафы, недоимки, пени;

К неотделимым – налоговый контроль как явление, представляющее собой результат деятельности налоговых органов, осуществляющих его в ходе налогово-контрольного правоотношения.

Всякое правоотношение связано с юридическими фактами.

Юридические факты в налоговом праве выполняют свою главную функцию – обеспечивают возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Функции юридических фактов:

– значимого элемента налогово-правового регулирования;

– активную информативную, которая связана с предварительным воздействием норм права на общественные отношения;

– стимулирующая, т. е. юридические факты стимулируют субъекта налогового права к тем видам деятельности, которые социально необходимы, значимы, полезны для субъекта.

Классифицируются юридические факты на:

а) юридические действия – это волевое поведение людей, внешнее выражение воли и сознания граждан, воли организаций и общественных образований. Они делятся на правомерные действия и неправомерные действия. В свою очередь правомерные действия делятся на:

– юридические поступки – действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица;

– юридические акты – действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия: правовые акты индивидуального регулирования и прочие акты волеизъявления субъектов финансового права.

Акты индивидуального регулирования могут быть подразделены на налогово-правовые и прочие.

Среди налогово-правовых актов индивидуального регулирования главное место занимают субординационные акты, что обусловлено жестким методом финансово-правового регулирования.

Координационные налогово-правовые акты индивидуального регулирования являются результатом выработки сторонами соглашения, соответствующего нормам права и отражающего их волю.

К правомерным юридическим действиям (как основаниям развития налоговых правоотношений) могут быть отнесены и прочие акты волеизъявления субъектов налогового права. Среди них, главным образом, заявления, которые согласно законодательству должны подать субъекты налогового права для получения налоговых отсрочек, инвестиционного налогового кредита, а также налоговая декларация.

В числе правомерных юридических фактов, с которыми связывается движение финансовых правоотношений, можно назвать и такие правомерные действия, как юридические поступки. Они характеризуются тем, что приводят к юридическим последствиям независимо от намерений лица.

б) юридические события – это обстоятельства, не зависящие как юридические факты от воли людей: относительные и абсолютные события.

Относительные события – это явления, вызванные деятельностью человека, но выступающие, независимо от причин, их породивших.

Абсолютные события – это обстоятельства, которые не вызваны волей людей и не выступают в какой-либо зависимости от нее.

К юридическим фактам-событиям, вызывающим движение финансовых правоотношений, должны быть отнесены и сроки.

Так, истечение срока, на который налогоплательщику предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты налога (ст. 64 НК РФ), является юридическим фактом, который изменяет финансовое правоотношение по уплате налога.

7.2. Структура налоговых правоотношений. Объект налоговых правоотношений

Элементами структуры налогового правоотношения является:

– юридическое содержание, т. е. права и обязанности субъектов.

Субъекты налоговых правоотношений – лица, участвующие в конкретном правоотношении и являются носителями прав и обязанностей.

Классификация субъектов налоговых правоотношений:

1. По способу нормативной определенности:

– зафиксированные налоговым законодательством в качестве субъектов налоговых отношений;

– не зафиксированные налоговым законодательством в качестве субъектов налоговых отношений.

2. По характеру фискального интереса:

3. По степени имущественной заинтересованности в возникновении налоговых отношений:

– имеющие непосредственный собственный имущественный интерес в налоговых отношениях;

– не имеющие непосредственного собственного имущественного интереса в налоговых отношениях.

НК РФ фиксирует понятие «участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах» (ст. 9), к числу которых относятся:

– налогоплательщики – организации и физические лица;

– сборщики налогов и сборов – государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов;

– органы государственных внебюджетных фондов;

– иные уполномоченные органы – органы, наделенные компетенцией относительно решения вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК РФ.

Объект правоотношения не включается в его структуру; он находится за рамками налогового правоотношения. Объекты налоговых правоотношений могут быть подразделены на две группы: отделимые и неотделимые от материального содержания правоотношения.

Отделимые объекты – это такие, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вытекают из анализа налоговых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира.

Неотделимые объекты – те, которые не зафиксированы в нормах налогового права, а могут быть выделены лишь в процессе научного абстрагирования и представляют собой результат деятельности субъектов налогового правоотношения, неотделимый от его материального содержания.

К отделимым объектам налоговых правоотношений относятся:

– инвестиционный налоговый кредит;

– штрафы, недоимки, пени;

К неотделимым – налоговый контроль как явление, представляющее собой результат деятельности налоговых органов, осуществляющих его в ходе налогово-контрольного правоотношения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

6.6.1. Порядок формирования информации о постоянных и временных разницах, отложенных налоговых активах и отложенных налоговых обязательствах

6.6.1. Порядок формирования информации о постоянных и временных разницах, отложенных налоговых активах и отложенных налоговых обязательствах В соответствии с п. 4 ПБУ 18/02 под постоянными разницами понимают доходы и расходы:а) формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток)

6.6.2. Порядок отражения в бухгалтерской отчетности отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств

6.6.2. Порядок отражения в бухгалтерской отчетности отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств В соответствии с п. 19 ПБУ 18/02 организации могут отражать суммы отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств в бухгалтерском

7. Понятие и особенности банковских правоотношений

7. Понятие и особенности банковских правоотношений Предмет изучения банковского права– банковские правоотношения.Банковские правоотношения– это урегулированные нормами банковского права общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности банков и

49. Субъекты и содержания расчетных правоотношений

49. Субъекты и содержания расчетных правоотношений Структура расчетных правоотношений:1) объект правоотношений;2) содержание как совокупность прав и корреспондирующих им обязанностей субъектов.Объект – денежные средства клиента кредитной

5. Виды налоговых правоотношений

5. Виды налоговых правоотношений В зависимости от функций, выполняемых нормами права, принято различать регулятивные и охранительные налоговые правоотношения.К первым могут быть отнесены отношения по установлению, введению, взиманию налогов и сборов.Ко второму виду

39. Налоговые органы как субъекты налоговых правоотношений

39. Налоговые органы как субъекты налоговых правоотношений Законодательством предусматривается обязательное участие государства в налоговых правоотношениях в лице налоговых органов, к которым относятся Федеральная налоговая служба и ее территориальные

22. Общая характеристика банковских правоотношений

22. Общая характеристика банковских правоотношений Банковские правоотношения – это охраняемые государством общественные отношения, возникающие в сфере банковской деятельности, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и

23. Признаки банковских правоотношений

23. Признаки банковских правоотношений Банковские правоотношения имеют несколько существенных признаков:•?это общественные отношения, т. е. отношения между лицами (юридическими и физическими), имеющие общественную значимость.•?они являются денежными по своей

24. Юридическое содержание банковских правоотношений

24. Юридическое содержание банковских правоотношений Содержание банковских правоотношений, как и любых других правоотношений, может быть раскрыто через правовой статус субъектов таких правоотношений. Права, обязанности, а в определенных случаях и компетенция

35. Кредитная организация как участник банковских правоотношений

35. Кредитная организация как участник банковских правоотношений Кредитная организация – юридическое лицо, которое создается для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности, и имеет право осуществлять банковские операции и сделки на основании

7.1. Понятие налоговых правоотношений, их функции, виды

7.1. Понятие налоговых правоотношений, их функции, виды Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах (налоговые отношения), являются разновидностью финансовых отношений и, зафиксированные в системе правовых актов обычаев делового оборота и общеправовых

Лекция 8. Правовой статус налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых представителей

Лекция 8. Правовой статус налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых представителей 8.1. Понятие и виды налогоплательщиков и плательщиков сборов, их права и обязанности Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на

29. Основные черты страховых правоотношений

29. Основные черты страховых правоотношений Страховое правоотношение значительно отличается от других видов обязательственных правоотношений, поскольку обладает своим определенным набором индивидуальных черт. Это отличие проявляется во всех его структурных

31. Формы страховых правоотношений

31. Формы страховых правоотношений Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» выделяет две основные формы страхования:1) обязательное;2) добровольное. Страхование в добровольной и обязательной формах может быть как имущественным, так и

2.5. Обобщение информации о структуре налогового поля: состав и причины возникновения налоговых обязательств и налоговых вычетов в процессе хозяйственной деятельности

2.5. Обобщение информации о структуре налогового поля: состав и причины возникновения налоговых обязательств и налоговых вычетов в процессе хозяйственной деятельности Анализ хозяйственной деятельности предприятия позволяет при условии ее распределения на три этапа в

2.4. Сущность и виды предпринимательских правоотношений

2.4. Сущность и виды предпринимательских правоотношений Под предпринимательскими правоотношениями понимаются урегулированные нормами предпринимательского права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с ней связанной

Конспект урока

Урок №15. Финансовое право. Налоговое право

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Что регулирует финансовое право?

Что представляет банковская система?

Глоссарий по теме:

Банк – кредитная организация, осуществляющая операции по денежным вкладам, кредитованию, открытию и ведению банковских четов.

Лицензия – выдаваемое специально уполномоченным органом государственного управления или местного самоуправления разрешение на осуществление видов деятельности, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат лицензированию.

Вклад – денежные средства в валюте РФ или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода.

Финансовое право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, юридических и физических лиц.

Ключевые слова: Денежное обращение; наличное обращение; безналичное обращение; эмиссия денежных знаков; банк, лицензия; вклад; финансовое право

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 248с. – (Инновационная школа), стр.100-106.

На уроке мы узнаем, что такое финансовое право.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ касающихся вопросов финансового права.

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока.

Финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

Основной метод финансово-правового регулирования — государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями

Налоговое правоотношение — вид финансового правоотношения, урегулированное нормами подотрасли (раздела) финансового права — налоговым правом, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими в связи с взиманием налогов.

Субъекты налоговых правоотношений

В налоговых правоотношениях участвуют различные субъекты:

  • налогоплательщики (юридические и физические лица),
  • органы Министерства по налогам и сборам,
  • федеральные органы налоговой полиции,
  • кредитные организации.

В налоговых отношениях в определенных случаях участвуют и другие субъекты, например, работодатели (юридические лица и предприниматели, действующие без образования юридического лица) при перечислении налогов, взимаемых с заработной платы своих сотрудников.

Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение — обязательный безвозмездный платеж (взнос), размер которого определяется в соответствии с установленными налоговым законодательством правилами.

Содержание налогового правоотношения, как и любого другого правоотношения, раскрывается через права и обязанности субъектов правоотношения.

Налоговое правонарушение, согласно статье 106 НК РФ, — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность.

К ответственности за налоговые правонарушения могут быть привлечены как организации, так и физические лица в случаях, предусмотренных гл.16 Налогового кодекса. Последние могут быть привлечены к ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

Перечень налоговых правонарушений указан в главе 16 Налогового кодекса. К ним, в частности, отнесены:

  • нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе;
  • нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии счета в банке; непредставление налоговой декларации;
  • нарушение установленного способа представления налоговой декларации;
  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
  • неуплата или неполная уплата сумм налога;
  • невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов; несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения арестованным имуществом и имуществом, находящимся в залоге;
  • непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
  • неправомерное несообщение сведений налоговому органу;
  • неуплата налога в результате применения нерыночных цен;
  • несвоевременное представление уведомления о контролируемых сделках и указание в нем недостоверных сведений.

К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:

  • Несоблюдение сроков сдачи отчетности
  • Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля
  • Ненадлежащее ведение бухучета

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

  • уклонение от уплаты налогов, реализованное путем непредставления обязательной документации в контролирующий орган
  • умышленное включение в такую документацию сведений, не соответствующих действительности
  • ответственность предпринимателей и организаций в случае сокрытия принадлежащего им имущества, на которое может быть обращено взыскание при неисполнении ими своих обязательств налогоплательщиков

Права налогоплательщиков

  • Получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах.
  • Получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.
  • Использовать налоговые льготы, если они предусмотрены законодательством.
  • Проводить зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, страховых взносов, пеней, штрафов.
  • Представлять пояснения по исчислению и уплате налогов, страховых взносов, а также по актам проведенных налоговых проверок.
  • Требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах.
  • Не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов.
  • Обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.
  • На соблюдение и сохранение налоговой тайны.

Обязанности налогоплательщиков

  • Уплачивать законно установленные налоги и сборы.
  • Вести в установленном порядке учет доходов и расходов.
  • Представлять налоговые декларации (расчеты).
  • Исполнять обязанности налогового агента.
  • Применять контрольно-кассовую технику (или бланки строгой отчетности).
  • Сообщать в свой налоговый орган обо всех подразделениях, созданных на территории Российской Федерации (кроме филиалов и представительств) в течение 1 месяца со дня создания. Об изменении сведений об обособленном подразделении – в течение 3 дней со дня изменения.
  • Сообщать по утвержденной форме в свой налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, которые закрываются, в течение 3 дней со дня принятия решения о закрытии.
  • Сообщать по утвержденной форме в налоговую инспекцию обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в течение 1 календарного месяца.
  • Не менее 4 лет обеспечивать сохранность налоговой и в течение 5 лет бухгалтерской отчетности.

Разбор типового тренировочного задания

Прочитайте суждения. Впишите правильные слова в клетки.


По горизонтали:

1. денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени

3. одна сотая доля

По вертикали:

2. термин, означающий недостачу, недостаточность в чём-либо

Разбор типового контрольного задания

Соотнесите функции центрального и коммерческих банков

мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал

консультирование, предоставление экономической и финансовой информации

кредитование предприятий, государства и населения

Хранение золотого и валютного запаса страны

Осуществление национальной денежно-кредитной политики

Налоговые отношения возникают и проявляются в том случае, когда определены субъекты и объекты отношений, и установлено содержание правоотношений между субъектами по поводу объектов.

Субъектами налогового правоотношения являются лица, между которыми возникают отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах.

Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение – налог или сбор, условия, установления которого определяются законодательством о налогах и сбора.

Под содержанием налогового правоотношения понимаются права и обязанности субъектов правоотношения, возникающие в связи с наличием (появлением) объектов правоотношения.

Субъектами налогового правоотношения в соответствии со ст. 9 НК РФ являются:

• организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

• организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

• налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

• таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).

В соответствии со ст. 9 НК РФ только выше перечисленные органы являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Исходя из норм НК РФ участниками налоговых отношений также являются:

• Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

• органы внутренних дел;

• органы, осуществляющие учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы);

• кредитные организации (банки);

• процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели).

Как видим, налоговое правоотношение складывается между различными категориями субъектов, но основными группами субъектов являются налогоплательщик (плательщик сборов) и налоговые агенты с одной стороны, и налоговые и таможенные органы с другой.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

При характеристике налогоплательщиков - физических лиц следует иметь в виду, что возникновение налоговой обязанности у физического лица не связано с наступлением какого-либо возраста.

Помимо российских организаций и физических лиц-резидентов, налогоплательщиками могут быть и иностранные организации и физические лица – налоговые нерезиденты, имеющие имущество и доходы из источников на территории Российской Федерации. Налогообложение нерезидентов осуществляется не только на основании российского налогового законодательства, но и в соответствии с международными договорами, регулирующими отношения в целях избежания двойного налогообложения.

Всех участников налоговых правоотношений можно разделить на три группы:

• органы налогового администрирования – налоговые, таможенные, финансовые, внутренних дел и др.;

• лица, осуществляющие информационно-техническое обеспечение налогового администрирования – процессуальные лица, кредитные организации, регистраторы и т.д.;

• налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты.

Законодательство о налогах и сборах помимо основных субъектов налоговых отношений, к которым относятся налогоплательщики и плательщики сборов – с одной стороны, и государство в лице уполномоченных налоговых органов – с другой, определяет и иных участников налоговых правоотношений, наиболее значимый из которых является налоговый агент.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены, в том числе обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджетную систему Российской Федерации налогов. Таковыми являются, в частности, организации и предприниматели, выплачивающие доходы гражданам, и поэтому обязанные исчислить, удержать и перечислить в бюджет суммы налога на доходы своего работника.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, в том числе право на обеспечение и защиту своих прав.

Налоговые агенты обязаны:

• правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации;

• письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

• вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

• представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

• в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговый кодекс, учитывая особенности развития гражданского оборота в условиях рынка, предусматривает возможность привлечения к уплате налогов и сборов не только налогоплательщиков (плательщиков сборов и налоговых агентов), определенных законодательством о налогах и сборах, но и иных лиц. Для этого вводится понятие «взаимозависимые лица» (ст. 20 НК РФ), которыми признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

• одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%;

• одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

• лица состоят в брачных, родственных отношениях, отношениях свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

НК РФ с учетом норм гражданского законодательства Российской Федерации предусматривает в налоговых правоотношениях институт представительства.

Представительство может осуществляться в двух формах: как законное представительство и уполномоченное представительство.

В соответствии со ст.

Законными представителями налогоплательщика-организации являются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. В качестве законного представителя организации, как правило, выступают руководитель организации и его заместители.

Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Поэтому в налоговых правоотношениях в качестве законных представителей физических лиц могут выступать:

• родители - для несовершеннолетних, в том числе усыновленных детей;

• опекуны - для опекаемых;

• попечители - для подопечных.

Законный представитель физического лица действует от его имени без доверенности.

Любой налогоплательщик (плательщик сборов), налоговый агент вправе уполномочить физическое или юридическое лицо представлять его интересы в налоговых органах и перед другими участниками налоговых отношений.

Такой представитель именуется уполномоченным представителем.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

При этом следует отметить, что действие либо бездействие уполномоченного представителя налогоплательщика-организации не признается автоматически действием либо бездействием самого налогоплательщика, как это имеет место для законного представителя.

Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Лицам, которые в силу служебного положения могут влиять на выполнение налогоплательщиком своих обязанностей, не дано право быть его представителями по назначению.

Это должностные лица:

• налоговых и таможенных органов;

• органов государственных внебюджетных фондов;

• органов внутренних дел;

В законодательстве выделяются лица, обязанные контролировать правильность исчисления и полноту уплаты налогов и сборов, к которым могут быть отнесены суды, нотариусы, органы регистрации актов гражданского состояния и т.п. Суды, например, не принимают к рассмотрению исковые заявления, если не уплачена государственная пошлина.

К лицам, обязанным информировать налоговые органы о фактах, имеющих значение для налогообложения, относятся органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой. Указанные лица обязаны сообщать о выдаче свидетельств о нотариальном удостоверении договоров дарения в налоговые органы соответственно по месту своего нахождения, месту жительства не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения. При этом информация об удостоверении договоров дарения должна содержать сведения о степени родства между дарителем и одаряемым (п. 6 ст. 85 НК РФ).

НК РФ в ряде случаев устанавливает обязанность соответствующих лиц представлять налоговым органам данные, необходимые для исчисления налога, а также для организации налогового контроля. К ним относятся органы, регистрирующие или учитывающие недвижимое имущество, транспортные средства, являющиеся объектами налогообложения (п.

В процессе проведения контрольных мероприятий налоговые органы могут привлекать лиц, обладающих специальной квалификацией, знаниями, например, экспертов, специалистов, переводчиков. Эти лица обязаны оказывать содействие налоговым органам в проведении мероприятий налогового контроля. Права и обязанности этих лиц определены ст. 95-97 и 129 НК РФ.

Помимо названных лиц, налоговые органы привлекают свидетелей, предусмотрев в ст. 128 НК РФ ответственность свидетеля за отказ или уклонение от показаний либо за заведомо ложные показания. К этой же категории лиц могут быть отнесены и понятые, которые привлекаются налоговыми органами, в частности, при проведении осмотра помещения или территории налогоплательщика (ст. 98 НК РФ).

Особое положение в налоговых правоотношениях занимают банки, которые одновременно являются и налогоплательщиками, и налоговыми агентами. На них возлагаются также иные обязанности публично-правового характера.

За неисполнение этих обязанностей банки несут ответственность, предусмотренную нормами гл. 18 НК РФ. К этим обязанностям можно отнести:

• соблюдение порядка открытия счета налогоплательщику;

• соблюдение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;

• обязанность исполнять решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

• обязанность исполнять решение о взыскании налога, сбора, а также пени;

• обязанность по предоставлению налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков – клиентов банка.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА.

Глава VII.
НАЛОГОВОЕ ПРАВО

§ 47. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит.

В современных экономических условиях налоговые правоотношения приобрели особенно важное значение. Граждане всё яснее осознают, что общество не может стабильно жить и развиваться, если не создана справедливая налоговая система, если не пополняется государственная казна. Командно-административная система, существовавшая в нашей стране в советское время, не придавала налогам серьёзного значения. Это и понятно: государство являлось основным и фактически единственным собственником материальных ценностей и средств производства. С появлением бурно развивающегося бизнеса (малого, среднего и крупного) главным источником пополнения бюджета стало взимание налогов.

Эффективность налоговой системы зависит не только от умения государства собрать все необходимые налоги, но и от сознательности налогоплательщиков, их культуры, дисциплинированности, законопослушания. Можно сказать и короче – от их гражданственности.

Что же такое налог? Приведём словарное определение: налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических (т.е. граждан) и юридических (т.е. предприятий и организаций) лиц.

В Налоговом кодексе РФ дано его сложное определение. В упрощённом виде оно выглядит так: под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательными актами.

Собираемые государством налоги перечисляются в бюджеты соответствующего уровня и во внебюджетные фонды. В первом случае имеются в виду федеральный бюджет; бюджет субъектов Федерации; местный бюджет. Что касается внебюджетных фондов, то это, например, пенсионные фонды, в которые делают взносы как предприятия, так и отдельные граждане и из которых достигшим определённого возраста гражданам платят пенсию. О порядке и условиях осуществления «обязательного взноса», т.е. собственно налога, гражданами речь пойдёт в § 50 учебника.

Налогообложение в России регулируют нормы налогового права, которое является подотраслью финансового права. Предмет налогового права – установление видов налогов в государстве и порядок взимания у налогоплательщиков части их доходов в бюджет. Под доходами понимаются материальные ценности, полученные законным способом. Нормы налогового права императивны (т.е. обязательны, не допускают выбора). Налоговые отношения строятся поэтому как отношения власти и подчинения, возникающие в процессе изъятия части доходов у физических и юридических лиц (налогоплательщиков).


Система налогового законодательства в РФ определена Налоговым кодексом РФ (НК РФ). В Конституции РФ говорится, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57). Следовательно, данная обязанность является конституционной. НК РФ устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, определяет виды налогов и сборов (обязательных взносов за право совершать определённые действия, получение разрешений, лицензий), устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений, определяет формы и методы налогового контроля, устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений и др.

Налоговый кодекс РФ и подзаконные нормативные акты конкретизируют не только порядок установления и отмены налогов, задачи и функции налоговых инспекций, но и способы защиты прав и интересов участников (субъектов) налоговых правоотношений.

Большой интерес представляет перечень обязанностей и прав налогоплательщика.

• своевременно и в полном размере уплачивать налоги;

• вести бухгалтерский учёт, составлять отчёты о финансово-хозяйственной деятельности, если он её осуществляет;

• представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

• выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и др.

Обязанность физического лица по уплате налога прекращается с уплатой налога, отменой налога, а также смертью налогоплательщика. Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, либо отменой налога, либо ликвидацией юридического лица. Налогоплательщик имеет право:

• получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

• использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

• на своевременный зачёт или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;

• обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц и др.

Налоговое право выделяет субъекты и объекты налоговых правоотношений.

Субъектами (участниками) налоговых правоотношений являются налогоплательщики, государственные налоговые инспекции, налоговые агенты, органы Федеральной таможенной службы. Все они имеют соответствующие права и обязанности.

Объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, которое имеет стоимость, количество или физические характеристики и с которым налоговое законодательство связывает возникновение обязанностей об уплате налога. Под имуществом понимаются соответствующие виды объектов гражданских прав. Товаром в рамках НК РФ признаётся любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой для целей налогообложения считается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Обеспечивают собирание налогов с граждан и юридических лиц налоговые органы.

1. Налоговые инспекции, входящие в единую Федеральную налоговую службу РФ (ФНС РФ). Деятельность последней регулируется Положением «О Федеральной налоговой службе Российской Федерации». В эту систему, кроме собственно ФНС РФ, входят государственные налоговые управления ФНС по субъектам РФ и налоговые инспекции городов, районов, районов в городах.

2. Федеральная таможенная служба, которая также осуществляет некоторые налоговые функции.

3. Подразделения полиции и ФСБ, основная обязанность которых – обеспечение экономической безопасности России. Эти подразделения выявляют, предупреждают и пресекают налоговые правонарушения. Особый предмет их внимания – налоговые преступления.

4. Органы Федерального казначейства, находящиеся в подчинении Министерства финансов РФ. Систему этих органов составляют: Главное управление Федерального казначейства, территориальные (субъектов РФ) управления и казначейства в городах. Органы Федерального казначейства призваны проводить государственную бюджетную политику, управлять доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета. Они имеют право требовать устранения выявленных финансовых нарушений на предприятиях и в органах государственной власти, приостанавливать операции по их счетам, выдавать предписания о взыскании бюджетных средств, используемых не по назначению, налагать штрафы.

В финансовых документах государственных и коммерческих предприятий, учреждений, организаций нередко случаются нарушения установленных норм. Чтобы контролировать ведение финансовой документации, существует так называемый аудит.

Аудит – это независимая экспертиза достоверности финансовой отчётности с точки зрения соответствия действующему законодательству. Аудиторскую деятельность осуществляют либо независимые аудиторы – эксперты, профессионалы, имеющие соответствующие полномочия, либо аудиторские фирмы. Предприятия могут заказать аудит для проведения экспертизы общего положения предприятия, эффективности его деятельности, оценки внешнеэкономической деятельности.

Заключение аудиторов может быть использовано для подтверждения достоверности отчётности предприятия, правильности сумм, подлежащих налогообложению.

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение понятия «налог».

2. Охарактеризуйте отношения, которые регулирует налоговое право.

3. Объясните, в чём особенности норм налогового права.

4. Назовите источники налогового права.

5. Какое значение имеет Налоговый кодекс РФ? Аргументируйте свой ответ.

6. Классифицируйте обязанности налогоплательщика.

7. Составьте схему прав налогоплательщика.

8. Систематизируйте в таблице информацию о субъектах и объектах налоговых правоотношений.

9. Опишите систему налоговых органов, их функции.

10. Охарактеризуйте аудит, его цель и значение.

11*. Используя дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы, проанализируйте функции налогов (фискальную, регулирующую, контрольную).

Вместе они родились, выросли, окрепли и набрались сил: солдат и сборщик налогов. Ибо слово «солдат» происходит от sold, a sold означает «деньги». Ну а деньги, если они должны попасть в руки государства, именуются в конечном счёте налогом. Оба они, солдат и сборщик налогов, создали в период между Средневековьем и Новым временем то, что наука называет сегодня ранним современным государством. Сборщик налогов кормил солдата, а солдат защищал, если доходило до войны, своего кормильца, «фискала»… Оба они знали, кем они были друг для друга.
(А. Смит, английский экономист)

Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
(А. Смит, английский экономист).

Функция обеспечения средств для финансирования расходов государства путём сборов налогов называется фискальной функцией налогообложения. Налоговая система хороша тогда, когда, во-первых, государству собираемых у нас денег хватает, чтобы выполнять свои функции – свои перед нами обязанности, а во-вторых, когда средств, остающихся у налогоплательщиков после уплаты налогов, хватает на приобретение определённого количества материальных благ требуемого качества и ассортимента.
(Домашняя юридическая энциклопедия).

Информация к размышлению

В рыночном хозяйстве налоги, помимо фискальной функции (т.е. осуществления надзора за пополнением за счёт налогов бюджетов – государственного, муниципального и т.д.), выполняют функцию регулирующую (т.е. стимулируют или душат экономические процессы). Высокие налоговые ставки противодействуют «перегреву» экономики. Низкие ставки поощряют экономическую активность.

Исследуем документы и материалы

Налоговый кодекс Российской Федерации
(Извлечения)

Статья 8. Понятие налога и сбора

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).

1. Что удобнее государству: собирать справедливые налоги с экономически самостоятельных субъектов или владеть всей собственностью в стране? Что выгоднее обществу?

2. Государство не может собрать всех запланированных налогов – где выход?

3. Почему уплата налога считается конституционной обязанностью граждан? Свой ответ обоснуйте.

Темы для проектов и рефератов

1. Субъекты и объекты налогообложения по НК РФ.

2. Налоги: исторический обзор.

3*. А. Смит о налогах в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776).

Читайте также: